Руководство по организации охраны окружающей среды

На чтение 16 мин. Опубликовано 14.03.2023

Содержание

  1. Руководство по организации охраны окружающей среды
  2. Руководство по организации охраны окружающей среды
  3. Предисловие
  4. 1 Область применения
  5. 2 Нормативные ссылки
  6. 3 Термины и определения
  7. 4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

Руководство по организации охраны окружающей среды

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования

Environmental management systems. General guidelines
on principles systems and supporting techniques

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14004-96 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды и защитой здоровья людей, организации любого масштаба обращают все большее внимание на потенциальные воздействия своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая эффективность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической эффективности требуется, чтобы организация приняла на себя обязательства применять систематический подход и постоянно улучшать систему управления окружающей средой.

Основная цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы оказать помощь организациям, внедряющим или улучшающим систему управления окружающей средой. Она согласуется с концепцией устойчивого развития и является совместимой с различными культурными, социальными и организационными рамками.

Следует отметить, что требования, которые могут быть подвержены объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации или самостоятельного заявления, содержатся только в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001. В качестве альтернативы настоящий стандарт включает примеры, описания и варианты, которые способствуют как реализации системы управления окружающей средой, так и укреплению ее связи со всей системой административного управления организации.

Система управления окружающей средой обеспечивает порядок и последовательность решения организациями своих экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов.

В настоящем стандарте рассматриваются элементы системы управления окружающей средой и даются практические рекомендации по ее реализации или усовершенствованию. В нем также содержатся рекомендации по эффективному инициированию, улучшению или поддерживанию системы управления окружающей средой. Такая система весьма важна с точки зрения способности организации прогнозировать и выполнять свои целевые экологические показатели, а также обеспечивать постоянное соответствие национальным и/или международным требованиям.

Управление окружающей средой является неотъемлемой частью общей системы административного управления организации. Разработка системы управления окружающей средой — процесс постоянный и взаимосвязанный. Структура, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для реализации экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей могут быть скоординированы с работами в других областях (например, в области операций, финансов, качества, гигиены труда и безопасности).

Основные принципы для руководящего состава, занимающегося реализацией или усовершенствованием системы управления окружающей средой, включают в себя, но не ограничиваются этим, следующее:

— признание того факта, что управление окружающей средой входит в число высших общих приоритетов;

— установление и поддерживание связи между внутренними и внешними заинтересованными сторонами;

— определение требований законодательных актов и экологических аспектов, связанных с деятельностью организации, ее продукцией и услугами;

— формулирование обязательств со стороны руководства и служащих по охране окружающей среды с четким установлением подотчетности и ответственности;

— поощрение планирования охраны окружающей среды на протяжении жизненного цикла продукции или процесса;

— установление процесса достижения запланированных уровней эффективности;

— обеспечение необходимых и достаточных ресурсов, включая обучение, для достижения запланированных уровней эффективности на постоянной основе;

— оценка экологической эффективности, исходя из экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателей, а также стремление к улучшению там, где это уместно;

— разработка управленческого процесса для проведения аудита и анализа системы управления окружающей средой и выявления возможностей улучшения системы и, в результате, повышения экологической эффективности;

— поощрение подрядчиков и поставщиков к разработке системы управления окружающей средой.

Организации могут рассматривать следующие случаи различного применения стандартов на системы управления окружающей средой:

— применение стандарта ГОСТ Р ИСО 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» для выполнения работ по сертификации/регистрации или самостоятельному заявлению организации о своей системе управления окружающей средой;

— применение настоящего стандарта или его частей для инициирования и/или улучшения системы управления окружающей средой. Стандарт не предназначен для сертификации/регистрации;

— применение настоящего стандарта в качестве руководящих указаний или ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве общих требований для признания второй стороной (из сторон, заключивших контракт), что может быть удобно для некоторых деловых отношений;

— применение смежных документов ГОСТ Р ИСО.

Выбор будет зависеть от следующих факторов:

— уровень готовности организации: осуществляется ли уже систематическое административное управление, которое может способствовать введению систематического управления окружающей средой;

— возможные достоинства и недостатки, на которые влияют такие факторы, как положение на рынке, имеющаяся репутация и внешние связи;

Настоящий стандарт может быть использован организациями любого размера. Тем не менее значение малых и средних предприятий находит возрастающее признание в правительственных и деловых кругах. В стандарте признаются и учитываются потребности таких предприятий.

0.2 ПРЕИМУЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАЛИЧИЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.

Наличие системы управления окружающей средой может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:

— существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;

— особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;

— могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;

— в систему заложен процесс постоянного ее улучшения.

Организация, система административного управления которой включает в себя систему управления окружающей средой, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая систему управления окружающей средой, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.

От введения системы управления окружающей средой можно получить экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной системой управления окружающей средой, включают в себя:

— предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;

— поддержание крепких государственных/общественных связей;

— удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;

— получение страховки по разумной цене;

— улучшение репутации и увеличение рыночной доли;

— соблюдение критериев сертификации поставщика;

— усиление контроля за издержками;

— сокращение случаев, ведущих к задолженности;

— демонстрирование разумной осторожности;

— консервацию входных материалов и энергии;

— содействие получению разрешений и полномочий;

— поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;

— улучшение связей между правительством и промышленностью.

Настоящий стандарт содержит руководство по разработке и реализации принципов и систем управления окружающей средой, а также по их координации с другими системами административного управления.

Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улучшить систему управления окружающей средой.

Эти руководящие указания предназначены для использования в качестве добровольного внутреннего средства управления и не предназначены для использования в качестве критериев сертификации/регистрации системы управления окружающей средой.

В настоящее время нормативные ссылки отсутствуют.

Применительно к настоящему стандарту используются приведенные ниже определения.

3.1 Постоянное улучшение (continual improvement) — процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.

Примечание — Этот процесс может происходить не обязательно одновременно во всех сферах деятельности.

3.2 Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, и их взаимодействие.

Примечание — В данном контексте внешняя среда простирается от среды в пределах организации до глобальной системы.

3.3 Экологический аспект (environmental aspect) — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

3.4 Воздействие на окружающую среду (environmental impact) — любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

3.5 Система управления окружающей средой (environmental management system) — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

3.6 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) — систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

3.7 Целевой экологический показатель (environmental objective) — общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально.

Источник

Руководство по организации охраны окружающей среды

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Industrial ecology control. General principles

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).

Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1].

3.2 требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1].

3.3 инспекционная проверка: Действия должностных лиц организации, осуществляющих производственный экологический контроль, направленные на выявление и устранение нарушений природоохранных требований, контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

3.4 производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (ПЭАК): Составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3.5 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): По ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.

3.6 объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:

— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);

— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

— контроль за соблюдением природоохранных требований;

— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

— контроль за обращением с опасными отходами;

— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

— ПЭК за охраной водных объектов;

— ПЭК в области обращения с отходами;

— ПЭК за охраной земель и почв.

В определенных случаях ПЭК может включать в себя:

— ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;

— ПЭК за охраной лесов и иной растительности;

— ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

— источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;

— организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

— атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;

— мест водозабора и учета используемой воды;

— выпусков сточных вод, в том числе очищенных;

— сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;

— систем водопотребления и водоотведения;

— поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;

— объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;

— систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.

4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:

Источник

02 июля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

В нем, в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

Целью работы является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.

Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе, снижение их качества.

«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.

На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 № 176.

Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.

Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.

Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определён Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «…контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной

Экологический контроль на предприятии можно разделит на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.

В сегодняшнем материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля, как успешной составной части единого механизма работы предприятия.

 Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.

Требования экологической безопасности на предприятии.

В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду обязано:

1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии;

2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита, и документы;

3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет;

4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования;

5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы;

6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.

Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, это экологический аудит.

Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.

Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Главными целями экологического аудита являются:

  • Сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
  • Проверку соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
  • Разработку грамотной экологической политики;
  • Повышение конкурентоспособности, развития производства;
  • Увеличение привлекательности для инвесторов.

При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет. 

Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.

Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».

В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:

  • I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
  • II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
  • III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
  • IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.

В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Так, например, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого

 является производство безалкогольных напитков; минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.

В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено 6 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (5 источников организованных, 1  не организованный).

В данной связи, ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.

Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.

Также, например, в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не обеспечено проведение в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве 2 шт., по факту их количество составляет 11 шт.).

В данной связи прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Разрешительная документация.

Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.

Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как её отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс

Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

  • лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
  • разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • паспорта опасных отходов;
  • договоры и разрешения на использование воды;
  • СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.

Последствия неполучения разрешительной документации.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.

Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8.1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.

В связи с чем, по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.

Вместе с тем, ввиду неисполнения предписания Обществом в добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.

Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду. 

Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии, обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы с одной стороны, а с другой – уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.

В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Виды экологической отчетности:

  • Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
  • Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)
  • Форма 2-ТП (отходы)
  • Форма 2-ТП (воздух)
  • Форма 2-ТП (водхоз)
  • Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)
  • Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • Отчет по программе ПЭК
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

10. Инвентаризация выбросов и т.д.

Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).

В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.

Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, Обществом приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.

За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.

При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации, необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.

Производственный контроль и экологический мониторинг.

Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.

Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.

Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии является непременным условием природопользования.

Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Производственный контроль и экологический мониторинг является необходимым условием для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга – обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.

Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.

В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:

  • Разработка программы производственного контроля;
  • Разработка программы мониторинга;
  • Разработка программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • Разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
  • Разработка программа производственного контроля качества питьевой воды;
  • Отбор проб воды и их лабораторные исследования;
  • Отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
  • Мониторинг грунтовых вод;
  • Мониторинг растительного и животного мира;
  • Отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования
  • Анализ состояния окружающей среды и прогноз её изменения в будущем.

Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.

Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.

Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:48

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,

от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ,

от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018),

от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),

от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ,

от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ,

от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ,

от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ,

от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ,

от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ,

от 27.12.2019 N 453-ФЗ, от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 31.07.2020 N 298-ФЗ,

от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 09.03.2021 N 39-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 342-ФЗ,

от 30.12.2021 N 446-ФЗ (ред. 26.03.2022), от 26.03.2022 N 71-ФЗ,

от 14.07.2022 N 268-ФЗ, от 14.07.2022 N 343-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 05.03.2013 N 5-П)

Экологическое законодательство РФ составляют:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;
  • Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
  • Водный Кодекс РФ от 16.11.95;
  • Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;
  • Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства.
Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

  • охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);
  • комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);
  • специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, международных озер, рек, безопасность ядерных источников энергии и т. п.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фоторамка из соленого теста своими руками пошаговая инструкция
  • Кооперативное руководство из стилей руководства
  • Оноре эллипта инструкция по применению цена
  • Киа рио нет мануал
  • Siemens nx руководство пользователя на русском