Руководство подвижными играми для воспитателей

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Источник: ped-kopilka.ru

Ерофеева Елена Александровна

Основные задачи подвижных игр:

§     укреплять здоровье играющих;

§     способствовать их правильному физическому развитию;

§     содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

§     воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

§     прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика руководства подвижными играми в детском саду.

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Основные задачи подвижных игр:

  • укреплять здоровье играющих;
  • способствовать их правильному физическому развитию;
  • содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
  • воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
  • прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

  • Название игры.
  • Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).
  • Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).
  • Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)
  • Сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст).
  • Правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала).
  • Ход игры ( выбор водящего, считалка, речевка, сигнал)
  • Руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).
  • Варианты игры (усложнения).
  • Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

ВОСПИТАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

  • знать наизусть ход и правила игры.
  • помнить, что игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
  • вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п.
  • подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов.
  • начинать обучение подвижным организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель).
  • переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
  • следить за дозировкой физической нагрузки.
  • использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка.
  • заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению.
  • обязательно подвести итог игры.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно — нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр в детском саду

Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создать радость, доб…

  • Мне нравится 

 

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Методические
рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с
детьми младшего дошкольного возраста.

  
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она
является эффективным средством формирования личности дошкольника, его
морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».

  
В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические,
строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия
игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно
вовлекаются в активные двигательные действия.

  
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения
ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления,
смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

  
Передовые русские учёные П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский
уделяли много внимания сбору и изучению подвижных игр. Они разъясняли их
значение для физического развития детей и пропагандировали практическое
внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

  
При отборе игр целесообразно ориентироваться на особенности их содержания.
Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную
значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие
организации и характер выполнения двигательных заданий.

  
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно
разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей,
сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Вторая группа – спортивные
игры: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, теннис, футбол. В работе с детьми
дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.

  
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные
игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.
Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами ещё не
доступны малышам. Совсем не проводят с детьми младшего дошкольного возраста
спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста
широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место
между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

 Характеристика
подвижных игр

Подвижные
игры подразделяются на:

·
Сюжетные игры;

·
Бессюжетные игры;

·
Игровые упражнения;

·
Игры-забавы.

Сюжетные
игры
. Игры этого вида строятся на основе опыта
детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях,
средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и
птиц. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном
случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом —
прыгают, как зайчики, в третьем — им надо суметь влезть на лестницу, как
пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в
основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами
является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они
выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

  
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может
быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных
условиях и с разными целями.

  
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек,
зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной
роли — волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность
ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры —
зайцев — двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия
детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу,
быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

  
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры,
увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки
(подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких
предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание,
подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на
них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

  
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более
сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда
внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши
действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости,
например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока
кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными
раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В
этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения
изображаемого ими персонажа.

  
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет
воспитатель.

Бессюжетные
игры
. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек
очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все
остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек,
салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как
и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей
и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

  
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей
самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве,
чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с
разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование,
а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого
задания определяются правилами.

Первыми
бессюжетными играми младших дошкольников являются такие игры, как
«Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание
двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное
место — «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок,
выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими
детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать
подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может
менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению
ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное
правило — двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

  
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так
широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это
объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он
показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет
ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей,
помогая им в выполнении разных движений.

  
Игровые упражнения.
В игровых упражнениях
отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по
отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от
его личных возможностей.

  
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре,
особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий,
как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

Игры-забавы.
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые
игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития,
они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто
включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее
шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными
глазами: ударить по мячу ногой, «напоить лошадку» и т. п.). Такие
задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые
(родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы
на вечерах досуга и праздниках — веселое зрелище, развлечение для детей,
доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных
умений, ловкости, сноровки.

Подбор
игр

  
Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей,
а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе,
ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами
или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не
только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности
согласования движений.

  
Подвижные игры должны соответствовать: содержанию игровых действий, правил;
возрастным особенностям детей, их умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире,
их возможностям в познании нового. В работе с малышами целесообразно
использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает
детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной
дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям
(кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими
детьми.

  
При подборе игр  должен учитываться состав группы детей. В разных детских
учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит
в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе
сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему
двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные
группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для
небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и
не требующие четкого согласования движений играющих.

  
Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше
провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них
определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Найди
флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на
занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в
которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и
правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и
др.).

  
Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или
на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

  
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные
игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют
место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более
спокойными.

Подготовка
к игре

Подготовка
к игре состоит из нескольких важных моментов:

1.
Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр.
Необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп.

2.
Подготовка к проведению  конкретной игры. Здесь необходимо   знать, в каких
условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой
комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее
продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли
свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила,
повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей,
использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с
неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет
им быстрее освоить игровые действия.

3.
Непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние
помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале
надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна. При
проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от
посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то
предварительно полить, чтобы не было пыли! Не следует ограничиваться только
групповой площадкой. Можно использовать и прилегающие непосредственно к ней
участки, дорожку вокруг здания детского сада.

4.
Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек
и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к
выполнению игровых заданий. Так, например, перед проведением игр
«Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и
автомобиль» воспитатель не всегда может расставить стулья предварительно.
Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает ставить стулья так,
как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или гнездышки, он просит
детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим, тоже идут за
стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им ставить стулья
ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли маленьким
принести и поставить стулья и сесть на них.

Когда
все продумано и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большей
пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на
выполнение поставленных ею задач.

Руководство
подвижной игрой

  
Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут
организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это характерно для
всего периода младшего дошкольного детства. Подвижные игры с малышами всегда
организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

  
При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных
образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и
совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих
чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере
приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны
увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в
соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у
детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять
двигательные задания по сигналу.

  
Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к
игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение
детей со взрослым и между собой.

  
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной
роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с
удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в
играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения
движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается
его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются
к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры,
хорошо их усваивают.

  
Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее
воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь
интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках
нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, — низким
голосом, несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на
сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова,
сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько
громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к
смене движений.

  
Объяснение сюжетных игр детям младшего дошкольного возраста должно быть
коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех
персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое эмоционально-образное
преподнесение содержания, сюжета игры,  свойственного объяснению при прямом
обучении, в упражнениях, и отвечающее конкретному характеру мышления и
восприятия детей, проходит очень непринужденно и помогает малышу лучше
представить игровую ситуацию, войти в образ и более выразительно воспроизводить
характерные для этого образа движения.

  
Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное
участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Воспитателю
часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением ответственной роли,
так как дети даже второй младшей группы не. могут еще хорошо справляться с
этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей не смущает
то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им
замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно
подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного
участника игры. Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении
движений.

  
Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные
требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто
повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Нельзя, например, без
конца напоминать ребенку, что он не выполнил того или иного задания, потому что
он неловкий, трусливый, неумелый. Маленькие дети обижаются на такие замечания,
у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для
совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать
разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре
«Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать
повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко
приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.

  
В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за
взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как
нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком
возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру
надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

  
Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является
индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и
организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение
заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка. Например, в
ходе игры дети должны проползти на четвереньках определенное расстояние до
указанного места, где лежит погремушка, флажок и т. п. По пути к игрушке надо
проползти под деревянной дугой. Некоторые малыши, увлеченные игровым заданием,
не могут сразу проползти все расстояние, и они, после того как проползут под
дугой, встают и идут или бегут к игрушке, которую надо поднять над головой и
показать остальным. Не следует требовать от ребенка, особенно на первых порах,
обязательно проползти все расстояние. Главное — вовлечь детей в активную и
полезную для них деятельность, и эта цель достигнута: дети упражняются в
ползании, подчиняясь при выполнении задания определенному правилу.

 
 В любой группе детского сада всегда есть чересчур активные дети, у которых
наблюдается частая смена видов двигательной деятельности. Ребенок не сидит на
месте ни минуты: он то бежит за мячом, то берет его в руки и тут же бросает на
пол, то залезает на стул, а потом начинает бегать по комнате без всякой цели.
Такие беспорядочные, нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. В
таких случаях воспитателю целесообразно переключить внимание детей на более
спокойное занятие, игру. Можно предложить, например, кому-нибудь из детей
пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести на ладони вытянутой вперед
руки маленький резиновый мячик. Малыши быстро отзываются на интересное для них
предложение и переключаются на выполнение организованного воспитателем игрового
задания — одни как исполнители, другие как зрители.

  
Но не надо думать, что педагог должен беспрерывно вмешиваться в деятельность
детей. Ребенок второго и третьего года жизни испытывает свои способности и
возможности в каждом новом, доступном ему движении. Повторение такого движения,
являясь для него своеобразной игрой, доставляет ему большое удовольствие.

  
Для ребенка этого возраста характерно, что его деятельность зачастую определяют
окружающие его предметы. Обнаружив, например, что стул или ящик с кубиками
можно передвигать с места на место, малыш сейчас же начинает толкать этот стул
или ящик, радуясь тому, что он двигается. Подобные проявления вполне
естественны для младших дошкольников, и не следует их постоянно пресекать. Надо
следить лишь за тем, чтоб интерес к таким однообразным действиям не овладел
ребенком на слишком большой срок.

 Создание
условий для проведения игр

  
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых
комнатах. Оно широко применяется при проведении организованных физкультурных
занятий и подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность
детей.

  
В спортивном зале необходимо иметь разнообразное оборудование, которое широко
применяется на занятиях и в подвижных играх. Для игр с бегом, лазанием,
ползанием, метанием используются: гимнастическая стенка, скамейка, дуги,
обручи, гимнастические скамейки, горизонтальные и наклонные доски; для
бросания, метания, катания: мячи разных размеров, мешочки с песком (вес 150-200
гр.).

  
Для проведения игр и игровых упражнений желательно иметь достаточное количество
различных пособий и игрушек: флажки, погремушки, шарики, цветные ленты,
скакалки, шнуры длинные и короткие, кружки, ведерки, крышки от пластиковых
бутылок. Все это позволяет разнообразить игры и игровые упражнения, изменить
условия выполнения двигательных заданий в них.

  
Для проведения сюжетных подвижных игр детям, исполняющим роль водящего (кота,
медведя, волка, лисы и т.д.),  предлагают шапочки, элементы костюма персонажа.

  
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.

Сюжетные
игры

«Воробушки
и автомобиль»

Цель.
Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание.
Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты.
Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель.
Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на
дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая
руками-крылышками. По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите,
воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки
улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания
к проведению.
Сначала в игре принимает участие
небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше.
Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют
зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру
роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только
после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному
ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность
всем детям найти свое место.

«Солнышко
и дождик»

Цель.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать
их действовать по сигналу воспитателя.

Описание.
Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко!
Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов
«Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель
снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.

Указания
к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть
привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой
пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во
время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать,
походить парами.

  
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах
комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

«Лохматый
пёс»

Цель.
Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление
движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание.
Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок,
находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой
тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот
лежит лохматый пес,

В
лапы свой уткнувши нос,

Тихо,
смирно он лежит,

Не
то дремлет, не то спит.

Подойдем
к нему, разбудим

И
посмотрим: «Что-то будет?»

  
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение
стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за
ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся,
пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

Указания
к проведению.
Место, где находится пес, и место, куда
убегают дети, должны располагаться подальше одно от другого, чтобы было
пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при
приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.

Бессюжетные
игры

Цель
игр, приведенных ниже: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их
ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

«Найди
свой цвет»

Описание.
Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые,
зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле
флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять»
дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель
скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего
цвета.

Указания
к проведению.
Вместо флажков каждому ребенку можно дать
квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.
Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились
бы по всей площадке, залу»

«Береги
предмет»

Описание.
Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка).
Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у
другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает,
закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель
отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

Указания
к проведению.
Вначале воспитатель не берет у детей
кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при повторении игры он
может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не
участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он
возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали
его.

«Где
звенит колокольчик?»

Описание.
Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их
отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком
прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где
звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят
его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое
место — и игра повторяется.

Указания
к проведению.
Дети не должны смотреть, куда прячется
няня. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание.
Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.

При
многократном повторении игры, в конце года, можно поручить ребенку прятаться и
звонить в колокольчик.

Игровые
упражнения

 «Догони
мяч»

 Дети
играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких и
предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним. Он раскатывает мячи в разных
направлениях, а каждый ребенок бежит за мячом, ловит его и приносит
воспитателю, который снова бросает мячи, но уже в другом направлении.

Указания
к проведению.
Играть могут одновременно от 1 до 6-8
детей. Вместо мячей можно использовать разноцветные пластмассовые шары,
резиновые кольца, небольшие обручи.

  
Воспитатель, дав задание нескольким детям бежать за мячами, раскатывает все
мячи сразу. Малыши способны с увлечением бегать за катящимися мячами много раз
подряд, поэтому педагог должен привлекать к выполнению упражнения группы детей
поочередно. Количество одновременно играющих детей увеличивается постепенно.

«Перелезь
через бревно»

Организация
детей при выполнении этого упражнения аналогична предыдущим. Препятствием,
которое ребенку следует преодолеть, служит бревно: через него он должен
перелезть на четвереньках по пути к игрушке.

Указания
к проведению.
Препятствием могут служить также
скамейка, продолговатый ящик, бруски крупного строительного материала.
Упражнение могут, выполнять одновременно и несколько детей.

  
Воспитатель следит за тем, чтобы дети, приблизившись к препятствию, не
вставали, а переползали через него на четвереньках.

«Прокати
мяч»

Дети
садятся на пол в круг или полукруг; воспитатель, держа мяч в руках, становится
в центр круга или напротив сидящих полукругом детей. Он катит мяч каждому
ребенку по очереди. Дети ловят мяч, затем катят его к воспитателю.

Указания
к проведению
. Когда дети хорошо усвоят это упражнение,
вместо воспитателя в центре круга может находиться кто-нибудь из них. Малыши,
сидя на полу, могут держать ноги врозь или скрестив их перед собой.

Игры-забавы

Цель.
Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения,
повеселить.

«Прятки»

Описание.
Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это
время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с
воспитателем заходят за шкаф или приседают на ковре, а воспитатель закрывает их
прозрачным платком. Воспитатель спрашивает у няни: «А где же наши дети?
Тетя Катя, вы не видели их?» Няня начинает искать детей, нарочно
заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с
веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит:
«Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?»

Указания
к проведению.
После того как дети несколько раз
прятались вместе с воспитателем, они смогут спрятаться самостоятельно, а
воспитатель будет их искать. Прятаться может и воспитатель, тогда дети его
ищут. Им это доставляет большое удовольствие. После многократных повторений
игры искать детей сможет и ребенок.

«Мыльные
пузыри»

Описание.
Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки (спелой ржи или
пшеницы) по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце,
мисочке. Все дети получают соломинки и делают попытки надуть мыльный пузырь.
Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем,
как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь дольше летал и не лопнул.

Указания
к проведению.
Сначала надо показать детям, как сделать
мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее
из воды, осторожно подуть с другого конца.

«Ударь
по мячу»

Описание.
Игра проводится в зале или на площадке. Нужно ударить по мячу с завязанными
глазами. Воспитатель кладет большой мяч на пол (на землю), на расстоянии 2-3 м
от него проводит линию. Ребенок, согласившийся выполнить задание, подходит к
мячу, становится к нему спиной, затем отходит к линии и поворачивается к мячу
лицом. Воспитатель завязывает ему глаза. Водящий должен подойти к мячу и
ударить по нему ногой.

Указания
к проведению.
Если задание выполнено удачно, то
вызывают другого ребенка. Если же удар по мячу был неудачным, то можно
предложить этому же ребенку повторить задание. Если неудача огорчит ребенка,
надо подбодрить его, сказать, что в следующий раз и у него обязательно
получится. Водящего в этой игре назначают по его желанию.

Методические
рекомендации

для
воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего
дошкольного возраста

Составила воспитатель

Минеева О.А.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Организация подвижных игр в ДОО»

Определение и специфика подвижной игры.

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Среди игр для детей седьмого года жизни преобладают бессюжетные подвижные игры, т.к. детей этого возраста интересуют не образ (кошка, мышка), не движение, соответствующее данному образу, например, подкрадывающейся кошки, а результат – поймать мышку благодаря быстроте и ловкости.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр:

— играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества;

— игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

— игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

— игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д), в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим в играх – эстафетах.

— в играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Методика проведения подвижных игр.

Подвижные игры классифицируются:

— по возрасту;

-по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);

— по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.);

— по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр:

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

К спортивным играм — баскетбол, городки настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на:

— игры типа перебежек, «ловишек»;

— игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);

— игры — эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

— игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

— в работе с самыми маленькими детьми используют игры – забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года; режима дня; места проведения игр и интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете.

Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий.

Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу:

— читает художественные произведения,

— организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т.д.),

— просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, презентаций,

-беседы.

-значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников так, чтобы они хорошо видели воспитателя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру. Если игра проводится в круге, объяснение происходит в том же круговом построении. Воспитатель занимает место не в центре, а в ряду игроков или при большом количестве играющих немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, т.к. тогда половина играющих окажется за спиной воспитателя. Если игроки разделены на две команды и построены одна напротив другой на большом расстоянии, для объяснения надо сблизить их, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае воспитатель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить игроков в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали его. Изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов.

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин.

Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных.

В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжет рассказа и его содержание должны быть понятны детям, поэтому необходима соответствующая предшествующая работа, способствующая формированию представлений об обыгрываемом сюжете. Для этого воспитатель проводит наблюдения в природе за поведением птиц и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы и видеофильмы. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку – сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает 1,5 – 2 минуты или меньше. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для этого можно использовать стихи.

Например:

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка:

«Ко – ко, не ходите далеко».

Дети – «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему – «кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки,

Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (мяучит: «мяу-мяу»).

И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования,педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. При этом он обращает внимание детей на необходимость не только скоростного, но и качественного выполнения игровых заданий.

Любая игра объясняется примерно по такой схеме:

— название игры (можно сказать, с какой целью она проводится);

— роли играющих и их расположение на площадке;

— содержание;

— цель;

— правила.

Важную роль в подвижных играх выполняют считалки, с их помощью выбирают водящих.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, постепенно начиная поручать роль ведущего детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, анализирует причины их нарушения.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам, учитывая постепенно усложнение правил, повышая требования к их исполнению.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь и творчество.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки

подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры – забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Образцы движений дает детям воспитатель. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей, чтобы не напугать детей и не отбить интерес к игре.

При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа.

Например: образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль»-

Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би» . Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькими воробушками. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду изображать автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнездышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка, и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».

Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали в игре всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали (по возможности) по сигналу. Проводя игру, воспитатель постоянно напоминает детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, рули автомобиля и т.д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода). К концу года роль автомобиля поручается наиболее активному ребенку.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями.

К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. В связи с этим, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., и несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный сюжетный рассказ.

Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк»-

Воспитатель рассказывает: «Жила – была мама – коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку: «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: «Козлятушки, ребятушки, отворите – ка, отоприте – ка, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама- коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, — закричали они, — не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козлята дверь маме и рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они во дворе бегать, прыгать, играть».

Педагог берет на себя роль мамы – козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят. Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, в каждом звене выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде: «В круг!» — строятся вокруг звеньевого, и пока воспитатель считает до пяти, выкладывают какую – нибудь фигуру из флажков.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.). Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание ребятами упражнений на заданную тему, например, упражнений, имитирующих движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или задание придумать и назвать упражнение, а затем выполнить его («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.).

Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности. Так, проводя игру «Два мороза», воспитатель сначала предлагает такой вариант: тот кого «морозы» осалят, остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем педагог усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает детям самим придумать вариант игры. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные; например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев.

Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

Показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

В подготовительной группе наряду сюжетными и несюжетными играми проводятся игры – эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Малоподвижные игры и игровые упражнения.

Основные цели игр и игровых упражнений малой подвижности:

— снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;

— снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук;

— развитие гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;

— развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

— укрепление сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;

-ориентировка в пространстве;

— формирование и закрепление двигательных умений;

— получение детьми удовольствия, создание хорошего настроения;

— сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

— повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Спецификой данного вида игр является:

способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.),

движения, которые включаются в игру,

методика проведения (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение, проведение и окончание игры),

темп, в котором она ведется (медленный),

количество повторений движений (3-6 раз).

Подобные игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из ребят.

Игры малой подвижности подразделяются на:

игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики;

игры, способствующие развитию внимания (слухового, моторно – двигательного);

игры на развитие интеллекта;

игры на развитие слуха;

игры на развитие зрения;

игры на развитие речи.

Игры и игровые упражнения малой подвижности проводятся со всеми детьми группы одновременно на физкультурных занятиях (в третьей – заключительной части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в физкультурных минутках, в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Эти игры не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. Младшие дошкольники играют в них с помощью воспитателя, а старшие – самостоятельно.

Например:

«Жили – были зайчики»

(для детей 3 – 5 лет).

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и проговаривает текст, дети повторяют движения.

Жили – были зайчики

(показывают руками заячьи ушки).

На лесной опушке,

(разводят руками)

Жили – были зайчики

(показывают руками заячьи ушки).

В маленькой избушке,

(приседают и показывают руками над головой крышу дома).

Мыли свои ушки,

(трут ушки)

Мыли свои лапочки
(поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики,

(руки на пояс, повороты вправо – влево)

Надевали тапочки.
(поочередно выставляют ноги на пяточки).

«Ровным кругом»

(для детей 4 – 7 лет).

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося слова:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться и присесть.

«Кружочек»

(для детей 5 – 7 лет)

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру – кру – кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три –

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180градусов.

Игра продолжается.

«Угадай по голосу»

(для детей 6 – 7 лет)

Играющие образуют круг.

Выбирают по считалке водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого – либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Категории игр в соответствии с возрастными этапами развития ребенка.

Детские игры от одного года – в этом возрасте ребенок делает первые шаги, уже хорошо стоит и ползает, реагирует на простые словесные команды. Подойдут некоторые неподвижные и малоподвижные игры в помещении на развитие органов чувств (осязание, зрение, слух).

— Детские игры от двух лет – ребенок уже умеет бегать и прыгать, начинает понимать, что от него хотят. Может говорить простые двух-трехсложные словосочетания. Развивается координация глаз – рука, поэтому ребенок любит рисовать каляки, что – либо раскрашивать и играть с кубиками. Подойдут малоподвижные игры. В этом возрасте он только начинает общаться с другими, поэтому ему подойдут игры для одного игрока или в сопровождении взрослого. Акцент в этом возрасте необходимо сделать на развитии координации.

— Детские игры от трех лет — в этом возрасте ребенок уже разговаривает простыми словами, поэтому хорошо развивать речь и память с помощью стишков, песенок, считалок, скороговорок. Также подойдут малоподвижные игры, независимые от места и вида, на развитие внимания и усидчивости. А так как ребенок начинает усиленно общаться, подойдут игры для двух и более участников.

-Детские игры от четырех лет – ребенок уже может осмысленно общаться. Становится очень активным. Начинает интересоваться различиями между мальчиками и девочками. В это время хороши активные, подвижные игры и на развитие мелкой моторики рук.

— Детские игры от шести лет — примерно с этого возраста ребенок начинает размышлять, выстраивать свои мысли. Уже почти полностью сформированы жизненные ценности и навязаны почти все стереотипы. Подойдут активные игры на улице на развитие реакции, выносливости и силы, а также на развитие мышления. В этом возрасте можно организовывать игры для трех, четырех, пяти и более игроков.

Литература:

Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: 2009.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. М.: 2016.

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. – М.: 2016.

16

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пустырника экстракт в таблетках инструкция по применению взрослым женщинам отзывы
  • Должностная инструкция инженера по слаботочным системам образец
  • Должностная инструкция слесаря по ремонту насосного оборудования
  • Осушитель воздуха электролюкс edh 20l инструкция по эксплуатации
  • Smart vacuum cleaner робот пылесос инструкция на русском