Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
08.04.2020

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегии, направленные либо на снижение влияния факторов риска заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, либо на усиление действия факторов, которые понижают восприимчивость к этим болезням.

Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие эти шансы, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ.

Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества (ПАВ). Ими могут быть: 

·                     проблемы физического и психического здоровья;

·                     рождение и воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией,

·                     регулярное общение со сверстниками, употребляющими наркотики, отсутствие устойчивости к давлению сверстников;

·                     личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.);

·                     ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;

·                     высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье;

·                     неспособность освоить школьную программу, прогулы в школе;

·                     проблемы межличностного общения в семье, школе, со сверстниками.

Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:

·                     семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;

·                     средний и высокий уровень доходов в семье, адекватная обеспеченность жильем;

·                     высокое качество медицинской помощи;

·                     низкий уровень преступности в населенном пункте, регионе;

·                     доступность служб социальной помощи;

·                     высокий уровень интеллекта и устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие,

·                     высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;

·                     соблюдение норм общества в употреблении психоактивных веществ.

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, у которых уже отмечены эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно уже возникло, но ещё не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая также четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Профилактика употребления
психоактивных веществ (ПАВ)

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и
фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние,
вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические
вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты:
пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление
психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и
социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных,
образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на
предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а
также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и
медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост
сопутствующих наркомании заболеваний).

В профилактике злоупотребления ПАВ
выделяются три ее вида: профилактики — первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика направлена на
предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и
подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.

Вторичная профилактика — это работа с теми
детьми и подростками, которые уже пробовали наркотические или другие психоактивные
вещества или имеют положительное отношение к тому, чтобы их попробовать, и тем
более к их регулярному употреблению.

Третичная профилактика — это уже даже не
профилактика в аспекте понимания ее как предотвращения процесса, явления или
действия, а комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий различного
характера. Поэтому, ведя разговор об основных направлениях антинаркотической
профилактики, мы имеем в виду первичную и вторичную профилактику, которая может
осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме на основе
различных программ и с использованием разных методик [1].

В настоящее время сложились различные
направления профилактики ПАВ.

Одно из направлений можно назвать запретительным.
Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что
приобщение к наркотикам — это нарушение всевозможных существующих в обществе
социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер,
связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь
реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков.

Следующее направление можно назвать информационным.
Оно в различных аспектах популярно в наши дни. В настоящее время довольно много
рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека,
о последствиях употребления различных ПАВ. Вопрос заключается в том, какую
информацию можно дать о наркотических веществах» в какой форме и какое влияние
на их сознание она окажет.

Следующее направление антинаркотической
профилактики — это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных
программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие
альтернативных привычек (занятие спортом
, активный досуг без табака и
алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут
стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить
альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного
направления доказала свою эффективность.

Следующее направление можно условно
назвать личностно ориентированным. Механизм его реализации нацелен на
то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки
самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления
стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем
общения .

Существуют различные программы в этом
направлении. Их общая цель — научить человека управлять собой и объективно
оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности,
помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений
имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти
направления антинаркотической профилактики адекватно и в комплексе.

Для образовательных учреждений должно
стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным
проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в
решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Направления работы по профилактике
наркотической зависимости в значительной степени являются педагогической
(воспитательной) деятельностью и осуществляются психологами и педагогами.
Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к
формированию устойчивого развития личности подростка, к нормативному жизненному
циклу в обществе.

Таким образом, предлагаемая схема работы
не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно
видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая.

В последнее время все больше подростков пристращаются к приему различного рода психоактивных веществ. Такая популярность связана с чрезвычайно широкой распространенностью и продажей нелегальных наркотиков, психологическим здоровьем ребенка, его окружением и занимаемым положением в обществе, обстановкой в семье. Организация профилактики употребления психоактивных веществ – это важнейшие методы, позволяющие уберечь ребенка от наркомании в будущем.

Психоактивные вещества (ПАВ) оказывают воздействие на работоспособность ЦНС, что приводит к расстройствам психического здоровья, в большинстве случаев полностью меняет состояние сознания. Начиная употреблять наркотические вещества, подростки редко задумываются о последствиях, считая, что однократный прием не принесет вреда их здоровью.

Но как показывает практика, после первого употребления ПАВ появляется стойкое желание возвратить возникающие ощущения, развивается стойкая физическая и психологическая зависимость. Со временем это приводит к нарушению функционирования большинства органов и систем, становится причиной деградации личности.

Помочь ребенку предотвратить пристрастие к любого рода психоактивным веществам могут только родители. Их задача заключается в том, чтобы найти правильный подход к своим детям, нуждающихся в особом внимании в период полового созревания.

Причины употребления психоактивных веществ молодежью

Пубертатный период в жизни человека – это важный этап полового созревания, ребенок переходит во взрослую жизнь, меняется его мировоззрение, возникает множество вопросов относительно окружающего мира и его будущего. Подростковый возраст непростое время для любого ребенка, принятые в это время решения и выполненные действия могут повлиять на дальнейший жизненный путь.

Среди основных причин пристрастия к ПАВ различают:

  1. интерес и желание получить новые ощущения;
  2. желание понравиться новым друзьям, войти в компанию;
  3. подростки часто ищут выход из трудностей, встречающихся в жизни и находят помощь в наркотиках, которые меняют реальность, делая существующие проблемы не столь важными;
  4. необходимость получить опыт и понять, каково на самом деле действие наркотиков.

Факторы, повышающие риск злоупотребления

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ построена на выявлении причин, которые приводят к детской наркомании и разработке мер для их устранения.

В группе повышенного риска находятся подростки при наличии следующих факторов:

  • генетическая предрасположенность – все дело в скорости передачи электрических импульсов нейромедиаторами, что непосредственно влияет на быстроту формирования наркотической зависимости; менее устойчивы к искушению ПАВ подростки с различными особенностями акцентуациями личности, при которых отмечается высокая уязвимость и впечатлительность к психогенным раздражителям, в частности к наркотическим веществам; также в данную группу входят пациенты, страдающие такими отклонениями, как олигофрения, психопатия и биполярным аффективным расстройством;
  • психологические факторы – слабая сила воли, отсутствие цели и интересов в жизни, это позволяет легко внушить несозревшей личности необходимость в приеме наркотиков; стремление получать удовольствие и приятные ощущения самым простым способом, неспособность препятствовать своим желаниям, отсутствие понимания последствий приема ПАВ; при наличии проблем в семье или в школе данные факторы достаточно быстро направляют подростка к решению проблем наиболее легкими путями;
  • социальные факторы – начало приема психоактивных веществ происходит под влиянием окружающей среды и условий, в который растет ребенок; отсутствие должного внимания со стороны родителей, приобретенные новые знакомства и желание соответствовать новой компании, казаться более взрослым и популярным.

Как предотвратить пристрастие ребенка к ПАВ?

Главную роль в профилактике употребления психоактивных веществ играют взаимоотношения в семье, то насколько родители уделяют внимание воспитанию детей и подростков, рассказывают им о вреде наркотиков, о возможных последствиях.

Общение

Общение – это важная составляющая воспитательного процесса, с помощью простых разговоров можно уберечь подростка от негативного влияния окружающих. С родителями, которые умеют выслушать и дать совет дети всегда делятся своими мыслями, рассказывают о произошедшем в течение дня, о новых друзьях и интересах. Если свести общение до минимума из-за нехватки времени, в конечном итоге ребенок выберет общение с другими малознакомыми людьми.

Если подросток пытается наладить с близкими контакт следует всегда находить свободное время для общения. Так можно понять о занятиях подростка и уберечь от пагубного влияния дурных компаний.

Совместное времяпровождение

Для профилактики употребления психоактивных веществ большую роль играет совместное времяпровождение с ребенком. Это может быть прогулки на велосипедах, спортивные игры, совместные увлечения музыкой, посещение бассейна, поход в театр либо кинотеатр, сбор грибов или рыбалка.

Если у подроста есть занятие интересное и приносящее пользу, которым он может заниматься совместно с матерью или отцом, в семье не будет недоговорок, такие родители всегда будут вызывать доверие. Необходимость в новых ощущениях отпадет.

Ставить себя на место ребенка

Подростковый возраст – это сложный период, когда дети чувствуют себя непонятыми. Поэтому необходимо вести не просто доверительные разговоры, но и дать понять ребенку, что его переживания очень важны и с пониманием относится к происходящему в жизни подростка.

А в качестве поддержки ребенок должен понимать, что при любых проблемах может довериться родителям, которые всегда окажут поддержку, так как понимают свое чадо.

Общение с его друзьями

Хорошие родители всегда в курсе кто входит в окружение своего ребенка, о чем думают, чем интересуются.

Дни рождения, проводимые дома или другие праздники, на которые могут быть приглашены одноклассники или просто друзья подроста помогут познакомиться с ними поближе, узнать о их хобби, понять мировоззрение.

Собственный пример

Родители, являющиеся противниками вредных привычек, таких как курение, употребление спиртного и психоактивных веществ подают правильный пример подростка. А как известно дети подражают своим родителям.

Симптомы злоупотребления

Если применяемые меры профилактики употребления психоактивных веществ были упущены родными, а проводимые занятия в школе не принесли пользы и подростки все же подсели на наркотики важно знать симптомы, позволяющие своевременно выявить проблему и обратиться за квалифицированной помощью.

К физиологическим признакам относятся:

  1. гиперемия либо бледность кожных покровов;
  2. резко уженные либо расширенные зрачки;
  3. покраснение и мутность глазных яблок;
  4. заторможенность вовремя общения;
  5. повышенный аппетит либо напротив его отсутствие и похудение;
  6. регулярно возникающие приступы кашля;
  7. расстройство координации движения;
  8. нарушение функционирования органов ЖКТ;
  9. скачки АД.

Помимо указанной клиники меняется также поведение – нарушение сна либо сонливость, усталость и вялость сменяющаяся беспричинной возбудимостью, ухудшение мыслительной функции и логического мышления, ребенок перестает общаться с близкими, из дома начинают пропадать ценные вещи, в карманах одежды появляются странные вещи.

Заключение

На сегодняшний день профилактике употребления психоактивных веществ у подростков уделяется огромное внимание, в школах проводятся занятия с психологами. Но основную роль в профилактических мероприятиях играют взаимоотношение в семье.

Источник: stopz.ru

Бородина Оксана, педагог-психолог ОГБУ ДО «Центр «МОСТ»

Статью подготовил врач психиатр-нарколог ПНД
Борисовской ЦРБ
С.С. Шестерин

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

Что такое психоактивные вещества?

Психоктивное вещество (ПАВ) — любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме может вызвать психическую или физическую зависимость. 

Основные признаки употребления ПАВ у подростков:

  • снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
  • отчужденность, скрытность и лживость;
  • эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;
  • компания подростка зачастую состоит из лиц более старшего возраста и некоторые из них имеют опыт употребления ПАВ;
  • эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег;
  • изменение аппетита. Периодическая тошнота, рвота;
  • сужение или расширение зрачков, состояние оглушенности, заторможенности;
  • подросток периодически исчезает из дома;
  • на вопросы родителей о том, где бывает, чем занимается, с кем проводит время, отделывается бессмысленными отговорками;
  • лжет по любому поводу;
  • за короткий период времени полностью сменился круг друзей;
  • количество телефонных разговоров у подростка резко увеличилось;
  • не проявляет интереса к семейным делам и проблемам. 

Основные причины употребления ПАВ:

  • уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни переживаниями, любопытство;
  • получение возможности установления контактов с членами значимой группы, неумение сказать «нет», желание быть похожим на «крутого парня», старшего авторитетного товарища, личный пример родителей;
  • желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
  • безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, эксперименты от скуки;
  • решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от депрессии.

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта в процессе развития зависимости ожидать не приходится, за исключением редких случаев на этапе первых проб.

  1. Первые пробы. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
  2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.
  3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.
  4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.
  5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта), в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).
  6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10–100 раз по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.

Последствия зависимости от ПАВ

Социальные последствия употребления ПАВ:

  • нарушение социального развития и функционирования – способности общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи, любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности;
  • конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.

Психические последствия употребления ПАВ:

  • проблемы с организацией собственной деятельности;
  • нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию;
  • эмоциональные нарушения:
    — раздражительность;
    — легкая возбудимость;
    — склонность к сниженному настроению;
    — агрессивность;
    — злость;
    — падение активности;
  • нарушения мышления:
    — подозрительность;
    — изменение темпа и функций мышления;
    — галлюцинации;
    — чувство безнадежности;
    — мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершенные самоубийства.

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

  • изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание);
  • поражаются внутренние органы (нервная система, пищеварительная система, имунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы).

Ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родители так боятся, чтобы дети не наделали ошибок в жизни, что не замечают, что не дают им жить. Они попирают и нарушают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет, что можно делать, а чего следует избегать.

Библиографическое описание:


Быстрова, Е. В. Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения / Е. В. Быстрова, Т. И. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1071-1074. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24572/ (дата обращения: 21.05.2023).

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту наркозависимых подростков, раскрыта сущность проблемы употребления психоактивных веществ ими в психолого-педагогической литературе. Проанализированы причины употребления психоактивных веществ подростками и выявлены основные эффективные стратегии позитивной психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательной школы. На основе данного материала изучена склонность подростков к употреблению ПАВ в условиях общеобразовательной школы и предложена программа позитивной профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: подростки, психоактивные вещества, стратегии профилактики, позитивная профилактика, пропаганда здорового образа жизни.

Наряду с происходящими социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, наиболее тревожную ситуацию вызывает тенденция роста употребления подростками психоактивных веществ в России. Возникновение социально опасных форм отклоняющегося поведения подростков связано с ростом криминальных группировок, занимающихся ввозом и распространением в нашей стране наркотических веществ, появлением новых их видов (дизайнерские «легальные» наркотики, спайс и др.).

Статистические данные свидетельствует о том, что в России более пятисот миллионов людей с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ и их количество ежегодно повышается. По данным Центра социологических исследований, в России в 2014 году в возрастной группе от 11 лет до 24 года: уровень потребления наркотических средств среди подростков и молодежи в РФ составляет 13,1 % (около 3 миллионов подростков и молодежи), алкоголя — 80,8 % (14 миллионов несовершеннолетних и молодежи), табакокурения 49,5 % (12,3 миллионов). Это связано, прежде всего, с несколькими психологическими, социальными и экономическими причинами, такими как:

                    наблюдается ослабление и дисфункции социальных институтов в обществе;

                    оказывает влияние изменение системы ценностей, бездуховность и низкий уровень культуры молодежи;

                    наблюдается рост числа молодежи и подростков с психической неустойчивостью личности;

                    происходит быстрое увеличение и появление числа новых наркотических средств, расширение их ассортимента;

                    недостаточный уровень профилактической работы как в правоохранительных учреждениях, так в общеобразовательных учреждениях и др.

Наряду с этим, необходимо отметить, что проблема обострения наркотической ситуации в нашей стране требует обращения внимания к вопросу о необходимости изменений в плане организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами подростками в условиях образовательной среды.

На современном этапе в профилактической работе в основном используются такие методы работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ, которые основаны на «запугивании» детей и подростков. Результаты последних исследований в данной области доказывают, что результативность такой профилактической работы мала и нужны совершенно новые подходы в профилактической работе специалистов общеобразовательных учреждений. Поэтому, изучению данного вопроса было посвящено наше проведенное экспериментальное исследование.

Перед нами стояла задача рассмотреть вопрос об организации позитивной профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательных учреждений. Для её решения нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, в которой рассматривается данный вопрос.

Изучению данного вопроса посвящены многие научно-исследовательские работы ученых. Нельзя не оставить без внимания и тот факт, что данной проблемой занимаются исследователи из самых разных областей науки и практики: медиков, психиатров, психологов, педагогов. Во многих современных публикациях и научных статьях освещается не только вопрос важности проведения профилактической работы с молодежью и подростками, но и вопрос использования в данной работе новых эффективных стратегий работы.

Научным основанием в вопросе профилактики наркомании в России послужили работы А. С. Вирениуса, И. И. Горбунова-Посадова, П. Ф. Лесгафта и др. В работах таких ученых, как Ю. П. Азарова, Н. М. Амосова, В. С. Битенский, Б. С. Братусь, А. М. Буянова, Н. В. Вострокнутова, Н. А. Гринченко, М. Г. Данильченко, А. В. Карпова, Д. В. Колесова и др., рассматривается вопрос профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками.

Как показывает краткий анализ проведенных исследований в области психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ, сделано немало, однако, в условиях общеобразовательных учреждений специалисты нуждаются в специализированных профилактических программах работы с подростками.

Таким образом, мы отмечаем, что к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в практической деятельности педагога-психолога.

На основе выдвинутого нами противоречия была сформулирована проблемаисследования: каковы возможности психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

Решение сформулированной проблемы составляет цельисследования.

Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога-психолога.

Нами в работе был определен предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

Проблема, цель и предмет исследования позволяют выдвинуть следующую гипотезу: психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы становится достаточно эффективной, если разработана и реализована программа, направленная на формирование мотивации подростков к здоровому образу жизни и уверенного поведения в проблемной ситуации, развитие навыка позитивного отношения к себе, тренировку навыков самопомощи в преодолении стресса.

Сформулированные проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловило решение следующих задач:

Для решения первой задачи нами в исследовании была раскрыта сущность проблемы употребления ПАВ подростками в психолого-педагогической литературе. Проанализировав различные подходы авторов к данной проблеме, нами было взято за основу в нашей работе определение понятия психоактивные вещества. Психоактивные вещества(ПАВ) — это любые вещества, которые при введении в организм человека оказывают влияние на психические процессы: восприятие, настроение, внимание, способность к познанию, поведение и т. д. Некоторые из психоактивных веществ отнесены к наркотическим (морфин, героин, амфетамин и др.), другие не отнесены (алкоголь, никотин, кофеин и т. д.).Психическая зависимость основана на желании продолжать принимать препарат, включенный в обмен веществ, чтобы получать удовольствие или облегчать напряжение и избегать дискомфорта) [3, с 13].

Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А. Е. Личко, Ц. П. Короленко, Б. Г. Херсонский, Н. С. Курек, В. Файн, Г. Штилер, А. Эйчхорн и др.

В исследованиях таких авторов как Н. И. Григорьев, А. М. Коровин, В. Ю. Завьялов, И. Г. Ураков, М. С. Попова, О. Л. Романова, Т. И. Петракова, У. Брем, Р. Мос и других, рассмотрен вопрос о механизме формирования различных видов зависимости у подростков (алкогольная, наркотическая). Многие исследователи считают, что данные виды зависимости у молодого поколения являются параметром неблагополучия микросоциальной среды.

Вторая задача нашего исследования заключалась в том, чтобы определить причины употребления психоактивных веществ подростками и выявить основные эффективные стратегии психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

К причинам и факторам,способствующимупотреблению старшими подростками психоактивных веществ, мы отнесли:

                    социально-педагогические: (асоциальный тип семьи, академическая неуспеваемость, несформированность личных жизненных планов, отсутствие устойчивого интереса к здоровому образу жизни);

                    психологические: (психологический инфантилизм, негативизм, поиск ситуации риска, высокий уровень личностной тревожности, недооценка последствий злоупотребления психоактивными веществами, отсутствие успеха в социально-значимой деятельности);

                    медико-биологические: (низкий уровень стрессоустойчивости личности и адаптивных возможностей организма индивида; задержка и отклонение в половом созревании; неврозы, гиперактивность и разнообразные невротические нарушения, наследственная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ) [4].

Изучив причины и факторы, способствующих употреблению подростками психоактивных веществ, мы перешли к рассмотрению вопроса об организации психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы. За основу в исследовании мы опирались на новые стратегии работы по оказанию позитивной профилактики употребления психоактивных веществ. В связи с этим, мы использовали в работе понятие позитивной профилактики, под которой понимается «….та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей и подростков» [2].

Смысл позитивной профилактики заключается в том, чтобы у подростков, склонных к алкогольной и наркотической зависимости, развивать личностные качества, социальные навыки, проводить их обучение с целью овладения новыми адекватными формами поведения, а также формировать у них стрессоустойчивость в различных возникающих ситуациях и способность самостоятельно выстраивать свой жизненный путь. В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.

В зависимости от тактики профилактической работы мы предлагаем использовать в работе специалистов следующие подходы:

  1.                Информационный подход.
  2.                Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
  3.                Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  4.                Подход, основанный на учете роли социальных факторов.
  5.                Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
  6.                Подход, основанный на укреплении здоровья.

Проанализировав данные подходы, мы пришли к выводу, что в работе специалистов очень важно использовать подход, направленный на формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи и изученную стратегию позитивной профилактики. Кроме того, мы определили, что наиболее результативным путем профилактики употребления психоактивных веществ в работе педагога-психолога является сочетание психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств [1].

Для реализации третьей задачи исследования мы подобрали диагностические методики, по которым изучили склонность подростков к употреблению ПАВ в условиях общеобразовательной школы. Нами был проведен опрос 30 учащихся 15–16 лет в одной из школ г. Арзамаса. В исследовании были использованы:

  1.                Методика «Может ли…», целью которой было исследование оценочного компонента установки учащихся по отношению к употреблению ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков); формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.

По результатам анкетирования, 71 % учащихся контрольной группы и 68 % учащихся экспериментальной группы были убеждены в невозможности нормального существования потребителя психоактивных веществ. 29 % учащихся и 32 % соответственно, дали сомнительные ответы «не знаю». По результатам методики можно сделать вывод, что хотя в экспериментальной группе большинство учащихся знают про невозможности нормального существования потребителя психоактивных веществ, но все же остается 29 % учащихся, которые не знают про данную проблему, следовательно, они нуждаются в проведение программы по профилактике.

  1.                Методика Цветовой тест отношение (ЦТО) Эткинда проводился нами с целью изучения оценочного компонента установки по отношению к употреблением ПАВ; изучение системы отношений ребенка к себе и другим значимым людям в семье и школе. Нами было проведено индивидуальное исследование совместно с каждым подростком, который составлял список значимых людей из непосредственного окружения ребенка.

Согласно результатам теста высокую степень принятия к таким понятиям, как «Алкоголик» и «Наркотики» соответственно проявили 5 % учащихся контрольной группы и 7 % учащихся экспериментальной группы; и 14 % контрольной группы и 13 % учащихся экспериментальной группы соответственно, а также 48 % учащихся контрольной группы и 51 % учащихся экспериментальной группы воспринимают понятие «Мой друг курит». Таким образом, можно констатировать, что с одной стороны, с понятием «Алкоголик» большинство подростков себя не соотносят, с другой стороны понятие «Наркотики» для них значимее и авторитетнее. И третье, понятие «Мой друг курит» осознается ими как выражение личности и свободой воли.

  1.                Опросник «Группы риска аддиктивности» (ГРА) (Б. И. Хасан, А. Тюменева) был проведен с целью определения динамики степени (актуальности) риска, появления зависимого поведения в условиях системы образования. Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам. 1. Шкала «поведение в ситуации риска» 2. Шкала «интерес к наркотикам» 3. Шкала «социальные установки».

По результатам опросника, и в контрольной и экспериментальной группах, были выявлены учащиеся, которых можно отнести в группу «нерискующих» по каждой из вышеперечисленных шкал. Вызывает интерес данные, которые подтверждают, что «интерес к наркотикам» в данной группе проявляют из любопытства 13 % и 14 % соответственно. К первой группе риска «потенциально готовые к пробе» в контрольной группе «интерес к Наркотикам» проявили 21 % учащихся и 19 % учащихся соответственно. Во вторую группу риска «совершившие пробу» «интерес к Наркотикам» в контрольной группе проявили 3 % учащихся и 2 % учащихся в экспериментальной группе. И, в контрольной и в экспериментальной группах, были выявлены учащиеся, которые были выделены в третью группу риска «аддиктивное поведение», куда относятся 4 % учащихся контрольной группы и 2 % учащихся экспериментальной группы.

Полученные результаты исследования показали, что значительной части подростков требуется психолого-педагогическая помощь в профилактике употребления ПАВ, в информированности по ПАВ, по снятию уровня тревожности, повышению уровня мотивации достижения успеха. Таким образом, проведенное нами диагностическое исследование, подвело нас к выводу, что с подростками необходимо проводить систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ среди молодежи и пагубного влияния вредных привычек на их здоровье.

Для решения четвертой задачи нами на основании результатов первичной диагностики была разработана профилактическая программа, включающая 10 занятий, состоящих из 4–5 упражнений, которая будет реализована в следующем году. Занятия будут проводиться три раза в неделю по 50–60минут. Все профилактические мероприятия данной программы в связи с этим опираются на:

                    формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

                    формирование у подростков умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность;

                    формирование мотивов отказа от «пробы» и приема психоактивных веществ;

                    системную подготовку педагогов к работе с подростками по формированию устойчивого развития личности к асоциальным проявлениям в обществе.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что необходима целенаправленная системная работа с подростками, которая будет осуществляться педагогами-психологами образовательных учреждениях с использованием современных тактик эффективного воздействия. Поэтому, разработанная нами программа психолого-педагогической помощи подросткам, на наш взгляд, даст позитивную динамику в личностной сфере подростков, в частности снижения количества подростков, употребляющих ПАВ.

Литература:

  1.                ПисьмоМинобрнауки, МВД России и ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».
  2.                ПриказМинистерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
  3.                Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью[Текст] /Под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. — СПб., 2003–167 с.
  4.                Свади Х. Злоупотребление психоактивными веществами среди подростков./2000. Цит. поhtth//www.psyobsor.org/1998/12/5–1php.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, общеобразовательная школа, экспериментальная группа, вещество, вещество подростками, здоровый образ жизни, контрольная группа, психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ, учащийся, профилактическая работа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Dexter power vod1530swc инструкция по эксплуатации
  • Chemistry химия опыты с кислотами инструкция
  • Дом из газоблоков своими руками пошаговая инструкция видео
  • Рено логан 2007 руководство по эксплуатации
  • Метоциния йодид инструкция по применению цена