Руководство по обеспечению экологической безопасности вооруженных сил

Система ведомственных нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации объектов Министерства обороны Российской Федерации

Ведомственный руководящий документ системы

РУКОВОДСТВО по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации

ВРДС 12-03-03 МО РФ

Издание официальное

НАЧАЛЬНИК СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва — 2003 г.

П1»ЛС 12-03-03 МО РФ

2

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.    РАЗРАБОТАН 26 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации с участием Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации и Военного инженерно-технического университета.

В разработке ВРДС приняли участие:

от 26 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации: д/г.н. Латушкин С.Н., к.т.н. Ковалев А.И., к.т.н. Малофеев Ю.В.;

от Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации Фиделин В.С.;

от Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации: к.т.н. Левчук В.О., к.т.н. Гаврилов Н.Т., Захаров С.П., Кашина Г.М.;

от Военного инженерно-технического университета: д.т.н. Ильин Ю.Н., д.т.н. Костыря А.М., к.х.н. Зенкевич М.Ю.

ВНЕСЕН Центральным организационно-плановым управлением капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.

2.    УТВЕРЖДЕН начальником строительства и расквартирования войск — заместителем Министра обороны Российской Федерации.

3.    В В ЕДЕН впервые.

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Военнонаучного комитета начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

11

температуре нагрева воды более 115°С; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Отходы производства и потребления (отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Очистка окружающей среды — устранение посторонних и нежелательных (вредных) веществ с поверхности или из объема природного (природно-антропогенного, антропогенного) объекта.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

12

Потенциально опасных! объект — объект, авария или иное происшествие на котором, в т.ч. от негативных внешних воздействий различного характера, может повлечь за собой человеческие жертвы, нанести ущерб здоровью людей, значительные вред природной среде и материальные потери, нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей.

Предельно допустимый выброс — объем (количество) выбрасываемого загрязняющего (вредного) вещества за единицу времени из источника (или совокупности источников) в окружающую среду (атмосферу), превышение которого ведет к загрязнению приземного слоя воздуха и создает опасность для здоровья человека, животного и растительного мира (ведет к превышению предельно допустимых концентраций в среде, окружающей источник загрязнения).

Предельно допустимая концентрация — максимальное количество загрязняющего вещества в окружающей среде, которое при постоянном или временном контакте человека со средой практически не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Предельно допустимый сброс — масса загрязняющих веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Природная среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

13

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Рекультивация земель — комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земедь.

Сброс “ любое действие или процесс, приведший к поступлению в водный объект загрязняющих веществ.

Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой, производственной и иной деятельности человека, а также прошедшие через какую-либо загрязненную территорию (ливневые и другие воды).

Технологический (технический) норматив — норматив допустимых выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления или по иным причинам, которые создали угрозу жизни и здоровью людей, могут повлечь или повлекли за собой вред природной среде, значительные материальные потери и нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей.

ВРДС (2-03-03 МОРФ

14

Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологическая обстановка — совокупность условий, природных и техногенных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность и здоровье людей, состояние окружающей среды.

Экологическая сертификация —    процедура    подтверждения

соответствия сертифицируемого объекта (производства, вида деятельности предприятия, организации; продукции,    товаров,    услуг, работ)

предъявляемым к нему установленным в законодательных и нормативных документах экологическим требованиям, которая осуществляется по определенным правилам независимым органом по экологической сертификации той или иной системы обязательной или добровольной экологической сертификации, зарегистрированной в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Экологические требования — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, запреты, ограничения или их совокупность, установленные законодательными, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологический ущерб — характеристика экономических и внеэкономических (биологических, земельных, водных и других) потерь, связанных с прямыми и косвенными последствиями негативного воздействия на окружающую среду.

ВРЛС 12-03-03 МО РФ

15

Экологический фактор — фактор природного или техногенного происхождения, влияние которого изменяет или может изменить состояние окружающей среды и протекающие в ней процессы, а также состояние здоровья людей.

РФ — Российская Федерация;

МО “ Министерство обороны;

ВС — Вооруженные Силы;

ОС — окружающая среда;

ЛРО — лимит на размещение отходов;

ПДВ — предельно допустимый выброс;

ПДС — предельно допустимый сброс;

ВСС — временно согласованный сброс;

ВСВ — временно согласованный выброс;

ПДК — предельно допустимая концентрация;

ПДУ — предельно допустимый уровень;

ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень воздействия;

ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду;

ЧС — чрезвычайная ситуация;

ЭА — экологический аудит;

ЭС — экологическая служба;

СУ ОС — система управления окружающей средой;

СВВ — системы водоснабжения и водоотведения;

ГСМ — горюче-смазочные материалы;

РИП — радиационно-ионные параметры;

ДПР — дочерний продукт распада;

ЕРН — естественный радионуклид;

ЭМИ РЧ — электромагнитные излучения радиочастотного диапазона.

16

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1    Обеспечение экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск МО РФ включает систему мер правового, нормативного, организационного, технического, экономического, научного, воспитательного и иного характера, направленных на защиту личного состава, гражданского персонала, населения, имущества и природной среды от негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов природного и техногенного характера при создании, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов МО.

3.2    В своей деятельности должностные лица, личный состав и гражданский персонал органов военного управления, организаций и воинских частей руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и директивами Министра обороны РФ и его заместителей, директивами Генерального штаба ВС РФ, приказами и распоряжениями начальника строительства и расквартирования войск — заместителя Министра обороны РФ и его заместителей, настоящим Руководством, указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ, приказами и распоряжениями соответствующих начальников органов военного управления и другими нормативными и руководящими документами по охране ОС и экологической безопасности деятельности войск (сил).

3.3    Соблюдение требований законодательных и нормативных актов в области охраны ОС и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства является обязательным для должностных лиц, личного состава и гражданского персонала органов военного управления, организаций и воинских частей.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

17

За экологические правонарушения, то есть противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред ОС и здоровью человека, должностные лица, военнослужащие и лица гражданского персонала несут дисциплинарную, административную0 либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а органы военного управления, организации и воинские части — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательными актами РФ и ее субъектов.

3.4 Финансирование расходов на реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности деятельности на объектах МО, установленных нормативными документами и указанных в Руководстве, осуществляется:

в организациях и воинских частях, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет источников, по которым содержатся соответствующие    объекты (согласно

соответствующим статьям сметы МО РФ);

в хозрасчетных организациях (государственных унитарных предприятиях) за счет средств их основной деятельности’.

11 В соответствии с законодательством РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

BMC 12-03-03 МОРФ

1$

4 ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК

4.1    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного управления

4.1.1    Начальники центральных органов военного управления и начальники органов военного управления регионального уровня (квартирноэксплуатационных управлений военных округов, региональных строительных управлений и т. п.) несут ответственность за обеспечение экологической безопасности деятельности подчиненных органов военного управления, организаций и воинских частей.

4.1.2    Организацию, координацию и непосредственное руководство по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей осуществляют экологические службы при центральных органах военного управления и экологические подразделения0 в органах военного управления регионального уровня в пределах их компетенции.

4.1.3    Экологические службы при центральных органах военного управления непосредственно подчиняются начальникам соответствующих центральных органов военного управления и по вопросам обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил) взаимодействуют с Управлением начальника экологической безопасности ВС РФ (далее — УНЭБ ВС РФ), соответствующими по подчиненности центральным органам военного управления экологическими подразделениями в органах военного управления регионального уровня, организациями и воинскими частями, а также государственными органами исполнительной власти по охране ОС.

]) Экологические группы, отделения охраны ОС и т. п.

ВРДС 12-03-03 МОРФ

19

4 Л .4 Положения об экологических службах при центральных органах военного управления разрабатываются на основе Положения об Экологической службе ВС РФ [1], согласовываются с начальником экологической безопасности ВС РФ и утверждаются начальниками соответствующих центральных органов военного управления.

4.1.5 На экологические службы при центральных органах военного управления в пределах их компетенции возлагаются:

управление обеспечением экологической безопасности деятельности соответствующих органов военного управления, организаций и воинских частей;

контроль в соответствующих органах военного управления, организациях и воинских частях за выполнением требований законодательных и нормативных актов, приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей (приложение 1 к Руководству), указаний соответствующих военачальников, руководящих документов по вопросам охраны ОС и защиты личного состава и гражданского персонала от негативных экологических воздействий;

организационно-методическое    обеспечение    деятельности

соответствующих экологических подразделений в органах военного управления регионального уровня, организаций и воинских частей по вопросам обеспечения экологической безопасности;

выявление загрязнений ОС, организация осуществления мероприятий по устранению их причин и проведения работ по ликвидации загрязнений, очистке и восстановлению ОС;

обеспечение оперативного информирования командования об экологической обстановке и нарушениях экологических требований действующих нормативных актов в органах военного управления, организациях и воинских частях;

20

организация ведения статистической отчетности по вопросам охраны ОС и рационального использования природных ресурсов; ведение кадастра загрязненности территорий, регистра экологически опасных объектов; ведение документации, приведенной в приложении 2 к Руководству;

организация и осуществление ведомственных донесений, докладов и отчетов по вопросам экологической безопасности в установленном порядке;

взаимодействие и сотрудничество с органами Экологической службы ВС РФ, государственными природоохранными органами и организациями, службами и подразделениями других министерств и ведомств в области охраны ОС;

участие в подготовке титульных списков капитального строительства объектов МО в части природоохранных сооружений и систем;

формирование нормативно-методической базы и организация научно-исследовательских работ в области обеспечения экологической безопасности деятельности организаций и воинских частей;

организация экологического обучения и воспитания военнослужащих и гражданского персонала органов военного управления, организаций и воинских частей;

участие в обеспечении функционирования и развития функциональной подсистемы ВС РФ единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участие в планировании и организации финансового обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей;

анализ, оценка и совершенствование обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей.

4.1.6 Начальники экологических служб при центральных органах военного управления непосредственно подчиняются начальникам

ВРДС 12-03-03 МОРФ

3

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…….*………………………………………………………….. 5

1    Область применения………………………………………………….. 6

2    Термины и их определения. Сокращения………………………….. 7

3    Общие положения……………………………………………………… 16

4    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного

управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск………………………………….. 18

4.1    Задачи и обязанности должностных лиц органов военного

управления……………………………………………………………….. 18

4.2    Задачи и обязанности должностных лиц организаций и воинских

частей…………………………………………………………………….. 25

5    Основные меры, направленные на обеспечение    экологической

безопасности при разработке предпроектной и проектной документации на строительство объектов Министерства обороны РФ…………………………………………………………….. 37

6    Мероприятия по обеспечению экологической безопасности при

строительстве и вводе в эксплуатацию объектов Министерства обороны РФ…………………………………………………………….. 40

6.1    Основные экологические требования законодательных и

нормативных актов……………………………………………………… 40

6.2 Планирование мероприятий, отчетность и доклады по обеспечению экологической безопасности……………………………. 42

6.3    Влияние работ на окружающую среду. Меры по

предотвращению загрязнений и минимизации негативных экологических воздействий при производстве работ…………………. 44

6.4    Ликвидация загрязнений окружающей среды…………………….. 51

6.5    Контроль за обеспечением экологической безопасности

(экологический контроль)………………………………………………. 51

6.6    Экологический мониторинг…………………………………………. 56

6.7    Экологические обследования и аудит……………………………… 56

6.8    Экологическое страхование………………………………………… 57

6.9    Экологическая сертификация……………………………………….. 57

7    Мероприятия по обеспечению экологической безопасности при

эксплуатации объектов Министерства обороны РФ……………… 58

7.1    Общая часть…………………………………………………………. 58

7.2    Правовое оформление природопользования………………………. 58

7.3    Планирование мероприятий по обеспечению экологической

безопасности…………………………………………………………….. 59

7.4 Отчетность и доклады по обеспечению экологической безопасности……………………………………………………………… 61

ВРДС 12-03-03 МОРФ

21

соответствующих центральных органов военного управления и в своей деятельности руководствуются также указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ.

4.1.7 Должностные лица экологических служб при центральных органах военного управления в пределах их компетенции обязаны:

планировать, организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности соответствующих органов военного управления, организаций и воинских частей;

организовывать и осуществлять контроль за соблюдением требований законодательных и нормативных актов, приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей, указаний соответствующих военачальников, руководящих документов по вопросам обеспечения экологической безопасности;

осуществлять проверки состояния обеспечения экологической безопасности деятельности соответствующих организаций и воинских частей, анализировать и обобщать их результаты, разрабатывать предложения по совершенствованию обеспечения их экологической безопасности;

участвовать в обеспечении организаций и воинских частей техническими средствами и информационно-методическими материалами для осуществления природоохранных мероприятий;

анализировать и обобщать донесения, доклады и отчеты соответствующих организаций и воинских частей, вести установленную документацию и отчетность по обеспечению экологической безопасности в соответствии с директивами Генерального штаба ВС РФ и указаниями начальника экологической безопасности ВС РФ;

организовывать мероприятия по ликвидации загрязнений ОС, экологических последствий возможных аварий и ЧС;

4

7.5    Экологическое нормирование…………………………………….. 62

7.6    Разработка и ведение экологического паспорта…………………… 70

7.7    Экологические обследования. Экологический аудит…………….. 71

7.8    Экологический мониторинг…………………………………………. 75

7.9    Предотвращение негативных экологических воздействий и

загрязнений окружающей среды……………………………………….. 78

7.10    Ликвидация загрязнений, очистка и восстановление

окружающей среды………………………………………………………. 82

7.11    Экологический контроль…………………………………………… 87

7.12    Экологическое страхование……………………………. 87

7.13    Экологическая сертификация……………………………………… 88

8 Экологическое обучение и воспитание. Научные экологические

исследования…………………………………………………………….. 91

8.1    Экологическое обучение и воспитание…………………………….. 91

8.2    Научные экологические исследования……………………………. 96

Приложение 1. Перечень основных приказов и директив Министра обороны РФ и его заместителей по обеспечению экологической

безопасности войск (сил)………………………………………………… 100

Приложение 2. Перечень документов, которые необходимо иметь в органах военного управления (экологическим службам

(экологическим подразделениям))…………………………………….. 103

Приложение 3. Перечень документации по обеспечению экологической безопасности деятельности организации (воинской

части)…………………………………………………………………….. 105

Приложение 4. Примерный план работы по обеспечению

экологической безопасности…………………………………………… 108

Приложение 6. Рекомендации по оценке и обоснованию экологической безопасности технических систем объектов МО РФ ..    122

Приложение 7. Рекомендации по контролю и обследованию химических и радиационно-ионных факторов и обеспечению обитаемости в помещениях зданий и сооружений объектов МО РФ .. 152

Приложение 5. Рекомендации по составу и содержанию раздела «Охрана окружающей среды» и других разделов проектной документации……………………………………………………………. N2

Приложение 8. Платежи за загрязнение окружающей среды………… 191

Приложение 9. Рекомендации по содержанию специальных

экологических образовательных программ…………………………… 197

Приложение 10. Библиография…………………………………………. 200

ВРДС 12-03-03 МОРФ

5

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки «Руководства по обеспечению экологической безопасности деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации» (далее — Руководство) явилось техническое задание на разработку ведомственного руководящего документа Системы нормативных документов в капитальном строительстве Министерства обороны Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы «Эколог — КС — 2», утвержденное заместителем начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации и председателем Военно-научного комитета начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с планом научных работ строительно-квартирных органов Министерства обороны Российской Федерации на 2002 год.

Руководство разработано в целях организационно-методического обеспечения экологической безопасности повседневной деятельности органов военного управления, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ

РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения    2003-05-12

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Руководство предназначено для использования в практической работе должностными лицами органов военного управления и воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями строительства и расквартирования войск МО РФ (далее -организации и воинские части) при размещении, проектировании, строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов МО РФ (далее — объекты МО) в части планирования, организации, осуществления и контроля за проведением мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, защите личного состава, гражданского персонала, населения и имущества от негативного (неблагоприятного) воздействия экологических факторов природного и техногенного характера.

Руководство также рекомендуется использовать в ходе экологического обучения и воспитания военнослужащих и гражданского персонала, а также подготовки профессиональных военных кадров по военно-строительным специальностям.

Издание официальное

ВРДС 12-03-03 МО РФ

7

2 ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СОКРАЩЕНИЯ

Авария — локальное техногенное происшествие* в результате которого создается угроза жизни и здоровью людей, и которое может повлечь за собой вред природной среде и материальные потери.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Вред природной среде — негативное изменение природной среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в воду, атмосферу, землю способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред природным объектам, ухудшить условия жизнедеятельности людей.

Временно согласованный выброс — согласованные со специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти по охране окружающей среды параметры и условия выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферу на определённый срок действия для отдельных объектов (источников), для которых в данное время по объективным причинам не могут быть обеспечены нормативы предельно допустимых выбросов.

Временно согласованный сброс — согласованные со специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти по охране окружающей среды параметры и условия сбросов загрязняющих веществ со сточными водами на определённый срок действия для отдельных объектов, для которых в данное время по объективным причинам не могут быть обеспечены нормативы предельно допустимых сбросов.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

8

Выброс — выделение в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ отдельным объектом или группой объектов.

Естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии (их появление в среде), свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, и иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в природную среду.

Использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Источник загрязнения — объект (в том числе военный, хозяйственный или природный), выделяющий вещество и (или) энергию, свойства, местоположение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное

ВРДС 12-03-03 МОРФ

9

космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Лимиты на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти по охране окружающей среды размещать определенным способом на устанавливаемый им срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Нарушенные земли — земли, изменившие свое качество в связи с разрушением на них почвенного покрова и (или) растительности, изменением гидрогеологического режима и (или) образованием техногенного рельефа в результате хозяйственной или иной деятельности человека.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов -нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических (технических) нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимых физических воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

ВРДС 12-03-03 МО РФ

10

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Обитаемость — условия жизни, деятельности, быта людей, обеспечивающие сохранение их здоровья и работоспособности (боеспособности).

Объект Министерства обороны РФ — находящаяся под юридической ответственностью Министерства обороны РФ территория (акватория) с объектом военной инфраструктуры (или без него), который представляет собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, сооружений и систем или отдельное здание (сооружение), предназначенных для выполнения задач по управлению войсками, боевого применения, хранения, подготовки, обслуживания и перемещения средств вооружения, военной и другой техники, расквартирования, обустройства и жизнеобеспечения войск, а также решения других задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Опасные производственные объекты — предприятия или их цехи, участки, площадки и иные производственные объекты, определенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для природной среды; используется оборудование, работающие под давлением более 0,07 Мпа или при

Раздел XII. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

401. Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации — состояние защищенности окружающей среды, населения, личного состава, военных и гражданских объектов от воздействия неблагоприятных экологических факторов в районах дислокации, базирования и деятельности войск и сил флота.

402. При обеспечении экологической безопасности войск (сил) основными организационно-правовыми мероприятиями считать:

а) планирование и организацию обеспечения экологической безопасности войск (сил);

б) наблюдение за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль, нормирование и паспортизацию военных объектов;

в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф;

г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов;

д) природоохранную деятельность, лицензирование и рациональное природопользование;

е) обеспечение защиты интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей природной среде.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев и Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписали приказ, направленный на улучшение экологической обстановки в районах размещения объектов Вооруженных сил Российской Федерации.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев и Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписали приказ, направленный на улучшение экологической обстановки в районах размещения объектов Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно документу, утверждена форма, в соответствии с которой инспекторы Росприроднадзора и его территориальных органов будут осуществлять федеральный государственный экологический надзор объектов Минобороны России.
По словам заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ Рината Гизатулина: «Надзор за соблюдением природоохранного законодательства на объектах Вооруженных сил России является важнейшим инструментом обеспечения экологической безопасности на территории страны».

Значительное количество объектов Минобороны России удалено от населенных пунктов и размещено на территориях природных комплексов.

Совместный контроль позволит обеспечить своевременное и оперативное реагирование на все факты негативного воздействия на окружающую природную среду.

Как отметил Р.Гизатулин: «Утвержденный приказ двух министерств является значимым шагом на пути развития системы государственного экологического надзора в России».

«Особенно важно обеспечить эффективную совместную работу по выявлению и ликвидации накопленного экологического ущерба, так как это касается не только состояния окружающей среды, но и здоровья людей» — подчеркнул заместитель Министра.

Росприроднадзор проводит плановую работу по «очистке » России от мусора.

Почему возникла необходимость утверждения такого экологического приказа?

Вооруженные Силы любого государства используют природные ресурсы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязнение окружающей среды происходит вследствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Отдельно нужно учитывать проблемы экологии полигонов для испытаний новейших образцов вооружений и хранилищ отходов, находящихся в ведении Минобороны РФ.

Почему недавно Минобороны не согласовало участки на шельфе Арктики компании Роснефть?

Возможно, потому что там захоронены радиоактивные отходы или химоружие.

Если раньше Арктика была практически «краем земли», то теперь Севморпуть превратился в оживленную транспортную артерию.

А рядом находится Новая Земля, где неоднократно испытывалось атомное оружие.

Мониторинг проводится. Причем в Арктике Минобороны РФ,США, Англии и Норвегии сотрудничают активно и даже приняли в эксплуатацию систему радиоактивного мониторинга «Пикассо».

На ФГУП 10 СРЗ в г Мурманске эта система позволяет внедрить экологически безопасные технологии обращения с радиоактивными отходами на Северном флоте.

На этом фоне проблема необеспеченности военных объектов комплексами очистных сооружений кажется не существенной, он она имеет место быть.

Добавьте к этому загрязнение почв и грунтов, поверхностных и подземных вод нефтепродуктами, загрязнение тяжелыми металлами, несанкционированные свалки ТБиПО, нарушение ландшафта и разрушение растительно-почвенного покрова.



Экологическая безопасность — определение всеобщее, вне ранговое оно распространяется на всю нашу планету, а в частности на отдельные государства и регионы, на определенные виды хозяйственной, военной или другой деятельности. Обеспечение экологической безопасности в ходе повседневной деятельности войск является основной частью обеспечения безопасности России и если не соблюдать установленные требования, то признанные защищать люди, будут приносить вред мирному населению. [2]

Экологическая безопасность Вооруженных Сил — состояние и условия жизнедеятельности Вооруженных Сил и их структур; совокупность организационных мер и технических средств, осуществляемый для минимизации воздействия вредных факторов природного или техногенного характера на окружающую среду, людей, личный состав, ВВТ и военные объекты.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах и воинских формированиях. [1]

Военная служба во все времена считалась почетным обязательством перед народом и святым долгом, наиболее важным и необходимым для государства и его населения. Выполнение обязательств военной службы в ВС РФ предполагает ведение боевых действий, участие в несении боевого дежурства, внутренней и гарнизонной службы, поддержание боевой готовности и проведение повседневной боевой подготовки.

Основная задача военной службы — это постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ.

Военное формирование от отдельного подразделения до оперативно-стратегического объединения рассматривается как конкретная экологическая система, со своими особенностями для каждого рода войск.

Элементы экологической системы для каждого конкретного рода войск:

  1. Военнослужащие и гражданский состав
  2. Окружающая среда
  3. Среда на месте расположения подразделения

Особенностью деятельности такой экологической системы является явный приоритет боевой подготовки и боевых действий, что сложно совместить с природоохранными мероприятиями. И с тем существуют пути их решения этой задачи.

В военной службе есть отличия от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.

Безопасность военной службы — это обеспечение защищенности военнослужащих, населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих в ходе выполнения деятельности ВС РФ.

Безопасность военной службы осуществляется в соответствии со следующими принципами:

‒ при организации повседневной деятельности войск наиболее важным является жизнь и здоровье человека;

‒ деятельность должна быть законной;

‒ адекватность принимаемых мер угрозам безопасности военной службы;

‒ комплексность и непрерывная профилактическая направленность проводимых мероприятий;

‒ конкретное разъединение функций, полномочий и поручительства органов военного управления и воинских должностных лиц;

‒ не ущемления государством прав и социально–экономического обеспечения военнослужащих при нанесении урона их жизни и здоровью.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» это нормативный акт который управляет природоохранными взаимоотношениями в России. Данный акт позволяет сформировать и укрепить экологический правопорядок, и обеспечить безопасность людей в экологическом отношении. [2]

Источником загрязнения природной среды это объект извергающий отравленные вещества, энергетические излучения и информацию в экосистему.

Источники загрязнения на военных объектах:

‒ центр извержения отравленного вещества (дымопровод, фонарь строения, вентиляция и т. п.);

‒ хозяйственный или природный объект извергающий отравленное вещество;

‒ область появления отравленного вещества.

Источниками отравления природной среды на военных объектах выступают:

‒ объекты жилищно-бытового предназначения;

‒ объекты обеспечения жизни персонала;

‒ области боевой подготовки;

‒ вооружение и военная техника

Обеспечение экологической безопасности деятельности войск в ВС РФ выполняется по направлениям:

‒ выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды при эксплуатации ВВТ, в ходе боевой подготовки и иных видов деятельности войск;

‒ систематическая оценка экологического ущерба, выполнение работ по восстановлению качества окружающей природной среды в районах расположения и действий войск;

‒ ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация природоохранных сооружений;

‒ экологически безопасная утилизация ВВТ;

‒ создание новых образцов вооружения и техники, строительство военных объектов, соответствующая требованиям экологической безопасности;

‒ экологическое воспитание и обучение военнослужащих ВС РФ.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет, что каждый военнослужащий обязан беречь и охранять природу в ходе своей повседневной деятельности.

Экологические правонарушения — это противоправные действия, которые нарушают природоохранительное законодательство и причиняют вред природной среде и здоровью человека. [2]

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Экологические правонарушения могут совершаться как по неосторожности так и с умыслом.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ, военнослужащие за экологические правонарушения могут привлекаться к ответственности:

‒ дисциплинарной

‒ административной

‒ материальной

‒ уголовной

К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения привлекаются должностные лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение их профессиональных обязательств, связанных с охраной природы, кроме того за неисполнение требований природоохранных законов. Также к экологическим проступкам относят: неисполнение планов и действий по защите окружающей среды и применению природных ресурсов; несоблюдение нормативов качества природной среды; нарушения соответствующих требований и положений общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, действующих в ВЧ и подразделениях. [2]

К материальной ответственности привлекаются командиры ВЧ и подразделений, начальники служб, сержанты и солдаты, по вине которых воинская часть понесла расходы по возмещению ущерба. Материальная ответственность военнослужащих указана Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. [2]

Административная ответственность за экологические нарушения прав существует, в виде штрафа, который возлагается на воинскую часть в административном порядке.

Основные экологические нарушения прав в ВЧ и подразделениях:

‒ Не надлежащее соблюдение стандартов, норм и иных нормативов особенностей окружающей среды;

‒ Не надлежащее соблюдение экологических стандартов при постройке, ремонте, вводе в пользование сооружений, строений и других объектов;

‒ засорение природной среды и причинение, вследствие этого, вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

‒ порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

‒ невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

‒ неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

‒ нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;

‒ несоблюдение экологических требований в ходе использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

‒ превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;

‒ превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;

‒ превышение допустимых уровней биологического влияния на природную среду;

‒ предъявление информации не вовремя, предоставление видоизмененной информации или воздержание от предъявления своевременной, полной и подлинной информации о положении экологической обстановки. [2]

Материальная ответственность за экологические правонарушения существует в объемах, обозначенных приказом Министра обороны, и не может быть выше стопроцентного объема нанесенного убытка; регистрироваться должен именно прямой урон природе. Материальная ответственность исполняется лишь при присутствии вины должностного лица работавшего на военном объекте. [2]

Для воинских частей устанавливается величина штрафа в каждом реальном прецеденте согласно настоящему законодательству и устанавливается службой, его наложившей, и имеет зависимость от его характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Величины штрафов переводятся на специализированные счета экологических фондов Российской Федерации.

Уголовную ответственность за преступления в области экологии лица, совершившие их, обязаны понести наказание в соответствии с УК РФ глава «Экологические преступления». При этом наказываются уголовно только те действия или проступки, которые нарушают или могут нарушить экосистему, либо же представляют опасность жизни или здоровью людей и причиняющие вред природной среде.

Кроме Закона РФ «Об охране окружающей среды» и природоохранных государственных актов деятельность вооруженных сил в области экологии, а так же организаций, учреждений и каждого человека состоящего на военной службе контролируется и дополняется приказами и директивами Министра обороны, а так же лиц его замещающих, в которых указаны конкретные обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы РФ устанавливает обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в подразделении, и строго соблюдать и выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в ходе своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Сержанты и солдаты обязаны:

‒ знать положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», требования руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их;

‒ беречь природу и охранять ее богатства;

‒ следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обеззараживание и обезвреживание от вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты;

‒ не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, при работе на ней и при ее обслуживании;

‒ следить за выполнением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта военной техники;

‒ не допускать долгой работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда;

‒ докладывать о всех случаях нанесения вреда природной среде и своевременно принимать меры по возможному предотвращению (ликвидации) последствий загрязнения окружающей среды, нанесению ей ущерба. [2]

Предотвращение загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя мероприятия:

‒ планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при несении службы;

‒ планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;

‒ соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;

‒ соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;

‒ исключение утечек нефтепродуктов;

‒ утилизацию и сбор масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;

‒ сортировку, сбор и удаление производственных и бытовых отходов;

‒ исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водных источников при передвижениях и действиях войск на местности;

‒ установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, навигации и систем связи;

‒ прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду. Для очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства. Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, камеры для осадки пыли, центробежные конструкции, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по направлениям:

‒ уничтожение, обезвреживание и утилизация жидких и тверлых бытовых отходов;

‒ уничтожение, утилизация и обезвреживание отходов сельскохозяйственных предприятий;

‒ рекультивация земель.

Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К ним относятся:

‒ радиационно-опасные — энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; хранилища жидких радиоактивных отходов; ядерные исследовательские реакторы; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;

‒ химически опасные — хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;

‒ взрывоопасные и пожароопасные базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, ВВТ; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием данных объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для уничтожения твердых отходов применяются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механические дробилки и специальные печи. Жидкие отходы, утилизируются на так называемых полях запахивания. Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта

Мероприятиями по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части, и рациональному природопользованию являются:

‒ изучение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;

‒ предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и местах выполнения мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения);

‒ восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности воинской части (подразделения), а также в случае аварий;

‒ рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т. д.).

При разработке и выполнении данных мероприятий учитываются требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, которые необходимо соблюдать при размещении, строительстве и эксплуатации гражданских объектов, в полной мере распространяются на военные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

В настоящее время деятельность человека является главным источником всех процессов, приводящих к негативным последствиям, на нашей планете. Использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды стали причинами той сложившейся опасной ситуации, когда возникла угроза самому существованию человеческой цивилизации. Осознание опасности и своевременное принятие мер должны лечь в основу обеспечения надежной защиты нынешних и будущих поколений людей от воздействия неблагоприятных факторов антропогенного (техногенного) и природного характера, соответственно необходимо внести в законодательство РФ необходимые поправки, позволявшие минимизировать и без того огромные негативные влияния на природу.

Литература:

  1. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации — Москва: 2016.
  2. Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов (2013)
  3. Михалков В. В. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие М, 1998. № 14
  4. Федеральный закон «Об Охране окружающей среды» РФ 2016 года (N 7-ФЗ 2016)

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, военная служба, природная среда, Российская Федерация, воинская часть, повседневная деятельность, военная техника, экологическая безопасность, боевая подготовка, материальная ответственность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правильная техника скандинавской ходьбы с палками инструкция видео
  • Руководство по техническому обслуживанию трактора мтз 82
  • Кофемашина крупс капсульная инструкция по эксплуатации видео
  • Гбу жилищник района аэропорт руководство
  • Инструкция по защите городских подземных трубопроводов от электрохимической коррозии