Руководство поликлиники это

Современная поликлиника является
комплексным многопрофильным
лечебно-профилактическим учреждением
внебольничного типа. Главной задачей
городской поликлиники является проведение
широких профилактических мероприятий
по предупреждению и снижению заболеваемости,
раннее выявление больных, диспансеризация,
оказание квалифицированной и
специализированной медицинской помощи
населению. Одновременно с этим городская
поликлиника обязана проводить активную
работу по санитарно-гигиеническому
воспитанию населения, осуществлять
борьбу с вредными привычками (курение,
злоупотребление алкоголем, наркомания
и др.) Городская поликлиника оказывает
амбулаторно-поликлиническую терапевтическую
помощь населению, проживающему в районе
ее деятельности по участково-территориальному
принципу, а также прикрепленным работникам
промышленных предприятий, строительных
организаций по цеховому принципу и
другим лицам по их желанию, с разрешения
администрации поликлиник.

Доминирующее положение в
поликлинике занимает оказание
терапевтической помощи. В структуре
заболеваемости, смертности и причин
инвалидности больные терапевтического
профиля составляют более 24%. Ведущей
фигурой в оказании терапевтической
помощи на  поликлиническом  этапе
является участковый терапевт, который
выполняет функции не только врача
лечебника, но является и организатором
лечебно-профилактической помощи и
санитарно-эпидемического обслуживания
населения на своем участке. На должность
участкового врача-терапевта назначаются
специалисты, имеющие высшее медицинское
образование по специальности «Лечебное
дело» или «Педиатрия» и сертификат
специалиста по специальности » Терапия «.

Участковый принцип
организации медицинского обслуживания
населения
 является
основной формой организации деятельности
амбулаторно-поликлинических учреждений,
оказывающих первичную медико-санитарную
помощь населению муниципальных
образований. Установление зон обслуживания
и закрепление населения за
амбулаторно-поликлиническими учреждениями
производится органами управления
здравоохранением муниципальных
образований в целях соблюдения принципа
оказания первичной медико-санитарной
помощи по месту жительства, с учетом
численности, плотности, возрастно-полового
состава населения, уровня заболеваемости,
географических и иных особенностей
территорий. Распределение населения
по врачебным участкам осуществляется
руководителями амбулаторно-поликлинических
учреждений в зависимости от конкретных
условий оказания первичной медико-санитарной
помощи населению в целях максимального
обеспечения ее доступности и соблюдения
иных прав граждан. В амбулаторно-поликлинических
учреждениях могут быть организованы
следующие врачебные участки
(терапевтический; педиатрический; врача
общей практики; семейного врача;
комплексный терапевтический участок).

Рекомендуемая численность
прикрепленного населения на врачебных
участках
 составляет:

  • на терапевтическом участке — 1700 человек
    взрослого населения в возрасте 18 лет
    и старше;

  • на участке врача общей практики — 1500
    человек взрослого населения в возрасте
    18 лет и старше;

  • на участке семейного врача — 1200 человек
    взрослого и детского населения;

  • на комплексном терапевтическом участке
    — 2000 и более человек взрослого и детского
    населения.

Территориально-производственный
(участковый) принцип обслуживания
населения участковым врачом обеспечивает
синтез лечебной помощи и профилактических
работ, преемственность в
амбулаторно-поликлиническом и стационарном
обслуживании больных, что достигается
передачей амбулаторной карты больного,
выписки из нее в стационар, а из стационара
– выписки в поликлинику.

Работа участкового врача
осуществляется
 по
графику, составленному заведующим
отделением и утвержденному руководителем
учреждения. Чаще всего работа
терапевтических отделений строится в
две смены. На амбулаторный прием обычно
отводятся ранние утренние и поздние
вечерние часы. Середина дня – обслуживание
вызовов на дому. Рабочий день 6,5 часов
при 6-дневной рабочей неделе. Из них 3,5
часа – прием в поликлинике и 3 часа –
обслуживание вызовов на дому. При
5-дневной рабочей неделе – 4 часа на
приеме и 3,5 часа на дому. Норма на приеме
– 5 больных в час, на дому – 30-40 минут на
одного больного. При профилактических
осмотрах населения норма – 7,5 человек
в час. Поток больных на прием к врачу
регулируется выдачей талонов (форма
025-12/у).

Врачи-терапевты участковые, медицинские
сестры участковые в рамках своей
компетенции осуществляют ведение
паспорта врачебного участка, информационной
(компьютерной) базы данных состояния
здоровья обслуживаемого населения.

Функциональные обязанности
участкового врача терапевта
 регламентированы
приказом МЗ и социального развития РФ
№ 765 от 7.12.2005 г. Участковый врач:

  1. формирует врачебный (терапевтический)
    участок из прикрепленного к нему
    населения;

  2. оказывает квалифицированную
    терапевтическую помощь населению
    участка на приеме в поликлинике и на
    дому (организует и проводит диагностику
    и лечение различных заболеваний и
    состояний, в том числе восстановительное
    лечение пациентов в амбулаторных
    условиях, дневном стационаре и стационаре
    на дому)

  3. оказывает неотложную медицинскую
    помощь пациентам независимо от места
    их жительства при острых заболеваниях,
    травмах, отравлениях и других неотложных
    состояниях;

  4. направляет пациентов на консультации
    к специалистам, в том числе для
    стационарного и восстановительного
    лечения по медицинским показаниям;

  5. проводит экспертизу временной и стойкой
    утраты трудоспособности; участвует в
    работе врачебной комиссии; своевременно
    оформляет и представляет в бюро
    медико-социальной экспертизы посыльные
    листы;

  6. организует совместно с органами
    социальной защиты населения
    медико-социальную помощь отдельным
    категориям граждан: одиноким, престарелым,
    инвалидам, хроническим больным,
    нуждающимся в уходе;

  7. выдает заключение о необходимости
    направления пациентов по медицинским
    показаниям на санаторно-курортное
    лечение;

  8. осуществляет санитарно-гигиеническое
    образование, консультирует по вопросам
    формирования здорового образа жизни;

  9. осуществляет профилактические
    мероприятия по предупреждению и снижению
    заболеваемости, выявление ранних и
    скрытых форм заболеваний, социально
    значимых болезней и факторов риска,
    организует и ведет школы здоровья;

  10. изучает потребности обслуживаемого
    им населения в оздоровительных
    мероприятиях и разрабатывает программу
    проведения этих мероприятий;

  11. осуществляет диспансерное наблюдение
    пациентов, в том числе имеющих право
    на получение набора социальных услуг,
    в установленном порядке;

  12. организует и проводит противоэпидемические
    мероприятия и иммунопрофилактику в
    установленном порядке;

  13. взаимодействует с медицинскими
    организациями государственной,
    муниципальной и частной систем
    здравоохранения, страховыми медицинскими
    компаниями, иными организациями;

  14. руководит деятельностью среднего
    медицинского персонала, осуществляющего
    первичную медико-санитарную помощь;

  15. ведет медицинскую документацию в
    установленном порядке, анализирует
    состояние здоровья прикрепленного
    населения и деятельность врачебного
    участка.

Среди перечисленных функциональных
обязанностей участкового врача на
первом месте стоит оказание квалифицированной
терапевтической помощи. Успешное
выполнение этой задачи определяется
как квалификацией врача, так и его
умением полноценно использовать
современные диагностические и лечебные
кабинеты поликлиники и консультации
врачей узких специальностей. Следует
помнить, что для постановки диагноза
50% дает анамнез, 30% — физикальное
обследование и лишь 20% —
лабораторно-инструментальные исследования,
которые нередко остаются малорезультативными
или запоздалыми.

Здесь врачу важно не впасть в две
крайности, каждая из которых является
весьма нежелательной. Первая –
недостаточный объем исследований,
который ведет к снижению качества и
эффективности лечебно-профилактической
работы. Вторая, наоборот, назначение
большого числа исследований без
достаточного для этого основания. Это
те случаи, когда врач от нежелания
подумать над больным, назначает по
принципу «чем больше, тем лучше», что
ведет к перегрузке в работе диагностических
подразделений поликлиники и в условиях
страховой медицины оказывается
нерентабельным. Необходимо знать и
использовать в работе объемы диагностических
исследований в соответствии со
стандартами, разработанными страховой
медициной при определенных заболеваниях.
Врач должен правильно оценить полученные
клинико-лабораторные данные своих
пациентов, При этом следует подчеркнуть,
что при постановке диагноза большое
значение имеют не только клинико-лабораторные
данные, но самое главное – это клиническое
мышление врача в постановке того
предварительного диагноза, который
врач устанавливает уже при первом
знакомстве с больным.

Постановка предварительного
диагноза в  поликлинических  условиях
нередко встречает большие трудности.
Поэтому выделение основного синдрома
на раннем этапе диагностики с последующим
уточнением нозологического диагноза
является оправданным на  поликлиническом  этапе.
При постановке предварительного диагноза
очень важно тщательно собрать жалобы
больного и анамнез. Проводить активный
расспрос больного не только в отношении
того заболевания, которое привело его
к врачу, но и имеющихся ранее заболеваний,
анамнеза жизни и эпидемиологического
анамнеза, что особенно важно в отношении
диагностики инфекционных заболеваний
(вирусные гепатиты, малярия), в постановке
которых нередко делают ошибки участковые
врачи и врачи скорой помощи.

Нужно сразу взять себе за правило
проводить осмотр и физикальное
исследование всех органов и систем, а
не только тех, на которые жалуется
больной. Отступление от последовательности
исследования всех систем часто приводит
к грубым диагностическим ошибкам
(например, долго не обнаруживается
причина нефротического синдрома при
раке щитовидной железы). В связи с этим
следует подчеркнуть, что онкологическая
настороженность не должна покидать
участкового врача при опросе и осмотре
любого больного, не зависимо от возраста
и причин обращения в поликлинику.

После постановки диагноза перед
участковым врачом стоит задача – где
и как лечить больного, и, прежде всего,
определяются, есть ли показания к
госпитализации.

Показания к экстренной
госпитализации:
 все
угрожающие жизни состояния, требующие
неотложных лечебно-диагностических
мероприятий. Это, прежде всего острая
сердечная и сосудистая недостаточность
различного генеза, острая дыхательная
недостаточность, церебральные сосудистые
кризы, различные комы, острый живот и
другие острые состояния, которые требуют
неотложной госпитализации по жизненным
показаниям.

Показания к плановой госпитализации:

  1. Диагностические – когда для уточнения
    диагноза или осложнений заболевания
    необходимо динамическое наблюдение
    или диагностические мероприятия
    недоступны в поликлинике.

  2. Лечебные – для подбора или коррекции
    терапии.

  3. Ухудшение функционального состояния
    каких-либо органов, появление осложнений.

  4. Решение экспертных вопросов по
    направлению бюро МСЭ, военкоматов и
    др. учреждений

  5. С профилактической целью по плану
    диспансеризации 1 раз в 2-3 года, или при
    интеркуррентных инфекциях, если больной
    имеет хроническое заболевание, которое
    может обостриться.

Все больные, направляемые в стационар
в плановом порядке, должны пройти
догоспитальное обследование, включающее
общий анализ крови и мочи и другие
исследования, которые определяются
характером патологии (рентген, ЭКГ,
консультации специалистов). Данные
обследований и проведенного лечения
вносятся в форму № 057/у-04 «Направление
на госпитализацию на стационарное
лечение».

Участковый принцип оказания терапевтической
помощи позволяет активно выявлять
больных с начальными формами заболевания,
обеспечивает комплексное проведение
профилактических мероприятий, эффективную
диспансеризацию.

Диспансеризация –
это активное наблюдение за здоровьем
определённых контингентов населения,
изучение условий труда и быта, обеспечение
их правильного физического развития и
сохранения здоровья, а также предупреждение
заболеваний путём проведения
соответствующих лечебно-профилактических,
санитарно-гигиенических и социальных
мероприятий. Для эффективного и
качественного проведения диспансеризации
необходимо:

  • активное выявление больных в ранних
    стадиях заболеваний;

  • систематическое наблюдение за состоянием
    здоровья определённых групп населения
    и больных некоторыми нозологическими
    формами;

  • своевременное проведение лечебных и
    профилактических мероприятий для
    скорейшего восстановления здоровья и
    трудоспособности;

  • изучение внешней среды, производственных
    и бытовых условий и проведение мероприятий
    по их улучшению;

  • систематическое повышение квалификации
    врачей, как по основной специальности,
    так и по вопросам гигиены труда,
    профзаболеваний, экспертизы
    нетрудоспособности.

Диспансерному наблюдению у врача-терапевта
подлежат следующие контингенты населения:

  • больные с компенсированным течением
    заболевания, когда в течение ряда лет
    обострения наблюдаются с частотой 1-2
    раза в год; к этой группе также относятся
    больные, перенесшие острые заболевания
    и подвергшиеся риску перехода в
    хронические болезни.

  • больные в стадии субкомпенсации, с
    умеренными расстройствами функции
    отдельных органов, дающими частую
    длительную потерю трудоспособности,
    часто длительно болеющие, нередко
    инвалиды III группы.

  • тяжелые, декомпенсированные
    больные, как правило, инвалиды I-II
    группы

  • здоровые лица трудоспособного возраста,
    занятые на вредных производствах или
    работники декретированных групп

  • а также инвалиды и участники ВОВ, лица,
    участвовавшие в ликвидации последствий
    аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные
    к ним лица, воины-интернационалисты.

С 2006 г. по Национальному
проекту «Здоровье» проводится
дополнительная диспансеризация граждан
,
работающих в государственных и
муниципальных учреждениях сферы
образования, здравоохранения, социальной
защиты, культуры, физической культуры
и спорта и в научно-исследовательских
учреждениях. Дополнительная диспансеризация
работающих граждан проводится следующими
врачами-специалистами (участковым
терапевтом, акушером-гинекологом,
неврологом, урологом, хирургом,
офтальмологом, эндокринологом) с
использованием лабораторных и
функциональных исследований в следующем
объеме: клинический анализ крови,
клинический анализ мочи, исследование
уровня холестерина крови, исследование
уровня сахара крови, электрокардиография,
флюорография (1 раз в 2 года), маммография
(для женского населения в возрасте 40
лет и старше) 1 раз в 2 года (или УЗИ
молочной железы). Участковый врач-терапевт
с учетом заключений врачей-специалистов
и результатов, проведенных лабораторных
и функциональных исследований, определяет
состояние здоровья граждан, прошедших
дополнительную диспансеризацию, и с
целью планирования дальнейших мероприятий
распределяет их по следующим группам:

I группа — практически здоровые граждане,
не нуждающиеся в диспансерном наблюдении,
с которыми проводится профилактическая
беседа и даются рекомендации по здоровому
образу жизни;

II группа — граждане с риском развития
заболевания, нуждающиеся в проведении
профилактических мероприятий. Для них
составляется индивидуальная программа
профилактических мероприятий,
осуществляемых в учреждениях
здравоохранения по месту жительства;

III группа — граждане, нуждающиеся в
дополнительном обследовании для
уточнения (установления) диагноза
(впервые установленное хроническое
заболевание) или лечении в амбулаторных
условиях (ОРЗ, грипп и другие острые
заболевания, после лечения которых
наступает выздоровление);

IV группа — граждане, нуждающиеся в
дополнительном обследовании и лечении
в стационарных условиях, состоящие на
диспансерном учете по хроническому
заболеванию;

V группа — граждане с впервые выявленными
заболеваниями или наблюдающиеся по
хроническому заболеванию и имеющие
показания для оказания высокотехнологичной
(дорогостоящей) медицинской помощи.

Из анализов
результатов диспансеризации в период
с мая 2006 г. по декабрь 2007 г. следует, что
среди работников бюджетной сферы,
прошедших дополнительную диспансеризацию,
лишь 10,8% обследованных практически
здоровы, у 21,6% имеется риск развития
заболевания, 61,3% — нуждаются в дополнительном
обследовании, 6,0% — нуждались в стационарном
лечении на момент обследования врачами,
0,3% — уже показана высокотехнологичная
медицинская помощь.

Основная документация участкового
врача терапевта:

  1. Медицинская карта
    амбулаторного больного — ф. 025/ у-04
    (утверждена приказом МЗ РФ № 255 от
    22.11.2004) – главный документ, где фиксируются
    данные опроса, результаты обследования
    больного, лечебные назначения,
    профилактические мероприятия,
    рекомендации по здоровому образу жизни,
    диете, заключения о трудоспособности,
    записи о выдаче больничного листка,
    указываются даты повторных посещений,
    консультации узких специалистов. В
    медицинскую карту амбулаторного
    диспансерного больного участковый
    врач, кроме того, пишет планы диспансерного
    наблюдения и этапные эпикризы, в которых
    отмечается динамика заболевания,
    результаты лечения, дальнейшее
    обследование и профилактические
    мероприятия. Медицинская карта
    амбулаторного больного является
    основным источником всех сведений о
    состоянии здоровья людей. В листке
    уточненных диагнозов амбулаторной
    карты врач в обязательном порядке
    вписывает все зарегистрированные у
    данного пациента заболевания, что
    обеспечивает полноту полицевого учета
    заболеваний.

  2. Паспорт врачебного
    участка (терапевтического) – ф.030/у-тер.
    и паспорт врачебного участка граждан,
    имеющих право на получение набора
    социальных услуг – ф.030-П/у (утверждены
    22.11.2004 приказом МЗ РФ № 255). Медицинский
    паспорт участка является документом,
    который помогает участковому врачу
    целенаправленно организовывать,
    проводить и оценивать всю
    лечебно-профилактическую работу.
    Паспорт врачебного участка содержит
    следующую информацию:

  • территориальный план участка с указанием
    числа домов, квартир, количества
    проживающих в них граждан; сведений об
    учреждениях, располагающихся на
    территории данного участка, с указанием
    числа работающих;

  • демографические данные: структура
    населения – количество взрослого
    населения, подростков, женщин детородного
    возраста, студентов, пенсионеров,
    инвалидов ВОВ, воинов-интернационалистов,
    участников ликвидации последствий
    аварии на ЧАЭС, количество инвалидов
    1-2 группы, сведения о малообеспеченных
    семьях.

В паспорт врачебного участка ежемесячно
вносятся показатели смертности,
заболеваемости, отчет о выходе на
инвалидность, численность и сдвиги в
диспансерных группах за год, количество
больных, лечившихся в стационаре и на
дому за 6 месяцев, список длительно
болеющих, перенесших острый инфаркт
миокарда, состоящих на учете по поводу
ИБС, в психдиспансере, онкологических
больных, список больных по нозологическим
формам, которые подлежат диспансерному
наблюдению, план лечебно-профилактической
помощи на год. Таким образом, паспорт
врачебного (терапевтического) участка
содержит сводку сведений, необходимых
для организации деятельности участкового
врача. Эти сведения вносятся систематически
и анализируются поквартально.

  1. Ведомость учета
    врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических
    учреждениях, на дому – ф. № 039/у-02
    (утверждена приказом МЗ РФ № 413 от
    30.12.2002), которая содержит сведения о
    количестве принятых больных и лиц,
    посетивших врача с профилактической
    целью, а также больных, обслуженных на
    дому. Заполняется врачом в конце рабочего
    дня.

  2. Талон амбулаторного
    пациента – ф. 025-12/у (утвержден приказом
    МЗ РФ № 255 от 22.11.2004)

  3. Листок временной
    нетрудоспособности (утвержден приказом
    МЗ РФ № 514 от 01.08.2007)

  4. Справка временной
    нетрудоспособности студентов, учащихся
    профтехучилищ о болезнях; карантине
    ребенка, посещающего школу, детское
    дошкольное учреждение – ф. 095/у

  5. Рецептурный бланк
    – ф. № 107-1/у (утвержден приказом МЗ РФ
    № 110 от 12.02.2007)

  6. Рецептурный бланк
    № 148-1/у-88 (утвержден приказом МЗ РФ №
    110 от 12.02.2007)

  7. Рецепт льготный
    – ф.148-1/у-04 (л) (утвержден приказом МЗ РФ
    № 110 от 12.02.2007)

  8. Специальный
    рецептурный бланк на наркотическое
    средство и психотропное средство
    (утвержден приказом МЗ РФ № 110 от
    12.02.2007)

  9. Контрольная карта
    диспансерного наблюдения – ф.030/у-04
    (утверждена приказом МЗ РФ № 255 от
    22.11.2004)

  10. Карта учета
    дополнительной диспансеризации
    работающего гражданина — ф.131/у-ДД
    (утверждена приказом МЗ РФ № 188 от
    22.03.2006)

  11. Выписка из
    медицинской карты амбулаторного,
    стационарного больного — ф. 027/у

  12. Направление на
    госпитализацию, обследование, консультацию
    – ф. № 057/у-04 (утверждена приказом МЗ РФ
    № 255 от 22.11.2004)

  13. Направление на
    консультацию и во вспомогательные
    кабинеты – ф. 028/у

  14. Направление на
    медико-социальную экспертизу организацией,
    оказывающей лечебно-профилактическую
    помощь – ф. № 088/У-06 (утверждено приказом
    МЗ РФ № 77 от 31.01.2007)

  15. Экстренное
    извещение об инфекционном заболевании,
    пищевом, остром профессиональном
    отравлении – ф.058/у

  16. Санаторно-курортная
    карта – ф. 072/У-04 (утверждена приказом
    МЗ РФ № 256 от 22.11.2004)

  17. Справка для
    получения путевки – ф.070/у (утверждена
    приказом МЗ РФ № 216 от 14.06.2002)

  18. Медицинское
    свидетельство о смерти — ф. 106/у-98
    (утверждено приказом МЗ РФ № 241 от
    07.07.1998)

  19. Книга регистрации
    листков нетрудоспособности – ф. 036/у

  20. Карта профилактических
    прививок — ф.063/у

  21. Журнал учета
    профилактических прививок – ф.064/у

  22. Журнал учета
    инфекционных заболеваний – ф.060/у.

Основные показатели
деятельность участкового врача
:

  1. Характеристика амбулаторного
    приема
     –
    почасовая нагрузка, нагрузка при
    обслуживании больных на дому, процент
    активных посещений.

  2. Общая заболеваемость –
    количество зарегистрированных
    заболеваний в абсолютных цифрах и
    относительных показателях по отдельным
    нозологическим формам. Заболеваемость
    определяется числом заболеваний,
    впервые зарегистрированных в данном
    календарном году среди определенной
    группы населения участковым врачом
    (на участке).

  3. Заболеваемость с временной
    утратой трудоспособности
    .
    По каждой нозологии вычисляют: число
    случаев с ВН на 100 работающих; число
    дней ВН на 100 работающих; среднюю
    продолжительность одного случая
    заболевания (число дней, деленное на
    число случаев). Отдельно учитывается
    выход на инвалидность на 100 работающих
    (% больных, переведенных на инвалидность).

  4. Смертность на 1000 населения.
    Особому анализу подвергаются случаи
    смерти от острого инфаркта миокарда,
    сахарного диабета, туберкулеза,
    бронхиальной астмы, ХОБЛ, пневмонии; а
    также смертности на дому, в том числе
    лиц трудоспособного возраста.

  5. Летальность —
    частота смертей в % от какой-либо болезни
    за определенный период времени.

  6. Процент экстренной и
    плановой госпитализации
    .

  7. Полнота охвата периодическими
    осмотрами
     выявляется
    отношением количества осмотренных лиц
    к количеству подлежащих осмотру в %, а
    также % населения, осмотренного с целью
    выявления того или иного заболевания
    (туберкулез, новообразования и др.).

  8. Показатели качества
    диспансеризации
     (полнота
    охвата диспансеризацией по отдельным
    нозологическим формам; полнота
    обследования диспансерных больных в
    % по отношению ко всем наблюдаемым в
    данной группе).

9) Объем профилактической
и санитарно-просветительной работы.

Все указанные выше показатели находят
свое отражение в годовом отчете, где
указывается также количество выявленных
онкологических больных, больных
туберкулезом.

Более подробно с работой
участкового терапевта, его документацией,
вопросами диспансеризации, реабилитации
и врачебной экспертизы Вы познакомитесь
на практических занятиях по
циклу  поликлинической   терапии .

Организационная структура поликлиники

I. Руководство поликлиники.

II. Регистратура.

III. Отделение профилактики:

• кабинет
доврачебного приема;

• смотровой женский
кабинет;

• кабинет организации
и контроля за диспансеризацией населения
и ведения централизованной картотеки
лиц, состоящих на диспансерном учете;

• кабинет для
выявления лиц с повышенным риском
заболевания — анамнестический;

• кабинет санитарного
просвещения и гигиенического воспитания
населения;

• кабинет
профилактических осмотров декретированных
контингентов (содержится за счет
специальных средств).

IV. Лечебно-профилактические подразделения

• терапевтические
отделения, кабинет для оказания
медицинской помощи подросткам;

• хирургическое
отделение (кабинет): централизованная
стерилизационная;

• цеховое
терапевтическое отделение;

• травматологическое
отделение (кабинет);

• урологический
кабинет;

• стоматологическое
отделение (кабинет); кабинет терапевтической
стоматологии; кабинет хирургической
стоматологии;

• зубопротезное
отделение (кабинет) — содержится на
хозрасчете за счет спецсредств;

• офтальмологическое
отделение (кабинет);

• отоларингологическое
отделение (кабинет);

• неврологическое
отделение (кабинет);

• кардиологический
кабинет;

• ревматологический
кабинет;

• эндокринологический
кабинет;

• кабинет
инфекционных заболеваний;

• женская
консультация (при отсутствии в составе
роддома);

• врачебные
здравпункты;

• фельдшерские
здравпункты;

• отделение
восстановительного лечения;

• физиотерапевтическое
отделение (кабинет): кабинет лечебной
физкультуры; кабинет механотерапии;
кабинет трудотерапии; кабинет логопедии,
психологии;

• диспансерное
отделение (кабинеты), детские поликлинические
отделения — при отсутствии в городе
(городском административном районе)
соответствующих диспансерных отделений
и детских поликлиник;

• отделения «Скорой
и неотложной помощи» — при отсутствии
в городе станций «Скорой и неотложной
медицинской помощи».

• процедурный
кабинет.

V.
Вспомогательные диагностические
отделения:

• рентгеновское
отделение (кабинет);

• лаборатория;

• отделение
(кабинет) функциональной диагностики;

• эндоскопический
кабинет.

VI.
Кабинет для оформления медицинской
документации с применением звукозаписывающей
аппаратуры.

VII.
Кабинет учета и медицинской статистики.

VIII.
Административно-хозяйственная часть.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

Руководство поликлиникой осуществляет главный врач, на должность которого назначаются специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (ред. от 15.06.2017).

Структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации, в структуру которой она входит, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:

— регистратура;

— отделение (кабинет) доврачебной помощи;

— отделение общей врачебной (семейной) практики;

— отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи;

— отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и другие);

— кабинеты врачей-специалистов;

— отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;

— отделение (кабинет) функциональной диагностики;

— стоматологическое отделение (кабинет);

— процедурный кабинет;

— смотровой кабинет;

— флюорографический кабинет;

— кабинет доверия;

— кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки;

— кабинет медицинской помощи при отказе от курения;

— отделение (кабинет) лучевой диагностики;

— клиническая лаборатория;

— биохимическая лаборатория;

— микробиологическая лаборатория;

— отделение (кабинет) медицинской профилактики;

— центр здоровья;

— помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);

— дневной стационар;

— информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;

— организационно-методический кабинет (отделение);

— административно-хозяйственные подразделения.

Оснащение отделений и кабинетов осуществляется в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи.

При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового участка, врач общей практики, семейный врач по согласованию с врачом – специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.

Основными задачами поликлиники являются:

— оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

— проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

— проведение диспансеризации населения;

— диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;

— восстановительное лечение и реабилитация;

— клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;

— диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;

— организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;

— установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;

— организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

— проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);

— установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

— проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями, по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;

— осуществление врачебных консультаций;

— осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;

— экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;

— организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;

— выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

— оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

— организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;

— проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

— повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;

— ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

— осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.

Работа поликлиники должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОЛИКЛИНИКИ[1]

N п/п

Наименование должностей

Количество должностей

1.

Главный врач

1 должность

2.

Заведующий терапевтическим отделением

при числе должностей врачей-терапевтов всех наименований (включая врачей-терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5 – 9 – вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 9 – сверх этих должностей

3.

Заведующий хирургическим отделением

1 должность: при числе должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов (при отсутствии в учреждении должности заведующего травматолого-ортопедическим отделением) 5 – 8 – вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 8 – сверх этих должностей

4.

Заведующий травматолого-ортопедическим отделением[2]

1 должность на 8 и более врачебных должностей

5.

Заведующий отделением медицинской профилактики

1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики

6.

Заведующий отделением оториноларингологическим, офтальмологическим, неврологическим

1 должность по каждому из отделений указанного профиля при числе должностей врачей соответствующих наименований не менее 3,5 – вместо 0,5 должности врача

7.

Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности

1 должность – при числе должностей врачей амбулаторного приема не менее 25

8.

Главная медицинская сестра

1 должность

9.

Заведующий кабинетом медицинской статистики

Устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40

10.

Заместитель главного врача по медицинской части

Устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40

11.

Врач-терапевт участковый

1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше

12.

Врач-хирург

0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения, прикрепленного к поликлинике

13.

Врач-травматолог-ортопед

1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения; 1 должность на 20 коек в смену травматолого-ортопедического отделения; 1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи

14.

Врач-уролог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

15.

Врач-оториноларинголог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

16.

Врач-офтальмолог

0,6 должности на 10 000 человек прикрепленного населения

17.

Врач-невролог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

18.

Врач-кардиолог

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

19.

Врач-эндокринолог (врач- диабетолог)

1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения

20.

Врач-инфекционист

1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения

21.

Врач-аллерголог- иммунолог

1 должность на 100 000 взрослого населения

22.

Врач-ревматолог

1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения

23.

Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики

0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения[3]

24.

Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения

1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики[4]

25.

Врач клинической лабораторной диагностики

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета

26.

Врач-рентгенолог

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

27.

Врач-физиотерапевт

в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники: от 15 до 30 – 0,5 должности; свыше 30 до 50 – 1 должность; свыше 50 – 1 должность и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием (сверх 50)

28.

Врач по лечебной физкультуре

1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику

29.

Врач-методист

1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек

30.

Врач функциональной диагностики

В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема: от 20 до 50 – 0,5 должности; свыше 50 – 1 должность

31.

Врач-психотерапевт

1 должность на 25 000 прикрепленного населения

32.

Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии

1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных

33.

Врач-психиатр-нарколог

1 должность на 30 000 прикрепленного населения

34.

Врач-гастроэнтеролог

1 должность на 50 000 взрослого населения

35.

Врач-колопроктолог

1 должность на 100 000 населения

36.

Врач-эпидемиолог

1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений

37.

Медицинская сестра участковая

1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта

38.

Медицинская сестра

2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога); 1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием; 1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок 1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики

39.

Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания)

0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения

40.

Медицинская сестра по физиотерапии

1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год

41.

Инструктор по лечебной физкультуре

1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

42.

Лаборант

1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

43.

Рентгенолаборант

Соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения

44.

Медицинская сестра по массажу

1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения

45.

Медицинская сестра процедурной

1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием

46.

Старшая операционная медицинская сестра

Устанавливается в штате поликлиники с числом должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов не менее 4 – вместо одной должности медицинской сестры

47.

Старшая медицинская сестра регистратуры

Устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8

48.

Старшая медицинская сестра отделения

Соответственно должностям заведующих отделениями[5]

49.

Медицинский регистратор

1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; 1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100; для ведения карт учета диспансеризации – из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт

50.

Медицинский статистик

Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех): до 20 – 0,5 должности; свыше 20 до 40 – 1 должность; свыше 40 до 60 – 1,5 должности; свыше 60 – 2 должности[6]

51.

Помощник эпидемиолога

1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300; 1 должность (вместе с врачом- эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700

52.

Сестра-хозяйка

1 должность

53.

Санитар

1 должность: на каждую должность врача-специалиста (хирурга, травматолога-ортопеда, инфекциониста, колопроктолога); на каждые две должности других врачей, ведущих амбулаторный прием; на каждые 4 должности врачей-лаборантов и лаборантов; на каждые 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при наличии водо- грязе-торфо-озокерито-парафинолечения – на каждую должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур; на каждую должность операционной медицинской сестры; на каждую должность медицинской сестры процедурного кабинета, но не более 1 должности на кабинет в смену; на рентгеновский кабинет в смену; на регистратуру в смену

54.

Медицинский психолог

Соответственно должностям врачей- психотерапевтов

55.

Социальный работник

Соответственно должностям врачей- психотерапевтов

Правила организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра  общей врачебной практики (семейной медицины))[7]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее – Кабинет).

2. Кабинет организуется как структурное подразделение поликлиники, врачебной амбулатории или центра общей врачебной практики (семейной медицины) (далее – медицинская организация).

3. Медицинская помощь в Кабинете оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием из числа наиболее опытных сотрудников, а также медицинскими сестрами с высшим медицинским образованием.

4. Организация работы в Кабинете может осуществляться как на постоянной основе медицинскими работниками Кабинета, так и на функциональной основе медицинскими работниками других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком, утвержденным руководителем медицинской организации.

5. Руководство Кабинетом осуществляет уполномоченный руководителем медицинской организации заведующий одного из отделений медицинской организации.

6. Кабинет рекомендуется размещать в непосредственной близости от регистратуры медицинской организации для обеспечения их взаимодействия.

7. Основными задачами кабинета (отделения) доврачебной помощи являются:

— прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;

— направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;

— проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела, остроты зрения и слуха, других диагностических манипуляций, выполнение которых входит в компетенцию работников со средним медицинским образованием, заполнение паспортной части посыльного листа на медико-социальную экспертизу, санитарно-курортной карты, данных лабораторных и других функционально-диагностических исследований перед направлением на медико-социальную экспертизу, на санаторно-курортное лечение, оформление справок, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного и другой медицинской документации, оформление и ведение которой входит в компетенцию работников со средним медицинским образованием;

— оформление листков и справок временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;

— участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.

8. Кабинет обеспечивается необходимым медицинским оборудованием, инструментарием и бланками медицинской документации.

Правила организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной  практики (семейной медицины))[8]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее – медицинская организация).

2. Регистратура является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию больных на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.

3. Непосредственное руководство работой регистратуры медицинской организации осуществляет заведующий регистратурой, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.

4. Основными задачами регистратуры медицинской организации являются:

— организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону);

— организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного;

— обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;

— систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.

5. Для осуществления своих задач регистратура организует и осуществляет:

— информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;

— информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация;

— информирование о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и др.);

— запись на прием к врачам медицинской организации и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременная передача врачам информации о зарегистрированных вызовах;

направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику на профилактические обследования и осмотры[9];

— подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом;

— доставку медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;

— оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;

— сортировка и внесение в медицинскую документацию результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.

6. В составе регистратуры медицинской организации рекомендуется предусматривать стол справок, зал (стол) самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов, медицинский архив.

Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))[10]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)).

2. Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) и организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи (далее – неотложные состояния).

3. Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться в амбулаторных условиях или на дому при вызове медицинского работника.

4. Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами.

5. Штатная численность медицинского и другого персонала отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи устанавливается руководителем медицинской организации, в структуру которой он входит.

Медицинскую помощь в отделении (кабинете) неотложной медицинской помощи могут оказывать медицинские работники отделения (кабинета) неотложной медицинской либо медицинские работники других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.

6. Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается по направлению регистратора безотлагательно.

7. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.

8. В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.

9. После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранении либо уменьшении проявлений неотложного состояния больной направляется к врачу либо участковому врачу передаются сведения о больном для осуществления посещения больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.

Правила организации деятельности кабинета врача общей практики  (семейного врача)[11]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача общей практики (семейного врача).

2. Кабинет врача общей практики (семейного врача) (далее – Кабинет) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь и паллиативную медицинскую помощь.

3. Кабинет организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению.

4. Оказание медицинской помощи в Кабинете осуществляется на основе взаимодействия врачей общей практики (семейных врачей) и врачей – специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность в медицинской организации, в структуру которой входит Кабинет, а также других медицинских организаций.

5. Структура Кабинета и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения.

6. Основными задачами Кабинета являются:

— оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, в том числе в дневном стационаре;

— осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;

— осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

— осуществление диспансерного наблюдения больных хроническими заболеваниями с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления;

— осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;

— выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;

— оказание медицинской помощи курящим и избыточно потребляющим алкоголь по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и осуществления коррекции факторов риска развития заболеваний в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и при необходимости в специализированные профильные медицинские организации;

— организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья населения;

— организация и проведение школ здоровья, школ для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и заболеваниями, являющимися основными причинами смертности и инвалидности населения, а также для лиц с высоким риском их возникновения;

— устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника либо бригады скорой медицинской помощи;

— оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, осуществляющей оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи по месту жительства больного, и последующим посещением больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) при наличии медицинских показаний;

— обучение населения вопросам оказания первой помощи, а также индивидуальное и/или групповое обучение лиц, имеющих высокий риск развития жизнеугрожающих состояний, и членов их семей правилам первой помощи при этих состояниях;

— направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи;

— выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление выявленных онкологических больных и больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;

— формирование групп риска;

— осуществление диспансерного наблюдения за предраковыми заболеваниями;

— организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;

— осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу;

— осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

— проведение предварительных или периодических медицинских осмотров работников и водителей транспортных средств;

— осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;

— осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными организациями по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.

7. Для обеспечения своей деятельности Кабинет использует возможности структурных подразделений медицинской организации, в составе которой он образован.

Правила  организации деятельности мобильной медицинской бригады[12]

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады.

2. Мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощью населения, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.

3. Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).

В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.

4. Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована.

5. Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем медицинской организации, в составе которой она организована, на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа имеющих опыт лечебной и организационной работы.

6. Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.

7. Обеспечение и контроль деятельности мобильных медицинских бригад осуществляет руководитель медицинской организации, в составе которой они созданы.

——————————————

Публикация актуальна на 04.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Главный врач».

Код публикации: 18.09.

 


[1] Приложение N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015). Представленные рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

[2] Отделение организуется в городах с численностью населения свыше 400 тыс. человек в составе организаций, оказывающих травматолого-ортопедическую медицинскую помощь.

[3] На 25 тыс. населения предусматривается 2,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего отделением медицинской профилактики (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 25 тыс. населения, будет отделение медицинской профилактики, состоящее из 2 кабинетов во главе с заведующим отделением).

[4] На 35 тыс. населения предусматривается 3,5 должности врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 35 тыс. населения, предусматривается отделение, состоящее из 3 кабинетов медицинской профилактики и 1 кабинета медицинской помощи при отказе от курения).

[5] В отделениях, в которых должность заведующего вводится вместо 0,5 или 1 должности врача, должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно вместо 0,5 и 1 должности медицинской (участковой медицинской) сестры.

[6] В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика.

[7] Приложение N 3 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

[8] Приложение N 4 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

[9] На всех граждан, впервые обратившихся в медицинскую организацию, заводится лист контроля факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которые направляются (с их согласия) для выявления факторов риска и степени риска в кабинет медицинской профилактики или в центр здоровья, в эти же подразделения направляются лица, уже имеющие данный лист контроля и желающие получить медицинскую помощь по коррекции факторов риска и/или дополнительную консультацию по ведению здорового образа жизни.

[10] Приложение N 5 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

[11] Приложение N 6 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

[12] Приложение N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).

Другие статьи по теме

Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больничных учреждений и потребность в койках, т. к. надлежащая поликлиническая помощь повышает эффективность использования коечного фонда стационаров.

Классификация поликлиник:

А) по организационному принципу: объединенные и необъединенные со стационаром

Б) по территориальному признаку: городские и сельские

В) по профилю: общие для обслуживания взрослого и детского населения, отдельно для взрослых и детей

Г) по мощности

Структура городской поликлиники в соответствии с Приказом МЗ предусматривает наличие :

— руководства поликлиникой (главный врач, его заместители);

— регистратуры («зеркало» поликлиники);

— лечебно-профилактических подразделений (терапевтические отделения, включая кабинет для оказания помощи подросткам, травматологическое отделение или кабинет, урологический кабинет, стоматологическое отделение, отоларингологический, кабинет инфекционных заболеваний и др.);

— отделения (кабинета) профилактики;

— отделения медицинской реабилитации;

— вспомогательно-диагностических подразделений (рентгеновское отделение или кабинет, лаборатория, отделение или кабинет функциональной диагностики и др.)

— кабинета медицинской статистики;

— административно-хозяйственной части.

Принципы оказания поликлинической помощи: доступность, территориальная участковость, профилактическая направленность, преемственность, бесплатность, этапность.

Функции городской поликлиники:

1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;

2) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий;

3) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных);

4) проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Управление поликлиникой: руководит работой Главный врач, при объединении с больницей – Заместитель главного врача больницы по поликлинике. Главный врач несет полную ответственность за всю лечебно-профилактическую, организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность в поликлинике, планирует работу поликлиники, утверждает планы повышения квалификации медперсонала. Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за всю медицинскую деятельность поликлиники: организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, внедрение новых методов лечения и профилактики, организацию госпитализации больных, нуждающихся в стационарном лечении, руководит профилактической работой поликлиники.

Непосредственный помощник главного врача по организации медицинской помощи населению – Заведующий отделением, который: 1) консультирует больных; 2) участвует в решении вопросов экспертизы временной нетрудоспособности; 3) осуществляет контроль за качеством медицинской помощи населению территории, обслуживаемой поликлиникой; 4) участвует в повышении подготовки кадров; 5) участвует в составлении графиков работы персонала.

Работа поликлиники ведется по Территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитываются их протяженность, удаленность от поликлиники, исходя из этого численность населения на участке может несколько колебаться (Норматив 1300 человек)

Виды участков:

А) территориальные — терапевтические, акушерские, педиатрические

Б) цеховой

В) сельский врачебный — имеет радиус обследования до 10 км, включает ФАП, врачебную амбулаторию, участковую больницу.

Г) приписной

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Digital video recorder a1004ns инструкция на русском
  • Indesit iwsd 6105 b инструкция на русском
  • Casio g shock ga 2000 инструкция на русском языке
  • Необычные подарки руководству
  • Термопсол таблетки от кашля способ применения инструкция