Руководство по учебно методической работе

руководство

по оформлению

учебно-методических материалов

Составитель

Преподавтель
высшей категории Козлова Т.В.

Оглавление

Пояснительная
записка……………………………………………………………3

Виды учебных и
учебно-методических материалов……………………………4

Структура
методической разработки для преподавателей……………………..8

Структура
методической разработки для обучающихся………………………12

Требования к
оформлению текста методических материалов………………..15

Список  использованных
источников………………………………………..…20

Приложения………………………………………………………………………21

пояснительная записка

Реализация Федерального государственного
образовательного стандарта (далее — ФГОС) предполагает не только пересмотр
содержания и структуры программ, календарно-тематических планов, но создание (а
не просто обновление) принципиально новых учебно-методических материалов,
позволяющих эффективно организовать образовательный процесс по конкретной
специальности.

Компетентностный подход в обучении реализуется
преподавателем посредством достаточно широкого спектра образовательных
технологий. При этом наряду с традиционными методами проблемного и контекстного
обучения педагогами используются активные методы обучения (деловые игры,
тренинги, метод «малых групп»), а также современные информационные технологии:
мультимедийные материалы, телекоммуникационные технологии, дистанционное
обучение.

Достаточно затруднительно создать в короткие сроки
полноценный учебник федерального уровня с учетом принципов модульного обучения.
В связи с этим особое значение приобретают авторские учебные пособия,
дополняющие, конкретизирующие имеющиеся учебники, в соответствии с
потребностями образовательной стратегии.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в
максимальной нагрузке также предполагает тщательную подготовку подробных
указаний, рекомендации по организации данного вида деятельности.

В сложившейся ситуации возникает необходимость в
пересмотре содержания уже имеющихся у преподавателей учебно-методических
материалов, а также в подготовке и принципиально новых изданий.

Цель данного «Руководства» заключается в разъяснении и
уточнении специфики разработки методического обеспечения дисциплины,
междисциплинарного комплекса (далее – МДК), раздела МДК. Представленная
информация должна сориентировать преподавателей, как в многообразии
методических материалов, так и помочь определиться с видом, структурой,
содержанием и оформлением конкретного издания.

Настоящее «Руководство» дополняет «Положение о порядке
разработки и требованиях к содержанию и оформлению программ профессиональных
модулей и учебных дисциплин», а также «Рекомендации по разработке
календарно-тематического плана».

Виды учебных и учебно-методических изданий

Каждый преподаватель должен подготовить при разработке
нового или обновлении уже реализуемого курса учебно-методический комплекс –
систему нормативной и учебно-методической документации, которая является
средством обучения и контроля. Учебно-методический комплекс (далее — УМК)
создается для реализации основных и дополнительных образовательных программ,
его содержание согласуется с учебным планом по специальности.

Обязательные компоненты УМК:

1.     программа
дисциплины

2.     календарно-тематический
план

3.     учебник,
учебное пособие или курс лекций

4.     методические
разработки занятий (для преподавателей)

5.     методические
разработки для проведения практических занятий

6.     методические
рекомендации для самостоятельной работы

7.     контрольно-оценочные
средства

Дополнительные компоненты УМК:

1.     мультимедийные
презентации

2.     рабочая
тетрадь

3.     практикум

4.     сборник
задач

5.     практикум

6.     хрестоматия

7.     видеоматериалы

8.     словарь

9.     электронный
учебник, энциклопедия

10. учебно-наглядное
пособие

УМК формируется преподавателем и рассматривается на
заседании цикловой методической комиссии, принимается решением методического
совета. УМК по дисциплинам, МДК на следующий учебный год представляются на
рассмотрение до 15 июня.

В соответствии с ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные
виды. Термины и определения» можно классифицировать весь объем материалов,
используемых в образовательном процессе следующим образом:

Вид издания

Характеристика

Объем

(в печатных листах)*

Учебник

Учебное
издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела,
части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в
качестве данного вида издания. Название учебника обязательно должно
соответствовать наименованию дисциплины, МДК ФГОС.

не
менее 5

Название

Характеристика

Объем

(в печатных листах)*

Учебное
пособие

Учебное
издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально
утвержденное в качестве данного вида издания. Пособие включает таблицы,
схемы, графики и т.п. В нем располагаются материалы для самостоятельной
работы, а также библиографические и справочные сведения, комментируются
другие научные источники.

3-5

Курс
лекций

Учебно-теоретическое
издание, полностью раскрывающее содержание учебной дисциплины, МДК, раздела
МДК. Текст должен быть авторским, дидактически и методически обработанным,
логично выстроен, иметь ссылки и перечень источников.


более

Практикум

Учебное
издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие
усвоению пройденного материала. Практикумы включают в себя таблицы, схемы,
облегчающие освоение материала. В конце каждого раздела, темы дается список
литературы, указываются другие источники информации, материалы для
самостоятельной работы, приложения справочного характера.

3
и более

Учебно-наглядное
пособие

Учебное
издание, содержащее в основном наглядные материалы в помощь изучению,
преподаванию или воспитанию (атлас, альбом)

1

Практическое
руководство

Практическое
пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо
производственными навыками. Содержит алгоритм выполнения действий.

1

Хрестоматия

Учебное
пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные
произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной
дисциплины. Является приложением к курсу лекций, учебному пособию. В
обязательном порядке содержит авторское обоснование принципа отбора текстов и
ссылки на полнотекстовые варианты. Может включать в себя вопросы для
самопроверки, задания по тексту.

не
менее 5

Учебно-методическое

пособие

Учебное
издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее
раздела, части) или по методике воспитания. Поясняет определенные разделы,
темы и вопросы курса, определяет характер действий  при выполнении
определенного задания. Может быть подготовлено как для преподавателей, так и
для обучающихся.

0,5
и более

Справочник

Издание,
содержащее справочный материал по конкретной дисциплине. Может включать
краткие сведения по истории вопроса, структуре и системе того или иного
понятия, а также словарь терминов и понятий, решебник

3

*1 печатный лист – 16 листов компьютерного текста в формате А4.

В настоящем руководстве мы рассмотрим подробнее
принципы создания именно учебно-методических материалов. Прежде чем,
уточнить виды такого рода изданий выделим необходимые особенности, которые
важно учитывать педагогу при подготовке материалов.

Все учебно-методические пособия должны:

       иметь
методическую направленность и ориентированы на конкретную помощь преподавателю
или обучающемуся в реализации освоении материала, реализации образовательного
процесса;

       соответствовать
основной образовательной программе по данной дисциплине (модулю) и ФГОС
специальности, а также учебному плану;

       иметь
четко обозначенную цель, задачи;

       отражать
реализуемые образовательные технологии, методы;

       обеспечивать
единство терминологии, междисциплинарные (межмодульные) связи;

       логично
структурированы, с выделением ключевых понятий, дидактических единиц;

       оформлены
в соответствии с принятыми требованиями;

       носить
авторский характер с обязательным указанием использованных источников;

       иметь
объем не менее 0,5 печатного листа (8 страниц формата А 4);

       пройти
рассмотрение профессиональным сообществом, что подтверждается внутренней
рецензией ЦМК, выпиской и протокола заседания, отзывом, экспертным заключением
и т.п.

Учебно-методические пособия (далее – УМП) можно
классифицировать следующим образом:

УМП
для преподавателей

1.   Методическая
разработка
,
направленная на профессионально-педагогическое совершенствование качества
подготовки преподавателя:

     разработка
конкретного занятия;

     разработка
серии (блока) занятий;

     разработка
темы, раздела программы;

     разработка
частной (авторской) методики преподавания;

     разработка
новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

     разработка
внеаудиторного мероприятия

2.   Методические
рекомендации
(для
педагогов, методистов, кураторов) по организации деятельности обучающихся.

3.   Методическое
пособие —
комплексный
вид учебно-методического издания, включающий в себя систематизированный
материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики реализации
образовательного процесса по дисциплине, разделу МДК, модулю.

УМП
для обучающихся

1.     Методические
рекомендации, указания, руководства:

       методические
рекомендации по изучению дисциплины, МДК;

       методическое
руководство к практическим занятиям;

       методическое
руководство к лабораторным работам;

       методические
рекомендации по выполнению контрольных работ;

       методические
рекомендации по выполнению курсовых работ,

       методические
рекомендации по практике;

       методические
указания к заполнению раздела «Папки профессионала»

       -методические
рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) курса;

       методические
рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной
деятельности обучающихся.

2.     Рабочая
тетрадь

Структура методической разработки для преподавателей

Методическая разработка — это
пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий применительно к конкретной теме занятия, разделу
учебной программы, преподаванию дисциплины или МДК в целом. Методическая
разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Содержание методической разработки должно
быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной
организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,
формах изложения учебного материала, применения современных технических и
информационных средств обучения.
Кроме того, разработка должна содержать конкретные
материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе
(развернутый
план занятия (технологическую карту), инструкции для организации работы в
группах, деловой игры, тесты, ситуационные задачи, вопросы и эталоны ответов
для входного и заключительного контроля и т.д.).

Этапы подготовки методической разработки

1.     Выбор
темы.

Тема
должна быть актуальной, по ней у преподавателя должен быть накоплен опыт
проведения занятий, раздаточный и контролирующий материал.

2.     Определение
методической цели.

Например,
определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения
занятий по изучению той или иной темы у программы; описание видов деятельности
преподавателя и обучающихся; описание методики использования современных
технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с
практикой; использования современных педагогических технологий или их элементов
и т.д.

3.     Изучение
литературных источников
, методических пособий других авторов,
публикаций в профессиональных изданиях и Интернет–ресурсах. Все использованные
источники должны быть упомянуты в списке литературы. Иллюстрации в разработке
должны быть авторскими (схемы, графы, фотографии). При необходимости
использования «чужих» иллюстраций, необходимо также указать источник.

4.     Составление
плана (структуры) методической разработки

5.     Наполнение
содержания
.

6.     Представление
методической разработки на заседании ЦМК,
получение
внутренней рецензии.

7.     Оформления
допуска к использованию
в образовательном процессе (подпись
председателя ЦМК и печать учреждения).

8.     Публикация
на сайте.

Методическая разработка включает следующие структурные
элементы
:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка

4.     Основная
часть

5.     Заключение

6.     Список
использованных источников

7.     Приложения

К методической разработке открытого занятия
прилагается отзыв и самоанализ проведенного занятия.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводятся:

       наименование
учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы);

       название
работы (в центре листа);

       указание
на конкретную дисциплину (МДК), тему, специальность

       cведения об
авторе (должность, ФИО, квалификационная категория, звание) (справа внизу);

       место и
год написания разработки (по центру внизу).

Оборотная сторона титульного листа

     
отметка
о рассмотрении на заседании ЦМК

     
сведения
о рецензенте (Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

Оглавление

Оформляется в стандартной форме с обязательным
указанием страниц.

Пояснительная записка

Раскрываются:

       актуальность
данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее
место в содержании дисциплины, МДК);

       соответствие
ФГОС конкретной специальности;

       цель
методической разработки;

       используемые
образовательные технологии, методы;

       условия
реализации, возможные ограничения;

       потенциальные
пользователи (кому может быть полезна разработка).

Рекомендуемый объем — до 10% разработки.

Основная
часть

Приводится технологическая карта занятия, в которой
должны найти отражение:

       наименование
дисциплины, МДК

       наименование
темы

       междисциплинарные
связи

       внутридисциплинарные
связи

       цели
занятия (образовательная, развивающая, воспитательная)

       вид
занятия (лекция, практическое занятие, семинар, тренинг, деловая игра,
экскурсия)

       место
проведения занятия

       продолжительность
занятия

       наглядные
пособия

       оснащение

       технические
средства обучения

       перечень
основной и дополнительной литературы (с указанием страниц)

       перечень
раздаточного материала

       формируемые
элементы компетенций

       задачи
занятия (обучающие должны уметь…, знать….)

       этапы
занятия

(организационный, входной контроль, актуализация темы, основная часть,
закрепление изученного материала, подведение итогов
) с характеристикой вида
деятельности преподавателя и обучающихся, указанием на используемые
мультимедийные материалы, наглядные пособия (№ конкретного слайда).

Примерная форма раздела с этапами занятия.

Этап

Деятельность
преподавателя

Деятельность
обучающихся

Использование
наглядных пособий, раздаточного материала

Рекомендуемый
объем основной части методической разработки — не менее 50% работы.

Заключение

Приводятся:

      основные
выводы по теме разработки;

      информация
о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена
профессиональному сообществу;

      информация
о рассмотрении методической разработки профессиональным сообществом с указанием
номера протокола заседания, данных о рецензентах и пр. Выписка из протокола
заседания, копии отзывов, рецензий, отзывов и пр. обязательно помещаются в
приложении
.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста.

Список
литературы

Оформляется в стандартной форме в соответствии с
библиографическими требованиями.

Список использованных источников должен содержать 5-10
наименований (включая Интернет-ресурсы). Если разработка носит только
практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список
использованных источников можно опустить.

Приложения

Формируются на усмотрение автора методической
разработки из примеров вопросов, заданий, тестов с эталонами ответов, глоссария
и т.п.Приложения должны соответствовать цели методической разработки (ссылки на
них в тексте обязательны).

Структура
методических рекомендаций для обучающихся

Методические рекомендации
учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного
изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины, раздела
МДК и подготовке к проверке знаний.

В структуре методических рекомендаций к
практическим занятиям
выделяют:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка (место дисциплины или МДК в образовательной программе, междисциплинарные
связи)

4.     Содержание
практических занятий:

       тема и
порядковый номер занятия

       план
(содержание, основные вопросы)

       графологическая
структура (схематичное изложение разделов теоретического материала)

       практические
задания (возможна дифференцировка по уровню сложности)

       вопросы
для самоконтроля

       тестовые
задания

       ситуационные
задачи

       критерии
оценки

       темы
творческих работ, рефератов

       рекомендуемая
литература (основная и дополнительная) с указанием глав, параграфов, страниц.

5.     Приложения

Дополнительно можно включать в схему: цель и задачи
изучения темы; основной понятийно-терминологический аппарат темы, изложение
базовых теоретических понятий; образцы решения задач или ответов на
поставленные вопросы; требования к уровню подготовленности студентов;
контрольные вопросы для самопроверки; описание последовательности работы по
подготовке к занятию и по выполнению домашнего задания. По каждому занятию
возможно предварительное и формул или конкретных ссылок на материалы из
рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ,
содержат материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся при выполнении
ими контрольных работ, при подготовке к отчетным мероприятиям по данной учебной
дисциплине, МДК.

Примерная структура данных методических рекомендаций:

1.     Титульный
лист

2.     Оглавление

3.     Пояснительная
записка

4.     Методические
указания по изучению отдельных разделов
:

     рекомендуемая
литература (с указанием глав, параграфов, страниц);

     краткие
теоретические сведения по данному разделу теории

     образцы
решения (выполнения) задач или заданий.

5.     Варианты
задач (заданий) для контрольных работ.

6.     Критерии
оценки.

7.     Требования
к оформлению.

Методические указания к заполнению раздела
Папки профессионала
регламентируют объем, сроки, оформление
заданий по дисциплине или МДК, разделу МДК.

Выделяют следующие структурные элементы указаний:

1.     Титульный
лист

2.     Пояснительная
записка

(обоснование необходимости заполнения раздела папки, требования к оформлению)

3.     Перечень
всех заданий

4.     Критерии
оценки

(удельный вес каждого задания, максимальное количество баллов, премиальные и
штрафные баллы)

5.     Распределение
заданий по темам

       Наименование
темы

       Задания (при
необходимости —  примеры оформления)

       Рекомендации
по выполнению задания

       
Рекомендуемые
источники для выполнения задания

Методические указания по изучению отдельных разделов
(тем)
содержат
материалы, предназначенные для оказания помощи обучающимся, в самостоятельном
изучении отдельного раздела, темы учебной дисциплины, раздела МДК, который
труден для освоения и требует дополнительных комментариев, либо особо важен и
предполагает интеграцию знаний из разных дисциплин, МДК.

Примерная структура методических указаний по
изучению отдельных разделов (тем):

1.    Титульный
лист

2.    Пояснительная
записка

3.    Содержание
раздела (темы) и комплекс методических рекомендаций по его изучению

       развернутый
план изучения темы,

       обзор по
литературы, толкование наиболее сложных понятий,

       примеры из
практической деятельности, разъясняющие теоретические положения.

       задания на
закрепление материала.

4.    Приложения.

Рабочая тетрадь  — учебно-методическое
пособие предназначенного для  работы обучающихся, как на лекции и на
практическом занятии, так и для самостоятельной подготовки, в котором
соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и
профессиональных компетенций у студента. В рабочей тетради содержится тезисное
изложение основных положений курса, методические рекомендации по его усвоению,
задания для самостоятельной работы.  Рабочая тетрадь включается в фонд
оценочных средств по дисциплине, МДК.

Примерная структура рабочей тетради:

1.    Титульный
лист

2.    Пояснительная
записка (с указанием критериев оценки)

3.    Содержание
по темам (разделам)

       название
темы (раздела)

       тезисное
изложение теоретического материала

       задания
для самостоятельного выполнения (заполнение схем, таблиц, кроссвордов, немых
рисунков, написание отчетов, бесед, эссе и т.д.)

       вопросы
для самоконтроля

       тестовые
задания

Требования к оформлению текста методических
материалов

Оформление печатного текста
регламентируется действующими государственными стандартами:

                  
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской
работе. Структура и правила оформления»,

                  
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись.
Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

При оформлении методической разработки необходимо
соблюдать следующие требования к оформлению текста:

       формат А
4;

       поля:
верхнее и нижнее, — 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см.;

       номера
страниц — арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру,
титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;

       шрифт —
Times New Roman;

       высота
шрифта — 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);

       красная
строка (отступ первой строки) – 1,27-1,3 см;

       междустрочный
интервал — полуторный;

       выравнивание
текста — по ширине страницы.

Основная часть методической разработки
может разделяться на разделы и подразделы
. Им присваиваются
порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в
тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными
буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру
. Основной
текст отделяется от заголовка пустой строкой. Точку в конце заголовков не
ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать
с нового листа.

К заголовкам первого порядка относятся слова
ОГЛАВЛЕНИЕ, пояснительная записка,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ. Перед этими
заголовками арабский номер не ставится.

В тексте методической работы обязательно надо делать
ссылки на использованные литературные источники, желательно в формате
затекстовых ссылок: в квадратных скобках после текста проставляется
порядковый номер источника из приводимого в конце работы списка литературы.

Если была использована информация из нескольких источников, то каждый номер
отделяют один от другого точкой с запятой. Такого рода ссылки можно приводить и
внутри предложения, и в конце после пробела, перед точкой.

Пример.

В исследованиях ряда авторов, занимающихся
проблемой профилактики вирусных заболеваний [34; 67], установлено, что …

Наследственность определяет здоровье
индивида лишь на 20% [4].

Иллюстрации в тексте  обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Каждый рисунок должен иметь
название ссылку в тексте.

Все иллюстрации в тексте работы (фотографии, схемы,
диаграммы) именуются рисунками и нумеруются сквозным образом через всю работу.
Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, следующей сразу
же после номера. Подпись под иллюстрацией пишут с прописной буквы в одну строку
с выравнивание по центру, полужирное выделение. В конце подписи точку не
ставят.

Пример.

Объективная  тяжесть заболевания

Тип реагирования на заболевание

Субъективная тяжесть заболевания

Рисунок
1 — Зависимость типа реагирования на заболевания от оценки тяжести заболевания

Рисунки и таблицы должны размещаться сразу после
первого упоминания и них в контексте работы. На все таблицы, диаграммы, схемы
должны быть даны ссылки в тексте.

При оформлении списка источников используют следующий
порядок расположения источников:

ГОСТ
Р 7.0. 100 – 2018 Библиографическая запись. Библиографическое описание. общие
требования и правила составления.

      
При
составлении списка использованных источников придерживаются следующего порядка
расположения источников:

1.     нормативно-правовые
акты
(приказы,
инструкции, стандарты – в хронологическом порядке, начиная с самого «старого»
документа»);

2.     книги
алфавитном порядке);

3.     печатная
периодика
(статьи
из журналов – в алфавитном порядке);

4.     электронные
источники удаленного доступа
(интернет-источники).

Описание нормативно-правового документа

Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название» // Официальный источник публикации. – год. – дата. — №
выпуска.

Федеральный
закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. – 23.11.
— № 5639.

Если нормативный источник найден только в
формате электронной версии, например, в правовой системе Гарант, Консультант,
то описание проводится следующим образом:

Федеральный закон от 00 месяц 0000г. № 00
«Полное название». — Текст: электронный // Название сайта. – URL: http://полный
адрес страницы (дата обращения: дд.мм.гггг).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от
13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического
медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».
—  Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72130858/ (дата обращения:
15.09.2019)

Несмотря на то, что нормативно-правовой
источник оформлен как электронный ресурс, его размещают в начале списка.

Описание отдельной книги

Фамилия, И.О. автора. Название
произведения / И.О. Фамилия автора. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – общее количество страниц в книге.

Арутюнов,
Г.П. Диагностика и лечение заболеваний сердца и сосудов / Г.П. Арутюнов. —
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 504 с.

Выходные данные (место издательства,
издательство, год издания) оформляются следующим образом:

ü
место
издания

название города полностью в именительном падеже (с прописной буквы); двоеточие;

ü
наименование
издательства

с прописной буквы (без кавычек, без букв ООО, ЗАО, без слова Издательство),
запятая.

ü
год
издания –
число
(слово «год» не пишется ни полностью, ни сокращенно), точка, тире;

ü
страницы
число
страниц в книге (арабская цифра), буква «с» строчная, точка.

Если
у книги два или три автора, то в заголовке приводят имя одного
индивидуального автора, указывая имена всех авторов в сведениях об
ответственности.

Глухов,
А.А., Основы ухода за хирургическими больными / А.А. Глухов, А.А. Андреев, В.И.
Болотских. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 288 с.

При
наличии четырех авторов, книга описывается под заглавием, все четыре автора
указываются за косой чертой

Если
название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник
трудов), то после основного названия ставится двоеточие, а затем
приводятся сведения (подзаголовок) без кавычек с прописной буквы, потом
ставятся точка и тире.

Отвагина,
Т.В. Терапия: учебное пособие / Т.В. Отвагина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
– 367 с.

Описание книги под редакцией, сборника

Название
произведения / под ред. И.О. Фамилия редактора в родительном падеже. — Место
(город) издания: Название издательства, год издания. – количество страниц.

Амбулаторно-поликлиническая
педиатрия / под ред. В.А. Доскина. — Москва: Медицинское информационное
агентство (МИА), 2015. – 498 с.

Название
произведения / сост. И.О. Фамилия составителя. — Место (город) издания: Название
издательства, год издания. – количество страниц.

Организация
работы врача общей практики / сост. А.Т. Кривцова. – Москва: Медицина,
2016. – 295 с.

Описание статьи из журнала, газеты, сборника тезисов

Фамилия,
И.О. автора. Название статьи / И.О. Фамилия автора // Название журнала (газеты)
полностью. – год публикации. — № издания. – страницы, на которых опубликована
статья.

Орлова,
Н.В. Современные подходы к лечению бронхиальной астмы / Н.В. Орлова //
Справочник поликлинического врача. – 2017. — № 7. – С. 34-38.

Лосик,
И.М. Осведомленность родителей о роли фторидов в профилактике кариеса зубов /
И.М. Лосик // Актуальные вопросы стоматологии в новом тысячелетии: сборник
материалов IV Белорусского стоматологического конгресса (Минск, 19–21 октября
2016 года) – Минск: Техника и коммуникации, 2016. – С.96-99.

Слова
«журнал», «газета» не используются, если только это слово не часть официального
названия (например, Медицинская газета, Русский медицинский журнал). Название
издания в кавычки не заключается.

Описание электронного ресурса удаленного доступа

Фамилия,
И.О. автора (если автор известен). Название статьи на сайте. —  Текст:
электронный // Название сайта: [сайт]. – URL: http://полный адрес страницы
(дата обращения: дд.мм.гггг).

Что такое пикфлоуметрия. — Текст:
электронный // Мой пульмонолог: болезни легких, их симптомы и причины: [сайт].
URL: https://mypulmonolog.ru/pikfloumetriya/  (дата
обращения: 22.05.2020)

Статьи
из электронных СМИ оформляются как электронные ресурсы удаленного доступа.

Симанов,
И.В. Анализ причин, лежащих в основе патогенеза преэклампсии (обзор). – Текст:
электронный // Медицина и фармацевтика: электронный научный журнал. – 2020. – №2(13).
— URL: 
https://journalmed.org/archive/13/246 (дата обращения:
07.08.2020).

Описание
отдельного сайта проводится следующим образом:

Название
сайта с главной страницы. – URL: http://полный адрес страницы (дата обращения:
дд.мм.гггг). — Текст: электронный

Федеральная
служба государственной статистики: официальный сайт. –
URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата
обращения: 13.08.2020). — Текст: электронный

ОПИСАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТА ДИССЕРТАЦИИ

Фамилия, И.О. автора. Название
диссертации: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук
(кандидата медицинских наук): код и наименование направления / И.О. Фамилия
автора; [Место защиты: Наименование института, университета и т.п.] — Место
(город), год защиты. – общее количество страниц в книге.

Денисов, А.П. Медико-социальные аспекты
формирования здоровья детей раннего возраста: диссертация на соискание ученой
степени доктора медицинских наук: 14.02.03 − общественное здоровье и
здравоохранение / Денисов Александр Павлович; [Место защиты: Национальный.
научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко]. —
Новокузнецк, 2018. — 322 с.

ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКА
ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

При использовании
источников из электронной библиотечной системы, предоставляемой колледжем или
иной, выбранной самостоятельно, библиографическое описание формируется
автоматически при открытии источника. Его достаточно скопировать и разместить в
списке источников (если это книга, учебник, то она размещается в структуре
перечня книг, а не сайтов из Интернет)

Отвагина, Т.В.
Неотложная медицинская помощь: учебное пособие / Т.В. Отвагина. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 251 с. — ISBN 978-5-222-32805-7. —  Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129745
(дата обращения: 16.08.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Приложения оформляют как продолжение основной части работы на последних
страницах. Располагают приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с
указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно
текста с прописной буквы отдельной строкой. Слово «Приложение» и его название
печатают с полужирным выделением

Приложения обозначают заглавными буквами русского
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
После слова «Приложение» следует буква,
обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Пример.

ПРИЛОЖЕНИЕ
А

Примерные варианты индивидуальных
карточек-зданий

Список использованных
источников

1.     Белогурова,
В. А. Научная организация учебного процесса: Учеб. пособие. — М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 448 с.

2.     Панина,
Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального
образования: методическое пособие. Кемерово: КРИРПО, 2009.- 408 с.

3.     Саенко, О.Е.
Организация и содержание методической работы в колледже. Настольная книга
заместителя директора, методиста, преподавателя. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 528
с.

4.     Скаткин,
М.Н.

Методология и методики педагогических исследований (В помощь начинающему
исследователю). — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.

5.     Как
подготовить и защитить методическую разработку [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-403603.html (дата обращения:
21.12.2019г)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример оформления титульного листа

Название образовательной организации

РАССМОТРЕНА

на
заседании ЦМК ____________________________________

Протокол
№_____ от «______» ___________________ 20___г.

Председатель
ЦМК _____________ /_____________________/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по теме

_____________________________________________________________

(название темы)

______________________________________________________________

(наименование дисциплины, МДК)

для специальности

_________________________________________________________________________

(код и наименование специальности)

Составитель

_________________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_________________________________________

(должность)

_________________________________________

(квалификационная категория, звание)

Рецензент**

_________________________________________

(Ф.И.О. )

_________________________________________

(место работы, должность)

Раменское

20___

*курсив и
подчеркивание в оригинале нужно удалить

**
для внешней рецензии, если она необходима (конкурс, учебное пособие, практикум,
планируемые к публикации, в иных случаях достаточно рассмотрения на ЦМК)

приложение Б

Шаблон
рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на
методическую разработку

______________________________________________________________

(Ф.И.О.
преподавателя в родительном падеже)

______________________________________________________________

(должность)

______________________________________________________________

(название,
тема)

      
актуальность
выбранной темы;

      
использование
современных научных и педагогических подходов, информационных технологий,

      
новизна,
оригинальность,

      
практическая
значимость,
технологичность
пособия (доступность для использования в педагогической практике)

      
полнота
реализация целей;

      
эффективность
предлагаемых автором методов и форм обучения;

      
обоснованность
предлагаемых вариантов контроля;

      
логичность,
последовательность, грамотность, научность изложения;

      
структура,
качество оформления.

Работа
может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе и
публикации.

Дата
«______»__________________20_____г.

Ф.И.О. рецензента
— должность  — подпись*

*При
внешней рецензии – место работы рецензента и печать учреждения

*При
внутренней рецензии – подпись председателя ЦМК.

Научно-методическая работа

Содержание и задачи методической работы

Методическая работа — это планируемая познавательная деятельность администрации и педагогических работников колледже, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также освоение и внедрение новых принципов форм и методов эффективной организации учебного процесса.

Можно выделить следующие основные виды методической работы: научно-методическую, учебно-методическую, организационно-методическую.
 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (НМР) включает:

— изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования;

— разработка плановой учебной документации на основе действующих федеральных государственных стандартов;

— освоение методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов оценочных средств образовательных программ;

— совершенствование форм и методов организации и контроля самостоятельной работы студентов, включая ее методическое обеспечение;

— публикацию результатов работы по проблемам среднего профессионального образования в периодической печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях.
 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (УМР) включает:

— подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление содержания практических и лабораторных занятий, курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

— методическое обеспечение всех видов учебных занятий, учебной и производственной практик, курсовых работ и выпускных квалификационных работ, самостоятельной работы студентов;

— разработку частных методик преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и отдельных разделов и тем УД и МДК;

— разработку наглядных пособий по дисциплинам, междисциплинарным курсам и внедрение информационных технологий обучения в учебный процесс;

— руководство научно-исследовательской работой студентов во внеучебное время.
 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (ОМР) включает:

— участие в разработке и внесение предложений в нормативные документы, регламентирующие деятельность ссуза;

— координацию учебной деятельности предметных цикловых комиссий;

— планирование учебной работы педагогических работников и студентов, организации практики, курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской работы студентов;

— составление графика учебного процесса, разработка рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных модулей и практик;

— участие в подготовке и работе методических семинаров и конференций;

— участие в работе творческих рабочих групп;

— организацию студенческих конкурсов и олимпиад;

— анализ результатов методической работы преподавателей;

— организацию взаимодействия с профильными предприятиями;

— организацию повышения квалификации администрации и педагогических работников, стажировок и обмена опытом с педагогическими работниками других образовательных организаций.

Методическая тема колледжа «Повышение качества образования в колледже на основе компетентностного подхода»

Основной организационной формой методической работы в колледже является цикловая комиссия (ЦК) – объединение преподавателей и мастеров п/о родственных учебных дисциплин.

Научно-методическая работа преподавателей находит отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, педагогических и методических советах, заседаниях предметных ЦК, в публикации статей в специальных сборниках.

Одним из важных направлений научно-методической работы колледжа явилось участие педагогов и студентов учебного заведения в разнообразных конкурсах, чтениях, смотрах.


Положения по организации научно-методической работы в колледже

  • Положение о методической работе
  • Положение о порядке аттестации педагогических работников ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» на соответствие занимаемой должности (см. здесь).
  • Положение о порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности (см. здесь).
  • Положение о методическом и информационном Центре по организации применения и изучения технологий энергосбережения и повышения энергоэффективности (см. здесь).

Методическое сопровождение дуального обучения.


Научное студенческое общество

Приказ  №358-од от 19.06.2019 Об итогах научно-практической конференци студенческого научного общества

Эмблема ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» на 6-ой студенческой научно-практической конференции

Титульник

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации 4

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы 4

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении 7

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации 10

Список литературы 16

Приложение 1 17

Приложение 2 18

Приложение 3 20

Введение

Вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях введения и реализации ФГОС особенно актуальны. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы.

Так как главная роль в реализации основных требований Стандарта нового поколения отведена именно учителю, современный педагог должен быть креативным: быть открытым новшествам, владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями учащихся; мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Задачи повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса решает методическая работа в школе.

Цель данной работы – определить, как должна быть организована методическая работа руководителя и его заместителей в огбразовательной организации.

Задачи:

  • дать определение методической работы;

  • определить структуру методической службы в образовательном учреждении;

  • познакомиться с методической работой руководителя и его заместителей в образовательной организации.

1. Теоретические аспекты методической работы в образовательной организации

1.1. Сущность, цели и задачи методической работы

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в сте­нах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Методическая работа может в значительной мере удовлетво­рить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, опыта и уровня профессионализма учителей в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства для заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Миссия методической работы — создание условий для:

  • смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной»;

  • успешной работы педагогического коллектива в режиме развития;

  • формирования атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель методической работы:

  • Создание модели методического сопровождения перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в ОУ основной школы.

  • Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи методической работы:

  • внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

  • обеспечение в ОО современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС;

  • обеспечение научно-методического сопровождения разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации;

  • совершенствование деятельности ОО по введению и реализации ФГОС нового поколения: подготовка предложений по нормативной базе, согласование целей, задач всех элементов системы, планирование, анализ результатов, коррекция по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

  • оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе;

  • оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

1.2. Структура методической службы в образовательном учреждении

Структура методической работы определяет систему взаимодействия, подчиненности, контроля субъектов деятельности, служит для упорядочения процессов, их целенаправленности при решении поставленных задач. При выборе той или иной системы всегда следует учитывать и цели, и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.

Во многих учреждениях образования управление строится по линейно-функциональному принципу. В названных моделях преобладают вертикальные связи и отношения субординации/ подчинения, а функциональные обязанности и права членов коллектива стабильны в течение года, изначально имеют некоторые положительные тенденции, выражающиеся в стабильности получаемых результатов, четком контроле и планировании текущей деятельности. (рис. 1).

Рисунок 1. Линейно-функциональный принцип

Такая структура из-за малой гибкости может хорошо работать только в режиме функционирования при относительно стабильной ситуации.

Современные условия жизни диктуют демократическую систему управления любым общественным процессом. А по данной схеме мы видим, что многое находится в руках администрации, которая и определяет направленность работы подчиненных. Исследования показали, что большинство директоров считают необходимым условием для успешной организации повышения квалификации педагогических кадров в своем учреждении — налаживание процессов демократизации управления. Именно увеличение роли демократизации управления заложено в матричную систему управления. Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и инновационно-исследовательских формирований. Его цель заключается в решении общешкольных задач, направленных на повышение методического уровня педагогов (рис. 2)

Рисунок 2. Матричные структуры управления методической службой школы

Создание инновационно-методического совета (ИМС. Деятельность инновационно-методического совета должна основываться на законодательных, нормативно-правовых, инструктивно-методических и локальных актах и документах федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач. Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

2. Практическое обоснование значимости методической работы руководителя и его заместителей в образовательной организации

Методическая работа, наряду с учебной и воспитательной, является важной частью деятельности всякого учреждения образования, а также их руководителей и заместителей. Цель методической работы в учреждении образования – развитие профессионализма педагогов, совершенствование их теоретической и практической подготовки непосредственно в учебном заведении, обеспечение условий для творческого роста каждого педагога.

При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.

Участники методической службы формируют пакет документов по инновационно-методической работе. Методическая служба ОУ реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей. Члены методической службы дают консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. Информация с заседаний методических объединений доводится до сведения педагогического коллектива. Следует отметить практическую направленность работы МСОУ — использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических дел. Все это позволяет более качественно и на новом уровне провести планирование методических объединений. Повышению профессионального мастерства способствует активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, мастер-классов и т.д.

Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий — одна из действенных форм методической помощи учителю. Администрация, руководители методических объединений должны регулярно планировать взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, в результате обмена мнениями делать практические выводы, принимать соответствующие рекомендации.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары — практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров — практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д. Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно — практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно — практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

В особом внимании со стороны администрации школы, руководителей методических объединений нуждаются молодые учителя, начинающие свою педагогическую деятельность. Необходимо организовать качественное прохождение молодыми специалистами стажировки, оказывать им повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков. В систематической помощи нуждаются учителя, получившие рекомендации по результатам аттестации. Индивидуальная помощь молодым специалистам и учителям, получившим рекомендации, может производиться в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение уроков и их анализ, совместное планирование уроков и внеклассных мероприятий, разработку планов самообразования и т.д. Самостоятельные занятия учителей целесообразно спланировать по следующим трем основным направлениям:

Диагностические методики, используемые в процессе методической поддержки и сопровождения педагогов школы:

  1. Анкета «Школа глазами учителя».

  2. Анкета «Оценка методической работы в школе»

  3. Диагностическая анкета успешности учителя (Приложение 1).

  4. Анкета по выявлению степени удовлетворенности (Приложение 2).

  5. Оценка компетентности педагогов и сплоченности коллектива (Приложение 3).

  6. Опрос «Потребности педагогов в повышении квалификации» и так далее.

Исследование оценки компетентности педагогов и сплоченности коллектива можно проводить между учителями и администрацией, сравнивая результаты.

Следующим этапом перевода педагога в режим развития может стать обобщение, выявление и изучение педагогического опыта. Как выявить опыт? Первый этап: вовлечения учителей в создание собственного индивидуального файла, или как принято называть сейчас – портфолио педагога.

Портфолио хранится в учебной части постоянно и включает следующие материалы:

— тетрадь посещения уроков и занятий;

— тетрадь взаимопосещений;

— диагностические материалы по различным видам деятельности;

— индивидуальный план саморазвития;

— самоанализ деятельности учителя;

— портфель личных и профессиональных достижений учителя;

— стиль работы;

— профессиональные награды и поощрения;

— обобщение педагогического опыта;

— участие в опытно-экспериментальной работе;

— повышение профессионального мастерства;

— сведения повышения квалификации;

— персональный лист контроля; и так далее.

При выявлении и изучения опыта нужно придерживаться тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д. Посещая уроки и занятия учителей, нужно учитывать не только уровень научно-методической подготовки, но и ту технологию, в которой работает педагог.

Администрации школы нужно осмыслить положительные результаты работы учителя. А учителю – в своей деятельности, выявить наиболее интересные формы и методы работы и разрабатывать их в дальнейшем, выяснить мнение членов педагогического коллектива о ценности и значимости творческих поисков учителя, оказать помощь в распространении опыта, дать рекомендации, предложения по разработке, теоретическому осмыслению и дальнейшему совершенствованию имеющегося положительного опыта в его работе.

Заключение

Как мы видим, процесс управления методической работой далеко не такой однозначный, как это представляется. Его организация подчинена строгим законам, нарушение которых приведет либо к частичному, либо к полному невыполнению намеченных планов. В этой работе сделана попытка обобщить лишь часть накопленного опыта. Главное в управлении методической работой создать систему с тесной взаимосвязью всех ее элементов. И тогда результат не заставит себя ждать. Прекрасно организованная и проводимая методическая работа является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации инновационно-методических программ будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза: эффективность управления методической работой в современной школе может быть повышена за счёт создания целостной и в то же время вариативной методической службы в образовательном учреждении, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

В начале работы нами были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образования с целью выработки своей исследовательской позиции и определить категориальный аппарат исследования.

  2. Провести проблемный системно-диагностический анализ качества и эффективности методической работы в современной школе.

  3. Разработать адекватную модель управления методической службой школы в условиях модернизации образования.

  4. Установить взаимосвязь методической службы школы и развития педагогического коллектива.

Все вышеперечисленные задачи были решены.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вариативных моделей управления методической службой образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Адамский, А. И. Школа сотрудничества / А. И. Адамский. — М.: , 2010.- 80с.

  2. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. — М.: АПКиПРО, 2014,- 87с.

  3. Бессолицина Р. В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2016.-№1 .-С.25-27.

  4. Дружинин, В. И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2017, — 38 с.

  5. Лизинский В. М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2012.- 160с.

  6. Н.Моисеев А. М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. — 2013. — №3. — С. 27.

  7. Немова Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 2016.-176с.

  8. Поташник, М.М. Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 2017.-350с.

  9. Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2012.

  10. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие/В.П.Симонов.- М.:Педагогическое общество России,2015.-427с.

  11. Управление качеством образования./под ред.М.М.Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2010.-448с.

  12. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сборник научно-методических работ / под ред. В. В. Серикова, – М.,2013.-54с.

Приложение 1

Диагностическая анкета успешности учителя.

ФИО_____________________предмет___________квал.категория_________

Использование разных форм контроля:

А)________________________

Б)_________________________

В)_________________________

Педагогика сотрудничества.

1 Психолого-педагогическое изучение личности школьника

2Стиль общения с учащимися:

А)________________________

Б)_________________________

Работа с родителями.

1 Обеспечение единства действия учителей и родителей

2 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

3 Организация и проведение родительских собраний

Обобщение и использование педагогического опыта

1 Использование передового педагогического опыта в своей практике

2 Тема собственного опыта

Приложение 2

Анкета по выявлению степени удовлетворенности.

  1. Нравится ли Вам Ваша работа?

    1. Очень нравится

    2. Пожалуй, нравится

    3. Работа мне безразлична

    4. Пожалуй, не нравится

    5. Очень не нравится

  1. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

    1. Да

    2. Нет

    3. Не знаю

  1. Оцените по пятибалльной шкале степень выраженности качеств у администрации в целом:

а) трудолюбие

б) общественная активность

в) отзывчивость

г) общительность

д) забота о людях

е) требовательность

ж) способность разбираться в людях

з) справедливость

и) доброжелательность

4. Кто из членов коллектива пользуется наибольшим уважением у коллег?___________________________________________________

5. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди,

Б) в нашем коллективе есть всякие люди,

В) многие люди малоприятные.

6. Оцените по пятибалльной системе Ваш коллектив._______

7. Как Вам кажется, могли бы Вы дать полную характеристику деловых качеств большинства членов коллектива?

Да; пожалуй, да; не знаю; пожалуй, нет; нет.

8.Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе?__________________________________________________

9. В какой степени Вы удовлетворены: (удовлетворен, неудовлетворен, трудно сказать)

А) состоянием материальной базой

Б) загруженностью работой

В) количеством часов

Г) оплатой труда

Д) санитарно-гигиеническими условиями

Е) отношениями с администрацией

Ж) возможностью повышения квалификации

10. насколько хорошо организована Ваша работа администрацией:

А) хорошо

Б) в общем не плохо, можно лучше

В) неудовлетворительно, много времени тратится в пустую

Г) очень плохо

11. Пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) трудно сказать

Г) пожалуй, нет

Д) нет

12. оцените Ваше отношение к коллегам в школе:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

13. Оцените отношение коллектива к Вам:

А) в высшей степени положительное,

Б) положительное,

В) нейтральное,

Г) отрицательное,

Д) в высшей степени отрицательное.

Приложение 3

Оценка компетентности и сплоченности коллектива.

              1. Умеет ли учитель анализировать, насколько педагогические средства способствуют личностному развитию учащихся, обогащает ли деятельность личностный опыт ребенка?

              2. Умеет ли учитель определять уровень личностного развития учеников, видит ли, развитие каких личностных функций учащихся происходит в образовательном процессе?

              3. Умеет ли учитель самостоятельно контролировать и оценивать свою работу?

              4. Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно-значимую?

              5. Определяет ли учитель цель и смысл своей деятельности в сотрудничестве с учащимися и родителями?

              6. Происходит ли у учителя «обмен смыслами» с учащимися?

              7. Умеет ли учитель находить новые смыслы в предметном материале?

              8. Терпим ли учитель к инакомыслию?

              9. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта в содержании учебного процесса?

              10. Нацелен ли учитель на дискуссию, коллективный поиск, субъективное общение?

              11. Имеет ли учитель внутреннею мотивацию саморазвития?

              12. Умеет ли учитель импровизировать, развивает ли творческие способности учащихся и свои собственные?

              13. Проектирует ли учитель затруднения, умеет ли задавать темп, напряжение в работе?

              14. Стремится ли учитель обеспечить признание своего «Я» коллегами, учащимися, родителями, администрацией?

              15. Имеет ли учитель собственное видение своего предмета?

              16. Работает ли учитель над повышением своей общей культуры?

              17. Создает ли учитель пространство совместного поиска смысла для прояснения учащихся своих ценностей через ценности других людей?

              18. Умеет ли учитель включать учащихся в осознание логики урока?

              19. Умеет ли учитель оценивать не только знания, но и личностное развитие учащихся?

              20. Умеет ли учитель сотрудничать с учащимися?

              21. Умеет ли учитель создавать ситуацию успеха?

              22. Умеет ли учитель заинтересовать учащихся, вызвать у них вопросы?

              23. Ставит ли учитель учащихся в позицию самостоятельных исследований или дает готовые знания?

              24. Воздействует ли учитель на мотивационную сферу учащихся?

              25. Умеет ли учитель импровизировать в нестандартных ситуациях?

              26. Использует ли учитель ИКТ?

              27. Умеет ли учитель проблемно, интересно преподносить любую информацию?

              28. Соответствует ли тон голоса, движения тела и головы учителя содержанию слов и внутренним убеждениям?

              29. Умеет ли учитель понимать ребенка?

              30. Принимает ли учитель ребенка таким, какой он есть?

              31. Умеет ли учитель сопереживать, сочувствовать?

              32. Умеет ли учитель всегда быть понятным, открытым?

              33. Помогает ли учитель самовыражению учащихся?

              34. Умеет ли учитель влиять на учащихся?

              35. Создает ли учитель психологический комфорт?

              36. Умеет ли учитель контролировать и нейтрализовать аффект?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рено логан мануал масло
  • Regin corrigo инструкция по эксплуатации на русском языке
  • Индометацин уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Индезит стиральная машина вайт 87 инструкция
  • Карталин шампунь инструкция по применению цена отзывы