Руководство по технической подготовке

Руководство по технической подготовке личного состава Вооруженных сил Российской Федерации : утв. М-вом обороны Рос. Федерации 12.07.2001

Карточка



Руководство по технической подготовке личного состава Вооруженных сил Российской Федерации : утв. М-вом обороны Рос. Федерации 12.07.2001. — Москва : Грааль, 2001. — 141 с. : табл.; 20 см.; ISBN 5-94688-036-5

Техническая подготовка личного состава Вооруженных Сил России

Наставления, правила, инструкции, памятки

Шифр хранения:

FB 3 02-20/68

OVL ВО 883/449

Описание

Заглавие Руководство по технической подготовке личного состава Вооруженных сил Российской Федерации : утв. М-вом обороны Рос. Федерации 12.07.2001
Дата поступления в ЭК 22.07.2002
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные Москва : Грааль, 2001
Физическое описание 141 с. : табл.; 20 см
ISBN ISBN 5-94688-036-5
Тема Техническая подготовка личного состава Вооруженных Сил России
Наставления, правила, инструкции, памятки
BBK-код Ц4,6(2Рос)333.7я82
Язык Русский
Места хранения FB 3 02-20/68
OVL ВО 883/449

3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.

В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.

При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.

На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.

В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.

1.

Факультет военного обучения
Кафедра Танковых войск

2.

Тема № 2. Методическая подготовка
Занятие № 1. Групповое. Методическая подготовка

3.

1. Основы методики проведения занятий с
личным
составом
по
технической
подготовке.
2. Последовательность подготовки к
занятиям, методическая документация и
материально-техническое обеспечение.

4.

«Программа боевой подготовки учебных
танковых подразделений» стр. 9-10, 48-70.
«Методическое пособие по технической
подготовке танковых подразделений»
Воениздат 1977г. стр. 12-39, 46-51.
«Руководство по технической подготовке
личного состава ВС РФ« МО РФ М.
2001.стр.55-120.

5.

Первый учебный вопрос .
Основы методики проведения
занятий с личным составом
по технической подготовке.

6.

1.1 Задачи обучения
Техническая подготовка является одним из основных предметов
обучения
личного
состава
частей
и
подразделений,
вооруженных бронетанковой техникой.
Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями
и навыками, необходимыми для обеспечения технически
грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в
постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.
Конкретные задачи технической подготовки для каждой
категории обучаемых, ее объем (в учебных часах) и содержание
определяются программами боевой подготовки личного состава
учебных и линейных подразделений.

7.

1.2 Принципы и обязанности руководителя
занятия по технической подготовке:
• воспитательная направленность процесса обучения;
• верность военной присяге, народу и Отечеству;
• учить тому, что необходимо на войне;
• систематичность и последовательность изложения учебного
материала;
• сознательность и активность усвоения материала;
• тесная взаимосвязь теории с практикой;
• доходчивость изложения материала и наглядность его
преподнесения;
• систематичность и последовательность в обучении;
• прочность усвоения знаний, овладения навыками и умениями;
• обучение на высоком уровне трудности, недопущение
послаблений в учебе;
• индивидуальный подход и опора на коллектив в обучении.

8.

Руководитель занятий по технической подготовке состава и
обязан:
1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее
эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все
практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать
уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.
2. При обучении личного состава строго руководствоваться программой, знать ее
содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых.
Знать уровень общеобразовательной и технической подготовки каждого обучаемого, их
индивидуальные способности.
3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую
техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые
методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение
старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно
готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая
в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование;
контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.
4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая
успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на
занятиях мер безопасности и, требовать от обучаемых бережного отношения к учебному
оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же
время внимательным к обучаемым.
5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после
проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

9.

1.3 Планирование технической подготовки
Боевая подготовка в Вооруженных силах проводится
1 этап
– подготовка специалистов в
учебных подразделениях – 3
месяца (командиры танков,
механики-водители, наводчики
орудий)
2 этап
– подготовка в составе
штатных подразделений.

10.

Руководящие документы по боевой
подготовки:
-Программа боевой подготовки (Министерство
Обороны РФ).
— Приказ Командующего войсками округа на новый
учебный год (Управление боевой подготовки
округа).
— План боевой подготовки на учебный период
части.
— Выписка из плана боевой подготовки на учебный
период части (в штабе батальона).

11.

Программа боевой подготовки подразделений Сухопутных войск
Программа боевой подготовки подразделений Сухопутных войск для
частей постоянной готовности занимающихся боевой подготовкой по
годичному циклу обучения состоит из 13 книг, предназначенных для
подготовки:
Книга 1. Мотострелковых подразделений
Книга 2. Танковых подразделений
Книга 3. Артиллерийских подразделений
Книга 4. Зенитных ракетных (зенитных ракетно-артиллерийских)
подразделений
Книга 5. Разведывательных подразделений
Книга 6. Подразделений РЭБ
Книга 7. Подразделений связи
Книга 8. Подразделений инженерных войск
Книга 9. Подразделений РХБ защиты
Книга 10. Подразделений технического обеспечения
Книга 11. Подразделений тыла
Книга 12. Медицинских подразделений
Книга 13. Подразделений обеспечения (комендантских и тренажерных
(делопроизводителей и писарей))

12. Порядок и последовательность проведения мероприятий подготовки подразделений

Программа разработана на учебный год.
Продолжительность подготовки подразделений
организовать по годичному циклу обучения, учебный
год начинать 1 декабря и завершать 31 октября
проведением итоговой проверки за год обучения.
На боевую подготовку выделяется 16-18 учебных дней в
месяц
Продолжительность учебного дня 8 часов, учебного
часа – 50 минут.
При проведении полевых выходов и полевых занятий
продолжительность учебного дня – до 10 часов, при
проведении учений время не регламентировать.

13.

Программа боевой подготовки по технической
подготовке содержит:
— требования к технической подготовке;
— учебные и воспитательные цели, которые
необходимо достигать в процессе проведения
занятий, тренировок по технической подготовке, при
проведении обслуживания техники в парке, а также по
окончании изучения каждой темы;
— номера и названия тем и занятий по технической
подготовке;
— время, отводимое на каждое занятие;
— содержание занятий.

14.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для служебного пользования
Экз. № ____
ПРОГРАММА
боевой подготовки подразделений
Сухопутных войск
Книга 2
Для танковых подразделений
Москва
2010

15.

Программа боевой подготовки
по технической подготовке
Количество часов для
подразделений:
№№
тем
Наименование тем
Командир
танка
Наводчик
оператор
механикводитель
1.
Общие положения требований безопасности
1
1
1
2.
Общее устройство танка
1
1
2
3.
Основы эксплуатации танка
2
2
4
4.
Эксплуатация танка в различных условиях
1
1
6
5.
Силовая установка, ее обслуживание и ремонт
1
1
10
6
Трансмиссия, ее обслуживание и ремонт
1
1
10
7
Механизмы управления, их обслуживание и ремонт
1
1
4
8.
Ходовая часть, ее обслуживание и ремонт
1
1
4
9.
Электрооборудование, его обслуживание и ремонт
1
1
10
10.
Специальное оборудование, его обслуживание и ремонт
1
1
10
11
ЗИП танка, ЕКУП и ЕКСК, их использование при
обслуживании и ремонте
1
1
2
12.
Техническое обслуживание танка
4
4
10
13.
Основы ремонта танка
1
1
10
14
Подготовка танка к преодолению водной преграды
1
1
4
15
Хранение танка
3
3
10
20
20
94
Всего:

16. Содержание программы боевой подготовки по технической подготовке

Т е м а 1. Общие положения требований безопасности
Занятие 1. Г р у п п о в о е. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте
танка, пользовании инструментом, приборами, оборудованием мастерских, обращении с
эксплуатационными жидкостями. Правила пожарной и электробезопасности. Способы тушения
пожара в танке, порядок использования противопожарного оборудования, действия экипажа при
пожаре. Предупреждение травм.
Т е м а 2. Общее устройство танка
Занятие 1. Р а с с к а з. Тактико-технические и боевые характеристики танка. Расположение экипажа
в танке. Общее устройство броневого корпуса и башни, назначение люков и лючков, порядок
открывания и закрывания крышек люков и поднятия крыши над радиатором и радиатора (крыши
над силовым отделением). Расположение точек заправки и смазки. Уход за корпусом и башней.
Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е . Общее устройство отделений танка; назначение размещенных в
них агрегатов, механизмов, органов управления и приборов. Устройство сидений и дневных
приборов наблюдения, правила пользования ими. Общее устройство систем гидропневмоочистки
приборов механика-водителя и защитных стекол прицела, правила пользования ими.
Т е м а 3. Основы эксплуатации танка
Занятие 1. П р а к т и ч е с к о е . Общие положения по организации эксплуатации танков; деление
танков по назначению и годовые нормы эксплуатации; виды и периодичность проведения
технического обслуживания. Эксплуатационная и техническая документация танка, ее назначение и
порядок ведения. Требования безопасности при эксплуатации танка. Обязанности членов экипажа
по содержанию танка в постоянной боевой готовности. Порядок приема и передачи танка членами
экипажа.
Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е . Общее устройство и оборудование парка части. Правила
внутреннего распорядка в парке. Порядок выхода танка из парка и возвращения на место стоянки.
Технологический процесс обслуживания танка в парке и в полевых (боевых) условиях.
Занятие 3. П р а к т и ч е с к о е . Топливо, масла и смазки, охлаждающие и специальные жидкости,
применяемые при эксплуатации танка. Определение вида эксплуатационных материалов по
внешним признакам и правила обращения с ними, нормы расхода и способы экономии. Н-Тх-1,4.
Занятие 4. Порядок подготовки к запуску и запуск подогревателя. Порядок разогрева, запуска,
прогрева и остановки двигателя. Эксплуатационный режим работы двигателя и порядок его
поддержания. Контроль за работой силовой установки на месте и в движении. Н-Тх-7.

17. При планировании боевой подготовки разрабатываются:

в бригаде (дивизии, полку, отдельном
батальоне) – план подготовки на учебный
год;
в батальоне (дивизионе) – план подготовки
на учебный год (для подразделений с
годичным циклом обучения);
в роте (батарее, отдельном взводе) –
расписание занятий на неделю.

18. План боевой подготовки части, батальона

План боевой подготовки части, батальона
является основным документом
планирования технической подготовки на
период обучения.
В нем определяется количество часов,
отводимых на техническую подготовку для
различных категорий обучаемых, и перечень
тем и нормативов, подлежащих изучению в
каждом месяце данного периода.

19. Планирование технической подготовки в батальоне:

Планируется на основании выписок из плана боевой
подготовки части на планируемый месяц.
Руководствуясь данными выписки, в батальоне
разрабатывается месячный план боевой подготовки.
В нем наряду с другими предметами обучения понедельно
указываются темы и занятия программы технической
подготовки, отрабатываемые с различными категориями
обучаемых, и отводимое на это время.
При этом обязательно учитываются степень выполнения
плана в прошлом месяце, качество усвоения пройденного
материала и представляемые возможности материального
обеспечения занятий.

20. Расписание занятий в роте

На основании месячного плана боевой подготовки в ротах
на каждую неделю составляется ротное расписание
занятий.
-тренировки по физической подготовке – в утреннее время
в форме утренней физической зарядки, в вечернее время –
в форме спортивно-массовой работы;
-с кем, когда и где будут проводиться занятия по
дисциплинам боевой подготовки, продолжительность
занятий и их основное содержание.
На занятия отводится 6 учебных часов по 50 минут на
каждый час;
— время на обслуживание техники, вооружения, средств
защиты и др. по плану командира роты;
— время проведения воспитательных мероприятий (беседы,
вечера вопросов и ответов, подведения итогов за месяц,
общие собрания л/с и др. культурные и воспитательные
мероприятия).

21.

Второй учебный вопрос .
Последовательность
подготовки к занятиям,
методическая документация и
материально-техническое
обеспечение.

22.

Подготовка руководителя к занятиям
предварительная
подготовка
До начала занятий руководитель обязан:
-изучить весь комплекс основных вопросов по
всей программе технической подготовки,
используя для этого основные учебные
пособия,
методическую
литературу
и
имеющуюся в части учебно-материальную
базу;
-постоянно следить за издаваемой технической
литературой;
— изучать новую бронетанковую технику и
передовой
опыт
эксплуатации
машин,
состоящих на вооружении части;
— следить за их конструктивными изменениями;
-подбирать характерные примеры из опыта
боевой
подготовки,
подтверждающие
справедливость рассматриваемых правил и
положений и вместе с тем способствующие
лучшему запоминанию учебного материала;
-уделять
вопросам
овладения
методами
обучения, постоянному повышению уровня
своей методической подготовки.
подготовка к проведению
конкретных занятий
Подготовка
руководителя
к
проведению
конкретного
занятия
заключается в личной подготовке и
подготовке
материального
обеспечения занятия.

23.

2.1 Предварительная подготовка
Формы совершенствования
методической подготовки
Организация методической подготовки
руководителей занятий является одной из
основных задач руководства технической
подготовкой со стороны командиров и их
заместителей по технической части.
Она осуществляется путем индивидуальных и
групповых форм ведения методической
работы. Обе формы не исключают, а
дополняют друг друга.

24.

Предварительная подготовка
Индивидуальные формы методической
подготовки
К индивидуальным формам относятся:
— самостоятельная работа по совершенствованию своей
методической подготовки, изучение методической литературы;
— посещение занятий, проводимых опытными руководителями,
использование их советов и рекомендаций;
— контроль качества проведения занятий, осуществляемый старшими
начальниками, использование их замечаний и предложений для
устранения недостатков в методике обучения.

25.

Предварительная подготовка
Групповые формы методической подготовки
Групповые формы предусматривают привлечение к
методической работе коллектива руководителей
занятий.
К ним относятся:
— инструкторско-методические занятия;
— показные занятия;
—методические совещания.
Групповые формы совершенствования методической
подготовки используются старшими начальниками —
заместителями командиров батальонов, частей по
вооружению во время проведения учебнометодических сборов и планомерно в течение всего
учебного года.

26.

2.2 Подготовка к проведению конкретных занятий
Личная подготовка руководителя заключается в глубоком усвоении всего
материала по теме занятия и в тщательном продумывании вопросов
организации и методики проведения занятия.
При этом используются личный рабочий конспект, техническая и
методическая литература, а также методические разработки, имеющиеся в
части. После изучения всех исходных материалов принимается решение по
вопросам организации и методики проведения занятия, уточняется перечень
учебных вопросов, подлежащих изучению, и отрабатывается план-конспект
или план проведения занятия. В нем отражается построение и содержание
занятия, дается расчет времени.
Планы-конспекты (планы) в зависимости от квалификации руководителя
могут быть различными, но по возможности краткими. Вместе с тем следует
считать целесообразным, чтобы в плане-конспекте был четко выражен тот
объем сведений, который должен быть законспектирован обучаемыми на
занятиях. Это способствует, с одной стороны, точности формулировок, а с
другой — руководитель занятия, определяя объем и содержание записей
обучаемых, имеет возможность заранее предусмотреть выделение на это
необходимого времени.

27.

Подготовка к проведению конкретных занятий
Подготовка руководителя к проведению конкретного
занятия заключается в подготовке материального
обеспечения занятия.
Руководитель обязан заблаговременно проверить
выделение машин или класса, а также наличие
учебного оборудования и других средств
материального обеспечения, необходимых для
проведения занятия.
Если потребуется, расположить учебное
оборудование в классе так, чтобы им удобно было
пользоваться во время занятия.

28.

2.3 Виды занятий
Занятия по изучению
устройства материальной
части и правил
эксплуатации
Имеют цель изучить основной
объём
учебного
материала:
назначение,
характеристику,
устройство расположение и работу
агрегатов и механизмов, порядок
обслуживания,
характерные
неисправности, признаки, причины,
способы
предупреждения
и
устранения.
Занятия проводиться в классах
материальной части машины, в
классе эксплуатации или в парке на
учебно-боевых машинах.
Практические занятия
(тренировки) на машинах
или на учебных стендах
Имеют цель выработать у
обучаемых твердые навыки в
выполнении практических работ
на машинах по их техническому
обслуживанию,
регулировкам,
устранению неисправностей и
войсковому ремонту.
Практические занятия обычно
проводятся в специализированных классах, в парке и в
поле.

29.

Занятия по изучению устройства
материальной части и правил эксплуатации
Методы проведения:
— рассказ;
— беседа;
— рассказ и беседа.

30.

Занятия по изучению устройства
материальной части и правил эксплуатации
Рассказ — это систематизированное, последовательное изложение учебного
материала руководителем занятий. Этот метод применяется, как правило, при
изложении новых сведений. Если руководитель во время рассказа прибегает к
различного рода рассуждениям, раскрывающим принципы и закономерности работы
механизмов, то такую форму рассказа называют объяснением.
Беседа — это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения,
обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Такой метод
применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления
полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть правильно
подобраны и четко сформулированы. При этом вопросы рекомендуется ставить перед
всей группой обучаемых. Это повышает активность обучаемых, так как обязывает всех
участвовать в обдумывании ответа.
Рассказ и беседа большей частью рационально дополняют друг друга. В начале
любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в
ходе занятия — установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия
— обобщить рассмотренные вопросы.

31.

Занятия по изучению устройства
материальной части и правил эксплуатации
Материальное
обеспечение:
— учебные агрегаты;
— стенды;
— учебно-боевые машины;
— макеты;
— плакаты;
— схемы
— учебные кинофильмы и
диафильмы.

32.

Занятия по изучению устройства
материальной части и правил эксплуатации
Методическая последовательность изложения
материала:
— название агрегата (механизма);
— расположение в машине;
— назначение;
— общая характеристика;
— устройство и работа;
— правила пользования;
— регулировка;
— уход при эксплуатации;
— неисправности, их причины, меры предупреждения и
способы устранения.

33.

Практические занятия (тренировки) на
машинах или на учебных стендах
Методы проведения:
— Практическая работа
Материальное обеспечение:
— учебно-боевые машины;
— учебные агрегаты;
— учебные стенды отдельных систем и механизмов машины;
— средства обслуживания, табельный инструмент, приспособления
материалы.
и

34.

Практические занятия (тренировки) на
машинах или на учебных стендах
Предварительная подготовка практического занятия:
Руководитель практических занятий в процессе личной подготовки должен
прежде всего изучить имеющуюся в части методическую документацию по
теме предстоящего занятия (методические пособия и методические
разработки), после чего он разрабатывает и представляет на утверждение
план проведения занятия.
— проверка готовности
материального обеспечения занятия, состояния
рабочих мест и их оснащения необходимым — инструментом,
приспособлениями и материалами;
— подготовка к проведению занятия на учебных (рабочих) местах сержантов
(инструкторов);
— проверка подготовки обучаемых к занятию;
— определение мер, обеспечивающих строгое соблюдение правил техники
безопасности при работе на машинах.

35.

Практические занятия (тренировки) на
машинах или на учебных стендах
Подготовка практического занятия должна быть закончена не
позднее чем за день до его начала, с тем чтобы иметь
возможность устранить обнаруженные недостатки в подготовке
инструкторов и в материальном обеспечении.
Подготовка обучаемых к практическим занятиям проводится
по решению руководителя под его руководством или
самостоятельно. Она заключается в изучении объема
предстоящих работ, технологии их выполнения и технических
условий на монтажные и регулировочные работы.

36.

Структура занятия

37.

Построение занятия
Вводная
часть
В вводной
части
практическо
го занятия
Отводится не более 5—15 мин. За это время руководитель
принимает рапорт, проверяет наличие личного состава и их
готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного
занятия.
В случае необходимости в вводной части проводится опрос
обучаемых по ранее пройденному материалу в целях проверки
качества его усвоения, закрепления наиболее важных положений и
нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых
сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема
предстоящего занятия связана с предыдущей или является
дальнейшим развитием уже рассмотренных вопросов.
Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые
недостаточно твердо знают необходимый предшествующий
материал, руководитель должен предусмотреть краткое его
повторение в процессе занятий.
Руководитель дополнительно объявляет порядок проведения
занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения,
распределяет учебную группу на подгруппы в соответствии с
количеством учебных мест и напоминает меры безопасности

38.

Построение занятия
Основная
часть
В основной
части
практическо
го занятия
На основную часть расходуется большая часть учебного времени,
отведенного на занятие. Руководитель обязан использовать его так,
чтобы планомерно изучить с обучаемыми все предусмотренные
содержанием занятия учебные вопросы
Важное значение имеет последовательность преподнесения учебного
материала. Она должна быть тщательно продумана, отражена в планеконспекте и в ходе занятия строго выдерживаться.
Основным методом обучения является объяснение материала с показом
на материальной части, плакатах и слайдах. При изучении нового
учебного вопроса руководитель каждый раз должен четко называть
рассматриваемый вопрос, а затем раскрывать его содержание.
Наиболее рациональной последовательностью изложения материала
является: назначение, техническая характеристика, общее устройство,
принцип действия, размещение и крепление в машине.
Перед выполнением каждого вида работ, предусмотренного заданием,
руководитель на учебном месте (командир экипажа) ставит задачу на
её выполнение. Напоминает сущность и последовательность
выполнения. После этого экипаж выполняет данную работу.

39.

Построение занятия
Заключительная
часть
Предназначена для подведения итогов занятия, оценки
знаний и практических навыков обучаемых и постановки
задач на самоподготовку. В конце заключительной части
указывается тема, время и место проведения следующего
занятия.
При постановке задачи на самоподготовку руководитель
занятия указывает, какие разделы учебника или
официальных руководств (технического описания и
инструкции по эксплуатации) обязаны изучить обучаемые и
что они должны записать в свои конспекты.
Заключительная часть практического занятия состоит, кроме
того, из разбора качества выполнения изучаемых операций и
работ в целом и тех недостатков, которые были допущены
обучаемыми. При этом руководитель делает выводы на
основании
собственных
наблюдений
и
докладов
руководителей занятий на учебных местах.

40.

План – конспект (план) проведения занятия
Включает:
исходные данные
Утверждаю
Доцент кафедры танковых войск
полковник запаса
Ю.Зайчиков
«____» ____________________20__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий со студентами взвода _____ по дисциплине «Устройство танка»
на учебном месте №____ ВУС 420300
Тема:____________________________________________________________________________
Учебно-воспитательные цели:
(учебно-методические и воспитательные)______________________________________________
Время: ____________________
Место:_____________________
Метод:_____________________
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература:
(учебники, учебные пособия, уставы, наставления, руководства,(справочники, энциклопедии.
2.Технические средства обучения:
Наглядные пособия: _______________________________
Материальная часть: _______________________________
Учебные вопросы и расчет времени
1
Вводная часть.
15 мин.
2
Основная часть.
70 мин.
Первый учебный вопрос
Второй учебный вопрос
Третий учебный вопрос
3
Заключительная часть.
5 мин.

41.

порядок организации и проведения занятия
Учебные вопросы и краткое их содержание
1.Вводная часть:
Ход занятия:
Время,
мин.
Методические указания
5мин.
1.1.Проверка готовности к занятию.
принять рапорт;
проверить наличие и внешний вид студентов;
отметить отсутствующих;
объявить тему , цели, учебные вопросы занятия на учебном месте;
объявить порядок их отработки;
1.2. Требования мер безопасности.
объявить требования мер безопасности;
2.Основная часть:
45мин.
1-й учебный вопрос:
Раскрыть полностью содержание вопроса.
назвать 1-й учебный вопрос;
практически отработать содержание первого учебного вопроса;
контролировать технику безопасности при выполнении
практических работ.
2-й учебный вопрос:
Раскрыть полностью содержание вопроса.
назвать 2-й учебный вопрос;
практически отработать содержание первого учебного вопроса;
контролировать технику безопасности при выполнении
практических работ.
3-й учебный вопрос:
Раскрыть полностью содержание вопроса.
назвать 3-й учебный вопрос; практически отработать содержание
первого учебного вопроса;
контролировать технику безопасности при выполнении
практических работ.
3. Заключительная часть:
5мин.
3.1.Подведение итогов занятия.
напомнить тему, цели занятия, отметить степень усвоения
материала;
отметить положительные стороны и недостатки;
ответить на вопросы студентов;
3.2. Задание на самоподготовку.
«Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации». М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1.
Руководитель занятия:
дать задание на самостоятельную подготовку;
заполнить журнал;

42.

43.

Задание на учебные места по теме 1 «Общее устройство танка»
Учебное место №1.
Тема: Изучение размещения и проверка крепления основного
оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом и
силовом отделении. Требований безопасности при работе на технике.
Время: -50 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.; ЗИП танка; Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
М. Воениздат, 1989 г., кн. 1, стр. 10-17
Учебные вопросы:
1. Изучение требований безопасности при работе на технике.
Изучение размещения и проверка крепления основного
оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом
отделении.
2. Изучение размещения и проверка крепления основного
оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в силовом
отделении.
Учебное место №2
Тема: Изучение размещения и проверка крепления
основного оборудования, узлов и агрегатов, органов
управления в отделении управления и по корпусу
машины.
Время — 50 мин.
Материальное обеспечение:
Танк Т-72 -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,. стр. 6-10
Учебные вопросы:
1. Изучение размещения и проверка крепления основного
оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в
отделении управления.
2. Изучение размещения и проверка крепления основного
оборудования, узлов и агрегатов по корпусу машины.
Учебное место №3
Тема: Отработка навыков пользования замками, стопорами люков, стопорами и рукоятками механизмов поворота башни и подъёма
пушки. Подгонка сидений.
Время -50 мин.
Материальное обеспечение:
УДС 172 -1 ед.; ЗИП танка; Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1, стр. 9-31
Учебные вопросы:
1. Отработка навыков пользования лючками на крыше корпуса. Отработка навыков пользования лючками на днище корпуса.
Отработка навыков пользования люком механика-водителя. Отработка навыков пользования люком запасного выхода механикаводителя.
2. Отработка навыков пользования крышами над двигателем и над трансмиссией. Отработка навыков пользования крышками люков
башни. Отработка навыков пользования стопором и рукояткой механизма поворота башни. Отработка навыков пользования
стопором и рукояткой механизма подъёма пушки.
3. Отработка навыков подгонки сидений.

44. Задание на самоподготовку.

Изучить учебный материал по данному занятию,
используя конспект, презентацию,
литературу:
— «Программа боевой подготовки подразделений
Сухопутных войск. Книга 2 — для танковых
подразделений» стр. 9-10, 48-70.
— «Руководство по технической подготовке
личного состава ВС РФ« МО РФ М. 2001.стр.55120.
— «Методическое пособие по технической
подготовке танковых подразделений» Воениздат
1977г. стр. 12-39, 46-51.

Слайд 2
Южно — Уральский Государственный Университет
Факультет военного обучения
Кафедра Танковых

Южно - Уральский Государственный УниверситетФакультет военного обученияКафедра Танковых войск

войск


Слайд 3
Тема № 2 Методическая подготовка

Занятие № 1: Основы

Тема № 2 Методическая подготовкаЗанятие № 1: Основы методики проведения занятий с личным составом по

методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке


Слайд 4

Основы методики проведения занятий с личным составом по

Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке. Последовательность подготовки к занятиям, методическая

технической подготовке.
Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и

материально-техническое обеспечение.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:


Слайд 5

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ.ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЯВЛЯЮТСЯ:УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ВЗГЛЯДОВ

ЗАНЯТИЙ.

ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
УСТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ВЗГЛЯДОВ НА ОБУЧЕНИЕ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ;
ВЫРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА


Слайд 6

Техническая подготовка
предмет боевой подготовки, состоящий из комплекса

Техническая подготовка	 предмет боевой подготовки, состоящий из комплекса мероприятий, направленных на изучение материальной части, правил

мероприятий, направленных на изучение материальной части, правил эксплуатации и

ремонта образцов ВВТ, выработку умений и привитие практических навыков в

целях грамотной эксплуатации и ремонта их в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями, полной реализации их боевых и технических возможностей.


Слайд 7
Основными задачами технической подготовки являются:
Обучение личного состава уверенному

Основными задачами технической подготовки являются:Обучение личного состава уверенному владению и использованию боевых и технических возможностей

владению и использованию боевых и технических возможностей образцов ВВТ,

поддержанию их в постоянной боевой готовности.
Изучение конструкции и правил эксплуатации

образцов ВВТ.
Выработка умений и навыков по грамотным действиям при эксплуатации образцов ВВТ.
Практическое освоение технологий технического обслуживания и ремонта, своевременное и качественное выполнение операций и работ на образцах ВВТ.
Доподготовка и переподготовка в целях освоения новых образцов ВВТ.
Обучение офицеров , сержантов воинских частей владению методами проведения учебных занятий
Обобщение и распространение результатов передового опыта технической подготовки
Активное внедрение в воинских частях и организациях ВС РФ технической пропаганды (наглядная агитация, состязания на лучшего специалиста, технические кружки и т.п.).


Слайд 8
Основы методики проведения занятий с личным составом по

Основы методики проведения занятий с личным составом по технической подготовке.

технической подготовке.


Слайд 9

Любое занятие – целеустремленный и соответствующим образом организованный

Любое занятие – целеустремленный и соответствующим образом организованный процесс передачи руководителем конкретных знаний обучаемым.	Обучение является

процесс передачи руководителем конкретных знаний обучаемым.
Обучение является сложным процессом.

Руководитель занятий должен обладать не только конкретными знаниями, но и

уметь:
передать свои знания обучаемым;
понимать те принципы, которыми следует руководствоваться при обучении;
владеть способами, позволяющими обучаемым в короткие сроки прочно усвоить материал, а также применять его в практической работе.
Для успешного проведения занятий руководитель должен владеть методами преподавания.


Слайд 10
воспитательная направленность процесса обучения;
верность военной присяге,

воспитательная направленность процесса обучения; верность военной присяге, народу и Отечеству; учить тому, что необходимо

народу и Отечеству;
учить тому, что необходимо на войне;

систематичность и последовательность изложения учебного материала;
сознательность и активность усвоения

материала;
тесная взаимосвязь теории с практикой;
доходчивость изложения материала и наглядность его преподнесения;
систематичность и последовательность в обучении;
прочность усвоения знаний, овладения навыками и умениями;
обучение на высоком уровне трудности, недопущение послаблений в учебе;
индивидуальный подход и опора на коллектив в обучении.

Руководитель занятия должен исходить из следующих основных принципов:


Слайд 11
теоретические занятия;
полевые занятия;
тактические учения;
боевые

теоретические занятия; полевые занятия; тактические учения; боевые стрельбы; практические занятия; тактико-строевые занятия; инструкторско-методические занятия;

стрельбы;
практические занятия;
тактико-строевые занятия;
инструкторско-методические занятия;
семинарские и

контрольно-проверочные занятия;
практические работы в специализированных классах, в парках и

в полевых условиях.

Под формой понимается построение и порядок проведения занятия. Форма характеризует организационную структуру занятия в целом. Существуют следующие формы обучения по боевой подготовке:


Слайд 12
самостоятельная подготовка;
групповое занятие;
классно-групповое занятие;
семинар;

самостоятельная подготовка; групповое занятие; классно-групповое занятие; семинар; тренаж; учебный сбор; техническая характеристика; техническая учеба;индивидуальное

тренаж;
учебный сбор;
техническая характеристика;
техническая учеба;
индивидуальное обучение;
учение (сбор-поход,

марш;
технический разбор работ
Формами обучения по технической подготовке являются:


Слайд 13
Самостоятельное изучение материала;
Устное изложение материала, семинарские и контрольно-проверочные

Самостоятельное изучение материала;Устное изложение материала, семинарские и контрольно-проверочные занятия;Практические работы в специализированных классах, в парке

занятия;
Практические работы в специализированных классах, в парке и в

полевых условиях.
Формы занятий по технической подготовке являются:


Слайд 14
Основными методами

Основными методами обучения являются: лекция; устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа); показ

обучения являются:
лекция;
устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа);

показ (демонстрационный метод);
практические работы;
упражнения (тренировки);
самостоятельная работа обучаемых.
Метод

(от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
Под методами понимают те способы, при помощи которых руководитель занятия сообщает обучаемым знания, вырабатывает у них умения и навыки, развивает высокие морально-боевые качества, а также способы, при помощи которых сами обучаемые под руководством обучающего усваивают знания, приобретают умение и практические навыки.


Слайд 15

устное

устное изложение материала (рассказ, объяснение, беседа); показ (демонстрационный метод); практические работы;

изложение материала (рассказ, объяснение, беседа);
показ (демонстрационный метод);
практические

работы;
упражнения (тренировки);
самостоятельная работа обучаемых.
Основные методы обучения при проведении

занятий по технической подготовке


Слайд 16
В зависимости

В зависимости от учебных целей, места и методов проведения различают два основных

от учебных целей, места и методов проведения различают два

основных вида занятий:
теоретические;
практические

Теоретические занятия имеют цель –

ознакомление обучаемых или изучение с ними назначение, устройство и работу материальной части, а также теоретические основы правил эксплуатации.
Теоретические занятия проводятся в классах, на учебных машинах и разрезных стендах. На них обучаемые получают или закрепляют теоретические знания по устройству, использованию, обслуживанию и сбережению техники.
Формы теоретических занятий:
лекции;
групповые.
Цели группового занятия:
изучение теоретического материала по устройству техники и вооружения;
изучение объема работ по ТО и правил выполнения операций по обслуживанию, хранению и ремонту техники.


Слайд 17
Практические занятия имеют цель – выработать у обучаемых

Практические занятия имеют цель – выработать у обучаемых твердые навыки в выполнении практических работ на

твердые навыки в выполнении практических работ на машинах по

их техническому обслуживанию, регулировками, а также войсковому ремонту.

Практические занятия на материальной части являются основным методом технической подготовки личного состава танковых войск.

Формы практических занятий:
классно-лабораторные;
практические на материальной части;
упражнения и тренировки;
инструкторско-методические.


Слайд 18
Инструкторско-методические занятия проводятся

Инструкторско-методические занятия проводятся перед отработкой новой темы с командирами взводов, сержантами и

перед отработкой новой темы с командирами взводов, сержантами и

руководителями на учебных местах из числа наиболее подготовленных и опытных

солдат для выработки единой методики проведения занятий как в целом, так и на учебных местах.


Слайд 19
Инструктаж – форма подготовки л/с к выполнению определенных

Инструктаж – форма подготовки л/с к выполнению определенных обязанностей воинской службы и поставленной задачи. Проводится

обязанностей воинской службы и поставленной задачи.
Проводится старшим начальником

или лицом по его поручению методом беседы, показа и т.д.

Главными

целями инструкторско-методических занятий являются:
выработка наилучшей организации и методики проведения данного занятия;
подготовка в методическом отношении руководителей занятий на учебных местах и личного состава, обеспечивающего его проведение;
обеспечение единообразия проведения занятий во всех подразделениях;
привитие практических навыков руководителям занятий;
обсуждение и наработка отдельных методических приемов.

Поставленные цели могут быть достигнуты только тогда, когда инструкторско-методическое занятие проводится в форме обычного занятия, все руководители выступают в роли обучаемых и делают работы, которые планируется выполнять в будущем с членами экипажей.


Слайд 20
1 этап – подготовка специалистов в учебных

1 этап – подготовка специалистов в учебных подразделениях – 3 месяца (командиры танков, механики-водители,

подразделениях – 3 месяца (командиры танков, механики-водители, наводчики орудий);

2 этап – подготовка в составе штатных подразделений.

Боевая подготовка делится на 2 периода – зимний и летний, по 6 месяцев каждый и организуется в соответствии с руководящими документами по боевой подготовке.

Боевая подготовка в Вооруженных силах проводится в два этапа:


Слайд 21
Программа боевой подготовки (Министерство Обороны РФ).
Приказ

Программа боевой подготовки (Министерство Обороны РФ). Приказ Командующего войсками округа на новый учебный год

Командующего войсками округа на новый учебный год (Управление боевой

подготовки округа).
План боевой подготовки на учебный период (штаб батальона).

В этом плане указывается тематический расчет часов по каждой учебной дисциплине.
План основных мероприятий на месяц и расписание занятий на неделю (в роте).

Руководящие документы по боевой подготовки:


Слайд 22
тренировки по физической подготовке – в утреннее

тренировки по физической подготовке – в утреннее время в форме утренней физической зарядки, в

время в форме утренней физической зарядки, в вечернее время

– в форме спортивно-массовой работы;
время, тематика, перечень учебных вопросов,

форма и метод занятия по какой-либо из учебных дисциплин. На занятия отводится 6 учебных часов по 50 минут на каждый час;
время на обслуживание техники, вооружения, средств защиты и др. по плану командира роты;
время проведения воспитательных мероприятий (беседы, вечера вопросов и ответов, подведения итогов за месяц, общие собрания л/с и др. культурные и воспитательные мероприятия).

В расписании занятий указывается:


Слайд 23
требования к технической подготовке;
учебные и воспитательные

требования к технической подготовке; учебные и воспитательные цели, которые необходимо достигать в процессе проведения

цели, которые необходимо достигать в процессе проведения занятий, тренировок

по технической подготовке, при проведении обслуживания техники в парке, а

также по окончании изучения каждой темы;
номера и названия тем и занятий по технической подготовке;
время, отводимое на каждое занятие;
содержание занятий.

Программа боевой подготовки по технической подготовке содержит:


Слайд 24
2. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация

2. Последовательность подготовки к занятиям, методическая документация и материально-техническое обеспечение.

и материально-техническое обеспечение.


Слайд 25
подготовке руководителя занятия;
подготовке учебно-материальной базы;
подготовке

подготовке руководителя занятия; подготовке учебно-материальной базы; подготовке обучаемых.Подготовка занятия включает:

обучаемых.
Подготовка занятия включает:


Слайд 26
программа боевой подготовки;
расписание занятий роты;
указания

программа боевой подготовки; расписание занятий роты; указания старшего начальника по уточнению учебных задач.Исходными данными

старшего начальника по уточнению учебных задач.

Исходными данными для подготовки

к занятию являются:


Слайд 27
Подготовка руководителя к занятиям

Подготовка руководителя к занятиям осуществляется в два этапа: предварительная подготовка; подготовка к конкретному

осуществляется в два этапа:
предварительная подготовка;
подготовка к конкретному

занятию.
Предварительная подготовка осуществляется на занятиях по совершенствованию методической подготовки офицеров,

проводимых по программам и планам командирской подготовки, на показных и инструкторско-методических занятиях, проводимых старшими начальниками.

Порядок работы руководителя при подготовке к занятиям.


Слайд 28
уяснение из ротного расписания темы, даты, времени и

уяснение из ротного расписания темы, даты, времени и места предстоящего занятия;изучение учебного материала из программы

места предстоящего занятия;
изучение учебного материала из программы боевой подготовки,

отрабатываемого в ходе занятия;
определение учебных вопросов, учебных и воспитательных целей

и метода проведения занятия;
определение и подбор учебно-материальной базы, необходимой для занятия, проверка ее состояния и готовности к занятию;
подбор необходимой литературы, руководств и пособий и изучение их в объеме данной темы занятия;
расчет времени на отработку учебных вопросов занятия и определение методических приемов по отработке того или иного учебного вопроса;
составление плана (плана-конспекта) проведения занятия и утверждение его у старшего начальника;
постановка задач обучаемым для подготовки к предстоящему занятию;
тренировка (по необходимости) в применении наиболее целесообразных методических приемов в изложении учебного материала и показа или при выполнении практических работ.

Подготовка к конкретному занятию включает:


Слайд 29
технические классы;
парки боевых машин;
бронетанковая техника

технические классы; парки боевых машин; бронетанковая техника (танки, тягачи, специальная техника на их базе);

(танки, тягачи, специальная техника на их базе);
электрифицированные действующие

стенды;
разрезные стенды;
разрезные агрегаты, узлы;
плакаты и наглядные пособия;

доска, мел, указка и т.д.

К учебно-материальной базе относятся:


Слайд 30
изучение л/с необходимых теоретических положений (техники безопасности,

изучение л/с необходимых теоретических положений (техники безопасности, условий выполнения упражнений по вождению, повторение ранее

условий выполнения упражнений по вождению, повторение ранее изученного материала);

подготовка руководителей на учебные места;
проведение ИМЗ.
Подготовка обучаемых включает:


Слайд 31
Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая

Тема № 1. Общее устройство, боевая и техническая характеристика танка 
 Занятия 2: Практическая работа

характеристика танка
Занятия 2: Практическая работа по изучению общего

устройства танка.
Учебное место №1.
Тема: Изучение размещения и проверка
крепления основного

оборудования, узлов и
агрегатов, органов управления в боевом и
силовом отделении. Изучение требований безопасности при работе на технике.
Время -55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1, стр. 10-17

Учебное место №2
Тема: Изучение размещения и проверка крепления
основного оборудования, узлов и агрегатов, органов
управления в отделении управления и корпусу
машины. Изучение требований безопасности при
работе на технике.
Время — 55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по
эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1,. стр. 6-10

Учебное место №3
Тема: Отработка навыков пользования замками, стопорами люков, стопорами и рукоятками
механизмов поворота башни и подъёма пушки. Подгонка сидений.
Время -55 мин.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты.
Литература:
Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 2, ч. 1, стр. 9-31


Слайд 32
— исходные данные;
— порядок организации и проведения занятия.

- исходные данные;- порядок организации и проведения занятия.  План – конспект (план) проведения занятия

План – конспект (план) проведения занятия

включает:


Слайд 33
Утверждаю
Доцент кафедры танковых войск
полковник запаса

УтверждаюДоцент кафедры танковых войскполковник запаса     Ю.Зайчиков«____» ____________________200__ г.ПЛАН-КОНСПЕКТпроведения занятий со студентами

Ю.Зайчиков
«____» ____________________200__ г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий

со студентами взвода _____ по дисциплине «Устройство базовых машин БТВ»

на учебном месте №____ ВУС 420200
Тема: Изучение размещения и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом и силовом отделении.
Изучение требований безопасности при работе на технике.
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить размещение и проверка крепления основного оборудования, узлов и агрегатов, органов управления в боевом и силовом отделении.
2. Изучить требований безопасности при работе на технике.
3. Воспитывать чувство ответственности при изучении общего устройства танка.
Время: 55 мин.
Место: ЛГМ №3.
Вид занятия: практическое.
Материальное обеспечение:
Танк -1 ед.
ЗИП танка.
Операционные карты
Литература: Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Воениздат, 1989 г., кн. 1, стр. 10-17
Учебные вопросы и расчет времени


Слайд 34
Ход занятия:
Руководитель занятия:

Ход занятия:Руководитель занятия:


Слайд 35
Учебная литература:
«Программа боевой подготовки учебных танковых подразделений»

Учебная литература:

стр. 9-10, 48-70.
Руководство по технической подготовке личного состава ВС

РФ, М, 2001 г.
«Методическое пособие по технической подготовке танковых подразделений»

Воениздат 1977 г. стр. 12-39, 46-51.


Слайд 36
Руководитель занятия:

 следит за выполнением технологической последовательности работ и

Руководитель занятия:
  следит за выполнением технологической последовательности работ и проверяет умение обучаемых пользоваться инструментом и

проверяет умение обучаемых пользоваться инструментом и принадлежностями;
путем практического показа

учит обучаемых студентов выполнению наиболее характерных приемов работ, а постановкой

вопросов обучаемым выявляет понимание ими основных теоретических положений;
ведет учет выполненной работы, определяет качество ее выполнения;
определяет знания и практические навыки обучаемых студентов и на основании этого выставляет оценки обучаемых в журнал;
следит за соблюдением требований безопасности и дисциплиной обучаемых студентов на занятии;
подает команду на окончание работ и на замену на учебных местах.


Слайд 37
Руководители занятия на учебных местах:

распределяют работу среди обучаемых

Руководители занятия на учебных местах:распределяют работу среди обучаемых студентов, чтобы все получили необходимые практические навыки

студентов, чтобы все получили необходимые практические навыки по отрабатываемым

вопросам;
путем практического показа учат обучаемых студентов выполнению работы согласно заданиям

на учебные места и операционным картам;
следят за соблюдением требований безопасности и бережным отношением к материальному обеспечению;
докладывают руководителю занятия об обнаруженных неисправностях и по его решению организуют их устранение;
определяют качество выполнения работ обучаемыми студентами и докладывают об этом руководителю занятия;
перед окончанием работ организуют приведение рабочих мест и материального обеспечения в порядок и сдачу их учебному мастеру.


Слайд 38
Т е м а 2. Общее устройство танка

 Занятие 1.

Т е м а 2. Общее устройство танка Занятие 1. Р а с с к а з.

Р а с с к а з. Тактико-технические и

боевые характеристики танка. Расположение экипажа в танке. Общее устройство броневого

корпуса и башни, назначение люков и лючков, порядок открывания и закрывания крышек люков и поднятия крыши над радиатором и радиатора (крыши над силовым отделением). Расположение точек заправки и смазки. Уход за корпусом и башней.

Занятие 2. П р а к т и ч е с к о е . Общее устройство отделений танка; назначение размещенных в них агрегатов, механизмов, органов управления и приборов. Устройство сидений и дневных приборов наблюдения, правила пользования ими. Общее устройство систем гидропневмоочистки приборов механика-водителя и защитных стекол прицела, правила пользования ими.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стратос ультра гербицид инструкция по применению
  • Кладовщик инструкция по охране труда 2022
  • Конспект руководства к театрализованным играм
  • Хрущев политика коллективного руководства
  • Инструкция по охране труда для учителя черчения