Вышка первой из университетов выпустила отчет по третьей миссии университета. Рассказываем, что это за миссия и почему она важна университету и обществу в целом.
Что такое третья миссия университета?
Это термин, обозначающий вклад университетов в развитие общества. Первая и вторая миссия университетов — это образование и наука. Но современный университет не ограничивает свою деятельность периметром стен, стремясь расширить границы образовательных, научных и многих других проектов, чтобы они служили на благо всего общества. Некоторые исследователи сводят третью миссию к социальным активностям университета, но в широком смысле третья миссия рассматривается как многомерный феномен, который на равных включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное измерения.
Когда и где появился этот термин?
Термин начали активно использовать в образовательных сообществах США и Европы начиная с 90-х годов прошлого века. В российском дискурсе эта тема является относительно новой. Вышка стала первым университетом, который выпустил отчетность по третьей миссии. Также мы инициировали ряд дискуссий и образовательных программ для вузов-партнеров в рамках этого направления.
Зачем университетам еще одна миссия?
На протяжении веков миссия университетов трансформировалась под влиянием поступающих извне вызовов. Современные вызовы таковы, что выполнение двух основных задач — образовательной и научной — невозможно без активного участия университета в окружающей жизни. Это диктуется новым форматом информационных и коммуникационных технологий, общественным устройством и общественными запросами. В то же время качество и масштаб третьей миссии университета определяются качеством образовательных и научных программ, то есть первой и второй миссии. Таким образом, третья миссия является естественным и необходимым способом развития университета в современном мире.
Какие направления принято включать в понятие «третья миссия»?
Третья миссия как концепт не устоялась. Каждый университет выбирает свой набор направлений, по которым взаимодействует с внешним миром. Исследователи лучших практик указывают на три основных аспекта деятельности: трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие.
Какие проекты можно отнести к третьей миссии Вышки?
В отчет по третьей миссии вошли 180 проектов, в которых университет выступает инициатором или партнером, по 12 направлениям. В совокупности эти проекты включают около 1300 онлайн- и офлайн-мероприятий, участниками которых стали более 5 миллионов человек.
Как организационно будет меняться Вышка в связи с появлением третьей миссии?
В Вышке открыт Центр реализации третьей миссии. Он будет выполнять аналитические и методические функции. На портале университета появится раздел, посвященный третьей миссии. Кроме того, будет создано мобильное приложение для вовлечения сотрудников в различные проекты в рамках третьей миссии. В личных кабинетах сотрудникам будет предложено активнее рассказывать о своей деятельности в этом направлении. Эта деятельность должна стать частью корпоративного бренда и личных характеристик каждого участника. Для того чтобы транслировать в образовательном сообществе наше видение третьей миссии, запущен проект для вузов-партнеров — стажировка «Третья миссия университетов».
8 декабря, 2020 г.
«Вышка» в Telegram
Абрамян Г.А.1, Елецкий А.Н.1
1 Южный федеральный университет
Скачать PDF
Распространение концепции устойчивого развития в научно-академической среде и бизнесе сформировало понимание регионов как социо-эколого-экономических систем, функционирующих в динамично меняющихся условиях внутренней и внешней среды. На сегодняшний день наблюдается широкая имплементация ESG-принципов в деятельность региональных органов исполнительной власти, которые целеориентированы на достижение целей устойчивого развития в соответствии с долгосрочными стратегическими документами федерального и регионального уровней. Одним из ключевых агентов ESG-трансформации на региональном уровне также становятся высшие учебные заведения, которые находятся в поиске эффективных инструментов социального программирования общества в рамках реализации своей третьей миссии.
В статье представлена концептуальная модель участия университета в ESG-трансформации региона, сформулированы основные направления реализации третьей миссии университета в условиях продолжающейся социо-эколого-экономической трансформации территорий на мезоуровне. Рассматриваемая в данной статье тема будет интересна, в первую очередь, представителям научно-академической сферы, занимающимся проблематикой комплексного развития территорий, а также широкому кругу специалистов, изучающих вопросы внедрения принципов устойчивого развития и их влияние на социо-эколого-экономическое развитие регионов
третья миссия университета, устойчивое развитие, ESG-принципы, регион, социо-эколого-экономическая система
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Leal Filho W., Levesque V., Sivapalan S. et al. Social Values and Sustainable Development: Community Experiences // Environmental Science Europe. – 2022. – № 34. – p. 1-13.
2. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/2030agenda (дата обращения: 04.09.2022).
3. ESG (Environmental, Social and Governance). [Электронный ресурс]. URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/other/esg-environmental-social-governance/ (дата обращения: 11.09.2022).
4. Абрамян, Г. А. Регион как квазикорпорация: факторы инвестиционной привлекательности // Государственное управление и развитие России: проектирование будущего : Сборник статей международной конференц-сессии, Москва, 17-21 мая 2021 года. – Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. – С. 351-358.
5. Bhomwik J., Selim S., Huq S. The Role of Universities in Achieving the Sustainable Development Goals [Электронный ресурс]. URL: http://www.icccad.net/wp-content/uploads/2015/12/Policy-Brief-on-role-of-Universities-in-achieving-SDGs.pdf (дата обращения: 19.08.2022).
6. Ambariyanto A., Utama Y. J. Educating Higher Education Institutions to Support SDGs: Indonesian Case // The 5th International Conference on Energy, Environmental and Information System (ICENIS 2020). – 2020. – Vol. 202. – p. 1-5.
7. Кудряшова, Е. В. Участие университетов в развитии российских регионов как форма реализации «третьей миссии» // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 7. – С. 6-10.
8. Методология Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета». [Электронный ресурс]. URL: https://mosiur.org/files/methodology/RU_MosIUR_2020_Methodology.pdf (дата обращения: 26.08.2022).
9. Лизунов, В. В. Роль современных университетов в развитии регионов: третья миссия университета // Национальные приоритеты России. – 2021. – № 1(40). – С. 66-75.
10. Отчет о реализации «Третьей миссии» НИУ ВШЭ 2019/2020. [Электронный ресурс]. URL: https://3mission.hse.ru/mirror/pubs/share/413940697.pdf (дата обращения: 14.07.2022).
11. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 204. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.08.2022).
12. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/DNO.pdf (дата обращения: 25.08.2022).
13. Egorova D. ESG-Finance Principles as the Key Drivers of Russian Regions’ Investment Potential // 1st Conference on Sustainable Development: Industrial Future of Territories. – 2020. – Vol. 208. – p. 1-7.
14. ESG рейтинг российских регионов 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/rankings/regions/ESG_raiting#metodika (дата обращения: 11.09.2022).
15. Janssens L., Kuppens T., Mula I. et al. Do European Quality Assurance Frameworks Support Integration of Transformative Learning for Sustainable Development in Higher Education? // International Journal of Sustainability in Higher Education. – 2022. – № 8. – p. 148-173
Минобрнауки России поддержит проекты по развитию «третьей миссии» университетов
11.09.2020
Министерство науки и высшего образования РФ поддержит проекты, поданные на крауд-платформу АСИ в рамках сбора идей для форума «Сильные идеи для нового времени». Такое решение принято по итогам рабочей встречи главы ведомства и генерального директора АСИ Светланы Чупшевой.
Речь идет о поддержке проектов «Руководство по реализации «третьей миссии» вузов» и «Базовая модель деятельности Центров карьеры вузов». Валерий Фальков выразил готовность совместно проработать возможности их внедрения в систему высшего образования страны.
В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с реализацией «третьей миссии» университетов, которая включает в себя взаимодействие вуза с обществом, его социальную ответственность и вовлеченность в дела региона и страны.
«АСИ видит работу по развитию «третьей миссии» российских вузов одним из своих приоритетов. Совместно со 110 нашими вузами-партнерами мы уже реализуем программы, которые входят в указанный контур. Фронт работ широк, и сейчас в рамках форума мы уже собрали более 448 идей, причем динамика прироста сохраняется. Мы благодарны Министерству науки и высшего образования за открытость к инициативам, которые приходят к нам со всех концов страны», – подчеркнула гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
Валерий Фальков подчеркнул важность развития «третьей миссии», отметив, что данная проблематика учитывалась в том числе при подготовке Программы стратегического академического лидерства.
«Министерство уделяет внимание реализации «третьей миссии» университетами. Именно поэтому ряд ее индикаторов учитываются при отборе вузов-участников Программы стратегического академического лидерства. Мы планируем и дальше стимулировать российские вузы к реализации «третьей миссии». Ведь это не просто способствует увеличению вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов, но и повышает престижность вузов за счет улучшения позиций в международных рейтингах», – отметил Валерий Фальков.
По словам проректор НИУ ВШЭ Валерии Касамары, в настоящее время проекты дорабатываются с привлечением представителей вузовского сообщества, НКО, предпринимателей и региональных органов власти.
«Сейчас мы видим, что темы «Реализация «третьей миссии» вузов» и «Новые форматы практик, стажировок и трудоустройства» лидируют по количеству поданных идей. Это подтверждает их актуальность и значимость для сообщества и экспертов. Тем более ценным для нас является поддержка Министерством науки и высшего образования предложений по разработке проекта руководства по реализации «третьей миссии» и новой модели центров карьеры университетов», – сказала Валерия Касамара.
Прием идей в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени» продлится до 10 сентября. Каждый желающий может представить свою идею на крауд-платформе https://idea.asi.ru по одному из семи тематических направлений: современная экономика, новая социальная стратегия, новая технологическая стратегия, новые компетенции, новое городское развитие, новые идеи для бизнеса, новая молодежная повестка.
Все идеи оцениваются экспертами и проходят народное голосование. Кураторы тематических направлений, партнеры форума, российские и международные эксперты в режиме онлайн совместно c авторами корректируют и дополняют идеи, чтобы оформить их в полноценные проекты, которые можно внедрять в реальную практику в российских регионах.
В каждом тематическом треке будут выбраны по 10-13 наиболее значимых инициатив. Авторы топ-100 идей и проектов представят федеральным и международным экспертам на Форуме «Сильные идеи для нового времени» в Сочи. Победители получат поддержку Агентства стратегических инициатив и партнёров, их проекты будут размещены в библиотеке «умных решений» «Смартека» для тиражирования в регионах РФ.
Организаторы форума – АСИ и Фонд Росконгресс. Организационный комитет форума возглавляет первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов.