Руководство по ведению детьми

     Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

   Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создан мини – огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков; посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

   Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

   Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.

   Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

   Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

   Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяем, углубляем, закрепляем знания воспитанников, полученные на занятиях в учебной деятельности. Знакомим детей с разнообразием культурных растений, их биологическими особенностями и технологией выращивания. Вместе с детьми устанавливаем зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за растениями.

Работа на огороде позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, на огороде формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Летом следует планировать и трудовую деятельность:

— природоведческий труд – уход за грядками, цветами, сбор семян, опавших листьев для гербария;

2 младшая группа

Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (две породы — ель, берёза); цветущих травянистых растениях (два вида – ноготки, бархатцы); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).

Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойства.

Летом следует организовать прогулки в ближайший лес, на луг, в сквер. Здесь не следует разрешать детям валяться на траве и мять ее, рвать цветы, срывать у растений листья. Возле водоема можно наблюдать за полетом стрекозы, показать лягушку.

Труд на огороде:

дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.

Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Средняя группа

Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце — стало жарко, после дождя – трава зеленеет).

Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки, груши — фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы.

Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями на огороде, в цветнике. Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (рябина, клён, каштан и др.); цветущих травянистых растениях (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.);

Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке — надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

Старшая группа

Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе.

Летом закрепляются знания детей о деревьях сада (яблоня, груша, вишня и др.), леса (ель, сосна, дуб); цветущих травянистых растениях цветника (пион, георгин, хризантема, маргаритки и др.);

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай – летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.

На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.

Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух.

Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.

Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, важно учитывать их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребенка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительно полезна для растущего, развивающегося организма.

Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой.

Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы.

Воспитатель должен заранее наметить план, ясно и чётко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и её дозировку, организовать работу так, чтобы все дети могли удовлетворить своё желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала.

Особенности труда в природе:

1) получение результата в форме материального продукта (овощи, фрукты);

2) часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение;

3) общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;

4) развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.

Условия воспитания дошкольников в труде:

  1. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам — значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Алла Анатольевна» создадут атмосферу праздника.

  1. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию — к их размеру, материалу, окраске — и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия и только, после этого объявлять о начале работы. Подбирая орудия труда, надо постараться, чтобы они соответствовали росту и силам детей: ведро и лейка (емкостью 1,5-2 л);

железная лопата для перекопки земли (лоток лопаты 15х13 см, длина рукоятки 75-80 см);

металлические грабли для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд (длина рукоятки 100-110 см);

метелка для уборки сухих листьев и сора (длина палки 1 м);

совок для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы (лоток 10×8 см) и др.

Очень хорошо, если детский сад имеет халатики на каждого ребёнка. Халатики избавляют воспитателя и детей боязни испачкать во время работы платье и от неприятных разговоров по этому поводу с родителями. Для поливки хорошо иметь клеенчатые фартуки с нагрудниками.

  1. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы. В зависимости от условий и возраста дети могут работать без перерыва от 10 до 20-30 минут.
  2. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
  3. Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника — полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

  1. При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т.д.
  2. Также важнейшим педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  3. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
  4. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Руководство воспитателя трудом детей

Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» – дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможна организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.

В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

Рекомендации 

ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТВ ЦВЕТНИКЕ, ОГОРОДЕДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСЕВ СЕМЯН

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ

Самостоятельно не высаживают дети рассаду капусты, помидор (только под контролем, руководством  взрослого), в старшем возрасте.

РЫХЛЕНИЕ

Это могут делать и дети средних и старших групп. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

ПРОПОЛКА

Проводится главным образом с детьми старшей группы. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

ПОЛИВКА

Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три, в этой группе нужно провести беседу о значении поливки в жизни растений.

СБОР УРОЖАЯ

Сбор урожая — самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветочных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей  группы.

УБОРКА УЧАСТКА

Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей  группы принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

 ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это — кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в непонятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование — все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут бить очень короткими.

Цель их — хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению связей в зависимости между явлениями. Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием.

В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы-завязь).

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности А.А.Бобрик.

Guidelines for the prevention and management of children and adolescents with COVID-19.

Liu E, Smyth RL, Li Q, Qaseem A, Florez ID, Mathew JL, Amer YS, Estill J, Lu Q, Fu Z, Lu X, Chan ES, Schwarze J, Wong GW, Fukuoka T, Ahn HS, Lee MS, Nurdiati D, Cao B, Tu W, Qian Y, Zhao S, Dong X, Luo X, Chen Z, Li G, Zhang X, Zhao X, Xu H, Xu F, Shi Y, Zhao R, Zhao Y, Lei J, Zheng X, Wang M, Yang S, Feng X, Wu L, He Z, Liu S, Wang Q, Song Y, Luo Z, Zhou Q, Guyatt G, Chen Y, Li Q.

Liu E, et al.
Eur J Pediatr. 2022 Dec;181(12):4019-4037. doi: 10.1007/s00431-022-04615-4. Epub 2022 Sep 16.
Eur J Pediatr. 2022.

PMID: 36109390
Free PMC article.

Руководство по ведению детей с узлами и дифференцированным раком щитовидной железы

2022 European Thyroid Association Guidelines for the management of pediatric thyroid nodules and differentiated thyroid carcinoma

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г. N 423

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДЕЛ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559,

от 14.02.2013 N 118, от 10.02.2014 N 93, от 15.11.2019 N 1458,

от 10.02.2020 N 114)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения личных дел несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные).

2. Орган опеки и попечительства на каждого подопечного формирует личное дело, в котором хранятся:

а) свидетельство о рождении, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет);

б) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо о направлении несовершеннолетнего гражданина в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот);

в) документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних:

решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

свидетельство о смерти родителей (единственного родителя);

документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

копия решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы;

иные документы;

г) медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

д) справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации);

е) документы об образовании (для подопечных школьного возраста).

3. В личное дело также включаются следующие документы (при их наличии):

а) выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи;

б) правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера);

в) договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих подопечному на праве собственности;

г) опись имущества подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

д) акты проверок условий жизни подопечного;

е) договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях;

ж) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

з) полис обязательного медицинского страхования;

и) решение суда о взыскании алиментов, пенсионное удостоверение, документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионная книжка подопечного, получающего пенсию, удостоверение об инвалидности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2019 N 1458)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, его индивидуальная программа реабилитации или абилитации или сведения, подтверждающие факт установления инвалидности подопечному, а также сведения, содержащие рекомендации по его реабилитации или абилитации. Такие сведения орган опеки и попечительства в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Опекун или попечитель (далее — опекун) вправе по собственной инициативе представить в качестве необходимых сведений справку медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом и его индивидуальную программу реабилитации или абилитации;

(пп. «к» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2020 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) предварительное разрешение органа опеки и попечительства о распоряжении доходами подопечного;

м) документы, подтверждающие расходование денежных средств на нужды подопечного, и отчет об использовании денежных средств;

н) договоры (купли-продажи, доверительного управления имуществом, поручения, иные договоры), заключенные в интересах подопечного;

о) свидетельства о праве на наследство;

п) справка с места работы (учебы) подопечного;

р) справка об ознакомлении гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном), с медицинским диагнозом подопечного;

с) согласие (заявление) подопечного, достигшего 10 лет, с назначением опекуна;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2020 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

т) ежегодные отчеты опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом (далее — отчет опекуна) с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов), утвержденные руководителем органа опеки и попечительства;

у) иные документы.

4. В отчете опекуна указываются:

а) место хранения имущества подопечного, переданного на хранение;

б) место нахождения имущества подопечного, не переданного в порядке, предусмотренном статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации, в доверительное управление, и сведения о его состоянии;

в) сведения об отчуждении имущества подопечного, совершенном с согласия органа опеки и попечительства;

г) сведения о приобретении имущества, в том числе взамен отчужденного;

д) сведения о доходах, полученных подопечным за год, с указанием суммы дохода, даты получения и источника;

е) сведения о расходах на нужды подопечного, произведенных за счет полученных доходов (за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) сведения о расходах, произведенных с согласия органа опеки и попечительства за счет имущества подопечного.

5. После утверждения отчета опекуна орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного вещи, пришедшие в негодность, и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного на основании акта, составленного органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего 14 лет, по его желанию. При составлении акта могут присутствовать иные заинтересованные лица. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в его составлении. Один экземпляр акта передается опекуну или попечителю, другой экземпляр акта хранится в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Копии документов, представленные гражданином, который органом опеки и попечительства поставлен на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, после назначения его опекуном хранятся в личном деле подопечного.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В личное дело подопечного включаются подлинники документов, повторно выданные документы (дубликаты), копии документов, в том числе в случае, установленном законом, — нотариально заверенные копии документов.

8. В случае поступления информации, относящейся к подопечному и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле подопечного, соответствующие документы приобщаются к личному делу и изменения производятся в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.

9. Ведение личных дел подопечных, переданных под опеку или попечительство, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства.

10. На каждого подопечного, передаваемого под опеку или попечительство, орган опеки и попечительства или организация для детей-сирот передают опекунам из личного дела подопечного документы (при их наличии), указанные в подпунктах «а», «в» — «е» пункта 2 и подпунктах «б» — «г», «е» — «л» и «п» пункта 3 настоящих Правил.

Документы передаются лично опекуну под роспись о получении в течение 3 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

При прекращении опеки или попечительства опекун передает указанные документы в орган опеки и попечительства.

11. При смене подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна в орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного не позднее дня, следующего за днем получения личного дела подопечного, обязан поставить подопечного на учет в установленном порядке.

12. При помещении подопечного в организацию для детей-сирот орган опеки и попечительства:

а) составляет опись документов, хранящихся в личном деле подопечного, и акт передачи личного дела подопечного, подписанный руководителем органа опеки и попечительства и руководителем организации для детей-сирот;

б) передает документы, хранящиеся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации для детей-сирот;

в) хранит акт о направлении подопечного в организацию для детей-сирот, а также акт передачи личного дела и опись документов.

13. Ведение личных дел подопечных, помещенных в организацию для детей-сирот, и составление описи документов, содержащихся в их личных делах, осуществляются уполномоченным специалистом организации для детей-сирот.

14. При переводе подопечного в другую организацию для детей-сирот его личное дело передается руководителю указанной организации под роспись о получении.

15. При передаче подопечного из организации для детей-сирот под опеку или попечительство его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного.

16. По завершении пребывания подопечного в организации для детей-сирот его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного.

17. Орган опеки и попечительства или организация для детей-сирот обеспечивают конфиденциальность при хранении личных дел подопечных.

18. По завершении пребывания подопечного в организации для детей-сирот, а также при прекращении опеки или попечительства подопечному выдаются:

а) паспорт;

б) полис обязательного медицинского страхования;

в) медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного (при наличии), а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

г) документ об образовании;

д) документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

е) документы, подтверждающие право подопечного на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями;

ж) справка о пребывании подопечного в организации для детей-сирот (в случае завершения пребывания подопечного в организации для детей-сирот);

з) пенсионное удостоверение (при наличии);

и) пенсионная книжка (при наличии);

к) удостоверение об инвалидности (при наличии);

л) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2019 N 1458)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. По достижении подопечным 18 лет его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 559)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кедровые леденцы с медом радоград инструкция
  • Капли хилокомод для глаз инструкция по применению взрослым цена
  • Блохнэт для кошек инструкция по применению капли
  • Отбеливание зубов полосками 3d white инструкция
  • Как очистить кэш на андроиде bq пошаговая инструкция