Руководство по практическим занятиям по физиологии человека солодков

Авторы Солодков А. С.
Издательство М.: Советский спорт
Страниц 100
ID 187911
Аннотация Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено в соответствии с учебным планом и учебной программой 2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению 032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя с методическими подходами к изучению функционирования основных систем и функционального состояния организма человека в различных условиях его деятельности. Основная цель пособия – облегчить подготовку студентов к практическим, лабораторным и семинарским занятиям, помочь им в самостоятельной работе.
Кем рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 — «Физическая культура»
Кому рекомендовано Предназначено для студентов факультетов очного и заочного обучения высших учебных заведений физической культуры.
ISBN 978-5-9718-0478-9
УДК 612+612.766.1+612.796(075.8)
ББК 28.073я73

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека : учеб. пособие / ред. А.С. Солодков .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Советский спорт, 2011 .— 100 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-0478-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/187911 (дата обращения: 19.05.2023)


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Задачи, стоящие перед теорией и практикой физического
воспитания и обучения, требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функционирования организма с
учетом возраста, пола и механизмов адаптации к мышечной
деятельности. <…> Солодков
7
Часть I
ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Физиология (от греч. «physis» – «природа», «logos» – «учение») – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. <…> Следовательно,
общая физиология описывает те качественно своеобразные явления, которые отличают живое от неживого. <…> Какие изменения наблюдаются в составе крови при выполнении
физических нагрузок? <…> Эритроциты, их функции и нормальное содержание в 1 л
крови, изменения при мышечной деятельности и в условиях высокогорья. <…> Изменения лейкоцитов при мышечной деятельности, миогенный лейкоцитоз и фазы его развития. <…> Длительность интервалов соответствует времени проведения
возбуждения по проводящей системе отделов сердца. <…> 1.3), вся ЭКГ разрезается на участки
в 2–3 сердечных цикла, которые наклеиваются в протокол занятия. <…> Таблица 1.3
Показатели ЭКГ в покое и при мышечной работе
Исследуемые
параметры
Покой
1
Работа (мин)
2
3
4
Восстановление (мин)
5
1
2
3
4
5
R-R (мм)
ЧСС (уд./мин)
21
На основании полученных результатов делают выводы о соответствии ЧСС в покое нормальным величинам и влиянии на нее
физической нагрузки. <…> ЗАНЯТИЕ 1.3
Измерение артериального давления у человека
в покое и после мышечной работы
Давление в кровеносной сосудистой системе – это сила, обусловливающая движение крови по сосудам. <…> Наиболее распространенными косвенными методами являются пальпаторный метод (метод Рива-Роччи) и звуковой (аускультативный) метод по способу Короткова. <…> Метод Рива-Роччи основан на формировании внешнего давления (пережатии манжетой), достаточного для прекращения
кровотока в исследуемой артерии. <…> ЗАНЯТИЕ 1.4
Исследование реакций сердечно-сосудистой системы
на нагрузку и венозного тонуса <…>

Руководство_к_практическим_занятиям_по_физиологии_человека._Учебное_пособие.pdf

УДК 612+612.766.1+612.796
ББК 28.073
Р85
Издание подготовлено на кафедре физиологии Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Рецензенты:
О.Л. Виноградова – д-р биол. наук, профессор (РГУФК);
А.А. Мясников – д-р мед. наук, профессор (ВМедА);
О.С. Насонкин – д-р мед. наук, профессор
(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).
Авторский коллектив:
д.м.н., проф. А.С. Солодков; д.м.н., проф. И.В. Левшин;
д.м.н., проф. В.А. Бухарин; д.б.н., проф. Е.Б. Сологуб;
к.м.н., доц. Ю.Н. Королев; к.б.н., доц. В.Г. Панов;
к.м.н., доц. А.Н. Поликарпочкин; к.б.н., доц. И.Б. Маслова;
к.б.н., доц. Д.С. Мельников; к.б.н., доц. В.В. Силиверстова;
к.м.н., доц. И.К. Яичников; ст. преп. Н.В. Кудрявцева.
Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ,
д.м.н., проф. А.С. Солодкова.
Р85
Руководство к практическим занятиям по физиологии человека
[Текст] : учеб. пособие для вузов физической культуры / под общ. ред.
А.С. Солодкова ; НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – 2-е изд., испр. и доп. –
М. : Советский спорт, 2011. – 200 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0478-9
Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено
в соответствии с учебным планом и учебной программой
2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению
032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного
стандарта высшего профессионального образования РФ
в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя
с методическими подходами к изучению функционирования
основных систем и функционального состояния организма человека
в различных условиях его деятельности. Основная цель пособия – облегчить
подготовку студентов к практическим, лабораторным и семинарским
занятиям, помочь им в са мостоятельной работе.
Предназначено для студентов факультетов очного и заочного обучения
высших учебных заведений физической культуры.
УДК 612+612.766.1+612.796
ББК 28.073
ISBN 978-5-9718-0478-9
© Авторский коллектив, 2011
© А. С. Солодков, 2011
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Реформирование высшего профессионального образования
в Российской Федерации обусловлено комплексом социальнополитических
и экономических преобразований, происходящих
в стране. Эти изменения вызвали необходимость подготовки современных
специалистов, отвечающих потребностям рыночных
отношений. Повышение требований к научно-прикладному уровню
и творческому потенциалу обучающихся неизбежно приводит
к необходимости усиления фундаментальной подготовки и приоритетности
изучения в вузах физической культуры естественнонаучных
и медико-биологических дисциплин, среди которых
одной из ведущих является физиология.
Становление и развитие физиологии человека в значительной
мере было обусловлено проведением большого объема фундаментальных
и прикладных исследований по предмету. Практическое
использование данных любой науки оправдано лишь в том случае,
когда их достоверность подтверждается лабораторными экспериментами,
когда выявлены стоящие за ними закономерности, когда
создана соответствующая теория. Решению таких вопросов способствуют
и практические занятия студентов.
Задачи, стоящие перед теорией и практикой физического
воспитания и обучения, требуют от физиологической науки
раскрытия особенностей функционирования организма с
учетом возраста, пола и механизмов адаптации к мышечной
деятельности. Знание специалистами таких закономерностей
оградит практику физического воспитания от применения как недостаточных,
так и чрезмерных мышечных нагрузок, опасных для
здоровья людей. В процессе физического воспитания следует не
только повышать двигательную подготовленность, но и формировать
необходимые психофизические свойства и качества личности,
обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятельности
в условиях современного мира.
5

Стр.2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике
и спорте. – М.: Медицина, 1990. – 192 с.
2. Словарь физиологических терминов / под ред. О.Г. Газенко. – М.:
Наука, 1987 – 446 с.
3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная: учебник для ИФК, изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Советский спорт,
2010. – 528 с.
4. Спортивная физиология: учебник для ИФК / под ред. Я.М. Коца. – М.:
ФиС, 1986. – 240 с.
5. Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии /
под ред. Ф.З. Меерсона. – М.: Наука, 1986. – 635 с.
6. Физиология мышечной деятельности: учебник для ИФК / под ред.
Я.М. Коца. – М.: ФиС, 1982. – 447 с.
7. Физиология человека: учебник для ИФК / под ред. Н.В. Зимкина. –
М.: ФиС, 1975. – 496 с.
8. Физиология человека: учебник / под ред. Б.И. Ткаченко и В.Ф. Пятина.
– СПб., 1996. – 424 с.
9. Физиология человека: учебник / под ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура,
образование и наука, 2001. – 492 с.
10. Физиология человека: учебник / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса:
в 4 т. – М.: Мир, 1985–1986.
Дополнительный
11. Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования
функциональных резервов. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта,
2002.– 34 с.
12. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина,
1988. – 239 с.
13. Возрастная физиология и школьная гигиена / под ред. А.Г. Хрипковой
с соавт. – М.: Просвещение, 1980. – 319 с.
14. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: учеб. пособие. – СПб.:
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 232 с.
15. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: учеб. пособие. – СПб.:
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 216 с.
16. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: учеб. пособие. –
СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – 187 с.
17. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1983. – 256 с.
18. Физиологические особенности организма людей разного возраста
и их адаптация к физическим нагрузкам / под ред. А.С. Солодкова. – СПб.:
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – 179 с.
19. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе
/ под ред. А.С. Солодкова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. –
47 с.
20. Физиология человека: учебник для медицинских институтов / под ред.
Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985. – 559 с.
21. Фомин Н.А. Физиология человека: учеб. пособие для студентов факультетов
физической культуры педагогических институтов – М.: Просвещение,
1992. – 352 с.
196
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………………….. 5
Часть I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ …………………………………………………… 8
1. КРОВЬ …………………………………………………………………………………………………. 13
Занятие 1.1. Определение форменных элементов крови
и лейкоцитарной формулы ……………………………………….. 14
Коллоквиум 1.1. Кровь ………………………………………………. 16
2. КРОВООБРАЩЕНИЕ ……………………………………………………………………. 17
Занятие 1.2. Электрокардиография ………………………………………………… 18
Занятие 1.3. Измерение артериального давления у человека
в покое и после мышечной работы ……………………………. 22
Занятие 1.4. Исследование реакций сердечно-сосудистой
системы на нагрузку и венозного тонуса
по данным ортостатической пробы ………………………….. 25
Коллоквиум 1.2. Кровообращение ………………………………………………….. 27
3. ДЫХАНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 28
Занятие 1.5. Определение показателей внешнего дыхания ………… 28
Занятие 1.6. Минутный объем дыхания в покое
и при мышечной работе ……………………………………………… 32
Занятие 1.7. Расчеты потребления кислорода,
кислородного запроса, кислородного долга,
энерготрат в покое и при мышечной работе ……………. 33
Коллоквиум 1.3. Дыхание ………………………………………………………………… 37
4. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ ……………………………………………………………………… 38
Занятие 1.8. Исследование средней температуры кожи
в покое и при мышечной работе ……………………………….. 40
Коллоквиум 1.4. Терморегуляция …………………………………………………… 41
5. НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ ………………………………………….. 42
Занятие 1.9. Регистрация электромиограммы (ЭМГ)
человека при динамической работе
и статических напряжениях ………………………………………. 44
Занятие 1.10. Эргография. Закон средних нагрузок ……………………. 47
Занятие 1.11. Динамометрия, тонус мышц ……………………………………. 50
Коллоквиум 1.5. Нервно-мышечный аппарат ………………………………. 52
6. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА …………………………………… 52
Занятие 1.12. Рефлексы человека ………………………………………………….. 53
Коллоквиум 1.6. Центральная нервная система …………………………… 59
7. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ………………………………….. 59
Занятие 1.13. Время простой зрительно-моторной
реакции человека ……………………………………………………… 61
Коллоквиум 1.7. Высшая нервная деятельность ………………………….. 65
197

Стр.98

8. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ …………………………………………………………. 66
Занятие 1.14. Острота и поле зрения.
Мышечный баланс глаза …………………………………………. 66
Занятие 1.15. Исследование восприятия звука
и устойчивости вестибулярного аппарата ……………. 70
Коллоквиум 1.8. Сенсорные системы …………………………………………… 75
9. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ …………………………………… 76
Коллоквиум 1.9. Железы внутренней секреции …………………………. 77
10. ПИЩЕВАРЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ ………….. 77
11. ВЫДЕЛЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 78
Коллоквиум 1.10. Пищеварение, обмен веществ,
энергии и выделение ……………………………………………….. 79
Часть II. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ……………………………………. 81
1. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ (УИРС-1) ………………………………………………………………. 94
Занятие 2.1. Физиологическая характеристика работы
разной мощности и характера ………………………………… 95
Занятие 2.2. Физиологическая характеристика
статических усилий …………………………………………………. 101
Занятие 2.3. Физиологическая характеристика работы
максимальной мощности ………………………………………… 103
Занятие 2.4. Физиологическая характеристика работы
субмаксимальной мощности ………………………………….. 104
Занятие 2.5. Физиологическая характеристика работы
умеренной мощности ………………………………………………. 106
Занятие 2.6. Физиологическая характеристика работы
переменной мощности …………………………………………….. 108
Занятие 2.7. Конференция по результатам УИРС-1 ………………….. 110
2. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ (УИРС-2) ………………………………………………………………. 114
Занятие 2.8. Определение общей физической
работоспособности по показателям аэробных
возможностей организма ………………………………………… 114
Занятие 2.9. Определение общей физической
работоспособности по показателям анаэробных
возможностей организма ……………………………………….. 118
Занятие 2.10. Определение общей физической
работоспособности с помощью
показателя PWC170 ………………………………………………….. 121
Занятие 2.11. Определение общей физической работоспособности
с помощью индекса Гарвардского степ-теста ………. 124
Занятие 2.12. Определение подвижности в суставах верхних
конечностей при помощи гониометрии ……………….. 126
Занятие 2.13 Определение подвижности в суставах верхних
и нижних конечностей при помощи приборов
Петрова и Шульте …………………………………………………… 128
198
Занятие 2.14. Количественная оценка работоспособности
спортсменов (интегральный показатель)
в спортивной физиологии ……………………………………… 131
Семинар 2.1. Физиологическая характеристика
физических упражнений ………………………………………… 134
Коллоквиум 2.1. Физиологическая классификация
двигательных качеств и навыков ……………………………. 134
Коллоквиум 2.2. Физиологические механизмы адаптации
организма спортсмена ……………………………………………….
135
Коллоквиум 2.3. Функции организма в особых условиях ………… 135
Часть III. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ …………………………………….. 137
Занятие 3.1. Оценка уровня функционального
состояния человека …………………………………………………… 139
Занятие 3.2. Оценка функциональной подготовленности
организма человека к физическим нагрузкам
на основе комплексного вероятностного метода …. 142
Занятие 3.3. Исследование пропускной
способности мозга ……………………………………………………..
148
Занятие 3.4. Исследование эффективности тактического
мышления в условиях дефицита времени …………….. 152
Занятие 3.5. Выявление преобладающего типа памяти …………….. 155
Занятие 3.6. Исследование моторной
и сенсорной асимметрии ………………………………………….. 159
Коллоквиум 3.1. Физиологические особенности развития
и состояние организма детей и подростков ………….. 164
Коллоквиум 3.2. Особенности физиологических
показателей у лиц зрелого и пожилого возраста ….. 164
Коллоквиум 3.3. Оценка и коррекция функциональной
подготовленности к физическим нагрузкам,
спортивный отбор ………………………………………………………
165
Коллоквиум 3.4. Индивидуально-типологические
особенности спортсменов различных
специализаций ……………………………………………………………
165
Часть IV. ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ
И КУРСОВОЙ РАБОТ ПО ФИЗИОЛОГИИ ………………………….. 167
Контрольная работа по физиологии …………………………………………….. 167
Курсовая работа по физиологии ……………………………………………………. 170
Защита курсовой работы ………………………………………………………………… 173
Статистическая обработка полученных данных …………………………. 173
Примерные темы курсовых работ …………………………………………………. 180
Примерные темы курсовых реферативных работ ………………………. 183
Квалификационные требования к курсовому экзамену
по физиологии ………………………………………………………………………………….. 184
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………… 190
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….. 196
199

Стр.99

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека

Обязательный экземпляр печатного издания в электронном виде. Доступ к документу возможен только в читальных залах Российской государственной библиотеки.

О произведении

Ответственность

[А. С. Солодков и др.] ; под общ. ред. А. С. Солодкова

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Рубрики

Доступ к «Руководство к практическим занятиям по физиологии человека возможен только в читальных залах Российской государственной библиотеки (РГБ).

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.

Описание книги

Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено в соответствии с учебным планом и учебной программой 2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению 032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя с методическими подходами к изучению функционирования основных систем и функционального состояния организма человека в различных ус…

Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено в соответствии с учебным планом и учебной программой 2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению 032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя с методическими подходами к изучению функционирования основных систем и функционального состояния организма человека в различных условиях его деятельности. Основная цель пособия – облегчить подготовку студентов к практическим, лабораторным и семинарским занятиям, помочь им в са мостоятельной работе. Предназначено для студентов факультетов очного и заочного обучения высших учебных заведений физической культуры.;Гриф:Допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 — «Физическая культура» Книга «Руководство к практическим занятиям по физиологии человека» автора А. С. Солодков оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 0.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

А.С.Солодков Е.Б.Сологуб

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОБЩАЯ • СПОРТИВНАЯ • ВОЗРАСТНАЯ

Учебник для высших учебных заведений физической культуры

Издание 2-е, исправленное и дополненное

Допущен Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника для высших учебных заведений физической культуры

Олимпия

Москва 2005

УДК 612.(075)

ББК 28.903

С60

Издание подготовлено на кафедре физиологии

Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта

Рецензенты:

В. И. КУЛЕШОВ, докт. мед. наук, проф. (ВМедА);

И. М. КОЗЛОВ, докт. биоя. и докт. пед. наук, проф.

(СПбГАФКим. П. Ф. Лесгафта)

Солодков А. С, Сологуб Е. Б.

С60 Физиология человека. Общая. Спортивная. Возраст­ная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с, ил.

ISBN 5-94299-037-9

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Госу­дарственного стандарта высшего профессионального образования.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных со­трудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в об­ласти физической культуры.

УДК 612.(075)

ББК 28.903

ISBN 5-94299-037-9

© Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 2001, 2005

© Издательство «Олимпия Пресс», 2001, 2005

© Издательство «Терра-Спорт», 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант раз­личные специалисты не могут правильно оценивать функциональ­ное состояние организма человека и его работоспособность в различ­ных условиях деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после на­пряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существова­ние целостного организма и его взаимодействие с окружающей сре­дой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и харак­тер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека. Физиология является наукой, осуществляю­щей системный подход в изучении и анализе многообразных внутри- и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования и единую те­оретическую картину.

Важно подчеркнуть, что в развитии современных научных фи­зиологических представлений существенная роль принадлежит оте­чественным исследователям. Знание истории любой науки является необходимой предпосылкой для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политичес­кого статуса общества, его влияния на эту науку, а также влияние науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмотре­ние исторического пути развития отдельных разделов физиологии, упоминание наиболее ярких ее представителей и анализ естественно­научной базы, на которой формировались основные понятия и пред­ставления этой дисциплины, дают возможность оценить современ­ное состояние предмета и определить его дальнейшие перспективные направления.

Физиологическая наука в России в XVI11 — XIX столетиях пред­ставлена плеядой блестящих ученых— И. М. Сеченов, Ф. В. Овсянни­ков, А. Я.Данилевский, А. Ф. Самойлов, И. Р.Тарханов, Н. Е. Вве­денский, И. М. Сеченову и И. П. Павлову принадлежит заслуга

3

создания новых направлений не только в Российской, но и в мировой физиологии.

Физиологию как самостоятельную дисциплину начали препода­вать с 1738 г. в Академическом (позже Санкт-Петербургском) уни­верситете. Существенное значение в развитии физиологии принад­лежит и основанному в 1755 г. Московскому университету, где в его составе в 1776 г. была открыта кафедра физиологии.

В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургичес­кая (Военно-медицинская) академия, которая сыграла исключи­тельную роль в развитии физиологии человека. Созданную при ней кафедру физиологии последовательно возглавляли П. А. Загорс­кий, Д. М. Велланский, Н. М.Якубович, И. М. Сеченов, И. Ф. Цион, Ф. В. Овсянников, И. Р. Тарханов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели,

A. В. Лебединский, М. П. Бресткин и другие выдающиеся предста­вители физиологической науки. За каждым названным именем сто­ят открытия в физиологии, имеющие мировое значение.

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включа­лась с первых дней их организации. На созданных П. Ф. Лесгафтом в 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был от­крыт кабинет физиологии, первым руководителем которого яв­лялся академик И. Р. Тарханов. В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев,

B. Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов, А. Н. Крестовников, Г. В.Фольбортидр.

Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического прогресса в стране обусловили появление в 30-х годах XX столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека — физиоло­гии спорта, хотя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при выполнении физических нагрузок, пуб­ликовались еще в конце XIX века (И. О. Розанов, С. С. Груздев, Ю. В. Блажевич, П. К. Горбачев и др.). При этом следует подчерк­нуть, что систематические исследования и преподавание физио­логии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом и носили более целенаправленный характер. Кстати заметим, что только в 1989 г. Генеральная Ассамблея Международного Союза физиологических наук приняла решение о создании при ней ко­миссии «Физиология спорта», хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова и Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомско­го, И. С. Бериташвили, К. М. Быкова и др. Однако систематическое

4

изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л. А. Орбели и его ученику А. Н. Крестовникову, и она неразрывно связана со становлением и развитием Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и ее кафедры физиологии — первой подобной кафедры среди физкуль­турных вузов страны и в мире.

После создания в 1919 г. кафедры физиологии в институте физи­ческого образования им. П. Ф. Лесгафта преподавание этого предме­та осуществляли Л. А. Орбели, А. Н. Крестовников, В. В. Василье­ва. Б. Гандельсман, Е. К. Жуков, Н. В. Зимкин, А. С. Мозжухин, Е. Б. Сологуб, А. С. Солодковидр. В 1938г. А. Н. Крестовниковым был издан первый в нашей стране и в мире Учебник физиологии для институтов физической культуры, а в 1939 г. — монография «Физи­ология спорта». Важную роль в дальнейшем развитии преподавания дисциплины сыграли три издания Учебника физиологии человека под редакцией Н. В. Зимина ( 1964, 1970, 1975г.г.)

Становление физиологии спорта в значительной мере было обуслов­лено широким проведением фундаментальных и прикладных исследо­ваний по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителя­ми многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроумно заметил Д. Краукрофт (1970), — «… научные исследования обладают одной странной особенностью: у них есть при­вычка рано или поздно оказываться полезными для кого-то или лая чего-то». Анализ развития учебного и научного направлений физиоло­гии спорта со всей очевидностью подтверждает это положение.

Запросы теории и практики физического воспитания и обучения требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функ­ционирования организма с учетом возраста людей и закономернос­тей их адаптации к мышечной деятельности. Научные принципы физического воспитания детей и подростков базируются на физио­логических закономерностях роста и развития человека на разных этапах онтогенеза. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формиро­вать необходимые психофизиологические свойства и качества лич­ности, обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятель­ности в условиях современного мира.

Формирование различных органов и систем, двигательных ка­честв и навыков, их совершенствование в процессе физического вос­питания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры, а также при необходимости интенсификации или снижения мышеч­ных нагрузок. При этом необходимо учитывать возрастно-половые

5

и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожи­лых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей специалистами оградит практику физического воспитания от при­менения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагру­зок, опасных для здоровья людей.

К настоящему времени накоплены значительные фактические материалы по спортивной и возрастной физиологии, изложенные в соответствующих учебниках и учебных пособиях. Однако в после­дние годы по некоторым разделам предмета появились новые дан­ные, не вошедшие в прежние издания. Кроме того, в связи с посто­янно менявшейся и дополнявшейся учебной программой содержа­ние ранее изданных разделов дисциплины не соответствует совре­менным тематическим планам, по которым ведется преподавание в физкультурных вузах России. С учетом сказанного, в предлагаемом учебнике изложены систематизированные, дополненные и в ряде случаев новые материалы в рамках сегодняшних учебных и науч­ных сведений по предмету. В соответствующие разделы учебника включены и результаты собственных исследований авторов.

В 1998-2000 годах А. С. Солодковым и Е. Б. Сологуб изданы три учебных пособия по общей, спортивной и возрастной физиологии, которые были широко востребованы студентами, одобрены препо­давателями и послужили основой для подготовки современного учебника. Изданный ими в 2001 г. учебник соответствует новой программе по дисциплине, требованиям Государственного стандар­та высшего профессионального образования Российской Федера­ции и включает три части — общую, спортивную и возрастную физи­ологию.

Несмотря на достаточно большой тираж первого издания (10000 экз.), через два года учебника в магазинах не оказалось. Кроме того, авторы получили от читателей ряд замечаний по допущенным при наборе неточностям, орфографическим ошибкам и пр., за что они выражают искреннюю признательность. В первом издании не было редактора и корректора.

Авторы сознают, что и по второму изданию, исправленному и дополненному, могут быть некоторые замечания и предложения. Они с благодарностью их примут.

6

Часть I

ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Любому тренеру и педагогу для успешной профессиональной де­ятельности необходимо знание функций организма человека. Лишь учет особенностей его жизнедеятельности может помочь правильно управлять ростом и развитием организма человека, сохранением здоровья детей и взрослых, поддержанием работоспособности даже в по­жилом возрасте, рациональному использованию мышечных нагрузок в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ФИЗИОЛОГИИ

    1. ПРЕДМЕТ ФИЗИОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Физиология — это наука о функциях и механизмах дея­тельности клеток, тканей, органов, систем и всего организма в целом. Физиологическая функция — это проявление жизнедеятельно­сти, имеющее приспособительное значение.

физиология как наука неразрывно связана с другими дисциплинами. Она базируется на знаниях физики, биофизики и биомеханики, хи­мии и биохимии, общей биологии, генетики, гистологии, киберне­тики, анатомии. В свою очередь, физиология является основой ме­дицины, психологии, педагогики, социологии, теории и методики физического воспитания. В процессе развития физиологической на­уки из общей физиологии выделились различные ее частные разделы. физиология труда, физиология спорта, авиакосмическая физиоло­гия, физиология подводного труда, возрастная физиология, психо­физиология и др.

Общая физиология представляет собой теоретическую основу фи­зиологии спорта. Она описывает основные закономерности деятель­ности организма людей разного возраста и пола, различные функ­циональные состояния, механизмы работы отдельных органов и сис­тем организма и их взаимодействия. Ее практическое значение состоит в научном обосновании возрастных этапов развития организма человека, индивидуальных особенностях отдельных людей, меха­низмов проявления их физических и умственных способностей,

7

Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 — «Физическая культура»

Карточка



Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 — «Физическая культура» / [А. С. Солодков и др.] ; под общ. ред. А. С. Солодкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Советский спорт, 2011. — 198, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-9718-0478-9 (в пер.)

Авт. указаны на обороте тит. л.

Посвящ. 115-летию Национального гос. ун-та физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Человек — Учебные издания для высших учебных заведений — Физиология

Биологические науки — Физиология, биофизика и биохимия животных и человека — Физиология животных и человека — Пособие для практических работ для высшей школы

Культура. Наука. Просвещение — Физическая культура и спорт — Медико-биологические основы физического воспитания — Функциональные изменения отдельных органов, систем и процессов при занятиях физическими упражнениями — Учебное пособие для высшей школы

Шифр хранения:

FB 2 11-27/328

Описание

Заглавие Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 — «Физическая культура»
Коллекции ЭБ Научная и учебная литература
Дата поступления в ЭК 03.05.2011
Дата поступления в ЭБ 15.07.2014
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности [А. С. Солодков и др.] ; под общ. ред. А. С. Солодкова
Издание Изд. 2-е, испр. и доп.
Выходные данные Москва : Советский спорт, 2011
Физическое описание 198, [1] с. : ил., табл.; 22 см
ISBN ISBN 978-5-9718-0478-9 (в пер.)
Примечание Авт. указаны на обороте тит. л.
Посвящ. 115-летию Национального гос. ун-та физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Тема Человек — Учебные издания для высших учебных заведений — Физиология
Биологические науки — Физиология, биофизика и биохимия животных и человека — Физиология животных и человека — Пособие для практических работ для высшей школы
Культура. Наука. Просвещение — Физическая культура и спорт — Медико-биологические основы физического воспитания — Функциональные изменения отдельных органов, систем и процессов при занятиях физическими упражнениями — Учебное пособие для высшей школы
BBK-код Е903я73-5
Ч510.2я73-1
Язык Русский
Места хранения FB 2 11-27/328
Электронный адрес Электронный ресурс
02274cam0a2200349 ib4500
001 BY-NLB-br0000020609
005 20120319130324.0
010 # # $a 5-9718-0176-7 
$b в переплете 
100 # # $a 20070216d2006 f y0rusy50 ca 
101 0 # $a rus 
102 # # $a RU 
105 # # $a a j 010yy 
109 # # $a ga 
200 1 # $a Руководство к практическим занятиям по физиологии человека 
$e учебное пособие для высших учебных заведений по направлению 0321002 — Физическая культура 
$f [А. С. Солодков и др.] 
$g под общей редакцией А. С. Солодкова 
210 # # $a Москва 
$c Советский спорт 
$d 2006 
215 # # $a 191 с. 
$c ил., табл. 
$d 22 см 
300 # # $a Посвящается 110-летию Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта 
320 # # $a Библиография: с. 187—188 (21 назв.) 
345 # # $9 3000 экз. 
606 0 # $3 BY-NLB-ar35875 
$a ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 
$2 DVNLB 
608 # # $3 BY-NLB-ar25166 
$a ПРАКТИКУМ (учеб. пособие) 
$2 BYGNR 
608 # # $3 BY-NLB-ar2286649 
$a УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ 
$2 BYGNR 
675 # # $a 612((076.5)(075.8) 
$v 4 
$z rus 
686 # # $a 34.01.33 
$2 rugasnti 
$v 6 
686 # # $a 34.39.01 
$2 rugasnti 
$v 6 
701 # 1 $3 BY-SEK-469588 
$a Солодков 
$b А. С. 
$g Алексей Сергеевич 
$c доктор медицинских наук 
$f род. 1932 
$4 340 
$4 080 
801 # 0 $a BY 
$b BY-HM0000 
$c 20070216 
$g psbo 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Карты памяти на руководство
  • Ротокан в гинекологии инструкция по применению
  • Морозильная камера либхер комфорт инструкция на русском языке
  • Энтерофурил инструкция по применению для детей сироп инструкция по применению
  • Airless paint sprayer инструкция на русском языке