Руководство по работе в группе для организации учебного сотрудничества детей по русскому языку

Организация  работы по развитию навыков учебного сотрудничества  младших школьников на уроках русского языка.

Психологи давно определили, что «инкубатором»  познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

        Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его самостоятельности,  активности, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.

Все группы в классе в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям мы стараемся помочь, включая их сначала в парную, а затем в групповую работу.

Учитывая рекомендации по организации учебного сотрудничества при обучении младших школьников,  создавались условия для эмоциональной и содержательной поддержки каждого учащегося и класса в целом.

В учебном процессе мы проводили работу как с гомогенными (одинаковыми  по уровню  знаний), так и с гетерогенными (разными по уровню  знаний) группами. В зависимости от целей, задач, содержания и типа урока мы делили учащихся по тому или иному признаку на группы. Так на уроках с введением нового материала или формирования новых умений и навыков лучше использовать гетерогенные группы, в которых сильные учащиеся помогают овладеть новыми знаниями и умениями более слабым.  На уроках закрепления материала или обобщения знаний целесообразнее делить класс на  гомогенные группы, предлагая разноуровневые (дифференцированные) задания для более сильных групп и более слабых.

На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут «застрять» на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь мы хвалим группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, «недружная» работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух — трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.

Какие обязанности должны быть в группе? Есть много вариантов, но мы используем такой, распределяя учащихся на:

командира – отвечает за работу группы в целом;

докладчика – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретаря – записывает высказанные идеи и решения;

контролера – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

        Роль командира очень сложна и трудна. Чтобы легче было руководить процессами, протекающими в группе, был составлен своего рода алгоритм движения при выполнении заданий в группе. Вот что получилось:

Алгоритм   выполнения задания в группе:

1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

5. Совместное принятие решения.

6. Анализ решения задания, его оформление.

7. Проговаривание в группе выступления докладчика.

8. Представление решения докладчиком.

        На уроках мы используем разные варианты сотрудничества.

 «Пила»: разбиваем учебный материал  на фрагменты. Причем число фрагментов совпадает с числом участников группы, 5-6 человек. Назначается ответственный за свой фрагмент. Его задача — не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы освоили его. После групповой работы эксперты из разных групп,  объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устный ответ на вопрос учителя.

«Мозговой штурм»: помогает найти пути решения какой-либо проблемы при включении в работу всех членов группы. При этом, высказывая свои идеи, дети знают, что они не оцениваются и не критикуются. В мозговом штурме призываем участвовать всех и быть как высказывающимися, так и слушателями, но время для мозгового штурма ограничивается.  Учитель фиксирует идеи и не вмешивается в дискуссию.           

Ролевая игра: помогает ученикам вырабатывать уверенное поведение в той или иной жизненной ситуации. Исполняя   роли запланированных ситуаций, дети имеют возможность применить их в реальных ситуациях. Ролевые игры помогают  испытать детям новые чувства, мысли, побуждают их к работе и  влияют на поведение окружающих участников игры.

Такие способы помогают учащимся одновременно  взаимодействовать в малых группах.

Используются следующие варианты  работы в парах:

«Статистическая пара», в ней учащиеся регулярно общаются друг с другом на уроке. Такую работу используем для повышения речевой и мыслительной активности каждого обучающегося.

«Динамическая пара», в ней общее задание делится между микрогруппами. Каждый спрашивает каждого и каждый отвечает каждому. В микрогруппу объединяются учащихся  двух соседних парт. Дается 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Половина учащихся говорят, остальные целенаправленно слушают. Динамическая пара это школа повышения адаптации учащихся друг к другу.

«Вариационная пара»  Это вид коллективного обучения. Отрабатываются разные  материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно. Работа ведётся в три такта.

Первый такт – работа с рядом с сидящим. Партнеры задают друг другу вопросы, сличают ответы с записью на обороте карточки. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру. Начинается второй такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы. Так что каждый проверяющий вполне компетентен, может и проверять, и обучать. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру.

Третий такт – работа с прежним партнером, но по новой карточке.

Работа завершается, как только вернулась своя карточка.

На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. Для этого на доске надо заранее написать вопросы или подготовить карточки с заданием или вопросами, которые разбираются в группах.

Тема урока: «Склонения имён существительных». В основной части урока дети вместе с учителем выводят алгоритм определения склонения существительных: определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.

На этапе закрепления учащиеся по группам выполняют упражнение из учебника, проговаривая вслух действия по алгоритму. При этом у каждого ребёнка своя роль: «командир» при необходимости помогает, «секретарь» заносит в таблицу правильность ответов каждого члена группы, «контролер» при необходимости вызывает на помощь учителя.

На уроке формирования умений и навыков учащиеся могут работать как парами, так и группами.

Класс разбивается на гомогенные (по уровню обученности) группы из трёх–пяти человек. Каждая получает задание – оно является «подзаданием» какой-либо одной большой темы, над которой работает весь класс. Каждая группа работает над своей частью материала, а затем представляет её всему классу. В результате работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

Например, урок русского языка  по теме «Орфограммы в корне».

Цель: систематизация знаний о правописании букв парных согласных и безударных гласных в корне слова.

В основной части урока дети в группах вспоминают алгоритм обнаружения орфограммы и выстраивают его на столах, затем представляют всему классу. Далее группы получают один текст, но каждая работает со своей орфограммой.

Задача: необходимо выписать слова по «своей» орфограмме: 1-я группа – буквы проверяемых согласных, 2-я группа – безударных гласных. Затем можно поменяться. Таким способом отрабатывается умение обнаруживать орфограмму, строя работу по алгоритму.

На уроке закрепления материала по теме «Повторяем признаки и типы текстов» мы  разбивали класс на гомогенные группы и предлагали следующие задания  разной степени  сложности:  одна группа пишет текст — повествование «Осень пришла», вторая группа – текст — описание «Осенний лес», третья – текст — рассуждение «За что я люблю осень?».

На уроках мы проводим и работу в парах.

Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка- «посредница», которая состоит из теоретической и практической частей. Например:

Карточка №1.

Лицевая сторона:

Изменение имен существительных по падежам называется…

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:…

Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что…

В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что…

А у существительного луч – не пишется, так как…

На обороте:

1.      Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.

2.      Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.

3.      Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

Карточка №2.

Лицевая сторона:

Постоянные признаки имени существительного…., непостоянные признаки…

Начальная форма имени существительного – это… Изменение имени существительного по падежам называется…

В русском языке … склонения. Примеры:…

Падеж имени существительного можно определить по …

На обороте:

1.      Скоро весенние ручьи  наполнят голубой лес звонким журчанием .

2.      Вставь пропущенные буквы, определи склонение, падеж имен существительных:

   Письмо по памят…                                                    сказка для девочк…

   Подарок для подруг…                                              главы из повест… о дружб…

   Пришла к подруг…                                                   поступил по совест…

Алгоритм работы с карточкой  отпечатан для каждого ученика.

 Алгоритм работы:

1.      Получил карточку – поставь крестик в листе учета.

2.      Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3.      Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4.      Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5.      Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

При изучении правила «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих» мы использовали следующие задания для групп учащихся разного уровня:

 Низкий уровень.

 Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова: 

дочь                                                врач

тишь                                               шалаш

 рожь                                               нож

 Ответьте на следующие вопросы и выполните задания: 

 1. К какой части речи относятся все написанные слова? 

 2. Определите род имен существительных первого и второго столбика. 

  3. Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных обоих столбиков? 

  4. В конце каких имен существительных и в каком случае пишется мягкий знак? 

Средний уровень.

Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания. 

дочь                                                      врач

тишь                                                     шалаш 

рожь                                                      нож

Высокий уровень.

Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Итоговое групповое занятие, когда идет подготовка к самостоятельной или контрольной работе имеет своей целью: выявить каждому школьнику свой пробел и ликвидировать его, обратившись за помощью к одноклассникам. При анализе ошибок контрольной или самостоятельной работы ставится другая цель — помочь слабым увидеть свои ошибки, ликвидировать пробелы в знаниях. Учащиеся, успешно выполнившие задания работают в отдельной группе и для них поставлена цель: углубленно выполнить другое задание. Остальные учащиеся разбиваются на группы в зависимости от ошибок, которые они допустили при выполнении проверочной работы. Для них ставится другая цель: рассмотреть свои ошибки и постараться с помощью учителя, своих одноклассников ликвидировать пробелы в знаниях.



Скачать материал

Методическая разработкапо теме:
 «Организация учебного сотрудничества на урок...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методическая разработкапо теме:
 «Организация учебного сотрудничества на урок...

    1 слайд

    Методическая разработка
    по теме:
    «Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка при изучении раздела
    «Состав слова»
    Выполнил: Хвастунова Е.А.
    Нижний Новгород
    2017 год

  • Пояснительная записка

       Актуальность данной работы заключается в том, ч...

    2 слайд

    Пояснительная записка

    Актуальность данной работы заключается в том, что она отвечает потребности учителя воспитать ученика, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний на уроках русского языка. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». (Г.А.Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

  • «Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельност...

    3 слайд

    «Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности… В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» ( И.А.Зимняя) .

  • Анализ психолого-педагогической литературы.
 Проблема учебного сотрудничества...

    4 слайд

    Анализ психолого-педагогической литературы.
    Проблема учебного сотрудничества (коллективных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).
    Теоретической базой для формирования опыта по организации учебного сотрудничества являются научные разработки ведущих педагогов и психологов. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., Г.А. Цукерман и др.

  • Программа «Введение в школьную жизнь»
 (Г.А. Цукерман) 
Целями и задачами дан...

    5 слайд

    Программа «Введение в школьную жизнь»
    (Г.А. Цукерман)
    Целями и задачами данного курса являются:
    •обеспечивать знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;
    •способствовать психологической адаптации детей в школе;
    •знакомить с основными школьными правилами;
    •прививать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
    •обучать элементарным приемам обратной связи;
    •развивать внимание, память, мышление, воображение;
    •формировать классный коллектив.

  • В.К.Дьяченко  выделяет четыре формы обучения:

-индивидуальная (учащийся рабо...

    6 слайд

    В.К.Дьяченко выделяет четыре формы обучения:

    -индивидуальная (учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя),
    -парная («учитель — ученик», «ученик – ученик»)
    -групповая («учитель – ученики», «ученик – ученики»)
    -коллективная (половина учеников говорит – половина слушает).
    Принципы коллективного способа обучения (КСО):
    завершенность;
    непрерывная и безотлагательная передача знаний;
    всеобщее сотрудничество и взаимопомощи;
    обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
    разделение и делегирование учебных заданий;
    педагогизация отношений.

  • 1 этап: Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

2 этап...

    7 слайд

    1 этап: Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

    2 этап: Работа в парах.

    3 этап: Работа в малых группах.

    Организация учебной деятельности учащихся
    при КСО:

  • Начало работы. 
Самостоятельное знакомство с материалом урока.

    8 слайд

    Начало работы.
    Самостоятельное знакомство с материалом урока.

  • Виды пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие ряд...

    9 слайд

    Виды пар:
    статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
    динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
    вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

  • Работа в парах

  • Работа в малых группах

    11 слайд

    Работа в малых группах

  • И. Г. Литвинская предложила структуру четырехактного урока.

Фронтальная раб...

    12 слайд

    И. Г. Литвинская предложила структуру четырехактного урока.

    Фронтальная работа — происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала.

    2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.

    3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.

    4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

  • Образование групп. 
  
Как объединять детей в группы?
1)      На первом этапе...

    13 слайд

    Образование групп.

    Как объединять детей в группы?
    1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся.
    2)    Учитель делит на группы, назначая организатора.
    3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
    4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

  • 5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и...

    14 слайд

    5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
    6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей.
    7)  Лото.   
    8)Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

  • Новизна.
 Практика показывает, что групповые методы работы на уроках русского...

    15 слайд

    Новизна.
    Практика показывает, что групповые методы работы на уроках русского языка обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют обучающемуся поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности.
    Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.  
    Источник новизны – модернизация и адаптация к условиям общеобразовательной школы  уже известных методов, приемов, средств обучения русскому языку при тесном контакте обучающихся друг с другом и с учителем.

  • Цель – создание на уроках русского языка условий для самоопределения и саморе...

    16 слайд

    Цель – создание на уроках русского языка условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей учащихся, их взаимодействия и сотрудничества в процессе изучения раздела программы «Состав слова».
    Задачи:
    1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме учебного сотрудничества.
    2) Познакомиться с педагогическим опытом по внедрению технологии группового обучения в образовательный процесс.
    3) Разработать задания с элементами группового обучения при изучении состава слова.
    4) Определить формы контроля, позволяющие проверить результативность группового обучения, мотивацию обучающихся на взаимодействие при выполнении учебных заданий.

  • Обобщение и анализ собственного педагогического опыта  
	«Собраться вместе –...

    17 слайд

    Обобщение и анализ собственного педагогического опыта
    «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Генри Форд»

    Задачи групповой работы на уроках русского языка:
    Активизация познавательной деятельности;
    Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
    Развитие умений успешного общения;
    Совершенствование межличностных отношений в классе.

  • Примеры организации парной работы  в УМК «Перспектива». 
1. Ребятам предстоит...

    18 слайд

    Примеры организации парной работы в УМК «Перспектива».
    1. Ребятам предстоит работать в паре, они вспоминают правила работы. Перед ними карточки разного цвета:
    гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и
    — Подумайте, что на них написано? (части слов)
    — Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб ,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)
    — Прочитайте части слова на зеленых карточках. Что это за часть слов?
    (ый, а – это окончания)
    — Что записано на синих карточках?
    (ок, к, н – это суффиксы)
    — Какая часть слов записана на жёлтых карточках?
    (по, на, за, под – это приставки)
    — Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

  • Проверка по таблице:

    19 слайд

    Проверка по таблице:

  • Тест
1) Часть слова без окончания называется
Е  - корень
 У– основа
2) Чтобы...

    20 слайд

    Тест
    1) Часть слова без окончания называется
    Е — корень
    У– основа
    2) Чтобы найти корень надо
    Л– изменить форму слова
    М– подобрать однокоренные слова
    3) Окончание – это
    Н– изменяемая часть слова
    П– неизменяемая часть слова
    4) Суффикс служит
    И– для образования новых слов
    Ы– для образования формы слова
    5) Приставка стоит
    Х — после корня
    К — перед корнем
    6) Приставка, корень, суффикс
    И — образуют основу слова
    Я — не образуют основу слова

  • 2. На каждую парту раздаются листочки с текстом (диктант второклассника). Зад...

    21 слайд

    2. На каждую парту раздаются листочки с текстом (диктант второклассника). Задача ребят найти ошибки в диктанте второклассника. Какую орфограмму он знает недостаточно хорошо? Объяснить ошибки.

  • Этапы обучения работе в группе при изучении темы «Состав слова»:

1 этап: фро...

    22 слайд

    Этапы обучения работе в группе при изучении темы «Состав слова»:

    1 этап: фронтальная работа

    2 этап: парная работа

    3 этап: групповая работа

  • ЗАДАНИЕ: поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения н...

    23 слайд

    ЗАДАНИЕ: поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах).
    Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось данное слово, а потом выделять суффиксы.
    Выполняется фронтально, письменно. Образец записи:
    трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка;
    ёлка (к//оч) – ёлочка, листок (ок//оч) – листочек;

  • Виды парной работы:

Работа «хором»

По операциям

Деление элементов материал...

    24 слайд

    Виды парной работы:

    Работа «хором»

    По операциям

    Деление элементов материала

    1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

  • На доске даны слова. Дети хором их проговаривают. Если в них есть суффикс, то...

    25 слайд

    На доске даны слова. Дети хором их проговаривают. Если в них есть суффикс, то строят над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопают в ладоши.

    — Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек, ухо, ушко, глаза, глазищи.

  • 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается...

    26 слайд

    1-й ученик называет слово,
    2-й ученик кладет карточку,
    1-й ученик соглашается или протестует.
    Например: на каждую парту ученикам раздаются карточки, на которых дано задание «Верно ли утверждение?»
    Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
    Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень? (-)
    Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
    Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (-)
    Корень – это общая часть родственных слов. (+)
    Отвечая на вопросы, ученики используют карточки со знаком «+» и «-».

  • ИГРА «Будь волшебником».  

На каждую парту раздается по шесть карточек, на к...

    27 слайд

    ИГРА «Будь волшебником».

    На каждую парту раздается по шесть карточек, на каждой карточке написано слово.

    Задание: придай значение маленького размера предмета:
    Нос, дуб, стол, мёд, хвост.

    При проверке выясняем, что дети использовали суффиксы -ик, -ок.

  • У каждой группы набор «Конструирование слов». Дети открывают конвертики, из...

    29 слайд

    У каждой группы набор «Конструирование слов». Дети открывают конвертики, из частей (приставки, корень, суффиксы, окончания) слов собирают слово. Какие из них могут образовать слово, а какие нет?
    1. -к-, -пчёл-, -ин-, под-, -а, -еньк-
    2. –беж-, -и, -а-, -л-, -ушк-, по-
    3. –ышк-, -о, -солн-, по-, -к-, -ий
    4. -лист-, -и, -очк-, с-, -еньк-, -ая
    5. -ие, -еньк-, -зелён-, по-, -а-, -ушк-
    6. –звон-, -ие, по-, -к-, -очк-,за-
    К доске выходит отчитываться одна (вся) группа, закрепляя получившиеся слова из отдельных
    частей на доске магнитами.

  • В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодей...

    30 слайд

    В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить, заострить конфликтную сторону взаимодействия).
    Варианты »негативных» образцов:
    1)      задания с выходом на вопрос: »Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?»
    2)      задания с выходом на вопрос: »что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?»
    3)      задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.
    4)      задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

  • ТИПЫ ЗАДАНИЙ-ЛОВУШЕК:1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на за...

    31 слайд

    ТИПЫ ЗАДАНИЙ-ЛОВУШЕК:
    1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя.
    2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики.
    3) Задачи, не имеющие решения.
    4) Задачи с недостающими данными. 5)   Ситуации открытого незнания.

  • Докажите, что во всех данных глаголах два суффикса: 

посмотрел, обидел, выяс...

    32 слайд

    Докажите, что во всех данных глаголах два суффикса:

    посмотрел, обидел, выяснил, побелил, наобещал, зависел, затосковал…
    (в последнем глаголе суффиксов два, но один из них имеет больше одной фонемы!)

  • Определите, какие ошибки допустил ученик в выделении приставок и суффиксов в...

    33 слайд

    Определите, какие ошибки допустил ученик в выделении приставок и суффиксов в словах:
    а) половник
    – приставка по-, потому что это инструмент повара, а в слове повар — приставка по-

    б) избегать, избрать, избушка
    — везде приставка из-, потому что все слова начинаются с из-

    в) листик – это маленький лист, суффикс –ик-, значит и в слове ластик тоже суффикс -ик-, он же маленький

  • Какие слова имеют состав?
 (никакие, т.к. во всех данных словах есть окончани...

    34 слайд

    Какие слова имеют состав?
    (никакие, т.к. во всех данных словах есть окончание)

    а)

    подснежники, приморский, подорожник, сильный.

    б)

    травка, дубок, звездочка, домик, дошкольник.

  • Составьте и запишите имена существительные, соответствующие схемам:
, , Какие...

    35 слайд

    Составьте и запишите имена существительные, соответствующие схемам:

    ,
    ,
    Какие изменения нужно внести в схемы? (значок окончания, т.к. им. сущ. – изменяемая часть речи)

  • Вставьте пропущенные буквы в приставках:
 
Пр…забавный, пр…спокойный, пр…увел...

    36 слайд

    Вставьте пропущенные буквы в приставках:

    Пр…забавный, пр…спокойный, пр…увеличить, пр…рвать, пр…градить.

    Почему вы сомневались, какую букву — Е или И нужно вставить в данных словах?
    Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чему мы должны научиться на уроке?

    (различать приставки пре- и при-)

  • Игра «Светофор»: 
На доске весит модель светофора. Учитель указывает на цвета...

    37 слайд

    Игра «Светофор»:
    На доске весит модель светофора. Учитель указывает на цвета светофора, дети выполняют стоя движения:
    Красный – стоим.
    Желтый – хлопаем.
    Зеленый – шагаем на месте.
    Красный, если мое утверждение неверное, и, зеленый – если мое утверждение верное:
    Части слова – это приставка, корень, предлог, суффикс и окончание. (к)
    Окончание служит для связи слов в предложении. (з)
    Приставка и суффикс служат для образования новых слов. (з)

  • Контроль учителя за групповой работой на уроке русского языка.-         Как д...

    38 слайд

    Контроль учителя за групповой работой на уроке русского языка.
    —         Как дети сидят?
    —         Внимательны ли они или отвлекаются?
    —         Как ведут себя: живо или апатично?
    —     Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
    —         Слушают ли друг друга?
    —         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
    —   Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

  • Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в проце...

    39 слайд

    Для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Г.А.Цукерман предлагает задание «Рукавички».

  • В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность...

    40 слайд

    В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.
    Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
    общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
    работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
    кооперации.

  • Результатом моей работы в рамках данной разработки считаю следующие показате...

    41 слайд

    Результатом моей работы в рамках данной разработки считаю следующие показатели:
    — обучающиеся обучены групповым формам работы;
    — меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной.

  • СПАСИБО
 ЗА 
ВНИМАНИЕ!

    42 слайд

    СПАСИБО
    ЗА
    ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 259 057 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 16.12.2018
  • 268
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 16.12.2018
  • 3204
  • 61
  • 16.12.2018
  • 341
  • 1
  • 16.12.2018
  • 356
  • 0
  • 16.12.2018
  • 421
  • 2
  • 16.12.2018
  • 470
  • 1
  • 16.12.2018
  • 256
  • 0
  • 16.12.2018
  • 460
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», — писал Л.С.Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка».

Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

  • Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.
  • Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
  • В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.

Метод групповой работы можно использовать на уроках разных типов: и на уроках открытия нового знания, и на уроках методологической направленности и т.д.

Понятие групповой работы

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  1. класс на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое);
  3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  4. состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена г

Элементы групповой деятельности

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

3) работа по выполнению учебного задания;

4) наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

5) взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;

6) сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;

7) индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Распределение детей в группе

Величина группы может быть различной. Она колеблется в пределе от 3 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членами группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. При организации групп следует учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо-, средне- и сильно успевающие ученики. При этом важно хорошо знать особенности межличностных отношений участников групп.

Контроль учителя за групповой работой

Если учащиеся делают  только первые шаги в групповой работе, то необходим контроль не только за ходом работы в группе, но и за ее организатором.

Для поддержки рабочего настроения  следует определять время на выполнение задания. Это организует детей, они сразу включаются в работу. С самого начала ученики должны научиться дорожить каждой секундой, отведенной на выполнение работы.

После того, как учащиеся научатся работать в группе, когда на учителя никто не будет обращать внимания, все будут заняты делом, учитель должен уйти в тень. Он должен отдать свою судейскую роль на откуп ученикам. И тогда группы  проверяют друг друга сами: исправляют, добавляют, оценивают. Если работы были письменные, то обмениваются выполненными работами. Чтобы групповая взаимопроверка была возможна, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы результаты работы были сравнимы, задание для всех групп должно быть одно.

В группе можно выполнять такие виды работы, как творческие работы, обучающие изложения, доказательство принадлежности текста к определенному стилю речи, обобщающие выводы в конце урока.  При работе с языковыми понятиями, сравнивая свои формулировки с ответами соседних групп, у учащихся появится живая заинтересованность порыться и в учебнике, и в энциклопедии, чтобы в конце концов разобраться: «А как на самом деле?»

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала можно предложить ученикам совместно выполнять упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.

Несомненно, что групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика.

Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. После объяснения материала предлагается учащимся несколько заданий выполнить совместно. После такой работы даю ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низкими учебными возможностями. Разворачивается процесс обсуждения, в ходе которого закрепляется изученный материал.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала . Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения, выясняются неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обучённости, организовать  работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, семинаров , докладов по теме, уроков – мастерских, дополнительных заданий для всей группы, выходящих за рамки учебных программ , за рамки урока, при систематизации материала, составление презентаций, при отборе и систематизации материала к уроку при составлении справочника теоретических понятий, литературоведческих терминов. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных участников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы, вызывает интерес учащихся.

Урок методологической направленности (систематизации знаний) «Причастие как особая форма глагола»

Цель: формировать у учащихся способности к структурированию и систематизации изученного предметного содержания и способности к учебной деятельности в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы.

Метапредметные:

  • уметь формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий;
  • осуществлять самоконтроль;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • систематизировать информацию.

1. Эпиграф к уроку

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Объясните, как вы понимаете это выражение?

2. Работа в парах по повторению теоретических сведений. Взаимоооценка

  1. Когда в суффиксах причастий пишется две буквы Н?
  2. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
  3. Когда причастный оборот выделяется знаками препинания?

Далее продолжается работа в группах. После обсуждения каждого задания представители групп озвучивают ответ. Руководители групп оценивают деятельность каждого ученика на разных этапах урока.

3. Определите, какие причастия являются действительными, страдательными?

  • Группа А: Умывающийся мальчик, пойманная рыба.
  • Группа Б: Разобранный забор; ученик, пролиставший книгу.
  • Группа В: Лечащий врач, увиденный пейзаж.

4. Какие причастия пишутся с НЕ слитно? Раздельно?

  1. Группа А: (Не)улетающие синицы, деревья (не)посажены, (не)доумевающий взгляд.
  2. Группа Б: (Не)улетающие осенью птицы, (не)прочитанная книга, ошибка (не)замечена.
  3. Группа В: (Не)навидящий ложь, картина (не)написана, (не)кошенная садовником трава.

5. Укажите номера словосочетаний, в которых НЕ пишется слитно

  1. Вовсе (не)избалованный ребенок.
  2. (Не)меркнущий свет.
  3. Свобода (не)провозглашена.
  4. (Не)зависимый кандидат.
  5. Результаты (не)достигнуты.
  6. (Не)написанное сочинение.

6. Н или НН?

 Отточе(н,нн)ый карандаш, выструга(н,нн)ые половицы, беле(н,нн)ые мелом стены, средства изыска(н,нн)ы, построе(н,нн)ый дом, книги купле(н,нн)ы.

7. Укажите соответствие причастий, в суффиксах которых пишется Н

  1. Сбереженное письмо
  2. Волосы взъерошены
  3. Никем не разгаданная тайна
  4. Моченые яблоки
  5. Освещенная поляна
  6. Ломаные прутья

8. Исправьте речевые ошибки

  1. Группа А: Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
  2. Группа Б: Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.
  3. Группа В: В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

9. Расставьте знаки препинания

  1. Группа А:  Бурное море мчит свои воды освещенные тревожными лучами солнца.
  2. Группа Б:  Снег выпавший ночью удивляет сверкающей красотой.
  3. Группа В: Спектакль поставленный театральной студией восхитил зрителей.

10. Составьте памятку «Правила поведения в природе», используя разные причастия

Убранный, вычищены, ухоженный, зеленеющий, радующая, оберегаемая, любящее, восхищенные, цветущее и др.

11. Рефлексия

  • могу похвалить себя за…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • было трудно…
  • было интересно…
  • могу похвалить одноклассников за то, что…

12. Домашнее задание

На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.

  1. http://www.gramota.ru
  2. http://www.slova.ndo.ru

Литература

  1. З.Абасов. Форма обучения — групповая. «Директор школы», стр. 62-66.
  2. В.К.Дьяченко. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Москва, Педагогика, 1985.
  3. В.В.Рубцов. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. Москва, Педагогика, 1987.
  4. Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Москва. Народное образование, 1998.
  5. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. Москва, Просвещение, 1988.

Технология сотрудничества:

организация групповой работы на уроках русского языка

в начальной школе.

Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Сегодня я расскажу о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Учиться вместе можно в группах.

Работая в группах можно добиться лучшего усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес к предметам.

Расскажу о нескольких способах групповой работы, которые чаще применяю на уроках.

  • Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».

Тема «Фразеологизмы»

1.Найдите «лишний» фразеологизм.

2. Подберите антоним к фразеологизму.

3. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок.

Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

В Третьяковскую галерею люди приезжают ото всюду.

Слова для справок. 1. как две капли воды 2. не путайтесь под ногами 3. с первого взгляда 4. со всех концов страны 5. с минуты на минут.

  • Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его,

представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.

Задание:

Восстановите деформированный текст.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

  1. у учащихся повышается интерес к предметам;

  2. в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;

  3. знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая за­интересованность в работе;

  4. учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;

  5. учащиеся получают удовлетворение от работы

Технология группового
взаимодействия на уроках русского
языка в начальной школе

Автор: Мкртычан Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ гимназия №33 им.Героя Советского Союза Ф.А.Лузана

Населенный пункт: г. Краснодар

Я часто задаю себе вопросы:

«Как учить детей без принуждения?»

«Как помочь им раскрыть свои возможности?»

В каждом классе есть дети с разными способностями. Они отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Нам нужно учитывать способности каждого и в то же время мы должны обучать класс, как единую группу. Я стараюсь решать данную проблему, применяя различные формы и методы работы.

Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Авторами учебников С.В.Иванова ,А.О Евдокимова данного комплекта предусмотрено активное использование практически на каждом уроке работы в парах и группах.

Поэтому на уроках русского языка применяю парную и групповую формы работы.

2слайд Группа-это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Групповая форма работы является одним из средств развития мышления учащихся.

3слайд Цель групповой работы: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

4 слайд Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умений успешного общения;
  • совершенствование межличностных отношений в классе

5 слайд Руководствуюсь Принципами групповой работы

  • учитываю уровень образовательных возможностей учащихся;
  • учитываю особенности состава групп;
  • составляю задания для совместного поиска

решения;

  • распределяю роли между участниками групп;
  • организовываю коммуникации в группе и между группами;
  • анализирую способ деятельности.

6 слайд я делю группы

1.Группа по желанию.

2. «Случайная» группа.

3. Группа по определённому признаку.

4.Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).

5.Группа по выбору учителя.

Деление на группы

1.Группа по желанию

  • дети сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору.
  • 2. «Случайная» группа группа, формируемая по принципу случайности.
  • Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами.

3 Группа по определенному признаку

Формирую помощью фантов, геометрических фигур, по алфавиту имён, фамилий; номеров домов, квартир, в обратном алфавитном порядке и т.п.)по знакам зодиака 4 класс .

По Пословицам (разрезать иХ и найти свои половинки ) ,по считалке, по разрезанной открытке.(найти свои половинки)

4. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
Сама назначаю лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу.

5. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.

Как мне нужно формирую группы сама.

7 слайд.

Чтобы группа работала слаженно существует правило в группах.

Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, выполнять указания старшего, не мешать друг другу,

—-Работать по алгоритму.

—Своевременно выполнять задания: следить за временем , доводить начатое дело до конца.

—Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое.

8 слайд Есть Алгоритмом работы в группе

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.

9 слайд в группе назначаю

Организатора – он распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.

Чтец- читает вслух;

Секретарь — записывает что-то от лица группы;

Докладчик — у доски рассказывает, что решила группа;

Хронометрист — следит за временем.

10 слайд

Групповые формы работы использую на разных этапах урока

11 слайд

Задания даю

Одному посыльному от группы.

Всем группам коллективно.

Каждой группе индивидуально.

Типы заданий

Одинаковые для всех групп.

Для каждой группы своё

12 слайд Я узнала много различных методов групповой формы работы и использую их на своих уроках.

.

1_работа в парах

2-Прием «Ручеёк».

3Приём «Мозговой штурм»

4Приём «Продолжи».

5.Прием« Лови ошибку».

6. Эстафета.

7. Приём « Ромашка Блума».

8. Приём «Своя опора».

9Приём «Горячий стул».

10Приём «Водоворот».

13 слайд Работу в парах

Я успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

Например можно применять

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2 . С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает.

3. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».

4.По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

5. После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; —

14 слайд карточки с заданием

15слайд Мне от работы парах к групповой работе помог приём «Ручеек»

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда.

• Данный приём и в 4 классе помогает продуктивно проводить словарную работу на уроке.

• Я заготавливаю карточки по количеству человек в ряду. Изученные словарные слова делю на блоки, т.е. каждый ребёнок получает свою карточку. Затем дети работают в парах: диктуют слова друг другу, проверяют работу и работают над ошибками. Меняются карточками – в следующей паре ученик диктует слова, которые он только что писал сам. Таким образом, ученик получает возможность повторить слова и закрепить свои знания.

16 слайд Прием Мозговой штурм

Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. (Даю всем группам общее задание )Я провожу его при изучении нового материала.

17 слайд Прием «Продолжи»

использую на этапе закрепления материала.

например

Тема урока «Определение падежей имён существительных».

у каждого ученика в группе лист бумаги. Записать под диктовку предложения «Весенний лес удивляет своей красотой» и передаёт другому ученику. Он записывает второе предложение, которое соответствует содержанию первого предложения т. д. Каждая группа читает получившееся сочинение. Задание: указать падежи существительных. Представитель каждой группы зачитывает сочинение.

18 слайд Приём «Лови ошибку» Применяю на этапа актуализации знаний ,на этапе первичного закрепления.

  •  
  •  
  •  
  •  
  • Например: Группы получают карточки .
  • Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на вопросы кто? что? Изменяются по временам: бывают настоящего, прошедшего и неизвестного времени…
  •  
  •  
  • группах идёт обсуждение.
  •  
  • Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.

19 слайд

Приём «Эстафета» использую на этапе закрепления знаний.

С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать слово на определённое правило.Например, (записать глаголы настоящего времени или записать сущ.с орфогр. о- ё после шипищих и ц.) Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок и с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

20 слайд Ромашка « Блума» состоит из 6 лепестков

использую на уроке закрепления.

Тема урока

«Правописание О-Е после шипящих в корне слова»

1. Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый)

2. Плод дуба. (желудь – желудевый)

3. Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина)

4. Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок.(расчёска

5. Знак переноса слов (черточка – черта)

6. Цвет одуванчика (желтый – желтеть)

21 слайд «Своя опора»

Группа составляет опорный конспект урока или темы на большом формате;

Проходит защита работ.

4 класс тема Морфологический разбор им.сущ

22 слайд «Горячий стул» Урок закрепления,урок зачет

Пожелавший от каждой группы ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики их оценивают.(можно использовать квадратики красного и зеленого цвета.Если верно ЗЕЛЕНЫЙ,если нет КРАСНЫ

23 слайд «Водоворот»

  1. Используется при закреплении материала
    2. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе.
    3. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
    4. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями.
    5. Я озвучиваю правильное решение для каждой карточки.

Выставляю оценки каждой группе.

24 слайд

Тема «Определение падежей имён существительных»

1группа:

Выпиши имена существительные вместе с предлогами. Укажи падеж.

По реке плывут суда. Ребята читают стихи о маме. На парте лежат учебники.

25слайд

2 группа

Записать данные слова в дательном падеже .

Лес, птица, берёза, дуб, капель.

26 слайд

3 группа

Спиши, вставляя пропущенные буквы. У существительных укажи падеж.

Б__ётся как рыба об лё__.

Было дел__,да с__бака с__ела.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Покажите готовность групп. Приступайте к работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте внимательны.

27слайд

Нужно чередовать в течение учебного года различные формы групповой работы на уроке: групповая работа, групповая работа с учебником, командная игра и т.д.

28слайд Рефлексия

обязательный этап групповой технологии

Испольую пиктограммы

красный— работой довольны

зеленый- – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом;

синий— ничего не поняли, требуется помощь!

29 слайд

Во время групповой работы

внимательно наблюдаю за работой группы :

— Как дети сидят?

— Внимательны ли они или отвлекаются?

— Как ведут себя: живо или апатично?

Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-Слушают ли друг друга?

— Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

30 слайд

Пожелания не следует принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

— групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

— нельзя требовать в классе абсолютной тишины;

— -групповая работа должна проводиться систематически, а не от случая к случаю.

31 слайд ВЫВОД Преимущества групповой формы работы.

Работа в группах на уроках русского языка приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не бояться обратиться за помощью к учителю.

1группа

Выпиши имена существительные вместе с предлогами. Укажи падеж.

По реке плывут суда. Ребята читают стихи о маме. На парте лежат учебники.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

Записать данные слова в дательном падеже .

Лес, птица, берёза, дуб, капель.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Спиши, вставляя пропущенные буквы. У существительных укажи падеж.

Б__ётся как рыба об лё__.

Было дел__,да с__бака с__ела.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения:

  1. file0.docx.. 36,7 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 3,2 МБ

Опубликовано: 07.06.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отчет руководства к годовому отчету
  • Руководство по ремонту карбюраторов ваз
  • Мо мвд серовский руководство
  • Sinkki asetaatti таблетки инструкция по применению
  • Цефалексин инструкция по применению в таблетках цена