Руководство по определению физических лиц

В системе гражданско-правовых отношений существует такой термин, как «физическое лицо». Данное словосочетание часто встречается в законодательных актах, нормативно-правовых актах, материалах, посвященных юриспруденции, в экономике.

Да и в целом с ней в жизни приходится сталкиваться постоянно, например, при заключении сделок, отчуждении имущества, участии в судебных процессах.

%colored_text_box=1%

Содержание:

  • Физическое лицо — кто это?
  • Характеристики
  • Что дает статус?
  • Ответственность: что запрещено физическому лицу?
  • Отличия физического от юридического лица

Физическое лицо

Физическое лицо — это любой реальный человек, выступающий субъектом гражданского права, который имеет права и обязанности уже на основании своего факта существования.

Важно! Статус физического лица подтверждается следующими документами, такими как:

  • Российский паспорт;
  • Заграничный паспорт;
  • Свидетельство о рождении;
  • Удостоверение личности военнослужащего;
  • Служебные документы;
  • Временное удостоверение личности;
  • Персональная электронная карта.

Свидетельство о рождении - Образец 2021

%colored_text_box=2%

Основные признаки физических лиц в России – это ФИО, гражданство, семейное положение. Различаются данные субъекты также по национальности, профессии, социальному статусу.

Любой человек в России уже с момента своего рождения наделяется комплексом определенных обязанностей и прав, которые он должен выполнять с наступлением частичной или полной дееспособности.

Характеристики физического лица

В силу своего рождения граждане нашего государства начинают обладать правоспособностью. Субъективные качества и возраст человека выступают основанием для возникновения дееспособности.

Говоря о правоспособности надо отметить, что это способность обладания гражданскими правами наравне с бременем несения обязанности по их исполнению. Возникает гражданская правоспособность как было написано выше с момента рождения человека, и она является законной, установленной Конституцией РФ и неотъемлемой.

%colored_text_box=3%

До достижения 18 лет граждане считаются частично дееспособными и юридические действия они могут осуществлять с согласия родителей, опекунов, усыновителей. Недееспособные – это дети до шести лет и люди, признанные таковыми официально по решению суда с назначением опекуна. В такой ситуации гражданин не может осуществлять свои права самостоятельно.

%colored_text_box=4%

Характеристики физического лица

Что дает статус физического лица?

В первую очередь данный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями, которыми он обладает на законных основаниях. Гражданин на основании своего статуса может пользоваться следующими видами прав:

  • Право на жизнь, свободу и безопасность;
  • Право на неприкосновенность частной собственности, жизни, семейной тайны, чести и достоинства;
  • Право на имущественную неприкосновенность;
  • Права на владение, пользование, распоряжение, отчуждение, приобретение, наследование имущества;
  • Право на ведение предпринимательской деятельности, совершение сделок, не противоречащих закону, создание юридических лиц;
  • Право на защиту нарушенных интересах в государственных и судебных органах Российской Федерации.

%colored_text_box=5%

Ответственность: что запрещено физическому лицу?

Физическое лицо по закону несет ответственность за совершенные правонарушения и общественно опасные действия. То есть гражданам запрещено совершать действия, противодействующие установленным законодательным нормам, регламентируемым:

  • Главой 25 Гражданского кодекса РФ при наступлении гражданской ответственности;
  • Главой 2 КоАП РФ при наступлении административной ответственности;
  • Статьей 8 Уголовного кодекса РФ при наступлении уголовной ответственности.

Исходя из этого можно сказать о том, что противозаконные и противоправные действия физических лиц наказываются в соответствии с установленными нормами федерального законодательства, кодексов, НПА.

Отличия физ лица от юридического лица

Отличия физического от юридического лица

Физлицом называют человека, который наделен обязанностями и определенными правами по факту существования. То есть этот статус не присваивается.

%colored_text_box=6%

Юрлица рискуют отвечать по имущественным обязательствам перед государством, клиентами, инвесторами, партнерами своим имуществом. Также они обладают специфическими правами в суде и перед государственными органами. Главные различия двух этих субъектов правовых отношений заключаются в следующем:

  • Имущественные различия. Любой человек может как угодно распоряжаться движимым либо недвижимым имуществом (купля-продажа, дарение, мена). Юридическое лицо несет четкие обязанности на собственность, которая используется им без возможности свободного распоряжения;
  • Имя и название. Граждане в наше стране имеют право на абсолютно любое имя, а название для компании должно быть уникальным;
  • Возникновение. Люди в России наделяются статусом физлица по факту рождения. Статус юрлица приобретается после его государственной регистрации;
  • Дееспособность и правоспособность. Компания в отличие от физлица наделяется правами и обязанностями по факту регистрации, а не по факту достижения определенного возраста;
  • Прекращение действия статуса. Физическим лицом нельзя перестать быть, так как это пожизненное положение. Действие юридического лица может быть прекращено добровольно или принудительно по закону;
  • Количество участников. Физлица всегда выступают исключительно в единственном лице, а юридические лица – это определенный состав участников;
  • Цель создания. С физическими лицами все понятно, а вот юрлицо создается обычно для получения коммерческой прибыли.

Юридическое лицо имеет также свои особенные признаки, установленные нормативно-правовыми актами. В первую очередь — это организация. У всех компаний имеются учредительные документы и учредители, также они подразделяются по структуре ведения коммерческой деятельности (ООО, ОАО, ЗАО, ИП, НКО).

Глоссарий

Физическое лицо, его характеристики и ответственность

Ольга Куприянова

Текст изменился / 4 октября 2022

В различных деловых текстах, документах, нормативных актах очень часто для обозначение конкретного человека используется словосочетание «физическое лицо». В статье мы дадим определение данному понятию и расскажем об основных признаках.

  • Физическое лицо – что это
  • Характеристики физического лица
  • Что дает статус физического лица
  • Ответственность: что запрещено физическому лицу
  • Отличия физического лица от юридического

физическое лицо

Физлицом является каждый конкретный гражданин страны

Физическое лицо – что это

Физическое лицо – это каждый правоспособный и дееспособный гражданин страны. Человек с самого рождения приобретает определенные обязанности и права, то есть становится полноправным участником гражданских отношений.

Стоит отметить, что к физлицам относятся не только граждане страны, но и все, кто проживает на ее территории. Это могут быть как иностранцы, так и люди без гражданства.

В обычной жизни мы чаще говорим просто «человек». Понятие «физическое лицо» относится к деловому языку и употребляется в формальной речи, в различных нормативных актах, договорах и других официальных бумагах.

Характеристики физического лица

Перечислим основные характеристики:

  • Правоспособность. Это способность иметь права и обязанности. Она наступает сразу после рождения и прерывается только со смертью. Правоспособность каждого гражданина устанавливается Конституцией РФ.
  • Дееспособность. Это возможность человека пользоваться своими правами и выполнять обязанности. Человек может быть ограничен в дееспособности или полностью ее лишен. Поводом могут стать психические расстройства или серьезное заболевание.

дееспособность гражданина

Только после 18 лет человек обладает полной дееспособностью
  • Имя. Когда рождается ребенок, родители или опекуны должны дать ему фамилию, имя и отчество. В России каждый человек, достигший 14 лет, вправе изменить ФИО, данные при рождении. Также физлицо может осуществлять свои права и обязанности под псевдонимом или ником.
  • Пол. В российском паспорте допустимо указывать либо женский, либо мужской пол.
  • Возраст. От него зависит правовой статус человека. Так, в России полностью дееспособным человек становится только в 18 лет. До этого подросток может выполнять обязанности только в неполной или частичной мере. До совершеннолетия почти все сделки совершаются с согласия родителей (опекунов).

К другим признакам физлица относят гражданство, семейный статус, место жительства, профессию, состояние здоровья.

В Совкомбанке каждый дееспособный и платежеспособный россиянин может оформить кредит с выгодной ставкой и комфортным сроком погашения.

В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей со ставкой от 6,9%. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!

Что дает статус физического лица

У каждого человека есть права, которыми он может пользоваться в полной мере. Например, права на:

  • свободу и безопасность;
  • получение образования и медицинской помощи;
  • свободное выражение мысли и вероисповедания;
  • владение имуществом и его неприкосновенность;
  • трудоустройство и занятие предпринимательской деятельностью;
  • личную неприкосновенность;
  • свободное передвижение по стране и многое другое.

Все права и свободы россиян прописаны в главном своде законов страны – Конституции РФ.

права ребенка

Ребенок с малых лет имеет право на безопасность и получение образования

Также человек вправе самостоятельно распоряжаться своим доходом, выбирать род деятельности, заниматься творчеством, наследовать и завещать имущество, открывать фирму и так далее. В общем, гражданин может делать все, что не противоречит закону.

А еще он может оформить карту «Халва» и пользоваться всеми ее привилегиями.

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

Ответственность: что запрещено физическому лицу

За нарушение закона человек несет ответственность. Наказание зависит от вида правонарушения.

  • Дисциплинарное – за нарушение трудовых обязанностей и дисциплины на работе. Регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. 
  • Гражданское – за правонарушение, которое требует возмещения ущерба. Например, человек затопил соседей снизу и не хочет возмещать затраты на ремонт. Регулируется Гражданским кодексом РФ.
  • Административное – за преступление, в ходе которого был нанесен вред здоровью человека, была испорчена частная или общественная собственность. Например, сюда относится нарушение закона о тишине. Ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях.
  • Уголовное – за преступление, которое имеет особо опасные последствия для человека или всего общества и влечет за собой серьезное наказание: большой штраф, принудительный труд, лишение свободы и другие меры. Регламентируется Уголовным кодексом.

Какой налог уплачивают физические лица с продажи квартиры

Отличия физического лица от юридического

Юридическое лицо – это компания или фирма. Физлицом не может быть коллектив или группа людей.

юридические лица

Дата рождения фирмы – дата ее государственной регистрации

Основные отличия между двумя данными понятиями мы проиллюстрируем таблицей.

Параметр сравнения

Физлицо

Юрлицо

Имя

Дается родителями при рождении. По достижении 14 лет человек может поменять его самостоятельно. 

По закону имя ребенка не должно содержать знаков препинания, цифр, матерных слов и наименования должностей (капитан, полководец)

Название у организации должно быть уникальным

Происхождение

Физлицом человек становится сразу после рождения

Статус юридического лица присваивается после регистрации фирмы

Количество

Один гражданин. Сюда также относятся ИП и самозанятые

Как правило, несколько людей или целый коллектив

Цель

Каждый человек сам выбирает цель существования

Чаще имеет конкретную цель, например, получение прибыли или реализацию социальных проектов

Правоспособность

Приобретается по факту рождения

Возникает после государственной  регистрации организации

Окончание действия статуса

После смерти

После закрытия фирмы или банкротства

Подведем итоги.

  • Физлицом является каждый человек, независимо от того, гражданин он какой-либо страны или лицо без гражданства.
  • Даже в самом раннем возрасте мы можем пользоваться основными правами.
  • Правоспособность отнять у гражданина нельзя, а вот в дееспособность можно ограничить.
  • Только по достижению совершеннолетия человек может в полной мере пользоваться всеми правами и исполнять обязанности.

Баннер

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Хотите лучше управлять деньгами и постичь финансовый дзен?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

banner image

Ольга Куприянова

Ольга Куприянова

Помогу подружиться с деньгами, разумно их тратить и вкладывать. Финансы — это не так сложно, как вы думали!

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Физическое лицо (физлицо)

Физическое лицо, в отличие от лица юридического, рождается, взрослеет и умирает. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае по общечеловеческим меркам, время.

Физическим лицом (физлицо) может быть гражданин любой страны, а также человек, не имеющий гражданства. У физического лица перед государством и перед другими членами общества есть определенные обязанности и права, в частности может выступать работником и работодателем.

Кто такое физические лица

Физическое лицо — это гражданин Российской Федерации, иностранного государства либо лицо без гражданства, наделённое правами и обязанностями в силу самого факта существования (глава 3 ГК РФ).

Физические лица это не индивидуальные предприниматели, плательщиками НДС по операциям на территории РФ не признаются (п. 1 ст. 143 НК РФ).

Человек это– субъект права (носитель прав и обязанностей), по российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в момент смерти.

Обладает дееспособностью и правоспособность, полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия. 

Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается его смертью. Дееспособность же, как своего рода гражданско-правовая самостоятельность, у физического лица (в отличие от лица юридического) формируется, созревает постепенно, поэтапно с периодами взросления гражданина и становления его как личности.

Права физических лиц

Физические лица наделены следующими правами: право собственности, право выбора места жительства, авторское право на создание произведений искусства, науки или литературы. Все права и обязанности физическое лицо приобретает в дееспособном возрасте.

Основное содержание правоспособности (возможности иметь субъективные гражданские права) физических лиц далеко не исчерпывающе определено гражданским законодательством (ст. 18 ГК РФ):

  • иметь имущество на праве собственности;
  • наследовать и завещать имущество;
  • заниматься любой (в том числе предпринимательской) прямо не запрещенной законом деятельностью;
  • участвовать в правоотношениях, совершать сделки, иметь права автора произведения и проч.

Периодов (этапов) в формировании дееспособности граждан три:

  • проявление дееспособности у малолетних граждан (до 14 лет);
  • частичная дееспособность несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет);
  • полная дееспособность граждан (от 18 лет).
  1. Что такое дееспособность.
  2. Что такое правоспособность.

В целом физическое лицо может обладать различными правовыми статусами, иногда несколькими сразу, такими как лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец, предприниматель, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица.

Правовой статус физ лица

В целом физическое лицо может обладать различными правовыми статусами, иногда несколькими сразу, такими как лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец.

Имя гражданина

Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени, произведенная в установленном законом порядке, подлежат регистрации в соответствии с Законом об актах гражданского состояния. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Имя гражданина — не только способ его индивидуализации как участника правоотношений. Право на имя является личным неимущественным, неотчуждаемым правом гражданина и охраняется законом

Основные признаки физических лиц

  • имя (ст. 19 ГК РФ)
  • пол
  • возраст
  • семейное положение
  • место жительства (ст. 20ГК РФ)
  • гражданство

Физические лица также различаются: по социальному статусу, по национальности, по профессии и другим признакам, которых у одного человека несколько одновременно.

  1. Что такое юридическое лицо.
  2. Что такое ООО.
  3. Что такое ИП.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Неофициальный перевод ООО «Развитие правовых систем»

Распознавание лиц — это автоматическая обработка цифровых изображений, содержащих лица людей, для идентификации или проверки данных людей с использованием лицевых шаблонов.

В статье 6 обновленной Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных1) (далее — Конвенция 108+) конфиденциальность информации биометрического характера была особо отмечена путем отнесения данных, уникальным образом идентифицирующих физических лиц, к специальным категориям данных.

Контекст обработки изображений имеет значение для определения конфиденциального характера данных, поскольку не любая обработка изображений предполагает обработку конфиденциальной информации. Изображения охватываются понятием биометрических данных, только если они обрабатываются при помощи особого технического средства, которое делает возможной уникальную идентификацию или аутентификацию физического лица2).

Настоящее руководство касается использования технологий распознавания лиц, в том числе технологий распознавания лиц в режиме реального времени. Данные технологии широко используются с применением различных способов, некоторые из которых могут серьезно нарушать права субъектов персональных данных. Законодательство, которое разрешает обширное наблюдение за физическими лицами, может вступать в противоречие с правом на уважение частной жизни3).

Интеграция технологий распознавания лиц в существующие системы наблюдения представляет собой серьезную угрозу для права на конфиденциальность и права на защиту персональных данных, а также для других базовых прав, поскольку использование данных технологий не всегда требует осведомленности или согласия физических лиц, чьи биометрические данные обрабатываются, если рассмотреть, например, возможность получения доступа к цифровым изображениям людей в Интернете.

С целью предупреждения таких нарушений государства — участники Конвенции 108+ должны обеспечивать соблюдение прав на конфиденциальность и на защиту персональных данных в рамках развития и использования технологий распознавания лиц, тем самым укрепляя права человека и основные свободы путем применения принципов, закрепленных в Конвенции, в специфическом контексте технологий распознавания лиц.

Данное руководство4) содержит справочный список тех мер, которым власти, разработчики технологий распознавания лиц, изготовители, сервис-провайдеры и организации, использующие данные технологии, должны следовать и которые они должны применять с целью предупреждения негативных последствий для человеческого достоинства, прав человека и основных свобод любого физического лица, в том числе права на защиту персональных данных.

Руководство имеет общую сферу действия и распространяется на использование технологий распознавания лиц как в частном, так и в публичном секторе. Оно не исключают того, что в рамках соответствующей правовой системы могут потребоваться дополнительные меры защиты в зависимости от конкретного случая такого использования. Оно оценивает различные случаи использования данных технологий в разных секторах с учетом целей такого использования и его потенциальных последствий для права на защиту персональных данных и других основных прав.

Под правоохранительными целями в данном руководстве понимаются предупреждение, расследование преступлений и исполнение уголовных наказаний. Это включает в себя поддержание полицией общественного порядка (далее — правоохранительные цели)5). Под «правоохранительными органами» понимаются также, в более широком смысле, прокуратура и (или) другие государственные и (или) частные организации, которые на основании закона наделены правом обработки персональных данных для тех же целей (далее — правоохранительные органы).

Ничто в настоящем руководстве не должно пониматься как исключение или ограничение положений Конвенции 1086). Данное руководство также принимает во внимание новые гарантии, закрепленные в Конвенции 108+.

Как предусматривает статья 6 Конвенции 108+, обработка особых категорий данных, таких как биометрические данные, может быть разрешена только в том случае, если для нее установлена надлежащая правовая база, а в законодательстве государства закреплены дополнительные и надлежащие гарантии. Данные гарантии должны быть адаптированы к соответствующим рискам и к интересам, правам и свободам, которые подлежат защите.

В некоторых нормативных актах7).)) запрет такой обработки закреплен в качестве общего правила, и обработка допускается только в виде исключения, в некоторых конкретных случаях (например, с ясно выраженного согласия физических лиц, для защиты их жизненно важных интересов или если обработка необходима из соображений универсального общественного интереса) и сопровождается гарантиями, которые необходимы с учетом соответствующих рисков.

Необходимость использования технологий распознавания лиц должна оцениваться вместе с соразмерностью такого использования по отношению к соответствующей цели, а также последствиями для прав субъектов данных.

Различные случаи использования должны быть категоризированы, и должна быть создана правовая база для обработки биометрических данных путем распознавания лиц. Данная правовая база для каждого отдельного вида использования должна включать в себя, в частности:

— подробное объяснение конкретного использования и его цели;

— требования к минимальной надежности и точности 8) используемого алгоритма;

— требования относительно продолжительности хранения используемых фотографий;

— возможность проверки данных критериев;

— возможность отслеживать обработку;

— гарантии.

1.1. СТРОГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Уровень интрузивности распознавания лиц и связанные с ним нарушения права на конфиденциальность и защиту данных различаются в зависимости от конкретной ситуации использования данных технологий, и существуют случаи, когда закон строго ограничивает или даже полностью запрещает такое использование, когда к такому решению приводит демократический процесс.

Использование технологий распознавания лиц в режиме реального времени в неконтролируемой обстановке9), в свете его интрузивности для права на конфиденциальность и достоинство индивидов, в сочетании с риском негативных последствий для других прав человека и основных свобод10), должны быть предметом демократического обсуждения, и должна существовать возможность моратория на время, необходимое для полного анализа.

Использование распознавания лиц исключительно для цели определения цвета кожи индивида, его религиозных или других верований, пола, расовой или этнической принадлежности, возраста, состояния здоровья или социального положения должно быть запрещено, если законом не предусмотрены соответствующие гарантии с целью исключения риска дискриминации11).

Аналогичным образом эмоциональное распознавание12) также может проводиться с помощью технологий распознавания лиц с предполагаемой целью выявления личностных черт, чувств, состояния психического здоровья или мотивированности работников на основе изображений лиц. Установление связи между эмоциональным распознаванием, например, с подбором персонала, получением страховки, образованием может нести в себе риски, которые вызывают большую озабоченность с точки зрения как отдельных индивидов, так и общества в целом и которые должны быть запрещены.

1.2. ПРАВОВАЯ БАЗА В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ

Правовая база для обработки биометрических данных путем распознавания лиц должна, в дополнение к элементам, указанным в разделе 1, касаться следующего:

— различных стадий использования технологий распознавания лиц, в том числе стадий создания баз данных и развертывания;

— секторов, в которых используются данные технологии;

— интрузивности различных типов технологий распознавания лиц, таких как технологий распознавания лиц в режиме реального времени или офлайн, и при этом содержать ясное руководство относительно законности.

1.2.1. Интеграция цифровых изображений в технологии распознавания лиц

Законодатели и принимающие решения органы должны обеспечивать, чтобы изображения, доступные в цифровом формате, не могли быть обработаны с целью получения биометрических образцов13) или интегрированы в биометрические системы без конкретных правовых оснований для новой обработки, если первоначально данные изображения были получены для других целей (например, из социальных сетей).

Поскольку получение биометрических образцов из цифровых изображений связано с обработкой конфиденциальной информации, следует обеспечивать возможную правовую базу, рассматриваемую ниже, меняющуюся в зависимости от секторов и разновидностей использования.
Более конкретно, использование цифровых изображений, которые были загружены в Интернет, в том числе в социальных сетях, или на сайтах редактирования фотографий, или были получены с записей камер видеонаблюдения, не может считаться законным только на основании того, что субъекты данных явно опубликовали свои персональные данные в общем доступе.
Законодатели и принимающие решения органы должны обеспечивать, чтобы существующие базы цифровых изображений, которые первоначально использовались для других целей, могли быть использованы для получения биометрических образцов и их интеграции в биометрические системы, когда это необходимо для первостепенных правомерных целей, предусмотрено законом, строго необходимо для достижения данных целей и соразмерно им (например, правоохранительные цели или медицинские цели).

1.2.2. Использование технологий распознавания лиц в публичном секторе

Наличие согласия, как правило, не должно быть правовым основанием для распознавания лиц органами власти ввиду дисбаланса полномочий между субъектами данных и органами власти. По той же причине, как правило, это не должно являться правовым основанием для использования технологий распознавания лиц частными организациями, уполномоченными на выполнение задач, аналогичных задачам властей.

Правомерность использования технологий распознавания лиц должна быть основана на целях биометрической обработки, предусмотренных законом, и на необходимых гарантиях, дополняющих Конвенцию 108+.

Законодатели и принимающие решения органы должны определять конкретные правила биометрической обработки путем технологий распознавания лиц для правоохранительных целей. Данные законы должны обеспечивать, чтобы такое использование всегда было строго необходимо для достижения данных целей и было соразмерно им, и предусматривать необходимые гарантии, которые должны быть предоставлены.

Правоохранительные органы

Биометрическая обработка с помощью технологий распознавания лиц для целей идентификации в контролируемой14) или неконтролируемой обстановке должна быть ограничена в целом правоохранительными целями. Она должна выполняться только уполномоченными в сфере безопасности органами.

Законом могут быть предусмотрены различные тесты необходимости и соразмерности в зависимости от того, является ли целью идентификация или проверка, с учетом потенциальных рисков для основных прав, при условии, что изображения физических лиц получены законно.

Для целей идентификации требование строгой необходимости и соразмерности должно соблюдаться и на стадии создания базы данных (списка наблюдения), и на стадии развертывания технологий распознавания лиц (онлайн) в неконтролируемой обстановке.

Законом должны быть предусмотрены ясные параметры и критерии, которые должны соблюдаться правоохранительными органами при создании баз данных (списков наблюдения) для конкретных, правомерных и явных правоохранительных целей (например, подозрение в тяжком преступлении или риск для общественной безопасности).

Принимая во внимание интрузивность данных технологий, на стадии развертывания технологий распознавания лиц в режиме реального времени в неконтролируемой обстановке закон должен обеспечивать обоснование правоохранительными органами того, что различные факторы, в том числе место и время развертывания данных технологий, оправдывают строгую необходимость и соразмерность их использования.

Иные государственные органы

Законодатели и принимающие решения органы должны определить конкретные правила для биометрической обработки данных с помощью технологий распознавания лиц для иных существенных общественных интересов государственными органами, которые не преследуют правоохранительные цели.

Законом могут быть предусмотрены различные тесты необходимости и соразмерности в зависимости от того, является ли целью идентификация или проверка, с учетом потенциальных рисков для основных прав и при условии, что изображения физических лиц получены законным путем.

Принимая во внимание потенциальную интрузивность данных технологий, законодатели и принимающие решения органы должны обеспечить наличие ясной и четкой правовой базы, предусматривающей необходимые гарантии для обработки биометрических данных. Такая правовая база должна предусматривать строгую необходимость и соразмерность использования данных технологий и учитывать уязвимость субъектов данных и характер обстановки, в которой данные технологии используются для целей проверки.

Например, обеспечение безопасности в контролируемой и неконтролируемой обстановке, в том числе в школах и других общественных зданиях, как правило, не должно считаться строго необходимым и соразмерным при наличии менее интрузивных альтернативных механизмов.

1.2.3. Использование технологий распознавания лиц в частном секторе

Использование технологий распознавания лиц частными организациями, за исключением частных организаций, наделенных полномочиями по выполнению задач, аналогичных тем, которые выполняют органы власти, требует в соответствии со статьей 5 Конвенции 108+ добровольного, четко выраженного, информированного и однозначного согласия субъектов данных, чьи биометрические данные подвергаются обработке.

Принимая во внимание требование о наличии такого согласия субъектов данных, использование технологий распознавания лиц может иметь место только в контролируемой обстановке для целей проверки, аутентификации или категоризации15).

В зависимости от цели необходимо уделять особое внимание качеству ясно выраженного согласия субъектов данных, когда оно является правовым основанием для обработки.

С целью обеспечения добровольного характера согласия субъектам данных необходимо предлагать альтернативы использованию технологий распознавания лиц (например, использование пароля или идентификационного бэйджа), которые легко использовать, поскольку если их слишком долго или слишком сложно использовать по сравнению с технологиями распознавания лиц, выбор не был бы подлинным.

Если согласие должно быть получено для конкретной цели, персональные данные не должны обрабатываться таким образом, который противоречит данной цели. Аналогичным образом в случае раскрытия данных третьей стороне, такое раскрытие также должно быть предметом конкретно выраженного согласия.

Частные организации не должны использовать технологии распознавания лиц в неконтролируемой обстановке, такой как торговые центры, особенно для идентификации лиц, которые представляют собой интерес для маркетинговых целей или из соображений частной безопасности.

Прохождение через пространство, в котором применяются технологии распознавания лиц, не может рассматриваться как ясно выраженное согласие.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конвенции 108+ у надзорных органов необходимо запрашивать мнение по любым предложениям о принятии законодательных или административных мер, предполагающих обработку персональных данных с помощью технологий распознавания лиц. Необходимо систематически привлекать надзорные органы и, в частности, запрашивать их мнение по любым возможным экспериментам или запланированному развертыванию.

Таким образом, необходимо систематически консультироваться с данными органами до реализации соответствующих проектов. Аналогичным образом у них должен быть доступ к оценкам последствий таких проектов, а также всем аудиторским, аналитическим и другим заключениям, полученным в контексте таких экспериментов или проектов.

Законодатели и принимающие решения органы должны обеспечивать эффективное сотрудничество между различными надзорными органами, уполномоченными осуществлять надзор в отношении различных аспектов обработки таких данных, если контроль за соблюдением требований закона в ходе такой деятельности осуществляют разные органы власти.

Законодатели и принимающие решения органы должны пользоваться различными механизмами для обеспечения ответственности разработчиков, изготовителей, сервис-провайдеров или организаций, использующих данные технологии.

Создание независимого и квалифицированного механизма сертификации для распознавания лиц и защиты данных с целью подтверждения полного соответствия операций обработки соответствующим требованиям могло бы стать главным элементом, позволяющим добиться доверия со стороны пользователей.

Такая сертификация может внедряться в зависимости от применения искусственного интеллекта для технологии распознавания лиц: один вид сертификации для категоризации структур (дизайна алгоритма, интеграции алгоритма и так далее) и другой вид для категоризации алгоритмов (компьютерное распознавание, умный поиск и так далее).

Осведомленность субъектов данных и понимание широкой общественностью технологий распознавания лиц и их последствий для основных прав должны активно обеспечиваться путем доступных и образовательных действий.

Идея заключается в том, что предоставить доступ к простым понятиям, которые могут позволить субъектам данных до того, как они примут решение об использовании технологии распознавания лиц, понять, что означает использование конфиденциальных данных, таких как биометрические данные, как работает распознавание лиц и какова потенциальная опасность, в частности, в случае ненадлежащего использования.

Законодатели и принимающие решения органы должны способствовать участию общественности в разработке и использовании данных технологий и в предоставлении надлежащих гарантий защиты основных прав при использовании распознавания лиц.

Данный раздел руководства отдельно касается вопросов, связанных со стадиями разработки и изготовления технологий распознавания лиц. В случае обработки биометрических данных разработчиками, изготовителями и провайдерами услуг для своих собственных целей на стадии разработки к ним будет также применяться раздел III, который касается организаций, использующих данные технологии.

1.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДАННЫХ

Как и другие применимые нормативные акты, Конвенция 108+ в статье 5 предусматривает требование о точности данных. Таким образом, разработчики или изготовители технологий распознавания лиц должны принимать шаги с целью обеспечить точность данных распознавания лиц. В частности, они должны избегать неправильной идентификации путем достаточного тестирования своих систем, идентификации и устранения неточностей, например, в отношении демографических вариаций цвета кожи, возраста и пола и тем самым избегать непреднамеренной дискриминации.

Кроме того, с целью обеспечить как качество данных, так и эффективность алгоритмов последние должны разрабатываться с использованием синтетических наборов данных, основанных на достаточно разнообразных фотографиях мужчин и женщин с различным цветом кожи, различной морфологией, различных возрастов, при этом фотографии должны быть сделаны под разным углом. Должны быть предусмотрены резервные процедуры на случай сбоя системы, если физические характеристики не соответствуют техническим стандартам.

К биометрическим данным, которые неизбежно раскрывают другие конфиденциальные данные, такие как информация о типе заболевания или физической инвалидности, должны применяться соответствующие дополнительные гарантии.

1.2. СРОК ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ

Система распознавания лиц требует периодического обновления данных (фотографии лиц, которые необходимо распознать) с целью обучения и улучшения используемого алгоритма.

Для каждого алгоритма существует определенный процент надежности распознавания, как в ходе его разработки, так и во время его использования. Таким образом, представляется важным датировать и фиксировать данный процент для отслеживания развития алгоритма. В случае ухудшения его надежности будет необходимо обновить «тренировочные» фотографии и в связи с этим запросить более новые фотографии. Это также позволит защитить алгоритм от последствий изменения формы лиц (в связи с возрастом, наличием аксессуаров — пирсинг и так далее — или другими изменениями).

Физическим лицам, заинтересованным покупателям или организациям, использующим технологии распознавания лиц, должен обеспечиваться простой доступ к данным показателям надежности, например, в форме информационной панели, с целью помочь им сделать выбор при приобретении и развертывании той или иной технологии.

Надежность используемых инструментов зависит от эффективности алгоритма. Данная эффективность основывается на различных факторах, в том числе: ложные позитивы, ложные негативы, результативность при различном освещении, надежность в случаях, когда лица повернуты в сторону от камеры или когда лицо чем-то закрыто.

Должен обеспечиваться настолько высокий уровень надежности, насколько это возможно, с учетом того, что использование системы распознавания лиц может привести к очень значительным негативным последствиям для физического лица.

Компании, которые осуществляют разработку и продажу технологий распознавания лиц, должны принимать разумные шаги, такие как рекомендации или советы, чтобы помочь организациям, использующим данные технологии, обеспечивать транспарентность и соблюдение конфиденциальности (путем предоставления им примеров политики конфиденциальности или рекомендаций относительно ясного и доступного для понимания обозначения, указывающего на то, что в том или ином пространстве используется технология распознавания лиц).

Компании, которые осуществляют разработку и продажу технологий распознавания лиц, должны принимать конкретные меры с целью обеспечения соблюдения принципов защиты данных, такие как:

— интеграция защиты данных в дизайн и архитектуру продукции и услуг, связанных с распознаванием лиц, а также во внутренние IT-системы и интеграция использования специально предназначенных для этого инструментов, в том числе автоматического удаления исходных данных после извлечения биометрических образцов;

— обеспечение определенного уровня гибкости при разработке данных технологий с целью адаптации технических гарантий в соответствии с принципами целевых ограничений, минимизации данных и ограничения срока хранения данных;

— имплементация внутреннего процесса проверки, целью которого является выявление и снижение возможных последствий для прав и основных свобод до того, как технологии распознавания лиц будут предоставлены в распоряжение пользователей;

— интеграция подхода защиты данных в их организационную практику, в том числе назначение специальных сотрудников, проведение тренингов по вопросам конфиденциальности для работников, а также проведение оценки последствий защиты данных на разработку или изменение продукции и услуг, связанных с распознаванием лиц.

Организации16) должны соблюдать все соответствующие принципы положения о защите данных, обрабатывая биометрические данные при использовании технологий распознавания лиц. Организации, использующие технологии распознавания лиц, должны быть в состоянии доказать, что такое использование строго необходимо и соразмерно в конкретном контексте и что оно не нарушает права субъектов персональных данных.

Организации могут ссылаться на исключения, предусмотренные применимым законодательством, отвечающим требованиям статьи 11 Конвенции 108+ (использование, которое предусмотрено законом, преследует правомерную цель, не нарушает самой сути основных прав и свобод и является необходимой и соразмерной мерой в демократическом обществе).

Организации, использующие технологии распознавания лиц, должны обеспечивать, что добровольное использование технологии не будет иметь последствий для физических лиц, которые непреднамеренно будут с ними контактировать.

Субъекты (обработки данных) будут опираться на различную правовую базу, в зависимости от сектора, к которому они принадлежат, и целей использования технологий распознавания лиц, упомянутых в разделе I.

Транспарентность и справедливость

Поскольку технологии распознавания лиц могут использоваться без какого-либо намерения или содействия со стороны субъектов данных, транспарентность и справедливость обработки имеют наиважнейшее значение и должны надлежащим образом приниматься во внимание организациями, которые используют данные технологии.

Организации должны предоставлять всю необходимую информацию об обработке, как указано в статье 8 Конвенции 108+.

Факторы, которые определяют, обеспечивается ли транспарентность, включают в себя, например, предоставление информации физическим лицам, контекст сбора данных, разумные ожидания относительно того, как будут использованы данные, то, является ли распознавание лиц лишь одним из свойств продукции или услуги или же, наоборот, их неотъемлемой частью. Также должна быть предоставлена информация о том, как сбор, использование или распространение данных распознавания лиц может затронуть физических лиц, особенно если речь идет о лицах, которые находятся в уязвимом положении. Также должна быть предоставлена информация о правах субъектов данных и о средствах правовой защиты, которыми они имеют право воспользоваться.

Политика конфиденциальности в области распознавания лиц или информационные материалы, касающиеся технологий, должны включать в себя, в дополнение к информации, указанной в статье 8 Конвенции 108+, следующую информацию17):

— могут ли данные распознавания лиц быть переданы третьим сторонам и в какой степени (если да, должна быть также предоставлена информация о личности контрагентов, получающих данные в ходе предоставления товаров или услуг);

— сведения относительно хранения, удаления или деидентификации данных распознавания лиц;

— контактные данные лиц, к которым физические лица могут обратиться с вопросами по поводу сбора, использования и распространения данных распознавания лиц;

— если практика сбора, использования и распространения данных значительно изменились, организации должны обновлять политику конфиденциальности или делать доступной информацию о данных изменениях в свете контекста изменений и их последствий для физических лиц.

В случае, если базы данных созданы правоохранительными органами для целей идентификации и проверки, обязательство обеспечения транспарентности может быть соразмерным образом ограничено, чтобы не ущемлять правоохранительные цели, в соответствии со статьей 11 Конвенции 108+ и при условии соблюдения закрепленных в ней требований.

Если технологии распознавания лиц развертываются в неконтролируемой обстановке, правоохранительные органы могут придерживаться многоуровневого подхода к предоставлению необходимой информации субъектам данных, которые проходят через неконтролируемое пространство.

Первый уровень предоставления информации касается читабельной и понятной информации о цели обработки, органе, использующем технологию, продолжительности обработки и соответствующем периметре; данные сведения должны быть размещены в зоне видимости в том месте, где используются технологии.

Второй уровень касается всей необходимой информации, которая требуется в соответствии со статьей 8 Конвенции 108+; данная информация должна быть размещена при входе в места, где установлена (система распознавания лиц).

Скрытое использование технологий распознавания лиц правоохранительными органами может допускаться только в том случае, когда оно является строго необходимым и соразмерным для предупреждения непосредственного и существенного риска для общественной безопасности, который должен быть подтвержден документально до начала скрытого использования.

Целевое ограничение, минимизация данных и ограниченная продолжительность хранения

Персональные данные, подлежащие обработке, должны быть получены для ясно обозначенных, конкретных и правомерных целей и не должны обрабатываться таким образом, который несовместим с данными целями, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Конвенции 108+.

Кроме того, перед любой последующей обработкой организации должны проверить, совместимы ли цели новой обработки с изначальными целями. В противном случае для новой обработки потребуется отдельное правовое основание.

Организации должны соблюдать принцип минимизации данных, в соответствии с которым обработке подлежит только требуемая информация, а не вся информация, к которой у организаций есть доступ.

Организации также должны установить срок хранения, который не может превышать тот, который необходим для конкретной цели обработки, и обеспечивать удаление биометрических образцов, когда данная цель достигнута. При определении срока хранения необходимо принимать во внимание биометрический характер персональных данных.

При развертывании технологий распознавания лиц в режиме реального времени организации также должны обеспечивать, что к разным стадиям обработки применяются разные сроки хранения данных:

— если совпадения с биометрическими образцами не зафиксировано, биометрические образцы физических лиц, оказавшихся в неконтролируемом пространстве, не подлежат хранению и должны быть автоматически удалены;

— если зафиксировано совпадение, биометрические образцы могут храниться в течение строго ограниченного срока, установленного законом наряду с необходимыми гарантиями, и отчеты о совпадениях, включающие персональные данные, также могут храниться в течение ограниченного срока;

— в любом случае список наблюдения и биометрические образцы должны быть удалены, когда достигнута цель, которую преследовало использование технологии распознавания лиц онлайн.

Точность

Организации должны обеспечивать, что биометрические образцы и цифровые изображения являются точными и обновленными. Например, качество изображений и биометрических образцов, включенных в списки наблюдения, должны проверяться для предупреждения потенциальных ложных совпадений, поскольку низкое качество изображений может являться причиной ряда ошибок. Это напрямую связано с источниками изображений, включенных в список наблюдения, от которых требуется строгое соблюдение принципов защиты данных, таких как принцип целевого ограничения.

В случае ложных совпадений организации должны принимать все разумные шаги для исправления ситуации и обеспечения точности цифровых изображений и биометрических образцов.

Любое нарушение безопасности данных может иметь особенно тяжкие последствия для субъектов данных, поскольку несанкционированное раскрытие такой конфиденциальной информации невозможно исправить.

Поэтому как на техническом, так и на организационном уровне должны применяться строгие меры безопасности с целью защиты данных распознавания лиц и наборов изображений от утечки и несанкционированного доступа или использования данных на всех этапах обработки, будь то сбор, передача или хранение.

Организации должны принимать меры для предупреждения специфических для данных технологий атак, в том числе презентационных и морфинговых атак.

О любом нарушении безопасности данных, которое может серьезно затронуть права и основные свободы субъектов данных, необходимо докладывать в надзорный орган и, в случае необходимости, сообщать субъектам данных.

Меры безопасности должны меняться с течением времени и в ответ на изменение угроз и выявление уязвимостей. Они также должны быть соразмерными конфиденциальности данных, контексту использования конкретной технологии распознавания лиц и ее целям, вероятности причинения вреда физическим лицам и другим значимым факторам.

Строгие практики хранения и удаления — через безопасные процедуры — для данных распознавания лиц и максимально короткие периоды хранения, также способствуют снижению рисков для безопасности.

Организации должны принимать надлежащие меры для того, чтобы выполнять свои обязательства и иметь возможность доказать, что обработка данных, которая осуществляется под их контролем, соответствует данным обязательствам, как предусмотрено в статье 10 Конвенции 108+.

Следующие организационные меры должны рассматриваться организациями, использующими технологии распознавания лиц:

— применение транспарентной политики, процедур и практик для обеспечения того, что в основе использования технологий распознавания лиц лежит защита прав субъектов данных;

— публикация докладов о транспарентности в отношении конкретных случаев использования технологий распознавания лиц;

— создание и проведение образовательных программ и аудиторских процедур для тех, кто отвечает за обработку данных распознавания лиц;

— создание комитетов внутреннего надзора для оценки и улучшения любой обработки с использованием данных распознавания лиц;

— распространение договорных обязательств по соблюдению соответствующих требований на третьи стороны — сервис-провайдеров, деловых партнеров или другие организации, использующие технологии распознавания лиц (и отказ в доступе третьим сторонам, которые не выполняют данные обязательства);

— в публичном секторе: предварительная оценка ограничений процедур государственных закупок с участием инструментов распознавания лиц, оценка минимальных уровней результативности в плане точности, особенно если речь идет о правоохранительных целях.

Организации должны принимать все необходимые технические меры для обеспечения качества биометрических данных путем соблюдения международных технических стандартов в зависимости от контекста их использования.

Организации, использующие технологии распознавания лиц, должны обеспечивать, что люди продолжают играть решающую роль в действиях, предпринимаемых по итогам использования данных технологий. Организации, использующие данные технологии, должны принимать организационные меры для контроля за лицами, принимающими решения, которые могут привести к значительным последствиям для индивидов.

3.1. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЗАЩИТЫ ДАННЫХ

Организации, использующие технологии распознавания лиц, должны проводить оценку последствий до обработки, поскольку использование данных технологий предполагает обработку биометрических данных и влечет за собой высокие риски для основных прав субъектов данных.

В ходе подготовки оценки последствий организации должны не только признать риски, связанные с возможной обработкой, но также рассмотреть необходимые смягчающие меры для снижения этих рисков, принимая необходимые технические и организационные меры. В рамках оценки они должны объяснять среди прочего:

— правомерность использования данных технологий;

— какие основные права затронуты биометрической обработкой;

— уязвимость субъектов данных;

— каким образом эти риски могут быть эффективно снижены.

Более конкретно, при рассмотрении возможности развертывания технологий распознавания лиц в неконтролируемой обстановке правоохранительные органы должны:

— оценить и объяснить строгую необходимость и соразмерность развертывания данных технологий;

— оценить риски для разных основных прав, в том числе защиты данных, личной жизни, свободы выражения, свободы собраний, свободы передвижения или запрета дискриминации, в зависимости от возможных случаев использования в разных местах.

Оценка последствий должна проводиться либо самими организациями, либо независимым наблюдательным органом, либо аудитором с надлежащим опытом, позволяющим выявить, измерить или предугадать возникающие со временем последствия и риски.

В ходе подготовки оценки последствий организации должны контактировать с заинтересованными лицами, в том числе физическими лицами, интересы которых могут быть затронуты, для оценки потенциальных последствий с их стороны.

Такая оценка последствия должна проводиться регулярно.

В случае выявления риска соответствующие организации должны иметь возможность обратиться в любые существующие комитеты по этике, а также в уполномоченные надзорные органы для рассмотрения потенциальных рисков.

После завершения оценки организации должны опубликовать ее результаты с целью получения отзывов со стороны общественности по вопросу возможного развертывания технологий распознавания лиц.

3.2. ЗАЩИТА ДАННЫХ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

Защита данных на стадии разработки охватывает всю цепочку активности обработки с помощью технологий распознавания лиц. Организации, использующие данные технологии для целей идентификации или проверки, должны обеспечивать, чтобы продукция или услуги, которыми они пользуются, были разработаны для обработки биометрических данных в соответствии с принципами целевых ограничений, минимизации данных или ограниченного срока хранения и чтобы в них были интегрированы все другие необходимые гарантии.

Если организации устанавливают технические свойства данных технологий, они должны соблюдать данные принципы с целью обеспечения того, что развертывание не будет нарушать право на защиту данных.

В дополнение к соблюдению юридических обязательств также очень важно обозначить этические принципы использования данных технологий, в частности, с учетом повышенных рисков, неразрывно связанных с использованием технологий распознавания лиц в некоторых секторах. Для этого могут быть созданы независимые консультативные советы по этике, с которыми могут быть проведены консультации перед и во время длительных развертываний, которые могут проводить проверки и публиковать результаты своих исследований, чтобы дополнять или подтверждать ответственность организации. Этические соображения могут помочь в соблюдении надлежащего баланса между противоположными интересами явно справедливым образом18).

Кроме того, с целью избежать нарушений прав человека комитеты экспертов в разных областях знаний, вероятно, смогут определить наиболее потенциально сложные случаи, возникающие при использовании технологий распознавания лиц.

В этой сфере важную роль также играют информаторы (разоблачители), и работники организаций, использующих данные технологии, должны иметь возможность пользоваться надлежащей защитой, как предусмотрено, в частности, в Рекомендации (2014)7 Комитета Министров «О защите информаторов, сообщающих о противозаконной деятельности»19).

Поскольку распознавание лиц основано на обработке персональных данных, субъектам данных гарантируются все права, предусмотренные в статье 9 Конвенции 108+, в частности, право на информацию, право на доступ, право на получение сведений об основании обработки, право на возражение и право на ректификацию.

Данные права могут быть ограничены, но при условии, что ограничение предусмотрено законом, не нарушает саму суть основных прав и свобод и представляет собой необходимую и соразмерную меру в демократическом обществе для достижения конкретных правомерных целей (таких, как правоохранительные) в соответствии со статьей 11 Конвенции 108+.

В случае ограничения прав субъектов данных правоохранительные органы должны информировать субъектов данных, помимо прочего, об их праве подать жалобу в надзорные органы и об их общем праве на средство правовой защиты.

В случае ложных совпадений субъекты данных могут требовать ректификации с целью предупреждения дальнейших/повторяющихся ложных совпадений.

Когда использование технологий распознавания лиц направлено на то, чтобы решение было принято исключительно на основании автоматизированной обработки, что может в значительной степени затронуть субъекта данных, последний должен, в частности, иметь право на то, чтобы такая обработка не проводилась без учета его или ее мнения.

При развертывании технологий распознавания лиц в режиме реального времени, если операторы-люди действуют только на основании результатов использования данных технологий, это может рассматриваться как исключительно автоматизированный процесс принятия решений, который в значительной степени затронет субъекта данных в связи с последствиями возможных ложных совпадений. В связи с этим субъект данных может требовать в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 9 Конвенции 108+, чтобы его мнение было принято во внимание.


From Wikipedia, the free encyclopedia

In jurisprudence, a natural person (also physical person in some Commonwealth countries, or natural entity) is a person (in legal meaning, i.e., one who has its own legal personality) that is an individual human being, distinguished from the broader category of a legal person, which may be a private (i.e., business entity or non-governmental organization) or public (i.e., government) organization. Historically, a human being was not necessarily considered a natural person in some jurisdictions where slavery existed (subject of a property right) rather than a person.

Definitions[edit]

According to Maria Helena Diniz, an individual or natural person «is the human being considered as a subject of rights and obligations». Every human being is endowed with legal personality and, therefore, is a subject of law.[1]

According to Sílvio de Salvo Venosa, «legal personality is a projection of the intimate, psychic personality of each person; it is a social projection of the psychic personality, with legal consequences».[2] However, and in addition, the law also gives personality to other entities, formed by groups of people or assets: these are called legal person.

Legal consequences[edit]

In many cases, fundamental human rights are implicitly granted only to natural persons. For example, the Nineteenth Amendment to the United States Constitution, which states a person cannot be denied the right to vote based on their sex, or Section 15 of the Canadian Charter of Rights and Freedoms, which guarantees equality rights, apply to natural persons only. Another example of the distinction between natural and legal persons is that a natural person can hold public office, but a corporation cannot.

A corporation or non-governmental organization can, however, file a lawsuit or own property as a legal person.

Crime[edit]

Usually a natural person perpetrates a crime, but legal persons may also commit crimes.[citation needed] In the U.S., animals that are not persons under U.S. law cannot commit crimes.[3]

By country[edit]

Germany[edit]

In Germany, legal entities (Rechtssubjekt) such as natural persons (Natürliche Person) have the capacity to be bearers of rights and obligations; they possess legal capacity. The point in time at which this legal capacity begins and ends is disputed in German case law [de] and jurisprudence [de].

According to section 1 of the German Civil Code (BGB), a person acquires legal capacity on completion of their birth.[4]: § 1 However, in certain conditions, fetuses also have certain legal rights, for example, that of becoming an heir.[4]: § 1923 (2) The question of whether a fetus may have legal capacity as well has been left open by the Federal Court of Justice, although there are indications of a positive response.[5] The German Civil Code grants the fetus, which does not have full legal capacity, essential rights, which are subject to the condition of subsequent live birth.[4]: § 1 The question of whether the fetus can have rights before birth and possibly from the beginning of pregnancy, in particular a right to life, is highly controversial.[citation needed]

See also[edit]

  • Legal person
  • Personality rights
  • Juridical person
  • Natural person in French law
  • Person (Catholic canon law)
  • Great ape personhood

References[edit]

  1. ^ https://bdtcc.unipe.edu.br/wp-content/uploads/2018/12/artigo-thaise-1-1-1-1.pdf[bare URL PDF]
  2. ^ VENOSA, Sílvio de Salvo. Direito Civil: Parte Geral. 5. ed. São Paulo: Atlas, 2005, p. 149.
  3. ^ People v. Frazier, 173 Cal. App. 4th 613 (2009). In this case, the California Court of Appeal explained: «Despite the physical ability to commit vicious and violent acts, dogs do not possess the legal ability to commit crimes.»
  4. ^ a b c «German Civil Code BGB». Translated by Langenscheidt Translation Service; Neil Mussett. Bonn: Bundesamt für Justiz. 2022.
    • § 1: The legal capacity of a human being begins on the completion of birth.
    • § 1923: Only a person who is alive at the time of the devolution of an inheritance may be an heir.

  5. ^ Zeising, Michael: «Der Nasciturus im Zivilverfahren» [The fetus in civil proceedings] (2004) p. 18; with further sources. (in German)

Физическое лицо — определение (кто это), его признаки и виды ответственности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Безусловно, вы часто слышите выражение «физическое лицо». А знаете ли вы, к кому относится это выражение и какие нюансы скрывает данный термин? Рассмотрим это в деталях.

Физическое лицо

Физ лицо — это человек с его правами и обязанностями

Физическое лицо — это человек, имеющий определенные права и обязанности.

Термин употребляется по отношению к человеку как к объекту гражданских, экономических и юридических отношений. В обиходе говорить о человеке как о физическом лице не принято.

Слово образуется от древнегреческого φύσις «природа», а также имеет аналог в английском языке «natural/physical person». По сути, это «природный человек» (имеется в виду, из плоти и крови). Слово «физический», на мой взгляд, звучит как-то нелепо, но так уж повелось.

Физическое лицо это

Данный термин обычно противопоставляется термину «юридическое лицо», которое, по сути, является фикцией (самостоятельной сущностью, но неодушевленной). Юр.лицо — это организация, а не конкретный человек. А вот как раз конкретного человека (одушевленного) принято называть физ.лицо. Понятно? Нет. Ну, тогда продолжим.

Зеленые человечки

Термины эти были придуманы, чтобы можно было взаимодействовать организациям и частных лицам, оформлять и строить свои отношения.

Вообще, термины «человек», «гражданин» и «физическое лицо» сильно различаются, и эти различия хорошо показаны в приведенном видео.

Важнейшие признаки физического лица

Каждое физ.лицо имеет определенные признаки, которые идентифицируют его в обществе, а некоторые из них влияют на его правовой статус.

  1. Имя — это индивидуализирующий признак, дающийся человеку при рождении. Оно фиксируется в документах, удостоверяющих личность. В РФ под именем понимают фамилию, имя, отчество (ФИО). В большинстве стран отчество не является именным признаком(т. е. не используется).

    Все свои гражданские права и обязанности физическое лицо осуществляет под своим именем. Псевдонимы, ники (что это?) человек вправе применять только вне отношений права. Например, мы знаем эстрадных певцов под псевдонимами, но документы, контракты, договора они оформляют под своими настоящими именами, записанными в их паспортах.

    Примечание: в РФ человек вправе официально поменять свои ФИО по достижению 16 лет.

  2. Возраст — это признак физ. лица, который влияет на его правовой статус. В правовых отношениях используется понятие дееспособности. Дееспособность — это возможность осуществлять права и обязанности, которая зависит от возраста человека. В разных странах возрастная градация дееспособности отличается. В РФ принята такая шкала:
    1. с рождения до 6 лет — полная недееспособность,
    2. с 6 до 16 лет — частичная дееспособность,
    3. с 16 до 18 лет — неполная дееспособность,
    4. после 18 лет — полная дееспособность.
  3. Гражданство — это официальная принадлежность человека к населению какой-либо страны, обязывающая к исполнению законов этой страны и дающая право на защиту данным государством и пользование декларированными правами и свободами. По отношению к конкретной стране физическое лицо может быть:
    1. гражданином,
    2. иностранцем (гражданином иной страны),
    3. лицом без гражданства (апатридом).
  4. Пол. Принадлежность к мужскому или женскому полу также является одним из идентифицирующих признаков физического лица. Так, в РФ для мужчин и женщин установлен разный возраст нетрудоспособности (выхода на пенсию).
  5. Семейное положение. Данная информация влияет на некоторые правовые взаимоотношения, например, при процедуре наследования. В зависимости от близости родственных связей с завещателем устанавливается очередность наследования: наследники первой очереди — жена, муж, дети; второй очереди — братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д.
    Семья
  6. Состояние здоровья. Если человек психически болен, то он может быть признан судом недееспособным, как следствие — он ограничивается в волеизъявлении, правах и обязанностях. Если утрачено физическое здоровье и это отражается на трудоспособности, то специальная медицинская комиссия присваивает такому человеку определенную группу инвалидности. Это становится основанием для выплаты пенсии (независимо от возраста).
  7. Место жительства (МЖ) также является идентифицирующим признаком физического лица. Бывают ситуации, когда совпадают одновременно ФИО, возраст. Но дополнительное совпадение места жительства не бывает. Под МЖ подразумевается место, где человек проживает большую часть времени. Официальное документирование МЖ называется регистрацией, она бывает временной и постоянной.

Виды ответственности физического лица

Физ.лица имеют:

  1. права, гарантированные страной, в которой они проживают;
  2. обязанности, которые они должны выполнять.

Физические лица несут ответственность за совершенные правонарушения. В зависимости от тяжести проступка судебными органами назначается определенное наказание. Существуют несколько видов ответственности физических лиц:

  1. административная — за правонарушения, не приведшие к ущербу здоровья человека или вреду частной, государственной или общественной собственности. Меры ответственности регламентируются Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  2. дисциплинарная — за нарушения в процессе трудовой деятельности, ответственность рассматривается Трудовым Кодексом РФ;
  3. гражданская — за проступки против человека и собственности, наказание регламентируется Гражданским Кодексом РФ;
  4. уголовная — за уголовные преступления всех степеней тяжести. Ответственность рассматривается Уголовным Кодексом РФ.

Правовая ответственность

Хотите каждый день узнавать что-то новое для себя? Читайте наш блог!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Филиала 11 горэнергосбыт пао моэк руководство
  • Руководство по оформлению деловых документов
  • Спейсер для ингаляций инструкция по применению
  • Швейно вышивальная машина bernette b79 инструкция на русском
  • Кондрова таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги