Руководство по разработке учебного плана

Учебный план

В
учебном плане отражается количество теоретических и практических учебных часов.

Учебный
план составляется по годам обучения, согласно срока реализации программы.
Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает следующие графы:

-название
раздела, темы;

-общее количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий;

формы аттестации / контроля.

Пример           
                         Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Формы

аттестации

/ контроля

Теория

Практика

Всего

Целесообразно
выделить основные разделы учебного плана, которые в свою очередь включают в
себя более мелкие, конкретизирующие их подразделы.

В
графе, соответствующей разделу, необходимо указать форму аттестации/контроля. Формы
аттестации и оценочные материалы содержат описание форм подведения итогов
реализации программы — текущего, промежуточного и итогового контроля (при
наличии),  которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты,
творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств
контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.),
которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.

Оценочные материалы
для проведения аттестации в виде отдельного  приложения дополняют ДООП.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах

«Всего»,
«Теория», «Практика». Рекомендуется  примерное оптимальное соотношение
теоретических и практических занятий – 30% и 60%.  Итоговое количество часов в
год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Годовое количество часов рассчитывается по
формуле: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного
года, которая составляет 36 учебных недель.

Пример 1: Учебный
план к ДООП «Школьный репортер» 1 год обучения с 13 лет.

 Режим занятий:   3 раза в неделю по 2 часа, 192 часа в
год.

№ п/п

Название раздела

Теория

Практика

Всего часов

Формы аттестации/

контроля

1.

История
журналистики

16

18

34

Контрольное задание

2.

Средства
журналистики

6

20

26

Контрольное

3.

Жанры
журналистики

14

34

48

Контрольное задание

«Заметка»

4.

 Телевизионная
журналистика

4

80

84

Контрольное задание

Всего часов

40

152

192

Пример 2: Учебный план на срок свыше одного года

(ДООП «Авиамоделирование»
3 года обучения с 10 лет)

Режим занятий: Занятия
на 1-ом году обучения проводятся три раза в неделю по 2 часа, на 2-ом и 3-ем
году обучения – 4 раза в неделю по 2 часа

п/п

Тема раздела

Количество часов

Форма контроля

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.

1

Материалы и инструменты.

10

Тестирование

2

Простейшие летающие модели.

10

Практическая работа

3

Планеры 

168

Тестирование

4

Воздушные змеи

28

32

Промежуточная
аттестация. Соревнования.

5

Композиционные материалы

8

Тестирование

6

Самолеты

62

Тестирование

7

Планеры

186

Соревнования

8

Кордодром.

58

Тестирование

9

Классы моделей

182

Индивидуальный и
групповой проект

10

Подготовка к областным соревнованиям по
авиамоделированию.

48

Промежуточная
аттестация. Соревнования.

Итого:

216

288

288

792

 

Содержание
учебного плана

             В этой части  программы кратко
описывается содержание разделов и   подразделов программы.

Содержание учебного плана
раскрывается через краткое описание разделов и тем программы в соответствии с
последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и
практической частей учебного плана.

Изложение материалов
ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел
или тему, в этом разделе программы не указывается. В содержании программы
указывается:  название раздела, темы; «телеграфным» стилем перечисляются все
вопросы, которые раскрывают тему; указываются основные теоретические понятия и
практическая деятельность обучающихся на занятии.

При включении в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу экскурсий, досугово-массовых
мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и
мероприятия.

         Содержание
учебного плана может быть оформлено следующим
образом:

Пример: Раздел 2. Модели с резиномотором.

Теория: Резиновый двигатель. Приемы изготовления
резино­вых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуата­ция и хранение
резиновых двигателей. Схемы моделей, параметры, технология. Технические
требования.

Практика: Изготовление резиновых
двигателей, работающих на скручивание. Вычерчивание рабочего чертежа модели.
Заготовка материалов, изготовление де­талей и узлов. Сборка частей модели.
Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение об­наруженных
недостатков.

Содержание учебного плана должно соответствовать
поставленным целям и задачам, предполагаемым результатам, а также учебному
плану. При разработке содержания необходимо учитывать возрастные особенности
детей.

Рекомендации по составлению учебного плана.

       Статья 15 Закона РФ «Об образовании»  определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».

        Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру, которая представляет:

  1. Режим работы ОУ (указать количество классов в целом и по ступеням обучения, количество классов с углубленным изучением отдельных предметов, количество групп продленного дня, режим работы и сменность, продолжительность уроков).
  2. Пояснительную записку (нормативные документы, на основании которых составлялся  учебный план, целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образования, профиль ОУ, если школа общеобразовательная, но имеются специфические классы — КРО, компенсирующего обучения, профильные, углубленного изучения того или иного предмета, общая характеристика инвариантного компонента- ФК и РК, использование вариативной части в соответствии с профилем школы (класса). Главный вопрос, на который необходимо обратить внимание при составлении плана и пояснительной записки – соотношение содержания инвариантной (ФК и РК) и вариативной (ШК) частей. Это соотношение определяют: социальный заказ и общие цели образования в данной школе, роль отдельных предметов в реализации поставленных целей; своеобразие частных целей, задач и содержания отдельных предметов и групп предметов (образовательных областей) на каждой из ступеней образования; межпредметные связи (их целевое назначение, конкретные пути реализации, в т.ч., в рамках интегрированных курсов); дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами БУП. Использование предметных курсов, спецкурсов, элективных курсов как составной части школьной образовательной программы. Важно не только указать какие дисциплины, предметы, виды учебной деятельности вводятся за счет школьного компонента, но и обосновать целесообразность их  введения. Программы дополнительного образования (кружки, секции и т.д.), реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами учебного плана.
  3. Сетку часов с разбивкой по ступеням обучения (учитывать следующее: недельная учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую (требования СанПиН), в начальной и основной школе по каждому классу указывается ФК, РК и ШК.; в профильных классах (10-11) указываются предметы, которые изучаются на профильном или углубленном уровне (каждый ребенок изучает не менее 2-х предметов, но не более 3-х); название элективных курсов указывается полностью.
  4. Программно-методическое обеспечение учебного плана. Программное обеспечение- перечень тех конкретных  учебных программ по каждому из предметов учебного плана, которые приняты к использованию в данном ОУ. Методическое обеспечение – средства, которые используются для обучения каждому из предметов учебного плана. Учебно-методический комплекс-совокупность всего методического обеспечения по предмету обучения (программа, учебники, учебные пособия, атласы, тетради с печатной основой и т.д.)

Сведения об используемом учебно-методическом обеспечении по каждому предмету оформляются в идее таблицы, которая прикладывается к учебному плану

Образовательная

область

Предметы

Часы

Программа

Учебники

Обеспеченность обучающихся

%

Вид

Автор

Автор

Название

**

** Виды программ:

  • Примерная программа для основной школы.
  • Примерная программа старшей школы (базовый уровень).
  • Примерная программа старшей школы (профильный уровень).
  • Авторская программа, рекомендованная МОиН РФ (базового, профильного, углубленного уровня)
  • Авторская программа, утвержденная ЗабКИПКРО, ГНМЦ.
  • Модифицированная (адаптированная) программа, составленная учителем на основе программы, рекомендованной МОиН РФ,ЗабКИПКРО, ГНМЦ (изменения составляют не более 20%).

Индивидуальный учебный план в условиях старшей профильной школы (алгоритм формирования).

               ИУП – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОУ, составленного на основе федерального БУП.

  1. Анкетирование учащихся 9-х классов, их родителей с целью определения  профиля предпочитаемого ими и предметов, которые хотят изучать на расширенном или углубленном уровне.
  2. Выбор орг.модели обучения, определение основных профилей, предметов, которые будут изучаться на базовом и профильном уровне.
  3. Разработка рабочего варианта учебного плана, выявление запросов каждого учащегося по содержанию образования в 10-11 классах. На этом этапе администрация разрабатывает и предлагает учащимся 9 классов вариант учебного плана (предметы обязательного базового компонента и предметы, предлагаемые на выбор по уровню изучения -профильный или базовый), перечень элективных курсов и памятка для учащегося. Старшеклассники должны выбрать не менее 2 предметов, изучаемых на профильном или углубленном уровне в выбранном ими профиле. И по желанию предметы дополнительного профиля. При составлении учебного плана учащиеся консультируются с заместителем директора, классным руководителем.
  4. Составление ИУП, которые в обязательном порядке согласовываются с родителями.
  5. Обработка и анализ данных ИУП обучающихся и определение возможностей по их обеспечению. Администрация ОУ составляет сводную таблицу, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников, определение количества межклассных групп и их состав. Вносятся коррективы в ИУП учеников. Например, из 100 учащихся только 3 человека выбрали изучение географии на профильном уровне, создать группу невозможно, ученикам предлагается скорректировать свой учебный план.
  6. Составление учебного плана школы, его экспертиза, согласование и утверждение.

При изучении деятельности  ОУ по  вопросам организации ВШК предоставляются следующие документы:

  1. Положение о ВШК (школьное).
  2. План работы школы ( с анализом работы за прошедший учебный год), в составе которого должен быть план контроля.
  3. Критерии оценки деятельности педагогов.
  4. Должностные инструкции руководителей.
  5. Протоколы  административных совещаний (при директоре, завуче, МО).
  6. Приказы по организации контроля, его итогам..
  7. Справки по итогам контроля.
  8. Результаты мониторингов, контрольных работ и т.д.
  9. Классные журналы (выборочно) по специальному запросу.

При изучении состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  1. Положение о предпрофильной подготовке.
  2. Положение о профильном обучении.
  3. Положение о приеме в 10-й профильный класс.
  4. Положение о «портфолио» учащегося.
  5. Программа (модель) введения профильного обучения в ОУ,
  6. Учебный план.
  7. Расписание  учебных занятий.
  8. Расписание элективных и факультативных курсов.
  9. Классные журналы 9-11 классов.
  10. Программы элективных курсов.
  11. Материалы диагностических процедур.
  12. Протоколы родительских собраний.
  13. Планы воспитательной работы классных руководителей 9-11 классов.

При изучении  организации индивидуального обучения:

  1. Справки ПМПК, ВКК, МСЭК.
  2. Приказы.
  3. Рабочие  программы,  по которым обучаются дети.
  4. Журналы индивидуального обучения и журналы классов,   в списке которых  внесены дети.
  5. План ВШК, итоговые документы по контролю этого направления работы школы.

      При смене программы обучения ( с общеобразовательной программы на коррекционную) требуется справка центра «Дар». При оформлении на индивидуальное обучение без изменения программы (травмы, обострение соматических заболеваний и т.д.) справка центра «Дар» не требуется. Необходима справка ВК  за тремя подписями.

Разработка учебного плана образовательного учреждения

В наше время учебный план считается одним из важнейших нормативных документов, которые разрабатываются, а также принимается школьным учительским коллективом. После согласовании внутри школы в это дело подключаются и местные органы образования, которые также проводят процедуру его согласования.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1920x10000:format=jpg/path/s29f86e3d1cd0c97f/image/ic92b5999e314698f/version/1508528259/image.jpg

Учебный план

Отсюда можно сделать вывод, что учебный план — документация, которая устанавливает список предметов. Там прописаны объемы рабочего времени, порядка их следования, а также отдельные этапы по подготовке любых дисциплин, преподаваемых в нём. Кроме этого, в нем же указываются некоторые мероприятия по подготовке к стажировкам, факультативным занятиям, модулей входящих в учебный план, а также других типов практического образовательного процесса. Кроме этого, в учебном плане вы сможете прочитать о промежуточных оценках студентов и учеников, по требованию федерального закона об образовании.

Что нужно знать для проектирования учебного плана?

Чтобы спроектировать учебный план школы, следует знать все имеющиеся в законе правовые нормы, а также порядок изменения социального заказа, используемого в образовательном процессе, а также особенности и интересы учеников и всего преподавательского состава, а также соотношение их друг с другой. Кроме этого, требуется знать и понимать основополагающее значение школы, результаты работы коллектива преподавателей за предыдущие годы работы, действуя в рамках действующего плана.

Из чего состоит структура учебного плана?

Учебный план должен состоять из некоторых частей, которыми являются:

  1. Структура учебных единиц (семестров, четвертей и других промежутков), их длительность, а также период каникул.
  2. Перечень всех изучаемых в данном учебном заведении предметов.
  3. Списки предметов, которые изучаются в определённые года, например, биологию начинают изучать с 6 класса.
  4. Указание обязательных предметов, а также тех, которые считаются дополнительными.
  5. Каким образом было распределено время на определенные предметы в каждом из классов.

Все содержимое этого несомненно важного документа должна соответствовать всем существующим образовательным стандартам, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации. Кроме этого, следует учесть предположительную основную программу образования основного общего образования (примерные планы учебного процесса). Например, стандарты федерального характера говорят о том, что учебный план с 5 по 9 класс должен иметь не менее 5267 учебных часов, в то время как это число не должно превышать более 6020 академических часов.

https://consultant01.ru/images/detailed/4/19.11-1037.jpg

Работа над созданием учебного плана

Каждым образовательным учреждением готовиться свой собственный план, а также программа по которой происходит обучение самостоятельно. Одобрение, а также воплощение в жизнь будет соответствовать тому, чтобы было указано в уставе школы, училища, колледжа, Вуза или других форм образовательной организации.

Учителя могут проявляться инициативу творческого характера, чтобы помочь в составлении плана с возможностью создавать личные учебные программы или использовать уже имеющиеся наработки. Также они могут разрабатывать способы для обучения, воспитания в определенных границах той или иной учебной программы. Еще одним правом, которым обладает педагогический состав — подготовка основной программы, в том числе рабочих, связанных с определенными предметами.

Стоит понимать, что любое образовательное учреждение может составить как один, так и несколько учебных планов. Также стоит знать, что в наше время существует два типа учебных планов: по основной образовательной программе (бесплатных), а также по дополнительной (организовываются на платной основе).

Осуществления подготовленного образовательным учреждением плана выполняется с использованием расписания, которое считается одним из основных документов. Учебное заведение должна нести ответственность, чтобы план был реализован в полном объеме, а также заявленного качества. Если говорить про школы или гимназии, то план должен соответствовать федеральному закону об образовании, а также требования и общим нормативам федеральной образовательной государственной системы начального общего образования.

Во время построения учебного плана следует учитывать некоторые цели и задачи, которые будут ставиться перед учебным заведением, а также различные индивидуальные возможности педагогического состава в творческом и интеллектуальном плане. По возможности вам следует учитывать право всех обучающихся детей по выбору тех определённых предметов, которые будут им наиболее интересно изучать, а также те, что отвечают их потребностям. Кроме этого, важность имеют те ценности или приоритеты, которые следует образовательной политики страны.

Главные педагогические требования, применяемые при составлении учебного плана

Эффективным учебный план может быть в том случае, если документ отвечает некоторым важным показателям, которыми являются следующие нижеизложенные моменты.

  1. При проектировании учитываются санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к некоторым условиям по обучению в организациях, предоставляющих образовательные услуги.
  2. Может предоставлять возможность овладеть государственным, а также родным языком с учетом оптимального количество уроков, которые будут выделяться на год обучения.
  3. Предусматривает возможность по добавлению программ учебного процесса, которые будут ориентирован как на основные, так и дополнительные образовательные потребности учеников. Как пример, к ним могут относиться, этнически-культурные потребности.

Как уже было сказано выше, состав образовательной программы не ограничивается одним учебным планом. В основной общеобразовательной системы учебного заведения их может быть и 10. Главное, чтобы они смогли сочетаться друг с другом по определенным профильным программам обучения. Они не должны висеть в школе как «ненужный груз» или не противоречили друг другу.

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_712/section_2701/thumbs/HeTkTgW-fjw3_1200x0_AybP2us9.jpg

Кто составляет учебный план?

В учебных планах обозначаются основания по развитию деятельности. Происходит формирование системы познания, способностей учеников по выполнению определенных образовательных целей. В учебном плане учитывается метод, а также возможности по контролю и оценки результатов учебного действия, подготавливая и развивая в учениках способности к работе как классом/аудиторией, так и педагогами. Также учитывается создание основы нравственного поведения, и определенного отношения с окружающими людьми, а также всем социумом в целом.

Воспитательный этап основан на целях, которые в свою очередь дополняют программу определенных курсов, дающих возможность выстроить целостное восприятие окружающего мира, тем самым обеспечив активный подход, а также индивидуальную работу каждого ученика. Основная суть составления грамотного учебного плана отражает и само содержание образовательного процесса, решающая ряд важнейших задач всех образовательных организаций:

  1. Воспитание ответственности гражданского характера учеников.
  2. Ознакомление учеников с национальными, а также общекультурными ценностями и социальной информацией.
  3. Формирование мысли учащихся о продолжении образовательной деятельности, после завершения определенного этапа обучения.
  4. Формирование определенного подхода к каждому ученику в индивидуальном порядке. Выполняется этот подход в соответствии с их умственными, физическими и психологическими способностями.

Что следует учитывать при выборе учебного плана?

При создании учебного плана образовательного учреждения следует предусмотреть возможности выбора ученика с учетом уровня их подготовки (начиная от планов для тех классов, где обучаются одаренные дети до планов связанных с повышением качества процесса образования у отстающих). При выборе учебного плана применяется целый ряд внешних и внутренних факторов.

Ко внешним факторам относятся:

  • Возможность получения высококвалифицированной помощи, а также консультации методических служб, а также органов местного управления.
  • Реализация инновационных программ, направленных на улучшение учебного процесса.
  • Позиция родителей к обучению своих детей, а также региональных и местных органов управления.
  • Степень реальной автономности учреждения, предлагающей образовательные услуги.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

К внутренним факторам при выборе определенного учебного плана считается:

  • Состав обучающихся.
  • Миссия, принятая педагогическим советом.
  • Профиль, выбранный для определенного учебного заведения.
  • Уровень профессиональной квалификации преподавательского состава.
  • Зрелость коллектива педагогов, обучающих детей.
  • Результаты полученные в ходе осуществления образовательного процесса.
  • Стиль по управлению образовательным процессом.
  • Ресурсное и материальное обеспечение школы и образовательного процесса в целом.

Таким образом, при выборе учебного плана имеется множество факторов, которые нужно учесть прежде всего для продуктивного воспитательного и образовательного процесса подопечных.

Требования, которым должен удовлетворять учебный план

  • Полнота. Сохранение необходимых упорядоченных компонентов из которых содержится вся образовательная программа, учет как региональных или национальных образовательных, так и социально-культурных потребностей.
  • Целостность. Определение необходимых и достаточных компонентов, а также выполнение их внутренней взаимосвязи.
  • Сбалансированность. Получение рационального баланса между различными по уровню компонентов (федеральных, региональных и тех, что относятся к учреждению), а также циклами предметов и отдельными предметами, между обязательными и необязательным (по выбору) компонентов.
  • Преемственность между определенными ступенями и классами. Или по-другому между годами обучения.
  • Гибкость учебного плана, наличие некоторых резервов, а также отсутствие психика-эмоциональной перегрузки учащихся.
  • Обеспеченность материальными ресурсами. В этот пункт входит наличие техники, которая позволит помочь преподавателям улучшить образовательный процесс.

Как вы можете понять, значение учебного плана для учебного заведения велико, поэтому разработка не должна быть формальной и келейной. Процесс должен быть выполнен с привлечением всего педагогического коллектива.

Во избежание появления определенных нарушений, а также ошибок, связанных с построением учебных планов целесообразно проводить внутреннюю экспертизу, которая будет отвечать на некоторые поставленные нижеописанные вопросы.

  1. Насколько в УП был сохранен базисный федеральный компонент.
  2. Удалось ли сохранить в УП объем содержательности, которая является основой на любой из ступеней обучения.
  3. Соответствует ли допустимая нагрузка для учащихся по основным предметам и требованиям плана базисного характера.
  4. Сохранилась ли номенклатура по обязательным предметам.
  5. Сохраняется ли базовое количество учебных часов на основные предметы образовательного учреждения.
  6. Рационально ли применять в учебном плане региональный компонент.
  7. Рационально ли используются учебные часы компонента и соответствуют ли они его содержательности, а также типу, видам, целям и задачам образовательного учреждения.
  8. Используются ли школьные часы для определенного компонента в полном объеме
  9. Соблюдается ли вся учебная нагрузка (если нет, надо понять почему, имеются ли существенные превышения, за счет каких проблем они допускаются?)
  10. Соответствует ли в основном содержание всего учебного плана главным целям образовательной организации, отражается ли его специфика в полной мере.
  11. Ориентируется ли структура, а также содержание учебного плана на развитие целостного мировоззрения, а также подготовки молодежи к восприятию, а также освоению всех нынешних реалий жизни.
  12. Имеется ли кадровое, методическое, а также материально-техническое оснащение учебного заведения к принятому учебному плану.

Во время подготовки к защите недавно основного образовательного учреждения руководство должно быть готово для ответа на следующие немаловажные вопросы, указанные ниже.

  1. Какая нормативная документация использовалась при составлении учебного плана (используются и другие источники, связанные с составлением плана).
  2. Будет ли вноситься изменения в инвариантную часть плана.
  3. В каких случаях будет вноситься изменения, а также каким образом это все будет обосновываться.
  4. Каким образом план используется, а также будут ли учитываться ориентиры и нормативы регионального упорядоченного учебного плана.
  5. Каким образом организовывается использование учебных часов учебного компонента на обеспечение поддержки основных курсов в качестве консультаций, развития содержания всего образовательного процесса и обеспечения профильного обучения.

При своевременном продумывания ответа на поставленные вопросы вы сможете избавить себя от определенных проблем и нарушений, а также определенных конфликтов, которые могут появиться с контролирующим органами и министерством образования страны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кофемашина saeco sup 0310 инструкция на русском
  • Бентонит для осветления вина инструкция по применению температура
  • Умелое руководство коллективом
  • Руководство самостоятельной деятельностью детей в доу
  • Должностная инструкция врача рентгенолога по профстандарту 2021