Руководство по работе на экскаваторе

  • 1. Общая часть
  • 2. Выполнение правил техники безопасности перед началом работы на экскаватора
  • 3. Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы
  • 4. Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту одноковшового экскаватора
  • 5. Требования безопасности при работе экскаватора
  • 6. Техника безопасности при передвижении экскаватора
  • 7. Техника безопасности при монтаже и демонтаже экскаваторов

Общая часть

  • Машинист экскаватора и весь персонал, обслуживающий механизмы, участвующие в комплексе, должны пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, который следует повторять не реже 1 раза в 3 месяца и при каждом переходе этих рабочих на новое место работы или при изменении условий их труда.
  • Машинист экскаватора и весь обслуживающий персонал машины должны быть обеспечены, спецодеждой и защитными средствами согласно действующим нормам и обязательно применять их во время работы. Без соответствующих спецодежды и защитных средств обслуживающий персонал экскаватора к работе не допускается.
  • Машинисты одноковшовых экскаваторов, работающих с оборудованием, па которое распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (крюком или грейфером), в тех случаях, когда стрела, а также крюк или грейфер подвешены па канате, должны быть обучены и аттестованы квалификационной комиссией с обязательным участием представителя местного органа Госгортехнадзора.
  • У всех машинистов экскаваторов, их помощников, слесарей, электромонтеров, стропальщиков (при работе экскаваторов с крановым оборудованием) следует периодически не реже одного раза в 12 месяцев, а также при нарушении правил техники безопасности проверять знание этих правил.
  • Все виды инструктажа и проверки знаний по технике безопасности следует оформлять соответствующими документами-журналами проведения инструктажа, протоколами и т. п.
  1. Машинист экскаватора может быть допущен к работе только на той машине, по которой прошел обучение. В удостоверении, выданном машинисту экскаватора, должно быть указано, на какой марке экскаватора он допущен к работе.
  2. Машинист экскаватора должен:
  • знать инструкцию по технике безопасности для машиниста экскаватора, а также инструкцию завода изготовителя данного экскаватора по монтажу и эксплуатации машины;
  • знать устройство экскаватора, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
  • владеть навыками, нужными для управления механизмами экскаватора и ухода за ними; перед тем как перейти к самостоятельному управлению экскаватором, машинист, окончивший курс обучения, не менее 1 месяца должен проработать на экскаваторе под руководством опытного машиниста и ознакомиться со всеми условиями, в которых работает данный экскаватор, а также необходимыми мерами предосторожности;
  • если экскаватор работает с крановым или грейферным оборудованием, знать факторы, влияющие на устойчивость экскаватора, и причины потери устойчивости;
  • знать ассортимент и назначение горючего и смазочных материалов, применяемых для данного экскаватора;
  • при комплексной механизации производственного процесса знать правила безопасной работы на всех машинах, участвующих в комплексе. Это необходимо потому, что машинист экскаватора отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми рабочими, обслуживающими экскаватор.

В удостоверении машиниста должна быть указана марка экскаватораИсточник фото: exkavator.ruВ удостоверении машиниста должна быть указана марка экскаватора

Выполнение правил техники безопасности перед началом работы на экскаватора

  1. Перед началом работы машинист экскаватора должен получить:
    • точные указания об условиях работы (наличие подземных коммуникаций и место их прохождения, расположение надземных линий электропередач, наличие препятствий и т. п.);
    • технологическую карту работы экскаватора;
    • инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).
  2. Перед началом работ на экскаваторе машинист обязан:
    • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
    • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
    • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
    • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
    • убедиться в наличии исправного инструмента;
    • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
    • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
    • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
    • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.
  3. Убедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с другим обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора. При этом должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
    • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
    • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
    • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
    • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
    • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.

Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

  1. Перед запуском двигателя машинист должен убедиться в его исправности, а также в исправности пусковых устройств двигателя:

    Заводить двигатель должен сам машинист экскаватора.

    • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
    • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
    • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
    • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.
  2. При заводке жидкотопливного пускового двигателя должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
    • при заводке двигателя с помощью рукоятки запрещается брать ее в «обхват»; все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки;
    • при заводке двигателя с помощью пускового шнура запрещается пользоваться случайным шнуром, не имеющим рукоятки, а также наматывать шнур на руку;
    • храповик коленчатого вала для ручного прокручивания должен иметь несработанные прорези, пусковая рукоятка должна иметь гладкую, без заусенцев, поверхность.

Пуск двигателя разрешается только после подачи машинистом предупредительного сигнала.

При отрицательной температуре наружного воздуха запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо залить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло. При этом следует принять меры предосторожности против образования трещин в блоке цилиндров и «прихватки» нижней части радиатора. Необходимо соблюдать осторожность при открывании крышки радиатора при горячем двигателе и спуске горячей воды из радиатора; не разрешается без рукавиц, концов или тряпок открывать крышку радиатора, если двигатель перегрет; при снятии крышки необходимо отвернуть лицо от наливного отверстия.

Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель. Во избежание ожогов руки запрещается при заводке двигателя и его работе касаться выхлопной трубы.

Запрещается устранять неисправности на работающем двигателе.

Необходимо соблюдать особую осторожность при применении в холодное время года в качестве охлаждающей жидкости антифриза (смеси этиленгликоля с водой). Машинист должен знать, что антифриз является ядом, который может вызвать сильное отравление, даже со смертельным исходом. Нельзя допускать, чтобы антифриз попал на губы или в рот. Для этиленгликоля следует применять отдельную тару со специальной маркировкой; тара должна находиться под особым наблюдением. Нельзя допускать попадания в тару масла, так как это вызовет вспенивание и выброс жидкости из системы охлаждения.

Пуск двигателя разрешается после подачи машинистом предупредительного сигналаИсточник фото: exkavator.ruПуск двигателя разрешается после подачи машинистом предупредительного сигнала

Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту одноковшового экскаватора

  1. Площадка, на которую устанавливают экскаватор, должна быть хорошо спланирована и обеспечивать хороший обзор фронта работ; с нее должны быть отведены грунтовые и ливневые воды. При мокром основании площадки под экскаватор должны быть уложены елани. При работе в темное время суток фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки грунта и наземные пути должны быть хорошо освещены.

  2. Экскаватор, установленный на площадке, должен быть закреплен во избежание самопроизвольного его перемещения.

  3. Вокруг экскаватора в радиусе, равном максимальному радиусу копания его плюс 5 м, устанавливают опасную зону, в которой нахождение людей во время работы экскаватора запрещается. На границе зоны должны быть установлены предупредительные знаки и плакаты, а в темное время — сигнальное освещение.

  4. При работе экскаватора с прямой лопатой расстояние между выступающими частями поворотной платформы при любом ее положении и стенкой забоя должно быть не менее 1 м.

  5. Не допускается образования козырьков грунта в забое. Их следует своевременно обрушивать.

  6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания экскаватора.

  7. Перед установкой экскаватора производитель работ должен получить точные данные о проходящих под рабочей площадкой машины подземных коммуникациях. В местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода должны быть установлены предупредительные надписи.

  8. Машинист экскаватора должен быть хорошо проинструктирован о подземных коммуникациях, проходящих по площадке, их трассе и глубине залегания, а также о необходимых мерах предосторожности. При работе в местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода машинисту должен быть выдан наряд-допуск на особо опасные работы. Работы на экскаваторе необходимо вести под наблюдением работников газо- и электрохозяйства.

  9. Запрещается работа экскаватора под проводами действующих воздушных линий электропередачи. Также запрещается производить работы на экскаваторе, если провода линий электропередачи находятся в радиусе действия стрелы экскаватора.

  10. Вблизи от воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, можно работать только в том случае, если расстояние по воздуху между подъемной и выдвижной частью экскаватора и тросов его в любом их положении и при наибольшем вылете рабочего органа и ближайшим проводом линии электропередачи. Если невозможно соблюсти это условие, установка экскаватора допускается после снятия с линии электропередачи напряжения. При работе вблизи линий электропередачи, находящихся под напряжением, машинисту экскаватора должен быть выдай наряд-допуск, определяющий безопасные условия производства работ, подписанный главным инженером строительно-монтажной организации, выполняющей работы.

Требования безопасности при работе экскаватора

  1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены таблицы работы рычагов управления и схемы пусковых устройств. Экскаватор должен быть оборудован звуковым сигналом.
  2. При работе экскаватора в комплексе с транспортными средствами или подсобными машинами (автогрейдер, бульдозер и др.) между машинистом экскаватора и машинистами (водителями) других машин должна быть отработана система сигнализации.
  3. Во время работы экскаватора запрещается менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма), подтягивать с помощью стрелы или ковша груз, расположенный сбоку. Запрещается регулировать тормоза при поднятом ковше.
  4. Во время перерыва в работе, независимо от его продолжительности, стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
  5. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникнет опасность обрушения, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ или мастеру. При обнаружении во время работы подземных кабелей, газопроводов и труб, находящихся под давлением, не известных заранее машинисту, работы следует немедленно приостановить и известить об этом администрацию.
  6. Запрещается подъем и перемещение ковшом негабаритных кусков породы, бревен, досок, балок и др. (это правило не распространяется на щиты елани для передвижки экскаватора).
  7. Запрещается подкладывать под гусеничные ленты или катки гусениц доски, бревна, клинья, камни и другие предметы для предотвращения смещения гусеничного экскаватора во время работы. Для этой цели должны применяться исправные тормозные устройства ходового механизма.
  8. Грунт на автомобиль следует грузить со стороны заднего или бокового его борта. Категорически запрещается переносить ковш над кабиной шофера или людьми. Во время погрузки шофер должен выходить из машины, если кабина не имеет броневого щита.
  9. Ковш при разгрузке грунта в автомобиль следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить машину. Не допускается сверхгабаритная загрузка кузова автомобиля и неравномерное распределение грунта в нем.
  10. При работе экскаватора по разборке разрушенных зданий должны быть выполнены следующие требования безопасности:
    • запрещается устанавливать экскаватор и начинать им работу до полной остановки механизма, разрушающего здание;
    • машинист экскаватора должен работать в пылезащитных очках;
    • все стекла и двери кабины экскаватора во время производства работ должны быть закрыты во избежание запыления кабины;
    • место производства работ следует периодически поливать водой для оседания пыли;
    • следует остерегаться нависших балок, блоков и других частей разрушенного здания;
    • машинисту экскаватора должен быть выдан наряд на особо опасные работы.
  11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его полной остановки. Двигатель должен быть выключен и все движущиеся ходовые части экскаватора — застопорены,
  12. Ковш разрешается чистить от налипшего грунта или застрявших в его зубьях предметов с ведома машиниста во время остановки экскаватора, когда ковш опущен на землю.
  13. Осмотр головных блоков стрелы допускается только во время остановки экскаватора и с разрешения машиниста.
  14. Во время работы экскаватора запрещается кому бы то ни было (включая помощника машиниста) находиться на поворотной платформе, а также кому-нибудь (включая машиниста) переходить на другую сторону экскаватора через работающие механизмы.
  15. Во избежание аварии до пуска экскаватора с поворотной платформы должны быть убраны все посторонние предметы. Весь необходимый для работы инвентарь и инструменты следует хранить в специально предназначенном для этой цели месте.
  16. При работе с прямой лопатой необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:
    • наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного его врезания в грунт;
    • торможение в конце поворота экскаватора с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;
    • поднимая ковш, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы, а опуская ковш, нельзя сообщать рукояти напорное движение;
    • опускаемый ковш не должен ударяться о раму или гусеницу, а также о грунт;
    • при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;
    • препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить;
    • когда разрабатывается пионерная траншея для спуска экскаватора в котлован, необходимо следить, чтобы при повороте экскаватора на разгрузку его хвостовая часть не задевала за боковые стенки траншеи (ковш должен быть поднят выше стенок).
  17. При работе экскаватора с драглайном или обратной лопатой должны быть соблюдены следующие дополнительные требования безопасности:
    • нельзя допускать чрезмерного врезания ковша в грунт;
    • торможение экскаватора при его повороте с загруженным ковшом должно производиться плавно, без резких рывков;
    • в случае временного прекращения работ по отрывке котлована или траншеи или при ремонте экскаватора последний должен быть отведен на расстояние не менее 2 м от края отрытого котлована (траншеи). Под гусеницы или колеса экскаватора должны быть подложены подкладки с обеих сторон его.
  18. Во время экскавации необходимо следить за намоткой канатов на барабаны лебедок. Нельзя допускать, чтобы канаты перекрещивались на барабанах. Категорически запрещается направлять наматывающиеся на барабаны канаты руками.
  19. По окончании работы на экскаваторе машинист обязан:
    • повернуть поворотную платформу так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя;
    • повернуть стрелу вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт;
    • остановить двигатель и поставить все рычаги в нейтральное положение;
    • очистить экскаватор от грязи и пыли;
    • осмотреть двигатель, все механизмы и канаты и по возможности устранить обнаруженные неисправности.
    • передать экскаватор сменяющему машинисту или закрыть кабину на замок;
    • сделать надлежащие записи в вахтенном журнале экскаватора.
  20. При работе экскаватора по разрушению старых зданий и разборке руин клин-бабой или шар-бабой не обходимо выполнять следующие правила безопасности:
    • к работе на экскаваторе допускается только обслуживающий персонал, прошедший специальный инструктаж по технике безопасности при рыхлении грунта указанным оборудованием;
    • зона действия экскаватора, оборудованного клин-бабой (шар-бабой), должна быть ограждена предупредительными знаками или сигнальным освещением в радиусе не менее 40 ж;
    • перед началом работ необходимо тщательно проверить крепления канатов; канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы (шар-бабы) о подошву забоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;
    • работать разрешается при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;
    • переднее стекло кабины должно иметь бронированное ограждение;
    • при осмотре и ремонте, а также при замене каната клин-баба (шар-баба) должен находиться на земле.
  21. При производстве работ на экскаваторе по разрушению старых зданий экскаватором с шар-бабой, кроме правил безопасности, указанных в п. 20, следует выполнять также следующие требования:
    • машинист обязан надевать во время работы пылезащитные очки;
    • экскаватор должен стоять за пределами возможного обрушения стен или перекрытий, т. е. приблизительно на расстоянии не менее высоты разрушаемого здания; соответственно этому должны быть вылет стрелы и длина каната подвески шар-бабы;
    • место работы необходимо периодически поливать водой;
    • рабочая площадка должна быть хорошо освещена прожекторами; установка прожекторов должна исключать возможность ослепления машиниста экскаватора;
    • начинать работы по уборке разрушенных конструкций и строительного мусора разрешается только после остановки работ по разрушению здания.

По окончании работы машинист обязан повернуть стрелу вдоль оси и опустить ковш на грунтИсточник фото: exkavator.ruПо окончании работы машинист обязан повернуть стрелу вдоль оси и опустить ковш на грунт

Техника безопасности при передвижении экскаватора

  1. Путь, по которому будет перемещаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. Как правило, в пределах города и на дальние расстояния экскаватор необходимо перемещать на тяжеловозах (трайлерах) или железнодорожных платформах.
  2. Спуск и подъем экскаватора при перемещении его своим ходом можно осуществлять на уклоне дороги, не превышающем максимально преодолеваемый угол подъема экскаватора согласно его техническому паспорту.
  3. Спуск и подъем экскаватора своим ходом на уклоне дороги, превышающем указанный в п. 2, необходимо производить при дополнительной помощи трактора или лебедки в присутствии механика, производителя работ или мастера.
  4. Для перехода через мосты, трубопроводы, насыпи и железнодорожные пути необходимо устроить переезд из пластин, шпал или брусьев. Переход экскаватора через сооружения допускается только после получения разрешения от соответствующих организаций, эксплуатирующих эти сооружения. Переход следует осуществлять под наблюдением инженерно-технического работника.
  5. Во время движения экскаватора его стрелу необходимо установить строго по направлению пути следования экскаватора, а ковш — приподнять над землей па высоту 0,5-0,7 м, считая от земли до нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом не разрешается. Поворотная платформа должна быть заторможена.
  6. При переходе экскаватора под проводами линии электропередачи расстояние между верхней точкой экскаватора в транспортном положении до нижнего провода действующей линии электропередач.
  7. Если фактически расстояние между верхней точкой экскаватора и нижним проводом линии электропередачи менее указанного в п. 6, то необходимо добиться временного снятия напряжения с этой линии. Всякое передвижение экскаватора вблизи или под проводами линии электропередачи следует производить в присутствии представителя организации, эксплуатирующей эту линию.

Техника безопасности при монтаже и демонтаже экскаваторов

  1. Площадка, предназначенная для монтажа или демонтажа экскаваторов, должна быть достаточного размера, хорошо спланирована и освобождена от посторонних предметов.
  2. На месте монтажа (демонтажа) должны быть заранее подготовлены клетки из деревянных шпал или брусьев для укладки элементов экскаватора (рукояти, стрелы, ковша и др.). Клетки должны быть тщательно выложены, а в соответствующих местах шпалы (брусья) — скреплены между собой скобами.
  3. Как правило, экскаватор монтируют и демонтируют с помощью грузоподъемных кранов и других грузоподъемных механизмов и оборудования, исправность которых должна быть предварительно проверена.
  4. Во время запасовки канатов экскаватора не допускается какая-либо работа его механизмов. Запрещается направлять руками наматывающиеся на барабан канаты.
  5. При подъеме и опускании узлов экскаватора рабочие должны находиться на безопасном расстоянии от узлов. Становиться на поднимаемый или опускаемый узел для его уравновешивания запрещается.
  6. При демонтаже узлы экскаватора укладывают на заранее подготовленные подкладки, а между узлами укладывают прокладки. Укладывать прокладки и подкладки в момент опускания узлов экскаватора запрещается.
  7. Запрещается поправлять руками поднимаемые и опускаемые узлы экскаватора. Для этого применяют оттяжки. Категорически запрещается проверять совпадение отверстий монтируемых узлов пальцами руки.

Настоящая инструкция по охране труда при работе на экскаваторе доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы на экскаваторе допускается работник не моложе 18 лет, имеющий удостоверение на право управления экскаватором, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по программе для подготовки машиниста экскаватора, аттестованный квалификационной комиссией и получивший удостоверение.
1.2. Работник, эксплуатирующий экскаватор (далее – работник), должен пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.3. Работник имеет право работать только на том типе и конструкции экскаватора, который указан в удостоверении.
1.4. При переводе работника с одной модели или конструкции экскаватора на другую, он перед назначением на должность должен пройти обучение и аттестацию.
1.5. Работник, имеющий на руках удостоверение на право работы на экскаваторе и допущенный к самостоятельной работе, должен знать: руководство по эксплуатации экскаватора. Правила дорожного движения. Порядок производства работ экскаватором вблизи линии электропередачи. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.6. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Работнику запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.9. Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
— потеря устойчивости и опрокидывание экскаватора (например, при обрушении грунта выемки);
— нахождение рабочего места на значительной высоте от земли (кабина машиниста экскаватора);
— электрический ток, случайное замыкание которого может пройти через тело человека, например, при работе в зоне линии электропередачи;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении экскаватором;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов экскаватора и инструмента;
— неблагоприятный микроклимат в кабине экскаватора;
— повышенный уровень шума и вибрации при работе экскаватора;
— недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны;
— повышенная загазованность воздуха отработанными газами двигателя экскаватора.
1.10. Работник должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
1.11. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работник обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего к врачу, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает угрозу жизни и здоровью окружающих.
1.13. Работник должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Работник должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников.
1.16. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.18. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы работник должен пройти медицинский осмотр; работник, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических средств, к работе не допускается.
2.2. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, надеть полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь, привести все в порядок.
2.3. Перед началом работы работник должен произвести ежесменное техническое обслуживание экскаватора согласно инструкции по эксплуатации.
2.4. Перед началом работы работник должен убедиться в исправности всех механизмов экскаватора.
2.5. Осмотр экскаватора следует осуществлять только при неработающем двигателе.
2.6. Перед запуском двигателя нужно убрать все посторонние предметы с платформы экскаватора и убедиться в отсутствии их на двигателе.
2.7. После запуска двигателя нужно опробовать работу механизмов на холостом ходу.
2.8. При обнаружении во время осмотра и опробования экскаватора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, работник, не приступая к работе, должен сообщить об этом руководителю работ.
2.9. Работник не должен приступать к работе на экскаваторе при нарушении следующих требований безопасности:
— неисправны механизмы экскаватора, а также имеются дефекты металлоконструкций, канатов, гидросистемы;
— место работы экскаватора не соответствует требованиям безопасности;
— в зоне работы экскаватора присутствуют посторонние люди.
2.10. Перед установкой экскаватора на место работы нужно убедиться в том, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора.
2.11. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочей зоны.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку и перемещение экскаватора вблизи выемки (котлована, траншеи и т.п.) следует осуществлять за пределами призмы обрушения грунта.
3.2. При перемещении экскаватора в пределах строительной площадки своим ходом необходимо выполнять следующие требования безопасности:
3.2.1. При трогании экскаватора с места и при каждом маневре нужно убедиться в безопасности движения и отсутствии людей и препятствий на пути следования.
3.2.2. Движение экскаватора по продольному уклону разрешается с учетом ограничений, указанных в паспорте на экскаватор.
3.2.3. При передвижении экскаватора его стрела должна находиться по ходу движения экскаватора, а ковш приподнят над землей на 0,5 – 0,7 м.
3.3. При движении экскаватора своим ходом нужно соблюдать требования Правил дорожного движения.
3.4. При перевозке экскаватора трайлером необходимо знать следующие требования безопасности:
3.4.1. Перед погрузкой экскаватора на трайлер нужно убедиться в том, что трайлер находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен.
3.4.2. Вкатывать экскаватор на трайлер можно при помощи лебедки или своим ходом по надежно устроенному пандусу из брусьев или шпал; настил пандуса следует устраивать с уклоном не более 150.
3.4.3. Перед погрузкой следует поднять ковш экскаватора, чтобы он не мешал движению по пандусу.
3.4.4. Работнику запрещается производить развороты при въезде на трайлер и на его площадке.
3.4.5. Во время перевозки на трайлере в кабине экскаватора запрещается находиться другим работникам.
3.5. При выемке грунта экскаватор должен быть установлен на заранее спланированную площадку; при этом минимальное расстояние от опоры экскаватора до края котлована (канавы) должно составлять от 1 до 6 метров в зависимости от глубины котлована (канавы) и грунта (песчаный, глинистый и т.п.).
3.6. Во время работы экскаватора необходимо убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора, определяемой длиной стрелы и вытянутой рукояти.
3.7. Во время работы экскаватора запрещается:
— производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;
— планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукоятки;
— очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;
— производить какие-либо работы при нахождении людей в зоне работы экскаватора;
— покидать рабочее место при поднятом ковше.
3.8. Во избежание потери устойчивости или возможности опрокидывания запрещается передвижение экскаватора с загруженным ковшом.
3.9. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения.
3.10. Во время работы экскаватора запрещается находиться в зоне действия его стрелы.
3.11. Не допускается разработка грунта методом «подкопа»; разработку грунта необходимо вести таким образом, чтобы в процессе работы не образовывались «козырьки» из грунта.
3.12. Запрещается поднимать и перемещать бревна, доски, балки, крупногабаритные глыбы, не помещающиеся в ковш экскаватора.
3.13. Погрузку грунта в автосамосвал следует осуществлять со стороны заднего или бокового борта.
3.14. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя автомобиля.
3.15. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине водителя или других людей.
3.16. При необходимости очистки ковша нужно опустить его на землю и выключить двигатель.
3.17. Во время перерыва в работе или при проведении технического обслуживании экскаватора ковш необходимо извлечь из траншеи, отвести экскаватор от края откоса и опустить ковш на грунт.
3.18. Выполнять работы вблизи подземных коммуникаций, а также в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии оформленного наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.
3.19. При работе на экскаваторе запрещается:
— передавать управление экскаватором людям, не имеющим на это права;
— оставлять экскаватор с работающим двигателем;
— перевозить в кабине экскаватора людей;
— находиться под экскаватором при работающем двигателе или при поднятом ковше.
3.20. При работе на поверхности, имеющей уклон, не следует:
— делать резких поворотов экскаватора;
— поворачивать экскаватор с заглубленным ковшом;
— передвигать экскаватор поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте экскаватора.
3.21. При временном прекращении работы экскаватор должен быть установлен таким образом, чтобы стрела была отведена в противоположную сторону от траншеи, ковш опущен на землю, а под ходовую часть подложены упорные колодки с обеих сторон.
3.22. При необходимости выхода из кабины экскаватора нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозить экскаватор.
3.23. Во время заправки экскаватора топливом работнику и другим людям, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем.
3.24. При техническом обслуживании и ремонте экскаватора нужно осмотреть инструмент, который будут использоваться в работе, и убедиться в его исправности.
3.25. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.26. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.
3.27. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.
3.28. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.
3.29. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.30. Используемый при техническом обслуживании или ремонте экскаватора переносной светильник должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При опасности обрушения или оползании грунта следует немедленно отвести экскаватор в безопасное место.
4.2. В случае обнаружения в разрабатываемом грунте трубопровода, электрического кабеля, взрывоопасных или других неизвестных предметов, работу экскаватора следует незамедлительно прекратить и сообщить об этом руководителю работ.
4.3. Если во время работы экскаватора с ним произошла авария, то нужно немедленно поставить в известность об этом руководителя работ.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.5. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщать руководителю о случившемся.
4.6. Если несчастный случай произошел с самим работником, то ему следует обратиться в здравпункт, а также сообщить о случившемся руководителю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы нужно поставить экскаватор в предназначенное для стоянки место, опустить ковш на землю.
5.2. Запрещается по окончании работы оставлять ковш в поднятом состоянии.
5.3. По окончании работы следует привести в порядок экскаватор, убрать инструменты, материалы и т.п.
5.4. Использованные при уборке тряпки, ветошь и другие материалы следует сложить в специально отведенное место (например, металлический ящик с закрывающейся крышкой).
5.5. Снять спецодежду, убрать средства индивидуальной защиты, спецодежду в установленное место.
5.6. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом или принять душ.
По окончании работы следует сообщить руководителю работ обо всех неполадках, замеченных во время работы, которые могут привести к несчастному случаю.

Скачать Инструкцию

Как научиться работать на экскаваторе

Содержание

  • 1 Как научиться работать на экскаваторе
    • 1.1 Как правильно работать на экскаваторе
    • 1.2 Вся необходимая информация по вождению экскаватора для начинающих
    • 1.3 Как управлять экскаватором
    • 1.4 Какие права нужны на экскаватор
    • 1.5 Где отучиться на экскаваторщика
      • 1.5.1 Обучение
      • 1.5.2 Повышение разряда
    • 1.6 Необходимые документы для работы
    • 1.7 Полезные советы
    • 1.8 Машинист экскаватора: процесс обучения и основы профессии
    • 1.9 Видео: Профессия экскаваторщика
    • 1.10 Процесс обучения по специальности машинист экскаватора
    • 1.11 Знания, которыми должен обладать экскаваторщик
    • 1.12 Требования к кандидатам
    • 1.13 Обязанности машиниста
    • 1.14 Учебное пособие по экскаватору
    • 1.15 Тренажёр машиниста экскаватора
    • 1.16 Видео: Работа с тренажером машиниста экскаватора
    • 1.17 Как управлять экскаватором
    • 1.18 Подготовительные работы
    • 1.19 Приступаем к работе

Как правильно работать на экскаваторе

Гидравлические экскаваторы являются основополагающей техникой при производстве многих видов с землеройных работ или при выполнении по перемещении масс различного рода грунтов. По данным статистики рост на рынке экскаваторов ежегодно составляет 7-8%. При этом импорт техники из-за рубежа показывает неплохой рост в 40-45%, из этого числа. Получается, что весь рынок землеройной техники поделен между российскими и иностранными производителями.

На вопрос, какой экскаватор лучше при выборе — не ответит однозначно ни один эксперт. Аргументы просты: российская техника дешевле, а западная надежней. Поэтому попробуем разобраться в вопросе: как правильно работать на экскаваторе, так как при аккуратной работе техника ломается реже, а вот незнание функций управления приведет к однозначной поломке. Скачать руководство для операторов экскаваторов можете по ссылке.

Управление импортной техникой

Теперь ответим на детальный вопрос: как правильно работать на экскаваторе импортного производства, чтобы его не сломать. Для начала определимся: какой гидравлический экскаватор у вас не окажется — большой или маленький для управления им вам будут нужны знания и навыки, а вот физическая сила точно не потребуется. Будет обязательно присутствовать щиток приборов, как у хорошего легкового автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. На нем присутствует:

  • Тахометр;
  • Показатель давления масла;
  • Температура двигателя;
  • Заряд аккумуляторов экскаватора;
  • Сигнальный индикатор — предупреждение о перегреве;
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора;
  • Табло подсчета моточасов;

Два джойстика поделят функции по управлению экскаватором, один будет отвечать за движение экскаватора в пространстве и движение ближней части стрелы, другой за работу стрелы-манипулятора и ковша. Какой бы сложной ни оказалась работа, управление будет требовать практики, которую можно получить на компьютере с программой-симулятором для данного вида экскаватора.

Необходимо знать, что различные типы экскаваторов, в зависимости от завода изготовителя, имеют индивидуальные схемы управления.

Управление отечественной техникой

Особенности управления экскаватором российской сборки будет отличаться от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей напрямую связанных с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора и механизмом управления ковшом.

За поступательное движение техники будут отвечать две педали и рычаги для гусеничной машины или руль для шасси на пневмоходу. Курс теоретического обучения и производственная практика будут являться ответом на вопрос как правильно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах импортного и отечественного производства необходимо ознакомиться с инструкцией по технике безопасности разработанной непосредственно для конкретной модели.

Перед началом первой работы необходимо ознакомиться со значением специальной информации, расположенной на корпусе и агрегатах экскаватора. Таблички предупреждения на машине будут присутствовать во всех опасных местах, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают уровень и степень возможной опасности:

  • ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, будет сигнализировать о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие мероприятий приведет к потенциально возможному получению малых или средних увечий.
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность опасной ситуации, которая может привести к тяжелой травме или летальному исходу, если вовремя не принять необходимые меры для предосторожности,
  • ОПАСНОСТЬ, сигнализирует о неотвратимости возникновения особенно опасного случая, вследствие которого пренебрежение мерами безопасности приведет к тяжелым увечьям и смерти.

Таблички, имеющиеся, на всех экваторах используют рисунки и надписи для визуального предупреждения и являются обязательными для исполнения. Техника безопасности при работе на гусеничном экскаваторе описана здесь .

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Необходимо использовать все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Видео по азам работы на экскаваторе:

Вся необходимая информация по вождению экскаватора для начинающих

Обучением профессии экскаваторщика занимаются специализированные учебные центры. Чтобы получить права на экскаватор, надо не только освоить принципы управления техническим средством, но и владеть знаниями по обслуживанию и ремонту базовой машины и навесного оборудования к ней, иметь навыки слесаря, уметь читать чертежи и схемы деталей и даже разбираться в категориях грунта.

Престиж профессии определяется востребованностью на рынке труда. Экскаваторы пользуются высоким спросом. Эта спецтехника незаменима при разработке горных выработок, карьеров, в сфере гражданского и дорожного строительства. Оснащенные ковшом машины применяются для копания траншей и котлованов или создания насыпей и отвалов, выемки грунта или обустройства дамб. Машины используют не только для добычи железной руды, угля и других пород, но и как погрузчики сыпучих материалов в транспортные средства.

Профессиональный машинист экскаватора всегда обеспечен работой и стабильным заработком. И каждый имеющий удостоверение на экскаватор может со временем улучшать разряд, проходя обучение на курсах повышения квалификации. Максимальный профессиональный уровень — 8 разряд.

Как управлять экскаватором

Экскаваторы могут быть универсальными, шахтными и карьерными, колесными и на гусеничном ходу, цикличного действия (одноковшовые) и непрерывного (многоковшовые). Но принцип работы на экскаваторе одинаков для всех видов машин: поворотный ковш загребает грунт, переносит его на нужное расстояние или высоту и высыпает.

Управление экскаватором зарубежного и отечественного производства будет отличаться.

Импортные модели имеют приборную панель управления, на которой отображается вся информация о состоянии и параметрах машины, и 2 джойстика (для движения транспортного средства и манипуляций с ковшом и иным навесным оборудованием). При этом надо учитывать модель и производителя техники, т. к. применяются, как правило, индивидуальные схемы управления. Возможно, придется научиться управлять каждой моделью отдельно.

Чтобы иметь практику управления и освоить вождение экскаватора, для начинающих разработаны компьютерные программы-симуляторы. Такие виртуальные модели экскаваторов учат управлять прямой и обратной лопатами и грейферным ковшом, перегружать сыпучие материалы, дают возможность поупражняться в смене рабочего оборудования.

Экскаваторы российской сборки снабжены гидрораспределителями, которые связаны с механизмом управления ковшом и гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы. Все действия требуют от экскаваторщика физических усилий, т. к. в кабине гусеничной машины есть 2 педали и рычаги, а у моделей с шасси на пневмоходу — руль. Отучиться на экскаваторщика и получить право управлять спецтехникой придется даже тем, кто умеет водить автомобиль любого класса.

Курс теоретического обучения составляет несколько месяцев, затем следует практика, где осваивают детально, как правильно работать на экскаваторе. После прохождения курса, приобретения эксплуатационных и управленческих навыков, сдачи экзаменов выдается удостоверение, в котором указывается рабочий разряд и категория технического средства.

Какие права нужны на экскаватор

Для спецтехники на гусеничном или колесном ходу разработаны специальные категории прав:

  • В — дает допуск к эксплуатации малой гусеничной техники с мощностью до 25,7 кВт;
  • С — для специализированных колесных машин с мощностью до 110,3 кВт;
  • D — подходит для управления мощной спецтехникой колесного типа (свыше 110,3 кВт);
  • Е — для управления мощной гусеничной техникой (больше 25,7 кВт);
  • F — предназначена для управления сельхозтехникой особого назначения.

Чтобы получить удостоверение экскаваторщика для той или иной модели, надо сопоставить категорию и мощность машины, на которой предстоит работать.

Многие предприятия строительной, коммунальной сферы или сельского хозяйства охотно трудоустраивают водителей, имеющих только одну спецкатегорию. Но те фирмы, которые стремятся достичь большей рабочей эффективности, охотно идут навстречу желающим учиться на экскаваторщика. Грамотный работодатель понимает, что взаимозаменяемость специалистов — залог стабильной работы.

Тем, кто хочет обучиться и получить дополнительную категорию, следует учитывать, что при переводе с одного типа машины на другой учеба будет проходить в рамках дополнительной сокращенной программы. Обязательной будет аттестация.

Если на предприятии предполагается перевод машиниста с одной модели экскаватора на другую того же типа, то дополнительного обучения не требуется. Экскаваторщик в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями предлагаемого спецсредства, пройти стажировку в течение 5-8 смен и только после этого приступать к самостоятельной работе.

Где отучиться на экскаваторщика

Программы учебы на экскаваторщика были разработаны еще Госкомитетом РФ по профессионально-техническому образованию. Теперь они утверждаются постановлениями Министерства образования.

Сейчас можно выучиться на экскаваторщика или машиниста автопогрузчиков не только в профтехучилищах, но и в учебных комбинатах, на заводах-изготовителях.

Все учебные заведения, которые обучают работе на экскаваторе, должны располагать соответствующей производственной базой для проведения практических занятий. Практическая часть экзамена должна проходить на трактородроме и на специально подготовленном маршруте.

Обучение

К обучению профессии экскаваторщика допускаются лица, достигшие 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для учебы и дальнейшей работы. Медицинская справка по установленному образцу оформляется на платной основе. Также надо предъявить справку об уплате налога (госпошлины, установленной органами государственного технического надзора).

Профподготовка проводится в очной форме и должна предусматривать:

  • теоретические занятия в специально оснащенных классах;
  • практические занятия;
  • экзаменационные мероприятия с участием инспекторов Гостехнадзора.

Программы подготовки машинистов колесных и гусеничных транспортных средств составляются с учетом того, что, помимо навыков управления спецтехникой, выпускник приобретет и знания по обслуживанию и ремонту машины.

Экскаваторщик должен уметь обнаруживать и устранять неполадки, понимать принцип действия оборудования, разбираться в чертежах, горюче-смазочных материалах и нормах их расхода, знать основы электротехники.

Все эти знания по окончании курсов проверяет аттестационная комиссия, в составе которой обязательно должен присутствовать представитель Гостехнадзора. Результат аттестации вносится в протокол. Машинист экскаватора получает удостоверение с указанием типа машины, к управлению которой он имеет допуск. Удостоверение подписывает председатель экзаменационной комиссии.

В учебных центрах курс обучения рассчитан на 300 и больше академических часов и составляет от 2 до 4 месяцев. Цена устанавливается самими центрами, в большинстве учебных заведений получение профессии экскаваторщика обходится в сумму около 7 тыс. руб., каждое последующее повышение разряда — около 2,5 тыс. руб.

Повышение разряда

После получения удостоверения впервые прошедший обучение экскаваторщик имеет право управлять одноковшовой машиной с объемом не более 0,15 м³, т. к. ему присваивается 4 разряд. Чтобы повысить разряд, надо будет пройти обучение по сокращенной учебной программе и сдать экзамен. Обучение на каждый более высокий разряд можно проходить через год работы с предыдущей квалификацией.

Повышение разряда говорит о профессионализме машиниста. Все разряды и оклады специалистов включены в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. С каждым разрядом повышается заработная плата, а экскаваторщик получает допуск к управлению более мощной машиной по объему ковша и производительности:

  • 5 разряд — позволяет работать с объемом ковша до 0,4 м³ и на траншейных роторных экскаваторах производительностью до 1000 м³/ч;
  • 6 разряд — ковш до 1,25 м³, производительность — до 2500 м³/ч;
  • 7 разряд — объем до 4 м³, производительность до 4500 м³/ч;
  • 8 разряд — объем до 9 м³, производительность больше 4500 м³/ч.

Мощные экскаваторы необходимы в горной промышленности, они задействованы в открытых карьерах по добыче полезных ископаемых и угольных разрезах. Машинисту для работы на таком гиганте необходимо профессиональное образование (курсов будет недостаточно), часто он трудится в паре с помощником, а обслуживанием крупногабаритной техники занимается бригада специалистов.

Необходимые документы для работы

Устроившись на работу, любой экскаваторщик должен перед каждым выездом проходить медицинское освидетельствование и при себе всегда иметь документы:

  • права тракториста-машиниста, в которых стоит отметка «Машинист экскаватора», указана водительская категория;
  • документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право владения экскаватором или пользования им;
  • путевой лист;
  • талон-допуск;
  • страховой полис.

Полезные советы

Перед началом работы надо изучить все значки, имеющиеся на корпусе и агрегатах каждого экскаватора. Графические изображения и надписи содержат предостережения, предупреждения и сигналы об опасности. Таблички предназначены для визуального напоминания, но их нельзя путать с инструкцией по технике безопасности, которая обязательна для соблюдения.

Первичный инструктаж (вводный) осуществляется при приеме на работу, повторный — не реже 1 раза в квартал. В некоторых ситуациях проводится внеочередной инструктаж (машинист переходит на другую модель спецтехники, ему выдан допуск на опасные работы, он нарушил правила ТБ или стал виновником несчастного случая и т. д.). Специалисты по ТБ фиксируют сведения об инструктаже.

Чтобы работа протекала безопасно, молодые экскаваторщики должны всегда соблюдать правила и прислушиваться к советам опытных коллег. Среди обязательных к исполнению простые, но крайне важные рекомендации:

  1. Перед началом работы экскаваторщик должен подать звуковой сигнал. Так близстоящие коллеги будут предупреждены о том, машина начинает движение.
  2. Рабочая зона экскаватора должна быть по возможности огорожена. Машинист должен следить за стройплощадкой и свободным пространством во время вращения ковша.
  3. Если предстоит работать на уклоне или рыхлых грунтах, то надо предварительно подготовить твердую горизонтальную поверхность, чтобы не допустить опрокидывания техники.
  4. Перед началом работы надо изучить местность. Работать вблизи линий электропередачи или там, где расположены подземные коммуникации, опасно.

Со временем и увеличением профессионального опыта соблюдение правил техники безопасности при работе можно довести до автоматизма. Но машинисты экскаваторов со стажем советуют все же время от времени повторять правила безопасности и знакомиться с теми, которые разработаны для модернизированных моделей спецтехники.

Машинист экскаватора: процесс обучения и основы профессии

Экскаватор представляет собой сложную инженерную машину, предназначенную для различных видов землеройных работ и погрузки сыпучих материалов. Осуществлять рабочие функции на данном высокотехнологичном механизме могут только аттестованные специалисты, прошедшие обучение на машиниста экскаватора в специализированных учебных центрах. Деятельность водителя включает в себя не только управление этим агрегатом, но и его техническое обслуживание.

Профессия экскаваторщик требует глубоких навыков и большого багажа инженерных знаний, которые связаны с умением анализировать техническую документацию и чертежи. Для того чтобы правильно выбирать рабочее оборудование и место для осуществления технологического процесса, каждый машинист экскаватора должен обладать профессиональными знаниями обо всех видах грунтов и их физико-механических характеристиках.

Рабочий процесс предъявляет машинисту высокие требования к соблюдению всех норм и правил, касающихся безопасности землеройных и погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственному и серьёзному отношению к выполняемым функциям. Кроме этого, водитель экскаватора, осуществляя свою деятельность, подвергается существенным нагрузкам, и поэтому должен обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой.

Видео: Профессия экскаваторщика

Процесс обучения по специальности машинист экскаватора

Обучение на машиниста экскаватора производится в специализированных учебных заведениях, в которых абитуриентами осваивается программа профессиональной подготовки. Целью учебных курсов является получение навыков вождения колёсного либо гусеничного агрегата, а также обучиться мастерству разработки и перемещения грунта при помощи ковша. Учёба состоит из трёх этапов:

  • Теоретической части. Каждый учащийся изучает устройство экскаватора и его основных элементов, а также методы ведения работ по разработке грунтов при помощи ковша и другого навесного оборудования.
  • Практической составляющей. На занятиях каждый из студентов может учиться управлять экскаватором и осуществлять манипуляции его ковшом.
  • Внутреннего экзамена. Отучившись, все претенденты сдают экзамены: теоретический и практический. Экзамен по теории сдают по билетам, где рассматриваются основные вопросы устройства экскаватора и методы ведения земляных работ. Практическая проверка знаний выполняется на учебном полигоне. Здесь будущий водитель экскаватора показывает мастерство вождения и демонстрирует способы манипуляций ковшом.

По окончании обучения и успешной сдачи экзамена, претендент получает документы установленного образца — свидетельство о прохождении курсов и удостоверение машиниста с квалификационным разрядом.

Аттестованный водитель экскаватора должен быть компетентен не только в профессиональных вопросах, но и обладать необходимыми техническими навыками.

Знания, которыми должен обладать экскаваторщик

Современный тракторист экскаваторщик должен в совершенстве владеть всеми видами погрузочно-разгрузочной техники. А если у него существуют пробелы в знаниях и умениях, касающихся какого-либо агрегата, ему необходимо выучиться в центре повышения квалификации и поднять свой разряд на новый уровень.

Ряд принципиальных вопросов, которые машинист экскаватора должен знать:

  • устройство и технические данные экскаватора;
  • особенности работы технологического оборудования: механического, электрического и гидравлического;
  • основные положения ведения горных работ;
  • назначение и принцип работы измерительных приборов и устройств;
  • технологию работ, связанной с укладкой магистральных труб;
  • способы разработки различных категорий грунтов;
  • типы деталей и компонентов, которые быстрее всего изнашиваются и приходят в негодность, последовательность и способы их замены;
  • причины возникновения неполадок и методы их предотвращения;
  • правила транспортировки экскаватора.

Если водитель экскаватора смог с успехом отучиться на специалиста, который обладает седьмым либо восьмым разрядом, он может без проблем пересесть на погрузчик.

Типовая форма должностной инструкции Машиниста экскаватора

Требования к кандидатам

Сегодня профессия машинист экскаватора является одной из самых востребованных специальностей в области строительства и добычи полезных ископаемых. В нынешнее время ни одно строительное производство не может обойтись без услуг высококвалифицированного экскаваторщика.

Для того чтобы пройти обучение управлением экскаватора, необходимо соблюдение следующих условий:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • медицинское заключение, разрешающее осуществлять профессиональную деятельность по данной специальности;
  • наличие удостоверения тракториста-машиниста категории «В», «С», «D» и «Е».

Когда все формальности соблюдены, кандидат подаёт необходимые документы в комиссию, подписывает договор с учебным центром и оплачивает курсы.

Обязанности машиниста

Прошедший обучение и аттестацию водитель экскаватора, должен выполнять следующие функции:

  • осуществлять разработку и перемещение грунта при проведении различных видов строительных и открытых горных работ;
  • своевременно выполнять техническое обслуживание экскаватора: заправлять топливом и смазочными маслами;
  • регулярно контролировать работу элементов ходовой системы;
  • периодически осматривать рабочие компоненты машины: канаты, двигатель, тормозные системы и их крепление;
  • систематически следить за показаниями измерительных приборов;
  • осуществлять профилактические мероприятия и проводить ремонтные работы;
  • вести утверждённую техническую документацию.

Учебное пособие по экскаватору

Сегодня одним из самых авторитетных и популярных пособий по специализированным механизмам является книга «Машинист экскаватора одноковшового» автора У. И. Сапоненко. В этом учебнике рассматриваются важные вопросы подготовки специалистов по профессии машинист. Самые важные из них:

  • устройство экскаватора;
  • принцип действия узлов и механизмов: дизельного двигателя, трансмиссионной системы, ходовой части, комплекса управления, гидросистемы и навесного оборудования;
  • виды работ, выполняемые при помощи различного рабочего оборудования;
  • нормы и правила безопасной эксплуатации агрегата;
  • требования охраны труда при работе на экскаваторе;
  • условия защиты окружающей среды.

Это учебное пособие в первую очередь предназначено для подготовки и повышения квалификации работников по специальности машинист экскаватора. В книге раскрыт наиболее компетентный и профессиональный подход к обучению современных специалистов.

Тренажёр машиниста экскаватора

Сегодня во многих учебных центрах обучение экскаваторщика осуществляется на специальном тренажёре машиниста. Он представляет собой высокотехнологичный комплекс, имитирующий деятельность одноковшового экскаватора. На нём можно отрабатывать свои профессиональные навыки не хуже, чем на настоящем агрегате. Он оборудован панорамным дисплеем, местом машиниста, рычагами и педалями, копирующими реальный образец техники.

Преимущества тренажёра при проведении учебных занятий:

  • безопасность работ и отсутствие риска нанести вред здоровью ученику или экскаватору;
  • максимально реалистичная имитация рабочих ситуаций;
  • все объекты виртуального пространства имеют физические характеристики;
  • управление педалями и рычагами выполняется так же, как и на современном механизме;
  • учтены все факторы работы машиниста;
  • быстрота и эффективность закрепления профессиональных навыков;
  • благодаря своей эргономичности, тренажёр можно установить в любом помещении;
  • можно выполнять индивидуальные настройки для каждого оператора.

Применение данного тренажёра для обучения студентов по специальности машиниста экскаватора является экономически выгодным и безопасным. Проведение занятий не зависит от погодных факторов и наличия экскаватора на учебной площадке.

Всегда важно помнить, что высококвалифицированным профессионалом становится тот специалист, который может не только в совершенстве управлять сложным механизмом, но и правильно осуществлять его эксплуатацию, а также качественно выполнять ремонт агрегата.

Видео: Работа с тренажером машиниста экскаватора

Как управлять экскаватором

Строительство — это довольно сложный процесс, который предполагает довольно много различных видов работа. Среди них особое место занимает обработка почвы, которая выполняется в большинстве случаев экскаваторами.

Данные механизмы достаточно дороги, поэтому не каждый потребитель может позволить его купить. Альтернативой является обычная аренда экскаватора на определенное время, что дает возможность выполнить все поставленные задачи.

Подготовительные работы

Экскаватор является очень сложным механизмом, поэтому его управление не будет простым и требует определенных навыков. Перед тем, как приступать к данному процессу следует выполнить несколько простых рекомендаций:

  1. В первую очередь необходимо ознакомиться с системой самой машины. Следует выделить рабочие органы и конструкции для управления ими.
  2. Перед началом работ обязательно убедитесь в работоспособности экскаватора. Для этого его следует осмотреть на наличие повреждений и других подобных дефектов.
  3. После этого следует обязательно изучить инструкцию по управлению. Это поможет вам разобраться со всеми кнопками, рычагами и другими элементами.

Приступаем к работе

Процесс управления экскаватора следует начинать с выполнения простых рекомендаций:

  • Сначала следует сесть за руль и завести двигатель, чтобы он прогрелся определенное время. Также при этом убедитесь, что все рабочие органы располагаются на земле.
  • После этого следует отпустить стояночный тормоз и попробовать двигаться вперед на экскаваторе. При этом желательно сразу использовать только маленькие скорости, чтобы привыкнуть к работе устройства.
  • Следующим шагом является изучение работы основных органов. Управляться они могут, как с помощью рычагов, так и джойстиков. Подымать ковш следует медленно, понимая в какую сторону он должен двигаться.

Чтобы пробовать копать, следует выставить экскаватор в заднее положение и расположить на специальные опоры. После этого можно пробовать управлять стрелой и работать с почвой.

Обратите внимание, что экскаваторы могут кардинально отличаться друг от друга, как мощностью, так и системой управления. Если вы хотите научиться качественно работать с такими машинами, тогда желательно пройти специальные курсы, где вы сможете набраться опыта. Только постоянная работа с экскаватором позволит правильно чувствовать его и выполнять самые сложные задачи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мифолиан инструкция по применению цена отзывы
  • Мифолиан инструкция по применению цена отзывы
  • Глюкофлекс таблетки инструкция по применению взрослым
  • Vape pen v2 инструкция на русском языке
  • Небиволол инструкция по применению при каком давлении можно принимать взрослым