Руководство по выбору профессии франция 1849

История возникновения, становления и развития профориентации.

Профессиональная
ориентация представляет собой
научно-практическую систему подготовки
молодежи к обоснованному и осознанному
выбору профессии, руководство
профессиональным самоопределением
личности. Это система психолого-педагогических
и государственных мероприятий,
направленных на оказание помощи оптанту
в совершении профессионального выбора
с учетом его интересов и способностей,
возможностей и потребностей рынка труда
в различных профессиях и разного уровня
квалификации.

Профессиональная
ориентация, возникнув в глубокой
древности, стала развиваться как
ориентирование на определенный вид
деятельности, профессию, помощь и
руководство в ее выборе. Почву для ее
появления подготовил отбор, вызванный
необходимостью учета индивидуальных
различий людей в их силе, ловкости,
интеллекте, способностях, знаниях,
умениях, обучаемости. Отбор, имея свои
специфические функции и задачи, стал
составной частью профориентации —
профотбором.

Становление
профориентации происходило благодаря
развитию производства, а также под
влиянием дифференциации и интеграции
отдельных наук и научных направлений.

В
настоящее время профориентацию можно
рассматривать как один из важных
механизмов сознательного, целенаправленного
регулирования социальной и профессиональной
структуры общества.

На
протяжении всей истории человеческого
общества существовало разделение труда,
детерминированное определенным уровнем
развития производительных сил и
производственных отношений. При каждой
общественно-экономической формации
сложившиеся виды трудовой деятельности
предъявляли определенные требования
к индивидуальным различиям людей.

Разделение
труда внутри родовых общин основывалось
не только на половых и возрастных
различиях. Изобретение и умение изготовить
первобытные орудия труда, оружие,
домашнюю утварь, создание наскальных
рисунков связано с определенными
способностями и творчеством.

В
работах мыслителей Древней Греции и
Рима высказывались мысли о существовании
индивидуальных различий в умственном
развитии, способностях, интересах
молодежи и о необходимости руководства
их формированием.

В
эпоху феодализма существовало стремление
к распределению людей по различным
видам труда в зависимости от индивидуальных
качеств.

В
XVI в. идея распределения людей по
профессиям согласно их способностям
нашла теоретическое толкование в трудах
испанского врача-философа Хуана Хуарте,
сделавшего попытку дать научное
обоснование природе различных способностей
и их применению в науке и искусстве.

Интенсивное
развитие капиталистического промышленного
производства в конце XIX в. потребовало
рационального распределения рабочей
силы в различных отраслях производства.
Началом деятельности по профориентации
стала работа организаций по подбору
рабочих, исходя из их психофизиологических
особенностей.

В
конце XIX в. стали появляться публикации,
посвященные вопросам профориентации,
среди которых «Руководство по выбору
профессии» (Франция, 1849) и книга профессора
Санкт-Петербургского университета Н.
И. Кареева «Выбор факультета и продолжение
университетского курса» (1897).

Первые
тестовые испытания в профориентационных
целях были предложены в 1883 г. Фрэнсисом
Гальтоном в Англии.

В
начале XX в. возникает психотехника как
разновидность прикладной психологии,
получившая теоретическое оформление
в работах Г. Мюнстерберга, В. Штерна, О.
Липмана и других психологов-экспериментаторов.
Термин «психотехника» принадлежит В.
Штерну, в широкое употребление был
введен Г. Мюнстербергом, предвидевшим
перспективность практического применения
тестов в профориентации.

В
это же время в США, Англии, Франции
появляются первые службы профориентации.

Термин
«профессиональная ориентация» принадлежит
Ф. Парсону, профессору Гарвардского
университета, организовавшему в 1908 г.
в городе Бостоне профбюро по выбору
профессии. Им были выделены факторы
успешного выбора профессии:

— правильная
самооценка склонностей, способностей,
интересов, устремлений, возможностей
и ограничений;

— знание
того, что нужно для успешной деятельности
по каждой из выбираемых профессий;

— умение
соотнести результаты самооценки со
знаниями требований профессий.

Современная
система профориентации имеет 100-летнюю
историю. В ее развитии можно выделить
следующие этапы. Первый этап (30-40 гг. XX
в.) — консультационные формы работы.
Второй этап (40-50 гг. XX в.) — создание сети
профориентационных служб. На первом и
втором этапах главенствует диагностическая
концепция, на третьем этапе (после 50-х
гг.) -воспитательная концепция. Выбор
профессии становится частью концепции
профессионального развития человека.

В
СССР первые психотехнические лаборатории
появились в Москве, Ленинграде, Харькове,
Казани, Свердловске в 1922-1924 гг. В 1927 г. в
Ленинграде было организовано бюро
профконсультации. В 1930 г. в Москве
открылась Центральная лаборатория по
профконсультации и профотбору при
Институте экспертизы и организации
труда. Ее возглавил А. М. Мандрыка, работы
которого были посвящены применению
математических методов в психологии.
Лаборатория руководила проводившейся
во многих городах СССР (Киев, Харьков,
Минск и др.) работой по изучению методов
профпросвещения, составлением
профессиограмм наиболее популярных
профессий, унификацией и апробацией
экспериментальных методик.

Развитие
психотехники, совершенствование метода
тестов как основы проведения
профессионального отбора связаны с
именами И. Н. Шпильрейна, ставшего
председателем Психотехнического
общества (1927), С. Г. Геллерштейна, В. И.
Гальперина, Н. Д. Левитова, С. М. Василейского
и др. Постепенно психотехническая работа
стала приобретать профконсультационную
и профориентационную направленность.

В
Беларуси первая психотехническая
лаборатория была создана в 1925 г. при
Белгосуниверситете в Минске. Возглавил
ее С. М. Василейский, большинство работ
которого было посвящено профориентации,
профотбору и методам исследования этой
проблемы. В 1929 г. психологами БГУ С. М.
Василейским, А. А. Гайваровским, С. М.
Вержбаловичем было опубликовано
фундаментальное исследование «Из теории
и практики профориентации и
профконсультации», в котором представлены
психологические основы профконсультации
и профотбора, анализ теории тестирования,
характеристика методики и техники
выявления пригодности человека к
профессии (Л. А. Кандыбович, 2002).

В
1936 г. работа по профориентации в СССР
была свернута известным постановлением
«О педологических извращениях в системе
наркомпросов» и возобновлена вновь в
середине XX столетия.

В
теоретических работах этого периода,
посвященных проблемам профориентации,
преобладал целостно-личностный подход,
реализованный в работах В. В. Чебышевой
и К. К. Платонова, которому принадлежит
концепция динамической функциональной
структуры личности, формирующейся в
профессионально-трудовой деятельности.

Исследования
В. Д. Небылицына и Б. М. Теплова обосновали
значимость системно-структурного
анализа профессиональной деятельности
и трудовых функций в различных режимах
работы, внеся тем самым весомый вклад
в развитие теоретических основ
психодиагностики.

Установление
взаимосвязи профессиональной пригодности
с индивидуальными особенностями основных
свойств нервной системы позволили К.
М. Гуревичу, В. Д. Небылицыну, Б. М. Теплову
сделать важные теоретические выводы
относительно закономерностей формирования
профессиональной пригодности и
методических принципов ее диагностики.
К. М. Гуревич показал, что психологический
анализ индивидуального трудового
поведения личности и результата ее
профессиональной деятельности позволяет
диагностировать и прогнозировать
профессиональную пригодность.

Б.
Г. Ананьев с сотрудниками применил метод
корреляционных плеяд для диагностики
профессиональной пригодности с помощью
соотнесения целостной структуры личности
с функциональной структурой профессиональной
деятельности.

Среди
теоретических разработок профориентационной
проблематики в Беларуси — психологическая
готовность к деятельности (Л. А.
Кандыбович); групповая готовность
оператора к сложным видам совместной
деятельности (В. М. Казубовский); психология
трудового обучения и профессионального
самоопределения (Ф. И. Иващенко);
профессиональная пригодность, изучавшаяся
А. Г. Ростуновым. В психологическом
компоненте ее структуры ведущую роль,
по мнению А. Г. Ростунова, играют
профессиональная мотивация и
профессиональные способности, от которых
зависит качество обучения и труда,
соответствие или несоответствие
работника требованиям профессии (цит.
по Л. А. Кандыбовичу, 2002).

Наряду
с теоретическими исследованиями
выполнялись и работы, носящие прикладной,
практический характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

При всех многочисленных тестах и исследованиях, существующих в наши дни, найти подходящую для себя работу — задача не из лёгких. Кажется, что в старые времена с этим было легче. Реальная возможность выбора была уделом меньшинства. Остальным работа доставалась по наследству или как-то ещё — в любом случае профессия выбирала нас, а не мы профессию. На самом же деле профориентация существовала ещё в Древнем Китае и Вавилоне. Об основных вехах её истории — в обзоре Smart Course.

Первые собеседования

Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.

Первая книга

Во Франции в 1849 году вышла книга «Руководство по выбору профессии», которая сопоставляет личные качества человека и работу, которую он выполняет. Считается, что это первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии.

Первые консультации

i1.png 

В дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруга.

Звучала идея, что молодёжь должна иметь чёткое представление о как можно большем количестве профессий, а не браться за самую доступную на данный момент. Большинство принципов профориентации, «открытых» в то время, сохранили актуальность и сегодня.

Первое госучреждение по профориентированию

Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но ещё раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодёжи разобраться во всём богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.

XX век

 i2.png

Выпускались и книги, призванные разъяснить подросткам особенности выбираемых ими профессий. Так, «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера издавались на протяжении сорока лет. Даже в смутный 1917 год вышла статья Николая Рыбникова «Психология и выбор профессии», из которой молодые люди могли получить представление о 22 профессиях, для которых требовалось высшее образование.

Тестирования, консультации, исследования

В начале XX века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Их задачей было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии. И чем они при этом руководствуются.

После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.

Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти восемь миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.

 i3.png

Всевозможные бюро для профконсультаций открывались в крупных городах России и Украины. Они занимались изучением профессиональных наклонностей выпускников, подбором работы для них с учетом индивидуальных особенностей с целью предотвращения «текучки» кадров и улучшения качества труда работников.

В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребёнок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.

В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.

Первый кризис профориентации

Но в середине 30-х картина изменилась: многие приёмы по профориентированию подвергли яростной критике и объявили «буржуазными». Некоторое оживление в этой сфере наступило ближе к концу 50-х годов. В крупных городах появились кабинеты профориентации молодёжи, вновь открылись центры трудоустройства.

Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали. Но более чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.

Возрождение профориентации в СССР

 i4.png

Только в 70-е годы благодаря трудам психолога Евгения Климова профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодёжи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.

Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.

Второй кризис профориентации

В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.

Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы. Центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.

 i5-1.png

После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.

Источник

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя
общеобразовательная школа №5

Имени
Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова

г.
Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

«Проблема выбора профессии
современными подростками»

Выполнил:
Цыганов Николай

ученик
9  «А»  класса

МБОУ
СОШ №5

имени
Героя Советского Союза

Г.Е.Попова

Куратор:

Григорьева
Ю.Е., учитель истории

МБОУ
СОШ №5

имени
Героя Советского Союза

Г.Е.Попова

г.
Николаевск-на-Амуре

2021
г.

                                           
Содержание:

                                         
                                                                                                              Стр.

Введение.   
                                                                                                          4

Глава I.    
История развития процесса профессиональной                      5-6

 ориентации.       

Глава II.
Факторы, влияющие на выбор профессии                                   6-7

подростком.

Глава III.
Проблема выбора будущей профессии                                     8-13

 современными школьниками.

Заключение.                                                                                                           14

Список использованной литературы

Введение

На уроках обществознания мы очень часто говорим о
предназначении человека. Современный мир предлагает различные способы
самореализации:  можно уехать искать себя в Индию, можно мечтать о несбыточном,
но большинство все таки стараются найти свой профессиональный путь. 

Современный мир  — это мир, позволяющий максимально ярко
реализоваться в профессии.  Каждый ребенок в нашей стране воспитывается и
растет с пониманием того, что он должен будет выбирать свой профессиональный
путь.

Профессия – относительно устойчивый, функционально
обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий
наличия комплекса знаний и умений, которые приобретаются в результате
профессионального обучения, профессионального образования или в процессе труда
(практического опыта).

Цель моей работы:

Изучение условий формирования профессиональной мотивации
старшеклассников. 

Для достижения той цели я поставил следующие задачи:

1.     Изучение теоретического
материала о факторах, влияющих на выбор профессии старшими школьниками.

2.     Проведение анкетирования
учащихся 9-х классов, с целью выявления их мотивации профессионального выбора

Глава I.    
История развития процесса профессиональной ориентации                             

         Нашим предкам
были не знакомы наши проблемы с выбором профессии, человек умел сам делать себе
все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от
опасности. Постепенно происходило разделение труда: сначала на охоту и
земледелие, затем появились ремесла и торговля. Позднее профессию определяло
            государство,
которому нужны были люди четырех чинов: освященный, служивый, торговый,
земледельный. Кто в каком сословии родился, такое занятие и получал. Крепостной
устав гласил: «Чтобы божьи люди и государевы в своем уставе и в царском
повелении твердо и непоколебимо стояли». Этому уставу следовали до
XVII
века.

         Основы
профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с
середины
XVIII века. Одной из первых
книг, посвященной этой теме, стало «Руководство по выбору профессии», которое
вышло в 1849 году во Франции. Первые диагностические методики, диагностические
центры, первые частные службы профориентации появились в Англии, Франции, в США
в начале
XX века. Опыт американских
тестологов показал высокую эффективность психологического отбора в профессию.
Отсев из учебных заведений снизился более чем на 25-30%, аварийность на
предприятиях снижалась на 40-70%.

         В настоящее
время проблемами профориентации в Европе и США занимаются крупные университеты,
различные научно-исследовательские центры.

         Одной из первых теорий
профессионального выбора стала трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона,
основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла
в трех фазах профориентационной работы: первая включает изучение психических и
личностных особенностей претендента на профессию. Вторая предполагает изучение
требований профессии и формулирование их в психологических терминах. Третья
подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о
рекомендуемой профессии, которое происходит на основе установления соответствия
особенностей человека требованиям профессии. При этом полностью игнорировался
факт того, что мир профессии чрезвычайно динамичен и требования, предъявляемые
ими к человеку, неуклонно меняется. Сама индивидуальность человека также
рассматривалась как нечто застывшее и неизменное. Но способности не существуют
в статике, они динамичны, находятся в процессе развития, зависят от того, как
обучается и воспитывается человек.
                                                                                                

Глава II.
Факторы, влияющие на выбор профессии подростком.

 Учителя           

           

          
          

 

    
Личность. Выбор профессии.

      Факторы,

         влияющие
                                                                                                        на
выбор

Книги

Мир
профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать
профессионалом — процесс длительный, требующий от человека;

— адекватной оценки
собственных возможностей;

— знать как о своих
сильных сторонах, так и о личных затруднениях;

— овладение культурой
самопознания;

— готовность к
постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной
компетентности.

         Многие годы,
ранее, у нас в стране повторяли, что каждый труд в почете, но для собственных
детей родители ограничивали круг профессий с учетом веяний времени, моды,
будущих перспектив — это актуально и в данное время. Родители, друзья, учителя,
интернет — начинается активный поиск идеального варианта, который бы подошел по
всем параметрам. Но в будущем многие недовольны своим выбором специальности.

         Одна из бирж
труда в интернете провела опрос родителей. Им предложили отметить один или
несколько критериев, на которые они ориентируются при выборе высшего учебного заведения
и будущей профессии ребенка.

         Критерии
родителей при выборе профессии своему ребенку:

— 70% — считаются с
желанием своего ребенка в выборе профессии;

— 55% — настаивают на
специальности, которая в будущем принесет надлежащий доход;

— 25%- отдают предпочтенье
престижной специальности;

— 4% — полагаются на
удачу — куда удастся, туда и поступит;

— 2% — предпочитают чтобы
дети продолжили их профессиональный путь.

                   Проводили опрос
учащихся  :        

1. Чем Вы думаете
заняться после обучения в школе?

— продолжить обучение в вузе (22%);

— поступить в техникум (11%);

— поступить в колледж
(22%);

— работать (0%);

— работать и учиться в
вузе или техникуме (39%);

— не определился (6%).

2. Знаете ли Вы, где
можно получить подготовку по избранной профессии?

— да (86%);

— нет (14%).

3. В каком классе Вы
осуществляли свой профессиональный выбор?

— в 7-м классе (22%);

— в 8-м классе (39%);

— в 9-м классе (39%).

4. Что для Вас было
наиболее важным при выборе профессии?

— желание принести пользу
обществу (22%);

— представление о высоком
социальном статусе профессии (0%);

— возможность хорошо
заработать (26%);

— интерес, творчество к
работе (26%);

— соответствие работы
личным возможностями (7%);

— не определенность
(19%).

5. Из каких источников ты
получил информацию о профессии/специальности, которая тебе нравится?

— из средств массовой
информации (39%);

— в школе (от учителей,
специалистов, лекций, бесед) (3%);

— из рассказов родителей,
или родственников (18%);

— из экскурсий на
предприятиях (9%);

— сам попробовал, участвовал,
помогал, наблюдал (21%);

-откуда еще ты знаешь о
специальности/профессии, которую выбрал? (9%).

         Да, выбор профессии равносилен
выбору судьбы. Поэтому, прежде чем определиться с профессией, нужно дать себе
правильную оценку и понять, что больше всего интересует.

Глава III.
Проблема выбора будущей профессии современными школьниками

Проблемы
профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов,
психологов, юристов, врачей. Привычными стали судебные иски предъявляемые
клиентами своим стоматологам, косметологам, пластическим хирургам. Потребители —
производителям недоброкачественных продуктов и лекарств. Падают самолеты и
вертолеты, рушатся дома, теплоходы не могут разъехаться в бескрайнем море.
Причина — халатность и недостаток профессионализма.

         Более половины
выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального
плана, но, даже смутно не представляя кем, будут работать. Число выпускников
школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников
вузов не работают по специальности, одни из-за того, что не могут найти работу,
другие из-за того что разочаровались в профессии, выбранной из соображения
престижа или за “компанию”.

         Отсутствие
трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных
ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в
профессиональную жизнь:

Типичные трудности.

Решаемые задачи.

— отсутствие, неполнота
или недостоверность информации о выборе;

— формирование
способности к анализу рынка труда и профессий;

— неумение
систематизировать и использовать имеющуюся информацию;

-недостаточное знание
требований рынка труда и конкретных профессий;

— освоение понятий,
относящихся к планированию профессиональной деятельности – рынок труда,
профессия, вид деятельности, конкуренция;

— анализ рынка
образовательных услуг, систематизация источников и способов получения
информации о рынке труда, изучение требований к работнику;

— недостаточное знание
самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний;

— нарушение
эмоционально – волевой и коммуникативной сферы,

— отсутствие мотивации
к труду
; 

— формирование
способности к самопознанию;

— повышение самооценки,
формирование реалистичного уровня притязаний;

— поиск мотиваций к
труду
;

— социальная незрелость;

— отсутствие жизненных
ценностей высшего порядка;

— активизация
социальной позиции;

— формирование
жизненных ценностей высшего порядка;

— нет навыков принятия
решения планирования карьеры;

— выработка навыков
планирования карьеры – выбор профессии, путь ее получения, трудоустройство;

— отсутствие навыков
самостоятельной работы
;

— проявлять
самостоятельность
;

        
неуверенность в своих силах, тревога по
поводу возможных неудач.

-психологическая
поддержка, создание ситуации успеха, активизация ресурсов для достижения
цели, выработка запасных вариантов.

         Существует
множество факторов, влияющих на выбор профессии: мнение родителей, сверстников,
индивидуальные особенности, уровень развития интеллекта, интерес к тому или
иному виду деятельности.

         Чем менее
учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем
более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы –
влияние родителей, престижность профессии. Способности, склонности и личные
профессиональные планы стоят на последнем месте. На первом месте стоит мнение
окружающих. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны
сделать единицы.

         Вступление во
взрослую жизнь не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и
социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темп развития. В связи
с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития
подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в
условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.

         “Кто Я?”, “Кем
стану?”, “Каким Я хочу и должен быть?”. Именно с вопросов к себе и о себе
связана перестройка самосознания. В 17 — 18 лет оценивают себя, прежде всего с
точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и
благополучии.

         Мы все в детстве
мечтали о том, чтобы стать кем-то великим, важным или известным. Выбор
профессии – важный шаг из юности во взрослую жизнь. Важно сделать СВОЙ выбор и
не перепутать его с чужим, для этого нужно “регулярно сверять часы” с детскими
мечтами, детская мечта должна сохраняться в душе.

         Кто бы, что не
говорил, а он с упорством фанатика штудирует учебники по физике и биологии, или
посещает кружек “Юный физик” и хорошо представляет себе, кем быть и куда
поступить – перед Вами счастливчик! Хорошо, когда проблема выбора профессии
тревожит – это означает социальную и психологическую зрелость подростка. Хуже,
если ему пока все равно, и он пойдет туда, куда мама за ручку отведет.

         Профессия должна приносить
удовольствие, вызывать положительные эмоции и обеспечивать максимальную
реализацию возможностей.

         Меняется эпоха, она диктует
условия, при которых деятельность должна быть профессиональна. Профессиональный
труд – это всегда красиво, будь то станочник или художник, учитель или
банковский оператор. Профессионала отличает уверенность, отсутствие суеты,
нервозности, внутренняя удовлетворенность. Немаловажным условием
профессионализма являются способности личности к определенному виду
деятельности, ее профессиональная направленность. Человеческая потребность в
определенной профессиональной деятельности рассматривается как профессиональная
склонность. Подросток должен знать, что в основе профессионального труда
заложен принцип трех “И”.

                                               Интеллект 

Интерес к работе                                                Информированность

Говоря о высокопроизводительном труде,
можно вывести следующую формулу:

С                   О              К           ПТ        ВК        ПТ             

С – способности                              ПК
– профессиональная культура 

О – образование                              ВК
– высокая культура

К – культура                                    ПТ
– производительность труда

         Профессиональная пригодность –
свойство личности, о которой можно судить по двум критериям:

— успешности овладения профессией,

— по степени удовлетворенности своей
деятельностью.

Для того чтобы
стать профессионалом в своей профессии, сделать правильный выбор, подростку
необходимо проанализировать всю собранную информацию об интересующих
профессиях. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со
специалистами, работающими по интересующей профессии. Необходимо отдавать себе
отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни
могут произойти перемены. Иногда полезно начинать свою карьеру не с теории, а с
практики.

Например: многие талантливые врачи
начинали работать медсестрами или медбратьями.          В мире есть очень мало
вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше тело, наши родители,
события раннего детства. Все остальное в жизни в той, или иной мере зависит от
нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу
выборов является –выбор профессии. Оттого насколько удачно складывается
профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в
целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих —
большая жизненная удача. Будет это или нет — во многом зависит от желания
сделать основательный и разумный выбор профессии.

                                              

личность                                                                       профессия

                                    Самоанализ

Заключение

Выбор
профессии –это очень важный шаг в любом возрасте. Но если взрослый человек
меняет профессию, имея уже опыт трудовой деятельности, то подросток
сталкивается с первым серьезным выбором в своей жизни. Правильно выбранная
профессия подарит уверенность, спокойствие в завтрашнем дне, повышение
самооценки.

В школе дают начальные знания о мире. Такие дисциплины, как
физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой
природы. История и литература — в мир общественных явлений, математика — в мир
количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас
за пределы родной планеты. Но есть еще даже неведомый мир, перед которым стоит
каждая девушка и каждый юноша, — мир профессий. При этом каждая профессия — это
подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Существует много тысяч разных специальностей, большинство которых
неизвестно молодым людям. Выбор жизненного пути, профессии, — это задача со
многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

Конституция
РФ ст.37 говорит, что труд в нашей стране свободен. Но есть ряд факторов,
которые сделают трудовую деятельность успешной.

При выборе
необходимо отталкиваться не только от своего «хочу», но и от «Нужно ли это
сейчас?». И современный школьник должен приложить максимум усилий, чтобы не
ошибиться в начале своего  трудового пути.

Список
использованных источников

1.    
Психология зависимой личности. В. Д. Менделевич,
Р. Г. Садыков 2002г.

2.     “Выбирая
профессию, выбираем образ жизни” Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. ЦГЛ  Москва
2004г.

3.    
https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Proekty/Gosudarstvennye-celevye-programmy/171

4.    
https://www.hab.kp.ru/daily/27108/4183416/

5.    
https://habarovsk.postupi.online/professii/razdel-iskusstvo-i-kultura/perspektiv-vostreb/

История профориентации

В наши дни сложно представить, что когда-то люди по сути были лишены возможности выбирать профессию. И не потому, что им это запрещалось. Виной тому выступала банальная неосведомленность. Человек из какой-нибудь глубинки мог даже не догадываться, что у него есть талант к определенной деятельности, потому что попросту не знал о ее существовании. И речь идет не о каких-нибудь темных веках, такая ситуация сохранялась и на рубеже XX и высокотехнологичного XXI.

В царской России реально выбирали себе профессию и работу единицы. У дворян по сути было всего два пути: либо на военную, либо на государственную службу. Остальное население чаще всего шло по стопам отцов. Иногда детей отдавали в подмастерья, дабы постигали новые профессии. Но в целом все шло по принципу «где родился, там и пригодился».

Однако не стоит думать, будто тема профориентации — это что-то новое и современное. Ею, в той или иной форме, занимались еще Древней Греции, Китае, Вавилоне.

Серьезные собеседования на должность

В перечисленных выше странах жили мудрые люди, не зря мы до сих пор изучаем труды тогдашних мыслителей. И они очень быстро увидели взаимосвязь между способностями, склонностями, характером человека и его успехами в тех или иных делах. Чтобы занять должность чиновника, стать воином или даже жрецом, сначала требовалось пройти специальное собеседование. И никакие связи не помогали, если становилось ясно, что ты никак не подходишь для желанного места.

Книга о профориентации

Первая книга, рассматривающая различные работы с точки зрения качеств человека, которые для них нужны, была написана задолго до того, как появилась армия «тренеров личностного роста». В 1849 году «руководство по выбору профессии» стало попыткой научно обосновать эти связи и обратить на них пристальное внимание. Собственно, это получилось, потому что как раз с конца XIX века профориентация начала стремительно развиваться и внедряться в разных странах.

Консультации для молодежи

Их начали проводить в 1898 году в США с учащимися старших классов школ. Упор делался на то, что дети должны как можно больше узнавать о разных профессиях, чтобы делать осознанный выбор своего будущего занятия, а не плыть по течение и хвататься за первую попавшуюся работу. Интересно, что на занятиях в Бостоне до учеников доносили мысль, что это не менее важно, чем выбор супруга или супруги. Учитывая время, это дорогого стоило.

А что в России

В России стремительно развивалась промышленность, и потребность в рабочих руках была не менее острой, чем в остальном мире. Так что к идее профориентации здесь пришли очень быстро и развили бурную деятельность. Выходило множество изданий, повествующих о разных профессиях, где и как их можно получить. Выпускались целые альманахи, где описывались все имеющиеся в стране учебные заведения, направления, которыми они занимались, требования для поступления. Был даже отдельный справочник для женщин, желающих получить высшее образование. Это было невероятно даже для просвещенной Европы, в которой прекрасная половина человечества все еще воевала за право считаться также и умной.

Бурный XX век

Удивительно, но ни Первая мировая война, ни революция 1917 года не смогли затормозить развитие профориентации. Власть прекрасно понимала, что для поднятия промышленности нужны люди, а это означало необходимость просветительской работы среди населения. Такая деятельность позволяла раскрывать и настоящих самородков, которые могли принести неоценимую пользу науке, стать квалифицированными специалистами. Появились Институт труда, Лаборатория профориентации, многочисленные бюро профориентации, биржи труда.

Интересно, что к концу 20-х годов система профориентации работала настолько активно, что каждый ученик к моменту окончания школы имел подробное заключение о собственных склонностях и особенностях и рекомендации по поводу выбора профессии. 

Все испортила Вторая мировая война. Ни в годы ожесточенного сопротивления фашизму, ни долгое время после, когда приходилось восстанавливать разгромленную страну, о людях и их талантах как-то не задумывались. Каждые руки были важны и находили применение сразу же, на месте. Лишь в 50-е профориентация стала потихоньку возрождаться, но не надолго. Слишком много требовалось рабочей силы для многочисленных фабрик, заводов, шахт, прокладывания дорог и ударных строек. Ценность личности думающей, развивающей свои способности, упала до нуля. 

Снова поднялась с колен профориентация в 80-е и очень быстро расцвела буйным цветом. Очень быстро была выстроена целая научно обоснованная система, активно готовились специалисты, велась работа с молодежью, и все это старательно поддерживалось государством на самом высоком уровне.

Впереди были лихие 90-е с их упадком, но профориентация продолжала функционировать даже тогда, когда никакой материальной поддержки не было. А после 2006 ее развитие уже ничто не останавливало.

Book digitized by Google from the library of the New York Public Library and uploaded to the Internet Archive by user tpb.

Addeddate
2009-04-10 16:16:57
Copyright-region
US
Identifier
lesslavescoursp00mickgoog
Identifier-ark
ark:/13960/t71v5w244
Ocr
ABBYY FineReader 8.0
Pages
446
Possible copyright status
NOT_IN_COPYRIGHT
Ppi
600
Scandate
20051004
Scanner
google
Source
http://books.google.com/books?id=R3vEj9SODvUC&oe=UTF-8
Worldcat (source edition)
35089286

comment

Reviews

There are no reviews yet. Be the first one to
write a review.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция хлебопечки first австралия fa 5151
  • Стерилизатор для свч philips avent scf281 02 инструкция
  • Руководство бгуир официальный сайт
  • Мерседес 2000 сина размер фрез инструкция
  • Perfusor compact plus инструкция на русском