Руководство по световым эффектам

✪ Trailblazers, check out our new Honkai Star Rail Wiki!
★ New: 3.6 Update, 3.7 Livestream and 3.7 Codes
★ Hot Builds: Baizhu, Kaveh, Ganyu, Nilou, & Nahida
★ Hot Events: Parade of Providence, Sorush Event
★ Hot Pages: Potions Web Event, Udumbara, Anime
★ Coming Soon: 3.7 Update, Kirara

  • Genshin Impact Walkthrough & Guides Wiki

  • Items

  • Character Development Items

  • How to Get Guide to Light and Effects

Walkthrough Menu

Bee apology

Please participate in our
site improvement survey 05/2023

How likely are you to recommend Game8 to someone you know?


Please state your reasons for the answer above (Multiple answers are possible)

Accuracy of Articles

Article Update Speed

Amount of Information in Articles

Message Boards, Comments

Site Visibility

Advertisements


The information collected through this survey will be used for the purpose of improving our services. In addition, the information will only be disclosed a part of a statistic in a format that will not allow identification of personal information.

Send Response

Not Now

×

Thank you for participating in our survey! Your answers will help us to improve the quality of our website and services.
We hope you continue to make use of Game8.

Close

Добавление эффектов освещения

Применение фильтра «Эффекты освещения»

Фильтр «Эффекты освещения» позволяет создавать в RGB-изображениях различные эффекты освещения. Предусмотрена также возможность применять для создания объемных эффектов текстуры, полученные из файлов изображений в градациях серого (они называются карты рельефа), а также сохранять собственные стили для использования в других изображениях.

Фильтр Эффекты освещения в Photoshop CC работает только на 8-битных RGB-изображениях. Для использования эффектов освещения у вас должна быть поддерживаемая видеокарта.

В меню «Наборы» в верхнем левом углу выберите стиль.

В окне просмотра выберите отдельные источники света, которые необходимо настроить. Затем на верхней половине панели свойств выполните одно из следующих действий.

  • В верхнем меню выберите тип источника (направленный, бесконечный или точечный).
  • Настройте цвет, интенсивность и размер центра освещенности.

Чтобы продублировать источник света, перетащите его в пределах окна просмотра, удерживая нажатой клавишу «Alt» (Windows) или «Option» (Mac OS).

На нижней половине панели свойств настройте весь набор источников света с помощью следующих параметров:

Щелкните, чтобы придать оттенок всему освещению.

Управляет сведениями о светлых и темных участках.

Определяет, сколько поверхностей отражают свет.

Определяет, какой цвет в большей степени присутствует в отраженном свете: цвет падающего света или цвет объекта, на который он падает.

Рассеивает свет, как если бы он смешивался с другим (солнечным или флуоресцентным) светом в помещении. Чтобы использовать только источник освещения, выберите значение 100, а чтобы его удалить, выберите значение –100.

Советы экспертов: руководства по эффектам освещения

Также см. обзорное видео Эффекты освещения в , подготовленное Мэттом Клосковски (Matt Kloskowski).

Типы эффектов освещения

Предусмотрена возможность выбора из нескольких типов источников освещения.

Освещение во всех направлениях непосредственно над изображением, как лампочка.

Освещение всей плоскости, как солнце.

Излучает пучок света эллиптической формы. Линия в окне просмотра определяет направление и угол света, а рукояти — края эллипса.

Настройка точечного света в окне просмотра

В верхнем меню панели свойств выберите пункт «Точечный».

В окне просмотра настройте источник света.

  • Чтобы переместить источник света, перетащите его в любое место холста.
  • Чтобы изменить распространение света (отражающее приближение или удаление источника света), перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре.

При значении интенсивности, равном 100, достигается самая яркая освещенность, нормальная освещенность составляет около 50, при отрицательных значениях интенсивности источник света отдаляется, а при значении –100 освещенность отсутствует.

Настройка бесконечного света в окне просмотра

В верхнем меню панели свойств выберите пункт «Бесконечный».

  • Чтобы изменить направление, перетаскивайте маркер, находящийся в конце линии.
  • Чтобы изменить яркость, перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре элементов управления светом.

Настройка направленного света в окне просмотра

В верхней части панели свойств выберите «Направленный».

В окне просмотра настройте источник света.

  • Чтобы переместить источник света, выполните перетаскивание в пределах внешнего эллипса.
  • Чтобы повернуть источник света, выполните перетаскивание за пределами внешнего эллипса.
  • Чтобы изменить угол центра освещенности, перетащите край внутреннего эллипса.
  • Чтобы растянуть или сжать эллипс, перетащите один из четырех внешних маркеров.
  • Чтобы изменить область эллипса, заполненную светом, перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре.

Наборы эффектов освещения

Меню «Наборы» в рабочей среде «Эффекты освещения» позволяет выбрать один из 17 стилей освещения. Предусмотрена также возможность создать собственные наборы, задав дополнительные источники света в параметре «По умолчанию». Фильтр «Эффекты освещения» требует применения по крайней мере одного источника освещения. В один момент времени допускается редактирование характеристик только одного источника освещения, но для создания эффекта используются и все дополнительно введенные.

Прожектор на 2 часа

Желтый прожектор со средней (17) интенсивностью и широкой (91) фокусировкой.

Синяя верхняя лампа с полной (85) интенсивностью и без фокусировки.

Четыре прожектора. Белый имеет полную (100) интенсивность и концентрированную (8) фокусировку. Желтый имеет сильную интенсивность (88) и концентрированную (3) фокусировку. Красный имеет среднюю (50) интенсивность и концентрированную (0) фокусировку. Синий имеет полную (100) интенсивность и среднюю (25) фокусировку.

Белый прожектор со средней (35) интенсивностью и широкой (69) фокусировкой.

Два белых прожектора со средней (35) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Белый прожектор средней интенсивности (35) с широкой фокусировкой (69).

Пять прожекторов вниз/Пять прожекторов вверх

Пять прожекторов, направленных вниз или вверх, с полной (100) интенсивностью и широкой (60) фокусировкой.

Желтая лампочка со средней (46) интенсивностью.

Белый прожектор со средней (35) интенсивностью и широкой (69) фокусировкой.

Направленный синий дневной свет с полной (98) интенсивностью и без фокусировки.

Источники света RGB

Красный, синий и зеленый источники света, которые излучают свет со средней (60) интенсивностью и широкой (96) фокусировкой.

Мягкий направленный свет

Два направленных источника света, белый и синий, без фокусировки. Белый источник света имеет слабую (20) интенсивность. Синий источник света имеет среднюю (67) интенсивность.

Мягкая лампочка со средней (50) интенсивностью.

Белый прожектор с полной (98) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Три белых прожектора со слабой (35) интенсивностью и широкой (96) фокусировкой.

Три прожектора с небольшой (35) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Добавление или удаление источника света

В рабочей среде «Эффекты освещения» выполните одно из следующих действий.

  • В верхнем левом углу нажмите значки источников света, чтобы добавить точечный, направленный и бесконечный источники света. В случае необходимости повторите эту операцию (допускается не более 16 источников света).
  • На панели «Свет» (по умолчанию находится в нижнем правом углу), перетащите источник света на значок корзины, чтобы удалить его.

Создание, сохранение или удаление набора «Эффекты освещения»

В диалоговом окне «Эффекты освещения» выполните одно из следующих действий.

  • Чтобы создать набор, выберите пункт «Заказной» в меню «Набор» и нажмите значки источников света, чтобы добавить точечный, направленный и бесконечный источники света. В случае необходимости повторите эту операцию (допускается не более 16 источников света).
  • Чтобы сохранить набор, нажмите «Сохранить», присвойте стилю имя, а затем нажмите кнопку «ОК». Сохраненные наборы включают все значения параметров для каждого источника света и отображаются в меню «Набор» каждый раз, когда открывается изображение.
  • Чтобы удалить набор, выберите его, а затем нажмите кнопку «Удалить».

Применение текстурного канала

В рабочей среде «Эффекты освещения» канал «Текстура» позволяет управлять эффектами освещения с помощью изображений в градациях серого (называемых «картами рельефа»). Карты рельефа добавляются к изображению как альфы-каналы. Предусмотрена возможность добавить к изображению в качестве альфа-канала любое изображение в градациях серого или создать новый альфа-канал и добавить к нему текстуру. Для создания эффекта тиснения текста используйте канал с белым текстом на черном фоне (или наоборот).

  • Чтобы использовать текстуру на основе другого изображения (например, ткани или воды), преобразуйте это изображение в градации серого, затем перетащите канал в градациях серого из другого изображения в текущее.
  • Перетащите существующий альфа-канал из другого изображения в текущее.
  • Создайте альфа-канал в обрабатываемом изображении, а затем добавьте к нему текстуру.

В рабочей среде «Эффекты освещения» выберите канал в меню «Текстура» диалогового окна «Свойства». (Выберите добавленный альфа-канал либо красный, зеленый или синий канал изображения.)

Источник

Добавление эффектов освещения

Применение фильтра «Эффекты освещения»

Фильтр «Эффекты освещения» позволяет создавать в RGB-изображениях различные эффекты освещения. Предусмотрена также возможность применять для создания объемных эффектов текстуры, полученные из файлов изображений в градациях серого (они называются карты рельефа), а также сохранять собственные стили для использования в других изображениях.

Фильтр Эффекты освещения в Photoshop работает только на 8-битных RGB-изображениях. Для использования эффектов освещения у вас должна быть поддерживаемая видеокарта. Дополнительную информацию см. в разделе Часто задаваемые вопросы.

В меню «Наборы» в верхнем левом углу выберите стиль.

В окне просмотра выберите отдельные источники света, которые необходимо настроить. Затем на верхней половине панели свойств выполните одно из следующих действий.

  • В верхнем меню выберите тип источника (направленный, бесконечный или точечный).
  • Настройте цвет, интенсивность и размер центра освещенности.

На нижней половине панели свойств настройте весь набор источников света с помощью следующих параметров:

Щелкните, чтобы придать оттенок всему освещению.

Управляет сведениями о светлых и темных участках.

Определяет, сколько поверхностей отражают свет.

Определяет, какой цвет в большей степени присутствует в отраженном свете: цвет падающего света или цвет объекта, на который он падает.

Рассеивает свет, как если бы он смешивался с другим (солнечным или флуоресцентным) светом в помещении. Чтобы использовать только источник освещения, выберите значение 100, а чтобы его удалить, выберите значение –100.

Советы экспертов: руководства по эффектам освещения

Быстро освойте специальную рабочую среду эффектов освещения. В этом руководстве от Дэна Мугамяна (Dan Moughamian) содержится пошаговое описание действий.

Также см. обзорное видео Эффекты освещения, подготовленное Мэттом Клосковски (Matt Kloskowski).

Типы эффектов освещения

Предусмотрена возможность выбора из нескольких типов источников освещения.

Освещение во всех направлениях непосредственно над изображением, как лампочка.

Освещение всей плоскости, как солнце.

Излучает пучок света эллиптической формы. Линия в окне просмотра определяет направление и угол света, а рукояти — края эллипса.

Настройка точечного света в окне просмотра

В верхнем меню панели свойств выберите пункт «Точечный».

В окне просмотра настройте источник света.

  • Чтобы переместить источник света, перетащите его в любое место холста.
  • Чтобы изменить распространение света (отражающее приближение или удаление источника света), перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре.

При значении интенсивности, равном 100, достигается самая яркая освещенность, нормальная освещенность составляет около 50, при отрицательных значениях интенсивности источник света отдаляется, а при значении –100 освещенность отсутствует.

Настройка бесконечного света в окне просмотра

В верхнем меню панели свойств выберите пункт «Бесконечный».

  • Чтобы изменить направление, перетаскивайте маркер, находящийся в конце линии.
  • Чтобы изменить яркость, перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре элементов управления светом.

Настройка направленного света в окне просмотра

В верхней части панели свойств выберите «Направленный».

В окне просмотра настройте источник света.

  • Чтобы переместить источник света, выполните перетаскивание в пределах внешнего эллипса.
  • Чтобы повернуть источник света, выполните перетаскивание за пределами внешнего эллипса.
  • Чтобы изменить угол центра освещенности, перетащите край внутреннего эллипса.
  • Чтобы растянуть или сжать эллипс, перетащите один из четырех внешних маркеров.
  • Чтобы изменить область эллипса, заполненную светом, перетащите белый раздел кольца интенсивности в центре.

Наборы эффектов освещения

Меню «Наборы» в рабочей среде «Эффекты освещения» позволяет выбрать один из 17 стилей освещения. Предусмотрена также возможность создать собственные наборы, задав дополнительные источники света в параметре «По умолчанию». Фильтр «Эффекты освещения» требует применения по крайней мере одного источника освещения. В один момент времени допускается редактирование характеристик только одного источника освещения, но для создания эффекта используются и все дополнительно введенные.

Прожектор на 2 часа

Желтый прожектор со средней (17) интенсивностью и широкой (91) фокусировкой.

Синяя верхняя лампа с полной (85) интенсивностью и без фокусировки.

Четыре прожектора. Белый имеет полную (100) интенсивность и концентрированную (8) фокусировку. Желтый имеет сильную интенсивность (88) и концентрированную (3) фокусировку. Красный имеет среднюю (50) интенсивность и концентрированную (0) фокусировку. Синий имеет полную (100) интенсивность и среднюю (25) фокусировку.

Белый прожектор со средней (35) интенсивностью и широкой (69) фокусировкой.

Два белых прожектора со средней (35) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Белый прожектор средней интенсивности (35) с широкой фокусировкой (69).

Пять прожекторов вниз/пять прожекторов вверх

Пять прожекторов, направленных вниз или вверх, с полной (100) интенсивностью и широкой (60) фокусировкой.

Желтая лампочка со средней (46) интенсивностью.

Белый прожектор со средней (35) интенсивностью и широкой (69) фокусировкой.

Направленный синий дневной свет с полной (98) интенсивностью и без фокусировки.

Источники света RGB

Красный, синий и зеленый источники света, которые излучают свет со средней (60) интенсивностью и широкой (96) фокусировкой.

Мягкий направленный свет

Два направленных источника света, белый и синий, без фокусировки. Белый источник света имеет слабую (20) интенсивность. Синий источник света имеет среднюю (67) интенсивность.

Мягкая лампочка со средней (50) интенсивностью.

Белый прожектор с полной (98) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Три белых прожектора со слабой (35) интенсивностью и широкой (96) фокусировкой.

Три прожектора с небольшой (35) интенсивностью и широкой (100) фокусировкой.

Источник

Возможно, самые впечатляющие эффекты во всем дизайнерском ландшафте, и дело в том, что дизайн, в котором моделируется свет, идеально подходит, чтобы произвести впечатление на наших клиентов или просто наших поклонников, если у нас есть блог или веб-сайт.

С помощью этих уроков вы научитесь создавать действительно красивые эффекты., и уверяю вас, что я пробовал некоторые, и есть действительно простые. Все после перехода по прямым ссылкам.

Источник | CSSБлог

Индекс

  • 1 Удивительный световой эффект в Photoshop за 10 шагов
  • 2 Учебник по линиям огня
  • 3 Люминесцентные линии
  • 4 Вид интерфейса Железного человека в Photoshop
  • 5 Люминесцентные линии
  • 6 Расширенные эффекты свечения
  • 7 Классный световой эффект в фотошопе
  • 8 Конец света
  • 9 Создание дыма
  • 10 Создайте Coldplay / Retrado с Apple Inspiration
  • 11 Волшебные световые эффекты в фотошопе
  • 12 Дайте вашему лицу эффекты свечения
  • 13 Летающая девушка в фотошопе
  • 14 Создание движущихся световых эффектов
  • 15 Еще один красивый эффект боке в фотошопе
  • 16 Создайте впечатляющую рекламу в Photoshop
  • 17 Световая живопись в Пекине 2008
  • 18 Таинственный световой эффект
  • 19 Световой эффект в космосе — 10 шагов
  • 20 Создайте обои в стиле Vista
  • 21 Выразительные световые эффекты
  • 22 Красивый эффект затмения в фотошопе
  • 23 Истинное пламя
  • 24 Эффект скорости со светом
  • 25 Волшебная палочка световой эффект
  • 26 Световые эффекты в фотошопе
  • 27 Как создать яркие полосы с помощью света
  • 28 Добавление светлых полос на фото

Удивительный световой эффект в Photoshop за 10 шагов

Полный эффект дыма с легкими частицами.

Учебник по линиям огня

Из этого туториала Вы узнаете, как создавать линии огня всего за 10 шагов.

Люминесцентные линии

Вид интерфейса Железного человека в Photoshop

Очень похоже на то, что видели в фильме

Люминесцентные линии

Luminescent Lines

Расширенные эффекты свечения

Классный световой эффект в фотошопе

A Cool Lighting Effect In Photoshop

Конец света

End of the World Photo Manipulation

Создание дыма

Популярный эффект очень хорошо объяснен.

Creating Smoke

Создайте Coldplay / Retrado с Apple Inspiration

Из этого туториала Вы узнаете, как создать портрет Coldplay на основе линий дизайна Apple.

Design a Coldplay/Apple Inspired Portrait in Photoshop

Волшебные световые эффекты в фотошопе

Magic Lighting Effect In Photoshop

Дайте вашему лицу эффекты свечения

Make your image look awesome with a few light effects

Летающая девушка в фотошопе

Flying Girl In Photoshop

Создание движущихся световых эффектов

Хорошая техника для создания светлых линий.

Creating light motion trails & glowing sparks

Еще один красивый эффект боке в фотошопе

Awesome Digital Bokeh Effect In Photoshop

Создайте впечатляющую рекламу в Photoshop

Create An Amazing Ad In Photoshop

Световая живопись в Пекине 2008

Beijing 2008 Logo Light Painting in Photoshop

Таинственный световой эффект

Mysterious Lighting Effect Tutorial for Photoshop

Световой эффект в космосе — 10 шагов

Space Lighting Effects in 10 Steps - Photoshop Tutorial

Создайте обои в стиле Vista

Design a Vista Styled Wallpaper

Выразительные световые эффекты

Expressive lighting effects

Красивый эффект затмения в фотошопе

Really cool Eclipse Effect in Photoshop

Истинное пламя

Создайте пламя за несколько шагов.

True Flames

Эффект скорости со светом

Super Fast - Speed Lighting Effect

Волшебная палочка световой эффект

Add A Sparkle Trail To A Photo

Световые эффекты в фотошопе

Lighting effects in Photoshop

Как создать яркие полосы с помощью света

How to Create Brilliant Light Streaks in Photoshop

Добавление светлых полос на фото

Adding  Light Streaks  To A Photo

Содержание статьи соответствует нашим принципам редакционная этика. Чтобы сообщить об ошибке, нажмите здесь.

Вы можете быть заинтересованы


Версия для печати

Как не ошибиться с выбором световых эффектов

17.04.2015

Как не ошибиться с выбором световых эффектов

1. Введение

Вашему вниманию предлагается  онлайн-руководство, посвященное световым эффектам.

В клубе, на корпоративной вечеринке, на концерте — везде используются самые разные световые эффекты. Они делают шоу более динамичным, позволяя добиться от стандартного сценического освещения большей привлекательности.

В данном обзоре мы рассмотрим основные вопросы применения световых эффектов, типы эффектов, представленных на рынке, а также узнаем, как оптимально использовать их в стационарной или мобильной инсталляции. В данном обзоре мы будем использовать специфические термины, относящиеся к осветительному оборудованию. Толкование этих терминов вы можете найти в разделе «Часто задаваемые вопросы» в конце обзора.

2. Основы

Профессиональные осветительные системы сегодня можно встретить не только на крупных развлекательных мероприятиях. Благодаря развитию технологий и массовому производству, световые приборы стали использоваться даже в самых небольших шоу или при выступлении небольших музыкальных коллективов. На мероприятиях большого формата обычно используется централизованное управление светом с независимым контролем каждого прибора, что позволяет программировать сложные световые шоу. Однако в конструкции многих световых эффектов присутствует и автономный режим, что снимает необходимость приобретать дорогостоящие контроллеры. Автономно работающие приборы можно использовать при ограниченном бюджете. В основном автономная работа происходит за счет наличия встроенного микрофона, то есть световые приборы автоматически реагируют на музыку. При подключении одного прибора к другому их можно легко заставить работать синхронно (режим Master/Slave), то есть перемещение лучей и смена их цвета будут происходить одновременно.

Сегодня на рынке представлено огромное количество световых эффектов от самых разных производителей, причем каждый год появляются все новые и новые модели. Именно поэтому очень важно научиться разбираться в основных типах световых приборов еще до того, как вы решите что-то купить. А теперь посмотрим, какие существуют световые эффекты. Надеемся, эта информация поможет вам принять правильное решение. 

3. Типы световых эффектов

Простые световые эффекты

Лучевые эффекты — это приборы, в которых несколько разноцветных линз тем или иным образом закрепляются вокруг центрального источника света. Таким образом, каждая линза проецирует отдельный луч света. Классические примеры конструкции таких приборов — полусфера, или, например, одна или несколько сфер, поворачивающихся с помощью мотора вокруг стационарно установленной лампы. Часто движение лучей происходит в одном направлении, однако некоторые эффекты умеют изменять направление в зависимости от сигнала, попадающего на встроенный микрофон, например, перенаправлять лучи при каждом ударе бас-барабана. В сочетании с дым-машиной цветные лучи выглядят исключительно эффектно, а более крупные модели приборов с встроенными мощными лампами способны обеспечить отличное покрытие даже для большой площадки.

Эффекты цветка — автономные многолучевые приборы, способные менять такие параметры, как цвет лучей, рисунок гобо, вращение и гашение. Обычно все эти операции происходят под управлением встроенного микрофона. Некоторые модели оборудуются переключателями, способными настроить смену параметров лучей на определенную частоту, зафиксировать или заставить периодически изменяться. Эффекты «цветка» обычно не позволяют использовать внешнее управление. То есть все, что с ними можно сделать, это включить либо выключить. Подобная примитивность делает их мало пригодными для использования в масштабных шоу, однако в случае небольших помещений простота инсталляции и управления предопределяют выбор в пользу эффектов «цветка».

Центральные эффекты — как и подразумевает название, такие эффекты устанавливаются по центру всего светового сетапа, обычно непосредственно над танцполом, и очень хорошо сочетаются с эффектами «цветка». Их конструкция основана на применении одной центральной лампы, вокруг которой установлены подвижные зеркала, «разбрасывающие» лучи в разных направлениях. Центральные эффекты оборудуются самыми разными зеркалами, что позволяет быстро изменять внешний вид эффекта в целом. Зеркала с фиксированным наклоном заставляют лучи двигаться по кругу, в то время как зеркала управляемым наклоном позволяют управлять каждым лучом по двум осям. Барабанные зеркала обеспечивают эффект непрерывно «падающих» на танцпол лучей. Подобно эффектам «цветка», направление, цвет и трафарет гобо для каждого луча обычно синхронизирюется со звуком и не предусматривают внешнего управления. Однако встречаются и более усовершенстованные модели центральных эффектов с полнофункциональным DMX-управлением каждого из параметров.

Эффекты с барабанными зеркалами очень напоминают сканеры. Вращающийся зеркальный барабан вместо полностью управляемого зеркала создает эффект «падающих» лучей. Синхронизация направления зеркал, цвета лучей и рисунка гобо, как и в случае с центральными эффектами и цветками, происходит от встроенного микрофона.

Профессиональные световые эффекты

Колорчейнжеры. Внимание, мы переходим в «высшую лигу» световых эффектов. Колорчейнжер — прибор, способный изменять цвет луча под управлением DMX. Внутри прибора установлено одно или несколько цветовых колес со светофильтрами, окрашивающими луч в разные цвета. Если прибор оборудован несколькими цветовыми колесами, пользователь может смешивать цвета, получая таким образом намного больше оттенков. Часто колорченжеры, помимо DMX-управления, поддерживают и автономный режим работы. 

Сканеры — это световые приборы, в которых используется подвижное по двум осям зеркало, что позволяет отразить луч света в любом направлении в пределах ~ 230° по панораме и 75° по наклону. Кроме управления зеркалами, многие модели поддерживают DMX-управление цветом, гобо, шторкой и даже фокусировкой. При наличии полного контроля всех этих параметров можно создавать очень сложные и богатые световые эффекты. Слабая сторона — сканеры не предусматривают автономного режима работы, поэтому наличие светового пульта становится обязательным условием. Подобно вращающимся головам (см. ниже), сканеры разных ценовых диапазонов сильно отличаются по качеству, количеству реализуемых функций, а также точности моторов, перемещающих колеса цвета, гобо, а главное — сканирующие зеркала. Некачественная работа моторов может привести к эффекту «подергивания» лучей — низкое разрешение шагового двигателя, управляющего зеркалом, приводит к «дерганному» перемещению луча. Особенно это заметно при медленном плавном движении. 

Вращающиеся головы обладают всеми достоинствами сканеров, однако вместо отражения луча подвижным зеркалом у них движется сам корпус прибора, что увеличивает степень свободы перемещения луча — до 540° по панораме и до 260° по наклону. Движения у головы более медленные, чем у сканера, поскольку одно дело двигать весь прибор, а другое — легонькое зеркало. Точно так же, как и сканеры, цвет, рисунок гобо, положение шторки, фокусировка и движение луча должны контролироваться от внешнего пульта по протоколу DMX. Зубчатая передача с низким передаточным числом обеспечивает головам намного более медленное и плавное движение луча по сравнению со сканерами, а качество двигателя здесь не настолько критично. При выборе как вращающейся головы, так и сканера следует обращать самое пристальное внимание на качество оптики и количество доступных цветов и трафаретов гобо. Более дорогостоящие модели поддерживают функцию вращения гобо, а также имеют вращающиеся призмы и несколько цветовых колес для обеспечения полной свободы программирования сложных световых эффектов. Все параметры должны быть предварительно запрограммированы в пульте (контроллере). По этой причине головы и сканеры намного сложнее в работе, если сравнивать их с другими представленными в нашем обзоре световыми приборами.

Гобо-проекторы — это приборы, предназначенные только для проекции рисунков на крупные поверхности с помощью гобо и высококачественной оптики. Иногда такие приборы позволяют изменять цвет луча, чаще встречается возможность вращения гобо для получения более динамичного эффекта. Классический пример работы гобо-проектора — проекция логотипа компании на крупную поверхность, например, стену. Логотип может быть как монохромным (металлические гобо), так и многоцветным (более дорогие стеклянные гобо). 

Зенитные прожекторы — это проекты, предназначенные, как и следует из их названия, для работы на открытом воздухе и проекции лучей света в небо. Подобный эффект позволяет привлечь внимание с самого далекого расстояния — сфокусированный яркий луч (более 5000 Вт) виден за много километров. Некоторые зенитные прожекторы работают только с одним лучом, однако чаще луч расщепляется на несколько с помощью подвижных зеркал. Зенит-прожекторы очень большие по размерам и очень дорогие, однако аренда одного такого прибора может вывести ваше шоу на принципиально более высокий уровень. 

4. Инсталляция и уход

Процедура установки световых эффектов относительно проста, главное — еще до начала установки учесть направление лучей и наклонить приборы под нужным углом при подвешивании. Некоторые приборы допускают только фиксированный набор углов наклона, в основном из-за технических ограничений, накладываемых типом лампы. Требования к углу наклона всегда указываются в сопроводительной документации. Обычно центральные эффекты размещаются по центру инсталляции, а остальные приборы устанавливаются симметрично вокруг них. С расположением световых приборов сначала придется поэкспериментировать, но со временем это будет делаться уже «на автомате».

При установке обязательно следует строго соблюдать все без исключения правила безопасности, в особенности в том случае, если публика будет находиться непосредственно под световыми приборами. Кроме того, серьезное внимание следует уделить обеспечению нормальной вентиляции и устранению нежелательных воздушных потоков вокруг приборов. Световые эффекты часто используют очень мощные лампы и нагреваются чрезвычайно сильно, поэтому вблизи от них не должно быть никаких горючих материалов. Поскольку большинство световых эффектов оборудуется стандартным кабелем питания с розеткой, подключение к электросети обычно не вызывает проблем — лишь бы поблизости была розетка нужной мощности. Однако в случае возникновения любых сомнений по поводу электропитания светового прибора или всей осветительной системы в целом следует обращаться к профессиональным электрикам, поскольку в случае недостатка мощности в работе световых приборов могут возникнуть серьезнейшие проблемы.

После инсталляции следует обратить особое внимание на ежедневный уход за световыми приборами. Только в этом случае они будут стабильно работать долгое время. Очень важна периодическая чистка. Прежде всего удалите пыль, скопившуюся на вентиляционных решетках, затем с помощью стеклоочистителя и мягкой ткани удалите грязь с зеркал и линз. Удаление пыли обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха внутри прибора, что очень важно, поскольку в результате перегрева лампа может быстро выйти из строя. Лампы, особенно это относится к газоразрядным лампам, должны заменяться после выработки паспортного срока службы. В противном случае лампа может взорваться в самый неподходящий момент. Лампы следует заменять только на полностью аналогичные по типу и техническим характеристикам. При замене галогенных ламп следует быть осторожным и не касаться руками стеклянной колбы лампы, поскольку любое загрязнение существенно сократит срок ее службы.

В связи со сложным внутренним устройством световых приборов и их компонент любые работы по ремонту должны производиться на заводе-изготовителе. В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами квалифицированного опытного инженера. 

5. Часто задаваемые вопросы

В этой части онлайн-руководства мы дадим ответы на часто возникающие у пользователей вопросы:

Что такое DMX?

DMX512 — это протокол передачи данных, созданный для управления такими электронными приборами, как диммеры. Однако в скором времени он стал производственным стандартом для управления и другими световыми приборами, а также дым-машинами и многими другими устройствами. Контроллер (пульт) DMX512 для управления использует подключение, называемое «многоабонентской шиной», или «цепочкой». Каждый световой прибор оборудован DMX-входом и DMX-выходом (иногда обозначается, как «сквозной» (Thru) выход).

Что такое гобо?

Гобо представляет собой маленький плоский диск из металла или стекла. В металлических гобо с помощью лазера прорезается трафарет, сквозь который проходит световой луч. В результате луч приобретает форму трафарета. Стеклянные гобо работают аналогичным образом, однако рисунок на них наносится специальным принтером. Таким образом, подобно фотографическим слайдам, они могут быть полноцветными.

Нужен ли генератор тумана?

Вообще говоря, наличие генератора тумана — условие необязательное. Однако тонкая дымка позволяет «проявить» в воздухе лучи света и увеличивает четкость отработки различных рисунков гобо. Дымка, создаваемая генератором тумана, держится в воздухе гораздо дольше, чем дым из обычной дым-машины, поэтому генератор тумана намного эффективнее в плане расхода жидкости. Существует много различных типов генераторов тумана и много сортов жидкостей для получения дымки нужной плотности. Поэтому перед тем, как совершить покупку, лучше проконсультироваться у специалиста.

Нужен ли световой пульт?

Для небольшой стационарной или мобильной инсталляции использование пульта не является обязательным — автономного режима работы световых эффектов будет вполне достаточно, плюс вам не придется тратить время на программирование параметров каждого эффекта. При таком подходе для управления световыми приборами достаточно простого блока выключателей (свитчера). Однако, например, для ночного клуба или для большой инсталляции, где необходимо организовать динамичное световое шоу, световой пульт необходим. С его помощью можно будет управлять поведением каждого светового прибора отдельно и программировать сложные, эффектные, последовательно меняющие друг друга сцены.

Каковы существующие ограничения?

На мероприятиях небольшого формата эффекты «цветка» смотрятся очень хорошо, однако в составе крупных шоу они теряются — их глубокие цвета попросту «растворяются» в ярких белых лучах более мощных приборов. Для крупноформатных шоу лучше приобретать приборы с ярким белым лучом и сменными цветными светофильтрами.

Можно ли заменить лампу на более мощную?

Не пытайтесь делать этого ни при каких обстоятельствах. Это очень опасно, особенно при использовании газоразрядных ламп. Электрическая схема прибора тщательно оптимизирована под определенный тип ламп и при установке другой лампы может быть серьезно повреждена. Система охлаждения прибора также рассчитана на определенную температуру и скорость потока воздуха вокруг лампы. Поэтому и при установке более мощной лампы она может попросту не справиться со своей функцией. В результате чего прибор может выйти из строя и даже привести к возгоранию.

6. Заключение

Наиболее известные производители световых эффектов — компании Martin Professional, Griven, DTS, Eurolite, Starville и Ultralite UVA. Martin Professional и Griven обычно ассоциируются с топовым сегментом рынка и предлагают широкий выбор профессиональных приборов как туринговых, так и стационарных инсталляций Starville — хороший выбор для тех, кто ищет приборы с максимальной производительностью за минимальные деньги. Продукция остальных компаний занимает промежуточный сегмент рынка осветительных приборов.

Надеемся, наше онлайн-руководство смогло помочь вам разобраться с разновидностями световых приборов и сферами их возможного применения. Самый главный момент при планировании шоу — не забывайте уделять время на проведение экспериментов с разными приборами. Это позволит вам выжать максимум из каждого и создать световое шоу, которым действительно можно будет гордиться. Не упустите свой шанс устроить для зрителей по-настоящему ослепительное представление.

Световые эффекты на транзисторах и микросхемах

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 16K

Привет, Хабр! Сегодня изучим и соберём несколько простых схем, которые можно использовать в новогодней иллюминации, для украшения вывесок и витрин, а также в играх и игрушках. То есть получим шанс отвлечься от житейских трудностей и при этом смастерить что-нибудь уникальное (если это уникально оформить).

Для самых ленивых и занятых любителей, у кого нет возможности или желания травить печатные платы, возиться с макетками и разыскивать необходимые детали, выпускается огромный ассортимент наборов для сборки по весьма скромной цене.

Каждый из эффектов, что мы сегодня рассмотрим, можно реализовать и на Ардуино или более современной микропроцессорной платформе. Но зачем тратить микроконтроллер, когда достаточно пары-тройки транзисторов? И на мой взгляд, интереснее разобраться, как работают простые аналоговые и цифровые схемы.

▍ Симметричный мультивибратор

Самый простейший световой эффект — электронная мигалка, в которой передают друг другу эстафету пара светодиодов или их групп. Её можно реализовать множеством способов. Старая добрая классика — симметричный мультивибратор на двух транзисторах.

Авторы этого китайского конструктора с Алиэкспресс предлагают собрать «неправильный» мультивибратор. Неправильность заключается в том, что на схеме не нарисовано активных сопротивлений в коллекторных цепях транзисторов, куда напрямую подключены светодиоды.

Иметь в цепи только P-N переходы и источник питания — это не очень хорошая идея. Потому что P-N переход светодиода функционирует как стабистор, удерживая напряжение на уровне, свойственном данному светодиоду. Для красного светодиода это примерно 1.7 вольта.

А биполярный транзистор имеет параметр Uкэ — напряжение между коллектором и эмиттером в режиме насыщения. Для транзистора S9014, или КТ3102 (BC547, 2SC2675), кому как больше нравится, это 300 милливольт или даже меньше.

Выходит, что светодиод и транзистор задают напряжение 2 вольта, а источник питания в виде двух мизинчиковых батареек ААА обеспечивает 3 В. Сила тока ничем не ограничивается, светодиоды и транзисторы должны сгореть.

Реальная жизнь отличается от идеализированной схемы. Каждый из элементов цепи, включая батарейки и проводники, имеет омическое сопротивление. В итоге «неправильная» схема прекрасно, стабильно и долго работает. Главное только выбрасывать разряженные батарейки не куда попало, а в специальные ящики в супермаркетах.

Если отсутствие последовательного резистора всё же не даёт вам покоя, можно его добавить: по одному на каждый светодиод или общий последовательно с источником питания.

На экзамене за такую схему без резисторов можно получить плохую оценку. Многие преподаватели не любят, когда студенты умничают, потому проще заранее нарисовать один резистор, а лучше два.

Как же работает мультивибратор? Он представляет собой два каскада с общим эмиттером, выход каждого из которых соединён со входом другого через конденсатор.

Такие каскады ещё называют транзисторными инверторами, потому что высокий логический уровень на входе даёт низкий на выходе, и наоборот. Это изменение не полярности, а уровня напряжения относительно общего провода схемы.

Ток с плюса питания через резистор в цепи базы открывает NPN транзистор. Считаем, что прямое смещение эмиттерного перехода составляет 700 милливольт. Тогда на сопротивлении 68 кОм напряжение составит 2.3 вольта, а ток по закону Ома 34 микроампера.

Транзисторы в наборе с буквенным индексом С, что означает коэффициент усиления по току от 200 до 600. При максимальном Hfe ток коллектора составит 34 * 600 / 1000 = 20 миллиампер. Это как раз максимальный допустимый ток большинства обычных 5-миллиметровых светодиодов.

Итак, мы «оправдали» схему. Транзисторы в данном мультивибраторе работают не в режиме насыщения, а в режиме усиления по току. Ток светодиода задаётся коэффициентом усиления транзистора, напряжением питания и сопротивлением резистора в цепи базы.

Резисторы последовательно светодиодам тут действительно не нужны. Но не следует питать схему напряжением выше 3 вольт, например, от USB. Если всё-таки есть такое желание или необходимость, придётся взять транзисторы с более низким Hfe, либо повысить сопротивление резисторов.

При 5 вольтах питания, чтобы получить ток базы 34 микроампера при 5 – 0.7 = 4.3 вольтах, понадобятся резисторы сопротивлением 130 килоом.

Напряжение на коллекторе открытого транзистора будет составлять 5 – 1.7 = 3.3 вольта. При токе 20 мА на транзисторе будет выделяться 3.3 * 20 / 2 = 33 милливатта тепла. Корпус SOT23 рассеивает до 200 милливатт, так что наши 33 не превышают пределов нормы.

Почему 33, а не 66? Потому что скважность импульсов меандра, выдаваемого симметричным мультивибратором, равна 2. Половину времени открыт один транзистор и светит его диод, половину — второй.

Вместо каждого из светодиодов можно спаять светодиодную ёлочку. Те, что спаяла я, тоже «неправильные», потому что в них напрямую параллельно соединены светодиоды разных цветов.

Мне просто повезло, что в распоряжении оказались зелёные и жёлтые светодиоды с почти одинаковым рабочим напряжением. Измерить это напряжение можно мультиметром в режиме проверки P-N переходов.

▍ Бегущие огни

Транзисторный мультивибратор может иметь не только два, но и три или больше каскадов. Получается эффект бегущих огней, одним из примеров которого является популярный радиоконструктор «светодиодное сердце».

Здесь мультивибратор уже нормальный. Транзисторы работают в режиме насыщения, а ток через группы параллельных светодиодов задаётся последовательными резисторами.

▍ Электронный жучок

Этот шестиступенчатый мультивибратор тоже собран на транзисторных инверторах, только на этот раз в виде не дискретных транзисторов, а микросхемы 74HC04, она же К561ЛН2.

Эта КМОП-микросхема имеет высокое входное сопротивление, что позволяет собрать времязадающие цепочки с резисторами большого сопротивления — полтора мегаома. Благодаря чему можно воспользоваться компактными и дешёвыми керамическими дисковыми конденсаторами 0.1 мкФ вместо дорогих и относительно крупногабаритных электролитических либо многослойных керамических.

Последовательность, в которой загораются и гаснут светодиоды, имитирует движение лапок жука. Эту электронную игрушку все почему-то упорно называют паучком, но у реального паука восемь ног, а у жука шесть.

Наверное, такое название придумали, чтобы не путать световой эффект с устройством тайного прослушивания переговоров, потому что «жучком» давно принято называть компактный замаскированный микрофон с радиопередатчиком и автономным источником питания.

Либо без источника питания и не очень компактный, но замаскированный, как эндовибратор «Златоуст», что когда-то разработал Лев Сергеевич Термен.

Все инверторные мультивибраторы работают по одному принципу. В момент открытия транзистора или вакуумного триода, потенциал его коллектора или анода становится ближе к общему проводу («земле» схемы).

Возникает отрицательный (в случае радиолампы, N-P-N биполярного или N-канального полевого транзистора) импульс, который передаётся конденсатором на вход следующего инвертора и вызывает закрытие транзистора или триода.

Далее конденсатор заряжается через времязадающий резистор, и ключ инвертора снова открывается, посылая закрывающий импульс на следующий каскад.

Термин «мультивибратор» был предложен голландским физиком Ван дер Полем, потому что в спектре колебаний этого генератора много гармоник, в отличие от «моновибратора», производящего синусоидальные колебания.

Слева на фото ламповый мультивибратор, созданный Генри Абрахамом и Евгеном Блохом в 1919 году. Его гармоники использовались для калибровки волномера (на снимке он в центре)

Также инвертор, а, соответственно, мультивибратор, можно собрать на операционном усилителе. На схеме ОУ работает в режиме компаратора. Неинвертирующий вход подключён к делителю R1R2 с выхода ОУ.

При высоком логическом уровне на выходе компаратора — точке с — будет напряжение, близкое к плюсу питания, при низком — близкое к минусу питания. Точные значения зависят от параметров выходного каскада микросхемы. Напряжение в точке а, то есть на неинвертирующем входе, равняется части выходного, определяемой соотношением сопротивлений плеч делителя.

Когда напряжение на инвертирующем входе (точка б) ниже напряжения на неинвертирующем, на выходе высокий логический уровень, и конденсатор С заряжается с выхода ОУ через резистор R.

Как только напряжение в точке б превысит половину выходного (точка а), компаратор переключится в низкий уровень на выходе, и конденсатор начнёт разряжаться через резистор R, до тех пор, пока напряжение в точке б не станет ниже напряжения точки а.

Чего никогда не произойдёт, если питание операционного усилителя однополярное, и символ земли означает минус питания. Доля выходного напряжения будет ниже его полного значения, ниже которого не сможет разрядиться конденсатор.

Потому очевидно, что символ земли здесь означает искусственную среднюю точку, равную половине напряжения однополярного питания, либо настоящую среднюю точку двухполярного питания операционного усилителя.

Изучать схемы следует внимательно. На схеме транзисторного мультивибратора не подписан буквенный индекс транзистора, потому непонятно, чему будет равняться ток светодиода. Схема на компараторе не уточняет особенности питания ОУ, о которых следует догадаться самим. Иначе при попытке воплощения конструкции первый мультивибратор сгорит, а второй не будет работать.

Когда конденсатор разрядится до напряжения ниже, чем в средней точке делителя R1R2, компаратор переключится в состояние высокого уровня на выходе, и процесс повторится.

▍ Колесо фортуны

Следующая схема бегущих огней использует как раз такой мультивибратор на компараторе, реализованный с помощью таймера NE555. Резистор между катодами светодиодов и землёй авторы схемы снова забыли. На этот раз зря, однако схема работает.

Разрядка времязадающего конденсатора С1 происходит через вывод 7 микросхемы таймера, а заряжается он посредством ИТУН — источника тока, управляемого напряжением, реализованного на транзисторе Q1.

Q1 включён по схеме с общим коллектором, она же эмиттерный повторитель. Напряжение на делителе R2R3 равняется напряжению базы минус прямое падение на эмиттерном переходе транзистора.

Если нажать кнопку, конденсатор С2 практически мгновенно зарядится до напряжения питания. При отпущенной кнопке он медленно разряжается через резистор R1. То есть ток заряда конденсатора С1, являющегося времязадающим для мультивибратора на NE555, будет сначала высоким, затем снижаться.

Соответственно, частота колебаний мультивибратора будет сначала выше, затем снижаться вплоть до полной остановки, когда конденсатор С2 разрядится.

Импульсы с выхода мультивибратора поступают на счётчик-дешифратор CD4017 (К561ИЕ8), к каждому из десяти выходов которого подключены светодиоды.

В результате при нажатии кнопки светодиоды поочерёдно загораются и гаснут по кругу. Скорость движения бегущего огонька постепенно снижается, и наконец он останавливается в одном из положений.

Такой эффект имитирует движение колеса фортуны или шарика в рулетке, и может быть использован в качестве генератора случайных чисел для новогодних азартных игр.

▍ Что дальше?

Также на базе счётчика-дешифратора можно сделать интересную ёлочную гирлянду. Если взять двухцветные или RGB-светодиоды с общим катодом, получится ещё интереснее.

Можно собрать музыкальную шкатулку, если к выходам счётчика-дешифратора подключить через обычные импульсные диоды или светодиоды времязадающие резисторы мультивибратора.

Если десяти ступеней секвенсора (так в электронной музыке называется прибор, генерирующий последовательность напряжений, задающих высоту тона) недостаточно, микросхемы CD4017 можно соединять последовательно.

Когда текущий счётчик досчитает до десяти, он перестаёт считать, потому что с десятого выхода получает запрещающий сигнал CP1. Это продолжится до тех пор, пока он не получит сигнал сброса MR.

Следующий счётчик получит тактирующий сигнал СP0 только в случае, если предшествующий досчитал до десяти и находится в режиме запрета тактирования. За это отвечает логический элемент И.

Немного жаль, что разработчики микросхемы не встроили в неё этот очень полезный во многих случаях элемент. Потребовалось бы добавить два вывода, и у микросхемы было бы 18 ножек. Один из входов элемента И можно соединить с входом запрета тактирования внутри микросхемы.

Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какие световые и звуковые эффекты, в том числе с применением микроконтроллеров и Ардуино, вы собирали и хотели бы собрать.

Играй в нашу новую игру прямо в Telegram!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для электромонтера линейных сооружений телефонной связи
  • Мануал для тойота прадо 120
  • Ксимедон мазь инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Easy glide swix инструкция по применению на русском
  • Силодозин инструкция по применению капсулы 8мг урорек