-
Понятие
о санитарно гигиеническом воспитании
населения
Гигиеническое
воспитание (санитарное просвещение) —
совокупность образовательных,
воспитательных, агитационных и
пропагандистских мероприятий, направленных
на формирование здорового образа жизни,
профилактику заболеваний, сохранение
и укрепление здоровья, повышение
трудоспособности людей, продление их
активной жизни.
Задача
санитарного просвещения — это повышение
санитарной культуры населения, что
имеет большое значение для формирования
здорового образа жизни, для охраны и
укрепления здоровья.
Цели
медицинского просвещения:
-
пропаганда
гигиенических знаний; -
пропаганда
здорового образа жизни, навыков и форм
поведения, направленных на сохранение
и укрепление здоровья; -
популяризация
общемедицинских знаний в целях раннего
обращения и диагностики заболеваний; -
привитие
практических навыков по оказанию само-
и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.
Для
выполнения работы по санитарному
просвещению населения медицинским
работникам требуются определенные
знания и навыки. Эффективность
санитарно-гигиенического просвещения
во многом зависит от особенностей
аудитории, ее интересов, культурного
уровня, оно должно проводиться с учетом
пола, возраста, климата — географических
особенностей, национальных обычаев,
традиций и других факторов.
В
основу гигиенического обучения и
воспитания положена концепция формирования
здорового образа жизни,
сформулированы основные задачи:
-
снижение
распространенности курения; -
улучшение
качества питания; -
увеличение
физической активности; -
смягчение
влияния повреждающих психосоциальных
факторов и повышение качества жизни; -
соблюдение
населением мер личной и общественной
гигиены; -
снижение
потребления алкоголя; -
профилактика
употребления наркотиков; -
улучшение
качества окружающей среды.
Пропаганда
медицинских и гигиенических знаний
среди населения способствует снижению
заболеваемости и смертности, помогает
воспитывать здоровое, физически крепкое
поколение.
Профилактические
мероприятия бывают первичные, вторичные
и третичные.
Первичные
– когда
меры профилактики направлены на
непосредственную причину заболевания
или повреждения у здоровых людей. При
проведении первичной профилактики
первостепенной значение приобретает
концепция образа жизни, которая и
определяет пути предупреждения
хронических неинфекционных заболеваний
(сердечнососудистых, эндокринных,
нервно-психических и т.д.), генез которых
во многом связан с курением, злоупотреблением
алкоголя, гиподинамией,нерациональным
питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические
мероприятия проводятся в случаях
воздействия на условия и факторы,
способствующие развитию уже возникшего
у пациента заболевания или повреждения.
Вторичная профилактика – это в основном
целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в
том числе индивидуальное или групповое
консультирование, обучение пациентов
и членов их семей знаниям и навыкам,
связанным с конкретным заболеванием
или группой заболеваний. К вторичной
профилактике относятся курсы
профилактического лечения и целевого
оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение
и т.д.). Большое значение в основе
формирования здорового образа жизни
занимают личностно-мотивационные
качества данного человека, его жизненные
ориентиры.
Третичная
профилактика — основана на проведении
мероприятий медицинского и немедицинского
характера. Осуществление программ
третичной профилактики невозможно вне
системы здравоохранения: в них участвуют
не только врачи, но и многие другие
медицинские работники. Третичная
профилактика включает:
– обучение
пациентов и членов их семей знаниям и
навыкам, связанным с конкретным
заболеванием или группой заболеваний;
– проведение
диспансеризации больных с хроническими
заболеваниями и инвалидов, включая
диспансерные медицинские осмотры с
целью оценки динамики состояния здоровья
и течения заболеваний, осуществление
перманентного наблюдения за ними и
проведение адекватных лечебных и
реабилитационных мероприятий;
– проведение
медико-психологической адаптации к
изменению ситуации в состоянии здоровья,
формирование правильного восприятия
и отношения к изменившимся возможностям
и потребностям организма.
Никакие
пожелания, приказы, наказания не могут
заставить человека вести здоровый образ
жизни, охранять и укреплять собственное
здоровье, если человек сам не будет
сознательно формировать собственный
стиль здорового поведения.
Для
сохранения восстановления утраченного
здоровья человек должен совершать
действия. Для каждого действия нужен
мотив, а совокупность мотивов составляет
мотивацию, в формировании которой
большая роль отводится медицинским
работникам.
«…Чтобы
стать здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные…» —
академик Н.М. Амосов.
-
Организация
гигиенического воспитания населения
в условиях поликлиники
Медработники первичного звена в своей
повседневной работе с жителями прикрепленного
микрорайона все больше времени и усилий
перераспределяют в пользу профилактики.
Проводят мероприятия в местном сообществе:
собственно в лечебно-профилактических
учреждениях (ЛПУ), в школах, детских
дошкольных учреждениях; выявляют лиц
с факторами риска и первыми стадиями
заболеваний, оказывают адекватную
помощь, включая первичную и вторичную
профилактику.
Методы
и средства санитарно-гигиенического
воспитания населения.
-
Устный
(лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер
вопросов и ответов, уроки здоровья). -
Печатный
(памятки, брошюры, листовки, статьи,
доска вопросов и ответов). -
Наглядный
(ТВ, кино, ДВД, слайды , санитарные
бюллетени). -
Смешанный
(все средства вместе).
Каждый
из методов может быть реализован с
помощью определенных форм и средств.
Различают индивидуальные,
групповые и массовые формы гигиенического
воспитания.
Формы
индивидуального воздействия позволяют
максимально учитывать особенности
реципиента. Они используются, например,
в процессе общения медработника с
пациентом (беседа, инструктаж, консультация
— очная или по телефону, личная
корреспонденция).
Формы
группового воздействия применяются
для дифференцированного гигиенического
воспитания различных возрастно-половых
и профессиональных групп населения, а
также для практического обучения.
Различают односторонние,
или пассивные
(доклад, сообщение, выступление и т.п.),
и двусторонние,
или активные (дискуссия,
викторина) формы передачи информации.
Разнообразны
по назначению и массовые
формы гигиенического
воспитания населения. Одни из них (радио
— и телепередачи, публикации в прессе)
используются, прежде всего, с целью
формирования общественного мнения и
ответственного отношения ведомств и
руководителей разного ранга, семьи и
индивидуума к здоровью и оздоровительным
мероприятиям, широкого информирования
общественности о состоянии среды
обитания, здоровья народа и его отдельных
групп. Другие (лекции, тематические
вечера, демонстрации кинофильмов и
изобразительных средств, театрализованные
представления) предназначены для
распространения и углубления общих
универсальных знаний, разъяснения
неясных или недостаточно глубоко
усвоенных вопросов.
Различают
также эпизодические и цикловые
формы гигиенического
воспитания. К цикловым
формам относятся
лектории, школы здоровья, кружки.
Лекция проводится
врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах
(вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав
аудитории должен составлять от 10 до 25
человек. Основной акцент в выступлении
делается на меры профилактики
конкретной патологии.
В лекционном материале исключаются
медицинские термины и рекомендации по
применению конкретных лекарственных
препаратов.
Беседы проводятся
всеми медицинскими работниками (врачи,
фельдшера, акушерки, медсестры). Состав
аудитории от 1 человека (индивидуальная)
до 5-7 человек (групповая). Темы бесед
могут быть самые разнообразные. Беседа
предполагает активное участие слушателей.
Доска
вопросов и ответов –
это форма заочных консультаций.
Памятка дается
пациенту с целью напомнить ему советы
по укреплению и сохранению здоровья.
Круглый
стол, часы вопросов и ответов –
это групповая форма работы гигиенического
воспитания, основанная на обсуждении
конкретных вопросов, связанных с
укреплением и охраной здоровья
присутствующих, обменом мнениями. В
мероприятии принимают участие не только
медицинские работники, но и общественные
организации (по наркомании, пенсионный
фонд и т.д.).
Стенная
санитарная печать (плакаты, санбюллетени) –
это массовое средство санитарного
просвещения, которое наглядно, красочно
и содержит конкретную информацию.
Плакаты –
массовые средства санитарного просвещения,
над которыми работают ученые, художники,
педагоги и др. Санбюллетень — это
иллюстрированная санитарно-просветительская
газета, посвященная только одной теме.
Тематический
санитарный альбом –
иллюстрированное издание, посвященное
конкретной медико-гигиенической теме
и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация
слайдов, фильмов, ДВД по вопросам
здоровья –
массовая форма работы гигиенического
воспитания, по оптимальным для здоровья
стилям жизни и профилактике заболеваний.
Целесообразно сочетать с выступлением
по соответствующим аспектам укрепления
и сохранения здоровья.
Массовая
оздоровительная компания –
проводится к медицинским датам с целью
привлечения внимания к конкретной проблеме.
Предполагает участие большого количества
человек с привлечением специалистов
общего и узкого профиля.
Школы и
клубы здоровья –
групповая форма гигиенического
воспитания, предполагающая объединение
людей для совместной деятельности по
сохранению, укреплению и восстановлению
здоровья.
Уроки
и часы здоровья –
групповая форма гигиенического
воспитания, основанная на непосредственном
общении медицинского работника (специалиста)
с присутствующими. Такая
форма работы наиболее эффективна в
общеобразовательных школах, профессиональных
училищах и колледжах. При проведении
мероприятия используются различные
средства гигиенического обучения и
воспитания, практикуется техническое
исполнение рекомендаций
(освоение навыков), игровая форма (КВН,
викторина, сказка и т.д.).
Применяя
различные средства гигиенического
обучения и
воспитания населения, медицинские
работники должны знать, что степень
усвоения информации зависит от методов
обучения:
-
5% лекция;
-
10% чтение;
-
20%
аудиовизуальные
средства; -
30%
использование
наглядных пособий; -
50%
обсуждение
в группах; -
70%
обучение
практикой действия; -
90%
выступление в роли обучающего (ведущего).
При
проведении гигиенического обучения и
воспитания населения, следует учитывать,
что здоровье человека более чем на 50%
определяется образом жизни, то есть
поведением и отношением пациента к
собственному здоровью и здоровью
окружающих, потому что медицинские
работники должны настраивать пациентов
на соблюдение здорового образа жизни,
то есть формировать
мотивацию.
Желательно
здоровый образ жизни соблюдать всем
медицинским работникам, так как пациенты,
в первую очередь, смотрят на выступающего
(внешний вид, разговорная речь, способ
убеждения) и стараются выполнять или
не выполнять данные советы.
-
Роль
медицинского работника в организации
гигиенического воспитания населения
в условиях поликлиники
Санитарное
просвещение — обязательный раздел
деятельности каждого лечебно-профилактического
учреждения, профессиональная обязанность
каждого медицинского работника.
Медицинский
работник должен осуществлять такие
функции.
-
Обеспечить
пациентов в рамках системы медико-санитарного
просвещения населения и обучения
здоровому образу жизни необходимой
информацией, исходящей от лучших
специалистов и адаптированной к общему
образовательному уровню пациентов; в
том числе предоставить современную
информацию о медикаментозном лечении,
номенклатуре лекарственных средств,
их побочных эффектах, противопоказаниях
к их назначению. -
Мотивировать
пациентов к соблюдению врачебных
рекомендаций и самонаблюдению в домашних
условиях, способствовать отказу пациента
от вредных привычек. -
Обучить
пациента основным принципам первой
помощи при возникновении острых
ситуаций. -
Способствовать
психологической адаптации пациента к
новым условиям жизни с хроническим
заболеванием или другой проблемой
медицинского характера. -
Осуществить
контроль усвоения необходимой информации
пациентом. -
Повысить
степень доверия пациентов к системе
здравоохранения.
Медицинский
работник должен придерживаться законов
Российской Федерации.
-
Соблюдение
прав человека и гражданина в области
охраны здоровья и обеспечение, связанных
с этими правами государственных
гарантий. -
Приоритет
профилактических мер в области охраны
здоровья граждан. -
Доступность
медико-социальной помощи. -
Социальная
защита граждан в случае утраты здоровья. -
Ответственность
органов государственной власти и
управления предприятий учреждений и
организаций независимо от формы
собственности должностных лиц за
обеспечение прав граждан в области
охраны здоровья.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).
2. Минобрнауки России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание включает:
развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;
нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.
Организационно-управленческими механизмами являются:
совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;
организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.
Кадровые механизмы включают:
повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;
проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
Финансово-экономические механизмы включают:
создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;
обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.
Информационные механизмы предполагают:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;
организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии обеспечит:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение уровня негативных социальных явлений;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
повышение уровня информационной безопасности детей;
снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Глава 1. Профилактика — ведущее направление в охране здоровья населения
Профилактика (от греч. prophylaktikos — предохранительный) — совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья отдельного человека или целого коллектива. В зависимости от этого различают профилактику индивидуальную (личную) и общественную (социальную). На разных этапах исторического развития профилактика принимала разные формы в зависимости от классового строения общества, уровня культурного развития, господствовавших нравов, обычаев, религиозных воззрений, степени развития науки.
Общественная профилактика — система комплексных государственных и общественных социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний и на всемерное укрепление здоровья населения.
В ближайшей перспективе осуществится широкая программа, направленная на предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидацию массовых инфекционных заболеваний, на дальнейшее увеличение продолжительности жизни.
Особое важное место в профилактике занимает гигиеническое нормирование, все более охватывающее все отрасли производства, технологические процессы, состояние окружающей среды, условий труда, учебы, питания, отдыха. Это способствует осуществлению основной задачи профилактики — укреплению здоровья и трудоспособности, гармоническому развитию физических и духовных сил человека. Здесь сказывается единство социально-экономических и профилактических задач и целей. В стране проводится большая исследовательская работа по научному обоснованию гигиенических нормативов в разных областях народного хозяйства, и результаты этой работы по линии гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания и гигиены детей и подростков весьма велики. Обязательность соблюдения этих нормативов установлена законодательно.
Прогресс науки и техники влечет за собой успехи в области профилактики. Усовершенствование промышленных технологий приводит к значительному уменьшению вредных веществ в окружающей среде. В связи с автоматизацией и механизацией производства, с резким сокращением ручных процессов, со значительным использованием электроники, ядерной физики, химии, кибернетики, дистанционных методов управления производством огромное профилактическое значение приобретает научная разработка вопросов физиологии, гигиены труда в новых условиях, режима работы и отдыха.
Актуальные проблемы, посвященные вопросам санитарной охраны природы, в т.ч. атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы. В обязанности министерствам, ведомствам, хозяйственным органам при проектировании предприятий и сооружений вменено своевременно разрабатывать и внедрять технологические процессы, обеспечивающие максимальную переработку сырья и топлива, не дающих вредных отходов в атмосферу, воду и почву. Широкие экологические мероприятия, связанные с преобразованиями природы (лесонасаждения, осушка болот, освоение пустынь, закрепление песков, гидросооружения и т.п.), должны вести к улучшению условий жизни населения и в связи с этим также имеют профилактическое значение.
Вся система и деятельность учреждений здравоохранения построена таким образом, что в соответствующих ее звеньях учитываются специфические задачи профилактики, диктуемые возрастно-половыми особенностями контингентов населения, условий их жизни, характером их заболеваемости и ее этиологией (профилактическая направленность работы детских и женских консультаций, поликлиник, диспансеров, здравпунктов и т.д.).
В проведении профилактических мероприятий значительную роль играет предупредительный и текущий санитарный надзор, осуществляемый Роспотребнадзором. Особенно важен санитарный надзор при планировке и благоустройстве населенных мест; он должен контролировать жилищное строительство, мероприятия по санитарной охране воды, воздуха и почвы, охране труда.
Профилактическая направленность является также характерной особенностью развития всех клинических дисциплин медицины, в которых должное внимание уделяется вопросам социальной этиологии (трудовым и бытовым факторам), раннему выявлению заболеваний, проведению мероприятий по оздоровлению окружающей больного среды, рациональному трудоустройству, укреплению организма (лечебная физкультура, лечебное питание и т.д.) и повышению его адаптивных возможностей.
Профилактика органически связана с лечебной деятельностью. Лечение не противопоставляется профилактике, а сливается в неразрывном единстве, нашедшем наиболее яркое выражение в диспансерном методе лечебно-профилактического обслуживания населения.
Врачи, осуществляя синтез лечения и профилактики, стремятся обеспечить наиболее раннее распознавание заболеваний, правильное лечение больных, необходимые условия и режим труда, отдыха, питания, предупреждать рецидивы болезни. Из этих задач вытекают и обязанности врача знакомиться с социальной этиологией заболевания, особенно с условиями труда и быта обращающихся к нему больных и всячески содействовать через соответствующие организации улучшению этих условий.
В арсенале средств профилактики мощным оружием является санитарное просвещение, позволяющее предупредить возникновение многих заболеваний. Без санитарного просвещения нет профилактики. К важной области профилактики относятся и широко распространенные профилактические осмотры и вытекающие из них предупредительно-оздоровительные мероприятия.
Велика роль профилактики в борьбе с инфекционными заболеваниями. В профилактике инфекционных заболеваний широко используются достижения отечественной эпидемиологии и микробиологии, иммунологии, особенно в изучении патогенеза инфекций, иммунитета, проблемы изменчивости микробов, ранней микробиологической диагностики, вопросов специфической профилактики, иммунопрофилактики и лечения ряда инфекционных заболеваний.
Велика роль профилактики в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний; устранение вредно влияющих факторов, связанных с неблагоприятными трудовыми и бытовыми условиями, ведет к сокращению количества сердечно-сосудистых заболеваний. В деятельности медицинского работника видное место занимают психопрофилактика, психогигиена.
Принципы профилактики положены в основу борьбы с туберкулезом, болезнями желудочно-кишечного тракта, мочеполовых органов, болезнями нервной системы, злокачественными новообразованиями и др. Неоценимо значение профилактических мероприятий, обеспечивающих правильное физическое развитие подрастающих поколений. Здесь на первый план выступает физическая культура, являющаяся мощным средством сохранения и укрепления здоровья людей всех возрастов.
В разработке теоретических основ профилактики и практических форм ее осуществления в медицинском обслуживании населения в разных медико-санитарных учреждениях большие заслуги принадлежат социальной гигиене и организации здравоохранения.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения связаны с образом жизни и окружающей средой. Чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, а также стимулировать благоприятные для здоровья потенции внутренней и внешней среды, необходима реализация всесторонних усилий по укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Наши воздействия должны быть направлены на:
— формирование и поддержу стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни через обеспечение качественными медико-гигиеническими знаниями, создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, выработку умений и навыков здорового образа жизни (субъективный фактор), а также их всемирное развитие и совершенствование;
— создание физической и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям (объективный фактор).
Базисными задачами политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний в России являются:
— переориентация служб здравоохранения (также как и образования, социальной защиты, экологических организаций, общественных объединений, средств массовой информации, культуры и религии) на активные действия по предотвращению заболеваний и укреплению здоровья;
— снижение распространенности курения;
— улучшение качества питания;
— увеличение физической активности;
— смягчение влияния повреждающих социально-психологических факторов и повышение качества жизни;
— обеспечение широкого охвата населения иммунизацией;
— профилактика ВИЧ-инфекции и инфекций передающихся половым путем;
— снижение потребления алкоголя;
— профилактика употребления наркотиков;
— улучшение качества среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ №455 от 23.09.2003 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», воссоздается система санитарного просвещения и медицинской профилактики в стране, вводятся новые специальности «врач по гигиеническому воспитанию», «средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию» (инструктор по санитарному просвещению).
Модернизация пропаганды здоровья
На сегодня изменения взглядов на составляющие компоненты здоровья ведут к пересмотру целей по работе с населением, содержания пропаганды, используемых методов для выработки умений. В конечном итоге в свете современных представлений о здоровье результатом будет выработка устойчивости к внешней среде и сохранение внутреннего равновесия, т.е. всестороннего комфорта.
2.2.
Санитарно-гигиеническое воспитание населения.
1. Основные
принципы гигиенического воспитания населения.
2. Методы,
средства, формы гигиенического воспитания.
Гигиеническое образование и воспитание
— отрасль медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающая вопросы теории и
практики повышения санитарной культуры населения.
В настоящее время проводятся мероприятия по широкому
гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, разумного
отношения каждого человека к своему здоровью и окружающей среде с целью
научиться сохранять свое здоровье и трудоспособность, сделать жизнь как можно
более продолжительной и полноценной. Поэтому основной задачей медицинских
работников является распространение гигиенических и медицинских знаний среди
населения.
Другая не менее важная задача гигиенического
образования и воспитания — привлечение широких масс населения к оказанию
активной помощи органам и учреждениям здравоохранения. Во всех
лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждениях,
научно-исследовательских институтах, высших и средних медицинских учебных
заведениях гигиеническое образование и воспитание является обязательным
разделом с целью привлечения населения к участию в оздоровительной работе.
Известно, что основным направлением
здравоохранения России является профилактическое. Однако для проведения
в жизнь профилактических мероприятий недостаточно деятельности органов
здравоохранения и медицинских работников. Медики не смогут справиться с этой
задачей, если им не будут помогать широкие массы населения, обладающие
достаточными знаниями в области медицины, в частности гигиены.
Население должно знать, что является причиной многих
заболеваний, как влияет на организм тот или иной фактор внешней среды, в чем
заключается его вредное воздействие и как его предотвратить.
Посредством гигиенического образования и воспитания у
населения вырабатывается определенное отношение к внешней среде, прививаются
гигиенические навыки, повышается санитарная культура.
Гигиеническое образование и воспитание имеют большое
значение для формирования у населения посредством пропаганды правильного
представления о жизнедеятельности организма, о его взаимосвязях с внешней
средой, способствуя тем самым разоблачению суеверий и предрассудков, повышению
творческой активности масс в борьбе за проведение в жизнь государственных и
общественных мероприятий по благоустройству населенных мест, улучшению условий
труда и быта, санитарной культуры.
Приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья
граждан закреплен в законе «Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан» и регламентирован статьей № 26
«Гигиеническое воспитание и образование граждан» Закона РФ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этих документах
подчеркивается необходимость постоянного совершенствования гигиенического
образования и воспитания, их форм, средств и методов, научного уровня. Работа
по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей
работы по воспитанию населения.
Основными задачами укрепления здоровья и профилактики
заболеваний в России являются:
* снижение распространенности курения и употребления
табака;
* улучшение качества питания;
* увеличение физической активности;
* смягчение влияния повреждающих психосоциальных
факторов, повышение качества жизни;
* обеспечение широкого охвата населения иммунизацией
* профилактика ВИЧ-инфекций и болезней, передающихся
половым путем;
* снижение потребления алкоголя;
* профилактика употребления наркотиков;
* улучшение качества окружающей среды и минимизация
повреждающего действия антропогенных факторов.
Среди практических шагов, направленных на реализацию
современной стратегии укрепления здоровья, на первое место ставится задача
создания инфраструктуры медицинской профилактики и формирования здоровья на
федеральном, региональном, муниципальном и местном (коммунальном) уровнях.
Созданы учреждения нового типа — Центры медицинской
профилактики, а также Центры госсанэпиднадзора, Центры профилактики и борьбы со
СПИДом, Центры планирования семьи, соответствующие подразделения
лечебно-профилактических учреждений и службы первичной медико-санитарной
помощи.
Общая стратегия работы с населением в области
профилактики может быть популяционной, групповой и индивидуальной. Наиболее
эффективным и экономичным путем гигиенического образования и воспитания,
профилактики заболеваний и укрепления здоровья является популяционная стратегия
(работа со всем населением).
На федеральном уровне вся деятельность по
гигиеническому образованию и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплению
здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской
Федерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение
своих властных полномочий по организационно-методическому руководству
региональными структурами управления системной медицинской профилактикой и
укреплением здоровья.
На современном этапе в основе гигиенического
образования и воспитания лежат следующие принципы:
— гигиеническое образование и воспитание является
обязанностью всех медицинских работников;
— целенаправленность, доходчивость, дифференцированный
подход к аудитории;
— проведение работы совместно с немедицинскими
ведомствами и общественными организациями;
— массовый, всенародный характер, так как
гигиеническое образование и воспитание проводится в интересах всего населения и
охватывает самые разные его слои (дети, студенты, рабочие, колхозники,
служащие, пенсионеры и др.);
— оптимистичность, т. е. воспитание у населения
уверенности в том, что в нашей стране создаются все необходимые условия для
профилактики болезней как инфекционного, так и неинфекционного происхождения,
для укрепления здоровья, сохранения оптимальных условий жизни, активного
долголетия, высокой трудоспособности и т. д.
Современное гигиеническое образование и воспитание
характеризуются высоким идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем,
целенаправленностью пропаганды, соответствующей актуальным задачам
здравоохранения. В настоящее время усилена пропаганда здорового образа жизни,
мероприятий по борьбе с вредными привычками (употребление спиртных напитков,
наркомания, табакокурение и др.), профилактики травматизма, злокачественных
новообразований, психических, сердечно-сосудистых заболеваний и др., переходом
от эпизодической пропаганды к научно обоснованной системе углубленного гигиенического
обучения и воспитания на базе центров медицинской профилактики.
Виды медицинских профилактических услуг:
= профилактическое консультирование отдельных
пациентов;
= профилактическое консультирование групповое;
= профилактические медицинские осмотры;
= вакцинопрофилактика;
= диспансеризация;
= профилактические оздоровительные услуги
(физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической
культуры, сан-кур оздоровление и т д.);
Формы гигиенического воспитания
по воздействию на население можно разделить следующим образом:
1. индивидуальные;
2. групповые;
3. массовые.
1. К индивидуальному воздействию:
Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в
семье);
Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;
Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция
(ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).
2. К воздействию на группу лиц:
Ø лекция, доклад;
Ø групповая беседа;
Ø групповая дискуссия;
Ø групповое практическое обучение;
Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и
т.д.)
3. К массовой коммуникации:
Ø телевидение (телепередачи);
Ø кинофильм;
Ø радио (радиопередачи, прямые линии);
Ø пресса (областная, республиканская, районная,
ведомственная; прессконференции для журналистов);
Ø выставки и музеи.
Массовая оздоровительная компания
– проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной
проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением
специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья
– групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей
для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья
– групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном
общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.
Такая форма работы наиболее эффективна в
общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.
При проведении мероприятия используются различные
средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое
исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина,
сказка и т.д.).
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания
населения и пропаганда здорового образа жизни:
методы средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия,
час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи,
доска вопросов и ответов.
Наглядный ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные
бюллетени.
Смешанный Все средства вместе.
Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда
здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием
различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.
Лекция проводится врачами ЛПУ
или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10
до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики
конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и
рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Беседы проводятся всеми
медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав
аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед
могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие
слушателей.
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и
воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами
профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность
лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.
Каждый медицинский работник, помимо проведения
индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания
лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего
времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм
санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных
звена:
1. санитарное просвещение в поликлинике,
2. санитарное просвещение в стационаре,
3. и санитарное просвещение на обслуживаемом
территориальном участке.
При проведении гигиенического обучения и воспитания
населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50%
определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к
собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на
соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем
медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на
выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются
выполнять или не выполнять данные советы.
Санитарное просвещение в работе
амбулаторно-поликлинических учреждений.
Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной
работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
— санитарное просвещение по привлечению населения на
медицинские профилактические работы;
— санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов
в условиях динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров зависит от отношения к
ним населения и готовности в них участвовать.
Это обеспечивается:
— наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по
месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
— разъяснением и убеждением с помощью печатной
информации (листовки-приглашения, тематические памятки);
— лекций, разъясняющих существо диспансерного метода
обслуживания населения;
— демонстрацией тематических санитарно-просветительных
кинофильмов и т. д.
Цель данной работы — выработать у населения
обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и
готовность активно в них участвовать.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с
населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском
возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).
Гигиеническое воспитание здоровых
имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической
информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни:
гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой
и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.
Методика работы с этим контингентом населения включает
проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая
содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление
здоровья.
В этой работе используются различные памятки о
здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового
образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические
брошюры.
В современных условиях профилактической работы особую
важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный
риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных
состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному
весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из
них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение,
злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой
болезни, включает вопросы первичной профилактики
заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и
направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится
перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения
и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом,
чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого
реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего
гигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение
этих обязательств.
Методика санитарно-просветительной работы с указанными
контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением
памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение
имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой
беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или
подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых
занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники:
диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта
в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп
населения требуется создать психологическую установку на необходимость
коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение больных имеет целью выработать
у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего
скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой
степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
1. КГБОУ СПО «БАРНАУЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» « Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники »
Выполнила студентка 214 гр.: Витман Э. С
Проверила: Мишина Т. А
Барнаул 2015
2. Актуальность
Введение, цель, задачи
Понятие-санитарно-гигиеническое
просвещение, гигиеническое воспитание
Организация работы по гигиеническому
воспитанию и профилактики в амбулаторнополиклинических условиях
Исследование санбюллетеня
Правила оформления санбюлетеня
Заключение
Список используемых источников
3. Актуальность
Цель: – Выработать
у пациентов навыки адекватного,
правильного гигиенического поведения,
способствующего скорейшему выздоровлению или
облегчению течения заболевания.
Сохранение и укрепление здоровья населения.
Задачи:
1. Изучить понятия гигиенического воспитания населения
2. Выяснить особенности предоставления информации
гигиенического воспитания в условиях поликлиники
3. Определить роль гигиенического воспитания
4.
Гигиеническое обучение и воспитание
определяется комплексом
мероприятий, сообщающих
углубленные санитарно-гигиенические
знания и прививающих
соответствующие умения разным
группам населения, в том числе и
детям.
5. Понятие- санитарно-гигиеническое просвещение
Санитарно-гигиеническое
просвещение – это –
раздел профилактической деятельности органов
и учреждений здравоохранения, направленный
на гигиеническое обучение и воспитание
населения с целью его привлечения к активному
участию в охране здоровья.
Гигиеническое
обучение
и
воспитание
определяется
комплексом
мероприятий,
сообщающих
углубленные
санитарногигиенические
знания
и
прививающих
соответствующие умения разным группам
населения, в том числе и детям.
6. Организация работы по гигиеническому воспитанию и профилактики в амбулаторно-поликлинических условиях
Общее руководство и контроль за организацией и
проведением санитарно-просветительной работы
осуществляет главный врач лечебнопрофилактического учреждения, который должен
обеспечивать активную работу врачей и средних
медицинских работников по санитарногигиеническому воспитанию населения как в стенах
самого лечебно-профилактического учреждения,
так и на обслуживаемой территории. Главный врач
лечебно-профилактического учреждения работает в
тесном контакте с местным домом санитарного
просвещения, откуда получает методическую
помощь и материалы.
7.
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-
поликлинических учреждений включает:
— усиление профилактической деятельности амбулаторно
-поликлинических учреждений;
— расширение масштабов профилактических осмотров и
диспансерного наблюдения;
Постепенный переход к диспансеризации всего населения
оказывают влияние на организацию и формы проведения
санитарно-просветительной работы.
Успех профилактических осмотров в значительной степени
зависит от отношения к ним населения и готовности в них
участвовать.
8. Исследование санбюллетеня
Цель исследования: Целью моего исследования является
изучение влияния медицинской информации в массовой
культуре на исход заболеваний и эффективность их профилактики
Объект исследования:
Объектом моего изучения стали санбюллетени в городских
поликлиниках. А также пациенты поликлиник.
Метод исследования: анкетирование.
Исследовательская часть.
Тщательно изучив организацию гигиенического воспитания
населения в условиях поликлиники, мною было проведено
анкетирование среди пациентов ЛПУ. Респондентами стала
группа людей из 100 человек.
9. После изучения результатов анкетирования, были сделаны следующие выводы:
Большинство посещающих ЛПУ читают санбюллетени.
Большинство людей узнают новую информацию из них.
Также прочитавшие санбюллетень пациенты, более привержены лечению.
Но, в большинстве случаев пациенты не готовы изменить свой образ жизни.
Но
пациенты изменившие свой образ жизни, чувствуют значительное улучшение в
общем самочувствии.
Большинство пациентов считаю полезным размещение санбюллетеней в ЛПУ.
Таким образом, на основании исследования, я считаю целесообразным
размещение обучающих санитарно-просветительских бюллетеней в стационарах,
поликлиниках, фельдшерско-акушерских пунктах, так как это положительно влияет
на приверженность лечения, образ жизни, и тем самым общее самочувствие
пациента.
10. Правила оформления санбюллетеня
Требования к санитарному бюллетеню
Требования к названию
Требования к тексту
Требования к содержанию
Требования к оформлению
Требования к изобразительной части
Требования к экспозиции
11. Заключение
Из всего этого делаем вывод: в основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат
следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому
обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы,
подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и
практики.
3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и
общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь
должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению
дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с
заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
Только соблюдая все эти принципы возможно достичь должный результат санитарно-гигиенической
работы.
12.
Из всего вышесказанного,
делаем вывод о том, что именно
правильная санитарнопросветительская работа с
населением, позволяет
избежать людям заболеваний.