Руководство по ремонту 1м63

Ремонт токарно-винторезного станка 1М63 (Рязань). Часть 3. Сменяемые детали

Рабочие чертежи сменяемых деталей — 1M63_Ryazan_remont.djvu (47.58 MB)

Тула, ЦПКТБАМ, 1983 год

вал-шестерня.jpg 31a.jpg 32a.jpg

Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

Всесоюзное промышленное объединение «Союзстанкоремналадка»

Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро автоматизации и модернизации действующего металлообрабатывающего оборудования

Техническая документация на ремонт токарно-винторезного станка модели 1М63 (Ряз.) издается в помощь ремонтным службам предприятий, для которых ремонт станка представляет известную трудность, и может служить руководством для ремонтных рабочих и ИТР.

Техническая документация состоит из трех частей. Первая часть содержит описание станка и чертежи узлов. Во второй части изложен техпроцесс ремонта станка. В третьей части помещены нормы расхода сменяемых деталей и их рабочие чертежи.

Предложенные методы позволят осуществить качественный ремонт станка и довести его до первоначальной точности в соответствии с ГОСТ и ТУ.

Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт универсального токарно-винторезного станка 1М63

Монтаж,
техническая эксплуатация и ремонт универсального токарно-винторезного станка
1М63

Введение

токарный станок ремонт монтаж

Целью курсового проекта является изучение
вопросов монтажа, технической эксплуатации и ремонта универсального токарно-винторезного
станка 1М63.

Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:

изучить общие сведения о станке;

— рассмотреть
схему и систему смазки;

рассмотреть технологический процесс монтажа;

рассчитать фундамент;

рассмотреть мероприятия по техническому
обслуживанию, эксплуатации и ремонту;

рассчитать категорию ремонтной сложности;

рассмотреть вопросы безопасности труда при
эксплуатации станка и экологической безопасности технологических процессов.

1. Общие сведения о станке

.1       Назначение и область применения

Токарно-винторезный станок модели 1М63 является
скоростным универсальным станком, предназначенным для выполнения разнообразных
токарных и винторезных работ по черным и цветным металлам. На этом станке можно
обтачивать наружные цилиндрические, конические и фасонные поверхности,
растачивать цилиндрические и конические отверстия, обрабатывать торцевые
поверхности, нарезать наружную и внутреннюю резьбы, сверлить, зенкеровать и
развертывать отверстия.

Жесткая конструкция станка, высокий предел
частоты вращения шпинделя (1250 об/мин) и сравнительно большая мощность привода
(15кВт) дают возможность использовать его как станок с применением резцов, как
из быстрорежущей стали, так и твердых сплавов.

.2 Общая компоновка

Рисунок 1 Расположение составных частей станка
модели 1М63

Станок состоит из следующих основных узлов (рис.
1): 1-станина; 2-коробка подач; 3-коробка скоростей; 4-приклон и смещение
шестерни; 5-принадлежности; 6-защитный кожух; 7-фартук; 8-люнеты; 9-система
охлаждения; 10-суппорт; 11-задняя бабка; 12-электрооборудование.

Рисунок 2 Расположение органов управления и
табличек с символами.

токарный станок ремонт монтаж

1-рукоятка установки частоты вращения шпинделя;
2-рукоятка установки нормального и увеличенного шага резьбы; 3-рукоятка
установки правой и левой резьб и подач; 4-рукоятка установки частоты вращения
шпинделя; 5-рукоятка плунжерного насоса смазки направляющих продольного
перемещения суппорта и ходового винта; 6-вытяжная кнопка включения механической
поперечной подачи суппорта; 7-рукоятка включения механического перемещения
резцовых салазок; 8-рукоятка поворота и крепления резцовой головки;
9-выключатель освещения; 10-рукоятка ручной поперечной подачи суппорта;
11-кнопка включения ускоренного перемещения; 12-крестовый переключатель
управления рабочими и ускоренным перемещениями суппорта; 13-рукоятка ручного
перемещения резцовых салазок; 14-рукоятка крепления пиноли задней бабки;
15-рукоятка перемещения пиноли задней бабки; 16-рукоятка управления фрикционом;
17- рукоятка включения гайки ходового винта; 18- выключатель насоса охлаждения;
19-переключатель режимов резания работы суппорта; 20-пост управления включения
и выключения главного привода; 21-маховик ручного продольного перемещения
суппорта; 22-вытяжкая кнопка включения зубчатого колеса реечной передачи
продольного перемещения суппорта; 23-рукоятка управления фрикционом; 24-пост
управления включения и выключения главного привода; 25-рукоятка включения ходового
винта или ходового валика; 26,27- рукоятки установки величины подачи или шага
резьбы; 28-рукоятка настройки подач и нарезания резьб; 29-сигнальная лампа
напряжения; 30-сигнальная лампа включения электромагнитного тормоза;
31-указатель нагрузки; 32-вводной выключатель.

Станина станка имеет жесткую конструкцию с
наклонными окнами для отвода стружки. Задняя направляющая для каретки суппорта
плоская, передняя — призматическая, передняя направляющая для задней бабки
плоская, а задняя — призматическая.

Коробка скоростей крепится к левой головной
части станины. Приводной шкив коробки скоростей получает движение от
электродвигателя через клиноременную передачу.

Для пуска, остановки и включения быстрого
обратного хода имеется фрикционная пластинчатая муфта 5. Введение в действие
муфты совершается рукоятками, находящимися на станине у передней бабки и на
фартуке. Торможение шпинделя производится автоматически в момент выключения
фрикционной муфты при помощи электромагнитной муфты 8.

Задняя бабка имеет жесткую конструкцию. После
установки на направляющие станины задняя бабка закрепляется на ней с помощью
двух планок и четырех болтов. Суппорт крестовой конструкции имеет продольное
перемещение по направляющим станины и поперечное — по направляющим каретки I.
Оба перемещения могут быть ручными или механическими, а механическое — рабочим
или ускоренным. Поворотная часть суппорта 2 имеет направляющие для перемещения
верхней части суппорта 4 с резцовой головкой 3. Фартук закрытого типа со
съемной передней стенкой. Фартук получает движение от коробки подач через
ходовой винт при нарезании резьб или через ходовой вал при выполнении остальных
работ.

Коробка подач закрытого типа, двухосная.
Переключением соответствующих рукояток и, при необходимости, установкой сменных
зубчатых колес можно получить настройку механизма подач для нарезания
нормального ряда метрических, модульных, дюймовых и питчевых резьб, а также для
получения необходимых подач при токарной обработке

Для нарезания точных и специальных резьб можно
использовать прямое включение ходового винта (при этом потребуется изготовить
специальный набор зубчатых колес).

К станку прилагается комплект сменных зубчатых
,колес для получения метрической и дюймовой или модульной и питчевой резьб.
Сменные зубчатые колеса располагаются на левой стенке корпуса коробки
скоростей. Станок снабжен защитным кожухом, закрывающим левую стенку коробки
скоростей.

Станок снабжен подвижным и неподвижным люнетами
для обработки круглых деталей диаметром от 20 до 150 мм.

.3 Технические характеристики

Таблица 1. Технические характеристики станка
1М63

Класс
точности

Н
по ГОСТ 8-77

Наибольший
диаметр обрабатываемого изделия над станиной, мм

630

Наибольший
диаметр обрабатываемого изделия над суппортом, мм

350

Наибольшая
длина обрабатываемого изделия (без перестановки резцовых салазок), мм

1260

Наибольший
диаметр прутка, проходящего через отверстие в шпинделе, мм

65

Высота
резца, установленного в резцедержателе, мм

32

обратного
вращения

11

Пределы
частот вращения шпинделя, об/мин: прямого вращения

10-1250

обратного
вращения

18-1800

Количество
подач:продольных

44

поперечных

44

Пределы
подач, мм/об:продольных

0,064-1,025

Поперечных

0,026-0,38

Количество
нарезаемых резьб:метрических

56

модульных

55

дюймовых

33

питчевых

52

Шаги
нарезаемых резьб:метрических, мм

1-192

0,5-48

дюймовых,
ниток на дюйм

24-1/4

питчевых,
питч

96-7/8

Габаритные
размеры станка (длина Х ширина Х высота), мм

3530x1680x1290

Масса
станка (без электрооборудования), кг

4300

2. Схема и система смазки станка

Рисунок 3 Схема смазки станка 1М63.

-резервуар для масла (V=5 л), 2-слив масла, 3-
насос плунжерный, 4- маслоуказатель, 5-маслоуказатель, 6-маслораспределитель,
7- ванночка, 8- маслоуказатель, 9- резервуар для масла (v=20л), 10-
маслоуказатель, 11-фильтр пластинчатый, 12-маслораспределитель, 13- заливное
отверстие (Dy= 60 мм),
14- насос лопастной (Q=8,2 л/мин), 15- заливное отверстие (Dy
=20 мм), 16-слив масла, 17- насос плунжерный, 18- резервуар для масла(V=0,2 л),
19-насос плунжерный, 20-маслоуказатель, 21-маслораспределитель, 22-ванночка
(V=0,2л), 23- резервуар для масла(V=3л), 24-слив масла, 25-маслоуказатель,
26-заливное отверстие (Dy
=20 мм), 27- заливное отверстие (Dy
=10 мм), 28-маслоуказатель.

Циркуляционная система смазки коробки скоростей.
Система включает в себя резервуар 9, лопастный насос 14, пластинчатый фильтр 11
и маслораспределитель 12. Лопастный насос приводится в действие при помощи
шестеренчатой передачи от первого вала коробки скоростей. Передаваемое насосом
масло проходит через фильтр и поступает в маслораспределитель, из которого по
трубкам поступает на смазку подшипников шпинделя, в поддон для смазки
фрикциона, на смазку тормозной электромагнитной муфты и зубчатых колес. Пройдя
через смазываемые части, масло собирается на дне коробки скоростей. Контроль
наличия в системе смазки и ее уровня в коробке скоростей осуществляется по
маслоуказателям 10 и 8. Циркуляционная система смазки фартука. Система включает
в себя резервуар 23, плунжерный насос 17, маслораспределитель 21. Плунжерный
насос приводится в действие от кулачка, установленного на валу реечного
зубчатого колеса. Масло подается насосом в маслораспределитель, из которого
поступает на смазку деталей фартука Контроль наличия в системе смазки и ее
уровня в фартуке производится по маслоуказателям 20 и 25. Контроль за работой
плунжерного насоса производится по ускоренным перемещениям суппорта.
Циркуляционная система смазки коробки подач. Система включает в себя резервуар
1, плунжерный насос 3 и трубчатый дождевальный маслораспределитель 6,
расположенный в верхней части коробки подач. Плунжерный насос смонтирован в
нижней части коробки подач и приводится в действие эксцентриком на первом валу
коробки подач. Масло подается насосом в трубчатый маслораспределитель, из
которого поступает на смазку деталей коробки подач. Контроль наличия в системе
смазки и ее уровня в коробке подач осуществляется по маслоуказателям 5 и 4.
Фитильная система смазки задних опор ходового винта, ходового вала. Система включает
в себя ванночку 22, закрытую крышкой. Масло из ванночки поступает к точкам
смазки. Фитильная система смазки сменных зубчатых колес. Система включает в
себя ванночку 7 и поддон. Масло по фитилю поступает к точкам смазки, а через
отверстие в поддоне поступает в коробку подач.

Система смазки направляющих продольного
перемещения суппорта и ходового винта. Система включает в себя резервуар 18 и
плунжерный насос 19 с распределителем. Плунжерный насос периодически приводится
в действие вручную путем осевого перемещения рукоятки 5.

При отсутствии масла в маслоуказателях контроля
работы лопастных и плунжерных насосов работать на станке нельзя.

Таблица 2. Карта смазки

Позиция

Периодичность
смазки

Смазываемая
точка

Куда
входит

Смазочный
материал

I

Поворот
колпачка на 1 оборот раз в смену

Оси
сменных зубчатых колес

Сменные
зубчатые колеса

Смазка
солидол С ГОСТ 4366-76

II

Один
раз в смену

Зубчатое
колесо

Сменные
зубчатые колеса

Масло
индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

Позиция

Периодичность
смазки

Смазываемая
точка

Куда
входит

Смазочный
материал

III

Один
раз в смену

Подшипники
шкива

Коробка
скоростей

Смазка
ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74

IV

Один
раз в смену

Пиноль
и подшипник

Задняя
бабка

Масло
индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

V

Один
раз в смену

Зубчатое
колесо быстрого перемещения суппорта.

Фартук

Масло
индуст-риальное И-30А ГОСТ 20799-75

VI

Один
раз в смену

Направляющие
каретки и верхнего суппорта, ходовые винты, суппорта и их опоры, кулачки,
резцедержатель

Суппорт

Масло
индуст-риальное  И-30А ГОСТ 20799-75

3. Технологический процесс монтажа

.1 Условия хранения станка

Перед монтажом станка следует проверить
соответствие фундамента паспортным данным станка, особое внимание обратив на
общее состояние поверхностей фундамента, особенно в местах, где должны располагаться
клиновые опоры или прокладки; правильное расположение фундаментных болтов, их
длину и состояние резьбы; наличие и правильность обозначения продольных и
поперечных осей, высотных отметок и нумерации реперов.

Фундамент сдается под монтаж оборудования
полностью готовым и в очищенном состоянии (без замасленных мест). Все опалубки,
которые в дальнейшем не потребуются для подливки или для каких-либо других
целей, должны быть удалены.

После приемки размечают фундамент по габаритным
размерам (в плане) станка, гидростанции, силового электрошкафа.

Из-за неровности опорной поверхности фундамента
для установки станка используют подкладки — металлические брусья толщиной 9-10
мм или установочные башмаки, количество и расположение которых указывается на
чертеже.

Как правило, клинья, установочные башмаки или
подкладки устанавливают по периметру станка через 500-700 мм друг от друга. При
установке станка необходимо проследить, чтобы фундамент выступал одинаково со
всех сторон станка, а затем выверить станок по уровням.

Положение станины в продольном направлении
проверяют установкой уровней на передней и задней направляющих станины, а в
поперечном — в двух местах на мостиках. Перемещением клина установочного
башмака при помощи винта добиваются горизонтальности установки станка во всех
направлениях с точностью, предусмотренной техническими условиями на монтаж
станка (0,04 мм на 1000 мм длины станины).

Хранить станок необходимо в закрытых помещениях
с естественной вентиляцией, где колебания температуры и влажность воздуха
существенно меньше, чем на открытом воздухе в районах с умеренным и холодным
климатом, при температуре не выше +40°C и не ниже
-50°C, относительной влажности не более 80% при +25°C, что соответствует
условиям хранения 5 по ГОСТ 15150-89. При
длительном хранении станка необходимо один раз в 6 месяцев производить проверку
состояния законсервированных поверхностей и деталей. При обнаружении дефектов
поверхности или нарушение установки необходимо произвести вновь консервацию.

.2 Распаковка и транспортировка

Транспортирование станка в упакованном и
распакованном виде надо производить согласно схеме транспортировки показанной
на рисунке 4.

Рисунок 4 Схема транспортировки

Очистка станка производится сначала деревянной
лопаткой, а оставшаяся смазка удаляется с наружных поверхностей чистыми
салфетками, смоченными в бензине Б-70 ГОСТ 1012-72.

.3 Фундамент и установка станка

Станок устанавливается на бетонном фундаменте, глубина
заложения которого зависит от грунта, но не должна быть менее 800 мм. Станок
крепиться к фундаменту шестью фундаментными болтами М24. Точность работы станка
во многом зависит от его установки. После установки на фундамент станок
выверяют в обеих плоскостях при помощи уровня. Отклонение не должно превышать
0,04/1000 в обеих плоскостях. Схема установки станка на фундамент и его
крепление показана на рисунке 5.

Рисунок 5 Схема установки станка 1М63 на
фундамент

.4 Расчет фундамента

Расчет фундамента состоит в определении его
геометрических размеров, обеспечивающих нагрузку на грунт в пределах
допустимого предельного давления, как при статических, так и при динамических
нагрузках. При этом динамическая составляющая нагрузки учитывается введением
специального коэффициента в формулу для статического расчета давления подошвой
фундамента на основание.

 , [3, стр. 62]

где: P — фактическое давление на
грунт (МПа);- вес машины (кН);ф — вес фундамента (кН);- площадь основания
фундамента (м2);

б — коэффициент учитывающий
динамическую составляющую нагрузку на фундамент;- допускаемое давление на грунт
(МПа).

При расчете веса фундамента
необходимо определить его объем. Для этого площадь подошвы фундамента принимают
в зависимости от габаритов рамы или станины с добавление со всех сторон 0,1÷0,15м.

Затем определяют общую высоту
фундамента.

 [3, стр. 63]

где: H1 — высота надземной части
фундамента (м);- глубина заложения фундамента в землю (м).

Высота надземной части фундамента
определяется в основном удобством эксплуатации данного вида оборудования и
может приниматься равной 0,05÷0,2м. Принимаем 0,1.

Глубина заложения фундамента в землю
в общем случае зависит от уровня грунтовых вод, состояния и глубины промерзания
грунта и т.д.

Для оборудования устанавливаемого в
отапливаемых помещениях эта величина принимается равной 0,5÷ 1м.
Принимаем 0,5.

Таким образом, зная объем фундамента,
определяем его вес. Обычно фундамент изготавливают из бетона различных марок с
удельным весом, равной от 12 до 27 кН/м3. Принимаем 24 кН/м3

Для токарных,
горизонтально-протяжных, продольно-фрезерных и продольно-строгальных станков
б=0,3;

Допускаемые удельные давления на
различные грунты 0,1 МПа

 [3, стр. 64]

4. Возможные неисправности и способы
их устранения

Таблица 3. Возможные неисправности и
способы их устранения

Возможная
неисправность

Вероятная
причина

Метод
устранения

Нет
подачи (ходовой вал не вращается)

Не
включена одна из рукояток 2,3,25,26,28 или фиксатор рукоятки 27 не вошел в
отверстие крышки. Вышли из зацепления сменные зубчатые колеса

Включить
одну из рукояток 2,3,25,26,28, добиться, чтобы фиксатор рукоятки 27 вошел в
отверстие крышки. Ввести сменные зубчатые колеса в зацепление

Нет
подачи (ходовой вал не вращается)

Рукоятка
17 не поставлена в положение «Ходовой вал». Рукоятка 3 не включена
на левую резьбу.

Поставить
рукоятку 17 в положение «Ходовой вал». Включить рукоятку 3 на левую
резьбу

Возможная
неисправность

Вероятная
причина

Метод
устранения

Не
обрабатывается конусная поверхность

Тумблер
19 не переключен в положение для точения внутренних или внешних конусов. Не
включена рукоятка 7

Переключить
тумблер 19 в положение для точения внутренних или внешних конусов. Включить
рукоятку 7

Нет
ускоренных перемещений суппорта

Плохой
контакт в кнопке II крестового переключателя 12 Рукоятка 17 не поставлена в
положение «Ходовой вал»

Включить
контакт в кнопку II крестового переключателя 12. Поставить рукоятку 17 в положение
«Ходовой вал»

Не
работают насосы системы смазки (в маслоуказатель не поступает масло)

В
результате продол-жительной транспор- тировки станка или длительного простоя
насосы оказались незаполненными маслом

Залить
масло в насос. Если насос снова не будет работать, необходимо произвести его
разборку и устранить неисправность

Возможная
неисправность

Вероятная
причина

Метод
устранения

Охлаждение
включено, но охлаждающая жидкость не поступает

Электродвигатель
насоса охлаждения имеет неправильное направление вращения

Поменять
фазные концы проводов электродвигателя насоса охлаждения

5. Указания по техническому обслуживанию,
эксплуатации и ремонту

.1 Настройка и наладка станка

При нарезании метрических, модульных, дюймовых и
питчевых резьб нельзя использовать механизм ускоренного перемещения для
быстрого возвращения каретки в исходное положение, за исключением случаев
нарезания метрических резьб, имеющих шаг, кратный шагу ходового винта (шаг
ходового винта равен 12 мм). Возврат каретки в исходное положение
осуществляется реверсом фрикциона при помощи рукояток не включая маточной
гайки.

Деление на многозаходные резьбы. Деление
осуществляется: смещением верхнего суппорта вдоль оси станка рукояткой
поворотом шпинделя на необходимый угол. При этом рукоятка 3 должна быть
выведена в нейтральное положение.

Наладка суппортной группы на точение коротких
конусов

Наладка на точение коротких конусов заключается
в повороте верхней части суппорта на угол, соответствующий требуемой
конусности. Механическое движение (вперед и назад) верхней части суппорта,
установленной под требуемым углом, включается рукояткой.

Наладка суппортной группы на точение длинных
конусов Точение длинных конусов на станке осуществляется сочетанием
механических движений суппорта (продольная подача) и верхней части суппорта,
повёрнутой на определенный угол. Одновременное действие указанных подач
возможно при установке переключателя в положение
«Конус» и настройке станка на механическую подачу верхней части
суппорта.

5.2 Регулирование станка

По истечении некоторого времени может
потребоваться регулирование механизмов с целью обеспечения нормальных зазоров и
компенсации износа.

Регулирование зазоров в подшипниках шпинделя

Регулирование производить со снятым патроном.
Для регулирования радиального зазора в переднем роликоподшипнике 5 расконтрить
и ослабить гайку 4, отвернуть гайку 8, отсоединить фланец 6, снять полукольцо
7. Прикладывая к фланцу шпинделя усилие 3…4 кН (300…400 кгс), довести по
индикатору радиальный зазор до 0,005…0,015 мм, замерить плитками ширину паза
под полукольцо 7, прошлифовать полукольцо 7, установить его на место, затянуть
и законтрить гайку 4, завернуть и законтрить гайку 8.

Регулирование осевого зазора в заднем
радиально-упорном шарикоподшипнике 2 вместе с упорным шарикоподшипником 3
производить гайкой I. При этом не допускать, чтобы подшипники оказались сильно
затянутыми.

Регулирование фрикционной пластинчатой муфты
коробки скоростей.

Регулирование производить нажимными гайками I.
Поворот нажимной гайки может быть произведен лишь после того, как защелка 2
будет утоплена в кольцо 3. Правильность регулирования определяется усилием
включения муфты с помощью рукоятки управления. Доступ к муфте обеспечивается
через окно в задней стенке корпуса коробки скоростей

Регулирование положения кулачка управления
тормозной муфтой.

Установка оси шпинделя передней бабки

При нарушении параллельности оси шпинделя
передней бабки относительно направляющих станины ослабить все винты,
соединяющие коробку скоростей со станиной. Ось шпинделя выставить с помощью
винтов I, ввинченных в колодку 2 под коробкой скоростей с левого конца и жестко
связанную с последней, после чего затянуть винты крепления коробки скоростей к
станине.

Поперечное перемещение корпуса задней бабки

Для поперечного перемещения корпуса задней бабки
при точении конусов или при установке соосности оси пиноли задней бабки и
шпинделя ослабить и подтянуть два винта I, расположенные по обе стороны задней
бабки. При установке задней бабки в исходное положение совместить риски,
нанесенные на платиках корпуса мостика.

Регулирование опорных подпружиненных роликов
задней бабки

Для регулирования степени сжатия дружин 2 и 3
подпружиненных роликов 4, вмонтированных в мостик задней бабки, ослабить винты
крепления задней бабки, вывернуть передний винт I (см поперечное перемещение
корпуса задней бабки), сдвинуть заднюю бабку по мостику так, чтобы был свободен
доступ к регулировочным пробкам.

Вращением пробок добиться легкости передвижения
задней бабки по станине при минимальных зазорах между направляющими мостика и
станины

Устранение зазора в направляющих резцовых
салазок суппорта

Для устранения зазора в направляющих резцовых
салазок суппорта подтянуть клин 2 с помощью винта 3, после чего новое положение
зафиксировать винтом I

Устранение зазора в направляющих поперечных
салазок

Отрегулировать зазор между направляющими каретки
и поперечных салазок подтягиванием клина 2 с помощью двух винтов I,
расположенных на обоих торцах салазок

Устранение «мертвого хода» винта поперечного
перемещения суппорта «Мертвый ход» винта поперечного перемещения суппорта,
возникающий при износе гаек 3 и 4, устранять поворотом червяка 2 по часовой
стрелке, предварительно отвернув стопорный винт I. Регулирование следует
производить, когда люфт рукоятки превышают пять делений по лимбу

Регулирование зазора в направляющей верхней и
нижней половинах гайки ходового винта

При появлении зазора подтянуть планки I тремя
винтами 2 и зафиксировать последние контргайками 3. Отрегулировать величину
радиального зазора между ходовым винтом 2 и вкладышами маточной гайки I
ввинчиванием или вывинчиванием винта 4, расположенного под фартуком, после чего
новое положение зафиксировать гайкой 3.

Регулирование радиального зазора между ходовым
винтом и маточной гайкой.

Вращением винта I отрегулировать подачу масла на
ходовой винт. Вращением винта I по часовой стрелке уменьшают подачу масла,
против часовой стрелки — увеличивают. При выключенном ходовом винте заверните
винт I до отказа.

Регулирование правильности сцепления зубчатых
колес коробки подач.

Для регулирования правильности сцепления
зубчатых колес доведенного конуса и множительного механизма ослабить гайку I и
повернуть винт 2 так, чтобы переместился ролик 3, сидящий эксцентрично на винте
2, в ту сторону в которую нужно сдвинуть подвижный венец. Новое положение
зафиксировать гайкой I. При регулировании нужно помнить, что ось 4 ролика
должна находиться в верхней половине окружности винта 2.

.3 Подготовка к первоначальному пуску

Перед первоначальным пуском необходимо:

открепить магнитные пускатели;

отжать сухарь каретки и выключить маточную
гайку;

залить в полости передней бабки, коробки подач и
фартука необходимое количество масла, а также заполнить маслом все точки
смазки;

в случае работы с охлаждением налить в корыто
станины 37 литров охлаждающей жидкости;

заземлить станок, подключив его к общей цеховой
системе заземления;

подключить станок к электросети, проверив
соответствие напряжения сети и электрооборудования станка.

При подключении станка к электросети шкив
коробки скоростей должен вращаться в направлении, указанном стрелкой на кожухе.

Ознакомившись с назначением органов управления,
необходимо проверить вручную работу всех механизмов станка, после чего можно
включить его на минимальную частоту вращения, проверить в работе на холостом
ходу, обратив особое внимание на работу масляных насосов по маслоуказателям 5,
10, 20.

При отсутствии масла в маслоуказателях станок
необходимо немедленно остановить и устранить неисправность в системе смазки.

После первоначального пуска следует обкатать
станок на холостом ходу в течение одного часа, постепенно увеличивая частоту
вращения шпинделя и величину подачи.

Для включения фрикциона рукояткой 23 необходимо
отвести ее до упора вправо и повернуть вверх или вниз. При включении фрикциона
рукояткой 16 рукоятка 23 должна оставаться в нейтральном положении. Поэтому для
выключения фрикциона рукояткой 23, последнюю необходимо поставить в положение,
соответствующее положению рукоятки 16, а затем переключить в нейтральное
положение.

С целью исключения поломки зубчатых колес не
допускается переключение скоростей, подач и переключение фрикциона на прямое и
обратное вращение при вращающемся шпинделе.

Убедившись в нормальной работе всех механизмов
станка, необходимо заменить масло в коробке скоростей, коробке подач и фартуке,
после чего можно приступать к настройке станка для работы.

5.4 Ремонт станка

Направляемый на капитальный ремонт станок должен
быть очищен от грязи и стружки. Масло и охлаждающая жидкость должны быть слиты
из емкостей. В случае проведения ремонта без снятия агрегата с фундамента место
около агрегата должно быть освобождено от деталей, заготовок и тщательно
убрано. Ответственность за подготовку станка для передачи в ремонт несет
начальник производственного цеха или начальник участка (старший мастер). Если
станок отправляется для ремонта в СРМЦ предприятия, то он транспортируется к
месту ремонта. Вместе со станком, отправляемым в специализированный ремонтный
завод или цех, должна быть направлена следующая техническая документация:

документы, прибывшие со станком с
завода-изготовителя (технический паспорт, руководство, заводской акт и т.д.)

акт технического осмотра перед ремонтом

ведомость комплекта деталей и сборочных единиц,
направляемых в ремонт вместе со станком.

Электродвигатели, установленные на отдельных
салазках и соединенные со станком при помощи ременных, цепных или зубчатых
передач или муфт, не подлежат передаче в ремонт со станком. Салазки таких
электродвигателей, если они требуют ремонта, направляются вместе со станком.
Детали, насаженные на валы отдельно устанавливаемых электродвигателей (шкивы,
звездочки, зубчатые колеса, муфты и т.п.) должны быть демонтированы,
скомплектованы с парными деталями станка и отправлены в ремонт. Ремонт
универсальных принадлежностей к станкам (патронов, планшайб, люнетов, зажимных
пневмогидравлических устройств, делительных головок, устройств автоматического
контроля, оправок, тисков, делительных столов и т.п.) не должен входить в объем
работ по капитальному ремонту станков. Эти принадлежности, как правило, не
подлежат передаче в ремонт вместе со станком. В случаях, когда по условиям
организации производства ремонт принадлежностей осуществляется в том же цехе и
в те же сроки, что и ремонт станков, они должны ремонтироваться за
дополнительную оплату по отдельной калькуляции.

Перед отправкой в ремонт станок на месте его
установки должен быть

подвергнут осмотру для определения состояния и
комплектности.

Передаваемый в ремонт станок может состоять из
деталей, имеющих различную степень износа, нуждающихся в восстановлении или
требующих замены, но при любом износе отдельных деталей или нарушении
правильности взаимодействия сборочных единиц он должен быть укомплектован, как
правило, всеми деталями.

Изготовление отсутствующих деталей производится
за дополнительную плату в соответствии с калькуляцией специализированной
ремонтной базы (завода или цеха). Если же у поступившего в ремонт станка

отсутствуют базовые (корпусные) детали или они
имеют сквозные трещины, выломанные стенки, днища или перегородки, то станок не
может быть принят на капитальный ремонт. В этом случае составляется акт на
описания станка, после чего он в отдельных случаях может быть подвергнут (по
соглашению сторон) восстановительному ремонту по специальным техническим
условиям с оплатой по разовой калькуляции.

Важное значение при составлении акта
технического осмотра перед ремонтом имеет опрос рабочих-станочников, работающих
на данном станке, а также ремонтных слесарей, обслуживающих агрегат во время
его эксплуатации.

.5 Особенности конструкции

Жесткость, виброустойчивость и температурная
стабильность технологической системы позволяют получать необходимую точность
обработки.

Двух призменные направляющие станины в сочетании
с высокой надежностью других узлов обеспечивают длительный срок эксплуатации
станка с сохранением первоначальной точности. Частота обратного вращения
шпинделя в 1,3 раза выше чем прямого, что сокращает время обработки резьб.
Точение длинных конусов производится одновременным выполнением продольной
подачи суппорта и подачи резцовых салазок при соответствующем их повороте.

Точение коротких конусов производится
механической подачей резцовых салазок, развёрнутых на нужный угол.

Коробка подач обладает высокой жесткостью
кинематической цепи, все силовые зубчатые колеса кинематической цепи
изготовлены из легированной стали, закалены и отшлифованы.

.6 Расчет категории ремонтной сложности

, [2, стр.272]

где: D- наибольший диаметр
обрабатываемой детали в мм, D=350;расстояние между центрами в мм,
L=1400;количество ступеней скорости шпинделя, получаемых коробкой скоростей при
прямом ходе и ступенчатыми шкивами, n=22;

С- составляющая, характеризующая
особенности и сложность ремонта отдельных механизмов;

где: x-количество дополнительных
суппортов свыше 1, х=1;

С2-категория сложности ремонта
механизма бесступенчатого регулирования скорости шпинделя, С2=2;

С3-категория сложности ремонта
гидрокопировального суппорта,

С4-категория сложности двойного
перебора, С4=0,75; б — конструктивные особенности.

=;

где: б1-исполнение, б 1=1,0

б2- весовая характеристика, б2 =1,0;

б3 — точность, принимаем б3 =1,0;

б4 — исполнение, б4 =1,0.

С=0,5+2+2+0,75=5,25;=1(0.018-350+0,15-22)+5,25=14,75 ≈15.

6. Требования безопасности труда при
эксплуатации станка

Необходимо соблюдать общие правила
техники безопасности при работе на металлорежущих станках.

Перед включением станка нужно
убедиться, что его пуск не будет опасен для людей, находящихся вблизи станка.

При обработке пруткового материала,
выступающего из заднего конца шпинделя, необходимо установить ограждение (со
станком не поставляется).

При обработке деталей большой длины
следует применять люнеты.

При работе на станке необходимо:

обеспечивать надежное крепление
детали;

надежно закреплять заднюю бабку и
пиноль;

— периодически проверять
правильность работы блокирующих устройств.

Во избежание захвата одежды рабочего
вращающимися ходовым валиком, ходовым винтом и другими вращающимися частями
необходимо перед работой аккуратно заправить спецодежду, убрать волосы под
головной убор. В случае необходимости экстренного останова станка следует
выключить рукоятку 16 или 23 . При этом станок остановится быстрее, чем при
нажатии кнопки «Стоп». При неисправности
электрооборудования станка необходимо вызвать электрика. Не рекомендуется
производить ремонт лицам, не имеющим соответствующего удостоверения на право
работы на электроустановках. Перед осмотром или ремонтом электрооборудования
станка необходимо выключить вводной выключатель и вывесить предупредительную
надпись: «Не включать — ремонт» или «Не включать — наладка».

Не допускается:

при обработке деталей в центрах
применять центры с изношенными конусами;

работать на станке со снятыми или
открытыми ограждениями (кожухом, крышками, защитным устройством) ;

прикасаться к вращающимся частям
станка, а также к обрабатываемой детали;

загромождать рабочее место и
подступы к электрошкафу;

увеличивать плечи ключей и рукояток
дополнительными рычагами;

покидать станок, не отключив его от
электросети.

7. Требования экологической
безопасности технологических процессов

К загрязнениям окружающей среды
принято относить результаты жизнедеятельности человека, которые оказывают
отрицательное воздействие как на самого человека, так и на полезные для него
организмы и ресурсы неживой природы. Изучением этих вопросов занимается
социальная экология. Развитие промышленности и освоение новых, более
эффективных технологических процессов с целью повышения производительности
труда привело к увеличению всевозможных производственных отходов, образующихся
вместе с готовой продукцией в результате переработки разнообразных природных
ресурсов и вызывающих загрязнение окружающей среды. Технологические процессы
являются также источниками шума и вибрации. В машиностроении и металлообработке
источником загрязнения воздушного бассейна являются разнообразные пыли —
взвешенные в воздухе частицы твердых веществ. Производственными сточными водами
называются воды, использованные промышленным предприятием и подлежащие очистке
от различных вредных примесей. К этим примесям относятся эмульсии не
растворимых в воде жидкостей (например, масел), взвешенных в виде мелких
капелек, и суспензии — взвеси твердых частиц, размеры которых могут достигать
нескольких миллиметров. Производственные сточные воды подразделяются на условно
чистые (оборотные) и грязные. Оборотные воды используют для охлаждения
технологического оборудования, компрессоров и т.д. Эти воды охлаждают в
заводских прудах или градирнях, очищают от механических загрязнений и масел и
затем, добавив небольшое количество свежей воды, возвращают в производство.
Грязные сточные воды являются специфичными для каждого вида производства или цеха.
Например, стоки от шлифовального и токарного станков резко отличаются друг от
друга.

Промышленные твердые отходы делятся
на токсичные и нетоксичные. Основная масса твердых отходов машиностроения и
металлообработки нетоксична (металлическая стружка, окалина, зола, отходы
дерева, резина, различный мусор). Примерами токсичных твердых отходов являются
шламы, образующиеся при работе гальванических цехов и травильных участков.

Промышленный шум большой
интенсивности не только поражает органы слуха, но также оказывает общее
отрицательное воздействие на организм человека (повышает утомляемость,
рассеивает внимание). Шум может привести к снижению производительности, росту
брака, травматизму и хроническим заболеваниям.

Совокупность технических и
организационных мероприятий, позволяющих свести к минимуму или исключить
загрязнение окружающей среды и его вредное влияние, называют методами охраны
окружающей среды от загрязнения отходами производства. Различают пассивные и
активные методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Заключение

В результате работы над курсовым
проектом были изучены общие сведения о станке, то есть, назначение и область
применения, общая компоновка, технические характеристики. Была рассмотрена
схема и система смазки станка. В ходе выполнения курсового проекта был
рассмотрен технологический процесс монтажа, включающий вопросы хранения станка,
распаковки и транспортировки. Был рассчитан фундамент станка. Допустимое
давление на грунт фундамента, в пределах допускаемого.

При работе над курсовым проектом
были рассмотрены мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатации и
ремонту, включающие в себя: настройку и наладку станка; регулировку станка;
подготовку станка к первоначальному пуску; ремонт станка и особенности разборки
и сборки при ремонте. Был произведен расчет категории ремонтной сложности
станка, в результате которого она составила 15. Так же были рассмотрены вопросы
безопасности труда при эксплуатации станка и экологической безопасности
технологических процессов.

Список использованной
литературы

1.  Паспорт
токарно-револьверного станка 1М63. В/О станкоимпорт, СССР, Москва. Г. Бердичев.

2.       Якобсон М.О.
Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации
технологического оборудования машиностроительных предприятий/ Машиностроение,
2009. — 591с

.        Байцур А.И., Молчанов Л.Г.
Проектирование фундаментов под оборудование промышленных предприятий. Киев,
2010. — 172 с.

4.       И-11
Металлообработка. Сборник инструкций по охране труда/ — Россия: ЦОТиПБ,
2011.-120с.

5.       Металлорежущие
станки. Альбом общих видов. Кинематических схем и узлов / Под общ. ред. А.М.
Кучера. — М.: Машиностроение, 2011. — 308 с. : ил.

6.       Кирсанова, Г.Н.
Руководство по курсовому проектированию металлорежущих инструментов:справочник/
Г.Н. Кирсанова М.Машиностроение,
2012. — 288с.

7.       Короткевич,
А.Ф. Оптимизация режимов резания: методические указания к самостоятельной
работе/ А.Ф. Короткевич — Могилев: Российский Университет, 2010.-33с.

3.1 Технология ремонта станка 1м63

Для ремонта станка,
необходимо его отключить от источников
энергоносителей и отправить для
выполнения капитального ремонта в РМЦ.

Разборка станка
производится в РМЦ ремонтной бригадой.
Одновременно с разборкой можно производить
мойку деталей и их дефектацию.

Разборка
осуществляется в следующем порядке:

1. со станка сливаются
остатки масла и СОЖ;

2. снимается разводка
электрооборудования;

3. снимается
(демонтируются) основные узлы со станины;

4. станина открепляется
и снимается с тумб;

5. станина моется,
протирается, определяется степень
износа направляющих и принимается
решение по ее ремонту;

6. станина отправляется
на ремонт;

7. производится
подетально разборка узлов и дефектация
всех деталей;

8. результаты
дефектации сводятся в ведомость
дефектации.

3.2 Технологический маршрут разборки и дефектация деталей станка

005 Демонтажная

1. Отключить
станок от энергоносителей

2. Слить
смазочно-охлаждающую жидкость и масло
из системы смазки

3. Снять станок
с фундамента

010 Транспортная

  1. Погрузить
    станок с помощью крана на транспортную
    тележку

  2. Транспортировать
    и РМЦ

  3. Снять
    станок с тележки и установить на
    монтажную плиту

015 Моечная

  1. Промыть
    станок и протереть перед разборкой

  2. Убрать
    остатки масла и СОЖ из соответствующих
    емкостей

020 Сборочно-разборочная

  1. Снять
    хобот станка

  2. Снять
    стол станка

  3. Снять
    консоль

  4. Снять
    коробку подач

  5. Снять
    коробку скоростей

025 Дефектация

  1. Протереть
    направляющие консоли

  2. С
    помощью приспособления проверить
    величину износа направляющих консоли

  3. Проверить
    параллельность направляющих с помощью
    приспособления

  4. Принять
    решение по способу ремонта направляющих
    консоли

030 Сборочно-разборная

  1. Произвести
    подетальною разборку узлов станка

035 Моечная

  1. Промыть
    и протереть детали станка

040 Дефектация

  1. Произвести
    дефектацию деталей

  2. Произвести
    сортировку деталей на три группы:

а) годные

б) подлежащие
ремонту

в) подлежащие
замене

4.3. Маршрутный технологический процесс ремонта ходового винта

В ходовых винтах,
имеющих трапецеидальную или прямоугольную
резьбу, после длительной работы
изнашиваются резьбовые опорные
цилиндрические поверхности. Изношенные
ходовые винты с трапецеидальной резьбой
ремонтируют, а винты с прямоугольной
резьбой заменяют новыми. Изогнутые
винты правят, рихтуют с помощью хомутиков,
стяжек, рычагов и другими способами.

Технологический
процесс предусматривает:

а) поправление
центровых отверстий;

б) восстановление
поверхности, сопрягаемой с задним
кронштейном;

в) восстановление
профиля резьбы.

005 Токарная

1. Установить
ходовой винт и закрепить;

2. Править центровые
отверстия с переустановоном детали.

010 Слесарная

1.Править ходовой
винт с проверкой на радиальное биение
поверхности 1. Допуск радиального биения
поверхности 1 относительно общей оси.

015 Контрольная

Контроль ОТК

020 Токарная

1. Установить
ходовой винт и закрепить;

2. Обточить
поверхность 2, сопрягающаяся с задним
кронштейном до вывода износа.

Шероховатость Rz
20

3. Снять заготовку

025 Контрольная

Контроль ОТК

030 Гальваническая

1. Осталить изношенную
поверхность 2 до чертёжного размера с
припуском 0,3мм на сторону, на механическую
обработку.

035 Токарная

1. Установить
ходовой винт и закрепить;

2. Обточить осталенную
поверхность 2 до размеров по чертежу с
припуском под шлифовку;

3. Обточить фаску
по 45º;

4. Обточить наружную
поверхность резьбы 1 до ближайшего
ремонтного размера, оставляя припуск
под шлифование;

5. Снять заготовку

040 Контрольная

Контроль ОТК

045 Шлифовальная

1. Установить
ходовой винт и закрепить;

2. Шлифовать
поверхность 2, сопрягающуюся с задним
кронштейном до чертёжного размера;

3. Шлифовать наружную
поверхность резьбы 1, до ближайшего
ремонтного размера;

4. Снять заготовку.

Технические
требования:

1. Радиальное биение
наружного диаметра резьбы относительно
оси – 0,2мм

050 Контрольная

Контроль ОТК

055 Токарная

1. Установить
ходовой винт и закрепить;

2. Прорезать резьбу
ходового винта до ближайшего ремонтного
размера.;

3. Снять заготовку.

060 Контрольная

Контроль ОТК

065 Слесарная

Зачистить заход
резьбы

Перечень работ по ремонту станка токарно-винторезного 1М63
1.Подготовительные работы.
1.1. Осмотр станка и выявление дефектов станка 1М63.
1.2. Полная разборка станка и промывка деталей.
2.Работы по ремонту.
2.1. Станина станка
■ Выработка плоскостей направляющих суппорта и задней бабки — восстановление прямолинейности и параллельности
■ Устранение износа реек
2.2. Коробка скоростей станка 1М63
■ Износ и смятие шлицевых соединений ходовых валов — замена валов
■ Износ шпоночных соединений на ходовых валах — восстановление шпоночных пазов и замена шпонок
■ Износ шестерен и блоков шестерен — замена
■ Износ дисков многодисковой фрикционной муфты станка — замена
■ Износ вилок переключения скоростей — замена
■ Износ подшипников — замена
■ Износ прокладок и уплотнителей — замена
2.3. Задняя бабка станка 1М63
■ Износ направляющих — восстановление путем установки реставрации и шабрения
■ Износ эксцентрика — замена
■ Износ винтовой пары — замена гайки и восстановление винта калиброванием (или замена)
■ Износ фиксирующей плиты — восстановление фрезерованием
2.4. Суппорт станка 1М63
■ Износ направляющих — восстановление путем установки реставрации с последующим шабрением
■ Износ винта с гайками — замена винта с гайками или восстановление винта калиброванием с заменой гаек
■ Увеличенный люфт лимба — ремонт лимба
■ Износ клиньев — замена
■ Износ подшипников — замена
2.5. Каретка станка 1М63
■ Износ направляющих — восстановление
■ Износ винтовой пары — замена или восстановление винта калиброванием и замена гайки
■ Увеличенный люфт лимба — ремонт лимба
2.6. Фартук станка 1М63
■ Износ кулачковых муфт — замена
■ Износ реечной шестерни — замена
■ Износ дисков ведущих и ведомых электромуфт — замена
■ Износ подшипников — замена
2.7. Резцедержатель станка 1М63
■ Износ фиксирующего устройства — восстановление гнезд и замена фиксатора
■ Износ основания корпуса резцедержателя — ремонт путем установки реставрации с последующим шабрением
■ Износ болтов крепления инструмента и резьбовых отверстий — ремонт резьбовых отверстий и замена болтов
2.8. Коробка подач станка 1М63
■ Износ зубчатых колес — замена
■ Износ ходового валика — замена
■ Износ направляющих втулок ходовых валов и винта — замена
■ Износ подшипников — замена
■ Износ прокладок и уплотнителей — замена
2.9. Нарушение работы системы смазки — ремонт или замена насоса и трубопроводов
2.10. Износ (старение) электроаппаратуры и электропроводки — восстановление работы путем замены и ремонта электроаппаратуры и электропроводки
3.Сборка, подгонка и наладка станка.
3.1. Сборка станка 1М63.
3.2. Подгонка направляющих станины, суппорта и задней бабки шабрением.
3.3. Регулировка установленных зазоров и натягов.
3.4. Выставление линий центров.
3.5. Заправка станка маслом.
3.6. Проверка работы всех механизмов и электрооборудования.
3.7. Обкатка станка без нагрузки.
3.8. Окончательная регулировка зазоров и натягов.
3.9. Обкатка станка под нагрузкой.
3.10. Покраска станка 1М63.

Гарантия на станки 1М63 после капитального ремонта — 12 месяцев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пустырник ночной в таблетках инструкция по применению
  • Газ 221727 руководство по эксплуатации
  • Солдатская пилотка из бумаги своими руками пошаговая инструкция
  • Attivio лаборатория кристаллов инструкция по применению
  • Как продать земельный участок самостоятельно пошаговая инструкция через мфц