Руководство КАМАЗ экологических классов 3 и 4 С 740.60-3902010 РЭ — страница 1
Настоящее «Руководство по эксплуатации» (далее по тексту руководство) содержит информацию, необходимую для правильной эксплуатации и технического обслуживания двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440 (далее по тексту двигателей). Приведены описание конструкции, меры безопасности, данные для контроля и регулировок, рекомендации по поиску неисправностей, сведения о горюче-сМАЗочных материалах (ГСМ), а также список и адреса предприятий сервиса и гарантийного обслуживания.
Руководство должно прикладываться к двигателю и передаваться с ним в случае обмена или продажи.
Руководство предназначено для инженерно-технического персонала, механиков, водителей и слесарей ремонтных служб автотранспортных и других предприятий, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием указанных двигателей и может быть использовано в организациях, проектирующих изделия с ними.
5308 евро 4 камаз каталог для эксплуатации ремонт составления заявок
ОАО «КАМАЗ» сохраняет за собой право совершенствовать конструкцию двигателей без предупреждения потребителей. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, повышающей их надежность, а также разработкой новых комплектаций двигателей для изделий народно-хозяйственного назначения, в конструкцию могут быть внесены не отраженные в настоящем экземпляре изменения.
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах «Паспорта двигателя» или «Сервисной книжки» изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
Помните, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований пункта 2.2.3 «Обкатка двигателя» настоящего руководства.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, сМАЗочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в разделе «Эксплуатационные материалы» настоящего руководства (см. приложение Е).
Камаз 65111 евро 4 каталог книга по эксплуатации ремонту автомобиля
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в сМАЗочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя – при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
— клеммы «плюс» генератора;
— клемм «плюс» и «минус» аккумкуляторной батареи;
— разъемов электронного блока управления двигателем.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
1.1 Назначение двигателей
Двигатели предназначены для установки на одиночные автомобили, автомобильные тягачи, автобусы и другую технику, поставляемую на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным или тропическим климатом (далее изделия), а также поставляемые в запасные части к указанным изделиям.
Двигатели, изготовленные в исполнении «У» по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 ° С (предельных рабочих температурах от минус 50 до плюс 50 ° С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 ° С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м 3 .
Двигатели, изготовленные в исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 ° С (предельных рабочих температурах от минус 10 до плюс 50 ° С), относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 ° С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м 3 .
Двигатели могут эксплуатироваться в районах, расположенных на высоте до 4300 метров над уровнем моря при снижении мощностных, экономических, экологических и других показателей до 20 %, с возможностью преодоления перевалов до 4650 м.
По дымности отработавших газов перечисленные двигатели соответствуют требованиям Правил № 24-03 ЕЭК ООН .
По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ с отработавшими газами двигатели 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 и 740.65-240 соответствуют требованиям Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3) , двигатели 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440 – Правил № 49-04В1 ЕЭК ООН (ЕВРО-4).
Общий вид двигателя 740.70-280 представлен на рисунке 1.1-1.
Рисунок 1.1-1 – Общий вид двигателя 740.70-280
1.2 Технические характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Основные параметры и технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2-1.
1.3 Состав двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателя.
Поперечный и продольный разрезы двигателей приведены на рисунках 1.3-1 и 1.3-2.
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Таблица 1.2-1 – Основные технические параметры и характеристики двигателей КАМАЗ 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420, 740.65-240, 740.70-280, 740.71-320, 740.72-360, 740.73-400, 740.74-420 и 740.75-440
Источник
Скачать руководство по ремонту и обслуживанию автомобиля КАМАЗ
Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КАМАЗ — 5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 43114, 43118, 65111, 53228, 44108, 43115, 65115, 6540, 53229, 4326, 53215, 54115.
Содержание руководства:
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы
Противоугонное устройство
Эксплуатация автомобиля
Эксплуатация автомобиля в холодный период времени
Общие сведения о техническом обслуживании
Особенности выполнения ремонтных работ
Требования безопасности
Сборочные единицы и системы силового агрегата
Силовой агрегат
Двигатель
Система сМАЗывания
Система питания топливом
Система питания двигателя воздухом
и выпуска отработавших газов
Система охлаждения
Системы пуска холодного двигателя
Устройство электрофакельное
Подогреватель предпусковой
Предпусковой подогреватель 15.8106
Сцепление
Коробка передач
Раздаточная коробка
Карданная передача
Ведущие мосты
Шасси
Рама и седельно-сцепное устройство
Подвеска
Передняя ось, колеса, шины
Лебедка
Кабина
Платформа автомобиля-тягача
Платформа автомобиля-самосвалаа
Системы управления автомобилем
Рулевое управление
Тормозная система. .
Механизм подъема платформы
Электрооборудование
Схемы электрические функциональные
Генератор
Стартер
Аккумуляторная батарея
Система освещения
Контрольно-измерительные приборы
Система звуковой сигнализации
Коммутационная аппаратура
Электропровода, предохранители
Приложения
Инструмент и принадлежности
Особенности вождения автомобиля
Буксирование автомобиля
Хранение автомобиля
Транспортирование автомобиля
Ведомость ЗИП
Техническая характеристика автомобилей
Эксплуатационные материалы
Химмотологическая карта сМАЗывания автомобилей
Рекомендации по применению горюче-сМАЗочных материалов и специальных жидкостей
зарубежного производства
Данные для регулирования и контроля
Моменты затягивания резьбовых соединений при техническом обслуживании
Подшипники качения
Перечень приспособлений и специального инструмента для технического обслуживания и ремонта автомобилей
Армированные манжеты
Источник
КАМАЗ Литература по ремонту и техническому обслуживанию
Руководство по ремонту, техобслуживанию и эксплуатации автомобилей КАМАЗ 5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 4310, 43114, 43118, 65111, 53228, 44108, 43115, 65115, 53229, 53215, 54115 с колесной формулой 6х4 и 6х6. Ремонт узлов и агрегатов. Инструкция по эксплуатации и ТО. Схемы электрооборудования
Книга по ремонту КАМАЗ
Книга по ремонту, обслуживанию и эксплуатации КАМАЗ 5320, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 43114, 43118, 65111, 53228, 44108, 43115, 65115, 6540, 53229, 4326, 53215, 54115 с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х8, оснащенных двигателями КАМАЗ 7403, 740.10, 740.11.240, 740.13.260, 740.14.300.
Инструкция по ремонту КАМАЗ 4310, 4410, 5320, 5410, 5510, 5320, 5410, 6510
Книга по ремонту КАМАЗ 5320, 4310, 43114, 43118, 44108, 43115, 5410, 55102, 55111, 53212, 53211, 53213, 54112, 53215, 53228, 53229, 54115, 65111, 65115
Руководство по ремонту КАМАЗ с колесной формулой 6х4, 6х6 оснащенных дизельными двигателями КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 объемом 10,9 л
Инструкция КАМАЗ 5320, 53212, 5410, 54112, 55102, 53211, 53213, 4310, 43114, 43118 Руководство по ремонту
Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КАМАЗ 5320, 53212, 5410, 54112, 55102, 53211, 53213, 4310, 43114, 43118. Ремонт узлов и агрегатов. Электрические схемы.
Книга по обслуживанию и устройству КАМАЗ (издательство Недра)
Пособие содержит технические характеристике, краткое описание конструкции и рекомендации завода-изготовителя по эксплуатации и техническому обслуживанию всего подвижного состава, включенного в семейства первого и второго поколений автомобилей КАМАЗ.
Хорошая добротная советская книга.
Камский автомобильный завод (КАМАЗ) — российский автомобилестроительный концерн, выпускающий большегрузные автомобили, тракторы, дизельные двигатели и комплектующие. Находится в городе Набережные Челны, республика Татарстан.
Завод входит в список 10 мировых производителей тяжёлых грузовиков и стоит на 8-ом месте по выпуску дизельных двигателей.
Завод основан в 1969 году. По плану предприятие должно было выпускать 150 тысяч большегрузных машин и 250 тысяч двигателей ежегодно.
КАМАЗ-5320 стал первым автомобилем, сошедшим со сборочного конвейера КАМАЗа в 1976 году.
В 1979 году предприятие выпускает 100000-й грузовик.
В 1987 году завод создает и производит малолитражные автомобили Ока.
В 1993 году в цехах по выпуску двигателей случился большой пожар, который полностью их разрушил.
В 2005 году часть предприятия, выпускающая автомобили Ока, выкупила компания Северсталь-Авто.
Доход компании в 2009 году составил 60,1 млрд. рублей.
Команда КАМАЗ-мастер является постоянным участником различных ралли. Ралли Дакар команда выиграла уже 9 раз.
Источник
(Окончание. Начало см. «ОС» №7, 2011 г.)
Каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр
О возможности выхода из строя каталитических нейтрализаторов из-за низкого качества реагента уже говорилось. Нейтрализатор может выйти из строя и от перегрева в результате догорания несгоревшего топлива в выпускной трубе. Неполное сгорание топлива в камере сгорания происходит из-за переобогащения смеси, нарушения угла опережения впрыска либо прогорания выпускных клапанов. Конечно, двигатель с такими неисправностями может выйти из строя гораздо раньше, чем нейтрализатор, тем не менее эти неисправности обязательно ухудшат эффективность нейтрализатора. В результате оплавляется керамический носитель и перекрываются каналы, по которым проходят отработавшие газы (ОГ), в выпускной системе повышается противодавление, ухудшается наполнение цилиндров и снижается мощность, особенно на больших оборотах и скоростях. В конце концов двигатель может совсем заглохнуть. Каталитический нейтрализатор с оплавленным носителем восстановить невозможно, но прежде, чем ставить новый, следует устранить причину неисправности, иначе новый агрегат долго не прослужит.
Ресурс оригинального каталитического нейтрализатора может быть сопоставим с ресурсом грузовика: 800 000…1 000 000 км при условии, что он не будет отравлен, например, соединениями кремния или фосфора. Соединения кремния входят в состав некоторых охлаждающих жидкостей и автомобильных смазок. Если охлаждающая жидкость попадет в камеру сгорания при пробое прокладки, соединения кремния попадут в ОГ и с ними – в нейтрализатор. Соединения фосфора могут содержаться в моторном масле и при увеличенных зазорах в направляющих втулках стержней клапанов или износе маслосъемных поршневых колец с маслом, попадающим в камеру сгорания, отравят нейтрализатор. Конечно, двигатель может выйти из строя раньше и тем самым «спасти» нейтрализатор, но рассчитывать на это не стоит.
Как правило, сажевые фильтры не нуждаются в обслуживании в течение первых лет работы, если не нарушают правила эксплуатации автомобиля. Сажевые фильтры магистральных грузовиков часто не требуют специальной регенерации: сажа выгорает самопроизвольно во время движения с большой скоростью и нагрузкой, когда сажевый фильтр прогревается до температуры 220…250 °С. Однако коммунальные, развозные, строительные грузовики, работающие с частыми остановками и на холостом ходу, с длительным пребыванием в городских пробках, нуждаются в активной регенерации, которая выполняется специальной системой, впрыскивающей определенное количество топлива в выпускной тракт перед сажевым фильтром. Регенерация выполняется автоматически «под управлением» бортовой системы машины, поэтому сажевые фильтры не нуждаются в большом объеме обслуживания – обычно это только удаление золы, оставшейся после выжигания сажи, которая не удаляется самопроизвольно.
Водитель должен следить за величиной противодавления в системе выпуска, и когда оно достигнет определенной величины, это означает, что сажевый фильтр засорился. Фильтр следует снять с машины и очистить от золы. Это простая операция. В Европе продаются специальные установки, позволяющие продувать фильтр в обратном направлении. Такая установка представляет собой камеру, в которую помещают фильтр. Удаленная из фильтра зола остается в камере. Вся процедура очистки занимает 30…40 мин. Предлагаются также очищающие жидкости для промывки сажевых фильтров. Некоторые западные производители машин предлагают программы очистки или обмена сажевых фильтров, а компания Volvo Trucks, например, не разрешает владельцам самостоятельно очищать сажевый фильтр, допуская лишь сервисное обслуживание.
Оставшаяся после выжигания сажи зола считается опасным токсичным веществом, поэтому при ее извлечении из фильтра нужны меры предосторожности, чтобы она не попала в воздух.
В некоторых случаях для обслуживания грузовиков Euro 4 и Euro 5 потребуется специнструмент для точной центровки сажевого фильтра относительно трубы выпускной системы. Для извлечения картриджа сажевого фильтра обычно специальный инструмент не нужен. В конструкции применяются легкосъемные крепления, например, ленточного типа.
Периодичность замены сажевого фильтра составляет от 300 000 до 500 000 км пробега.
Система EGR
Принцип работы системы EGR подробно описан в литературе. Основные компоненты системы – это клапан EGR, система каналов, по которым происходит рециркуляция, промежуточный охладитель рециркулируемых газов, сажевый фильтр, клапан системы принудительной вентиляции картера PCV, а также ряд датчиков, например, датчик обратного давления в системе выпуска.
Об особенностях обслуживания сажевых фильтров уже говорилось.
Для удовлетворения требований новых экологических норм в дизельных двигателях экологического класса Euro 4 и выше с технологией EGR пришлось увеличить степень рециркуляции ОГ, что в свою очередь привело к увеличению тепловой нагрузки на двигатель по сравнению с моделями класса Euro 3. Поэтому их системы охлаждения комплектуют более мощными или дополнительными радиаторами. Кроме того, рециркулируемые ОГ охлаждаются перед подачей в камеру сгорания, и эта система промежуточного охлаждения также потребует обслуживания. Воздействию самых высоких температур подвергается промежуточный охладитель отработавших газов – температура охлаждающей жидкости в нем самая высокая во всей системе охлаждения, и меняется она быстрее всего. Если в промежуточном охладителе ОГ возникнет местное кипение ОЖ, возможна разгерметизация охладителя и вытекание ОЖ в систему рециркуляции ОГ, поэтому заполнение системы охлаждения жидкостью должно выполняться очень квалифицированно и тщательно, исключая при этом возможность образования воздушных пробок, ведь они быстро станут причиной прекращения циркуляции и закипания ОЖ в данном контуре. Если в верхних трубопроводах системы охлаждения есть резьбовые пробки для выпуска воздуха, ими обязательно следует воспользоваться при заполнении системы или при проверке ее состояния. Данные винтовые пробки не предназначены для других целей, кроме выпуска воздуха из системы. В некоторых случаях советуют даже приподнимать переднюю часть автомобиля при заправке системы охлаждения, чтобы воздушные пробки лучше удалялись из охладителя EGR и отопителя. Для больших автохозяйств можно порекомендовать использовать для заправки систем охлаждения вакуумный насос, создающий в системе небольшое разрежение. С таким приспособлением заправлять систему гораздо удобнее.
С течением времени внутри радиаторов накапливаются грязь и твердые отложения. Для эффективной очистки засоренных изнутри радиаторов охлаждения рекомендуется применять ультразвуковые установки, особенно для двухходовых радиаторов, которые невозможно хорошо очистить практически никаким иным способом.
Давление открытия парового клапана пробки системы охлаждения следует регулярно проверять. Например, для двигателей Cummins давление срабатывания выпускного клапана пробки составляет 1 бар (103 кПа).
Клапан EGR
На грузовиках с дизельными двигателями применяются клапаны рециркуляции ОГ (клапаны EGR) щелевого типа и типа заслонки. Более современные клапаны-заслонки, как правило, не нуждаются в техобслуживании.
Клапаны EGR щелевого типа имеют электрический либо пневматический привод управления. Клапаны EGR с диафрагменным управлением бывают двух типов: работающие от «положительного давления» и от «разрежения». Оба типа клапанов связаны с системой выпуска, давление или разрежение в которой и управляет их работой. Очевидно, что клапаны двух типов не взаимозаменяемы.
Клапан должен периодически очищаться, так как в процессе работы в нем накапливаются сажа и нагар, которые препятствуют протеканию ОГ в камеры сгорания двигателя. При засорении клапан будет заедать, он не сможет закрываться или вообще застрянет в открытом положении. В результате дозирование рециркулируемых ОГ нарушится и в выхлопе появится черный дым, топливная экономичность двигателя ухудшается, а уровень токсичных составляющих в ОГ растет, двигатель будет неустойчиво работать или глохнуть на холостом ходу. Включится система ограничения крутящего момента. В таком случае в качестве временной меры можно порекомендовать заглушить канал рециркуляции – до того, как клапан будет очищен или заменен.
Прежде чем списывать клапан EGR как неисправный, следует попытаться его очистить: возможно, сажа и нагар – единственная причина «неисправности». Чтобы снять, очистить и установить на место клапан EGR, надо всего несколько минут. Не рекомендуется промывать клапан растворителями: они могут повредить диафрагму. Нагар следует удалять механическим способом. Но если удалить затвердевший нагар отверткой и металлической щеткой не удается, надо осторожно смочить его специальной жидкостью для снятия нагара, «безопасной для каталитических нейтрализаторов», в противном случае жидкость может отравить нейтрализатор. Однако делать эту работу надо аккуратно, чтобы не повредить клапан.
Также следует очистить от сажи и нагара отверстия системы рециркуляции во впускном и выпускном коллекторах. Отложения обычно скапливаются на углах и выступах на стенках каналов. Каналы впускного коллектора необходимо проверить с помощью зеркала и подсвечивающей лампы. При необходимости можно снять впускной коллектор и очистить каналы. Рекомендуется применять для очистки щетку для форсунок, отвертку и изогнутую проволоку. После очистки важно удалить из клапана и трубопровода все остатки сажи вакуумным насосом или с помощью продувки сжатым воздухом через шланги такого диаметра, чтобы они входили в каналы клапана. Затем следует протереть очищенные поверхности растворителем или жидкостью для очистки. Установить клапан на место следует с новой прокладкой.
Некоторые специалисты рекомендуют снимать и очищать клапан EGR от отложений каждый раз при замене моторного масла, добавлять очищающие присадки в топливо, меньше давать двигателю работать на холостом ходу, несколько раз в неделю давать ему работать с высокими нагрузками.
Очистка клапана EGR не всегда эффективна: надо помнить, что внутри него еще находится датчик положения клапана, который тоже бывает неисправен. Поэтому при осмотре и проверке клапана EGR важно выполнить тест на «положение и ход» клапана. Если имеется указатель температуры клапана EGR, можно отслеживать состояние по этому показателю: если температура существенно выше 38 °С, клапан может быть неисправен.
В некоторых дизелях класса Euro 4 и выше в системе вентиляции картера устанавливается фильтр, который также следует периодически заменять.
Моторное масло и качество топлива
Использование в автомобилях «Euro 4 и выше» сажевых фильтров потянуло за собой использование только качественного топлива «Euro 4» и специального масла. При интенсивной рециркуляции ОГ (система EGR) увеличивается проникновение сажи в моторное масло. Картерные газы, в том числе не сгоревшее топливо, окисляют масло, существенно сокращая срок его службы. Если сажа накапливается в масле и не диспергируется должным образом, она собирается в агломераты, которые засоряют фильтр, откладываются на поверхностях деталей и увеличивают вязкость масла. Ухудшается интенсивность охлаждения маслом, устойчивость масляной пленки и возникает сухое трение металла по металлу, при этом агломераты сажи играют роль абразива, еще больше увеличивая износ трущихся поверхностей.
Как уже говорилось, применение EGR приводит к повышению уровня рабочих температур в двигателе, а с каждым повышением рабочей температуры на 10 °С интенсивность окисления моторного масла удваивается. Температура масла в поддоне двигателей уровня Euro 5 примерно на 20 °С выше, чем у моторов Euro 4. Поэтому категорически не рекомендуется использовать в двигателях Euro 4 и выше моторные масла, предназначенные для двигателей более низких экологических классов. Масла старых марок не содержат достаточного количества присадок, диспергирующих сажу. Масла старых марок могут работать в новых двигателях, но это приведет, во-первых, к потере гарантии, и, во-вторых, они будут способствовать сокращению срока службы сажевого фильтра, т. е. увеличению стоимости эксплуатации.
Для дизелей грузовых автомобилей классов Euro 4 и Euro 5 созданы масла, по классификации API обозначающиеся CJ-4, а по европейской классификации это класс Е9-08. Это масла с малой сульфатной зольностью и низким содержанием фосфора и серы. Благодаря такому составу эти масла с более эффективными диспергирующими присадками обладают улучшенными защитными свойствами, повышенной устойчивостью к окислению, высоким и низким температурам, обеспечивают длительную эффективную работу сажевых фильтров, каталитических окислительных нейтрализаторов и, как заявляется, даже увеличение интервалов ТО.
Размер пор в масляном фильтре должен быть не более 20 мкм, чтобы эффективно задерживать частицы сажи. Чем эффективнее будет масляный фильтр, тем дольше прослужит масло, увеличится интервал его замены.
Качество топлива серьезно влияет на ресурс двигателя. Дизельные двигатели класса Euro 4 и выше рассчитаны на работу на низкосернистом топливе. В процессе сгорания топлива образуются две кислоты, и одна из них серная, возникающая за счет серы, содержащейся в дизтопливе. Источник образования другой кислоты – азот, содержащийся в воздухе. Наличие в топливе воды также способствует образованию кислот. Кислоты разлагают антикоррозионные присадки в моторном масле, тем самым сокращая срок его службы. К тому же топливо низкого качества будет сгорать не полностью, увеличится количество лаковых отложений на деталях и сажи, попадающей в масло и в сажевый фильтр. Все это актуально в основном для двигателей с EGR.
* * *
В заключение отмечу, что интервалы ТО для грузовиков Euro 4 и Euro 5 с системой SCR не изменяются по сравнению с автомобилями Euro 3. В список работ лишь добавляется обслуживание систем снижения токсичности ОГ. Например, на грузовиках Volvo по сравнению с обслуживанием автомобилей класса Euro 3 добавляется только замена фильтра реагента (стоимость около 80 евро), по крайней мере первые три года. Напротив, у грузовиков с сиcтемой EGR сроки ТО меняются очень существенно.
Редакция благодарит специалистов компаний Volvo Trucks, ООО «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ и «Русбизнесавто» за помощь в подготовке статьи
Нарушение работы EGR
Одним из негативных последствий засорения каналов системы рециркуляции и/ или отключения клапанов EGR является то, что кислоты и влага из ОГ с течением времени накапливаются в охладителе ОГ. Если через охладитель не будет проходить поток ОГ или поток будет слабым, воздействие кислоты и влаги со временем приведет к сквозной коррозии бачков и трубок охладителя. То есть, если отсоединится (или будет отсоединен!) разъем электрического управления клапана EGR, в долговременной перспективе это может вызвать более серьезные неисправности, чем заедание клапана.
СТО Спецавтотехника
Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, ул. Промышленная, 11
Тел.: 8-903-790-99-88, 8-903-729-60-54, е-mail: sto@sat93.ru
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию
автомобильных дизельных двигателей
WP10
экологического класса
Евро-IV
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
Предисловие |
|
Дизельный |
двигатель WP10 стандарта Евро-IV представляет собой мотор нового |
поколения, |
он имеет компактную структуру, высокую надежность, исключительные |
технические показатели (производительность, экономичность и выхлопы), быстрый запуск, простую эксплуатацию, несложное техническое обслуживание и представляет собой силовой агрегат, идеально подходящий как для тяжелых грузовиков, так и для шикарных туристических автобусов.
Руководство описывает технические характеристики двигателя,основные положения по эксплуатации и техническому сопровождению дизельных двигателей серииWP10 стандарта Евро-IV. Выполнение изложенных в настоящем руководстве требований, несомненным образом, существенно продлит трудовую жизнь Вашего двигателя.
Поскольку работа по усовершенствование моторов серииWP10 продолжается – в их
конструкцию и технические характеристики могут |
быть |
внесены |
изменения, |
||||||||
отображенные в настоящем руководстве. Обновленную информацию можно найти на |
|||||||||||
web-сайте |
Завода-изготовителя http://cn.weichai-group.com |
или |
у |
специалистов |
|||||||
Конструкторского |
Бюро «Спецавтотехника» |
– |
официального |
техничеcкого |
центра |
||||||
Завода Weichai |
Power |
(Московская |
обл.? |
пос. Селятино, |
ул. Промышленная, 11, |
||||||
е-mail: sto@sat93.ru, тел.: 8-903-790-99-88). |
|||||||||||
Каталоги |
запасных |
частей |
можно |
найти |
на http://сайтеспецавтотехника.рф. |
||||||
Заказ запасных |
частей можно сделать |
по |
адресуsto@sat93.ru |
или |
по телефону: |
||||||
8-903-729-60-54. |
Планируется в ближайшее время открыть“горячую телефонную линию” по технической поддержке моторов WP, а пока Ваши вопросы по моторам, а также вопросы и замечания по настоящему руководству направляйте, пожалуйста, по адресу shacman@sat93.ru
Подготовлено к печати в отделе контроля качества, сертификации и стандартизации Конструкторского Бюро «Спецавтотехника»
Пос. Селятино Московская обл.
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
Специальные указания
·Знакомство с дизельным двигателемWP10 производства WEICHAI POWER Co.
рекомендуем |
начать |
с |
внимательно |
изучения |
настоящегоРуководства |
||||
по |
эксплуатации |
и |
техническому |
обслуживанию |
дизельного |
двигателя |
|||
в |
последующем – |
строго |
следовать |
правилам |
и технологиям, содержащимся |
в Руководстве.
·Настоящий дизельный двигатель перед отгрузкой прошел комплекс проверок и испытаний. Не допускайте изменений программного обеспечения электронного блока управления двигателем ECU с целью увеличения мощности двигателя, в противном случае мы будем вынуждены снять гарантийные обязательства.
· Контроллер ECU, ТНВД и топливные форсунки являются высокоточным устройствами. Не пытайтесь разбирать их самостоятельно, в противном случае гарантийные обязательства снимаются.
·Действуют точные указания по углам и моментам затяжки для болтов головки блока и
шатунных |
болтов |
двигателя. Пожалуйста, не |
пытайтесь |
откручивать |
их |
самостоятельно. Шатунные болты являются одноразовыми, т.е. |
не допускают |
||||
повторного использования, в противном случае – гарантия аннулируется. |
·Качество моторного масла или топлива, которые попадают в двигатель, должны соответствовать требованиям, установленным настоящим руководством, а также – должны быть отфильтрованы специальными фильтрами. Перед каждым запуском двигателя убедитесь, что объемы заправленного масла и охлаждающей жидкости достаточны.
·Запрещается эксплуатировать автомобиль без воздушного фильтра, т.к. попадание нефильтрованного воздуха в цилиндры недопустимо.
·При вводе в эксплуатацию нового мотора необходимо выполнить послеобкаточное обслуживание (после 50-ти часов работы).
·При холодном запуске двигателя нагрузку на него следует подавать плавно, без
резких скачков или длительного прогрева на холостых оборотах. После работы в условиях высоких нагрузок дайте мотору поработать на низких оборотах 5 – 10 мин. перед тем, как заглушить его окончательно, старайтесь избегать резких остановок (за исключением особых случаев).
·Проверка и ремонт любых элементов электрической системы должны выполнять профессионально подготовленными специалистами.
·Проверка и ремонт любых элементов электронной системы управления должны выполняться специалистами сервисной станции WP.
·Перед отправкой с Завода дизельный двигатель заправляется маслом в целях предотвратить его коррозию. При этом считается, что период консервации не должен превышать 1 год. В случае превышения– проведите проверку и выполните необходимые дополнительные процедуры.
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
Coдержание
I.Эксплуатация и Техническое Обслуживание автомобильных дизельных
двигателей WP10 экологического класса Евро-IV ……………………………………….. |
1 |
1.Топливо, моторное масло, охлаждающая жидкость, раствор мочевины и
другие эксплуатационные материалы дизельного двигателя ………………….. |
1 |
||||
1.1 |
Топливо……………………………………………………………………………………………… |
1 |
|||
1.2 Моторное масло для дизельного двигателя…………………………………………. |
1 |
||||
1.3 |
Смазываем водяную помпу…………………………………………………………………. |
1 |
|||
1.4 |
Охлаждающая жидкость……………………………………………………………………… |
2 |
|||
1.5 |
Раствор |
мочевины………………………………………………………………………………. |
2 |
||
1.6 Как правильно выбрать масло по стандартуAPI……………………………………. |
3 |
||||
1.7 Как правильно выбрать масло по классу вязкости…………………………………. |
3 |
||||
1.8 |
Вспомогательные материалы………………………………………………………………. |
3 |
|||
2. |
Рабочие операции с двигателем……………………………………………………………….. |
5 |
|||
2.1 |
Распаковка |
дизельного |
двигателя……………………………………………………….. |
5 |
|
2.2 |
Строповка |
дизельного |
двигателя…………………………………………………………. |
5 |
|
2.3 |
Монтаж |
дизельного двигателя…………………………………………………………….. |
5 |
||
2.4 |
Поготовка |
перед пуском……………………………………………………………………… |
6 |
||
2.5 |
Запуск |
дизельного двигателя………………………………………………………………. |
7 |
||
2.6 |
Работа |
двигателя……………………………………………………………………………….. |
7 |
||
3. |
Плановое обслуживание двигателя………………………………………………………….. |
9 |
|||
3.1 |
Ежедневное обслуживание…………………………………………………………………. |
9 |
|||
3.2 |
Дополнительные сервисные процедуры………………………………………………. |
12 |
|||
3.3 |
Консервация двигателя для длительного хранения………………………………. |
16 |
|||
3.4 |
Периодичность и состав плановых ТО…………………………………………………. |
17 |
|||
4. Типовые отказы и способы их устранения……………………………………………….. |
19 |
||||
4.1 |
Диагностика неисправностей………………………………………………………………. |
19 |
|||
4.2 |
Типовые поломки и неисправности………………………………………………………. |
20 |
|||
4.2.1 Двигатель не заводится…………………………………………………………………… |
20 |
||||
4.2.2 Трудный запуск ………………………………………………………………………………. |
23 |
||||
4.2.3 Двигатель не развивает полную мощность……………………………………….. |
24 |
||||
4.2.4 Двигатель не раскручивается выше уровня 1000 об./мин. ………………….. |
28 |
||||
4.2.5 Отсутствует устойчивость холостых оборотов двигателя…………………… |
29 |
||||
4.2.6 Неисправности системы SCR…………………………………………………………… |
29 |
||||
II. Гарантийная политика…………………………………………………………………………… |
30 |
||||
Гарантийная карточка изделия Weichai Power ………………………………………………… |
30 |
||||
Порядок гарантийного обслуживания …………………………………………………………….. |
31 |
||||
Правила |
Определения Гарантийного Периода для дизельных |
двигателей |
|||
Weichai Power………………………………………………………………………………………………….. |
33 |
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
I. Эксплуатация и Техническое Обслуживание автомобильных дизельных двигателей WP10 экологического класса Евро-IV
1.Топливо, моторное масло, охлаждающая жидкость, раствор мочевины и другие эксплуатационные материалы дизельного двигателя
1.1Топливо
В |
зависимости |
от |
сезона |
следует |
использовать |
летнее |
или |
зимнее, |
топ |
соответствующие стандарту 4-го экологического класса |
1.2Моторное масло для дизельного двигателя
Характеристики моторного масла определяются его маркировкой. Для различных моделей двигателей предписания по моторному маслу различаются.
Выбор моторного масла. Чтобы обеспечить безопасную и надежную работу Вашего дизельного мотора используйте масло класса15W/40 CF-4 или 20W/40 CF-4. Масло класса 15W/40CF-4 может использоваться в температурном диапазоне-15ºC~+30ºC, а масло 20W/40CF-4 – в диапазоне -10ºC~+30ºC (рекомендуется к использованию масло марки Weichai Power), масло 5W/20CF-4 следует применять при температурах ниже -15ºC.
Таблица 1-1. Выбор масла по классу вязкости
Внимание! В моторах WP10 уровня Евро IV не разрешается использование масел типов CE, CD, CC, CB, или CA. Масляный фильтр должен заменяться при каждой замене моторного масла.
1.3Смазываем водяную помпу
Для смазки водяной помпы применяется общего назначения консистентная смазка на литиевой основе.
1
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
1.4Охлаждающая жидкость
Рекомендуются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, например, Cool Stream Standard 40 – рекомендуется для круглогодичного использования(в течение 3 лет с последующей заменой) при температурах окружающего воздуха не ниже минус 40ºC.
1.5Раствор мочевины
Раствор неправильного состава может полностью вывести из строя катализатор системы SCR или же понизить степень нейтрализации выхлопных газов(Так, существенные превышения по фосфору, натрию, калию или кальцию могут вывести из рабочего состояния катализатор, а превышение процентного содержания мочевины– к чрезмерным утечкам NH3 или недостаточной нейтрализации NOx), что будет иметь своим последствием – превышение допустимых уровней выбросов, о чем должны известить сигнальные индикаторы автомобиля. Поэтому качество и эффективность действия раствора мочевины должны соответствовать требованиям стандарта ISO 22241.
Таблица 1-2. Процентный состав раствора мочевины (согласно стандарта ISO 22241)
Компоненты |
Ед. измерения |
Min уровень |
Max уровень |
||
Процент мочевины |
% |
31.8 |
33.2 |
||
Плотность при 20ºC |
кг/м3 |
1087 |
1093 |
||
Рефракционный индекс |
— |
1.3814 |
1.3843 |
||
при 20ºC |
|||||
Процент аммиака |
% |
— |
0.2 |
||
Процент биуреты |
% |
— |
0.3 |
||
Aльдегид |
мг/кг |
— |
5 |
||
Нерастворимые примеси |
мг/кг |
— |
20 |
||
Фосфор |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Кальций |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Железо |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Медь |
мг/кг |
— |
0.2 |
||
Цинк |
мг/кг |
— |
0.2 |
||
Хром |
мг/кг |
— |
0.2 |
||
Никель |
мг/кг |
— |
0.2 |
||
Aлюминий |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Maгний |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Натрий |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
Калий |
мг/кг |
— |
0.5 |
||
2
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
1.6Как правильно выбрать масло по стандартуAPI
Tип двигателя |
Стандарт масла |
Основные модели двигателей |
||
Высокооборотистый двигатель или мощный среднескоростной дизельный двигатель |
CD |
Среднескоростные дизельные моторы |
||
CF-4 |
Дизельные моторы классов Евро-I и Евро-II, в т.ч. моторы |
|||
серий WD618/WD12 и WD615/WD10; 226B и другие. |
||||
Дизельные двигатели класса Евро-III, в т.ч. WP4/WP6 |
||||
CH-4 |
(165~270 л.с.), WP10 (240~375 л.с.), WP12 (336~460 л.с.), |
|||
WD10, WD12 и WP5/WP7 (160~300 л.с.). |
||||
CI-4 |
Дизельные двигатели класса Евро-IV |
|||
Газовый |
CNG |
Моторы на сжатом природном газе, в т.ч. для автобусов и |
||
двигатель |
электрогенераторов |
|||
1.7Как правильно выбрать масло по классу вязкости
Класс вязкости SAE |
Диапазон применимости (ºC) |
|||||
5W/30 |
-30~35 |
|||||
Моторное масло |
10W/30 |
-25~35 |
||||
15W/40 |
-20 – 40 |
|||||
20W/50 |
-15 – 50 |
|||||
85W/90 |
-15 – 49 |
|||||
Трансмиссионное |
||||||
80W/90 |
-25 – 49 |
|||||
масло |
||||||
85W/140 |
-15 – 49 |
|||||
(вязкость выше чем 85W/90) |
||||||
1.8Вспомогательные материалы
No. |
Наименование |
Цвет |
Назначение и применение |
||||||||
Применяется |
в |
местах |
соприкосно |
||||||||
гладких металлических поверхностей |
|||||||||||
1 |
Тонкий порошок молибдена |
Черный |
с целью предотвратить склеивание |
||||||||
Например, наносится на внешнюю сторо |
|||||||||||
гильзы блока цилиндров |
|||||||||||
Обеспечивает смазку до того момента, когда |
|||||||||||
2 |
Смазка на основе |
Темно- |
в двигателе |
установится |
рабочее |
давлен |
|||||
масла. |
|||||||||||
дисульфида молибдена |
серый |
||||||||||
Например, наносится |
на |
клапана |
систе |
||||||||
впуска. |
|||||||||||
3
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
Таблица 1-3. Применяемость фиксаторов при сборке дизельных двигателей
Наименование |
Назначение |
Применения |
Дополнитель- |
||||
ное описание |
|||||||
Болты крепления картера маховика |
|||||||
Болт крепления упорной шайбы распредвала |
|||||||
Наносится |
Болты шестерни распредвала |
||||||
на резьбу болтов |
|||||||
Болт крепления промежуточной шестерни |
|||||||
с целью избежать |
В качестве |
||||||
прослабления |
Болты крепления передней крышки двигателя |
||||||
замены можно |
|||||||
Loctite 242 |
соединений под |
||||||
Болты крепления кронштейна масляного фильтра |
использовать |
||||||
воздействием |
|||||||
вибрации, имеет |
Болты крепления маслоохладителя |
DriLoc204 |
|||||
средний класс |
|||||||
Резьба пробки защитного клапана |
|||||||
прочности. |
|||||||
Болты крепления маслозаборника |
|||||||
Резьбы датчиков и крепления электропроводки |
|||||||
Применяется |
|||||||
на внешних резьбах |
|||||||
для герметизации, |
|||||||
Loctite 262 |
фиксации / |
Направляющая шпилька головки блока |
|||||
предотвращения |
|||||||
самоотвинчивания |
|||||||
шпилек и болтов |
|||||||
(до М25) |
|||||||
Высокопрочный |
|||||||
Loctite 271 |
резьбовой фиксатор |
Пробка маслосливного отверстия |
|||||
низкой вязкости |
|||||||
Высокопрочный |
|||||||
резьбовой фиксатор |
Другие пробки с внешней резьбой |
||||||
Loctite 277 |
высокой вязкости. |
||||||
Применяется для |
|||||||
крупной резьбы |
|||||||
Для обработки |
Шпилька втулки толкателя |
||||||
Loctite 270 |
верхней поверхности |
||||||
головки цилиндра |
|||||||
Примыкание |
блока |
цилиндров |
и |
картера |
|||
двигателя. |
|||||||
Между передней поверхностью блока двигателя и |
|||||||
передней крышкой двигателя и между задней |
|||||||
Формирователь |
поверхностью блока и картером маховика |
||||||
Loctite 518 |
прокладок. |
Примыкание кронштейна масляных фильтров и |
|||||
Применяется |
|||||||
(Обновленный |
картера двигателя. |
||||||
вариант |
на гладких |
Задняя крышка водяной помпы – передняя плита |
|||||
продукта 510) |
металлических |
||||||
поверхностей. |
блока цилиндров |
||||||
Плита крепления картера маховика– |
картер |
||||||
маховика |
|||||||
Место крепления маслоохладителя на блоке |
|||||||
цилиндров. |
|||||||
4
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
2. Рабочие операции с двигателем
2.1Распаковка дизельного двигателя
После того как мотор распакован– сверьте состав поставки с упаковочным листом, убедитесь, что навесное оборудование двигателя комплектно и не имеет повреждений, проверьте – не прослаблены ли внешние соединения. И только тогда– выполните следующие операции:
uУдалите антикоррозийное покрытие наружных деталей двигателя.
uВыпустите консервационное масло из топливного фильтра и магистрали подачи
топлива. (Запуск двигателя с консервационным маслом в топливной системе допускается. Но подавать нагрузку на двигатель разрешается только после того, как консервационное масло будет выработано и двигатель будет работать нормальном дизельном топливе.
Внимание! Консервационная обработка обеспечивает сохранность силового агрегата в течение одного года. Если период хранения превышает один год– проведите обследование и в случае необходимости проведите дополнительную обработку.
uВращая маховик, впрыскивайте растворитель в подающую магистраль до тех пор, пока консервационное масло не будет полностью удалено из цилиндров.
uРаспыляйте растворитель на вход и на выход турбокомпрессора до тех ,порпока консервационное масло не будет полностью удалено.
uЕсли согласно договоренности с между производителем и получателем двигатель поставляется незаправленным моторным маслом – масло должно быть добавлено в соответствии со спецификацией.Масло в двигателе следует полностью слить и заменить на новое после первых 2000 км пробега (или 50-ти часов работы).
uЕсли значения плотности охлаждающей жидкости неудовлетворительные – замените ее или укрепите ее состав специальным концентратом.
2.2Строповка дизельного двигателя
При строповке и подъеме двигателя соблюдайте горизонтальное положение коленвала, не допускайте боковых перекосов. См. Рис. 2-1.
Рисунок 2-1. Схема строповки дизельного двигателя
2.3Монтаж дизельного двигателя
Приступая к установке двигателя, убедитесь, что центральная линия коленчатого вала двигателя коаксиальна оси вала, принимающего нагрузку (КПП, трансмиссия или генератор переменного тока), убедитесь, что по итогам монтажа коленчатый вал свободен от ненормативных механических нагрузок.
5
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
2.4Поготовка перед пуском
uПроверьте уровень охлаждающей жидкости
При установке двигателя на автомобиль или на стенд, уровень охлаждающей жидкости можно проверить в окошечке на расширительном бачке. Если жидкости недостаточно – добавьте ее через заливную горловину. Крышка горловины снабжена клапаном сброса избыточного давления и кнопкой сброса давления воздуха – если охлаждающая жидкость добавляется в разогретый мотор, предварительно необходимо сбросить избыточное давление, чтобы избежать возможных выплескиваний горячей охлаждающей жидкости. Запрещается добавлять в разогретый двигатель значительные объемы охлаждающей жидкости, поскольку резкие температурные изменения могут повредить его составные части. В экстренных случаях допускается добавлять в систему простую, поводу возможности – не слишком холодную. Добавьте жидкость до уровня заливной горловины, запустите двигатель, выведите его на рабочий режим1000 об./мин. и продолжайте доливать жидкость, пока ее уровень не стабилизируется. Закройте крышку заливной горловины.
uПроверьте уровень топлива
Если двигатель установлен на автомобиле, поверните ключ зажигания и проверьте уровень заполнения топливного бака по прибору либо осмотрите бак.
uПроверьте уровень масла в двигателе
Уровень масла в двигателе должен соответствовать отметке между верхним и нижним уровнем на масляном щупе.
uПроверьте уровень мочевины в баке
В среднем расход мочевины составляет3~5% расхода топлива (по объему). Старайтесь сохранять бак мочевины, заполненным на 30~80%, в случае необходимости – своевременно добавляете ее. При наполнении бака не допускайте перелива мочевины.
Рисунок 2-2. Уровень мочевины в баке
uПроверьте состояние навесного оборудования
Проверьте крепление навесных агрегатов и прочность соединений, в случае обнаружения неординарных обстоятельств – устраните их. Проверьте состояние натяжных ремней на натяжение, отсутствие трещин, расслоений или потертостей. Проверьте вентилятор двигателя на отсутствие деформаций, перекосов или трещин в лопастях. Проверьте электрическую магистраль стартера и уровень зарядки аккумуляторов. Откройте крышку топливного бака, ослабьте дренажный болт на кронштейне фильтра грубой очистки топлива и с помощью ручной помпы, встроенной в кронштейн крепления фильтра, удалите воздух из топливной магистрали. Проверьте соединения трубопроводов системы SCR. Утечки раствора мочевины недопустимы.
6
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
2.5Запуск дизельного двигателя
uПереведите выключатель массы и ключ зажигания в положение СТАРТ, рычаг переключения передач – в нейтральное положение, и заводите мотор.
uПоверните ключ и прокрутите стартер. Если мотор не запускается в течение 5-10 сек,
подождите 1 минуту, прежде чем повторять попытку. Если три последовательных попытки не приводят к запуску двигателя– сделайте перерыв, чтобы найти и устранить неисправность и только потом переходите к запуску двигателя. После того как двигатель запущен– проанализируйте информацию, поступающую на панель управления. Датчик давления масла предоставит точную информацию сразу. Не выводите холодный мотор на высокие обороты! Сначала дайте поработать двигателю на холостых оборотах. Работа двигателя на холостых оборотах тем не менее не может быть продолжительной.
u Двигатель |
оснащен |
дополнительной |
системой |
предпускового |
электрического |
подогрева, которая обеспечивает надежный запуск при температурах до -30ºC. |
2.6Работа двигателя
u После запуска двигателя дайте ему поработать несколько минут на холостых оборотах, потом увеличивайте обороты до значения 1000~1200 об./мин. и нагружайте его. Полную нагрузку на двигатель можно подавать после ,тогокак температура охлаждающей жидкости будет выше60ºC, а температура моторного масла –выше
50ºC. Нагрузка и обороты должны возрастать постепенно. Избегайте резких ускорений и резких увеличений нагрузки на двигатель.
uВ течение первых 60-ти часов работы (соответствует пробегу в 3000 км) дизельного двигателя рекомендуется эксплуатировать его в умеренных нагрузках и без прицепа.
u Время от времени отпускайте педаль акселератора при подъеме по серпантину. В продолжительных периодах работы на высоких оборотах двигателю полезно иметь
небольшие перерывы. Аналогичным образом не рекомендуется продолжительная эксплуатация в условиях низкой нагрузки или крайне низких оборотов, поскольку таким образом можно достаточно быстро получить неисправную работу двигателя (например, масло в выхлопных газах).
uПри нормальной работе двигателя допускается продолжительно использовать его в
условиях нормативной нагрузки, соответственнои, нормативных оборотов. Эксплуатации двигателя в условиях105% номинальной скорости и110% номинальной мощности рекомендуем ограничить периодом 20в мин. При полной разгрузке двигателя (окончание движения автомобиля), дайте ему поработать на холостых оборотах 1~2 мин. до полного выключения двигателя.
uРабочие параметры двигателя и точки их контроля:
Давление масла в основной магистрали: 350~500 кПа;
Температура масла / масляный насос: <110ºC.
Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя: 80±5ºС, но не более 105ºC.
Температура выхлопных газов на выходе из турбины: <600ºС.
Температура воздуха на выходе из интеркулера: 50~55ºC.
Обратите внимание на качество выхлопных газов, оцените эффективность сгорания топлива и качество работы дизеля в . цеЕсломи цвет выхлопных газов– неудовлетворительный, остановите мотор и проведите диагностику неисправностей.
Осмотрите двигатель на наличие утечек охлаждающей жидкости, воздуха или топлива. В случае обнаружение утечек – остановите двигатель и устраните неисправность.
7
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дизельных двигателейWP10 экологического класса Евро-IV
uСледует учитывать следующие характеристики работы дизеля:
Расход топлива минимален при максимальных значениях крутящего момента, расход топлива увеличивается при увеличении оборотов двигателя.
Крутящий момент достигает наилучших показателей при работе двигателя на средних оборотах (1200~1600 об./мин.).
Мощность двигателя растет с увеличением оборотов и достигает номинальных значений при номинальной скорости вращения.
uОсобенности работы в холодных условиях:
Топливо: Выбирайте зимние сорта топлива.
Моторное масло: Используйте масло надлежащей вязкости.
Охлаждающая жидкость: Добавляйте в охлаждающую жидкость концентрат антифриза в соответствии с условиями за бортом.
Запуск: При необходимости следует использовать дополнительный пускатель (“прикуриватель”). После запуска подождите, чтобы давление масла и температура охлаждающей жидкости пришли в норму прежде, чем выводить двигатель на высокие обороты и высокие нагрузки.
До наступления холодного сезона проверьте зарядку аккумуляторных батарей. |
|||||||||||
Если |
Вы |
не |
планируете |
запускать |
двигатель |
в |
течение |
нек |
|||
продолжительного периода и окружающая температура– низкая, снимите |
|||||||||||
аккумуляторные батареи и найдите для них место хранения в тепле. |
|||||||||||
Останов двигателя: При остановке двигателя в холодных условиях– дайте ему |
|||||||||||
поработать |
1 |
– 2 |
минуты на |
холостых |
оборотах, чтобы |
температура |
|||||
охлаждающей и жидкости и температура масла несколько снизились |
перед |
||||||||||
полной остановкой. Отметим, что не следует сливать из мотора охлаждающую |
|||||||||||
жидкость, которая содержит добавки антифриз, без последующей утилизации. |
|||||||||||
При этом не забудьте открыть дренажные воздушные клапана и краны на блоке |
|||||||||||
двигателя, |
масляном |
охладителе, радиаторе, а |
также – |
заливную |
горловину, |
||||||
чтобы |
полностью |
освободить |
двигатель |
от |
охлаждающей |
жидкости |
предупредить возможность разрыва двигателя замерзшими остатками жидкости.
8
Loading…
1. Вымыть автомобиль (при необходимости) и произвести уборку кабины и платформы.
См. подраздел «Уход за автомобилем».
2. Проверить состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения, гидропривода сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, гидроусилителя рулевого управления, гидроподъемника кабины.
Подтекание топлива, масел и спец. жидкостей не допускается. Устранить течи подтяжкой элементов крепления трубопроводов.
Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов смазочной системы
Проверка герметичности ведущих мостов
Проверка состояния и герметичности приборов и трубопроводов гидроподъемника кабины
Проверка состояния и герметичности трубопроводов системы охлаждения
Проверка герметичности привода сцепления
Проверка герметичности привода сцепления
3. Проверить наличие неисправностей в системах автомобиля по стрелочным указателям, контрольным лампам и сообщениям на мониторе комбинации приборов.
Определение и устранение неисправности см. в разделе 7 «Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля. Самопомощь».
4. Проверить состояние бумажного фильтра очистки воздуха по показаниям контрольной лампы засоренности.
При загорании на панели приборов контрольной лампы засоренности воздушного фильтра , заменить фильтрующий элемент (см. подраздел «Замена воздушного фильтра»).
5.* Проверить состояние вентилятора системы охлаждения (для двигателя Cummins).
Проверить отсутствие трещин на лопастях или кольце и следов трения о кожух. Если трение имеется, отрегулировать тягой угол наклона блока охлаждения, минимальный зазор между вентилятором и кожухом должен быть 10 мм. Обратиться в сервисный центр.
6.* Проверить трубку сапуна картера двигателя Cummins.
См. подраздел «Проверка уровня масла в картере двигателя CUMMINS».
7.* Проверить трубопроводы впуска воздуха (для двигателя Cummins).
Ежедневно осматривать впускной воздухопровод с целью обнаружения следов износа и повреждения воздухопровода, слабо затянутых хомутов и микроотверстий, которые могут вызвать повреждение двигателя.
В случае необходимости заменить поврежденный воздухопровод и подтянуть слабые хомуты, чтобы предотвратить попадание неочищенного воздуха в двигатель. Момент затяжки от 12 до 16 Н·м (от 1,2 до 1,6 кгс·м).
Убедиться в отсутствии коррозии под хомутами и шлангами воздухопроводов системы впуска. При необходимости разобрать и очистить.
8.* Проверить состояние ремня привода агрегатов (для двигателя Cummins).
Перед проведением проверки выключить двигатель.
Внешним осмотром проверить состояние ремня. Допускаются поперечные (по ширине ремня) трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин (см. Рисунок).
Ремень подлежит замене также в случае обнаружения на нем следов истирания или отсутствия частиц материала.
Возможные причины повреждения ремней: неправильное натяжение;
несоответствие норме поперечного сечения или длины ремня; смещение шкивов относительно друг друга; неправильная установка ремня; тяжелые условия эксплуатации; масло или смазка на боковых сторонах ремня.
Допустимые трещины
Недопустимые трещины
9. Проверить состояние и крепление кронштейнов передних рессор (1 раз в неделю).
Трещины кронштейнов и ослабление заклёпок не допускаются.
10. Проверить состояние и крепление 5-й поперечины и кронштейнов верхних реактивных штанг (кроме авт. КАМАЗ- 43501, 43502).
Осмотреть поперечину на наличие трещин и ослабление заклепок ее крепления к лонжеронам рамы. Наличие трещин и ослабление соединений не допускается.
Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Осмотреть состояние и крепление кронштейнов верхних реактивных штанг (см. рис. Подвеска задняя).
При необходимости затянуть гайки:
- момент затяжки гаек шарниров реактивных штанг от 550 до 650 Н⋅м (от 55 до 65 кгс⋅м);
- момент затяжки гайки крепления 2-х опорного шарнира реактивной штанги от 275 до 320 Н⋅м (от 27 до 32 кгс⋅м);
- момент затяжки гаек и болтов крепления кронштейна верхних реактивных штанг к раме от 440 до 550 Н⋅м (от 44 до 55 кгс⋅м).
Подвеска задняя
1 – реактивная штанга; 2 – шарниры реактивных штанг; 3 – гайка крепления 2-х опорного шарнира реактивной штанги; 4 – кронштейн крепления верхних реактивных штанг
11. Проверить состояние и крепление тягово-сцепного устройства.
Проверить визуальным осмотром.
Для автоматического ТСУ типа «крюк-петля» проверить состояние согласно руководства по эксплуатации изготовителя.
Для ТСУ типа «крюк-петля»: износ зева крюка в месте наибольшего контакта должен быть не более 5 мм, защелка замка буксирного прибора должна быть зашплинтована.
Для ТСУ типа «шкворень-петля»: износ шкворня ТСУ не допускается.
Не допускается ослабление гаек крепления ТСУ. Проверить состояние согласно руководства по эксплуатации изготовителя.
Автоматическое ТСУ типа «крюк-петля»
ТСУ типа «шкворень-петля»
ТСУ типа «крюк-петля»
12. Проверить состояние шлангов соединительных головок, витых трубопроводов подсоединения тормозной системы прицепа и состояние жгутов соединительных проводов прицепа.
Проверить визуальным осмотром. Повреждения шлангов не допустимы. Жгуты соединительных проводов должны быть надежно закреплены, и не должны иметь повреждений.
13. Проверить состояние и крепление седельно-цепного устройства, витых трубопроводов подсоединения тормозной системы полуприцепа и состояние жгутов соединительных проводов (для автомобиля КАМАЗ-53504).
Состояние седельно-сцепного устройства проверять визуальным осмотром при начале движения и остановке автомобиля. Ощутимого зазора в сопряжении шкворень полуприцепа – замок ССУ не должно быть.
Повреждения шлангов недопустимы (проверять визуальным осмотром).
Жгуты соединительных проводов должны быть надежно закреплены.
Проверка состояния ССУ
Проверка состояния шлангов подсоединения тормозной системы полуприцепа, жгутов соединительных проводов
14. Проверить состояние и крепление пружины запорного кулака и пружины защелки седельного устройства (для автомобиля КАМАЗ- 53504).
Поломка и отсоединение пружин не допускается. Пружины должны быть надёжно закреплены и работоспособны (см. рис. Седельно-cцепное устройство).
15. Проверить состояние шин, состояние и крепление колес.
См. подраздел «Обслуживание шин».
16. Проверить состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления).
Для проверки установить передние колеса на горизонтальной площадке. Проверить свободный ход рулевого колеса при работе двигателя на холостом ходу, поворачивая рулевое колесо вправо и влево до начала поворота управляемых колес (свободный угол должен быть не более 25°).
Не допускается осевое перемещение рулевого колеса.
17. Проверить внешним осмотром и по показаниям штатных приборов автомобиля исправность и герметичность тормозной системы. Проверить герметичность пневмопривода тормозных систем.
Проверить состояние тормозных камер, тормозных шлангов и трубок.
Тормозные камеры должны быть надежно закреплены. Шланги не должны иметь потертостей, повреждений и трещин. Не допускается смятие трубок тормозной системы.
На слух определить герметичность пневмопривода тормозных систем.
Утечка воздуха не допускается. Герметичность проверить в 2-х положениях органов управления тормозными системами:
- при свободной педали тормозного крана и включенном стояночном тормозе (положение — «Остановка»);
- при нажатой педали тормозного крана и выключенном стояночном тормозе (положение — «Движение»).
18. Проверить состояние и шплинтовку пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы.
Цилиндр и шток должны быть закреплены и зашплинтованы.
Отсутствие шплинтов не допускается.
19. Проверить действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации. Устранить неисправности.
Повернуть ключ замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. Проверить работу осветительных приборов автомобиля, а также указателей поворотов. Проверить действие включателя аварийной сигнализации. Убедиться в исправности контрольных ламп и звукового сигнала.
Проверить действие передних фонарей и фар:
- указателей поворотов (левый, правый);
- габаритных и контурных огней;
- ближний свет фар;
- дальний свет фар;
- фонарей автопоезда;
- противотуманных фар (при наличии).
Проверить действие задних фонарей:
- указателей поворотов (левый, правый);
- «стоп» сигнала;
- габаритных и контурных огней;
- фонарей заднего хода;
- заднего противотуманного фонаря.
Заменить неисправные лампы.
20. Проверить состояние воздушного фильтра топливного бака.
При необходимости заменить.
См. подраздел «Воздушный фильтр топливного бака».
21. Проверить работу стеклоочистителей и стеклоомывателя.
См. подраздел «Уход за ветровым стеклом».
22. Проверить состояние запоров бортов платформы автомобиля/ прицепа/ полуприцепа.
Запорные устройства должны надёжно удерживать закрытыми борта платформы автомобиля/ прицепа/ полуприцепа.
Механизм закрывания бортов платформы
23. Проверить наличие конденсата в одном из ресиверов тормозной системы.
См. подраздел «Проверка наличия конденсата в ресиверах».
24. Проверить состояние ремня привода компрессора системы кондиционирования (при наличии системы кондиционирования) (1 раза в неделю).
Перед проведением проверок выключить двигатель.
Проверить визуальным осмотром состояние ремня. Допускаются поперечные трещины. Не допускается пересечение поперечных и продольных трещин. Ремень подлежит замене также в случае выкрашивания его фрагментов.
Недопустимые трещины
Допустимые трещины
25. Проверить целостность хладонопроводов системы кондиционирования (при наличии системы кондиционирования) (1 раза в неделю).
Проверить визуальным осмотром. Повреждения хладонопроводов не допустимы. Жгуты соединительных проводов должны быть надежно закреплены, и не должны иметь повреждений.
26. Продуть сжатым воздухом конденсатор, электромагнитную муфту компрессора, пространство между шкивом и корпусом компрессора (при наличии системы кондиционирования).
Продуть сжатым воздухом конденсатор, электромагнитную муфту компрессора, расположенную между шкивом и корпусом компрессора.
Продувку проводить с отбором сжатого воздуха от бортовой или автономной сети.
27. Продуть сжатым воздухом испаритель (при наличии системы кондиционирования) (не реже 1 раза в неделю).
Продуть сжатым воздухом испаритель.
Продувку проводить с отбором сжатого воздуха от бортовой или автономной сети.
Испаритель
28. Довести до нормы уровень масла в картере двигателя.
См. подраздел «Проверка уровня масла в картере двигателя».
29. Довести до нормы уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
См. подраздел «Проверка уровня охлаждающей жидкости».
30. Довести до нормы уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления (РУ).
Отвернуть крышку-щуп и проверить уровень масла в бачке. Уровень должен быть между верхней и нижней метками щупа.
Проверять и доливать масло следует при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установить прямо. Смазочные материалы применять в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях Б, В.
Бачок насоса гидроусилителя РУ (вариант 1)
1 — крышка-щуп
Бачок насоса гидроусилителя РУ (вариант 2)
Бачок насоса гидроусилителя РУ (вариант 3)
31. Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (ФГОТ).
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива (см. подраздел «Фильтр грубой очистки топлива»). Слив производить до тех пор, пока не пойдет чистое дизельное топливо без признаков воды.
После слива отстоя прокачать топливную систему.
32. Для автомобилей, укомплектованных, автоматической централизованной системы смазки (АЦСС). Проверить уровень смазки в бачке насоса.
См. подраздел «Автоматическая централизованная система смазки».
* Перед проведением проверки выключить двигатель.