Руководство по технологии технический труд


авторы: Казакевич Владимир Михайлович, Молева Галина Аркадьевна

Методические пособия

Основное общее образование

Линия УМК Казакевича. Технология (5-9)

Технология

Технология. Технический труд. 5–8 классы. Методическое пособие

Линия УМК Казакевича. Технология (5-9)

Казакевич Владимир Михайлович

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Учебные издания по теме

  • Технология. 8 класс.  Учебное пособие

    Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А.

  • Технология. Индустриальные технологии. 7 класс. Рабочая тетрадь.

    Тищенко А.Т., Буглаева Н.А.

  • Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Рабочая тетрадь.

    Синица Н.В.

  • Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Рабочая тетрадь.

    Синица Н.В., Буглаева Н.А.

  • Технология. Индустриальные технологии. 6 класс.  Учебное пособие

    Сасова И.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б.

  • Технология. Технологии ведения дома. 7 класс. Учебное пособие

    Синица Н.В., Симоненко В.Д.

  • Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Рабочая тетрадь

    Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.

  • Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Рабочая тетрадь.

    Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.

  • Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Рабочая тетрадь.

    Тищенко А.Т., Буглаева Н.А.

  • Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебное пособие

    Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

  • Технология. Индустриальные технологии. 6 класс.  Учебное пособие

    Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

  • Технология. Технологии ведения дома. 7 класс. Рабочая тетрадь.

    Синица Н.В.

  • Технология. 5 класс. Учебное пособие

    Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.

  • Технология. 5 класс. Учебное пособие

    Сасова И.А., Павлова М.Б., Питт Д.

  • Технология. Технологии ведения дома. 6 класс.  Учебное пособие

    Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И.

  • Технология. Индустриальные технологии. 6 класс. Рабочая тетрадь

    Тищенко А.Т., Буглаева Н.А.

  • Технологические карты к урокам технологии. 8 класс. Методическое пособие.

    Тищенко А.Т.

  • Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.Рабочая тетрадь. ВЕРТИКАЛЬ

    Кожина О.А., Кудакова Е.Н.

  • Технология. 6 класс. Учебное пособие

    Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.

  • Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Учебное пособие

    Кожина О.А., Маркуцкая С.Э.

  • Технология. Технологии ведения дома. 6 кл.  Учебное пособие

    Синица Н.В., Симоненко В.Д.

  • Технология. 7 класс. Учебное пособие

    Синица Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д.

  • Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Учебное пособие

    Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.

  • Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебное пособие

    Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э.

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Конспект урока по технологии (технический труд).

Тема урока: Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака). 5 класс.

Учитель: Бебешин С.В.

Цель урока:

раскрыть содержание и задачи раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения»,

— научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

Технологии и методы обучения:

— здоровьесберегающие технологии,

— технология проблемного обучения,

— технология дифференцированного обучения,

— технология интегрированного обучения.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=96&clientid=22&zoneid=131&source=&block=0&capping=0&cb=0a2eaa4220f3e40cb6ac5b4cf2f14f45Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся 5 классов.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка задач изучения предмета «технология, технический труд» в школьных мастерских. (Технология проблемного обучения.)

— Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, с требованиями, предъявляемыми к ученикам. (Здоровьесберегающие технологии.)

—  Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

—  Распределение обязанностей между учащимися. (Технология дифференцированного обучения.)

2. Работа над темой урока. (Технология интегрированного обучения.)

 2.1. Мотивация деятельности. (Технология дифференцированного обучения.)

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.

 2.2. Введение в тему урока. (Технология проблемного обучения.)

Слово «технология» происходит от древнегреческого techne -«искусство, мастерство, умение» и латинского logos — «учение, наука».

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное вы-полнение всех операций и соблюдение их последовательности — гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

— Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, — это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

 2.3. Материалы для изготовления изделий.

Древесина — один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое

— Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

 2.4. Оборудование учебных мастерских. (Здоровьесберегающие технологии, демонстрационные методы обучения.)

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком, стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская«. Верстак, как вы уже поняли, — это рабочий стол.

 2.5. Професииональная ориентация школьников. (Технология интегрированного обучения.)

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания — изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный — для обра-ботки древесины, а универсальный — для обработки древесины и металлов.

  2.6. Назначение и устройство столярного верстака. (Наглядно-действенные и поисково-проблемные методы обучения.)

Столярный верстак состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями — для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим — для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы — для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Столярный верстак

— Какие инструменты относятся к режущим?

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

— Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно бы-ло взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=97&clientid=22&zoneid=132&source=&block=0&capping=0&cb=b6a52363c18e895fa07b0cd481db6582Как это проверить?

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

-Что для этого нужно делать?

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

Винтовые зажимы для крепления заготовки

Рис. 2.

— В какой?

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)

2.7. Техника безопасной работы на верстаке. (Здоровьесберегающие технологии.)

-Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

— Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.

— Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.

— Не ударять молотком по крышке верстака.

— Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

— По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

3.Практическая часть. (Технология проблемного обучения, деятельностный метод.)

Ознакомиться с устройством столярного верстака Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

4. Итог урока. Рефлексия занятия.

Проверка закрепления заготовок, самоанализ деятельности, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Инструкция по охране труда учителя технологии у мальчиков

Инструкция по охране труда
для учителя технологии (технического труда)

инструкция по охране труда для учителя технологии (девочки)

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя технологии (технического труда) разработана в соответствии с Приказами Минтруда России: от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для учителя технологии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы педагогического работника, преподающего предмет «технология» у мальчиков в школе, а также устанавливает требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья учителя технологии, осуществляющего занятия в учебных мастерских, при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в общеобразовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей учителя технологии в общеобразовательной организации допускаются лица:

  • имеющие образование и обучение, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Принимаемый на работу учитель технологии обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
1.6. Учитель технологии у мальчиков должен изучить настоящую инструкцию по охране труда, пройти обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением III квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.7. Педагог проводит занятия в учебной школьной мастерской (слесарная мастерская, столярная мастерская или комбинированная мастерская), где осуществляет строгий контроль соблюдения обучающимися правил и требований охраны труда.
1.8. Учитель технологии в целях соблюдения требований охраны труда обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации занятий по технологии;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • придерживаться установленных режимов труда и отдыха;
  • соблюдать должностную инструкцию учителя технологии;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в кабинете технологии;
  • соблюдать инструкцию по охране труда в учебной мастерской школы.

1.9. В процессе работы возможно воздействие на учителя технологии следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • виброакустические факторы: шум, локальная вибрация;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.10. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе учителем технологии:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
  • травмирование при неаккуратной работе на станках, без использования средств индивидуальной защиты, при использовании некачественных материалов, сырья и заготовок, поломке электрооборудования;
  • поражение током при отсутствии заземления, прикосновении к токоведущим частям оборудования и кабелям с нарушенной изоляцией, работе мокрыми руками и стоя на влажном полу без использования диэлектрического коврика.
  • травмирование при неаккуратном обращении с инструментами, а также с неисправными инструментами и имеющими повреждения;
  • травмирование глаз отлетающей стружкой при выполнении работ без использования защитных экранов и защитных очков;
  • травмирование головы недостаточно закрепленной деталью, а также при работе без защитного экрана на станке;
  • травмирование при применении неправильных приемов труда;
  • травмирование в результате падения при захламленности рабочего места.

1.11. Учитель технологии пользуется индивидуальным средствам защиты: халат хлопчатобумажный, берет, защитные очки или защитный щиток лицевой, рукавицы (перчатки). Могут использоваться диэлектрические коврики.
1.12. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, верстаков и станков, электроинструментов, вытяжной вентиляции сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учитель технологии должен:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и после каждого занятия, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • осуществлять проветривание учебной мастерской согласно СанПин;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.14. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. Учитель технологии у мальчиков, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Учитель технологии общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в учебной мастерской и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в мастерской по обработке металлов и древесины должен составлять не менее 300 люкс (мастерской трудового обучения – не менее 400 люкс);
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.6. Произвести сквозное проветривание мастерской, открыв окна с ограничителями и двери.
2.7. Удостовериться, что температура воздуха в помещении учебной мастерской соответствует требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года — не более 28°С.
2.8. Убедиться в свободности выхода из учебной мастерской, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели и верстаков в учебном кабинете.
2.9. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель и верстаки в учебной мастерской, оценить покрытие столов, верстаков и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.10. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления электрооборудования (станков).
2.11. Убедиться в наличии подставок для ног у столярных и слесарных верстаков, которые должны соответствовать росту обучающихся.
2.12. Убедиться в исправности оборудования, станков, наличии защитных средств (предохранительные сетки, стекла), исправности местного освещения.
2.13. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу, если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала.
2.14. Проверить исправность и работу вытяжки (местной механической вентиляции).
2.15. Убедиться в исправности электроприборов, электроинструмента, отсутствии повреждений изоляции их шнуров питания.
2.16. Проверить исправность рабочих инструментов, отсутствие травмоопасных признаков, заточку инструмента для использования на уроке технологии (технического труда).
2.17. Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • отсутствуют травмоопасные признаки;
  • инструменты соответствующим образом заточены;
  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков гладкие, без трещин;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть — прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов

2.18. Убедиться в правильной и достаточной заточке пил (ножовок, поперечных, лучковых и пр.), в закрепленности ручек пил и их гладкости.
2.19. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно закреплены к деревянным колодкам и не должны иметь повреждений.
2.20. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности, подвижные части тисков перемещаются легко и надежно фиксируются в требуемом для работы положении, на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы.
2.21. Подготовить и осмотреть на безопасность заготовки, материалы для выполнения работ обучающимися.
2.22. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебной мастерской, где проводятся занятия по технологии, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебной мастерской не ставить на подоконники цветы, не располагать учебники, заготовки, материалы и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.4. Станки и электроприборы, верстаки и иное оборудование применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.5. Электроинструменты, рабочие инструменты, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности.
3.6. При проведении практических работ провести с обучающимися инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с оборудованием, станками и инструментами впервые, применительно особенностей занятия, акцентируя внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при неправильном выполнении работ.
3.7. Контролировать выполнение заданий обучающимися и использование ими следующих индивидуальных и коллективных средств защиты: халат хлопчатобумажный или фартук с нарукавниками, рукавицы (перчатки), защитные очки, а также защитные приспособления на оборудовании (предохранительные сетки, стекла).
3.8. Не допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах, захламление рабочей зоны и проходов.
3.9. Перед включением станков в электрическую сеть следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала), а также убедиться, что его пуск никому не угрожает.
3.10. Во время работы на станке следить за тем, чтобы разлетающаяся стружка не травмировала обучающихся. Для этих целей устанавливать защитный экран, используются защитные очки.
3.11. Для уборки стружки использовать только крючок или щетку, не сдувать и не собирать стружку руками.
3.12. Не тормозить станок рукой, нажимом на патрон или инструмент.
3.13. При использовании станков, электроприборов и иного электрооборудования учителю технологии запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электрооборудование мокрыми и влажными руками;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники и другие выключатели тока;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электрооборудовании предметы (бумагу, тряпки, вещи и т.п.);
  • выполнять работы на станках и ином электрооборудовании в случае его неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • разбирать включенные в электросеть приборы, электроинструменты, станки;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

3.14. Во время работы на станке запрещается:

  • смазывать и чистить станок на ходу;
  • производить регулировку или наладку станка на ходу;
  • работать в рукавицах;
  • касаться вращающихся частей рукавами;
  • сверлить незакрепленные детали;
  • сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками;
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • использовать инструмент и станки не по прямому назначению.

3.15. При работах зубилом и подобными инструментами применять защитные очки.
3.16. Заготовки, отходы и другие материалы не должны находиться на рабочем месте и в проходах, если они не требуются для работы.
3.17. Запрещено собирать вместе в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен отдельный ящик).
3.18. Не использовать в помещении учебной мастерской переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки и не сертифицированные удлинители.
3.19. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать учебную мастерскую, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении. Руководствоваться показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

3.20. Учителю технологии необходимо соблюдать правила передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перешагивать через ступеньки, не наклоняться через перила, ходить осторожно и не спеша;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.21. Не заниматься самостоятельно ремонтом электроинструментов, электроприборов, станков и другого электрооборудования.
3.22. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.23. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для учителя технологии, требования инструкции по охране труда в учебной мастерской, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с инструментами, станками и иным оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.24. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • перчатки (рукавицы) должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед электрооборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.25. При длительной работе с документами, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • возникновение неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования, кабелей питания, воспламенения древесных опилок;
  • травмирование при неаккуратном обращении и нарушении правил безопасности при работе с ручными инструментами и электроинструментами, на станке;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, кабелям питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. Учитель технологии обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.4. Не собирать упавшие опилки и стружку руками, использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При возникновении неполадок в работе электроприбора, электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки незамедлительно обесточить данное электрооборудование (отключить от электрической сети), отключить в распределительном щитке, изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с данным электрооборудованием можно продолжить только после устранения неполадок или замены на его новое, после получения разрешения на его использование.
4.6. В случае появления задымления или возгорания в учебной мастерской, учитель технологии обязан немедленно прекратить работу, отключить в распределительном щитке питание на розетки (на электрооборудование), вывести обучающихся из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.7. В случае получения травмы учитель технологии обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы обучающимся необходимо устранить травмирующий фактор (отключить станок, обесточить электрооборудование), оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости — скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103), сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления протокола, фотографирования или иным методом.
4.8. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции в учебной мастерской необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.9. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить электроинструменты, электроприборы, станки от электросети.
5.2. Отключить местную вытяжную вентиляцию.
5.3. Отключить питание на розетки в распределительном щитке учебной мастерской.
5.4. Принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, материалы, сверить их количество и убрать в места хранения.
5.5. Проконтролировать уборку обучающимися своих рабочих мест. Очистить и привести в порядок станки.
5.6. Провести осмотр санитарного состояния учебной мастерской. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.7. Проветрить учебную мастерскую в отсутствии детей.
5.8. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.9. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебной мастерской.
5.10. Закрыть окна, вымыть руки с мылом, перекрыть воду и выключить свет.
5.11. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.12. При отсутствии недостатков закрыть учебную мастерскую на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для учащихся в учебных мастерских
Инструкции по охране труда для учителя технологии у девочек

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

 ПРОЕКТ

С вопросами и предложениями обращаться к учителю технологии Задирану В.В. по тел. 8 952 774 46 38

И Н С Т Р У К Ц И Я о проведении проектных работ на уроках Технологии (технический труд)

Проектирование в предмете Технология и его содержание

  1. Школьной программой предусмотрена разработка творческих проектов учащимися с 5 по 11 класс по предмету  Технология.
  2. В 1-3 четверти учащиеся 5-7 классов на уроках изготавливают общее  для всех изделие, обсуждают и частично разрабатывают проект на это изделие. Этот проект условно можно назвать учебным. На нем учащиеся знакомятся с проектированием.
  3. В 4 четверти каждый учащийся должен самостоятельно выполнить творческий проект на свою индивидуальную тему.
  4. Результатом выполнения творческого проекта должно быть:

4.1. Изготовленное изделие, которое должно быть предъявлено учителю для оценки работы и остается у ученика;

4.2. Разработанный  и оформленный  проект (пояснительной записки) – сдается учителю и остается у него;

4.3. Защита проекта. В этом году планируется выступление каждого учащегося с двумя докладами: о выбранной теме и о ходе выполнения проектных работ .

  1. Основные условия выполнения творческого проекта:

5.1.    Обязанности по обеспечению необходимыми  материалами и т.п. возлагаются на учащегося и его родителей;

5.2.  Школа предоставляет на уроках технологии  имеющееся оснащение школьных мастерских и консультации учителя;

5.3.  Работы могут выполняться учащимся дома.

  1. Проект (пояснительная записка)рекомендуется излагать по разделам.

6.1.  В разделе «Выбор темы» —  излагают, почему выбрана указанная тема: конкретные потребности, основные параметры изделия, возможность реализации, наличие необходимых ресурсов( материалы, инструменты, оборудование, умения и другие).

6.2.  В разделе «Конструкция» излагают, каким должно быть готовое изделие.  Это выполняют в виде сборочного чертежа со спецификацией (на готовое собранное изделие)  и чертежи деталей (отдельных составных частей изделия).

   Взамен чертежей допускается приведение рисунков, с указанием всех параметров, необходимых для изготовления изделия/деталей  (размеры,  материалы и др.) Рисунок должен определить конструкцию, быть понятен, по нему можно получить изделие/деталь.

6.3. В разделе «Технология изготовления» излагают, как изготавливается каждая деталь , приведенная в «Конструкции», и как собирается из деталей изделие в соответствии со сборочным чертежом.

6.4. В разделе «Техника безопасности» приводят правила, обеспечивающие безопасность участников работ.

6.5.  В разделе «Экономика» — экономические расчеты и оценки в соответствии с программой для соответствующего класса обучения.

6.6.  В разделе «Самооценка» — анализ результатов выполненных работ ( в том числе выводы для усовершенствований и улучшений), анализ полученного опыта и тому подобное.

  1. При необходимости в проект могут быть включены и другие разделы: техническое задание, испытания, паспорт на изделие или инструкция по эксплуатации, реклама на изделие, исследования для уточнения оптимальных условий выполнения работ (выбор размеров и других параметров, материалов, инструментов, режимов обработки и т.п.), теоретические расчеты, и т.п.
  2. Оформление проекта.

8.1.  Проект выполняется на бумаге формата А4 в текстовом редакторе (предпочтительно) или пишется от руки.

8.2. Чертежи выполняются от руки (предпочтительно).

8.3.  Титульный лист по предложенной на уроке  форме.

8.4.  Листы проекта (пояснительной записки) должны быть сброшюрованы.

8.5.  Использование иллюстраций, в т.ч. заимствованных, нумерация страниц, оглавление, ссылки, оригинальность оформления и т.п.  – учитываются как достоинства проекта и умения учащегося.

Сроки выполнения этапов творческого проекта

  1. Исходя из того, что творческий проект должен быть завершен в  конце 4й  четверти, устанавливаются следующие сроки для выполнения отдельных  работ, качество и своевременность которых контролируется и оценивается  учителем: 

                                             График выполнения  этапов творческого проекта

                                                                                                                                                          Табл. 1

№№

п/п

Наименование работ

Срок выполнения – урок по расписанию в указанный период

1

Разработка плана изготовления изделия

3-8 апреля

2

Разработка черновика раздела проекта «Выбор темы»

3-8 апреля

3

Разработка черновика раздела проекта «Конструкция»

10-15 апреля

4

Разработка черновика раздела проекта «Технология изготовления»

17-22 апреля

5

Разработка черновиков разделов  проекта «Техника безопасности». « Экономика».  «Самооценка»

24-29 апреля

6

Оформление проекта

8-13 мая

7

Изготовление изделия (все необходимые работы по изготовлению изделия и сроки их выполнения планируются учащимся)

8-13 мая

8

Доклад о выборе темы проекта

3-8 апреля

9

Доклад о ходе и результатах  выполнения работ          

24-29 апреля

Календарный план изготовления изделия

  1. Этот план предусмотрен графиком, смотри табл. 1, п. 1.
  2. Назначение плана – контроль за ходом и сроками выполнения отдельных работ для своевременного изготовления изделия.
  3. План включает обдумывание/представление , каким должно быть изделие и как его изготавливать. Для изготовления изделия достаточно представлять это мысленно, можно оформить черновики. Примечание: разделы конструкция и технология в проекте имеют то же содержание, но предназначены для других лиц.
  4. Приступая к изготовлению изделия нужно представлять « что взять и как это переделать». Для этого нужно представлять размеры, формы, материалы, параметры и другие особенности изделия и его деталей. А так же чем и как будет производиться  «переделка».
  5. Форма плана изготовления изделия:

 План изготовления ___________________

 (наименование изделия)

                                                                                                                                                          Табл. 2

№№

п/п

Содержание работ

Срок исполнения

Отметка исполнителя о выполнении

Отметка о приемке работы учителем

1

2

3

4

План работы на уроке

  1. Индивидуальные темы проектов требуют индивидуальной подготовки к выполнению работ. Поэтому каждый учащийся к каждому уроку должен подготовить свой план работ.
  2. Форма плана:

                               План работ на урок       ______________________

(число, месяц)

Табл.3

№№

п/п

Содержание работ

Требуемое оснащение

Отметка исполнителя о выполнении

Отметка о приемке работы учителем

1

2

3

4

  1. В графе «Требуемое оснащение» указывается все необходимое для выполнения планируемых работ, в том числе необходимые чертежные принадлежности.
  2. В случае планирования на уроке работ по изготовлению деталей, изделия рекомендуется предварительное согласование с учителем, для которого могут быть необходимы поясняющие чертежи, рисунки, расчеты и т.п.
  3. На каждом уроке у ученика должны быть все ранее разработанные материалы (черновики, расчеты, рисунки, чертежи и т.п.). Рекомендуется хранить их в конверте, приклеенном к тетради.

 Разработал  учитель технологии Задиран В.М.

Методика преподавания технического труда, Уколова А.М., 2013.

  Учебное пособие содержит материалы лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы и контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Методика преподавания технического труда».
Пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Специальная подготовка учителя технологии и предпринимательства». Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство». Может быть полезно практикующим учителям и педагогам дополнительного образования.

Методика преподавания технического труда, Уколова А.М., 2013

Мастерские по обработке древесины и металла.
Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для окатки и гибки листового металла, проволоки. а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками и укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение  
1. Предмет и задачи методики преподавания технического труда
2. Содержание раздела «Технология. Технический труд»
3. Материально-техническая база обучения техническому труду
4. Формы обучения техническому труду
5. Методы формирования технологических знаний и умений
6. Методика проведения лабораторно-практических работ
7. Методика обучения основным разделам программы
7.1. Методика обучения основам материаловедения  
7.2. Методика обучения элементам машиноведения
7.3. Методика обучения ручным операциям обработки конструкционных материалов
7.4. Методика обучения технологии столярной обработки
7.5. Методика обучения технологии ручной обработки металла и пластмасс
7.6. Методика обучения станочным работам
7.7. Методика обучения электротехническим работам
7.8. Методика обучения технологии ведения дома
8. Методика руководства проектной деятельностью учащихся
9. Методическое и дидактическое обеспечение уроков технического труда
10. Проектирование уроков технического труда
11. Контроль обученности техническому труду
12. Задания для самостоятельной работы
13. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине
Список литературы
Приложения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Методика преподавания технического труда, Уколова А.М., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 17.04.2015 11:49 UTC

Теги:

учебник по технологии :: технология :: Уколова


Следующие учебники и книги:

  • Юный слесарь, Солодков Г., 1942
  • Столярное дело, 4 класс, Журавлев Б.А., 1983
  • Слесарное дело, 5-6 класс, Копелевич В.Г., Спиридонов И.Г., Буфетов Г.П., 1980
  • Слесарное дело, 4 класс, Сагал Ю.И., 1983

Предыдущие статьи:

  • Безопасность технологических процессов и производств, учебное пособие, Кузнецов К.Б., 2008
  • Технические средства автоматизации и управления, учебное пособие, Белов М.П., 2006
  • Технология производства мебели, Барташевич А. А., 2003
  • Технология машиностроения, учебник, Суслов А.Г., 2013

ОТ РЕДАКЦИИ

Данная книга содержит поурочные разработки по техническому труду в IV—VI классах. В ней содержатся методические рекомендации по обучению школьников обработке древесины, металла, пластмасс и других материалов ручным инструментом и на станках, а также по проведению электромонтажных работ. В рекомендациях реализуются современные требования, предъявляемые к уроку: коммунистическое воспитание в труде, познавательно-творческое обучение, научность преподавания, политех-нический принцип обучения и др. Даны также советы по методике ознакомления школьников с основами материаловедения, электротехники и машиноведения.

В качестве приложения в книге приводится библиографический указатель рекомендуемой для учителей труда литературы.

Книга предназначена для учителей труда, может быть полез-на также для методистов, студентов педвузов и работников на-родного образования, занимающихся вопросами трудового обучения в школе.

Авторы отдельных разделов пособия:

Дубов А. Г., кандидат педагогических наук — «Предисловие» и глава «Структура, организация и проведение занятий в школьных мастерских»;

Бешен ков А. К., кандидат педагогических наук — глава «Занятия в четвертом классе», «Электротехнические работы» в главе «Занятия в пятом классе», «Конструирование и изготовление изделий, содержащих детали из различных материалов» в главе «Занятия в шестом классе»;

Чирков В. Ф., учитель труда — «Работы с древесиной» в главах «Занятия в пятом классе» и «Занятия в шестом классе»;

Михайлов А. А., методист — «Работа с металлом» в главах «Занятия в пятом классе» и «Занятия в шестом классе»;

Лисов Л. А., учитель труда — «Электротехнические работы* в главе «Занятия в шестом классе».

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие призвано раскрыть программу и пока-зать различные аспекты передовой практики современного пре-подавания технического труда.

В пособии приводится общее и поурочное планирование учебной работы, а также описание занятий для IV—VI классов.

Описание каждого занятия включает краткие указания о его учебной задаче, об учебном теоретическом материале, сообщаемом учащимся, о содержании и организации работы школьников, о методах обучения, в том числе о текущей, периодической и итоговой проверке, а также об оценке знаний и умений учащихся.

В пособии подробно описаны лишь типичные занятия, связанные, например, с объяснением нового материала, с продолжением работы по ранее начатым объектам, с конструированием и техническим моделированием, с проведением различных лабораторных работ, экскурсий и т. д. Сделана попытка показать на конкретных примерах, как строится познавательно-творческое обучение, реализуется политехнический принцип в трудовом обучении, как осуществляются связи трудового обучения с преподаванием других учебных предметов. Авторы стремились раскрыть различные стороны практики коммунистического воспитания учащихся на уроках труда, формирование у них навыков куль-туры труда, указать некоторые пути профессиональной ориентации, эстетического воспитания учащихся и т. д.

Каждой теме предпослано краткое методическое введение, в котором даются сведения о задачах темы, об особенностях от-дельных уроков, о наиболее эффективных методах обучения.

Общие сведения о структуре и методике проведения уроков труда в школьных мастерских вынесены в первую главу.

Вместе с описаниями уроков в пособии даются отдельные необходимые дидактические материалы, например относящиеся к лабораторным работам, техническим задачам, чертежам объектов труда, инструкционным картам и др.

Разработки уроков занимают в педагогической литературе особое место. Объясняется это тем, что уроки планируются и описываются в соответствии с действующей программой и весь-ма подробно раскрывают содержание и «технологию» процесса обучения. Пожалуй, ни в одном другом методическом пособии педагогические рекомендации не могут столь близко и в полном объеме включаться непосредственно в учебную практику, как в описаниях уроков.

Между тем в педагогических кругах распространено мнение, известное и учителям труда, что именно эти важные положительные качества описаний занятий могут породить шаблонность, сузить творческие возможности учителя, привязать его к определенным методическим схемам. В данном случае нет оснований для подобных опасений. Учителя, как правило, не копируют большинство уроков из описаний. Какой бы объект работы ни выбрали авторы поурочных разработок, он не может быть принят всеми учителями труда, всеми школами. Выбор объекта для изготовления на занятиях по труду, в связи с той или иной дидактической задачей, зависит от многих факторов, и в частности от производственного окружения, от того, насколько данный объект необходим школе, от имеющихся материалов и инструментов, методических взглядов учителя труда, характера его знаний и умений и т. д. Изменение же объекта постоянно влечет за собой известные изменения в планировании и в проведении занятий по труду, что всегда требует определенного творчества учителя.

Таким образом, описания уроков в одних случаях могут быть взяты без каких-либо изменений, в других же (которых, вероятно, будет значительно больше) методический материал пособия явится основой для планирования, подготовки и проведения уроков, задуманных учителем.

Разработки уроков, как форма методического пособия, отвечающие требованиям методики трудового обучения, были и остаются весьма полезными и эффективными, и ни одно другое пособие заменить их не может. 

Данная работа является первым опытом изложения системы уроков технического труда в IV—VI классах. По-видимому, она не свободна от недостатков. Авторы обращаются к учителям труда, методистам и руководителям школ с просьбой сообщить свои замечания, пожелания и предложения, которые будут при-няты с большой благодарностью и использованы для совершен-ствования данного пособия. 

СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ 

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

рудовое обучение в школьных мастерских призвано дать учащимся IV—VIII классов первоначальную систему трудовых политехнических знаний и умений на основе изучения доступных их возрасту элементов техники, технологии, организации производства и технических видов труда; развивать техническое мышление и конструкторские способности школьников; воспитывать у них коммунистическое отношение к труду и трудовую культуру.

Содержание, формы и методы трудового обучения определяются его политехнической направленностью, связью с преподаванием основ наук, общественно полезным характером труда учащихся и развитием у них творческого отношения к труду.

Осуществление политехнического принципа в трудовом обучении достигается тем, что занятия по всем темам и разделам программы являются средством изучения общих основ производства.

Политехнический принцип требует:

раскрытия научных основ техники, технологии, организации и экономики производства;

выявления в конкретных технических объектах, технологических процессах и явлениях общих, существенных свойств и особенностей и выработки на этой основе умений переносить знания с одного объекта на другой;

формирования умений политехнического характера, необходимых для всех или подавляющего большинства видов труда. (Имеются в виду прежде всего умения применять теоретические знания в решении практических задач; умения планировать внутриоперационную и межоперационную работу, выбирать и регулировать режим трудовой деятельности, про-водить текущий и заключительный самоконтроль; умения применять инструкционно-технологическую документацию и разнообразную справочную литературу; соблюдать точность и аккуратность в работе, правильно организовывать рабочее место, подготовлять инструменты и. материалы для работы и экономно их расходовать; выполнять правила техники безопасности, пром-санитарии и гигиены.)

Политехнический принцип на занятиях по труду реализуется в процессе изучения технологии ряда материалов, предусмотренного учебной программой, элементов черчения, материаловедения, машиноведения и электротехники. Формирование операционных знаний и умений постоянно сопровождается разъяснениями и- иллюстрациями, относящимися к способам выполнения соответствующих видов обработки материалов и применяемому в промышленных условиях оборудованию.

Политехническое понимание процесса производства разно-образных материальных благ на первоначальном этапе формирования соответствующих знаний и умений достигается следующим сравнительно простым и доступным учащимся средних классов объяснением.

На фабриках и заводах изготовляются различные машины, предметы, применяемые в быту и культуре. Очевидно, речь идет не о всем материальном производстве. Опускается, например, добывающая промышленность, химия, энергетика, транспорт, связь и т. д. Однако, имея в виду, что трудовое обучение не решает всех задач политехнического обучения, а лишь часть из них, вполне допустимо подобное отступление для формирования у школьников первоначальных политехнических знаний.

Итак, на фабриках и заводах изготовляют разнообразные объекты. Самое общее в них (это сравнительно легко просматривается и понятно учащимся IV—VI классов) состоит в том, что изготовляемые объекты состоят из многих частей (деталей, узлов, механизмов). Так как большинство промышленных объектов состоят из нескольких частей, изготовленных из различных материалов, то формирование политехнического понятия о производстве полезно начинать со следующих трех вопросов: как изготовляются из различных материалов отдельные части промышленных объектов, как эти части соединяются между собой и как отделываются их поверхности.

В качестве основных материалов для изготовления отдельных частей объекта в школе-восьмилетке выступают бумага, картон, древесина и древесные материалы, металл, пластические массы, стекло, ткани, кожа, резина и некоторые другие.

Первоначальный круг политехнических знаний о производстве и соответствующие умения в области технического труда можно формировать, выделяя из широкого многообразия материалов в первую очередь четыре основные группы: бумагу и картон, древесину и древесные материалы, металлы и сплавы, пластические массы (листовые пластики). На базе их обработки у учащихся будут формироваться политехнические понятия о технике, технологии и организации производства. 

Анализ программ трудового обучения предыдущих лет показывает, что в школе главное внимание уделялось технологии резания. Содержание трудового обучения строилось таким образом, что учащиеся убеждались в целесообразности только этого процесса обработки. Проще говоря, чтобы получить какую-либо деталь из приведенных выше четырех групп материалов, необходимо взять заготовку, в которой обязательно больше материала, чем в требуемой детали, и с помощью различных видов резания этот излишек убрать. Естественно, что при таком подходе сужается понятие о современных способах получения деталей определенной формы и размеров. Несмотря на то, что резание все еще является одним из ведущих технологических процессов, позволяющим получить наиболее высокую точность обработки, оно в настоящее время заменяется в возможных случаях более прогрессивными технологиями, например штамповкой, прессованием, литьем.

Политехническое понимание производства предметов материальной культуры, окружающей учащихся, связано с более или менее полным ознакомлением их с названными технологиями обработки металлов.

В этих же целях учащихся нужно ознакомить с обработкой древесины, древесных материалов, пластмасс и пластиков гнутьем, прессованием и др.

Знакомство со. способами получения в производственных условиях деталей определенных форм и размеров дополняется изучением способов их отделки и соединения между собой. Школьникам показывают на конкретных примерах подвижные и неподвижные, разъемные и неразъемные соединения; рассматриваются требования к ним в связи с конструкцией предмета, его назначением и др. Учащиеся знакомятся с различными видами отделки поверхностей деталей и предметов в целом, включая окраску распылением и гальванические покрытия (омеднение, никелирование), выбор которых зависит от конструкции, назначения, технических требований к объекту.

Рассматривая ряд операций, учитель обращает внимание учащихся на то, что некоторые из них носят весьма общий характер. Промышленность выпускает материалы определенных сор-таментов. Поэтому в подавляющем большинстве производств возникает необходимость получения заготовок деталей или, что то же, необходимость разделить большие куски материала на части. Такое разделение в зависимости от свойств материала осуществляется пилами, ножницами, штампами и другими способами.

Учитель рассказывает, что пилами разделяют древесину, картон, металлы, ткани и даже камень. В зависимости of назначения пилы в виде полос, лент и дисков имеют различную твер-дость и различную форму зубьев.

Рассматриваются также назначение и работа различных ножниц, начиная от бытовых и канцелярских и кончая огромными гильотинными ножницами, разрезающими листовую сталь на полосы, или ножницами, разрезающими прокатные профили и даже блюмсы.

Такого рода объяснение позволяет сформировать политехнические обобщенные понятия о разделении материала на части, например, пилами. И тогда ручные пилы, применяемые учениками в школьной мастерской, будут выступать в их сознании как один из частных видов множества подобных инструментов, применяемых на многих промышленных предприятиях. Учащиеся поймут общие принципы взаимодействия инструмента и обрабатываемого материала, требования к инструменту в связи со свойствами материала.

Учитель обращает внимание учащихся на некоторые противоречия в требованиях к инструментам и материалам. В большинстве случаев требуется, чтобы материал деталей изделия был возможно тверже и прочнее. Но твердость, например, металлов является серьезным препятствием при их обработке, так как инструменты должны быть еще тверже. Приходится менять свойство обрабатываемого металла; его отжигают для повышения пластичности, а после обработки закаливают.

Политехнический принцип легче реализуется при изучении элементов машиноведения и электротехники, материал которых сразу выступает в виде обобщений, относящихся к деталям, узлам, механизмам и машинам в целом, к источникам электрической энергии, проводникам, изоляторам, потребителям и простейшим электрическим цепям постоянного и переменного тока. Широкое применение таблиц, диапозитивов, кинофильмов, экскурсий на предприятия помогает учителю эффективно реализовать политехнический принцип в трудовом обучении.

Есть еще одна область реализации политехнического принципа, постепенно занимающая свое место в системе трудового обучения. Учителям труда известно, что элементы технической эстетики являются неотъемлемой частью содержания политехнического обучения по двум причинам. Во-первых, техническая эстетика проникает во все области материальной культуры, обеспечивая единство технико-технологических и эстетических качеств предметов человеческого труда. Во-вторых, широкое использование в трудовом обучении конструирования как средства технического развития учащихся и привлечения их к творческой деятельности потребовало дополнения технических и технологических знаний и умений знаниями о технической эстетике.

Общеизвестно, что разработанный школьниками и изготовленный ими предмет может удовлетворить требованиям функциональности и прочности и быть отвергнутым только потому, что он некрасив. Поэтому начиная с IV класса приходится при коллективном обсуждении формы и размеров предмета, подлежащего изготовлению, заботиться о его красоте.

Вообще в процессе обучения в школе (и не только на уроках труда) ученик должен прочно усвоить главное положение о непротиворечивости, более того, взаимной обусловленности практической пользы и красоты. Это касается и средств производства, и предметов потребления, и, практически, всей материальной культуры.

Учитель объясняет, что красота неразрывно связана с добротностью и удобством пользования данным предметом, машиной, станком, прибором и т. д. Учитель рассказывает о современных формах. Одни из них порождены большими скоростями передвижения средств транспорта, формой их обтекаемых корпусов, другие — идеями симметрии и асимметрии, третьи — современными технологиями (например, в мебельной промышленности, вследствие которых в мебели начали доминировать полированные плоскости, легко получаемые прессованием, одновременно из конструкций столов, шкафов, стульев начали исчезать резьба по дереву и другие подобные украшения). Все эти сведения содействуют эстетическому воспитанию, формируют у учащихся известное отношение к миру современных предметов и одновременно политехнические знания по технической эстетике.

Связь трудового обучения с другими учебными предметами обеспечивает использование достижений прежде всего естественных наук для обоснования явлений техники и технологии, изучаемых на занятиях в школьных мастерских; технические же явления, наблюдаемые и изучаемые школьниками на уроках труда, позволяют им лучше понять закономерности физики, биологии, химии и других наук и пути использования их достижений для практических нужд. Эта связь помогает учащимся применять теоретические знания для решения трудовых задач, а также является одним из средств воспитания уважительного отношения к знаниям.

Взаимосвязь между трудовым обучением и другими учебными предметами должна быть органической, логически оправданной, соответствующей объективным связям между изучаемыми явлениями. Она не должна нарушать систему и логику ни трудового обучения, ни связываемого с ним учебного предмета.

Несмотря на то, что проблеме связи трудового обучения с основами наук посвящена обширная литература, разработанные рекомендации недостаточно реализуются в практической деятельности учителей труда. Прежде всего внимание учителей должно быть привлечено к следующим положениям.

Во-первых, трудовое обучение дает неограниченные возможности применения разносторонних знаний по основам наук, являясь важной сферой межпредметных связей и переноса знаний.

Примеры подобных связей приводятся ниже в описаниях занятий.

Во-вторых, следует учесть, что, когда одно и то же явление рассматривается с разных сторон в двух или нескольких учебных предметах, взаимосвязи между учебными предметами, и в частности между трудовым обучением и другими дисциплинами, позволяют обеспечить понимание единства различных сторон данного явления и многообразных его качеств.

В-третьих, межпредметные связи —одно из важнейших средств решения проблемы связи теории и практики. Педагогический опыт подтверждает необоснованность ограничений видов труда в содержании трудового обучения на основе учета лишь теоретических знаний у ребят соответствующих возрастов.

Современная программа трудового обучения для IV—VIII классов включает определенный объем опережающих видов труда как источник накопления наблюдений и практических сведений для последующего теоретического обучения.

Правильное построение изучения, например, элементов черчения и электротехники на основе донаучных знаний школьников требует творческой работы учителя. Очевидно, формируемые знания и умения будут включать ряд неполных понятий, но они должны в полной мере отвечать требованию научности. Это положение должно быть постоянно в поле внимания учителей.

Поурочные разработки VI класса предваряются таблицей, призванной обратить внимание учителя на отдельные явления техники, объяснение которых требует привлечения знаний школьников по ботанике, физике и другим предметам. В этой таблице показаны так называемые сопутствующие связи, т. е. связи, осуществляемые в условиях примерно параллельного изучения технических сведений и соответствующих сведений в основах наук. Характер связей в опережающих видах труда показан в соответствующих описаниях занятий.

Ставя учащихся в непосредственное действенное общение с материалами, инструментами и станками и открывая им широкий простор для практического применения положений основ наук, труд содействует конкретизации знаний, преодолению формализма в обучении, обеспечивает более сознательное и прочное усвоение основ наук. Учащиеся получают возможность убедиться на практике в истинности изучаемых закономерностей, что содействует превращению знаний в убеждения и руководство к действию.

Занятия в учебных мастерских отличаются от уроков других учебных предметов, в частности, тем, что первые носят не только обучающий, но и созидательный характер. В результате деятельности школьников должны быть получены полезные предметы. Данное положение вытекает из воспитательных задач трудового обучения. Чем выше общественно полезное значение результатов труда учащихся, тем выше его воспитательное воздействие. Известно, например, что чем больше внимание общественных организаций школ, подшефных, промышленных предприятий, колхозов и совхозов к трудовому заданию, выполняемому учащимися, тем выше ответственность школьников, больше стремление выполнить задание в срок, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Поэтому желательно, чтобы все виды технологической практики имели общественно полезный характер. Что касается технологических упражнений, о которых речь пойдет ниже, и некоторых лабораторных работ, включающих обработочные операции, например паяние, то их учебные задачи, как правило, не связаны с общественно полезными результатами.

Известно, что современные трудовые достижения передовых рабочих, новаторов промышленного и сельскохозяйственного производства имеют в своей основе творческое решение вопросов организации труда, улучшение технологии, разработку приспособлений или совершенствование техники, которой пользуется рабочий.

Следовательно, подготовка учащихся к трудовой деятельности состоит не только в обеспечении их системой знаний, умений и навыков. Необходимо систематически, буквально с первого класса, воспитывать у них творческое отношение к труду, инициативу, самостоятельность. Следует возможно чаще ставить школьников в условия, когда требуемое решение не может основываться на привычных способах работы, на известных правилах, алгоритмах.

В связи с этим необходимо уточнить сущность современной системы трудового обучения в общеобразовательной школе.

Несмотря на существенное различие общеобразовательного трудового обучения и профессионального образования, последнее оказывало и продолжает оказывать известное влияние на методику первого. В частности, системы, принятые в профессиональном образовании, нашли определенное отражение и в дидактических системах трудовой подготовки школьников. Речь идет о порядке расчленения содержания обучения на отдельные части» о их группировке и последовательности их изучения и освоения учащимися.

Напомним, что в истории развития профессионального образования оставили глубокий след лишь пять систем, или, как их раньше называли, главных методов. Это п р е д м е т н а я, опе-рационная, операционно-предметная, моторно тренировочная (ЦИТа) и операционно-комплексная системы. Последняя, а также некоторые усовершенствованные разновидности первой и третьей систем применяются и в настоящее время в различных видах профессионально-технического образования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Софта ман изо кожный антисептик инструкция по применению
  • Детский крем морозко инструкция по применению
  • Кип инструкция по применению для детей отзывы
  • Ингибиторы апф инструкция по применению при каком
  • Флустоп инструкция по применению цена отзывы