Руководство по швартовному оборудованию



RU


1784

janataly ®


01-Сен-2012 11:35


Руководство по швартовному оборудованию / Mooring Equipment Guidelines 3’d Edition



Author: Oil Companies International Marine Forum (OCIMF)
Genre: Руководство
Publisher: WitherbySeamanship lntematlonal
ISBN: 978 1905.331 32 1
Format: PDF
Quality: Scanned pages
Number of pages: 292
Description: The shipping industry has always been concemed with safe mooring practices. A fundamental aspect
of this cone em entails the development of mooring systems that are adequate for the intended service,
with maximum integration of standards across the ra nge of ship types and sizes. To fu rther this aim the Oil
Companies International Marine Fotum first published Mooring Equ.ijmlent GujdeJines in 1992 and this latest,
third edition provides a major revision and update to the original content to reflect changes in ship and
terminal design, operating pcactices and advances in technology.
Although numerous standards, guidelines and recommendations concerning mooring praclices. mooring
fittings and mooring eq uipment exist, where g uidance is given it is often incompk!,te. For example. the
number of hawsers and their breaking strength may be recommended without any advke on mooring winch
pulling force or brake holding capildty. ThesegujdeJines provide an extensive overview of the requirements
for safe mooring from both a ship and tem1inal perspective and embrace the full spectrum of issues from the
calculation of a ship’s restraint req uirements. the selection of rope and fitting types to the retirement criteria
for mooring lines.
Additional info: На английском языке



Оценка:
4.9 / 5

(Голосов:
97)
· Скачан: 2398 раз



4476

bot


— спустя 2 часа 56 минут


01-Сен-2012 14:32




NL


3

NeverSpill


— спустя 1 месяц 26 дней


27-Окт-2012 15:45




UA


1

sarvas


— спустя 11 месяцев 24 дня


21-Окт-2013 12:59


Встаньте на раздачу пожалуйста!!!



NL


2595

zxc


— спустя 2 часа 16 минут


21-Окт-2013 15:15


Прежде чем просить, глянули бы свой рейтинг. Скачано 1 Гб, отдано 0 байт



MX


6

pletora


— спустя 11 месяцев 27 дней


18-Окт-2014 03:23


hey guys: this book is awesome. a must
thank you all





GOOGLE BOT


18-Окт-2014 03:23




HR


60

lapadu


— спустя 2 дня 12 часов


20-Окт-2014 16:22




CN


1

Dorge


— спустя 7 месяцев 20 дней


10-Июн-2015 10:33




thaks


— спустя 5 месяцев 20 дней


01-Дек-2015 08:28




HR


1

arogulj


— спустя 17 дней


18-Дек-2015 11:39




Гость


— спустя 5 дней


23-Дек-2015 15:23




IT


11

step71


— спустя 10 месяцев 21 день


14-Ноя-2016 09:24


Torrent File damaged. Couldn’t download thè book. Thank you anyway.



ES


1

Seafelixatsee


— спустя 15 дней


29-Ноя-2016 17:02


Смущение



IR


28

rvn10


— спустя 1 год 7 месяцев


15-Июл-2018 19:08


MEG4 published
OCIMF is proud to announce the release of the Mooring Equipment Guidelines, Fourth Edition (MEG4) on 28 June.



IN


2561

gillnumil


— спустя 28 минут


15-Июл-2018 19:37




4476

bot


— спустя 2 года 4 месяца


04-Дек-2020 13:27


  • Описание

Швартовка корабля остается основной функцией морской индустрии. Существует широкий спектр стандартов и рекомендаций для швартовных систем. Тем не менее, инциденты, которые наносят ущерб экипажу корабля и терминала, все еще происходят во время швартовки. OCIMF провела серьезный пересмотр данного Руководства, где уделило особое внимание безопасности персонала судов и терминалов. В нем рассматриваются четыре важные области: 
• Уроки, извлеченные из инцидентов, особенно из-за сбоев в швартовных линиях. 
• Ориентированные на человека швартовные конструкции и человеческие факторы при швартовых операциях. 
• Новые правила и рекомендации ИМО по безопасности швартовки. 
• Альтернативные технологии швартовки и их безопасное включение в конструкцию швартовных систем как для судов, так и для терминалов. 
Основные изменения данного выпуска: 
• Четыре новых раздела: 
— Раздел второй: Человеческие факторы. 
— Раздел девятый: Причал и арматура. 
— Раздел 10: Интерфейс корабля / берега. 
— Раздел 11: Альтернативная технология швартовки. 
• Одно новое Приложение B: 
Рекомендации по покупке и тестированию швартовных линий и хвостов. 
• Новые инструменты, помогающие операторам управлять оборудованием: 
— План управления линией (LMP). 
— План управления системой швартовки (MSMP). 
• Обновленные и расширенные указания по швартовным линиям. 
• Приводится новая терминология для описания прочности швартовных линий и оборудования. 
• Обновлены коэффициенты удержания ветра и течения (приложение A), которые были повторно подтверждены ведущим классификационным обществом из МАКО, охватывающие танкеры в размере от 16 000 DWT и выше. 
В этой публикации устанавливаются рекомендуемые минимальные требования, которые помогут улучшить проектирование, производительность и безопасность швартовных систем.

Назад


Наставление по швартовному оборудованию (MEG4) 21.10.2018 00:39

На протяжении многих лет инциденты, связанные с обрывом швартовых концов в порту, привели к многочисленным жертвам и авариям. Швартовка, по-прежнему, является судовой операцией повышенного риска.

ОКИМФ опубликовал последнюю редакцию «Наставления по швартовному оборудованию» (Mooring Equipment Guidelines (MEG4)). В соответствии с требованиями последней редакцией MEG4 все танкера и газовозы должны иметь на борту План управления системой швартовки (Mooring System Management Plan -MSMP).

MSMP должен включать следующие данные:
Часть A – Основные данные о судне
Часть B – Устройство швартового оборудования
Часть C – Список швартового оборудования
Часть D – Проверки и техническое обслуживание
Часть E – Риски и управление изменениями, безопасность персонала
Часть F – Записи и документация
Часть G – Реестр плана управления системой швартовки (MSMPR)

ИБ-2018-090

MSMP должен находиться на борту судна и предъявляться инспекторам веттинг контроля.

775px-Amarrage.svg

В рамках Системы управления безопасности (СУБ) наша компания предлагает Вам разработку соответствующих планов и судовых процедур по швартовке.

идают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого. Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг

ипродолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем быстрое и безопасное выполнение швартовных операций, надежное крепление судна у причала или иного объекта и предохранение корпуса от повреждений. С этой целью на судне еженедельно должен производиться тщательный осмотр устройства с проверкой готовности к действию. При осмотре следует обращать особое внимание на целостность болтовых и надежность сварных соединений элементов швартовного устройства. Швартовные механизмы необходимо осматривать, смазывать и опробовать в действии на холостом ходу перед каждой швартовной операцией.

Рабочие поверхности роликов киповых планок, направляющих роульсов, кнехтов, битенгов и клюзов должны быть гладкими для предупреждения преждевременного износа тросов. Ролики киповых планок и направляющие роульсы должны легко вращаться, регулярно смазываться и не реже 1 раза в год полностью разбираться и тщательно осматриваться. Необходимо своевременно возобновлять окраску всех элементов швартовного устройства.

Швартовные вьюшки следует периодически очищать от грязи, ржавчины, окрашивать и смазывать. Цепные и тросовые стопоры должны быть исправны. При их осмотре необходимо обращать внимание на состояние звеньев цепных стопоров и скоб, которыми стопоры крепятся к палубным обухам.

Следует уделять особое внимание хранению и использованию швартовных тросов, принимать меры для предупреждения преждевременного их износа.

Стальные тросы, изготовленные из неоцинкованных проволок, надо оберегать от ржавления, периодически очищать от грязи и смазывать смесью солидола с нейтральным маслом. Трос, загрязненный грунтом или илом, до сматывания на вьюшку надо окатить пресной водой и просушить. При обнаружении на тросе налета ржавчины следует зачистить этот участок троса стальной щеткой до блеска, а затем протереть. Проржавевшие тросы должны немедленно заменяться. Нельзя оставлять на стальном тросе торчащие концы лопнувших проволок, их надлежит коротко обрезать или заправить внутрь стрендей троса.

-128-

Стальные тросы тщательно осматриваются не реже 1 раза в год, а также после каждой стоянки судна на швартовах в тяжелых условиях. Трос подлежит немедленной замене, если у него лопнула прядь или на длине, равной восьми его диаметрам, порвано более 10% проволок, а также если трос чрезмерно деформирован.

Синтетический трос подлежит замене, если в рабочей его части по длине, равной восьми диаметрам троса для крученых трехпрядных и десяти диаметрам для крученых восьмипрядных, количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15% и более общего количества нитей в новом тросе. Тросы, уложенные в бухты на банкетках, надо закрывать чехлами от воздействия солнечных лучей. Капроновые тросы необходимо оберегать от воздействия олифы, фенола и каменноугольной смолы. Для предотвращения искрообразования при работе с синтетическими тросами их надо раз в 2 месяца окатывать соленой забортной водой. Огоны на тросах должны быть обшиты парусиной.

Большое значение для продления срока службы швартовных тросов имеет правильная их эксплуатация.

Во избежание местного сминания и чрезмерного изгиба стального швартова нельзя пропускать одновременно несколько тросов одного направления в клюзы и кипы, проводить тросы на излом через острые кромки, крепить на одиночные битенги. Если швартов длительное время испытывает трение в одном месте (в кипе, клюзе и т. п.), то рекомендуется этот участок троса обмотать парусиной в несколько рядов. Можно использовать кусок разрезанного вдоль старого пожарного шланга длиной около 2 м, имеющего схватки из шкимушгара. После того как швартов взят на стопор, шланг крепят на нем у самого клюза, и при отдаче стопора он расположится в клюзе. Если тросы не защищены парусиной, следует подкладывать под них в клюзах и кипах старые маты. Для того чтобы стальной трос не закручивался в пружину, его надо накладывать на турачку брашпиля попеременно сверху и снизу, а на шпиль — то по часовой стрелке, то против. Рекомендуется периодически швартовы менять концами, чтобы они изнашивались более равномерно.

Во избежание скольжения напряженного синтетического троса на турачке швартовного механизма или на кнехте и возможного при этом его оплавления от сильного трения необходимо накладывать на турачки не менее трех, а на кнехт — не менее шести шлагов. По тем же соображениям не следует потравливать трос на турачке, надо ослаблять его обратным вращением механизма. Крученые трехпрядные тросы прямого спуска при накладывании на кнехты и битенги надо обносить по часовой стрелке. На швартовы из синтетических тросов должны накладываться стопоры, изготовленные из того же материала, что и швартовы, и, как правило, из плетеных восьмипрядных тросов.

-129-

Стопор должен быть вдвое тоньше швартовного троса, а его разрывное усилие

— не менее 30% разрывного усилия швартова. Категорически запрещается накладывать на синтетические тросы цепные стопоры.

Во время грузовых операций необходимо следить, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами, если судно стоит в таком месте, где бывают колебания уровня воды вследствие приливов и отливов. В этих случаях рекомендуется применять в качестве швартовов растительные или синтетические тросы.

Во избежание повреждений швартовных механизмов запрещается крепить тросы на турачках даже на непродолжительное время.

Ежегодно при возобновлении судну документов на право плавания швартовное устройство предъявляется Инспекции Регистра СССР для освидетельствования.

§ 39. Техника безопасности при швартовных операциях

Выполнение швартовных операций сопряжено с опасностью для участвующих в них членов экипажа. Поэтому они должны выполняться при строгом соблюдении правил техники безопасности, которыми, в частности, категорически запрещается:

присутствовать в местах производства швартовных операций лицам, не участвующим в швартовке или отшвартовке судна;

подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также пускать в действие швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;

участвовать в швартовных операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц одобренного образца;

работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям;

оставлять без надзора органы управления работающих механизмов. При обнаружении неисправности в механизме его надо немедленно остановить;

подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от матросов, находящихся на берегу, что трос закреплен и чист, и не предупредив их;

во время работы швартовного механизма накладывать на турачку, снимать и перетравливать через нее швартовные тросы, удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке, держаться руками за ходовой конец выбираемого стального и растительного тросов ближе 1 м от турачки, а синтетического — ближе 2 м;

работать с тросами, имеющими калышки. До подачи такого троса на берег калышки надо разогнать, расправляя трос в направлении, обратном тому, в каком они образовались;

-130-

выбирать или стравливать тросы во время работы с ними у кипов и роульсов;

при потравливании с кнехта туго натянутого троса передвигать руками его шлаги. Для этого следует снять верхние шлаги и дать небольшую слабину тросу, держась за его ходовой конец на положенном расстоянии;

находиться вблизи и на линии натяжения троса, впереди и позади швартовного механизма, внутри разнесенных по палубе шлагов троса, а также внутри угла, образованного тросом, поданным через киповую планку или роульс;

находиться на линии натяжения стопора, использовать цепной стопор с растительным концом длиной менее 1,5 м;

при сильном отжимном ветре подтягивать судно к причалу на синтетическом тросе ввиду его большой опасности при его разрыве;

прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;

гасить инерцию судна натяжением швартовного троса, накладывать на трос стопор, когда судно имеет движение;

долго держать на стопоре сильно натянутый швартовный трос;

низко наклоняться над вьюшкой при сматывании на нее или разматывании швартовного троса.

Освещение места швартовных операций должно быть таким, чтобы свет не падал

врулевую рубку и в глаза людей, участвующих в швартовных операциях.

§40. Судовые трапы и их эксплуатация

Судовые трапы служат для удобного и безопасного входа людей на судно и схода с него, доступа к помещениям и рабочим местам, расположенным на различных палубах и уровнях. Они подразделяются на внутренние, наружные, забортные, судовые сходни и штормтрапы.

Внутренние и наружные судовые трапы служат для сообщения между палубами. По конструкции и способу установки они могут быть наклонные и вертикальные.

Наклонные трапы служат для перехода с одной палубы на другую, в машинные и котельные отделения, рубки и т. д.

Наклонные внутренние и наружные трапы сходны по конструкции. Углы наклона трапов в зависимости от мест их установки, ширина трапов и размеры свободных площадок перед входом на трап и при сходе с него, а также ширина и высота ступеней строго регламентируются требованиями техники безопасности. Поверхности ступеней делаются нескользкими и удобными для очистки от грязи. У трапов в машинных отделениях применяются ступени ажурной конструкции (решетчатые, сотовые и др.). В зависимости от расположения наклонные трапы снабжаются поручнями с одной или с обеих сторон.

-131-

Жесткие вертикальные трапы (рис. 49, а) служат для подъема людей на верхний мостик, мачты и т. д., а также для доступа в грузовые трюмы, шахты, цистерны, междудонные танки и другие отсеки.

Они состоят из двух металлических боковин, или тетив, к которым приварены на расстоянии 300 мм прутковые ступени. Ширина трапа между тетивами должна быть не менее 300 мм. Ступени изготавливаются из стального квадратного прутка, поставленного на ребро во избежание скольжения ноги при пользовании трапом. Для обеспечения надежной опоры для ног ступени выполняются из двух прутков с

рис. 49 Судовые трапы

а — жесткие вертикальные; б — скоб-трапы; в — оснастка трапа; г — штормтрап

расстоянием между их центрами 70 мм, а трап устанавливается так, чтобы расстояние между центром ступени и переборкой или другой конструкцией, расположенной за трапом (глубина опоры для ног), было не менее 150 мм. Установка однопрутковых ступеней допускается только на трапах, предназначенных для доступа к оборудованию, и трапах на мачты. Если трап снабжен поручнями, то расстояние между ними должно быть не менее 500 мм.

Скоб-трапы (рис. 49, б) обычно устанавливаются на мачтах и грузовых колоннах. Они состоят из металлических скоб, соосно приваренных к вертикальным конструкциям на расстоянии не более 350 мм. Скобы изготавливаются из квадратного прутка, поставленного на ребро. Они должны быть надлежащим образом изогнуты для предотвращения соскальзывания ноги со скобы и загнуты по краям так, чтобы их ширина была не менее 250 мм, а глубина опоры для ног — не менее 150 мм.

-132-

Забортный трап обеспечивает удобный и безопасный вход на судно и сход с него. На судах такие трапы устанавливаются, как правило, по одному с каждого борта. В большинстве случаев забортные трапы изготавливаются из легких сплавов.

Забортный трап состоит из двух тетив, между которыми на расстоянии не более 250 мм укреплены ступени шириной не менее 160 мм.

Согласно требованиям техники безопасности длина, марша трапа не должна превышать 10,5 м. На некоторых судах устанавливаются двухмаршевые трапы с площадкой между маршами и со средней подвеской. Длина такого трапа не должна быть более 20 м.

Одномаршевый трап имеет две площадки, которые присоединены к его концам шарнирно. Верхняя площадка имеет также шарнирное соединение с палубой, которое позволяет ставить ее вертикально, прижав к борту, или горизонтально, откинув за борт. В горизонтальном положении площадка удерживается примерно на уровне палубы двумя поворотными кронштейнами, упирающимися в борт судна. Ступени трапов могут быть неподвижными, либо подвижными, и тогда они автоматически устанавливаются в горизонтальное положение при всех возможных углах наклона трапа к горизонту. Неподвижные ступени имеют специальную форму, обеспечивающую удобство и безопасность передвижения по трапу. Площадки и поворотные ступени имеют решетчатую конструкцию. Для защиты трапа от ударов о причал и для перемещения по причалу нижняя часть трапа снабжена специальным катком. Трап имеет леерное ограждение и поручни по длине всего марша. Для установки ограждения на внешних сторонах тетив имеются гнезда, в которые вставляются металлические стойки с приваренными кольцами для пропуска в два ряда растительных или синтетических лееров. По верху стоек проходят общие поручни. Стойки могут заваливаться вдоль тетив трапа.

По-походному трап закрепляется вдоль борта в положении «на ребро» в специальной нише, сделанной в фальшборте по размерам трапа.

Для установки трапа в рабочее положение и уборки его по-походному имеется электрический или ручной привод, снабженный храповым стопорным устройством, а трап оснащен соответствующим такелажем. Один из способов оснастки трапа показан на рис. 49, в. На конце трап-балки 1, поворачивающейся вокруг штырявертлюга 6, укрепленного на судовой конструкции над трапом, к проушине 2 крепится скобой коренной конец мягкого стального троса. К трап-балке на вертлюгах подвешены одношкивные металлические блоки 3, 4 и 5. Аналогичные блоки 7 и 8 закреплены на внешних поверхностях тетив. Ходовой конец проводится через блок 8 на внешней тетиве, блоки 3 и 4 на трап-балке, блок 7 на внутренней тетиве, направляющий блок 5 на трап-балке и с него на электрический или ручной привод.

Для уборки трапа по-походному приводом поднимают его нижний конец до уровня палубы и снимают леера, а стойки вместе с поручнями укладывают вдоль тетив трапа.

-133-

Затем трап заваливают на ребро и крепят в нише к фальшборту крючковыми болтами с барашками или иным способом.

Сходня — простейшее приспособление для сообщения с берегом. Сходни бывают деревянные и из легких сплавов. Деревянная сходня состоит из двух деревянных тетив, соединенных между собой деревянными брусками, на которые плотно уложен и закреплен дощатый настил. На настил на расстоянии 300—400 мм друг от друга наколачиваются поперечные планки шириной не менее 40 и толщиной 20—30 мм. На тетивах по всей длине устанавливаются стойки, между которыми натягиваются в дватри ряда растительные леера.

На морских судах применяются обычно сходни из легких сплавов. На тетивах такой сходни имеются гнезда, в которые вставляются стойки с тройным рядом лееров. Для возможности перемещения по причалу нижнего конца установленной сходни имеются опорные ролики, снабженные козырьками. Для крепления сходни к борту судна на концах ее имеются кольца, крюки или другие приспособления. Если в фальшборте имеется специальный вырез для установки сходни, то ее верхний конец кладут на палубу и надежно закрепляют. Для перехода с палубы на сходни, положенные на фальшборт, используют полутрап с леерами, который приставляется к фальшборту с внутренней стороны. Разоруженная сходня закрепляется попоходному на штатном месте, обычно в радиусе действия судовых стрел или кранов.

Лоцманский штормтрап (рис. 49, г) должен закрепляться вне района сливных отверстий в борту судна и, насколько это возможно, в стороне от острых обводов судна.

При приеме-сдаче лоцмана в ночное время штормтрап и пространство за бортом в этом районе должны быть хорошо освещены. Необходимо иметь спасательный круг с самозажигающимся огнем, а также, если требуется, бросательный конец. Установка штормтрапа, посадка и высадка лоцмана должны производиться под наблюдением помощника капитана.

Правила технической эксплуатации трапов изложены ниже.

Забортные трапы всегда должны быть в исправном и чистом состоянии. Не допускается эксплуатация трапов с отсутствующими ступенями, поломанными поручнями, погнутыми тетивами и другими дефектами. Стойки должны надежно удерживаться в гнездах, леерное ограждение должно быть в исправности. Трапы, трап-балки и их детали должны быть окрашены, а все вращающиеся и трущиеся части смазаны. Перед спуском трапа необходимо внимательно осмотреть все его детали, трап-балку, привод и убедиться в их исправности. При стоянке судна у причала надо следить за положением нижней площадки при изменении осадки судна или уровня воды в результате приливо-отливных явлений. Если забортный трап с неповорачивающимися ступенями установлен с углом наклона к горизонту менее 30°, то необходимо уложить по всей длине трапа и надежно закрепить сходню.

-134-

В зимнее время трапы и сходни должны быть всегда очищены от снега и льда и посыпаны песком. Не рекомендуется устанавливать сходни с углом наклона к горизонту более 35°.

Особое внимание должно уделяться надежному креплению штормтрапов. При креплении надо следить за тем, чтобы балясины были параллельны уровню воды и плотно упирались в борт судна. Запрещается крепить штормтрап на борту судна за балясины.

Необходимо тщательно следить за состоянием внутренних и наружных трапов, своевременно устранять обнаруженные дефекты. Во время грузовых операций следует оберегать трюмные трапы от повреждения грузом и грузозахватными приспособлениями.

Штормтрапы испытываются ежегодно пароходствами в соответствии с Инструкцией, утвержденной ММФ. Результаты испытаний оформляются актом. Тетивы и балясины испытываются отдельно подвешиванием пробного груза.

При установке и эксплуатации трапов должны соблюдаться правила техники безопасности.Если нижняя площадка трапа находится выше причала на 50 см и более или ниже его не менее чем на 20 см, а также если она установлена полностью или более чем на половину над водой, то с площадки на причал должна быть положена сходня, надежно закрепленная на площадке трапа. Под трапом должна натягиваться предохранительная сетка, или же леерное ограждение на всю длину марша должно быть обтянуто сеткой или брезентом. На борту судна у поданных на берег трапов и сходней должен быть спасательный круг с закрепленным на нем линем длиной не менее 27,5 м. В ночное время трапы и сходни должны быть хорошо освещены.

Запрещается пользоваться штормтрапом, если:

на верхней удлиненной балясине отсутствует товарный знак изготовителя, величина допускаемой нагрузки и дата испытания штормтрапа;

на тетиве отсутствует бирка с указанием инвентарного номера и даты очередного испытания трапа;

оборвана хотя бы одна из прядей тетивы; смещен бензель и балясины не параллельны между собой;

тросы тетив перепрели или сгорели на глубину около 1/3; лопнула или отсутствует хотя бы одна из балясин;

штормтрап своей нижней балясиной не достает до уровня воды, причала или палубы плавсредства.

-135-

Глава VIII

ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО

§ 41. Назначение, составные части и их размещение

Грузовое устройство служит для погрузки-выгрузки грузов, перевозимых на судне. В одних случаях (при проведении грузовых работ в рейдовых условиях, у ледовых припаев и необорудованных причалов) грузовое устройство судна служит единственным перегрузочным средством, в других — используется совместно с береговыми средствами в целях ускорения грузовых операций.

Основными элементами грузового устройства судна являются грузоподъемные механизмы и стрелы, оснащенные такелажем. Количество и грузоподъемность грузовых средств определяются в основном назначением судна, количеством трюмов и люков.

На судах применяют два основных типа грузовых устройств — со стрелами и кранами. Для обеспечения удобного и быстрого проведения перегрузочных работ стрелы и краны имеют возможность перемещать груз в вертикальном и горизонтальном направлениях. Однако способ поворота у них различный: кран поворачивается специальным механизмом, а поворот грузовых стрел осуществляется оттяжками, которые выбираются вручную или лебедками.

Для производства грузовых операций важное значение имеет вылет стрелы, т. е. величина выноса за борт нока стрелы или крана. Увеличению вылета грузовых стрел способствует крепление их к мачтам П- или Л-образного типа и к парным грузовым колоннам.

Грузовое устройство со стрелами состоит из грузовых стрел, лебедок и соответствующего такелажа. Шпоры стрел закрепляются шарнирно на мачтах или парных грузовых колоннах. Размещение грузовых лебедок зависит от места закрепления стрел. Обычно их устанавливают на отдельных площадках, возвышающихся над грузовой палубой на 2,5—3,0 м. Такие площадки находятся на рострах надстроек и на специальных грузовых рубках (тамбучинах), расположенных между трюмами. Такое расположение лебедок дает ряд эксплуатационных преимуществ: улучшается обзор для лебедчика, откатываемые или откидные люковые закрытия при открытых трюмах находятся под рострами рубки или надстройки, лебедки не мешают размещению палубного груза.

На современных судах со стреловым вооружением применяются преимущественно электрические грузовые лебедки. Широкое распространение получила, например, лебедка ЛЭ-44 грузоподъемностью 10 т при скорости подъема 25 м/мин, с трехскоростным электродвигателем. Конструкция лебедки допускает раздельную работу грузового барабана и турачки.

-136-

§12. Швартовное устройство: назначение и расположение на судне элементов швартовного устройства. Составные части устройства. Швартовные лебедки. Кранцевая защита
12.1. Назначение швартовного устройства и основные элементы швартовного устройства
Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов

В состав швартовного устройства входят:
• швартовные тросы;
• кнехты;
• швартовные клюзы и направляющие роульсы;
• киповые планки (с роульсами и без них);
• вьюшки и банкеты;
• швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
• вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

а)Швартовные тросы
В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.
Количество и размер тросов определяются согласно характеристике снабжения данного судна.
Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал.
Наиболее распространенными из них на судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.
На нефтеналивных судах запрещается использование стальных тросов.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов.
Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов.
Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру.
Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

б) Кнехты
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание.

Кнехты бывают:
1. Крестовые, то есть с горизонтальной перекладиной, назначение которой – воспрепятствовать соскальзыванию канатов.
2. Прямые – без горизонтальной перекладины.
3. Битенги

Кнехты с крестовиной удобны для крепления швартовых концов, направленных сверху под углом к палубе. Подобные кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях судна по обоим бортам симметрично.

Иногда на судах устанавливают однотумбовые кнехтыбитенги, которые используются при буксировке.

Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля.

Когда трос выбирают, тумбы свободно пропускают трос.
В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10.

Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают стопор.

в) Стопоры служат для удержания швартовых тросов в натяженном состоянии при переносе их с барабана швартового механизма на кнехты.

Стопора бывают: цепные (рис. а), растительные или синтетические (рис. б).

Цепной стопор представляет собой такелажную цепь диаметром 10 мм, и длиной 2 – 4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху, на другом конце стопора растительный или синтетический трос длинной не менее 1,5 м. и толщиной в два раза тоньше, чем швартовый конец.

Стопор из растительного или синтетического троса изготовляется из того же материала, что и швартовые тросы только в два раза тоньше.

г ) Клюзы
Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями.


Фото. Швартовные клюзы

В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

д ) Киповые планки и направляющие роульсы
В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление.

Имеется несколько типов киповых планок.

Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.
Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют также направляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.

е) Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.
Вьюшки представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса

12.2 Схема швартовки судов различных типов и разновидности швартовных концов

а) Бросательные концы (выброски) и кранцы
К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.
Бросательный конец необходим для подачи швартового троса на берег при подходе судна к причалу.

Бросательный конец – это растительный или синтетический линь толщиной 25 мм, длиной – 30 – 40 м, с одной стороны которого привязывается легость (груз, оплетенный тонким растительным торсом, например, парусиновый мешочек, наполненный песком) для увеличения дистанции броска, другой конец привязывается к огону швартового троса.


Выброска (лёгость)


Подача лёгости

На одном конце швартовного троса имеется петля — огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки.

Фото: Швартовная тумба на причале

Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Рис. Швартов к операциям готов

Процесс типовой швартовки судна включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при котором оно только слушается руля, или толчками (имеется в виду использование двигателя у причала для погашения инерции с расчетом, чтобы после первых оборотов машины судно совершенно остановилось).
3. Производится подача и крепление швартовных тросов с предварительным полным погашением инерции.

Число швартовых тросов на судне, их длина и толщина определяется Правилами Регистра согласно Характеристике снабжения Nc

Схема заведения швартовых концов показана на рисунке:

Основные швартовы подают с носовой и кормовой оконечности судна в направлениях, исключающие движения судна вдоль причала и отход от него.

В зависимости от направления швартовы называются:
Швартовы, заведенные с носовой и кормовой оконечности судна, удерживающие судно от движения вдоль причала называются носовым(1) и кормовым (2) продольными.

Швартов, направление которого противоположно продольному называется шпрингом.
Носовой (3) и кормовой (4) шпринги используются для тех же целей, что и продольные концы.

Швартовы, заведенные перпендикулярно причалу, называются носовым (5) и кормовым (6) прижимным. Прижимные концы не дают судну отходить от причала при отжимном ветре.

12.3 Расположение на судне, конструкция и требования по подкреплению корпуса в местах монтажа
Кнехты необходимо устанавливать на фундаментах, которые должны крепиться к палубе и скрепляться с набором корпуса.
Допускается приварка кнехтов к утолщенным листам палубного настила.

На транспортных судах применение бортовых кнехтов, устанавливаемых путем приварки к настилу палубы, не допускается.

Крепление бортовых кнехтов на этих судах должно быть рассчитано на усилия, возникающие при буксировке и толкании судов в два пыжа.

Кнехты, киповые планки и другие детали швартовного оборудования, а также их фундаменты должны быть сконструированы так, чтобы при действии усилия, равного разрывному усилию швартовного каната, для которого они предназначены, напряжения в деталях не превышали 0,95 предела текучести их материала.

Швартовные кнехты, расположенные во взрывоопасных помещениях и пространствах, должны быть установлены на фундаментах, конструкция которых должна допускать свободную циркуляцию воздуха под кнехтами.
Корпусные конструкции в районе установки швартовного оборудования должны быть надежно подкреплены.

12.4. Швартовные механизмы
Швартовые механизмы – служат для подтягивания судна на заведенных швартовых к причалу, борту другого судна, бочке, а также для перетягивания судна вдоль причала и регулирования натяжения швартовых при колебании уровня воды приливо-отливных течениях воды, изменения осадки во время погрузки или разгрузки судна.

К швартовым механизмам относятся:
— брашпиль;
— швартовые шпили;
— якорно-швартовые лебедки;
— простые и автоматические лебедки.

Брашпили и швартовые шпили, имеют барабаны (турачки), которые используют для выбирания швартовых тросов.

На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме судна устанавливают швартовые шпили, которые не имеют цепного барабана.

Брашпиль пассажирского судна


Шпиль судовой

Вертикальное расположение оси вращения швартового барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления.
Вогнутая наружная поверхность барабана шпиля и брашпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра.

Вельпсы – препятствуют скольжению троса по барабану. Однако из-за перегибов на них швартовые тросы быстрее повреждаются.
Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, подверженных большему трению при работе на шпиле, барабаны шпилей делают гладкими.

Якорно-швартовые лебедки, устанавливают на некоторых судах вместо брашпилей, и используют во время швартовых операциях так же, как и брашпили.

Простая швартовая лебедка имеет электродвигатель со встроенным дисковым тормозом.
Вращение двигателя лебедки через механизмы внутри передается на вал со швартовым барабаном.
При помощи работы дискового тормоза можно регулировать скорость вращения швартового барабана.

Автоматическая швартовая лебедка отличается от простой лебедки тем, что она может работать в ручном и автоматическом режиме.
В ручном режиме лебедку используют для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов. После того как трос выбран «в тугую», он остаётся на барабане лебедки.
Лебедку переводят в автоматический режим, устанавливая необходимую силу натяжения троса.
При изменении, по каким либо причинам силы натяжения троса, лебедка автоматически подбирает или потравливает швартовый трос, обеспечивая постоянное натяжение швартового троса.

Автоматические лебедки изготовляются в двух вариантах:
— со швартовой турачкой, соединенной со швартовым барабаном разобщительной муфтой;
— без турачки, которые устанавливаются возле брашпиля и шпиля.

12.5. Привальный брус и кранцевая защита

а) Привальный брус судна – это деревянная, металлическая или резинометаллическая конструкция вдоль борта судна выше ватерлинии, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, предназначенная для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке от ударов о пирс или другое швартуемое к борту судно

Привальные брусья.

б) Кранцы
Кранцы – предназначены для предохранения корпуса судна от ударов о причальную стенку, или о борт другого судна при швартовых операциях и стоянки судна.

Кранцы бывают мягкие и жесткие
Мягкие кранцы – это мешки, туго набитые упругим материалом и оплетенные прядями растительного троса или упакованные в специальные чехлы.

Мягкие кранцы имеют огон с коушем для крепления к нему растительного или синтетического троса, длина которого должна быть достаточной за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы – деревянные бруски, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания такому кранцу эластичности, его оклетневывают по всей длине растительным или синтетическим тросом.

12.6. Требования Регистра, предъявляемые к швартовным механизмам
1. Привод швартовного механизма должен обеспечивать непрерывное выбирание швартовного каната в течение не менее 30 мин при номинальном тяговом усилии и с номинальной скоростью, установленными технической документацией организации-изготовителя. При этом скорость выбирания швартовного каната не должна превышать 0,3 м/с при номинальном тяговом усилии. Кроме того, должна обеспечиваться возможность выбирания каната со скоростью не более 0,15 м/с.
2. Привод швартовного механизма должен быть способен создавать усилие не менее двукратного номинального тягового усилия в течение 15 с.
3. Если максимальный момент привода может вызвать напряжения в деталях швартовного механизма, превышающие указанные, должна быть предусмотрена защита от перегрузки. Швартовный механизм должен быть оборудован автоматическим нормально замкнутым тормозом. Тормоз должен удерживать швартовный барабан в неподвижном состоянии при воздействии на канат статического усилия не менее 1,5 номинального тягового усилия швартовного механизма.
4. Автоматические швартовные лебедки должны быть оборудованы установленными на барабане тормозами, выдерживающими разрывную нагрузку каната. В случае применения автоматических швартовных механизмов должно быть предусмотрено также ручное управление этими механизмами.
5. Автоматические швартовные механизмы должны быть оборудованы:
— звуковой предупредительной сигнализацией, срабатывающей при максимально допустимой длине вытравленного каната;
— указателем фактического значения тягового усилия, приложенного к швартовному канату в автоматическом режиме работы механизма.
6. Детали автоматического швартовного механизма, находящиеся под нагрузкой при заторможенном барабане, должны быть проверены на прочность при действии разрывной нагрузки каната. При этом напряжения в деталях не должны превышать 0,95 предела текучести материала.

12.7. Требования Российского Речного Регистра к электрическому приводу якорных и швартовных механизмов
— В случае применения электрических двигателей переменного тока с коротко-замкнутым ротором электрические приводы якорного и швартовного механизмов после 30-минутной работы при номинальной нагрузке должны обеспечивать возможность стоянки под током электрического двигателя при номинальном напряжении в течение не менее 30 с для якорных механизмов и 15 с для швартовных механизмов.
Для двигателей с переключаемыми полюсами это требование распространяется на работу двигателей с обмоткой, создающей наибольший пусковой момент.
— Электрические двигатели постоянного тока и переменного тока с фазным ротором должны выдерживать указанный выше режим стоянки под током, но при моменте, равном 200 % номинального, причем напряжение может быть меньше номинального. После режима стоянки под током превышение температуры должно составлять не более 30 % от значения температуры при номинальном режиме работы.
— У якорно-швартовных шпилей и лебедок на ступенях скоростей, предназначенных только для швартовных операций и не предусмотренных для подъема якоря, должна быть предусмотрена соответствующая защита от перегрузки электрического двигателя.

Швартовка в шлюзе. Танкер «Механик «Воронков». Видео студентов Самарского филиала ВГУВТ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сигналка старлайн с автозапуском инструкция по эксплуатации брелок а93
  • Сироп от кашля мукоплант с подорожником инструкция
  • Должностная инструкция начальника части пожарной охраны
  • Урохолум инструкция по применению цена в россии
  • Руководство перевод на татарский язык