-
Клуб владельцев Вортекс Тинго. Форум Vortex Tingo это библиотека вопросов и ответов. Создавайте новые темы, спрашивайте и вам обязательно ответят. Не забываем пользоваться поиском, может быть интересующий вас ответ уже опубликован.
РКПП Руководство и ремонт
-
Автор темы
Sanz78
-
Дата начала
19 Фев 2015
-
#1
небольшое руководство по выявлению неисправностей РКПП от Тагаза
-
843,6 KB
Просмотры: 304
-
#2
Sanz78, спасибо, думаю пригодятся вложения!
-
#4
VORTEX TINGO. Ремонт роботизированной коробки передач — инструкция от завода ТагАЗ, PDF файл
-
1.016,9 KB
Просмотры: 75
-
#5
Всем доброго дня !
Подскажите на роботе дальше 3 передачи не переключается не в авто не в ручном режиме !!!
Что делать:?
спасибо
-
#6
Всем доброго дня !
Подскажите на роботе дальше 3 передачи не переключается не в авто не в ручном режиме !!!
Что делать:?
спасибо
Коробка в аварийном режиме. Считай ошибки. Наверное шестеренка горит?
-
#7
шестерёнка не горит
горят abs +chek+красные колодки
-
#8
шестерёнка не горит
горят abs +chek+красные колодки
Надо считать коды ошибок.
-
#9
Спасибо
Во вторник еду к официальному дилеру
-
На данном сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать контент и сохранить Ваш вход в систему, если Вы зарегистрируетесь.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie.
Ремонт роботизированной коробки передач: причины поломок и способы профилактики
Большинство автомобилистов лишь в теории знают, как устроена коробка передач, и предпочитают контактировать с этим узлом только с помощью селектора. Но на самом деле все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Сегодня мы разберемся, как провести ремонт роботизированной коробки передач.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как работает роботизированная коробка передач
- Какие неполадки чаще всего встречаются в роботизированной коробке передач
- Как обслуживать роботизированную коробку передач
Принцип работы роботизированной коробки передач
Для лучшего понимания принципа действия роботизированной коробки необходимо понимать, как устроена механика.
Ее работа возможна благодаря валам: ведущему (первичному), на который через сцепление передается крутящий момент от мотора; а также ведомому (вторичному). С него преобразованный момент поступает на ведущие колеса.
Сравнение цен актуально на 20.05.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 528.78 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 906.86 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
У обоих валов есть шестерни, которые попарно находятся в зацеплении. Однако на ведущем вале шестерни держатся крепко, на ведомом же — легко вращаются. Когда водитель ставит рычаг управления КПП в положение «нейтраль», шестерни ведомого вала крутятся на нем свободно: крутящий момент не идет на колеса.
Прежде чем включить передачу, необходимо выжать сцепление, чтобы отсоединить ведущий вал от мотора. После этого водитель с помощью рычага переключения КПП на ведомом валу перемещает синхронизаторы.
Вторичная шестерня выбранной передачи жестко блокируется муфтой синхронизатора.
Когда сцепление включается, коробка передает крутящий момент с выбранным коэффициентом на ведомый вал, а затем на главную передачу и колеса.
Чтобы уменьшить длину коробки, ведомый вал делится на два, при этом вторичные шестерни распределяются между ними.
Роботизированная коробка функционирует точно так же. Разница заключается в том, что смыкают и размыкают сцепление, а также выбирают передачи здесь актуаторы (сервоприводы).
Обычно актуатор выполнен в виде шагового электрического мотора с редуктором, а также исполнительным механизмом. Однако на некоторых авто установлены гидравлические актуаторы.
Актуатор находится под управлением электроблока. Как только поступает сигнал о переключении, сервопривод №1 выжимает сцепление, сервопривод №2 перемещает синхронизаторы, и включается выбранная передача.
После этого первый сервопривод отпускает сцепление. То есть водителю теперь не нужно постоянно выжимать педаль сцепления. Когда это потребуется, электронный блок управлением сделает все за вас.
Автоматически сигнал о смене передачи идет от электроблока, учитывающего скорость, с которой вы движетесь, обороты двигателя, показатели ESP, ABS и тому подобное. При ручном же управлении человек подает сигнал о том, что необходимо переключить передачу, используя рычаг переключения КПП либо подрулевые лепестки.
Главный недостаток роботизированной коробки передач — в ней нет обратной связи по сцеплению. На «механике» же водитель ощущает, когда происходит смыкание дисков, и поэтому переключение скорости выполняет быстро и плавно.
Электронный блок управления подстраховывается, чтобы исключить рывки, сохранить сцепление: коробка-робот на длительное время разрывает поток мощности от мотора к колесам, когда происходит переключение.
Из-за этого возникают провалы мощности, когда вы разгоняетесь. Устранить эту проблему можно единственным способом — сделать время переключений меньше. Но это, к сожалению, приведет к возрастанию стоимости роботизированной коробки передач.
Когда необходим ремонт роботизированной коробки передач
Все поломки, приводящие к ремонту роботизированной коробки передач, подразделяются на две категории: механические повреждения, появляющиеся во время езды на машине; неисправности, причина которых — неправильная работа электроники.
Поскольку у коробки-робота нет автомата, поломки случаются нечасто и обычно не требуют проведения ремонтных работ. Однако, даже несмотря на долгий срок службы роботизированной коробки передач, ремонт может потребоваться. Как определить, что робот функционирует неисправно:
- вы чувствуете рывки, когда переключаются режимы;
- чувствительность манипулятора снижена;
- ощущаются толчки, рывки, когда происходит переключение на пониженную передачу;
- на приборной панели светится контрольный индикатор, говорящий о том, что случилась поломка и необходим ремонт.
У себя в гараже, используя стандартные инструменты, у вас не получится ликвидировать перечисленные выше поломки. Только в автосервисе опытный мастер-коробочник сможет устранить неисправность с помощью специального инструмента. Конечно, мы не советуем выполнять ремонт роботизированной коробки передач в кустарных условиях. Но разобраться с тем, какие действия производят специалисты на СТО, чтобы починить роботизированную коробку, все же рекомендуем.
Даже если индикатор, говорящий о неисправности «робота», светится, не нужно отчаиваться. Чаще всего такой сигнал — ложный. Причина его появления — контакты на клеммах, которые окислились. Произойти это может также и потому, что предохранители перегорели либо шлейфы перетерлись или нарушены.
Происходит это из-за резких температурных перепадов, попадания грязи и влаги. Изоляционный материал становится неэластичным, с течением времени перетирается. Однако даже в такой ситуации потребуется специальное оборудование, чтобы обнаружить, где именно пришла в негодность изоляция, где есть окисление, ведь только после этого следует проводить ремонт. А если вы решите проверить полмашины вслепую, то потратите на это несколько дней, но не получите никакого результата.
Практически всегда индикатор показывает сбой или ошибку по причине того, что двигатели сервоприводов функционируют неправильно. Электроблок отслеживает, как они работают, и если требуется ремонт, сигнализирует об этом. Благодаря двигателям роторы располагаются точно и правильно, в действие они приводятся импульсными токами. Неподготовленному автолюбителю не стоит вмешиваться в эту непростую систему и производить ремонт самостоятельно.
Почему происходит сбой? Случиться это может из-за сервомоторов. В них, как и в других электрических двигателях, есть щетки. Если на них скопится грязь, цепь оборвется, система выйдет из строя. У вас получится очистить щетки моторов своими силами. Однако после этого придется выполнить настройку системы. И поэтому в любом случае вы отправитесь в автосервис, чтобы завершить ремонт: восстановить и скорректировать данные.
Как провести самостоятельно ремонт роботизированной коробки передач, если случится сбой? Как только появится сигнал, сразу же проверяем, нормально ли функционирует система, для этого включаем самодиагностику.
В случае если на вашей модели авто причина поломки не указывается на дисплее, выполняем проверку предохранителей. Индикатор все еще светится? Приступаем к следующему шагу: внимательно проверяем шлейф. Если проблема не устранена, то отправляемся на станцию технического обслуживания, где специалисты проведут необходимый ремонт.
Ранее мы уже упоминали, что, если на авто установлена роботизированная коробка передач, водитель получает максимальное удовольствие, ведь в таком автомобиле объединяется непосредственное участие человека в управлении с преимуществами вождения при наличии автоматической коробки – водителю можно расслабиться. Главное соблюдать следующие правила по управлению «роботом»:
- прежде чем переключать передачу, сбавьте обороты;
- не нужно резко утапливать педаль газа. Если на «автомате» машина уйдет в эффектный букс, то на роботизированной коробке, благодаря автоматической защите, произойдет включение нейтрали;
- чтобы исключить лишние переключения, когда автомобиль едет в гору, позвольте коробке работать в автоматическом режиме;
- разгон осуществляйте плавно, только так сервоприводы прослужат долго.
Ремонт роботизированной коробки передач может потребоваться из-за механических поломок. Появляются они по той причине, что детали износились и следует заменить их на новые:
- чаще всего ремонт необходим вилке выбора передачи. Деталь изнашивается, и выбранная передача не включается;
- если возникает посторонний шум из-за подшипников качения, эти запчасти следует заменить.
Неисправности в электронике также подразделяются на несколько типов. Так, могут выйти из строя рычаги электроприводов переключения передач, датчики либо блок электронного управления роботизированной коробки передач. Ремонт в этом случае обязателен.
Что обычно ломается в электроприводе? Может произойти выгорание контактов, поскольку электроблок управления расположен внутри «робота». Поэтому установить новый контакт своими руками будет нелегко. Ремонт роботизированной коробки передач сможет провести профессиональный автомеханик. Единственное, что вы можете сделать, — это отслеживать, исправна ли проводка и контактные группы.
Также может произойти выгорание контактных групп. Ремонт может потребоваться потому, что каналы, в которых находится антифриз, загрязняются. Система не охлаждается должным образом, температура поднимается до максимально возможной. По этой причине и случается перегрев и выгорание контактов. Чтобы исключить дорогостоящий ремонт, следует регулярно менять масло.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 366.76 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 193 ₽
Иногда барахлить начинают приводы переключения. Из-за того, что зубья на шестеренках раскрошились, рычаги начинают свободно болтаться. Все это приводит к тому, что во время движения вы чувствуете рывки. Чтобы не расстраиваться от того, сколько стоит ремонт роботизированной коробки передач, следует регулярно обслуживать авто и проводить его диагностику.
Ремонт может потребоваться, если щетки электродвигателя выгорели или загрязнились. Ведь именно они отвечают за функционирование рычагов переключения. В корпусе «робота» есть датчики, к которым притягиваются металлические стружки от состаренных элементов. В итоге каналы, по которым проходит антифриз, закупориваются, коробка-робот работает неисправно. Если резко меняется температура, электроблок управления перестает исправно функционировать и не выдает нужные команды.
Как понять, что к ремонту роботизированной коробки передач привела поломка электроблока? Вы заметите пробуксовку, сильные удары, когда передачи будут переключаться, машина может вообще перестать ехать.
Если роботизированная коробка передач сломалась, придется делать ремонт электронного блока. В лучшем случае программное обеспечение будут перепрошивать. В худшем — придется устанавливать новый блок.
Все неисправности, которые возникают по причине повышения температурного режима, появляются из-за того, как расположен радиатор, охлаждающий рабочую жидкость роботизированной коробки.
В одних моделях машин он размещен таким образом, что ему недостаточно воздушного потока для охлаждения. В других автомобилях его располагают за поддоном, где в него попадает грязь во время эксплуатации транспортного средства.
Как избежать ремонта? Специалисты советуют регулярно очищать радиатор от загрязнений, лучше всего 1 раз в 12 месяцев (либо по мере загрязнения). Если радиатор неудачно установлен, поломки не избежать. Однако своими силами изменять его положение мастера не рекомендуют.
В роботизированной коробке может быть установлено сцепление двух видов: мокрое и сухое.
Первый вид сцепления означает, что в нем есть жидкость, сцепление расположено в масляной среде. Многие автомобилисты считают, что такой вид сцепления наиболее надежен.
Однако во время его функционирования появляются металлические микрочастички, а также кусочки фрикционных накладок ведущего диска. Такой мусор не только забивает фильтр, но и проникает в электроблок управления роботом, а также в мехатроник. В итоге соленоиды приходят в негодность.
Обратите внимание! Чем больше лошадиных сил у вашей машины, тем выше вероятность того, что ремонт роботизированной коробки передач придется делать, сцепление испытывает сильную нагрузку.
Если у вашего авто большая мощность и роботизированная коробка передач, ремонта можно избежать, если регулярно менять жидкость, причем одновременно устанавливая фильтр (желательно каждые 50 000 километров пробега).
Конкурентоспособность сухого сцепления — высока, ведь в нем нет жидкости, а значит, его устройство более простое, а коэффициент полезного действия выше.
Если вы хотите узнать, сколько стоит ремонт роботизированной коробки передач с сухим сцеплением, то будете приятно удивлены. Обойдется он вам дешевле по сравнению с мокрым сцеплением. Единственный недостаток — когда вы будете стоять в пробке, ехать в рваном режиме, все время переключая передачи, то роботизированная коробка перегреется. Из-за этого пострадает блок мехатроники. Он (или сцепление полностью) может прийти в негодность через 40 000 километров пробега. Если сцепление сухое, то на машине необходимо ездить плавно, чтобы РКПП прослужила долго.
Как еще можно увеличить срок службы «робота»? Останавливаясь на красный свет либо находясь в пробке, ставьте рычаг переключения передач на «нейтраль». Этот совет подойдет для любой роботизированной коробки и поможет избежать ремонта.
Если вы выбираете между АКПП и роботизированной коробкой, то последний вариант — оптимальное решение. «Робот» идеально подходит для современных авто, предназначенных для личного использования. По сравнению с «автоматом» РКПП не такая сложная в эксплуатации. Кроме того, ремонт роботизированной коробки передач, так же как и ее обслуживание, гораздо проще.
Главное преимущество РКПП заключается в том, что скорости переключаются при помощи электронного блока. А он делает это гораздо быстрее, чем человек. С роботизированной коробкой водитель может самостоятельно переключать скорости, а это значит, что можно выбрать один из двух режимов передвижения, оптимально подходящий для конкретной ситуации. «Робот» нормально работает, даже когда вы долгое время едете на большой скорости.
Обслуживание роботизированной коробки передач
Чтобы не потребовался ремонт роботизированной коробки передач, следует своевременно отвозить машину на техобслуживание и компьютерную автодиагностику. Если следовать этим советам, то «робот» будет функционировать исправно. И самое важное — придерживаться спокойного режима при езде на автомобиле.
Специалисты рекомендуют каждые 50 000 км пробега обслуживать роботизированную коробку. Эта процедура означает, что в автосервисе почистят контакты либо произведут их замену, зальют новый антифриз в трансмиссию. Все это необходимо выполнять для любого авто независимо от его марки.
Если пришло время поменять масло, следует выполнить адаптацию точки захвата со сцеплением. Данная манипуляция достаточно простая, но с ее помощью можно провести корректировку «робота» и сцепления. Это позволит увеличить срок службы роботизированной коробки, более того, управлять машиной станет комфортнее.
Важно! Во время езды заметили, что сцепление пищит? Тогда адаптацию делать не стоит. Ведь это не даст нужного результата либо просто оттянет время поломки. Чтобы не тратиться на ремонт роботизированной коробки передач два раза, лучше сразу заменить сцепление.
Чтобы обнаружить поломку РКПП, следует посещать только те автосервисы, которые специализируются на ремонте роботизированных коробок передач. На таких СТО можно полностью продиагностировать «робот», провести компьютерное исследование того, в каком состоянии находится трансмиссия, ликвидировать неисправность. Профессионалы не советуют ремонтировать РКПП своими руками. Итоги такого ремонта могут быть плачевными: роботизированную коробку придется заменять на новую.
РКПП устанавливается на разные авто: простые седаны для семейного пользования, а также спорткары. Автопроизводители выпускают множество моделей с «роботами». К ним относятся Ford, Opel, однако больше всего роботизированных коробок передач устанавливается на Wolksvagen.
Компоненты привода механизма переключения передач
1 – Рукоятка рычага управления РКПП; 2 – Рычаг управления РКПП; 3 – Наружный защитный чехол; 4 – Внутренний защитный чехол; 5 – Реактивная штанга; 6 – Резиновый упор; 7 – Крепежный хомут; 8 – Болт; 9 – Распорная втулка; 10 – Стопорное кольцо; 11 – Дистанционная шайба; 12 – Резиновые кольца; 13 – Втулки сферического шарнира; 14 – Пыльник; 15 – Болт М6; 16 – Шайба; 17 – Резиновая втулка; 18 – Шайба; 19 – Тяга привода переключения передач; 20 – Карданный шарнир; 21 – Соединительная муфта; 22 – Штифт; 23 – Пластмассовые втулки; 24 – болт; 25 – Хомут тяги; 26 – Пружинная шайба; 27 – Гайка М8 (18 Нм); 28 – Штифт
Компоненты сборки шестерни 5-й передачи РКПП
1 – Регулировочная шайба; 2 – Сепаратор игольчатого роликового подшипника шестерни 5-й передачи; 3 – Внутренняя обойма подшипника; 4 – Ведущая шестерня 5-й передачи; 5 – Ведомая шестерня 5-й передачи; 6 – Гайка (60 Нм); 7 – Блокирующее кольцо синхронизатора; 8 – Пружина синхронизатора; 9 – Ступица скользящей муфты синхронизатора; 10 – Скользящий ключ синхронизатора; 11 – Гайка (60 Нм); 12 – Шайба; 13 – Опорное кольцо; 14 – Скользящая муфта синхронизатора; 15 – Пружина синхронизатора; 16 – Вилка включения 5-й передачи; 17 – Штифт 5х22 (подлежит замене в обязательном порядке)
Порядок установки компонентов сборок первичного и вторичного валов РКПП
1 – Купол сцепления; 2 – Сборка главной передачи; 3 – Сборка вторичного вала; 4 – Шток вилки включения 5-й передачи; 5 – Шток вилок включения 1/2 и 3/4 передач; 6 – Сборка первичного вала; 7 – Штифт 4х7; 8 – Штифт рычага включения заднего хода; 9 – Заглушка; 10 – Рычаг включения заднего хода; 11 – Шарик фиксатора; 12 – Стопорная пружина; 13 – Промежуточная шестерня заднего хода; 14 – Штифт
Первичный вал коробки передач
1 – Внутренняя обойма конического роликового подшипника; 2 – Наружная обойма конического роликового подшипникам; 3 – Дистанционная шайба; 4 – Первичный вал; 5 – Внутренняя обойма конического роликового подшипника; 6 – Наружная обойма конического роликового подшипника
Компоненты вторичного вала коробки РКПП
1 – Стопорное кольцо; 2 – Шарикоподшипник; 3 – Шестерня 4-й передачи; 4 – Пружина синхронизатора; 5 – Скользящий ключ синхронизатора; 6 – Ступица скользящей муфты синхронизатора; 7 – Скользящая муфта синхронизатора; 8 – Стопорное кольцо; 9 – Блокирующее кольцо синхронизатора; 10 – Сборка синхронизатора 3/4 передач; 11 – Шестерня 3-й передачи; 12 – Шайба; 13 – Регулировочная шайба 2/3 передач; 14 – Пружина синхронизатора
Компоненты механизма переключения передач
1 – Гильза штока вилки включения передач; 2 – Муфта; 3 – Штифт 5х22 (при сборке подлежит замене в обязательном порядке); 4 – Вилка включения 1/2 передач; 5 – Шип механизма переключения передач; 6 – Сухарь фиксатора; 7 – Шток вилок включения 1/2 и 3/4 передач; 8 – Вилка включения 3/4 передач; 9 – Гильза штока; 10 – Стопорный болт; 11 – Вилка включения 5-й передачи; 12 – Шток вилки включения 5-1 передачи; 13 – Шип механизма переключения 5-й и задней передач; 14 – Направляющая кулиса; 15 – Прокладка; 16 – Болт (10 Нм); 17 – Трехплечий рычаг; 18 – Штифт трехплечего рычага; 19 – Резьбовая пробка с внутренним шестигранником (30 Нм); 20 – Болт (17 Нм, перед установкой смазать герметиком типа Loctite); 21 – Исполнительный рычаг штока выбора передач; 22 – Палец кулисы; 23 – Штифт с пружиной; 24 – Штифт с пружиной; 25 – Шток выбора передач; 26 – Уплотнительное кольцо штока выбора; 27 – Пыльник; 28 – Стопорная пружина; 29 – Шарик фиксатора; 30 – Палец рычага включения задней передачи; 31 – Рычаг включения задней передачи; 32 – Заглушка; 33 – Штифт 4х25
Капитальный ремонт – общая информация
Капитальный ремонт РКПП требует от исполнителя высокого уровня квалификации, так как предполагает выполнение точного выставления множества зазоров, путем подбора регулировочных шайб и дистанционных втулок. Кроме того, внутренние компоненты коробки передач достаточно трудно отыскать в свободной продаже, не говоря уже о высоких ценах на них. Ввиду всего сказанного, составители настоящего Руководства рекомендуют в случае возникновения проблем в функционировании РКПП произвести замену ее на новый или восстановленный блок.
Тем не менее, достаточно опытный механик-любитель без труда может выполнить ремонт коробки передач собственными силами при условии наличия специального инструмента. Помните, что все процедуры должны выполняться строго в надлежащем порядке. Не спешите, не суетитесь, старайтесь не пропускать никаких мелочей.
В число специальных инструментов, без применения которых ремонт РКПП становится невозможным, относятся щипцы для извлечения наружных и внутренних стопорных колец, комплект съемников, молоток со скользящим бойком, набор выколоток, циферблатный измеритель плунжерного типа и, по возможности, гидравлический пресс. Кроме того, рабочее место должно быть оборудовано большим прочным верстаком с тисками.
В процессе разборки коробки передач следует тщательно фиксировать на бумаге установочное положение всех снимаемых компонентов с целью гарантии правильности размещения их при сборке.
Прежде чем приступать к разборке РКПП следует постараться определить для себя возможные причины имеющих место нарушений. Некоторые проблемы достаточно четко привязаны к конкретным узлам коробки передач, что позволяет существенно сократить время на выявление и устранение дефектов.
Разборка и сборка рычага управления РКПП
1. Компоненты сборки привода механизма переключения передач представлены на иллюстрации. Все приведенные ниже ссылки соответствуют принятой на данной иллюстрации нумерации (если иное не оговорено отдельно).
2. Снимите рукоятку рычага управления (1).
3. Высвободите из панели центральной консоли и снимите с рычага наружный защитный чехол (3).
4. Отдайте крепежную гайку и извлеките болт (15) крепления рычага управления к тяге привода переключения передач.
5. Отдайте крепеж фиксации реактивной штанги (5) рычага на кузове и картере РКПП.
6. Снимите нижний защитный кожух рычага (4).
7. Опустите вниз и снимите с автомобиля сборку реактивной штанги с рычагом управления.
8. Снимите стопорное кольцо (10) и дистанционную шайбу (11).
9. Поддев подходящим остроконечным инструментом, извлеките из посадочной канавки в верхней втулки сферического шарнира (13) края резинового уплотнительного кольца (12) и разрежьте его ножом. Затем воспользуйтесь плоскогубцами и извлеките разрезанное кольцо из канавки.
10. Поддев отверткой, снимите снизу резиновый пыльник (14).
11. Извлеките нижнее резиновое уплотнительное кольцо втулочной сборки.
12. Снизу выжмите сборку рычага управления вместе со втулками шарнира из реактивной штанги.
13. Сборка производится в обратной последовательности.
Снятие крышки картера РКПП, демонтаж опоры
Примечание. Снятие крышки может быть произведено также in situ (прямо на автомобиле).
1. Закрепите сборку РКПП на монтажном стенде.
1 – Крышка; 2 – Резинометаллическая втулка опоры силового агрегата; 3 – Болты крепления крышки (25 Нм)
2. Крышка снимается в сборе с опорой силового агрегата. В диагональном порядке ослабьте и выверните крепежные болты.
3. Снимите сборку крышки с опорой силового агрегата с картера коробки передач.
4. Снимите переднюю и заднюю монтажные скобы сборки опоры силового агрегата.
5. При помощи приспособления МР 3-601 выжмите резинометаллическую втулку опоры крышки картера РКПП.
6. При установке резинометаллическая опора должна оказаться развернута как показано на иллюстрации.
7. Запрессовывание втулки производится при помощи приспособления МР 3-602.
1 – Передняя монтажная скоба опоры; 2 – Задняя монтажная скоба опоры; 3 – Крепежный болт (50 Нм)
8. Установите переднюю монтажную скобу крепления опоры (без приваренных гаек) со стороны стартера, а заднюю (с приваренными гайками) – с противоположной стороны. Подтяните крепежный болт таким образом, чтобы монтажные скобы оказались в верхнем положении и не проворачивались. Окончательное затягивание болта производится после монтажа коробки передач/силового агрегата на автомобиле.
Демонтаж и установка редукторной сборки 5-й передачи
Примечание. Демонтаж шестерни 5-й передачи может быть произведен без снятия коробки с автомобиля. При этом необходимо заблокировать агрегат при помощи приспособления МР 9-502/1.
1. Заблокируйте первичный вал РКПП от проворачивания при помощи приспособления МР 3-502. Если коробка не снята с автомобиля, блокировка вала производится путем включения 4-й передачи.
2. Отдайте гайку крепления ведомой шестерни при помощи приспособления МР 3-603.
Примечание. При сборке гайка подлежит замене в обязательном порядке.
3. Действуя в аналогичной манере, отдайте гайку крепления ведущей шестерни 5-й передачи на первичном вале.
4. Выбейте крепежный штифт…
… и снимите вилку включения 5-й вместе со скользящей муфтой синхронизатора. Постарайтесь не обронить скользящие ключи, сразу вынув их из своих пазов в ступице.
5. Последовательно снимите с обоих валов компоненты редукторной сборки 5-й передачи.
1 — Циферблатный измеритель; 2 – Кольцо синхронизатора; 3 – Ведущая шестерня; 4 – Инструмент МП 3-535; 5 – Вал
6. Установка производится в обратном порядке. При монтаже синхронизатора особое значение приобретает точность установки размеров ступицы скользящей муфты. Подконтрольным параметром является размер а, определяющий расстояние от торца ведущей шестерни до опорной поверхности блокирующего кольца синхронизатора. Измерение производится при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа, для фиксации которого на сборке применяется приспособление МР 3-535. Выпускаются синхронизаторы трех размерных групп:
- а = 2.75÷3.10 (мм)
- а = 3.11÷3.44 (мм)
- а = 3.45÷3.78 (мм)
Демонтаж и установка первичного/вторичного валов РКПП и сборки главной передачи
1. Порядок установки компонентов первичного и вторичного валов в коробке передач продемонстрирован на иллюстрации.
2. Демонтируйте редукторную сборку 5-й передачи.
3. Разожмите и извлеките стопорное кольцо шарикоподшипника. Отведите вал до упора внутрь картера сцепления.
4. Выверните стопорный винт.
5. Выверните болты крепления купола сцепления к картеру РКПП.
6. При помощи приспособления МР 3-503 отделите купол сцепления от картера РКПП и уберите его в сторону.
7. Смещением скользящей муфты синхронизатора в сборе с вилкой включения выберите 4-ю передачу.
8. Поверните шток вилки включения 5-й и рычага включения задней передач примерно на 15° против часовой стрелки и извлеките его из сборки.
9. Извлеките сборку промежуточной шестерни заднего хода вместе с ее осью.
10. Смещением скользящих муфт синхронизаторов вместе с вилками включения выберите 2-ю и 4-ю передачи.
11. Извлеките оставшуюся сборку штока с вилками включения передач.
12. Извлеките из картера РКПП первичный вал и сборку главной передачи.
13. Сборка производится в обратной последовательности.
Разборка и сборка валов РКПП
Первичный вал
1. Порядок установки компонентов сборки первичного вала представлен на иллюстрации.
2. Порядок демонтажа подшипников показан на иллюстрациях.
3. Установка производится в обратной последовательности.
Вторичный вал
1. Порядок установки компонентов сборки вторичного вала представлен на иллюстрации.
2. Порядок демонтажа подшипников вторичного вала представлен на иллюстрациях.
3. Сборка производится в обратной последовательности. Запрессовывание роликового подшипника вторичного вала производится при помощи приспособления МР 3-513. Бывшие в употреблении блокирующие кольца синхронизаторов должны устанавливаться на вал строго на свои прежние места. Перед установкой блокирующие кольца и подшипники следует обильно смазать трансмиссионным маслом. Прежде чем приступать к сборке ведомых шестерен 1-й÷4-й передач, необходимо также смазать поверхности их скольжения обильным количеством масла. Постарайтесь при установке не перепутать скользящие ключи синхронизаторов 1/2 и 3/4 передач – они не являются взаимозаменяемыми.
Регулировка зазоров в подшипниках первичного вала и дифференциала
Примечание. Перед установкой подшипники и их посадочные поверхности необходимо тщательно очистить от грязи и обезжирить.
1. При помощи приспособления МР 3-511 запрессуйте наружную обойму конического роликового подшипника до упора в картер сцепления.
2. В отверстие под установку первичного вала в картере сцепления заправьте приспособление МП 3-503/2 и наденьте на него наружную обойму меньшего подшипника конического роликового подшипника первичного вала.
3. Вложите в картер сцепления сборку главной передачи с запрессованными в нее внутренними обоймами подшипников.
4. Наденьте наружную обойму конического роликового подшипника дифференциала на внутреннюю и на наружное кольцо приспособления МР 3-530/1.
5. Наверните до упора крепежные гайки приспособлений МР 3-530/1 и МР 3-530/2 (не оставляя никакого зазора).
6. При помощи приспособления МР 3-511 запрессуйте наружную обойму конического роликового подшипника большего диаметра первичного вала до упора в картер РКПП.
7. На фланец картера сцепления установите распорные втулки с уступом. Распорки следует устанавливать на противолежащих сторонах в диагональном порядке.
8. Насадите картер коробки на распорки и закрепите его болтами с шайбами, прилагаемыми в комплекте к упомянутому приспособлению.
9. Вложив остающиеся распорки, также закрепите их винтами с шайбами.
10. Постепенно подтягивая винты в диагональном порядке, затяните их с усилием 25 Нм, зафиксировав тем самым картер РКПП и приспособление МП 3-530.
11. Выверните установочную гайку приспособлений МР 3-530/1 и МР 3-530/2 настолько, чтобы подшипники дифференциала и первичного вала проворачивались с легким сопротивлением (без осевого люфта).
12. При помощи щупов лезвийного типа, вкладываемых в зазоры установочных гаек, определите размеры необходимых регулировочных шайб как для главной передачи, так и для первичного вала. Выпускаются регулировочные шайбы следующей толщины:
- Дифференциал: 2.0÷2.7 мм с шагом 0.1 мм
- Первичный вал: 0.20 мм, 0.25 мм, 0.30 мм, 0.36 мм, 0.60 мм и 0.80 мм
13. Отделив картер РКПП от купола сцепления, извлеките приспособления.
14. В отверстие под установку подшипника дифференциала в картере РКПП установите необходимое количество регулировочных шайб, добиваясь установочного размера +0.20 мм.
15. При помощи приспособления МР 3-511 посадите наружную обойму конического роликового подшипника дифференциала до упора в картер РКПП.
16. При помощи приспособления МР 3-505 вытолкните наружную обойму конического роликового подшипника большего диаметра первичного вала из картера коробки передач.
17. В отверстие картера РКПП под посадку конического роликового подшипника большего диаметра первичного вала вложите регулировочные шайбы согласно установленному размеру.
18. При помощи приспособления МР 3-531 запрессуйте наружную обойму подшипника большего диаметра первичного вала до упора ее в картер РКПП.
19. Проверьте преднатяг подшипника дифференциала с помощью приспособления МР 3-531 и динамометрического ключа.
Разборка и сборка дифференциала
Разборка и сборка дифференциала производится при помощи специальных инструментов.
Разборка и сборка механизма переключения передач
1. Порядок установки компонентов механизма переключения представлен на иллюстрации.
2. Разборка и сборка механизма переключения передач производится при помощи специальных приспособлений.
3. Сборка производится в обратной последовательности.
Регулировка трехплечего рычага механизма переключения передач
Примечание. Углубление отверстия в штоке вилки включения для фиксации исполнительного рычага должно быть направлено вверх. Конец пальца кулисы не должен соприкасаться с кулисой при перемещении штока вилки включения (достигается положением исполнительного рычага)
1 – Исполнительный рычаг штока выбора передач; 2 – Болт; 3 – Трехплечий рычаг; 4 – Направляющая кулиса; 5 – Палец кулисы; 6 – Шток вилки включения
1. Свободно вверните болт (2), предварительно смазанный герметиком типа Loctite.
2. Отрегулируйте положение конца пальца кулисы таким образом, чтобы предотвратить его соприкосновение с кулисой при перемещении штока вилки.
3. Подтяните болт (2) с усилием 14 Нм.
4. Палец кулисы при сборке подлежит замене в случае выдавливания расточки под штифт с пружиной.
Вы здесь
Капитальный ремонт РКПП Nissan Maxima QX
Капитальный ремонт РКПП
Схема расположения внутренних компонентов РКПП
1 — Передний подшипник первичного вала |
28 — Ведомая шестерня 5-й передачи |
Компоненты механизма выбора передач
1 — Заглушка блокиратора вилки переключения 3-й и 4-й передач |
31 — Штифт |
Общая информация
Составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельно браться за выполнение капитального ремонта РКПП. В ходе выполнения процедур разборки и сборки коробки передач приходится снимать, а затем устанавливать на место множество мелких компонентов. Необходимо произвести массу точнейших измерений и, путем подбора регулировочных шайб, колец и дистанционных втулок, четко выставить множество зазоров. Ввиду всего вышесказанного, выполнение капитального ремонта РКПП разумнее будет поручить специалистам автосервиса. Заметим, что во многих случаях существует возможность на обменной основе приобрести восстановленный блок, что часто оказывается дешевле, чем проведение сложного ремонта.
Несмотря на сказанное, самостоятельное выполнение ремонта РКПП механиком-любителем вовсе не является абсолютно невозможным мероприятием. Непременными условиями являются лишь наличие необходимого специального инструмента и аккуратность в подходе к выполнению всех процедур.
В число необходимых для выполнения восстановительного ремонта РКПП инструментов входят острогубцы для снятия внутренних и наружных стопорных колец, съемник подшипников, молоток со скользящим бойком, набор выколоток и кернеров, измеритель dti и, возможно, гидравлический пресс. Кроме того, конечно, понадобится прочный, оборудованный тисками, верстак, либо специальный монтажный стенд.
В ходе выполнения процедур разборки РКПП старайтесь запоминать, а лучше записывать, порядок установки каждой из снимаемых деталей.
Прежде чем приступать к разборке коробки передач, разумно будет попытаться проанализировать симптомы ее отказов с целью приблизительного определения их причин. Многие отказы однозначно связаны с выходом из строя вполне определенных компонентов.
В следующем подразделе приведено схематическое описание порядка процедур разборки РКПП и обслуживания ее внутренних компонентов.
Разборка, обслуживание внутрен-них компонентов и сборка РКПП
Извлечение компонентов
Порядок выполнения | ||||||||||||||||||||||||||
1. Схема расположения внутренних компонентов РКПП и механизма выбора передач представлена на иллюстрациях.
8. Снимите стопорные кольца и крепежные штифты со штоков вилок переключения 5/задней и 3-4 передач.
13. При помощи специальной выколотки (kv32101000) извлеките крепежный штифт и отсоедините селектор.
|
Демонтаж сборки первичного вала
РАЗБОРКА
Порядок выполнения | ||||||||||||||
1. Прежде чем приступать к демонтажу первичного вала, оцените величину осевого люфта ведущих шестерен 3-й, 4-й и 5-й передач. 2. Если люфт шестерен выходит за пределы допустимых диапазонов (см. Спецификации), демонтируйте сборку и проверьте состояние сопрягаемых поверхностей шестерен, вала и ступиц, затем оцените зазор стопорного кольца и упорных полуколец первичного вала.
|
Проверка состояния компонентов
Порядок выполнения | ||||||||||
6. Проверьте подшипниковые сборки на наличие трещин, каверн и прочих механических повреждений. |
СБОРКА
Порядок выполнения | ||||||||||||
1. Соберите синхронизатор 3-4 передач. Проследите за правильностью введения компонентов в зацепление.
4. Посадите ведущую шестерню 4-й передачи.
8. Разместите фиксаторы пружинный колец блокирующего кольца синхронизатора задней передачи сверху на ведущей шестерне 5-й передачи.
10. Посадите на сборку первичного вала передний и задний подшипники. 11. Оцените величину осевого люфта шестерен. |
Демонтаж сборки вторичного вала
РАЗБОРКА
Порядок выполнения | ||||||||||||||||
|
Проверка состояния компонентов
Порядок выполнения | ||||
2. Проверьте компоненты синхронизаторов на наличие трещин признаков чрезмерного износа, трещин и прочих механических дефектов. Оцените состояние ступиц, скользящих муфт, блокирующих колец, ключей и прочих деталей сборок.
|
СБОРКА
Порядок выполнения | ||||||||||||
1. Соберите синхронизатор 1-2 передач. Проследите за правильностью введения компонентов в зацепление.
4. Подбором упорных колец ступицы синхронизатора 1-2 передач добейтесь минимизации зазора паза (0 ÷ 0.1 мм).
7. Подбором упорного кольца добейтесь минимизации зазора в пазу ведомой шестерни 5-й передачи (0 ÷ 0.15 мм).
|
Демонтаж сборки главной передачи
РАЗБОРКА
Порядок выполнения | ||
1. Выверните крепежные болты и снимите ведомую корончатую шестерню главной передачи.
4. Высвободите крепежный штифт и извлеките ось сателлитов. |
Проверка состояния компонентов
Порядок выполнения | ||
2. Оцените степень износа шайб. |
СБОРКА
Порядок выполнения | ||||||||||||
5. Установите штифт.
7. Установите привод спидометра.
|
Проверка состояния компонентов механизма выбора передач
Порядок выполнения | ||
|
Видео про «Капитальный ремонт РКПП» для Nissan Maxima QX
Ремонт ДВС Ниссан Максима А32, 3,0 л (Арабка)
Ниссан ЦЕФИРО МАКСИМА VQ20 работа двигателя после ремонта
Ниссан максима А32 замена задних стоек на ВАЗовские, и ремонт задних суппортов.
Другие материалы раздела
ДТП в России
-
03.23.21
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.29.19
-
07.29.19
Капитальный ремонт РКПП — общая информация
Капитальный ремонт РКПП требует от исполнителя высокого уровня квалификации, так как предполагает необходимость точного выставления множества зазоров путем подбора регулировочных шайб и дистанционных втулок. Кроме того, внутренние компоненты коробки передач достаточно трудно отыскать в свободной продаже, не говоря уже о высоких ценах на них. Ввиду сказанного, составители настоящего Руководства рекомендуют в случае появления нарушений исправности функционирования РКПП произвести замену ее на новый или восстановленный блок.
Тем не менее, достаточно опытный механик-любитель без труда может выполнить ремонт коробки передач собственными силами при условии наличия специального инструмента и при неторопливом подходе к выполнению в надлежащем порядке всех необходимых процедур.
В число специальных инструментов, без применения которых ремонт РКПП становится невозможным, относятся щипцы для извлечения наружных и внутренних стопорных колец, комплект съемников, молоток со скользящим бойком, набор выколоток, циферблатный измеритель плунжерного типа и, по возможности, гидравлический пресс. Кроме того, рабочее место должно быть оборудовано большим прочным верстаком с тисками.
В процессе разборки коробки передач следует тщательно фиксировать на бумаге установочное положение всех снимаемых компонентов с целью гарантии правильности размещения их при сборке.
Прежде чем приступать к разборке РКПП, постарайтесь определить для себя возможные причины имевших место нарушений. Некоторые проблемы достаточно четко привязаны к функционированию конкретных узлов коробки передач, что позволяет существенно сократить время на выявление и устранение дефектов (см. Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля).