Руководство по написанию исследовательской работы

Памятки школьнику

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Подготовка к защите исследовательской работы, реферата.

1.Введение:

  • почему выбрана эта теме?
  • какие вопросы, задачи стояли передо мной?
  • актуальность выбранной темы
  • можно провести обзор литературы, основных используемых источников

2.Общий обзор по содержанию работы:

  • «интересно было работать над…» (Почему?)
  • «испытал трудности при выполнении…» (Почему?)
  • какие вопросы рассматривались в каждом пункте основной части (краткая характеристика)

3. Заключение (подвести итог своей деятельности):

  • показать методы своей работы (теоретические и практические)
  • провести анализ результатов по достижению поставленных целей и задач: выполнены ли задачи, насколько выполнены, найден ответ или нет, оценить свой вклад в работу.
  • перспективы работы: « работа на этом не закончена и будет дальше развита мною в…»
  • значимость: где можно использовать эту работу?
  • чему научился в результате своей деятельности? (работать с литературой, вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма информации, систематизировать информацию, оформлять работу по требуемым стандартам…)

Как писать исследовательскую работу.

Дорогой друг, ты стоишь на пороге удивительного и увлекательного мира науки, в котором есть свои законы и правила, они кажутся сложными и непостижимыми. Ты растерян и не знаешь с чего начать работу? Наша памятка поможет тебе совершить много новых и интересных открытий.

1. Установочная консультация.

На ней ты можешь узнать у педагога требования к оформлению работы, познакомиться с основными особенностями и сложностями работы в выбранном направлении, критериями оценивания исследовательских работ.

2. Выбор темы.

Определи для себя проблему и тематику будущей работы, выбери объект и предмет исследования.

Попробуй выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи работы.

Определи, какие методы и методики исследования ты будешь использовать в своей работе.

3. Консультация.

Покажи педагогу результаты твоей самостоятельной работы, если есть затруднения, попроси помощи. На этой консультации ты должен точно уяснить сущность научной проблемы, уточнить параметры темы.

Вместе с руководителем составьте примерный план работы, в котором будут определены основные направления работы и сроки их выполнения.

Обрати внимание на рекомендации педагога относительно наиболее значимой по теме литературы, а так же советы относительно предполагаемой структуры работы.

4.Изучение литературы по теме:

Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. При чтении литературы выдели основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.

5. Составление корпуса черновых материалов

Составь план работы.

Если работа предполагает наличие эксперимента, обрати внимание на своевременность его проведения! Экспериментальная часть работы должна логически вытекать из теоретической, и результаты практической части должны быть обработаны и приведены в работе в полном объёме.

Сформируй компактный текст со всеми важными смысловыми оттенками и сохранением логики исследовательской мысли. В тексте должны найти место изложение и систематизация всех изученных тобой материалы, а так же твоя концепция.

6. Консультация

На этом этапе руководитель работы проверит черновой вариант работы, обратит твоё внимание на ошибки, недочёты, и предложит пути их устранения.

Совместно с педагогом вы откорректируете тему, цели, задачи работы.

Не забудь уточнить у руководителя правила оформления работы: структура, оформление ссылок, приложения, списка литературы, форматирование текста.

7. Оформление чистового варианта работы.

Оформи работу. Прочитай текст и отредактируй его. Обрати внимание на наличие ошибок и опечаток, корректность цитирования первоисточников, правильность оформления ссылок, соблюдение языковых и литературных норм.

8. Консультация

Предоставь чистовой вариант работы руководителю работы для составления рецензии.

9.Публичная защита

Выбери стиль выступления, который должен сочетать принципы научности и доступности.

Структура доклада должна включать в себя – научное обоснование проблемы, историографию вопроса, собственную концепцию, заключение.

Основные положения твоего доклада представь в виде компьютерной презентации.

Примерный план исследовательской работы.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

4. Список использованной литературы.

5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА» 

http://www.vsmu.by/images/stories/bio_microscope.png

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

СТРУКТУРА. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
И ОФОРМЛЕНИЯ.

Методист по
организационно-массовой работе

 естественнонаучного
направления

первой квалификационной
категории

               Ю.Г.
Сапожникова

Тогучин, 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА» 

http://www.vsmu.by/images/stories/bio_microscope.png

        В данном сборнике  представлены структура и  правила
оформления исследовательских работ, с помощью которых юный исследователь сможет
грамотно оформить и представить на публику, результат своего исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

1.     
Рекомендации по написанию исследовательской работы…………………………….4

1.1.Логика исследовательской работы
…………………………………………………4

1.2. Структура исследовательской
работы……………………………………………..5

1.2.1.     
Правила оформления титульного листа ……………………………………7

1.2.2.     
Правила оформления таблиц и иллюстраций …………………..…………7

1.2.3.     
Правила представления формул, написания символов ……………………8

1.2.4.     
Правила оформления цитат и ссылок ………………………………………9

1.2.5.     
Правила оформления приложений и примечаний ……………………….10

1.2.6.     
Правила оформления библиографического списка ………………………10

1.3. Процедура защиты исследовательской работы
…………………………………11

        
Приложение………………………………………………………………..…………………..…..12

1.     
РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО
НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

      
Исследовательская
работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной
основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной
работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.

      
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

ü
Найти
проблему – что надо изучить.

ü
Тема –
как это назвать.

ü
Актуальность
– почему эту проблему нужно изучить.

ü
Цель
исследования – какой результат предполагается получить.

ü
Гипотеза
– что не очевидно в объекте.

ü
Новизна –
что нового обнаружено в ходе исследования.

ü
Задачи
исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

ü
Литературный
обзор – что уже известно по этой проблеме.

ü
Методика 
исследования – как и что исследовали.

ü
Результаты
исследования – собственные данные.

ü
Выводы –
краткие ответы на поставленные задачи.

ü
Значимость
– как влияют результаты на практику.

           
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

           
Структура исследовательской работы стандарта, и от  стандартов нельзя
отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две
основные части: методологическую и процедурную.

           
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

       
Проблема
должна быть выполнима, решение её должно
принести реальную пользу участникам исследования.

       
Тема
должна быть актуальной, конкретной, 
реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный
момент или уточнения экологического, краеведческого характера.

        
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать –
это актуальность. Обосновать  актуальность можно с точки зрения научной,
социальной или личностной значимости.

         
В   исследовательской работе должна быть сформулирована цель —  это
сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в
ходе исследования.

         
После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели
– не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает
несколько. Задачи показывают, что вы  собираетесь делать, то есть это шаги,
которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно
связана со структурой исследования. 

         
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение
событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина
и не ложь – она просто  не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е.
подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть
реальной, непротиворечивой.

         
В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика
того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят
исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с
областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а
не делаете то, что уже давно сделали до вас.

           
Затем описывается  методика исследования. Её подробное описание должно
присутствовать в тексте  работы. Это описание того, что и как делал автор
исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются
методы исследования.

          
Далее  представляются  результаты исследования. Собственные данные,
полученные в результате  исследовательской деятельности. Полученные данные
необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по
проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

            
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что
другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки
практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

           
Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными,
представленными в тексте работы.  В процессе исследования часто  получается
большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие
данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно
помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом
исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал
может выноситься в приложение.

           
Наиболее выигрышной формой представления данных
является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

            
И завершается работа выводами,  в которых тезисно, по порядку
выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие
ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

            Цель может быть достигнута даже в том случае, если
первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

1.2.СТРУКТУРА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Структура
исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных
частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также
все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Традиционно сложилась
определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке
их расположения являются следующие:

1.      Титульный лист

2.      Оглавление

3.      Введение

                             3.1. Обзор литературы

4. Технология возделывания

4.1.

4.2.

4.3. ………

            5. Условия,
методика и схема проведения  опыта

5.1. Характеристика места
проведения исследования

            6. Методика исследования

6.1.  Объекты исследования

6.1.1. Характеристика сортов

6.2.. Методы исследования

7. Результаты исследования

8. Заключение (выводы)

9. Список использованной литературы

10. Приложения

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется  по
строго определенным правилам.

После титульного листа
помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки
исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя
сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной
темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают
методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных
результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень
ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также
содержит важные квалификационные характеристики.

В главах основной
части исследовательской работы
 дается анализ теоретического материала,
полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно
рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая
часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно
важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные
материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся
в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно
полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы
должны показать умение исследователя сжато,  логично и
аргументировано излагать материал.

Заключение – это не
просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части
информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные
итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части
работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы.
При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные
побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых
случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также
конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь.
Практические предложения значительно повышают ценность теоретического
материала.

            После  заключения
принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый
литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в
работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы
других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда
взяты приведенные материалы.  Ссылка на источник с указанием страниц
может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует
включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не
рекомендуется  размещать в списке справочники, энциклопедии,
научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий,
то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

1.2.1.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

      Титульный лист печатают на формате А4
по следующим правилам:

      В верхнем поле титульного листа
указывается название руководящей организации (полное наименование учебного
заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса,
куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от
остальной площади титульного листа  сплошной чертой. 

        В середине титульного
листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без
кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия,
имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя
работы.  Фамилия, инициалы, звание научного руководителя
указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и
год написания работы.

Внимание! Некоторые
моменты  в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости
от требований конкурса, на который представляется работа. 

1.2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Когда много цифрового, справочного
материала или имеется необходимость в его
сопоставлении,   оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни
заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица»
необходимо писать без сокращения, например:

 Как видно из таблицы…

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…

Если в работе две и более таблицы, то
они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте.
Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую
страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить
слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие,
допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на
следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного
материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок,
схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется,
когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма,
оборудования или их части.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной
передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с
документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его
индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и
научный документ (изображение ландшафта, вида растения или
животного,  расположение объекта наблюдения и т.д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных
обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства,
предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам
прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно
представить и в виде графиков. Графики используют как для
анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на
графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения,
числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные
пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а
расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на
графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые
деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать
значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть
выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на
стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны
быть с лицевой стороны.

1.2.3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ФОРМУЛ, НАПИСАНИЯ СИМВОЛОВ

Формула – это комбинация математических или химических знаков,
выражающих какое-либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными
строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк
рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения
и не пронумерованные.

Наиболее важные формулы, а также длинные
и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования,
интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с
химическими уравнениями.

Нумеровать следует только наиболее
значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул
обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и
располагают  у правого края страницы. Если номер не умещается после
формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы
в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю.
Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной
черты формулы.

Формула включается в предложение как
полноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки
препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Символ – это условное обозначение математических и физических
величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют
буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы
избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы.

Индексом могут служить строчные буквы
русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи.
Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается
одновременное применение верхнего и нижнего индексов.

Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация
должна отвечать следующим требованиям:

1.      Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.

2.      Начинаться со слова «где».

3.      Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В
формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом – знаменатель.

4.      Должна включать все символы из формулы, после которой
расположена.

Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:

  1. Между символом в расшифровке ставят тире.
  2. Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста
    запятой.
  3. После расшифровки перед следующим символом ставят точку с
    запятой.
  4. В конце последней расшифровки ставят точку, например:

V = S / t

где   – путь, м;

        t —  время, сек.

1.2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ЦИТАТ И ССЫЛОК

Для подтверждения собственных доводов
ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного
научного произведения следует приводить цитаты.  Каждая цитата
должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно
воспроизводить цитируемый материал. 

Допустимы лишь следующие отклонения:

1.                 модернизация орфографии и пунктуации по
современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не
являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2.                 развертывание произвольно
сокращенных  слов до полных с заключением дополнительной части
слова в прямые скобки, например: [сказать];

3.                 пропуск отдельных слов и фраз в цитате
при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет
обозначен многоточием;

4.                 изменение падежа цитируемых слов и
словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они
включены.

             Цитирование автора делается только по его
произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться
цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической
ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение
к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после
цитаты  ставят восклицательный знак или знак вопроса, который
заключают в круглые скобки.

Часто по ходу текста необходимо
делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы,
рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не
рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут
сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4,  с.34, гл.2.
Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует
писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Ссылку в тексте на отдельный раздел
работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая
впереди сокращение «см.».

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с
абзацного отступа арабскими цифрами без
скобки  и  размещают вверху строки (поднимают на один
щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к
отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он
относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце
перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного
знаков и многоточия).

Ссылки нумеруют в последовательном
порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию
ссылок начинают сначала.

Чтобы не быть обвиненным в научном
плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного
источника заимствован тот или иной материал.

1.2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИМЕЧАНИЙ

Приложение – это часть основного
текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но
является необходимой для более полного освещения темы.

Приложениями
могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и
т.д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.

Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы
на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа
с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический
заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют
арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых  даются
приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц
основного текста работы.

Примечания – это разъяснения,
дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри
текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно
значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце
глав и параграфов.

Примечания связываются с основным текстом, к которому они
относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда
нумеруются звездочками

1.2.6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

Библиографический список
(список использованной литературы)
 – список
источников, которыми пользовался автор при  написании
исследовательской работы. Такой список составляет одну из существенных частей
исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее
автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного
исследования.

В исследовательских работах в
библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в
основном тексте работы,  и которые фактически не были использованы.
Не включаются также справочники, энциклопедии, научно-популярные издания.

Список использованной литературы
оформляется после заключения к основному тексту исследовательской работы. Он
может быть сгруппирован различными способами: алфавитным, тематическим, по
видам изданий (официальные, государственные, справочные), смешанным, размещая
источники в том порядке, в котором они использовались в тексте.

Список литературы оформляется
нумерованным списком, при оформлении которого необходимо указать фамилию и
инициалы автора, название источника, том, страницу (если информация берется
выборочно), город, издательство, год издания, например:

1.      Скулачев В.П. Кислород в живой клетке: добро и
зло.  Соросовский
Образовательный Журнал. 1996,  № 3. Стр. 4-16

2.      Скулачев В.П. Мембранные преобразователи энергии. М.; Высш. шк.,
1989.

1.3.           
ПРОЦЕДУРА 
ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

       
Следующий этап —  доклад как закономерный итог выполнения исследовательской
работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

       
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе
доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание
всех глав и разделов работы.

Для
того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты
исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть
кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому
плану:

ü  Почему избрана именно эта тема?

ü  Какой была цель исследования?

ü  Какие ставились задачи?

ü  Какие гипотезы проверялись?

ü  Какие использовались методы и средства
исследования?

ü  Какие результаты исследования были получены?

ü  Какие выводы можно сделать по итогам
исследования?

ü  Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?

            
Надо иметь в виду, что  допускаемая регламентом  продолжительность выступления
7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое
главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если
без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться
отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения  самой
исследовательской работы.

       
Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.
Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

Приложение

ФРАЗЫ — ПОМОЩНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Тема
работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая
вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … /
задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и
выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность


стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за
того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На
сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили
изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна
нашего исследования.

Цель работы

Цель
работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для
достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень

Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые
понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий,
например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для
того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей
нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных
сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На
основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую
закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы
дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном
изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно
изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом
направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и

Назначение работы

Исследование
может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также
всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков
/ конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты
легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В
процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные
мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

·        
25

Как написать исследовательскую работу

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Структура и логика исследовательской работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  1. Найти проблемучто надо изучать.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать.

  1. Тема – как это назвать.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

  1. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время.

  1. Цель исследования – какой результат предполагается получить.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

  1. Гипотеза – что не очевидно в объекте.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения.

Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться какими-либо данными и логическими соображениями.

  1. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Исследовательская работа должна содержать новые результаты, ни кем ранее не полученные и не доказанные.

  1. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

  1. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

  1. Методика исследования – как и что исследовали.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  1. Результаты исследования – собственные данные.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел или данных, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

  1. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

  1. Значимость – как влияют результаты на практику.

.

Общие требования и правила оформления текстов исследовательской работы.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по истории).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Далее следует введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

Следующим идет основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела). В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть,  обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65].

И, наконец, заключение.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Правила оформления списка литературы

Самостоятельное издание:

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 46 с.

Статья из журнала:  

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. -1998. — №4. – с. 55-75.

Материал из сборника:

Матецкий Н.В. Учебные компьютерные задания в системе дистанционного обучения// Сб. научных трудов «На пути к 12-летней школе»/ По ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: РАО ИОСО, 2000. – с. 334-339

Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

Критерии оценки учебно-исследовательской работы 

1. Актуальность выбранного исследования.

2. Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

4. Владение автором специальным и научным аппаратом.

5. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

6. Практическая и теоретическая значимость исследования.

7. Четкость выводов, обобщающих исследование.

8. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности

Роль учителя в исследовательской деятельности — консультант, подсказывает направления, редактирует текст.

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.

Написание исследовательской работы – это очень интересный процесс. Желаю всем творческих успехов !!!

Если вы являетесь студентом высшего учебного заведения — то неминуемо столкнетесь с таким типом работы, как научное исследование. Исследования могут быть как научными, так и техническими или социальными. Его тип будет напрямую зависеть от вашей специальности, и вам предстоит провести исследовательскую работу на определенную и конкретную тему.

Впервые столкнувшись с такой работой, любой студент испугается, ведь не сразу понятно, с чего необходимо начинать. На самом деле у этого вопроса весьма простой ответ. В первую очередь необходимо определить цель исследования и желаемый результат. Имея определенную цель — вы сможете шаг за шагом продвигаться к ней, при этом не блуждая в массе бесполезной для вас информации.

Определение научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа (сокращенно НИР) представляет собой исследование научного характера, которое призвано расширить имеющиеся знания по теме, проверить работоспособность существующих гипотез либо установить некоторые закономерности в определенной области науки.

Научно-исследовательскую работу можно писать как самостоятельно, так и в паре со своим научным руководителем. Опытный специалист сможет поделиться с вами своими знаниями и поможет правильно сформулировать основную суть работы. НИР призвана раскрыть знания студента, а также продемонстрировать его умения применять эти знания в практических задачах.

Работа обязательно должна выглядеть полноценной и законченной. Начало исследования должно определять проблему и ставить задачи перед исследователем, а по окончанию обязательно должны присутствовать логические выводы, завершающие научно-исследовательский труд. В общей сложности текст работы должен быть написан связно, грамотно, не иметь резких перескоков с одной темы на другую, а также содержать специализированную терминологию там, где она уместна. Таким образом студент продемонстрирует свое умение четко и аргументированно формулировать мысль и понятно излагать ее на бумаге.

Научно-исследовательская работа может внешне напоминать другие самостоятельные работы, однако это далеко не реферат или статья — это личное исследование, где должен отслеживаться почерк автора. НИР совмещает в себе теоретические знания и практические навыки студента, и ему необходимо максимально раскрыться, чтобы продемонстрировать свой научный потенциал.

Благодаря такому типу работы студент сможет не только укрепить уже имеющиеся знания, но и приобрести практический опыт, а возможно даже найти совершенно новые и уникальные решения определенных задач. Также, выполняя работу самостоятельно, студент научится не только писать работы подобного рода, но и планировать ее, а также анализировать имеющиеся и полученные данные. Тем более, что знания, которые студент получит собственным трудом — намного лучше запомнятся и усвоятся в его памяти. Это особенно полезно, если вы планируете связать свое будущее с научной деятельностью.

Поэтапное выполнение НИР

Поскольку исследовательская деятельность является неотъемлемой частью современной системы образования в высших учебных заведениях — то и начинать работу следует с очевидного: выбора направления. Зачастую студенты уже на ранних курсах знают, в какую сторону научной деятельности будут направлены все их усилия. Выбирать направление лучше всего не только по зову сердца, но и личным качествам. Ваши сильные стороны помогут вам не только с научно-исследовательской работой, но и с построением будущей деятельности на этой основе.

Как только вы определились с направлением, следует уже более конкретно выбрать тему для своего научного исследования. Для выполнения качественной работы необходимо выбирать именно ту тему, которая вам интересна. В средних образовательных заведениях ученики могут просто повторить уже известный ранее эксперимент или повторно проверить гипотезу, изменив некоторые условия проведения исследования. А вот для студентов в высших учебных или средних специальных учебных заведений важным атрибутом считается наличие научной новизны в исследовании. Благо современные технологии двигаются с бешеной скоростью и проведение новых исследований на базе совершенно новых условий не станет проблемой для молодых специалистов. Благодаря этому можно достигнуть совершенно уникального и весьма интересного результата своего исследования.

Формулирование научной гипотезы является следующим обязательным шагом в поэтапном выполнении научно-исследовательской работы. Проще всего ее сформулировать исходя из темы исследования. Гипотеза должна требовать от юного исследователя теоретического подкрепления и практического подтверждения. Не стоит усложнять самим себе задачу и пытаться изобрести нечто невероятное. Формулируя гипотезу задайтесь вопросом, сможете ли вы ее подтвердить в теоретической части и исследовать в практической части работы. Главное правило: если ваш ответ «Да» — то смело переходите к следующему этапу.

Создание плана работы — это очень важная часть, где вы указываете всю последовательность своих действий для достижения положительного результата. План научно-исследовательской работы поможет дисциплинировать себя и направить к цели. При планировании лучше всего определить сроки, за которые вы сможете выполнить тот или иной пункт. Четко организовав свою работу — вы сможете быстро добиться успеха.

Следующим шагом будет сбор данных по теме научно-исследовательской работы. Получить необходимые данные можно двумя способами: эмпирически и изучая литературные источники. Во втором случае вы будете анализировать все доступные материалы по теме своего исследования, сводя их в единое русло и делая свои определенные выводы. Эмпирический метод подразумевает ваше непосредственное участие в получении данных. Это могут быть наблюдения, анкетирования, лабораторные эксперименты и многое другое. Ничто не мешает комбинировать эти два способа сбора информации и проводить анализ по ним параллельно и сравнивая их друг с другом. Яркий пример — это будущий социолог, который проводит опросы среди людей, а заодно изучает аналогичные отчеты других исследователей по данной теме. Разница в полученных данных может объясняться временем, местоположением или количеством опрошенных людей. Все это будет весьма ценной информацией для НИР.

Непосредственно само исследование уже подразумевает использование исключительно эмпирического метода получения данных. Важно придерживаться конкретного метода, который вы выбрали на этапе создания плана работы.

В завершение необходимо провести сравнение и оценку результатов, которые вы получили в ходе исследования. Это поможет сформулировать выводы и открыть новые пути для дальнейшего исследования проблемы.

Структура НИР

Все этапы, которые были описаны выше — помогут верно структурировать вашу научно-исследовательскую работу. Главное не забывать вовремя вносить литературные источники в список, чтобы они не потерялись и не забылись.

Типовая структура НИР выглядит следующим образом:

  • Титульный лист. Основная задача титульного листа — это представить проверяющей комиссии информацию об авторе и теме работы. Соответственно на титульном листе указываются данные студента и его научного руководителя, название учебного заведения, дисциплины, темы исследования и указывается год и год создания работы. Титульный лист оформляется согласно требованиям по ГОСТу и имеет единый общепринятый вид. Пример титульного листа можно запросить на кафедре учебного заведения либо у своего научного руководителя.
  • Содержание. Это вторая страница НИР, на которой указываются все структурные элементы, параграфы и главы, а также номера соответствующих им страниц.
  • Введение. Тут следует лаконично описать тему научно-исследовательской работы, определить цели и задачи, а также методы их достижения. Очень важно указать на актуальность исследования и его практическую значимость.
  • Основная часть, разделенная на главы. Тут должна присутствовать как теоретическая, так и практическая часть исследования. Важно детально описать всю суть проблемы и дать отчет по проведенным исследованиям. После каждой главы необходимо делать выводы, которые так или иначе подведут к следующей главе. Именно выводы являются связующим звеном во всей работе. Благодаря им труд будет выглядеть целостно и логично.
  • Заключение. Эта часть работы напрямую исходит из введения. Важно определить, удалось ли достичь цели, были ли выбранные методы исследования верными и результативными, а также необходимо лаконично описать достигнутые результаты.
  • Список источников. Тут следует указать литературу, которой пользовался автор в ходе исследования. 
  • Приложения. Любой иллюстрирующий материал, который был использован в научно-исследовательской работе необходимо поместить в этот раздел.

Оформление НИР

Оформление любой научно-исследовательской работы регламентируется стандартами ГОСТа. Перечислим основные правила и требования по ГОСТу:

  • Шрифт — Times New Roman, 14.
  • Шрифт в таблицах — Times New Roman, 12.
  • Нумерация листов сквозная, арабскими цифрами, внизу, по центру листа.
  • Титульный лист не нумеруется, но учитывается.
  • Поля — слева 30 мм, справа 10 мм, сверху 20 мм, снизу 25 мм.
  • Интервал между строк — 1,5.
  • Каждую главу или структурный элемент необходимо начинать с нового листа.
  • Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

Грамотная и верно оформленная научно-исследовательская работа обязательно принесет вам желанные результаты.

Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться не только с написанием магистерской диссертации, о которой много написано на нашем телеграм-канале, но и с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

Пришло время поделиться с вами этой ценной информацией.

Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

НИР – это такой же вид научных работ, как и все остальные (реферат, доклад, дипломная, лабораторная). Как и все они, научно-исследовательская работа предназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

Хорошая тема научно-исследовательской работы должна быть четкой, важной, научной

9 советов, как писать научно-исследовательскую работу

Если перед вами стоит такая нелегкая задача, не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

  1. Грамотно сформулируйте тему исследования. Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
  2. Обсудите объем работы. Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
  3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме. Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
  4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи. Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
  5. Определите актуальность. Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем выбрали именно эту тему.
  6. Проработайте основную часть. Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делают предварительные выводы.
  7. Проследите логичность работы. После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
  8. Проработайте заключение. Важно грамотно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
  9. Составьте библиографический список. Сделать список литературы можно так же, как и в других научных работах.

А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

  • титульник,
  • список исполнителей,
  • реферат,
  • содержание,
  • определения,
  • сокращения и обозначения,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список использованных источников, приложения.

Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд важно оформлять по строгим правилам:

  1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
  2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
  3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
  4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
  5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
  6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

Вот и все правила оформления научно-исследовательской работы студентов, которые важно держать в голове. А чтобы крепче усвоить их, изучите наши примеры оформления НИР по ГОСТу:

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

6 советов оформления научно-исследовательской работы (НИР) по ГОСТу + примеры

А еще можете скачать образец НИР для наглядного знакомства с этим типом работ.

Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам. Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз.

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самоспасатель шанс е инструкция по применению
  • Как настроить метеостанцию из фикс прайса инструкция по применению
  • Гараж бэнд руководство
  • Лисьего про гербицид инструкция по применению
  • Как правильно вышивать гладью пошаговая инструкция фото