Перед тем, как начать кататься на сноуборде, стоит задуматься, зачем вам это нужно. Отсутствие цели приведёт к тому, что после пары занятий новенькая доска отправится на балкон, а вы забудете о существовании этого вида спорта. Цели могут быть разные: активный отдых на природе зимой, развитие координации и ловкости, желание впечатлить или желание кататься вместе с опытными друзьями.
Если вы решили научиться кататься на доске, запомните несколько правил:
-
Не пренебрегайте техникой безопасности – падение даже на мягкий снег может привести к травме.
-
Не начинайте занятия со сложных элементов или высоких склонов – каждая территория для катания оборудована «лягушатником», который предназначен специально для тренировки навыков и обучения.
-
Подберите одежду и обувь, в которых вам будет комфортно. Тёплые носки, а также непромокаемые штаны и перчатки – обязательные атрибуты.
-
На первое время не понадобится дорогая доска, можно воспользоваться снаряжением из проката или приобрести б/у.
-
Детям и взрослым, которые только учатся кататься, рекомендуется надевать защитную экипировку: наколенники, налокотники, шлем, очки.
Подбор доски и обуви для катания разобраны в отдельном материале на нашем сайте. Ознакомьтесь с ним перед тем, как начать ездить на сноуборде.
Преимущества катания на сноуборде
Если вы решили, что хотите заняться именно этим видом спорта, вот какими преимуществами он обладает:
-
Развивает чувство ловкости и координации;
-
развивает мышцы, которые не участвуют в работе в повседневной жизни – внутреннюю сторону бедра квадрицепсов, косые мышцы живота;
-
Аэробные тренировки на свежем воздухе укрепляют сердечно-сосудистую систему и закаляют организм.
Начать правильно кататься можно уже через 5-7 тренировок после первого выхода на склон, однако потребуется упорство и понимание, зачем вы учитесь.
Техника катания на сноуборде: учимся без инструктора
В отличие от лыж или коньков здесь нет отдельных стилей катания, которые нужно выбирать ещё до первой тренировки. Техника катания на сноуборде зависит от ландшафта, навыков райдера и особенностей доски.
Выбор ведущей и опорной ног
Катание на доске осуществляется боком, поэтому одна нога становится опорной, вторая – ведущей. Чтобы определить для себя значение каждой, проведите эксперимент:
-
Выйдите на скользкую поверхность и немного прокатитесь на ногах (или пусть вас кто-нибудь легонько подтолкнёт);
-
В момент потери равновесия одна из ног автоматически встанет вперёд, она и будет ведущей;
-
Если вы заметили, что выставляете то левую, то правую ногу – попробуйте встать на доску сначала одним боком, потом другим и посмотрите, при каком варианте вам удобнее. Если удобны оба способа, можно будет поставить крепления так, чтобы обе ноги выступали ведущими.
Опорная нога обычно сильнее, тогда как ведущая служит в качестве руля и задаёт направление движения.
Разминка для изучения стойки
Перед тренировкой проведите небольшую разминку, чтобы разогреть мышцы и привыкнуть к доске и положению ног. Помогут несколько упражнений:
-
Разогрейте тело и конечности обычными наклонами, растяжкой и вращением суставов;
-
Закрепите ноги на доске стоя на ровной поверхности без наклона, переносите вес тела с одной стороны на другую;
-
Пытайтесь подпрыгнуть вместе с доской и приземлиться без падения;
-
Для тренировки скольжения достаточно закрепить на доске только ведущую ногу, опорной нужно отталкиваться от снега и ездить как на обычном скейтборде.
Как правильно стоять на сноуборде
Чтобы встать в базовую стойку, необходимо правильно надеть обувь и закрепить её на доске. Ногу нужно поставить максимально глубоко, вплотную к стенке крепления, чтобы там не осталось расстояния.
-
Сначала крепится первый ботинок (тот, который на ведущей ноге): застегните ближний к пятке ремень и убедитесь, что он не съезжает и не болтается под натяжением, потом пристегните ремень около носка.
-
Пока застегиваете крепление, придерживайте доску коленом, чтобы она не съехала.
-
Чтобы пристегнуть второй ботинок, встаньте на корточки и старайтесь меньше шевелиться, иначе доска придёт в движение.
-
Аккуратно поднимитесь в полный рост, балансируйте и помогайте себе руками, чтобы не упасть.
-
Плечи нужно расположить вдоль линии сноуборда.
-
Ноги можно чуть согнуть в коленях, нагрузка распределяется как 70/30, так и 50/50 на каждую ногу.
Выберите, что удобнее для вас, но не забывайте: если вы стоите на наклонной поверхности и начнёте переносить вес на ведущую ногу – вы начнёте скатываться.
Езда на заднем и переднем канте сноуборда
Кант – это боковая продольная часть доски. Передний кант – тот, к которому направлены носки ног. Спуск на переднем канте уже можно назвать катанием. Здесь важно не забывать о сохранении равновесия и быть готовым к падению, но едете вы не привычным способом, а перпендикулярно движению, то есть доска у находится под 90 градусов под вами. Стандартный спуск выполняется так:
-
Найдите каток с небольшим уклоном без выступов и возвышенностей, его ширина должна быть не менее 20 м, протяжённость – от 60 м. Чем меньше на территории людей, тем лучше. Так снизится вероятность упасть самому или столкнуть кого-нибудь.
-
Встаньте на край склона с опором на пятки, чем сильнее вы давите на задний кант доски, тем прочнее её сцепление с поверхностью снега. Чтобы начать движение, нужно перенести часть веса с пяток на носки.
-
Не пытайтесь сделать зигзаг или другой сложный элемент – нужно просто съехать с горки на доске, оставив за собой прямую линию.
-
Правила катания на сноуборде по технике спуска на канте предполагают равномерное распределение веса между двумя ногами. Если сильно давить на пятки – доска остановится, если большая часть веса будет приходиться на носки – сноуборд зароется носом в снег, и вы упадёте.
-
Если почувствуете, что вас начало заносить в одну из сторон, медленно поворачивайте тело в противоположную. Не машите руками и не раскачивайтесь.
Езда спиной вперёд на сноуборде для начинающих выполняется не так-то просто, к ней можно переходить после упорных тренировок. Больше всего новички боятся поворачиваться к склону затылком, но со временем это пройдёт.
-
Повернитесь спиной к склону, вес должен быть распределён равномерно по доске.
-
Стойте прямо, не сгибайтесь и не скручивайте тело как бы вас не страшило падение.
-
Легко перенесите вес на носки ног, и вы начнёте скатываться назад.
-
Чтобы сохранить равновесие, немного расставьте руки в стороны и перемещайте их по мере скольжения вниз.
Простые движения на сноуборде лучше всего разучивать с партнёром, который будет держать вас за руки и не даст упасть. С появлением уверенности при стойке на доске и скольжении учитесь обходиться без помощи.
Базовые уроки сноубординга: слалом вперёд и назад
«Лесенка» новичка существенно отличается от качественного слалома профессионала. Укорачивается радиус заноса, сокращается скорость, на начальных этапах и «лесенка» – огромное достижение. Инструкция для выполнения упражнения:
-
Встаньте в исходное положение: тело прямое, ноги чуть согнуты в коленях, вес распределён равномерно по доске, ведущая нога – левая.
-
Начните движение так, как будто выполняете стандартный плуг.
-
Проехав 2-3 метра, перенесите большую часть веса тела на правую пятку, левым носком старайтесь повернуть доску вправо.
-
После поворота стабилизируйте равновесие и повторите упражнение, но с переносом центра тяжести на левую пятку, а поворот выполните правым носком.
-
Не забывайте скручивать тело в сторону поворота, при движении используйте не силу мышц, а тяжесть тела. Это снизит нагрузку на корпус.
-
Чтобы остановиться после выполнения упражнения, выровняйте доску на ходу и переносите вес на носки обеих ног.
Это движение сложно выполнить с поддержкой партнёра, потому нужно предварительно хорошо изучить стандартный плуг и не бояться падений.
Слалом спиной вперёд выполняется аналогичным образом, но опорной частью становятся носки ног, а управление доской производится пятками.
Техника катания на сноуборде для новичков лучше всего просматривается в видео. Можно изучить его предварительно, непосредственно перед покупкой доски или первым выходом на склон.
Как правильно падать при езде на сноуборде
Правильное падение защитит вас от травм и переломов. Там, где можно сломать руку, вы можете набить себе один синяк, поэтому важно соблюдать технику падения и оттачивать этот навык.
На сноуборде практически невозможно упасть набок. Все падения происходят либо на переднюю часть тела, либо на спину. При потере равновесия и падении вперёд нужно:
-
Быстро согнуть ноги в коленях и сгруппироваться.
-
Согнуть руки в локтях и поставить их перед собой, как это делают боксёры в стойке.
-
Голову повернуть в левую или в правую сторону.
-
Старайтесь упасть на всё предплечье, а не на локоть и тем более не на голову.
При падении назад также необходимо согнуть колени, прижать подбородок к груди, чтобы не удариться о снег затылком. Здесь правильная группировка поможет избежать ушибов и травм внутренних органов.
Как правильно разворачиваться на склоне
Повороты влево-вправо выполняются путём балансировки веса вашего тела. Представьте, что вы уже скользите вниз плугом и нужно повернуть направо:
-
Перенесите основную массу тела на пятку правой ноги, левую ногу чуть расслабьте, давление на доску производится только её носком;
-
Скрутите тело в правую сторону, правое плечо отведите назад;
-
После поворота вернитесь в исходное положение, как в начале езды.
Та же техника катания на сноуборде для начинающих применяется для поворота налево, но основной вес переносится на носок правой ноги
Техника езды на сноуборде не так сложна, как может показаться начинающим. Вместо того, чтобы рассказывать о ней, просмотрите видео и наглядно узнаете, как выполнять базовые движения
Если вы освоили основные техники, то можно постепенно начать с несложных трюков на доске:
Читайте также
- Лучшие умные часы 2019-2020 года
- Лучшие смарт-часы 2020
- Обзор смарт-часов Honor Watch ES – характеристики и описание новой модели
- Обзор на смарт-часы HONOR Watch GS Pro
- Как выбрать фитнес-браслет: обзор моделей и характеристик
- Как выбрать сноуборд – советы по выбору доски
- Лучший степпер для дома – рейтинг 2020 года
- Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
- Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Download Article
Download Article
Snowboarding is a fun, thrilling sport that is enjoyed every year by thousands of people around the world. Read these steps to learn the basics of how to snowboard.
-
1
Dress for Snowboarding. In short, you’ll need clothing that keeps you warm and dry, a pair of snowboarding boots, and some safety gear.
- The full rundown of snowboarding equipment available is a long list, but these are the basics every snowboarder should have:
- A snowboard leash, to prevent runaway boards
- Snow pants or a snow bib, which is basically a pair of snow overalls
- A snow coat, not too loosely fit
- Snowboarding boots, which are specially designed to strap easily into the snowboard
- A crash helmet, to protect your head
- Thermal layers, such as long johns and wool socks
- Snow gloves with gauntlet cuffs
- Skiing or snowboarding goggles, to reduce glare and protect your eyes from particulate matter.
- The full rundown of snowboarding equipment available is a long list, but these are the basics every snowboarder should have:
-
2
Check everything for fit. In particular, wear your helmet and boots properly. The helmet shouldn’t move around on your head, or ride low on your eyes. It should be snug but not too tight. Boots should be tight but comfortable.
- If your boots are too big, you can end up over-tightening them and losing circulation in your feet.
- Wear snowboarding socks that come up past the top of your boots to prevent the boots (or your pants) from chafing around your ankles.[1]
Advertisement
-
3
Consider getting a stomp pad. This is a grip pad that goes on your snowboard, just above the binding for your back foot. It gives you a place to put your back foot temporarily, for times when you need to move a little ways but you haven’t bound both of your feet to the board yet.
-
4
Keep in mind there are various snowboarding styles. Most snowboards are purpose specific, but if you’re more interested in one or another specific aspect of the sport, there are specialized boards that can maximize your experience in the future. It is still advised to start with a softer rocker-dominant snowboard as you will progress much faster than if you would pick a snowboard designed for high speeds.
- All-mountain boards are the standard snowboards you’ll see everywhere on the mountain. They’re great for speed and carving (turning) on a downhill slope, but still short and wide enough to try tricks, spins, and catching big air, as well. Boards in this category can vary vastly in terms of technical specifications such as profile, flex etc.
- Freeride snowboards are designed to float in fresh uncompressed snow (powder). These boards can be distinguished by long and wide nose, short tail and powder-specific profile. They also tend to float more on the top of the snow, which makes them easier to control.
- Freestyle or technical boards are a little bit shorter and wider than all-mountain models. They’re more flexible as well, which gives them superior control for precise movements. Freestyle boards are preferred for riding snow parks (technical courses) and pipes. Boards in this category can vary wildly too. Some of them (softer and rocker-profiled ones) are also a good choice for many beginners because of their responsiveness.
- Alpine or carve boards are longer, thinner, and less flexible than the other two types. They’re built for high speed and smooth carving down the side of the mountain. If a fast downhill experience is what you’re after, consider an alpine board after you’ve learned to ride very well and carve.
-
5
Check your height and weight. Even more important than the type of board you buy is the fit of the board to your body. As a general rule of thumb, your board should come up to about the height of your chin or nose when stood on end. Any lower may be too short; taller is probably too long.[2]
- Two previous sentences represent a wide-spread myth that the board should be chosen according to one’s height, when in fact each board has its weight range (your height has little to do with the length of the board). For example, same person could use a 153 centimeter (60.2 in) board for learning and for jibbing (riding boxes and rails in the park), 157 centimeter (61.8 in) board for big park jumps and all-mountain use, 160 centimeter (63 in) board for freeride and 166 centimeter (65.4 in) alpine board. Always check manufacturer’s recommended weight range and keep in mind conditions you will be riding in.
-
6
Check the width of the board. The only really important consideration for board width is keeping your feet from sticking out too much. Be sure the board you choose is wide enough — there are special «wide» boards for those with feet bigger than US 11/EU 44.5. You should be able to tilt the board at least 55 degrees before toes or heels contact the surface, but then again it depends on how aggressively will you be tilting the board while riding. If your toes and heels don’t stick out at all — you will not have so much control over the board.
-
7
Review other considerations. As a beginning boarder, price is probably a big concern for you. There are definite differences in performance between a top-of-the-line board and something basic, but almost always it is easier to learn with an appropriate «beginner» board than top-of-the-line one since expensive boards are often designed for certain «non-beginner» purposes.
- To save extra money, consider buying a lightly-used snowboard at a swap, or buying a previous year’s model of the board you want. These are basically just as good as their current equivalents and can often be had for a much lower price.
- Consider what graphics, if any, you want on the underside of your board. If it’s something you care about, choosing the right design can help you make a fun personal statement on the slopes.
-
8
Determine your lead foot. You should know which foot you’ll be leading with before you head up to the slopes. This will help you know how to set the bindings when you snowboard. An easy way to check your lead foot is to run and slide across a very smooth floor, such as polished concrete or hardwood. Whichever foot ends up sticking out in front of you is your lead foot. Another way to find your lead foot is to stand with your feet squared and have a friend push you from behind. The foot you step forward with first should be your lead foot. It’s just a natural reaction. [3]
- Don’t guess. Your lead foot won’t necessarily match up with the side of your body you prefer for anything else. Being right- or left-handed, or sliding into base with a particular foot in baseball, doesn’t necessarily mean your lead foot will follow suit.
- Don’t worry. If you find that you prefer not to lead with your lead foot, nothing’s stopping you from doing so. Finding your lead foot is just a useful way for most people to figure out which way to stand on the board. It’s not set in stone.
-
9
Determine what type of bindings you have. There are two common types, strap bindings and speed entry bindings.
- Strap bindings are the most commonly seen snowboard bindings. They consist of a base for the bottom of your boot, and a set of secure synthetic straps (usually two straps) that are tightened over the boot to lock it into the base.
- Speed entry (or convenience entry) bindings look similar to strap bindings, except the back of the boot base (called the “highback”) has a hinge that allows you to slide your foot in quickly. Speed entry bindings are common, but tend to be a bit more expensive than strap bindings.
- There are other, rarer types of bindings available, but these are not often seen except on high-end boards, particular brands and really old bindings.
-
10
Fit your bindings. Put your lead foot in the front binding. Fasten your bindings tightly and be sure the base of the binding fits your boot snugly, then repeat for your other foot. Move and bounce around a bit to get a feel for the board.
- If the board seems to be on backwards when you look down at it, you may need to have the bindings turned to match your stance. If you’re buying a new board, the shop will probably be happy to do this for you for free.
- If you feel unstable, your bindings may be too close together or too far apart. Check to be sure your feet are roughly shoulder-width apart to ensure a proper stance.
- Check the angles of bindings. The angle between both bindings should be 24 to 30 degrees. There are two main types of stance — «duck» or «symmetrical» (for example 15 and -15) or «forward» (for example 24 and -6). While mostly a thing of personal preference, angles of your choice should represent how you will be riding. Symmetrical stance for park riding, slightly forward stance for higher speeds. Alpine boards need a lot more forward stance.
Advertisement
-
1
Get on your snowboard. Secure your lead foot in place, but leave your back foot free for now. Once your lead foot is securely bound to your board, put on your snowboard leash to keep your snowboard from escaping down a hill when you step out of it. Leashes come in varying lengths; the most common type is long enough to strap below your knee. Although the leash should be among least of your concerns — before even considering using a lift a series of exercises with one foot strapped in should be done.
- Secure the leash to your snowboard, if it’s not already integrated into the binding.[4]
- Wrap the leash around your lower leg and secure it snugly. For short wire leashes, attach the other end to your boot lace instead.
- Be sure your leash is clearly visible. Many resorts won’t allow you to snowboard without a visible leash.[5]
- Secure the leash to your snowboard, if it’s not already integrated into the binding.[4]
-
2
Ride the ski lift up once ready. Push off the snow with your back foot to slide forward on the board like a skateboard, and let the lift chair sync up with you to get on it smoothly.[6]
- Your snowboard will dangle a bit from your lead foot as you ride up. This is fine.
-
3
Get off the ski lift. Once you reach the top of the lift, slide off the chair on your board. To avoid falling off, align the board with movement direction and as soon as it touches the snow — shift at least 50% of your body weight onto front foot. Press the back foot against back binding and keep your back straight. You’ll be on a little hill where you can then turn and make your way to the larger hill. Ride down to the flat area.[7]
- If you equipped your board with a stomp pad, it should be easy for you to stay balanced for this part.
-
4
Strap up. Go to the edge of the hill and sit down with your board perpendicular to the slope. This makes your board act as “brake” to keep you from sliding.
- Put your rear boot into its binding. Make sure the bindings are snug and secure.
- If you can move your foot while in the binding, or pull your heel up from the base, it’s too loose.
- Double check your lead foot and leash, and ensure they’re secure as well.
- Put your rear boot into its binding. Make sure the bindings are snug and secure.
-
5
Head downhill. Now that you’re strapped in, you’re ready to ride. Stand up and don’t turn your snowboard so that the lead end of the board is pointing down the hill. Learn to slip down the fall line sideways first, or you’ll simply go downhill with full speed. Once you can control the speed and stop — sit down, roll over and learn to control the speed and stop on the front edge.
- To move to the side, shift some of your body weight to one of your feet, use that foot as a pedal to turn more or less downhill. Learn to control your movement direction while keeping most of your weight on that foot.
- Keep your knees slightly bent and your back straight to maintain balance as you gather speed.
-
6
Practice garlands. It’s important to know how to control your speed, and turning is the only way to do this while you’re on the slope. Garland is a turn without the edge change. When you can do garlands on both front and back edges — you might ask someone to assist you when trying your first full turn with an edge change. If you will proceed to full turns with an edge change without practicing garlands, you might end up with an incorrect technique («sweeping with back foot») as displayed in the image above. That will stop you from progressing in the future, and fixing incorrect technique might take up to 10 times longer than learning from scratch.
- Lean your body into the side of the slope to put weight on one edge of your snowboard. The edge your feet are pointing towards is the “toe edge;” the edge behind them is the “heel edge.”
- Try both heel and toe edge garlands. You have to be able to do both with a very similar radius. Make sure to control your garland with weight shift (and fine tune with your front foot, using it as «pedal»). It is a good idea to have most of your body weight on a front foot (lean forward) when the board is headed down the fall line. The biggest mistake of all beginners is keeping body weight on back foot. In such case leaning onto heel/toe edge does not make the board turn properly, as if your weight was on both feet. Trying to keep most of your weight on a front foot while heading down the fall line will ensure that your weight is not on your back foot, and after some time it will feel very natural to keep your weight on both feet at all times.
- Use weight shift to control your garlands and turns. While some schools teach to help yourself with shoulder rotation, this method might cover your mistakes, but not fix them. Maintain a straight back and bent knees as you do this, for safety reasons.
-
7
Come to a stop. Come to a near-stop, if you prefer; the important thing is to know how to do it. Being able to stop and restart is key to staying safe on the slopes.[8]
- Turn your snowboard so that you’re perpendicular to the slope of the mountain. Be sure nobody is bearing down on your position from further up the hill.
- Lean back into the slope of the hill as far as you can without falling over. This will put almost your entire weight on one edge of the board, forcing it to slow quickly.
- As you lean into the hill, lean back on your rear foot at the same time. This further reduces the effective surface area of the board. The more you lean back, the faster you’ll stop.
- Don’t lean onto back foot when doing a turn and trying to stop — you will be developing wrong habits. Ideally your weight should always be on both feet, however for learning purposes it is good to have most of your body weight on your front foot during certain phases of a turn.
- Once you’re ready to continue, shift your weight diagonally so the board starts turning downward. Apply pressure to your lead foot again.
- Read 10 FIS rules; they apply in all ski resorts.
Advertisement
Techniques, Exercises, and Gear
Add New Question
-
Question
How do I go faster without falling down?
Lower your center of gravity (i.e. bend your knees) and lean forward. Standing up straight and leaning back will make you lose your balance. Bending forward and placing pressure on your leading foot will make you go faster.
-
Question
How do you know when to stop?
You’ll know to stop when your legs start to hurt or you start messing up a bit (it means you’re not concentrating).
-
Question
Why should I sit down at the top of the mountain?
You do this so that you won’t slide around when you are trying to attach your non-leading foot to the board.
See more answers
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Video
-
Don’t give up! It takes time to get the hang of snowboarding. The first day is always the toughest.
-
Don’t worry about falling. Olympians did it too, once.
-
Pay for a lesson if you can. No amount of reading can match the effectiveness of a real life lesson from an experienced snowboarder.
Show More Tips
Advertisement
-
If anything seems amiss anywhere on the mountain, alert the proper authorities as soon as you can reach them.
-
Always bring a friend or partner when you snowboard. If you can’t do so, let someone responsible know your schedule, at least, so that they’ll know if something has happened to you.
-
Don’t fall onto your hands if you can possibly help it, as you’re likely to hurt your wrists. The more surface area your body hits the ground with, the more the impact will be distributed, and the less damage you’ll take. Use your whole arms at the very least; if you can let your body roll on impact, do so.[9]
Advertisement
References
About This Article
Article SummaryX
To go snowboarding, strap both boots to the board and make sure the leash is attached to the board and your bindings. Then head down the hill, keeping your back straight and your knees slightly bent to keep your balance. To turn, shift your weight to one foot and use that foot to steer the board. If you need to stop, turn your board so that it is perpendicular to the slope and lean back. If you want to learn how to get the right gear and board before getting on the slopes, keep reading!
Did this summary help you?
Thanks to all authors for creating a page that has been read 1,350,620 times.
Reader Success Stories
-
«It’s really helpful for every snowboarder. It dictates all the steps for snowboarding with proper information…» more
Did this article help you?
Как учиться кататься на сноуборде
Некоторые сноубордисты говорят: «Я учился кататься на сноуборде три дня, и уже всё умею». Но почему-то ненавидят жёсткие склоны, колею под подъёмником и малейшие неровности на трассе. Они говорят: «Катание на сноуборде опасно». Но не хотят вникать в теорию, отрабатывать движения и пробовать новое. Они умирают от скуки, но не задумываются о том, что скука появилась от «подворота задней ногой» и однообразия.
Они не виноваты, что так получилось. Виноваты обстоятельства, которые так сложились. Кто-то боялся упасть, поэтому катается «как получилось» и избегает нового. Кто-то был слишком самоуверен и не знал теории. В результате ушел домой после падения. У кого-то не было примера перед глазами или учителя. А есть те, кто хотел сразу получать удовольствие, а учёбу оставил для ботанов. Из-за этого на скорости доска вибрировала и долбила по ногам, а в лесу не получалось объехать дерево и выбраться из колеи.
В этой статье мы постарались объединить то, что помогает нам бороться с ленью и скукой. Здесь мы не будем разбирать технику поворота с разгрузкой вверх или бэксайда 360, а дадим пару советов о том, как учиться, чтобы не потерять интерес. И как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить. Учиться легко. Главное — соблюдать несколько простых правил.
Навигация по статье:
- Изучить теорию
- Практиковаться
- Сверять себя с «эталоном» и править
- Учить элементы по частям
- Выделить три спуска на тренировку, остальное — катать
- Управлять настроением
- Пробовать всё: проскальзывать, резать, прыгать
Узнать теорию у инструктора легко. Он расскажет, покажет, нарисует схему. Останется только повторить
Изучить теорию
Теория — это объяснения инструктора, советы друзей, обучающие статьи и видео. Польза от неё в том, что мы сразу делаем правильно, а не тратим время и силы на самостоятельные поиски. Падаем безопасно сразу, а не после десятой попытки. Сначала учимся тормозить, только потом ехать боком и поворачивать. Изучаем основы лавинной безопасности, потом — идём на фрирайд.
Теория может ввести в заблуждение или устареть. Важно научиться перестраиваться и меняться. Быть гибким. Тренер сборной по сноуборду даст более полезные советы, чем новичок, который три дня назад встал на доску. Статья, которую написали десять лет назад, не учтёт новых методов подготовки спортсменов.
Глубина понимания будет расти с опытом. То, что вначале считалось ошибкой, может стать нормой. То, что считалось ненужным, пригодится в новых условиях: наклоны корпуса приводят к падениям новичка, а опытным сноубордистам позволяют ехать карвинговыми поворотами. Повороты с проскальзыванием могут быть скучны на пологих трассах, но на крутых участках и вне трасс незаменимы.
Любые знания лучше их отсутствия. Собирайте информацию из разных источников. Не нужно слепо следовать за одной «истиной». Пробуйте всё и отсеивайте лишнее. Практикуйтесь.
Начните с изучения теории. Без неё легко свернуть не туда
Чтобы правильно сделать движение одной попытки мало
Практиковаться
Теория бесполезна без практики. Есть люди, которые всё знают и понимают на словах, но на склоне сделать не могут. Выучить пдд и инструкцию по управлению автомобилем не тоже самое, что выехать в город. Прочитать или услышать рассказ про то, как делается поворот не тоже самое, что спуститься им с вершины. Нужна практика.
Практики должно быть много. Даже самый знаменитый инструктор по сноуборду не сможет сделать движения за вас. На успех будут влиять: физическая подготовка, выносливость и координация, страх падений и скорости. Но главное правило успеха одно: чем больше тренируемся, тем легче получается. Сначала не можем встать, потом заказываем такси во время спуска.
Продолжайте тренироваться в случае неудач. С первого раза правильно выполнить элемент — как разглядеть знакомого в пролетающем через переезд «Сапсане». Мы знаем, что он внутри, но заметить не можем. Даже если голова помнит теорию, телу нужно время, чтобы сформировать навык. Если появился «затык» и из-за этого пропало желание кататься, то вернитесь на шаг назад и оттачивайте понятные элементы. Через некоторое время вы удивитесь своему прогрессу.
Понимание теории придёт с практикой.
Это случится внезапно
«Левый» выступает «эталоном». «Правый» исправляет свои ошибки: перекрученное колено, завал корпуса вперёд, кривые руки
Сверять себя с «эталоном» и править
Для прогресса обязательны точки самоконтроля. Без них можно накатать лишнего: испортить стойку, забыть про движения в повороте или делать их невпопад. Такими точками могут быть: обратная связь от инструктора или друзей, анализ своих проездов на видео или фото.
Контролировать себя нужно все время. Ошибки будут всегда. Сначала грубые: коленки гнутся не в ту сторону, а вес уходит не туда. Затем более тонкие: корпус недостаточно наклонен, руки висят как верёвки. Инструктор с опытом заметит ошибку во втором повороте, когда она будет не явной и остановит заранее, чтобы тело не накатало ошибку. Друзья заметят в шестом, когда она уже обретёт форму и разовьётся до перекрученной спины и откляченного зада.
Чтобы теория совпала с практикой нам потребуется осознанность. Осознанность поможет разобраться и сопоставить движения в голове с движениями на склоне. Её отсутствие снижает качество катания. Жёсткие ноги при катании по буграм будут пулять в воздух, а большой угол закантовки при катании по каше — ронять на снег. У каждого поворота своё предназначение. Не нужно их смешивать и путать.
Включайте внутреннего критика
Любое движение можно разбить на части. Пользуйтесь этим, чтобы учить новые элементы
Учить элементы по частям
Элементы бывают разной степени сложности. Простые: на месте без доски, отдельные части поворотов. Сложные: прыжки с трамплинов и прохождение трассы слалома. Чем легче элемент, тем проще его проконтролировать и сделать. Одни можно осовоить с ходу, над другими придётся потрудиться. Сначала учим простое, затем усложняем.
Сложные движения нужно дробить и учить по частям. Невозможно сварить борщ «в один клик». Сначала надо сварить бульон, помыть и нарезать овощи, закинуть в правильной последовательности. Если он получится пересолёным, то в следующий раз мы положим меньше соли, если слишком густой — добавим больше воды. Если поворот получается корявым, то определяем, что нам мешает и идём отрабатывать. Сложно кантовать доску? Добавляем динамики вначале поворота. Сложно держать скорость? — концентрируемся на переносе веса и вертикальной работе.
Тренируемся по алгоритму: вспомнили, что нужно сделать и конечный результат, выполнили проезд, проанализировали. Для простоты задаем себе вопросы: «как я стою вначале?», «что делаю?», «что после этого происходит?», «а потом?». Править движение в процессе не нужно. Включаем внутреннего критика и ищем несостыковки после проезда и остановки. Лепить элементы друг за другом без остановок и анализа — глупость. Лучше просто катнуть в удовольствие.
Не надо делать всё сразу,
сосредоточьтесь на одном движении
2011г. — катаюсь по синим трассам и думаю, что моя стойка великолепна
2012г. — понимаю, что не идеален и убираю вес с задней ноги. Со срывами «режу» на красных трассах
2013г. — осознал, что сижу на «стуле» и надо наклонить корпус вперёд. Срывать стало реже
2015г. — правлю перекрут в переднем колене. Задний кант становится таким же устойчивым, как и передний
2018г. — катаюсь по красным трассам и думаю, что моя стойка великолепна…
Выделить 3 спуска на тренировку техники, остальное — катать
Техника будет улучшаться постоянно, если выделить время на тренировки. Даже три осознанных спуска в течение дня принесут пользу. Без тренировок старые движения смажутся, а новые будут добавляться хаотично. На крутых участках появятся неосознанные вращения корпусом, на льду от страха согнутся ноги. В итоге получится «вредная мешанина» из техник, тело вынуждено будет приспособиться к окружающей среде. И сделает это как может.
Важно разделять тренировки и катание. Во время катания тело использует уже изученные движения. Растёт уверенность. Появляется опыт и накат. Если долго думать, куда перенести вес и как гнуть ноги, то можно оказаться в близлежащих кустах. Во время тренировок формируются новые навыки. Растёт уровень технического мастерства. Но если учиться без осознанности, то можно закатать «фигню», которая появится в каждом повороте и будет мешать.
Сначала тренируемся, потом катаемся. Или наоборот. Классно, если кайфонём от тренировки
При тренировках в голове должна остаться одна мысль «я тренируюсь, мне не нужен адреналин и нет дела до окружающих». Сосредоточились и отрабатываем движения, пробуем новое, добиваемся автоматизма. После неудач не несёмся вниз, показывая окружающим, что мы умеем кататься, а продолжаем тренироваться. В начале катания — чтобы размяться. В конце — докатать подъемы. Закончили тренировку, примените навыки в реальных условиях, почувствуйте свою силу.
При катании в голове играет бит: «Пааам, ту, пам-пам, ту, паааам, пам»
Отключаем мозг и даём телу действовать на автомате. Приехали на Красную поляну — катаемся, пока не отвалятся ноги. Выпал свежий снег — не ждем, пока его раскатают. Если почувствуете «косяк» — расслабьтесь, запишите в блокнотик, при случае поправите. Включаем музыку, колем кубики адреналина и выбрасываем теорию из головы. При этом следим за безопасностью, не чудим понапрасну.
Разделите тренировки и катание
Какая разница кто ты: лыжник или сноубордист. Главное, чтоб кайфовал
Управлять настроением
Наше настроение зависит от: погоды, подготовки трасс, количества людей на склоне, собственных успехов. Если нам тепло, трассы идеально выглажены, на склоне ползает два человека, а от «отжигов» плавится снег, то мы чувствуем себя отлично. Но если варежки промокли, склон в буграх и выскоблен до льда, толпы людей не дают расслабиться, а из успехов только два приземления на копчик, то хочется взгрустнуть.
Не нужно завышать ожидания от катания и обучения. Если вы 5 лет катались, а теперь за один раз хотите исправить все ошибки то, спуститесь на землю и выберите реальную цель. Например: держать корпус прямее, согнуть ноги, почувствовать зависание после прыжка или то, как доска врезается в снег. Если вы только начали учиться, то приготовьтесь к серьёзной работе, которую никто не сделает за вас. Когда мы ставим достижимые цели, и не ругаем себя за ощущение «тормознутости», кататься становиться легче и приятнее.
Катайтесь в кайф. Если склон разбит — пробуем повороты для бугров или строим трамплин на отшибе. Много людей — идём кататься в лес или распеваем мантры на успокоение. Помните, что если зациклиться на полировке техники, то можно так и не кайфануть. А если на неё «забить», то легко расстроиться от «бетона» или бугров. Найдите компромисс, чтобы удовольствия стало больше, а «напрягов» меньше.
Относитесь к трудностям, как к приключениям
Перед заездом в лес Лёха решил покарвить
Пробовать всё: проскальзывать, резать, прыгать
Меняйте свой стиль катания в зависимости от того, куда направляетесь. В «Абзаково» катайтесь по подготовленным трассам. На «Губахе» — по буграм, на «Уктусе» прыгайте в парке и на склонах. Есть трассы, которые хорошо подходят для карвинга, для коротких поворотов, для прыжков. Научитесь определять, где применять одни техники, а где другие. Подружитесь со всеми ними.
Меняйте крутизну склона и тип покрытия. Пара поворотов на крутяке даст больше уверенности и раскованности, чем сто на пологой трассе. А ледяная корка проверит технику на прочность. Но не нужно без опыта подниматься на самую крутую гору и выбирать самую сложную трассу. Усложняем без риска.
Разнообразие даёт поразительный результат. Когда мы катаемся по узким и крутым трассам, пухляку, буграм, льду, весенней каше, делаем трюки на склоне и заезжаем на трамплины, то прогрессируем во всём. Учимся кайфовать в любых условиях. При таком подходе вы не скажите: «фу, какой склон, его не готовили что-ли», «а чё там кататься, горка то маленькая» или «скучно, я везде был и всё умею». Пока другие ищут отговорки — прокачивайтесь целиком.
Прокачивайте все навыки и стили
Статьи по теме:
Как стоять на сноуборде?
В этой статье мы расскажем о том, что такое основная стойка сноубордиста, зачем она нужна и как выглядит. Поможем определиться с выбором передней ноги и исправить ошибки
Как стоять на сноуборде?
В этой статье мы расскажем о том, что такое основная стойка сноубордиста, зачем она нужна и как выглядит. Поможем определиться с выбором передней ноги и исправить ошибки
Первый прообраз сноуборда появился в 1929 году. Это была вырезанная фанера без фиксации ног с привязанной веревкой для управления. Современный сноуборд представляет собой конструкцию со скользящим основанием с одной стороны и с креплениями для ботинок с другой.
Управление сейчас происходит за счет металлических кантов по краям. Известный факт, что в конце 70-х годов прошлого века на многих курортах сноубордистов не пускали на горнолыжные склоны. Владельцы курортов считали, что они портят трассы, не владеют техникой катания и постоянно падают на подъемниках. Поэтому любители сноуборда самостоятельно поднимались на гору и катались вне трасс. А широкая доска позволяла спускаться по неподготовленным склонам.
Сейчас это зрелищный и популярный олимпийский вид спорта с различными дисциплинами, причем научиться кататься на сноуборде может каждый желающий.
Где лучше учиться кататься на сноуборде
Обучение катанию на сноуборде лучше начать на пологой учебной трассе. Сноубордистам, в отличие от горнолыжников, в первое время не нужен подъемник. Они легко поднимаются вверх, а освоение подъемника у начинающих сноубордистов вызывает трудности.
Фиксация ног на одной доске, непривычное положение корпуса и движение боком приводит к длительному привыканию к снаряжению. Поэтому не стоит спешить выезжать в большие горы. Отработайте навыки катания на сноуборде на горнолыжных комплексах рядом с местом проживания.
Далее смело отправляетесь покорять самые красивые и популярные горные курорты России: Красную Поляну и Домбай на Кавказе, Белокуриху на Алтае, Шерегеш в Кемеровской области, Абзаково на Урале.
Посмотрите полный список горнолыжных курортов России.
Выбираем сноуборд: на что важно обратить внимание
Чтобы выбрать свой первый сноуборд, надо определиться с целью катания. Сноуборды классифицируются так:
- Универсальные (All Mountain) — классические конструкции позволяют спускаться с подготовленных склонов и пробовать фрирайд, отлично подходят новичкам. Присутствует направленность, то есть ехать можно только одной стороной вперед, так как ширина, длина и жесткость носка и хвоста отличаются.
- Фристайл — доска менее короткая и легкая, подходит для выполнения трюков в парках, не имеет направленности (Twin-tip), то есть носок и хвост — близнецы.
- Фрирайд — форма более широкая и присутствует направленность, такие доски предназначены для катания по неподготовленным склонам.
- Карвинг (спортивные) — узкие, жесткие и длинные доски с жесткими ботинками и специальными креплениями, присутствует направленность, только для подготовленных склонов и профессиональных сноубордистов.
Фото: pixabay.com
Выбор сейчас очень широкий, но, как ни странно, специалисты советуют учиться кататься на сноуборде, взятом напрокат, в тест-центре или у друзей. В таком случае можно попробовать разные виды досок. А после регулярных тренировок в течение 1-2 месяцев или сезона можно покупать сноуборд, подходящий для собственного стиля катания.
При покупке следует обратить внимание на информационный лист на обратной стороне доски, где написаны все характеристики и техники катания.
Характеристики сноуборда
1. Прогиб
Классический Камбер (Camber) с двумя точками для веса на носу и хвосте дает хорошую маневренность, прилегание к снегу и скорость, больше подходит для продвинутых и катания в парках.
Обратный Рокер (Rocker) — точка веса в центральной части позволяет не зарываться в глубоком снегу и прощает ошибки новичкам.
Плоский Флэт (Flat) полностью касается снега, хорошая устойчивость, маневренность, но можно зацепиться кантом и упасть, подходит для начинающего катания в парке.
Комбинированные (Hybrid) — различные сочетания достоинств вышеперечисленных прогибов предназначены для разных целей. Комбинации Камбера и Рокера или Флэт и Рокера более дружелюбны для новичков.
Фото: pixabay.com
2. Жесткость
Измеряется по шкале от 1 до 10 и делится на три степени:
Низкая — от 1 до 5. Для начинающих и для обучения на небольшой скорости, прощает неправильные движения. Важно, что чем больше вес ученика, тем жесткость должна быть больше.
Средняя — от 5 до 7. Для опытных, катающихся на большой скорости.
Высокая от 7 до 10. Рассчитана на профессионалов.
3. Длина
Выбирается по стилю катания, весу и росту.
4. Ширина
Зависит от размера ботинок и стиля катания. Для 45 размера и больше выбирать следует сноуборд более широкий, они идут с отметкой «wide».
Как только вы определите для себя конкретные характеристики, то выбор в магазине существенно сузится. И вы сможете найти ту доску, которая лучше вам подойдет.
Какая экипировка понадобится
Фото: pixabay.com
Важные правила при подборе снаряжения, если вы решили научиться кататься на сноуборде.
- Первое, что надо приобрести, это ботинки, потом крепление и доску, так как, возможно, они будут несовместимы.
- Не экономьте на ботинках — это самое важное в катании! Не стоит брать как очень дорогие, так и очень дешевые, ботинки должны быть комфортны и удобны. Жесткость ботинок измеряется также по шкале от 1 до 10. Оптимальное значение для начинающих бордеров 3-5. Внутренник ботинка должен сидеть на ноге плотно и точно, нога — не болтаться, а пятка — не подниматься вверх-вниз. Если внутренник не подходит из-за особенности стопы, то обратите внимание на формуемые ботинки.
- Фиксацию голеностопа обеспечивает шнуровка, которая бывает двух типов. Классическая со шнурками и петлями, которая нам более привычна. Если вдруг шнурок порвется, то его легко заменить. Но процесс шнурования занимает время и силы. Быстрые шнуровки, разновидностей несколько (например, затяжная или BOA), обычно это один или два шнурка со специальными зажимами. Необходимо несколько раз проверить шнуровки на удобство. Если шнурок выйдет из строя, заменить его можно будет только в сервисе, но такие случаи редки.
- Покупку ботинок совершать только после тщательной примерки. Примерять ботинки на горнолыжные высокие носки. И обязательно походить в ботинках 10-20 минут.
- Как только определись с доской и обувью, можно подбирать крепление. Опять же: сначала ботинки, потом крепление под них. В разнообразии крепления можно растеряться, главная их функция — плотно держать ботинок. На что стоит обратить внимание? Современные пластиковые материалы сейчас достаточно прочны, к тому же они легче металлических. Но если вес сноубордиста выше среднего, то остановить выбор на усиленных вариантах. Ботинок должен спокойно вставать в крепление, все стрепы и застежки легко застегиваются.
- Последнее, что необходимо сноубордисту, — это индивидуальная защита. Минимум шлем и шорты, хорошо дополнить наколенниками, маской, защитой запястья и спины.
Можно ли научиться кататься самостоятельно на сноуборде
Фото: pixabay.com
Готовьтесь к тому, что процесс обучения без друга-сноубордиста или инструктора пройдет дольше по времени. Отсутствие страховки приведет к частым падениям, возможно, к разочарованию в катании и в своих силах. Если вы решили в одиночку самостоятельно освоить сноуборд, то наберитесь терпения.
Перед первым спуском необходимо выполнить упражнения на плоской поверхности с одной пристегнутой ногой. Пристегнуть надо ведущую ногу, которая всегда будет первой по направлению движения. Если вы не знаете, какая нога ведущая, то первые упражнения пробовать на каждой ноге. На какой удобнее, та и ведущая.
Элементарные упражнения: поднять сноуборд на месте, покрутиться на месте, походить. Далее оттолкнуться свободной ногой от снега и прокатиться на сноуборде по прямой, по кругу и восьмерке, меняя положение толчковой ноги перед сноубордом и за сноубордом.
Первый спуск: как подготовиться и проехать по склону
Первый спуск на учебном склоне выполняется в основной стойке сноубордиста с одной пристегнутой ногой. Основная стойка — бедра, колени и голеностопы слегка согнуты, вес распределен равномерно на обе ноги, руки немного в стороны от корпуса, бедра и плечи развернуты в направлении движения.
Далее сделать несколько упражнений на баланс в спуске по прямой:
Сгибание и разгибание ног | Выполнить поворот и остановку с выставлением ноги вперед |
Задевать по очереди передний и задний ботинок, носок и хвост сноуборда | Поднимать заднюю ногу |
Важно все спуски выполнять, сохраняя основную стойку.
За какое время можно научиться кататься на сноуборде
Фото: pixabay.com
По опыту работы инструкторов на 4-5 занятии начинающий осваивает повороты на учебной или зеленой трассе. То есть за пять часов занятий с инструктором ученик понимает, как ехать и поворачивать на сноуборде.
Самостоятельное обучение длится дольше, это напрямую зависит от способностей и упорства начинающего сноубордиста.
Как правильно закрепить сноуборд
Для застегивания креплений на сноуборде, надо выбрать ровное место, чтобы доска никуда не укатилась. Рекомендуется зафиксировать доску на поверхности с помощью одной ноги, пятка ноги ставится на снег, а носок зажимает доску.
В первую очередь надо закрепить ведущую ногу, поставить ботинок так, чтобы пятка плотно встала в задник крепления. Далее застегнуть верхний ремень, так как он является основным и позволяет сесть ботинку максимально плотно. Затем пристегнуть передний ремень, он придерживает носок ботинка, и его не стоит затягивать очень сильно. Затем ставить и пристегивать заднюю ногу.
Как обойтись без травм и правильно падать на сноуборде
Падения на склоне не избежать, и вы должны быть к этому готовы, если хотите научиться кататься на сноуборде. Но можно свести к минимуму получение травм и ушибов. Самая травмоопасная часть тела — это запястья рук.
Фото: pixabay.com
При падении на спину надо сгруппироваться, то есть округлить спину, присесть, подбородок прижать к груди, руки не подставлять!
При падении вперед основной удар должен быть на колени и плечи. Рекомендуется присесть и упасть всем телом вперед, распрямляя ноги. Таким образом сила удара распределится.
Конечно, после ушибов останутся синяки, но это лучше, чем оказаться у травматолога. Во избежание серьезных травм, следуют придерживаться нескольких правил.
Проверить снаряжение перед выходом на гору | Использовать индивидуальную защиту для запястья, головы, бедер, спины и коленей |
Не употреблять спиртное | На подъемнике освобождать заднюю ногу |
Выбрать склон по уровню катания. Новичкам не стоит подниматься на большую гору | Не переутомляться, делать перерыв через каждые 2 часа катания |
Как проходит обучение с инструктором
Быстро, правильно и безопасно кататься на сноуборде научит инструктор. Он использует методику, которая приводит к результату. Также инструктор видит ошибки ученика и дает необходимые упражнения для исправления. Инструктор никогда не поведет начинающего на большую гору, пока не убедится в его готовности.
Фото: Снежная Академия
Что можно изучить за 1 час с инструктором: основная стойка, падение и вставание, элементарные движения на плоскости, скольжение по склону и торможение.
После 4-5 часов занятий большинство учеников выполняют связанные повороты с переносом тела на учебной и зеленой трассе, также умеют пользоваться подъемником.
Первые спуски с большой горы после учебной безопаснее выполнять в компании с инструктором. Он напомнит правила поведения на горе, станет проводником по всему курорту, расскажет, где лучше кататься, а куда не стоит заезжать, поможет на подъемнике и поделится байками.
Видео предоставлено ютуб-каналом «На своих двоих».