Руководство по организации экспедиции

Правила проведения экспедиции и тб. Экспедиция это…

«…- сбор (изучение)
научного, учебного материала в полевых
условиях, с целью использования в
общественных целях…

…- это путешествие
с конкретной целью…

…- слово, овеянное
романтикой. Но там, где есть романтика,
есть некая загадка, есть некая

эзотерическая
недоступность для «непосвященных»…

…Спелео-экспедиция
— это как бы штурм пещер, но ее итог — это
обработанный научный или учебный
материал…

…Наиболее трудоемкая
работа — это обработка записей, отчеты,
карты, выставки и фильмы, исследования
образцов… Без этого экспедиция все
равно что не состоялась…»

Организация и руководство экспедицией.

Организацию и
подготовку к экспедиции осуществляет
Оргкомитет экспедиции, образованный
из инициативной группы по подготовке
к экспедиции, ответственных за направления
и представителей присоединившихся
спелеологических коллективов.

Оргкомитет:

  • является высшим
    руководящим органом по подготовке и
    организации экспедиции

  • принимает заявки
    от желающих принять участие в экспедиции
    и рассматривает возможность включения
    заявителя в состав экспедиции

  • вправе отказать
    в участии в экспедиции лицам имеющим
    недостаточную техническую и физическую
    подготовку, а так же по моральным или
    иным причинам, мешающим эффективной
    работе экспедиции

  • определяет размер
    и срок внесения участниками средств
    для проведения экспедиции

  • назначает время
    проведения мероприятий по подготовке
    к экспедиции

  • ведет переговоры
    со спонсорами и отвечает за выполнения
    взятых перед ними обязательств

  • во время разработки
    тактики экспедиции распределяет
    участников по отделениям, определяет
    задачи для каждого отделения и доводит
    эту информацию до сведения участников.
    При несогласии участника с предложенными
    ему функциями он может обжаловать их
    в оргкомитете, либо отказаться от
    участия в экспедиции.

Председатель
оргкомитета является одновременно
Руководителем экспедиции.

Руководитель
экспедиции осуществляет общее руководство
экспедицией и координирует действия
Руководителей групп.

Руководство работой
экспедиционных групп осуществляют
Руководители экспедиционных групп с
момента отъезда из Красноярска и до
возвращения в Красноярск.

Руководитель
экспедиционной группы непосредственно
руководит работой группы. В том числе:
распределение по отделениям в зависимости
от обстановки; проведение выходов;
контролирует подготовку и экипировку
участников группы; руководит работой
ответственных лиц своей группы;
осуществляет координацию действий в
подготовке и проведении экспедиции со
второй экспедиционной группой;
своевременно приобретает проездные
документы и договаривается о заброске
и выброске группы. Несет ответственность
за свою группу и выполнение поставленных
группе задач. После завершения работы
экспедиции руководители экспедиционных
групп представляют отчет о работе своей
группы в полном объеме.

При отсутствии
Руководителя экспедиции (либо Руководителя
группы), назначается его заместитель
по организации работ.

Решения Оргкомитета
во время подготовки и организации
экспедиции, Руководителя экспедиции и
Руководителей экспедиционных групп во
время проведения экспедиции являются
обязательными к выполнению всеми
участниками экспедиции. Несоблюдение
данного пункта может вести к исключению
из состава экспедиции.

Состав Оргкомитета
экспедиции:

— руководитель
экспедиции,

— руководители
групп,

— руководители
штурмовых отделений,

— ответственные
по направлениям,

— руководители
сборных клубов и секций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИИ

Студенческая экспедиция — форма выездной образовательной деятельности учебно-исследовательской группы студентов, которые в полевых условиях под руководством преподавателей занимаются изучением различных аспектов жизни определенных регионов (территорий, поселений).

1. Формат экспедиций

Студенческая экспедиция представляет собой выезд группы студентов 12-15 человек под руководством не менее 2 преподавателей или научных сотрудников (как работающих в НИУ ВШЭ на основном месте работы, так и привлекаемых по договору) на 10-14 дней в один из регионов России.

Экспедиции могут быть как разовыми, так и продолжающимися (цепочки экспедиций, связанные общей рамкой или местом пребывания).

2. Руководство и состав экспедиций

В рамках экспедиции оптимально наличие трех руководящих/координирующих позиций:

1) Руководитель экспедиции — содержательно руководит экспедицией, несет ответственность за ее проведение, имеет право исключать участников в ходе экспедиции и т.д.

2) Заместитель руководителя экспедиции — способен временно выполнять все функции руководителя, является его дублером на случай непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, отлучек руководителя в поле и т.д. Обучается в ходе экспедиции навыкам руководства, что тем самым обеспечивает и непрерывную подготовку руководящих кадров экспедиций. Экспедиция, в которой есть только один преподаватель/руководитель — неприемлема, так как не учитывает возможные риски этого формата.

В экспедицию могут дополнительно приглашаться консультанты (не более 1-2) — специалисты, которые позволяют студентам освоить новые исследовательские практики и приемы. В экспедицию могут входить студенты одной или нескольких образовательных программ НИУ ВШЭ.

3. Подготовительный этап экпедиционной работы

Руководитель, заместитель руководителя и менеджер перед началом экспедиции могут совершать поездку на место проведения планируемой экспедиции, встречаются с администрацией города/поселения, определяют логистику будущей экспедиции, включая договоренности о месте проживания, организации питания и т.д.

4. Содержание экспедиционной работы

Каждая экспедиция реализуется в соответствии с ее тематическим планом, который определяется ее руководителем. Тематический план учитывает возможность использования ресурса экспедиций для сбора студентами материалов по их курсовым и дипломным работам.

Экспедиции могут быть посвящены проектной работе по заказу региональных или муниципальных властей (например, стратегия развития культурных учреждений города), проведению научных исследований по определенным темам (например, изучение грамматического строя дагестанских языков), а также сочетать разные форматы работы (проектные и научно-исследовательские).

Экспедиция предусматривает следующие формы работы:

1) Полевые исследования — основная форма работы. Бывают самых разных типов — интервьюирование на улицах, в учреждениях и т.п.; работа в муниципальных учреждениях, архивах, музеях, редакции местной газеты и др. Определяется исходя из тематического плана экспедиции.

2) Вечернее подведение итогов (ежедневно).

3) Камеральные дни. В ходе экспедиции нужны несколько дней (обычно 2 дня — в середине и конце экспедиции), когда участники обрабатывают свои материалы, готовят финальную презентацию.

4) Лекция (приглашенных тьюторов, руководителей (установочные и методические)) и семинар (разбор с руководителем или тьютором собранных материалов).

5) Ознакомительные прогулки с экскурсией местных краеведов для знакомства с географией территории и историей места.

6) Медиа-сопровождение. Студенты-дизайнеры и журналисты, включенные в состав экспедиции, могут формировать медиа-группу, которая фотографирует, делает скетчи, готовит регулярные заметки размещения на информационных платформах экспедиции и т.д. Такие материалы могут быть затем включены в портфолио студентов.

7) Досуг. Ближе к концу экспедиции делается один выходной день с экскурсиями по достопримечательностям, праздничным ужином и другими формами отдыха. По вечерам возможны кинопросмотры и обсуждения фильмов (о данном городе, регионе, по тематике отдельных исследований и т.д.).

5. Результаты экспедиций

К результатам работы (отчетность по экспедиции) относятся:

1) Полевой дневник участника экспедиции (может засчитываться как отчет по практике).

2) Презентации отдельных групп по направлению их работы/исследований, которые представляются в последний рабочий день экспедиции.

3) Финальные эссе (или взаимозаменяющие их формы отчетности: статьи, очерки, аналитические записки), подготовленные после завершения экспедиции.

4) Курсовые и выпускные квалификационные работы, написанные по итогам экспедиций.

5) Информационные и медиа-продукты, создаваемые в ходе экспедиции (журналистские тексты, лонг-риды, фотографии и т.д.) и по ее завершению (фильм об экспедиции и др.) — так может оцениваться, в частности, вклад студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна.

6) Паспорт территории (города, района, поселения), включающий его демографическую, экономическую, культурно-историческую и прочие составляющие. Паспорта территорий могут составить особую базу данных экспедиций университета.

Помимо индивидуальных результатов, каждая экспедиция вносит свой вклад в наполнение специального раздела на портале ВШЭ, куда транслируются впечатления, фотографии участников, аналитические материалы, презентации и т.п. Там же размещаются тематические планы экспедиции, регулярные новости о проведении экспедиции и финальные тексты.

Обсуждение наиболее важных результатов выносится на уровень региональных органов власти и общественных организаций.

6. Место и время проведения

Малый город представляется оптимальным местом проведения экспедиции. При выборе других мест (средние и крупные города), руководители экспедиций должны дополнительно обосновать выбор места.

Большая часть экспедиций проводится в летнее время (июль-август), небольшая часть экспедиций (в зависимости от задач и по согласованию с руководителями образовательных программ) может проводиться в течение учебного года.

7. Безопасность

1) Инструктаж по технике безопасности (проводится руководителем на общем собрании, делается роспись в журнале о прохождении).

2) С точки зрения безопасности на месте проведения экспедиции целесообразно организовывать полевую работу студентов по группам (не менее 2-х человек в группе).

3) Перед началом экспедиции у руководителей должны быть все контакты участников экспедиции — и наоборот.

8. Административная поддержка

Проведение экспедиции может быть обеспечено соответствующими документами и рекомендательными письмами (НИУ ВШЭ, полпреда в соответствующего федерального округа, губернатора) к главе муниципального образования. Местная администрация, если это требуется, может быть заранее проинформирована о прибытии экспедиции.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ,
ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ,
ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,
СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение 1
к приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 13 июля 1992 г. № 293

1. Общие положения


1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)

2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения. Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утвержденными планами.

2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия. 

2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающей группу, или путевка экскурсионной организации. 

2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения. 

2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС) или отрядом (КСО), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи. 

3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп 
туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)

3.1. Группы для проведения путешествий формируются из учащихся (воспитанников, студентов), объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия. 

3.2. Основные требования к участникам, руководителям, заместителям (помощникам) руководителей некатегорийных походов, экспедиций, многодневных, дальних (за пределы своего района, города) экскурсий: 

Таблица 1

Вид мероприятия

Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя

Количественный
состав группы

Минимальный
возраст (лет)

участники

руководитель, заместитель

участники

руководитель, заместитель

Некатегорийные походы и экскурсии

1 – 3-дневные походы

не менее 6 человек

1 – 2

7

не менее 18

Примечания. Количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников в экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящей экскурсию, исходя из педагогической целесообразности. 

3.3. К руководителям, заместителям руководителей и участникам экспедиций с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителям, заместителям руководителей и участникам туристских походов в соответствии со степенью (категорией) сложности активных участков маршрута. 

3.4. По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие с учащимися, имеющими туристско-краеведческую и экскурсионную подготовку, исходя из количественного состава группы (отряда) и условий маршрута, обеспечивающих безопасность проведения путешествия, допускается назначение руководителя (с его согласия) без заместителя. 
По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие, с согласия руководителя группы (отряда), исходя из количественного состава группы (отряда), обеспечения безопасности участников, вместо заместителя руководителя может быть назначен помощник руководителя из числа учащихся (воспитанников, студентов), имеющий опыт участия в аналогичных путешествиях. 

3.5. Основные требования к участникам, руководителям и заместителям руководителей туристско-спортивных походов: 
Таблица 2

Категория сложности похода (к.с.)

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (категории сложности)

Минимальный возраст

Количественный состав группы

участника, заместителя руководителя 

руководителя

участника

руководителя

участники

руководитель, заместитель

участие

руководство

I

н/к *

I

н/к *

13

19

6 – 15

1 + 1

II

I

II

I

14

19

6 – 15

1 + 1

III

II

III

II

15

20

6 – 12

1 + 1

IV

III

IV

III

16

21

6 – 12

1 + 1

* Некатегорийный поход

3.6. К участию в пешеходных походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. – 14 лет, III к.с. – 15 лет. Для учащихся (воспитанников, студентов), получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее 1-го года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I – III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год. 

3.7. В походах III – IV к.с. одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории сложности ниже, в походах I к.с. и II к.с. – с опытом участия в некатегорийных походах. 

3.8. В пеших походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в горных и лыжных походах категории сложности ниже планируемого похода. 

3.9. В лыжных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и горных походах ниже не менее, чем на одну категорию сложности и выше планируемого похода. 

3.10. В горных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и лыжных походах не ниже той же категории сложности, что и планируемый поход. 

Участники походов, в которых предусматриваются переходы через классифицированные перевалы, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) двух перевалов на одну полукатегорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения двух перевалов той же полукатегории сложности. 

Одну треть членов группы в походах, предусматривающих прохождение перевалов 2А к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения перевалов 1А к.с., а перевалов 1Б к.с. – без опыта прохождения перевалов. 

Участники походов, в которых предусматривается первопрохождение классифицированных перевалов, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) перевалов той же полукатегории сложности. 

Участники и руководители походов, в которых предусматриваются другие участки первопрохождения, должны иметь опыт, равнозначный категории сложности, ожидаемой на этих участках маршрута. Одна треть участников таких походов может иметь опыт походов на категорию сложности ниже. 

Одну треть членов группы в горных походах I – III к.с. могут составлять альпинисты, имеющие III спортивный разряд, в походах IV к.с. – альпинисты, имеющие II спортивный разряд, а также опыт экспедиционных альпинистских мероприятий или опыт участия в категорийном туристском походе. 

3.11. Руководители водных походов должны иметь опыт участия и руководства походами на тех же видах судов. 

3.12. Участники водных походов I – III к.с. должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов, а начиная с IV к.с. – на том же виде судов или на байдарках. 

3.13. Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма, должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участков. 

3.14. Участники и руководители некатегорийных походов, включающих элементы походов I – IV к.с., а также категорийных походов, включающих элементы походов более высоких категорий сложности, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам и руководителям походов тех категорий сложности, элементы которых включены в данный поход. 

3.15. Участники и руководители походов, проводящихся в межсезонье, должны иметь соответствующий опыт участия (руководства) в походах, совершенных в межсезонье, или в походах той же категории сложности, совершенных в обычных условиях. 

3.16. К участию в горизонтальных необводненных пещерах спелеопоходов I к.с. допускаются лица с 14 лет; в вертикальных пещерах – с 15 лет; в горизонтальных пещерах II категории сложности – с 15 лет; в вертикальных II к.с. – с 16 лет; в горизонтальных пещерах III к.с. – с 16 лет. 

Прохождение с учащимися (воспитанниками, студентами) пещер, в которых предусматривается применение аппаратуры автономного дыхания, запрещается. 

Временное разделение туристской группы учащихся, совершающей спелеопоход любой категории сложности, на подгруппы допускается только при работе в одной пещере, в этом случае каждая подгруппа должна иметь руководителя, комплект жизнеобеспечения, рассчитанный на непредвиденную обстановку в пещере не менее чем на двое суток. При прохождении вертикальных пещер II к.с. и горизонтальных пещер III к.с. в группе должно быть не менее одного руководителя на каждых четырех учащихся. 

Участники спелеопоходов должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) пещер на одну категорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения пещер той же категории сложности. 

Одну треть членов группы в спелеопоходах, предусматривающих прохождение пещер III к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения пещер I к.с., а пещер II к.с. – без опыта прохождения пещер. 

4. Обязанности и права руководителя и заместителя руководителя путешествия

4.1. Руководитель и заместитель руководителя путешествия назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. 

Руководителем и заместителем руководителя может быть лицо, удовлетворяющее требованиям настоящей Инструкции, которому с его согласия администрация учреждения, проводящего путешествие, доверяет руководство группой (отрядом) учащихся (воспитанников, студентов). 

Если в туристском походе участвуют 3 и более туристских групп с количеством участников не менее 30 учащихся (для похода II – IV категорий сложности – не менее 20) и их маршруты и графики движения в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на специально назначенного старшего руководителя. В этом случае всем руководителям может быть засчитано руководство. 

4.2. Руководитель и его заместитель, а также старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасное проведение похода, экспедиции, экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. 

4.3. За нарушение настоящей Инструкции руководитель группы и его заместитель, а также старший руководитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой ответственности, предусмотренной действующим законодательством. 

4.4. Руководитель обязан: 

до начала похода: 
— обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся (воспитанников, студентов); 
— организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказывать доврачебную помощь; 
— организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение путешествия; 

совместно с участниками: 
— ознакомиться с районом похода по отчетам других групп, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов; 
— подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки; 
— ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления; в походе: 
— строго соблюдать утвержденный маршрут; 
— принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников похода, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему; 
— принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение; 
— сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустившую на маршрут группу, местные органы образования; 
— назначать в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах – на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого; 
— организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе; 
— информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях, подвижках ледников и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы; 
— делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута. 

4.5. При организации туристско-спортивных походов: 
представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (маршрутную книжку и ее копию, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода). 

Заявочные документы групп учащихся рассматриваются маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий – МКК федераций туризма (клубов туристов). 

При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявочного похода руководителю выдается зарегистрированная маршрутная книжка. 

При необходимости в маршрутную книжку записываются особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая контрольно-спасательная служба (КСС) или отряд (КСО) для регистрации перед выходом на маршрут. 

4.6. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить соответствующим КСС или КСО по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации КСС или КСО, необходима личная явка в них. 

В случае необходимости изменения маршрута, состава группы и записей в маршрутной книжке до отъезда группы в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом КСС или КСО, зарегистрировавшим группу. 

В случае необходимости изменения сроков похода, состава группы после выезда в поход сообщить телеграммой и об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в КСС и КСО, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее поход. 

Сообщить телеграммой в адрес МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, КСС или КСО, зарегистрировавших группу, и в учреждение, проводящее поход, о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода. 

Представить отчет в МКК, а после рассмотрения отчета и зачета похода оформить справки участникам группы о совершенном походе. 

5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)

5.1. Участник путешествия обязан: 
— активно участвовать в подготовке, проведении путешествия и составлении отчета; 
— строжайше выполнять дисциплину, а также возложенные на него собранием группы поручения; 
— своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника); 
— осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача учебно-воспитательного учреждения; 
— знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи; 
— бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры; 
— своевременно информировать руководителя или его заместителя (помощника) путешествия об ухудшении состояния здоровья или травмировании. 

5.2. Участник путешествия имеет право: 
— пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие; 
— участвовать в выборе и разработке маршрута; 
— после окончания путешествия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации. 

6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов

6.1. За нарушение настоящей Инструкции, но не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее поход, может обратиться в туристские организации для принятия следующих мер воздействия: 
— не засчитывать для выполнения нормативов спортивных разрядов участие, руководство в совершаемом походе; 
— аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершенных походов; 
— частично или полностью дисквалифицировать – лишить спортивных разрядов и званий; 
— запретить участвовать, руководить походами определенной категории (степени) сложности на установленный срок; 
— вывести из состава общественных туристских органов. 

Придумать концепцию поездки, написать презентацию, найти участников и спонсоров, поехать, собрать информацию, приехать домой, написать посты, собрать статистику и отчитаться перед партнерами. Вроде все просто. Но одновременно сложно. Я прошел через это пару раз. Приобрел кое-какой опыт. Я не стал после этого гуру. Но кое-какими мыслями могу поделиться.

Это снова Руслан unis, продолжаю вахтерить у Олега. Что нужно сделать, чтобы организовать блог-поездку (не обязательно автомобильную) и при этом не потратить ни рубля своих денег? Попробую расписать, на примере нашей экспедиции в Норвегию.

1. Придумать концепцию и маршрут поездки

Все начинается с этого. Можно, конечно, сказать «А поехали покатаемся до Таллина». Недалеко, дешево, сердито. Для первого раза может и хорошо. Мы так и поступили, наша первая коллективная блог-поездка была в столицу Эстонии. Но надо понимать, что это небольшой масштаб, это всего-лишь поездка выходного дня в город, про который уже много написано и рассказано. И строить большие планы с большими бюджетами здесь было бы глупо.

С Норвегией нам не пришлось мудрить. Сама страна настолько большая, красивая, желанная и не так сильно заезженная туристами («благодаря» дороговизне товаров и услуг), что можно просто показать фотографии оттуда, и восторгов будет немало. Но мы пошли дальше.

Во-первых, окрестили поездку экспедицией, и постарались, чтобы в наших фотоотчетах из Норвегии было максимум полезной информации про эту страну не только для путешественников, но и для всех интересующихся. Какие там дороги, что нужно знать автомобилистам, как можно недорого переночевать в пути, сколько стоит топливо, почему оно такое дорогое, какие есть достопримечательности и как к ним проехать…

Во-вторых, мы поставили перед собой цель проехать по очень длинному маршруту (более 5700 километров) за 15 дней и при этом еще успеть посмотреть страну. Нам и френдам было интересно, что из этого выйдет. Кто-то говорил, что мы ничего не успеем посмотреть, а только гнать без остановки, а кто-то уверял, что все получится. В итоге, были правы и те, и другие :)

Ну и в-третьих, самое главное, придумали лозунг «Мы верим в Йети!». На этапе планирования и поездки под этим лозунгом шла речь о том, что мы верим в существование снежного человека и едем искать его в Норвегию, где он, предположительно, скрывался. Кстати, я в это не верю. Но сначала мы начали натыкаться на загадочные большие следы и клочки белой шерсти на кустах, а потом заметили само существо в лесу, которое от нас быстро скрылось! А уже в Швеции Йети сам вылез с нами знакомиться. Об этом всем писал наш самый наблюдательный участник экспедиции Оксана oksa_sun. Но в финале экспедиции мы раскрыли второй смысл лозунга. Мы верили не в снежного человека, а в автомобили SKODA Yeti, которые без проблем и с комфортом возили нас по такому длинному маршруту. Надо было отдать им должное, они это заслужили!

Детский сад, скажут некоторые из вас. Возможно, но без концепции не так интересно. В идеале она должна быть уникальная и придумана под основного спонсора с учетом целей и пунктов назначения в поездке. Я скажу больше: хорошая концепция может быть решающим фактором в поиске спонсоров, ведь им нужно доказать, что вы достойны их поддержки.

В концепцию можно также включить такие вещи, как название мероприятия (NorDWayExp, в нашем случае) и логотип. +20 к солидности и привлекательности :) Если ваш креатив пойдет дальше — еще лучше. Флаги, наклейки, открытки, флешмобы… поле для экспериментов обширное.

2. Наглядно оформить концепцию

Мы сделали презентацию в powerpoint. В нее включили следующие сведения:
— название, логотип и даты экспедиции
— краткое описание, самая суть
— описание идеи, названия и логотипа
— цели экспедиции
— список участников, адреса их блогов, фотографии, несколько строчек про каждого из них, количество подписчиков
— маршрут экспедиции
— обоснование того, почему именно в Норвегию и что там нас ожидает
— примерный охват читателей по постам
— статистика по прежним нашим поездкам
— подробности о том, какой рекламный эффект будет иметь экспедиция в итоге
— примеры размещения рекламы в постах
— цена вопроса участия спонсоров в экспедиции, а как же без этого. Мы разработали три пакета, но дали понять, что готовы на переговоры и индивидуальный подход
— отзывы рекламодателей
— контактные данные.

У нас получилась презентация на 22 страницы. Может быть много, хотя и прилично ужал ее в свое время. Но зато там есть самое главное. А остальное решали в переписке по имейлу, соц. сетям и по телефону. Для чего презентация? Ну, в первую очередь, для спонсоров. Удобно: созвонился, скинул им презентацию, и дальше решаешь уже попутно возникающие вопросы. Экономия времени на переговорах. Еще презентация пригодится в поиске участников, можно по ним сделать рассылку. Плюс ко всему, написание такой презентации помогает организатору привести мысли и идеи в порядок. Если что-то изменилось, то вносил изменения. Ну и для истории будет полезным :) Кстати, кому интересно — можете скачать презентацию для изучения.

3. Найти единомышленников и участников

Казалось бы, если есть интересный проект, то в желающих поучаствовать отбою не будет. Это да, но только если не идет речь о двухнедельной экспедиции в Норвегию :) Надо найти людей, которые соответствуют следующим критериям:
— тысячник и интересно пишет
— свободен на сроки проведения экспедиции
— есть загранпаспорт и шенгенская виза

В первом посте на вахте я писал о том, как мы подбирали участников экспедиции. Вроде все уже решили, я спокоен, и тут кто-то пишет, что не отпустили с работы. Или за неделю до поездки стало известно, что не успевают сделать визу. А человек, который был готов поехать еще неделю назад, но не попал в заветный список, успел купил билеты на другое направление. Все это было. Надо быть готовым к этому.

Может возникнуть соблазн делегировать кое-какие роли участникам, ну или другим не шибко заинтересованным людям. Но надо удержаться от этого соблазна, или хотя бы не доверять на 100%, а держать все на контроле. Я как-то слишком доверился одному человеку, который обещал мне машины на поездку, а за неделю до тура выяснилось, что машин не будет и он вообще как бы ни при чем. Пришлось тогда тоже побегать, поездка была на грани срыва. Но может быть и обратная ситуация. В эстонском туре мне здорово помогла Оксана oksa_sun, тогда я даже не ожидал такой инициативы. Ну а норвежскую экспедицию мы готовили и проводили уже совместными усилиями, тут без нее ничего бы не вышло. С другими коллегами в экспедиции тоже повезло: Антон anton_petrus отличный штурман и собеседник (а еще он умеет строчить посты прямо в машине на ходу) и проверенный в прежних поездках опытный водитель Миша samiznaetekto.

4. Найти спонсоров и партнеров

Этот пункт в организации поездки может быть как самым простым, так и самым сложным. Здесь, как многие догадываются, очень помогают связи, знакомства и контакты. Если есть успешный опыт работы с брендами и компаниями, то поиск спонсора может свестись к паре телефонных звонков или электронных писем. А бывает наоборот, когда приходится днями висеть на телефоне в переговорах или перед компьютеров в рассылке презентации и переписке. Если нет опыта и знакомств, то надо с чего-то начинать. Сначала поездка за свой счет, чтобы расчитать силы. Потом найти 2-3 спонсоров с малым бюджетом, ссылаясь на прежний опыт и охват. Я их нашел, сделав рассылку по партнерам моего блога. Автомобили дала компания, у которой я брал их на выходные, чтобы написать тест-драйв, десятку дала школа экстремального вождения, с которой я познакомился на одном тест-драйве, а остальное профинансировал уже известный многим Hotellook. Ну а дальше можно по нарастающей, если все будет идти нормально. Это как у фотографов. Есть портфолио и отзывы — будет что показывать, будет сарафанное радио, будут заказы. Так и здесь: есть успешно реализованный проект — можно расчитывать на что-то солидное.

В общении со спонсорами и рекламными агентствами лучше дать среднюю цифру, а не преувеличить. А то может получиться так, что в попытке убедить можно наобещать золотые горы (в данном случае горы просмотров), а на деле выйдет меньше. Мы пообещали 200.000 просмотров всех материалов по результатам экспедиции, но в итоге перевыполнили план более чем в 2,5 раза. Согласитесь, этот факт для рекламодателя должен быть приятным. Тут можно применить хитрость в виде привлечения информационных партнеров, у которых можно разместить свои публикации и приплюсовать их аудиторию. Треть наших просмотров по Норвегии — это информационные партнеры. А партнерам профит в виде упоминаний их в публикациях на наших площадках.

И вот еще какой вывод я сделал. Лучше договориться с 1-2 крупными, чем с 5-10 мелкими. Бюджет может быть одним и тем же, а объем работы в разы отличается. Помню, хватались за любую возможность, когда думали, что бюджета экспедиции не хватит на дорогую Норвегию. В результате от двух партнеров отказались из-за невыгодных условий работы. Если интересно — расскажу историю каждого случая, но не тут. А по факту бюджет нашего генерального спонсора в лице компании SKODA покрыл около 90% всех расходов.

И да, договаривайтесь с каждым партнером отдельно о том, как он видит свой продукт или услугу в поездке. Кому-то достаточно нескольких упоминаний на фотографиях, кто-то хочет ссылки в тексте постов, а кто-то все и сразу. С последними надо общаться особенно деликатно, объяснять, что так не делается и это все испортит. Если не заключаете договоры, то хотя бы зафиксируйте договоренность текстом в социальных сетях, чтобы к ним можно было обратиться при необходимости.

5. Съездить

И вот, самое приятное. В самом путешествии можно расслабиться и получать удовольствие. Но не на всю катушку, в меру. Вы ведь организатор. Надо помнить, что впереди обязательства перед партнерами. А это значит, что надо:
— придумывать посты на ходу и готовить под них материал (фотографии. текст, факты). Про факты и тексты особо отмечу, записывайте любую мало-мальски интересную мелочь, потом пригодится в написании постов.
— делать побольше фотографий на камеру, чтобы было достаточно материала для постов о самом путешествии
— делать фотографии в соц. сети
— стараться писать посты в пути (например, перед сном). У нас это были небольшие посты в формате путевых заметок
— не забывать про спонсоров в пути, делать фотографии объектов, которые даны в путь партнерами, вставлять описание и хэштеги партнеров.

Кроме всего этого у меня были заботы о бюджете экспедиции. Собирал чеки, каждый вечер суммировал расходы и заносил в файлик. Очень наглядно потом видно, что и куда ушло. А вот с регистраторами вышел косяк, я не подключил их и в итоге не получилось видео в движении. Пришлось дополнительно отдуваться и писать обзоры. Надо быть предусмотрительнее и думать на много дней, недель и месяцев вперед.

6. Написать посты

Время собирать камни! Писать посты, чтобы они были интересными и посещаемыми. А еще разносторонними, ибо одними стандартными фотоотчетами лучше не ограничиваться. В нашем случае, кроме красивых фотографий, мы писали про дороги, жилье, достопримечательности, цены и саму страну.

В написании постов из поездок у меня годами выработалась определенная система. Сначала я делаю пост-тизер или анонс, где пишу, что за поездка предстоит, куда, с кем, каким маршрутом и при поддержке каких спонсоров. Если есть спонсоры (не самостоятельная), то рисуем под это дело баннер с упоминанием спонсоров. Анонсов можно сделать несколько, смотря какого масштаба событие. Всех участников экспедиции я тоже прошу делать анонсы с баннером, но со своим текстом. Далее, по возможности пишем посты в пути. По возвращению, мы делаем пост-анонсы, где подводим краткие итоги по поездке. А я свой пост-анонс потом превращаю в сборный пост, где собираю в кучу все посты всех участников о поездке. Вот так, например, выглядит сборный пост по норвежской экспедиции. А еще такой пост помогает посчитать статистику и отчитаться перед партнерами. Ну и упрощает навигацию для читателей, конечно.

В рекламе партнеров нужно знать меру. С одной стороны реклама должна не мешать и не раздражать при чтении постов, с другой упоминать их так, чтобы было заметно. Тут вариантов уйма. Мы, как обычно принято, вставляем под постом блок со списком спонсоров и описанием их продукта или услуги. В блоке нужно делать активные ссылки на их сайты. Но этого, обычно, недостаточно. С автомобилями проще всего, они во всех постах мелькают на фотографиях. Плюс я, традиционно, пишу пост в формате тест-драйва автомобиля. Если же это устройство, то, соотвественно, обзор устройства. Вполне распространенная практика в ЖЖ даже вне таких поездок. Что-то удается упоминать в контексте постов в пути, как автомобили. В целом, как я сказал выше, нужен индивидуальный подход к каждому партнеру. И подход должен быть в рамках разумного, чтобы не превратить фотоотчеты в новогоднюю елку из логотипов и ссылок.

7. Собрать статистику и отчитаться

Про этот пункт, как мне кажется, многие забывают или просто не делают. Сотрудники компаний сами могут попросить статистику просмотров постов о поездке, но могут и не сделать этого. В любом случае, стоит собрать статистику и послать ее до того, как им придет в голову попросить это. Поверьте, это никогда не будет лишним. Даже если статистика им не нужна, но они будут благодарны за цифры, и это будет вашим плюсом в их глазах. Вообще, в этом непростом деле организованность и исполнительность — два очень важных качества человека, ведущего такой проект.

Итого

Это далеко не все ответы на вопросы, которые могут возникнуть во время планирования, подготовки и проведения поездки со спонсорами. Уверен, что в следующей поездке будет по-другому, ведь это будет другая концепция, другая страна, другие партнеры и обязательства. Но прежний опыт все равно помогает в решении будущих задач. Надеюсь, мои советы хоть кому-то будут полезны. Если остались вопросы — пишите здесь, постараюсь ответить. И обязательно добавьте мой блог во френды, я буду рассказывать не только о местах, где я побывал и которые увидел, но и как было организовано и проведено мероприятие. Например, со следующей недели начну писать про тур, в который нас пригласили бельгийские пивовары, было очень круто!

Главная / Активный отдых: походы, палаточные лагеря / Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ,воспитанниками детских домов и интернатов

Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ,воспитанниками детских домов и интернатов

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ,
ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ,
ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,
СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение 1

к приказу Министерства образования
Российской Федерации
от 13 июля 1992 г. № 293

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну − Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)

2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения. Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утвержденными планами.

2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия.
2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающей группу, или путевка экскурсионной организации.

2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.

2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС) или отрядом (КСО), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи. 

3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)

3.1. Группы для проведения путешествий формируются из учащихся (воспитанников, студентов), объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия. 

3.2. Основные требования к участникам, руководителям, заместителям (помощникам) руководителей некатегорийных походов, экспедиций, многодневных, дальних (за пределы своего района, города) экскурсий:

Таблица 1

Вид мероприятия

Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя

Количественный
состав группы

Минимальный
возраст (лет)

участники

руководитель, заместитель

участники

руководитель, заместитель

Некатегорийные походы и экскурсии

1 – 3-дневные походы

не менее 6 человек

1 – 2

7

не менее 18

Примечания. Количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников в экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящей экскурсию, исходя из педагогической целесообразности. 

3.3. К руководителям, заместителям руководителей и участникам экспедиций с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителям, заместителям руководителей и участникам туристских походов в соответствии со степенью (категорией) сложности активных участков маршрута. 

3.4. По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие с учащимися, имеющими туристско-краеведческую и экскурсионную подготовку, исходя из количественного состава группы (отряда) и условий маршрута, обеспечивающих безопасность проведения путешествия, допускается назначение руководителя (с его согласия) без заместителя.

По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие, с согласия руководителя группы (отряда), исходя из количественного состава группы (отряда), обеспечения безопасности участников, вместо заместителя руководителя может быть назначен помощник руководителя из числа учащихся (воспитанников, студентов), имеющий опыт участия в аналогичных путешествиях. 

3.5. Основные требования к участникам, руководителям и заместителям руководителей туристско-спортивных походов: 

 Таблица 2

Категория сложности похода (к.с.)

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (категории сложности)

Минимальный возраст

Количественный состав группы

участника, заместителя руководителя 

руководителя

участника

руководителя

участники

руководитель, заместитель

участие

руководство

I

н/к *

I

н/к *

13

19

6 – 15

1 + 1

II

I

II

I

14

19

6 – 15

1 + 1

III

II

III

II

15

20

6 – 12

1 + 1

IV

III

IV

III

16

21

6 – 12

1 + 1

* Некатегорийный поход

3.6. К участию в пешеходных походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. − 14 лет, III к.с. − 15 лет. Для учащихся (воспитанников, студентов), получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее 1-го года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I−III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год. 

3.7. В походах III−IV к.с. одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории сложности ниже, в походах I к.с. и II к.с. − с опытом участия в некатегорийных походах. 

3.8. В пеших походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в горных и лыжных походах категории сложности ниже планируемого похода. 

3.9. В лыжных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и горных походах ниже не менее, чем на одну категорию сложности и выше планируемого похода.

3.10. В горных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и лыжных походах не ниже той же категории сложности, что и планируемый поход.

Участники походов, в которых предусматриваются переходы через классифицированные перевалы, должны иметь опыт прохождения (руководитель − опыт руководства при прохождении) двух перевалов на одну полукатегорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения двух перевалов той же полукатегории сложности.

Одну треть членов группы в походах, предусматривающих прохождение перевалов 2А к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения перевалов 1А к.с., а перевалов 1Б к.с. − без опыта прохождения перевалов.

Участники походов, в которых предусматривается первопрохождение классифицированных перевалов, должны иметь опыт прохождения (руководитель − опыт руководства при прохождении) перевалов той же полукатегории сложности. 

Участники и руководители походов, в которых предусматриваются другие участки первопрохождения, должны иметь опыт, равнозначный категории сложности, ожидаемой на этих участках маршрута. Одна треть участников таких походов может иметь опыт походов на категорию сложности ниже. 

Одну треть членов группы в горных походах I−III к.с. могут составлять альпинисты, имеющие III спортивный разряд, в походах IV к.с. − альпинисты, имеющие II спортивный разряд, а также опыт экспедиционных альпинистских мероприятий или опыт участия в категорийном туристском походе. 

3.11. Руководители водных походов должны иметь опыт участия и руководства походами на тех же видах судов.

3.12. Участники водных походов I−III к.с. должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов, а начиная с IV к.с. − на том же виде судов или на байдарках. 

3.13. Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма, должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участков.

3.14. Участники и руководители некатегорийных походов, включающих элементы походов I−IV к.с., а также категорийных походов, включающих элементы походов более высоких категорий сложности, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам и руководителям походов тех категорий сложности, элементы которых включены в данный поход.

3.15. Участники и руководители походов, проводящихся в межсезонье, должны иметь соответствующий опыт участия (руководства) в походах, совершенных в межсезонье, или в походах той же категории сложности, совершенных в обычных условиях.

3.16. К участию в горизонтальных необводненных пещерах спелеопоходов I к.с. допускаются лица с 14 лет; в вертикальных пещерах − с 15 лет; в горизонтальных пещерах II категории сложности − с 15 лет; в вертикальных II к.с. − с 16 лет; в горизонтальных пещерах III к.с. − с 16 лет.

Прохождение с учащимися (воспитанниками, студентами) пещер, в которых предусматривается применение аппаратуры автономного дыхания, запрещается.

Временное разделение туристской группы учащихся, совершающей спелеопоход любой категории сложности, на подгруппы допускается только при работе в одной пещере, в этом случае каждая подгруппа должна иметь руководителя, комплект жизнеобеспечения, рассчитанный на непредвиденную обстановку в пещере не менее чем на двое суток. При прохождении вертикальных пещер II к.с. и горизонтальных пещер III к.с. в группе должно быть не менее одного руководителя на каждых четырех учащихся. 

Участники спелеопоходов должны иметь опыт прохождения (руководитель − опыт руководства при прохождении) пещер на одну категорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения пещер той же категории сложности.

Одну треть членов группы в спелеопоходах, предусматривающих прохождение пещер III к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения пещер I к.с., а пещер II к.с. − без опыта прохождения пещер. 

4. Обязанности и права руководителя и заместителя руководителя путешествия

4.1. Руководитель и заместитель руководителя путешествия назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. 

Руководителем и заместителем руководителя может быть лицо, удовлетворяющее требованиям настоящей Инструкции, которому с его согласия администрация учреждения, проводящего путешествие, доверяет руководство группой (отрядом) учащихся (воспитанников, студентов). 

Если в туристском походе участвуют 3 и более туристских групп с количеством участников не менее 30 учащихся (для похода II–IV категорий сложности − не менее 20) и их маршруты и графики движения в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на специально назначенного старшего руководителя. В этом случае всем руководителям может быть засчитано руководство. 

4.2. Руководитель и его заместитель, а также старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасное проведение похода, экспедиции, экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

4.3. За нарушение настоящей Инструкции руководитель группы и его заместитель, а также старший руководитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой ответственности, предусмотренной действующим законодательством. 

4.4. Руководитель обязан:

до начала похода: 

  • обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся (воспитанников, студентов);

  • организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказывать доврачебную помощь; 

  • организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение путешествия;

совместно с участниками:

  • ознакомиться с районом похода по отчетам других групп, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;

  • подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки;

  • ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления; в походе:

  • строго соблюдать утвержденный маршрут;

  • принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников похода, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;

  • принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение;

  • сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустившую на маршрут группу, местные органы образования;

  • назначать в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах − на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого;

  • организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе; 

  • информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях, подвижках ледников и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы;

  • делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.

4.5. При организации туристско-спортивных походов: 

представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (маршрутную книжку и ее копию, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода).

Заявочные документы групп учащихся рассматриваются маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий − МКК федераций туризма (клубов туристов).

При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявочного похода руководителю выдается зарегистрированная маршрутная книжка.

При необходимости в маршрутную книжку записываются особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая контрольно-спасательная служба (КСС) или отряд (КСО) для регистрации перед выходом на маршрут.

4.6. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить соответствующим КСС или КСО по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации КСС или КСО, необходима личная явка в них.

В случае необходимости изменения маршрута, состава группы и записей в маршрутной книжке до отъезда группы в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом КСС или КСО, зарегистрировавшим группу.

В случае необходимости изменения сроков похода, состава группы после выезда в поход сообщить телеграммой и об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в КСС и КСО, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее поход. 

Сообщить телеграммой в адрес МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, КСС или КСО, зарегистрировавших группу, и в учреждение, проводящее поход, о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода.

Представить отчет в МКК, а после рассмотрения отчета и зачета похода оформить справки участникам группы о совершенном походе.

5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)

5.1. Участник путешествия обязан:

  • активно участвовать в подготовке, проведении путешествия и составлении отчета;
  • строжайше выполнять дисциплину, а также возложенные на него собранием группы поручения;
  • своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника); 
  • осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача учебно-воспитательного учреждения;
  • знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи;
  • бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;
  • своевременно информировать руководителя или его заместителя (помощника) путешествия об ухудшении состояния здоровья или травмировании. 

5.2. Участник путешествия имеет право: 

  • пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие; 
  • участвовать в выборе и разработке маршрута; 
  • после окончания путешествия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации. 

6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов

6.1. За нарушение настоящей Инструкции, но не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее поход, может обратиться в туристские организации для принятия следующих мер воздействия: 

  • не засчитывать для выполнения нормативов спортивных разрядов участие, руководство в совершаемом походе; 
  • аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершенных походов; 
  • частично или полностью дисквалифицировать − лишить спортивных разрядов и званий; 
  • запретить участвовать, руководить походами определенной категории (степени) сложности на установленный срок; 
  • вывести из состава общественных туристских органов. 

Приложение 2

к Приказу

Министерства образования

Российской Федерации

от 13 июля 1992 г. N 293

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛАГЕРЕ ЮНЫХ ТУРИСТОВ

 1. Общие положения

1.1. Лагерь юных туристов (далее −  лагерь)  организуется  для учащихся  (воспитанников,  студентов) в целях укрепления здоровья, организации активного  отдыха,  расширения  и  углубления  знаний, получения навыков жизни в полевых условиях, подготовки туристско-краеведческого актива.

1.2. Работа  лагеря  строится  на  принципах  самоуправления и самообслуживания,   самодеятельности   и   творческой   инициативы учащихся    (воспитанников,    студентов)   в   сотрудничестве   с педагогическим коллективом лагеря.

 2. Содержание работы лагеря

 2.1. Основу деятельности лагеря составляют: занятия по технике туризма  и  ориентированию  на   местности,   туристские   походы, краеведческие  наблюдения  и  исследования,  экскурсии по изучению родного края,  в т.ч. в музеи, на природу, на сельскохозяйственные и  промышленные  предприятия,  к  памятникам  истории  и культуры; занятия  физической  культурой,  плаванием,  спортивными   играми, проведение туристских и спортивных соревнований,  сдача нормативов на разряды по туризму,  подготовка  юных  и  младших  инструкторов туризма;   участие   в   производительном  труде  в  лесничествах, охотохозяйствах, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах и т.п.

 3. Организация работы лагеря

 3.1. Лагерь по согласованию с районным (городским) управлением образования может  быть  организован  общеобразовательной  школой, школой–интернатом,  детским домом, профессионально–техническим и  педагогическим  училищем,  станцией  (центром)  и  базой   юных туристов,  другими учебно–воспитательными и иными учреждениями и общественными организациями.

3.2. Лагерь  может  быть  стационарным  и передвижным,  одно–, двух– и многосменным. Продолжительность смены от 5 до 30 дней.

3.3. Лагерь    должен    быть   расположен   в   местности   с благоприятными   природными   и   микроклиматическими    условиями (защищенность от холодных ветров,  сухость воздуха,  наличие воды, пригодной  для  питья,  водоемы  для  купания  и   т.д.).   Лагерь размещается в палатках или в помещениях. Место расположения  устанавливается  с   разрешения   местного Совета  народных  депутатов  или  администрации лесхоза,  совхоза, правления колхоза и других учреждений,  в чьем  ведении  находится территория для предполагаемого расположения лагеря.

Наблюдение за  здоровьем  участников   и   работников   лагеря осуществляет  медработник  лагеря  или  при  отсутствии  такого  − ближайшая поликлиника, больница, здравпункт (по договоренности).

Учреждение, открывающее      лагерь,      обеспечивает     его оборудованием,  продуктами,  инвентарем и медикаментами,  а  также литературой  и  картами  и  другими  материалами  для  нормального

функционирования.

Групповым и  личным снаряжением,  постельными принадлежностями обеспечивает  учреждение,  открывающее  лагерь,  или  доставляется самими участниками.

3.4. В  лагерь  принимаются  учащиеся  от  10   лет,   имеющие медицинский допуск. Количество учащихся в лагере не нормируется.

В лагере могут  создаваться  туристские  группы  от  8  до  20 человек.

4. Руководство лагерем

 4.1. Руководство лагерем осуществляет  начальник  совместно  с советом   лагеря.   Начальник   лагеря  назначается  руководителем учреждения, организующего лагерь.

4.2. Совет  лагеря,  состоящий  из  представителей  отрядов  и педагогов,  его  председатель  избираются  общим  собранием   юных туристов и работников лагеря.

4.3. Начальник  лагеря   несет   полную   ответственность   за состояние  воспитательной  работы,  за  жизнь  и здоровье учащихся (воспитанников,  студентов),  находящихся в лагере; за обеспечение лагеря оборудованием,  снаряжением, продовольствием; за санитарное состояние лагеря.

4.4. Каждым  отрядом (группой) руководит воспитатель,  который назначается  руководителем  учреждения,  открывающего  лагерь  или направляющего  группу  в лагерь.  На каждые два отряда назначается один  инструктор–методист  по   туризму.   Воспитатель   несет ответственность  за  подготовку  к выезду в лагерь,  за проведение работы  по  плану   отряда,   за   жизнь   и   здоровье   учащихся (воспитанников, студентов).

4.5. Состав  воспитателей,   инструкторов–методистов   и обслуживающего  персонала  утверждается администрацией учреждения, открывающего лагерь.

4.6. К  работе в лагере допускаются лица,  имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по  охране  жизни  и  здоровья  юных туристов.

4.7. Конкретные  права   и   обязанности   работников   лагеря определяются  должностными инструкциями,  разработанными на основе Типовых квалификационных характеристик с учетом специфики  лагеря, и настоящим Примерным положением.

4.8. Должностные   оклады   и    ставки    заработной    платы педагогических  и  руководящих работников лагеря устанавливаются в соответствии с  тарифными  ставками,  определенными  Министерством труда  и  Министерством  образования  Российской Федерации,  или в порядке,  предусмотренном  в  республике,  входящей  в  Российскую Федерацию.

4.9. Проведение туристских походов, экскурсий осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению  туристских походов,   экскурсий,   экспедиций   (путешествий)   с   учащимися (воспитанниками, студентами).

4.10. В  лагере  может  быть  создан  педагогический совет,  в который входят:  начальник  лагеря,  председатель  совета  лагеря, инструкторы–методисты по туризму,  воспитатели,  инструкторы по физкультуре,   руководители   кружков,    медицинский    работник.

Педагогический  совет  рассматривает основные вопросы содержания и организации работы лагеря.

4.11. Программа  работы лагеря составляется начальником лагеря и  утверждается  руководителем  учреждения,  открывающего  лагерь.

Планы работы отрядов составляются учащимися вместе с воспитателями отрядов,  обсуждаются на Совете лагеря и утверждаются  начальником лагеря.

 5. Средства лагеря

 5.1. Лагерь содержится за счет средств, выделенных госбюджетом на    оздоровительные    мероприятия,    спецсредств    учебно–воспитательного  учреждения,  средств  шефствующих  предприятий  и организаций, родительских средств.

В случае   организации   лагеря   несколькими   предприятиями, учреждениями,   организациями   расходы   по   содержанию   лагеря осуществляются ими на долевых началах. Долевые взносы могут быть в виде денежных средств, товарно–материальных ценностей, ресурсов, транспортных и других  средств,  предусмотренных  соответствующими договорами.

5.2. Лагерь  может  заключать  договоры   с   юридическими   и физическими   лицами   на   организацию   общественно   полезного, производительного труда учащихся (воспитанников, студентов).
 

Приложение 3

к Приказу

Министерства образования

Российской Федерации

от 13 июля 1992 г. N 293

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗНАЧКЕ «ЮНЫЙ ТУРИСТ»

 1. Значком «Юный турист» награждаются учащиеся  (воспитанники, студенты),  участвовавшие  в течение одного года в четырех походах (2-х однодневных и 2-х двухдневных,  из них в одном с  ночевкой  в полевых условиях) и выполнившие следующие требования:

а) научились  ориентироваться  по  компасу,   солнцу,   часам, местным   предметам,  пользоваться  топографической  и  спортивной картой,  ходить по азимуту;  умеют пользоваться дорожными знаками, применяемыми   в   играх   на  местности;  научились  преодолевать естественные препятствия на пути;

б) умеют  одеваться,  обуваться  и  снаряжаться  для  похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;

в) научились  выбирать место для привала,  оборудовать его для ночлега, умеют разжечь костер, приготовить на нем пищу;

г) знают  правила  поведения  в  походе,  умеют оказать первую доврачебную помощь.

2. Значком  «Юный  турист»  награждает  совет школы,  детского дома,  школы–интерната,  внешкольного учреждения (дворца и  дома детского творчества, станции и центра детско–юношеского туризма, детского сектора клубов или дома культуры,  туристского  лагеря  и других).

3. Описание значка.  На  круглой  металлической  пластинке  на голубом  фоне  в центре изображена палатка,  а перед ней − горящий костер.  Сверху текст: юный турист, в нижней части − компас. Текст − Российская Федерация.

4. Значок «Юный турист» носится на правой стороне груди.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оки свечи ректальные инструкция по применению взрослым
  • Razo таблетки инструкция по применению дозировка 20
  • Пароварка kenwood fs 470 инструкция по эксплуатации
  • Настройка wifi репитера из китая пошаговая инструкция
  • Виши лифтактив специалист в 3 серум инструкция по применению