Руководство по вождению танка

ЧЕЛЯБИНСКОЕ
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ КОМАНДНОЕ УЧИЛИЩЕ

(ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ)

ВОРОНЦОВ И.Н.

полковник,
начальник кафедры эксплуатации БТВТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ВОЖДЕНИЕ ТАНКА

(Учебное пособие)

Челябинск

2005

Данное пособие
разработано начальником кафедры
эксплуатации БТВТ ЧВВКУ (ВИ) полковником
Воронцовым И.Н., и предназначено для
оказания помощи офицерам и курсантам
высших военных училищ в привитии
начальных навыков вождения танков.

В пособии рассмотрены
и систематизированы порядок проведения,
объем работ контрольного осмотра танка
перед выходом из парка, порядок и правила
подготовки и запуска двигателя, порядок
и правила преодоления препятствий и
правила вождения танка в различных
условиях.

Издание второе,
дополненное и переработанное.

Общие положения

Главная задача
обучения

вождения состоит в том, чтобы научить
обучаемых правильно и полностью
использовать высокие боевые и технические
возможности машины при решении задач
в современном бою.

Знание материальной
части и выполнение правил эксплуатации
и вождения машин, обеспечат качественное
обучение курсантов вождению и безаварийную
работу машин.

Настоящее учебное
пособие имеет своей целью оказать помощь
обучаемым в формировании начальных
навыков для подготовки к практическому
занятию при вождении боевых машин. В
нем даются:

— техника безопасности
при вождении танка;

— порядок проведения
контрольного осмотра танка;

— порядок подготовки
двигателя к запуску;

— порядок запуска
двигателя различными способами;

— порядок прогрева
двигателя и контроль за работой силовой
установки;

— правила управления
танком;

— правила вождения
танка;

— особенности
вождения танка.

1. Техника безопасности

ПОМНИ!
Низкозамерзающая охлаждающая жидкость
и трехкомпонентная присадка — ЯД!
На остановках
и стоянках всегда затормозить танк
остановочным тормозом, пуск двигателя
производить только при выжатой и
установленной на защелку педали
остановочного тормоза. Аварийный поворот
башни механиком-водителем производить
только после оповещения всех членов
экипажа.

При подготовке
танка к движению ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— запускать
подогреватель или двигатель для прогрева
танка в закрытом, без вентиляции
помещении;

— начинать движение
с незастопоренными крышками люков.

При подготовке
танка к движению НЕОБХОДИМО:

— уложить инструмент,
запчасти, боекомплект, табельное
имущество и съемную аппаратуру на
штатные места и надежно закрепить;

— проверить работу
приводов башни и пушки, пускать двигатель
и начинать движение только по команде
командира;

— опустить крышку
люка механика-водителя в положение
«по-походному» между упорами на крыше,
а рукоятку застопорить;

— снять, укоротить
или пригнуть антенну радиостанции в
предвидении движения танка под линиями
высоковольтных электропередач;

— перед началом
движения убедиться в том, что путь
движения танка свободен и члены экипажа
заняли свои места и поддерживают связь
по ТПУ;

— подать звуковой
сигнал перед пуском двигателя и перед
началом движения.

При движении
танка в колонне:

— строго выдерживать
установленную дистанцию;

— соблюдать правила
преодоления подъемов и спусков;

— при движении в
пыли или ночью (без использования
приборов ночного видения) включить
габаритные фонари;

— совершать обгон
и двигаться задним ходом только по
команде;

— на остановках танк ставить на обочине
правой стороны дороги;

— башню, при необходимости, поворачивать
только в правую сторону.

При эвакуации
танка :

Перед эвакуацией
застрявшего танка тщательно проверить
исправность и крепление всех применяемых
тяговых и такелажных средств, анкерных
устройств, соединительных деталей
тросов. Нагрузка ан лебедки. тросы,
блоки. полиспасты не должна превышать
предельно допустимую.

Вытаскивать танк
следует плавно, не допуская резких
рывков и внезапных остановок.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ во
время вытаскивания танка:

— находится у
натянутых тросов на расстоянии ближе
длины троса;

— стоять сзади
вытаскиваемого танка или находится на
нем;

— стоять сбоку
танка (при самовытаскивании с помощью
бревна) по направлению оси бревна ближе
5 метров.

Перед буксировкой
башню буксируемого танка повернуть
пушкой в сторону, противоположную
направлению буксировки, и надежно
застопорить пушку и башню.

Перед торганием
с места механик-водитель тягача обязан
подать звуковой
сигнал
и
начать движение, предварительно
убедившись, что перед танком никого
нет.

При буксировки
танка необходимо:

— установить между
экипажем тягача и буксируемым танком
надежную связь (зрительную или по радио);

— периодически
проверять состояние и крепление тросов;

— не допускать
резких толчков, поворотов и внезапных
остановок;

— не останавливаться
у закрытых поворотов, на перевалах,
мостах и на перекрестках дорог;

— на ледяной
переправе и мостах открыть крышки всех
люков, а в тягаче и буксируемом танке
должны находиться только механики-водители.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— находиться между
буксируемым танком и тягачом, а также
рядом со сцепом на расстоянии менее
длины троса;

— одновременное
преодоление подъемов и спусков двумя
сцепами;

— буксировать танк
с неработающим остановочным тормозом
на мягкой сцепки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

October 24 2010, 10:42

Categories:

  • Армия
  • Техника
  • Cancel

Как водить Танк (Не юмор) — Действие рычагами управления

Действие рычагами управления
Действие рычагами управления, особенно при. торможении, требует от водителя значительных усилий.
Правильная регулировка привода управления ПМП и умелое пользование рычагами облегчают управление машиной и сохраняют механизмы поворота.

Планетарные механизмы поворота обеспечивают хорошую про¬ходимость машины, высокую среднюю скорость движения и облегчают работу механика-водителя при управлении машиной.
В случае преодоления небольших препятствий, а также при трогании и с места при большом сопротивлении движению (песок, грязь, подъем и т. д.) механику-водителю нет необходимости переходить на низшую передачу, а достаточно перевести рычаги управления в первое положение, что примерно равноценно пере¬ходу на следующую низшую передачу. Движение более 150 м с включенными планетарными механизмами поворота запрещается во избежание перегрева их Деталей.
Для выравнивания движения машины по направлению, а так¬же для поворота на радиусе более 10 м необходимо переводить рычаг управления на себя, но не следует доводить его до первого положения. Блокировочный фрикцион механизма поворота выключается не полностью, а поэтому производить такие повороты раз¬решается лишь непродолжительное время, чтобы не вызвать перегрева, износа и коробления дисков блокировочного фрикциона.
При переводе рычага управления в первое положение машина плавно поворачивается с радиусом 9—10 м. Такие повороты можно производить на всех скоростях движения, если позволяют дорожные условия.
Во время движения на высших передачах необходимо во избежание резкого поворота плавно подвести рычаг к первому положению и тем плавнее, чем выше скорость машины.
Для окончания поворота плавно перевести рычаг в исходное положение. В случае перегрузки двигателя при повороте продвинуть машину немного вперед, а затем вновь установить рычаг управления в первое положение.
Повороты на местности со слабым грунтом производить с двух-трехкратной постановкой рычага в первое положение. Если оба рычага находятся в первом положении, для поворота необходимо перевести рычаг управления забегающей гусеничной цепи в исходное положение. Передвигать его вперед следует плавно, иначе неизбежен резкий поворот.
Крутые повороты машины допускаются лишь при движении на низших передачах и передаче заднего хода.
Для выполнения крутого поворота рычаг управления необходимо перевести во второе положение, при этом гусеничная цепь затормаживается.
Для   увеличения  тягового   усилия   на  забегающей   гусеничной цепи при повороте на тяжелом грунте можно установить второй рычаг управления в первое положение.
Во всех случаях поворота машины торможение гусеничной цепи необходимо начинать при небольших оборотах коленчатого вала двигателя, увеличивая их постепенно к концу поворота.
В зависимости от угла поворота, состояния и характера грунта повороты торможением гусеничной цепи могут осуществляться одно-двухкратным и многократным притормаживанием. После каждого притормаживания продвигать машину вперед не менее чем на половину длины корпуса, а затем вновь притормаживать и поворачивать. Если при повороте забегающая гусеничная цепь начинает пробуксовывать (машина останавливается), торможение второй гусеничной цепи прекратить и продвинуть машину вперед.
Действие педалью ножного тормоза
На машинах имеется ножной привод к тормозам, действующий на тормозные лепты независимо от рычагов управления.
Ножным тормозом следует пользоваться для остановки машины или уменьшения скорости движения в тех случаях, когда необходимо снизить скорость, пе изменяя направления движения.
Для торможения ножным тормозом надо снять правую ногу с педали подачи топлива и поставить ее ступней на педаль тормоза. Для притормаживания машины плавно нажать па педаль тормоза, а если торможение производится для остановки машины, предварительно выключить главный фрикцион.

January 23 2013, 02:10

Category:

  • Армия
  • Cancel

Катунский А. М. Вождение танков. — М.: Воениздат, 1976.
174 с. с ил.
Тираж 27000 экз.
Scan: А.Мятишкин, DjVu: dns

Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе личный состав танковых экипажей, курсантов учебных частей и училищ, а также офицеров-танкистов и прапорщиков как пособие при начальном обучении и при совершенствовании мастерства вождения, т. е. при подготовке классных механиков-водителей. Наряду с общепринятыми способами и приемами вождения танков в книге излагаются практические советы и рекомендации по вождению танков в различных условиях на максимально допустимых местностью скоростях движения.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Основы вождения танка
1. Силы, действующие на танк, и основы его движения
2. Подготовка танка к движению
3. Основные правила управления танком
Глава II. Вождение танков в различных условиях местности, климата и погоды
1. Вождение танков по дорогам
2. Вождение танков по пересеченной местности
3. Вождение танков зимой
4. Преодоление препятствий и ограниченных проходов
5. Вождение танков в условиях ограниченной видимости
Глава III. Преодоление водных преград
1. Преодоление водных преград по дну водоемов
2. Вождение танков на плаву
3. Использование переправочных средств
Глава IV. Мастерство и скорость вождения
Глава V. Вождение танков на марше и в бою

1. Вождение танков на марше
2. Транспортировка танков по железной дороге и автотранспортом
3. Вождение танков в бою
Глава VI. Эвакуация танков
1. Самовытаскивание танка
2. Вытаскивание танков с использованием тягачей и полиспастов
3. Буксировка танков
Глава VII. Особенности вождения танков с навесным оборудованием
1. Особенности вождения танка при работе с танковым бульдозером
2. Особенности вождения танка при работе с танковым снегоочистителем
3. Особенности вождения танка с минным тралом
4. Основные правила техники безопасности
Глава VIII. Возможные неисправности танков, препятствующие нормальному их вождению
1. Силовая установка
2. Силовая передача
3. Ходовая часть
4. Водометный движитель

Автор видео пишет: Этот материал был отснят ещё зимой 2008 года, в сентябре 2010 я его наконец-то обработал и получился обучающий фильм, который наглядно показывает последовательность действий экипажа (в частности наводчика) при включении и выключении стабилизатора вооружения танка. Боевые офицеры говорят, что таким образом прицельный комплекс не включают, в боевых условиях все проходит по более оптимизированной схеме. Однако, так нас учат в универе)

Боевая работа управляемым вооружением

Методическое пособие по эксплуатации системы управления огнем танка Т-72 Б-3

Система управления огнем танка Т-72 Б-3

Меры безопасности при работе с СУО

Включение СУО наводчиком следует производить только по команде командира танка.

Перед включением СУО наводчик обязан:

— убедиться в правильности установки налобников и наличии наглазников (отсутствие повреж­дений) на окулярах прицелов;

— убедиться, что люк механика-водителя закрыт;

— убедиться, что башня отстопорена;

— убедиться, что тяга крепления пушки «по-походному» снята;

— убедиться в отсутствии людей на танке и рядом с ним ближе 6 м;

— убедиться в обеспечении беспрепятственного кругового поворота башни;

— предупредить экипаж о включении СУО.

В процессе работы СУО ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

— нажимать на рукоятках пульта управления прицела-дальномера 1А40-4 и пульта командира ПК72 кнопку измерения дальности во всех случаях, несвязанных с непосредственным измерением дальности;

— вылезать из танка, влезать на танк и внутрь его, находиться перед входными окнами прице­лов, снимать ограждения командира и наводчика;

— наводить центральную марку прицела-дальномера 1А40-4 и ПНМ «Сосна-У» на солнце;

— наводить центральные марки прицелов на людей, кроме случаев боевой работы;

— измерять дальность по предметам и сооружениям, расположенным в парках войсковых час­тей или местах технического обслуживания (кроме специально предназначенных для измерений при проверках дальномера) и бликующим предметам.

— работать с СУО в режимах «Основной» и «Дубль» при закрытой защитной крышке ВСУ ко­мандира (во избежание перегрева экрана ВСУ). Защитная крышка ВСУ командира должна быть за­крыта командиром после выключения СУО, при выполнении операций загрузки и разгрузке выстре­лов, при снятии, установке и обслуживании спаренного пулемета, а также при выполнении операций технического обслуживания и ремонта, связанных с монтажом или демонтажом оборудования и иму­щества на месте командира.

Подготовка к боевой работе

Требования перед включением системы

Перед включением системы необходимо соблюдать следующие требования:

— систему управления огнем следует включать только при работающем двигателе или при подключенном внешнем источнике питания мощностью не менее 12 кВт;

— все АЗР на правом и левом распределительных щитках башни должны быть включены;

— убедиться, что все исполнительные механизмы автомата заряжания (далее A3) находятся в исходном положении.

Действия членов экипажа

Механику-водителю необходимо:

— включить выключатель АБ;

— закрыть и застопорить крышку люка;

Наводчику необходимо:

— снять чехол с датчика ветра и убедиться в чистоте приемных отверстий;

— при закрытом клине затвора пушки, закрытых крышках люков, снятом колпачке с наружной трубки подпоромера и включенном нагнетателе убедиться, что шарик подпоромера находится в верхнем положении;

— убедиться, что прицел-дальномер 1А40-4 застопорен (рукоятка арретира стабилизатора прицела-дальномера 1А40-4 находится в верхнем положении);

— убедиться, что на лицевой панели прицела-дальномера 1А40-4 тумблеры Д, МЕХ rД и обог­рева окуляра находятся в выключенных положениях;

— отрегулировать и зафиксировать на ПНМ «Сосна-У» и прицеле-дальномере 1А40-4 налобники;

— вращением окуляра ПНМ «Сосна-У» и рукоятки диоптрийной установки на прицеле-дальномере 1А40-4 отрегулировать диоптрийную установку окуляров по глазу до получения резкого обозначения всех штрихов, шкал, служебной информации в полях зрения ПНМ «Сосна-У» и прицела-дальномера 1А40-4;

— установить рукоятку переключения полей зрения оптического канала на БВД в положение «4х»;

— убедиться, что рукоятка механического подъемника пушки установлена в нижнем положении, соответствующему ручному наведению;

— расстопорить башню;

— снять и уложить в стеллаж тягу стопорения пушки «по-походному»;

— открыть клин затвора пушки;

— убедиться, что переключатель типов выстрелов и вида оружия на ПУ A3 не находится в по­ложении ЗАГР., а переключатель АВТ. — РУЧ. находится в положении АВТ.;

— убедиться, что на лицевой панели БВД винт переключения режимов встроенной выверки, ру­коятка ФИЛЬТР, тумблер АВТОМАТ находятся в положениях ВЫКЛ;

— установить щиток ограждения пушки;

— проверить возможность, поворота башни и подъема пушки ручными приводами.

Командиру не обходимо:

— снять защитную крышку с защиты блока стабилизации ПНМ «Сосна-У» и положить ее в ящик ЗИП ОПВТ;https://partner-widget.vse-sdal.com/form?ref=1666204&form_type=0

— убедиться, что тумблер АВТ. — РУЧ. РАЗГР. на ПЗ установлен в положении АВТ;

— убедиться, что на пульте командира ПК72 переключатель режимов «Дубль», выбора типов снарядов и вида оружия, установлен в положении ВЫКЛ;

— установить щиток ограждения пушки;

— открыть защитную крышку экрана ВСУ командира.

После проведения всех операций механику-водителю пустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала двигателя не менее 25 с-1 (1500 об/мин).

Боевое применение

4.3.1 Включение режима «основной»

Для включения ПНМ «Сосна-У» и работы с оптическим каналом в светлое время суток необ­ходимо на прицеле-дальномере 1А40-4 включить тумблер ПРИВОД. Стабилизатор вооружения вклю­чается в режим «ПОЛУАВТОМАТ».

ВНИМАНИЕ! ПРИЦЕЛ-ДАЛЬНОМЕР 1А40-4 НЕ ОТСТОПОРИВАТЬ! ТУМБЛЕРЫ МЕХ ДД И Д НА ЛИЦЕВОЙ ПАНЕЛИ ПРИЦЕЛА-ДАЛЬНОМЕРА 1А40-4 — НЕ ВКЛЮЧАТЬ!

Отстопорить башню.

После автоматической проверки (не более 70 с) вычислителя, дальномера, цепей питания и частоты вращения гироскопов на лицевой панели БВД светятся индикаторы ГОТОВ: ССУ, БВ, Д. После этого включить тумблер АВТОМАТ, при этом должен светиться индикатор АВТОМАТ.

Стабилизатор вооружения переходит в режим «ОСНОВНОЙ».

Перевести рукоятку механического подъемника пушки в верхнее положение, обеспечив вклю­чение привода вертикального наведения стабилизатора.

Проверить наличие управления поля зрения ПНМ «Сосна-У» и пушки по ВН, башни по ГН от пульта управления прицела-дальномера 1А40-4.

СУО готово к боевой работе.

При работе в условиях повышенной освещенности местности установить рукоятку ФИЛЬТР в положение ВКЛ.

При температуре воздуха ниже 0 «С и запотевании защитного стекла или окуляра необходимо включить обогрев защитного стекла и окуляра нажатием кнопки ВОЗВРАТ на лицевой панели БВД (кнопка ВОЗВРАТ используется для включения обогрева защитного стекла во всех режимах работы кроме работы при выбранном типе У на ПУ A3 и работы в режиме выверки «СВК»).

При работе в сумерках включить подсветку центральной прицельной марки в поле зрения ПНМ «Сосна-У» нажатием кнопки ЗАПИСЬ/ ПОДСВЕТКА.

Для включения тепловизионного канала ПНМ«Сосна-У» необходимо переключатель 1 (рису-

нок 7.7) режимов на ПУ ТК наводчика установить в положение «  » (включено). На экранах ВСУ должна появиться тестовая таблица и сообщение ОХЛАЖДЕНИЕ ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ, и не более чем через 11 мин появится изображение.

После выхода на режим тепловизионный канал должен автоматически переключиться в ши­рокое поле зрения, а на экранах ВСУ должно появиться сообщение соответствующее состоянию ССУ (рисунок 7.6).

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД ВКЛЮЧЕНИЕМ ТЕПЛОВИЗИОННОГО КАНАЛА ПНМ «СОСНА-У» НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ ЗАЩИТНУЮ КРЫШКУ ЭКРАНА ВСУ КОМАНДИРА!

Отрегулировать контраст, яркость и резкость изображения на экране ВСУ нажатием клавиши «+» для увеличения значения параметра или нажатием клавиши «-» для уменьшения значения. При нажатии клавиш меняется численное значение регулируемого параметра и изменяется заполнение графической полосы (графическая интерпретация численного значения) на экране ВСУ. Выбор регу­лируемого параметра осуществляется нажатием клавиши КОНТРАСТ-ЯРКОСТЬ-РЕЗКОСТЬ до появ­ления необходимого символа на экране ВСУ:

-«  » — контраст;

-«  » — яркость;

-«  » — резкость.

Для использования функции автоматического сопровождения цели необходимо включить АСЦ.

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД ВКЛЮЧЕНИЕМ АСЦ НЕОБХОДИМО ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ОТКЛЮЧЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИЦЕЛЬНОГО ЗНАКА ТК.

Если до включения тумблера АСЦ прицельный знак ТК на ВСУ отображается, то его необходимо отключить, для чего нажатием кнопки «МЕНЮ» поз. 9 (рисунок 7.7), на пульте управления установить режим выбора цвета прицельного знака («МАРКА:ЧЕРНАЯ/ БЕЛАЯ/ СЕРАЯ/ ОТСУТСТВУЕТ»).Рукояткой «  » поз. 4 выбрать пункт «МАРКА: ОТСУТСТВУЕТ». Для сохранения установленногосостояния в памяти ТК нажатием кнопки «  » необходимо выбрать в меню ТК режим сохранения па­раметров «СОХРАНЕНИЕ», а затем рукояткой «  » выбрать пункт «СОХРАНЕНИЕ: В ПРОЦЕС­СЕ» и дождаться вывода сообщения «СОХРАНЕНИЕ: ЗАКОНЧЕНО».

После выполнения встроенного контроля АСЦ автоматически включается в режим «РУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ», при этом на ВСУ выводится изображение местности от тепловизионного кана­ла ПНМ «Сосна-У» с наложением прицельного знака (только в УПЗ и в УПЗ с электронным увеличе­нием (далее УПЗ*2)).

ВНИМАНИЕ! ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ АСЦ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕНЮ ТК ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА ПРИЦЕЛЬНОГО ЗНАКА

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЫБИРАТЬ ПУНКТЫ «МАРКА:БЕЛАЯ», «МАРКА:СЕРАЯ», «МАРКА:ЧЕРНАЯ» (В МЕНЮ ТК ПО УМОЛЧАНИЮ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБРАН ПУНКТ «МАРКА:ОТСУТСТВУЕТ»).

При необходимости, для обеспечения контраста прицельного знака, следует изменить полярность изображения нажатием кнопки «ПОЗИТИВ —  НЕГАТИВ» поз. 6 на ПУ ТК.

Для работы в режиме «Дубль» необходимо переключатель режимов на ПУ ТК командира ус­тановить в положение «  » (включено).

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ РЕЖИМОВ НА ПУ ТК НАВОДЧИКА И ПУ ТК КОМАНДИРА НЕ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО В ПОЛОЖЕНИИ«ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ» («  »— СРЕДНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ) ИЛИ В ПОЛОЖЕНИИ «  » (ВКЛЮЧЕНО)!

Для экономии ресурса ТК и сокращения времени выхода ее на режим предусмотрен дежур­ный режим ТК. Для включения дежурного режима необходимо переключатель режимов на ПУ ТК наводчика или командира установить в положение «  » (дежурный режим).

В случае установки переключателя режимов на ПУ ТК наводчика или командира из положения«  » в среднее положение «  » появится тестовая таблица и сообщение ОХЛАЖДЕНИЕ ИНИ­ЦИАЛИЗАЦИЯ, а через время не более 11 мин — сообщение ДЕЖ.РЕЖ. на темном фоне.

В случае установки переключателя режимов на ПУ ТК наводчика или командира из положения«  » в среднее положение «  » появится сообщение ДЕЖ.РЕЖ. на темном фоне (тепловизионное изображение цели или поля зрения отсутствует).

Выбор необходимого параметра настройки ТК (строки меню ТК) осуществляется нажатиемкнопки «  » поз.9 «МЕНЮ».

Для возможности изменения значения при выборе пунктов оперативных выверок ТК необходимо удерживать не менее 3 с кнопку «МЕНЮ» «  »

Для переключения с ШПЗ в УПЗ необходимо нажать кнопку узкого поля зрения «  » поз. 7.

Для переключения с УПЗ на УПЗ*2 необходимо повторно нажать кнопку «  ».

Переключения полей зрения в обратной последовательности осуществляется нажатием кнопки «  » поз. 8 широкого поля зрения.

Для увеличения параметров фокусировки, усиления и параметров меню ТК необходимо вращать рукоятку «  » поз. 4 по ходу часовой стрелки. Для уменьшения параметров — против хода часовой стрелки.

При переключении кнопки «  » ПОЗИТИВ — НЕГАТИВ поз. 6 на экранах ВСУ появляется надпись НОРМ — для нормального изображения или ИНВЕРС — для инверсного изображения. При нормальном изображении на экранах ВСУ теплому фону цели соответствует светлое изображение, при инверсном изображении на экранах ВСУ теплому фону цели соответствует темное изображение.

При нажатии кнопки «  » УСИЛЕНИЕ поз. 5 на экранах ВСУ появляется надпись УСИЛЕНИЕ и цифровое значение. Рукояткой «  » добиться необходимой контрастности изображения на экранах ВСУ.

При нажатии кнопки «  » ФОКУС поз. 3 на экранах ВСУ появляется надпись ФОКУС и цифровое значение. Рукояткой «  » добиться четкости изображения на экранах ВСУ.

4.3.2 Боевая работа в режиме «основной» с использованием АСЦ

Использование АСЦ возможно только при работе через тепловизионный канал ПНМ «Сосна-У» в УПЗ или в УПЗ*2 при достаточном тепловом контрасте цели.

Для подготовки и производства выстрела из пушки или пулемета в режиме «ОСНОВНОЙ» необходимо:

— в преддверии поиска целей, в зависимости от текущих погодных и температурных условий отрегулировать усиление тепловизионного канала, обеспечивающее однозначное наблюдение элементов и объектов на местности;

-при необходимости, в зависимости от расстояния до предполагаемой цели, сфокусировать изображение тепловизионного канала (добиться резкого изображения местности на расстоянии до предполагаемой цели);

— после обнаружения цели выбрать поле зрения тепловизионного канала ПНМ «Сосна-У», обеспечивающее распознавание цели (УПЗ или УПЗ*2);

— после распознавания цели, в зависимости от ее типа, выбрать тип боеприпаса, обеспечивающий ее поражение, для чего переключатель типов выстрелов и вида оружия на ПУ A3 установить в нужное положение: Б, К, О, П, У, УН;

— по индикатору количества выстрелов убедиться в наличии выбранного типа снаряда во вращающемся транспортере (при стрельбе из пушки);

— зарядить пушку выбранным типом снаряда, нажав кнопку ВКЛ.АЗ на пульте управления A3 (при стрельбе из пушки);

— в процессе цикла A3 необходимо отклонением рукояток пульта управления прицела-дальномера 1А40-4 навести прицельный знак тепловизионного канала на центр цели. При этом, если цель имеет достаточный тепловой контраст, форму и размеры, соответствующие критериям захвата АСЦ, то на изображении цели формируется рамка готовности к захвату;

— удерживая пультом управления прицела-дальномера 1А40-4 прицельный знак тепловизионного канала на выбранной цели, измерить дальность до нее, нажав на пульте управления прицела-дальномера 1А40-4 кнопку измерения дальности большим пальцем правой руки (на ВСУ должна отобразиться измеренная дальность), при этом:

а) если выбран тип Б, К или У (УН) и на цели при измерении дальности сформировалась рамка готовности к захвату цели, то непосредственно после измерения дальности обеспечивается автоматический захват цели и ее автосопровождение (центрирование прицельного знака и формирование на цели рамки автосопровождения в виде четырех уголков);

б) если выбран тип О или П, то автоматический захват цели после измерения дальности не происходит, однако, в случае формирования на выбранной цели рамки готовности к захвату, обеспечивается возможность ручного захвата цели нажатием кнопки ЗАХВАТ-СБРОС на левой рукоятке пульта управления прицела-дальномера 1А40-4 (под большим пальцем).

Примечание: — Ручной захват цели (нажатием кнопки ЗАХВАТ-СБРОС на пульте управления прицела-дальномера 1А40-4) возможен при выборе любого типа снаряда (при формировании рамки готовности к захвату цели). По решению наводчика ручной захват может быть выполнен до заряжания пушки выбранным типом, либо перед измерением дальности до цели;

— послеавтоматическогоилиручногозахватацели (приформированиинацелирамкиавтосопровождения), принеобходимости, выполнитьдо нацеливания, длячегосовместитьприцельныйзнак тепловизионногоканаластребуемойточкойцели;

— вернутьпультуправленияприцела-дальномера 1А40-4 внейтральноеположениеичерез промежутоквремениот 1 до 2 снажатьиудерживатьдопроизводствавыстрелакнопкустрельбына пультеуправленияприцела-дальномера 1А40-4.

ВНИМАНИЕ ! ВЫСТРЕЛ ПРОИЗОЙДЕТ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ГОТОВНОСТИ ЦЕПЕЙ СТРЕЛЬБЫ (НАЛИЧИЕ НАДПИСИ«ГОТ»НА ВСЮ ИЛИ СВЕЧЕНИЕ ЗЕЛЕНОГО ИНДИКАТОРА В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОПТИЧЕСКОГО КАНАЛА).

Примечания :

Обнаружение и распознавание целей допускается выполнять, используя оптический канал ПНМ«Сосна-У».

При стрельбе одним из типов Б, К или О сброс автосопровождения цели происходит автоматически (в момент отката пушки).

ПристрельбетипамиУ (УН) илиПсбросавтосопровожденияцелипроизводитсятольковручную (нажатиемкнопкиЗАХВАТ-СБРОСнапультеуправленияприцела-дальномера 1А40-4) послепо­раженияцели.

Болееподробноеописаниепорядкаподготовкиипроизводствавыстрелауправляемойракетой (типУилиУН) приведеновп. 4.3.8.

БолееподробноеописаниережимовработыАСЦприведеновтехническомописаниивп. 7.6.

4.3.3 Боеваяработаврежиме«ОСНОВНОЙ»безиспользованияАСЦ(черезоптическийилитепловизионныйканалыПНМ«Сосна-У»)

Дляподготовкиипроизводствавыстрелаизпушкиилипулеметаврежиме«ОСНОВНОЙ»необходимо:

— послеобнаруженияцеливыбратьнеобходимоеувеличениеПНМ«Сосна-У», переведярукоятку 9 (рисунок 7.4) переключенияполейзренияоптическогоканаланалицевойпанелиБВДвположение«4*»или«12*», обеспечивающеераспознаваниецели;

Примечания :

Приобзореместностииустановленномчетырехкратномувеличенииполязренияоптического канала (положение«4х») приуглахсклоненияпушкиболее 3°допускаетсязатемнениенезначительнойчастиполязренияэлементамиконструкциитанка.

Призатруднениинаблюденияместностиприустановленномчетырехкратномувеличенииполязренияоптическогоканала (положение«4х») вуказанномслучаерекомендуетсяустановитьдвенадцатикратноеувеличениеполязренияоптическогоканала (положение«12х») илиработатьчерез тепловизионныйканалПНМ«Сосна-У»;

— послераспознаванияцели, взависимостиотеетипа, выбратьтипбоеприпаса, обеспечивающийеепоражение, длячегопереключательтиповвыстреловивидаоружиянаПУ A3 установить внужноеположение: Б, К, О, П, У, УН;

-поиндикаторуколичествавыстреловубедитьсявналичиивыбранноготипаснарядавовращающемсятранспортере (пристрельбеизпушки);

— зарядитьпушкувыбраннымтипомснаряда, нажавкнопкуВКЛ.АЗнапультеуправления A3 (пристрельбеизпушки);

— впроцессецикла A3 необходимо, удерживаяпультомуправленияприцела-дальномера 1А40-4 центральнуюприцельнуюмаркуоптическогоканалаилиприцельныйзнактепловизионногоканаланавыбраннойцели, измеритьдальностьдонее, нажавнапультеуправленияприцела-дальномера 1А40-4 кнопкуизмерениядальностибольшимпальцемправойруки (вполезрения оптическогоканалаилинаВСУдолжнаотобразитьсяизмереннаядальность);

— удерживая (беззначительныхотклоненийотточкиприцеливания, неизменяянаправление наведения) пультомуправленияприцела-дальномера 1А40-4 центральнуюприцельнуюмаркуоптическогоканала (илиприцельныйзнактепловизионногоканала) наточкеприцеливаниянеменее 2 с, плавнонажатьнакнопкустрельбыизпушки (пулемета) напультеуправленияприцела-дальномера 1А40-4 иудерживатьеедопроизводствавыстрела.

ВНИМАНИЕ ! ВЫСТРЕЛПРОИЗОЙДЕТТОЛЬКОПРИНАЛИЧИИГОТОВНОСТИ ЦЕПЕЙСТРЕЛЬБЫ (СВЕЧЕНИЕЗЕЛЕНОГОИНДИКАТОРАВПОЛЕЗРЕНИЯОПТИЧЕСКОГОКАНАЛАИЛИНАЛИЧИЕНАДПИСИ«ГОТ»НАВСУ).

ПорядокподготовкиипроизводствавыстрелаизпушкиилипулеметаприработесоптическимиитепловизионнымканаламиПНМ«Сосна-У»аналогичен, приэтомприработестепловизионным каналомнеобходимовыполнитьследующиеоперации:

— впреддвериипоискацелей, взависимостиоттекущихпогодныхитемпературныхусловий, отрегулироватьусилениетепловизионногоканала, обеспечивающееоднозначноенаблюдениепредметовиобъектовнаместности;

— принеобходимости, взависимостиотрасстояниядопредполагаемойцели, сфокусировать изображениетепловизионногоканала (добитьсярезкогоизображенияместностинарасстояниидо предполагаемойцели);

— после обнаружения цели выбрать поле зрения тепловизионного канала ПНМ«Сосна-У», обеспечивающее распознавание цели (УПЗ или УПЗ*2).

Для отображения или изменения цвета прицельного знака ТК (при работе с АСЦ прицельный знак ТК в меню ТК должен быть выключен) необходимо нажатием кнопки«  »поз. 9 (рисунок 7.7) на пульте управления установить режим выбора цвета прицельного знака («МАРКА:ЧЕРНАЯ/ БЕЛАЯ/СЕРАЯ/ ОТСУТСТВУЕТ»). Рукояткой«  »поз. 4 выбрать один из пунктов«МАРКА»: ЧЕРНАЯ, БЕЛАЯ, или СЕРАЯ. Для сохранения установленного состояния в памяти ТК нажатием кнопки«  » необходимо выбрать в меню ТК режим сохранения параметров — «СОХРАНЕНИЕ», а затем рукояткой«  » выбрать пункт«СОХРАНЕНИЕ: ПРОЦЕССЕ» и дождаться вывода сообщения«СОХРАНЕНИЕ: ЗАКОНЧЕНО».

Болееподробноеописаниепорядкаподготовкиипроизводствавыстрелауправляемойракетой (типУилиУН) приведеновп. 4.3.8.

4.3.4 Выключениережима«ОСНОВНОЙ»

Длявыключениярежима«ОСНОВНОЙ»необходимо:

— на ПУ ТК переключатель режимов работы установить в выключенное положение«  » (при использовании тепловизионного канала ПНМ«Сосна-У»);

— выключить тумблер АСЦ (при использовании АСЦ);

— выключить тумблер АВТОМАТ на ПНМ «Сосна-У»;

— перевести рукоятку механического подъемника пушки в нижнее положение, соответствующее ручному наведению;

— выключитьтумблерПРИВОДнаприцеле-дальномере 1А40-4, приэтомсигнальнаялампа ПРИВОДнаприцеле-дальномере 1А40-4 погаснет;

— застопоритьбашню.

4.3.5 Включениережима«ДУБЛЬ»

Включениережима«ДУБЛЬ»возможносместакомандираприработеСУОврежиме«ОСНОВНОЙ».

Длявключениярежима«ДУБЛЬ»необходимо:

— повернутькомандирскуюбашенкувправодляобеспечениядоступакПУТК;

— установитьпереключательрежимовнаПУТКкомандиравположение«  » (включено);

— послепоявлениятепловизионногоизображениянаВСУустановитьнапультекомандира ПК72 переключатель 6 (рисунок 7.27) режима«ДУБЛЬ»внужноеположение (Б, К, О, П, У), приэтом напультекомандираПК72 светитсяиндикаторвключениярежима«ДУБЛЬ», внижнейчастиполя зренияоптическогоканалаПНМ«Сосна-У»светитсяжелтыйсветовойсигнал, анаВСУиндикация ДБЛ.

4.3.6 Боеваяработаврежиме«ДУБЛЬ»

Дляподготовкиипроизводствавыстрелаизпушкиилипулеметаврежиме«ДУБЛЬ»необходимо:

— впреддвериипоискацелей, взависимостиоттекущихпогодныхитемпературныхусловий, отрегулироватьусилениетепловизионногоканала, обеспечивающееоднозначноенаблюдениеэлементовиобъектовнаместности;

— принеобходимости, взависимостиотрасстояниядопредполагаемойцели, сфокусировать изображениетепловизионногоканала (добитьсярезкогоизображенияместностинарасстояниидо предполагаемойцели);

— послеобнаруженияцеливыбратьполезрениятепловизионногоканалаПНМ«Сосна-У», обеспечивающеераспознаваниецели (УПЗилиУПЗ*2);

— послераспознаванияцели, взависимостиотеетипа, выбратьтипбоеприпаса, обеспечивающийеепоражение, длячегопереключательрежима«ДУБЛЬ»напультекомандираПК72 установитьвнужноеположение: Б, К, О, П, У.

Примечание : — Подробноеописаниепорядкастрельбыуправляемойракетойприведенов п. 4.3.8;

— зарядитьпушкувыбраннымтипомснаряда, нажавкнопку 1 (рисунок 7.27) включенияавтоматазаряжаниянапультекомандираПК72 (пристрельбеизпушки);

— впроцессецикла A3 необходимо, удерживаярычагом 3 пультакомандираПК72 прицельный знактепловизионногоканаланавыбраннойцели, измеритьдальностьдонее, нажавнапультекомандираПК72 кнопку 5 измерениядальности (наВСУдолжнаотобразитьсяизмереннаядальность);

— удерживая (беззначительныхотклоненийотточкиприцеливания, неизменяянаправление наведения), рычагом 3 управленияпультакомандираПК72, прицельныйзнактепловизионногоканала наточкеприцеливаниянеменее 2 с, плавнонажатьнакнопку 4 стрельбыА/Тизпушки (пулемета) на пультекомандираПК72 иудерживатьеедопроизводствавыстрела.

ВНИМАНИЕ ! ВЫСТРЕЛПРОИЗОЙДЕТТОЛЬКОПРИНАЛИЧИИГОТОВНОСТИ ЦЕПЕЙСТРЕЛЬБЫ (НАЛИЧИЕНАДПИСИ«ГОТ»НАВСУИЛИСВЕЧЕНИЕИНДИКАТОРА 2 ГОТОВНОСТИКВЫСТРЕЛУНАПУЛЬТЕКОМАНДИРАПК72).

ВНИМАНИЕ ! ПРИБОЕВОЙРАБОТЕВРЕЖИМЕ«ДУБЛЬ»СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АСЦНЕОБХОДИМОУЧИТЫВАТЬСЛЕДУЮЩЕЕ:

— дляиспользованияавтоматическогосопровожденияцелинеобходимоубедиться, чтовключентумблерАСЦнаместенаводчика;

—  приизмерениидальностидоцелипроизойдетавтоматическийзахватцели (налюбомтипе выстрелаивидеоружияприусловииформированиянаэкранеВСУрамкиготовностикзахвату);

— переключатель режима на пульте командира ПК72 при работе с АСЦ используется для ручного сброса авто сопровождения захваченной цели (например, при необходимости захвата более опасной цели, либо после поражения цели типом У или типом П). Сброс обеспечивается выбором любого другого типа и установкой, при необходимости, ранее выбранного типа;

— послеавтоматическогозахватацели (приформированиинацелирамкиавтосопровождения), принеобходимости, выполнитьдонацеливание, длячегосовместитьприцельныйзнактепловизионногоканаластребуемойточкойцели;

— дляпроизводствавыстреланеобходимонажатькнопку 4 стрельбыА/Тизпушки (пулемета) напультекомандираПК72 иудерживатьеедопроизводствавыстрела;

— дляпроизводствавыстрелапоследонацеливаниянеобходимовернутьрычаг 3 пультакомандираПК72 внейтральноеположениеичерезпромежутоквремениот 1 до 2 снажатьнакнопку 4 стрельбыА/Тизпушки (пулемета) напультекомандираПК72 иудерживатьеедопроизводствавыстрела.

ПодробноеописаниережимовработыАСЦприведенотехническомописании 184.ТО-8.

4.3.7 Выключениережима«дубль»

Выключениережимаосуществляетсяустановкойпереключателярежима«ДУБЛЬ»наПК72 в положениеВЫКЛиустановкойпереключательрежимовнаПУТКкомандираввыключенноеположение

«  ».

СУО переходит в режим«ОСНОВНОЙ».

Боеваяработауправляемымвооружением

ИспользованиеуправляемоговооруженияобеспечиваетсясовместнойработойСУОтанка и 125 ммвыстрелаЗУБК14 (суправляемойракетой 9М119), выстрелаЗУБК14Ф (суправляемойракетой 9М119Ф) иливыстрелаЗУБК20 (сракетой 9М119М). Ракетавыстреливаетсячерезстволпушки метательнымустройством 9X949.

4.3.9 Производство выстрела управляемой ракетой с места наводчикав режиме «ОСНОВНОЙ»

ПорядокстрельбыуправляемойракетойаналогиченстрельбетипамиО, Б, К, приэтомнеобходимоучитыватьследующее:

— длязаряжанияпушкиуправляемойракетойнеобходимопереключатель 5 (рисунок 6.6) типов выстреловивидаоружиянаПУ A3 установитьвнужноеположениеУилиУН (приустановкепереключателя 5 вположениеУлампанабортуракетывключаетсяврежимяркогосвечения, авположениеУН — врежимслабогосвечения). Допускаетсязаряжаниепушкиуправляемойракетойизнемеханизированнойукладкивручную, приэтомпослезаряжаниянеобходимопереключательтиповвыстреловивидаоружиянаПУ A3 установитьвнужноеположениеУилиУН;

— безготовностилазерногоканалауправления (приотсутствиисвеченияиндикатораГОТОВУ налицевойпанелиБВД), пушкуракетойнезаряжать. Приэтомдоготовностилазерногоканала управленияавтоматическоезаряжаниезаблокированосхемой A3;

— срабатываниеметательногоустройствапроисходитпримерночерез 1 спосленажатиякнопкистрельбыизпушки;

— пристрельбеуправляемойракетойскоростинаведенияприводовстабилизатораограничены;

— поражениецелиракетойпристрельбесиспользованиемАСЦпроизводитсяаналогично стрельбетипамиО, Б, К, приэтомпослевыстрелаавтосопровождениецелинепрекращаетсяиобеспечиваетсявозможностьдонацеливаниясиспользованиемпультаприцела-дальномера 1А40-4 (пультакомандираПК72) впроцессенаведенияуправляемойракетынацель;

— приавтоматическомсопровождениицелипослепускауправляемойракетыАСЦкратковременно (навремязасветкивидеоизображениявполезрениятепловизионногоканала) переходитв режим«ИНЕРЦИОННОЕСОПРОВОЖДЕНИЕ», послечегоавтоматическиперезахватываетцельи продолжаетееавтосопровождение;

— прииспользованииАСЦпослепораженияцелитипомУнеобходимопроизвестиручной сбросавтосопровождениязахваченнойцели [нажатькнопкуЗАХВАТ-СБРОСпоз. 3 (рисунок 7.15)];

— дляпораженияцелиракетойпристрельбебезиспользованияАСЦнеобходимопультом управленияприцела-дальномера 1А40-4 удерживатьЦПМ (прицельныйзнактепловизионногоканала ПНМ«Сосна-У») наточкеприцеливаниядопопаданияракетывцель. Пристрельбепомалоразмернымцелям, дляэффективногопораженияцелей (обеспечениядетонацииипораженияосколкам непосредственноподцелью), расположенныхнадистанцияхдо 2000 м, рекомендуетсяприцеливатьсяподнижнийобрезцели;

— еслиизмереннаядальностьдоцелиболее 1400 м — ракеталетит«спревышением», т.е. на высоте 4,5 мнадлиниейвизирования; придальностименее 1400 м — «безпревышения», т.е. траекторияполетасовмещенаслиниейвизирования. Оработережима«безпревышения»свидетельствуетмиганиеиндикатора 5 (рисунок 7.5) готовностицепейстрельбыквыстрелувполезренияоптическогоканала;

— принеобходимости (например, дляуничтожениявертолета) произвестинаведениеракетыв режиме«безпревышения»надальностьболее 1400 м, переднажатиемкнопкистрельбыизпушки измеритьдальностьдоцели (дляоценкивозможностиеепоражения), затемнажатьиотпуститьна лицевойпанелиБВДкнопкуВОЗВРАТпоз. 14 (рисунок 7.4). Оработережима«безпревышения» свидетельствуетмиганиеиндикатора 5 (рисунок 7.5) готовностицепейстрельбыквыстрелувполе зренияоптическогоканала;

— для сокращения времени подготовки следующего пуска, сразу после поражения цели (или обнаружения неисправности ракеты) необходимо нажать и отпустить кнопку ВОЗВРАТ. Если в процессе подготовки выстрела выявится неисправность дальномера или вычислителя, автоматически включается режим полета ракеты «без превышения».

4.5 Автомат сопровождения цели в танке Т-72Б3

4.5.1 Включение и работа АСЦ

ВНИМАНИЕ! Перед включением АСЦ необходимо проконтролировать отключенное состояние прицельного знака ТК.

Если до включения тумблера АСЦ прицельный знак ТК поз.7 (рисунок 7.6) на ВСУ отображается, то его необходимо отключить, для чего кнопкой 9 (рисунок 7.7) «МЕНЮ» (« »)на пульте управления тепловизионной камерой установить на ВСУ режим выбора цвета прицельного знака («МАРКА:ЧЕРНАЯ/ БЕЛАЯ/ СЕРАЯ/ ОТСУТСТВУЕТ»). Рукояткой 4 выбрать пункт «МАРКА: ОТСУТСТВУЕТ». Для сохранения установленного состояния в памяти ТК кнопкой 9 «МЕНЮ» (« ») необходимо выбрать в меню ТК режим сохранения параметров — «СОХРАНЕНИЕ», а затем рукояткой 4 выбрать пункт «СОХРАНЕНИЕ: В ПРОЦЕССЕ» и дождаться вывода на ВСУ сообщения «СОХРАНЕНИЕ: ЗАКОНЧЕНО».

Включение автомата сопровождения целей осуществляется переключением тумблера 20 (рисунок 7.2) включения АСЦ в положение АСЦ ВКЛ., при этом видеоизображение от тепловизионного канала ПНМ «Сосна‑У» на ВСУ может пропадать на время проверки работоспособности АСЦ встроенным контролем (не более 20 c).

После выполнения встроенного контроля АСЦ автоматически включается в режим «РУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ», при этом на ВСУ выводится изображение местности от тепловизионного канала ПНМ «Сосна‑У» с наложением прицельного знака (только в узком поле зрения и узком поле зрения с электронным увеличением).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ при включенном АСЦ использовать меню ТК для изменения цвета прицельного знака, а именно запрещается выбирать пункты «МАРКА: БЕЛАЯ», «МАРКА: СЕРАЯ», «МАРКА: ЧЕРНАЯ» (в меню ТК по умолчанию должен быть выбран пункт «МАРКА:ОТСУТСТВУЕТ»). При необходимости, для обеспечения контраста прицельного знака следует изменить полярность изображения кнопкой 6 (рисунок 7.7) «ПОЗИТИВ — НЕГАТИВ» (« ») на ПУ ТК.

4.5.1.1 Режим «РУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

В режиме «РУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» обеспечивается наведение поля зрения ПНМ «Сосна‑У» с использованием пульта управления прицела-дальномера 1А40‑4 (при работе СУО в режиме «ОСНОВНОЙ») или пульта командира ПК72 (при работе СУО в режиме «ДУБЛЬ») для подготовки к захвату выбранной цели или ручного сопровождения без использования АСЦ.

Выбор цели для захвата выполняет наводчик при наблюдении через тепловизионный канал ПНМ «Сосна‑У» в УПЗ или УПЗ*2, удерживая пультом управления прицела-дальномера 1А40‑4 или с помощью пульта командира ПК72 перекрестие прицельного знака тепловизионного канала ПНМ «Сосна‑У» в районе цели, при этом:

— в случае соответствия выбранной цели критериям захвата (по размеру и уровню теплового контраста) АСЦ формирует в поле зрения тепловизионного канала рамку (рисунок 1) готовности к захвату цели (из двух вертикальных и двух горизонтальных линий), означающую, что данная цель может быть захвачена АСЦ с высокой вероятностью;

— если рамка готовности к захвату в поле зрения тепловизионного канала ПНМ «Сосна‑У» не формируется, то захват данной цели АСЦ невозможен.

Рисунок 1 – Выбор цели для захвата АСЦ
(формирование рамки готовности к захвату)

Захват цели может быть выполнен одним из следующих способов:

— автоматически – при измерении дальности до цели дальномером ПНМ «Сосна‑У» (при работе СУО в режимах «ОСНОВНОЙ» или «ДУБЛЬ»);

— вручную – нажатием кнопки 3 (рисунок 7.15) ЗАХВАТ-СБРОС на пульте прицела-дальномера 1А40‑4 (только при работе СУО в режиме «ОСНОВНОЙ»).

При работе СУО в режиме «ОСНОВНОЙ» автоматический захват цели, совмещенный с измерение дальности, обеспечивается только при выборе типов Б (бронебойный), К (кумулятивный) или У (управляемый). При выборе типов О (осколочный) и П (пулемет) автоматический захват цели не выполняется. При работе СУО в режиме «ДУБЛЬ» автоматический захват цели, совмещенный с измерением дальности, обеспечивается при выборе любого типа выстрела.

Ручной захват цели нажатием кнопки ЗАХВАТ-СБРОС (при работе СУО в режиме «Основной») возможен при выборе любого типа выстрела.

4.5.1.2 Режим «Автоматическое сопровождение»

После захвата цели АСЦ переходит в режим «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» и формирует в поле зрения тепловизионного канала ПНМ «Сосна‑У» рамку (рисунок 2) автосопровождения в виде четырех уголков, расположенных вокруг изображения цели, обеспечивая при этом удержание прицельного знака на изображении цели.

Рисунок 2 – Захват цели АСЦ и переход в режим
«АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
(формирование рамки автосопровождения)

Кроме того, для дополнительной индикации об автоматическом захвате цели (при измерении дальности на типах баллистик Б, К и У), а также при ручном захвате цели в оптическом канале ПНМ «Сосна‑У» формируются символы 8 (рисунок 7.5) слева и справа от индикации типа баллистики.

В режиме «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» АСЦ непрерывно выполняет обработку видеоизображения фоноцелевой обстановки, определяет текущие координаты захваченной цели относительно перекрестия прицельного знака и по текущим координатам формирует сигналы управления угловой скоростью перемещения поля зрения ПНМ «Сосна‑У». В процессе автосопровождения обеспечивается возможность ручного донацеливания с использованием пульта управления прицела-дальномера 1А40‑4 или пульта командира ПК72 (в зависимости от режима работы СУО).

4.5.1.3 Ручное донацеливание

При ручном донацеливании оператор, не прерывая автосопровождения захваченной цели, наводит (рисунок 3) перекрестие прицельного знака тепловизионного канала на нужную точку прицеливания, используя пульт управления прицела-дальномера 1А40‑4 (при работе СУО в режиме «ОСНОВНОЙ») или пульт командира ПК72 (при работе СУО в режиме «ДУБЛЬ»).

4.5.1.4 Режим «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

При перекрытии цели внешними препятствиями или при значительном снижении теплового контраста АСЦ автоматически переходит из режима «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» в режим «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» с формированием рамки (рисунок 4) в виде сплошного прямоугольника.

При работе в режиме «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» АСЦ обеспечивает автосопровождение прогнозируемого положения захваченной цели по параметрам, зафиксированным на момент прерывания оптической связи с целью (запоминаются характеристики изображения цели и скорость ее движения).

В режиме «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» АСЦ непрерывно выполняет поиск цели в расширенной экранной области, а при восстановлении оптической связи с целью выполняет перезахват цели и переходит в режим «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ».

Примечание: — При длительном нахождении АСЦ в режиме «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» (более 6 с) автоматически происходит переход в режим «РУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ».

4.5.1.5 Сброс автосопровождения

При работе в режимах «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» и «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» обеспечивается возможность принудительного сброса автосопровождения нажатием кнопки ЗАХВАТ-СБРОС поз. 3 (рисунок 7.15) на пульте управления прицела-дальномера 1А40‑4 (при работе СУО в режиме «ОСНОВНОЙ») или при выборе другого снаряда или вида оружия на пульте командира ПК72 (при работе СУО в режиме «ДУБЛЬ»), а также автоматически после выстрела из пушки (любым типом выстрела кроме управляемой ракеты).

После пуска управляемой ракеты АСЦ кратковременно (на время засветки видеоизображения в поле зрения тепловизионного канала) переходит в режим «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ», после чего автоматически перезахватывает цель и продолжает ее автосопровождение.

Кроме того, при работе АСЦ в режимах «АВТОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» и «ИНЕРЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» сброс автосопровождения цели автоматически выполняется в следующих случаях:

— при переключении полей зрения тепловизионного канала;

— при переключении полярности тепловизионного изображения кнопкой ПОЗИТИВ-НЕГАТИВ;

— при переключении СУО из режима «ОСНОВНОЙ» в режим «ДУБЛЬ» и при выполнении «ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ».

Источник: Техническое описание изделия 184 (184-1) с ПНМ «Сосна‑У».


«Пантера» — Вождение танка

Танк "Пантера"

XIII. Вождение танка

Трогание с места

Трогать с места (на горизонтальных участках пути) на I, II и III передачах. На тяжелых участках начинать движение на I передаче. Для того чтобы начать движение, необходимо запустить двигатель, дать ему прогреться, убедиться в том, что он работает нормально. Затем выключить, нажав левой ногой на педаль, главный фрикцион. Пользуясь рычагом переключения коробки перемены передач, включить ее и, плавно опуская педаль главного фрикциона, одновременно медленно нажимать правой ногой на акселератор.

Когда танк «Пантера» тронется с места, прибавить скорость, нажав ногой на педаль акселератора, после чего, вновь быстро выключив главный фрикцион и одновременно уменьшив число оборотов двигателя, включить следующую передачу; таким образом постепенно переходить с низших передач на высшие. Водить танк на такой передаче, на которой не чувствуется перегрузки двигателя, т. е. число оборотов двигателя не снижается самопроизвольно. Включать передачи заднего хода можно только при полной остановке танка.

Повороты танка

Когда оба рычага поворота танка находятся в нижнем положении, танк движется по прямой. Для поворота танка вправо необходимо правый рычаг потянуть на себя. При частичном подъеме рычага танк поворачивается плавно, при полном подъеме происходит резкий поворот танка. Для поворота танка влево необходимо действовать левым рычагом. Перед крутым поворотом движение замедлить, а поворот совершать на низших передачах.

Преодоление препятствий

Перед преодолением препятствий (ров, вал, канава) необходимо перейти на низшую передачу. Преодолеватъ препятствие под прямым углом; поворотов на них не совершать.
Разрушать препятствия с выключенным главным фрикционом, используя живую силу танка. При движении по болотистым участкам по возможности не переключать передач и не делать поворотов.

Преодоление водных преград

Перед преодолением водных преград все люки плотно закрываются. Плотность достигается постановкой резиновых прокладок. В соединениях между башней и корпусом прокладывается резиновая лента. Вооружение и башня закрывается чехлами. Над моторным отделением устанавливается труба, служащая для приема воздуха в танк. Вентиляторы охлаждения выключаются, так как охлаждение двигателей обеспечивается заливающейся в отсеки радиаторов водой (отсеки радиаторов отделены от остальной части корпуса танка водонепроницаемыми перегородками).

Все трубы, сообщающие полость танка с отсеками охлаждения, перекрываются заслонками. Заслонки закрываются и открываются из боевого отделения. Для откачивания из корпуса танка воды, проникшей туда через неплотности, рычаг включения водяной помпы, который расположен у сиденья механика-водителя, справа от него и сзади рычага управления коробки перемены передач, включается.

Танка T-V "Пантера"

Оглавление

I. Общее устройство
II. Краткая боевая и техническая характеристика
III. Броневой корпус и башня танка
IV. Вооружение
V. Двигатель
VI. Трансмиссия
VII. Ходовая часть (движитель)
VIII. Электрооборудование
IX. Средства связи
X. Приборы управления танком и контрольный щиток
XI. Заправка танка
XII. Запуск двигателя
XIII. Вождение танка
XIV. Техническое обслуживание танка
< Назад   Вперед >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации ларгус 21129
  • Lynx 5900 glx мануал
  • Пошаговые руководства по windows
  • Колледж связи руководство
  • Аштанга йога исчерпывающее руководство джейн холл