Руководство политическими партиями как признак государства

Государство представляет собой многоуровневую суверенную систему. Она существует и функционирует независимо от внешних политических влияний на определенной территории. Ее основу составляют различные институты: экономические, социальные, правовые.

государство в отличие от политической партии

В каждой стране существуют различные группы, социальные классы, желающие видеть своих представителей во власти. На основании этого стремления формируются политические партии. В отличие от государства, они не обладают всей полнотой власти в стране. Тем не менее оказывают определенное влияние на состояние общества.

Далее в статье попробуем сравнить деятельность политической партии и государства.

Общие сведения

Государство, в отличие от политической партии, может иметь разную форму. Наиболее устойчивыми считаются монархическая и республиканская. В первом случае всей полнотой власти обладает единственный правитель. В республиках политическую волю выражают граждане.

Участие в делах страны может осуществляться в двух формах: непосредственно или через представителей, выбираемых в ходе голосования. Это могут быть отдельные субъекты или их объединения – политические партии. В отличие от государства, они не наделены всей полнотой власти в стране. Они реализуют только отдельные полномочия при определенных условиях.

Основные особенности институтов

В историческом смысле государство, в отличие от политической партии, является социальной организацией, наделенной конечной властью над гражданами, живущими в пределах страны. Ключевая цель этого института состоит в решении общих проблем населения, обеспечении благосостояния при сохранении порядка.

Ключевым отличием аппарата государства от аппарата политической партии следует считать наличие разветвленной системы организаций и учреждений, олицетворяющих 3 ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. В ней присутствует определенный класс чиновников. Их деятельность обеспечивает функционирование и развитие государства.

В структуре партии выделяют:

  • Штаб с лидером.
  • Устойчивый бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководства.
  • Активную часть партии. Ее формируют члены, участвующие в жизни объединения, не примыкая к бюрократическому аппарату.
  • Пассивную часть партии. Она формируется членами, в незначительной степени участвующими в деятельности объединения. В их число, к примеру, входят меценаты.

Признаки государства и политической партии

Общим можно назвать то, что действуют эти институты в пределах одной страны.

Государство обладает определенными инструментами принуждения. Оно подчиняет себе все население, проживающее в пределах страны. В отличие от государства, политическая партия не выступает от имени всего общества и не распространяет на него свою власть. Распоряжения ее руководства обязательны только для членов ее бюрократического аппарата.

Особенно ярко проявляются различия в функциях государства и политических партий. Структуры госвласти реализуют свои полномочия для поддержания баланса интересов всех слоев общества. Политическая партия, в отличие от государства, имеет узконаправленную программу действий. В ней интересы определенных слоев населения имеют приоритет над другими. Государство, в отличие от политической партии, разрабатывает законы и правила поведения. Они обязательны для всех граждан и объединений, в том числе и политических.

функциях государства и политических партий

Функции

Государство, в отличие от политической партии, является ядром системы власти. Оно осуществляет управление жизнедеятельностью населения, регламентирует отношения между разными слоями и классами, обеспечивает стабильность и безопасность общества.

Государство, в отличие от политической партии, имеет очень разветвленную структуру. Она формируется из законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных органов, вооруженных сил, структур общественной безопасности и пр. Их наличие позволяет государству реализовывать не только функции управления, но и принуждения в отношении отдельных индивидов или их объединений.

Политическая партия отличается от государства тем, что она в концентрированной форме выражает интересы, идеалы, цели социальной группы. Ее формируют наиболее активные индивиды. Ключевой же задачей объединения является борьба за власть.

Взаимоотношения политических партий и государства строятся на основании закона. Эти объединения выступают в качестве своего рода посредников, обеспечивающих связь социальных групп друг с другом и с госвластью.

Возникновение государства

На определенном этапе общественного развития возникает необходимость в формировании устойчивого института управления. В разных странах этот момент возник в разное время, и они по-разному прошли стадию формирования государственности.

В настоящее время распространенными считаются 2 концепции. На основании первой, государство формируется в процессе естественного развития общества. Население приходит к пониманию необходимости создания центрального института власти. В результате граждане заключают договор со своими правителями.

Вторая концепция основывается на идеях Платона. В соответствии с ней, государство образуется в процессе завоевания одними людьми других. При этом покорители могут не превосходить завоеванных по численности, однако должны быть хорошо организованы и обучены.

Безусловно, в истории развития человеческой цивилизации формирование государств шло как по первому, так и по второму пути. Изначально оно выступало в качестве единственной политической организации в обществе. Однако во многих странах в связи с развитием политической системы начали образовываться и другие институты.

взаимодействие государства и политических партий

Понятие государства

В широком смысле этот термин отождествляют с обществом, живущим в пределах конкретной страны. К примеру, говорят: «Государства-члены ООН», «государство Россия» и пр. Здесь речь о целых странах вместе с их народами. Широкое понятие государства было распространено в Средневековье и в античное время.

В узком смысле оно рассматривается как один из политических институтов, наделенный верховной властью. Такой подход к пониманию термина «государство» стал формироваться во время возникновения общественных институтов. С развитием социально-экономической структуры возникает необходимость отделения государственных учреждений от прочих элементов политической системы.

Отличительные черты государства

Этот институт можно рассматривать с различных точек зрения. В функциональном плане государство – основной политический институт. Оно осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок и стабильность.

Вместе с тем государство вступает в отношения с остальными субъектами: гражданами и их объединениями. В этом смысле его рассматривают как комплекс институтов, отвечающих за организацию общественной жизни и финансируемых на средства населения.

Одним из ключевых признаков государства считается суверенитет. Он предполагает независимость власти от внешних факторов.

Государство при осуществлении своей деятельности аккумулирует духовные, социальные, властные и прочие ресурсы. Их использование позволяет представлять интересы и удовлетворять нужды всего народа, а не отдельных индивидов или их групп.

При взаимодействии государства и политических партий, других общественных объединений, предприятий, учреждений, отдельных граждан должно обеспечиваться исполнение законодательства. Для этого власть обладает монополией на легитимное насилие. Государство использует закрепленные в нормативных актах инструменты принуждения для наказания нарушителей предписаний.

Финансирование органов власти осуществляется за счет налогов. Государство обладает монополией на их установление и сбор. Собранные с населения средства направляются на решение разнообразных управленческих задач.

Еще одним ключевым признаком государства является публичность власти. Оно обеспечивает защиту общественных, а не частных интересов. Как правило, в рамках реализации государственной политики личные отношения между властью и гражданином отсутствуют.

 государство и политические партии

Одним из важнейших признаков государства является обязательное членство в нем. Если в политическую партию субъект вступает по желанию, то человек, родившийся на территории страны, по общему правилу, автоматически становится ее гражданином. Выйти из гражданства, как и из состава политической партии, субъект может в любой момент по желанию. В случае нарушения предписаний закона лицо может быть лишено гражданства в принудительном порядке.

Признаки политической партии

На практике выделяют 4 критерия:

  • Долговременность существования. Политическая партия образуется с расчетом на продолжительный срок деятельности.
  • Наличие устойчивых организаций, поддерживающих связь с руководством страны.
  • Нацеленность лидеров на борьбу за власть.
  • Поиск поддержки от граждан с помощью выборов или посредством иных инструментов.

Первый признак позволяет отличить партии от других объединений (фракций, движений и пр.), исчезающих вместе с основателями. Второй критерий предполагает полномасштабность организации: ее деятельность осуществляется на региональном и местном уровнях. Этот признак позволяет отграничить партию от обычной парламентской группы, существующей исключительно на национальном уровне.

Стремление бороться за власть отделяет политические объединения от профсоюзов и других общественных организаций. Цель партии – получение власти или участие в ее реализации. Как правило, политические объединения выдвигают и стараются претворить в жизнь глобальные концепции по переустройству общественной системы.

Стремление заручиться поддержкой народа отличает партию от группы давления. Последняя не участвует в избирательных кампаниях. Группы давления оказывают воздействие (обычно скрытое) на правительство, мнение населения и на политические партии.

 государство в отличие от политической партии разрабатывает

Разновидности партий

На основании приведенных выше критериев можно классифицировать политические объединения на следующие типы:

  • Классовые. Такие партии представляют интересы определенных социальных групп. Они отличаются друг от друга по месту в системе производственных отношений.
  • Национальные, религиозные. Такие партии продвигают на государственном уровне специфические интересы определенной конфессии или этнической группы. Как правило, задачей является обеспечение их приоритета в госвласти.
  • Проблемные. Такие политические партии создаются для решения конкретных социальных вопросов. Как правило, это острые, актуальные проблемы, требующие незамедлительной реакции.
  • Государственно-патриотические. Деятельность таких объединений направлена на мобилизацию всего населения на обеспечение стабильности и целостности страны. Партии такого типа возникают, как правило, в исторически переломные моменты, когда появляется реальная или надуманная опасность для государства и общества. Постепенно они распадаются или трансформируются.

Некоторые партии формируются вокруг какого-либо популярного политического деятеля. Эти объединения выступают в качестве своего рода группы поддержки.

Существуют также так называемые гротескные партии. Смысл своей деятельности они видят в демонстрации специфичности определенных пристрастий группы лиц. К примеру, «партия любителей арбузов». На власть, как правило, они не претендуют, однако свои интересы отстаивают достаточно стойко. Их состав небольшой, но очень сплоченный.

Основа политической партии

Отличительной чертой объединения является наличие идейных принципов, которые привлекают сторонников. В программах фиксируются конкретные установки деятельности. Они могут выражаться открыто или существовать исключительно для посвященных.

Социальная основа партии является одним из признаков ее сущности. Объединения могут привлекать членов косвенно или прямо, посредством идеологических манипуляций. Ключевым критерием сущности партии является характер сил, взгляды которых она отстаивает.

отличие аппарата государства от аппарата политической партии

Баланс интересов

Государство и политические партии – не просто общественные институты, действующие в определенной стране. Они выступают в качестве неотъемлемых элементов демократического общества. При этом особое внимание акцентируется на том, что государство – это центральное звено, устанавливающее правила для всех существующих в стране политических сил. Оно рассматривается как фактор, интегрирующий все элементы системы в одно целое.

Между тем некоторые ученые полагают, что такая конструкция несовершенная и требует пересмотра. По их мнению, концепция политической системы была удобна в советское время, поскольку тогда все силы вращались вокруг одного центра.

В демократическом обществе формируется особая система, предполагающая баланс, равновесие и взаимодействие политических сил. В настоящее время необходимо учитывать не только значение государства, но и интегрирующую роль самого населения, его влияние на власть.

Политические партии – это ключевые институты гражданского общества. Однако государство, в отличие от них, выражает интересы всех граждан в целом, являясь официальным представителем народа. Соответственно, оно наделяется исключительными инструментами – «рычагами власти». Именно за их обладание и борются партии. Они стремятся обеспечить реализацию собственных программ за счет механизма госвласти.

Некоторые партии уже добились определенного доступа к политическим рычагам. Они именуются правящими. Полученную власть они реализуют посредством расстановки своих членов на ключевые государственные посты.

Заключение

В политической системе в качестве ключевого инструмента влияния на разные аспекты общественной жизни выступает власть. Для завладения им люди объединяются в партии. Эти организации осуществляют свою деятельность на основе определенных идеологических принципов и являются мощным фактором, способствующим повышению уровня организованности и рационализации политической жизни в стране.

государство отличается от политической партии тем что

Государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении социальной стабильности. Для достижения поставленных общественно значимых задач целесообразно объединить усилия с политическими партиями. Они, в свою очередь, должны больше и чаще взаимодействовать с гражданами, участвовать и поддерживать начинания местных структур власти, присутствовать в движениях на региональном уровне. Интересы самих партий не должны быть выше благосостояния населения. Только в этом случае возможна максимально эффективная деятельность всей политической системы в целом.

Государство
– центральный элемент политической
системы (в той или иной мере отражают
интересы всех социальных групп;
располагает огромными финансовыми
ресурсами; располагает аппаратом и
правовыми средствами).

Роль
государства в политической системе
:

  • устанавливает
    правовые основы функционирования
    системы,

  • устанавливает
    и обеспечивает политический режим,

  • оказывает
    поддержку иным политическим институтам.

Политические
партии

– общественные объединения, созданные
для участия в политическом процессе
с целью завоевания и осуществления
государственной власти конституционными
средствами, действующие на постоянной
основе и имеющие программу.

Виды
партий по содержанию политической
деятельности
:

  • консервативные
    – выступают за сохранение прежних
    порядков, против реформ,

  • либеральные
    – выступают за освобождение общественной
    жизни от вмешательства государства,

  • клерикальные
    – выступают за то, чтобы политический
    курс строился с учетом религиозных
    норм,

  • реформистские
    – выступают за социализацию при
    сохранении частной собственности,

  • радикальные
    – выступают за коренное переустройство
    общества по различным моделям.

Типы
партийных систем
:


многопартийные,


многопартийные с одной доминирующей
партией,


двухпартийные,


однопартийные.

В
крайних случаях взаимодействие партии
и государства приводят к такой политической
системе, которая может быть определена
как «партийное государство»: функционирует
одна господствующая партия, ее идеология
становится государственной идеологией,
происходит сращивание партии и
государственного аппарата. Руководитель
партии превращается в фактического
главу государства, важнейшие решения
принимаются в партийных структурах и
лишь оформляются государственными
институтами. В партийном государстве
все другие общественные организации
также подпадают под партийный контроль
и политическая система становится
тоталитарной системой.

Вопрос 9. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая
система общества

— это совокупность государственных и
общественных объединений, принимающих
участие в политической жизни страны.

В
зависимости от степени участия в
политической жизни

данные структурные элементы политической
системы общества делятся на собственно
политические

и несобственной
политические.

Собственно
политические элементы

— это, прежде всего, государство, все
политические партии, политические
движения, непосредственно принимающие
участи в политической жизни общества.
Цель их создания и функционирования —
непосредственно политическая. Она
заключается в формировании и осуществлении
внутренней и внешней политики государства,
в политическом и идеологическом
воздействии на различные социальные
группы, в проведении политических
интересов различных социальных групп
и отчасти всего общества в целом в жизнь.

К
несобственно
политическим

относятся такие структурные элементы
политической системы общества, которые
возникают и функционируют не в силу
политических, а экономических и других
причин. К ним, в частности, относятся:
профсоюзные, религиозные организации.

Структура
политической системы
.

Структура
политической системы означает, из каких
элементов она состоит, как они между
собой взаимосвязаны. Выделяют следующие
компоненты политической системы:

организационный
(институциональный) компонент
 —
политическая организация общества,
включающая в себя государство, политические
партии и движения, общественные
организации и объединения, трудовые
коллективы, группы давления, профсоюзы,
церковь, средства массовой информации.

культурный
компонент
 —
политическое сознание, характеризующее
психологические и идеологические
стороны политической власти и политической
системы (политическая культура,
политические идеи/идеологии).

-нормативный
компонент
 —
социально-политические и правовые
нормы, регулирующие политическую жизнь
общества и процесс осуществления
политической власти, традиции и обычаи,
моральные нормы.

-коммуникативный
компонент
 —
информационные связи и политические
отношения, складывающиеся между
элементами системы по поводу политической
власти, а также между политической
системой и обществом.

-функциональный
компонент
 —
политическая практика, состоящая из
форм и направлений политической
деятельности; методы осуществления
власти.

Роль
государства в политической системе
общества

Понятия
государство и политическая система
общества соотносятся между собой как
часть и целая, при этом государство —
это часть, а политическая система
общества, соответственно, — целое.

Государство,
являясь частью политической системы
общества, занимает в ней особое,
центральное, ведущее место и положение,
придавая последней устойчивость,
упорядоченность, целостность.

Особое
место государства в политической системе
общества определяется следующими
обстоятельствами:

  1. государство
    выступает в качестве единственного
    официального представителя всего
    народа, объединенного в пределах границ
    государства по принципу гражданства;

  2. государство
    является единственным носителем
    суверенитета, который заключается в
    верховенстве государственной власти
    в пределах территориальных границ
    страны и в самостоятельности, независимости
    государства в международных отношениях;

  3. государство
    обладает специальным аппаратом —
    аппаратом управления и аппаратом
    принуждения, — необходимыми для управления
    обществом. Здесь следует иметь в виду,
    что у политических партий и общественных
    организаций могут быть свои хорошо
    слаженные и постоянно действующие
    аппараты. Однако в отличие от
    государственного аппарата они не имеют
    в своей структуре таких органов, как
    суды, милиция, прокуратура, органы
    государственной безопасности. Кроме
    того, партийные и общественные органы
    не обладают, как это имеет место у
    государственных органов,
    государственно-властными полномочиями.

  4. особая
    роль государства в политической системе
    общества определяется тем, что оно
    обладает монополией на законотворчество;

  5. государство
    обладает специфическим набором
    материальных ценностей (государственной
    собственностью, государственным
    бюджетом, государственной казной,
    валютой и т.д.).

Особая
роль государства в политической системе
общества проявляется и в том, что именно
оно предоставляет гражданам конституционное
право на объединение, включая право на
объединение в профессиональные союзы
для защиты своих интересов. На
конституционном уровне закреплена и
свобода деятельности общественных
объединений.

Государство
определяет статус общественных
объединений, а также государство в лице
суда, прокуратуры и иных государственных
органов защищает права общественных
объединений, одновременно контролируя
соблюдение ими правовых норм.

В
жизни общества, в экономике государство
всегда выступало как собственно
политическая организация. Однако не
следует абсолютизировать политический
характер государства и рассматривать
его как чисто политический институт,
поскольку его деятельность имеет
организационные, финансовые и иные
аспекты.

Чрезмерное
усиление вмешательства государства в
политическую жизнь общества может
привести к огосударствлению политической
системы и в результате — к произволу и
беззаконию в общественной жизни.

Соседние файлы в предмете Теория государства и права

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

8.5

Государство и политические партии

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии — участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий — представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В. В. Лазарева и доц. С. В. Липеня по теории государства и права политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с послед. изм.) политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;

2) стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

3) связь с избирательной системой — участие в выборах представительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;

6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т. е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе — является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем.

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служит победа на выборах.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.

Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательной инициативы через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии по следующим каналам:

а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, ее регистрацию, т. е. устанавливает правовые рамки деятельности;

б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т. д.;

в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI–XVII вв.);

политические клубы (XVIII–XIX вв.);

современные массовые партии (XIX–XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны.

Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности.

Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т. е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870–1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованны, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые — участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам: со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т. д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия — КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии — Республиканская и Демократическая, а в Великобритании — Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий, и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии. Вместе с тем они — свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объясняется их отрывом от масс, неумением правильно определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;

3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из того, что партии выполняют конституционные функции, способствуют формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответственном назначении политических партий, в том числе в обеспечении преемственности государственной политики. Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в частности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий (ст. 32, 33).

По Федеральному закону от 11 июля 2001 г. (глава 8, ст. 36) политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое вправе самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Регистрирующие органы ведут контроль за соблюдением партиями действующего законодательства, за соответствием их деятельности целям и задачам, зафиксированным в уставах партий. В отдельных случаях партии может быть вынесено письменное предупреждение об устранении допущенных нарушений, а при невыполнении этого предупреждения в суд направляется заявление о приостановлении деятельности партии сроком до шести месяцев. Это решение выносит Верховный Суд РФ. Аналогичные меры могут быть приняты в отношении региональных отделений партии соответствующими органами субъекта Федерации.

Законом «О политических партиях» предусмотрены определенные ограничения на создание политических партий. Так, запрещаются создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание расовой, национальной, социальной или религиозной розни.

Кроме того, не допускается создание партий по профессиональной, религиозной или национальной принадлежности, а также в аппарате государственной власти и органов местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах. Запрещается вмешательство партий в учебный процесс образовательных учреждений. Существует запрет на создание на территории России политических партий иностранных государств.

Ликвидация партии возможна в двух случаях: 1) по решению высшего руководящего органа партии — съезда; 2) по решению Верховного Суда РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права

Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации

Политические партии и профсоюзы

Политические партии и профсоюзы
Германия — страна с многопартийной системой. Основной закон ФРГ одним из первых в конституционной истории зарубежных государств определил основные принципы правового статуса политических партий. Он, в частности, установил, что партии

30. Политические партии и партийная система Франции

30. Политические партии и партийная система Франции
В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность,

32. Политические партии Германии

32. Политические партии Германии
Политические партии Германии регистрируются, их деятельность регламентируется Основным законом и федеральным законодательством Германии. До настоящего времени действует Закон о политических партиях от 24 июля 1967 г. с учетом внесенных

42. Политические партии, общественные («народные») организации

42. Политические партии, общественные («народные») организации
Конституция Китая поддерживает коммунистический строй, и единственно возможной руководящей силой в обществе является Коммунистическая партия Китая. Так как конституцию КНР сложно изменить, то властвующая

38. Политические партии и партийная система Великобритании

38. Политические партии и партийная система Великобритании
В Великобритании утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий. На общенациональном уровне

43. Политические партии и партийная система

43. Политические партии и партийная система
В 1958–1981 г.г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР), причем название партии неоднократно менялось.Это

48. Политические партии Германии

48. Политические партии Германии
Деятельность нацистской партии, распространение фашистской идеологии, восхваление Гитлера и Третьего рейха запрещены законом.Правовой статус партии регламентируется Основным законом и федеральным законодательством, в том числе

66. Политические партии, общественные («народные») организации

66. Политические партии, общественные («народные») организации
Согласно Конституции руководящей силой в обществе и государстве является Коммунистическая партия Китая. Это означает, в частности, что она не может быть отстранена от власти, путем выборов без изменения

72. Политические партии Индии

72. Политические партии Индии
В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде 52-й поправки в основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента

Политические партии

Политические партии
Чисто монархическая организация правительственной власти по Конституции 1871 г. и тем более по конституциям отдельных автономий изначально сокращала реальное влияние политических партий, которые стали активно формироваться со второй половины XIX в.

Политические партии

Политические партии
Сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система закрепилась в XX в. как главенствующий принцип политической жизни США. На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти — в политическом смысле — определяется

ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ГОСУДАРСТВО И ПАРТИИ: ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Какие виды государственной поддержки деятельности партий предусмотрены закономВ СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 32 Федерального закона «О политических партиях» федеральные органы государственной власти, органы государственной

Политические признаки государства

Автор статьи

Эксперт по предмету «Политология»

Задать вопрос автору статьи

Основные положения

Определение 1

Государство – это такая форма организация политической власти, при помощи которой осуществляется управление обществом и обеспечивается порядок и стабильность.

С организационной позиции государство — это форма организация политической власти, которая может вступать в отношения с иными субъектами политической деятельности (гражданами, общественными организациями). В таком смысле слова государство понимается как совокупность политических институтов (суд, система социального обеспечения, армия и флот, бюрократический аппарат, органы муниципалитета и др.), которые несут ответственность за организацию социальной жизни в обществе и финансируются им.

Общество более широкое понятие, чем государство (общество как все человечество). На современном этапе развития человеческой цивилизации понятия общества и государства вообще не могут являться идентичными: публичная власть является относительно самостоятельной и обособленной от остального общества.

Признаки, по которым государство отличается от иных образований следующие:

  • определенная территория;
  • суверенитет;
  • многообразие ресурсов;
  • представительство интересов всего общества;
  • легитимное насилие;
  • право на сбор налогов
  • публичная власть;
  • символика.

Политические признаки

Замечание 1

Политическая сфера общества (лат. politics) обладает своими уникальными качествами. Более того, понятие «политическая система» свободно от сопутствующих правоведческих значений и легко поддается определению в категориях изучаемого явления, чем понятия государства и общества.

К политическим признакам любого государства относятся:

  • универсальность политической системы — она воздействует в целом сразу на все общество;
  • фактический контроль над применением силовыми структурами физического и иного способа принуждения;
  • легитимность политических органов, то есть способность подобных органов принимать обязывающие для всех решения и выдвигать такие требования, которые с высокой долей вероятности будут выполнены гражданами;

«Политические признаки государства» 👇

В современных гуманитарных науках сегодня сложилось два основных подхода к исследованию политической системы: это институциональный и системный подход. В российской правовой литературе наиболее преобладает институциональный подход. Согласно данному подходу политическая система понимается как совокупность государственных и негосударственных институтов общества, а также норм правового и социального характера, при помощи которых политико-властные отношения в обществе находят свою реализацию.

В структуре всякой политической системы государства выделяют такие пять основных подсистем как:

  • Институциональная, включающая совокупность базовых политических институтов и их взаимоотношений. Элементами такой институциональной подсистемы будут политические партии, инициативные группы и др. Центральное место в такой системе все равно остается за государством;
  • Нормативная, куда относятся все правовые нормы, а также традиции и получившие закрепление обычаи, базовые нравственные принципы, которыми регулируются большинство политических аспектов жизни общества;
  • Коммуникативная подсистема, куда входят разнообразные формы взаимодействия субъектов права и каналы перемещения важной информации, например, сюда относятся средства массовой информации.
  • Культурная, которая определяет приоритетные и базовые ценности, а также политические убеждения (в том числе идеология);
  • Функциональная, суть которой заключается в подборе и использовании конкретных методов и технологий осуществления власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата написания статьи: 17.10.2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория государства и права»

По теме «Государство и политические партии»

Выполнил:

Студент Мендеш П. Гр. ЮР-21

Проверила:

Шафигулина С.Р.

Астрахань 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ6

1.1. Понятие государства и его признаки6

1.2. Понятие политической партии. Правовое закрепление партий9

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ18

2.1. Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации18

2.2. Государство и политические партии зарубежных стран20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК28

ВВЕДЕНИЕ

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.

Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.

Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.

Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом, политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.

В Российской Федерации политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. По стоянию на январь 2017 года в России зарегистрировано 75 политически партий.

Актуальность выбранной темы исследования. Одним из важнейших условий развития государства является установление прочных системных связей между властью и государством. В условиях развития современной России необходимо формирование и развитие прочных и прозрачных связей между государством с гражданским обществом в лице его политических партий, имеющих важной значение — участие в разработке и реализации государственных проектов и сокращение разрыва между властью и обществом.

Таким образом, развитие современного российского государства находится на этапе формирования сотрудничества между обществом и государством, что обусловливает потребность в теоретическом исследовании политических партий и государства, их взаимосвязей.

Целью настоящей работы является изучение государства, политических партий и их взаимосвязи в научной теории и в современной действительности.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

— определить понятие, признаки и сущность государства;

— исследовать политические партии как субъектов политической деятельности общества и государства;

— изучить взаимодействие государства и политических партий как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности политических партий и государства.

Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).

Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ. ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие государства и его признаки

С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. Такое или близкое к нему определение можно встретить как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты.

1. Государство — это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой иной организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти.

2.Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются). Любое общество объективно плюралистично по своей структуре и по образу жизни и мысли проживающих в нем людей. В любом обществе всегда возникают трения между носителями различных интересов. Как найти их согласование и увязку? Социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов.

3. Есть до двухсот различных определений власти, но все авторы сходятся на том, что — это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство при необходимости вмешивается в общественные процессы, воздействует на общественные отношения. Государственная власть — это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской и пр.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.

4. Государство есть организация политической власти определенного общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщении. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Нельзя, конечно, умалять значение государственно-правовых обобщений. Именно из обобщений деятельности конкретных государств выводятся параметры наиболее совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства. Однако, когда речь идет о государстве как организации политической власти, следует иметь в виду и параметры общества, на обслуживание интересов которого оно нацеливается. От уровня развития конкретного общества зависит и степень зрелости государственных институтов.

Осмысливая понятие государства, необходимо сосредоточить внимание на его признаках, на том, что оно из себя представляет и чем отличается от других организаций в обществе.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками, набор которых различен (в зависимости от точки зрения автора).

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающиеся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право — без государства.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

В современных условиях Российскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжение реформ и переходе к цивилизованному обществу, организации обороны страны.

Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, совершенствования его механизма, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

1.2. Понятие политической партии. Правовое закрепление партий

Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть, либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «машины, для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования. сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на «вхождение» во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

Партия — это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

б)стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;

г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1. долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее; 4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий — овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.

В соответствии с этими критериями партии могут быть:

— классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;

— национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);

— проблемными, вызванными и подчиняющими свою программистку и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);

-государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируются в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;

— формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;

— так называемыми гротескными партиями, вроде «партии любителей пива», выдающими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан: не претендуя на власть, они весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав.

Политические партии — это такие политические объединения которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов — посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций. является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

Нужно отметить, что конституции 19-го и первой половины 20-го века, как правило, этот вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ — Конституция 1949 года — четко определяет основные принципы правого положения политических партий. В ней сказано, что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам демократического стpoя или устранить его, или поставить под угрозу существования ФРГ, являются антиконституционнымии деятельность таких партий запрещается.

Кроме конституции, правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.

Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.

В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии-парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.

Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.

Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии — одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав, как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.

В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии — это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

2.1. Взаимодействие государства и политических партий в Российской Федерации

Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства является первичным. Так, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятного территориального устройства, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в различной мере отражаются на структуре, функциях и месте политических партий, формирующихся в конкретном государственном механизме.

Российские политические партии при проведении выборов играют три вида функций — процедурные, организационные и информационные, следовательно, и их взаимоотношения с государством можно разделить на процедурные, информационные и организационные. При этом, под процедурными взаимоотношениями понимается совместная деятельность государства и политических партий по вопросам реализации избирательных процедур и действий, которые закладывают основу выборов и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан.

Стоит отметить, что политические партии России становятся все более активными участниками избирательного процесса, что выражается в увеличении количества избирательных процедур, реализуемых при их непосредственном участии и, в свою очередь, способствует росту интенсивности и расширяет сферу их процедурных отношений с государством. К числу таких процедур можно отнести: формирование и выдвижение списка партии; сбор и передача в избирательную комиссию подписей избирателей; внесение избирательного залога; регистрация списка партии, отказ в регистрации, отмена и аннулирование регистрации; распределение депутатских мандатов. Процедурные взаимоотношения начинаются в период выдвижения кандидатов от партии и завершаются после распределения мандатов внутри списка избирательного объединения.

В действующей в Российской Федерации в настоящее время Государственной Думе представлено шесть политических партии: «Единая Россия» получила 343 мандата, КПРФ 42 мандата, ЛДПР 39 мандатов, «Справедливая Россия» 23 мандата, «Родина» 1, «Гражданская платформа» 1. Один мандат получил кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Как было указано ранее, по состоянию на январь 2017 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 75 политических партий.

Стоит отметить, что и государство, и политические партии являются политическими организациями, непосредственно связанные с государственной властью: государство непосредственно осуществляет государственную власть, политические партии ставят целью приход к государственной власти.

Можно выделить следующие формы взаимодействия государства и политических партий:

участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

контроль за государственными органами и процессом управления государством.

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами:

регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;

регламентирует их участие в избирательных кампаниях;

решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

2.2. Государство и политические партии зарубежных стран

Как было указано ранее, в странах с демократическим режимом государственная власть и гражданское общество сосуществуют на основе партнерских взаимоотношений, при этом, политические партии играют роль связующего элемента между властью и обществом. Для недемократических политических режимов характерно наличие давления государства на общество, ущемление прав граждан, нарушением контактов между властью и обществом, при этом, благоприятные условия для деятельности имеют только политические партии, поддерживающие политику государства.

Вместе с тем, положение партий в государстве зависит и от действующей формы правления.

В государствах с президентской формой правления, роль партий зависит от их политического статуса: если президентская партия обладает большинством в парламенте, то ей предоставляется право выступать в роли связующего звена между исполнительной и законодательной властями; если же президентский пост и парламентское большинство принадлежат разным политическим силам, взаимоотношения между властью и партиями могут развиваться по двум сценариям. При двухпартийной системе возникнет механизм сдержек и противовесов, при котором парламенту удается ограничивать власть президента. При многопартийности усиливается власть главы государства.

В государствах с парламентской формой правления политические партии обладают большими полномочиями в управлении государством, поскольку победившая на выборах партия приобретает статус правящей и под ее руководством происходит формирование правительства, осуществляется деятельность органов государственной власти. При этом, взаимоотношения государства с партиями зависят от партийной системы: двухпартийность усиливает правительство, а многопартийность ослабляет.

Взаимоотношения государства и политических партий обеспечивают реализацию неотделимой от демократии процедуры выборов. Вместе с тем, политические партии считаются основными субъектами избирательного процесса.

Наибольшее международное распространение получили пропорциональные и смешанные избирательные системы, поскольку их применение позволяет избежать в большей степени искажения результатов выборов в ходе распределения голосов избирателей. При этом, совместная деятельность государства и политических партий закладывает основу выборов и обеспечивает реализацию избирательных прав граждан.

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на основные группы:

многопартийные системы без монопольно господствующей партии (Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.);

многопартийные системы с монопольно господствующей партией (Мексика, США, Великобритании, Индии);

однопартийные системы (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

Для зарубежных стран характерно многообразие видов политических партий, которые можно разделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии. Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др. Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. В число католических партий входят Христианско-демократический союз ФРГ, социально-христианский союз и христианская народная партии Бельгии.

Основа любой политической партии является членство, при этом, оно может быть официально и не установлено (например, в США).

В некоторых государствах создаются партийные комитеты округов, а высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета). Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет.

В зарубежных странах важное значение имеет порядок образования политических партий и регулирование их внутренней структуры и политической деятельности. В науке выделяют два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий — внешний и внутренний. Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы.

Стоит отметить, что в некоторых государствах, прежде всего феодально-монархических, легальные политические партии отсутствуют, а их создание запрещено законом, например, в Бутане, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии.

Не являются политическими партиями так называемые группы давления, являющиеся элементом политической системы зарубежных стран. Изначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями и заинтересованными группами. Такие группы создаются для консультации парламентов и правительств и информационного обеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности. Важной особенностью, отличающей группы давления от политических партий, является то, что они от собственного имени не участвуют в выборах.

Таким образом, в демократических странах существует тесное взаимодействие государства и политических партий, при этом, большое значение имеет наличие многопартийности, выражения воли народа. В антидемократических странах существует жесткая линия одной партии, которая выражает не волю народа, а лишь интересы правящей структуры. Правовой статус политических партий регламентирован, как правило, законодательством соответствующего государства, что также выражает взаимосвязи политических партий и государства.

Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Между государством и политическими партиями существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности государства. Виды и типы политических партий в зарубежных странах отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных групп с противоречивыми интересами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство представляет собой организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения. Государство является первичной организацией по отношению к политическим партиям.

Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние — хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, включают в себя: территорию, население, публичную власть, право, правоохранительные органы, армию, налоги и государственный суверенитет.

В современной науке теории государства и права сущность государства рассматривается как обеспечение безопасности социума, интересы которого оно выражает.

Политические партии являются вторичными организациями относительно государства. Политическая партия является одним из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможность осуществлять управление государством, а посредством него — и всем обществом. Это позволяет политическим партиям играть важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, являясь одним из центральных компонентов политической системы.

Существует множество классификаций функций политических партий, однако, их все можно разделить на три большие взаимосвязанные группы: функции, отражающие связующую роль партий и государства; политические функции и внутрипартийные функции.

Типология политических партий определяется критериями, положенными в основу разграничения. По социальному признаку политические партии подразделяются на классовые и межклассовые (смешанные). В зависимости от идеологической ориентации выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и другие партии. По своему составу партии делятся на кадровые и массовые. По месту в системе власти политические партии делятся на правящие и оппозиционные, противостоящие правящей партии и критикующие проводимую ей политику; парламентские и внепарламентские партии. По используемым методам деятельности выделяют левые, правые и центристские. Вместе с тем, существуют и другие типологии политических партий.

Что касается взаимодействия государства и политических партий, то можно выделить его основные формы:

участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

контроль за государственными органами и процессом управления государством.

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами: регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности; регламентирует их участие в избирательных кампаниях; решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд; контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // Собрание законодательства РФ», 24.02.2014, N 8, ст. 740.
  3. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.

Научная и учебная литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / М.И. Абдулаев. — М.: Приор, 2016. — 495 с.
  2. Аверьянов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / А.Н. Аверьянов. — М.: Приор, 2012. — 118 с.
  3. Васецкий Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических Венгеров А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Венгеров. — М.: Проспект, 2015. — 462 с.
  4. Григорьева Л.А. Особенности взаимоотношений государства и политических партий по проблемам организации выборов в современной России [Текст] / Л.А. Григорьева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2017. — №7. — С.26-31
  5. Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство [Текст] / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. 2017. — №4. — С.5-11
  6. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный) [Текст] / Ю.А. Дмитриев. — М.: Деловой Двор, 2016. — 139 с.
  7. Ларин А.Ю. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.Ю. Ларин. — М.: Норма, 2016. — 484 с.
  8. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 416 с.
  9. Мелехин А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.В. Мелехин. — М.: Юрайт, 2016. — 521 с.
  10. Морозова Л.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.А. Морозова. — М.: Омега-Л, 2014. — 510 с.
  11. Пиголкин А.С. Теория государства и права [Текст]: учебник / А.С. Пиголкин. — М.: Юрайт, 2016. — 458 с.
  12. Протасов В.Н. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Протасов. — М.: Высшее образование, 2014. — 397 с.
  13. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник / М.Н. Пиголкин. — М.: Юстицинформ, 2015. — 593 с.
  14. Рассказов Л.П. Теория государства и права [Текст]: учебник / Л.П. Рассказов. — М.: ВолтерсКлувер, 2016. — 438 с.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / В.Н. Хропанюк. — М.: Омега-Л, 2015. — 511 с.
  16. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом [Текст] / О.Ф. Шабров // Государство и право. 2016. — №5. — С.10-16.
  17. ЮдинЮ.А.Политическиепартиии право в современномгосударстве [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Юдин. — М.: Издательская группа «Форум-инфра-м», 1998. 352 с.

Электронные ресурсы

  1. Список зарегистрированных политических партий [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: #»justify»>Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.duma.gov.ru (Дата обращения: 23.10.2017).


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации зу 120м
  • Аналог танакана инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по эксплуатации сухожарового шкафа ch 360t на русском
  • Руководство по ремонту лодочного мотора hondas
  • Лего френдс 41035 инструкция по сборке