Руководство подвижными играми в разных возрастных группах доу

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

фон чистый.png

Методика проведения подвижных игр в
разных возрастных группах

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

Методика
проведения подвижных игр в раннем возрасте

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми первого года жизни проводятся
игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость,
удовольствие.

На втором году жизни используются
бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч»,
«Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до
погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля
бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети
выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но
постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений
увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры
для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются
домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего
возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот
и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается
(до 3-4).

Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси
(«Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил,
усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень
просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они
связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой —
возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать
в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто
раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу
не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры
детей младшего возраста часто сопровождаются словами
стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм
и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся
текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором
(«Мы — веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста
служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с
тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр

в младших, средних группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Создание интереса к
игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к
игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения,
испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню
на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в
игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В
частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят:
«Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. — Сегодня мы будем
играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок,
зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ,
прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация
играющих, объяснение игры.
Объясняя игру важно
правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит
так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются,
как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и
перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах
педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до
начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а
потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном
проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать
их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким,
точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя,
особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе
игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его
выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как
прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит
от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей:
застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но
подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные
роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти
роли.

В играх с детьми младшего возраста
воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в
игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой,
поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и
ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть
использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе
заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и
размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а
потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо
группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть
элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее
либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты
раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и
дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и
руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит
воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и
возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей,
тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует
наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных
группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок,
договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу
ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей
группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям
собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям,
предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее
(отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому
что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к
игре
. Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например,
прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы,
игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем
вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня
рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит
воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».

Организация
играющих, объяснение игры
. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать
около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом
к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в
круг).

Проведение игры и
руководство ею.

В средней и старшей группах воспитатель
вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он
участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее
эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры:
удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах
цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими:
сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе
игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако
не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений:
замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе
игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,
поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у
детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее
выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно
проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что
читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не
допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и
нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого
ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении
игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают
нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на
пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения
движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4
раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время
паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая
продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших
группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В
младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо
другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял
ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал
товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро
поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно
проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий
раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо
привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Использованная литература:

  1. Литвинова М.Ф., Подвижные игры и
    упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для
    работников дошкольных образовательных учреждений — М.: Линка — Пресс,
    2005.
  2. Прищепа С.С., Физическое развитие и
    здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ
    Сфера, 2009
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического
    воспитания и  развития дошкольников./ М.: 2001

Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах

Вельмесева М.Ю.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

г. Нижнего Новгорода

 Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. И о том, что движение необходимы для физического и психического развития ребёнка, пишется почти во всех книгах о воспитании детей.

В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие  вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

Подвижным играм как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство из них связаны с проявлением двигательных способностей; скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, вторые сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, в третьих – сюжет, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательностью.

Все игры для дошкольников построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные.

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

— сюжетные («У медведя во бору», « Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;

— бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;

— игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.

— игры – забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

К спортивным играм – относятся игры по упрощённым правилам или элементы игр в городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

Организация подвижных игр

Подвижные игры и упражнения проводятся ежедневно:

    • в утренние часы (до завтрака)
    • перед и между занятиями
    • на утренней или вечерней прогулке

Возраст

Дни физ. Нагрузок

Дни без физ. нагрузок

1младшая гр.

Вечерняя прогулка

6 – 8 мин

10 мин

5 – 10 мин

2младшая гр.

Вечерняя прогулка

6 – 10 мин

15 – 20 мин

5 – 10 мин

Средняя гр.

Вечерняя прогулка

8 – 10 мин

20 – 25 мин

8 – 12 мин

Старшая гр.

Вечерняя прогулка

10 – 12 мин

25 – 30 мин

10 – 15 мин

Подготовит.  гр.

Вечерняя прогулка

12 – 15 мин

30 – 35 мин

10 – 15 мин

При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует учитывать характер занятий, предшествующих прогулке. Наиболее эффективно  проходят игры после рассматривания картинок, повторения стихов, конструирования. В это время можно вводить новую игру, требующую от детей внимания для усвоения правил или двигательного задания. После более сложного вида деятельности: математика, пересказ литературного произведения, когда требуется от ребёнка усиленное внимание, целесообразнее провести знакомые игры. В дни физкультурных и музыкальных занятий п/игры проводятся больше во второй половине дня и должны они быть малой и средней подвижности, хороводные.

Важно чтобы круглый год (при благоприятных погодных условиях) дети могли поиграть и поупражняться на свежем воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в ОВД , подвижных и спортивных играх.

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке, построенная на подвижных играх.

Занятие, построенное на п/играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для получения положительных эмоций.

Вводная часть такого занятия может быть не долгой, так как подготовку организма к физической нагрузке продолжит игра средней или малой подвижности.

В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.

Заключительная часть составляют игры, снижающие нагрузку, малой подвижности, хороводные.

Особенности подвижных игр и руководство игрой

1-ая младшая группа

Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения, несколько образов в игру не вводится. Ведущую роль выполняет только взрослый.

Маленькие дети довольно плохо усваивают все тонкости игры, поэтому целесообразно проводить одну и ту же игру 2-3 раза подряд, далее предложить знакомую, а затем вновь вернутся к первой игре.

Воспитателю приходиться часто совмещать роль в игре и руководство игрой, однако малышей это ни сколько не смущает. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений и подсказывал ход игры.

2-ая  младшая группа

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий , требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков ( «Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли ( «Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило , определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя  группа

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре ( «Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна ,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на  роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения — это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания  по нарушению правил делаются по окончанию игры н. тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят.

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с небольшой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

Старшая  группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий ( «Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать  игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально — волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

Методика проведения подвижные игры на прогулке,
в разных возрастных группах

Автор: Дранова Светлана Федоровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 80»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Ключевые слова

1 Сезонность подвижных игр.

2. Когда используем и сколько по времени используем

3.Когда и сколько разучиваем игр

4.Значение подвижные игр

Структура прогулки:

1.Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.Труд детей на участке.

5.Самостоятельная игровая деятельность.

Использование подвижные игр способствует

Развитию субъектности: ребёнок понимает, что он хочет сделать, что ему для этого нужно; какой способ организации (считалка, расчёт и т д)  какие предметы ему нужны, что он с ними будет делать, с кем он будет это делать, какие будут результаты, какие последствия будут для него и для окружающих Способствуют развитию физических качеств: быстроты, ловкости, координации; положительному эмоциональному настрою во время проведения подвижных игр; формированию морально-волевых качеств: смелости, сообразительности, взаимовыдержки и поддержки; совершенствованию качества выполнения основных видов движений; способствуют раскрытию индивидуальных возможностей детей; формированию положительного  отношения к активной двигательной деятельности и основам  здорового  образа жизни, закаливанию организма.

Во время проведения физкультурных занятий не всегда качество выполнения детьми основных видов движений на высоком уровне, прогулка даёт возможность повысить качество выполнения упражнений, а значит, даёт каждому ребёнку возможность повысить свою успешность в двигательной деятельности. Воспитатель проводит индивидуальные занятия на прогулке подгруппой и индивидуально.   

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни не целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками, как правило такие игра проводятся с произнесением рифмованных слов детям становится жарко, начинают дышать ртом  В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства, упражнениями в равновесии. Подвижные игры большой мощности не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, дети становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

 на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, самокатах, классики, кольцебросы бадминтон, элементы спортивных игр, баскетбол, футбол, городки зимой — катание на санках, хоккей, лыжи

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Возраст детей

Какие игры

Когда использовать (время года, место в прогулке)

Сколько игр

Где разучиваем

Когда использовать

Способ организации детей

Младший дошкольный возраст

Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

Игры с водой

6-10 минут-

Утренняя прогулка

10-15 минут

Вечерняя прогулка

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

Разучи -ваем на прогулке

Осень, зима,

весна

Лето

Словесные игры, с подражанием действий воспитателя

Средний дошкольный воздаст

Игры с водой

10-15 минут

Утренняя прогулка

10-15 минут

Вечерняя прогулка

Осень, зима, весна

Лето

Считалки

воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Старший и подготовитель-ный возраст

бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли,

элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон настольный теннис, футбол, хоккей.

Игры с водой

20-25 минут

Утренняя прогулка

12-15 минут

Вечерняя прогулка

Осень, зима, весна

Лето

Считалки, волшебная стрелка

игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Карточки.

.

Список литературы

  1. Э Я Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка», Москва Издательский центр Академия 2010 г
  2. Э Я Степаненкова «Сборник подвижных игр Москва 2019 «Мозаика-Синтез»
  3. Л Н Волошина Курилова ТВ «Играйте на здоровье
  4. «Физическое воспитание детей 3-7 лет» Центр Вентаны-Граф 2015
Опубликовано: 05.12.2022

Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах (младшей и средней)
Подвижные игры в течение дня: как их разнообразить»

Вторая младшая группа

Особенности подвижных игр детей 4-ого года жизни.

В младших группах наиболее часто используются:

  1. сюжетные игры (от них чаще всего исходят ролевые наименования игр («Кот и мыши», «Наседка и цыплята»). Они определяют игровое поведение детей;
  2. простейшие несюжетные игры типа «Ловишки»;
  3. а также игры-забавы.

Основным содержанием является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, различных видов предметной деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты). Задания на различения основных цветов («Цветные автомобили», «Бегите к флажку»), звуков («Угадай, кто кричит»).

Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать по сигналу, подчиняясь простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит главным образом от воспитателя, он должен заинтересовать ребят, дать образцы движений. Большинство подвижных игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. В одних случаях все дети берут на себя одинаковую роль и выполняют одни и те же игровые действия («Трамвай»). В других же выделяется одна ведущая роль (кот), а все остальные дети выполняют другую, общую для них роль (мыши). Ребёнок, выполняющий роль ведущего понимает возложенную на него задачу (поймав зайца, волк останавливает его, ведёт его к себе в дом и продолжает ловить других зайцев). Исполнение ведущей роли нередко берёт на себя воспитатель. В подвижных играх детей 4-ого года встречаются довольно таки сложные движения (взобраться на кубики и присесть на них, а потом сойти и подползти под верёвочку) и сочетание разных движений (бросить мячи вдаль, догнать и взять их; подпрыгнуть, стараясь поймать комара). Участвуя в играх со сложным содержанием, дети играют каждый сам по себе, добиваясь только личного результата. Подвижная игра ещё не всегда является по-настоящему совместной игрой группы детей. В этой группе широко применяются игры с пением и рифмованным текстом. В таких играх можно добиваться общности и одновременности действий детей.

Подготовка к игре воспитателя и детей имеет большое значение для успешного её проведения. Важно предварительно ознакомить с условиями предстоящей игры в том случае, если эти условия новы и неизвестны.

Готовясь к игре, воспитатель обдумывает ход игры, расположение и возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей и т.д., готовит игровой материал. Чтобы игра прошла успешно, воспитатель заранее знакомит детей с повадками животных и птиц, действующих в данной игре: читает рассказы, показывает картинки и рисунки, организовывает наблюдения (как прыгает воробей, как качаются деревья во время сильного ветра), разучивает текст стихов которые применяются в игре.

Воспитатель подготавливает место для подвижной игры и физкультурный инвентарь, игрушки и атрибуты; привлекает к этому детей.

Стараясь вызвать у детей интерес к игре, привлечь их к участию, воспитатель может встретиться с таким явлением: ребёнок отказывается играть, так как ему не дали ответственную роль. Зная таких детей в группе, воспитатель заранее привлекает их к подготовке игры: даёт поручение принести или разложить кубики, раздать ленточки, проверить у всех ли есть необходимые ленточки и т.д. Дети с удовольствием участвуют в этой деятельности, что потом помогает воспитателю включить их в игру. Желательно предварительно подготовить какой-нибудь сюрприз: смешная или заводная игрушка, весёлая музыка.

Выполнение правил. Основными требованиями являются воспитание умения действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определённым способом и в заданном направлении, обращать внимание на образность движения (кошка просыпается, потягивается, мяукает).

Систематическое повторение подвижных игр ведёт к совершенствованию и закреплению необходимых навыков. Развитию легкости и непринуждённости передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой ситуации, умения быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других играющих. Но при повторении игра должна несколько видоизменяться или усложняться. Игру можно усложнить, добавив новые детали в правила, повысив требования к более точному их выполнению (не пройти, а пробежать, не перешагнуть, а перелезть), изменив темп движения (быстро ехать на трамвае или очень медленно пройти по узенькой рейке), условия игры (расставить стульчики-домики по всей групповой комнате, вместо кружков использовать обручи).

Одну и ту же игру без изменений повторяют не более 2-3 раз подряд, иначе она наскучит детям. Затем можно вернуться к какой-нибудь известной игре. И только после этого стоит снова повторить первую игру, сначала не внося в неё никаких изменений, а потом усложнив её содержание и правила.

Руководство игрой. Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи, подчёркивает характерные черты движения каждого из них. Объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Малышей воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры.

В начале года развёртывание игровых действий часто сопровождается пояснениями взрослого, последовательно раскрывающего сюжет игры. Чаще всего это происходит при объяснении новых игр. Позже становится возможной игра, которой предшествует объяснение воспитателем сюжета и правил. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращённую к воображению ребёнка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Приведём пример рассказа к игре «Воробушки и автомобиль».

Дети садятся на стульчики, и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых и зёрнышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнёздышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зёрнышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи».

Для детей 4-го года имеет значение воображаемая ситуация игры. Например: кролики терпеливо сидят в клетках-кружочках, считая, что они заперты на замок, до тех пор, пока сторож не подойдёт и не откроет их, постучав палочкой по полу.

В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей чёткого и точного выполнения условий и правил игры. Специально надо обратить внимание на выполнение условий игры, связанных с повышением требованием к пространственной ориентировке детей. Они должны уметь находить своё место в игровом построении (занять определённое место в вагоне трамвая, в поезде, спрятаться в своей норке). Постепенно детей приучают в играх не тесниться, располагаться по всей площади зала или участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать во время хороводной игры круг и т.д. Играя с младшими детьми, воспитатель действует наравне с детьми, нередко выполняя главную роль. Постепенно с накоплением двигательного опыта растёт умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель поручает ответственную роль уже не только наиболее энергичным и сообразительным детям. Побуждая активность детей, воспитатель спрашивает у них, кто хотел бы сыграть главную роль. Поощряя желание быть ведущим, он старается соблюдать очерёдность назначения детей на роли, активизирует тихих, стеснительных, помогает им справиться с ролью.

Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает её эмоциональность, способствует установлению дружеских контактов между воспитателем и детьми и развитию положительных коллективных взаимоотношений детей.

Указания к организации. Подвижные игры проводятся ежедневно. Продолжительность их колеблется от 6 до10 минут. Она зависит от содержания и характера игры, условий е ё проведения, количества играющих и т.д. Подвижные игры проводятся в разное время дня. Утром до завтрака лучше проводить индивидуальные или малогрупповые игры спокойного характера. Нецелесообразна активная двигательная деятельность сразу после завтрака. Перед занятиями, требующими усидчивости и концентрации внимания, воспитатель поощряет подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и т.д.). Они проводятся как с частью группы, так и со всей группой.

Наиболее организованно, с активным участием большого количества детей проходят игры после таких занятий как рассматривание картинок, повторение стихотворений, занятия со строительным материалом. В это время можно давать игры новые, требующие от детей внимания, с более сложными заданиями (так как дети могут активно и охотно включаться в игру).

После сложных занятий, требующих от детей усиленного внимания, сосредоточенности (развитие речи, ФЭМП), лучше не давать детям новых игр, целесообразнее проводить уже знакомые игры.

В дни музыкальных и физкультурных занятий подвижные игры подвижные игры проводятся чаще во второй половине утренней прогулки.

Для вечерней прогулки подходят любые подвижные игры. Следует помнить, что дети 4-ого года жизни очень любят играть одни или со взрослым. Детям нравится демонстрировать воспитателю свои успехи в движениях.

Средняя группа

Особенности подвижных игр детей 5-го года жизни. Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением совместно выполнять движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.

Усложняются взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»). Результаты некоторых игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару», «Пилоты»), умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересами товарищей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.

Большинство игр имеют развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего. Как правило, выделяется только одна ведущая роль. Правда, изредка её могут выполнять двое-трое играющих. Так, к концу года в игре «У медведя во бору» ловить убегающих детей могут два медведя.

В среднем возрасте выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребёнка. Он старается выполнить роль ответственно, подчиняясь правилам (кошка старается поймать как можно больше птичек). Возможность двигательной импровизации в рамках игровой роли активизирует играющих, вносит в игры веселье.

Часть игр для средней группы не имеет сюжета и ролевого образа. Эти игры предусматривают индивидуальные действия ребёнка¸ направленные на достижение определённого результата. Правила таких игр обычно определяют способ выполнения движения, в них может быть внесён элемент соревнования, стимулирующий качественное выполнение движения. («Сбей булаву», «Школа мяча»).

Подготовка к игре в средней группе не имеет каких-то специфических особенностей. К приготовлению пособий материалов воспитатель широко привлекает детей. Воспитатель равномерно распределяет обязанности по подготовке к игре среди всех детей. Участие в подготовке к игре у малоактивных, застенчивых детей вызывает желание играть.

Если предстоит разучивание новой игры, в которой встретятся малознакомые детям персонажи, желательно подвести детей к игре путём беседы, загадки, показа необходимой игрушки, организованного в природе наблюдения, которое поможет детям лучше представить себе образ и отразить его действия.

Руководство игрой. Существенное значение имеет объяснение игры. Воспитатель сообщает название игры, излагает её содержание, объясняет правила. Объясняя игру, он подчёркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений (куры быстро-быстро взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить). Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, чётким, проходить живо. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает движения, которые могут затруднить их, или выбирает для этого кого-либо из детей.

Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и хорошо представляют себе двигательное содержание. Необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль ведущий (не ловить за пределами дома и т.п.).

В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. В течение года он приучает всех детей быть ведущими. Выделяя детей на роль ведущих, воспитатель учитывает особенности каждого ребёнка. Например, тихому, застенчивому воспитатель не поручает сразу роль волка или медведя, которая требует решительности и быстроты действий. Неумение хорошо выполнить игровое задание, предусмотрено ролью огорчает ребёнка, снижает его интерес к игре. Такому ребёнку воспитатель доверяет вначале более простую роль, в которой он отвечает главным образом за свои действия: зайка в игре «Зайка серый умывается» или является одним из ведущих в целой группе (конюхи в игре «Лошадки»). Но к концу года все должны справляться с любой ролью.

Это особенно важно в связи с тем, что в выборе ведущего начинают участвовать сами дети. Например, выполнивший роль ведущего выбирает по окончании игры следующего ведущего. Можно выбирать детей на ответственные роли и посредством считалок. Дети быстро запоминают считалки и пользуются ими самостоятельно. В средней группе лучше пользоваться считалками, текст которых понятен детям и в которых нет необходимости делить слова на слоги. Дети становятся в круг, а воспитатель, или хорошо знающий считалку ребёнок или все вместе дети чётко произносят слова короткого стихотворения, скороговорки или другого текста, указывая рукой поочерёдно на играющих.

В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. При необходимости делает замечания нарушающим правила, иногда подсказывает растерявшемуся ребёнку ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений – это снижает эмоциональность игры, активность её участников.

Выполнение правил. Всё большее место начинают занимать игры, в которых действия персонажей отвечают реальной действительности и определяются правилами игры. Ребёнок осознает правило и действует, подчиняясь ему.

Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др. Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил. Иногда даже останавливает игру, чтобы на примере показать, в чём состоит неправильность действий детей.

В средней группе можно закончить игру анализом выполнения правил и общей оценкой игры. Но надо остерегаться формальности такой оценки. Нужно дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Такой откровенный разговор побуждает детей высказаться о своих действиях и действиях других детей. Воспитатель тактично направляет высказывания детей, поясняя правильность или неправильность их, пресекая жалобы, проявления зазнайства, поощряя неуверенных в своих силах.

Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых. Надо, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры, чтобы к концу года хотя бы у некоторых появилось умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников.

Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2-3 занятиях, а затем через некоторое время снова возвращается к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры. Видоизменять формы организации детей.

Указания к организации. Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня. Продолжительность игры примерно 8-12 минут. Подбор игр в средней группе подчиняется тем же указаниям, что и во второй младшей группе. Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление устойчивых интересов к определённым видам деятельности повышает требования к организации подвижных игр для детей 5 –го года жизни. Воспитателю необходимо выбирать подходящие моменты для предложения поиграть. Можно, не нарушая хода сюжетной игры, в качестве её составной части организовать подвижную игру.

Воспитатель организует подвижные игры как для подгруппы детей, так и для всех детей одновременно. Такие игры лучше проводить во время прогулки. Это подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими («У медведя во бору», «Зайцы и волк»).

Для индивидуальных игр ребёнка с воспитателем наиболее подходящи игровые упражнения и игры с игрушками («Подбрось – поймай», «Кольцеброс», «Кегли»). В этих играх воспитатель обращает внимание на качество выполнения движений, осуществляет индивидуальную подготовку детей.

Литература:

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. М., «Просвещение», 1978. 287с.
  2. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для учащихся дошкольных отд-ний пед.училищ. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976.
  3. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.- сост. Э.Я. Степаненкова.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-144с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электронная книга prology latitude t 700 инструкция
  • Бензопила champion 237 инструкция по применению
  • Кофемашина бош бенвенуто классик инструкция неисправности
  • Терминал для оплаты verifone vx520 инструкция
  • 5 нтр что это такое инструкция по применению