Зачем нужна нефинансовая отчетность? Что дает компаниям следование принципам устойчивости и стоит ли предпринимать усилия для достижению Целей устойчивого развития? Как составить нефинансовый отчет по одному из самых популярных стандартов в мире GRI? Сеть Глобального Договора ООН в Беларуси совместно с Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) провела онлайн-семинар, посвященный обзору международного стандарта GRI G4. Публикуем ответы на наиболее актуальные вопросы по теме.
В качестве эксперта в семинаре приняла участие г-жа Кристин Дюпдаль (Kristin Dypdahl), руководитель по вовлечению корпоративного сектора и заинтересованных сторон Глобальной инициативой по отчетности (GRI).
Видеоверсия семинара:
Что такое GRI?
GRI — это независимая международная организация, которая предлагает международный общий язык для корпоративной прозрачности. GRI помогает бизнесам и другим организациям осознать свое устойчивое воздействие и рассказать об этом широкой аудитории.
GRI работает со всеми организациями, вне зависимости от их местоположения, отрасли и формы собственности. 75% крупнейших компаний в мире используют при подготовке отчетности стандарты GRI.
Что представляют собой стандарты GRI?
Стандарты GRI — самый популярный в мире формат отчетов об устойчивости, который предоставляется бесплатно на благо общества.
Есть три универсальных стандарта (основной (101), принципы раскрытия информации (102) и подходы к менеджменту(103) и 34 специальных тематических стандарта. Универсальные стандарты используются для всех отчетов, которые готовятся в соответствии с GRI. Специальные тематические стандарты организованы по трем направлениям: экономика (обозначается цифрой 200), окружающая среда (300), социальные вопросы (400).
Стандарты регулярно обновляются. Это необходимо для того, чтобы они были актуальны и отвечали всем потребностям отчетности.
Например, по словам Кристин, в начале октября были представлены обновленные универсальные стандарты и стандарты в сфере прав человека. Сейчас идет работа над обновлением секторальных стандартов: для таких отраслей как: нефти и газа, каменного угля, сельского хозяйства и рыболовства.
На русском языке информацию о стандартах GRI можно скачать ниже:
GRI. Принципы подготовки отчетности и стандартные элементы отчетности
Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4
Чем хороша отчетность GRI?
В основе подготовки отчетности по стандартам GRI лежат ряд принципов, относящихся к вопросам определения содержания отчета и его качества.
Принципы, используемые при определении содержания отчета:
-
вовлеченность заинтересованных сторон;
-
контекст устойчивости;
-
существенность;
-
полнота.
Принципы для определения качества отчета:
-
точность;
-
баланс;
-
ясность;
-
сопоставимость;
-
надежность;
-
своевременность.
— Если отчетность привязана к устойчивому развитию, она должна быть максимально предметной, — говорит Кристин Дюпдаль. — Нужно выбрать наиболее существенные направления устойчивого развития для конкретной компании. Все это помогает компаниям идентифицировать существенные для себя темы. Это также помогает организациям правильно определять свои инвестиционные планы.
Другая отличительная особенность стандартов GRI в том, что они обеспечивают вовлеченность заинтересованных сторон — физических или юридических лиц, которые могут быть затронуты продуктами, деятельностью организации, которая предоставляет отчетность. Процесс подготовки отчета построен на консультациях с заинтересованными сторонами, проведением мероприятий, направленных на их вовлечение. Фактически на практике компания сначала определяет заинтересованные стороны — людей или организации — на которых оказывает влияние ее деятельность и затем готовит отчет именно для них.
В чем преимущества стандартов GRI?
По статистике, стандарты GRI сегодня являются наиболее востребованными в мире. Благодаря им компании могут ставить перед собой цели и доносить информацию о том, как они их достигают. Соответственно, отчетность по стандартам GRI позволяет соответствовать требованиям рынка, инвесторов, правительств и действительно воплотить в жизнь изменения, которые нужны.
Почему бизнесу важна корпоративная устойчивость?
Во-первых, инновации. Во многих случаях устойчивость — это то, что направляет инновации. Особенно если мы говорим про такие направления, как энергетика, водоснабжение, водоотведение, обращение с отходами, отмечает эксперт.
Во-вторых, вовлечение сотрудников. Когда компания вовлекает в эту работу сотрудников, они помогают ей в достижении целей устойчивого развития (ЦУР).
В-третьих, это помогает привлекать новых клиентов, потому что сегодня клиенты все больше нацелены на тех партнеров, которые обеспечивают прозрачность, являются экологичными, устойчивыми.
В-четвертых, привлечение инвесторов. Сегодня все больше инвесторов требуют, чтобы компании рассказывали о своих целях в сфере устойчивого развития и о своих достижениях в этом направлении. Они хотят вкладывать деньги туда, где ниже не только экономические, но и социальные и экологические риски, а наличие нефинансовых отчетов компаний помогают лучше оценить эти риски.
Кроме того, запрос на прозрачность деятельности компании в социальной и экологической сферах идет в том числе и от потребителей и от бизнес-партнеров и от государственных органов.
Таким образом, отчеты об устойчивом развитии выполняют много функций и нацелены на долгосрочную перспективу.
В настоящее время все больше стран начинают законодательно требовать от компаний публикации отчета об устойчивом развитии. В результате круг компаний, которые это делают постоянно увеличивается. Лидером в этом направлении является Европейский Союз.
Несмотря на то, что Беларусь не входит в ЕС, все равно многие компании работают с европейскими партнерами, а последние должны будут предоставлять информацию о своей цепочке поставок. Компании, нераскрывающиеся нефинансовую информацию в самом ближайшем будущем будут исключены из глобальных производственных цепочек. Таким образом, для беларусского бизнеса освоение и использование стандартов GRI является хорошим инструментом не только повысить свой уровень корпоративной устойчивости, но и сохранить свое место на международных рынках.
Как интегрированы ЦУР в отчетность GRI?
Современные стандарты GRI напрямую связаны с Целями устойчивого развития. В этой связи можно сказать, что отчетность GRI G4 помогает компаниям обеспечивать выполнение запланированных действий по достижению ЦУР.
Сотрудники Глобальной инициативы по отчетности готовят статьи и инструкции, которые рассказывают организациям, как работать с цепочками поставок, с государственными органами, с инвесторами, с заинтересованными сторонами для того, чтобы удовлетворять их потребности в получении отчетной информации от организаций.
— Мы также объясняем, каким образом правильно готовить эту отчетность, как ее делать эффективно, — дополняет спикер. Все информационно-справочные материалы о том, как работать с отчетностью GRI, доступны по ссылке.
Что такое ESG-отчет и чем он отличается от GRI-отчетности?
— ESG-отчеты — это те же отчеты об устойчивости, — отметила Кристин Дюпдаль. — ESG расшифровывается как экологическое, социальное и корпоративное управление (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG). Это отчеты о том, каким образом компании совершенствуют свою деятельность в обеспечении устойчивости. Если компания готовит отчет GRI, то он одновременно будет являться и ESG-отчетом.
Какова стоимость подготовки отчета по стандартам GRI?
Стандарты GRI бесплатны и доступны для свободного скачивания на сайте организации.
— Мы хотим, чтобы компаниям не приходилось нести дополнительные расходы, связанные с получением этих стандартов, — пояснила спикер. — Также мы не проводим аудит отчетов. В то же время организация очевидно понесет расходы связанные со сбором необходимой информации и подготовкой отчета, то есть, вероятно, потребуются расходы на оплату труда сотрудника, который будет готовить этот отчет. В то же время GRI оказывает услуги по обучению сотрудников организации тому, как подготовить качественный отчет. Такое обучение платное. Однако это добровольное решение компании, она не обязана покупать эту услугу, чтобы составить отчет GRI.
Какие ресурсы нужны компании для подготовки отчета?
Отправная точка при подготовке отчетности — выявление существенных тем в плане устойчивости для компании.
— Мы получаем очень много запросов от компаний, которые говорят о том, что им сложно подступиться к этой отчетности, — обращает внимание спикер. — В то же время, необходимо понимать, что нет ни одного отчета, который был бы идеальным. Важно однажды запустить это в компании и затем постоянно улучшать. По мере участия в этом процессе вы многому научитесь и сможете понять, где можно совершенствовать процессы компании. При этом формат отчета GRI позволяет выбрать те, сферы, которые являются наиболее важными для компании — то есть те, которые имеют наибольшее воздействие на устойчивость — и отчитываться именно по ним.
Кроме того, многое зависит от размер компании. Если это транснациональная корпорация, то задействованы будут многие ее подразделения. Если это предприятие малого бизнеса, до качественный отчет может подготовить и один человек.
Хотелось бы привести в качестве образца,
на который могут ориентироваться
корпорации при составлении своего
ежегодного отчета о проделанной работе
в области социальной ответственности,
«Руководство по отчетности в области
устойчивого развития GRI»10.
Эта система на сегодняшний день является
наиболее применяемой в мире при подготовке
нефинансовых отчетов. Руководство GRI
помогает компании осмысленно анализировать
свой вклад в развитие общества. Это
международно-признанная система
принципов и показателей отчетности.
Любые компании, независимо от размера
и вида деятельности, могут использовать
руководство GRI и сочетать его с другими
системами: AA 1000 и глобальным договором,
которые дополняют друг друга. Методология
GRI предусматривает несколько уровней
отчетности, которые позволяют поэтапно
внедрять заложенные в ней подходы при
подготовке отчетов.
Руководство GRI состоит из принципов
отчетности, рекомендаций по отчетности
и стандартных элементов отчетности,
включая показатели результативности.
Главный принцип, на котором основано
GRI, — это добровольность предоставления
информации. Кроме того, выделяются
принципы для определения содержания
отчета и для обеспечения его качества.
По методологии GRI к ключевым принципам
обеспечения качества предоставляемой
информации относятся сопоставимость,
сбалансированность, точность и ясность.
Соблюдение существенности, полноты,
всеобъемлющего охвата заинтересованных
сторон, учет контекста устойчивого
развития позволяет определить содержание
отчета.
По руководству GRI рекомендуется включать
в отчет информацию по «принципу триединого
итога», который подразумевает включение
сведений по экономике, экологии и
социальной сфере. По каждой из этих
составляющих предусмотрен определенный
набор показателей.
Все показатели подлежат внешней проверке
и верификации аудиторами. Однако GRI не
ограничивает организации в этой сфере
и не исключает возможности использовать
по усмотрению отчитывающейся организации
дополнительные показатели.
Хотелось бы обратить внимание на то,
что GRI не определяет строго объем и форму
отчета. Главное, чтобы в нем были
использованы показатели эффективности
деятельности компании. Организация
вправе сама определить концепцию и
структуру отчета. Хотя, конечно, надо
учитывать стандарты раскрытия информации,
которые затрагивают следующие аспекты:
-
стратегию и характеристику компании;
-
подходы к менеджменту;
-
показатели эффективности.
Методология GRI предусматривает несколько
уровней отчетности, позволяющих поэтапно
внедрять заложенные в ней подходы при
подготовке отчетов. Для того чтобы
система отвечала потребностям и
начинающих, и опытных организаций, а
также тех, кто находится в промежуточной
фазе, введены три уровня применения
руководства: C, B и A. Отчет будет признан
соответствующим GRI, если организация
сама продекларирует уровень применения.
При этом она может добавить избранному
уровню знак «+», что будет свидетельствовать
об использовании внешнего подтверждения.
На каждом из уровней стандартные элементы
отчетности используются по-разному.
Так, например, сведения о подходах
менеджмента требуются только при
соответствии уровням В и А. Показатели
результативности для начального уровня
С минимальны по сравнению с более
высокими уровнями В и А. Для уровня С и
В достаточно использовать информацию
по 10 и 20 показателям результативности
соответственно. В то же время отчет,
соответствующий уровню А, должен
раскрывать каждый из основных показателей
GRI. Характеристика компании на каждом
следующем уровне также требует большего
раскрытия. Если, например, для уровня С
приемлем минимум информации по
деятельности компании, то для уровней
В и А этого уже недостаточно. Таким
образом, можно заключить, что уровни С
и С+ свидетельствуют о начальной степени
развития отчетности GRI. В и В+, в свою
очередь, о разработанной и расширенной
отчетности, а уровни А и А+ говорят о
включении в нее дополнительной информации
нефинансового характера. Так, скажем,
отчет в области устойчивого развития
компании «ЛУКОЙЛ», о котором я буду
подробнее говорить в следующем параграфе,
соответствует уровню С+. В нем освещаются
ключевые производственные и финансовые
показатели, основные события за отчетный
период, описываются стратегические
приоритеты и цели, имеющие отношение к
устойчивому развитию, крупномасштабные
тенденции, оказавшие на организацию
влияние за отчетный период. Кроме того,
в отчете рассматриваются основные риски
от деятельности компании, влияющие на
развитие общества, а также описываются
механизмы управления этими рисками.
Сведения о подходах в области менеджмента
описаны по трем составляющим: экономической,
экологической и социальной деятельности.
В отчете также описывается практика
взаимодействия компании с заинтересованными
сторонами. Из показателей, характеризующих
компанию, наиболее полно раскрываются
те, которые показывают масштаб организации.
Дополняются они информацией об
экономической эффективности деятельности
предприятия.
Что касается предоставляемой информации,
то уровень ее раскрытия определяется
компаниями самостоятельно. Здесь
существует возможность выбора. В
результате какие-то показатели компания
может озвучить, а какие-то — нет. Это
правило весьма актуально в российских
условиях, когда при раскрытии некоторой
информации может возникнуть опасность
привлечь излишнее внимание к компании
со стороны контролирующих органов.
Хотя, конечно, для крупных организаций,
чьи акции размещены на ведущих фондовых
биржах мира, это уже неактуально, так
как существующий порядок включения в
листинг биржи предусматривает перечень
обязательных для раскрытия данных.
Такие компании уже достигли определенной
степени прозрачности, и их не пугает
перспектива подготовки нефинансовой
отчетности. Более того, такая отчетность
при прочих равных условиях расценивается
как конкурентное преимущество и имеет
большое значение для деловой репутации
компании, отношения к ней инвесторов и
аналитиков.
Очевидно, что подготовка нефинансовой
отчетности интересна исключительно
крупному и среднему бизнесу, ведь для
мелких фирм она влечет за собой лишь
дополнительные хлопоты и затраты. Такая
отчетность может использоваться разными
по обороту и сферам деятельности
предприятиями. Однако наиболее актуально
ее составление для крупных компаний,
занимающих лидерские позиции в отрасли.
Почти во всех странах первыми начали
публиковать нефинансовые отчеты именно
они. Если говорить об отраслевой
структуре, то здесь наиболее активно в
процесс подготовки отчетности включились
предприятия нефтегазовой отрасли,
металлургического комплекса, лесной
промышленности и электроэнергетики.
При этом уровень капитализации компании
и доля рынка, которую она занимает, —
не главные критерии для принятия решения
о составлении такой отчетности. Каждая
компания самостоятельно оценивает и
взвешивает все преимущества и недостатки
подобного проекта и делает свой выбор.
Стандарты социальной отчетности.
Стандарт
АА1000— стандарт социальной
отчетности, предназначенный для измерения
результатов деятельности компаний с
этических позиций и предоставляющий
им процедуру и набор критериев, при
помощи которых может быть осуществлен
социальный и этический аудит их
деятельности.
Стандарт
GRI(Global Reporting Initiative) —
стандарт отчетности в области устойчивого
развития. Представляет собой методологию
внешней отчетности и не определяет
действий организации по увеличению
степени социальной отчетности.
Стандарты по предоставлению корпоративной
социальной отчетности— разрабатываемые
авторитетными международными организациями
принципы, правила и показатели раскрытия
информации о социальной активности
компании, которые носят рекомендательный
характер.
Стандарты Саншайн по предоставлению
корпоративных отчетов для заинтересованных
сторон— приняты в 1996 г. Альянсом
стейкхолдеров (США) — ассоциацией,
объединяющей природоохранные и
религиозные организации, а также
организации по защите прав потребителей.
В Стандартах Саншайн приводятся
руководящие принципы относительно
того, какую информацию корпорации должны
регулярно представлять в ежегодном
«Корпоративном отчете для заинтересованных
сторон». Это информация, предоставляемая
клиентам (о продукции и услугах),
информация, предназначенная для
сотрудников (гарантия занятости,
безопасности и здравоохранения, равные
возможности при найме), информация для
местного сообщества (структура
собственности, финансовые показатели,
воздействие на внешнюю среду, объем
налоговых выплат, количество созданных
рабочих мест, инвестиции и благотворительная
деятельность), информация для широкой
общественности (торговля с враждебными
странами, выполняемые государственные
заказы, штрафы, которые были взысканы
с компании).
1Йонас,X. Принцип
ответственности. Опыт этики для
технологической цивилизации /X.
Йонас. — М.: Айрис-пресс, 2004. с. 196
2Вебер, М. Протестантская этика и дух
капитализма / М.Вебер, 2002. с. 246
3Сартр, Ж. П. Экзистенциализм — это
гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов.
— М.:, 1989. с. 13
4Этика бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников:
федеральный образовательный портал.URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/203213.html (дата обращения:
15.03.09)
5Макеева В.Г. Культура предпринимательства:
Учеб. пособие для вузов по эконом. спец.
— М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.
6Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая
и предпринимательская этика //
Политическая и экономическая этика
М., 2001.с.89.
7Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова
В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С.
21
8цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса — фактор
успеха. М., 2006., с. 299
9Социальный кодекс ОАО
«ЛУКОЙЛ». URL:
http://www.lukoil.ru/static_6_5id_262_.html(дата обращения 19.04.10)
10Руководство по отчетности в области
устойчивого развития.URL:http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_Guidelines_RUS.pdf(дата обращения: 28.04.10)
Соседние файлы в папке Новая папка (2)
- #
- #
02.04.201547.1 Кб10MNP_MR_11_1.xls
- #
02.04.201519.15 Кб9MNP_MR_11_1.xlsm
- #
Continuous improvement
The GRI Standards are regularly reviewed to ensure they reflect global best practices for sustainability reporting, helping organizations respond to emerging information demands from stakeholders and regulators.
In line with that, all stakeholders were invited to provide comments on the draft GSSB Work program for 2023-2025. The consultation period closed 17 February 2023. As a next step the GSSB will consider and discuss the feedback received before approving the final GSSB Work Program 2023-2025 in Q2 2023.
The global standards for sustainability impacts
The GRI Standards enable any organization – large or small, private or public – to understand and report on their impacts on the economy, environment and people in a comparable and credible way, thereby increasing transparency on their contribution to sustainable development. In addition to companies, the Standards are highly relevant to many stakeholders — including investors, policymakers, capital markets, and civil society.
The Standards are designed as an easy-to-use modular set, delivering an inclusive picture of an organization’s material topics, their related impacts, and how they are managed.
-
The Universal Standards — now revised to incorporate reporting on human rights and environmental due diligence, in line with intergovernmental expectations — apply to all organizations;
-
The new Sector Standards enable more consistent reporting on sector-specific impacts;
-
The Topic Standards — adapted to be used with the revised Universal Standards — list disclosures relevant to a particular topic.
Access an overview of how the Standards are set up and what to look for in the reporting process with this short introduction:
Get to know the GRI Standards system
4. Lisovtseva L. N. Prospects for the development of public-private partnership in the Voronezh region / L. N. Lisovtseva,
0. V. Myasnyankina // Problems of management, marketing and finance : materials of the international scientific and practical conference. Voronezh. — 2013. — P. 39—44.
5. Panyagina A. E. Formation of a goal-oriented investment policy of the region : monograph / A. E. Panyagina. — Moscow : The polygraphist himself, 2016. — 252 p.
6. Bejnar I. A. Assessment of the level of innovative attractiveness of the region based on the model of dynamics of innovation activity /
1. A. Bejnar, T. S. Narolina // Region: systems, economics, management. — 2018. — № 2 (41). — P. 112—122.
7. Bejnar I. A. Assessment of the innovative orientation of the strategic development of the
УДК 65.01
region / I. A. Bejnar, T. S. Narolina // Management of socio-economic development of regions: problems of the way and their solutions : collection of scientific articles of the 8th International Scientific and Practical Conference. — 2018. — P. 55—58.
8. Russian Statistical Yearbook. 2020: Stat. sat. / Rosstat. — Moscow, 2020. — 700 p.
9. Voronezh Statistical Yearbook. 2020: Stat. sat./ Voronezhstat. — Voronezh, 2020. — 336 p.
10. Lipetsk Statistical Yearbook. 2019: Stat. sat. / Lipetsk. — Lipetsk, 2019. — 297 p.
11. Statistical Yearbook. Belgorod region. 2020: Stat. sat. / Belgorodstat. — Belgorod, 2020. — 512 p.
12. Voronezh region in numbers. 2017: Stat. sat. / Voronezhstat. — Voronezh, 2017. — 80 p.
13. Investments in Voronezh. — URL: https:// www.invest-in-voronezh.ru/ru/#home
ЭВОЛЮЦИЯ РУКОВОДСТВ И СТАНДАРТОВ GLOBAL REPORTING INITIATIVE ПО ОТЧЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Коды JEL: M14
Борзаков Д. В., кандидат экономических наук, доцент, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, 394018.
E-mail: borzakovd@mail.ru
Поступила в редакцию 10.01.2022. Принята к публикации 21.01.2022.
Аннотация
Цель. Исследование действующих версий стандартов Global Reporting Initiative (GRI) по подготовке отчетности в области устойчивого развития.
Обсуждение. Публикация нефинансовой отчетности для целей информирования и коммуникации с заинтересованными сторонами становится сегодня привычной корпоративной практикой, особенно для крупных компаний, оказывающих существенное воздействие на общество и окружающую среду. Тем не менее, в условиях высокой степени многообразия методологических подходов, до настоящего момента не существует единой системы отчетности в области устойчивого развития. Ведущей методологией, имеющей длительную историю и широкий опыт применения компаниями, остаются Руководства и Стандарты Global Reporting Initiative. В течение ближайшего года компании по всему миру должны будут адаптироваться к требованиям седьмой версии системы отчетности — GRI Standards 2021, что повлечет за собой ряд существенных изменений в процессе разработки отчетности.
Результаты. Сравнительный анализ GRI Standards и GRI Standards 2021 позволил вывить следующие основные отличия: включение в модульную иерархическую структуру отраслевых стандартов, применение элементов отчетности которых, по сути, станет обязательным и повысит сопоставимость информации; конкретизация ключевых концепций отчетности, обеспечивающих единую логическую модель ее разработки; пересмотр состава и содержания общих элементов отчетности с учетом значимости таких аспектов устойчивого развития, как защита прав человека, должная осмотрительность и комплаенс.
Ключевые слова: устойчивое развитие, отчетность в области устойчивого развития, GRI Standards.
UDC 65.01
EVOLUTION OF THE GLOBAL REPORTING INITIATIVE GUIDELINES AND STANDARDS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT REPORTING
JEL Codes: M14
Borzakov D. V., Candidate of Economics, Associate Professor, Voronezh State University, Voronezh, Russia, 394018.
E-mail: borzakovd@mail.ru
Abstract
Objective. To investigate the current versions of the Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Standards (GRI Standards).
Discussion. The publication of non-financial reports for the purpose of informing and communicating with stakeholders has become a common corporate practice today, especially for large companies that have a significant impact on society and the environment. Nevertheless, given the high degree of diversity of methodological approaches, no unified system of sustainable development reporting exists to date. The Global Reporting Initiative Guidelines and Standards remain the leading methodology with a long history and wide experience of application by companies. Over the next year, companies around the world will have to adapt to the requirements of the seventh version of the reporting system — GRI Standards 2021, which will entail a number of significant changes in the process of reporting development.
Results. A comparative analysis of GRI Standards and GRI Standards 2021 has highlighted the following key differences: inclusion of industry standards into the module hierarchical structure, whose application will, in fact, become mandatory and will increase the comparability of information; specification of key reporting concepts, ensuring a single logical model of report development; revision of the composition and content of universal disclosures, taking into account the importance of such aspects of sustainable development as human rights protection, due diligence and compliance.
Key words: sustainable development, sustainability reporting, GRI Standards.
Введение
С момента своего появления в 70-х годах XX века отчетность в области устойчивого развития прошла путь от единичных публикаций, которые не имели четкую структуру и преемственность содержания, к регулярному, комплексному и стандартизированному раскрытию информации об экономических, экологических, социальных и управленческих параметрах деятельности компаний [1, 2]. Тем не менее, до настоящего момента единого и общепринятого стандарта подготовки отчетности в области устойчивого развития не существует. Дискуссии о совершенствовании базовых правил, процедур и индикаторов, обеспечивающих качество раскрываемой нефинансовой информации, ее единообразие и сопоставимость продолжаются как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. По данным Reporting Exchange, сегодня в 70 странах существует около 2000 стандартов, регламентов и требований по подготовке отчетов в области устойчивого развития и их число постоянно растет [12].
Наиболее применяемыми для раскрытия нефинансовой информации добровольными стандартами являются документы Глобаль-
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-85-92
ной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), которые предназначены для использования организациями независимо от размера, отрасли и местоположения. О высокой востребованности Руководств и Стандартов GRI по всему миру, включая Россию, свидетельствуют следующие факты:
— по данным КПМГ, в 2020 году большинство отчитывающихся компаний как в группах N100 (77 %), так и в группах G250 (84 %) использовали Руководства или Стандарты [16];
— согласно результатам исследования WBCSD, 84 % компаний ссылаются в своих нефинансовых, консолидированных и интегрированных отчетах на требования GRI [13];
— согласно данным Corporateregister.com, около 62 % российских компаний используют Руководства или Стандарты GRI для разработки нефинансовой отчетности [6];
— по результатам исследования Российского института директоров, Стандарты и Руководства GRI использует 21 % отечественных компаний, готовящих интегрированную и консолидированную отчетность, а также 52 % компаний, публикующих отдельную нефинансовую отчетность [7].
Популярность Руководств и Стандартов GRI отчасти объясняется тем, что нормативные требования к раскрытию нефинансовой информации, предъявляемые регуляторами и фондовыми биржами, чаще всего ссылаются именно на положения GRI: более 100 документов в 50 странах мира, включая страны Европейского союза, Аргентину, Индию, Китай, Японию, Кипр, Бразилию, Канаду и Великобританию [11]. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Рекомендации Банка России по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации также ссылаются на документы GRI. Кроме того, многие другие известные международные стандарты гармонизированы с требованиями GRI. Среди них Глобальный договор ООН (UN GC), Руководство по основным показателям отчетности компаний в реализации Целей устойчивого развития ООН (UNCTAD), Carbon Disclosure Project’s (CDP) и Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD) и другие. Единственный действующий российский стандарт — Базовые индикаторы результативности — подготовлен на основе GRI G3.
Роли Руководств GRI в разработке методических основ разработки нефинансовой отчетности посвящено большое количество научных статей, в том числе таких авторов, как Капустина И. А., Кеворкова Ж. А., Недомолкина Я. Н., Сапожникова Н. Г. [3, 4, 5].
Аналитики и инвесторы высоко оценивают Руководства и Стандарты GRI. Так, The Governance and Accountability Institute Inc., исследовав более 500 отчетов крупнейших ком-
Главным новшеством GRI Standards стала модульная иерархическая структура, которая позволила быстрее адаптировать стандарты к изменяющимся условиям, не проводя пересмотр всего набора показателей. Например, в 2018 году были обновлены стандарты по GRI 303 «Вода» и GRI 403 «Охрана труда», а в 2019 году был введен новый стандарт GRI 207 «Налоги».
Считалось, что после публикации GRI Standards Глобальная инициатива по отчет-
паний мира, пришли к выводу о том, что рекомендации GRI обеспечивают более высокий уровень прозрачности — в среднем на 15 % [15].
Обобщая вышесказанное, можно с уверенно -стью говорить о том, что Руководства и Стандарты GRI на сегодняшний день являются ведущими регламентами, применяемыми для раскрытия нефинансовой информации и, в частности, подготовки отчетности в области устойчивого развития. При этом инициативы GRI в процессе своей трансформации претерпели довольно значительные изменения.
Цель настоящего исследования — охарактеризовать действующие версии Стандартов GRI, провести их сравнительный анализ с точки зрения структуры, основополагающих концепций и принципов, элементов отчетности, отраслевых стандартов и вариантов применения.
Методология
Первая версия Руководства GRI была выпущена в 2000 году. Затем было Руководство GRI G2 (2002 г.), Руководство GRI G3 (2006 г.) и Руководство GRI G3.1 (2011 г.). Последняя четвертая версия Руководства GRI (GRI G4) вышла в 2013 году. В настоящий же момент полностью завершился переход от Руководств GRI к новой модульной системе Стандартов GRI (GRI Standards) [9], впервые опубликованной в 2016 году (таблица 1). В течение переходного периода компании могли совмещать требования Руководств и Стандартов. Сегодня же отчеты, подго -товленные с применением Руководств, официально не признаются GRI как соответствующие ее требованиям.
ности больше не будет выпускать обновленных версий системы отчетности, как это было ранее. Однако в октябре 2021 года были представлены обновленные GRI Standards 2021, на которые компании должны перейти до 2023 года [10].
Основные выводы исследования базируются на общенаучных методах познания — анализе и синтезе, сравнении, дедукции и индукции. Информационную основу исследования составили действующие на настоящий момент пол-
Таблица 1
Применение инициатив GRI (по данным WBCSD) [13]
Документ Количество опубликованных отчетов
2017 2018 2019 2020
GRI Standards 13 % 54 % 83 % 84 %
GRI G4 71 % 30 % 4 % 0 %
GRI G3 и G3.1 3 % 0 % 0 % 0 %
Не использует GRI 14 % 17 % 13 % 16 %
ные версии Стандартов GRI — GRI Standards и GRI Standards 2021, — размещенные на официальном сайте организации и доступные всем заинтересованным сторонам.
Результаты исследования
GRI Standards сохранили в своей версии 2021 года модульную иерархическую структуру, включающую пересмотренные универсальные стандарты (теперь, вместо трехзначной, они имеют однозначную нумерацию — GRI 1—3) и тематические стандарты, которые практически не претерпели содержательных изменений (и сохранили прежнюю трехзначную нумерацию — GRI 200, GRI 300 и GRI 400).
Обновленные универсальные (общие) стандарты GRI применимы ко всем организациям и включают:
— GRI 1 «Основные положения»: описывает принципы отчетности (такие как точность, сбалансированность и проверяемость, которые являются основополагающими для качественной отчетности), разъясняет важнейшие концепции GRI Standards и объясняет как их применять, чтобы представлять отчетность в соответствии с требованиями GRI Standards;
— GRI 2 «Раскрытие общей информации об организации»: включает общие стандарт-
Ключевым изменением GRI Standards 2021 стало включение в иерархическую структуру отраслевых стандартов (которые имеет двузначную маркировку, например, Стандарт для нефтегазового сектора — GRI 11). Ранее у Руководств GRI уже существовали рекомендации для некоторых отраслей — «Отраслевые эле-
ные элементы отчетности, позволяющие представить информацию о структуре организации, сотрудниках, стратегии и политиках, а также практике взаимодействии с заинтересованными сторонами. Указанные элементы отчетности дают представление о профиле и масштабах организации и помогают описать и осмыслить ее экосистему для дальнейшей идентификации существенных тем (аспектов);
— GRI 3 «Существенные темы»: объясняет шаги, с помощью которых организация может определить наиболее актуальные и соответствующие ее воздействию на общество и окружающую среду темы (аспекты), подлежащие раскрытию в отчетности. В документе содержатся рекомендации для идентификации и отражения в отчете перечня существенных тем, а также подходов к управлению каждой из этих тем.
Тематические стандарты, как и в версии 2016 года, структурированы в соответствии с принципом «тройного итога» (3ВЦ): серия GRI 200 — Экономика, серия GRI 300 — Экология, серия GRI 400 — Социальная сфера (рисунок 1). Выбор тематических стандартов, как и прежде, происходит в рамках выявленных организацией существенных тем (аспектов).
менты отчетности» (Sector disclosures), — которые последний раз актуализировались для версий G3.1 и G.4 и, по сути, работали в «пилотном» режиме.
«Возвращение» отраслевых стандартов, по нашему мнению, связано с растущей популярностью SASB Standards, которые представля-
Серия GRI 200 — Экономика Серия GRI 400 — Социальная сфера
— Экономическая результативность — Присутствие на рынках — Непрямые экономические воздействия — Практики осуществления закупок — Противодействие коррупции — Неконкурентное поведение — Занятость — Взаимоотношения сотрудников и руководства — Здоровье и безопасность на рабочем месте — Подготовка и образование — Разнообразие и равные возможности — Недопущение дискриминации — Свобода ассоциаций и ведения коллективных переговоров — Детский труд — Принудительный или обязательный труд — Практики обеспечения безопасности — Права коренных и малочисленных народов — Оценка соблюдения прав человека — Местные сообщества — Оценка поставщиками социального воздействия — Государственная политика — Здоровье и безопасность потребителя — Маркетинг и маркировка — Неприкосновенность частной жизни потребителя
Серия GRI 300 — Экология
— Материалы — Энергия — Вода — Биоразнообразие — Выбросы — Сбросы и отходы — Соответствие требованиям — Экологическая оценка поставщиков
Рис. 1. Тематические стандарты GRI Standards 2021 [10]
ют собой серию специальных стандартов отчетности для 79 отраслей [14]. В отличие от Стандартов GRI версии 2016 года, в SASB Standards существенные темы жестко закреплены. Это минимизирует свободу компаний в выборе показателей и обеспечивает единообразие отчетов. Теперь GRI Standards 2021 ограничат вариативность в выборе существенных тем (аспектов) и показателей, обеспечивая сопоставимость отчетной информации.
Руководство GRI G4 и GRI Standards 2016 основывались на единой системе принципов определяющих содержание отчета (существенность, охват заинтересованных сторон, контекст устойчивого развития, полнота и его качество) и качество отчетной информации (сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность) [8, 9]. В новой версии такое разделение принципов было упразднено.
GRI Standards 2021 описывает следующие принципы подготовки отчетности в области устойчивого развития: точность, сбалансированность, ясность, сопоставимость, полнота, контекст устойчивого развития, своевременность, надежность. Существенность и учет интересов заинтересованных сторон включены в новую категорию — «ключевые концепции GRI Standards» [10].
Ключевые концепции закладывают основу для отчетности в области устойчивого развития. По мнению разработчиков, понимание этих концепций имеет важное значение как для разработчиков, так и пользователей отчетности. Кратко рассмотрим каждую из концепций.
1. Учет интересов и взаимодействие со стейкхолдерами. Организация должна определить заинтересованные стороны, интересы которых необходимо учитывать. Деятельность организации может негативно или положительно влиять на заинтересованные стороны. Взаимодействие с ними помогает организации идентифицировать, оценить свое воздействие и управлять им.
2. Воздействие — влияние, которое организация оказывает или может оказать на экономику, окружающую среду и людей (в том числе на их права), что, в свою очередь, может указывать на ее существенный вклад (негативный или позитивный) в устойчивое развитие.
3. Существенность. Спектр воздействий, оказываемый деятельностью компании, невозможно измерить в полном объеме, в условиях ограниченности ресурсов и принципиальной сложности данной задачи. Существенность представляет собой порог, при превышении которого вопрос или показатель становится достаточно важным для включения в отчет.
Согласно GRI Standards, существенные темы (аспекты) — аспекты, отражающие значимое экономическое, экологическое и социальное воздействие организации или способные значительно повлиять на оценки и решения стейк-холдеров [9].
GRI Standards 2021 вводит более широкое определение данной категории, связанное с оценкой воздействия: существенные темы — это темы, отражающие наиболее значительное воздействие организации на экономику, окружающую среду и людей (включая влияние на права человека) [10].
В новом определении существенности нет упоминания об интересах стейкхолдеров. Степень воздействия организации является единственным критерием для определения того, является ли тема существенной. В то же время стейкхолдеры вовлекаются в процесс идентификации, приоритизации и отбора существенных тем. Организация должна проверять свой выбор, привлекая потенциальных пользователей и экспертов — ученых, консультантов, инвесторов, юристов, государственные учреждения и неправительственные организации.
В отчете должен содержаться не просто перечень наиболее существенных тем, но и их четкое обоснование — подробное описание процедур выявления и отбора. Взаимодействие со стейкхолдерами теперь нужно четко протоколировать и освещать. Также в GRI Standards 2021 прописано, что организация должна обращаться за внешней гарантией качества и достоверности процесса определения существенных тем.
4. Дью дилидженс (должная осмотрительность) — процессы, посредством которых организация выявляет, предотвращает, смягчает свое фактическое и потенциальное негативное воздействие на экономику, окружающую среду и права человека. Организация должна определить порядок устранения этого негативного воздействия, связанного с ее операциями, продуктами (услугами) и деловыми отношениями, в зависимости от серьезности последствий и вероятности их наступления.
Таким образом, процесс формирования отчета приобретает риск-ориентированный характер, включающий оценку как непосредственного, так и остаточного уровня риска — за счет оценки существенного воздействия организации на заинтересованные стороны и учета результативности действующих процедур должной осмотрительности (дью дилид-женс).
Большинство общих стандартных элементов отчетности (GRI 2 «Раскрытие общей информации об организации») содержательно были
полностью или частично пересмотрены. Всего в общую часть добавлено два новых элемента отчетности — GRI 2—24 и GRI 2—27.
Элемент GRI 2—24 «Исполнение внутренних политик» предполагает раскрытие информации о том, как компания обеспечивает соответствие принятым обязательствам по ответственному ведению бизнеса (GRI 2—23 «Принятые внутренние политики»), которые нашли отражение в кодексе поведения и других внутренних документах. Речь идет не только об обязательных («юридический комплаенс»), но и добровольных требованиях в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития («этический комплаенс»). Отдельный акцент сделан на соблюдении прав человека.
Пересмотр и включение тематических элементов GRI 307—1 «Соответствие экологическим требованиям» и GRI 419—1 «Соответствие социальным и экономическим требованиям» в общий стандартный элемент отчетности GRI 2—27 «Соблюдение законов и нормативных актов» означает, что отныне каждая компания, применяющая GRI Standards, должна включать в отчет сведения о реализации принципов комплаенс-менеджмента. Так организации будут раскрывать общее количество и денежную оценку штрафов за случаи несоблюдения законодательных требований (за текущий и предыдущий отчетные периоды). Также компании должны включать описания наиболее существенных инцидентов, чтобы заинтересованные стороны могли понять тип и контекст нарушений, а также то, каким образом они были выявлены.
Из новой версии GRI Standards исключены пять общих элементов отчетности. Некоторые из них были малоинформативными (например, GRI 102—51 «Дата публикации предыдущего отчета») или отчасти дублировали другие элементы (например, исключенный GRI 102—12 «Внешние инициативы» и 102—13 «Членство в ассоциациях», который отныне промаркирован GRI 2—28). Элементы отчетности GRI 102—15 «Ключевые воздействия, риски и возможности», GRI 102—31 «Анализ экономических, экологических и социальных тем» и GRI 102—44 «Ключевые темы и опасения, которые были подняты заинтересованными сторонами» отчасти нашли отражение в стандарте GRI 3 «Существенные темы».
Стандарт GRI 3 «Существенные темы» включает три элемента отчетности:
— GRI 3—1 Процесс определения существенных тем — аналог GRI 102—46;
— GRI 3—2 Перечень существенных тем — аналог GRI 102—47;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— GRI 3—3 Управление существенными темами — элемент отчетности, объединивший
в себе требования GRI 103—2 и GRI 103—3, по которым раскрывают сведения о подходах в об -ласти менеджмента (отдельно для каждого существенного аспекта).
Отраслевые стандарты призваны повысить качество, полноту и последовательность отчетности организаций, отражают ожидания широкого круга стейкхолдеров, разрабатываются на основе большого массива данных, синхронизируются с требованиями международных документов и рекомендаций экспертов. При наличии применимого отраслевого стандарта организация обязана использовать его при составлении отчетности по GRI Standards 2021.
В первой части отраслевого стандарта приводится характеристика профиля деятельности организаций, включая связи между вероятными существенными отраслевыми аспектами с Целями устойчивого развития ООН. Затем непосредственно перечисляются темы, которые могут быть существенными для большинства организаций в данном секторе. Организация должна изучить каждую тему и определить, является ли она существенной для нее.
По каждой существенной для отрасли теме приведены соответствующие тематические стандартные элементы отчетности (из серий GRI 200, GRI 300 и GRI 400), а также уточняющие рекомендации (для тех случаев, когда универсальных показателей, применяемых в тематических стандартах, недостаточно для полного раскрытия информации) и дополнительные отраслевые элементы отчетности.
Отраслевые стандарты будут разработаны для 40 секторов. На настоящий момент действует лишь один отраслевой стандарт для нефтегазового сектора — GRI 11.
Чтобы продемонстрировать, что отчет подготовлен в соответствии с GRI Standards 2016, указывают вариант применения их рекомендаций — «Основной» или «Расширенный» (в отличие от первого варианта организация должна раскрыть все элементы отчетности для всех определенных ею существенных аспектов).
В GRI Standards 2021 предусмотрен только один способ представления отчетности в области устойчивого развития. «Основной» и «Расширенный» варианты не существуют. Чтобы отчитываться в соответствии с GRI Standards 2021, организация должна соответствовать девяти требованиям, изложенным в GRI 1: 1) применять принципы отчетности; 2) раскрывать все элементы отчетности GRI 2; 3) определять существенные темы (аспекты); 4) раскрывать элементы отчетности в соответствии с GRI 3; 5) раскрывать информацию в соответствии
с тематическими стандартами по каждой существенной теме; 6) указать причины, по которым организация не раскрывает те или иные элементы отчетности; 7) опубликовать таблицу соответствия GRI; предоставить заявление об использовании; 9) уведомлять GRI.
Выводы
В настоящее время Стандарты GRI являются методологической основой разработки отчетности в области устойчивого развития, превратившись фактически в универсальные документы, совместимые с другими системами отчетности, а также большим количеством иных инициатив и платформ в области корпоративной социальной ответственности, устойчивого развития и комплаенса.
Как и прежние версии, GRI Standards 2021 позволяют сформировать сбалансированный отчет в области устойчивого развития, отражающий экономическую, социальную, управленческую и экологическую результативность компании. GRI Standards 2021 обеспечивает большую ясность ключевых концепций, принципов и элементов отчетности, позволяя раскрывать нефинансовую информацию в соответствии с последними изменениями в области ответственного ведения бизнеса.
Цель GRI Standards 2021 состоит в том, чтобы дать организациям возможность сообщать информацию об их воздействии на экономику, окружающую среду и людей (включая права человека), вовлекая в процесс определения наиболее существенных тем (аспектов) представителей заинтересованных сторон и реализуя процедуры должной осмотрительности (дью ди-лидженс).
Скорее всего, в ближайшем будущем GRI Standards останутся наиболее признанной платформой, используемой для предоставления нефинансовой информации. Хотя переход на GRI Standards 2021 может повлечь за собой существенные затруднения для компаний, которые имеют опыт подготовки отчетов в соответствии со стандартами GRI лишь в основном, а не расширенном варианте. Кроме того, GRI продолжает усиливать контроль над применением своих стандартов. Если компания решила использовать GRI Standards, то она должна уведомить организацию-разработчика, отправив копию своего отчета или зарегистрировать его на официальном сайте.
В условиях высокой конкуренции стандартов и руководств по разработке нефинансовой отчетности работа по актуализации GRI Standards в рамках конкретных тематических и отраслевых стандартов будет продолжена. Поэтому отчитывающиеся организации должны ежегодно наблюдать за изменениями.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борзаков Д. В. Институционализация корпоративной нефинансовой отчетности в России и за рубежом / Д. В. Борзаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Экономика и управление. — 2015. — № 3. — С. 58—66.
2. Борзаков Д. В. Управленческий контроль корпоративной социальной ответственности: нормативное, информационное и методическое обеспечение / Д. В. Борзаков, Л. М. Никитина. — Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2019. — 270 с.
3. Недомолкина Я. Н. Категория «экономическая» в отчетности в области устойчивого развития / Я. Н. Недомолкина // Современная экономика: проблемы и решения. — 2020. — № 9 (129). — С. 134—146.
4. Сапожникова Н. Г. Подкатегория «общество» в отчетности в области устойчивого развития / Н. Г. Сапожникова, И. А. Капустина // Современная экономика: проблемы и решения. — 2021. — № 4 (136). — С. 177—189.
5. Сапожникова Н. Г. Подкатегория «Права человека» в отчетности в области устойчивого развития / Н. Г. Сапожникова, Ж. А. Кеворкова // Современная экономика: проблемы и решения. — 2020. — № 1 (121). — С. 157—165.
6. Corporate Register. Доступно: https:// www.corporateregister.com (дата обращения: 20.12.2021).
7. ESG вопросы в практике российских публичных компаний // Российский институт директоров, 2021. Доступно: https://nokc.org.ru/wp-content/uploads/2021/05/issledovanie.-esg.pdf (дата обращения: 17.12.2021).
8. GRI G4 // Global Reporting Initiative. Доступно: https://www.globalreporting.org/ resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
9. GRI Standards // Global Reporting Initiative. Доступно: https://www.globalreporting. org/standards (дата обращения: 01.12.2021).
10. GRI Standards 2021 // Global Reporting Initiative. Доступно: https://www.globalreporting. org/how-to-use-the-gri-standards/gri-standards-english-language/ (дата обращения: 12.12.2021).
11. Highlights: GRI at 20 // Global Reporting Initiative. Доступно: https://www.globalreporting.
org/gri-20/Pages/Facts-and-figures.aspx (дата обращения: 22.01.2019).
12. Reporting Exchange. Доступно: https:// www.reportingexchange.com (дата обращения: 20.12.2021).
13. Reporting matters // WBCSD, 2020. Доступно: https://docs.wbcsd.org/2020/10/WBCSD_ Reporting_Matters_2020.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
14. SASB Standards // Sustainability Accounting Standards Board. Доступно: http:// www.sasb.org/standards/download/ (дата обращения: 29.12.2021).
15. Sustainability Reporting Trends // The Governance and Accountability Institute Inc. Доступно: https://www.ga-institute.com/research/ga-research-collection/sustainability-reporting-trends. html (дата обращения: 02.11.2020).
16. The time has come. Survey of Sustainability Reporting // KPMG, 2020. Доступно: https://assets. kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/11/the-time-has-come.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
LIST OF LITERATURE
1. Borzakov D. V. Institucionalizaciya korporativnoj nefinansovoj otchetnosti v Rossii i za rubezhom [Institutionalization of corporate non-financial reporting in russia and abroad] / D. V. Borzakov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ekonomika i upravlenie. — 2015. — No. 3. — Pp. 58—66. (In Russ.)
2. Borzakov D. V. Upravlencheskij kontrol’ korporativnoj social’noj otvetstvennosti: normativnoe, informacionnoe i metodicheskoe obespechenie [Management control of corporate social responsibility: regulatory, informational and methodological support] / D. V. Borzakov, L. M. Nikitina. — Voronezh : Izdatel’skij dom VGU, 2019. — 270 p. (In Russ.)
3. Nedomolkina YA. N. Kategoriya «ekonomicheskaya» v otchetnosti v oblasti ustojchivogo razvitiya [«Economic» category in reporting in the field of sustainable development] / YA. N. Nedomolkina // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. — 2020. — No. 9 (129). — Pp. 134—146. (In Russ.)
4. Sapozhnikova N. G. Podkategoriya «obsh-chestvo» v otchetnosti v oblasti ustojchivogo raz-vitiya [Subcategory «society» in reporting in the area of sustainable development / N. G. Sapozh-
nikova, I. A. Kapustina // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. — 2021. — No. 4 (136). — Pp. 177—189. (In Russ.)
5. Sapozhnikova N. G. Podkategoriya «Prava cheloveka» v otchetnosti v oblasti ustoychivogo razvitiya [«Human rights» subcategory in the reporting in the field of sustainable development] / N. G. Sapozhnikova, ZH. A. Kevorkova // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. — 2020. — No. 1 (121). — Pp. 157—165. (In Russ.)
6. Corporate Register. Available at: https://www. corporateregister.com (accessed 20.12.2021).
7. ESG voprosy^ v praktike rossijskix publichny^x kompanij [ESG issues in the practice of Russian public companies]. Rossijskij institut direktorov, 2021. Available at: https://nokc.org.ru/ wp-content/uploads/2021/05/issledovanie.-esg.pdf (accessed 17.12.2021).
8. GRI G4 // Global Reporting Initiative. Available at: https://www.globalreporting.org/ resourcelibrary/Russian-G4-Part-One.pdf (accessed 01.12.2021).
9. GRI Standards // Global Reporting Initiative. Available at: https://www.globalreporting.org/ standards (accessed 01.12.2021).
10. GRI Standards 2021 // Global Reporting Initiative. Available at: https://www.globalreporting. org/how-to-use-the-gri-standards/gri-standards-english-language/ (accessed 12.12.2021).
11. Highlights: GRI at 20 // Global Reporting Initiative. Available at: https://www.globalreporting. org/gri-20/Pages/Facts-and-figures.aspx (accessed 22.01.2019).
12. Reporting Exchange. Available at: https:// www.reportingexchange.com (accessed 20.12.2021).
13. Reporting matters // WBCSD, 2020. Available at: https://docs.wbcsd.org/2020/10/ WBCSD_Reporting_Matters_2020.pdf (accessed 10.12.2021).
14. SASB Standards // Sustainability Accounting Standards Board. Available at: http:// www.sasb.org/standards/download/ (accessed 29.12.2021).
15. Sustainability Reporting Trends // The Governance and Accountability Institute Inc. Available at: https://www.ga-institute.com/research/ ga-research-collection/sustainability-reporting-trends.html (accessed 02.11.2020).
16. The time has come. Survey of Sustainability Reporting // KPMG, 2020. Available at: https:// assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/11/the -time-has-come.pdf (accessed 10.12.2021).