Руководство по стелларис

Этот гайд по Stellaris (текущая версия 3.1.2 на ноябрь 2021) предназначен для начинающих игроков. С чего начать игру, как создать собственное государство, какие особенности выбрать, как назначать лидеров, как создать сектор, как создать свой собственный корабль. На эти и другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы. В гайде ЛКМ и ПКМ означает левая кнопка мыши и правая кнопка мыши соответственно.

Для начала немного предыстории от пожилого автора этого руководства. Если мне не изменяет память, то открытием данного типа стратегий (4X в космосе) для меня стала Master of Orion 2. Из недавнего вспоминается только Galactic Civilizations 3. Следует сказать, что если вы хотите испытать этот жанр впервые, то дальше Stellaris можно не ходить. Здесь собрано практически все лучшее, а игру можно расширить официальными дополнениями и модами.

Если хотите сэкономить, то не стоит сразу брать полное издание со всеми DLC. Но рекомендую взять дополнения Utopia и Federations. А следующими, например, Apocalypse и «человекоподобные расы». Это не значит, что остальные DLC плохие, но для начала вам этого набора хватит, чтобы не утонуть в доступных возможностях управления своей звездной империей.

Новая игра и создание государства

Новая игра начинается с выбора государства. Есть список готовых, но лучше создать собственный вариант, чтобы ознакомиться с доступными перками. Здесь в целом все наглядно и все понятно. Самое интересное заключается в выборе принципов правительства и гражданских моделей.

Для первой игры я бы рекомендовал выбрать форму правления «Демократия». Принципы: «Фанатичный эгалитаризм» + «Милитарзим». Гражданские модели: «Парламентская система» + «Культура воинов», если вы планируете играть с активным упором на боевые действия или «Дипломатический корпус» + «Меритократия» для более активного экономического развития. Но это совсем не обязательно. Я начинал с авторитарной олигархии, что никак не помешало мне разбираться в основах Stellaris. Если вы чувствуете, что хотите отыграть ксенофилом спиритуалистом, то смело выбирайте.

Далее появляется экран конструктора новой игры. Для первой игры лучший вариант – это оставить все опции по умолчанию. Обратите внимание, что достижения доступны только при включенной опции «Стальная воля». Эту опцию можно включить, если вы не планируете использовать читы. В этом режиме также нельзя делать отдельные сохранения, игра будет автоматически сохраняться каждый месяц игрового времени (примерно каждые 20 секунд при обычной скорости игры).

Интерфейс и звездная система

Начинаем с области звездной системы. Давайте посмотрим что у нас тут есть и заодно разберем интерфейс.

  1. Здесь ваш правитель, принципы вашего государства и некоторая статистика. Пока здесь вам делать нечего. Можно разве что изменить голос советника на соответствующей вкладке. В будущем вы сможете получить дополнительное очко перка государства (или гражданская модель). Нажав кнопку реформировать, вы сможете выбрать дополнительную гражданскую модель. Но пока об этом не задумывайтесь.

  2. Ваш главный ресурс и основная валюта – энергокредиты. Вы можете навести курсор, чтобы проверить источники и расходники. Важность энергокредитов в том, что за них вы можете купить любой другой ресурс. Также вы можете продавать избыток ресурсов за энергокредиты.

  3. Минералы. Вы строите на планетах новые районы и новые здания именно за этот ресурс. Также он используется для переработки в товары массового спроса (5) и сплавы (6). Короче говоря, минералы нужны везде и чем у вас их больше, тем лучше.

  4. Еда. Тут все просто. Чем больше у вас населения, тем больше они едят. Это не относится к роботам, но пока об этом даже не задумываемся. С добычей еды у вас обычно не должно возникнуть проблем.

  5. Товары массового спроса. Грубо говоря, это как еда. Чем больше население, тем больше оно потребляет этот ресурс. Но с добычей чуть сложнее, потому что товары массового спроса получаются из минералов (3). А мы уже знаем, что минералы нужны также для строительства и производства сплавов.

  6. Сплавы. Важнейший ресурс, потому что именно из него вы строите свои корабли. Обменивать на энергокредиты его очень дорого, поэтому в конечном счете вы должны выстроить собственную цепочку производства сплавов. В начале игры не думайте об этом, потому что первоначального производства хватит.

  7. Влияние. Это «душный» ресурс, которого почти всегда будет мало. Не обменивается на энергокредиты и не производится. При наведении курсора вы можете почитать его описание. В начальной стадии игры влияние вам требуется при строительстве форпостов вашей империи (считай расширении). Но расширяться надо с умом, чуть ниже рассмотрим. В будущем влияние требуется во время войны. С его помощью вы захватываете системы врага. Также в поздней стадии этот ресурс требуется при строительстве мегасооружений. Таких как Сфера Дайсона и тд. Короче говоря, влияние пока бережно храним и не тратим попусту.

  8. Единство. Разработчики планируют переделать механику «Единства». В текущей версии основное назначение – разблокировка «Традиций» (читай дополнительные навороченные перки и бонусы для вашего государства). В поздней стадии за единство можно «покупать» указы. Если вы играете за спиритуалистов, то можете столкнуться с конкретным избытком этого ресурса, если у вас много храмов. Короче говоря, чем больше единства, тем быстрее вы откроете ветки «Традиций», но я бы не советовал в первой игре вообще особо задумываться об этом ресурсе. Если есть место лишнее на планете, то можно где-нибудь воткнуть памятник аборигенам, храм или другое сооружение, дающее единство, но налегать не стоит. Обычно вам хватит единства, чтобы к концу игры (2500 год по умолчанию) открыть все Традиции. Не обменивается на энергокредиты.

  9. Исследования. Это очень важный ресурс, который отвечает за скорость исследований. Добывается в основном путем постройки научных станций/лабораторий. Вы должны следить за тем, чтобы другие империи не оставили вас за бортом научной революции. А иначе получится ситуация, когда лучники выйдут против истребителей и танков. Нажмите F2 и перейдите на вкладку «победа». Здесь будут ваши противники (когда вы их встретите и установите отношения), и здесь же вы должны следить за их прогрессом (если у вас конечно будет достаточно данных). Не обменивается на энергокредиты.

  10. Редкие ресурсы. Здесь собраны различные ресурсы, которые на начальной стадии игры вам не потребуются. В основном они используются при улучшении сооружений и при строительстве продвинутых кораблей (когда вы откроете всякие навороченные технологии). Чтобы добывать такие ресурсы также потребуется изучение определенных технологий. В общем пока не задумываемся об этом. Обменивается на энергокредиты, но очень дорого.

  11. Размер государства. Чем больше ваша империя, чем больше в ней колоний и планет, тем больше вам требуется бюрократов, то есть специальных «Административных зданий», которые вы строите на планетах (или средах обитания). Некоторые технологии и традиции также дадут вам дополнительный административный ресурс. Следите чтобы у вас всегда был запас администрации. Если вы превысите лимит, то получите штрафы на скорость изучения технологий, количество указов и прочие вещи. Чем больше превышение, тем серьезнее штрафы. Не обменивается на энергокредиты.

  12. Послы. Занятые/Всего. Количество послов зависит от перков вашего государства, некоторых сооружений и тд. Очень важны, если играете через создание Федерации. На начальных стадиях могут быть полезны, чтобы «Улучшать отношения» с другими фракциями. Кроме того, чем больше послов вы отправите в Сенат, тем весомее будет ваш голос. Просто помните, что мощь вашего флота всегда будет самым весомым аргументом в переговорах.

  13. Население вашего государства (или «попы»). Просто статистика.

  14. Космические базы. Создано/Лимит. Лимит можно превысить, но опять же ценой штрафов. Вы расширяете свое государство путем установки форпостов (по одному на каждую звездную систему). Каждый такой форпост можно улучшить. И в таком случае он уже будет считаться «космической базой». Улучшать космическую базу можно несколько раз, вплоть до «Цитадели». Основная цель такой космической базы/крепости – оборона границ вашего государства. Но вы также можете использовать ее в качестве верфи для постройки кораблей. Чем больше верфей на базе), тем большее количество кораблей можно строить одновременно. Рассмотрим подробнее чуть ниже.

  15. Вместимость флотилии. Создано/Лимит. Учитываются только ваши боевые корабли. Насчет необходимости флота на ранних этапах все индивидуально. Кто-то захочет сразу зарашить соседа, но я предпочитаю сначала развивать экономику, обеспечивая оборону за счет космических баз. Флот увеличивается разными способами (милитаризм государства, технологии, традиции, постройки). Одним из надежных способов является постройка большого количества здания «Цитадель» на планетах (и средах обитания). У милитаристов больше возможностей по расширению лимита флотилии.

  16. Контакты
    Эту вкладку вы будете часто использовать для связи с другой фракцией. Объявляем войны, заключаем торговые и исследовательские соглашения, оскорбляем и прочие социальные радости. Также смотрим статусы – кто с кем воюет, кто с кем в федерации. В общем здесь ваша связь с внешним миром.

  17. Журнал
    Здесь три вкладки: Журнал, Аномалии, Победа. В начале игры вы чаще заглядываете в Журнал. Это что-то типа журнала квестов. Здесь будут показаны разные простые задачи, за выполнение которых вы получаете награды. Некоторые нужно выполнить за определенный срок, некоторые бессрочные. Если вы выбрали форму правления «Демократия», то здесь будет указана задача для текущего правителя (например, построить 2 добывающие станции). За выполнение такой задачи (мандат) вы получите ресурс Единство (8).
    В закладку Аномалии я почти не заглядывал, потому что неизученные аномалии будут видны на карте, когда вы выбираете научный корабль. Но иногда можно проверить, если вдруг что-то упустили.
    В закладку Победа нужно заглядывать, чтобы отслеживать свой прогресс в сравнении с остальным фракциями.

  18. Рынок
    Это очень полезное место, где вы можете настроить продажу избыточного ресурса и покупку того, что вам очень требуется. Энергокредиты – универсальная валюта. Рекомендуется настраивать именно ежемесячную торговлю. Например, у вас ежемесячный дефицит в -10 минералов. Лучше настроить ежемесячную покупку 11 минералов, чем сразу покупать несколько тысяч (чем больше вы покупаете какой-то ресурс, тем дороже он становится). Не рекомендуется покупать сплавы за энергокредиты, потому что сплавы гораздо дороже, чем минералы (из которых вы можете произвести сплавы самостоятельно). Конечно, если у вас есть полностью достроенная Сфера Дайсона, то беспокоиться о дороговизне обмена не придется.

  19. Планеты и сектора
    Лично я не пользуюсь этим разделом, но если без автоматизации не обойтись, то здесь можно как раз этим заняться.

  20. Планировщик экспансии
    Очень удобный список доступных для колонизации планет и сред обитания. Вы можете назначать колонизацию прямо отсюда. Ближайшая верфь автоматически поставит в очередь колониальный корабль, который автоматически отправится к месту назначения после постройки.

  21. Политика
    В основном используется в связке с «Фракциями» (27). В зависимости от пожеланий фракции вы можете изменить политику своего государства по определенному вопросу. В некоторых других случаях вы также захотите изменить политику. Например, вы создали Федерацию, но пацифисты не хотят с вами дружить, потому что вы придерживаетесь политики неограниченных войн. Меняем в таком случае политику на оборонительные войны. Или в некоторых случаях вы можете решить, что вам нужна военизированная экономика (больше сплавов, но меньше товаров массового спроса).

  22. Указы
    Всякие дополнительные перки/модификаторы государства за ваше Влияние (7). Некоторые указы, как например Научная революция, будут весьма полезны. По мере исследования технологий (9) вы будете открывать новые указы. Указы за Влияние ограничены лимитом (обычно 1 или 2 указа одновременно). Вы также откроете дополнительные указы, которые не используют лимит, но вместо этого требуют какой-то редкий ресурс. Например, ускоренное строительство мега-сооружений за живой металл. Или указы за Единство (8). Они все очень полезны, и к концу игры единства у вас должно быть очень много (особенно в случае со спиритуалистами). В общем в начале игры сюда не смотрите, так как Влияние вам потребуется для расширения государства, но к середине стоит периодически проверять. Ускорение исследований никогда не помешает.

  23. Традиции (Управление обществом)
    Традиции – эти перки/модификаторы вашего государства, завязанные на Единство (8). Накапливаете нужное количество единства и получаете возможность открыть новую традицию. Если изучите всю ветку традиции до конца (5 штук), то получаете на выбор «бонус за стремление» (по сути еще один мощный перк для вашего государства). Заглядывать сюда не нужно, так как вы получите уведомление когда единства будет достаточно для выбора традиции. По конкретному выбору советовать сложно, так как все зависит от ситуации и направления вашего развития – милитаризм, экономика или дипломатия.

  24. Конструктор судов
    Здесь вы можете создавать собственные корабли. Для этого в левом нижнем углу снимаете галочку «Автоматическое создание проектов». Затем в левом верхнем углу жмете «Новый проект», выбираете тип корабля. Там где написано «Нет модуля!» вы нажимаете, чтобы выбрать модуль/каркас, на который уже навешиваете вооружение, кликая по слотам с буквами. Не забудьте придумать название и нажмите сохранить. Автоматически созданные проекты будут улучшаться автоматически по мере открытия новых технологий. Ваши собственные проекты вы должны улучшать вручную.
    Нужно ли вообще этим заниматься? Ну.. Во-первых, интересно же создать собственный флот, дав классам кораблей броские имена греческих богов типа Прометей, Зевс или Юпитер. Во-вторых в поздних стадиях игры вам скорее всего придется столкнуться с угасшей империей или со строителями врат (Unbidden). Все эти ультимативные враги используют крайне мощные щиты в своих кораблях. По умолчанию ИИ собирает универсальные корабли, но вы можете создать, например, специальный класс линкоров и навесить на него оружие, которое имеет меньший урон, но полностью обходит щиты и броню.

  25. Управление флотилиями
    Лично я не пользуюсь этим разделом, потому что управлять флотилиями можно непосредственно выбирая их на карте (разделять, объединять, биндить). По сути тут тоже самое, но в одном месте.

  26. Технологии
    Здесь можно проверить над чем сейчас работают ваши ученые-исследователи.

  27. Фракции
    Если форма правления вашего государства гештальт-сознание, то фракций не будет, потому что ваш народ – это единый организм. А вот, например, при демократии без фракций не обойтись. Кто-то захочет гражданских свобод, кто-то ненавидит инопланетян, кто-то требует научного прогресса и т. д. Фракции возникают сами по себе. Например, вы захватили/присоединили несколько колоний другой фракции, которая исповедует спиритуализм. Будьте готовы, что в вашем государстве появится фракция, требующая духовности. Каждая фракция приносит вам Влияние (7). Чем выше одобрение вашей деятельности от фракции, и чем она больше (столбец размер), тем больше влияния вы получаете. Рядом с каждой фракцией вы увидите зеленые и красные точки. Зеленые точки означают, что требование фракции выполнено, а красные означают, что не выполнено. При наведении курсора на эти точки вы видите требования. В некоторых случаях достаточно изменить политику государства (21). Вы также можете подавлять неугодные фракции и поддерживать нужные. Однако на это требуется Влияние. Если вам не хватает Влияния, то можно выбрать самую многочисленную фракцию. Выполнить ее условия насколько возможно, а затем выбрать продвижение ценностей этой фракции.

  28. Притязания
    Здесь вы объявляется «Притязания» на чужие системы, расходуя свое Влияние (7). Просто отмечаете галочками нужные системы соседа и жмете «Предъявить притязания». Чем дальше система от ваших границ, тем больше Влияния придется потратить. Зачем это вообще нужно? При объявлении войны вы должны указать цель. Если ваша цель – это захват звездных систем противника, то на такие системы вы сначала должны предъявить эти самые притязания (предъявлять притязания можно до войны и во время войны, они постоянны, но ухудшают ваши отношения с фракцией). Если в звездной системе у врага есть колония (планета или среда обитания), то одного притязания недостаточно. Нужно также еще оккупировать эту планету. Для этого выбираете свою планету и нанимаете армию,

    а затем эту армию (рядом с планетой появится иконка корабля с чемоданом) высаживаете на планету врага. Чья армия больше, тот обычно и побеждает. После этого вы уже можете претендовать на такую систему по итогам войны.

    Притязания не нужны в том случае, если у вас будет «Звезда Смерти», то есть «Колосс» (требуется DLC Apocalypse). Имея в арсенале такую летающую станцию, способную уничтожать целые планеты (кроме тотального уничтожения доступны и другие варианты, как например, «Луч Господень», превращающий население в спиритуалистов), вы можете объявлять цель войны «Тотальная война». Системы будут сразу переходить в вашу империю после захвата форпоста/базы. Но если в системе есть вражеские планеты, то вам также сначала придется захватить планету с помощью армии, ну или на худой конец уничтожить ее «Колоссом». С каждым уничтожением планеты все фракции начинают к вам хуже относиться. В то же время уничтожение планет очень быстро деморализует врага (быстрее растет его усталость от войны). Алгоритм получения «Колосса»: DLC Apocalypse → Выбираем бонус за полное изучение Традиции (23) под названием «Проект Колосс» → В журнале (17) изучаем новый «Проект Колосс» → на космической базе строим специальный модуль-верфь для постройки Колосса → строим Колосс.

  29. Расы
    Здесь будут перечислены все расы, которые живут в вашей империи. Каждую расу вы можете модифицировать, если у нее есть доступные очки признаков (число прямо под портретом расы рядом с иконкой ДНК). Очки признаков расы вы получите например от изучения технологий. Для модификации такой расы нужно тут же нажать «Создать шаблон». Выбрав новую особенность расы придумайте для нее название и сохраните изменения.
    Новую расу можно указать для заселения на вкладке колонии «Население» (ниже пример для роботов). Когда эта раса заселится, то вы сможете выбрать ее при колонизации новой планеты/среды обитания.
    Обратите внимание, что в Политике (21) «Регулирование численности» должно быть разрешено. В противном случае вы не сможете выбрать предпочтительную расу.

  30. Лидеры
    Здесь указаны все ваши «Лидеры». Губернаторы, ученые, адмиралы и генералы. По сути каждый Лидер также накладывает определенные перки/модификаторы. Губернаторы улучшают сектора, ученые могут ускорять исследования, адмиралы усиливают флотилию, ну а генералы положительно влияют на армию. Расходы на лидеров можно проверить, наведя курсор на иконку энергокредитов.

  31. Здесь указаны забинденные юниты, колонии, станции. Вы можете назначить юнит, флотилию или планету на определенную цифру. Для этого нужно выбрать юнит/ы или нужную структуру, а затем нажать CTRL+NUM, где NUM это цифра от 0 до 9. Теперь нажав эту цифру вы сразу вызовите забинденный юнит или структуру. Это очень удобно, например, при управлении разными флотилиями.

  32. Название звездной системы. В игре можно изменить любое название (звездные системы, планеты, названия кораблей и тд). Для этого достаточно кликнуть по нему. Вы можете изменять названия принадлежащих вам систем.

  33. Сверху вниз: флотилия, космическая станция, строительный корабль и научный корабль. Это ваше активное имущество, которое вы получаете с началом новой игры. Также на скрине вы можете заметить другие похожие иконки на белом фоне. Это ваше «неактивное» имущество, то есть добывающие станции. Этими станциями вы не можете никак управлять, но они приносят вам доход.

  34. На этом примере показаны 2 места добычи минералов. Только цифра 2 отмечена белым цветом, а цифра 7 — зеленым. Белый цвет означает, что ресурс не добывается (требуется установка добывающей или научной станции). Зеленый цвет означает, что этот ресурс уже добывается вашей станцией. Если вы перейдете на карту галактики (М или иконка галактики рядом с названием звездной системы), то также увидите цифры. Белые означают, что ресурс не добывается. Нажмите ALT, чтобы увидеть зеленые цифры, то есть те ресурсы, которые вы уже добываете.

  35. Текущее время. Можно ускорить, можно замедлить или поставить на паузу.

  36. Сейчас эта область пуста, но со временем здесь могут появиться иконки для работы с Сенатом и Федерацией.

  37. Ваш планировщик, в котором удобно отслеживать все заселенные планеты и среды обитания, текущую безработицу в колониях, доступность улучшений зданий, какие строительные и научные корабли сейчас без дела, что строится на верфях и так далее.

  38. Сейчас эта область пуста, но со временем здесь будут указаны иконки войн, в которых вы участвуете. Кликнув по такой иконке вы получите сводку по прошедшим битвами, усталость от войны и другие показатели.

  39. В этой панели вы можете наложить различные фильтры на карту галактики. Например, карту секторов или торговых путей. Чуть ниже меню игры, поиск по звездным системам, помощь и быстрый переход в родную звездную систему.

  40. Область уведомлений. Здесь будут показаны различные события, требующие вашего внимания. Рекомендуется поставить время (35) на паузу, чтобы разобраться с делами. В самом начале игры вы видите здесь 3 иконки, которые указывают на необходимость выбора исследований в 3х направлениях: физика, общество и технологии.

Первые шаги, с чего начать?

Начинаем с области уведомлений (40). Здесь у нас 3 иконки, требующие назначить исследования. Давайте так и сделаем.

Теперь перейдем на карту галактики (М или иконка галактики рядом с названием звездной системы). Мы видим нашу единственную звездную систему Sol. Слева от названия системы синий логотип нашего государства. Обратите внимание на оранжевые точки вокруг синего ромба-логотипа. Это означает, что данная система является столицей сектора.

Как создать сектор и зачем он нужен

Сектора в Stellaris – это примерно тоже самое что Воронежская область или Краснодарский край в России. Преимущество сектора в том, что вы можете назначить губернатора в столицу сектора, который будет давать бонусы всем колониям в пределах своего сектора. Также вы можете автоматизировать экономику секторов, нажав F4.

На карте галактики можно включить отображение секторов.

Для создания сектора выберите планету (или среду обитания), которая станет столицей сектора. Она должна быть примерно в середине планируемой области. Нажмите кнопку «Создать новый сектор».

Ваш сектор готов. Не забудьте назначить губернатора.

Клик по синему ромбу слева от названия откроет меню главной колонии в системе. В данном случае это планета Earth.

Здесь 4 вкладки: Планета, население, армии, корпорация (только в DLC Megacorp).

Наводя курсор на иконки, вы можете почитать описания характеристик. Но самое главное в планетарном управлении заключается в том, чтобы вы не торопились с застройкой. Учитывайте размер населения планеты. Три желтые стрелки показывают 3 связанные характеристики. Мы видим текущую численность населения на планете 32. Мы видим, что у нас есть запас жилья для нового населения в количестве 8, что весьма неплохо. И мы видим только 1 доступный вид деятельности. Мы также видим, что на планете уже есть застроенные районы и сооружения. Теперь перейдем на вкладку «Население».

Мы видим 3 касты: правители (2 шт.), специалисты (9 шт.), рабочие (21 шт.). То есть все 32 единицы нашего населения при работе, которая берется за счет застройки новых районов и сооружений.

Какую ошибку может допустить новичок? Он видит, что у него 2 свободные ячейки районов и 2 ячейки сооружений. Что делает новичок? Он сразу все застраивает. Потратив минералы на постройку и энергокредиты на ежемесячное содержание новичок получает резкий рост показателя «доступный вид деятельности». Да вот только работать там еще долго никто не будет, потому что население планеты уже полностью занято. Конечно, можно кликнуть по нужной иконке деятельности на экране населения.

На скриншоте выше мы выставили приоритет для клерков (вы также можете понижать приоритет, чтобы вручную сбалансировать занятость). В этом случае один наш Техник бросил свое занятие и сменил вид деятельности. Но в любом случае количество пустующих видов деятельности осталось тем же.

Поэтому застраиваться нужно не спеша, потому что попы (население) растут медленно. Некоторые планеты имеют определенные бонусы. Например, если у планеты есть модификатор роста исследований, то будет разумно застраивать ее научными лабораториями. Главное – строить по мере роста населения. Следите за ресурсами и корректируйте районы, сооружения в зависимости от дефицита. В основе экономики должны быть энергокредиты и минералы, товары массового спроса и сплавы на втором месте. Добыча пищи не столь важна, так как пища конечный ресурс и довольно дешевый, так что в крайнем случае вы сможете скорректировать дефицит путем обмена энергокредитов на рынке. Но по возможности лучше конечно сбалансировать производство, чтобы не тратить энергокредиты на обмен.

Клик по названию системы Sol открывает звездную систему. Справа от названия ромб-логотип с кружком и двумя меньшими кружками по бокам. Клик по нему открывает нашу пока единственную космическую станцию (14). С каждым улучшением станции будут доступны новые слоты для установки модулей. Логотип станции также будет обрастать новыми кружками до максимума для цитадели.

Подробнее про космические базы

Нажав «Сведения», вы можете проверить текущее оборонительное оборудование. Здесь вы ничего не меняете. Всё улучшается автоматически по мере развития новых технологий и апгрейда станции.

Рядом кнопка «Понизить статус» сбрасывает статус базы до форпоста. Это может пригодиться, например, когда вы захватили базы врага и превысили лимит космических баз. Чтобы избежать штрафов ненужные базы можно «обнулить».

Еще чуть правее кнопка улучшения базы.

Чуть ниже 6 ячеек модулей. Сейчас мы можем занять только 2, но улучшая станцию, вы сможете разблокировать новые ячейки. Тут стоит сказать, что верфи стакаются. То есть, забив все 6 модулей 6 верфями вы сможете построить одновременно 6 кораблей. Если у вас одна верфь, как на скриншоте, то корабли будут строиться по очереди. Также стакаются стояночные места и торговые узлы.

Под ячейками модулей кнопка торговые пути. Пока об этом не думайте. Просто имейте ввиду что иконка кольца обозначает торговлю. Одна единица торговли = одна единица энергокредитов (в дальнейшем можно изменить энергокредиты на другой ресурс специальным указом). Так что когда вы видите на карте галактики иконку кольца, то вы считай видите дополнительный источник энергокредитов. Собирать их можно только установкой космической станции. То есть проапгрейдив форпост до космической станции, вы автоматически «соберете» всю торговлю в системе со станцией. Каждый торговый узел увеличивает радиус сбора торговли еще на +1 систему. Запомните, что у вас есть только одна главная столичная станция. Все остальные станции, которые вы со временем создадите, связываются с главной торговым путем. Именно торговый путь обеспечивает переливание всей добытой торговли второстепенной станции на вашу главную станцию. Все бы хорошо, но со временем на этих торговых путях появляются пираты. Они снижают всю добычу, которая проходит по данному торговому пути вплоть до 0. Для противостояния пиратам нужно создавать небольшие флотилии из корветов (именно из корветов, так как они лучше подавляют пиратство, чем крупные корабли). И этим флотилиям вы назначаете патрулирование по проблемным торговым путям. В поздней стадии игры ваши корветы уже не смогут бороться с пиратством. И тут вам на помощь придут врата. Это одно из мегасооружений которое позволяет вашим кораблям мгновенно перемещаться между вратами. Установив такие врата в вашей столичной звездной системе с главной торговой станцией, вы сможете собирать всю торговлю в местах с другими вратами (радиус сбора будет определяться радиусом сбора главной торговой станции). Сейчас это возможно все не очень понятно, но со временем вы поймете важность торговли и важность врат для защиты торговли от пиратства.

Еще чуть ниже ячейки сооружений. Принцип тот же, что и с модулями. По мере изучения новых технологий вам будут доступны новые сооружения и модули.

На вкладке космической станции «Оборона» вы можете строить специальные оборонительные платформы, которые повысят огневую мощь станции. Враг может уничтожить эти платформы в ходе атаки. Эти платформы также можно улучшать после изучения новых технологий. Некоторые технологии разблокируют более совершенные оборонительные платформы, как например, ионные пушки.

Вкладка «Верфь» доступна, если на станции построен хотя бы один модуль верфи. Здесь вы строите все свои корабли. Постройка кораблей также доступна на мегаверфи (мега-сооружение) и джаггернауте (особый вид кораблей), но это будет возможно только на поздних этапах игры.

Правее иконки космической базы мы видим 3 зеленых иконки кораблей. Первая с двумя звездами означает ваши боевые корабли (может быть от 1 до 3 звезд, что указывает класс кораблей и сравнительную мощь флотилии. Вторая иконка с символом атома – это научный корабль (на него уже назначен лидер-ученый), ну и третья иконка с перекрещенными отверткой и ключом – это ваш строительный корабль (лидер не требуется).

Под названием Sol мы видим 3 иконки ресурсов с белыми цифрами. Это означает, что в этой системе данные ресурсы не добываются. Жмем ЛКМ по строительному кораблю, а затем ПКМ по нашей звезде Sol.

На добывающие станции минералов пока не хватает, зато можем построить исследовательскую. Ставим в работу.

Важный лайфхак: вы можете ставить задачи для корабля в очередь, удерживая SHIFT. Он запомнит все что вы ему укажите и продолжить работать без вашего участия. Конечно, строительный корабль не возьмет задачи в очередь, на которые у вас не хватает ресурсов.

Теперь направим наш научный корабль исследовать окрестности. Этим делом может заниматься только научный корабль. Ближайшие звездные системы Alpha Centauri, Procyon и Barnard’s Star открыты (но пока не изучены). Нас интересуют те, что дальше.

Жмем ЛКМ по научному кораблю, а затем ПКМ по любой звезде со статусом «Неизвестно». Видим 2 варианта – осмотреть систему и изучить систему. Мы можем расширять наше государство только в полностью изученные системы. Но полное изучение системы занимает много времени. Сейчас наша главная задача – получить схему ближайших гиперкоридоров (тонкие линии, исходящие от звездных систем), чтобы успеть захватить самые «жирные» направления. Поэтому пока выбираем для научного корабля «Осмотреть систему». Если в ходе исследования встречаются аномалии, то пока нажимаем «Оставить как есть». Не будем тратить время, вернемся к ним позже.

От военной флотилии пока никакого толка нет, поэтому ее не трогаем.

Теперь выберем верфь космической станции и закажем в постройку еще один научный корабль.

На планете у нас есть еще один свободный вид деятельности, так что все в порядке.

Смотрим планировщик (37). Верфь в работе, научный и строительный корабли в работе. Уведомлений (40) нет. Можно снять игру с паузы (35).

Завершена постройка научной станции, но минералов уже хватает на постройку добывающих станций. Ставим в работу. Для научного корабля прокладываем дальнейший маршрут через темноту космоса. На наш второй новенький научный корабль назначаем ученого, а затем по тому же алгоритму отправляем осматривать окрестные системы. Заказываем третий научный корабль на верфи (4X – eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate).

Примерно в этот момент у вас появляется уведомление о том, что можно выбрать Традицию (23). Почитайте описания веток, и выберите то, что считаете наиболее полезным вариантом для развития вашего государства. Открытие, Расширение, Процветание – все хорошие варианты.

Наш строительный корабль достроил все добывающие станции в домашней системе. Пора расширяться, поэтому только что достроенный третий научный корабль отправляем на полное изучение ближайшей звездной системы. Пусть это будет Alpha Centauri. Два других научных корабля продолжают осматривать галактику. Небольшой избыток минералов можно вложить в планетарное строительство. Например, в коммерческую зону или в научную лабораторию.

В какой-то момент вы встретите другую цивилизацию. Иногда это будут нейтральные фракции в виде летающих осьминогов или колючек, а иногда фракция разумных существ — ваших противников. В области уведомлений у вас появляется значок спутниковой тарелки. Кликните по нему, чтобы назначить одного из ваших послов на установление первого контакта.

Тем временем наш третий научный корабль полностью исследовал систему Alpha Centauri с двумя подходящими для нашей расы планетами. Жмем ЛКМ по строительному кораблю, а затем ПКМ по тройной звезде Alpha Centauri. Выбираем «Построить космическую базу (форпост)», что обойдется в 75 влияния и 90 сплавов. Не забываем раздавать указания научным кораблям.

Как только форпост будет готов, выбираем одну из зеленых планет и жмем «колонизировать».

На странице Планировщика экспансии (20) рядом с планетой появился белый флажок с человечком. Это означает, что на верфи уже строится корабль с колонистами и скоро она будет заселена.

Проделаем тоже самое с Alpha Centauri IV. Население на планетах растет медленно, поэтому чем раньше мы начнем колонизировать миры, тем лучше.

В итоге у нас получается такая картина.

Захвачены 3 ключевые точки, через которые можно попасть внутрь нашего государства. В этих точках мы начинаем улучшать космические станции и наращивать оборону, чтобы неприятель не надумал сунуться с войной. Все, что осталось внутри (планеты, станции, неизученные системы), можно спокойно осваивать. На скриншоте можно заметить границы 3х других фракций. Две из них мирные, а третья нейтральная, поэтому с этих сторон мы пока не ждем нападения. Но бывает и так, что соседи попадаются буйные. В таком случае следует более активно наращивать оборону по такому направлению с использованием доступного лимита флота.

Важная технология, которую стоит изучить, как только она будет доступна, называется «Подавитель сверхсветовых технологий». Как только вы ее изучите, все ваши космические базы получат автоматическое улучшение (рядом с ними появится иконка магнита U). Эта технология не позволит вражеской флотилии облететь по краю солнечной системы вашу базу. Им придется сначала вступить в бой и захватить базу, прежде чем они смогут попасть внутрь вашего государства.

Может ли другая фракция установить свой форпост внутри нашего государства? Да. Если у нас есть «белые пятна», то вскоре мы можем обнаружить внутри своих границ неожиданного соседа. Но это будет стоить очень много Влияния (7) для фракции, и защитить в случае войны такой островок им будет очень сложно. У меня был случай, когда агрессивная угасшая империя пробудилась и начала кошмарить соседей. От меня они были на другой стороне галактики, так что подвести флот было сложно. Но если не тормозить их, то они расфидятся на слабых фракциях. Рядом с границей угасшей империи оставалась нейтральная территория. С помощью прыжковых двигателей (позже в игре вы можете изучить такую технологию) я закинул туда научный и строительный корабли. Построил там свой форпост (за 1000 влияния!) и врата для флота. Так что да, не обязательно расширяться у границы, но чем дальше вы строите форпост, тем больше влияния требуется.

Кроме колонизации планет вы также можете строить специальные космические станции, которые называются «Среды обитания» (сначала требуется изучение соответствующей технологии). На орбите любой планеты внутри системы можно построить одну такую станцию. Выглядит это примерно так:

Конечно, вы можете каждой станции дать свое уникальное имя, а не так как у меня на скриншоте. Плюсы такого варианта развития в том, что вам не нужно гнаться за территорией. Мое маленькое государство роботов NEXUS Grid по всем показателям превзошло милитаристов Yl’Khahan Star Regime, которые захватили половину галактики.

Минусы в том, что среды обитания нужно сначала построить. А это 150 влияния, 1500 сплавов и 1200 дней. И только после этого вы можете приступать к колонизации. Кроме того среды более ограничены в ресурсах и ячейках сооружений, поэтому вам потребуется ооочень много сред обитания. Но такой вариант с маленьким государством тоже можно попробовать.

А ниже уже вариант с размашистой империей за милитаристов. Хотя захватывать территории военным путем совсем не обязательно. Слабые фракции сами захотят стать вашим вассалом (или вы можете этого потребовать). Через определенное время вассала можно полностью интегрировать в свою империю.

Или можно пойти через создание Федерации. В примере ниже почти вся галактика состоит из государств, объединенных в Священное Содружество.

Как видите все члены нашей уютной секты ярые спиритуалисты. Всем неверующим они объявляли войну, цель которой не притязания на территории, а принятие нашей веры. Проигравшее государство принимает наши ценности и через какое-то время само просится в федерацию.

В этом варианте я сразу делал уклон в дипломатию, взяв гражданскую модель «Дипломатический корпус» (+2 дипломата, +10% дипломатический вес) и Традицию (23) «Дипломатия» (позволяет создавать Федерации и дает другие бонусы). Находим друзей, улучшаем отношения, приглашаем в федерацию.

Короче говоря, путей развития вашего государства очень много. Можно создать торговую империю или отмороженных рептилоидов рабовладельцев, а может улей насекомых с коллективным разумом? В Stellaris все это возможно. И надеюсь мой гайд поможет вам сделать первые шаги.

Полезные ресурсы:

  1. Stellaris Wiki на Paradoxwikis
  2. Fandom Stellaris

GRAF_RAGE

Stellaris — 4X-глобальная стратегия в космическом антураже. Партия происходит в процедурно-сгенерированной галактике, которая отражена на плоскости. Игрок управляет одной из нескольких межзвёздных империй, цель игры — либо заселить 40 % всех планет пригодных для жизни, либо уничтожить всех соперников, либо включить 60 % всех обитаемых планет в состав федерации. Начальные этапы игры посвящены прежде всего исследованию и освоению космоса и, таким образом, ближе к соответствующим стадиям игры в традиционных космических 4X-стратегиях. С середины игры, когда большинство систем колонизировано и границы межзвёздных империй начинают соприкасаться, акцент смещается на управлении империей и дипломатии. В дальнейшем игрок может столкнуться с угрозой галактического масштаба (кризисом), устранение которой должно поддерживать интерес в поздней игре. Среди реализованных в настоящий момент кризисов — пробуждение древнего ИИ и нашествие из другого измерения или другой галактики.

Стартовые условия

В начале каждой партии игрок выбирает:

  • Вид, к которому принадлежит. Доступны человекоподобные, млекопитающие, рептилоиды, птицы, членистоногие, моллюскоиды, грибообразные, роботы, растения и механоиды. Доступно несколько портретов для каждого типа. От выбора не зависят отношения с другими видами.
  • Принципы — этические установки, присущие стартовому виду. Доступны пары милитаризм — пацифизм, авторитаризм — эгалитаризм, ксенофобия — ксенофилия, материализм — спиритуализм и отдельно «гештальт-сознание». От выбора зависят доступные формы правления (например, при авторитаризме недоступна демократия), отношения с другими империями, внутренние политики империй — отношение к какому-либо аспекту жизни (например, для эгалитаристов недопустимо рабство, а спиритуалисты не могут дать гражданские права «бездушным машинам»), уникальные здания и другие бонусы и штрафы. Также доступны «фанатичные» этики, которые усиливают обычные в 2 раза. Игрок может распределить 3 очка этик, причём «фанатичные» занимают 2.
  • Признаки расы определяют физические особенности вида. Доступны как бонусы (сила, приспособленность, живучесть и так далее), так и штрафы (слабые, непривлекательные и так далее). Игрок может распределить два очка, причём выбранные штрафы позволяют выбирать дополнительные бонусы.
  • Тип сверхсветового перемещения. Доступен варп (свободное перемещение к любой системе в радиусе действия варп-двигателя корабля), червоточины (перемещение через специальные космические постройки — генераторы червоточин), гиперлинии (перемещение по заранее сгенерированным игрой путям между системами). С версии 2.0 («Черри») единственным типом перемещения для всех рас стали гиперлинии.
  • Форма правления. Доступно четыре основных формы правления — демократия, олигархия, диктатура и империализм, которые в зависимости от выбранных принципов могут иметь различные подвиды (например, военная диктатура, просветленная монархия, супер-корпорация или теократическая демократия). Также доступны две специальные формы правления для государств с принципом гештальт-сознания: коллективный разум или машинный разум. Формы отличаются бонусами и временем переизбрания или назначения правителя. В течение игры форма правления может быть изменена на более продвинутую с большими бонусами. Также доступна смена формы на отличную от начальной.
  • Стартовый тип оружия. Доступно лазерное (ветка энергетического оружия, эффективного против брони, но слабого против щитов), ракетное (ветка ракетного оружия, сбалансированного с точки зрения противодействия как брони, так и щитам, но уязвимого для систем противоракетной обороны) и кинетическое оружие (ветка кинетического оружия, эффективного против щитов, но слабого против брони). С версии 2.0 лазерное и кинетическое оружие доступны изначально, а ракетное требует отдельного исследования для открытия.
  • Предпочтительные условия проживания. Они определяют комфортные для стартового вида условия существования, например, температуру и влажность. Заселение планет, которые отличаются по условиям от стартовых, сопряжено с трудностями. На данный момент в игре девять миров, делящиеся на три типа сред обитания: влажный климат (океанический, континентальный, тропический миры), морозный климат (тундровый, арктический, высокогорный миры) и сухой жаркий климат (пустынный, засушливый миры, мир саванны).

Генерация галактики

Игрок может выбирать количество звёзд в галактике (от 200 до 1000); её тип — спиральная, эллиптическая или кольцеобразная; количество и тип поведения управляемых компьютером противников; количество так называемых «угасших империй» — технологически очень развитых империй, которые негативно реагируют на нарушение их принципов (рабовладение, геноцид, развитие искусственного интеллекта, заселение священных для них планет и так далее). Всего 4 вида «угасших» (ксенофил/ксенофоб, спиритуалист/материалист), а также уникальная разновидность «угасшей» машинной империи.

Исследования

Игрок может создавать научные корабли, которые используются для исследования новых звёздных систем для поиска ресурсов, пригодных для колонизации планет, исследования аномалий, проведения проектов. Аномалия при успешном исследовании может принести бонус в виде ресурсов, кораблей и прочего, а при не успешном — не принесет ничего, в худшем случае — гибель учёного или корабля.

Политика

Политика в игре подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Если империя не имеет в качестве формы правления принцип гештальт-сознания, то внутри империи жители могут создавать фракции, которые лоббируют необходимые им изменения и выдвигают кандидатов на выборы при их наличии. К внутренней политике также можно отнести отношение правительства к различным расам, проживающим на территории империи (например, геноцид или рабство, контроль популяции и миграции). Во внешней политике доступна торговля между империями и заключение договоров по взаимной защите, миграции, обмену картами. Внешняя политика также включает в себя возможность создания федераций, заключение договоров о ненападении, доступ к границам, заключение договоров по научному сотрудничеству, возможность потребовать дань или сделать империю вассалом, дабы впоследствии поглотить её. Внешние отношения определяются формой правления, доминирующими этическими установками и политиками империй (например, внешняя политика «поборников чистоты», а также их аналогов у коллективного и машинного разума, ограничивается объявлением соперничества и объявлением войны).

Технологии

В игре нет ярко выраженного дерева технологий. Вместо этого доступны 3 ветви — общественные, физические и инженерные науки, в каждой из которых возможен выбор технологии из этой ветви для исследования. Шанс выпадения технологии зависит от господствующих в империи этик и качеств учёного, который занимается этой ветвью. Например, для спиритуалистов или учёного со специализацией в псионике шанс исследовать телепатию выше.

Космические битвы

Игрок может создавать флот, который состоит из нескольких типов кораблей, которые отличаются по назначению, размеру и боевым возможностям. Игра предоставляет дизайнер, который позволяет спроектировать корабли, подходящие для данной игровой ситуации. Бой в космосе происходит без прямого управления игроком, доступны лишь базовые установки — убегать или вступать в бой, держаться на дистанции или атаковать вблизи.

Отзывы

Менее чем через 24 часа после выпуска Paradox Interactive объявила о продаже более чем 200 тысяч копий, что является рекордом среди игр этой студии. 21 июня 2016 было объявлено, что общие продажи составили 500 тысяч копий.

Stellaris — большая космическая песочница может многое предложить, но совершенно понятно, если вы попробовали игру или наблюдали за тем, как кто-то играет, и задались вопросом, что происходит.

Руководство по игре Stellaris для новичков

В этом руководстве описаны абсолютные основы Stellaris, на которых новые игроки смогут построить фундамент. Сложные вещи могут подождать — пока что мы поможем вам исследовать галактику и вырастить свою первую империю!

Какую империю выбрать

Stellaris позволяет безгранично настраивать свою космическую империю, но новичкам лучше выбрать одну из заранее сгенерированных наций. Мы рекомендуем Объединенные нации Земли, поскольку игра за людей дает возможность увидеть перспективу и легче запомнить названия. Планета под названием Новая Надежда будет гораздо более узнаваема, чем планета под названием Дафф’Орбал. Если вы планируете агрессивно исследовать и завоевывать, другой человеческой фракцией, Содружеством Человечества, играть немного сложнее, но она больше ориентирована на боевые действия.

Игровой интерфейс

В Stellaris есть три основных раздела интерфейса. Слева находятся несколько вкладок, которые появляются при наведении курсора — они позволяют увидеть подробную информацию об экономике вашей империи, законах, вооруженных силах, исследованиях, дипломатии и обо всем остальном, что вам может понадобиться знать.

Справа находится окно с внешними настройками, которое позволяет вам сразу увидеть местоположение и состояние всех ваших кораблей и планет, среди прочего. Это отличный способ увидеть, что происходит по всей вашей империи, и быстро просмотреть все вопросы, требующие решения.

В верхней части экрана отображаются ваши ресурсы и доходы, а также дата начала игры. Игру можно приостановить и остановить в любой момент, нажав на дату или пробел. При необходимости вы можете ускорить или замедлить ход времени в игре, нажимая на знаки плюс и минус рядом с датой. Всегда делайте паузу при принятии решений, чтобы не упустить ни одной возможности!

Типы кораблей

В Stellaris есть четыре основных типа кораблей: конструкторы, научные корабли, военные корабли и корабли-колонии. В начале у вас будет один конструктор, одно научное судно и три небольших военных корвета.

Конструкторы

Конструкторы используются для строительства космических станций, на которых можно добывать ресурсы. Выбрав конструктора, щелкните правой кнопкой мыши на планете или системе, в которой вы хотите построить станцию, и выберите соответствующее сооружение. Конструкторы также расширяют ваши границы, строя звездные базы в невостребованных системах.

Научные корабли

Научные корабли исследуют галактику, выясняя, что находится в каждой системе, которую они посещают планета за планетой. Лучший способ использовать научное судно — щелкнуть правой кнопкой мыши на системе или ее звезде и выбрать «Исследовать систему». Тогда корабль исследует всю систему без необходимости вручную проверять каждую планету.

Время от времени научные корабли будут находить аномалии. Вы можете назначить научное судно, обычно то, которое обнаружило аномалию, для ее анализа на предмет неизвестных результатов. Этот процесс занимает время, поэтому он может замедлить исследование — вот почему полезно иметь несколько активных научных кораблей. Аномалии почти всегда полезны, но в очень редких случаях они приводят к негативным последствиям, например, к уничтожению научного судна.

Военные корабли

Военные корабли, как и следовало ожидать, предназначены для борьбы с врагами. Каждый корабль может быть оснащен разнообразным оружием и оборудованием в зависимости от того, какие технологии вы исследовали, поэтому важно иметь новейшие технологии. Корабли автоматически вступают в бой с любыми вражескими судами, находящимися в радиусе действия оружия.

Корабли-колонии

Корабли-колонии обычно не задерживаются на карте надолго, поскольку их цель — добраться с верфи, где они были построены, до необитаемого мира и заселить его для вашей империи. Сам корабль превращается в убежище, когда колонисты покидают планету, поэтому каждый корабль-колония может заселить только одну планету.

Системы с пригодными для жизни мирами будут отображаться на карте Галактики рядом с их названием. Цвет значка показывает, насколько планета подходит для заселения:

Цвет Обитаемость
Оранжевый
  • Неизвестно.
  • Исследуйте с помощью научного судна, чтобы раскрыть потенциал мира.
Зеленый
  • Идеально.
  • Один или несколько видов в вашей империи могут заселить этот мир с небольшими штрафами, если таковые имеются.
Желтый
  • Приемлемо.
  • Ваши люди могут поселиться здесь, но планета понесет производственные штрафы.
Красный
  • Не рекомендуется.
  • Планета технически пригодна для жизни вашего вида, но вряд ли она производит достаточно ресурсов, чтобы окупить инвестиции.

Чтобы колонизировать планету, она должна находиться в пределах ваших границ — то есть Конструктор должен построить звездную базу в системе планеты. Как только это будет сделано, щелкните по планете и нажмите кнопку Колонизировать. Выберите вид, который вы хотели бы поселить на планете (сначала это будет только ваш вид-основатель), и корабль-колония начнет строительство, автоматически отправляясь на планету по его завершении.

Планеты

Основная часть ресурсов будет производиться на обитаемых планетах. Подавляющее большинство планет в галактике совершенно непригодны для жизни, поэтому найти мир, который ваш народ может колонизировать, — это возможность, которой почти всегда следует воспользоваться.

Каждая планета состоит из трех основных компонентов: районов, зданий и населения.

Районы

В верхней части интерфейса планеты вы увидите доступные слоты для районов. Каждый район предоставляет жилье и рабочие места для населения планеты. Существует пять видов районов:

Район Эффекты
Город
  • Предоставляет жилье для пяти отцов.
  • Каждый город на планете добавляет ячейку здания.
  • Предоставляет работу одному попу в качестве клерка.
    • Клерки предоставляют удобства, делая людей на планете счастливыми.
    • Клерки также производят торговую ценность, увеличивая доход вашей империи.
Промышленный
  • Предоставляет жилье для двух человек, с работой для одного ремесленника и одного металлурга.
    • Ремесленники превращают минералы в потребительские товары.
    • Металлурги превращают минералы в сплавы.
Генератор
  • Обеспечивает жилье и работу для двух попов в качестве техников.
    • Техники производят кредиты энергии для вашей империи.
Майнинг
  • Обеспечивает жилье и работу для двух горняков.
    • Шахтеры добывают минералы для вашей империи.
Сельское хозяйство
  • Обеспечивает жилье и работу для двух поселений в качестве фермеров.
    • Фермеры производят еду для вашей империи.

Районы предоставляют основные материалы с гораздо большей эффективностью, чем добывающие станции в космосе, но каждая планета может содержать только ограниченное количество районов. Более того, некоторые слоты для дистриктов должны быть освобождены на вновь заселенных планетах, прежде чем их можно будет использовать. Нажмите кнопку Особенности в окне планеты, чтобы узнать, какие из этих блокираторов можно убрать. Вам может понадобиться определенная технология, чтобы избавиться от блокираторов.

Здания

Здания предоставляют более продвинутую работу для вашего народа, чем Районы, позволяя вам производить ключевые ресурсы, такие как Исследования и Единство, или повышать общую эффективность планеты. Первым зданием на планете всегда является столица, а по мере развития технологий и строительства городов открываются новые слоты. Здания редко предоставляют жилье, поэтому Города также необходимы для размещения специалистов, работающих в них.

Население

Население, которое в игре принято называть популяциями, представляет собой демографический состав каждой планеты. Каждое население может представлять тысячи, миллионы или даже миллиарды людей. Каждый житель планеты производит ресурсы в зависимости от своей работы, а доступные работы зависят от того, какие районы и здания вы построили на планете.

Папы, которые не могут найти работу для своего социального класса (Рабочие, Специалисты и Правители), могут автоматически повысить или понизить свой социальный класс, если там есть работа. В качестве альтернативы они могут просто переехать на другую планету, если законы вашей империи разрешают свободное перемещение. Папы, у которых нет работы и нет вариантов, могут в конечном итоге создать свою собственную Криминальную работу, что негативно скажется на доходах планеты.

Население планеты будет увеличиваться или уменьшаться с течением времени в зависимости от доступной пищи, а также других факторов, например, насколько хороша планета для жизни по сравнению с другими мирами вашей империи.

Ресурсы

В Stellaris очень много ресурсов по сравнению с другими стратегическими играми, и каждый из них имеет определенную функцию. Слева направо на интерфейсе расположены следующие ресурсы:

Энергетические кредиты

Энергетические кредиты, или ЭК, представляют собой способность вашей империи обеспечивать энергией свои корабли и инфраструктуру, а также используются в качестве валюты. ЭК редко тратятся напрямую, разве что в рамках определенных событий, и используются для оплаты ежемесячного содержания практически всего в игре. Старайтесь всегда иметь положительный баланс энергии!

Минералы

Сырые минералы используются для строительства зданий, районов и космических станций. Они также используются в качестве сырья для создания рафинированных товаров, таких как сплавы. Этот процесс осуществляется автоматически папами на соответствующих должностях.

Пища

Каждый органический вид нуждается в пище, и без пищи население ваших планет будет сокращаться. Редко бывает так, что каждая планета в вашей империи самообеспечивается Пищей, поэтому в большинстве случаев несколько планет производят большой избыток, который затем распределяется между другими планетами. Опять же, пища распределяется автоматически, без необходимости управления со стороны игрока.

Потребительские товары

Эти предметы роскоши обеспечивают вашему народу более высокий уровень жизни. Многие профессии, особенно специалисты и правители, требуют ежемесячного пополнения запасов потребительских товаров для поддержания производства.

Сплавы

Сплавы перерабатываются из минералов или добываются в небольших количествах на космических станциях и используются для строительства и модернизации кораблей и звездных баз. После постройки кораблям ежемесячно требуется небольшое количество сплавов для поддержания.

Влияние

Влияние представляет собой ваше политическое влияние в галактике. Считайте, что это внешняя политическая власть, в то время как Единство представляет собой внутреннюю политическую власть. Влияние используется для расширения территории, управления отношениями с другими империями и шпионажа.

Единство

Единство представляет собой общую поддержку правительства вашим народом. Оно расходуется на применение указов — постоянных бонусов, для выполнения которых ежемесячно требуется Единство, но основное его использование — это открытие Традиций.

Традиции — это как деревья талантов для вашей империи. Когда у вас будет достаточно Единства для разблокирования традиции, вы получите уведомление, отмеченное значком с масками комедии и трагедии. Каждое дерево Традиций позволяет специализировать вашу империю, а завершение одной из них открывает перк Вознесения. Перки вознесения — одни из самых мощных улучшений в Stellaris, и за всю игру вы получите лишь несколько.

Исследования

Исследования используются для открытия новых технологий для вашей империи, открывая доступ к новым возможностям и улучшениям. В каждой империи одновременно работают три отдела исследований: физики, общества и инженерии. Каждый отдел имеет свой собственный ресурс исследований, и отделы не могут обмениваться или совместно использовать ресурсы.

Каждый раз, когда вы открываете новую технологию из отдела, вы сможете выбрать новую технологию для начала исследования. Доступные технологии полуслучайны, поэтому даже если нужная вам технология доступна, она может появиться не сразу.

Фиолетовые технологии — редкие, и обычно рекомендуется отдавать им предпочтение, если они появляются. Красные технологии — редкие и опасные, их исследование может привести к непредвиденным осложнениям для вашей империи в будущем.

Стратегические ресурсы

Эти редкие, очень востребованные материалы необходимы для создания современных кораблей и зданий. Хотя в космосе можно найти некоторые образцы, встречающиеся в природе, для производства промышленных объемов вам потребуется провести исследования и построить соответствующие здания. Каждый стратегический ресурс имеет свое применение, поэтому, даже если вам не нужен тот или иной ресурс, его можно использовать в качестве отличного торгового товара.

Теперь, когда у вас есть базовые знания, попробуйте просто поиграть в Stellaris и посмотреть, что получится! В игре есть гораздо больше, чем эта базовая информация, и целая галактика возможностей!

Разведка

Первым делом Вам необходимо обследовать вашу собственную систему, с которой вы начинаете игру, посредством научного корабля. Геодезия, как следует из названия, собирает информацию о небесных телах. В начале игры, наиболее важной задачей является поиск галактических «ресурсов», которые могут быть собраны с помощью добывающих или научных станций.

Геодезия также является необходимым условием для расширения вашей империи, поскольку не только колонисты не могут приземляться на необследованные планеты, но и пограничные заставы не могут быть построены на необследованных звездах. Научные корабли, проводящие исследования частенько сталкиваются с аномалиями, которые могут вызвать интересные события в игре.

ПОП и начальная экономика

*Для справки:
ПОП — можно рассматривать как население, популяция, т.е. количество жителей планеты.

Ваша начальная планета является единственным источником дохода на старте. Посмотрите на него кликнув по его названию. Ниже, во вкладке «Поверхность», вы можете узнать в каких плитках сколько ПОПов, какие плитки что производят и в каком объеме.

На планете будет три основных ресурса:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Энергетические ресурсы — используются в основном для обслуживания.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Минералы — используются для строительства почти всего.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Еда — местный ресурс, используемый для того, чтобы кормить население планеты, любой избыток пищи увеличивает рост населения.

В большинстве случаев, производство только на начальной планете будет мало, поэтому стоит начать строить добывающие станций на исследованных планетах.

Исследования

Как и в большинстве космических 4Х играх, исследование имеет важное значение для достижения амбиций космических программ империи. Исследования в Stellaris зависят от трех типов накопленных «пунктов» исследований:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Физические исследования;

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Социологические исследования;

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Инженерные исследования.

Эти ресурсы используются на экране исследований. Всего существует три «исследовательских групп», соответствующие трем научным направлениям, нажав на которые вы можете посмотреть проводимых в этих областях исследуемые технологий.

Исследуемые технологий в первую очередь формируются из системы перфокарт, а это означает, что начальный набор технологий каждый раз генерируется случайным образом, когда вы делаете свой выбор. Исключением является только то, что в начале игры всем игрокам дается возможность изучить колониальный корабль, который всегда отображается в социологических исследованиях.

Вы можете не использовать «исследовательские поинты», чтобы они не были потрачены впустую, а копились. Выбор объектов исследования может быть отложен, хотя это редко бывает полезным в самом начале игры.

Лидеры и влияние

У каждой империи есть своя элита людей, так называемые «лидеры». К ним относятся ученые научных кораблей, ученые ведущих научных коллективов, а также губернаторы секторов. Правитель империй невидим, чтобы получить доступ к информаций об империи необходимо нажать на значок империи в верхнем левом углу экрана. Лидеры являются важным аспектом Stellaris, они повышают эффективность во многих областях.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Влияние также зависит от работы каждого лидера. Лидеры получают опыт в ходе продолжительной деятельности, увеличивая тем самым уровень своей квалификации и навыков, которые могут дополнительно повысить их эффективность.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Влияние является важным ресурсом империи. Она не генерируется внутри планет (исключением является полностью модернизированный капитал), поэтому их относительно мало. Кроме найма лидеров, влияние используется для принятия указов, расширения границ и в ряде других правительственных функций, таких как совершенствование системы власти на более поздних этапах игры. Таким образом, желательно, чтобы влияние использовалось мудро, а не тратилось попросту.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Влияние также можно рассматривать в качестве «политического капитала», используемого для достижения важных приоритетов. Вы можете увеличить влияние путем создания пограничных застав и расширяя тем самым свою империю, но каждая застава больше высасывает, чем увеличивает влияние. Наиболее эффективным средством увеличения влияния является выполнение обещаний, данных лидерами входе выборов.


Скорее всего, жанр космических стратегий устареет и надоест игрокам совсем нескоро. Ведь всегда будет существовать та часть людей, которая желает решать судьбу огромных галактических империй и покорять не покоряемые космические федерации. Поэтому многие студии не откажут себе в возможности предоставлять подобные игры геймерам.

Так вот, на этот раз роль разработчиков космических стратегий взяла на себя студия Paradox Interactive, выпустив тем самым для себя проект в совсем непривычном стиле. Stellaris получилась хорошей игрой, поэтому пока критики и игроки пишут отзывы, любители космических баталий знакомятся с игрой! Игровой опыт показывает, что механики подобных стратегий осилить можно не сразу, так что именно по этой причине ниже описаны самые полезные советы для новичков и просто полезные советы по прохождению Stellaris.


Какую Империю выбрать? – Полезные советы


После того, как вы нажмёте на пункт в главном меню «Новая игра», Stellaris тут же загружает своим непростым выбором. Дело в том, что в первую очередь предстоит определиться с тем, какой Империей вы будете управлять/руководить. Причём разница представленных Империй заключается не только лишь в одном внешнем виде руководящих рас, но и во многих других параметрах, которые в дальнейшем имеют серьёзное влияние на ход игры. Конечно, каждая из представленных Империй тщательно описана, но вопросы всё равно остаются. Поэтому сейчас в этой статье будут разобраны все главные и ключевые характеристики обитателей космоса Stellaris.

• «Объединённые Нации Земли»

Пусть вас сразу не пугает не слишком сексуальная чернокожая дамочка, потому что данная Империя – это отличный вариант для начинающих игроков в Stellaris. Ограничения у представленной нации не слишком серьёзные – они не терпят рабство, а их начальное оружие не является слишком мощным. Взамен они способны буквально наращивать энергетические ресурсы, собирать опыт и, в конце концов, заниматься колонизацией с «ОНЗ» будет не так тяжело, как с другими нациями.

• «Человеческое Содружество»

Эта Империя просто подарок для милитаристов, которые не стараются искать мирные решения. Представленный народ крайне охотно любит мигрировать, способен так же крайне легко приспосабливаться и вообще они любят войны, поэтому и имеют соответствующий бонус к атаке.

• «Империя Тзинн»

Очередная Империя, представляющая собой бравых вояк, виденье которых ограничивается миром в огне. Руководить и освоить эту нацию намного тяжелее, чем «Человеческое содружество», хотя ограничения (в которые входит, например, малая любовь к переселениям) компенсируются тем, что нация имеет крайне серьёзные бонусы к урону, пище и большой терпимости к рабству.

• «Королевство Йондарим»

Если вы любитель пацифистов, тогда этот выбор Империи придётся вам по вкусу. Хотя эта нация изначально имеет довольно-таки мощное вооружение, да и вообще благосклонное отношение к рабству – тут напрочь отсутствуют какие-либо бонусы для бравых воинов. «Королевство Йондарим» крайне не любит войны, за то переселяется с минимальными затратами.

• «Звёздное Сообщество Икс-Идаров»

Эта Империя представляет собой расу разумных насекомых, которые от каждой существующей расы взяли понемногу особенностей: они любят рабство; способны давать крайне серьёзный отпор; крайне быстро движутся в развитии технологий и при этом они крайне мало едят! В общем, подойдут эти букашки для разносторонней игры, потому что уж больно они универсальны.

• «Межзвёздный Союз Чинорри»

Основное преимущество указанного выше государства – это наука. Технологии развиваются достаточно быстро. Имеются уникальные бонусы к ресурсам. А полнейшая нетерпимость к рабству говорит о том, что играя за представленную нацию, придётся стратегически планировать каждое своё действие и постоянно развиваться, а не делать упор на военные экспансии и операции.

• «Джехетманский Доминион»

Нация представляет собой можно сказать – абсолютный пацифизм. Благодаря тому, что это государство имеет увеличенное количество посольств, дипломатические бонусы и слабую армию – управлять такой нацией смогут лишь любители политики. К тому же, данная раса подойдёт ещё и тем, кто хочет захватить Галактику не силой армии, а силой переговоров – дипломатией!

• «Сцилдарийская конфедерация»

Очень непростое государство, потому что упор тут делается именно на развитие разветвлённой инфраструктуры: дополнительные планеты в основном секторы и бонусы к технологиям. К тому же, эта нация требует дипломатического подхода к построению политических отношений с другими нациями.

____________________

→ Внимание! Вы вольны так же создать и свою собственную Империю, однако подобное лучше делать лишь после того, как за спиной будет опыт, состоящий из нескольких законченных игр. Проще говоря – создавать свою Империю лучше всего опытным игрокам. Почему? Есть большая вероятность того, что в итоге получится не только несбалансированное государство, но и ещё нежизнеспособное!

____________________

Внимание! Помните ещё и о том, что каждая представленная Империя пользуется своим собственным уникальным видом межзвёздных полётов. «Объединённые Нации Земли», «Империя Тзинн», «Сцилдарийская Конфедерация» – эти Империи используют самый дорогой и медленный двигатель, однако который им позволяет безгранично перемещаться по космосу, а называется такой вид двигателей – «Варп-двигатель». «Человеческое Содружество» и «Джехетманский Доминион» используют более новый метод перемещения – «Червоточины». Они позволяют перемещаться мгновенно, но при условии построенных станций. «Королевство Йондарим», «Звёздное Сообщество Икс-Идаров» – этим трём государством удалось освоить «Гиперпространство». Такой способ передвижения быстрый, но пути, к большому сожалению, ограничены сетью, которая состоит из гиперпространственных коридоров.  


Как играть? – Полезные советы


В самом начале игры в вашем распоряжении будет планета с космопортом + ко всему исследовательский и строительный корабли вместе с небольшим военным флотом. Первое, что лучше всего сделать на начальных этапах игры – отправить корабль (исследовательский) изучать в первую очередь свою систему, а потом уже и соседние (дальше по мере расширения) системы. Зачем? Так можно будет отыскать и добыть ценные ресурсы, которые необходимы для существования и развития + отыскать уникальные, интересные аномалии. В конце концов, благодаря изучению можно будет колонизировать планеты (колонизировать планеты можно будет лишь после того, как будет исследован «Протокол освоения новых миров»).

Полезно будет ещё и запомнить то, что условия на освоенных небесных телах могут подходить либо лучше, либо хуже для некоторых видов рас. Так вот в целях своей же безопасности для научного судна лучше всего выбрать тактику уклонения в случае, если в обнаруженной системе будут враги. В этом случае космическая посудина дальше не двинется, а незамедлительно покинет это опасное место. Данная деталь особенно полезна в дальнейшем, когда космический флот будет представлять серьёзную угрозу, поэтому, таким образом, можно будет знать, где находится враг, получить информацию о существующих планетах и уничтожить парочку агрессивно настроенных врагов.

Так вот, пока космические судна блуждают по Галактике, необходимо ознакомиться с основными видами ресурсов. К тому же важно помнить ещё  и то, что каждый раз Галактика будет генерироваться случайным образом, поэтому в самом начале игры с запасами может, как повезти в меньшей, так и в большей степени.

• «Энергокредиты»

В Stellaris энергокредиты представляют собой местную валюту. Этот ресурс необходим: для строительства, для обслуживания космических кораблей и для обслуживания зданий. Больше не такого понятия «печатать деньги», потому что теперь их добывают на электростанциях, которые в свою очередь можно будет строить исключительно на разнообразных небесных телах. Старайтесь поддерживать количество кредитов на  каком-нибудь приемлемом уровне для себя, потому что в случае, например, дефицита может пострадать количество минералов, темпы ваших исследований и многое другое.

• «Минералы»

Этот вид ресурса необходим в первую очередь для следующих деталей игры: ремонта, улучшения космических кораблей и построек. Добываются они практически так же, как и энергокредиты – необходимо строить соответствующие предприятия. Но и строить сдуру кучу зданий, которые добывают минералы, тоже не стоит. Потому что стоит помнить о том, что на содержание зданий уходит энергия, которая вначале потребуется для того, чтобы создать первую колонию и исследовательские центры. Необходимо экономику выстраивать так, чтобы существовал ресурсный баланс и при этом вы находились в небольшом плюсе. А ещё лучше будет, если в случае какого-нибудь «чёрного дня» (на время войны, например) на складе будет лежать определённый запас минералов. Так зачем всё это? Дело в том, что если у вас начнётся дефицит этого ресурса, тогда космические судна получат штрафы к своим характеристикам. И ещё – лихорадно создавать строительные корабли при дефиците минералов так же не стоит.

• «Пища»

В первую очередь пища – это не продукт импорта, либо экспорта. Пища производится каждой планетой, но исключительно для своих обитателей (исключительно для местных). Если пищи будет много, тогда популяция будет расти, однако если начнётся нехватка пищи, рост начнётся замедляться. Причём замедляться рост может вплоть до полнейшей остановки. Пищу производят на фермах, либо же при помощи специальных модулей, которые установлены на космопорте. Если создаётся новая колония, тогда есть смысл построить как можно больше ферм, популяция от этого будет только расти. В дальнейшем часть ферм можно заменить другими более актуальными постройками.

• «Очки влияния»

Этот ресурс необходим в первую очередь: для принятия указов, найма лидеров, поддержки альянсов, смены правительства, постройки пограничных форпостов и для взаимодействия с фракциями. Зарабатываются очки влияния при условии выполненных мандатов (но это в случае демократического правления), при помощи соперничества с другими империями и при помощи специальных «событий». К тому же, очки влияния особенно важны в самом начале игры, когда приходится заявить права на какую-нибудь систему путём перестройки в них пограничных, вышеуказанных, форпостов.

• «Очки исследования»

Эти  очки необходимы в первую очередь для изучения и развития технологий. Развитие технологий делится на три сферы: физику, инженерию и социологию. Так же изучение и развитие технологий полезно для взаимодействия с аномалиями. Заработать очки исследования можно при помощи построенных исследовательских станций и построенных научных лабораторий. К тому же, технологии в каждой новой игре выпадать будут совершенно случайно. После изучения одной из трёх технологий, две остальных уходят от вас навсегда – такой цикл выбора будет повторяться в каждой новой игре. Так какую технологию выбрать? Рекомендую взять «Протокол освоения новых миров», потому что без возможности колонизировать планеты влиятельными правителем стать никак не получится.


Как воевать? – Полезные советы


• «Сила флота»

Старт может для некоторых оказаться трудным. Чтобы этого не было, старайтесь исследовать и строить станции. Если же ничего нет, тогда занимаетесь тем, что строитесь на своей родной планете. Необходимо как можно довести силу флота до отметки «100-150». Зачем? Дело в том, что немного позже всякие космические амёбы, пираты и еретики в случае плохого развития событий сметут вашу Империю. Парой возникают даже такие ситуации, когда флот нападающих на вас врагов имеет силу 400-500. Поэтому флот очень важен, однако постарайтесь так же и не загубить свою экономику.

• «Правильная война»

Перед тем, как решитесь объявить войну, постарайтесь сделать всё то, что поможет максимально обезопасить свою Империю. Постарайтесь не допускать ошибок, которые выражаются в том, что объявив войну, вы не изучили жертву, а он, оказывается, состоит в коалиции. После этого необходимо определиться с типом ведения войны: тактика «Блицкрига», либо тактика «На уничтожение». Если вы выбираете тактику «Блицкриг», тогда сразу же находите флот противника (уничтожаете его), находите все космопорты (уничтожаете и их тоже) и, в конце концов, захватываете вражеские планеты, заранее подготовив десант – это очень важно! Тактика «На уничтожение» подразумевает собой лобовое столкновение, в котором вы ровняетесь силами. Победитель свободно покоряет Империю противника. Если вы не особо талантливы в генеральных сражениях, тогда разрушайте экономику противника. Рано или поздно противник лишится ресурсов, что повлечёт за собой ряд проблем, которые вам только на руку. Напоследок запомните ещё то, что все системы противника вам ни к чему. Не стоит пытаться захватить абсолютно все системы противника – вам нужны лишь самые «толстые». Остальные лучше либо освободить, либо сделать вассалом. В любом случае, получится слабая и недееспособная Империя, которая вас будет считать своим другом.

• «Правильная дипломатия»

Дипломатия более простая, чем война, потому что в ней всё крайне просто. Первое – дружите лишь с теми, кто сильнее вас. Второе – атаковать стоит лишь тех, кто слабее вас. Третье – если сильнее вас никого нет, тогда торгуйте!


Другие полезные советы


• «Элита»

Чтобы управлять планетами, космическим флотом и исследованиями, необходимо нанимать так называемую «Элиту». Элита представляет собой обычных Лидеров, каждый из которых отвечает за разные вещи в Империи. Однако назначать на новую позицию можно лишь тех юнитов, у которых есть приставка «Лидер доступен». И помните всегда о том, что эти Лидеры не будут жить и править вечно – они будут стареть, умирать и даже погибать в стычках с противником.

• «Неправильное вложение очков исследования»

В случае если у вас всё крайне плохо с ресурсами, тогда не стоит тратить очки исследования на технологию «Протокол освоения новых миров». Почему именно так лучше сделать? Если у вас кризис, тогда организовать новые колонии никак не получиться, однако другие технологии помогут улучшить текущую ситуацию.

• «Ранняя война»

Нападать на другие расы в самом начале игры – это не тактика быстрого нападения. Как правило, подобными действиями вы делаете хуже только себе. Во-первых, флот вначале слишком маленький. Во-вторых, своими необдуманными действиями можно затянуть себя же в глубокий кризис.

• «Автоматическое создание проектов»

Чтобы облегчить себе игровую жизнь, активируйте в конструкторе кораблей опцию под названием «Автоматическое создание проектов». Вполне себе умный компьютер будет самостоятельно создавать и даже обновлять все комплектации космических кораблей из самых лучших имеющихся компонентов, которые доступны на данный момент.

• «Пригодные планеты»

После того, как будут исследованы новые системы, которые будут являться пригодными для колонизации – они тут же будут отмечены иконками зелёного цвета. Постарайтесь такие миры не упускать из виду. Однако первым делом лучше всё же колонизировать миры, которые находятся ближе всего к границам врага. Зачем? Конечно, чтобы противник не освоил эти миры быстрее вас!

• «Интерфейс»

Постарайтесь изучить внимательно все пункты интерфейса. Аргументировать этот совет можно просто – тут много меню. Каждое такое меню на самом деле заслуживает отдельного гайда, потому что каждая такая деталь присутствует в игре не для красоты. Пусть даже вам кажется, что что-то в меню явно лишнее — знайте, это не так! Каждая деталь интерфейса играет свою ключевую роль в игре.


Напоследок помните о том, что Stellaris – это глубокая и крайне захватывающая стратегия, которая способна затянуть вас вновь даже спустя много проведённых часов за ней! Игра будет постоянно преподносить неожиданные, шокирующие или же приятные новости. Постарайтесь внимательно изучать все найденные вами подсказки и крайне дотошно исследовать окружающий мир. Вопросов будет немало, поэтому если вас что-то интересуют, пишите это в комментариях!


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В содержание основных разделов должностной инструкции входят ответ синергия
  • Casio aq 180w инструкция на русском языке
  • Как собрать кошку из змейки пошаговая инструкция
  • Инструкция на русском к часам casio ca 53w
  • Руководство по эксплуатации амарока