Руководство по сестринскому уходу в реабилитации это

Инсульт — одна из наиболее тяжелых форм сосудистых поражений головного мозга. Вследствие повреждения церебральных кровеносных сосудов, происходит расстройство сознания и/или двигательные, речевые, когнитивные нарушения. Реабилитация больных, перенесших ОНМК, является важной медицинской и социальной проблемой, являясь одной из основных причин смертности и длительной инвалидизации населения. В настоящее время инсульт рассматривают как клинический синдром острого сосудистого поражения головного мозга. Он является исходом различных патологических поражений системы кровообращения: сосудов, сердца, крови, приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушению его трудоспособности и социальной адаптации.

Сестринский процесс в реабилитации больных, перенесших, острое нарушение мозгового крововобращения

Сестринский процесс (СП) предполагает системный подход в организации работы палатной медицинской сестры, который позволяет пациенту получить полноценный уход, а медицинской сестре удовлетворение от своей работы.

Сестринский процесс — научный метод профессионального решения проблем пациента. Он направлен на укрепление, сохранение здоровья и предотвращение заболеваний, планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации с учетом всех составляющих здоровья для обеспечения максимальной физической, психической и социальной независимости человека.

1 этап-оценка состояния пациента: Цель 1 этапа — определение потребности пациента в уходе. При оценке источниками информации являются: сам пациент, его семья, медицинский персонал, медицинская документация.
2 этап-проблема: Цель 2 этапа — выявление проблем пациента и их идентификация (настоящая или потенциальная проблема).
3 этап –планирование: Цель 3 этапа — составление плана ухода для решения его проблем. План ухода состоит из целей, которые индивидуальны, с конкретными сроками достижениями.
4 этап-выполнение: Цель 4 этапа — провести сестринское вмешательство, предназначенное для достижения цели.
5 этап –оценка эффективного ухода: Цель может быть достигнута полностью, достигнута частично или не достигнута. Важно указать причину, по которой не достигла цели.

Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом на 1 этапе:* уход за кожей; *профилактика пролежней; *риск развития пневмонии и аспирации; *питание; *гидратация; *нарушение функции тазовых органов;

В остром периоде инсульта ранняя реабилитация решает следующие проблемы:
• предупреждение и организация лечения осложнений, связанных с иммобилизацией, сопутствующих заболеваний;
• улучшение общего физического состояния пациента;
• предупреждение повторного инсульта.

Неподвижность больного в остром периоде инсульта служит причиной развития многих осложнений — пролежней, тромбоза глубоких вен, пневмонии, депрессии. Правильный уход и ранняя активизация больного во многом способствуют предупреждению этих явлений.

Роль медицинской сестры:

• выполнение врачебных назначений;
• динамическое наблюдение за состоянием пациента;
• функциональная оценка состояния пациента;
• удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости:
• контроль терморегуляции
• поддержание гемодинамики
• пролежни

Коррекция нарушений дыхания. Обеспечение проходимости дыхательных путей путем предупреждения обструкции является приоритетной задачей у больных с ОНМК:

• находящихся в коме;

• при рвоте.

Основные причины обструкции дыхательных путей:

• западание корня языка;

• аспирация рвотных масс;

• участие кашлевого рефлекса и накопление мокроты в трахеобронхиальном дереве;.

Профилактика обструкции дыхательных путей:

• удаление съемных зубных протезов;

• регулярная санация ротоглотки;

• контроль положения пациента;

• изменение положение тела;

Адекватное питание пациента. Питание пациента осуществляется с учетом следующих требований: Метод кормления зависит от степени угнетения сознания и сохранения глотательного рефлекса. Пациент принимает пищу сначала в кровати (высокое положение Фаулера и специальный столик), по мере расширения двигательного режима сидя за столом. Максимальное количество действий выполняет сам больной для раннего восстановления бытовых навыков.

Контроль терморегуляции. Для поддержания функции терморегуляции соблюдаются следующие требования ухода:
• температура воздуха в помещении поддерживается в пределах 18°-20°С;
• проводится проветривание палаты;
Коррекция нарушений психики. Любые психические нарушения сопровождаются нарушениями памяти, внимания, эмоциональной неустойчивостью, утратой контроля над психической деятельностью. Медицинская сестра объясняет природу нарушений родственникам;
• по согласованию с врачом ограничивает общение пациента при выраженной эмоциональной лабильности и утомляемости;
• при необходимости многократно повторяет инструкции и отвечает на вопросы пациента;
• при нарушении познавательных функций напоминает пациенту о времени, месте, значимых лицах; мотивировать пациента к выздоровлению.
Боль и отек в парализованных конечностях.
• полным исключением свисания конечностей;
• применение пневматической компрессии или бинтованием специальными бинтами;
• поддержанием достаточного объема пассивных движений;
• периодическим приданием, парализованным конечностям приподнятого положения.

Профилактика тромбоза глубоких вен. Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и связанная с ним тромбоэмболия легочной артерии представляют серьезную проблему ухода при ОНМК. Больные с ОНМК относятся чаще всего к группе высокого риска, что делает профилактику тромбоза обязательной. У лежачих больных замедляется скорость кровотока по сосудам, что способствует повышению свертываемости крови и развитию тромбоза вен ног. Чаще такое происходит в парализованной конечности.

Медицинская сестра бинтует больную ногу эластичным бинтом, если у больного есть варикозное расширение вен; придает вынужденное положение в постели (лежа на спине, приподнимает ноги на 30°-40° с помощью подушек и валиков).

Профилактика пролежней. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: длительном сдавливании мягких тканей и травмах их при различных перемещениях пациента. Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово-и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее — некротическим изменениям кожи, подкожно — жировой клетчатки и даже мышц. Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками. Избежать образования пролежней у пациента позволяют частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа.

Чтобы придать пациенту удобное, физиологическое положение, применяется: функциональная кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления. К специальным приспособлениям относятся: достаточное количество подушек подходящего размера, валики из простыней, пеленок и одеял, специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание.

Существующие положения пациента в постели: • положение Фаулера; • положение «на спине»; • положение «на животе»; • положение «на боку»; • положение Симса.

Проблемы, с которыми сталкивается медсестра при ведении пациента с инсультом:
* профилактика повторного инсульта.

Роль медицинской сестры по восстановлению двигательных навыков:
• занятия с больными по указаниям методиста лечебной физкультуры в вечернее время и выходные дниØ лечение положением; Ø биомеханика шага; Ø дозированная ходьба

Роль медицинской сестры в восстановлении навыков самообслуживания.Задачи:
• оценить уровень функциональной зависимости;
• обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания;
• обеспечить больного приспособлениями, облегчающими самообслуживания;
• заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности;
• контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления;
• проводить индивидуальные беседы с больным.
Роль медицинской сестры по снижению риска травматизма
• обеспечить вспомогательными средствами передвижения.
Роль медицинской сестры по проблеме дезориентации
• информирование пациента;
• сопровождение пациента к местам приема процедур, пищи.
Роль медицинской сестры по профилактике повторного инсульта
• использование в работе с пациентом протокола по артериальной гипертензии.

В настоящее время для определения эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий используется такой показатель, как «качество жизни», связанное со здоровьем, с заболеванием; характеризующий исход лечения при многих заболеваниях, особенно хронических.

Позитивными аспектами сестринского процесса в нейрореабилитации являются:
• повышение профессионального и социального статуса медицинской сестры;
• повышение эффективности организационных форм и технологий сестринской помощи за счет:
• формирования информационного блока для членов профессиональной бригады;
• стандартизации сестринских манипуляций;
• четкого планирования и организации рабочего времени;
• документального подтверждения ухода за больными, позволяющего установить вклад каждого участника лечебного процесса в реабилитацию конкретного пациента.

Выводы

1. внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, в настоящее время является необходимым условием для осуществления профессионального ухода за пациентами, т.к. позволяет улучшить качество сестринской помощи и реально влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем;

2. данная модель сестринского ухода определяет характер сестринской помощи в формате медицинской реабилитации, цель, которой является патофизиологическое улучшение и улучшение функциональных способностей, социально-бытовой активности;

3. основными проблемами пациентов, перенесших инсульт и с которыми работает сестринский персонал отделения нейрореабилитации, являются: нарушение процесса раздевания, одевание брюк, одевание рубашки, одевание ботинок и носок, нарушение навыков проведения гигиены (умывание лица, причесывание, чистка зубов), и невозможность самостоятельно осуществлять процесс передвижения по палате, в пределах отделения и подъема по лестнице; со стороны психоэмоционального состояния — нежелание действовать, навязчивые мысли и страхи, чувство тревоги;

4. реализация современных технологий сестринского ухода позволяет повысить удовлетворенность участников реабилитационного процесса (сестринский персонал — пациент — врачебный персонал) и сделать его более эффективным;

5. расширение сферы деятельности в рамках профессиональной компетенции медицинских сестер в нейрореабилитации, в условиях многоуровневой системы оказания медицинской помощи — способствует эффективности медико-социальной реабилитации;

6. модель сестринского ухода, ориентирована на человека и его нужды, на семью и общество, представляет медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными пациентами, а также с их родственниками. 

Список использованной литературы:

1. А.С. Кадыков «Реабилитация после инсульта» — М. «Миклош» 2003 г. -4. с.176
2. О.А. Балунов, Ю.В. Коцибинская «Роль некоторых социально-бытовых факторов в формировании адаптации у больных, перенесших инсульт» // Неврологический журнал т.6, № 6 — с.28-30
3. А.С. Кадыков «Реабилитация после инсульта» // Российский медицинский журнал — 1997 г. № 1 с.21-24
4. А.С. Кадыков «Восстановление нарушенных функций и социальная реадаптация больных, перенесших инсульт (основные факторы реабилитации): Автореф. дис. д-ра мед. наук — М., 1991 г.
5. Технология «Сестринский процесс» на практике // Журнал «Сестринское дело» — 2011 г. № 6 — с.21-22,27.
6. «Инсульт — болезнь нашего времени», // Журнал «Сестринское дело — 2013 № 3 с.6 10«Тактика и стратегия реабилитации пациентов, перенесших инсульт» // В.В.Ковальчук-2015г.
7. Справочник по уходу за больными инсультом «Антиинсульт» // Библиотека сосудистого центра Республики Татарстан.
8. Сестринское дело (Обзор литературы) Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию — Москва, 1998 г.
9. Технология «Сестринский процесс» на практике // Журнал «Сестринское дело» — 2001 г. № 6 — с.21-22,27 

Сестринский уход в реабилитации

При реабилитации после инсульта и травм пациентам нужны постоянное наблюдение и помощь, как минимум, в течение первых недель реабилитации.

Сестринский уход в нашем центре включает в себя:

  • ежедневные гигиенические процедуры, которые не только помогают пациенту чувствовать себя комфортно, но главное – предотвращают риск развития пролежней;
  • постоянное наблюдение за состоянием пациента и экстренное обращение к врачу при возникновении любых тревожащих симптомов;
  • процедурные мероприятия – измерение давления, постановка капельницы, выдача лекарств строго по предписаниям специалистов;
  • сопровождение пациентов, которым уже разрешено вставать, для исключения риска падения и получения травм.

В центре «Сокольники» работают опытные патронажные сестры, которые внимательно и с уважением относятся к пациентам.
Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить не только эффективное восстановление пациента, но также его комфорт и полную безопасность, исключить риск развития осложнений или депрессивных состояний. Ответственный сестринский уход играет важную роль в достижении этой цели.

— Услуги центра реабилитации

IMG_8613-306x440

Гукасян Вероника Александровна

Врач-терапевт высшей категории, врач-эндокринолог первой категории.

IMG_8525-306x440

Майорова Елена Геннадьевна

Логопед — афазиолог, нейропсихолог.

IMG_8578-306x440

Вишневский Виталий Эдуардович

Кинезиотерапевт, инструктор ЛФК

врач_2

Агеева Дарья Сергеевна

Врач — невролог

woman

Познырева Екатерина Богдановна

Логопед-афазиолог

man

Затимов Александр Владимирович

Специалист по адаптивной физической культуре

Бехметьева Г.М., преподаватель профессиональных модулей.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы  «Медицинский колледж № 6»

Роль медсестры в медицинской реабилитации больных

      В настоящее время среднему медицинскому персоналу отводится большая  роль в организации медицинской реабилитации и реализации конкретных реабилитационных программ. Значение медицинской реабилитации определено на законодательном уровне (ст. 40 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на:

  • полное  или  частичное  восстановление  нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
  • поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения  хронического патологического процесса;
  • предупреждение,   раннюю   диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем;
  • предупреждение  инвалидности  и  снижение ее степени;
  • улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

      Государственная программа «Развитие здравоохранения» определяет приоритетность задач по развитию медицинской и включает     в    себя     отдельную    подпрограмму «Развитие медицинской реабилитации и санатор- но-курортного лечения, в том числе детей».

Медицинская реабилитация – важная составляющая лечебно-профилактического процесса. Основной руководящий документ, регламентирующий    развитие     медицинской     реабилитации в нашей стране, является приказ Минздрава России №1705н от 29.12.12 «О порядке организации меди- цинской реабилитации».

     Медицинская реабилитация предусматривает комплексное применение лекарственной и немедикаментозной терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональных возможностей   пациента    к    окружающей    среде, в том числе – путем использования средств передвижения, протезирования и ортезирования.

Немедикаментозная терапия  физиотерапией, лечебной физкультурой, массажем, лечебным питанияем, мануальной терапией, психотерапией, рефлексотерапией.

       Медицинская    реабилитация     осуществляется в  рамках  первичной   медико-санитарной   помощи и специализированной,  медицинской  помощи   в  стационарных условиях дневного или круглосуточного пребывания. Она проводится мультидисциплинарной бригадой  специалистов  независимо от сроков заболевания при условиях стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) в отсутствие противопоказаний для применения отдельных методов меди- цинской реабилитации, исходя из установленного реабилитационного диагноза.

Очень важна роль медсестры по реабилитации, т.к именно она проводит с пациентом больше времени, чем любые другие специалисты, регулирует разные стороны его жизни и таким образом получает полное представление о лечении,  следит за соблюдением этапности реабилитационных мероприятий. Медсестры по физиотерапии, массажу, инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК), трудотерапии и другие специалисты среднего звена также активно участвуют в реабилитационном процессе и проводят с пациентами значительно больше времени, чем даже лечащий врач.

      Должность медсестры по реабилитации введена в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России №1183н от 20.12.12. Реабилитационное     сестринское      дело      входит в Номенклатуру специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Реабилитационная медсестра в рамках профессиональной компетенции:

  • определяет   медицинские,   психологические, духовные, социальные, в том числе бытовые, проблемы пациента;
  • выявляет и  оценивает  факторы  риска  для здоровья пациента и членов его семьи, консультирует по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
  • диагностирует нарушение основных потребностей пациента и строит программы реабилитационного ухода на основе диагностических, корригирующих и информационно- обучающих методик и технологий восстановительного    лечения    в    соответствии с   указаниями    врача    или    самостоятельно в пределах своих должностных обязанностей;
  • готовит пациента к реабилитационным мероприятиям, оказывает помощь врачу при их проведении;
  • выполняет  предусмотренные  в  рамках  специальности реабилитационные  мероприятия и сестринские манипуляции с обеспечением инфекционной безопасности и безопасной среды для пациента и персонала;
  • осуществляет    мероприятия    по    восстановлению адаптационных возможностей пациента с учетом его психофизиологического состояния, обучает приспособлению к условиям ограниченных возможностей, самообслуживанию и самооуходу;
  • консультирует  пациента   и   его   семью   повопросам организации диетического питания, соблюдения рекомендаций лечебно-оздоровительного режима,  назначаемых на период восстановления организма;
  • организовывает и проводит работу в школах для  больных  по  программам  реабилитации;
  • выполняет  реабилитационные  мероприятия в домах сестринского ухода, отделениях (палатах) сестринского ухода;
  • осуществляет  контроль  за  пациентами  привыполнении ими рекомендаций по восстановлению нарушенных потребностей, физи- ческого и психического здоровья, социального статуса.

      В зависимости от тяжести состояния пациента выделяют  3  этапа   медицинской   реабилитации, и на всех этих этапах медсестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом; выполнение назначений врача; определение по- требностей пациента и их удовлетворение; отпуск физиотерапевтических процедур; проведение  ЛФК и массажа; обучение пациента правильному ре- жиму дня и питания и др.

      1-ый этап медицинской реабилитации осуществляется в острый период заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций по профилю основного заболевания. Реабилитация  направлена на определение функционального дефицита и сохранных возможностей пациента, улучшение его общего физического состояния, предупреждение и организацию лечения осложнений, связанных с иммобилизацией, выявление и коррекцию психо-эмоциональных расстройств. При этом используется мобильное оборудование по ЛФК, физиотерапии, психотерапии, рефлексотерапии, логопедии. На этом этапе мед- сестра сталкивается с общими и частными (специфическими) проблемами. Общие проблемы: питание, гидратация, уход за кожей, профилактика осложнений (пролежни, риск развития пневмонии и аспирации), специфические проблемы – нарушения функции тазовых органов у пациентов с повреждением спинного  мозга, боль и отек в парализованных конечностях при мозговом инсульте.

      Роль  медсестры  на  данном  этапе  заключается в строгом выполнении врачебных назначений, динамическом    наблюдении    за     психологическим и функциональным состоянием пациента,  контроле терморегуляции, обеспечении адекватного питания и потребления жидкости. Для профилактики возможной обструкции дыхательных путей удаляют съемные зубные протезы, контролируют положение тела пациента, проводят регулярную санацию ротоглотки и пассивную дыхательную гимнастику.  Поддерживают   температуру   воздуха в помещении в пределах 18–20°С, периодически проветривают палаты, используют соответствующее постельное белье.

      Профилактика образования пролежней в результате неправильного ухода состоит в предотвращении  длительного   сдавливания   мягких   тканей и их травм при перемещениях пациента, нахождения пациента на  влажной,  неопрятной  постели со складками и крошками. Для предотвращения образования  пролежней  пациента  перекладывают в постели с учетом правил биомеханики тела каждые 2 ч. Используют функциональную кровать, противопролежневый матрац, специальные приспособления  –  подушки,  валики из простыней, пеленок и одеял, специальные под- ставки для стоп.

      2-м этап медицинской реабилитации проводится в ранний восстановительный период заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, период остаточных явлений, при хрониче- ском течении заболевания вне обострения в стационарных условиях – в реабилитационных центрах, отделениях реабилитации. В реабилитаци- онном процессе задействованы кабинеты ЛФК, медицинского массажа, психотерапии, физиотерапии, рефлексотерапии и другие cлужбы специализированного отделения.

     В реабилитационные стационары направляют пациентов со значительными нарушениями функций при наличии перспективы их восстановления, нуждающихся в посторонней помощи при самообслуживании, перемещении, общении. На этом этапе медсестра может сталкиваться с проблемами самообслуживания, двигательных нарушений, риска травматизма, дезориентации, нарушения психики.

Ограничения деятельности по уходу за собой могут проявляться проблемами ухода за внешностью (мытье, расчесывание и укладка волос, бритье и т.д.), купания (намыливание, обмывание и высу- шивание всех участков тела, безопасное принятие ванны или душа, погружение в ванну и выход из нее), одевания (одевание и раздевание, застеги- вание пуговиц, молний и других крепежных при- способлений, надевание и снятие обуви, протезов), пользования туалетом (перемещение в туалет и обратно, принятие и сохранение в нем соответствую-щего положения, личная гигиена), приема пищи (использование столовых приборов, поднесение пищи ко рту, глотание, употребление напитков, жевание) и др.

      Если у пациента нарушено самообслуживание, то медсестра обучает его специальным мерам, облегчающим уход за собой. Пациента необходимо обеспечить специальными приспособлениями (поручни стенные для упора, поручни для туалета, сиденье для ванны,  специальная  посуда для приема пищи и т.д.). Необходимо также организовать комплекс трудотерапии с ежедневными занятиями (стенд бытовой реабилитации).

      Велика роль медсестры в снижении риска травматизма:организация и окружающей среды, обеспечение вспомогательными средствами передвижения. Для предупреждения  падения  следует сделать все виды деятельности пациента как можно более безопасными. С риском падения связаны вставание и укладывание в постель, передвижение при отсутствии какой-либо поддержки, пересаживание в инвалидное кресло-коляску с незаблокированными колесами, дотягивание до предмета за пределами досягаемости, использование скользкой обуви.

      При наличии проблем дезориентации медсестра организует сопровождение пациента к местам приема процедур, информирует пациента, проводит с ним беседы.

      Существенно нарушают  мотивации и адекватность поведения больного психо-эмоциональные расстройства, затрудняя процесс реабилитации. Задача медсестры настроить пациента на тот или иной метод реабилитации, при необходимости многократно повторять инструкции и отвечать на его вопросы, мотивировать пациента к выздоровлению. Необходимо проводить предварительную беседу о назначенных реабилитационных мероприятиях, воздействие во время прохождения реабилитации и заключительную беседу. Медсестра обязательно должна знать цель назначения того или иного метода, характер и механизм действия назначаемого лекарства и процедуры.

3-и этап медицинской реабилитации осуществляется   в   амбулаторных   условиях в отделениях (кабинетах) ЛФК, физиотерапии, рефлексотерапии, психотерапии, медицинской психо- логии, дефектологии (логопедии). Этот этап предусмотрен для пациентов, которые в повседневной   жизни   независимы   от   окружающих, у которых не нарушена способность общаться и перемещаться. Используются также такие формы амбулаторной реабилитации, как дневной стационар, а для тяжелых, плохо ходящих больных, – реаби- литация на дому.

      Таким образом, медицинская реабилитация – одно из признанных направлений медицинской помощи и обязательный ее этап. Мультидисциплинарный подход при организации реабилитации делает медсестру не только активным участником лечебно-реабилитационного процесса, но и предъявляет к ней высокие требования – предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента в процессе реабилитации.

Роль медицинской сестры в реабилитации

Бабель Алексей Игоревич

Бабель Алексей Игоревич

Главный врач сети частных пансионов для престарелых, Кандидат медицинских наук,



медсестра с пожилой пациенткойЗачастую медицинская сестра знает о физическом и психологическом состоянии больного, его нуждах больше, чем лечащий врач, т.к. проводит с пациентом много времени. От квалификации, личных качеств медицинской сестры во многом зависит успешность реабилитации больного. Младший медицинский персонал получает указания врача и далее следит за своевременностью, полнотой выполнения рекомендаций, реакцией пациента на процедуры, упражнения, медикаментозное лечение. Благодаря работе медсестер врачи в более полной мере узнают о прогрессе своих пациентов.

Реабилитационные задачи, выполняемые медсестрой

На всех этапах восстановительного лечения младший медперсонал:

  • выявляет все тревожащие пациента проблемы психологического, духовного, бытового, медицинского, социального характера, помогает в их решении самостоятельно или доводит до сведения лечащего врача;
  • определяет, оценивает факторы риска для пациента и его семьи, связанные с различными последствиями основного или сопутствующих заболеваний, предлагает пути решения или предупреждения возможных проблем – например, для больных, перенесших инсульт, фактором риска являются неподходящие условия в доме (высокие пороги, отсутствие яркого освещения, поручней в туалете и ванной, т.д.). Медсестра обращает внимание родных на этот факт и дает рекомендации по созданию безопасной среды;
  • готовит пациента к процедурам, занятиям, помогает врачу при проведении физиотерапии, медицинских манипуляций;
  • самостоятельно проводит физиотерапевтические процедуры (например, массаж), делает необходимые инъекции, выдает пероральные лекарственные средства и следит за их своевременным приемом;
  • осуществляет гигиенические процедуры, помогает пациенту во время посещения туалета, умывания, купания, приема пищи;
  • обучает больных самообслуживанию в изменившихся условиях окружающей среды или при изменении физических возможностей пациентов – при параличах, нарушении координации движений, переломах в реабилитационный период очень важно показывать больным правильную последовательность действий при одевании, умывании, расчесывании и в других бытовых ситуациях. Чем раньше пациент начнет привыкать выполнять простые ежедневные действия сам, тем быстрее он вернется к самообслуживанию и независимости. 

Роль медицинской сестры на ранних реабилитационных этапах

Восстановление начинается еще в палате интенсивной терапии. Главная задача медсестры в этот период – поддержание стабильного состояния больного. Младший медперсонал строго выполняет все рекомендации врача и следит в динамике за жизненными показателями пациента. Также медсестры:

  • проветривают палаты, поддерживают оптимальный температурный режим;
  • для профилактики пролежней каждые 2 часа больного перекладывают, для сохранения нужного положения тела используют валики, специальные матрацы, подставки, подушки;
  • проводят пассивную дыхательную гимнастику, массаж;
  • следят за адекватным потреблением жидкости, приемом пищи больным;
  • проводят санацию ротовой полости, гигиенические процедуры.

Роль медсестры на втором этапе реабилитации

помощь медсестры в реабилитацииЭтот этап проводится в центрах, реабилитационных отделениях, кабинетах. На втором этапе восстановительного лечения медсестра часто сталкивается с такими проблемами, как неспособность больного полностью себя обслуживать, высокий риск получения травмы или повторного инфаркта/инсульта, слабая вера в возможность полного восстановления, депрессия. В этот период роль медсестры наиболее значима для пациента. От квалификации медперсонала, его внимательности, доброжелательности во многом зависит успех реабилитации. 

Основные задачи, выполняемые медсестрой:

  • помощь в бытовых вопросах – одевание, личная гигиена (умывание, купание, бритье, расчесывание), прием пищи (использование столовых приборов, тщательное пережевывание, внимательность при приеме пищи);
  • организация обучения пациента пользованию вспомогательными средствами для передвижения (ортезы, трости и костыли, кресла), специальными столовыми приборами и т.д.;
  • повышение адаптации больного с ограниченными физическими возможностями;
  • создание безопасной среды для отдыха и активной деятельности – при этом нельзя ограничивать пациента, запирать в одной комнате. Наоборот, нужно поддерживать стремление к прогулкам, какой-либо полезной или увлекательной работе (рисованию, уходу за растениями, участию в клубах по интересам). При этом медсестра следит за безопасностью больного, помогает ему, если необходимо, сопровождает на занятия;
  • оказание психологической поддержки, при необходимости информирование психолога или психотерапевта о проблемах пациента.

На третьем этапе, как правило, больные не нуждаются в помощи медсестер, но могут получать консультации, руководства по отдельным вопросам реабилитационных программ.   

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Порядок открытия ооо в 2022 году пошаговая инструкция
  • Будесонид свечи ректальные инструкция по применению
  • Иов малыш инструкция по применению для детей 3 года
  • Кто осуществляет руководство деятельностью полиции в соответствии с федеральным
  • Руководство для пользователей асер