Руководство по организации технического обслуживания это

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

схемы к лек 4.doc

Скачиваний:

20

Добавлен:

14.11.2019

Размер:

435.71 Кб

Скачать

Руководство эксплуатанта по организации технического обслуживания

  • Федеральные
    авиационные правила «Сертификационные
    требования к эксплуатантам коммерческой
    гражданской авиации».

Утверждены
приказом Минтранса России
от 04.02.2003 г. № 11 (зарегистрировано Минюстом
России 24.03.2003 г., регистрационный № 4314)
с изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Минтранса России от 23.12.2005 г.
№154 (зарегистрировано Минюстом России
27.01.2006 г., регистрационный № 7419).

Руководство
по организации технического обслуживания
является документом, определяющим
организацию эксплуатантом технического
обслуживания и ремонта эксплуатируемых
воздушных судов.

Руководство
по организации технического обслуживания
должно содержать:

  • организационную
    структуру инженерно-авиационной службы
    эксплуатанта (ИАС);

  • трудовые
    (должностные) обязанности
    инженерно-технического персонала ИАС;

  • описание
    схем взаимодействия ИАС со службами и
    подразделениями эксплуатанта, со
    сторонними организациями и контролирующими
    органами;

  • программу
    технического обслуживания и ремонта
    по типам воздушных судов и методы их
    выполнения;

  • описание
    процедур управления техническим
    обслуживанием и ремонтом воздушных
    судов, включая:

  • учет
    наработки;

  • определение
    работ по техническому обслуживанию и
    ремонту;

  • передачу
    воздушного судна сертифицированным
    по Федеральным авиационным правилам
    «Организации по техническому обслуживанию
    и ремонту авиационной техники» (ФАП-145),
    утвержденным приказом Федеральной
    авиационной службы России от 19.02.99 г.
    №41 (зарегистрирован Минюстом России
    13.08.99 г., регистрационный №1871) организациям
    для выполнения работ по техническому
    обслуживанию и ремонту;

  • приемку
    воздушного судна после выполнения
    работ по техническому обслуживанию и
    ремонту;

  • организацию
    работ по техническому обслуживанию и
    ремонту воздушного судна в соответствии
    с правилами технического обслуживания,
    в том числе организацию замены компонентов
    воздушного судна по выработке ресурсов
    и сроков службы, организацию выполнения
    доработок (модернизацию) конструкции
    планера и систем воздушного судна для
    обеспечения отработки ресурсов и сроков
    службы, учет и анализ отказов и
    неисправностей с разработкой
    предупреждающих действий, оценку
    показателей надежности и опыта
    эксплуатации, организацию обработки
    и анализа полетной информации, оценку
    соблюдения правил технического
    обслуживания воздушного судна, выполнение
    директив по поддержанию летной годности
    по срокам и наработке;

  • процедуры
    системы качества в области технического
    обслуживания и ремонта воздушных судов
    эксплуатанта.

Инженерно-авиационная служба эксплуатанта

  • Инженерно-авиационная
    служба эксплуатанта:

    • организует
      техническое обслуживание, доработку
      и ремонт авиационной техники, включая
      выполнение директив по поддержанию
      летной годности воздушных судов;

    • ведет
      учет ресурсного и технического состояния
      авиационной техники;

    • выполняет
      планирование технического обслуживания
      и ремонта авиационной техники;

    • осуществляет
      контроль полноты и качества выполнения
      работ по техническому обслуживанию и
      ремонту авиационной техники;

    • ведет
      учет выполненных работ по техническому
      обслуживанию и ремонту авиационной
      техники;

    • осуществляет
      ведение и обеспечение сохранности
      эксплуатационной документации, включая
      пономерную и судовую документацию;

    • обеспечивает
      выполнение работ по оценке оформления
      пономерной документации;

    • выполняет
      сбор, учет и обработку данных об отказах
      и неисправностях авиационной техники;

    • обеспечивает
      исследование отказавших объектов
      авиационной техники;

    • обеспечивает
      обработку и анализ полетной информации;

    • ведет
      рекламационно-претензионную работу;

    • обеспечивает
      поддержание и повышение профессионального
      уровня персонала инженерно-авиационной
      службы.

  • Инженерно-авиационная
    служба эксплуатанта располагает
    необходимой нормативной и
    эксплуатационно-технической документацией
    по техническому обслуживанию и
    поддержанию летной годности воздушных
    судов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  ГОСТ Р 59816-2021

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 Основные положения

 Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of work on the repair of aircraft equipment. General provisions

ОКС 01.040.49

Дата введения 2022-07-01

 Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1572-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

 Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации ремонта авиационной техники гражданского назначения с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

Стандарт позволяет повысить эффективность ремонтных работ (мероприятий), необходимых для достижения заданных параметров качества, надежности и безопасности авиационной техники при эксплуатации.

В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. в [1]-[7]), применению подлежат последние.

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по ремонту авиационной техники и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:

— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;

— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 14.004 Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности

ГОСТ Р 55847 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения

ГОСТ Р 57907 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р 59815 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

      3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по [1]-[3], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

аварийный ремонт воздушного судна: Внеплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части воздушного судна после повреждения, вызванного внештатными воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документации.

Примечание — Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на воздушное судно при стоянке, столкновением его с препятствием или другим воздушным судном при рулении и т.п.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 118]

3.1.2

авиационная деятельность: Организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

[[2], глава I, статья 1]

3.1.3

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1]

3.1.4

дело ремонта изделия: Комплект производственно-контрольной документации, заполненной и оформленной в установленном порядке.

[ГОСТ Р 57907-2017, пункт 3.1.2]

3.1.5 договор на ремонт авиационной техники: Договор (контракт), заключенный организацией-заказчиком ремонта с ремонтной организацией на проведение работ по ремонту авиационной техники и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.

Примечание — Организация-заказчик ремонта может являться эксплуатантом авиационной техники или иным лицом, обладающим правами на заключение договора (контракта).

3.1.6

жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющихся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.15]

3.1.7

изделие авиационной техники: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Примечание — Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 4]

3.1.8

капитальный ремонт изделия авиационной техники; капитальный ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия авиационной техники с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание — Значение, близкое к полному ресурсу, устанавливается в эксплуатационной и (или) ремонтной документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 130]

3.1.9

несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.6.9]

3.1.10

наработка изделия авиационной техники; наработка АТ: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.

Примечание — Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 27]

3.1.11

организация по техническому обслуживанию; организация по ТО: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, выполняющие техническое обслуживание гражданских воздушных судов и имеющие сертификат, подтверждающий соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил.

[ГОСТ Р 59815-2021, пункт 3.1.17]

3.1.12

паспорт: Удостоверяющий документ, оформляемый для ремонтируемых изделий, подтверждающий соответствие экземпляра изделия утвержденной конструкторской документации (в том числе после выполнения ремонта) и возможность его установки на основное изделие определенной типовой конструкции, а также содержащий значения основных параметров и характеристик изделия, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии, движении в эксплуатации и гарантии изготовителя (при необходимости).

[ГОСТ 18675-2012, таблица 1, пункт 12]

3.1.13

плановый ремонт изделия авиационной техники; плановый ремонт АТ: Ремонт изделия авиационной техники, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 132]

3.1.14

программа технического обслуживания и ремонта авиационной техники; программа ТОиР АТ: Единый документ, который определяет эффективность системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации воздушного судна, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки этих характеристик на протяжении ресурса и срока службы с начала эксплуатации и до списания воздушного судна.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 75]

3.1.15

разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.38]

3.1.16

ремонт авиационной техники; ремонт АТ: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 3]

3.1.17

ремонт по техническому состоянию (condition-based repair): Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью, установленной в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта.

Примечание — Ремонты по техническому состоянию могут быть плановыми и неплановыми.

[ГОСТ 18322-2016, статья 2.3.13]

3.1.18

ремонтная организация: Организация, осуществляющая ремонт и/или модификацию авиационной техники.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.13]

3.1.19

система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТОиР: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 1]

3.1.20

составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.14]

3.1.21

средний ремонт (medium repair): Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном в документации.

Примечание — Объем восстановления ресурса устанавливается в документации.

[ГОСТ 18322-2016, пункт 2.3.8]

3.1.22

текущий ремонт изделия авиационной техники; текущий ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия авиационной техники, состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 131]

3.1.23

техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование АТ: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.

Примечания

1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).

2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 18]

3.1.24

техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние АТ: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание — Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 14]

3.1.25

технологическая готовность производства; технологическая готовность: Наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями.

[ГОСТ 14.004-83, статья 2]

3.1.26

технологическая подготовка производства: Совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства.

[ГОСТ 14.004-83, статья 1]

3.1.27

технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 1]

3.1.28

удостоверяющий документ: Документ, выпущенный на конкретный экземпляр изделия авиационной техники, подтверждающий его соответствие утвержденной конструкторской документации и содержащий характеристики, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии и другие сведения, определяемые видом документа.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.16]

3.1.29

эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Примечание — Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

[[1], статья 61]

3.1.30

эксплуатационная или ремонтная документация: Комплекс документов, устанавливающих организационные, нормативные и технические правила технического обслуживания или ремонта авиационной техники.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 74]

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АТ

— авиационная техника;

ВС

— (гражданское) воздушное судно;

РД

— ремонтная документация;

РДО по ТО

— руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию;

РОТО

— руководство по организации технического обслуживания;

СЧ

— составная часть;

ТОиР

— техническое обслуживание и ремонт;

ФАП

— федеральные авиационные правила;

ФОИВ

— федеральные органы исполнительной власти;

ЭД

— эксплуатационная документация.

      4 Общие положения

4.1 Ремонт АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ремонта АТ, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ремонту АТ.

4.2 Процессы ремонта АТ взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость организации и выполнения работ по ремонту АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей, и согласуется с целями авиационной деятельности эксплуатанта.

4.3 Управление процессами ремонта АТ должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.

4.4 В практике авиационной деятельности выделяют следующие виды ремонта АТ:

— текущий;

— средний;

— капитальный;

— аварийный;

— ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию.

4.5 Текущий ремонт АТ является внеплановым и проводится без вывода ВС из эксплуатации. Организация работ по текущему ремонту осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59815.

4.6 Средний и капитальный ремонты АТ являются плановыми, устанавливаются ЭД и проводятся с выводом ВС из эксплуатации. Организация работ по среднему и капитальному ремонту АТ предусматривает следующий порядок:

— разработка программ и руководств по организации ремонта АТ (в соответствии с разделом 5);

— подготовка ремонтного производства (в соответствии с разделом 6);

— планирование работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 7);

— проведение работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 8);

— мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 9).

4.7 Аварийный ремонт является внеплановым и проводится вследствие авиационного события

, повлекшего повреждения и нарушающего исправность ВС. Порядок направления поврежденного ВС в ремонт определяется с учетом [3]. Организация работ по аварийному ремонту АТ осуществляется в соответствии с разделом 10.

_________________

В соответствии с [3] авиационные события подразделяют на авиационные происшествия, авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты), производственные происшествия.

4.8 Ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию, осуществляется по ГОСТ Р 57907.

4.9 Ремонт АТ проводится ремонтными организациями, обладающими:

— лицензией на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники в соответствии с [4];

— сертификатом одобрения производственной организации в соответствии с [5];

— сертификатом организации по ТО по разрешенным видам работ по ремонту АТ в соответствии с [6].

4.10 Работы по ремонту АТ проводят на основании заключенного договора (контракта). Заключение договоров (контрактов) на ремонт изделий АТ проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      5 Разработка программ и руководств по организации ремонта

5.1 Разработка и одобрение программ ТО (ТОиР) АТ, включающих работы по среднему и капитальному ремонту АТ, осуществляются эксплуатантом ВС в соответствии с ГОСТ Р 59815. Одобренная программа ТО (ТОиР) АТ является основанием для заключения договоров (контрактов) на ремонт АТ.

5.2 На основании одобренной программы ТО (ТОиР) эксплуатант разрабатывает, одобряет (согласует) и внедряет РОТО, включая процедуры проведения и контроля качества работ по ремонту АТ в соответствии с ГОСТ Р 59815.

5.3 Организация по ТО при наличии прав на работы по ремонту АТ, указанные в приложении к сертификату организации по ТО, осуществляет разработку, одобрение (согласование) и внедрение РДО по ТО в соответствии с ГОСТ Р 59815.

      6 Подготовка ремонтного производства

6.1 Ремонтная документация

6.1.1 Работы по ремонту АТ каждого типа ВС должны быть обеспечены РД

.

_________________

В соответствии с ГОСТ 18675 для гражданских ВС обязательная разработка РД не предусмотрена.

6.1.2 РД для среднего и капитального ремонта соответствующего типа АТ обеспечивает ремонтная организация.

6.1.3 Разработка РД осуществляется на основании информации от разработчика АТ и должна соответствовать ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.602, включая требования к литерам документации по стадиям опытного, серийного (массового) ремонта, разового ремонта одного или ограниченного количества изделий АТ.

6.1.4 Внесение изменений в РД осуществляется в соответствии с ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.603.

6.1.5 При необходимости, ремонтная организация обеспечивает разработку РД с привлечением разработчика изделий АТ или иных организаций, обладающих правами на разработку соответствующей РД на изделия АТ.

6.1.6 Разработка РД на изделия АТ с применением методических документов [8] и [9] позволяет обеспечить эффективность системы ТОиР АТ, оптимизацию стоимости ремонта АТ и конкурентоспособность эксплуатанта АТ при оказании авиационных услуг.

6.2 Подготовка производства

6.2.1 Подготовка производства по ремонту АТ включает:

— подготовку необходимых производственных помещений с обеспечением промышленной, экологической, санитарной безопасности и охраны труда;

— достижение технологической готовности производства;

— достижение готовности к обеспечению контроля качества;

— подготовку персонала;

— документационное и информационное обеспечение.

6.2.2 Для выполнения ремонта АТ ремонтная организация должна обладать следующими производственными помещениями:

— крытыми помещениями (ангарами), отапливаемыми в холодной климатической зоне;

— местами стоянок ВС, площадками для проверки двигателей и винтов;

— производственными и вспомогательными площадями для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования ВС, проведению неразрушающего контроля и технической диагностики, метрологическому обеспечению ремонта

;

_________________

Метрологическое обеспечение работ по ремонту АТ должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 55867.

— ремонтными мастерскими, участками подготовки производства, хранения СЧ и материалов, контрольного, измерительного, испытательного и вспомогательного оборудования, административными помещениями.

Помещения должны соответствовать требованиям, установленным ФОИВ, в том числе [10].

6.2.3 Достижение технологической готовности производства в соответствии с ГОСТ 14.004 обеспечивается наличием полных комплектов РД и технологической документации, а также средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема работ с установленными технико-экономическими показателями.

6.2.3.1 Наличие полных комплектов РД и технологической документации достигается за счет выполнения ремонтной организацией мероприятий:

— по созданию комплекта РД (в соответствии с 6.1);

— разработке технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1102 и формированию полного комплекта технологической документации по ГОСТ Р 59817 с учетом типовой последовательности работ по ремонту, включая процессы разборки изделий АТ, диагностирования технического состояния, восстановления надлежащего технического состояния, сборки, контроля и испытаний АТ.

6.2.3.2 Наличие средств технологического оснащения обеспечивается за счет:

— приобретения необходимого дополнительного оснащения в соответствии с требованиями технологической документации и внедрения его в производство;

— разработки конструкторской документации на необходимые средства технологического оснащения в соответствии с ГОСТ 2.103, изготовления и внедрения средств технологического оснащения в производство;

— подготовки стендового технологического оборудования, применяемого при ремонте изделий АТ в соответствии с ГОСТ Р 55847.

6.2.4 Достижение готовности к обеспечению контроля качества выполнения ремонтных работ и изделий АТ реализуется в рамках системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 58876.

6.2.5 Подготовка персонала к выполнению необходимых производственных процессов и операций обеспечивается на основе изучения соответствующей ремонтной и технологической документации.

Требования к авиационному персоналу ремонтной организации устанавливаются [7].

6.2.6 Для документационного и информационного обеспечения деятельности ремонтной организации предусматривают формирование процессов движения и учета документов и информации, необходимой для управления ремонтом АТ, ведение и хранение «дела ремонта изделия» ВС.

      7 Планирование работ по ремонту

7.1 При планировании работ по ремонту АТ ремонтная организация на основании заключенных договоров (контрактов) на ремонт АТ или прогнозной информации по ремонту АТ разрабатывает взаимосвязанные производственные планы:

а) план производства по типам ВС с распределением работ по производственным подразделениям и операциям, установленным технологическими процессами с момента передачи ВС эксплуатантом на ремонт до приемки ВС эксплуатантом после ремонта. Рекомендуется обеспечить планирование производства по нескольким временным периодам:

— долгосрочное планирование на год и более,

— среднесрочное планирование работ на квартал/месяц,

— оперативное планирование работ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемых работ по ремонту АТ;

б) в случае необходимости привлечения других организаций для ремонта СЧ, ремонтная организация разрабатывает план ремонта СЧ по данным организациям, начиная с момента подготовки договора (контракта) и до возврата СЧ из ремонта.

7.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ремонту АТ одновременно с производственным планированием ремонтных работ необходимо обеспечить планирование:

— текущих работ по подготовке производства, включая ТОиР средств производства, разработку организационно-технических и(или) приобретение нормативных документов;

— пополнения текущих потребностей в необходимом инженерно-техническом и производственном персонале;

— приобретения СЧ АТ и материалов;

— мероприятий по управлению качеством;

— метрологического обеспечения работ по ремонту АТ.

7.3 В целях финансового обеспечения деятельности ремонтной организации целесообразно формирование финансово-экономического плана.

7.4 При планировании ремонта АТ необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (7.1-7.3) по видам работ, срокам и ресурсам.

      8 Проведение работ по ремонту

8.1 Проведение работ по ремонту АТ в ремонтной организации включает следующие стадии:

— прием ВС в ремонт;

— ремонт ВС;

— передача ВС после ремонта.

8.2 Прием ВС в ремонт осуществляется с оформлением документов, подтверждающих прием ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов

в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

_________________

Состав судовых документов установлен в [1].

8.3 Ремонт ВС осуществляется в соответствии с требованиями ремонтной и технологической документации. В процессе ремонта осуществляется ведение и последующее хранение «дела ремонта изделия» в отношении каждого ремонтируемого ВС.

8.4 По результатам ремонта осуществляется оформление паспорта ВС с внесением соответствующих записей о выполненном ремонте и комплектование удостоверяющими документами по ГОСТ 27693.

8.5 Передача ВС после ремонта осуществляется с оформлением документов, подтверждающих передачу ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

      9 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту

9.1 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ осуществляется специально назначенным персоналом ремонтной организации путем анализа показателей результатов деятельности.

9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:

— удельные показатели объема несоответствий, выявленных в процессе контроля работ по различным процессам ремонта АТ;

— удельные затраты на устранение несоответствий;

— показатели трудоемкости работ по ремонту АТ;

— замечания эксплуатанта ВС после выполнения работ по ремонту АТ.

9.3 Состав показателей для мониторинга и контроля и их плановые значения устанавливаются ремонтной организацией в ходе планирования производственной деятельности.

9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов деятельности по ремонту АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.

9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки и реализации корректирующих мероприятий.

      10 Особенности организации аварийного ремонта

10.1 Аварийный ремонт АТ выполняется при наличии соответствующего решения на ремонт в порядке, установленном в [3], в целях восстановления ресурса изделий АТ, их работоспособности и исправности ВС в целом.

10.2 Работы по аварийному ремонту АТ проводят организации по ТО, имеющие право на соответствующий ремонт, или ремонтные организации в соответствии с договором (контрактом) на ремонт АТ.

 Библиография

[1]

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

[2]

Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ

[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 «Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»

[4]

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

[5]

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184)

[6]

Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2015 г. N 285)

[7]

Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147)

[8]

Методические указания

МУ 1.1.296-2014

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Функциональные системы, зоны и планер воздушного судна. Методы планирования технического обслуживания и ремонта

[9]

АТА MSG-3. Operator/Manufacturer Scheduled Maintenance Development. Revision 2011.1

[10]

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. N 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61815)

УДК 629.083:629.735:006.354

ОКС 01.040.49

Ключевые слова: авиационная техника, ремонт авиационной техники, средний ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, аварийный ремонт, ремонтное производство, техническая эксплуатация

2. Рекомендации по оформлению Руководства по деятельности организации по ТО (далее РД).

2.1. Руководство по деятельности Организации по ТО согласно ФАП-285 должно состоять из частей:

— основные данные по организации по ТО;

— общие правила и процедуры технического обслуживания;

— процедуры системы контроля качества.

Организация может увеличить количество частей Руководства и изложить дополнительную информацию по деятельности.

Содержание частей РД является рекомендательным. Процедуры могут быть изложены в частях РД по усмотрению Организации.

В РД должны быть изложены все процедуры, выполняемые Организацией в процессе ее производственной деятельности.

Руководство по деятельности может имеет приложения, в которых организация по ТО указывает все материалы, используемые для организации деятельности не вошедшие в основные части Руководства (положения о подразделениях, структурные схемы, схемы взаимодействия с указанием прямых и функциональных связей, должностные инструкции, формы документации, применяемой при ТО, организационно-распорядительная документация по процессам ТО, инструкции, стандарты предприятия, методики, формы журналов, бланков и т.п., используемые организацией и т.д.).

2.2. Руководство по деятельности Организации по ТО должно включать в себя титульный лист, в котором указывается:

— название Организации по ТО;

— ее регистрационный номер, присвоенный Управлением поддержания летной годности Росавиации;

— утверждающая подпись руководителя Организации по ТО;

— согласование Росавиации или его территориального органа, выполняется после завершения проверки Организации;

— информация о введении Руководства в действие (после даты согласования);

— номер ревизии в случае введения новой ревизии.

2.3. РД должно иметь конструкцию переплета, позволяющую выполнять изменения посредством внесения и изъятия страниц. Каждая страница должна иметь номер раздела, номер страницы и дату. Предпочтительна нумерация страниц по разделам руководства. Допускается сквозная нумерация.

2.4. РД Организации по ТО должно содержать разделы, подразделы, процедуры.

2.5. Руководство по деятельности ТО должно содержать:

— перечень действующих страниц:

— лист регистрации изменений, в котором отображается: номер изменения, основание для внесения изменения (документ, подписанный лицом, утвердившим Руководство), номера и даты изъятых, внесенных, замененных страниц;

— перечень применяемых сокращений;

— список держателей Руководства Организации по ТО АТ, кто отвечает за эталонный (контрольный) экземпляр, кто является держателем рабочих экземпляров;

— список ответственных за ведение Руководства и своевременную рассылку изменений;

— лист сверки (проверки) данного экземпляра Руководства;

— лист изучения РД с персоналом.

2.6. В Руководстве по деятельности в обязательном порядке должны быть процедуры разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в Руководство по деятельности, процедуры информирования об изменениях ИТП Организации по ТО и процедуры согласования изменений с органом государственного управления.

2.7. Экземпляры Руководства должны быть прошиты и опечатаны с указанием количества опечатанных листов. После выполнения инспекционной проверки, председателем комиссии подтверждается проверка Руководства с указанием даты, количества листов, фамилии, инициалов и подписи.

2.8. ГОСТ 18675-2012, разделы 6, 7 могут служить примером формирования и ведения Руководства.

2.9. Для детальной оценки соответствия полноты и качества подготовленного организацией по ТО Руководства по деятельности организации по ТО на соответствие требованиям ФАП-285 и других нормативно-правовых документов Российской Федерации Росавиация рекомендует использовать контрольные карты по оценке Руководства по деятельности. (Приложение 2 к данным Методическим рекомендациям).

Начальник отдела

Управления поддержания летной

годности воздушных судов

А.Я.ТАРАСЕНКО


Утверждаю

Заместитель начальника

ОТЭРАТ ДВТ

Г.Н.ГИПИЧ

30 марта 1994 г. N ДВ-25.1.5-11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И СОДЕРЖАНИЮ «РУКОВОДСТВА ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ВС»

Методические рекомендации по разработке и содержанию «Руководства по деятельности Организации по ТОиР ВС» подготовлены как дополнение к «Сертификационным требованиям к Организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ)» (п. 2.12), утвержденным ДВТ 24.11.93 N ДВ-6.1-119, с учетом положений документов ИКАО (Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., приложение 6, ч. 1 «Международный коммерческий воздушный транспорт, самолеты» — гл. 8 и 11; «Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования», Doc. 8335, изд. 3-е, 1983, и «Руководство по организации работ в области летной годности», Doc. 9389, изд. 1-е, 1981), Федеральных авиационных требований США (FAR-145) и Требований Объединенного комитета авиационных администраций Европы (JAR-145).

ВВЕДЕНИЕ

1. В соответствии с положениями документов ИКАО (Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., приложение 6, ч. 1 «Международный коммерческий воздушный транспорт, самолеты» — гл. 8 и 11; «Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспектирования», Doc. 8335, изд. 3-е, 1983, и «Руководство по организации работ в области летной годности», Doc. 9389, изд. 1-е, 1981), Федеральных авиационных требований США (FAR-145) и Требований Объединенного комитета авиационных администраций Европы (JAR-145) каждая Организация по техническому обслуживанию и ремонту (Организация по ТОиР) воздушных судов, претендующая на получение Сертификата на производство технического обслуживания авиационной техники, должна разработать для себя детальное «Руководство по деятельности (данной) Организации по ТОиР», которое предъявляется в Орган сертификации и используется персоналом Организации в повседневной работе.

Примечание. В переводах указанных документов используются различные названия:

— Руководство по техническому обслуживанию (ИКАО),

— Руководство Организации по ТО (по FAR-145),

— Описание: (или подробное представление) Организации по ТО (по JAR-145).

Принятое в данном тексте название: «Руководство по деятельности Организации по ТОиР» — исходит из содержания и назначения рассматриваемого документа.

2. «Руководство по деятельности Организации по ТОиР», как правило, должно включать в себя следующие части:

1) основные данные,

2) общие правила и процедуры ТО,

3) правила и процедуры ТО ВС конкретных типов,

4) процедуры системы качества,

5) процедуры взаимоотношений с эксплуатантами-заказчиками производства ТО ВС.

Подробные рекомендации по содержанию указанных частей «Руководства по деятельности Организации по ТОиР» приводятся в следующих главах.

1. Рекомендуемое содержание Части 1

«Руководства» — Основные данные

Часть 1 «Руководства» должна включать следующие разделы и элементы.

1.1. Титульный лист с названием Организации по ТОиР, ее регистрационным номером, присвоенным Органом государственного управления ВТ, и утверждающий подписью руководителя Организации, которая подтверждает, что «Руководство» в комплекте со всеми приложениями, обеспечивает:

а) соответствие данной Организации действующим «Сертификационным требованиям к Организациям по ТОиР (АТБ)», утвержденным Департаментом воздушного транспорта.

б) соблюдение этих требований на весь срок действия Сертификата.

1.2. Полное наименование Организации по ТОиР, хозяйственный и юридический статус, адрес, реквизиты связи (телефон, телеграф, факс, компьютерные системы), месторасположение ее основной производственной базы, а также филиалов, отделений или отдельных линейных станций ТО, если таковые имеются.

Примечание. Под линейными станциями ТО понимаются подразделения (филиалы) Организации по ТОиР, действующие в аэропортах по маршруту полета ВС, обслуживаемых Организацией по ТОиР, которые выполняют оперативное ТО прилетающих и вылетающих ВС, а также оперативное ТО и периодическую форму ТО наименьшей трудоемкости на ВС, работающих с данного аэропорта как с аэродрома временного базирования.

1.3. Устав Организации (как самостоятельного предприятия) или Положение об Организации (как структурной единицы авиапредприятия, авиакомпании и пр.).

Эти документы могут быть представлены в приложении.

1.4. Структурная схема Организации, отражающая все уровни управления, функциональные блоки и подразделения.

1.5. Список руководящего состава по занимаемым должностям — от главного руководителя до руководителей основных направлений или подразделений: планирование, базовое обслуживание, линейное обслуживание, контроль качества ТО, инженерно-технологическое и материально-техническое обеспечение и др., с отражением следующих данных: должность, фамилия, имя, отчество, реквизиты связи; их полномочия и ответственность; перечень вопросов, по которым эти лица имеют право обращаться непосредственно в Региональный и Федеральный орган государственного управления ВТ.

1.6. Схемы взаимодействия между руководством Организации, ее подразделениями, между Организацией по ТОиР и другими службами авиапредприятия и аэропорта, а также с внешними организациями.

1.7. Перечень обслуживаемых типов ВС и ремонтируемых изделий АТ (при наличии разрешений на ремонт) с указанием выполняемых на каждом из них видов работ (форм ТО); объемы работ по ТО (в нормо-часах) по типам ВС. Планируемое или ожидаемое изменение приведенных данных.

1.8. Данные о фактической численности персонала: инженеры (кроме указанных в п. 1.5), авиатехники, рабочие, служащие — по подразделениям Организации и по специальностям, их планируемое изменение.

1.9. Описание собственной производственной базы (ангары, производственные корпуса и основные сооружения) с необходимыми фотографиями (не менее 9 х 12), схемами, чертежами — по основной базе.

1.10. Перечень (номенклатура, количество или площадь) арендуемых сооружений и помещений для ТО, содержания АТ, работы персонала.

1.11. Имеющиеся ограничения по выполнению тех или иных видов работ (например, по проверке изделий АиРЭО на соответствие НТП, по расшифровке полетной информации, по зарядке систем ВС кислородом и азотом и т.п.).

1.12. Ограничения по условиям работы (по времени суток, по погодным условиям и др.).

1.13. Перечень услуг по ТО АТ, предоставляемых сторонним организациям.

1.14. Список отдельных линейных станций ТО и их характеристики в соответствии с пп. 1.3 — 1.13.

1.15. Процедуры внесения изменений в «Руководство», оповещения о них персонала данной Организации и Органа государственного управления ВТ.

2. Рекомендуемое содержание Части 2

«Руководства» — Общие правила и процедуры технического

обслуживания авиационной техники

Часть 2 «Руководства» должна включать (что подходит):

— подтверждение соответствия положениям, требованиям действующих нормативных и распорядительных документов ДВТ (со ссылкой на конкретные параграфы или пункты таких документов);

— или описание отличий принятых в Организации процедур от требований, положений указанных документов;

— или описание специфичных для данной Организации по ТОиР правил и процедур по следующим аспектам (разделам) деятельности Организации по ТОиР.

2.1. Приемка и проверка самолетных компонентов, материалов и оборудования для ТО, поступающих от поставщиков.

2.2. Формирование, расходование и контроль возвратно-обменного фонда и неснижаемого запаса комплектующих изделий, деталей и материалов.

2.3. Учет, маркировка, хранение и выдача со склада самолетных компонентов и материалов.

2.4. Содержание, маркировка, испытания (проверка) и калибровка инструмента и оборудования для ТО, их использование персоналом.

2.5. Порядок изменения программ ТОиР (перечней работ, глубины проверок АТ, периодичности выполнения).

2.6. Система информационного обеспечения:

а) управления процессами ТОиР,

б) оценки технического состояния и диагностики АТ,

в) сбора, обработки и оценки данных по надежности АТ,

г) назначения и исключения работ по ТОиР,

д) учета и контроля выполненных работ,

е) расшифровки средств объективного контроля полетной информации.

2.7. Планирование отхода ВС на ТО, учет использования и ТО ВС.

2.8. Образцы используемых форм производственной документации на ТО АТ.

Образцы форм производственной документации на ТО могут быть оформлены как отдельное приложение.

2.9. Выдача производственной документации на ТО, ее оформление, прием от исполнителей, контроль, обработка и хранение.

2.10. Диспетчерский контроль процессов ТО.

2.11. Оценка технического состояния АТ, включая диагностику, анализ проб масла из двигателей, расшифровку и анализ полетной информации.

2.12. Действия при обнаружении отклонений фактических значений параметров от норм.

2.13. Определение эквивалентной отработки ресурсов для изделий АиРЭО, эксплуатируемых на ВС разных типов.

2.14. Выполнение новых работ по ТО, разовых осмотров и дополнений к регламенту.

2.15. Выполнение доработок.

2.16. Контроль массы конструкций ВС.

2.17. Устранение неисправностей АТ, устранение повторных неисправностей.

2.18. Информирование ДВТ и изготовителей АТ о ее отказах и неисправностях.

2.19. Документационное обеспечение новых сложных работ по устранению неисправностей, а также ремонтных работ.

2.20. Передача ВС с незаконченными работами от одной технической смены (бригады) в другую, от одного цеха в другой.

2.21. Действия ИТП при заправке ВС ГСМ. Предупреждение загрязнения топлива, противопожарные мероприятия при заправке и сливе топлива.

2.22. Удаление с ВС наземного обледенения, инея, снега.

2.23. Организация технического обслуживания ВС «сторонних» авиакомпаний и эксплуатантов по договорам.

2.24. Оформление итоговых заключений о пригодности ВС к полетам после ТО («свидетельств о ТО»), условия их выдачи; определение перечня должностных лиц, которые должны их подписывать.

2.25. Сдача дефектных самолетных компонентов на склад и их отправка в ремонт.

2.26. Контроль компьютерной системы документации по учету состояния и наработки ВС, двигателей и документации на ТО АТ.

Дополнительные разделы, относящиеся к ТО ВС на линейных станциях (при наличии таковых).

2.27. Положение о линейной станции, руководство ее деятельностью.

2.28. Планирование ТО ВС на линейных станциях.

2.29. Организация расшифровки полетной информации, действия ИТП при обнаружении отклонений от норм.

2.30. Анализ проб масла из двигателей.

2.31. Выполнение разовых проверок и дополнительных работ по указаниям Органов государственного управления ВТ.

2.32. Устранение неисправностей.

2.33. Выпуск ВС в полет с неустраненными неисправностями:

— входящими в перечень допустимых,

— не входящими в перечень допустимых.

2.34. Оформление карт-нарядов на ТО и заполнение бортового (технического) журнала.

2.35. Использование запасных частей, формирование и пополнение ВОФ.

3. Рекомендуемое содержание Части 3

«Руководства» — Правила и процедуры технического

обслуживания ВС

Часть 3 «Руководства» должна включать следующие разделы и элементы применительно к ВС конкретного типа.

Внимание. Если Организация по ТО производит обслуживание нескольких типов ВС, то должны быть разработаны отдельные подчасти Части 3 «Руководства» применительно к каждому типу ВС, обслуживаемых как по всем формам ТО, так и только по оперативным формам.

Подчасть 3-А — Техническое обслуживание ВС

(тип) ______

3.1. Тип воздушного судна, двигателей, ВСУ, воздушного (несущего) винта, особенности бортового оборудования (по сравнению со штатным).

Номера Сертификата, Дополнений к Сертификату на производство ТО ВС данного типа (по видам работ).

3.2. Количественный состав обслуживаемого приписного парка ВС данного типа и планируемые (ожидаемые) его изменения.

3.3. Перечень видов работ и услуг по ТО ВС данного типа для каждого заказчика (эксплуатанта) и планируемые его изменения.

3.4. Ресурсы и сроки службы (назначенные до 1-го ремонта, межремонтные) ВС в целом, двигателей, отдельных частей и компонентов (по которым есть ограничения).

3.5. Перечень документов (Руководство по технической эксплуатации, Регламент ТО, технологические указания по выполнению работ по ТО, бюллетени заводов-изготовителей АТ, Руководство по ремонту и др.), регламентирующих ТО ВС данного типа, с указанием даты их утверждения или введения в действие Департаментом ВТ РФ (МГА) или Авиационной администрацией других государств, а также данные о количестве имеющихся экземпляров указанных документов, их распределении по подразделениям, об ответственных лицах за ведение эталонных, контрольных и рабочих экземпляров.

3.6. Стратегия ТОиР ВС данного типа (по ресурсу, по техническому состоянию и др.). План ТОиР: перечень форм ТО, периодичность их выполнения, допуски по наработке АТ (или по календарным срокам) на проведение этих ТО. Применение метода ТО по состоянию в отношении отдельных систем и оборудования ВС.

3.7. Действующий перечень минимального исправного оборудования ВС (перечень допустимых неисправностей). Перечень может быть оформлен как отдельное приложение.

3.8. Разработанный в соответствии с «Типовым положением об ОТК АТБ…» (инструкция N 29/и от 12.10.89), Перечень работ и операций по ТО ВС данного типа, подлежащих контролю со стороны бригадира авиатехников, инженера производства, инженера-контролера.

Такой перечень может быть оформлен как отдельное приложение.

3.9. Способы (организационные) выполнения ТО. Применение посистемной или зонной специализации исполнителей. Применение поэтапного выполнения форм ТО.

3.10. Особенности поиска и устранения неисправностей АТ (использование системы «Поиск», «Сова» и т.п.).

3.11. Организация технического обслуживания ВС на аэродромах временного базирования (если таковое производится).

3.12. Особенности (если таковые имеются) оформления документации на ТО.

3.13. Опробование двигателей и (для вертолетов) системы несущего винта.

3.14. Вывешивание ВС, проверка нивелировки ВС и опробование уборки и выпуска шасси.

3.15. Проверка герметичности фюзеляжа ВС.

3.16. Буксировка ВС.

3.17. Прием ВС на стоянку, обеспечение выруливания с МС.

Примечание. По пунктам 3.11 — 3.17 приводятся (что подходит):

— подтверждение соответствия положениям, требованиям действующих нормативных и распорядительных документов ДВТ (со ссылкой на конкретные параграфы или пункты таких документов);

— или описание отличий принятых в Организации процедур от требований, положений указанных документов;

— или описание специфичных для данной Организации по ТОиР правил и процедур.

3.18. Список инженерно-технического персонала по категориям (рабочие, авиатехники, инженеры производства, инженеры-контролеры, ведущие специалисты по типу АТ) и специальностям, участвующего в ТО ЕС данного типа, в том числе — сертифицированных на его ТО (имеющих допуск к самостоятельному ТО), а также имеющих личный штамп качества (с указанием номеров штампов).

Такой список может быть оформлен как отдельное приложение.

3.19. Список предприятий, организаций (если таковые имеются), в которые передаются для выполнения некоторые работы по ТО ВС данного типа и другие работы, связанные с ТО ВС. Перечень договоров на указанные услуги.

3.20. Для ВС тех типов, которым производится только оперативное ТО, в данной части «Руководства» помещается только та информация, которая необходима («подходит») по характеру выполняемых работ.

4. Рекомендуемое содержание Части 4

«Руководства» — Процедуры системы качества

Часть 4 «Руководства» должна включать следующие разделы и элементы.

4.1. Организационная структура Органа контроля качества ТО.

4.2. Схема обеспечения контролем качества работ по ТО АТ силами бригадиров авиатехников, инженеров производства, инженеров-контролеров.

4.3. Порядок предоставления права на личный штамп качества.

4.4. Планирование и организация проведения сертификации инженерно-технического персонала.

4.5. Учет сертифицированного персонала, контроль сроков действия Сертификатов.

4.6. Порядок предоставления права производить работу по ТО ВС несертифицированному персоналу.

4.7. Сдача и приемка работ по ТО.

4.8. Отклонение от приемки и оформление некачественно выполненных работ по ТО ВС.

4.9. Контроль качества ТО при эксплуатации ВС в отрыве от основной базы.

4.10. Проведение инспекторских проверок качества ТО и состояния АТ.

4.11. Учет и анализ недостатков ТО, разработка и осуществление профилактических мероприятий.

4.12. Повышение квалификации и проверка сертифицированного и прочего персонала.

4.13. Подготовка инженеров-контролеров.

4.14. Приостановка действия Сертификатов и оформление ходатайств об изъятии Сертификата.

4.15. Контроль качества работы на ВС прикомандированных специалистов предприятий-изготовителей АТ.

Примечание. В случае полного соответствия процедуры по какому-либо разделу положениям, требованиям нормативного документа достаточно вместо описания процедуры сослаться на параграф или пункт данного документа.

5. Рекомендуемое содержание Части 5

«Руководства» — Процедуры взаимоотношений

с эксплуатантами-заказчиками и оформление документов

Часть 5 «Руководства» должна включать следующие разделы и элементы.

5.1. Порядок заключения и виды договоров на ТО ВС и другой авиационной техники.

5.2. Планирование поступления ВС на ТО.

5.3. Предварительное определение объема работ по ТО на конкретных экземплярах ВС.

5.4. Приемка ВС на ТО и сдача их заказчику после ТО.

5.5. Участие и полномочия представителей заказчика в процессах ТО и контроле качества.

5.6. Документация на ТО, передаваемая заказчику.

5.7. Ответственность заказчика перед Организацией по ТОиР.

5.8. Ответственность Организации по ТОиР перед заказчиком.

6. Порядок разработки и использования «Руководства

по деятельности Организации по ТОиР»

6.1. «Руководство по деятельности Организации по ТОиР» разрабатывается администрацией данной Организации.

Примечание. Поскольку разработка «Руководства» требует много времени и больших затрат труда квалифицированных инженеров и может быть не закончена к моменту сертификации Организации по ТОиР, администрация Организации должна составить календарный план разработки «Руководства». При сертификации Организации по ТОиР план разработки «Руководства» предъявляется Инспектору (инспекторской группе) Органа государственного управления ВТ, с которым согласовываются сроки завершения разработки. Наличие календарного плана и согласованные сроки разработки «Руководства» отражаются в Акте (Протоколе) инспекционной проверки Организации по ТОиР при ее сертификации. Их выполнение контролируется при последующих инспектированиях.

6.2. При подготовке текста по каждому параграфу необходимо приводить достаточную, но не избыточную информацию, раскрывающую суть вопроса.

Если содержание тех или иных правил и процедур, включение которых в текст «Руководства» требуется данным документом, достаточно полно изложено в нормативном, распорядительном или методическом документе ДВТ или введенном им в действие документе изготовителя АТ и соответствует процедуре, используемой в Организации по ТОиР, то в соответствующем пункте «Руководства» можно ограничиться ссылкой на этот документ. Для таких случаев должна быть определена процедура внесения в «Руководство» изменений, поступающих от издателя документа.

6.3. При изложении правил и процедур по организации, проведению и обеспечению ТО воздушных судов или двигателей, изготовленных или/и зарегистрированных в других государствах, делаются ссылки на документы фирм-изготовителей и Авиационных администраций этих государств. При этом должны быть определены процедуры получения от издателей документов последующих изменений к ним и внесения этих изменений в «Руководство» и производственную документацию.

6.4. «Руководство по деятельности Организации по ТОиР» представляется на апробацию в Региональный орган государственного управления ВТ (Региональный орган сертификации), а также в Федеральный орган государственного управления ВТ (Федеральный орган сертификации), если сертификация данной Организации по ТОиР относится к компетенции последнего.

Орган государственного управления ВТ оценивает полноту и правильность материалов, содержащихся в «Руководстве», и их соответствие требованиям законодательства и Департамента ВТ.

Орган государственного управления регистрирует наличие «Руководства» и имеет право сделать замечания и дать рекомендации по корректировке положений «Руководства», которые обязательны для выполнения Организацией-заявителем. После внесения в «Руководство» указанных изменений и доклада об этом Органу государственного управления ВТ «Руководство» считается одобренным этим Органом государственного управления ВТ, о чем последний сообщает Организации по ТОиР.

6.5. В тех случаях, когда Заявитель собирается эксплуатировать арендованные ВС, которые зарегистрированы в другом государстве, положения «Руководства» должны быть приемлемыми для Авиационной администрации государства регистрации ВС.

6.6. В Организации по ТОиР каждая часть «Руководства» размножается в таком количестве экземпляров, чтобы быть доступной для соответствующих должностных лиц и исполнителей.

При наличии у Организации по ТОиР филиалов, отделений, отдельных линейных станций они также должны быть обеспечены материалами «Руководства».

6.7. В подразделениях Организации назначают сотрудников, ответственных за сохранность используемых частей «Руководства», его изучение персоналом, внесение поступающих изменений.

6.8. Об изменении данных, помещенных в «Руководстве», администрация Организации по ТОиР обязана в трехдневный срок информировать Орган государственного управления, выдавший ей Сертификат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презартан 100 мг инструкция по применению цена
  • Руководство по психиатрии в двух томах
  • Живица кедровая на кедровом масле инструкция
  • Принтер canon mg3140 инструкция по применению на русском
  • Золототысячник любисток инструкция по применению капсулы цена