Руководство по скорочтению

Мы живем в очень быстром ритме, наш день расписан буквально по минутам и на чтение практически не остается времени. И это очень плохо, потому что, только читая, мы повышаем свой профессиональный уровень, интеллектуально развиваемся и расширяем свой кругозор.

Плюс к этому, читающий человек и говорит, и пишет грамотнее, в отличие от тех, кто читает мало или не читает вовсе. Вывод напрашивается сам собой – нужно учиться читать быстрее. И в этом вам поможет специальная техника скорочтения.

К счастью, таких техник существует несколько, и вы вполне можете выбрать ту, которая подойдет именно вам. Сегодня поговорим о том, что нам мешает читать быстрее, какие бывают техники скорочтения и с чего следует начинать.

С чего начать учиться скорочтению – пошаговая инструкция

Что такое скорочтение? Это навык, с помощью которого можно быстро структурировать текст и усвоить информацию. Скорочтению нас обучают в начальной школе. Помните, как учитель берет часы в руки, засекает время, а потом считает, какое количество слов вы прочли.

Ученик первого класса к концу учебного года должен прочитывать от 25 до 40 слов в минуту. К концу начальной школы, то есть в конце четвертого класса – от 90 до 120. А вот ученики средних и старших классов должны читать около 180 слов в минуту (хотя в этих классах технику чтения уже не проверяют). Такие же показатели считаются средними и для взрослого человека. Высокий показатель для взрослого от 400 слов в минуту.

Обучение технике скорочтения поможет увеличить ваши результаты в несколько раз. Если вы читали в среднем 200 слов в минуту, то используя техники скорочтения и запоминания, вы будете читать уже по 400-800 слов за это же время.

Научиться скорочтению можно абсолютно в любом возрасте.

С чего следует начать? Для начала необходимо устранить те причины, по которым вы читаете медленно, и только потом начинать выполнять упражнения методик для повышения скорости чтения.

Какие факторы замедляют процесс чтения и почему? В процессе чтения наши глаза совершают множество движений. Чтобы текст воспринимался полностью, глаза должны быть сфокусированы только на нем. Но так получается не у всех.

Мы постоянно отвлекаемся, наше боковое зрение улавливает массу мелких деталей и движений. Но это не главные причины. Основными причинами медленного чтения, по мнению специалистов являются:

  1. Проговаривание текста при чтении. Некоторым людям кажется, что проговаривание текста про себя помогает запоминать текст лучше, но это ошибочное суждение. Когда мы проговариваем текст, мы автоматически снижаем скорость чтения, потому как скорость чтения в данном случае будет равно скорости, с которой мы говорим (приблизительно 150 слов в минуту). Запомните, человек, который не проговаривает слова при чтении, воспринимает смысл прочитанного мгновенно!
  2. Повторное чтение фрагментов текста. Если вы постоянно возвращаетесь к уже прочитанному, скорость чтения снижается. Многие люди делают это автоматически, даже не задумываясь. Чаще всего, так делают те, кто недостаточно сосредоточен или боится, что без повторного прочитывания не сможет запомнить информацию.
  3. Невнимательность и/или рассеяность. Если вы «витаете в облаках», то вам вряд ли удастся быстро прочесть текст и полноценно его воспринять и запомнить. Техника скорочтения с высоким уровнем запоминания позволит вам читать быстро, и вы автоматически будет сосредотачиваться только на информации в тексте.
  4. Сложность материала и отсутствие базовых знаний. Это касается в первую очередь чтения специализированной литературы, поскольку оно занимает больше времени и требует обдумывания прочитанного. Также это относится к чтению книг на иностранных языках. В них вы можете встретить незнакомые слова, и вам потребуется время, чтобы разобраться и понять текст. Вышеперечисленная литература точно не подходит для скорочтения.

Устранив данные причины можно двигаться дальше. Предлагаю вам ознакомиться с пошаговыми действиями подготовки к обучению.

Шаг первый

Вам понадобится:

  • 4-6 непрочитанных книг, разных жанров (желательно не очень сложных для восприятия);
  • секундомер;
  • чистый лист бумаги или блокнот;
  • карандаш или ручка.

Шаг второй

Проверьте себя и оцените скорость чтения, степень восприятия и запоминания прочитанного материала.

Возьмите любую из выбранных книг и секундомер со звонком (можно воспользоваться таймером на телефоне). Чтобы оценить себя выполните следующие действия по инструкции:

  1. Выясните количество слов, которое помещается в пяти строках выбранного текста, и разделите на пять, округлите. Например, если у вас в пяти строках 45 слов, то в одной в среднем 9 слов (45:5=9).
  2. Теперь посчитайте количество строк на пяти страницах той же книги и снова разделите на пять. Например, на пяти страницах 186 строчек, значит, на странице около 37 (186:5=37,2).
  3. Теперь посчитайте количество слов, помещающееся на одной странице. Для этого просто умножьте среднее число слов на число строк в строке. Получится 333 слова (37х9=333).
  4. И последнее: выясните, с какой скоростью вы читаете текст. Засеките одну минуту на таймере телефона и начните читать в обычном режиме.

Вы должны не просто прочесть текст, но и максимально запомнить прочитанную информацию. Только этот показатель является вашей настоящей скоростью чтения.

Подводим итог, чтобы определить ваш уровень скорочтения:

  • менее 120 – ниже среднего;
  • 120-180 – ниже среднего, если только вы не моложе 15 лет;
  • 180-240 – среднестатистическая скорость;
  • 240-350 – уровень среднего студента вуза;
  • 350-500 – выше среднего;
  • более 500 – превосходная скорость.

Или пройдите онлайн готовый тест скорости чтения.

Шаг третий

Проверяем степень запоминания и восприятия текста. На подготовленном листе (или в блокноте) запишите все, что запомнили из прочитанного текста (имена, даты, какие-то действия или события). Важно воспроизводить все в том же порядке, как в книге.

Старайтесь записывать кратко, не использовать пустые слова (кажется, вроде бы, может быть и т.п.).

  • Подсматривать и открывать книгу нельзя!

Теперь посчитайте количество слов, которое вы смогли запомнить и написать на бумаге. Запишите это количество отдельно на листике.

Проверяйте себя таким способом после каждого нового способа развития скорочтения или при каждых пятидесяти словах увеличения скорости.

Комментарий психолога: я рекомендую завести блокнот и записывать результаты своих достижений в него. Так вам будет легче проводить сравнение, и вы будете видеть явные изменения в обучении скорочтению. Это очень мотивирует и вдохновляет.

Записывая результаты каждый раз на новом листе (даже если вы их будете где-то складывать – велика вероятность, что какой-то лист или несколько просто потеряются), вы рискуете не увидеть своих достижений. А значит, мотивация может снизиться либо пропасть вовсе.

Эффективные техники скорочтения

техники скорочтения и запоминания

Давайте рассмотрим основные техники и приемы, которые помогут вам понять, как научиться быстро читать и понимать прочитанное. Все это вы можете встретить в эффективном курсе Скорочтение.

«Линейное чтение»

В этой технике нужно читать слово за словом и строку за строкой, как нас учили в школе.

Это очень эффективный способ при прочтении сложных материалов. Ускорить данную технику можно с помощью движений рукой и расширения области зрения.

«Метод беглого скольжения»

Эта техника является как бы продолжением предыдущей, вы читаете по такому же принципу, но не фиксируете каждое слово, а скользите по тексту, выделяя важные части.

Эта техника предполагает чтение первой строки каждого абзаца. Она не подходит для изучения профессиональных и учебных текстов.

Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

«Сканирование»

Эту технику часто путают со скольжением, но это не совсем так. Это совершенно другая техника чтения. Сканируя, вы ищете какую-то информацию в тексте, например, свою фамилию в списке.

Такой способ чтения отлично подходит для поиска ответов на вопрос. Вы просто читаете вопрос, запоминаете то, что вам нужно найти и ищете ответ в тексте.

«Быстрая визуальная последовательность»

В этом случае текст дробится на отдельные слова, которые появляются друг за другом с большой скоростью на экране устройства (компьютера, телефона или планшета).

Существует программа, которую вы устанавливаете на часто используемое устройство, и в которую в дальнейшем будете загружать книги. Эта техника позволяет читать в несколько раз быстрее, но с ней труднее запоминать и понимать прочитанное.

Минимальное время тренировки для любой техники составляет 20 минут в день, оптимальное – 30 минут. Если хотите добиться результатов быстрее, увеличьте занятия до часа, делая перерывы каждые 10 минут.

Еще один важный момент! Чтобы освоить любую технику скорочтения, нужно избавиться от артикуляции и регрессий.

Для справки! Артикуляция – проговаривание звуков, которое существенно замедляет процесс чтения и запоминания.

Предлагаю несколько способов подавления артикуляции:

  1. Во время чтения едите счет от одного и до бесконечности. Поясню, когда вы читаете, то проговариваете не слова, а цифры. Этот способ является самым простым и эффективным.
  2. При этом способе нужно произносить одно слово, читая следующее. Это гораздо сложнее, чем первый способ, и без тренировки выполнить проблематично.
  3. Смысл этого способа заключается в проговаривании во время чтения стихов или куплетов из песни. Таким образом человек программирует свою дикцию на произношение знакомого, но отвлеченного материала, что сделать гораздо проще, чем проговаривать только что прочитанный (неизвестный) текст.
  4. Этот способ называют «методом речевых помех». Смысл в том, что в процессе чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:
  • Удар ладони – пауза в 0,2 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,2 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,4 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,4 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек

Ритм нужно выстукивать как можно четче, потому как внимание концентрируется не на произносимом тексте, а на движении и самом ритме, именно это и позволяет читать быстрее, при этом, не используя артикуляцию.

  • Читая, увеличивайте или замедляйте скорость чтения, это избавит от привычки проговаривать текст.
  • Выберите такой темп чтения, при котором слова будут восприниматься, но проговаривать вы их не будете успевать. На мой взгляд, это самый хороший способ избавления от артикуляции!
  • Этот способ можно назвать самым приятным – читая, включайте фоном музыку. Это должна быть легкая музыка, которая не помешает сосредоточиться. В процессе чтения просто следите за мелодией.

Основная задача при избавлении от артикуляций – поставить себя в максимально неудобное положение. Чтобы найти свой способ – пробуйте разные. Через время вы обязательно добьетесь того, что артикуляция при чтении вам будет не нужна.

Для справки! Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.

Главная причина регрессии – ваша привычка. Многие люди перечитывают текст по два раза для надежности «а вдруг что-то пропустил важное», от этой привычки можно избавиться следующими способами:

  1. Засеките две минуты и начните читать. Ручкой ведите под строкой, которую читаете, старайтесь концентрировать внимание именно на ручке. Переставляйте ручку со строки на строку, задайте темп и придерживайтесь его.
  2. Во время чтения «с ручкой» нельзя останавливаться и возвращаться к уже прочитанному. Так как основная задача на первое время: увеличить скорость и избавиться от регрессии.
  3. Следите за тем, чтобы не останавливаться на одной строчке более одной секунды, даже если потеряли суть написанного и перестаете воспринимать текст.
  4. Трехминутная техника. Засеките три минуты и возьмите ручку. Теперь на прочтение одной строки тратьте 0,5 секунды. Скорость чтения не должна изменяться на протяжении всех трех минут. Наверняка вы вообще ничего не поймете из прочитанного, но это не имеет значения. Сейчас у вас другая задача – скорость и избавление от регрессии.

Сохранение скорости – самая непростая задача, особенно когда велико желание вернуться и перечитать текст снова.

Этот способ – наиболее эффективный тренажер по скорочтению, потренировавшись, вы легко будете прочитывать около 600 слов в минуту.

Возвращаемся к техникам.

«Расширение восприятия»

Для увеличения скорости чтения, необходимо развивать периферическое зрение. Наш глаз даже если смотрит в центр, то видит его углы. Те, кто читает медленно, читают текст от начала строки и до конца, если же натренироваться и начинать с центра, то времени на чтение понадобится гораздо меньше.

Например, такое предложение: «Раньше они любили ходить в кино парами или предпочитали не посещать кино вовсе». Если вы начнете чтение со слова «ходить» и закончите словом «не посещать», то вы прочтете только 5 из 11 слов. Тем самым вы уловите суть и увеличите скорость чтения.

«Деление на абзацы»

Эта техника выполняет сразу две задачи: увеличивает скорость и не снижает степень восприятия информации. Вы делите текст на абзацы, объединяя группы предложений в единый смысловой блок.

То есть, все фразы одного абзаца должны относиться к одной теме. Чаще всего, тема абзаца понятна по его первому предложению. Прочитав его, вы уже понимаете смысл, а весь остальной абзац можно прочесть с помощью «сканирования». Таким образом, вы сокращаете время чтения в 3-4 раза.

«Чтение с помощью пальца»

Эта техника дублирует суть способа избавления от регрессии с ручкой. Принцип тот же, только вместо ручки вы используете палец. Если вы читаете на электронном устройстве, то вместо пальца можно использовать трубочку, свернутую из бумаги.

«Техника фоточтения»

Это очень интересная методика обучения технике скорочтения. Такое название она получила потому, что читатель как бы «фотографирует» всю страницу взглядом, пытаясь понять суть написанного. Эта техника подходит для просмотра большого количества текста на знакомую тематику.

«Техника диагонального чтения»

Этой техникой пользуются в основном те, кто самостоятельно научился быстро читать. Диагональное чтение схоже с фоточтением, но с использованием периферического зрения. Как читать по диагонали:

  • проведите мысленную линию от верхнего левого угла страницы в нижний правый;
  • двигайтесь взглядом по этой диагонали, стараясь охватить как можно больше слов одновременно;
  • не вчитывайтесь в отдельные слова, составляйте целостный образ материала;
  • выделяйте ключевые фразы и пропускайте обороты без смысловой нагрузки;
  • не возвращайтесь к отдельным кускам текста, пока не прочитаете материал целиком.

Эта техника также подходит для текстов на знакомую тему. Она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.

Техникой диагонального чтения владели некоторые известные люди. Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.

Методы скорочтения

обучение технике скорочтения

В продолжение вопроса, как освоить технику скорочтения, предлагаю еще несколько интересных и эффективных методов.

Разминка «2–3–5»

Когда мы берем в руки книгу, то сразу же начинаем читать. Но специалисты уверяют, что это не правильный подход. Вначале нужно дать глазам немного размяться. Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора, и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите секундомер, книгу формата А5, расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но не стремитесь пока вчитываться и понять их смысл. На последнем этапе этого упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро и с пониманием сути.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Чтобы видеть и воспринимать по несколько слов одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить такие навыки. Найти в интернете и распечатать такую таблицу не трудно.

Сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривайте вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

В книге рекордов Гиннесса самым быстрым чтецом в мире в 1990 году был объявлен Говард Берг, который заявил о результате 25 000 слов в минуту.

Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером — профессором университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет —  людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 слов в минуту.

Техника скорочтения «Сбор урожая»

Когда вы прочли информацию в книге, это не гарантирует, что вы сразу же все запомнили. Чтобы информация по-настоящему запомнилась и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

«Проверяйте эффективность»

После прочтения задавайте себе вопросы по содержанию текста, пробуйте его пересказать и/или законспектировать по памяти. Чем больше деталей и подробностей удалось воспроизвести, тем выше эффективность чтения.

«Засекайте время»

Сколько времени вы тратите на прочтение половины страницы? Две минуты? Одну? Начинайте с двух минут, а затем постепенно сокращайте время, стараясь прочитать тот же объём текста за меньшее время. Чем больше тренировок, тем быстрее вы будете читать.

Упражнения для быстрого чтения

Чтобы быстрее увеличить скорость чтения, необходимо дополнительно выполнять определенные упражнения.

«Зеленая точка»

Это упражнение помогает научиться воспринимать информацию  с помощью периферического зрения. Все очень просто: в центре страницы с любым текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза. Выполнять упражнение необходимо в течение двух недель. С его помощью вы научитесь рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от зеленой точки.

«Тарабарское чтение»

Это чтение справа налево. Упражнение развивает мышление и внимание, а также вырабатывает способность концентрироваться. Для начала можно тренироваться с помощью палиндром – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются, что слева направо, что наоборот. Примеры: «А роза упала на лапу Азора», «Коту скоро сорок суток» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте.

«Читаем вверх ногами»

Такие упражнения позволяют быстрее увеличить скорость чтения. Сначала читайте абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Вы сразу ощутите, насколько легко и быстро сможете это сделать!

«Тик-так»

Во время чтения охватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

«Назови цвет»

В этом упражнении важно запомнить цвет, которым написано слово, а ни само слово. То есть вы не читаете, а просто запоминаете.

«Заметки на полях»

Суть этого упражнения в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.

Упражнения на внимание

  1. Следите за секундной стрелкой на протяжении трех минут, ни на что не отвлекаясь. С первого раза обычно не удается, но потом обязательно получится.
  2. Запомните комбинацию из двух игральных карт или фишек домино, посмотрев на них 10 секунд. Постепенно увеличивайте количество карт или фишек, которые вы можете запомнить за 10 секунд.
  3. Читайте неинтересные книги, не обязательно быстро. Просто читайте, пытаясь сохранить внимание и запомнить описанную информацию.

Упражнения для детей

Детские упражнения для развития скорости чтения отличаются от взрослых, поэтому я выделила их в отдельную группу. Главная задача этих упражнений не столько повысить скорость, сколько улучшить продуктивность и способность сосредотачиваться на информации.

«Следи за строкой». Упражнение аналогично взрослому с ручкой. Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

«Пройди лабиринт».  Предложите ребенку читать, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

«Сбор урожая».  Суть упражнения в следующем: ребенок после прочтения каждого абзаца должен сделать паузу, отвернутся от текста, и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 2 предложениях и продолжает читать.

«Непослушная книжка». В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно.

«Отыщи слово».  Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Советы

Обучиться скорочтению непросто. Это потребует времени, терпения и многочисленных тренировок. Ну и конечно, желания. Если человек хочет добиться какой-то цели, то его ничто не остановит. Я так думаю.

Вот еще несколько простых советов, как научиться быстро читать.

Совет 1: Занимайтесь минимум 20 минут в день на протяжении одного месяца. В это период отрабатывайте только скорость чтения. Понимать и запоминать прочитанное вы будете только тогда, когда освоите одну из техник скорочтения окончательно.

Совет 2: Учитесь играя. Пытайтесь в любой ситуации находить что-то интересное, превращая простое действие в игру – соревнуйтесь с собой или с соперником, ищите ответы на вопросы.

Совет 3: Помните о мотивации! Мотивируйте себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь найти и перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст.

Совет 4: Одни люди могут выполнять любую задачу, не обращая внимания на внешние раздражители, другие же, наоборот, могут сосредоточиться только в полной тишине. Помните, что сложные условия делают человека более собранным и внимательным, учат отключаться от внешнего мира и сосредотачиваться на главном. Если вы относитесь ко вторым, то искусственно создавайте себе сложные условия, и учитесь концентрироваться на чтении.

Совет 5: Когда берете в руки книгу, держите ее под углом в 30° относительно своих глаз. Если читаете на компьютере, угол наклона экрана тоже должен быть таким же – отрегулируйте его.

  • Как поднимать энтузиазм в Примерах — Способы и Методы, Советы психологов
  • Правило 72 часа (Бодо Шефера) в бизнесе и в жизни — Примеры
  • Как составить план на год — 16 Шагов и Инструкция (+ Примеры)
  • Как быстро восстановить силы (и энергию) — 32 Способа и Примеры
  • Эффективные методы самоорганизации (в Примерах)

Совет 6: Во время чтения периодически двигайте головой назад и вперед – так сетчатке проще стабилизировать изображение. У данного упражнения даже есть название – вестибулярный рефлекс, за счет которого увеличивается обзор периферийного зрения.

Совет 7: В процессе чтения не обращайте внимания на междометия, союзы, предлоги и другие короткие лексические единицы. Доверьтесь своему мозгу – он прекрасно видит и обрабатывает все это без дополнительной концентрации.

Совет 8: При чтении, обязательно сохраняйте ровную осанку. Качество самого процесса чтения становится выше, если в действие вступает подсознание. А прямая осанка этому очень даже способствует, так как многие вещи, происходящие автоматически, происходят без помощи сознания.

Совет 9: Помните, ваше тело должно свободно дышать и отдыхать, когда вы читаете. Если вы будете сидеть ровно, активность и работоспособность вашего мозга будет сохраняться на протяжении долгого времени.

Совет 10: Прежде чем приступать к чтению, «разогрейте» глаза: посмотрите на стену и сфокусируйте взгляд на одной точке перед собой. Голову сохраняйте неподвижной. Вытяните руки вперед и посмотрите на кончики пальцев. С силой зажмурьтесь несколько раз, затем откройте глаза и немного поморгайте. Прижмите ладони к глазам и сделайте глазами несколько круговых движений: сначала по спирали, потом – выводя «восьмерку», затем – по горизонтали.

+Еще один совет: если вы задались целью улучшить свою скорость чтения и запоминания, настоятельно рекомендую прочесть книги Христиана Грюнинга «Скрытые ресурсы мозга. Руководство по правильной эксплуатации, или Как повысить свой интеллект, развить интуицию и улучшить память» и «Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий».

Христиан Грюнинг – адвокат по образованию, работал с одаренными детьми и большую часть своего времени посвятил разработке методик успешного обучения. В общем, в его книгах есть что почитать.

В заключение

Научиться скорочтению непросто, но вполне реально, если есть такое желание. Отвечая на вопрос: «Какая техника обучения скорочтению лучше всего?» скажу так: лучшая техника скорочтения та, с помощью которой вы быстрее всего научитесь это делать. А для этого вам придется испробовать на себе несколько техник, чтобы найти свою – эффективную и результативную. Не забывайте и об упражнениях, которые помогут вам добиться поставленной цели гораздо быстрее.

Загрузка…

#статьи

  • 27 янв 2023

  • 0

Скорочтение — что это такое и как его освоить

А главное — действительно ли это полезный навык?

Кадр: фильм «Назад в будущее 2»

Василина Пожидаева

Редактор IT-проектов, контент-маркетолог. Интересуется психологией, ментальным здоровьем, маркетингом. Любит писать информационные и аналитические статьи.

Многие любят читать медленно, вдумчиво, вникая в каждую деталь. Но не всегда на это находится время. Особенно если работа или другие внешние обстоятельства требуют быстрой обработки информации и принятия решений. Выход есть — освойте техники скорочтения.

В статье рассказываем:

  • что такое скорочтение;
  • зачем уметь быстро читать;
  • в каком возрасте лучше начать обучение;
  • техники, помогающие освоить скорочтение.

Скорочтение — это умение быстро читать и воспринимать информацию.

Важна не только скорость, но и усвоение материала — понимание структуры текста, основной и дополнительной информации, мыслей автора. Скорочтение строится на том, что читатель воспринимает крупные единицы текста, а остальное как бы достраивает, используя фантазию или накопленный опыт.

Средняя скорость чтения равна 200–400 слов в минуту, притом что текст запоминается читателем. Благодаря скорочтению скорость увеличивается до 600 слов в минуту, иногда даже до 1000.

Существует три оптические области, в рамках которых мы видим текст, — фовеальная, парафовеальная и периферическая.

  • Фовеальная область равна площади большого пальца на расстоянии вытянутой руки — это примерно длина одного слова.
  • Парафовеальная увеличивает эту площадь в два раза — до двух-трёх расположенных рядом слов.
  • Периферическая позволяет воспринимать сразу всё предложение.

Изображение: Skillbox Media

Обычное чтение включает только фовеальную область: мы читаем от слова к слову, фиксируем внимание на каждом из них и так составляем цепочку предложения. В техниках скорочтения используется парафовеальное и периферическое зрение.

Ещё скорость чтения замедляют:

  • регрессивное чтение — когда глаза скользят по тексту хаотично;
  • мысленное проговаривание прочитанного.

Пример регрессивного чтения, когда глаза движутся по тексту хаотично и возвращаются к уже прочитанному
Изображение: «Нейробюро: Практикум»

Главное преимущество скорочтения как для взрослого, так и для ребёнка — можно изучить много материала за короткий срок. Чем быстрее мы воспринимаем информацию, тем меньше времени тратим на подготовку (например, реферата или отчёта). А для тех, кто профессионально работает с текстами, — например, журналистов, редакторов, учёных, — этот навык и вовсе необходим.

Также владение техниками скорочтения повышает концентрацию внимания, эрудированность, даёт карьерные преимущества.

При этом скорочтение — не универсальный инструмент. Научную, профессиональную, техническую или художественную литературу можно читать таким образом только в том случае, если вы уже хорошо знакомы с материалом. Так делают редакторы, которые не первый раз вычитывают тексты авторов. Или учёные, которым не первый раз нужно прочитать статью или книгу.

Для обучения и изучения материалов, где нужна внимательность к деталям и погружение в смысл, скорочтение не подойдёт. В обычной жизни его можно применять для чтения научно-популярной, досуговой, деловой, развлекательной литературы и новостей, а также для чтения постов или статей в интернете.

Не стоит учить ребёнка техникам скорочтения с самого раннего возраста — это неэффективно. Правильнее будет научить его читать, привить любовь к этому процессу и подобрать литературу под его возраст и интересы. Для ребёнка чтение должно быть радостным процессом, вызывающим положительные эмоции и таким образом формирующим привычку.

К тому же скорочтение прекрасно тренируется и во взрослом возрасте. Однако перед тем, как начинать оцените свой уровень подготовки. К этому моменту у вас должны быть сформированы:

  • богатый словарный запас,
  • развитый интеллект,
  • высокая скорость зрительной обработки информации,
  • способность выделять главные мысли автора в тексте.

Прежде чем осваивать техники скорочтения, нужно отработать слабо развитые навыки: внимательность, скорость зрительной обработки информации, способность выделять главные мысли в тексте.

Для этого есть специальные упражнения — в этой статье мы назовём их подготовительными. Их же можно использовать как разминку каждый раз, когда вам нужно прочитать материал с помощью техник скорочтения.

Тренируйте внимание. Проблемы с концентрацией внимания не позволяют сосредоточиться на задаче. Необходимо дисциплинировать себя и учиться меньше отвлекаться.

Проделайте дыхательное упражнение или помедитируйте. При чтении закрывайте верхние строки — это научит не возвращаться к уже прочитанному.

Не проговаривайте слова при чтении. При мысленном проговаривании скорость чтения будет такой же, как и при устном разговоре. Нужно считывать смысл слов через их визуальные образы — воспринимать форму и осознавать значение.

Чтобы заблокировать внутреннее произношение, используйте ритм Жинкина: в момент чтения нужно выстукивать определённый ритм, который не соответствует ритму внутренней речи и мелодичности языка. Движение руками будет мешать мозгу проговаривать слова в уме.

Пример ритма Жинкина — послушайте и попробуйте отстукивать рукой что-то подобное при чтении

Развивайте периферическое зрение. Периферическое зрение увеличивает угол обзора и позволяет видеть предложение или текст на странице целиком.

Чтобы расширить видимую зону, используйте клиновидные таблицы. При использовании этой методикм важно фиксировать внимание в центре и читать элементы, расположенные по бокам. Начните с чтения цифр; если с этим не возникло проблем, то переходите к таблицам, которые состоят из слогов.

Клиновидные таблицы с цифрами и слогами
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Ещё одна полезная методика — таблица Шульте. Смотрите на таблицу на расстоянии 30 см и ищите цифры по возрастанию или буквы по алфавиту. Взгляд фокусируйте в центре и старайтесь не двигать глазами.

Пример таблицы Шульте
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Среди интересных и развлекательных техник можно отметить:

  • чтение предложений задом наперёд или в перевёрнутом виде;
  • создание помех — например, наложите поверх текста решётку, вырезанную из бумаги.

Освойте фоточтение. Это техника быстрого сканирования текста, которую используют, чтобы найти нужную информацию в короткий срок. Подходит для ознакомления со статьями в интернете или в журналах.

Алгоритм действий:

  • быстро пробежаться глазами по тексту;
  • оценить его структуру (посмотреть на оглавление, заголовки и подзаголовки);
  • бегло прочитать наиболее значимые части текста, выделив ключевые слова;
  • внимательно перечитать эти моменты.

Читайте по диагонали. Эта техника соединяет в себе фоточтение и использование периферического зрения. Методика учит воспринимать основные мысли и ключевые фразы при максимальном охвате текста. Это формат чтения смысловых блоков (абзацев), а не слов.

Вот что нужно сделать:

  • найти левый верхний угол и правый нижний, построить мысленную диагональ;
  • двигать глазами по диагонали, охватывая как можно больше слов;
  • выделять ключевые обороты;
  • прочитать материал целиком, и только потом вернуться к тем фрагментам, которые нужно перечитать.

Вариант диагонального чтения по абзацам
Скриншот: Алексей Толстой. «Пётр Первый»,1934 г. / Российская государственная библиотека / Skillbox Media

Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать больше

Методика скорочтения и упражнения

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провел опрос среди жителей России, который показал, что россияне стали в 5 раз больше читать по сравнению с показателями пятилетней давности, при этом чтением увлекается каждый второй житель России (53%). Примечательно, что речь идет о молодежи, респондентах с высшим образованием и женщинах.

Каждый читающий прочел в среднем пять книг за последние три месяца, те, кому за 60 лет, читают примерно 7 книг за этот же срок, а те, кто мало пользуется Интернетом, – 9 книг.

А что, если читать то же самое количество книг, но только в 3-5, а то и в 10 раз быстрее? «У меня нет столько времени читать!» – наверняка так подумали многие, кто частенько жалеет, что в сутках всего 24 часа. Не переживайте, время останется при вас, а вот скорость чтения можно увеличить в разы при помощи упражнений по скорочтению. Сегодня мы расскажем об интересных методиках быстрого чтения, но для начала давайте определимся, зачем вам это нужно.

О пользе скорочтения для всех

Скорочтение – это умение быстро воспринимать текст при помощи специальных техник. Обычно человек за минуту прочитывает примерно 120-180 слов, а при быстром чтении – в 3-4 раза больше (около 600 слов в минуту). Есть способы, которые позволяют достичь высочайшего мастерства в этом деле – читать от 1 000 слов за такое же время, и это мы говорим не о суперспособности, которая присуща только уникальным людям, это доступный абсолютно для всех навык.

Уоррен Баффет, известный миллиардер и инвестор, рассказал, что один из секретов его успеха кроется в чтении книг. По его мнению, высокий интеллект и широкий кругозор – особенная ценность, которая дает преимущество человеку в любых ситуациях. «Каждый день ложитесь спать, будучи немного умнее, чем вчера» – говорил он, считая, что лучший способ внедрить это правило в жизнь – много читать.

Сам миллиардер тратит 80% своего времени на чтение и читает по 500 страниц в день. «Я читаю и думаю, и принимаю меньше импульсивных решений, чем большинство людей в бизнесе» – такую пользу от чтения выделяет Уоррен Баффет [M. Schwantes, 2020]. К слову, ему уже 90 лет, а он до сих пор входит в 10 богатейших людей мира, занимая в списке Forbes 6 место.

Скорочтение полезно не только тем, кто стремится стать миллиардером, как Уоррен Баффет, но и всем без исключения: кто заинтересован в своем интеллектуальном и профессиональном развитии; детям, ступающим на школьную тропу; подросткам, у которых на носу поступление вуз; и людям в возрасте. Наталья Мануйлова, коуч, тренер по скорочтению, психолог, в одном из интервью рассказала, что польза быстрого чтения заключается не только в скорости усвоения информации, но и в тренировке памяти, логики, концентрации, в способности быстро считать и просчитывать ситуации, многозадачности без потери качества.

Упражнения для развития скорочтения способствуют развитию новых нейросетей в мозге, а значит, человек начинает мыслить и действовать по-другому, а не идти по сценарию старых привычек. Как говорит эксперт, чтобы понять причину, почему не складываются отношения, нужно работать не над поведением и самоконтролем, а в первую очередь обратить внимание на развитие нейронных сетей – они являются почвой для дальнейших изменений. И только потом уже следует что-то менять в отношениях.

Еще одна ощутимая польза от скорочтения – это повышение самооценки. Еще вчера человек читал примерно 200 слов в минуту, а сегодня легко справляется с 1 000 слов, и все это без изнурительных тренировок. Быстрое чтение формирует навык достижения результата. Это вдохновляет на новые свершения [Н. Мануйлова, 2021].

Итак, какие еще навыки помогает развить скорочтение:

  • распознавание слов по их визуальному образу (субвокализации), а не с помощью проговаривания текста про себя;
  • развитие памяти за счет подавления регрессии – возвратного движения глаз при чтении;
  • увеличение поля зрительного восприятия;
  • снижение утомляемости, которое достигается за счет уменьшения перевода взгляда;
  • концентрация внимания;
  • умение быстро находить ключевую информацию в тексте [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].

Навыки скорочтения особенно полезны для школьников, ведь между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая взаимосвязь. Школьная программа подразумевает освоение большого количества материала, не говоря уже о том, что ребенок, помимо школьных занятий, может посещать дополнительные кружки. Быстрое чтение не только помогает освоить внушительный объем информации за короткое время, но и повысить мотивацию к обучению. Мозг ребенка лучше всего «настроен» на развитие интеллекта и приобретение полезных навыков, поэтому важно начинать осваивать скорочтение в юном возрасте [Академия развития интеллекта Amakids, 2020].

Особенно способность быстро читать пригодится в старших классах, когда нужно готовиться к выпускным экзаменам. Конечно, можно пойти по популярному пути и подготовиться к испытаниям за одну ночь, но лучше воспользоваться более эффективным методом: и риски не сдать экзамен сведутся к нулю, и шанс обойти конкурентов при поступлении будет гораздо выше.

Скорочтение – это как спортивные соревнования на скорость: тот, кто читает быстрее и при этом усваивает прочитанное, обгоняет по своему интеллектуальному развитию тех, кто бежит «в хвосте» привычным размеренным темпом. И в лидерстве нет особенной магии: регулярные тренировки и целеустремленность делают свое дело. Поэтому предлагаем перейти от слов к действиям и на своем опыте удостовериться, что эта способность, которой владеют многие известные успешные люди, вам по зубам.

Переходим к практике

Любое дело требует четкой цели и предварительной подготовки. Перед тем, как приступить к изучению техники скорочтения и выполнению упражнений, ответьте себе на вопрос, для чего вы это делаете? Вы хотите освоить больше информации для личных или профессиональных целей или поработать над своей концентрацией и качеством восприятия текста? Чем значимее будет для вас цель, тем эффективнее пройдет обучение, каким бы сложным оно ни было.

Выделите время для практики в своем расписании. Лучше, если это будут ежедневные занятия длительностью 1-2 часа. Фиксируйте свои результаты: разница между ними может быть незначительная, и это нормально. Главное – следовать системе и не останавливаться на достигнутом, тогда вы придете к желаемому результату.

Идеально сделать скорочтение своим хобби или полезной привычкой и найти себе компанию по интересам, ведь вместе веселее. Пусть вас не смущает, если какое-то упражнение вам не подойдет. Методик достаточно много, вы обязательно найдете среди них те, что помогут вам научиться быстро читать.

А теперь давайте рассмотрим наиболее интересные методы и упражнения по освоению скорочтения.

Методика Павла Палагина

Павел Палагин, российский эксперт по скорочтению и развитию памяти, владелец нескольких бизнесов, с 2006 года занимается исследованием методики скорочтения. Сначала он изучал техники быстрого чтения по книгам, и спустя 3 года стал работать тренером по скорочтению и мнемотехнике со школьниками. К слову, сам Павел является уроженцем Волгоградской области, он окончил школу на отлично и поступил на бюджет на факультет автоматики в МИФИ.

На данный момент Павел Палагин владеет собственным тренинговым центром, где обучает своей методике быстрого чтения. Его курсы посетили более 31 тысячи человек, а богатый опыт практики скорочтения сподвигнул его на написание книги «Скорочтение на практике». Как раз об упражнениях из этой книги мы и поговорим.

«Путеводная звезда скорочтения» – так назвал свою методику Павел. Автор считает, что это совершенно новый подход к быстрому чтению и обработке информации, несмотря на то, что какие-то из приемов уже давно нашли свое применение на практике. Основой его подхода является осознанность всего процесса чтения в сочетании с анализом полученных результатов. Это помогает делать каждый шаг более эффективным.

Итак, эксперт предлагает изучать скорочтение, используя следующие 5 шагов:

  1. Просмотр (п): сориентироваться перед любым действием нам помогает интуитивная оценка происходящего. Замечали когда-нибудь за собой, как вы предварительно оглядываете ситуацию, в которой оказались? То же самое нужно делать перед чтением: бегло просмотреть весь текст и понять основную мысль.
  2. Цель (ц): после оценки ситуации приходит понимание, чего же на самом деле мы хотим. Это этап определения цели. Забегая в переполненную аудиторию, студент понимает, что ему нужно найти своего преподавателя – это и есть его цель. Просматривая документ, мы ищем ключевые моменты, которые для нас важны.
  3. Внимание (в): когда цель поставлена, необходимо максимально сосредоточиться на ней, иначе шансы выполнить ее качественно и в срок снижаются. Студент, который ищет своего преподавателя в аудитории, может отвлечься на разговор со своим однокурсником и в итоге не добиться своей цели. При работе с текстом важно понимать, что именно вам нужно извлечь из него, и направить на это все свое внимание.
  4. Чтение (ч): чтобы студент нашел преподавателя, ему нужно совершать действие (идти). Но сделать это можно, затратив несколько минут или в 10 раз больше времени. Также и тексты можно читать с разной скоростью и с разной степенью понимания прочитанного.
  5. Запоминание (з): в идеале любое действие должно приводить к результату. Первый результат чтения – понимание текста, затем – долговременное запоминание.

В книге «Скорочтение на практике» Павел Палагин приводит упражнения к каждому лучу пятиконечной звезды, одно из которых называется «Сбор урожая». Его цель – научить понимать и запоминать текст.

Техника состоит из следующих шагов:

  1. Стоп: по итогу прочтения законченного смыслового блока (параграфа, главы), нужно сделать короткую паузу, отведя глаза в сторону. У автора такая пауза занимает меньше секунды.
  2. Суть: представьте прочитанный текст в виде ситуации, образа, схемы. Ваша задача – создать в своей голове основные аспекты полученной информации и «изобразить» смысл. Человек лучше запоминает образы, а не текст. На это уходит, как правило, примерно 10 секунд.
  3. Проговаривание основы: коротко опишите своими словами суть текста. Можно это делать шепотом или вслух. На этот этап необходимо выделить 10-30 секунд.

Выполнение этого упражнения занимает примерно 40 секунд, а после 50 «собранных урожаев» вы и не заметите, как «садоводство» войдет у вас в привычку. Для достижения наибольшего эффекта автор советует добавить еще три шага: осмысление применения, визуализацию желаемого результата и внедрение в жизнь. Подумайте, где и как вы могли бы применить полученные знания на практике? Представьте себе ситуацию, когда вы реализуете свои выводы, и действуйте.

Если вы понимаете, что полученные знания можно применить за 1-3 минуты, то отложите книгу и внедряйте прочитанное сразу, если 3-5 минут, оцените возможность этого действия, а если больше 5 минут, то автор рекомендует воспользоваться приемом «Лист на внедрение». Методика очень простая: возьмите лист бумаги формата А4, сложите пополам и напишите название «Лист на внедрение из книги…» Читая каждый параграф и «собирая урожай», выписывайте в этот лист идеи из книги, которые вы могли бы реализовать [П. Палагин, 2015].

Еще одно упражнение называется «Техника 2-3-5» – это разминка для глаз, которая поможет повысить скорость чтения уже с первой практики. Вооружитесь книгой и сделайте это упражнение прямо сейчас вместе с экспертом:

Загляните на официальный сайт тренингового центра Павла Палагина, там вы найдете упражнения по скорочтению, которые сможете посмотреть бесплатно онлайн, и на его страницу в Instagram, где он размещает много полезной информации.

Методика Олега Андреева

Олег Андреевич Андреев является основоположником методов быстрого чтения в России. С 1970 года он, совместно с научной группой, изучает интеллектуальные способности человека. Результатом исследований и экспериментов является программа интеллектуального и духовного развития личности, которая отражает новейшие достижения современной науки в области психологии, педагогики, кибернетики и нейрофизиологии.

Многие упражнения, которые включены в данную программу, запатентованы, а их эффективность доказывает рекорд, занесенный в российскую Книгу рекордов Гиннесса: Светлана Архипова, ученица Школы, прочитала 60 000 знаков за минуту.

В своей книге «Техника быстрого чтения. Самоучитель» он дает подробную теоретическую базу и домашние задания для закрепления материала. Одно из таких упражнений направлено на подавление регрессии – возвратного движения глаз. Чтение без регрессии позволяет читать текст в 2 раза быстрее и понимать его в 3 раза лучше.

Алгоритм упражнения следующий:

  1. Запишите на двух отдельных листах бумаги (лучше небольшого формата) правило «читать без регрессии». Прочитайте написанное несколько раз и запомните его. Один лист разместите над рабочим столом, а другой положите в карман и периодически перечитывайте. Главное, чтобы это правило как можно чаще попадалось вам на глаза.
  2. Представьте, как вы читаете без регрессии. Прочитайте любой текст без возвратов, остановитесь, проанализируйте его, мысленно отметьте интересные моменты в тексте. Если у вас не получается разобрать по полочкам полученную информацию за несколько минут, перечитайте текст снова и определите причины, почему вам пришлось снова к нему вернуться (низкий уровень концентрации, сложный текст и т.д.)
  3. Фиксируйте свои наблюдения в рабочей тетради и выполняйте это упражнение ежедневно на протяжении недели.

Всего три шага помогут вам избавиться от привычки перечитывать текст, которая создает неразбериху в голове и частенько отбивает желание дочитывать книгу до конца, ведь при регрессии страдает понимание прочитанного.

Еще одно упражнение называется «Созерцание зеленой точки», оно помогает расширить оперативное поле зрения и усилить концентрацию. Выполняйте его в спокойной обстановке с ровным освещением один раз в день на протяжении трех месяцев, не прерываясь.

Упражнение «Созерцание зеленой точки» состоит из следующих этапов:

  1. Наклейте на картон текст и кружок, расположенный в центре текста, закрасьте зеленым цветом.
  2. Ежедневно перед тем, как лечь спать, садитесь за рабочий стол так, чтобы текст с зеленой точкой располагался перед глазами. Расстояние от глаз до зеленого кружка должно быть постоянно одинаковым (30-33 см), можно для удобства использовать подставку для книг.
  3. Прочитайте весь текст медленным и спокойным темпом. Это можно сделать в одиночку или совместно с автором методики, включив запись, где он читает этот текст.
  4. Сделайте гимнастику для глаз по окончанию чтения текста зафиксируйте положение головы, посмотрите вниз, вверх, влево, вправо на дальний и ближний предметы.
  5. Смотрите на зеленую точку в течение 10 минут. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, дышите ровно, расслабьтесь. Важный момент: во время созерцания зеленой точки текст читать нельзя.
  6. По окончанию предыдущего этапа закройте глаза, прикройте их ладонью и ложитесь спать. Зеленая точка должна быть последним зрительным впечатлением за текущий день.

А вот и сам текст упражнения:

Если у вас появилась усталость или резь в глазах во время выполнения упражнения, тогда вам следует хорошо отдохнуть и расслабить мышцы глаз и лба перед началом тренировки. Первое, чего вам необходимо добиться, выполняя упражнение, – это ясность сознания. В начале выполнения задания вас может клонить в сон, точка будет «убегать» – это нормально, главное – не поддаться соблазну закрыть глаза.

На следующем этапе выполнения упражнения ваша задача – расширить поле зрения: помимо зеленой точки, постарайтесь увидеть части текста с разных сторон. Речь не идет о прочтении текста, важно чувствовать его наличие боковым зрением. Следуйте главному правилу: не двигайте глазами, не меняйте точку фиксации. Вы должны смотреть только на зеленую точку и при этом стараться охватить взглядом весь текст.

Упражнение выполняется правильно, если:

  • вы, не отвлекаясь, 10 минут смотрите на точку;
  • фокусируясь на точке, в отдельные моменты вы вдруг начинаете видеть всю страницу целиком.

Даже, если последнее длится несколько секунд, этого достаточного для подтверждения успеха выполнения задания. Кстати, текст упражнения содержит программу всего курса Олега Андреева, а сама техника благоприятно сказывается на физическом и душевном здоровье. В книге «Школа быстрого чтения. Самоучитель» вы можете найти одни из лучших упражнений по скорочтению, на которых основываются многие современные методики изучения данного навыка [О. Андреев, 2011].

Методика Шамиля Ахмадуллина для детей

Шамиль Ахмадуллин является автором методик в области развития памяти и скорочтения для детей и взрослых. Сам Шамиль увлекается техникой быстрого чтения со студенческой скамьи, прошел множество тренингов на территории СНГ и за рубежом, и на данный момент ведет тренинги по быстрому чтению.

Его книга «Скорочтение для детей» – это сборник упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. По сути, эта книга – настоящий пятинедельный тренинг, пройдя который, дети научатся читать в 2-3 раза быстрее. Сам автор советует сначала родителям изучить методики, и только потом приступать к обучению своего чада, выбрав программу, соответствующую возрастной группе ребенка.

Итак, изучение скорочтения для детей следует начинать с упражнения на тренировку внимания. Струп-тест – это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова красный, зеленый, синий написаны разными цветами, при этом цвет слова и значение слова не совпадают (слово «красный» написано зеленым, а «желтый» – синим). Задача ребенка – прочитать слово, но произнести не само слово, а название цвета, которым оно написано:

Попробуйте пройти его сами. Удалось выполнить задание без ошибок?

Еще одно упражнение на внимание – «Большие и малые числа»: необходимо найти все числа от 1 до 99 по порядку:

С этим упражнением можно работать бесконечное количество раз, т.к. оно не надоедает, а выполнять его можно в прямом и обратном порядке. Особенность задания в том, что все числа изображены разным шрифтом, разного размера и размещены они в разных формах. Мозг ребенка должен быстро адаптироваться, чтобы выполнить задание, сначала скорость выполнения будет невысокая, а через пару тренировок ребенок научится обращать внимание только на форму написания, а не на остальные характеристики. Для удобства выполнения этого упражнения на развитие скорочтения рекомендуем распечатать лист с цифрами.

Наверняка вам известно, что каждое полушарие мозга отвечает в большей степени, чем другое, за конкретные мыслительные процессы: левое полушарие – за логику, последовательность, правое – за воображение, интуицию и т.д. Если вы или ваш ребенок левша, значит, у вас больше развито правое полушарие, и наоборот.

Синхронная работа обоих полушарий мозга способствует сверхобучаемости: процесс обучения проходит легко и эффективно. Такой подход особенно важен при скорочтении. Чтобы активировать оба полушария, ребенок может нарисовать рисунок одновременно обеими руками. А для простоты выполнения упражнения, воспользуйтесь готовым макетом:

Главное не давите на ребенка в процессе выполнения задания. Если ему удается его сделать на 30-50% – это хороший результат. И еще несколько важных советов от автора методики Шамиля Ахмадуллина, которые помогут добиться желаемых результатов в обучении быстрому чтению детей: держите своих учеников на грани возможного, накапливайте победы. Здесь работает закон спорта: молодому бойцу специально ставят в спарринг противника чуть слабее, чтобы начинающий боксер победил его и добавил себе уверенности. А после нескольких таких побед он борется с противником уже сильнее его. Дайте ребенку возможность почувствовать себя победителем, выполнив пару несложных упражнений, и постепенно повышайте планку [Ш. Ахмадуллин, 2015].

На первый взгляд, может показаться, что детям будет сложно справиться с заданиями, ведь наверняка даже вы, взрослые, выполняя эти упражнения по скорочтению, хоть раз, но где-то сделали ошибку, и в этом нет ничего страшного. Практика требует подготовки, а у ребенка – тем более. Посмотрите это видео Шамиля Ахмадуллина, в нем он делится эффективными упражнениями, которые помогут настроить мозг ребенка на обучение:

Подведем итог

Еще немного, и скорочтение перерастет из моды и увлечения в необходимость, ведь сегодняшний поток информации обязывает схватывать все на лету, понимая и осмысливая суть полученных данных. Быстрое чтение – это отличный способ не только сэкономить время, но и расширить свой кругозор за рекордно быстрые сроки (а значит, быть вне конкуренции), повысить уровень внимательности и усидчивости, улучшить память, а также расширить границы своих возможностей при решении многих вопросов.

Надеемся, методики, которые мы описали в данной статье, помогли вам приоткрыть дверцу в мир изучения навыка скорочтения, и вам тоже захотелось присоединиться к тем, кто может похвастаться впечатляющей скоростью чтения, тем более сделать это просто. Вы можете скачать бесплатные упражнения по скорочтению из Интернета, и заниматься самостоятельно, но любое обучение – это система, состоящая из комплекса теоретического и практического материала, уникальных советов от практиков, поэтому рекомендуем рассмотреть возможность пройти соответствующий курс. Загляните к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение и эффективное усвоение информации» и убедитесь, что читать много, быстро и увлекательно – это реально.

Желаем удачи и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Полезные методики и приёмы, которые не только улучшат скорость чтения, но и помогут лучше запоминать прочитанное.

5 книг, которые помогут освоить скорочтение

С чего начать

Прежде чем приступать к освоению навыков скорочтения, определите для себя главную цель: чего именно вы хотите? Увеличить скорость чтения или усваивать вдвое больше информации с перспективой дальнейшего применения? А может, всё сразу?

Существует множество разнообразных методик и упражнений для скорочтения. Какие подойдут именно вам — определяется только практическим путем. Не бойтесь отказываться от какого-либо упражнения, если работа с ним совсем не идет. Замените его другим. Любой процесс обучения, насколько бы сложным и трудоемким он не был, должен приносить удовольствие и побуждать вас к дальнейшему развитию. Неплохо подстегивают к прогрессу занятия в группе или с друзьями.

Составьте расписание занятий и придерживайтесь его (оптимально 1,5–2 часа в день). Введите само чтение в привычку и посвящайте ему свободное время. Отслеживайте свой прогресс, не исключено, что уже через неделю вы отметите заметное ускорение в чтении.

Записывать свои результаты также важно, чтобы понимать, когда вы оказались на «плато» — показатели будут незначительно увеличиваться и может показаться, что вы стоите на месте. Это не так. Наберитесь терпения. «Плато» стоит использовать для отработки уже изученных практик и после приступать к новым. Но ни в коем случае не бросать занятия, пока не достигните желаемого количества слов в минуту.

Методы, которые можно внедрить уже сейчас

  1. Просматривайте книгу (введение, оглавление, заключение) перед прочтением. Это позволит определить структуру материала, выделить важные места и те, которыми можно пренебречь. Чтобы избежать «воды» в тексте, сканируйте страницу глазами. При быстром чтении взгляд цепляется за конкретные фразы. Вычленяя их, переходите к вдумчивому чтению.
  2. Чем больше вы читаете в целом, тем проще вам будет пропускать вводные слова, повторения и устойчивые конструкции за счёт домысливания.
  3. Вы сами можете задавать скорость чтения, водя по строчке пальцем, карандашом или линейкой. А чтобы не возвращаться взглядом к прочитанным абзацам, закрывайте их листом бумаги.
  4. Для развития периферийного зрения тренируйтесь с помощью таблиц «Шульте». Эти упражнения помогут заметно сократить время поиска необходимой информации, за счёт увеличения количества видимого текста.
  5. Учиться можно играя: попробуйте найти в тексте незнакомые термины, или все слова с буквами ш, ф, л, м, н, о. Подобные тренировки концентрируют внимание и усидчивость в работе с текстом.

Книги по скорочтению и развитию памяти

Их я использовала во время самостоятельного обучения.

«Скорочтение», Питер Камп

Это классический самоучитель по скорочтению, в котором собраны методики и приёмы эффективного чтения. Питер Камп пошагово делится теоретическими и практическими знаниями о том, как прочитать нон-фикшн за 15 минут, роман за обедом, а статью в интернете за несколько секунд.

Курс рассчитан на 6 недель. Камп делает ставку не только на скорость чтения, но и на улучшение навыков запоминания и воспроизведения прочитанного материала.

купить книгу

«Быстрое чтение за 10 дней», Эбби Маркс-Бил

Практическое пособие для «экстремального» чтения, когда необходимо в кратчайшие сроки усвоить большой объём информации: во время сессии, при подготовке презентации или доклада. Занятия систематизированы по дням. Маркс-Бил напоминает об индивидуальном подходе к каждому упражнению, чтобы читатель не боялся что-то пропускать или адаптировать под себя. В активном чтении все усилия направлены на результат, и вы сами выбираете, как именно его достичь.

купить книгу

«Скорочтение на практике», Павел Палагин

Книга Палагина подойдёт для отработки уже имеющихся навыков скорочтения. Автор не теряя времени сразу переходит к практическому применению: методика → упражнение.

«Скорочтение на практике» помогает определиться с целью, верно обозначать главные тезисы прочитанного и концентрироваться на материале, независимо от окружающей обстановки.

купить книгу

«Помнить всё», Артур Думчев

Практическое руководство по запоминанию с использованием мнемонических техник. Область применения широка: от пароля почты до абзацев книг. Думчев пишет без воды, с чёткими инструкциями и юмором, что задаёт увлекательный настрой занятиям.

Освоение материала идет традиционно от простого к сложному. Я бы советовала выделить для себя необходимые приёмы при первом прочтении и после отрабатывать их, следуя рекомендациям автора.

купить книгу

«Эйнштейн гуляет по Луне», Джошуа Фоер

Ценность книги Фоера в личном опыте: как за год превратиться из человека, который вечно забывает ключи, в победителя конкурса по запоминанию. Автор подробно изучил историю развития памяти, чтобы использовать эти данные для лучшего освоения необходимых навыков. Фоер рассматривает не так много методик — только те, что использовал сам, однако книга станет для вас отличным мотиватором, чтобы не останавливаться на достигнутом.

купить книгу

Читайте также 📚

  • Как читать быстрее: советы, техники, упражнения
  • Что такое скорочтение и как освоить этот навык
  • Как освоить скорочтение: 5 бесплатных приложений и сервисов

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Как научиться читать быстрее

Как научиться читать быстрее

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию 

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно. 

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство финансово экономического отдела
  • Руководство по ремонту стиральных машин атлант
  • Тахограф дтсо 3283 инструкция по эксплуатации видео
  • Руководство по внутрен
  • Должностная инструкция бухгалтера по учету заработной платы бюджетного учреждения