Руководство по сертификации ремонтных организаций

Рекомендательные циркуляры 1 Методические рекомендации МР 2010 07.02.2011 Методических рекомендации по аккредитации испытательных лабораторий/центров

Текст…

2 Рекомендательный материал РМ -178B Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178B

Текст…

3 Рекомендательный материал РМ -178А Оценка соответствия программного обеспечения бортовой аппаратуры и систем требованиям КТ-178А

Текст…

4 Рекомендательный материал РМ -21-9СЛ Квалификация сложных комплектующих изделий

Текст…

5 Рекомендательный материал РМ-21.О 17.08.2015 Процедура квалификации комплектующих изделий

Текст…

6 Рекомендательный материал РМ254 17.06.2011 Оценка соответствия бортовой аппаратуры требованиям КТ-254

Текст…

7 РЦ № 23-1 27.12.99 Методы определения соответствия летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости ВС требованиям разделов А и В Авиационных правил АП-23

Текст…

8 РЦ № 25(29) 863 07.12.99 Пожарная защита в зонах с воспламеняющимися жидкостями, методы оценки соответствия

Текст…

9 РЦ-D33.3(7) 22.02.2011 Проведение огневых испытаний компонентов двигателя на огнестойкость и огненепроницаемость

Текст…

10 РЦ-АП 33 Общий 25.12.2003 Сертификация типа авиационного двигателя

Текст…

11 РЦ-АП 33-D33.3.(18) 25.12.2003 Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям АП-33 к системе запуска

Текст…

12 РЦ-АП 33.17 25.12.2003 Пожарная безопасность

Текст…

13 РЦ-АП 33.68, 33.77 25.12.2003 Определение соответствия двигателя требованиям АП 33 по работоспособности в условиях обледенения и при попадании в двигатель льда

Текст…

14 РЦ-АП 33.D.3(3) 25.12.2004 Проверка молниестойкости электронного и электрического оборудования двигателей

Текст…

15 РЦ-АП 33.D.3(4) 25.12.2003 Проверка устойчивости электронного и электрического оборудования двигателей к переходным процессам в цепях питания системы электроснабжения постоянного тока

Текст…

16 РЦ-АП 33.ГДУ 05.03.2004 Процедуры и методы подтверждения соответствия требованиям АП 33 к помпажным и срывным характеристикам (газодинамическая устойчивость) авиационных двигателей

Текст…

17 РЦ-АП-145.11 01.12.2017 О подготовке заключения об освоении работ, заявляемых ремонтной организацией к сертификации

Текст…

18 РЦ-АП-23-903(d)(1)/АП23-903(b)(1) 10.11.99 Конструктивные меры по минимизации опасности, вызываемой нелокализованным разрушением ротора газотурбинного маршевого двигателя и вспомогательного двигателя

Текст…

19 РЦ-АП-25.1309 15.05.2015 Конструкция и анализ систем

Текст…

20 РЦ-АП-25.1581 24.05.2017 Форма и содержание Летного Руководства самолета транспортной категории

Текст…

21 РЦ-АП-25.867(a) 02.10.2018 Защита от пожара поверхностей самолёта, расположенных вокруг мотогондолы и за мотогондолой

Текст…

22 РЦ-АП-25.933(а) 06.12.2007 Самопроизвольное реверсирование тяги турбореактивных двигателей в полете

Текст…

23 РЦ-АП-33.15-1 27.11.2013 Методические рекомендации по определению расчетных значений характеристик конструкционной прочности металлических материалов

Текст…

24 РЦ-АП-33.70-1 27.11.2013 Методические материалы для реализации требований к основным деталям двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах

Текст…

25 РЦ-АП-ВД 30.12.2004 Общий

Текст…

26 РЦ-АП-ВД 6.2 30.12.2004 Анализ безопасности

Текст…

27 РЦ-АП-ВД 6.3 30.12.2004 Пожарная безопасность

Текст…

28 РЦ-АП-ВД ПОЗ 30.12.2004 Определение соответствия вспомогательного двигателя требованиям АП-ВД по работоспособности в условиях обледенения при попадании в него льда

Текст…

29 РЦ-АП23 (25, 27 ,29) 22.11.2002 Применение конструкционных металлических материалов и определение их расчетных характеристик

Текст…

30 РЦ-АП25.1419 06.12.2007 Методы определения соответствия средств защиты от обледенения

Текст…

31 РЦ-АП25.933(а) 06.12.2007 Самопроизвольное реверсирование тяги турбореактивных двигателей в полете

Текст…

32 РЦ-АП25НГ 27.11.2013 Методика испытаний системы нейтрального газа

Текст…

33 РЦ-АП25ТС 03.08.2004 Методы определения соответствия топливных систем самолётов транспортной категории требованиям Авиационных правил, часть 25

Текст…

34 РЦ-АП29.1581 02.02.95 Общие положения

Текст…

35 РЦ-АП29.1583 02.02.95 Эксплуатационные ограничения

Текст…

36 РЦ-АП29.1585 02.02.95 Правила эксплуатации

Текст…

37 РЦ-АП29.1587 02.02.95 Сведения о летных данных

Текст…

38 РЦ-АП29.1589 02.02.95 Информация о загрузке

Текст…

39 РЦ-АП29.ПВП 02.02.95 Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата — полеты по приборам

Текст…

40 РЦ-АП33-1 06.12.2007 Дополнительные рекомендации для сертификации дизельного поршневого двигателя

Текст…

41 РЦ-АП33.14 27.09.2006 Ресурсы и сроки службы газотурбинных двигателей, их агрегатов и комплектующих изделий.

Текст…

42 РЦ-АП33.19(3*) 06.12.2007 Проверка защиты двигателя от разрушения при нарушении кинематической связи между турбиной и компрессором или вентилятором

Текст…

43 РЦ-АП33.27 27.09.2006 Роторы турбин, компрессоров, вентиляторов и турбонагнетателей.

Текст…

44 РЦ-АП33.28-1 27.09.2006 Электрические и электронные системы управления двигателями. Требования к программному обеспечению.

Текст…

45 РЦ-АП33.74/92 27.09.2006 Продолжающееся вращение газотурбинного двигателя и блокировка ротора.

Текст…

46 РЦ-АП33.87 22.02.2011 Калибровочные испытания, длительные испытания и дефектация после разборки газотурбинных двигателей

Текст…

47 РЦ-АП33.88 06.12.2007 Испытания при повышенной температуре

Текст…

48 РЦ-АП33.90 27.09.2006 Первоначальное техническое обслуживание.

Текст…

49 РЦ25.832-1 02.04.2001 Определение концентрации озона в воздушной среде кабин самолетов транспортной категории

Текст…

50 РЦ№АП29.1587Б 02.02.95 Дополнение РЛЭ для эксплуатации вертолета с грузом на внешней подвеске

Текст…

Квалификационные требования 1 КТ-113-01 08.11.2001 Бортовое оборудование системы вторичной радиолокации для управления воздушным движением

Текст…

2 КТ-160G 09.12.2015 Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования

Текст…

3 КТ-178C 22.11.2016 Требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники (введено в действие 22.11.2016 г. вместо КТ-178B 2003 г.)

Текст…

4 КТ-200А 25.08.2004 Обработка аэронавигационных данных

Текст…

5 КТ-229 01.04.2011 Бортовое оборудование ГНСС/SBAS

Текст…

6 КТ-23-01 07.02.2000 Аварийно-спасательные радиомаяки, работающие в системе КОСПАС-САРСАТ (редакция 1)

Текст…

7 КТ-23-02 20.12.2001 Подводный акустический маяк

Текст…

8 КТ-23-03 09.08.2004 Бортовая аппаратура селективного вызова

Текст…

9 КТ-23-04 15.03.2006 Требования к эксплуатационным характеристикам бортового приемопередатчика МВ-линии цифровой связи режима 2, работающего в частотном диапазоне 118-136,975 МГц (физический уровень)

Текст…

10 КТ-23-05 01.03.2010 Бортовая радиостанция режима МВД 4 MB диапазона линии передачи данных земля-воздух-земля и воздух-воздух (редакция 1)

Текст…

11 КТ-253 16.09.2008 Бортовое оборудование ГНСС/ЛККС (Редакция 1)

Текст…

12 КТ-254 17.06.2011 Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры

Текст…

13 КТ-265 01.12.2008 Радиостанция воздушного судна ВЧ линии передачи данных. Стандарты минимальных эксплуатационных характеристик для авиационной подвижной высокочастотной линии передачи данных

Текст…

14 КТ-32-01А 18.04.2002 Авиационные колеса (введено вместо КТ-32-01 1994 г.)

Текст…

15 КТ-32-02 08.09.1994 Авиационные шины

Текст…

16 КТ-34-01 01.04.2011 Бортовое оборудование спутниковой навигации (редакция 4)

Текст…

17 КТ-8055 06.07.2012 Требования к индикаторам на лобовом стекле

Текст…

18 ТТ-ВП 26.03.2003 Технические требования к самолётам транспортной категории, выполняющим всепогодные полёты

Текст…

Директивные циркуляры 1 ЦД21.1 12.05.1998 Порядок сертификации предприятий и организаций, разрабатывающих гражданскую авиационную технику (утратил силу в связи с изданием в 2013г. Авиационных правил, Часть 21, Раздел J) Циркуляры 1 Ц 21.1 Издание № 3 от 30.01.2023 30.01.2023 Сертификационные документы

Текст…

Руководства 1 145.1В 08.04.2011 Процедуры сертификации ремонтных организаций (введено вместо Руководства 145.1А, дата введения в действие 01.05.2011)

Текст…

2 170.3 21.03.2019 Процедуры сертификации и контроля изготовителей оборудования аэродромов и воздушных трасс

Текст…

3 183.1B 2020 Процедуры назначения и полномочия представителей Авиарегистра МАК

Текст…

4 23-29.605 19.01.2000 Руководство по методам определения соответствия технологии изготовления образцов ВС требованиям Авиационных правил

Текст…

5 33-ВД-М 19.12.2012 Порядок оценки соответствия материалов, используемых в конструкции авиационных двигателя, требования Авиационных правил

Текст…

6 Р-23-29-М 30.09.2009 Порядок оценки соответствия материалов, используемых в конструкции воздушного судна, требованиям авиационных правил (введено вместо Руководства по сертификации авиационных материалов)

Текст…

7 Р-25-11А 01.12.2009 Руководство по сертификации систем электронной индикации самолетов транспортной категории

Текст…

8 Р-315 Руководство Р-315 по минимальным стандартам характеристик авиационных систем улучшенного видения, искусственного видения, комбинированных систем искусственного видения и бортовых систем увеличения дальности видения.

Текст…

9 Р-4754 2010 Руководство по сертификации сложных бортовых систем воздушных судов гражданской

Текст…

10 Р-4761 2010 Руководство по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования воздушных судов гражданской авиации

Текст…

11 Р-СЦМ-08 24.09.2003 Сертификация экспортируемых авиационных материалов

Текст…

12 РАЛ 21 2021 Руководство по аккредитации испытательных лабораторий

Текст…

13 РАЦ 2017 2017 Руководство по аккредитации сертификационных центров

Текст…

14 Руководство 15.03.2010 Руководство по сертификации самолетов транспортной категории, выполняющих всепогодные полеты с высотами принятия решения от 60м и вплоть до 30м (к разделу 2 ТТ-ВП)

Текст…

15 Руководство 21.2Е 2016 Процедуры сертификации и контроля организаций изготовителей гражданской авиационной техники

Текст…

16 Руководство 21.4 2014 Процедуры сертификации организаций, разрабатывающих гражданскую авиационную технику 17 Руководство 21.5 2015 Процедуры сертификации типа образца авиационной техники

Текст…

18 Руководство 21.7 2021 Процедуры сертификации производства авиационных материалов

Текст…

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ЧАСТЬ 145

РЕМОНТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденным государствами-учредителями Межгосударственного авиационного комитета 30.12.91 (Минск), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов этих государств.

Правила устанавливают обязательные для выполнения организациями и другими юридическими и физическими лицами государств-участников Соглашения, единые порядок сертификации ремонтных организаций и требования к выполнению ремонта (модификации) гражданских воздушных судов и их компонентов.

Правила учитывают стандарты и рекомендации ИКАО, международные стандарты ISO серии 9000 в области управления качеством, правила JAR-145 и FAR145, а также накопленный в СНГ опыт сертификации воздушных судов, их производства и эксплуатантов.

РАЗДЕЛ A — ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим Правилам введены следующие термины и определения:

Авиационные правила (АП) — нормативный правовой акт, выполнение которого является обязательным условием обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации.

Авиационная администрация — орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов (ВС).

Авиационная техника (изделие) — экземпляр ВС и его компоненты.

Вид работ — ремонт, модификация изделий, отдельные типовые технологические процессы.

«Дело ремонта» изделия — комплект производственно-контрольной документации, заполненной и оформленной в установленном порядке.

Изготовитель — юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники.

Конструкторская документация — совокупность конструкторских документов, содержащих в зависимости от их назначения данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта изделия.

Модификация — любое изменение конструкции образца авиационной техники, внесенное установленным порядком в типовую конструкцию.

Образец авиационной техники — тип ВС, тип маршевого двигателя, тип вспомогательного двигателя, тип воздушного винта и других компонентов.

Производственно-контрольная документация — документация, содержащая сведения о состоянии изделия до ремонта, способах и объемах выполненных работ и результатах контроля.

Прослеживаемость — возможность проследить историю изготовления (ремонта), использование или местонахождение изделия.

Разработчик — юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.

Реестр кадров — документ, содержащий сведения о руководстве и персонале организации, который имеет право оформлять допуск отремонтированной авиатехники к эксплуатации.

Ремонт — комплекс работ по восстановлению ресурса изделий, их исправности и работоспособности, в том числе формы технического обслуживания, обеспечивающие летную годность образца авиационной техники.

Ремонтная организация — юридическое лицо, осуществляющее ремонт (отдельные техпроцессы) и модификацию изделий (далее по тексту — Организация).

Руководство по качеству — документ, излагающий политику в области качества ремонта и описывающий систему качества в Организации.

Специальные технологические процессы — технологические процессы, результаты которых невозможно в полной мере проверить последующим контролем или испытаниями без изменения свойств изделия или без его разрушения. Вследствие этого соответствие изделия установленным требованиям обеспечивается только непрерывным управлением такими процессами.

Сертификат — документ, подтверждающий соответствие Организации установленным требованиям.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия Организации установленным требованиям.

Сертификационный базис — комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.

Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление управления качеством.

Средства ремонта — технологическое оборудование, оснастка, испытательные стенды, приспособления, инструмент, средства измерения и контроля, средства наземного обслуживания.

Технологическая документация — ремонтная и другая документация, предназначенная для подготовки ремонтного производства, проведения ремонта и контроля изделия после ремонта.

Техническое обслуживание — комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании его по назначению, хранении и транспортировании.

Типовая конструкция — конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.

Установленные требования — требования по поддержанию и восстановлению летной годности авиатехники, определенные настоящими Правилами и действующей нормативной документацией (НД) Авиационной администрации, авиарегистра МАК, Разработчиков и Изготовителей авиатехники.

Эксплуатационная документация — документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

145.1. Область применения

(a) Настоящие правила разработаны с учетом рекомендаций ИКАО и положений FAR и JAR и устанавливают требования к Организациям, осуществляющим ремонт (модификацию) воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и их компонентов, процедуры сертификации и порядок выдачи сертификатов.

(b) Организации, находящиеся под юрисдикцией государств-учредителей МАК, считаются внутренними, под юрисдикцией других государств — внешними Организациями.

145.3. Необходимость Сертификата

Ни одно юридическое лицо, не имеющее Сертификата Авиарегистра МАК, не может выступать в качестве сертифицированной МАК ремонтной Организации, а также пользоваться правами и привилегиями, вытекающими из межгосударственных и международных соглашений в области поддержания летной годности, заключаемых МАК.

145.11. Заявка и выдача Сертификата

(a) Заявка на получение Сертификата по форме Приложения 1 с указанием типов изделий и видов работ, которые Заявитель намерен выполнять, направляется в адрес Авиарегистра МАК и Авиационной администрации, под юрисдикцией которой находится Заявитель.

К каждому экземпляру заявки прилагаются сброшюрованные и подписанные руководством Организации сведения об организации по перечню Приложения 2.

Срок действия заявки — 1 год с момента регистрации.

(b) Сертификат выдается на ремонт (модификацию) конкретных типов изделий и виды работ, если будет подтверждено, что Заявитель удовлетворяет установленным настоящими Правилами требованиям.

(c) Сертификат состоит из титульного листа (Типовая форма — Приложение 3) и приложения (Приложение 4).

(d) Разработчику и Изготовителю изделия может быть выдан Сертификат Ремонтной организации согласно 145.11(a), (b).

145.13. Сертификат внешней Ремонтной организации

Внешней Ремонтной организации по ее заявке может быть выдан Сертификат, если Авиарегистр МАК и заинтересованные Авиационные администрации примут решение о возможности сертификации такой Организации для ремонта ВС и их компонентов, предназначенных для использования в государствах-участниках Минского соглашения. При этом определяются дополнительные требования и процедуры по сертификации такой Организации.

145.15. Изменение или обновление Сертификата

(a) Держатель Сертификата должен информировать Авиарегистр МАК и свою Авиационную администрацию об изменении системы качества, местонахождения предприятия, номенклатуры основных изделий, видов работ, методов ремонта, организационной структуры.

(b) При получении информации по 145.15(a) производится дополнительная проверка (сертификация) Организации. При этом в действующий Сертификат могут вноситься соответствующие изменения.

(c) Сертификат, выданный Организации, передаче не подлежит.

145.17. Срок действия Сертификата

(a) Срок действия первоначально выданного Сертификата указывается в Сертификате и составляет 2 года, если до этого не произошло изъятие, временная его отмена или отказ от него Держателя из-за невозможности выполнения работ.

(b) Заявка на продление срока действия Сертификата подается не позднее чем за 2 месяца до его окончания.

(c) Продление Сертификата осуществляется каждые последующие 2 года в порядке, аналогичном порядку первичной сертификации.

145.19. Демонстрация Сертификата и реклама

Держатель Сертификата должен поместить его или его копию на видном для обозрения месте. Информация о наличии Сертификата может содержаться в рекламной продукции.

145.23. Проверки

(a) В период действия Сертификата Авиарегистр МАК осуществляет надзор за соблюдением Ремонтными организациями требований настоящих Правил. При этом текущий контроль за сохранением одобренной системы качества выполняют представители Авиарегистра МАК по инспектированию производства из числа штатных сотрудников Организации, назначаемые в соответствии с Правилами АП-183, а периодические и целевые проверки осуществляют специалисты Авиарегистра МАК, Авиационной администрации или другие уполномоченные ими лица.

(b) Организация должна обеспечивать специалистам, выполняющим работы по пункту (a), возможность проведения обследований (проверок, испытаний) в целях подтверждения соответствия установленным требованиям.

(c) Результаты проверок и выводы Авиарегистр МАК сообщает в письменной форме Организации и соответствующей Авиационной администрации.

145.27. Принципы и процедуры сертификации

(a) Работы по сертификации проводятся с соблюдением принципов объективности и независимости органов сертификации (экспертов).

Порядок и методы проведения работ регламентируются настоящими Правилами и Руководством по процедурам сертификации.

(b) Порядок взаимодействия Авиарегистра МАК и Авиационной администрации, под юрисдикцией которой находится сертифицируемая Организация, определяется отдельным Соглашением между ними; при этом Авиарегистр МАК осуществляет контроль за соблюдением единых для государств-учредителей МАК системы и правил сертификации и за восстановлением в процессе ремонта летной годности типовой конструкции, заложенной Разработчиком и Изготовителем, а Авиационная администрация действует в рамках возложенных на нее государством обязанностей и ответственности по регулированию деятельности Ремонтных организаций.

(c) Процесс сертификации осуществляется в два этапа:

— рассмотрение Руководства по качеству и других сведений согласно Приложению 2, представленных в заявке;

— проверка (обследование) Организации.

(d) По результатам проведенных работ эксперты оформляют протоколы, в которых отражают итоги проверки, дают оценки соответствия установленным требованиям и указывают, при необходимости, рекомендации по устранению несоответствий.

(e) На основании обобщения всех материалов формируется комплексное заключение комиссии о возможности и условиях выдачи Сертификата Авиарегистра МАК, обеспечивающего признание Ремонтной организации странами-учредителями МАК, и, при необходимости, национального Сертификата.

145.33. Ограничения и ответственность владельца Сертификата

(a) Ремонтная организация не имеет права возвращать Заказчику изделия, на которых в ходе ремонта не выполнены работы, предусмотренные действующей НД и настоящими Правилами.

(b) Держатель Сертификата несет ответственность за непрерывное соблюдение требований раздела B настоящих Правил и поддержание одобренной системы качества.

(c) В случае невыполнения Организацией установленных требований могут быть применены санкции в виде ограничения, приостановки действия или аннулирования Сертификата.

РАЗДЕЛ B — ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ

145.35. Производственные площади

(a) Организация должна иметь производственные площади, достаточные для выполнения запланированных работ, в том числе для размещения ангаров, цехов, складских, служебных и бытовых помещений, ремонтируемых изделий, средств ремонта, а также для размещения персонала.

(b) Производственные площади должны соответствовать требованиям нормативной документации (НД) и технологической документации (ТД) по размерам, планировкам, обеспечиваемых освещенности, температуре, влажности, чистоте и другим параметрам.

(c) Производственные площади должны оснащаться необходимыми для выполнения работ источниками энергии и коммуникациями (электроэнергией, сжатым воздухом, теплом, водой, вентиляцией и др.).

(d) Должна обеспечиваться безопасность рабочих зон (наличие систем контроля и защиты от пожара, взрыва, токсичных воздействий и др.).

(e) Участки сборки изделий должны быть изолированы от мест, где выполняются любые виды механической обработки с образованием стружки, металлической и абразивной пыли и других загрязнений. Участки по очистке, промывке, окраске изделий должны изолироваться от других рабочих мест.

(f) Выполнение ремонтных работ вне производственных помещений должно быть оговорено в ТД, но в любом случае работы допускается выполнять только при погодных условиях, приемлемых по температуре, влажности, запыленности и атмосферным осадкам.

(g) Должны быть предусмотрены складские помещения для хранения материалов, изделий, инструмента и оборудования. Условия хранения должны отвечать требованиям 145.47(d).

(h) Служебные помещения, в которых работает персонал, должны быть спроектированы и оборудованы для осуществления планирования и руководства производством, управления качеством, защиты персонала от неблагоприятных погодных и производственных факторов, а также для оформления и изучения документации.

145.37. Средства ремонта

(a) Организация должна иметь средства ремонта для выполнения запланированных работ. Средства ремонта должны соответствовать (быть идентичными или равноценными) требованиям ТД.

(b) Применяемые средства ремонта должны быть идентифицированы (маркировка, паспортизация) и аттестованы полномочным подразделением Организации.

(c) Должны обеспечиваться периодические проверки, калибровки, обслуживание, ремонт и хранение средств ремонта согласно требованиям НД, а также изоляция тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

(d) Оборудование, применяемое при неразрушающем контроле, должно проходить периодическую метрологическую поверку и калибровку для гарантии точности измерений.

(e) Рабочие места выполнения неразрушающего контроля должны быть оснащены эталонами для настройки оборудования.

145.39. Требования к персоналу

(a) Организация должна иметь достаточное число квалифицированного производственного и административно-управленческого персонала, в том числе специалистов в области управления качеством.

(b) Порядок подготовки, переподготовки, повышения квалификации и допуска к работе специалистов, занятых выполнением, приемкой и руководством работами по ремонту (модификации), должен быть регламентирован и соответствовать требованиям действующей НД.

(c) К самостоятельному выполнению работ и их приемке, а также к непосредственному руководству этими работами должны допускаться только лица, имеющие необходимую квалификацию и аттестованные на право выполнения работ, о чем в установленном порядке делается запись в соответствующих документах.

(d) Работники Организации, командируемые для выполнения работ вне Организации, должны иметь допуск на право выполнения этих работ, выданный в соответствии с требованиями пункта (b) данного параграфа.

(e) Квалификация исполнителей и контролеров должна соответствовать характеру, сложности и ответственности выполняемой работы.

(f) Специалисты, непосредственно связанные с организацией функционирования системы качества и допускающие изделия к эксплуатации, должны вноситься в Реестр кадров.

145.45. Система качества

(a) Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества, как средство, обеспечивающее соответствие отремонтированных изделий установленным требованиям.

(b) Система качества должна регламентироваться Руководством по качеству, утвержденным руководителем Организации и являющимся основным документом системы, а также стандартами, инструкциями и другими документами, конкретизирующими:

— политику Организации в области качества;

— организационную и производственную структуру Организации;

— структуру и организацию управления системой качества;

— состав и требования к элементам (функциям) системы качества и процедуры их реализации;

— обязанности и ответственность должностных лиц Организации в системе качества;

— распределение функций между структурными подразделениями;

— особенности ремонта различных типов изделий.

(c) Требования системы качества должны излагаться в доступной для понимания форме и доводиться до исполнителей.

(d) Должны обеспечиваться эффективное применение документов системы качества и реализация изложенных в них процедур и требований.

(e) Действующая на предприятии система качества должна соответствовать требованиям стандартов по качеству и настоящих Правил.

(f) Должны быть предусмотрены процедуры рассмотрения отклонений (несоответствий) характеристик изделий и технологических процессов от требований НД. Решения по отклонениям параметров и характеристик изделий от типовой конструкции должны согласовываться с Разработчиком (Изготовителем). Материалы по рассмотрению разрешенных отклонений характеристик изделий (листы технических решений, карты разрешений и др.) должны храниться в Деле ремонта изделия.

(g) Метрологическое обеспечение работ должно осуществляться с соблюдением стандартов Системы обеспечения единства измерений и включать в себя:

— обучение и аттестацию специалистов метрологических лабораторий;

— поверку средств измерений;

— паспортизацию и метрологическую аттестацию средств измерений;

— ведение реестра средств измерений;

— метрологическую экспертизу технологической и конструкторской документации, разработанной Организацией.

145.47. Входной контроль, хранение, транспортирование, идентификация материалов и изделий

(a) Для ремонта изделий должны использоваться комплектующие изделия и материалы согласно документации Изготовителя или Разработчика.

(b) Должен быть определен порядок работы с поставщиками по вопросам качества поставляемой ими продукции.

(c) Комплектующие изделия (КИ) и материалы перед их использованием должны подвергаться входному контролю для проверки соответствия их состояния, физических и химических свойств, технических параметров требованиям стандартов, ТУ и условий поставки.

(d) Порядок проведения входного контроля должен регламентироваться соответствующим стандартом (документом) Организации, разработанным с учетом требований действующей НД.

(e) Складирование, хранение и транспортирование запчастей, КИ и материалов должны быть регламентированы и обеспечивать:

— сохранение химических, физических свойств, геометрических параметров и характеристик, заданных НД и условиями поставки;

— предохранение от порчи и загрязнений;

— сохранность сопроводительной документации, клейм, бирок, этикеток и других знаков идентификации;

— сохранение комплектности и исключение перепутывания;

— раздельное хранение кондиционных и некондиционных деталей, запасных частей, изделий и материалов.

(f) Должна быть регламентирована и обеспечена идентификация деталей, узлов и КИ, не подлежащих обезличиванию в процессе ремонта.

145.49. Технологический процесс

(a) Технологический процесс ремонта изделий должен быть организован в соответствии с требованиями действующих стандартов и 145.35, 145.57.2, 145.57.3 настоящих Правил.

(b) В процессе ремонта изделий должно обеспечиваться как минимум:

— приемка в ремонт с предварительной (до разборки) оценкой технического состояния изделий и анализом полученных от Заказчика сведений о выполненных и подлежащих выполнению бюллетенях и других мероприятиях по летной годности, данных о наработке изделий, а также с проверкой полноты и правильности оформления формуляров и паспортов;

— очистка, промывка и другая подготовка поверхностей и элементов конструкции, обеспечивающая доступ для визуальной и инструментальной оценки их технического состояния;

— разборка и оценка технического состояния элементов конструкции (проверка, дефектация) соответствующими методами и средствами в целях выявления неисправностей (дефектов);

— устранение выявленных неисправностей (ремонт) способами, предусмотренными технологией;

— изоляция отбракованных изделий;

— выполнение конструктивных изменений в соответствии с директивами по летной годности и бюллетенями, связанными с летной годностью, а также других мероприятий по обеспечению безопасности полетов;

— сборка, регулировка и наземные испытания узлов, систем и изделия в целом в объеме, необходимом для определения их характеристик и работоспособности с соблюдением требований 145.59(a), (c), (d);

— проведение летных испытаний ВС в целях оценки его летных и технических характеристик, оформление документов, подтверждающих его летную годность согласно 145.59(b), (c), (d); 145.67(a), (b), (c);

— сдача Заказчику отремонтированного ВС с соблюдением требований 145.67 (g), (h).

(c) Заключительным этапом процесса ремонта двигателя, воздушного винта должны быть стендовые контрольно-сдаточные испытания с последующей консервацией и упаковкой двигателя, воздушного винта перед отправкой Заказчику.

(d) Аналогичные указанным в пунктах (a), (b), (c) данного параграфа процедуры должны предусматриваться и для ремонтируемых россыпью компонентов, передаваемых в эксплуатацию отдельно от ВС или двигателя.

(e) Организация должна обеспечивать качество и стабильность технологического процесса, своевременное выявление отклонений, их устранение и принятие профилактических мер, а также осуществлять материальное, техническое, ресурсное и кадровое обеспечение процесса ремонта.

(f) Специальные технологические процессы должны быть организованы и выполняться с соблюдением требований действующей НД, ремонтной и (при необходимости) другой ТД.

(g) Организация должна обеспечивать выполнение всех требований по охране окружающей среды.

145.57. Документация

1. Конструкторская документация

(a) Организация должна располагать комплектом учтенной конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке, по составу и количеству обеспечивающим:

— разработку Организацией всей необходимой технологической документации;

— разработку и изготовление необходимых средств ремонта;

— выявление в процессе ремонта изделий всех неисправностей (дефектов) и принятие решений по их оценке и устранению;

— выполнение модификаций и восстановительных ремонтов изделий;

— изготовление деталей.

(b) Должны быть организованы учет и хранение действующей КД, правильное и своевременное внесение поступающих изменений, доведение их до исполнителей и контролеров.

2. Технологическая документация

(a) Ремонт (модификация) изделий должен осуществляться по ремонтной документации (Руководство по ремонту, Альбом основных сочленений и ремонтных допусков и др.), разработанной Изготовителем (Разработчиком) в установленном порядке, с соблюдением требований НТД по ремонту авиатехники.

(b) Может применяться ТД, разработанная Организацией на основе конструкторской и технологической документации Изготовителя (Разработчика), а также действующих государственных, отраслевых стандартов и технологических инструкций промышленности. Такая документация должна быть согласована с Изготовителем (Разработчиком).

(c) В ТД должны указываться методы, последовательность и условия выполнения работ, контролируемые параметры и способы контроля, технологическая оснастка, инструмент и материалы, требования к защите изделий от повреждений и загрязнений, производственной среде, способы идентификации деталей.

(d) Организация осуществляет использование, внесение изменений, доведение до исполнителей, учет и хранение ТД.

(e) Модификация отдельных экземпляров ВС (компонентов) должна выполняться по документации Разработчика или согласованной с ним.

3. Производственно-контрольная документация

(a) На всех этапах ремонта (модификации) изделий должна оформляться производственно-контрольная документация (ПКД), содержащая:

— наименование, обозначение и номер изделия;

— объем и содержание выполненных работ, включая модификации и допущенные отклонения от требований КД и ТД (листы технических решений, карты разрешений и др.);

— фактические характеристики и параметры деталей, узлов и изделий;

— даты выполнения и контроля работ;

— фамилии и подписи (штампы, личные клейма) исполнителей и контролеров:

(b) Состав и формы ПКД (эталонное Дело ремонта) разрабатываются, утверждаются и корректируются Организацией применительно к типу изделия и организации ремонта на основании действующей НД.

(c) Оформленная на изделие ПКД комплектуется в составе Дела ремонта изделия.

(d) Дело ремонта, оформленное на каждый экземпляр изделия, должно соответствовать эталонному Делу ремонта изделия.

(e) Дело ремонта изделия хранится на предприятии до списания изделия.

(f) При ликвидации Организации Дело ремонта передается организации, определенной Авиационной администрацией.

4. Эксплуатационная документация

Номенклатура и порядок ведения эксплуатационной документации (ЭД) должны отвечать требованиям стандартов и правил эксплуатации авиационной техники, утвержденных Авиационной Администрацией.

145.59. Испытания

(a) Каждый экземпляр изделия после ремонта (модификации) должен быть подвергнут наземным (стендовым) испытаниям в порядке и объеме, определенным ТД на проведение испытаний, по результатам которых должно быть принято решение о соответствии технических характеристик изделия требованиям ТД.

(b) Каждый экземпляр ВС после ремонта (модификации) должен (если это определено Разработчиком) пройти летные испытания в объеме программы летных испытаний или специальной программы, утвержденной в установленном порядке.

Летные испытания должны подтвердить соответствие летно-технических характеристик ВС, его двигателей, систем и оборудования требованиям ТД.

(c) Все отклонения, обнаруженные при испытаниях, документируются и устраняются под контролем службы качества.

В случаях, оговоренных Программой (технологией) испытаний, после устранения отклонений изделие подвергается повторным летным (наземным) испытаниям.

(d) Параметры, технические и летные характеристики испытанных изделий должны быть зафиксированы в ПКД и ЭД.

(e) ПКД по результатам испытаний включается в Дело ремонта ВС (изделия).

(f) Подразделение Организации, выполняющее после ремонта (модификации) ВС его летные испытания, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к нему действующей НД.

145.63. Отчеты об опасных отказах

(a) Ремонтная Организация должна докладывать в региональную инспекцию по безопасности полетов Авиационной администрации, а в случаях, установленных Авиационной администрацией, непосредственно в Авиационную администрацию обо всех обнаруженных опасных отказах (дефектах), связанных с летной годностью.

(b) В Организации должна действовать система сбора, учета и анализа информации по отказам (дефектам), выявленным в процессе ремонта и эксплуатации изделий после ремонта. Организация должна принимать профилактические меры по предотвращению отказов ремонтируемой авиатехники.

(c) Указанная в п. (b) система должна быть совместима и взаимодействовать с отраслевой (межотраслевой) системой информации об отказах авиационной техники.

145.65. Выполнение технического обслуживания воздушных судов

(a) Каждая Организация должна выполнять на ремонтируемых ВС и их компонентах оперативное техническое обслуживание и обслуживание при хранении в соответствии с действующей технической документацией по поддержанию летной годности ВС (Регламент технического обслуживания, Руководство по эксплуатации, действующие правила по эксплуатации и ремонту).

(b) Организация может выполнять периодическое техническое обслуживание ВС, если она имеет соответствующий Сертификат.

145.67. Летная годность. Допуск к эксплуатации после ремонта (модификации)

(a) Применительно к настоящим Правилам каждое изделие считается летно годным (соответствующим типовой конструкции), если показано, что ремонт (модификация) выполнены в полном соответствии с утвержденными Программой эксплуатации, КД, ТД, ЭД.

(b) В Организации должны быть предусмотрены процедуры заключительной оценки летной годности изделия и принятия решения о возврате изделия в эксплуатацию.

(c) Летная годность изделий, прошедших ремонт (модификацию), должна подтверждаться записями в их формулярах (паспортах) о следующем:

— выполнении комплекса работ в соответствии с действующей ТД;

— выполненных модификациях и мероприятиях по летной годности;

— годности изделия к эксплуатации за подписями уполномоченных лиц (для ВС — за подписями руководителя службы качества и руководителя Организации);

— установленных межремонтных и гарантийных ресурсах и сроках службы;

— комплектности изделия;

— массе и центровке (для ВС) и других особенностях изделия.

(d) Организация несет ответственность за полноту и достоверность записей в формулярах (паспортах) изделий.

(e) Записи в формуляре ВС согласно 145.67(c) являются основанием для последующего оформления Сертификата летной годности экземпляра ВС (Удостоверения о годности ВС к полетам).

(f) Организация осуществляет в установленном порядке устранение отказов, возникающих в процессе эксплуатации изделий после ремонта.

(g) Изделие может быть возвращено в эксплуатацию после проведенного ремонта (модификации), если:

— на нем выполнен весь предусмотренный комплекс работ и оформлена документация о соответствии летной годности согласно пункту (c) данного параграфа;

— ВС принято Заказчиком с оформлением соответствующего акта.

(h) ВС может быть допущено к перелету после выполнения оперативного технического обслуживания и подготовки к полету с оформлением документации в установленном порядке. При этом в типовом случае окончательное заключение об исправности, подготовленности к полету и разрешение на вылет ВС должно быть выдано начальником летно-испытательного подразделения Организации.

Приложение 1

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР

АВИАЦИОННАЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ЗАЯВКА

НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА

РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

I. Сведения о Заявителе

1. Наименование Организации _________________________________________

_________________________________________________________________

2. Адрес, местонахождение Организации _________________________________

_________________________________________________________________

3. Форма собственности (ведомственная принадлежность) ___________________

_________________________________________________________________

4. Место регистрации, регистрационный номер ___________________________

_________________________________________________________________

II. Причина подачи Заявки

1. Первоначальная подача

2. Расширение типов изделий

3. Продление срока действия Сертификата

4. Изменение местонахождения

5. Другие причины (указать) _________________________________________

_________________________________________________________________

III. Перечень работ, заявляемых к сертификации

Тип авиатехники

Вид работ

Удостоверяю, что приведенные выше данные верны.

Сведения об Организации прилагаю.

__________________

Дата

__________________

Должность

__________________

Подпись

Приложение 2

СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Руководство по качеству и основные стандарты системы качества предприятия.

2. Краткая историческая справка об Организации:

— год основания, ремонт каких изделий выполнялся и выполняется;

— ожидаемая программа ремонта в текущем году;

— количество авиационных происшествий и инцидентов, связанных с некачественным ремонтом в Организации за последние 5 лет;

— показатели надежности ремонтируемых изделий (при наличии).

3. Наличие необходимой для выполнения заявленных работ документации, в том числе:

— заключения об освоении ремонта заявляемых Организацией к сертификации ВС, двигателя, воздушного винта, оформленного с участием Изготовителя и Разработчика;

— введенной в действие в Организации нормативно-технической документации государственного, межотраслевого и отраслевого уровня;

— производственно-контрольной документации.

4. Наличие необходимых производственных площадей для организации рабочих мест. размещения персонала, ремонтируемых изделий, средств ремонта, служебных, складских и бытовых помещений. Оснащение помещений энергосистемами и коммуникациями в соответствии с требованиями технологических процессов.

5. Наличие достаточных по количеству и номенклатуре средств ремонта.

6. Наличие аттестованных в установленном порядке испытательных подразделений (ЛИС — летно-испытательная станция, МИС — мотороиспытательная станция).

7. Наличие системы подготовки и повышения квалификации персонала, укомплектованность Организации подготовленным персоналом для выполнения в запланированном объеме заявленных работ. Данные о руководителях Организации и персонале, имеющих полномочия допуска отремонтированных изделий к эксплуатации (Реестр кадров), достаточные для оценки опыта и квалификации персонала.

8. Юридические документы:

— копия Устава (раздел «Сферы деятельности»);

— копия свидетельства о регистрации;

— справка о финансовом состоянии Организации.

Приложение 3

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

INTERSTATE AVIATION COMMITTEE

АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР

AVIATION REGISTER

СЕРТИФИКАТ

РЕМОНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

OVERHAUL AND REPAIR STATION

CERTIFICATE

N _______

НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ ВЫДАН

This Certificate issued to

Удостоверяется, что держатель настоящего Сертификата одобрен в качестве Ремонтной организации по типам авиационной техники и видам работ, указанным в прилагаемом Перечне, который является неотъемлемой частью настоящего Сертификата.

It is hereby certified that the Holder of this Certificate complies with Aviation Regulations, Part 145, and is approved as an Overhaul and Repair Station with regard to works and types of aeronautical products specified in the attached List which is an integral part of this Certificate.

Данный Сертификат действует, пока он не будет отменен, заменен, приостановлен или отозван.

This Certificate shall remain valid unless surrendered, superseded, suspended or revoked.

ДАТА И МЕСТО ВЫДАЧИ

DATE AND PLACE OF ISSUANCE

________________

ПОДПИСЬ

SIGNATURE

________________

ДОЛЖНОСТЬ

TITLE

Приложение 4

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

INTERSTATE AVIATION COMMITTEE

АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР

AVIATION REGISTER

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРЕШЕННЫХ РАБОТ

LIST OF APPROVED WORKS

(ПРИЛОЖЕНИЕ К СЕРТИФИКАТУ N ____)

(ATTACHMENT to CERTIFICATE)

Тип авиационной техники

Aeronautical product type

Вид работ

Work content

Срок действия

Effective till

ДАТА/DATE: ____________

ПОДПИСЬ/SIGNATURE: ___________

ДОЛЖНОСТЬ/TITLE: ___________

  ГОСТ Р 59816-2021

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 Основные положения

 Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of work on the repair of aircraft equipment. General provisions

ОКС 01.040.49

Дата введения 2022-07-01

 Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1572-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

 Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации ремонта авиационной техники гражданского назначения с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

Стандарт позволяет повысить эффективность ремонтных работ (мероприятий), необходимых для достижения заданных параметров качества, надежности и безопасности авиационной техники при эксплуатации.

В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. в [1]-[7]), применению подлежат последние.

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по ремонту авиационной техники и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:

— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;

— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 14.004 Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности

ГОСТ Р 55847 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения

ГОСТ Р 57907 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р 59815 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

      3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по [1]-[3], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

аварийный ремонт воздушного судна: Внеплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части воздушного судна после повреждения, вызванного внештатными воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документации.

Примечание — Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на воздушное судно при стоянке, столкновением его с препятствием или другим воздушным судном при рулении и т.п.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 118]

3.1.2

авиационная деятельность: Организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

[[2], глава I, статья 1]

3.1.3

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1]

3.1.4

дело ремонта изделия: Комплект производственно-контрольной документации, заполненной и оформленной в установленном порядке.

[ГОСТ Р 57907-2017, пункт 3.1.2]

3.1.5 договор на ремонт авиационной техники: Договор (контракт), заключенный организацией-заказчиком ремонта с ремонтной организацией на проведение работ по ремонту авиационной техники и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.

Примечание — Организация-заказчик ремонта может являться эксплуатантом авиационной техники или иным лицом, обладающим правами на заключение договора (контракта).

3.1.6

жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющихся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.15]

3.1.7

изделие авиационной техники: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Примечание — Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 4]

3.1.8

капитальный ремонт изделия авиационной техники; капитальный ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия авиационной техники с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание — Значение, близкое к полному ресурсу, устанавливается в эксплуатационной и (или) ремонтной документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 130]

3.1.9

несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.6.9]

3.1.10

наработка изделия авиационной техники; наработка АТ: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.

Примечание — Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 27]

3.1.11

организация по техническому обслуживанию; организация по ТО: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, выполняющие техническое обслуживание гражданских воздушных судов и имеющие сертификат, подтверждающий соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил.

[ГОСТ Р 59815-2021, пункт 3.1.17]

3.1.12

паспорт: Удостоверяющий документ, оформляемый для ремонтируемых изделий, подтверждающий соответствие экземпляра изделия утвержденной конструкторской документации (в том числе после выполнения ремонта) и возможность его установки на основное изделие определенной типовой конструкции, а также содержащий значения основных параметров и характеристик изделия, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии, движении в эксплуатации и гарантии изготовителя (при необходимости).

[ГОСТ 18675-2012, таблица 1, пункт 12]

3.1.13

плановый ремонт изделия авиационной техники; плановый ремонт АТ: Ремонт изделия авиационной техники, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 132]

3.1.14

программа технического обслуживания и ремонта авиационной техники; программа ТОиР АТ: Единый документ, который определяет эффективность системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации воздушного судна, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки этих характеристик на протяжении ресурса и срока службы с начала эксплуатации и до списания воздушного судна.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 75]

3.1.15

разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.38]

3.1.16

ремонт авиационной техники; ремонт АТ: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 3]

3.1.17

ремонт по техническому состоянию (condition-based repair): Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью, установленной в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта.

Примечание — Ремонты по техническому состоянию могут быть плановыми и неплановыми.

[ГОСТ 18322-2016, статья 2.3.13]

3.1.18

ремонтная организация: Организация, осуществляющая ремонт и/или модификацию авиационной техники.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.13]

3.1.19

система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТОиР: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 1]

3.1.20

составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.14]

3.1.21

средний ремонт (medium repair): Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном в документации.

Примечание — Объем восстановления ресурса устанавливается в документации.

[ГОСТ 18322-2016, пункт 2.3.8]

3.1.22

текущий ремонт изделия авиационной техники; текущий ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия авиационной техники, состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 131]

3.1.23

техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование АТ: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.

Примечания

1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).

2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 18]

3.1.24

техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние АТ: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание — Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 14]

3.1.25

технологическая готовность производства; технологическая готовность: Наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями.

[ГОСТ 14.004-83, статья 2]

3.1.26

технологическая подготовка производства: Совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства.

[ГОСТ 14.004-83, статья 1]

3.1.27

технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 1]

3.1.28

удостоверяющий документ: Документ, выпущенный на конкретный экземпляр изделия авиационной техники, подтверждающий его соответствие утвержденной конструкторской документации и содержащий характеристики, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии и другие сведения, определяемые видом документа.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.16]

3.1.29

эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Примечание — Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

[[1], статья 61]

3.1.30

эксплуатационная или ремонтная документация: Комплекс документов, устанавливающих организационные, нормативные и технические правила технического обслуживания или ремонта авиационной техники.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 74]

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АТ

— авиационная техника;

ВС

— (гражданское) воздушное судно;

РД

— ремонтная документация;

РДО по ТО

— руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию;

РОТО

— руководство по организации технического обслуживания;

СЧ

— составная часть;

ТОиР

— техническое обслуживание и ремонт;

ФАП

— федеральные авиационные правила;

ФОИВ

— федеральные органы исполнительной власти;

ЭД

— эксплуатационная документация.

      4 Общие положения

4.1 Ремонт АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ремонта АТ, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ремонту АТ.

4.2 Процессы ремонта АТ взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость организации и выполнения работ по ремонту АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей, и согласуется с целями авиационной деятельности эксплуатанта.

4.3 Управление процессами ремонта АТ должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.

4.4 В практике авиационной деятельности выделяют следующие виды ремонта АТ:

— текущий;

— средний;

— капитальный;

— аварийный;

— ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию.

4.5 Текущий ремонт АТ является внеплановым и проводится без вывода ВС из эксплуатации. Организация работ по текущему ремонту осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59815.

4.6 Средний и капитальный ремонты АТ являются плановыми, устанавливаются ЭД и проводятся с выводом ВС из эксплуатации. Организация работ по среднему и капитальному ремонту АТ предусматривает следующий порядок:

— разработка программ и руководств по организации ремонта АТ (в соответствии с разделом 5);

— подготовка ремонтного производства (в соответствии с разделом 6);

— планирование работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 7);

— проведение работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 8);

— мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 9).

4.7 Аварийный ремонт является внеплановым и проводится вследствие авиационного события

, повлекшего повреждения и нарушающего исправность ВС. Порядок направления поврежденного ВС в ремонт определяется с учетом [3]. Организация работ по аварийному ремонту АТ осуществляется в соответствии с разделом 10.

_________________

В соответствии с [3] авиационные события подразделяют на авиационные происшествия, авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты), производственные происшествия.

4.8 Ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию, осуществляется по ГОСТ Р 57907.

4.9 Ремонт АТ проводится ремонтными организациями, обладающими:

— лицензией на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники в соответствии с [4];

— сертификатом одобрения производственной организации в соответствии с [5];

— сертификатом организации по ТО по разрешенным видам работ по ремонту АТ в соответствии с [6].

4.10 Работы по ремонту АТ проводят на основании заключенного договора (контракта). Заключение договоров (контрактов) на ремонт изделий АТ проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      5 Разработка программ и руководств по организации ремонта

5.1 Разработка и одобрение программ ТО (ТОиР) АТ, включающих работы по среднему и капитальному ремонту АТ, осуществляются эксплуатантом ВС в соответствии с ГОСТ Р 59815. Одобренная программа ТО (ТОиР) АТ является основанием для заключения договоров (контрактов) на ремонт АТ.

5.2 На основании одобренной программы ТО (ТОиР) эксплуатант разрабатывает, одобряет (согласует) и внедряет РОТО, включая процедуры проведения и контроля качества работ по ремонту АТ в соответствии с ГОСТ Р 59815.

5.3 Организация по ТО при наличии прав на работы по ремонту АТ, указанные в приложении к сертификату организации по ТО, осуществляет разработку, одобрение (согласование) и внедрение РДО по ТО в соответствии с ГОСТ Р 59815.

      6 Подготовка ремонтного производства

6.1 Ремонтная документация

6.1.1 Работы по ремонту АТ каждого типа ВС должны быть обеспечены РД

.

_________________

В соответствии с ГОСТ 18675 для гражданских ВС обязательная разработка РД не предусмотрена.

6.1.2 РД для среднего и капитального ремонта соответствующего типа АТ обеспечивает ремонтная организация.

6.1.3 Разработка РД осуществляется на основании информации от разработчика АТ и должна соответствовать ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.602, включая требования к литерам документации по стадиям опытного, серийного (массового) ремонта, разового ремонта одного или ограниченного количества изделий АТ.

6.1.4 Внесение изменений в РД осуществляется в соответствии с ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.603.

6.1.5 При необходимости, ремонтная организация обеспечивает разработку РД с привлечением разработчика изделий АТ или иных организаций, обладающих правами на разработку соответствующей РД на изделия АТ.

6.1.6 Разработка РД на изделия АТ с применением методических документов [8] и [9] позволяет обеспечить эффективность системы ТОиР АТ, оптимизацию стоимости ремонта АТ и конкурентоспособность эксплуатанта АТ при оказании авиационных услуг.

6.2 Подготовка производства

6.2.1 Подготовка производства по ремонту АТ включает:

— подготовку необходимых производственных помещений с обеспечением промышленной, экологической, санитарной безопасности и охраны труда;

— достижение технологической готовности производства;

— достижение готовности к обеспечению контроля качества;

— подготовку персонала;

— документационное и информационное обеспечение.

6.2.2 Для выполнения ремонта АТ ремонтная организация должна обладать следующими производственными помещениями:

— крытыми помещениями (ангарами), отапливаемыми в холодной климатической зоне;

— местами стоянок ВС, площадками для проверки двигателей и винтов;

— производственными и вспомогательными площадями для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования ВС, проведению неразрушающего контроля и технической диагностики, метрологическому обеспечению ремонта

;

_________________

Метрологическое обеспечение работ по ремонту АТ должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 55867.

— ремонтными мастерскими, участками подготовки производства, хранения СЧ и материалов, контрольного, измерительного, испытательного и вспомогательного оборудования, административными помещениями.

Помещения должны соответствовать требованиям, установленным ФОИВ, в том числе [10].

6.2.3 Достижение технологической готовности производства в соответствии с ГОСТ 14.004 обеспечивается наличием полных комплектов РД и технологической документации, а также средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема работ с установленными технико-экономическими показателями.

6.2.3.1 Наличие полных комплектов РД и технологической документации достигается за счет выполнения ремонтной организацией мероприятий:

— по созданию комплекта РД (в соответствии с 6.1);

— разработке технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1102 и формированию полного комплекта технологической документации по ГОСТ Р 59817 с учетом типовой последовательности работ по ремонту, включая процессы разборки изделий АТ, диагностирования технического состояния, восстановления надлежащего технического состояния, сборки, контроля и испытаний АТ.

6.2.3.2 Наличие средств технологического оснащения обеспечивается за счет:

— приобретения необходимого дополнительного оснащения в соответствии с требованиями технологической документации и внедрения его в производство;

— разработки конструкторской документации на необходимые средства технологического оснащения в соответствии с ГОСТ 2.103, изготовления и внедрения средств технологического оснащения в производство;

— подготовки стендового технологического оборудования, применяемого при ремонте изделий АТ в соответствии с ГОСТ Р 55847.

6.2.4 Достижение готовности к обеспечению контроля качества выполнения ремонтных работ и изделий АТ реализуется в рамках системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 58876.

6.2.5 Подготовка персонала к выполнению необходимых производственных процессов и операций обеспечивается на основе изучения соответствующей ремонтной и технологической документации.

Требования к авиационному персоналу ремонтной организации устанавливаются [7].

6.2.6 Для документационного и информационного обеспечения деятельности ремонтной организации предусматривают формирование процессов движения и учета документов и информации, необходимой для управления ремонтом АТ, ведение и хранение «дела ремонта изделия» ВС.

      7 Планирование работ по ремонту

7.1 При планировании работ по ремонту АТ ремонтная организация на основании заключенных договоров (контрактов) на ремонт АТ или прогнозной информации по ремонту АТ разрабатывает взаимосвязанные производственные планы:

а) план производства по типам ВС с распределением работ по производственным подразделениям и операциям, установленным технологическими процессами с момента передачи ВС эксплуатантом на ремонт до приемки ВС эксплуатантом после ремонта. Рекомендуется обеспечить планирование производства по нескольким временным периодам:

— долгосрочное планирование на год и более,

— среднесрочное планирование работ на квартал/месяц,

— оперативное планирование работ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемых работ по ремонту АТ;

б) в случае необходимости привлечения других организаций для ремонта СЧ, ремонтная организация разрабатывает план ремонта СЧ по данным организациям, начиная с момента подготовки договора (контракта) и до возврата СЧ из ремонта.

7.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ремонту АТ одновременно с производственным планированием ремонтных работ необходимо обеспечить планирование:

— текущих работ по подготовке производства, включая ТОиР средств производства, разработку организационно-технических и(или) приобретение нормативных документов;

— пополнения текущих потребностей в необходимом инженерно-техническом и производственном персонале;

— приобретения СЧ АТ и материалов;

— мероприятий по управлению качеством;

— метрологического обеспечения работ по ремонту АТ.

7.3 В целях финансового обеспечения деятельности ремонтной организации целесообразно формирование финансово-экономического плана.

7.4 При планировании ремонта АТ необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (7.1-7.3) по видам работ, срокам и ресурсам.

      8 Проведение работ по ремонту

8.1 Проведение работ по ремонту АТ в ремонтной организации включает следующие стадии:

— прием ВС в ремонт;

— ремонт ВС;

— передача ВС после ремонта.

8.2 Прием ВС в ремонт осуществляется с оформлением документов, подтверждающих прием ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов

в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

_________________

Состав судовых документов установлен в [1].

8.3 Ремонт ВС осуществляется в соответствии с требованиями ремонтной и технологической документации. В процессе ремонта осуществляется ведение и последующее хранение «дела ремонта изделия» в отношении каждого ремонтируемого ВС.

8.4 По результатам ремонта осуществляется оформление паспорта ВС с внесением соответствующих записей о выполненном ремонте и комплектование удостоверяющими документами по ГОСТ 27693.

8.5 Передача ВС после ремонта осуществляется с оформлением документов, подтверждающих передачу ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

      9 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту

9.1 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ осуществляется специально назначенным персоналом ремонтной организации путем анализа показателей результатов деятельности.

9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:

— удельные показатели объема несоответствий, выявленных в процессе контроля работ по различным процессам ремонта АТ;

— удельные затраты на устранение несоответствий;

— показатели трудоемкости работ по ремонту АТ;

— замечания эксплуатанта ВС после выполнения работ по ремонту АТ.

9.3 Состав показателей для мониторинга и контроля и их плановые значения устанавливаются ремонтной организацией в ходе планирования производственной деятельности.

9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов деятельности по ремонту АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.

9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки и реализации корректирующих мероприятий.

      10 Особенности организации аварийного ремонта

10.1 Аварийный ремонт АТ выполняется при наличии соответствующего решения на ремонт в порядке, установленном в [3], в целях восстановления ресурса изделий АТ, их работоспособности и исправности ВС в целом.

10.2 Работы по аварийному ремонту АТ проводят организации по ТО, имеющие право на соответствующий ремонт, или ремонтные организации в соответствии с договором (контрактом) на ремонт АТ.

 Библиография

[1]

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

[2]

Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ

[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 «Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»

[4]

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

[5]

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184)

[6]

Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2015 г. N 285)

[7]

Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147)

[8]

Методические указания

МУ 1.1.296-2014

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Функциональные системы, зоны и планер воздушного судна. Методы планирования технического обслуживания и ремонта

[9]

АТА MSG-3. Operator/Manufacturer Scheduled Maintenance Development. Revision 2011.1

[10]

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. N 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61815)

УДК 629.083:629.735:006.354

ОКС 01.040.49

Ключевые слова: авиационная техника, ремонт авиационной техники, средний ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, аварийный ремонт, ремонтное производство, техническая эксплуатация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Baltech hi 1610 инструкция по эксплуатации
  • Руководство по эксплуатации электропечи снол
  • Сепаратор для молока эсб 02 инструкция
  • Как создать конференцию в zoom пошаговая инструкция на компьютере
  • Кандид для ушей капли инструкция по применению