Руководство по напряжению арматуры

Руководство по предварительному напряжению бетона и применению элементов напрягаемой арматуры

Bridge Insight. Часть 2: Руководство по предварительному напряжению бетонаПредварительное напряжение — это процесс, при котором в бетонном элементе возникают внутренние сжимающие напряжения под воздействием высокопрочной проволоки, арматурных канатов и других элементов. Конечная цель предварительного напряжения заключается в том, чтобы большая часть бетона оставалась в сжатом состоянии даже после приложения эксплуатационной нагрузки, что в свою очередь увеличивает их жесткость и сопротивление к образованию трещин, повышает выносливость при работе под воздействием многократно повторяющихся нагрузок, а значит повышает надежность и безопасность сооружений.

Bridge Insight. Часть 2: Предварительное напряжение

Из этой книги вы узнаете о том, как учитываются потери напряжения в напрягаемой арматуре, как применять предварительное напряжение в программе midas Civil и какие ошибки возникают при моделировании элементов напрягаемой арматуры. Руководство подготовлено для вас нашей командой технической поддержки для обучения пользователей. Распространяется в электронном виде. Оставляйте email — мы вышлем на него ссылку для скачивания.

5.2.1
Предварительные напряжения арматуры
σsp
принимают не более 0,9Rs,n
для
горячекатаной и термомеханически
упрочненной арматуры и не более 0,8
Rs,n
для
холоднодеформированной арматуры и
арматурных канатов.

5.2.2
При расчете предварительно напряженных
конструкций следует учитывать снижение
предварительных напряжений вследствие
потерь предварительного напряжения
до передачи усилий натяжения на бетон
(первые потери) и после передачи усилия
натяжения на бетон (вторые потери).

Первые
потери предварительного напряжения
включают потери от релаксации
предварительных напряжений в арматуре,
потери от температурного перепада при
термической обработке конструкций,
потери от деформации анкеров и деформации
формы (упоров).

Вторые
потери предварительного напряжения
включают потери от усадки и ползучести
бетона.

5.2.3.
Потери
от релаксации напряжений арматуры
Δσsp1,
определяют по формулам:

для
арматуры классов А600 — А1000 при способе
натяжения:

механическом
Δσsp1
= 0,lσsp
— 2,0;

электротермическом
Δσsp1
= 0,03σsp;

для
арматуры классов Вр1200 — Вр1500, К1400, К1500
при способе натяжения:

механическом

;

электротермическом
Δσsp1
= 0,5σsp.

Здесь
σsp
принимается без потерь в МПа.

При
отрицательных значениях Δσsp1
принимают Δσsp1
= 0
.

При
наличии более точных данных о релаксации
арматуры допускается принимать иные
значения потерь от релаксации.

5.2.4
Потери
Δσsp2
(МПа) от температурного перепада Δt
(°C),
определяемого как разность температур
натянутой арматуры в зоне нагрева и
устройства, воспринимающего усилия
натяжения при нагреве бетона, принимают
равными:

Δσsp2
= 1,25
Δ
t.

При
отсутствии точных данных по температурному
перепаду допускается принимать

Δt
= 65 °С.

23

5.2.5
Потери
от деформации стальной формы (упоров)
Δσsp3
при неодновременном натяжении арматуры
на форму определяют по формуле

,

где
п

число стержней (групп стержней),
натягиваемых неодновременно;

Δl
— сближение упоров по линии действия
усилия натяжения арматуры, определяемое
из расчета деформации формы;

l
— расстояние между наружными гранями
упоров.

При
отсутствии данных о конструкции формы
и технологии изготовления допускается
принимать Δσsp3
= 30 МПа.

При
электротермическом способе натяжения
арматуры потери от деформации формы
не учитываются.

5.2.6
Потери
от деформации анкеров натяжных устройств
Δσsp4
определяют по формуле

,

где
Δl
— обжатие анкеров или смещение стержня
в зажимах анкеров;

l
— расстояние между наружными гранями
упоров.

При
отсутствии данных допускается принимать
Δl
= 2 мм.

При
электротермическом способе натяжения
арматуры потери от деформации анкеров
не учитывают.

5.2.7
Потери
от усадки бетона Δσsp5
определяют по формуле

Δσsp5
= εb,sh
Es,

где
εb,sh

деформации усадки бетона, значения
которых можно приближенно принимать
в зависимости от класса бетона равными:

0,0002
— для бетона классов В35 и ниже;

0,00025
— для бетона класса В40;

0,0003
— для бетона классов В45 и выше.

Допускается
потери от усадки бетона определять
более точными методами.

5.2.8
Потери
от ползучести бетона Δσsp6
определяют по формуле

,

где
φb,cr
коэффициент
ползучести бетона, определяемый согласно
п. 2.1.2.7;

σbpj
напряжения
в бетоне на уровне центра тяжести
рассматриваемой j
группы стержней напрягаемой арматуры;

ysj
— расстояние между центрами тяжести
сечения рассматриваемой группы стержней
напрягаемой арматуры и приведенного
поперечного сечения элемента;

Ared,
Ired

площадь приведенного сечения элемента
и ее момент инерции относительно центра
тяжести приведенного сечения;

μspj

коэффициент армирования, равный Aspj
/ А,
где
А
и
Aspj
площади
поперечного сечения соответственно
элемента и рассматриваемой группы
стержней напрягаемой арматуры.

24

Допускается
потери от ползучести бетона определять
более точными методами.

Напряжения
σbpj
определяют
по правилам расчета упругих материалов,
принимая приведенное сечение элемента,
включающее площадь сечения бетона и
площадь сечения всей продольной арматуры
(напрягаемой и ненапрягаемой) с
коэффициентом приведения арматуры к
бетону
.

5.2.9.При
проектировании конструкций полные
суммарные потери Δσsp(2)j
для арматуры, расположенной в растянутой
при эксплуатации зоне сечения элемента,
следует принимать не менее 100 МПа.

При
определении усилия предварительного
обжатия бетона Р
с
учетом полных потерь напряжений следует
учитывать сжимающие напряжения в
ненапрягаемой арматуре, численно равные
сумме потерь от усадки и ползучести
бетона на уровне этой арматуры.

5.2.10
Предварительные
напряжения в бетоне σbp
при
передаче усилия предварительного
обжатия Р(1),
определяемого с учетом первых потерь,
не должны превышать: если напряжения
уменьшаются или не изменяются при
действии внешних нагрузок — 0,9Rbp;
если
напряжения увеличиваются при действии
внешних нагрузок — 0,7Rbp.

Напряжения
в бетоне σbp
определяют
по формуле

,

где
Р(1)
— усилие предварительного обжатия с
учетом первых потерь;

М
изгибающий
момент от внешней нагрузки, действующей
в стадии обжатия (собственный вес
элемента);

e0p
— эксцентриситет усилия Р(1)
относительно центра тяжести приведенного
поперечного сечения элемента;

у
— расстояние от центра тяжести приведенного
сечения до рассматриваемого волокна.

5.2.11.
Длину зоны передачи предварительного
напряжения на бетон для арматуры без
дополнительных анкерующих устройств
определяют по формуле

,

но
не менее 10ds
и 200 мм, а для арматурных канатов — также
не менее 300 мм.

В
формуле (31):

σsp
— предварительное напряжение в напрягаемой
арматуре с учетом первых потерь;

Rbond
сопротивление
сцепления напрягаемой арматуры с
бетоном, отвечающее передаточной
прочности бетона и определяемое согласно
п.
5.3

As,
us

площадь и периметр стержня арматуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  1. Понятие о предварительно напряженных железобетонных конструкциях
  2. Схемы работы элементов под нагрузкой
  3. Способы создания предварительного напряжения
  4. Предварительное напряжение стержневой и канатной арматуры в железобетонных конструкциях
  5. О ТЕХНОЛОГИИ
  6. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ арматурных канатов
  7. Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры SAS
  8. Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры DYWIDAG
  9. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ В МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
  10. УСЛУГИ
  11. Преднапряженная арматура в бетоне: особенности производства и применения
  12. Особенности изготовления
  13. Требования к арматуре
  14. Рекомендации по бетону
  15. Преимущества и недостатки материала
  16. Применение в строительстве

Понятие о предварительно напряженных железобетонных конструкциях

Основными достоинствами железобетона являются: высокая проч­ность, огнестойкость, долговечность, простота формообразования. Бетонная балка (рис. ниже), испытывающая при изгибе растяжение ниже нейтральной оси и сжатие выше нее, имеет низкую несущую способность вследствие слабого сопротивления бетона растяжению. При этом прочность бетона в сжатой зоне используется не полностью. В связи с этим неармированный бетон не рекомендуется применять в конструкциях, предназначенных для работы на изгиб или растяжение, так как размеры таких элементов были бы непомерно большими.

Бетонные конструкции применяют преимущественно при их работе на сжатие (стены, фундаменты, подпорные сооружения, ус­той и др.) и только иногда при работе на изгиб при малых растяги­вающих напряжениях, не превышающих предела прочности бето­на при растяжении.

Железобетонные конструкции, усиленные в растянутой зоне арматурой, обладают значительно более высокой несущей способ­ностью. Так, несущая способность железобетонной балки (рис. ниже) с уложенной внизу арматурой в 10-20 раз больше, чем несущая способность бетонной балки таких же размеров. При этом прочность бетона в сжатой зоне балки используется полностью.

Схемы работы элементов под нагрузкой

В качестве арматуры применяют стальные стержни, проволо­ки, прокатные профили, а также стекловолокно, синтетические ма­териалы, деревянные бруски, бамбуковые стволы.

Конструкции армируют не только при их работе на растяжение и изгиб, но и на сжатие (рис. выше). Поскольку сталь имеет высокое сопротивление растяжению и сжатию, включение ее в сжатые эле­менты значительно повышает их несущую способность. Совмест­ная работа таких различных по свойствам материалов, как бетон и сталь, обеспечивается следующими факторами:

  1. сцеплением арматуры с бетоном, возникающим при твердении бетонной смеси; благодаря сцеплению оба материала деформи­руются совместно;
  2. близкими по значению коэффициентами линейных температур­ных деформаций (для бетона 7·10 -6 -10·10 -6 1/град, для стали 12·10 -6 1/град), что исключает появление начальных напряже­ний в материалах и проскальзывание арматуры в бетоне при изменениях температуры до 100 °С;
  3. надежной защитой стали, заключенной в плотный бетон, от кор­розии, непосредственного действия огня и механических по­вреждений.

Особенностью железобетонных конструкций является возмож­ность образования трещин в растянутой зоне при действии внешних нагрузок. Раскрытие этих трещин во многих конструкциях в стадии эксплуатации невелико (0,1-0,4 мм) и не вызывает коррозии арма­туры или нарушения нормальной работы конструкции. Однако име­ются конструкции и сооружения, в которых по эксплуатационным условиям образование трещин недопустимо (например, напорные трубопроводы, лотки, резервуары и т. п.) или ширина раскрытия должна быть уменьшена. В этом случае те зоны элемента, в кото­рых под действием эксплуатационных нагрузок появляются растя­гивающие усилия, заранее (до приложения внешних нагрузок) под­вергают интенсивному обжатию путем предварительного натяже­ния арматуры. Такие конструкции называют предварительно напряженными. Предварительное обжатие конструкций выполня­ют в основном двумя способами: натяжением арматуры на упоры (до бетонирования) и на бетон (после бетонирования).

В первом случае перед бетонированием конструкции арматуру натягивают и закрепляют на упорах или торцах формы (рис. ниже). Затем бетонируют элемент. После приобретения бетоном необхо­димой прочности для восприятия сил предварительного обжатия (передаточная прочность) арматуру освобождают от упоров и она, стремясь укоротиться, сжимает бетон. Передача усилия на бетон происходит благодаря сцеплению между арматурой и бетоном, а также посредством специальных анкерных устройств, находящих­ся в бетоне конструкции, если сцепления недостаточно.

Во втором случае сначала изготовляют бетонный или слабоармированный элемент с каналами или пазами (рис. ниже). При дос­тижении бетоном требуемой передаточной прочности в каналы (пазы) заводят арматуру, натягивают ее с упором натяжного при­способления на торец элемента и заанкериваюг. Таким образом, бетон оказывается обжатым. Для создания сцепления арматуры с бетоном в каналы инъектируют цементный или цементно-песчаный раствор. Если напрягаемая арматура располагается на наружной поверхности элемента (кольцевая арматура трубопроводов, резер­вуаров и т. п.), то навивка ее с одновременным обжатием бетона производится специальными навивочными машинами. После натя­жения арматуры на поверхность элемента наносят торкретирова­нием защитный слой бетона. Натяжение арматуры может произво­диться механическим, электротермическим, комбинированным и физико-химическим способами.

Способы создания предварительного напряжения

а — натяжение на упоры; б — натяжение на бетон; I — натяжение арматуры и бетонирование элемента; II, IV — готовый элемент; III — элемент во время натяжения арматуры; 1 — упор; 2 — домкрат; 3 — анкер

При механическом способе арматуру натяг ивают гидравличес­кими или винтовыми домкратами, намоточными машинами и дру­гими механизмами. При электротермическом способе арматуру нагревают электрическим током до 300-350 °С, заводят в форму и закрепляют на упорах. В процессе остывания арматура укорачива­ется и получает предварительные растягивающие напряжения. Ком­бинированный способ натяжения сочетает электротермический и механический способы натяжения арматуры, осуществляемые од­новременно. При физико-химическом способе натяжение арматуры достигается в результате расширения бетона, приготовленного на специальном напрягающем цементе (НЦ), в процессе его гидро­термической обработки.

Арматура, заложенная в бетоне, препятствует увеличению его объема и растягивается, а в бетоне возникают сжимающие напря­жения. Натяжение арматуры на упоры производится механическим, электротермическим или комбинированным способами, а на бе­тон — только механическим способом.

Основное достоинство предварительно напряженных конструк­ций — высокая трещиностойкость. При загружении предварительно напряженного элемента внешней нагрузкой в бетоне растянутой зоны погашаются предварительно созданные сжимающие напряжения и только после этого возникают растягивающие напряжения. Чем выше прочность бетона и стали, тем большее предварительное обжатие можно создать в элементе.

Применение высокопрочных материалов позволяет сократить рас­ход арматуры на 30-70% по сравнению с ненапрягаемым железобето­ном. Расход бетона и масса конструкции при этом также снижаются. Кроме того, высокая трещиностойкость предварительно напряженных конструкций повышает их жесткость, водонепроницаемость, морозо­стойкость, сопротивление динамическим нагрузкам, долговечность.

К недостаткам предварительно напряженного железобетона следует отнести то, что процесс составляет значительную трудоем­кость изготовления конструкций. Помимо этого создается необхо­димость в использовании специального оборудования и рабочих высокой квалификации.

Напряженно-деформированные состояния предварительно на­пряженных элементов после образования трещин в бетоне растяну­той зоны сходны с элементами без предварительного напряжения.

Источник

Предварительное напряжение стержневой и канатной арматуры в железобетонных конструкциях

Принципиальные схемы систем преднапряжения стержневой арматуры и арматурных канатов «на бетон».

О ТЕХНОЛОГИИ

Преднапряженный бетон – строительный материал способный выдержать высокие нагрузки на прогиб. Достигаются эти уникальные свойства путем натяжения части или всех задействованных в работе арматурных канатов во время изготовления железобетонной конструкции.

Существует два основных способа создания предварительного напряжения.

Первый способ называется «на упоры»: напрягаемая арматура натягивается и фиксируется на специальной несущей раме, имеющей большую жесткость. После бетонирования и набора бетоном необходимой прочности происходит обрезка или расклинка натянутой арматуры. Этот способ характерен для изготовления сборных железобетонных элементов на ЖБИ заводах, с которых транспортируется на строительную площадку.

Компания «ПСК-Строитель» использует второй, более современных способ, применяемый в монолитном строительстве, который называется «на бетон». При таком способе существенно экономятся расходы на транспортировку, так как железобетонная конструкция формируется на строительной площадке, на объект доставляются только материалы и элементы систем. В качестве основных напрягаемых элементов мы предлагаем использовать канатную и/или стержневую арматуру.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ арматурных канатов

Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры SAS

Элементы системы преднапряжения стержневой арматуры DYWIDAG

  • Гладкая высокопрочная арматура DYWIDAG
  • Высокопрочная арматура винтового профиля DYWIDAG
  • Соединительная муфта DYWIDAG
  • Глухой анкер для системы без сцепления с бетоном DYWIDAG
  • Тяжной анкер для системы без сцепления с бетоном DYWIDAG
  • Глухой анкер для системы со сцеплением с бетоном DYWIDAG
  • Тяжной анкер для системы со сцеплением с бетоном DYWIDAG

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДНАПРЯЖЕНИЯ В МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

  • Создание пролетов более 8 метров
  • Сокращение толщины перекрытия и/или балки
  • Увеличение чистой высоты помещения
  • Снижение прогибов
  • Снижение нагрузок от собственного веса на вертикальные конструкции и фундаменты
  • Повышение трещиностойкости
  • Увеличение прочности и срока эксплуатации
  • Снижение расхода материалов
  • Снижение стоимости конструкции

УСЛУГИ

Обеспечиваем полный комплекс услуг по устройству преднапряжения в построечных условиях.

Источник

Преднапряженная арматура в бетоне: особенности производства и применения

Традиционные железобетонные элементы иногда заменяются в строительстве более прочными аналогами, тоже выполненными из железобетона, но предварительно напряжёнными. Результатом становится улучшение характеристик и расширение функциональности материала. Благодаря особой технологии производства, преднапряженная арматура в бетоне лучше защищает материал от деформаций, дольше служит и может применяться для конструкций большого размера.

Особенности изготовления

Прочность бетона повышают с помощью арматуры, которая может быть ненапрягаемой и напрягаемой. Однако первый вариант представляет собой пассивное армирование бетона, не защищающие конструкции от изгибающих и особенно динамических нагрузок. Обеспечить более эффективную защиту позволяет растягивание арматурной стали в железобетонном изделии и её избавление от натяжения в процессе застывания бетонного раствора. Сжимаясь, арматура влияет на железобетон, увеличивая предел его растяжимости, благодаря суммированию двух деформаций – предсжатия и растяжения.

Существует 3 способа натяжения арматуры.

  1. Механический – напряжение арматуры с помощью винтовых или гидравлических домкратов.
  2. Электротермический – применяется электроток, с его помощью стальные пруты разогреваются и удлиняются.
  3. Электротермомеханический – это одновременное применение механического и электротермического способа.

Требования к арматуре

В роли преднапряженной необходимо использовать классы арматуры с высокой прочностью и незначительной текучестью. С учётом небольших потерь преднапряжения при изготовлении железобетонных конструкций значение этого показателя устанавливается выше. Распространённые виды арматуры – холоднодеформированная и горячекатаная упрочнённая, арматурная проволока, сварные каркасы и канаты. Профиль арматурных элементов может быть периодическим и гладким. Какую арматуру использовать для армирования, зависит от того какую роль она играет в железобетонной конструкции.

  1. Напряженная арматура. Располагается в продольном направлении. Применяют горячекатаную и термомеханически упрочнённую арматуру класса А800, А600 и А1000 периодического профиля, холоднодеформированную сталь класса Вр1200 до Вр1500, а так же канатную К1400, К1500 (К-7, К-19).
  2. Ненапрягаемая. Она укладывается поперек продольной. Используют арматуру класса А500С, В500С, А1 (А240), А400, А300 и арматурную проволоку Вр-1.

Напрягаемая арматура должна быть в виде цельных стержней.

Рекомендации по бетону

Для создания предварительно напряженных конструкций применяются бетоны с такими характеристиками:

  • плотность в пределах 2200–2500 кг/куб. м;
  • класс прочности на осевое растяжение – не меньше 0,8;
  • уровень прочности – не меньше 250–260 кг/кв. см (класс B20);
  • марка водонепроницаемости – W2 и выше;
  • морозостойкость – не ниже F50.

Какой класс бетона использовать зависит от класса напрягаемой арматуры. При отсутствии необходимых данных о бетоне, его класс можно определить спустя 28 дней после его заливки.

Преимущества и недостатки материала

Причинами использования предварительно напряжённого железобетона могут стать такие преимущества армированных конструкций:

  • высокий уровень защиты материала от образования трещин и коррозии – важный параметр для сооружений, постоянно находящихся в контакте с водой;
  • уменьшение сечения и веса железобетона в пределах 30%;
  • снижение расхода стальной арматуры на 40%;
  • повышение сопротивления динамическим нагрузкам;
  • увеличение огнестойкости построек;
  • повышение эксплуатационного срока конструкций – особенно, при использовании сборно-монолитных блоков.

Кроме плюсов, у конструкций с применением предварительного напряжения есть и несколько серьёзных минусов. В том числе – сложность контроля армирования готовых элементов, трудоёмкий процесс изготовления и необходимость привлечения квалифицированных мастеров. Вес конструкций увеличивается по сравнению с железобетоном, изготовленным по традиционной технологии, но этот недостаток устраняется использованием пустотных конструкций и лёгких заполнителей.

Применение в строительстве

Предварительно напряжённый железобетон применяют в разных сферах строительства, изготавливая из него такие объекты:

  • высотные башни, в том числе телевизионные;
  • перекрытия с большим пролётом производственных и жилых зданий;
  • резервуары для очистных сооружений;
  • гидротехнические сооружения, в том числе, плотины, каналы и шлюзы;
  • мосты с широкими пролётами;
  • колонны и столбы электропередач;
  • корпуса атомных реакторов и ограждения атомных электростанций.

Из этого же материала изготавливают подпорные стены и ограждающие панели. Подходит он и при необходимости усиления фундаментов зданий и лестничных маршей, построек и помещений, расположенных в сейсмоопасных и взрывоопасных районах. А для дополнительного повышения прочности каркасов зданий и тоннелей пользуются сборно-монолитными конструкциями, собранными из отдельных железобетонных элементов.

Изделия из преднапряжённого железобетона характеризуются большим количеством плюсов, что позволяет широко применять их в строительстве. А недостатки в основном связаны с недостаточным качеством изготовления, и могут компенсироваться ответственным отношением к производству. Чтобы избежать проблем и получить не только повышенную прочность, но и длительный срок эксплуатации, стоит доверять создание таких железобетонных конструкций профессионалам.

Источник

Для чего требуется предварительно напряжённое армирование

Арматура в изделиях может быть ненапрягаемой и напрягаемой. Первый вид выполняет функцию пассивного армирования — оно не работает, пока плита не изогнётся от собственного веса или от воздействия поперечной нагрузки. Только в этот момент нижние армирующие стержни будут противодействовать растяжению, но бетон уже получит свою долю растяжения и отреагирует сетью мелких трещин.

Чтобы избежать их появления и повысить прочность плиты при воздействии изгибающих нагрузок, армирующие конструкции при изготовлении бетонных плит предварительно напрягают. Железобетон с напряжённой арматурой находится постоянно в активном состоянии.

Визуальное описание необходимости предварительного напряженного армирования плит

Силы напряжения, сжимающие плиту в осевом направлении, компенсируют эксплуатационные силы, вызванные собственным весом и нагрузкой. Растрескивания в напряжённой плите практически не происходят, она способна выдерживать более высокие, чем ненапряжённая плита, нагрузки. Кроме того, напряжённую плиту делают тоньше (140 мм вместо 170), что снижает расход бетона.

ЖБИ с напряженной арматурой: технология изготовления

Методик изготовления железо-бетонных изделий с напрягаемой арматурой – две. Различаются они между собой принципом натяжения арматуры в процессе изготовления изделия, но результат дают одинаковый, поэтому выбор технологии – это приоритет изготовителя, который исходит из особенностей собственного производства и своих возможностей.

Первый метод – механический:

  • в форме для изделия располагают арматурный каркас. Концы арматуры фиксируют специальными домкратами, либо фиксируют на специальные штыри, после чего смещают их в противоположные стороны, растягивая, таким образом, арматуру. Достигнув необходимых показателей натяжения арматуры, форму заливают бетонной смесью, и оставляют в таком виде на весь цикл твердения бетона.

Второй метод – с использованием электричества:

  • расположив в необходимой конфигурации арматурный каркас в форму для будущего изделия, его подключают к источнику электропитания. После чего через арматуру пропускают ток высокого напряжения, что вызывает ее быстрый нагрев, и, как следствие, – расширение металла. Далее арматура заливается бетонной смесью, и удерживается в таком состоянии до окончания цикла твердения бетона.

Обе методики, объединяет идентичность конечной фазы, которая происходит следующим образом:

  • после достижения бетоном расчетного показателя твердения, с предварительно напряженной арматуры снимают нагрузку – отключают от электроисточника или убирают натягивающие ее домкраты, в результате чего происходит мгновенное сжатие металла. Однако вернуться в первоначальные параметры металл не может, поскольку полное сжатие не допускает сформировавшийся бетонный пласт. Таким образом, на границе двух сред – металла и бетона, создается конфликтное напряжение – металл стремиться сократиться, приняв первоначальные параметры, а твердая структура бетона удерживает его в параметрах растяжения.

Армирование перед литьем бетона

Натяжение напрягаемой арматуры

При изготовлении плит (дорожных, перекрытия, аэродромных) применяют метод, называемый натяжение на упоры. Он заключается в том, что арматурные стержни, уложенные в форму до заливки бетона, подвергают растяжению. Его осуществляют двумя способами:

  • механическим;
  • электротермическим;
  • комбинированным, сочетающим оба предыдущих.

При механическом способе стержни анкеруют и растягивают гидравлическими домкратами. Заливают в форму бетон, уплотняют его и выдерживают до набора 70 %-й прочности. Затем зажимы снимают, и сила натяжения стержней через анкеры и рифление передаётся на бетон. Изделие становится плитой с предварительно напряжённой арматурой.

Механический способ натяжения арматуры

Электротермический способ заключается в пропускании через стержни тока большой силы. От его действия они разогреваются и удлиняются по оси. В этот момент заливают бетон. После его схватывания и упрочнения ток выключают, стержни остывают, но укорачиваться им мешает сцепление с бетоном, поэтому арматура напрягается. В промышленности чаще используют электротермический метод, как более простой.

Способы напряжения

Если предварительно напрячь прокат, то растягивающая нагрузка во время использования снизится. Можно сделать это при помощи механики, применяя винтовой или гидравлический домкрат. Также применяется электротермический способ. В этом случае прутья подвергаются воздействию электротока, который разогревают металл, а потом удлиняют, то есть растягивают его.

Наконец, последний способ, самый технически совершенный — это электротермомеханический. Он соединяет в себе два первых варианта. Ток помогает разогреть и слегка удлинить металлопрокат, а механические приспособления более легко и точно вытягивают стержни.

Область применения

Чаще всего напрягаемая металлическая арматура нужна для возведения перекрытий между этажами при строительстве многоэтажного здания. Кроме того, ее часто используют для бетонных стен и колонн, которые возводятся в районе повышенной опасность, то есть, где возможен сход почв, землетрясения, взрывы и другие крупные колебания.

Напрягаемая арматура часто необходима в мостостроении, а также обязательно применяется при сооружении защитной оболочки в ядерной промышленности.

Наконец, ее можно взять просто для обустройства фундамента здания, в котором будет значительная нагрузка на основание.

Закладка бетона

Есть два способа, которыми напрягаемую арматуру встраивают в бетон. Первый, классический, заключается в обработке стержней до заливки бетона, а затем в создании обычной железобетонной конструкции.

Второй осуществляется уже после того, как блок фундамента залит и застыл. В таком случае арматура кладется внутрь в специальном чехле (например, в виде гофрированной трубы), а лишь затем проводится процедура натяжения.

Мы предлагает различные варианты и комплексный заказ металлопроката — обсудите все нюансы с нашими менеджерами!

Анкеровка напряжённой арматуры

Анкеровку или установку на стержни анкерных элементов выполняют с помощью:

  • опрессованных в холодном состоянии шайб;
  • высаженных головок, получаемых разогревом и расплющиванием концов стержней;
  • привариваемых цилиндрических коротышей;
  • спиралей из проволоки;
  • инвентарных зажимов.

Схема анкеровки напряжённой арматуры

Требования к предварительно напряжённой арматуре

Для изготовления напряжённых железобетонных конструкций применяют специальные виды арматурной стали, обладающие высокими значениями рабочих напряжений (от 5000 до 7200 кгс/см²). В перечень этих материалов входят арматурные стали:

  • А600, А600С и Ат600С — 5400 кгс/см²;
  • А800 и Ат800 — 6000 кгс/см²;
  • А800 и Ат800 — 7200 кгс/см² и другие.

Классы стали на напрягаемую арматуру устанавливают нормативные документы, по которым выпускаются изделия, в частности, ГОСТ 25912-2015 и другие. Расчет напряженной арматуры производится при проектировании изделия. Отклонения замеряемых напряжений от проектных значений не должно превышать 10 %.

Железобетонные изделия с предварительно напрягаемой арматурой являются основными конструктивными элементами, аэродромов, многоэтажных и высотных зданий, и масштабных сооружений. Например, в нашем ассортименте любые плиты перекрытия доступны для вашего выбора.

Стыкование ненапрягаемой арматуры

Виды и классы

Рис.3.1.Армирование плиты

1 – рабочая арматура; 2 – конструктивная арматура

Гибкая арматура — обладает пластичностью, хорошей свариваемостью, высокими прочностью и пределом выносливости, достаточным порогом хладноломкости.

Свариваемость – равнопрочное соединение стальных арматурных стержней.

Прочность характеризуется пределом текучести– это предел, при котором растут пластические деформации стали без увеличения внешней нагрузки.

Условный предел текучести – это напряжение, соответствующее остаточным деформациям 0,2%.

Условный предел упругости – это напряжение, соответствующее остаточным деформациям 0,02%.

При действии многократно повторяющейся нагрузки уменьшается, а разрушение становится хрупким. За предел выносливости принимают прочность, когда нет хрупкого разрушения при числе циклов n=1*105.

Временное сопротивление – предельное сопротивление, когда происходит сужение образца (образование шейки) и разрыв.

Если в стальном стержне создать растягивающие напряжения , попадающие на диаграмме за площадкой текучести в область упрочнения материала, а затем стержень разгрузить, то диаграмма разгрузки получает вид прямой линии и стержень получает остаточные пластические деформации.

При повторном загружении, поскольку пластические деформации стали уже выбраны, новая линия диаграммы сольется с линией разгрузки, оставаясь параллельной участку, характеризующему упругую работу материала. Однако перегиб линии диаграммы – начало новой площадки текучести – наступит уже при более высоком напряжении . Такие стали называют холоднодеформированными.

Рис. 3.2. Диаграммы при растяжении арматурной стали

а – с площадкой текучести («мягкая» сталь);

б – с условным пределом текучести («твердая» сталь)

Предел выносливости – это способность арматуры воспринимать длительное время знакопеременные напряжения.

Хладноломкость – это хрупкое разрушение при температуре ниже -30˚. При высоких температурах (~350º) снижается прочность.

Наибольшее внимание уделяется стержневой гибкой арматуре, что обусловлено её относительно высокими пластическими свойствами, обеспечивающих снижение в расчётных сечениях элементов опасной концентрации напряжений, вследствие их перераспределения. Малоуглеродистая стержневая арматура хорошо сваривается контактной стыковой или ручной дуговой сваркой, экономична, обладает наименьшей трудоёмкостью при армировании железобетонных конструкций

Способ изготовления и форма поверхности определяет вид арматуры. Различают арматуру:

1. Стержневую: горячекатаную, термоупрочнённую и термомеханически упрочнённую;

2. Проволочную: холоднотянутую обыкновенную и высокопрочную.

3. По начальному напряженному состоянию: напрягаемую и ненапрягаемую.

Горячекатаная арматура – это стальная арматура в виде отдельных стержней круглого, эллиптического, квадратного и других сечений.

Предпочтение отдают круглому сечению, потому что такая арматура наиболее технологична в изготовлении и не имеет острых углов, врезающихся в бетон и способствующих образованию трещин. Класс такой арматуры обозначают буквой А и римской цифрой в СНиПе 2.03.01-84* «Бетонные и железобетонные конструкции» (чем больше цифра, тем выше прочность), в СП 52-01-2003 – обычными цифрами:

— А-I (А 240) – гладкая;

— А-II (А 300), А-III (А 400), А-IV (А600), А-V (А800), A-VI (А1000)– периодический профиль. Такая сталь не подвергается после проката упрочняющей термической обработке.

Ат-III (Ат 400), Ат-IV (Ат 600), Ат-V (Ат 800), Ат-VI (Ат 1000) – термически и термомеханически упрочнённая, т.е. подвергаемая после проката упрочняющей термической обработке;

А-IIIв (А 400в)– упрочнённая вытяжкой.

Холоднотянутая арматура – это стальная проволочная арматура. Обозначают буквой В от слова «волочение».

Вр-I (Вр500) – периодического профиля;

В-II – гладкая высокопрочная;

Вр-II – высокопрочная рифлёная;

К-7, К-19 – проволочные канаты соответственно семи- и девятнадцатипроволочные и др.

Арматура периодического профиля – это арматура, на поверхности которой имеются часто расположенные кольцевые выступы, обеспечивающие надёжное сцепление с бетоном без устройства анкерных крюков на концах стержней.

Рис. 3.3. Виды арматуры периодического профиля

а – стержневая класса А300;

б – стержневая класса А500

Ненапрягаемая арматура – арматура, укладываемая без предварительного натяжения (напряжения).

В качестве ненапрягаемой арматуры преимущественно применяют сталь классов А400, А-600C, Вр 500, А240, А300, допускается применение А-600.

Ненапрягаемая арматура классов А240, А300, А400, Вр500, A-600С– сваривают контактной и дуговой сваркой

Напрягаемая арматура

— преимущество сталь классов Ат-800, Ат-1000 в элементах длиной до 12 м, допускается также сталь классов А-600 , А-800, А-1000; при большой длине – сталь классов К-7, К-19.

По способу производства стыки стержней делятся на сварные, несварные (внахлёстку), по месту изготовления – заводские и монтажные.

Несварные стыки менее экономичны, поэтому их применяют только для стыкования термически упрочнённой стержневой арматуры.

В зависимости от вида арматуры и условий изготовления применяют разные виды сварных стыков:

-контактные;

-ванные в инвентарной форме;

-внахлёстку;

-тавровые и т.д.

Сварные стыки выполняются в соответствии с ГОСТ. Стыки с накладками и внахлёстку применяют, если не удаётся точно подогнать торцы стыкуемых стержней. Сварные стыки можно размещать в любом месте стержня, однако рабочие стержни не рекомендуют сваривать в зонах наибольших усилий. Стыки с накладками в местах им насыщения бетона арматурой, дабы не мешать бетонированию.

Особенности ЖБИ с напряженной арматурой и сферы их применения

Основной особенностью ЖБИ с напряженной арматурой, является ее гибкость и высокая марочная прочность, которые достигаются именно за счет искусственно созданного конфликта сред – бетон, изначально находящийся в небольшом напряжении, при увеличении поперечного давления, ослабевает, поскольку возникает возможность частично растянуть на изгибе арматуру, в результате чего, изделие приобретает проектный уровень прочности.

ЖБИ изделия с напрягаемой арматурой отличаются:

  • высокой марочной прочностью;
  • гибкостью;
  • высокому сопротивлению к трещинообразованию;
  • улучшенными эксплуатационными характеристиками;
  • повышенным сопротивлением к динамическим нагрузкам;
  • возможностью за счет усиления каркаса из напрягаемой арматуры увеличивать эксплуатационные нагрузки.

Преднапряженное армирование

Как известно, бетон очень устойчив к силам сжатия и неустойчив к силам растяжения (прочность бетона при растяжении составляет приблизительно 10% от прочности растяжения). Традиционые железобетонные конструкции перекрытия (плита, балка) при воздействии нагрузки приобретают определенный изгиб, в результате нижняя часть (зона растяжения) поперечного сечения приобретает удлинение. Даже незначительное удлинение достаточно для появления трещин. Стальная арматура, которая обычно размещается в зоне растяжения, чтобы ограничить ширину трещин и взять на себя напряжение растяжения, работает как «пассивное» армирование — она не воспринимает воздействие сил (не включается в общую работу конструкции) до момента, когда бетонная конструкция приобретает изгиб, достаточный для образования трещин.

Напрягаемая арматура, — что это такое, зачем она нужна

Бетон это достаточно прочный и стойкий строительный материал, но и он имеет ряд недостатков и слабых сторон. А чтобы бетон был лишен таких минусов и стал более прочным и долговечным его усиливают арматурой. Арматура в железобетонной строительной конструкции может быть напрягаемой и ненапрягаемой, поперечной и продольной, также она бывает конструктивной, рабочей, монтажной или анкерной. Арматурные изделия в бетонной конструкции бывают двух основных видов, то есть в виде арматурной плоской сетки или в виде арматурного пространственного каркаса.

Библиографическое описание:


Кохно, В. О. Предварительное напряжение арматуры. Методы создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях / В. О. Кохно. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88120/ (дата обращения: 19.05.2023).




Увеличение трещиностойкости и повышение эксплуатационных качеств железобетонных изделий, посредством применения технологии предварительного напряжения различными методами.



Ключевые слова:



предварительное напряжение, конструкция, натяжение арматуры, бетон, напрягаемая арматура, канатная арматура, раскрытие трещин, напряженно-деформированное состояние, образование трещин

Бетон — анизотропный материал, данное его свойство выражается в высокой прочности при сжатии и низкой при растяжении. Армирование бетона позволяет восполнить этот недостаток, однако не устраняет его полностью. Проектная прочность бетона на растяжение существенно меньше, чем на сжатие, она варьируется в пределах от 1/20 его нагрузочной способности у бетона до набора марочной прочности и до 1/8 после ее набора. Основная опасность недостаточной прочности на растяжение состоит в подверженности к образованию трещин, из-за чего возникает потребность в увеличении трещиностойкости материала.

Трещиностойкостью железобетонной конструкции называют ее сопротивление образованию трещин в стадии I напряженно-деформированного состояния или сопротивление раскрытию трещин в стадии II напряженно-деформированного состояния [1]. Трещины в бетоне являются концентраторами напряжений и могут значительно повлиять на срок службы изделия. Большое раскрытие трещин опасно с точки зрения коррозии арматуры, а попавшая в трещины вода при замерзании воды в зимнее время увеличивает дефект и ведет к отслаиванию прилегающего бетона и еще большему обнажению арматуры. Периодический профиль применяемой арматуры позволяет снизить раскрытие трещин, однако проблему это полностью не устраняет.

Следующим шагом в решении вопроса повышения трещиностойкости было применение бетонов повышенной прочности марок таких как 400–600 и выше, а также высококачественных арматурных сталей, со временным сопротивлением до 20 тыс. кгс/см2 и более. Экономически это оправдано, поскольку отношение стоимости к прочности высокопрочных материалов, применяемых для железобетона, значительно ниже, чем для материалов менее прочных.

Одним из наиболее эффективных способов увеличения трещиностойкости железобетонных конструкций является их предварительное напряжение (до приложения основных нагрузок). Его производят так, чтобы происходило предварительное обжатие тех зон бетона, в которых при основных нагрузках ожидаются растягивающие напряжения.

Предварительно напряженный железобетон не является особым видом материала. Идентичный по составу железобетону без предварительного напряжения, он, тем не менее, обладает дополнительными качествами, которые могут быть эффективно использованы, увеличивая срок эффективной эксплуатации конструкций.

Следует отметить: в прямом смысле, предварительное напряжение мало влияет на величину разрушающей нагрузки. Однако, ввиду улучшения качества железобетона, предварительное напряжение позволяет эффективно использовать высокопрочные материалы, экономить сталь, способствует снижению общего веса конструкций. То есть косвенно увеличивает сопротивляемость многократно повторяющимся динамическим воздействиям. Снижение общего веса так же уменьшает нагрузки на вертикальные конструкции и фундаменты

Кроме вышеперечисленных преимуществ, применяя предварительное напряжение в монолитных конструкциях возможно так же создание больших пролетов, в том числе свыше 12 метров. Ввиду возможности сокращения толщины перекрытия или балки, чистая высота помещения может быть выше.

Предварительное напряжение железобетонных элементов производят посредством натяжения арматуры и передачи ее реактивного давления на бетон с целью его обжатия. Различают два метода достижения предварительного напряжения: со сцеплением с бетоном и без него (рис. 2). Выбор метода создания предварительных напряжений в бетоне влияет на конструктивные решения железобетонных элементов, анкеровку арматуры, на расчеты в стадии обжатия, на определение потерь предварительных напряжений в напрягаемой арматуре. Далее мы рассмотрим каждый из них в отдельности.

Технология предварительного напряжения без сцепления с бетоном (рис. 1) состоит в армировании бетонных конструкций стальными арматурными канатами, покрытыми непрерывной полимерной оболочкой с прослойкой из специального антикоррозийного состава.

Схема преднапряжения канатной арматуры без сцепления с бетоном

Рис. 1. Схема преднапряжения канатной арматуры без сцепления с бетоном

Раскладка арматуры представляет собой следующее: в пролетной части канатная арматура изгибается вниз, а над опорами вверх, иными словами, раскладка выполняется строго по эпюре момента в поперечных и продольных направлениях. Передача усилий от каната на бетон происходит через анкерные устройства, установленные на торцах конструкции. Анкеры разделяют на глухие и тяжные. Глухой анкер нужен для фиксации конца каната на торце конструкции (рис. 2), а тяжной анкер закрепляет канат после напряжения (рис. 3).

Глухой анкер для систем без сцепления с бетоном

Рис. 2. Глухой анкер для систем без сцепления с бетоном

Тяжной анкер для систем без сцепления с бетоном

Рис. 3. Тяжной анкер для систем без сцепления с бетоном

Натяжение каждого каната можно производить отдельно от остальных, поэтому используются однопрядевые легкие. После натяжения в затвердевшем бетоне высокопрочный арматурный трос остается в полимерной оболочке. Она изолирует стальной канат от влияния бетона при его натяжении. Смазка каната приводит к минимальному коэффициенту трения каната об оболочку, а значит к наименьшим потерям от трения. При двойной антикоррозионной защите с оболочкой и смазкой, канат защищен от воздействия электрических токов и солей в течение всего эксплуатационного срока. Конструктивная схема системы без сцепления с бетоном имеет малые размеры, а значит, может применяться для тонких конструкций, обеспечивая максимальные эксцентриситеты напрягаемой арматуры в бетоне, обжатие и разгружающие моменты. Далее рассмотрим второй вариант преднапряжения.

При предварительном напряжении со сцеплением с бетоном основная задача в том, чтобы создать в готовой железобетонной конструкции усилия сжатия за счет натяжения стальных канатов, на концах которых располагаются анкерные устройства, обеспечивающие передачу усилия на бетон (рис. 4). Оболочка у канатов в данном методе отсутствует.

Схема преднапряжения канатной арматуры со сцеплением с бетоном

Рис. 4. Схема преднапряжения канатной арматуры со сцеплением с бетоном

Основное отличие системы преднапряжения со сцеплением напрягаемой арматуры с бетоном в том, что каналообразователь, после натяжения канатов, находящихся в нем, заполняется безусадочным цементным раствором. Каналообразователь обеспечивает в дальнейшем защиту и передачу усилия с канатов на бетон конструкции по всей длине каната. Как правило, используются каналообразователи овального или круглого сечения. Они входят в состав системы преднапряжения. Диаметр рассчитывается в соответствии с количеством канатов, их число может быть от 1 до 31. Нередко преднапряжение со сцеплением с бетоном используется совместно с обогревом бетона, что делает его значительно прочнее и уменьшает время строительных работ. Преднапряжение арматуры со сцеплением с бетоном, имеет большие размеры конструкции, чем описанная выше система без сцепления с бетоном. Такие системы целесообразнее применять при строительстве крупных объектов или с высоким классом ответственности, таких как АЭС, ГРЭС и других.

Литература:

1. Литвинов Р. Г. Трещиностойкость железобетонных элементов при изгибе// Бетон и железобетон. 1992.

2. СП 63.13330.2018 Бетонные и железобетонные конструкции.

3. Технология предварительного напряжения железобетонных конструкций в построечных условиях / С. Н. Леонович, И. И. Передков, А. И. Сидорова. — Минск: БНТУ, 2018.

4. Методическое пособие «Конструкции железобетонные монолитные с напрягаемой арматурой без сцепления с бетоном», — М.: НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное напряжение, бетон, канатная арматура, напрягаемая арматура, раскрытие трещин, сцепление, канат, напряженно-деформированное состояние, образование трещин, глухой анкер.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту тойоты короллы 150
  • Консилер д 24 инструкция по применению от чего помогает
  • Инструкция по эксплуатации teyes cc3 на русском языке скачать бесплатно
  • Мануал митсубиси кантер 4d35
  • Тонзилар в таблетках инструкция по применению взрослым от чего помогает