Руководство по работе по шагам анонимных алкоголиков

КАК ПРОХОДИТЬ ШАГ ПЕРВЫЙ

Шаг Первый:»Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой».

От прохождения Первого Шага зависит возвращение к здоровью. Без этого Шага невозможно достигнуть настоящей трезвости. Пренебрежение или уменьшение значения этого Шага показывает, что ты не относишься слишком серьезно к своей нынешней ситуации. Это значит, что в глубине души ты отрицаешь, что алкоголь явился причиной твоих проблем. Не сделав этого Первого Шага, ты отступаешь назад и тем самым вступаешь на путь, ведущийкпьянству.

УКАЗАНИЯ, КАК ПРОХОДИТЬ ШАГ ПЕРВЫЙ

Целью этого упражнения является составление списка всех деструктивных и вредных последствий твоего пьянства. Это поможет тебе принять факт, что ты действительно бессилен перед алкоголем и впоследствии потерял контроль над собой.

1. Прочитай Шаг Первый в книге «12 Шагов и 12 Традиций».

2. Прочитай III главу в Большой Книге Анонимных Алкоголиков.

3. Составь два списка со следующими заголовками:

а) бессилие перед алкоголем;

б) отсутствие контроля над своей жизнью. ВНИМАНИЕ! Надо указать конкретные примеры.

ПРИМЕРЫ БЕССИЛИЯ

а) Упорные мысли о выпивке. Представь конкретные примеры, когда ты думал о выпивке, вместо того, чтобы думать о более важных делах.

Примеры: ты избегал бывать там, где не принято пить много; ожидал конца работы, чтобы напиться.

б) Попытки контролировать количество спиртного. Представь конкретные примеры, когда ты пробовал овладеть своим алкоголизмом иными способами, нежели полное воздержание от алкоголя.

Примеры: ты решал не пить неделю, но начинал раньше; пробовал менять вид спиртного; пробовал пить только по субботам и воскресеньям; пробовал не пить на работе или дома.

в) Потеря сознания под влиянием алкоголя.

Примеры: потеря памяти; грубое поведение, несмотря на желание вести себя нормально и осознанно.

ПРИМЕРЫ НЕСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Представь конкретные примеры, каким образом алкоголь повлиял на твою жизнь:

а) Влияние алкоголя на семейную и общественную жизнь. Примеры: денежные проблемы, отчуждение от друзей, нежелание детей разговаривать с тобой; уклонение от повседневных дел, от ухода за животными, от участия в семейных встречах.

б) Последствия на работе.

Примеры: невыполнение обязанностей, взыскания, прогулы, снижение качества работы, похмельное состояние на работе, увольнения, частая смена работы.

в) Влияние алкоголя на духовную жизнь.

Примеры: снижение религиозной активности, ослабление связей с другими людьми, ослабление веры во что бы то ни было.

г) Влияние алкоголя на здоровье и самочувствие.

Примеры: неспособность к логическому мышлению, ухудшение памяти, бессонница, депрессия, изменение веса, рвота, заболевания печени, сердца.

д) Влияние алкоголя на сексуальную жизнь.

Примеры: желание, но невозможность интимной близости, ограничение потребности, отсутствие удовлетворения, страх перед сексуальными контактами в трезвом состоянии.

е) Несчастные случаи или опасные ситуации.

Примеры: падения, травмы, вождение автомашины в нетрезвом состоянии, аварии, пожары, несчастные случаи во время купания.

ж) Действия, направленные против себя и других.

Примеры: попытки самоубийства, драки, связи с опасными людьми, распродажа имущества, преступления, питье в опасных местах.

з) Безответственные или странные поступки. Примеры: потеря памяти, Противозаконные действия, импульсивные поступки, перерасход денег, прогулы, угрозы совершить самоубийство, если не дадут выпить.

и) Влияние алкоголя на характер.

Примеры: лживость, самореклама, лживость, припрятывание спиртного, симуляция болезни, угроза запоем, чувство вины, потеря чувства собственного достоинства и уважения к самому себе, утрата прежних ценностей.

ШАГ ПЕРВЫЙ Материалы к письменной работе (часть I)»Мы признали свое бессилие перед алкоголем»

Письменно прорабатывая свой Первый Шаг, не подходи к этому, как к очередному признанию своих пороков и подтверждению своего несовершенства. Попробуй честно посмотреть на то, что алкоголь сделал с твоей жизнью. Пока ты не осознаешь той роли, которую алкоголь играет в твоей жизни, у тебя нет никаких шансов выздороветь и таким образом вернуться к нормальной жизни. Если не заняться этой проблемой серьезно, то не ощутишь потребности в ее решении. Если работу сделать добросовестно, то есть откровенно и честно, то получится фундамент, на котором можно будет строить твое возвращение к здоровью.

БЕССИЛИЕ

1. Приводили ли твои запои к тому, что твоя жизнь и жизнь твоих близких подвергались опасности? Как это происходило?

1.

2.

3.

2. В каких случаях ты терял уважение к самому себе из-за пьянства?

1.

2.

3.

3. Какие твои поступки вызывали критику твоих близких, друзей?

1.

2.

3.

4. Твои попытки контролировать употребление алкоголя:

1.

2.

3.

4.

5. Приведи пять примеров собственного бессилия (потери контроля):

2.

3.

4.

5.

6. Какой ущерб нанес алкоголь твоему здоровью, здоровью других?

1.

2.

3.

7. Каково теперь состояние твоего здоровья?

8. В чем, по-твоему, различие между осознанием, что ты алкоголик, и смирением перед этим фактом?

На сегодняшний день ты осознал, что ты алкоголик, или смирился с

этим?

На чем основано это утверждение?

9. Почему ты уверен, что для тебя небезопасно употреблять алкоголь?

10. Являешься ли ты алкоголиком? Обоснуй свое утверждение.

Имя и фамилия Дата заполнения

шаг первый

Материалы к письменной работе (часть II)»Признали, что мы потеряли контроль над собой».

1. Что ты подразумеваешь под «невозможностью управлять своей жизнью»?

2. В чем у тебя проявляется невозможность гармоничного общения с другими людьми?

1.

2.

3

3. Приведи шесть примеров ситуаций, с которыми ты не можешь справиться даже в трезвом состоянии:

1

2

3

4

5

6

4. Каких целей ты хочешь достичь в своей жизни? 1

2

3

4

5. Каким образом ты пытался достичь этих целей до того, как ты начал вести трезвый образ жизни?

6. Приведи три примера, каких переживаний ты старался избежать с помощью алкоголя?

1.

2.

3.

7. Какие меры ты принимал, чтобы изменить свой облик до того, как начал трезветь?

8. До какого состояния ты мог бы дойти в ближайшем будущем (кроме того, которое тебя привело к нам)?

9. Чем ты отличаешься от других людей?

1.

2.

3.

4.

10. Назови десять аргументов, которые побуждают тебя продолжать программу дальнейшего выздоровления и отрезвления:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НАДЕЖДА ВОЗВРАЩЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ — ВТОРОЙ ШАГ

Ты осознал, что находишься в зависимости от химических веществ. Для большинства из нас это состояние признания и вместе с тем угнетенности.

Мы чувствуем себя отвратительно, потому что вдруг начали замечать терзающую нас боль и хаос, который охватил нашу жизнь.

Нам плохо, мы страдаем и жалеем себя за то, что с нами случилось. Чувствуем себя виноватыми за зло, которое причинили другим. Знаем, что пришла пора начать думать о болезни и лечении.

Одновременно мы чувствуем большое облегчение, потому что мы поняли, почему наша жизнь сложилась именно так, а не иначе. Случилось так потому, что мы подвержены болезни, которая сильнее нас. Мы не виноваты. Сейчас это уже не является уже попыткой оправдания. Ведь мы уже признали свою зависимость и пробуем смириться с тем, что произошло.

Но если алкоголь сильнее нас, то возможно ли сохранить трезвость? Мы пришли к убеждению, что не контролируем количество выпиваемого алкоголя и его влияние на нашу жизнь. Как же тогда мы сможем вернуться к здоровью?

Ответ, который предлагает АА, — прост: найди кого-то или что-то, что тебе поможет. Все те, кто страдает серьезной болезнью, нуждаются в помощи — даже врачи ходят к врачу. Для нашей болезни тоже существует способ, который поможет нам выздороветь, но отвечаем за него мы сами.

Шаг Второй: «Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие».

1. ПОЧЕМУ НАМ НУЖЕН ШАГ ВТОРОЙ?

Потому, что во время работы над Первым Шагом мы осознали, что страдаем болезнью, которая не позволяет нам контролировать свою жизнь. Мы уже знаем, что у нас есть пристрастие к алкоголю, и мы нуждаемся в помощи. Всем больным нужна помощь. Нам тоже. Но вылечить нас не может обыкновенный врач, потому что наша болезнь является болезнью разума, тела и души одновременно. Нам нужна особая помощь.

Второй Шагзаставляет нас задуматься о том, где мы можем найти нужную нам помощь. Каждый из нас сделает собственный выбор в зависимости от того, кем он является и во что верит: но АА подсказывает, чтобы мы нашли кого-то или что-то, к кому (чему) можем обратиться за помощью.

Первая реакция

Большинство из нас, прочитав Второй Шаг, сказали: «Я сразу знал, что эта программа не для меня. Это для каких-то сумасшедших. Мне ведь не надо восстанавливать психическое и духовное здоровье. Я не сумасшедший». Потом, вспомнив о Первом Шаге, подумали: «Ну, может быть, я психически неустойчив, но только тогда, когда не сумею сдержаться». Некоторые из нас начали искать в словарях, что означает «духовное здоровье» (которое мы понимаем, как психическое здоровье), и узнали, что это значит «здоровый ум», или «умение трезво рассуждать», или «состояние здорового психического равновесия». Снова мы начали просматривать примеры, какие сами назвали, прорабатывая Первый Шаг, примеры, которые ясно показывают, что все-таки в нашей жизни нужно больше психического равновесия.

Провалы памяти не являются нормальными. Это нарушения памяти, касающиеся того, что мы делали и где мы были. Этих перерывов мы не помним. Обычно только догадываемся, что «оборвался фильм», если помним, где мы были, и вдруг обнаруживаем, что находимся в другом месте, но не знаем, как туда попали. Ум не работает нормально и тогда, когда у нас галлюцинации. Галлюцинации появляются, когда видим или слышим то, чего на самом деле нет. Галлюцинации бывают во время процесса трезвления или во время опьянения.

И наконец, последний тест о состоянии ума касается запоминания и обучения новым вещам. Большинство из нас уже заметило, что все чаще мы забываем и все труднее учимся или выполняем свою работу, особенно тогда, когда надо сосредоточиться.

Подумай, к каким последствиям привели нарушения психического равновесия, вызванные алкоголизмом (после «белой горячки», провалов памяти, галлюцинаций)?

1.

2.

3.

Назови такие силы, которые могли бы, по твоему мнению, помочь тебе. Каким образом они могли бы помочь тебе?

1.

2.

3.

Большинство из нас нуждается в «Высшей Силе», которая не требует от нас совершенства. Хорошо было бы, если бы наша Высшая Сила заботилась о нас, была снисходительна, имела дар прощения.

Умеешь ли ты выбрать Высшую Силу, в чью помощь веришь, когда

желаешь вернуть себе духовное здоровье? Напиши коротко о

Высшей Силе, которую ты выбрал.

Резюме

Вернуть духовное и психическое здоровье — значит вернуть то психическое и духовное здоровье, которое было у нас раньше. Прежде чем мы попали в зависимость от алкоголя, большинство из нас имело какое-то психическое равновесие. Разумеется, мы были тогда намного моложе, чем сейчас. Известно, что человек не достигает зрелости, если гоняется за искусственно вызванной эйфорией и живет все время в состоянии опьянения.

Когда ты подойдешь к Четвертому Шагу, тебе нужно будет посмотреть на себя более внимательно, потому что тогда ты будешь нуждаться в конкретных действиях на пути к выздоровлению. А пока запомни, что только ты должен постепенно наверстывать эту зрелость, которая миновала тебя, поскольку твоей жизнью владела болезнь. Это нормально. Не спеши и проси помощи во всем. Помни, возращение к прежнему психическому состоянию — это хорошее начало. Со временем, постепенно, когда будешь работать над Программой «12 Шагов», ты научишься совершенствовать свою умственную, духовную и эмоциональную жизнь.

Сейчас подумаем об умении трезвого суждения. Здоровье ума означает способность трезвой оценки. Нам не хватало этой способности, когда мы пили. Мы уже знаем, что алкоголь выбирал за нас, и выбирал чаще всего плохо. Мы делали вещи, о которых

сегодня знаем, что они были опасными, ранившими нас или просто глупыми. Из-за отсутствия здорового мышления мы потеряли хороших друзей, бросили любимые занятия, хуже учились, перестали интересоваться чем-либо и даже подвергали собственную или чужую жизнь опасности.

Напиши примеры таких поступков, которые свидетельствуют о

потере здорового мышления после пьянки:

1

2.

3.

4.

Если задуматься, ясно видно, что алкоголь разрушает наше психическое и духовное здоровье. Если ты проработал честно все эти пункты, то уже, пожалуй, у тебя больше нет никаких сомнений относительно твоей болезни.

Самым удивительным является факт, что самую бессмысленную вещь мы повторяли постоянно и делали это, когда были трезвыми. А именно: поднимали первую рюмку, зная, что из-за этого будут неприятности. Хотя мы очень сильно старались, но так и не могли контролировать нашего пития. Некоторые из нас признали себя побежденными. Они сумели вернуть себе потерянное психическое и духовное здоровье. У каждого из нас случилось все-таки что-то, что задержало нас на пути к неминуемому безумию и помогло найти дорогу к выздоровлению. Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.

2. МЫ ПОВЕРИЛИ

Когда мы начинали готовиться к работе по Второму Шагу, мы осознали, что это будет длительный процесс. Он начинается словами «мы пришли к убеждению», а не словами «мы узнали», или «ксендз был прав» и т.д. Уверование во что-либо требует столько времени, сколько необходимо, и нельзя к этому принудить себя. И все-таки мы можем помочь себе, чтобы это случилось. Надо вспомнить моменты, когда мы во что-то верили, вспомнить, откуда приходила помощь. Некоторые из нас отбрасывают Второй Шаг потому, что он кажется слишком религиозным. Нас поражает то, что АА велит нам верить в Бога. А мы в Бога не верим. Или даже верим, но этот бог не имеет ничего общего с нашей жизнью. Или верим, но не доверяем ему. Может быть, мы верим в другую веру, или не верим абсолютно ни во что и не хотим, чтобы кто-то вмешивался в наши убеждения.

Спокойно. Ты не обязан верить в Бога. Второй Шаг говорит

просто, что мы нашли что-то такое, во что могли бы поверить и что поможет вернуть нам здоровье.

Духовность

Программа возвращения к здоровью, которую предлагает АА, называется духовной программой. Духовность не является религией. Духовными называются вещи, которые касаются духовной сферы человека.

Каждый человек имеет собственную духовную сферу. Дух у человека — это невидимая часть, которая дает ему жизнь и энергию. В моменты настоящего счастья «радуется наша душа». Когда кто-то чувствует себя подавленным, мы говорим, что его дух ослаблен. Не является ли это одной из причин, из-за которой мы начинали пить, ожидая, что улучшится наше состояние. Это духовный элемент отличает нас от других и делает каждого особым. Наши чувства, убеждения, настроения — все, что формирует личность человека, — это духовная сфера человека.

1. Твой любимый цвет (сейчас)?

2. Какие духовные черты ты можешь назвать своими?

3. Любимая песня?

4. Кто для тебя является примером?

5. Любимое время года?

6. В каком месте ты лучше чувствуешь себя?

7. Есть ли у тебя чувство юмора?

8. Считаешь ли ты себя серьезным?

9. Болтлив ты или молчалив?

10. Каким ты считаешь себя в глубине души?

11. Кто твои лучшие друзья?

12. Что вызывает у тебя грусть?

13. Что тебя радует?

Духовность — это способ, которым мы поднимаем свое настроение и добавляем себе желания жить и способности радоваться. Все люди имеют собственные методы для улучшения состояния духа. Некоторые из них действуют, некоторые нет. Мы, например, употребляем алкоголь, чтобы поддержать себя. Однако, вместо этого наш дух стал беднее и, в конце концов, нам было уже на все наплевать.

1. Что, кроме алкоголя, улучшает твое настроение? Что помогает (помогло) тебе не пить (духовные методы)?

2. Был ли ты в таком месте, где ощутил большую душевную радость, покой или воодушевление? Где это было?

1.

2.

3.

3. Какие люди улучшают твое настроение, самочувствие или даже мысли о них?

1.

2.

3.

4. Чем ты занимаешься в одиночестве? От чего ты испытываешь радость?

1.

2.

3.

Когда мы говорим, что Программа «12 Шагов» является духовной программой, то имеем в виду, что она помогает нам научиться новым способам улучшать состояние своего духа. Второй Шаг требует от нас, чтобы мы начали работу с веры в Высшую Силу, которая может улучшить наше духовное состояние.

3. ПОИСК СОБСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ СИЛЫ

Как мы должны выбрать силу могущественнее нас, которая вернет нам здоровье? Так же, как мы выбирали кого-то, когда нуждались в помощи. Мы нуждаемся в помощи того, кто знает, что и какделать, кто является достаточно сильным и заинтересованным, чтобы оказать нам помощь. Кто это может быть?

Вероятно, мы ищем такую Высшую Силу, которая знает все о

зависимости от алкоголя, о том, как о нее избавиться, которая знает

нас лучше всех. Об этом мы думаем, когда говорим о Силе выше,

могущественнее нас, потому что это необходимо для нашей жизни.

1. Назови людей или общества, которые лучше всего знают о твоей

зависимости от алкоголя, об избавлении об этой зависимости, знает

тебя лучше всех:

1.

2.

3.

4.

5.

2. Спроси у других людей, которые тоже идут по пути выздоровления, что для них является Высшей Силой. Как она им помогает?

1.

2.

3.

4.

ПОСОБИЕ ТРЕТЬЕГО ШАГА

Это будет повесть о молодом мужчине, которого звали Джим. Как-то раз Джим пошел на прогулку в горы, где росло много цветов. Было ему очень хорошо, его ласкали лучи солнца, и он был очень доволен жизнью. Вдруг он поскользнулся и начал падать вниз. В падении он успел схватиться за торчащие ветки. Держась очень крепко, он посмотрел вниз и увидел острые камни, о которые наверняка бы разбился. Джим начал громко кричать: «На помощь! Пусть мне кто-нибудь поможет!» И в это мгновение услышал голос: «Сын мой, я твоя Высшая Сила. Я помогу тебе. Доверься мне, мой сын, отпусти ветку, я тебя спасу. Не бойся, ничего тебе не будет». Джим посмотрел вокруг и никого не увидел. Он не верил в то, что услышал. Посмотрел вверх и сказал: «Нет, я подожду, когда придет какой-нибудь человек, который мне поможет». Бедный Джим, он висит, наверно, и сегодня на той ветке. Он решил остаться при своих убеждениях, вместо того, чтобы послушать. Это его собственный выбор. Он не верит Высшей Силе, что она его спасет, если он отпустит ветку. Собственная воля приказывает ему висеть. Он тратит много сил, чтобы не отпустить руки и не упасть вниз.

Джим боится. Боится неизвестного. Также, как и многие из нас. Боится отбросить старые убеждения. Мы сами выбираем, как распоряжаться собой и кого слушать или не слушать. Любой ценой хотим мы контролировать свою жизнь. Не один из нас говорил: «Я уже достаточно взрослый, чтобы распоряжаться собой. Не переношу, когда кто-нибудь другой говорит мне, что я должен делать. Я все время слушался родителей и учителей, хотя они не всегда были правы. Кто мне докажет, что с Высшей Силой будет по-другому? Теперь Третий Шаг предлагает, чтобы я перестал контролировать, перестал упираться и доверился Высшей Силе. Вообще не знаю, готов ли я».

Так своеволие и страх не позволяют нам сделать Третий Шаг —

«Приняли решения препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали».

Третий Шаг — это шаг действия

В Первом Шаге мы признаемся, что бессильны по отношению к алкоголю и перестали управлять собственной жизнью. Второй Шаг говорит нам о том, что через веру в силу могущественнее нас к нам возвращается здоровье и рассудок. Третий Шаг-это шаг действия, так как мы решили совершить действие: препоручить нашу волю этой Силе.

В АА существует три шага:

Первый Шаг — я не могу.

Второй Шаг — он может.

Третий Шаг — я ему разрешаю.

Можно сказать: «Я бросил алкоголь, что, разве этого недостаточно?»

Нет, потому что мы зависимы, алкоголь подчинил нас не только физически и эмоционально, но и духовно. Наша душа тоже больна.

Как же добраться до этой силы, чтобы не сломаться?

Что это значит — препоручить?

Для чего мы должны доверить нашу волю и нашу жизнь попечению Высшей Силы?

Что это — Бог?

Третий Шаг кажется очень трудным, но вспомним слова из Большой Книги: «Не отчаивайтесь. Никто из нас не смог совершенно безупречно придерживаться этих принципов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим духовно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство».

Третий Шаг приглашает в духовный путь. Начнем с ответов на вопросы и подумаем, что будем писать. Шаг Третий звучит: «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали».

ЧАСТЬ I

ХОТИМ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ИЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЗДОРОВЬЮ?

В нашем рассказе Джим боролся, не хотел отпускать ветку. Замучился и начал ощущать боль. Чаще всего в нашей жизни должно произойти что-то очень больное, пока мы не решимся на перемены. Когда мы пили, мы переживали разную боль. И, конечно, эта боль помогла нам перестать пить и начать выздоравливать. Мучительные переживания ведут к Третьему Шагу. Мы «приняли решение» (боль помогает человеку принять решение).

А. Какие болезненные переживания привели тебя к Третьему Шагу?

Мы в АА говорим: «Если мы хотим выздороветь, то должны перестать бороться со всеми и с самим собой». Б. Готов ли ты признать, что прежний образ жизни не оправдал себя и ты хочешь жить по-другому?

В. Достаточно ли в тебе боли, готов ли ты признать поражение?

Г. Как ты понимаешь смысл слов «принять решение»?

Д. Принял ли ты это решение с надеждой на то, что твоя жизнь станет лучше?

ЧАСТЬ II

«ХОЧУ ТОГО, ЧЕГО ХОЧУ, ПРИЧЕМ СРАЗУ!»

«Доверить нашу волю и нашу жизнь»

Мы страдаем особенной болезнью души. Наше «Я» заставляет нас требовать, приказывать всем. Большая Книга говорит: «Алкоголик бурей проносится через жизни других людей…», что для нас характерно «своеволие, сорвавшееся с цепи» (хотя часто не хочется в это верить).

А. Приведи примеры, когда твое гипертрофированное «Я» выпячивалось, когда ты вел себя как «царек», чем это тебе повредило?

Б. Как твой эгоцентризм повредил твоим близким?

Эгоцентризм и своеволие мешают нам при каждой перемене. Коль скоро мы захотели жить трезво, то должны меняться и стремиться к зрелости. Раньше нам приходилось говорить «Сам знаю, что для меня лучше, никого и ничего мне не нужно». Часто мы знаем, что все знаем. Часто нас не понимали. Даже друзья нас не понимали. Почему теперь должно быть по-другому? В. Когда ты чувствовал себя угнетенным и непонятым?

Г. Помогало ли тебе бегство в одиночество?

Наш алкоголизм часто является причиной того, что мы злимся, становимся эгоистичными, непорядочными, одинокими и раздраженными. Либо чувствуем свою непригодность и начинаем себя жалеть. Так, мы отталкиваем других людей. Если нам важно остаться в трезвости, мы должны меняться и взяться за работу! Ответь на следующие вопросы:

— причиняет ли моя злость неприятности кому-нибудь или мне самому?

— мешает ли моя злость сделать Третий Шаг?

— что конкретно я могу сделать, чтобы мой прежний нечестный образ жизни заменить честным, порядочным, добросовестным?

— люблю ли я себя настолько, что стремлюсь первым получить то, что хочу?

— могу ли я изменить это, могу ли я начать интересоваться потребностями других людей?

— как я могу избавиться от претензий и прощать обиды?

Помни, когда чувствуешь себя ненужным, это потому, что не

замечаешь, что тебя любят. Мы действительно нужны, мы

способны сделать что-то доброе на этом свете. Как я могу

убедиться, что меня любят?

Начни теперь работать над изменением жалости к себе в чувство

благодарности:

Какие конкретные действия ты можешь совершить, чтобы перейти от желания к действиям?

Как ты понимаешь слова «нашу волю и нашу жизнь»?

ЧАСТЬ III «ПОПЕЧЕНИЕ БОГА»

В Большой Книге написано: «Мы не просим ни у кого прощения за то, что полагаемся на нашего Создателя. Мы можем только посмеяться над теми, кто считает духовность проявлением слабости. Парадокс заключается в том, что это как раз проявление силы. Многовековой опыт показал, что вера делает людей мужественными». Мы просим свою Высшую Силу показать нам правильную дорогу, освободить нас от страха и помогать нам в исполнении Ее воли. Когда мы это сделаем, обещает нам Большая Книга, мы перестанем бояться.

Если мы страдаем от духовной болезни, то нуждаемся в духовной помощи. Многие из нас перестали надеяться. Мы были одиноки, ужасно одиноки. Забыли, что мир прекрасен. Добросовестная работа по Третьему Шагу помогает сопротивляться и не бояться. К нам приходят спокойствие и духовное смирение. Какое это облегчение! Чувствуешь ли ты это? Как?

Третий Шаг — это начало нашей духовной дороги в АА.

Мы начали открывать для себя, как хорошо оказаться под покровительством Бога, своей Высшей Силы. Мы обретем душевный покой, когда смиримся. Почувствуем защищенность и уверенность в себе. Мы уже не одиноки и нашли помощь.

В АА мы слышим: «Доверься своей Высшей Силе — и она тебе поможет».

Мы начинаем теперь приближаться к нашей Высшей Силе. Можем обратиться к ней, когда нуждаемся в помощи или хотим разделить с ней радость. Обращаясь к кому-нибудь за помощью, мы вырабатываем новые духовные привычки. Высшая Сила — это близкий друг, она хочет, чтобы мы были счастливы. С этим новым другом мы можем много сделать и многого добиться. Помощь есть — только мы должны за ней обратиться!

Давайте обратимся к нашей Высшей Силе и попросим ее, чтобы она дала нам силу и отвагу, чтобы прожить сегодняшний день трезво. Вечером поблагодарим ее за сохранение трезвости.

Трудно ли обратиться с просьбой о помощи? Почему?

В каких обстоятельствах ты хотел бы обратиться к кому-нибудь с просьбой о помощи?

Высшая Сила будет помогать нам в развитии. Иногда кажется, что Третий Шаг требует много работы. Каждое изменение болезненно. Один из участников АА говорил: «Быть трезвым – это не трудно, одно только ты должен сделать: изменить всю свою жизнь».

Третий Шаг сделать просто. Если мы хотим измениться, то с

помощью кого-то. Кто тебе помогает?

ЧACTb lV

«КАК МЫ ЕГО ПОНИМАЛИ»

Мы в АА даже не пробуем сформулировать Высшей Силы. Не можем и не должны этого делать. Свобода выбора своей Высшей Силы — это тайна успеха АА. В АА каждый выбирает свою Высшую Силу, такую, какая ему нравится. Высшая Сила других может быть непохожей на твою.

Горы, ветер или деревья могут быть Высшей Силой. Можешь признать, что Высшая Сила — это другие люди, АА, приятели или семья. Можешь называть своей Высшей Силой Бога, Иисуса, Будду. Твоей Высшей Силой может быть место в сердце, куда ты прячешься, когда чувствуешь себя одиноким. Возможности выбора Высшей Силы неограниченны. Важно, чтобы ты выбрал то, что тебе нравится. (Не слушай других).

Третий Шаг работает, когда с нами Высшая Сила. Иногда мы хотим побыть одни и тогда можем приблизиться к нашей Высшей Силе, помолиться. Большая Книга предлагает, чтобы, выполняя Третий Шаг, каждый нашел свою собственную молитву. Такой молитвой может быть «молитва о душевном покое»:

Боже, дай мне разум и душевный покой

Принять то, что я не в силах изменить,

Мужество, изменить то, что могу,

И мудрость отличить одно от другого.

Выбери молитву, которая будет для тебя лучшей. В работе с Программой АА есть еще Одиннадцатый Шаг, который поможет тебе в духовном развитии и поможет углубить знание Высшей Силы.

Одиннадцатый Шаг: «Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

Приближаемся к концу работы над Третьим Шагом.

Помни: «Мы притязаем лишь на духовный прогресс, а не на духовное совершенство».

Желаем тебе удачи на этой духовной дороге.

Не забудь взять с собой свою Высшую Силу.

Надеемся, что как и другие члены АА во всем мире, ты тоже найдешь в своей трезвости покой и счастье. Может быть, и встретимся на этом пути.

КАК ПРОХОДИТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

«Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения»

Этот Шаг предоставляет отличную возможность вступить на путь самопознания. Работа над этим Шагом требует честного и глубокого взгляда на самого себя. Не исключено, что сама мысль о таком походе может вызвать чувство страха, он овладевает почти всеми, кто решился быть до конца честным с самим собой. Вне зависимости оттого, что ты при этом испытываешь, само решение честно оценить себя и дать себе «моральную оценку», сам этот факт говорят о большом мужестве. Оно поможет тебе вернуть здоровье.

Четвертый Шаг говорит о моральной оценке. Такая оценка личности мало чем отличается от учета товаров при инвентаризации в магазине, когда идет перепись всех событий, происшедших в твоей жизни. Постарайся записать все эти события. Постарайся поподробнее описать и вспомнить все, что сохранила твоя память. Следуя этому пособию, с особой тщательностью проанализируй свои взгляды и поступки, которые не согласуются, противоречат друг другу, и те, которые в такие противоречия не вступают. Попробуй также определить, чем была твоя прежняя жизнь в сравнении с тем, о чем ты мечтал, во что верил.

В Четвертом Шаге говорится о глубокой и бесстрашной моральной оценке самого себя. Глубина и бесстрашие моральной оценки зависят от того, как ты проработал Третий Шаг. Основой Четвертого Шага является Третий и предыдущие Шаги. Третий Шаг гласит: «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу Богу,как мы Его понимали».Работая над Четвертым Шагом, следует осознать значение своей жизни, сути всего происшедшего в ней. Уже в самом начале работы ты должен знать, что она сделает тебя свободным, если ты признаешься во всем, согласишься с присутствием Бога во всех твоих начинаниях и поступках. Возможно, ты задаешься вопросом: «Действительно ли я решил бесстрашно оценить свое прошлое и избавиться от него, рассказав обо всем близкому человеку?» Это трудное решение необходимо принять сейчас, прежде, чем ты приступишь к глубокой и бесстрашной оценке самого себя.

Моральная оценка самого себя заключается в описании того, в чем ты не хотел бы признаваться и тем более делиться с кем-либо. Ты должен обо всем написать и рассказать кому-либо для того, чтобы избавиться от этой злой силы. Если же ты не хочешь посмотреть правде в глаза, если страх или гордыня не позволят тебе признаться в своих прегрешениях, не отвечающих твоим взглядам и вредящих в конечном счете тебе самому, то эти проступки будут властвовать над тобой. Они будут ограничивать твою свободу, повредят твоей честности и твоему внутреннему согласию с самим собой. Оставайся до конца бесстрашным и решительным, проводя моральную самооценку, это даст тебе настоящее чувство свободы.

В Четвертом Шаге упор делается на словах «моральная переоценка». Не исключено, что это вызовет у тебя ассоциацию с религией и напомнит тебе тот факт, кем ты должен быть. Возможно, смысл этих слов имеет для тебя оттенок какого-то осуждения. Программа «12 Шагов» не призвана карать или осуждать кого-либо. Это программа духовного перерождения и обновления. Заметь, что Третий Шаг говорит о вручении своей воли и жизни в руки Бога, как мы Его понимаем. Понимай смысл Четвертого Шага в том же духе -духе любви и признания.

Правильное понятое слово «моральный» касается твоего поведения и поступков. Данное пособие поможет тебе отыскать конкретные примеры из жизни. И прежде всего, ты сам должен определить, соответствовали ли твои поступки тому, во что ты верил, или находились в противоречии с твоими убеждениями.

Вопросы разделены на три группы: 1) твои взгляды, 2) поступки, не соответствующие твоему мировоззрению, и 3) поступки, соответствующие твоим взглядам. Ты обратил внимание на то, что две из трех групп вопросов относятся к Третьему Шагу, что позволит тебе оценить свое мировоззрение, взгляды и.то, что ты считаешь своими личными ценностями.

Пособие касается, в основном, того, во что ты лично веришь и благодаря чему не станешь ни оценивать себя, ни анализировать свою жизнь в категориях «хорошо — плохо». Под рубрикой «Твои взгляды» опиши свои воззрения на сегодняшний день. Отвечая на отдельные вопросы, можешь, тем не менее, сопоставлять их с теми твоими взглядами, которые преобладали у тебя в период активной фазы болезни.

Важным является и то, чтобы ты приводил конкретные примеры своего поведения, когда о чем-то рассказываешь, это должен быть рассказ о реальном случае из твоей жизни. Например, в графе «Эгоцентризм», где говорится «о поступках, несоответствующих твоим взглядам», приведи пример конкретного случая своего эгоцентричного поведения, когда в центре твоего внимания оказывался ты сам или алкоголь. Будь конкретным: это значит, что тебе нужно назвать по именам всех, кто участвовал с тобой в данном событии. Также необходимо как можно точнее назвать дату (когда) и место (где). И наконец, тебе нужно подробно описать свой поступок, что ты совершил. Короче, конкретный пример должен включать в себя четыре вида информации: кто, когда, где и что.

Описание конкретного случая эгоцентризма могло бы выглядеть примерно так. «В октябре прошлого года у моего брата, Яна Ковальского, сломался автомобиль именно в тот момент, когда он собрался ехать на работу. Я в это время собирался ехать к Стасу Новаку с тем, чтобы вместе с ним ехать на встречу с нашим приятелем Михаилом Квятковским. Брат спросил меня, не могу ли я его подвезти. Я ответил, что следует вовремя проверять машину, ее исправность, а сам поехал за Стасом. Я думал только о себе».

Менее полезными будут примеры, которые содержат в себе обобщения. Примером обобщения может служить следующий рассказ. «В прошлом году мой брат, Ян Ковальский, неоднократно обращался ко мне за помощью, но я ни разу ему не помог. Я поступал эгоцентрично». Этот рассказ содержит обобщение, поскольку говорит об образе действия, а не о конкретном случае в определенное время и в конкретном месте.

Подобный пример не приблизит тебя к действительности, так как он не совсем ясен. При работе над «моральной переоценкой» существенным является наибольшее приближение к действительности для того, чтобы сломать механизм отрицания в оценке собственного поступка. Кое-кто мог бы без особых раздумий заявить: «Ах, да, я порой бываю эгоцентричным». Если же попросить его привести конкретный пример, он не сможет этого сделать. Иными словами, если говорить честно, то он не видит своего эгоцентризма и того, как эта черта его характера влияет на его жизнь. У него отсутствует контакт с реальностью, с действительностью.

Будь конкретным! Только это поможет тебе увидеть свои поступки. Работая над своей «моральной переоценкой», записывай свои примеры в обозначенных для этого рубриках. Как и конкретика примеров, так и собственноручное написание играет в этом процессе огромную роль. По правде говоря, сам факт описания жизненных событий является важной вехой в твоей жизни. Когда ты собственными глазами увидишь описание конкретных событий и скажешь самому себе: «Да, я действительно это сделал», — это произведет на тебя большое впечатление. Ты многое узнаешь о себе самом. Отмечая эти события более отчетливо, а затем гласно признаваясь в них в своем Пятом Шаге, ты станешь во все большей мере признавать самого себя, соглашаться с собой.

Повторим: Четвертый Шаг- существенная возможность на пути самопознания. Порой тебе будет больно, но ты встал на путь возвращения здоровья и, совершив свою «моральную переоценку», ты переживешь много радостных мгновений. Будь искренним и честным. Отдайся без остатка работе по смелой и бесстрашной оценке самого себя и своей жизни с нравственной точки зрения.

Помни: чем б

12 шагов Анонимных Алкоголиков

  1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
  4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
  7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
  9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

12 традиций Анонимных Алкоголиков

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом АА — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.
  6. Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.
  9. Сообществу АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

Руководство для консультантов, терапевтов и выздоравливающих

Книга посвящается отцу Джозефу Мартину, чьи неустанные усилия поставили на путь трезвости многих людей.

        Об авторе: Теренс Т. Горски является президентом СENAPS Corporation, обучающей и консультационной организации, которая специализируется на освобождении от зависимостей и предотвращении срывов. Теренс Горски широко известен как лектор. Он также проводит тренинга и семинары в разных странах. Теренс Горски также является клиническим директором Национальной Сертификационной Школы по Предотвращению Срывов (National Relapse Prevention Certification School), которая готовит консультантов и терапевтов, специализирующихся на методах предотвращения срывов.

ВВЕДЕНИЕ

       Эта книга о двенадцати шагах общества «Анонимных Алкоголиков» и о тех принципах, на которых они основаны. Сначала у меня не было в планах писать эту книгу. По двенадцати шагам существует богатый материал, и я считал, что в моей личной интерпретации нет необходимости, и что она не представляет какой-либо особой ценности.
       Мое мнение изменилось в конце 1980-х годов после проведения серии семинаров по двенадцати шагам для профессиональных консультантов и терапевтов. Хотя первоначально семинары планировались для психотерапевтов, не имеющих непосредственного отношения к А.А., их посещали многие консультанты с длительным сроком трезвости и непосредственным опытом участия в программе «12 шагов». В личных беседах многие просили меня опубликовать мой взгляд на «12 шагов». По их мнению, он обеспечивал практический, рациональный и осмысленный подход к философии, которая часто оказывалась трудной для понимания. Данная книга явилась результатом таких просьб.
       К написанию книги меня побудило также мое общение с отцом Джозефом Мартином, создателем фильма «Chalk Та1к», одним из основателей лечебного центра «Ashley» в Гавр-де-Грасе, Мэриленд, основывающегося в основном на 12 шагах. На мое понимание 12 шагов большое влияние оказали как сам отец Мартин, так и мое постоянное сотрудничество с «Ashley». В любом случае, написание этой книги было бы невозможным без той информации и мудрости, которой щедро делился со мной отец Мартин.
       В данной книге я рассматриваю шаги, как с профессиональной, так и личной точки зрения. Мой профессиональный подход основывается на более чем двадцатилетнем стаже консультанта по алкоголизму и наркомании, а также на исследовательской, административной работе и проведении консультаций и тренингов. Работая с выздоравливающими алкоголиками, организующими свою жизнь на основе 12 шагов, невозможно остаться не захваченным лично этой философией жизни.
       Я хочу сделать важное замечание. Данная книга представляет мое личное понимание двенадцати шагов и организаций, работающих на их основе, я ни в коем случае не претендую на представление А.А. или какой-либо другой 12-шаговой программы и не говорю от их имени. Я лишь хочу поделиться своим опытом в надежде помочь другим встать на путь выздоровления.
       Я простой смертный, подверженный ошибкам, и мое понимание 12 шагов в лучшем случае может быть неполным. Я лишь надеюсь, что некоторые идеи, представленные в этой книге, окажутся полезны в вашем выздоровлении. Читая эту книгу, примите к сведению ту информацию, которую сочтете полезной для себя, и забудьте все остальное.

       Содержание

1. Что такое программа «12 шагов»?
2. Программа «12 шагов плюс»
3. Что происходит на собраниях группы «12 шагов»
4. Обзор 12 шагов
5. Первый шаг: Я не могу
6. Второй шаг: Кто-то другой может
7. Третий шаг: Я приму помощь
8. Четвертый шаг: Нравственная переоценка
9. Пятый шаг: Признание
10. Шестой шаг: Готовность измениться
11. Седьмой шаг: Прошение
12. Восьмой шаг: Вспоминание всех, кому я причинил вред
13. Девятый шаг: Возмещение ущерба
14. Десятый шаг: Ежедневная самооценка
15. Одиннадцатый шаг: Духовный рост
16. Двенадцатый шаг: Передача знаний
17. Что обещает программа
18. Готовность действовать 12 шагов А.А. 12 традиций А.А.

1. Что такое программа «12 шагов»

       В этой книге описывается

единственная эффективная программа лечения алкоголизма

. Это, конечно, программа «Анонимных алкоголиков», больше известная как А.А. Общество «Анонимных алкоголиков» — это всемирно известная организация, объединяющая мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом и надеждами и поддерживают друг друга в попытке излечиться от алкоголизма. Это общество существует на добровольных началах. Никого не заставляют вступать в него, но его члены получают большую пользу от своего участия в нем. Если вы хотите, чтобы программа «12 шагов» работала для вас, вы должны понять организацию А.А. и то, как влиться в нее. Эта книга предназначена как раз для того, чтобы помочь вам в этом.
       Многие люди, проходя 12 шагов, обретают трезвость. Поскольку до этого ничего им не помогало, действие шагов кажется им таинственным и магическим. В результате они не пытаются и не могут понять принципы, лежащие в основе действия этой программы. Прохождение шагов дает человеку чудо трезвости, но это не магия. Чудо происходит потому, что работа по 12 шагам включает мощные принципы выздоровления. Тот, кто пытается заглянуть вглубь и понять принципы, на которых базируется программа «12 шагов», способен более эффективно

использовать эти принципы в жизни.

       Первоначальной целью АА было помочь алкоголикам перестать пить. Это не была универсальная программа для всех людей. Тем не менее, А.А. признает, что программа «12 шагов» может помочь людям и с другими проблемами. Возникли уже другие общества, использующие шаги и принципы А.А., например «Анонимные наркоманы», «Анонимные кокаинозависимые», «Анонимные марихуанозависимые», «Анонимные обжоры» и др. Все они развиваются как отдельные организации, так что А.А. сохраняет свою первоначальную ориентировку на помощь алкоголикам.
       Работа А.А. основывается на программе «12 шагов», служащей индивидуальным руководством на пути к трезвости, и на «двенадцати традициях», являющихся руководящими принципами или уставными нормами организации А.А. в целом. Знание 12 шагов имеет решающее значение для всех выздоравливающих людей по двум причинам: (1) Шаги работают, если вы следуете им; (2) Программа «12 шагов» не требует больших денежных затрат и доступна почти повсеместно. Поэтому эта программа стала так популярна среди людей, желающих излечиться от химической зависимости, созависимости и других компульсивных или аддиктивных нарушений.

А.А. — непрофессиональная организация.

       Согласно «Традициям» А.А. является и всегда должна оставаться непрофессиональной организацией. Никакие специалисты в области медицины не должны принимать участия в организации и руководстве А.А. или другой 12-шаговой программы. Специалисты могут присоединяться к группе, но не должны иметь ни больше и ни меньше влияния в организации, чем другие ее члены. Программа «12 шагов» — это не медицинское и не психиатрическое лечение, и не психотерапия. Если вы попадете в какую-либо 12-шаговую программу, которой руководит профессиональный психотерапевт как терапевтической группой, будьте осторожны.

Возможно, вы попали вовсе не в группу «12 шагов».

В А.А. такая ситуация случается редко, если вообще случается. Однако такое бывает в некоторых вновь образованных программах «12 шагов».
       Если собрания «12 шаговой» группы, которые вы посещаете, ведутся психотерапевтом, который к тому же дает индивидуальные консультации членам группы, можете быть уверены, что это не программа «12 шагов». Это терапевтическая группа. Важно понимать эту разницу. Собрания по программе «12 шагов» базируются на 12 шагах А.А., и их ведущие действуют на непрофессиональной основе.
       Члены А.А. помогают самим себе и другим оставаться трезвыми. Члены группы должны быть уверены, что от них не будут требовать делать взносы или участвовать в каких-либо других предприятиях. Отдельные члены А.А. имеют право следовать любой религии или политическому направлению, или участвовать в любых других делах, в каких они пожелают. Никаких ограничений нет. Но они нигде не должны представлять себя как членов А.А., или вовлекать имя А.А. в какие-либо споры.

Уровни участия в программе «12 шагов».

       В А.А. никого не принуждают что-либо делать. Это одна из немногих организаций, которые я знаю, поддерживающая неотъемлемое конституционное право человека делать то, что он хочет. Здесь нет никакого принуждения, ни на каком уровне. Если вы хотите присоединиться к программе — прекрасно. Приходите на собрания и работайте по «12 шагам». Если не хотите — тоже все в порядке.
       И все же, для большинства членов их включенность в программу проходит несколько уровней. На первом уровне они посещают собрания. На втором — читают литературу по «12 шагам» и участвуют в обсуждении программы с другими членами организации. На третьем уровне они получают спонсора, который демонстрирует им, как программа работает. На четвертом уровне они сами начинают работать по 12 шагам. Когда начинается рост и изменения членов группы — как результат посещения собраний и работы по шагам — они могут перейти к пятому уровню, начиная сами выступать в качестве спонсоров для других. Приобретя некоторый опыт, как спонсоры, они готовы к шестому уровню — общей организационной деятельности в соответствии с «12 традициями» А.А., сводом правил, действующих как уставные предписания организации. Это деятельность на пользу организации А.А. в целом. Обратите внимание, какой здесь прогресс: сначала члены группы помогают сами себе, потом они помогают другим людям, и затем всей программе в целом. Вкратце, уровни включенности таковы:
       1. Посещение собраний
       2. Чтение и обсуждение литературы А.А.
       3. Получение спонсора
       4. Работа по 12 шагам
       5. Выступление в качестве спонсора для других
       6. Организационная деятельность в соответствии с «Традициями»

Посещение собраний.

       Участие в программе «12 шагов» начинается с регулярного посещения собраний. В А.А. говорят: «Если вы принесете свое тело, ум последует за ним». Программа «12 шагов» начинает действовать на людей, если они достаточно долго вращаются в ней. Посещение собраний — это не пассивный процесс. На собрании вы должны активно включаться в работу группы. Самый простой способ участия — это сказать: «Я пропускаю», если вы не хотите говорить, — вполне допустимая реплика. Никто на собрании «12 шагов» не обязан говорить больше. Однако большинство людей хотят сказать больше, поскольку это дает им облегчение, и они видят пользу от этого. Чем более открытым и честным будет ваше выступление, тем быстрее вы ощутите улучшение.
       Есть такая шутка: вопрос — «В чем разница между пьяницей и алкоголиком?», ответ — «Пьяница не должен ходить на собрания А.А., а алкоголик должен». В А.А. подчеркивается важность посещения собраний, особенно в первые три месяца трезвости. Многие члены А.А. советуют посетить девяносто собраний в течение девяноста дней. Выполнение этого правила — «девяносто за девяносто» — обеспечивает новичку интенсивное вхождение в программу «12 шагов» и сближение с людьми, которые следуют ей. В основе этого правила лежит простой принцип — чем больше собраний вы посетите в начале, тем больше ваши шансы на долговременное выздоровление. Конечно, нет такого правила, что вы должны посетить точно девяносто собраний в первые девяносто дней; ходите так часто, как позволяют вам ваши условия жизни. Но помните, чем больше собраний вы посетите, тем быстрее получите результаты.
       Многие члены А.А. жалуются на необходимость посещать собрания. Но те люди, которые находятся на пути выздоровления, продолжают ходить на них, даже если не испытывают к этому желания. Вы не должны любить ходить на собрания, вы просто должны продолжать ходить на них. Посещение собраний — это путь к трезвости. Посещая собрания, вы получаете необходимую вам передышку, временный уход от мира, ориентированного на алкоголь и наркотики. Вы напоминаете себе этим, что вы — алкоголик, что вы не можете безопасно для себя применять алкоголь или наркотики, и что для сохранения трезвости вам необходима поддержка других трезвых алкоголиков.

Чтение литературы по программе » 12 шагов»

       Вторым уровнем вовлеченности является чтение литературы и обсуждение с другими членами своих как положительных, так и отрицательных реакций на нее. Первые члены А.А. выделили основные принципы, необходимые для того, чтобы прийти к трезвости и оставаться на этом пути. Эта информация собрана в двух книгах: «Анонимные алкоголики» (часто называемая Большой книгой) и «Двенадцать шагов и двенадцать традиций». Обе эти книги можно получить в центральном офисе Анонимных Алкоголиков в Нью-Йорке. В этих книгах представлены основные принципы, которым необходимо следовать, чтобы начать трезвую жизнь.

Получение спонсора

       После того, как вы освоитесь с посещением собраний, выступлением на них и чтением литературы, вы можете перейти на третий уровень включенности — получение спонсора. Спонсор — это один из членов группы «12 шагов», имеющий больший опыт на пути выздоровления, чем вы. Чтобы получить спонсора, необходимо достаточно долгое время участвовать в программе, чтобы узнать других членов группы. Слушайте выступления других. Постарайтесь выбрать человека, который вызывает у вас уважение и симпатию, который знает о программе больше, чем вы, и может помочь вам сориентироваться.
       Когда вы находите такого человека и просите его или ее быть вашим спонсором, вы обращаетесь примерно с таким вопросом: «Не могли бы вы уделить мне время и научить тому, как вы работаете по программе?»
       В программе «12 шагов» существует такой лозунг: «Если хочешь достичь того, чего достигли мы, делай то, что делали мы». И именно в отношениях со спонсором этот принцип начинает осуществляться. Вы находите спонсора, который представляется вам примером, просите его поделиться с вами тем, какие шаги он делал на пути выздоровления, и пытаетесь делать то же самое.
       Терапевт не может заменить спонсора. Вам необходим спонсор из 12-шаговой программы, даже если вы посещаете самого лучшего терапевта в мире. Хороший терапевт постарается убедить выздоравливающего алкоголика включиться в программу «12 шагов» и найти спонсора. Как терапевт, я не могу настаивать на посещении группы «12 шагов», но я настоятельно рекомендую это. Если человек отказывается сходить хотя бы на одно собрание и посмотреть, что представляет собой эта организация, я могу сказать лишь следующее:

«Если вы не желаете посетить собрание группы «12 шагов», то я не желаю лечить вас. Почему? Да потому, что, если вы не хотите пойти и посмотреть, что такое программа «12 шагов», я не думаю, что вы действительно хотите делать то, что необходимо для выздоровления».

Я исхожу из девиза А.А.: «Чтобы стать трезвыми, мы должны быть готовы не останавливаться ни перед чем». Если вы не хотите освободить несколько своих вечеров и сходить не собрания А.А., у меня возникает сомнение относительно вашей готовности делать все необходимое для излечения.

Прохождение шагов.

       Когда у вас установятся прочные отношения с хорошим спонсором, вы переходите на четвертый уровень: прохождение двенадцати шагов. Работа по шагам под руководством спонсора является в буквальном смысле сердцем и душой большинства 12 шаговых программ. И большая часть этой книги касается того, как работать по шагам. Те члены группы, которые посещают собрания, но не хотят сами проходить шаги, на самом деле не следуют программе. Как говорится в Большой книге: «Редко случается, чтобы человек, полностью следующий нашему пути, потерпел неудачу». Те люди, которые действительно хотят выздороветь, делают больше, чем просто посещают собрания. Они сами работают по всем шагам под руководством спонсора. Те же, кто недостаточно серьезно настроен на выздоровление, не работает по шагам. Только и всего.

Выступление в качестве спонсора для других.

В результате посещения собраний, чтения литературы по «12 шагам», общения со спонсором и работы по шагам начинается ваш рост и изменение. Программа начинает преобразовывать вас. По мере вашего роста и обучения вы должны выходить на новый уровень и начинать отдавать другим то, что сами так щедро получали. То есть вы должны начать спонсировать других, перейдя, таким образом, на пятый уровень.
       Спонсорство имеет две цели: помочь самому себе и помочь тому человеку, которого вы поддерживаете. Важно помнить, что вы помогаете другим для того, чтобы помочь самому себе.

Ни в коем случае вы не ответственны за выздоровление или срывы другого человека.

Вы лишь щедро делитесь своим опытом, своей силой и надеждой, помогая, таким образом, себе и, возможно, тому человеку, которого спонсируете. Здесь нет никаких гарантий. А.А. — это эгоистичная программа: выздоравливающие помогают другим, чтобы помочь самим себе. Такая установка ясно выражается одним из правил А.А.: «Чтобы удержать что-то, вы должны отдавать».
       Пытаясь помочь человеку, менее опытному в программе «12 шагов», вы приходите к новому пониманию своего собственного процесса выздоровления. Когда я начал вести курсы по консультированию, я понял, как многого я не знаю. У меня появился стимул учиться дальше, узнать больше. То же касается спонсорства. Пытаясь ответить на вопросы новичка, вы начинаете видеть свои собственные упущения. Вы получаете толчок к дальнейшему росту. Когда ваш подопечный задает вам вопрос и вы не можете на него ответить, самое время обратиться к вашему собственному спонсору. Помощь другим побуждает нас учиться дальше.
       Итак, формула проста: посещайте собрания, работайте по 12 шагам, найдите спонсора и сами станьте спонсором для других.

Организационная деятельность в соответствии с «Традициями».

       Шестой уровень включенности представляет собой деятельность в соответствии с «Традициями». У каждой организации должны быть определенные уставные нормы. Программа «12 шагов» не исключение. Двенадцать фундаментальных норм, управляющих деятельностью программы «12 шагов», называются «Традициями». Чтобы программа «12 шагов» продолжала работать и помогать другим людям, необходимо поддерживать организацию программы. Важно, чтобы главное оставалось главным. По сравнению с прохождением шагов и обучением тому, как хорошо себя чувствовать на пути выздоровления, организационная работа вторична. Но, поскольку выздоровление членов А.А. зависит от их организации, организационная работа важна в плане выживания организации в целом.

Чтобы сохранить что-то, вы должны отдавать.

       Отец Джозеф Мартин, создатель фильма «Chalk Talk» и соучредитель лечебного центра Ashley в Гавр-де-Грасе, Мэриленд, рассказал мне историю

об одном из основателей А.А., Билле Уилсоне.

Долгое время Билл в одиночку пытался сохранять трезвость, но никогда не выдерживал более нескольких недель. Тогда у него возникла идея, что, может быть, он сможет оставаться трезвым, если будет помогать другим людям оставаться трезвыми. Первый подход, который он испробовал, был подход, который я называю «вытащить из-за стойки бара». Билл говорил со всеми своими друзьями, имеющими подобные проблемы, и пытался убедить их прекратить пить. По существу, он пытался отрезвить пьяных.
       Спустя шесть месяцев Билл сказал своей жене Луиз: «Я потерпел неудачу. Я уже в течение шести месяцев пытаюсь помочь алкоголикам стать трезвыми, и я не смог помочь никому». Луиз посмотрела на него и сказала: «БИЛЛ, ты не прав. Ты помог одному человеку. Ты сом не пьешь уже шесть месяцев». Так родился один из первых принципов А.А. Формулируется он так: «Чтобы что-то сохранить, вы должны отдавать это». Смысл его в том, что члены А.А. выздоравливают, помогая выздоравливать другим.
       Пытаясь помогать другим, выздоравливающие алкоголики переступают через свой эгоизм. Они выходят из эгоцентричного состояния, характерного для большинства зависимых. Помогая другим, страдающий зависимостью выходит за границы системы своих пристрастий. Его мир не ограничивается теперь его собственным носом. Главенствующую роль в жизни приобретают новые ценности.
       А.А. предлагает ряд основных, непреложных и совершенно ясных правил: не пить, посещать собрания А.А., найти спонсора, работать по шагам. В остальном возникает много вопросов и неопределенностей. Обычно после чтения литературы или посещения собрания, почесав голову, новый член спрашивает: «Что же это значит?» Отчасти сила А.А. заключается как раз в этой неопределенности. Она стимулирует человека к размышлению и поиску смысла. Работая над программой, выздоравливающий должен сам решить, что принципы А.А. значат для него. Одной из характерных черт А.А. является то, что это «эгоистичная» программа. Члены группы сами решают для себя, что вынести с собрания. Никто не говорит им, что они должны там приобрести. Они принимают лишь то, что подходит для них.

Тенденция к самоподдержке.

       Группы «12 шагов» есть повсюду, или, по крайней мере, так кажется. «Анонимные Алкоголики», зародившись в 1935 году, приобрели теперь огромное влияние, формирующее будущее Америки. Джон Наисбитг, занимающийся анализом существующих тенденций, утверждает, что в Америке существует тенденция перехода от профессиональной медицинской помощи к самопомощи.
       Раньше большинство американцев, когда у них возникали проблемы, обращались за помощью и поддержкой к специалистам. Однако все стадо меняться, когда люди начали принимать на себя ответственность и контроль над своими жизнями. Все большее число людей обращаются к группам самопомощи как основному источнику поддержки. Многие из этих групп основываются на программе «12 шагов» А.А.
       В А.А. есть «правило об ответственности», которое гласит: «В любое время, в любом месте, если кто-то нуждается в поддержке, А.А. протянет ему руку помощи; за это я отвечаю». Самое удивительное то, что многие члены А.А. действительно следуют этому правилу. Все алкоголики попадают в А.А. через других членов, которые приводят их на собрания и знакомят с программой. Никого не обязывают к этому, это высоко индивидуальная и добровольная служба. Все дело в том, что, когда алкоголик чувствует, что обязан А.А. спасением своей жизни, он хочет дать такую же возможность другому алкоголику. То же относится к другим сообществам, основанным на «12 шагах». Почему? Да потому, что это часть программы. Помните: «Чтобы что-то иметь, нужно отдавать».
       Популярность А.А. и программы «12 шагов» — это не временное явление. Философия «12-ти шагов» становится мощной общественной тенденцией. «12 шагов» постепенно формируют новый стиль мышления — в данный момент важен только один человек, только один день, «просто делай это сейчас». Каждый день появляются новые группы, родственные А.А., использующие программу «12 шагов». Первой такой группой был «Ал-Анон», помогающий людям, страдающим от алкоголизма других. Другой подобной группой стали «Взрослые дети алкоголиков». С вступлением Америки в эру «лучшей жизни при помощи химии» стали появляться группы для химически зависимых людей, чьим основным пристрастием являются другие вещества, нежели алкоголь. Это «Анонимные наркоманы», группы для людей, злоупотребляющих марихуаной, кокаином, лекарствами и др. Появились также группы людей, страдающих компульсивным перееданием, «Анонимных игроков», «Анонимных эмоционалов», «Зависимых от семьи» и более 200 других групп, работающих по программе «12 шагов». Таким образом, мы видим мощное развитие движения самоподдержки, распространяющееся по всему миру.
       Чтобы выздороветь, химически зависимый человек должен понять, как воспользоваться силой этого движения. Группы «12 шагов» дают человеку информацию, решимость, силу и надежду. И хотя эти группы никогда не заменят профессиональную помощь, они могут быть

эффективным, дешевым и доступным дополнением к профессиональному лечению.        

Поскольку участие в А.А. — это единственный эффективный способ вылечиться от химической зависимости, я настоятельно рекомендую его всем выздоравливающим. Если бы кто-то сказал мне: «Ради выздоровления я готов сделать только одну вещь. Что я должен сделать?» Как профессиональный консультант я ответил бы ему: «Идите в А.А.» Спросите почему? Потому что А.А., как единственный источник поддержки, это наиболее эффективное средство обрести трезвость. Людей, пришедших к трезвости в результате только посещения А.А. больше, чем в результате всех остальных форм консультирования и терапии вместе взятых. А.А. — самый эффективный и доступный источник выздоровления.

Шаги и Традиции АА

alcoholics anonymous AA

Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть честными сами с собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой честности. Вероятность их выздоровления ниже средней. Есть люди, страдающие от серьезных эмоциональных и психических расстройств, но многие из них все-таки выздоравливают, если у них есть такое качество как честность.

Истории из нашей жизни рассказывают в общих чертах , какими мы были, что с нами произошло и какими мы стали. Если Вы решили, что хотите обрести то, что есть у нас, и согласны сделать все ради достижения цели — значит, вы готовы предпринять определенные шаги.

Некоторым из них мы противились. Мы думали, что можно найти более легкий, удобный путь. Но мы такого не нашли. Со всей серьезностью мы просим вас быть с самого начала бесстрашными в выполнении этих шагов и следовать им неуклонно. Некоторые из нас старались придерживаться своих старых представлений и не добились никакого результата, пока полностью не отказались от них.

Помните, что мы имеем дело с алкоголем – хитрым, властным, сбивающем с толку! Без помощи нам с ним не совладать. Но есть Некто всесильный – это Бог. Да обретете вы Его ныне!

Полумеры ничем не помогли нам. Мы подошли к поворотному моменту. Все отринув, мы просили Его о попечении и защите.

Вот предпринятые нами шаги, которые предлагаются как программа выздоровления:


  1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
  4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
  7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
  9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

12 Традиций Анонимных Алкоголиков краткая форма

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте – личное выздоровление зависит от единства Анонимных Алкоголиков.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители – всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом Анонимных Алкоголиков – это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или Анонимных Алкоголиков в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель – донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.
  6. Группе Анонимных Алкоголиков никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя Анонимных Алкоголиков для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе Анонимных Алкоголиков следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией.
  9. Содружеству Анонимных Алкоголиков никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления, однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся его деятельности, поэтому имя Анонимных Алкоголиков не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

12 Традиций Анонимных Алкоголиков развёрнутая форма.

Наше пребывание в АА научило нас следующему:

  1. Каждый член Содружества «Анонимные Алкоголики» является всего лишь малой частью большого целого. АА должно продолжать существовать, иначе большинство из нас наверняка погибнет. Поэтому наше общее благополучие стоит на первом месте. Однако личное благополучие члена АА по значимости следует рядом, вслед за ощим благополучием.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, каким Он может выражать себя в нашем групповом сознании.
  3. Наше членство должно включать всех страдающих от алкоголизма. Поэтому мы не можем отказывать никому из тех, кто желает выздороветь. Членство в АА никогда не должно зависить от денег или умения приспосабливаться. Любые двое или трое алкоголиков, собрирающиеся вместе с целью поддержания трезвости, могут считать себя группой АА при условии, что как группа они не входят в какую-либо другую организацию.
  4. В том, что касается своих собственных дел, каждая группа АА не несет ответственности ни перед каким другим авторитетом, кроме своего группового сознания. Но когда ее планы также затрагивают интересы других групп, с ними необходимо советоваться. Ни одной группе, ни одному региональному комитету и ни одному члену АА никогда не следует предпринимать каких-либо действия, которые могут сильно повлиять на АА в целом, не посоветовавшись с попечителями Совета по общему обслуживанию АА. В таких вопросах наше общее благополучие важнее всего.
  5. Каждая группа «Анонимных Алкоголиков» должна быть самостоятельным объединением, основаным на духовности, имеющим лишь одну главную цель — доносить свои идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.
  6. Проблемы, связанные с деньгами, собственностью и властью, могут легко отвлечь нас от нашей основной духовной цели. Поэтому мы полагаем, что любая значительная собственность, действительно необходимая АА, должна быть отдельно зарегистрирована как акционерная собственность и отдельно управляться; таким образом мы отделяем материальное от духовного. Группа АА никогда не должна заниматься предпринимательством. Такие вспомогательные для АА учреждения, как клубы или больницы, требующие большой собственности и управления, должны регистрироваться как корпорации и быть отделены от АА, с тем чтобы в случае необходимости группы могли свободно от них отказаться. Поэтому такие учреждения не должны использовать наименование Сообщества АА. Управление ими должно быть исключительной обязанностью тех людей, которые их финансируют. Для клубов в качестве руководителей члены АА обычно предпочтительнее. Но больницы и другие центры выздоровления должны определенно находиться вне сферы деятельности АА и управляться медиками. Хотя группа АА может сотрудничать с кем угодно, такое сотрудничество никогда не должно доходить до явных или подразумеваемых объединений и поддержки. Группа АА не должна связывать себя ни с кем.
  7. Группы АА должны полностью опираться на добровольные денежные пожертвования своих членов. Мы считаем, что каждой группе следует достичь этого идеала как можно скорее; что любое обращение к широкой публике за средствами с использованием имени «Анонимных Алкоголиков» — крайне опасно, будь то обращение от групп, клубов, больниц или иных сторонних организаций; что не разумно принимать от кого бы то ни было подарки, обладающие большой ценностью или пожертвования, предполагающие какие-либо обязательства. Также с озабоченностью следим мы за теми казначеями АА, которые продолжают накапливать средства, сверх всяких разумных резервов и без какой-либо оправданной для нужд АА цели. Опыт неоднократно предостерегал нас, что, ничто так не сможет разрушить нише духовное наследие, как бесполезные споры о собственности, деньгах и властных полномочиях.
  8. Содружество «Анонимные Алкоголики» должно всегда оставаться непрофессиональным объединением. Мы определяем профессионализм как род занятий по оказанию консультативной помощи алкоголикам, выполняемой за вознаграждение или по найму. Но мы можем нанимать алкоголиков для выполнения той работы, которая в ином случае могла бы быть поручена неалкоголикам. Такие особые могут оплачиваться надлежащим образом. Но наша обычная работа по Двенадцатому шагу никогда не должна оплачиваться.
  9. Каждая группа АА нуждается в минимально возможной организации. Лучше всего — это периодически сменяемое руководство. Маленькая группа может выбрать своего секретаря, большая группа — периодически оновляемый комитет, а группы в больших городах — свой центральный или межгрупповой комитет, который обычно нанимает на полую ставку секретаря. Попечители Совета по общему обслуживанию АА в сущности представляют собой наш Комитет общего обслуживания АА. Ониявляются хранителями наших Традиций и получателями добровольных пожертвований членов АА, на которые мы содержим наш Офис общего обслуживания АА в Нью-Йорке. Группы АА уполномочили их осуществлять все наши связи с общественностью, они также гарантируют правильную работу нашей главной газеты “The А.А. Grapevine”. Все наши представители должны руководствоваться духом служения, ибо подлинные руководители в АА — всего лишь опытные и пользующиеся доверием исполнители, работающие на благо всего АА. Их должности не дают им никакой реальной власти, они не правят. Всеобщее уважение является залогом их пригодности.
  10. Ни одна группа или член АА никогда не должны выражать какого либо мнения по не относящимся к деятельности АА спорным вопросам таким образом, чтобы это затрагивало АА, особенно это относится к вопросам политики, алкогольной реформы или религиозных сект. Группы Анонимных Алкоголиков не выступают против кого-либо. По таким вопросам они вообще не могут выражать никаких взглядов.
  11. Наши отношения с широкой общественностью должны отличаться личной анонимностью. Мы считаем, что АА следует избегать сенсационной рекламы. Наши имена и портреты как членов АА не должны использоваться на радио, в кино и в открытой печати. В наших отношениях с общественностью нам следует руководствоваться принципом привлекательности АА, а не методом навязывания. Нет никакой необходимости хвалить самих себя. Мы считаем, что лучше, если нас будут рекомендовать наши друзья.
  12. И в заключение, мы, члены Сообщества «Анонимные Алкоголики», полагаем, что принцип анонимности имеет огромное духовное значение. Он напоминает нам, что мы должны ставить принципы выше личностей; что мы должны на самом деле следовать принципу подлинного смирения. Это — для того, чтобы дарованное нам огромное благо никогда не испортило нас; чтобы мы всегда жили, размышляя с благодарностью о Том, кто руководит всеми нами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство на фантомку
  • Плита комбинированная leran gec 3311 at инструкция
  • Нарастание негативных тенденций в экономике ссср заставило руководство страны в середине 1980
  • Дрл 7см руководство
  • Прегабалин уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги