Виды схем применяемые при ремонте рэа
Техническая документация, необходимая для регулировки и ремонта РЭА
Прежде чем приступить к регулировочно-настроечным работам, регулировщик РЭА должен ознакомиться с основной документацией на изделие, иметь четкое представление о работе изделия, порядке регулировочных и настроечных работ, требованиях, предъявляемых к изделию в эксплуатации.
Выполнение регулировочно-настроечных операций при производстве и ремонте РЭА осуществляют по маршрутным картам технологического процесса, которые являются основным документом для нормирования и определения требуемого контрольно-измерительного оборудования, инструмента и материалов. В отдельных случаях при регулировке и ремонте сложной аппаратуры
последовательность выполняемых работ регламентируют инструкциями по регулировке и ремонту.
В технологических инструкциях по регулировке (ремонту) приведены:
краткие сведения об изделии (назначение, состав, принцип действия и работы);
последовательность операций, способы регулировки отдельных частей изделия, пределы регулировки, перечень применяемых источников электропитания, контрольно-измерительных приборов, инструментов и приспособлений;
требования к состоянию изделия, при котором производится его регулировка, методика настройки и способы регулировки отдельных деталей, сборочных единиц и изделия в целом;
перечень составных частей изделия, которые должны быть настроены, отрегулированы и испытаны;
количество рабочих режимов регулировки и их зависимость от климатических условий;
указания по безопасности труда при подготовке рабочего места. В инструкциях по регулировке также указывают, куда и как нужно записывать результаты измерений.
Для выполнения технологических операций по проверке монтажа и режимов работы схемы пользуются чертежами-картами, на которых указывают допустимые границы изменений режимов и ■параметров отдельных каскадов и узлов схемы, коэффициенты передачи уровней сигнала, частоты настройки и т. д. Пользование этими картами значительно ускоряет процесс проверки и подготовки работы радиоламп, полупроводниковых приборов, интегральных микросхем.
На рабочем месте регулировщика должны быть также ТУ на регулируемый узел или блок, описание и инструкции по эксплуатации измерительных приборов и оборудования.
В соответствии с ГОСТ 2.114—78, ТУ должны содержать требования, правила приемки, методы контроля измерений и испытаний, условия хранения и транспортировки, указания по эксплуатации и гарантии поставщика. Часто в ТУ приводят перечень оборудования и контрольно-измерительных приборов, нормы и погрешности измерений.
Общие ТУ разрабатываются в виде государственных, республиканских или отраслевых стандартов. При отсутствии указанных стандартов на данный вид устройства составляют частные и временные ТУ. Требования ТУ не должны быть ниже требований действующих стандартов или противоречить им.
Эксплуатационная документация на РЭА предназначается для обслуживающего персонала. Эксплуатационные документы разрабатываются на РЭА, техническое обслуживание которой возможно лишь при наличии сведений об ее устройстве, составе, технических параметрах. Комплект эксплуатационных документов для РЭА в зависимости от их вида, сложности и условий эксплуатации согласовывается с заказчиком. Например, для отдельной детали
составляют паспорт и этикетку, для сборочной единицы и комплекса— техническое описание, инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и монтажу, паспорт или формуляр, учебно-технические плакаты и др. Эти документы могут объединяться в один документ под названием «Руководство по эксплуатации». Основные эксплуатационные документы даны в табл. 9.
Таблица 9. Перечень основных эксплуатационных документов
Допускается объединять следующие эксплуатационные документы:
техническое описание и инструкцию по эксплуатации; техническое описание, инструкцию по эксплуатации и паспорт (документ называется «Паспорт»);
инструкцию по эксплуатации и техническому обслуживанию с инструкцией по монтажу, пуске, регулировке и обкатке РЭА на месте его применения («Инструкцию по эксплуатации»).
Ремонтная документация предназначается для подготовки ремонтного производства, ремонта РЭА и контроля ее после ремонта.
Ремонтные документы бывают трех видов: опытного ремонта, предназначенные для выполнения небольшой специально отобранной партии РЭА. После опытного ремонта корректируют ремонтные документы;
установочной ремонтной серии РЭА, предназначенные для ремонта последующих партий;
серийного или массового производства РЭА. Эти документы должны быть окончательно отработаны и проверены в ремонтном производстве.
Источник
Различные типы схем, применяемых при производстве, ремонте и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры
В радиоэлектронной промышленности при выполнении работ по сборке, монтажу и регулировке радиоаппаратуры применяются различные типы схем. В ЕСКД сформулированы основные термины, используемые для их характеристики.
Элемент— составная часть схемы, которая выполняет определенную функцию в изделии и не может быть разделена на части, имеющие самостоятельное функциональное назначение (например, транзистор, полупроводниковый диод, конденсатор и другие электрорадиоэлементы).
Устройство— совокупность элементов, представляющая собой единую конструкцию (плата, блок, шкаф, механизм).
Функциональная группа— совокупность элементов, выполняющих в изделии определенные функции и не объединенных в единую конструкцию.
Функциональная часть— элемент, устройство, функциональная группа.
Функциональная цепь— линия, канал, тракт определенного назначения (канал звука, изображения, тракт СВЧ и др.).
Линия взаимосвязи— отрезок линии, указывающий на наличие связи между функциональными частями изделия.
При проектировании изделий РЭА количество разрабатываемых схем определяется особенностями каждого изделия. При этом необходимо стремиться одновременно к тому, чтобы количество схем на разрабатываемое изделие было минимальным и чтобы они содержали все необходимые сведения для проектирования, изготовления, настройки, регулировки, эксплуатации и ремонта изделия. Различные типы схем, их определение и назначение приведены в табл. 4.1.
Типы схем, их определение и назначение
Тип | Определение | Назначение |
Структурная | Схема, определяющая основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязь | Разрабатывается при проектировании изделий на стадиях, предшествующих разработке схем других типов, и используется при эксплуатации для общего ознакомления с изделием |
Функциональная | Схема, разъясняющая определенные процессы, протекающие в функциональных цепях изделия или изделий в целом | Необходима для изучения принципа работы изделия. Используется также при наладке, регулировке, контроле и ремонте изделий |
Принципиальная (полная) | Схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними и дающая детальное представление о принципах работы изделия | На основании ее разрабатываются другие схемы и чертежи. Служит основным документом для изучения принципов работы изделия, а также используется при работах по настройке, регулировке, контролю и ремонту аппаратуры |
Монтажная (схема соединений) | Схема, показывающая конструктивное выполнение электрических соединений составных частей изделия и определяющая марки провода, жгута и кабеля, которыми эти соединения осуществляются, а также места их ввода (зажимы, разъемы, фланцы и т. д.) | Используется при разработке других конструкторских документов, определяющих прокладку и способы крепления проводов, жгутов, кабелей, а также служит для осуществления присоединений при наладке, контроле, ремонте и эксплуатации изделий |
Подключения | Схема, показывающая внешние подключения изделий | Используется для осуществления подключений изделий при их эксплуатации |
Общая | Схема, определяющая составные части комплекса и соединения их между собой на месте эксплуатации | Используется при ознакомлении с комплексами, а также при их контроле и эксплуатации |
Расположения | Схема, определяющая относительное расположение составных частей изделия | Используется при разработке других конструкторских документов, а также для определения расположения составных частей изделия и при эксплуатации изделий | |
На структурной схеме(рис. 4.3) изображаются основные функциональные части изделия (элементы, устройства, функциональные группы), указываются их назначение и взаимосвязи. Функциональные части изображаются в виде прямоугольников, в которых даются наименования каждой функциональной части, или в виде условных графических изображений. На линиях взаимосвязей стрелками обозначается направление хода процессов, происходящих в изделии.
На функциональной схемеприводится изображение функциональных частей изделия, показываются связи между ними и разъясняются определенные процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия или в изделии в целом. На линиях взаимосвязей стрелками обозначаются направления хода процессов, происходящих в изделии. Допускается вместо связей показывать конкретные соединения (провода, кабели). На схеме наряду с наименованием элементов или их позиционным обозначением приводятся технические характеристики, поясняющие надписи и таблицы, которые позволяют определить последовательность процессов во времени, а также значения сопротивлений, напряжений и токов, формы импульсов и т. д. в характерных точках схемы. На рис. 4.4 в качестве примера приведена функциональная схема источника питания.
Принципиальная схема(рис. 4.5) определяет полный состав элементов и связей между ними. Эта схема, как и функциональная, используется для изучения принципа работы изделия, а также при контроле, регулировке и ремонте. На принципиальной схеме изображаются также электрические элементы (разъемы, зажимы и т.д.), которыми заканчиваются входные и выходные цепи. Схема обычно выполняется для изделий, находящихся в отключенном положении. Элементы на схеме изображаются в виде условных графических обозначений, установленных стандартами ЕСКД. Все элементы, входящие в изделие и изображенные на схеме, записываются в «Перечень элементов», который помещается рядом со схемой или на отдельном листе.
Элементы, изображенные на схеме, имеют буквенное или буквенно-цифровое позиционное обозначение. Буквенные позиционные обозначения элементов представляют собой сокращенное наименование элемента (например, R — резистор, VT — транзистор, VD — полупроводниковый диод). Порядковые номера (в возрастающем порядке) присваиваются элементам с одинаковым буквенным обозначением (например, Rl, R2, R3, VT1, VT2, VD1, VD2). Позиционные обозначения располагают на схеме рядом с элементами, по возможности с правой стороны или над ними.
Данные об элементах записываются в «Перечне элементов» (табл. 4.2), в котором указываются позиционное обозначение элементов, их наименование в соответствии с документом (ГОСТ, ТУ и т.д.), количество элементов, а при необходимости и их технические данные, не содержащиеся в наименовании (указываются в графе «Примечание»). При разбивке поля схемы на зоны в «Перечень элементов» добавляют графу «Зона». Элементы в перечне записываются группами в алфавитном порядке в соответствии с буквенными позиционными обозначениями, в пределах каждой группы элементы располагаются по возрастанию порядковых номеров.
Линии связи на схеме должны быть показаны полностью, однако при удалении элементов друг от друга линии связи между ними можно обрывать. Обрывы линий заканчивают стрелками с обозначением мест подключения. Толщина линий электрической связи на схемах должна быть от 0,2 до 0,6 мм в зависимости от форматов схем и размеров графических обозначений.
При проектировании сложного радиоэлектронного устройства, в состав которого входят несколько отдельных устройств, на каждое такое устройство обычно выполняется отдельная принципиальная схема. На принципиальных схемах могут указываться параметры входных и выходных цепей, в том числе частота, сила тока, величина напряжения, сопротивления и т.д.
Если на схеме изображены элементы, параметры которых подбираются при регулировке, то их условные обозначения на схеме и в перечне элементов отмечают звездочками (например, R1*, СЗ*). На принципиальной схеме марки проводов и кабелей не приводятся.
Схема соединений (монтажная)показывает соединения составных частей изделия и определяет провода, жгуты, кабели и трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединения и ввода. Схема соединений используется при разработке других конструкторских документов и в первую очередь чертежей, определяющих прокладку и способы крепления проводов, жгутов, кабелей в изделии при их контроле, эксплуатации и ремонте.
Устройства на схеме изображаются в виде прямоугольников или внешних очертаний, элементы — в виде условных графических обозначений, прямоугольников или внешних очертаний. Расположение графических обозначений устройств и элементов на схеме должно соответствовать их действительному размещению в изделии (если схема выполнена на одном листе и расположение элементов на месте эксплуатации известно). Около графического обозначения элементов указываются позиционные обозначения, присвоенные им на принципиальной схеме, а также обозначения выводов элементов, нанесенные на изделие или установленные в документации на него. Пример схемы соединений приведен на рис. 4.6.
При изображении соединителей допускается применять их условные графические обозначения, для чего в схеме помещаются таблицы с указанием подключения контактов (рис. 4.7).
Для упрощения изображения схемы допускается объединять отдельные провода, идущие в одном направлении, в общую линию. Провода, жгуты, кабели и жилы кабелей обозначаются порядковыми номерами в пределах изделия.
Жилы кабелей нумеруются в пределах кабеля. На схеме соединений указываются:
для проводов — марка, сечение и при необходимости расцветка;
для кабелей — марка, количество, сечение жил и при необходимости число занятых жил.
Вместо условных графических изображений входных и выходных элементов помещаются таблицы с характеристиками входных и выходных элементов. В графах таблицы указываются обозначения провода, жил кабеля, условные буквенно-цифровые обозначения
ходимости — расцветка проводов и количество жил для кабеля, дополнительные уточняющие данные.
Схема подключенияпоказывает внешние подключения изделия. Ее используют при разработке других конструкторских документов, а также для подключения изделий и при эксплуатации (рис. 4.8).
На схеме изображаются изделие, его входные и выходные элементы (соединитель, зажимы и т.п.), а также подводимые к ним концы проводов и кабелей внешнего монтажа, около которых помещают данные о подключении изделия (характеристики внешних цепей и адреса).
Изделие на схеме подключения изображается в виде прямоугольника, а его входные и выходные элементы — в виде условных графических изображений. Допускается также изображать изделие, входные и выходные элементы в виде внешних очертаний. Расположение графических изображений входных и выходных элементов на схеме должно соответствовать их действительному размещению в изделии. На схеме указываются позиционные обозначения входных и выходных элементов, присвоенные им на принципиальной схеме изделия. Допускается указывать марки, сечения, расцветку проводов, марки кабелей, количество, сечение и занятость жил.
Общая схемаопределяет составные части комплекса и соединения их между собой на месте эксплуатации. Эту схему используют при сборке и наладке комплексов, их контроле и эксплуатации (рис. 4.9).
На схеме приводятся изображения устройств и элементов, входящих в комплекс, а также проводов, жгутов и кабелей, соединяющих эти устройства и элементы. Провода, жгуты и кабели показываются на схеме в виде отдельных линий и обозначаются порядковыми номерами в пределах изделия. Около изображений проводов, жгутов и кабелей указываются марка и сечение провода, его расцветка, количество и сечение жил кабеля. При большом количестве соединений составляют перечень проводов, жгутов и кабелей, в котором представлены: обозначение основного конструкторского документа, по которому изготовлен провод, кабель, жгут; данные провода, кабеля; количество проводов, жгутов, кабелей.
Схема расположения определяет относительное расположение составных частей изделия, а при необходимости также проводов, жгутов и т.д. Схема используется при разработке других конструкторских документов, а также при эксплуатации и ремонте изделий.
На схеме расположения и общей схеме указывают наименование и тип устройства или элемента, а также обозначение документа, на основании которого они применяются. При большом количестве устройств и элементов эти сведения записывают в перечень элементов, а около графических обозначений устройств и элементов проставляют позиционные обозначения. На схемах также для каждого устройства или элемента, изображенного в виде внешнего очертания, даются его наименование, тип и обозначение документа, служащего основанием для применения, а для каждого элемента, изображенного в виде условного графического изображения, — его тип и обозначение документа.
К выполнению схем расположения предъявляются следующие требования.
1. Вид и тип необходимых схем на изделие должен определяться разработчиком изделия.
2. Схемы должны выполняться без соблюдения масштаба, действительное взаимное расположение составных частей изделия может не учитываться или учитываться приближенно.
3. Графическое изображение элементов и соединяющие их линии связи должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить наилучшее представление о структуре изделия и взаимодействии его составных частей.
4. Линии связи, состоящие из горизонтальных и вертикальных отрезков, должны иметь минимум изломов и взаимных пересечений. Расстояние между соседними параллельными линиями должно быть не менее 3 мм. Допускается при необходимости применение наклонных отрезков линий (по возможности меньшей длины). Линии связи должны показываться полностью, если это незатрудняет чтения схемы. Обрывы линии связи следует заканчивать стрелками, а около них указывать места подключения и (или) необходимые характеристики цепей.
Допускается располагать схемы в пределах условного контура, выполненного сплошными тонкими линиями и изображающего конструкцию изделия. Если линии связи переходят с одного листа на другой, то рядом с обрывом линии необходимо указывать ее обозначение или наименование (например, номер провода, наименование сигнала и т.п.), а в круглых скобках — номер листа схемы или обозначение документа, на который переходят линии связи.
При выполнении схем расположения применяются:
условные графические обозначения, установленные стандартами ЕСТД;
упрощенные внешние очертания, прямоугольники, кроме того, при необходимости допускается использовать нестандартизованные графические изображения с соответствующими пояснениями.
Графические обозначения выполняются линиями той же толщины, что и линии связи. Если используются утолщенные линии, то они должны быть толще линий связи в два раза.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные виды изделий.
2. Каково назначение комплексов стандартов ЕСКД и ЕСТД?
3. Перечислите основные технические документы.
4. Расскажите о назначении принципиальной электрической схемы.
5. В чем отличие по назначению структурной и функциональной схем?
6. Какие типы схем используются при ремонте и регулировке РЭА и
приборов?
Источник
тел : 8-(863)248-07-41
8-928-229-96-57
8-904-500-68-48
e-mail :
parabola-rostov@yandex.ru
С 1 февраля магазин ПАРАБОЛА переходит в режим работы ONLINE с доставкой
магазин в Ростове на пр. 40 лет Победы закрыт
Принципиальные электрические схемы блоков питания и блоков электроники
Спутниковые приёмники (ресиверы)
На главную страницу сайта
Принципиальные схемы блоков питания современных ресиверов Триколор
CP1220
CPN:200ADP_CP12_0001
CP1220-S
CPN:200ADP_CP12_0002
CP1220-S(GQ)
CPN:200ADP_CP12_0004
FAP026-120S200E2
12 вольт 2000mA
Принципиальная схема и рекомендации по ремонту блока питания ресиверов Телекарта на ШИМ TNY178PN
Принципиальная схема блока питания современных регистраторов видеонаблюдения
«Принципиальные схемы, service manuals» — архив сервис мануалов современной электронной аппаратуры: телевизоров, бытовой техники, магнитол, мониторов, телефонов и др. Схемы электрические принципиальные и service manuals будут полезны при ремонте и настройке той или иной электронной аппаратуры. Все выложено в виде zip-архивов в фомате djvu или pdf, доступных для закачки.
Название | Категория | Модель | Описание схемы, service manual |
---|---|---|---|
Принципиальная электрическая схема БП SAMSUNG BN44-00159 | Схемы телевизоров | Блок питания SAMSUNG BN44-00159 | В архиве приведена принципиальная электрическая схема БП SAMSUNG BN44-00159:1) Сетевой фильтр, выпрямитель и дежурный источник напряжения 5 В2) Контроллер корректора мощности3) Рабочий источник питания4) Источник напряжения Vs. Узел защиты от перенапряжения каналов Vs и Va |
Принципиальная электрическая схема ЖК телевизора LG 22LT360C на шасси LD2AA | Схемы телевизоров | ЖК телевизор LG 22LT360C на шасси LD2AA | В архиве приведена принципиальная электрическая схема ЖК телевизора LG 22LT360C на шасси LD2AA:1) Фрагмент принципиальной электрической схемы телевизора с разъемами подключения плат местного управления фотоприемника и индикаторов2) Интерфейс USB3) Фрагменты принципиальной электрической схемы телевизора с ИМС памяти NAND F… |
Принципиальная электрическая схема ЖК телевизоров с LED-подсветкой Haier LE39M600SF/LE46M600SF/LE50M600SF | Схемы телевизоров | ЖК телевизоры Haier LE39M600SF/LE46M600SF/LE50M600SF с LED-подсветкой | В архиве приведена принципиальная электрическая схема ЖК телевизоров с LED-подсветкой Haier LE39M600SF/LE46M600SF/LE50M600SF:1) Фрагменты схемы телевизоров, связанные с тюнером на ИМС TDA182732) Фрагменты схемы телевизоров, связанные с тюнером на ИМС AV2012 и AVL62113) Фрагменты схемы телевизоров, демонстрирующи… |
Принципиальная электрическая схема планшета Samsung GT-P6800 Galaxy Tab 7.7 | Схемы мониторов | Планшет Samsung GT-P6800 Galaxy Tab 7.7 | В архиве приведена принципиальная электрическая схема планшета планшета Samsung GT-P6800 Galaxy Tab 7.71) Трансивер2) Модули Wi-Fi, Bluetooth, GPS3) Ведомый процессор, интерфейс JTAG, SIM, память SD RAM4) Аудиокодек |
Принципиальная электрическая схема телевизоров SONY BRAVIA на основе шасси AZ1-A | Схемы телевизоров | Телевизоры SONY BRAVIA на основе шасси AZ1-A | В архиве приведена принципиальная электрическая схема и схема разборки телевизоров SONY BRAVIA на основе шасси AZ1-A1) Интерфейс LVDS2) НЧ вход. Вход PC (D-SUB)3) Интерфейс HDMI. Тюнер4) Цифровой УМЗЧ. Усилитель наушников5) Стабилизаторы напряжений 1,1, 1,8, 3,3, 5, 9, 12 и 33 В6) Память DD… |
Из чего сделаны руководства по ремонту?
Руководства по ремонту и эксплуатации автомобилей – это довольно узкоспециализированный раздел технической литературы. Технические пособия отличаются от художественных произведений, прежде всего, стилем изложения, характерной особенностью которого является наличие специальных терминов, общенаучных слов и абстрактной лексики. Основная задача такого изложения – сообщение информации, поэтому особенностями подачи материала являются подчеркнутая логичность, точность (однозначность), четкость и обобщенность.
В то же время руководства по ремонту и эксплуатации автомобилей отличаются от многих прочих образцов технической литературы некоторым упрощением языка изложения, необходимым для того, чтобы информация стала доступной не только специалистам данной области, но и тем, кто мало знаком с автомобильной тематикой.
Естественно, такой вид автомобильной литературы вряд ли приобретается владельцами автомобилей для того, чтобы почитать своему ребенку на сон грядущий (впрочем, кто знает – всегда найдутся фанаты, которым еще с детства поршни с шатунами были милее игрушек). Руководства по ремонту необходимы автомобилистам для того, чтобы в случае необходимости иметь представление о том, что делать при возникновении той или иной неисправности. Инструкции по эксплуатации автомобилей обычно предоставляются производителем в качестве обязательного приложения при покупке автомобиля. Однако иногда эти брошюры теряются владельцами, а в некоторых случаях (особенно если отсутствует официальный дилер той или иной марки) предлагается инструкция по эксплуатации на иностранном языке, что не очень удобно для многих пользователей. В связи с этим несколько сокращенный вариант руководства по эксплуатации обычно также вставляется в руководство по ремонту.
Ремонтопригодность
Разумеется, созданием руководств по ремонту и эксплуатации занимаются специалисты в данной области. Но как именно делаются книги данного сегмента автомобильной литературы и сколько людей принимают участие в этом процессе? Об этом и пойдет речь далее. Итак, начнем.
Примечательно, что создание руководства по ремонту автомобиля начинается еще до появления самого автомобиля на свет – на этапе его проектирования.
Важным условием при создании нового автомобиля является обеспечение его ремонтопригодности. Мало просто сделать машину, обеспечив требуемые эксплуатационные характеристики – срок службы, максимальную скорость, время разгона и пр. Необходимо обеспечить технологичность как самой сборки автомобиля, так и ремонта узлов и агрегатов в дальнейшем. Именно на эту часть проекта уходит львиная доля общих затрат на разработку новой модели автомобиля (а речь идет о сотнях миллионов долларов даже для разработки самых дешевых, «бюджетных» моделей).
Представьте себе, к примеру, автомобиль, колеса которого крепятся к ступицам не болтами или гайками, а намертво приварены к ней. На самом деле, при производстве машины было бы гораздо дешевле сделать такой вариант, чем отдельно изготавливать колесные шпильки, сверлить под них отверстия, как в ступицах, так и в колесных дисках и потом собирать всё это. Однако в случае прокола колеса уже вряд ли можно было бы обойтись одним домкратом и баллонным ключом. Такую машину пришлось бы транспортировать как минимум до ближайшей ремонтной мастерской, оборудованной подъемником и сварочными принадлежностями. Понятно, что это самый простой пример.
На практике примеров, определяющих ремонтопригодность автомобиля, можно приводить сотни.
Иногда производитель специально идет на то, чтобы сделать невозможным самостоятельное обслуживание того или иного агрегата без наличия специального оборудования. В таких случаях, например, даже элементарную замену масла коробки передач, уже нельзя произвести у себя в гараже, а приходится отправляться на дилерскую сервисную станцию. В итоге, для механиков, работающих на этой станции, обеспечивается постоянная занятость, а владельцу автомобиля приходится лишний раз раскошеливаться. Но, похоже, мы отвлеклись…
Ремонтные карты
Так вот, именно на этапе проектирования будущего автомобиля происходит создание так называемых ремонтных карт – иллюстрированных пошаговых описаний процессов ремонта всех узлов и агрегатов автомобиля.
Ремонтные карты ориентированы, в первую очередь, на все тех же сотрудников дилерских сервисных станций автопроизводителя, прошедших специальную подготовку и обладающих специальными знаниями в области конструкции автомобиля и работы его систем.
Подобная документация, как правило, не доступна широкому кругу пользователей (всё по той же причине – обеспечить работой своих сотрудников и свести к минимуму возможность самостоятельного ремонта). Да и подача информации в ремонтных картах отличается от привычной, понятной большинству автолюбителей. Кроме того, очевидно, что ремонтные карты пишутся на языке той страны, в которой проектируется и будет выпускаться будущий автомобиль. Казалось бы, что проще – нанять переводчика и перевести готовую документацию на любой другой язык? Однако именно в этом допущении кроется главная ошибка.
Дело в том, что для правильного, корректного, перевода необходимо не только знание языка, но и (даже в большей степени) доскональное знание устройства автомобиля.
Поэтому для перевода технической документации важно не столько филологическое, сколько техническое образование. В любой переводческой конторе вам скажут, что переводы технической тематики стоят гораздо дороже обычных, поскольку требуют специальных знаний. Зачастую, если автопроизводитель экономит на переводе своей технической документации, то в полученном результате не могут разобраться не только люди, мало знакомые с предметом обсуждения, но и специалисты.
Из ремонтной карты в книгу
Итак, мы подошли к тому моменту, когда для создания будущего автомобильного ремонтного руководства, понятного большинству читателей и имеющего привычный вид книги, возникает необходимость преобразования имеющихся заводских ремонтных карт в несколько иную форму.
На этом этапе, еще до того, как в руки специалистов издательства автомобильной литературы попадает заводская документация, происходит детальный анализ рынка – изучается спрос на определенную книгу, чтобы прийти к выводу о целесообразности написания руководства.
После принятия решения о начале работы над новой книгой по ремонту и эксплуатации, выполняется сбор информации о модели автомобиля: история его появления, наличие модификаций, существующие комплектации, нюансы отдельных рынков реализации и пр. Эта информация позже отображается во введении готовой книги, а пока, в процессе написания руководства, служит своего рода планом действий, определяющим содержание будущего руководства по ремонту. После этого заводская документация автомобиля начинает обрабатываться в соответствии с поставленными задачами.
«А если самому?»
Возможно, у многих появится вопрос: «А почему нельзя создать руководство по ремонту самостоятельно, не пользуясь заводской документацией?» Создать, конечно, можно, однако угадать множество параметров и значений довольно затруднительно, если вообще возможно. К таким параметрам относятся, в частности, моменты затяжек резьбовых соединений, кузовные размеры, типы и марки используемых эксплуатационных материалов и многое другое.
Необходимо помнить, что никто, кроме производителя, не обладает более точной информацией по этим вопросам, а зачастую без нее ремонт автомобиля просто невозможен.
Даже опытные автомеханики, имеющие не абы какой опыт в ремонте многих автомобилей и вряд ли почерпнут для себя что-то новое в описании конструкции автомобильных механизмов, нуждаются в руководстве по ремонту именно из-за этих данных.
Момент затяжки
Вообще, момент затяжки – это, попросту говоря, сила кручения, с которой завинчивается болт или гайка. Измеряется эта величина в ньютонометрах (ньютон, умноженный на метр – Н•м), т.е. в единице силы, помноженной на расстояние от центра вращения до точки приложения данной силы. Раньше, до перехода на общую метрическую систему, момент затяжки также измерялся в килограммсилах на метр, поэтому подобное обозначение тоже иногда встречается. Упрощенно, 1 кгс•м равняется 10 Н•м.
Для чего нужен момент затяжки, автомеханики обычно объясняют на примере болтов крепления головки блока цилиндров.
Действительно, это пример самый наглядный и простой для понимания. Итак, если затягивать болты крепления головки блока цилиндров по принципу «заставь дурака Богу молиться…», можно получить результат, когда резьба на болтах попросту «слижется». С таким явлением встречались многие из тех, кто когда-либо держал в руках гаечный ключ хотя бы детского конструктора. Крутишь себе болтик, стараешься, чтобы покрепче вышло, и вдруг на тебе – болт начинает крутиться совсем легко, при этом уже не держит вообще, поскольку представляет собой уже вовсе не болтик, а такой себе гвоздик с гладкими стенками. Только если в случае с конструктором можно было просто выбросить испорченный болтик и гайку, то в случае с головкой блока цилиндров двигателя, когда резьба пропадает не только на болте крепления, но и в отверстии блока цилиндров, перспективы менее радужные: одним выбрасыванием болта не обойдешься, придется менять блок цилиндров – самую дорогую деталь двигателя. Восстановить резьбу, как правило, не получится – слишком ответственное соединение. Поэтому всё в итоге выливается в очень ощутимую «копеечку».
С другой стороны, если чересчур поосторожничать и не дотянуть болт как следует, может произойти так, что проехав на автомобиле определенное расстояние и открыв капот, водитель обнаружит там не совсем приятную картину – весь моторный отсек равномерно покрыт стекающим моторным маслом, словно в подкапотном пространстве взорвали емкость с этой рабочей жидкостью.
А причина кроется в том, что из-за недостаточно затянутой головки блока цилиндров при работающем двигателе образующееся давление газов в камерах сгорания попросту выдавливает прокладку головки блока цилиндров, и моторное масло начинает распыляться под значительным давлением.
Конечно, есть и менее ответственные резьбовые соединения, в которых соблюдение момента затяжки не столь важно. Однако производитель не зря предоставляет информацию о них. Соблюдение моментов затяжки при сборке механизма – это, прежде всего, соблюдение технологии сборки, а значит обеспечение оптимальных эксплуатационных свойств и срока службы этого механизма. Классический пример, когда после разборки и последующей сборки, например, пылесоса, он перестает работать. Вот это как раз тот случай, когда технология сборки не последнее дело…
Содержание пособия по ремонту
Итак, ремонтные карты, созданные специалистами завода-производителя, попадают в руки специалистов того или иного издательства автомобильной литературы. Параллельно с качественным переводом на русский язык происходит редактирование информации – во-первых, готовая книга всё-таки имеет ограничения по объему (в отличие от заводской документации, которая может занимать несколько томов), а, следовательно, что-то отсеивается (обычно это совершенно узкоспециализированная информация по ремонту, который при всем желании не может быть проведен не то, что самостоятельно, а даже силами большинства ремонтных мастерских), во-вторых, информация приводится к более простой для восприятия среднестатистическим читателем форме.
К чисто ремонтной информации добавляется инструкция по эксплуатации, правила техники безопасности и предупреждения относительно возможных опасных ситуаций, возникающих в процессе ремонта, а также поясняющие отступления и моменты, облегчающие поиск необходимой информации в книге.
Руководство приобретает формат, принятый в издательстве, тщательно проверяется после перевода редактором и корректором.
Верстка и печать
После этого макет руководства по ремонту передается верстальщикам, которые создают макет будущей книги.
Главной задачей верстки является подготовка издания к печати в типографии.
Верстка придает книге удобство восприятия и легкость чтения. Верстальщики руководствуются правилами, которые разрабатывались и шлифовались десятилетиями. Грамотно сверстанное издание приятно взять в руки: оно не пугает читателя ни неправильными переносами, ни висячими строками, ни разнобоем шрифтов, ни ужасными пробелами, ни хаотичным расположением графики. Верстальщики не отвечают на извечный вопрос: «Что важнее: форма или содержание?», но придают книге окончательный вид, в котором ее и получит покупатель, поэтому во многом первое впечатление об издании, будет зависеть именно от них. Дизайнером создается обложка будущей книги. Именно по этой «одежке» будет встречена книга будущим читателем, поэтому информация, содержащаяся на обложке, также тщательно подбирается и проверяется.
После того, как книга будет полностью сверстана, она снова проверяется техническим, главным и выпускающими редакторами.
Только после этого готовый макет попадает в типографию.
От того, как с поставленной задачей справится типография, во многом зависит вид готовой книги. Качество печати и используемой бумаги имеет большое влияние на конечный продукт.
Ошибки в полиграфии могут затмить даже самую гениальную верстку, а страницы из бумаги низкого качества оставят плохое впечатление от книги в целом, даже если само содержание книги никаких нареканий не вызывает.
При этом многие факторы, как то: тип обложки, качество сшива страниц, значительно повлияют на срок жизни книги. После типографии партия книг попадает к реализаторам, обеспечивающим путь книги читателям.
Ремонт в фотографиях
Развитием традиционных руководств по ремонту и эксплуатации являются руководства по ремонту и эксплуатации в фотографиях. Понятно, что даже самый высококачественный рисунок не настолько нагляден, как фотография с аналогичным изображением. Процесс создания данного типа руководств отличается от описанного выше тем, что для иллюстрирования всей приводимой информации, издательство приобретает автомобиль.
Опытный механик разбирает и собирает его узлы и механизмы, а фотограф фиксирует весь процесс.
Полученные изображения проходят необходимую обработку цветокорректором, после чего вставляются в макет книги вместо обычных рисунков. Преимуществом ремонтных руководств в фотографиях также является большее, чем в обычном руководстве, количество иллюстраций. Этот фактор значительно облегчает восприятие информации и понимание описываемых процессов, поэтому руководства в фотографиях пользуются намного большей популярностью среди читателей. Стоит отметить, что в практическом плане более полезны те руководства по ремонту, при создании которых использовались подержанные автомобили с некоторым пробегом. Хотя, на первый взгляд, такое руководство будет мало похожим на глянцевый журнал с чистыми и блестящими «детальками» на фотографиях, однако любой автослесарь может объяснить, что разборка и сборка абсолютно новых и бывших в эксплуатации механизмов – это две абсолютно разные вещи. Прикипевшие болты, забитые грязью щели, стертые до основания стопорные кольца, острые края изношенных деталей – вот далеко не полный список «сюрпризов», ожидающих человека, решившегося на ремонт автомобиля (а ведь все понимают, что новые автомобили ремонтируются редко).
В связи с этим руководства, содержащие фотографии с «грязными» деталями, куда более полезны даже в том плане, что не обманывают человека, решившего самостоятельно разобрать, к примеру, коробку передач, и показывают ему именно то, что его ждет на самом деле, а не блестящие, стерильно чистые поверхности.
Цветные или черно-белые руководства по ремонту в фотографиях – в настоящий момент это лучшее из информационных пособий, созданных в помощь автомобилисту. Даже мультимедийные руководства в виде компьютерных программ уступают им, поскольку, в отличие от печатной книги, не так удобны в «листании» грязными руками при разобранном автомобиле.
Подводя итоги
Подводя итоги сказанного выше, хочется еще раз отметить, что в создании руководства по ремонту и эксплуатации автомобиля принимают участие большое количество специалистов самых различных направлений. Люди вкладывают все свои знания и опыт для того, чтобы создать книгу, которая займет достойное место в бардачке и будет полезна владельцу автомобиля.
comments powered by
Одним из обязательных умений радиолюбителя, как впрочем и любого человека, непосредственно связанного с ремонтом или обслуживанием электрической и электронной техники, является умение читать принципиальные электрические схемы. Что же такое принципиальная схема?
Это схема, в которой каждая деталь обозначается графически, и после изучения которой, нам становится ясно, каким образом они все соединяются между собой. Принципиальные схемы являются важнейшими из схем, так как они позволяют понять, как функционирует устройство в целом. Вы не найдете на принципиальных схемах изображения самого устройства, с клеммами или выводами, к которым паяются или зажимаются под винтовое соединение провода, для этого служат монтажные схемы. На рисунке ниже изображена монтажная схема подключения электросчетчика:
Как нам известно, из школьного курса физики, соединение на схеме, в месте пересечения проводов обозначается жирной точкой.
Такое же пересечение проводов без точки означает, что соединения в данном месте нет. Есть ряд правил, по которым составляются принципиальные схемы, например входные части в устройстве, принято располагать в левой части схемы, а выходные в правой части. Это можно видеть на примере простейшего усилителя на одном транзисторе, части входных цепей у нас выделены красным, а выходных зеленым:
Таким обозначением, как на рисунке ниже обозначается, любой источник питания постоянного тока. Это может быть как батарейки, так и сетевой блок питания. Длинной чертой обозначается при этом положительный полюс источника питания или плюс, а короткой отрицательный полюс или минус.
Такое обозначение на схемах обозначает батарею из нескольких соединенных последовательно гальванических элементов (батареек).
На следующем рисунке мы можем видеть обозначение, которое может, в зависимости от того, в какой схеме используется, означать как кнопку с фиксацией или без фиксации, однополосный тумблер, или клавишный выключатель, так и контакт какого либо устройства, например реле.
Контакты реле могут быть, как свободно замкнутыми, так и свободно разомкнутыми. Поясню, что свободно разомкнутые контакты, это контакты которые находятся в разомкнутом состоянии при отсутствии напряжения на катушке реле. На рисунке ниже приведены примеры свободно разомкнутого и свободно замкнутого контактов:
Следующее обозначение обозначает спаренные контакты, которые механически соединены между собой и включаются или отключаются одновременно. Это могут быть, как контакты реле, так и контакты переключателя или рубильника:
Как всем известно, у диода два вывода, катод и анод, обозначение диода можно видеть на рисунке ниже. Вершина треугольника, направленная к черточке, показывает своим направлением прямое включение диода, когда он проводит ток, от анода к катоду, от плюса к минусу.
В биполярных транзисторах, которые, как всем известно, имеют три вывода базу, эмиттер, коллектор, выводом со стрелкой обозначают эмиттер, основание транзистора является базой, а оставшийся вывод, обозначающийся просто черточкой будет коллектором.
Причем с помощью стрелки обозначающей эмиттер и указывающей внутрь, либо наружу транзистора, обозначают структуру транзистора. Эта стрелка символизирует собой (также, как и в диоде) p-n переход, и направлена также от плюса к минусу или от положительного электрода к отрицательному.
Транзистор у нас представляет собой, условно говоря, два диода соединенных между собой либо катодами, либо анодами. Соответственно, если базовый электрод у нас отрицательный, то это будет транзистор p-n-p структуры, а если положительный, то n-p-n структуры.
В тиристорах есть три электрода, это уже знакомые нам по диоду и имеющие такое же обозначение катод и анод, плюс управляющий электрод. Его обозначение можно увидеть на рисунке ниже:
Конденсаторы у нас обозначаются на схемах двумя параллельными полосками, которые подразумевают собой 2 обкладки конденсатора.
У полярного электролитического конденсатора в обозначении добавлен знак плюс, указывающий на положительный электрод конденсатора, который нужно подключать строго в соответствии со схемой.
Переменные и подстроечные конденсаторы обозначаются как и обычные конденсаторы, но имеют в своем обозначении косую черту, в знак того, что они могут изменять свою емкость. Если эта черта заканчивается стрелкой, то это конденсатор переменой емкости рассчитанный при работе на многократное изменение положения обкладок или говоря другими словами на частое изменение емкости. Если же косая черта заканчивается поперечной черточкой, то это подстроечный конденсатор, такой конденсатор обычно регулируют только один раз, при сборке устройства.
На рисунке выше мы можем видеть изображение на схемах постоянных резисторов. Они имеют постоянное сопротивление, и два вывода. Переменные имеют три вывода и позволяют регулировать сопротивление, между центральным и крайними выводами, от нуля до номинального сопротивления резистора.
Светодиоды обозначаются как диод (иногда в круге, иногда без него) с двумя стрелками, направленными от диода. Иногда диод обводят кружочком.
На рисунке ниже изображено обозначение трансформатора, в данном случае трансформатор взят с несколькими вторичными обмотками:
Дроссель (катушка с сердечником), как он изображается на схемах, на рисунке ниже под цифрой два, изображение катушки под цифрой один:
И катушка с подстраиваемым сердечником изображена на рисунке три. Изображение разъемов, применяемое в электротехнике можно видеть на рисунке ниже, в данном случае изображена колодка разъемов, или говоря другими словами, несколько штук спаренных между собой.
На следующей принципиальной схеме изображено реле:
Показана катушка реле (слева) и две группы контактов, которые могут работать как на замыкание, так и на размыкание. Далее изображен диодный мост так, как он обозначается на схемах, причем в ходу оба изображения одного и того же моста.
Здесь изображено обозначение на схемах динамической головки, или говоря по другому – обычного динамика:
А тут мы можем видеть общее обозначение микрофона:
Уверен, теперь вы без труда сможете самостоятельно расшифровать принципиальную электрическую схему любого устройства – телевизора, холодильника, ресивера и так далее. А чтоб закрепить пройденный материал, попробуйте расшифровать схему кота 🙂
Конечно это лишь небольшая, хоть и основная часть условных обозначений элементов на схемах, но этого для начала вам вполне хватит. Урок подготовил – AKV.
Форум по радиоэлектронике для начинающих