Руководство пользователя по информатике

Слайд 1

Руководство пользователя программы «Microsoft Word»

Слайд 2

Для того, чтобы начать работу в программе Microsoft Word зайдите в меню «Пуск», выберите вкладку «Все программы», затем « Microsoft Office » и « Microsoft Office Word 2003 » Начало работы

Слайд 3

Основные элементы интерфейса «Microsoft Word» 1. «Файл» используется для создания новых документов, открытия старых, печати, изменения параметров страницы. 2. С помощью меню «Справка» можно удалить, вставить или скопировать текст, отменить выполненные действия. 3. Меню «Вид» используют для изменения параметров страницы. 4. «Вставка» используется для добавления в документ рисунков, диаграмм, гиперссылок, файлов. 5. В меню «Формат» можно изменить цвет, цвет фона, положение текста, сделать маркированный список. 6. Во вкладке «Сервис» можно установить параметры правописания и язык ввода. 7. Меню «Таблица» используется для вставки и изменения таблицы. 8. С помощью меню «Окно» можно создать новый документ 9. В меню «Справка» можно получить краткое описание программы « Microsoft Word »

Слайд 4

1. После того, как откроется окно программ “ Microsoft Word ” , сохраните документ. В меню ” Файл ” , щелкните команду ” Сохранить как… ” (рис. 1) 2. В открывшемся диалоговом окне ” Сохранение документа ” выберите папку , в которую необходимо сохранить файл. (рис. 2) 3.В поле ” Имя файла ” введите имя документа ” Документ 1 ” и щелкните кнопку ” Сохранить ” . 4. В дальнейшем для сохранения документа выбирайте пункт меню ” Файл/ Сохранить ” . В данном случае никаких диалоговых окон не появляется, и документ сохраняется с текущим именем. Сохранение документа

Слайд 5

Существует несколько основных стилей шрифта: жирный, курсив и подчеркнутый. Чтобы изменить стиль текста выберите на панели задач строку «Шрифт» и выбери необходимый вам пункт. Изменить цвет шрифта можно с помощью вкладки «Цвет шрифта», которая расположена не нижней панели задач. Полные возможности форматирования текста приведены в пункте меню ” Формат/Шрифт ” . На поле ” Образец ” изображается текст со всеми сделанными изменениями. Пробуйте, экспериментируйте, добивайтесь необходимой выразительности текста. Изменение параметров шрифта

Слайд 6

Копирование и вставка текста Для того, чтобы скопировать нужный текст или часть текста выделите его, затем откройте меню «Правка» и выберите опцию «Копировать». Когда вы уже скопировали необходимый вам текст в меню «Правка» выберите опцию «Вставить» и вставьте текст в необходимую вам часть документа. Чтобы вырезать фрагмент текста в меню «Правка» выберите раздел «Вырезать». Вырезанный текст можно вставить в документ воспользовавшись опцией «Вставить»

Слайд 7

Абзац Чтобы изменить положения текста выберите меню «Формат», затем вкладку «Абзац». В появившемся окне (рис.1.) в меню «Выравнивание» выберите необходимое вам положение текста

Слайд 8

Для создания простейшей таблицы: 1. В меню ” Таблица ” выберите команду ” Нарисовать таблицу ”, для того чтобы появилась специальная панель инструментов для работы с таблицами, затем щелкните кнопку ” Добавить таблицу. ” 2. В появившемся диалоговом окне ” Вставка таблицы ” , установите необходимое число столбцов и строк. Щелкните кнопку «Ок» Работа с таблицей Рис.1 Рис.2

Слайд 9

Таблицу также можно нарисовать с помощью карандаша. Выберите команду ” Таблица/Нарисовать таблицу ” (рис.1) Возьмите инструмент ” Карандаш ” и нарисуйте контур вашей таблицы. (рис.2) Поставьте карандаш в нужное место и нарисуйте ячейки. Рис.1 Рис.2 Добавление и удаление строк/столбцов Установите курсор в любую ячейку строки, после которой необходимо добавить новую строку. В меню ” Таблица ” , выберите команду ” Вставить ” , а затем команду ” Строки ниже ” . ( рис.3 ) В созданной вами таблице появится новая строка. Для удаления строки, установите курсор в любую ячейку строки, которую необходимо удалить. В меню ” Таблица ” выберите команду “ Удалить ” , а затем ” Строки ” . Аналогичным образом добавляются и удаляются столбцы. Рис.3

Слайд 10

Панель рисования «Word Art» 1. В меню «Автофигуры» можно вставить различные стандартные изображения 2,3. «Линии» и «Стрелки» позволяет рисовать прямые линии или стрелки 4. С помощью меню «Надпись» можно вставить текст поверх изображения 5. С помощью вкладки « Word Art » можно вставить текст различных цветов, с использованием тени или объема. 6. Чтобы вставить в документ диаграмму в меню «Диаграммы» выберите необходимый вам тип. 7. «Коллекция картинок “ Коллекция картинок Microsoft Office” – набор стандартных изображений для вставки в документ 8. Меню «Добавить рисунок» позволяет вставить необходимое изображение из файла 9,10. В меню «Цвет заливки» и «Цвет линии» можно изменить цвета автофигуры 11. В меню «Цвет текста» можно изменить цвет введенного текста

Слайд 11

Добавление рисунка Чтобы добавить рисунок из меню «Автофигуры» выберите необходимый вам рисунок и в появившейся области «Создайте рисунок» вставьте необходимый вам объект Чтобы вставить рисунок из файла на панели рисования выберите «Добавить рисунок», в открывшемся окне выберите необходимый вам файл и нажмите «Вставить»

Компьютерный класс. Документы

информатика

    В классе должна быть в наличии и регулярно вестись следующая документация:

—   журнал по ТБ;

—   инструкции по ТБ и пожарной безопасности;

—   инструкция и правила работы в компьютерном классе;

—   журнал учета материально-технических ценностей;

—   паспорт компьютерного класса;

—   журнал неисправностей и профилактических работ по компьютерной технике и ПО;

1.     Требования к организации помещений и рабочих мест

Помещения, в которых  размещаются компьютерные учебные классы, должны оборудоваться в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утв. Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118)

Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв. м, а при продолжительности работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5кв. м.

Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно — вытяжной вентиляций.

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПК должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Шумящее оборудование (печатающее устройство, сервера и т.п.), уровни шума которого превышают нормативное, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

При входе в учебный класс с компьютерной техникой должны быть оборудованы встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок  студентов.

 2.     Материальное обеспечение компьютерного класса

2.1.     Комплектация компьютерного класса:

—                        10-11 компьютеров, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам (из расчета 6 кв. м при высоте потолка 3 м на 1 рабочее место);

—                        колонки (по необходимости);

—                        принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

—                        проектор (по необходимости);

—                        сканер (по необходимости);

—                        оборудование для организации локальной сети;

—                        программное обеспечение;

—                        учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

—                        маркерная доска.

2.2.     Компьютерный класс должен быть оснащен

—                        средствами пожаротушения;

—                        светильниками местного освещения (по необходимости);

—                        стендом методической информации;

—                        информационным стендом (в коридоре у входа в класс);

—                        системой сигнализации;

—                        кондиционерами (по необходимости);

—                        медицинской аптечкой.

2.3.     В компьютерном классе на окнах устанавливается жалюзи и распашные решетки.

2.4.     Стенд методической информации должен содержать:

—                        инструкции по технике безопасности и о правилах работы;

—                        комплексы упражнений для гимнастики, физкультурных пауз, минуток, глаз;

—                        перечни Интернетссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ из класса) для получения дополнительной информации по дисциплинам, ведущихся в классе;

—                        рекомендованные литературные источники;

—                        методические рекомендации по прохождению дисциплин, ведущихся в классе;

—                        ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

2.5.     Информационный стенд должен содержать:

—                        расписание работы класса;

—                        график самостоятельной работы в классе;

—                        текущие объявления преподавателей;

—                        расписание консультаций преподавателей;

—                        дополнительные информационные материалы (по необходимости).

2.6.     Финансирование материально-технической базы компьютерного класса производится из бюджетных и внебюджетных средств школы.  

3.     Ответственность за сохранность материальных ценностей в компьютерном классе

3.1.     Полную ответственность за сохранность материальных ценностей (компьютеров, оборудования, инвентаря, мебели, ПО) несут ответственные за компьютерный класс.

3.2.     Все материальные ценности должны быть пронумерованы.

3.3.     При увольнении ответственные должны передать материальные ценности материально ответственному лицу факультета (подразделения).

 4.     Функции компьютерного класса (методического кабинета)

4.1.     Компьютерный класс (методический кабинет) служит для  проведения дисциплин, обучающих учащихся основам  компьютерной грамотности, использованию НИТ в учебном процессе, прохождения обучающих, контролирующих и модельно-игровых программ. Для этого:

—   в рамках учебного плана в нем проводятся аудиторные занятия по дисциплинам информатики и другие занятия с использованием компьютеров;

— формируется банк программных продуктов учебно-методического назначения;

— формируется банк электронных учебников и пособий;

— организуется доступ пользователей компьютеров к локальной сети школы, и сети Internet.

4.2.    

 5.     Организация работы компьютерного класса (методического кабинета)

5.1.     Расписание учебных занятий в компьютерных классах утверждается замдиректора по учебной работе.

5.2.     Учебное время устанавливается согласно расписанию (при двухсменной работе с 8-30 до 19-20 или по графику учебных занятий школы).

5

5.4.     В учебных компьютерных классах обязательно должно быть выделено время для самостоятельной работы и проведения профилактических работ.

5.5.     За каждым компьютерным классом закрепляется инженер (из расчета 1,5 ставки на каждый класс при 2-х сменной работе и пропорционально загрузки при работе по графику подразделения).

5.6.     Вход/выход учащихся в класс начинается с разрешения инженера или преподавателя, ведущего занятия, и осуществляется по звонку.

5.7.     Учащиеся находятся в классе в течение учебных занятий. В случае необходимости, учащийся может временно покинуть класс с разрешения инженера и/или преподавателя.

5.8.     Во время групповых учебных занятий сохранность оборудования, программного обеспечения, настроек ПК и порядок на рабочих местах контролирует преподаватель, ведущий занятия.

7.     Права и обязанности инженера компьютерного класса

7.1.      В обязанности инженера компьютерного класса входят функции по организации работы:

—   подготовка класса к началу и окончанию работы (получение/сдача ключей, включение/выключение компьютеров и кондиционеров и т.д.);

—   поддержание рабочего состояния оборудования;

—   обеспечение доступа учащихся и преподавателей в класс;

—   ознакомление учащихся при самостоятельной работе и преподавателей с правилами техники безопасности и правилами работы в классе;

—   контроль за соблюдением дисциплины в классе и правил техники безопасности;

—   обеспечение соблюдения расписания учебных групповых занятий и самостоятельной работы в классе;

—  контроль за численностью пользователей в компьютерном классе (во время самостоятельной работы за компьютером разрешается работать только одному человеку);

—  ведение журнала по технике безопасности (о прохождении инструктажа и охране труда, правилам работы в компьютерном классе);

—  ведение журнала учета времени самостоятельной работы преподавателей и учащихся в классе;

—  ведение журнала учета допуска к самостоятельной работе учащихся и нарушений (отстранения от работы);

—  оказание помощи учащимся и преподавателям в случае возникновения нештатной ситуации.

7.2.      В обязанности инженера компьютерного класса входят функции по работе с ПО:

—   своевременная установка и настройка необходимого программного обеспечения;

—   ведение электронного архива программного обеспечения;

—   организация банка программного обеспечения, в частности, учебных программ, электронных ресурсов и пр.;

—   очистка программного обеспечения от “вирусов”;

—   оказание консультации преподавателям по работе с программами.

7.3.      В обязанности инженера компьютерного класса входят дополнительные функции по:

—   выдаче учебно-методической литературы учащимся, преподавателям и сотрудникам школы (подразделения) с занесением записи в журнал выдачи учебно-методической литературы;

—  осуществлению распечатки документов учителям;

—  соблюдению за рабочим режимом технического оборудования, нормального освещения, ежедневной влажной уборкой (обо всех неисправностях своевременно вносить записи-заявки в соответствующих журналах);

—  контроль за сроком годности и наличием обязательных препаратов в медицинской аптечке;

—  проведению регулярной профилактики в классе;

—  соблюдению режима проветривания класса, поддержки температурного режима, контроль за проведением чистки стекол оконных рам и светильников.

7.4.     Инженер компьютерного класса имеет право:

—   попросить учащихся освободить рабочее место;

—   удалять из класса учащихся, нарушивших правила работы в классе;

—   направлять представления директору относительно учащихся, нарушающих правила работы в классе (дальнейший допуск нарушителей правил работы в классе к занятиям осуществляется только с письменного разрешения директора).

 8.     Права и обязанности преподавателя

8.1.     При работе в компьютерном классе преподаватель обязан:

—  проводить инструктаж для  учебных групп по технике безопасности и охране труда, режиму работы в компьютерном классе (на первом занятии в начале учебного года) и следить за внесением соответствующей записи учащимися в журнале по ТБ;

—  вести контроль посещаемости и дисциплины в классе;

—  соблюдать численную нагрузку класса;

— составлять и соблюдать расписание работы учащихся по дисциплине в классе

—  следить за сохранностью ПО, сетевых и системных настроек. В случае их изменения — восстановить в исходное состояние;

—  не оставлять класс и учащихся во время занятий учебных занятий.

8.2.     Преподаватель имеет право:

—  готовить и предоставлять администратору (инженеру) класса заявку на программное обеспечение;

—  передавать информацию для размещения в электронных архивах;

—  составлять перечень тем самостоятельных, творческих работ на учебный год;

—  составлять вопросы к зачету (экзамену);

—  подбирать Интернетссылки для получения школьниками дополнительной учебной информации;

—                    

9.     Права и обязанности пользователей компьютерного класса

9.1.     Пользователь (преподаватель, ученик) обязан:

—  пройти инструктаж по ТбиОТ и правилам работы в компьютерном классе перед первым сеансом работы у инженера класса;

—  соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

—  соблюдать правила работы в классе;

—  соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;

—  оставлять верхнюю одежду (сумки) в гардеробе или специально отведенном месте;

—  отключать мобильные телефоны от громкой связи во время работы в классе;

—  входить и выходить из класса только по разрешению инженера или преподавателя;

—  верно вводить в компьютер на своем рабочем месте регистрационную информацию;

—  обратиться при появлении программных ошибок или сбоях оборудования к преподавателю и/или инженеру немедленно;

—   записывать информацию на диски в только указанную папку (папки);

—   не копировать без разрешения инженера или другого ответственного лица ПО и другие несобственные электронные ресурсы;

—   бережно относиться к технике, мебели, дополнительным устройствам.

9.2.     Пользователь имеет право:

—   использовать программное обеспечение, установленное на компьютере, для учебного процесса.

—  пользоваться информационными ресурсами, к которым открыт доступ в компьютерных классах;

—  спользовать Интернет для поиска необходимых ресурсов для учебной или общественной деятельности по согласованию директора

—  дополнительно заниматься в классах при условии наличия свободных мест и с разрешения инженера или преподавателя;

—  проходить тренировочное тестирование произвольное количество раз в рамках расписаний занятий и/или при наличии свободных мест в классе с разрешения инженера или преподавателя согласно расписания;

—   участвовать в создании Интернетресурсов школы;

—  вносить предложения по размещению и доступу электронных ресурсов в классе.

9.3. Пользователям компьютерного класса запрещено:

—   находиться в классе в верхней одежде;

—   размещать одежду и сумки на рабочих местах;

—   находиться в классе с едой и напитками;

—   класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру;

—   располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

—  присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

—  передвигать компьютеры;

—  открывать системный блок;

—   пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

—   перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

—   вносить изменения в аппаратную конфигурацию компьютера (перенос клавиатуры/мыши с одного компьютера на другой, переключения мониторов и т.д.);

—   ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

—   удалять или перемещать чужие файлы;

—    устанавливать и запускать на рабочих местах компьютерные игры;

—    использовать Интернет в развлекательных целях (чаты, порносайты и т.д.);

—    устанавливать программное обеспечение без разрешения учителя;

—   записывать информацию на винчестер без разрешения инженера ).

10.           Ответственность пользователей

10.1. В случае порчи или выхода из строя оборудования компьютерного класса по вине пользователя ремонт и/или замена оборудования производится за счет пользователя.

10.2. В случае умышленного нанесения вреда и срыву учебного процесса пользователь лишается права пользования компьютерным классом согласно решению директора.

 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАТИКА и информационные технологии

 Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции,  в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решаемых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более  одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

·        Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

·        К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

·        Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

·        П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении,  должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Компьютерный класс. Инструкция по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе
1. К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

2. Работа студентов в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).

3. Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

4. Перед началом работы необходимо:

  • убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
  • разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
  • принять правильную рабочую позу;
  • если сеанс работы предыдущего пользователя не был завершен, завершить его.

5. При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

  • находиться в классе в верхней одежде;
  • класть одежду и сумки на столы;
  • находиться в классе с едой и напитками;
  • располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
  • присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
  • передвигать компьютеры;
  • открывать системный блок;
  • пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
  • перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
  • ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
  • класть книги, тетради и т.п. на клавиатуру;
  • удалять или перемещать чужие файлы;
  • приносить и запускать компьютерные игры

6. Находясь в компьютерном классе, студенты обязаны:

  • соблюдать тишину и порядок;
  • выполнять все требования преподавателя, инженера и лаборанта;
  • работать только под своим именем и паролем;
  • соблюдать режим работы (продолжительность непрерывной работы за компьютером не более двух часов с обязательным 10-минутным перерывом и гимнастикой для глаз; продолжительность интенсивной работы с клавиатурой не более 30 минут с последующей гимнастикой для рук; общая продолжительность работы не более 4 часов в день);
  • при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
  • после окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
  • оставить рабочее место чистым.

7. Работая за компьютером, необходимо соблюдать правильную позу:

  • расстояние от экрана до глаз 70-80 см (расстояние вытянутой руки);
  • вертикально прямая спина;
  • плечи опущены и расслаблены;
  • ноги на полу и не скрещены;
  • локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
  • локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

8. При появлении программных ошибок или сбоях оборудования студент обязан немедленно обратиться к преподавателю (инженеру, лаборанту).

9. В случае порчи или выхода из строя оборудования компьютерного класса по вине пользователя ремонт или замена оборудования производится за счет пользователя. Помните, что Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования!

Запрещается.

Эксплуатировать неисправную технику.

При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели,

соединяющие различные устройства компьютера.

Работать с открытыми кожухами устройств компьютера.

Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов.

соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.

Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации.

 Во время работы касаться труб, батарей.

Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.

Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары.

Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши.

Передвигать системный блок и дисплей.

Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями.

Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.

Ходить по кабинету во время урока.

Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.

 Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.

Работать при недостаточном освещении.

Работать за дисплеем дольше положенного времени.

Запрещается без разрешения преподавателя.
Включать и выключать компьютер, дисплей.
Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.

Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру

Практическое руководство. Для начинающих и для продвинутых

Книга появилась на прилавках книжных магазинов с конца 2003 года.
Отзывы, опечатки !

Учебное
пособие состоит из 2-х глав и приложения. Первая
глава рассчитана на тех, кто начинает
самостоятельно изучать Excel ‘с нуля’. Вторая
глава написана для тех, кто хочет стать
продвинутым пользователем Excel и научиться
решать задачи. Рассмотрены
все стандартные инструменты и приемы
представления, обработки и обмена данными,
инструменты и методы решения задач
оптимизации и поиска решений, решения
уравнений, статистического анализа данных,
прогнозирования. Приложение содержит
основные сведения по работе на ПК и примеры
программирования в Excel.
Все
темы сопровождаются подробными
содержательными примерами с пошаговыми
пояснениями. Следуя рекомендациям книги,
читатель придет к грамотному решению своих
задач. Книга ответит на вопросы,
заменит консультанта, которого часто не бывает под рукой.

Книга
адресована широкому кругу читателей –
делающим первые шаги и считающим себя
продвинутыми пользователями
– студентам, менеджерам, экономистам,
финансистам, преподавателям, руководителям,
всем, кому для решения
деловых проблем и принятия решений
необходимо применять обширный
инструментарий электронной таблицы Excel. Книга может использоваться
для самостоятельной работы в компьютерных классах.

Предисловие

Глава 1. Excel для начинающих. Основы

  • Табличная организация данных
  • Типы ссылок и копирование данных
  • Стили ссылок
  • Форматирование и оформление данных
  • Автозаполнение по образцу
  • Функции
  • Структура документа — группировка данных
  • Подготовка прайс-листа: пример
  • Построение графиков/диаграмм
  • Решение задач — подбор параметра
  • Сводные таблицы
  • Загрузка внешних данных в Excel
  • Рассылка по электронной почте и публикация на Web-страницах
  • Программирование действий — макросы

Глава 2. Excel для продвинутых. Решение задач

  • Построение графиков функций
  •     Построение кривых и поверхностей
  •     Графическое решение системы уравнений
  •     Операционно-стоимостной анализ процесса
  • Сводные таблицы. Загрузка и анализ данных
  • Обработка данных о продажах
  • Планирование закупок
  • Выборочная обработка данных
  • АВС-анализ с использование фильтров
  • АВС-анализ с элементами программирования
  • Операции с матрицами
  • Решение систем линейных уравнений с помощью матриц
  • Задачи оптимизации с одним неизвестным
  •     Задача оптимизации затрат
  •     Подбор параметра и таблицы подстановки
  • Задачи оптимизации со многими неизвестными
  •     Задача оптимизации туристических групп
  •     Поиск решения и сценарии. Транспортная задача
  • Подбор формул по графику. Линия тренда
  • Подбор формул со многими неизвестными
  •     Расчет стоимости недвижимости
  •     Оценка эффективности рекламы
  • Прогнозирование и перспективные оценки
  •     Скользящее среднее
  •     Экспоненциальное сглаживание
  •     Регрессия
  • Прогрессии и ряды
  •     Начисление сложных процентов
  • Основы случайных процессов
  •     Биномиальное распределение
  •     Нормальное распределение
  •     Генерация случайных чисел
  • Основы статистического анализа
  •     Построение выборочной функции распределения
  •     Расчет элементарных статистических характеристик
  •     Определение доверительных интервалов
  •     Подбор типа распределения
  •     Сравнение и анализ двух выборок
  •     Дисперсионный анализ
  •     Поиск статистических зависимостей. Корреляция

Приложение А. Основы работы на компьютере и подготовки документов

  • Основные узлы персонального компьютера
  • Включение компьютера
  • Организация данных на жёстком диске и его подготовка
  • Путь к файлу: графическое изображение
  • Соединение компьютеров в сети
  • Операционные системы
  • Основные элементы рабочего стола и окна Windows
  • Создание текстового файла. Редактор WordPad
  • Создание ярлыка на рабочем столе
  • Создание папки и копирование файла. Проводник
  • Панель управления
  • Расширенные средства текстового редактора Word
  • Работа с таблицами в Word
  • Рисование средствами Word
  • Работа с объектами в Word
  • Печать документов

Приложение Б. Функция ПРОПИСЬ()
Приложение В. Игра Быки-Коровы
Литература
Файлы для скачивания

propis.xls — 37.5Kб propis.zip — 12.4Kб функция ПРОПИСЬ()
bk.xls — 64.5Kб
bk.zip — 20.5Kб
игра Быки-Коровы
total.mdb — 120Kб total.zip — 7.8Kб база данных Access для загрузки и анализа в сводных таблицах
  WinRAR — 1Mб последняя локализованная (русская) версия архиватора WinRAR
     

С О Д Е Р Ж А Н И Е

kuprava.narod.ru

В
тексте приняты следующие обозначения:

  • Жирным
    шрифтом

    выделены адреса
    ячеек таблицы,
    названия используемых объектов,
    информация, которую требуется ввести
    в ячейки таблицы.

  • Жирным
    курсивом

    выделены пункты главного
    меню и
    контекстных
    меню, которые
    необходимо выполнить для получения
    результата.

  • Курсивом
    выделены комментарии и пояснения к
    выполнению задания.

  1. Настройка интерфейса

  1. Загрузить
    на выполнение электронную таблицу
    Excel.

  2. Оставить
    на экране 2 панели инструментов –
    стандартную
    панель инструментов

    и панель
    инструментов форматирования

    (Вид/Панели
    инструментов
    ,
    затем оставить
    флажки только на названиях указанных
    панелей
    ).

  3. Вывести
    строку формул
    (Вид/Строка
    формул
    ).

  4. Установить
    обычный вид таблицы (Вид/Обычный).

  5. Сохранить
    рабочую
    книгу
    Excel
    в своей папке под своим именем, например,


    Иванов.
    xls.

  1. Ввод и форматирование текстовой информации

  1. Заменить
    имя рабочего листа Лист1
    на Типы
    данных

    (Щелкнуть
    правой кнопкой мыши по ярлыку листа,
    затем из контекстного меню выбрать
    пункт
    Переименовать).
    На этом листе будет размещена таблица,
    в столбцах которой будут приведены
    примеры основных типов данных,
    поддерживаемых электронной таблицей.

  2. В
    ячейку А1
    ввести слово Текст
    (заголовок,
    поясняющий содержимое столбца).

Указания по вводу
данных:

    • Имя
      (
      или
      адрес) ячейки

      состоит из номера столбца
      (буквы английского алфавита) и номера
      строки
      (цифры). Имя выделенной ячейки выводится
      в левой части строки формул.

    • Для
      ввода следует поставить выделение на
      нужную ячейку и ввести с клавиатуры
      требуемые данные.

    • После
      набора первого символа в ячейке
      появляется текстовый курсор, который
      говорит о том, что таблица перешла в
      режим ввода.
      В этом режиме возможности управления
      электронной таблицей изменяются (часть
      кнопок на панелях инструментов и
      пунктов меню становятся недоступными),
      поэтому после завершения ввода данных
      необходимо выйти из этого режима. Кроме
      того, все изменения, которые делаются
      в ячейках таблицы, вступают в силу
      только после выхода из режима
      ввода
      .

    • Выход
      из режима
      ввода

      выполняется нажатием на клавишу Enter.

    • Используйте
      строку формул для контроля введенных
      данных, если это трудно сделать по
      содержимому ячейки.

    • Для
      исправления ошибок нужно перейти в
      режим ввода,

      для чего установить выделение на
      требующую исправления ячейку, щелкнуть
      мышью по строке формул (появится
      текстовый курсор) и внести исправления.
      Вместо щелчка можно нажать клавишу


      F
      2,
      тогда текстовый курсор появится прямо
      в ячейке.

    • Для
      удаления введенной информации настроить
      выделение на нужную ячейку и нажать
      на клавишу Delete.
      Прежняя информация полностью удаляется
      также, если в ячейку начинается ввод
      новых данных.

  1. В
    ячейку А2
    ввести текст Кафедра
    информатики
    ,
    не обращая внимание на выход текста за
    пределы ячейки.

  2. Убедиться
    в том, что ячейка В2,
    на которую накладывается введенный
    текст, пуста (поставить
    выделение на эту ячейку и проверить
    содержимое
    строки формул).

  3. В
    ячейку А3
    ввести текст, расположенный в 3 строки
    (все строки в одной ячейке):

    Медицинская


    Информатика

    И
    статистика

      • Продолжение
        ввода текста со следующей строки в той
        же ячейке происходит после нажатия
        комбинации клавиш Alt+Enter.
        Завершается
        ввод, как обычно, нажатием на клавишу
        Enter.

      • Текст
        может появиться в изломанном виде, так
        как в этом режиме не допускается выход
        текста за пределы ширины столбца. Тогда
        после завершения ввода следует
        отрегулировать ширину столбца, в
        котором находится ячейка. Делается
        это буксировкой правой границы столбца
        на серой строке с обозначениями имен
        столбцов.

      • В
        случае необходимости, используя
        аналогичный прием, настроить высоту
        строки.

    1. В
      ячейку А4
      ввести слово Текст,
      расположенное вертикально. Для этого:

      • Ввести
        слово как обычно, с горизонтальной
        ориентацией.

      • Завершить
        режим ввода
        и вернуть выделение на эту ячейку.

      • Выполнить
        пункт меню Формат/Ячейки,
        в появившемся диалоговом окне на вкладке
        Выравнивание
        установить требуемую ориентацию текста.

    2. studfiles.net

      Как работать в Excel 2010? Видео руководство – урок TeachVideo

      Как работать в Excel 2010?

       

      Интерфейс редактора «Microsoft® Office Excel® 2010» позволяет пользователям максимально просто осуществлять работу с документами и дает возможность быстро и качественно получить наилучшие результаты. В этом видеоуроке мы начнем знакомство с редактором «Microsoft® Office Excel® 2010» и подробно рассмотрим интерфейс редактора.

      Главным элементом интерфейса программы «Microsoft® Excel® 2010» является панель вкладок, представляющая собой ленту, которая идет вдоль верхней части окна каждого приложения. На ленте размещены тематические наборы команд, собранные во вкладках и в группах. На каждой из вкладок располагаются команды, сгруппированные по задачам, ориентированным для выполнения смежных команд.

      По умолчанию в окне отображена лента, содержащая семь вкладок. При запуске программы первой всегда активна вкладка «Главная». Но по мере форматирования документа и при переходе к новым объектам работы автоматически активируются дополнительные вкладки, необходимые для решения новых задач. В группах располагаются более конкретизированные наборы команд, сформированные по принципу наибольшей близости по типу выполняемой задачи. Например, в группе «Шрифт» находится набор инструментов, применяемых для работы с текстом.

      Переключаясь по вкладкам, вы сможете быстро выбрать необходимый вам инструмент. Для того чтобы переключится на другую вкладку щелкните кнопкой мыши по ее названию.

      Также вы можете перемещаться по вкладкам, наведя курсор мыши на название любой вкладки на ленте и прокручивая колесико мыши.

      Над панелью вкладок располагается панель быстрого доступа, содержащая в себе наиболее часто используемые в программе команды. По умолчанию на панели активна кнопка сохранения документа, а также отмены и повтора действий. Правее располагается пиктограмма, кликнув по которой левой кнопкой мыши, вы сможете раскрыть список дополнительных задач. Здесь вы сможете выбрать дополнительные кнопки, которые должны отображаться на панели быстрого доступа.

      Ниже ленты вкладок располагаются строка «Имя» и «Строка Формул». В строке «Имя» будет отображаться имя активного элемента, а в «Строку Формул» вводятся разнообразные формулы для выполнения операций вычисления.

      Основную часть окна программы занимает рабочая область среды «Microsoft® Excel® 2010». Эта область поделена на строки и столбцы. Строки нумеруются, и их значение указывается в левой части окна рабочей области. Столбцы в «Microsoft® Excel®» обозначаются латинскими буквами.

      Также, в нижней части окна располагается панель навигации между листами рабочей книги. Кликая по пиктограммам, расположенным слева, вы сможете переключаться между листами. Используя раздельные листы, вы сможете составлять независимые друг от друга документы.

      В правом нижнем углу окна программы располагаются команды, служащие для наиболее удобного просмотра документа. Здесь вы сможете выбрать как режим просмотра рабочей книги, кликнув по одной из трех представленных пиктограмм, так и изменить масштабирование документа, поменяв положение ползунка масштаб.

      Таким образом, окно редактора «Microsoft® Excel® 2010» содержит весь набор инструментов, с помощью которых вы сможете обеспечить себе максимально удобную и продуктивную работу с документами. В дальнейших уроках мы рассмотрим данные элементы управления программы более подробно.

      www.teachvideo.ru

      Пояснительная записка составляется профессионалами в области разработки программного обеспечения и для специалистов того же уровня квалификации. Следовательно, в ней уместно использовать специальную терминологию, ссылаться на специальную литературу и т. п.

      Как уже указывалось выше, в настоящее время часто используют еще один эксплуатационный документ, в который отчасти входит руководство системного программиста, программиста и оператора. Этот документ называют Руководством пользователя. Появление такого документа явилось следствием широкого распространения персональных компьютеров, работая на которых пользователи совмещают в своем лице трех указанных специалистов.

      Составление документации для пользователей имеет свои особенности, связанные с тем, что пользователь, как правило, не является профессионалом в области разработки программного обеспечения. В книге С. Дж. Гримм [17] даны рекомендации по написанию подобной программной документации:

      учитывайте интересы пользователей – руководство должно содержать все инструкции, необходимые пользователю;

      излагайте ясно, используйте короткие предложения;

      избегайте технического жаргона и узко специальной терминологии, если все же необходимо использовать некоторые термины, то их следует пояснить;

      будьте точны и рациональны – длинные и запутанные руководства обычно никто не читает, например, лучше привести рисунок формы, чем долго ее описывать.

      Руководство пользователя, как правило, содержит следующие разделы:

      общие сведения о программном продукте;

      описание установки;

      описание запуска;

      инструкции по работе (или описание пользовательского интерфейса);

      сообщения пользователю.

      Раздел Общие сведения о программе обычно содержит наименование программного продукта, краткое описание его функций, реализованных методов и возможных областей применения.

      Раздел Установка обычно содержит подробное описание действий по установке программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены.

      В разделе Запуск, как правило, описаны действия по запуску программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены.

      Раздел Инструкции по работе обычно содержит описание режимов работы, форматов ввода-вывода информации и возможных настроек.

      303

      Раздел Сообщения пользователю должен содержать перечень возможных сообщений, описание их содержания и действий, которые необходимо предпринять по этим сообщениям.

      11.4. Руководство системного программиста

      По ГОСТ 19.503–79 руководство системного программиста должно содержать всю информацию, необходимую для установки программного обеспечения, его настройки и проверки работоспособности. Кроме того, как указывалось выше, в него часто включают и описание необходимого обслуживания, которое раньше приводилось в руководстве оператора (ГОСТ 19.505–79) и/или руководстве по техническому обслуживанию (ГОСТ 19.508–79). В настоящее время данную схему используют для составления руководства системному администратору.

      Руководство системного программиста должно содержать следующие разделы:

      общие сведения о программном продукте,

      структура,

      настройка,

      проверка,

      дополнительные возможности,

      сообщения системному программисту.

      Раздел Общие сведения о программе должен включать описание назначения и функций программы, а также сведения о технических и программных средствах, обеспечивающих выполнение данной программы (например, объем оперативной памяти, требования к составу

      ипараметрам внешних устройств, требования к программному обеспечению и т. п.).

      Вразделе Структура программы должны быть приведены сведения о структуре программы, ее составных частях, о связях между составными частями и о связях с другими программами.

      Вразделе Настройка программы должно быть приведено описание действий по настройке программы на условия практического применения.

      Вразделе Проверка программы должно быть приведено описание способов проверки работоспособности программы, например контрольные примеры.

      Вразделе Дополнительные возможности должно быть приведено описание дополнительных возможностей программы и способов доступа к ним.

      Вразделе Сообщения системному программисту должны быть указаны тексты сообщений, выдаваемых в ходе выполнения настройки и проверки программы, а также в ходе ее выполнения, описание их содержания и действий, которые необходимо предпринять по этим сообщениям.

      304

      11.5. Основные правила оформления программной документации

      При оформлении текстовых и графических материалов, входящих в программную документацию следует придерживаться действующих стандартов. Некоторые положения этих стандартов приведены ниже.

      Оформление текстового и графического материала. Текстовые документы оформляют на листах формата А4, причем графический материал допускается представлять на листах формата A3. Поля на листе определяют в соответствии с общими требованиями: левое – не менее 30, правое – не менее 10, верхнее – не менее 15, а нижнее – не менее 20 мм. В текстовых редакторах для оформления записки параметры страницы заказывают в зависимости от устройства печати. При ручном оформлении документов параметры страницы выбирают из соображений удобства.

      Нумерация всех страниц – сквозная. Номер проставляется сверху справа арабской цифрой. Страницами считают, как листы с текстами и рисунками, так и листы приложений. Первой страницей считается титульный лист. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

      Наименование разделов пишут прописными буквами в середине строки. Расстояние между заголовками и текстом, а также между заголовками раздела и подразделов должно быть равно:

      при выполнении документа машинописным способом – двум интервалам;

      при выполнении рукописным способом – 10 мм;

      при использовании текстовых редакторов – определяется возможностями редактора. Наименования подразделов и пунктов следует размещать с абзацного отступа и

      печатать вразрядку с прописной буквы, не подчеркивая и без точки в конце. Расстояние между последней строкой текста предыдущего раздела и последующим заголовком при расположении их на одной странице должно быть равно:

      при выполнении документа машинописным способом – трем интервалам;

      при выполнении рукописным способом – не менее 15 мм;

      при использовании текстовых редакторов – определяется возможностями редактора. Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой. Разделы должны

      иметь порядковые номера 1, 2, и т. д. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, входящего в данный раздел, разделенные точкой. Например: 2.1, 3.5. Ссылки на пункты, разделы и подразделы указывают, используя порядковый номер раздела или пункта, например, «в разд. 4», «в п. 3.3.4».

      305

      Текст разделов печатают через 1,5-2 интервала. При использовании текстовых редакторов высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм (шрифты № 11-12).

      Перечисления следует нумеровать арабскими цифрами со скобкой, например: 2), 3) и т.д. – с абзацного отступа. Допускается выделять перечисление простановкой дефиса перед пунктом текста или символом, его заменяющим, в текстовых редакторах.

      Оформление рисунков, схем алгоритмов, таблиц и формул. В соответствии с ГОСТ 2.105–79 «Общие требования к текстовым документам» иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) могут быть приведены как в основном тексте, так и в приложении. Все иллюстрации именуют рисунками. Все рисунки, таблицы и формулы нумеруют арабскими цифрами последовательно (сквозная нумерация) или в пределах раздела (относительная нумерация). В приложении – в пределах приложения.

      Каждый рисунок должен иметь подрисуночную подпись – название, помещаемую под рисунком, например:

      Рис.12. Форма окна основного меню

      На все рисунки, таблицы и формулы в записке должны быть ссылки в виде: «(рис. 12)» или «форма окна основного меню приведена на рис. 12».

      Если позволяет место, рисунки и таблицы должны размещаться сразу после абзаца, в котором они упоминаются в первый раз, или как можно ближе к этому абзацу на следующих страницах.

      Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение». Например:

      Рис. 12. Продолжение

      Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для просмотра надо было повернуть страницу по часовой стрелке. В этом случае верхним краем является левый край страницы. Расположение и размеры полей сохраняются.

      Схемы алгоритмов должны быть выполнены в соответствии со стандартом ЕСПД. Толщина сплошной линии при вычерчивании схем алгоритмов должна составлять от 0,6…1,5 мм. Надписи на схемах должны быть выполнены чертежным шрифтом, высота букв и цифр должна быть не менее 3,5 мм.

      Номер таблицы размещают в правом верхнем углу или перед заголовком таблицы, если он есть. Заголовок, кроме первой буквы, выполняют строчными буквами.

      Ссылки на таблицы в тексте пояснительной записки указывают в виде слова «табл.» и номера таблицы. Например:

      306

      Результаты тестов приведены в табл. 4.

      Номер формулы ставится с правой стороны страницы в круглых скобках на уровне формулы. Например:

      Ссылка на номер формулы дается в скобках. Например: «расчет значений проводится по формуле (12)».

      Оформление приложений. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения все они нумеруются арабскими цифрами: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д. Например:

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      Титульный лист расчетно–пояснительной записки

      Рисунки и таблицы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением буквы «П». Например:

      Рис. П. 12 – 12-й рисунок приложения; Рис. П1.2 – 2-й рисунок 1-го приложения.

      Если в приложении приводится текст программы, то каждый файл оформляют как рисунок с наименованием файла и его назначением, например:

      Рис. П2.4. Файл menuran.pas – программа движения курсора основного меню.

      Оформление списка литературы. Список литературы должен включать все использованные источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, пособиях, справочниках и т. д.) должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них со словами «и др.». Издательство надо приводить полностью в именительном падеже: допускается сокращение названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт–Петербург (СПб.).

      Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование статьи, издания (журнала), серии (ес-

      307

      Соседние файлы в предмете Программирование

      • #
      • #
      • #

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    3. Увлажнитель воздуха хендай инструкция по применению на русском
    4. Сыворотка витафел с для кошек инструкция по применению
    5. Церетон 400 инструкция уколы по применению взрослым
    6. Инструкция по уходу за изделиями из эпоксидной смолы
    7. Аристон фаст эво 11 в инструкция по настройке