Руководство повседневной деятельностью части

31

Р О С С И Й С К А
Я А К А Д Е М И Я П Р А В О С У Д И Я

Для служебного
пользования

Экз. №__

УТВЕРЖДАЮ

Начальник
военной кафедры

полковник юстиции
В.А. Михалёв

«____» ________ 2010 г.

Доктор военных
наук, доцент

полковник зап.
Калашников В.Н..

Л Е К
Ц И Я

По учебной дисциплине «Управление войсками» на тему: «порядок работы органов военного управления в повседневной деятельности»

Обсуждена
и одобрена

на заседании
кафедры

«__» _______
2010 г. Протокол №__

Москва-2010 содержание

Введение.

Основная часть:

1. Основы работы
командира и штаба части в повседневной
деятельности.

2. Система работы
командира части по управлению повседневной
деятельностью.

Заключение.

Литература:

1. Управление
войсками. Конспект лекций. – М.: РАП,
2003 г. (ДСП).

2. Управление
повседневной деятельностью части. /
Учебник для слушателей академии. – М:
МО СССР, 1989. (ДСП).

3. Система работы
командира воинской части по
управлению повседневной деятельностью
(пояснительная
записка). – Тверь, ВА ПВО, 2003 (ДСП).

Учебно-материальное обеспечение

1. Мультимедийная
поддержка.

2. Плакаты.

Введение

Работа
команди­ров
и штабов в повседневной
деятельности заключается
в
их непрерывной, целенаправленной работе
по организации выполнения задач мирного
времени и оказанию практической помощи
под­чиненным в качественной подготовке
войск к выполнению боевых задач военного
времени.

Повседневная
деятельность регламентируется
требованиями
руководящих документов Министра обороны,
Начальника Генерального Штаба Вооруженных
Сил, Главнокомандующих видов ВС, а также
уставами, наставлениями и другими
документами.

Повседнев­ная
деятельность войск заключается в
постоянной
работе органов военного управления и
личного состава по выполнению задач в
соответствии с предназначением воинских
формирований (соединений, частей,
подразделений). Основным видом повседневной
деятельности, как
по объему, так и по содержанию
является учебно-боевая
деятельность, направленная на
непосредственную подготовку войск к
выполнению боевых задач.

Кроме
того, большую долю в совокупности задач
повседневной деятельности занимает
административно-хозяйственная
деятельность,
направленная на организацию
и несение внутренней, гарнизонной и
караульной службы, руководство войсковым
хозяйством; обеспечение военнослужащих
всеми видами довольствия, организацию
и ведение несекретного и секретного
делопроизводства и т.п.

Задачи,
решаемые командиром и штабом в повседневной
деятельности чрезвычайно объемные и
сложные, требуют от офицерского состава
профессиональных знаний, уме­ний и
высокой организации работы по их
выполнению.

Цель
лекции – ознакомить студентов с основами
и системой работы
командира и штаба части в повседневной
деятельности.

1. Основы работы командира и штаба части в повседневной деятельности

Повседневная
деятельность войск в мирное время носит
многоплановый характер и требует
непрерывного управления со стороны
командиров (начальников).

Управленческая
деятельность командира (начальника) по
выполнению мероприятий повседневной
деятельности направлена на обеспечение
готовности части, подразделений, личного
состава к гарантированному выполнению
стоящих перед ними задач мирного времени.

В интересах
выполнения этих задач командир
(начальник), организует управление
подчиненными подразделениями по
направлениям
повседневной деятельности
:

боевая
и мобилизационная
готовность,

боевое дежурство,

боевая
подготовка,

воспитательная
работа,

правопорядок и
воинская дисциплина,

служба
войск,

обеспечение
безопасности повседневной деятельности,

эксплуатация ВВТ,

содержание запасов
материальных средств,

экономическая и
финансово-хозяйственная деятельность,

методическая
работа,

подбор, подготовка
и расстановка кадров.

Рассмотрим данные
направления повседневной деятельности
подробней.

Под боевой
готовностью

понимается определенное состояние
войск (сил), характеризующее их способность
организованно, в установлен­ные сроки
начать боевые действия и выполнить
поставленные им боевые задачи. Боевая
готовность определяется способностью
частей привести себя в высшие степени
боевой готовности, на­личием и
состоянием вооружения, военной техники
и других материальных средств,
укомплектованностью личным составом,
мобилизационной готовностью, непрерывным
несением боевого дежурства, состоянием
системы управления, уровнем подго­товки
командных кадров и штабов к управлению
войсками, боевой слаженностью частей
и подразделений, мо­рально-психологическим
состоянием, дисциплиной и организованностью
лично­го состава, оборудованием в
инженерном отношении и маски­ровкой
боевых порядков и другими элементами.

Наиболее
важными мероприятиями, которые проводят
командиры и штабы в своей повседневной
деятельности по поддержанию постоянной
боевой готовности явля­ются:

постоянное
изучение противостоящего противника,
возмож­ных вариантов его действий,
особенно в начальный период войны,
изучение его сильных и слабых сторон,
уязвимых мест в группировке и системах
управления;

совершенствование
опо­вещения о действиях вероятного
противника в минимальные сроки для
своевременного приведения их в
соответствующие степени боевой
готовности, вскрытия замысла и новых
способов его действия, предупреждения
о применении оружия массового по­ражения;

сокращение
сроков приведения частей и подразделений
в высшие степени боевой готовности и
сроков выполнения моби­лизационных
мероприятий, освоение способов скрытого
их отмо­билизования и приведения в
боевую готовность;

заблаговременное
создание запасов материальных средств,
необходимых для ведения боевых действий
и отмобилизова­ния, их целесообразное
эшелонирование, рассредоточение с
учетом
удаления от городов, категорированных
по гражданской обороне, защита их от
ОМП и высокая готовность к боевому
применению;

улучшение качества
подготовки личного состава и боевой
слаженности расчетов;

повышение
живучести элементов боевого порядка
частей и подразделений, их защита от
средств радиоэлектронного подав­ления
и самонаводящегося оружия противника,
совершенствование маскировки;

заблаговременная
разработка и систематическое уточнение
планов приведения в боевую готовность,
обеспечивающих вы­сокую организованность
приведения частей и подразделений в
высшие степени боевой готовности в
различных условиях обста­новки и по
различным вариантам;

систематический
предупредительный контроль боевой
готов­ности, объективная оценка ее
состояния, вскрытие недостатков и
принятие эффективных мер по их устранению.

Одной
из основных составных частей боевой
готовности является мобилизационная
готовность.

Под
мобилизационной
готовностью

войск (сил) понимается такое их состояние,
из которого они способны организованно,
в установленные сроки отмобилизоваться
и привести себя в полную боевую готовность.

Мобилизационная
готовность определяется:

уровнем
подготовки органов управления к
вы­полнению задач при отмобилизовании
и приведении частей в полную боевую
готовность;

качеством
укомплектованности частей и подразделений
лич­ным составом кадра и запаса;

состоянием
вооружения, военной техники и запасов
расход­ных материальных средств;

способностью
частей отмобилизоваться и привести
себя в полную боевую готовность в
установленные сроки.

Высокий уровень
мобилизационной готовности а,
следова­тельно, и успех отмобилизования
и приведения в боевую готов­ность
достигается: тщательной разработкой в
мирное время мо­билизационных
документов; созданием всех условий,
обеспечи­вающих устойчивое, скрытое
и автономное отмобилизован частей;
четким согласованием по срокам выполнения
мобили­зационных мероприятий с планами
приведения частей в боевую готовность;
четкой организацией оперативного вывода
личного состава, вооружения, военной
техники и вывоза расходных материальных
средств из пунктов постоянной дислокации
в райо­ны отмобилизования и надежностью
их укрытия, охраны и маскировки; высокой
укомплектованностью частей личным
соста­вом, вооружением, военной
техникой и другими материальными
средствами по штатам, табелям и нормам
снабжения военного времени; правильной
организацией хранения запасов
матери­альных средств и поддержанием
вооружения и военной техни­ки в
боеготовом состоянии; тщательной
подготовкой частей к отмобилизованию
в сложных климатических условиях;
заблаго­временным накоплением в
районах отмобилизования и комплек­тования
частей необходимых мобресурсов; знанием
командира­ми и другими должностными
лицами качества приписного со­става
и постоянной заботой о его военной
подготовке; четко ор­ганизованной и
устойчиво действующей системой
оповещения, сбора, призыва и поставки
мобресурсов в короткие сроки, бы­стрым
их приемом и вводом в строй в частях, а
также проведе­нием целенаправленного
боевого слаживания частей и подраз­делений
в штатной организации военного времени;
всесторон­не продуманной системой
организации работы пунктов приема
личного состава и техники в частях в
различных условиях об­становки;
организацией устойчивого и непрерывного
управле­ния отмобилизованием частей;
оперативным принятием обосно­ванных
решений в соответствии со сложившейся
мобилизаци­онной обстановкой;
тщательной подготовкой и практической
натренированностью личного состава
частей, привлекаемого к выполнению
мобилизационных мероприятий; конкретной
на­правленностью воспитательной
работы в частях и поддержанием тесной
связи с местными органами власти при
проведении моби­лизации; поддержанием
постоянного взаимодействия между
частями, военкоматами и ОВД и гражданской
оборо­ны и четким согласованием между
ними всех мероприятий, обес­печивающих
своевременный призыв и поставку
мобресурсов при мобилизации; высокими
морально-психологи­ческими качествами
личного состава, его организованностью
и дисциплинированностью.

Под боевым
дежурством
понимается
выполнение определённой боевой задачи
дежурными силами, выделяемыми от
воинского формирования. В частности,
дежурные силы и средства ПВО в мирное
время выполняют боевую задачу по охране
государственной границы РФ в воздушном
пространстве.

Под боевой
подготовкой
понимают
комплекс спланированных, организованных
и систематически проводимых мероприятий
по воинскому обучению и воспитанию
личного состава, слаживанию подразделений,
воинских частей, соединений и органов
управления для выполнения боевых и
других задач в соответствии с их
предназначением.
Основными
задачами боевой подготовки являются:

повышение
профессионального уровня подготовки
военнослужащих, навыков в действиях
при вооружении и на боевой технике,
выработка умений и практических навыков
по выполнению задач в бою и других задач
по служебному предназначению;

обучение должностных
лиц методике подготовки и проведения
занятий, тренировок, боевых стрельб,
учений и других мероприятий повседневной
деятельности войск;

обобщение и
внедрение в практику подготовки войск
(сил) передового опыта боевой подготовки;

исследование новых
способов и форм ведения боя (боевых
действий);

морально-психологическая
подготовка личного состава к действиям
в бою.

Под воспитательной
работой

понимают комплексную, целенаправленную
деятельность по формированию у
военнослужащих необходимых
морально-психологических качеств,
сознательного отношения к выполнению
воинского долга в мирное и военное
время. Основные задачи воспитательной
работы:

1. Формирование
уважения к Конституции, законам, уставам
ВС и развитие у личного состава сознания
необходимости вооруженной защиты РФ.

2. Формирование
положительного отношения к воинскому
труду, приобщение военнослужащих к
культурным ценностям государства,
истории и традициям Отечества и ВС.

3. Утверждение норм
морали, культуры общения, уважения к
воинам различных национальностей и
вероисповеданий.

4. Развитие чувств
собственного достоинства, объективной
самооценки, внутренней свободы и
дисциплинированности, чести, совести
и воинского долга.

Под правопорядком
и воинской дисциплиной

понимается система социально-политических,
правовых, морально-психологических и
военно-экономических мер, направленная
на строгое и точное соблюдение всеми
военнослужащими порядка и правил,
установленных законами, воинскими
уставами и приказами командиров и
обеспечивающая высокий уровень
дисциплинированного поведения.
Правопорядок и воинская дисциплина
обеспечивается путём решения совокупности
задач:

воспитание у
военнослужащих высоких морально-психологических
и боевых качеств и сознательного
повышения командирами;

формирование
личной ответственности каждого
военнослужащего за выполнение своих
обязанностей и требований воинских
уставов;

поддержание в
части внутреннего порядка, строгим
соблюдением распорядка дня всеми
военнослужащими;

четкой организацией
боевой подготовки и полным охватом его
личного состава;

повседневной
требовательностью командиров к
подчиненным и контролем за их
исполнительностью, уважением личного
достоинства военнослужащих и постоянной
заботой о них, умелым сочетанием и
правильным применением мер убеждения,
принуждения и общественного воздействия
коллектива;

созданием в части
необходимых материально-бытовых условий.

Под службой
войск
понимается
повседневная
воинская деятельность по обеспечению
условий жизни, быта и учебы войск,
поддержанию в них уставного порядка и
воинской дисциплины. Служба войск
включает внутреннюю, гарнизонную и
караульную службу.

Внутренняя служба
заключается в организации несения
службы суточного наряда и парковой
службы, организации и контроле
противопожарной защиты, хранения и
выдачи оружия и боеприпасов, поддержании
воинской дисциплины и уставного порядка,
сохранении здоровья военнослужащих,
санитарно–гигиенических мероприятий,
питания личного состава, размещение
военнослужащих, распределение служебного
времени, поддержание внутреннего порядка
в расположении воинской части.

Гарнизонная
служба

включает организацию и контроль несения
службы гарнизонными караулами и
патрулями, организацию и проведение
мероприятий местной обороны и
противопожарной защиты военного городка,
организацию взаимодействия с
мобилизационными, правоохранительными
органами и органами гражданской обороны
гарнизона, подготовку и проведение
общегарнизонных мероприятий.

Караульная служба
включает определение охраняемых объектов
и способов их охраны караулами,
оборудование постов, охраняемых объектов
и караульных помещений (в том числе
техническими средствами охраны),
разработку и оформление документации
по караульной службе, осуществление
подбора, назначения и подготовки личного
состава к несению караульной службы,
организацию внутреннего порядка в
караулах, контроль подготовки личного
состава к несению службы и проверку
караулов, разбор несения службы караулом.

Под обеспечением
безопасности повседневной деятельности

понимается система правовых,
социально-экономических,
организационно-технических,
морально-психологических, медицинских,
экологических мер по созданию условий
безопасной военной службы и реализации
жизненно важных интересов военнослужащих,
гражданского персонала по предотвращению
причинения вреда здоровью и имуществу
местного населения, окружающей природной
среде при решении задач повседневной
деятельности. Основные задачи:

своевременное
выявление и устранение угроз, причин,
условий, способствующих нанесению
ущерба объекту безопасности повседневной
деятельности;

создание механизма
и условий оперативного реагирования
на угрозы безопасности и проявления
негативных тенденций;

эффективное
пресечение угроз на основе комплексного
подхода к безопасности.

Под эксплуатацией
ВВТ
понимают
стадию цикла использования ВВТ, включающую
ввод в эксплуатацию, приведение в
установленную степень готовности к
применению по назначению, поддержание
в установленной степени готовности,
применение по назначению, хранение и
транспортирование. Задачи эксплуатации
ВВТ включают правильное хранение и
использование ВВТ в мирное время,
создание и обеспечение необходимого
ресурса при подготовке и в ходе боевого
применения, своевременное и качественное
проведение технического обслуживания
и других работ по обеспечению надежности,
изучение и практическое освоение личным
составом закрепленных ВВТ, правил их
использования, обслуживания и ремонта,
обобщение и распространение передового
опыта эксплуатации.

Содержание
запасов материальных средств (МС) –

это комплекс мер, направленных на
создание, обеспечение сохранности и
поддержание качественного состояния
запасов МС на складах и в подразделениях
части, а также на создание условий по
их своевременной выдаче. Задачи:

определение
потребности в запасах МС в соответствии
с установленными нормами;

создание запасов
МС и их эшелонирование по месту содержания;

организация выдачи
МС из запаса;

систематическая
проверка количественного состояния
хранимых запасов МС;

контроль качества
запасов МС в процессе хранения;

освежение запасов
МС в соответствии с установленными
сроками хранения;

своевременное
пополнение расходной части запасов МС.

Под экономической
и финансово-хозяйственной деятельностью
понимают
комплекс
спланированных и проводимых мероприятий
по ведению войскового и финансового
хозяйства и экономической работе
воинской части. Основные задачи:

бесперебойное
обеспечение боевой подготовки, поддержание
в постоянной боевой и мобилизационной
готовности воинской части и создание
условий для быстрого ее перевода с
мирного на военное положение;

обеспечение
уставного воинского быта;

удовлетворение
потребностей части и личного состава
в материальных и денежных средствах;

сохранение здоровья,
лечение, обеспечение отдыха и досуга
личного состава;

обеспечение
правильной эксплуатации, сбережения,
своевременного технического обслуживания
и ремонта вооружения, техники и имущества;

эксплуатация и
содержание в надлежащем состоянии
казарменно-жилищного фонда, коммунальных
сооружений, парков, огневых городков,
клубов, библиотек и других объектов,
предназначенных для обеспечения
воинского быта.

Под методической
работой

понимается деятельность командиров
(начальников) по совершенствованию
методики обучения военнослужащих,
разработке и внедрению эффективных
форм и методов организации, проведения
и обеспечения повседневной деятельности.
Задачи методической работы включают
выработку единой, наиболее рациональной
методики обучения и воспитания личного
состава, повышение методического и
педагогического мастерства руководящего
состава, совершенствование существующих,
изыскание и внедрение новых прогрессивных
методов и форм обучения, обеспечивающих
интенсификацию учебно-воспитательного
процесса, совершенствование учебной
материальной базы учебно-воспитательного
процесса, разработку учебно-методических
материалов для проведения мероприятий
методической работы, разработка
рекомендаций по внедрению в
учебно-воспитательный процесс технических
средств обучения, изучение, обобщение
и внедрение в практику передового опыта
проведения мероприятий повседневной
деятельности, совершенствование
существующих и изыскание новых способов
объективного контроля результатов
выполнения задач по предназначению.

Под подбором,
подготовкой и расстановкой кадров
понимают
совокупность мер по созданию (поддержанию)
профессиональной организационно-штатной
структуры воинской части. Задачи:

отбор кандидатов
для заключения контрактов о прохождении
военной службы;

перемещение
военнослужащих по службе, распределение
вновь прибывшего пополнения;

определение
кандидатов для поступления в военные
образовательные учреждения, на курсы
совершенствования квалификации;

контроль и оказание
помощи командирам и начальникам по
выполнению требований руководящих
документов по работе с военными кадрами.

Комплексный подход
к управлению повседневной деятельностью
предполагает создание определенной
системы работы должностных лиц воинской
части, что позволяет реализовать цель,
задачи и содержание деятельности по
каждому из направлений при минимальных
затратах времени, сил и средств.

При этом управление
повседневной деятельностью осуществляется
в соответствии с общими принципами,
методами, функциями и этапами
.

Принципы управления
повседневной деятельности

выражают основные требования, положения,
которыми руководствуются в процессе
управления подразделениями, а методы
представляют собой выработанные наукой
и практикой определенные приемы и
правила деятельности, которые обеспечивают
достижение поставленной цели независимо
от условий обстановки. Методы управления
повседневной деятельностью: организационные,
распорядительные, экономические,
воспитания, обучения, правовые.

Рациональный выбор
в конкретных условиях повседневной
деятельности методов в сочетании с
личностными качествами командира
образуют индивидуальный стиль
управленческой деятельности.

Конкретное
содержание работы по каждому направлению
деятельности реализуются в ходе
управленческого цикла посредством
выполнения должностными лицами функций
управления повседневной деятельностью.

Функции управления
при решении задач повседневной
деятельности включают:

сбор, изучение,
отображение и анализ необходимой
информации;

подготовку
предложений для выработки и принятия
обоснованных решений;

разработку планов,
инструкций и других необходимых
документов;

своевременную
постановку задач подчиненным;

организацию и
осуществление четкого взаимодействия
и всестороннего обеспечения при
выполнении конкретной задачи;

организаторскую
работу, осуществление контроля за
выполнением подчиненными поставленных
задач и оказания им конкретной помо­щи.

В общем случае к
этапам
процесса управления

повседневной деятельностью относятся:
организация, руководство, контроль.

В системе работы
этап организации
является для командира центральным и
предполагает деятельность, направленную
на создание (поддержание) определенной
системы управления повседневной
деятельностью и условий, обеспечивающих
подготовку части к выполнению задач
мирного времени.

На этапе руководства
создаются условия для подготовки и
выполнения принятых решений и планов.
Ежедневная целенаправленная деятельность
командира на этом этапе создает
необходимые и достаточные условия для
плановой работы в управлении части,
службах и подразделениях.

Контроль,
как этап управления повседневной
деятельности предполагает установление
факта выполнения принятого решения,
результата проведенного мероприятия,
выявления общего состояния дел по
каждому из направлений повседневной
деятельности.

Таким образом,
управление командирами (начальниками)
повседневной деятельностью заключается
в реализации основных управленческих
функций на этапах организации, руководства
и контроля в объеме функциональных
обязанностей.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1990, стр. 15-18

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУСТВО

Руководство повседневной деятельностью войск

Полковник в отставке И. Д. П О М Б Р И К,

кандидат военных наук, доцент

В ДАННОЙ статье излагаются некоторые вопросы теории управления повседневной деятельностью войск, раскрываются возможные формы и методы работы командиров и штабов в ходе выполнения задач соединениями и частями в мирное время. Управленческую деятельность командиров и штабов в современных условиях следует рассматривать как важнейшее звено в решении задач оперативной, боевой и политической подготовки.

Актуальность этих проблем подчеркивалась в ряде статей, опубликованных в 1988 году. В них остро поднимались некоторые вопросы управленческой деятельности, которые касались стиля работы командиров при руководстве боевой подготовкой. Реализация накопившихся проблем во многом зависит от знания командными кадрами всех степеней теории управления и освоения передовых методов работы по руководству подчиненными. Следует подчеркнуть, что по управлению повседневной деятельностью войск нет ни аргументированных теоретических разработок, ни соответствующих научных рекомендаций. В уставах, периодической военной печати под управлением понимается целенаправленное воздействие на коллективы людей в целях организации и координации их действий в процессе выполнения определенных функций в боевой обстановке и в мирное время. Последнее представляет собой повседневную деятельность войск, которая слагается из ряда мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой готовности в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а также жизнь и быт соединений, частей и подразделений.

К основным из них можно отнести: боевую и мобилизационную готовность; оперативную, боевую и политическую подготовку; поддержание уставного порядка и высокой воинской дисциплины; службу войск; политико-воспитательную работу; ведение войскового хозяйства, содержание вооружения и техники в исправном состоянии; совершенствование учебной материальной базы; финансовое и медицинское обеспечение. Каждое из слагаемых включает конкретные задачи, выполняемые I определенной последовательности. Все они требуют непосредственной руководства со стороны командиров и подчиненных им органов управления.

Отсюда сущность управления составляет непрерывная, целенаправленная работа командиров, штабов, политорганов, начальников родов войск и служб по качественному выполнению задач, решаемых соединениями и частями. Практическое значение данного определения обусловливается тремя факторами. Во-первых, в нем просматривается конечная цель управления повседневной деятельностью — поддержание боевой и мобилизационной готовности войск; во-вторых, подчеркивается, что в решении этих вопросов принимает участие большой коллектив должностных лиц органов управления, возглавляемых командиром (начальником); в-третьих, в связи с тем что управленческая деятельность носит коллективный характер, на первый план выдвигается ее организационная сторона. В целях более полного понимания механизма решения задач управления их можно свести в несколько групп: учебно-боевую; политико-воспитательную; административно-хозяйственную; военно-техническую; служебно-распорядительную; контрольно-исполнительную.

Учебно-боевая деятельность командира и штаба осуществляется в ходе руководства мероприятиями, связанными с поддержанием и совершенствованием боевой и мобилизационной готовности, с качественным решением вопросов оперативной, боевой и политической подготовки соединений и частей, их органов управления. Кроме того, она включает подготовку и участие войск в различных учениях, сборах и других мероприятиях, проводимых вышестоящим командованием.

Характер перечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что учебно-боевая деятельность как по объему, так и по содержанию является главной. На нее приходится основная доля работы командира и штаба (около 35 проц. затрат общего времени). Следует отметить, что в этом виде служебной деятельности командования чаще всего проявляются инертность и шаблон в решении запланированных мероприятий. Довольно часто не выделяются ключевые задачи повышения боевой и мобилизационной готовности, укрепления воинской дисциплины, развития инициативы, творчества, новаторства и активности. Планы оперативной подготовки обычно перегружены, а иногда и нереальны. В обучении медленно устраняется упрощенчество. Требования к организации и проведению боевой подготовки в ряде случаев остаются низкими.

В ходе политико-воспитательной деятельности осуществляется руководство идейно-воспитательным процессом, в котором участвуют все категории военнослужащих. Именно здесь вырабатывается у личного состава активная жизненная позиция, направленная да качественное решение задач боевой готовности, искоренение негативных явлений в жизни войск, расширение демократизации и гласности. Главное направление этого вида деятельности — укрепление воинской дисциплины, обеспечение правопорядка, ликвидация неуставных отношений, а также повышение морально-психологических качеств личного состава соединений, частей и подразделений.

Административно-хозяйственная деятельность направлена на организацию и несение службы войск, поддержание уставного порядка, руководство ведением войскового хозяйства и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, создание нормальных бытовых условий, регулярное медицинское обеспечение личного состава, ведение учета, отчетность, аттестование офицерского состава, организацию и ведение делопроизводства.. ,

Военно-техническая деятельность призвана обеспечивать высокое качество освоения личным составом имеющихся образцов вооружения и военной техники и мастерское владение ими, правильное их хранение, эксплуатацию и своевременный ремонт, а также организацию и руководство рационализаторской и изобретательской работой по совершенствованию учебно-материальной базы, улучшению быта воинов.

Служебно-распорядительная деятельность предназначена для обеспечения выполнения намеченных повседневных мероприятий. Она требует от командиров и штабов четкости, твердости, волевой выдержки и определенного такта во взаимоотношениях с личным составом. Отдаваемые подчиненным распоряжения должны быть четкими, не допускать различного рода толкований с тем, чтобы не возникало сомнений в их правомерности. Поэтому, прежде чем отдать то или иное приказание, необходимо проанализировать, смогут ли подчиненные выполнить поставленную задачу в указанном объеме и к установленному сроку. Практика показывает, что если распоряжение отдано своевременно и четко, то будет сделано все возможное для полного и качественного выполнения задачи. Не боязнь быть наказанным за допущенную, ошибку при выполнении того или иного задания, а чувство высочайшей ответственности должно присутствовать во взаимоотношениях между командиром и подчиненными.

Контрольно-исполнительная деятельность занимает особое место в повседневной жизни войск. Ее особенность состоит в том, что она пронизывает все остальные виды управления, так как без контроля за исполнением отданных распоряжений и без практического их выполнения подчиненными невозможно добиться конечных результатов. В осуществлении контрольных функций ведущая роль принадлежит командиру. Это обусловлено принципом единоначалия, предусматривающего личную ответственность за выполнение всех задач, решаемых соединением (частью). Свои обязанности по организации и осуществлению всех видов управленческой деятельности он должен выполнять квалифицированно, опираясь на заместителей, политические и другие органы управления, применяя соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск формы и методы работы.

В общенаучной, философской трактовке форма управления понимается как одно из возможных проявлений его содержания. Оно может быть выражено по-разному как в статике, т. е. при подготовке какого-либо мероприятия, так и в динамике, в ходе его выполнения. В том и другом случае форма определяет рамки, в пределах которых осуществляются практические мероприятия командира и штаба по выполнению повседневно решаемых задач. Форма работы выражает содержание управленческой деятельности, и главным образом ее организационную, сторону. Она зависит от уровня и состава управленческого звена; необходимости сочетания централизации и децентрализации; распределения, конкретных задач между органами управления и должностными лицами внутри них; уровня подготовленности офицеров и слаженности в работе.

В связи с этим, исходя из опыта войск, можно выделить три основные формы управления повседневной деятельностью: единоличную, коллективную (групповую) и комбинированную. Их применение обусловливается прежде всего характером и содержанием конкретной задачи, выполняемой соединениями и частями.

Содержание и форма управления — две стороны одного явления. Она находятся в неразрывной диалектической связи и взаимозависимости. Изменения в содержании работы неизбежно приводят к поиску новых форм. Нарушение этой закономерности — одна из причин имеющихся недостатков в практической деятельности командиров и штабов.) Если проанализировать задачи управления повседневной деятельностью, то нетрудно установить, что некоторые из них могут выполняться как самим командиром (начальником), так и другими должностными лицами. В этом случае командир может единолично принять решение по тому или иному вопросу, за которое он несет персональную ответственность, или поставить задачу своим заместителям, офицеру штаба. Единолично решаемых управленческих задач много, поэтому данная форма применяется часто (служебное совещание, инструктаж и т. д.). Однако следует сказать, что есть вопросы, которые решаются совместно несколькими должностными лицами. Такой коллективной формой деятельности может служить, например, разработка мероприятий боевой готовности, боевой и политической подготовки, организации службы войск, поддержания воинской дисциплины. В то же время бывают задачи, выполнение которых требует сочетания единоличной и коллективной форм деятельности (комбинированная). Как показывает практика войск, она применяется при организации и осуществлении контроля за выполнением приказов, распоряжений, отданных письменно или устно, словом, конкретная форма управленческой деятельности должна соответствовать реальным условиям и возможностям органа управления.

С нею связаны и применяемые методы работы органов управления по руководству отдельными ее видами. Под методом управления принято понимать, как, каким образом следует воздействовать на подчиненных при выполнении той или иной задачи. Это может происходить как непосредственно, так и косвенно. Непосредственное воздействие командира на подчиненного чаще всего будет осуществляться единолично, без привлечения заместителей или других должностных лиц. В этом случае, как показывает практика, можно добиться получения конечного результата в относительно короткие сроки.

Но возможен и другой метод влияния на подчиненного, когда командир ставит ему задачу через заместителей, офицеров штаба. Это пример косвенного воздействия, когда вначале создаются определенные условия для достижения конечной цели, а затем реализуется поставленная командиром задача. Естественно, при таком методе затрачивается много времени, но при большом объеме вопросов, решаемых в ходе повседневной деятельности, он применяется часто. В принципе методы работы разнообразны. Их использование зависит от складывающихся отношений между командиром и подчиненными в процессе выполнения конкретных задач. В соответствии с этим их условно подразделяют на организационно-административные, распорядительные, экономические, морально-психологические, правовые (правового регулирования). Рассмотрим кратко механизм каждого из них.

Организационно-административные методы имеют своей целью обеспечить постоянное воздействие вышестоящих органов на подчиненные звенья управления. В условиях коренной перестройки народного хозяйства они стали тормозом развития, поэтому закономерно, что не только осуждаются, но и отвергаются. К армейской жизни с таких позиций подходить нельзя. Эти методы были и останутся в системе руководства всеми видами повседневной деятельности войск, однако подлежат серьезным изменениям. Прежде всего необходимо избавляться от волюнтаризма, голого администрирования, учитывать конкретные условия жизнедеятельности войск и решаемые ими задачи, расширять демократизацию, гласность. Одним из направлений в перестройке управленческой деятельности, на мой взгляд, является придание командно-административным методам организующего характера, предусматривающего четкое определение, кто, когда и как должен сделать, от кого получить исходные данные, какие соединения и части взять на контроль, кому и в какое время следует доложить о ходе и результатах выполнения задачи. Все это находит отражение в уставах, наставлениях, руководствах, инструкциях и других документах. На практике данные методы проявляются в виде регламентирования, планирования и нормирования служебной деятельности.

Распорядительные методы обеспечивают оперативное воздействие на всю систему управления путем перераспределения сил и средств в ходе решения эпизодических или внезапно возникающих задач. Практика показывает, что чем меньше, детализированы и обоснованы расчетами организационные мероприятия, тем чаще приходится прибегать к распорядительному методу. В данном случае он реализуется в приказах, приказаниях, отдаваемых устно или письменно. Этим корректируются порядок и последовательность задач в ходе выполнения того или иного вида повседневной деятельности. С этой целью командиром могут отдаваться указания о проведении анализа работы подчиненных, чем обеспечиваются обратная связь в системе управления, искоренение выявленных недочетов и исправление положения дел в конкретном виде работы.

Экономические методы занимают одно из ведущих мест и представляют собой взаимосвязанную систему материального воздействия на все стороны жизнедеятельности войск. Имея в своем распоряжении значительные материальные средства, командир и подчиненные ему органы управления в процессе руководства должны соблюдать их экономное использование.

Экономические факторы должны учитываться при организации и проведении мероприятий боевой подготовки, различных учений, а также при решении задач, входящих в сферу хозяйственной деятельности. Решая вопросы использования различных материальных средств, следует соизмерять затраты, исходя из достижения конечной цели — обеспечения высокой постоянной боевой готовности. Их успешное применение возможно при соответствующей военно-экономической подготовке. Однако, как показывает практика, многие командиры такими знаниями в полном объеме не владеют и зачастую используют экономические методы лишь при решении хозяйственных вопросов. А без этого квалифицированно управлять многогранной повседневной деятельностью нельзя.

Морально-психологические методы реализуются во всех рассмотренных ее видах путем разъяснения целей и задач; привлечения должностных лиц органов управления к разработке решения, планирующих и других документов; обсуждения проблем и нахождения путей их реализации; активизации воздействия социалистического соревнования на воспитательный процесс; стимулирования отличившихся военнослужащих; проведения идейно-воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; критики и самокритики; воздействия личным примером.

Правовые методы предусматривают использование в системе управления законов социалистического государства. Их определяющая роль обусловливается прежде всего тем, что право — главный регулятор общественных отношений, который создается и обеспечивается силой государства. Обязательным условием успешной деятельности командиров и начальников всех степеней является строгое соблюдение действующих правовых актов, которые в период перестройки подлежат радикальной переработке в соответствии с новыми подходами к созданию правового государства.

К выбору форм и методов управления повседневной деятельностью войск следует подходить творчески, не допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные способы, соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск.

Военная мысль.-1883.-№ 9, 10.


Планирование повседневной деятельности воинской части

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: Планирование повседневной деятельности
воинской части

Слушатель :

                      « ____» января 2002 года

г. Москва 2002 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
____________________________________________ стр. 3

1. Планирование
как функция управления_______________  стр. 5

  1.1 Основные
принципы планирования_________________  стр. 6

  1.2 Методы
планирования ___________________________  стр.10

2. Основные
планирующие документы воинской части ___ стр. 13

3. Содержание и
порядок работы командира (штаба, служб)

    при
планировании__________________________________  стр. 14

  3.1
Годовое__________________________________________ стр. 14

  3.2
Месячное________________________________________  стр. 19

Выводы_____________________________________________  
стр. 23

Литература________________________________________   
стр. 25

ВВЕДЕНИЕ

       Организация и организационное управление каждой
воинской части создаются и совершенствуются исходя из её боевого предназначения
с учётом особенностей организационно – штатной структуры, дислокации и тех
задач, которые она решает повседневной деятельности.

        Задачи повседневной деятельности, хотя и имеют
долговременную постоянную направленность на поддержание высокой  боевой 
готовности, не остаются неизменными. Непрерывно меняющаяся военно-политическая
обстановка, изменения в организационно-штатной структуре войск и системах
вооружений, а также вызванные ими изменения в способах и формах подготовки и
ведения боевых действий требуют периодического уточнения задач повседневной
деятельности. Кроме того, в общей системе Вооружённых Сил периодически
анализируются эти изменения, достигнутый уровень подготовки войск и его
соответствие современным требованиям и текущей обстановке. Учитываются
состояние и перспективы развития вооружённых сил вероятного противника и на
основе всех этих факторов старшие начальники определяют и ставят задачи войскам
на год в приказах и организационно-методических указаниях, уточняют их на
период обучения, а в звене дивизия – полк – на каждый месяц.

           Изменение задач повседневной деятельности
на каждый период времени требует от командира, штаба и других органов
управления нового цикла управленческой деятельности – уяснения задач и оценки
обстановки, принятия решения. Планирования и организации его выполнения. Для
проведения этой работы в войсках принято отводить специально выделенное время.
Последний месяц перед началом нового учебного года и очередного полугодия,
последнюю неделю каждого месяца отводят на подведение итогов, доведения задач, планирование
боевой подготовки
и других видов повседневной деятельности, а также на
подготовку командиров и учебно-материальной базы к новому циклу боевой учёбы.

           Основным условием
организованной и ритмичной работы коллектива воинской части является качественное
планирование
его повседневной деятельности и плановость в его работе.
Сущность плановости в работе заключается не в формальном наличии планов, а в
особой согласованности и взаимосвязи всех планов, по которым реализуют свою
повседневную деятельность воинская часть, все её структурные элементы –
командиры и органы управления, все подразделения, отдельные исполнители; в
своевременном доведении этих планов до исполнителей и тщательной подготовке
всех мероприятий.

1. Планирование как функция управления

        Планирование повседневной деятельности
воинской части
– это функция управления состоящая в определении и
ранжировании по важности для поддержания боевой готовности целей и задач
деятельности определённого периода времени, разработке сбалансированных по
необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения,
распределение ответственности за их исполнение.

         Качественное его осуществление является
необходимым условием целенаправленной и ритмичной работы коллектива воинской
части. Результаты планирования отражаются в планирующих документах.

        План – это оформленный по 
установленной форме документ, в котором оп­ределены главные задачи и основные
мероприятия ( действия ) по их выпол­нению, последовательность и сроки их
подготовки и проведения конкрет­ными исполнителями, необходимые затраты времени
и материальных ресурсов. План  — это отражение решения командира.

         Планирование повседневной деятельности –
творческий процесс. Оно не терпит формализма, а для его исключения есть только
один путь – личное участие командира и начальника штаба, руководство этим
процессом.    

           Творческий подход к планированию
заключается
:

·  
в
глубоком анализе и учёте реального состояния боевой готовности воинской части,
хода выполнения основных задач и мероприятий её подготовки на текущий момент
времени;

·  
 в
твёрдом знании и понимании общей системы поддержания боевой готовности, места и
значения каждого мероприятия в это системе и, исходя из этого, выборе эффективных
и реализуемых вариантов действий;

·  
в
постоянном учёте плановой перспективы (на один — два месяца вперёд при месячном
планировании и на год при годовом планировании) и прогнозировании возможного
изменения обстановки;

·  
в чёткой
согласованности по целям, задачам, месту и времени, уровням управления
содержания и показателей всех планирующих документов.

1.1 Основные принципы планирования

Высокое качество планирования можно обеспечить, если
при осуществлении его будут соблюдены общие принципы планирования.

      Первый. Централизация, т. е. осуществление
планирования сверху вниз  по уровням управления последовательно или
последовательно-параллельным  способом. Это означает, что низшие уровни
управления при планировании получают и принимают к исполнению задачи,
поставленные высшими. Учитывают и руководствуются их планами, а завершения
планирования и утверждение основных планирующих документов разнесены по срокам:
сначала в виде войск, затем в объединении, соединении, воинской части и в
подразделении, чем обеспечивается согласованность планов по уровням управления.

       Второй. Ориентирование всей
деятельности, её основных мероприятий и работ на конечный результат. Для этого
на каждый период повседневной деятельности определяются и чётко формулируются
главные цели и задачи, достижение которых вносит большой вклад в поддержание
установленной боевой готовности. Они отражаются в соответствующих планах.

         Третий.  Соответствие выбранных
способов и порядка достижения целей и выполнения задач имеющимся в распоряжении
силам, средствам и ресурсам, в том числе и ресурсам времени. Вслед за
определением главных задач необходимо определить перечень мероприятий и работ,
обеспечивающих их выполнение, рассчитать необходимое для их осуществление
количество  сил, средств и ресурсов.

          Четвёртый.  Сосредоточение
сил, средств и ресурсов, усилий органов управления на мероприятиях и работах,
без успешного проведения которых не возможно достичь желаемых результатов в
выполнении задач. Из всего перечня намеченных мероприятий выделяются таким
образом основные, которым отдаётся приоритет при выделении сил, средств и
ресурсов.

        Пятый. Взаимосогласованность
всех планирующих документов одного уровня, мероприятий различных уровней
управления по целям и задачам, содержанию, месту и времени, последовательности
осуществления. Для реализации этого принципа перед утверждением проводится  их
сверка.

          Шестой.  Чёткое распределение
ответственности за подготовку и проведение мероприятий, занятий и работ,
своевременное  доведение задач, основных мероприятий и порядка их выполнения до
непосредственных руководителей (организаторов) и исполнителей.

Составление программы

1

 

Чёткое и однозначное распределение ответственности
за выполнения задач

Взаимосогласованность и взаимосвязь планов
мероприятий по целям, задачам, месту, времени, и по уровню управления

Принципы планирования
повседневной деятельности войск

1.2 Методы планирования

           При  планировании
повседневной деятельности в войсках  используют различные методы. В общем
понимании метод – это определённым образом

·  
упорядоченная
деятельность,

·  
совокупность
принципов,

·  
правил,

·  
приёмов,

·  
способов
достижения целей.

                Известны последовательный и
последовательно – параллельный, сетевой, программно – целевой  методы
планирования
. Наиболее общим, являющимся в той или иной степени
теоретической основой для других, является программно – целевой метод планирования,
или как его ещё называют — планирование по целям и задачам. Суть
метода заключается в самом его названии: для каждой цели или задачи своя
программа действий.

Программно –целевое планирование  — это метод
планирования, основанный на определении совокупности согласованных мероприятий,
необходимых и достаточных для достижения точно сформулированных целей и задач.
Процесс планирования при этом имеет структуру, показанную на схеме №2.

           На первом этапесоставление
программы:

·  
Определяются
и точно формулируются цели и главные задачи деятельности на планируемый период.
В случае, когда достижение общей цели ( выполнении главной задачи) участвуют
подчинённые части (подразделения) или должностные лица, для них формируются
задачи ( подцели), вытекающие из общей. Образуется дерево целей («дерево
задач») Схема №2;

·  
Определяются
совокупности мероприятий (операций, работ, действий),необходимых для выполнения
каждой задачи (достижения каждой цели) и их взаимосвязи, ответственные
исполнители каждого мероприятия . Производится предварительная оценка потребных
ресурсов и времени на каждое мероприятие и «сшивка» общей программы.

           На втором этапеформирование
оптимального плана
:

·  
осуществляется
«сшивка» всего комплекса мероприятий в соответствии со схемой «дерева целей»;

·  
устанавливается
последовательность мероприятий и работ и определяются сроки их выполнения,
исходя из выявленных взаимосвязей. Производится расчёт общего потребного
количества каждого вида ресурсов, результаты сравниваются с наличными или
отпущенными ресурсами, составляется перечень ограничений;

·  
осуществляется
многокритериальная оптимизация ( по времени, всем видам ресурсов, величине
вклада каждого мероприятия в достижение целей и другим критериям) и выбор
оптимального варианта плана

·  
путем
выявления дефицитных ресурсов (времени, финансов, материалов) и определении
мероприятий или операций, исключение которых из плана позволяет устранить
дефициты и ограничения без снижения возможностей выполнения задач.

Продумываются меры нейтрализации
возможных отрицательных последствий сокращения. Согласовываются все показатели
планов со всеми исполнителями, если это необходимо. Принимается решение по
окончательному выбору варианта плана и его утверждению.

 В РВСН применяется ещё сетевой метод
планирования, особенно в эксплуатации вооружения и военной техники и
капитальном строительстве. Сущность сетевого метода планирования заключается в
том, что программы работ и мероприятий, направленные на достижение конкретно
сформулированных целей , отображаются в виде сетевых моделей работ и событий.
При этом работа – это основной элемент сетевой модели, означающий трудовой
процесс (действий) с затратой времени и ресурсов, ожидание – расход времени без
трудовых затрат, просто зависимость. Работа изображается в виде ориентированного
графа (стрелки).

             Событие также является
основным элементом сетевой модели, означающее факт получения результата работы
или совокупности работ. В сетевой модели всегда существует одно или несколько
исходных событий и одно завершающее событие. Исходное событие
означает факт наличия условий готовности для начала работ и мероприятий, завершающее
– факт достижения цели.

              
События отображаются кружками, внутри которых проставляются порядковые номера в
масштабе модели, а над ними могут записываться их наименования.

                События соединяются
между собой графами работ (параллельными или последовательными), результатом
которых они являются. Исходному событию не предшествуют, а за завершающим не
следуют никакие работы.  Графы обычно подписываются наименованием работы и
продолжительностью времени в соответствующих единицах.

                 Существуют
централизованный (сверху вниз) и децентрализованный (снизу верх) способы
разработки сетевых планов (моделей) или их сочетания. В РВСН применяется чаще
первый способ, используемый при разработки сетевых моделей небольшого объёма и
заключающийся в том, что сначала строится укрупненная модель без детализации
работ каждого исполнителя. Детализация осуществляется по мере необходимости при
снижении уровня сетевого плана (уровня управления), т.е. при разработке частных
сетевых моделей.

                   Сетевые план –
графики наглядны и удобны в работе при управлении технологическими процессами,
позволяют выделить критический по времени путь процесса, оперативно и
обоснованно использовать резервы времени.

                    Последовательный
и последовательно-параллельный методы исходя из принципа централизации в
осуществлении планирования «сверху вниз» по уровням управления : сначала
планирование осуществляется в военных организациях более высокого порядка,
затем – на более низких уровнях  в последовательности :

 

    На практике в войсках применяется комбинированный 
последовательно – параллельный  метод, предусматривающий предварительное
ориентирование подчинённых войск по задачам и основным мероприятиям и
одновременное начало работы на нескольких или всех уровнях. Завершающий этап
планирования – согласование и утверждение планов, осуществляется
последовательно.

               По охватываемому периоду времени
планирование разделяют на перспективное и текущее, или краткосрочное.
Применительно к повседневной деятельности воинской части и соединения
перспективным следует считать годовое планирование, а текущим
месячное и недельное
.

2. Основные планирующие документы

ГОДОВОЕ планирование в воинских частях в конечном
итоге предусматривает разработку:

·  
Плана
подготовки воинской части;

·  
Плана
подготовки офицеров и прапорщиков;

·  
Плана
подготовки подразделений;

·  
Плана
работы службы, отделения, отдела;

·  
План
совершенствования УМБ;

·  
План работы
методического совета.

МЕСЯЧНОЕ планирование предусматривает разработку:

·  
Календарного
плана основных мероприятий;

·  
Плана
работы службы, отделения, отдела на месяц;

·  
 Личного
плана работы командира на месяц;

·  
Расписания
занятий с офицерами и прапорщиками.

4. Содержание и порядок
работы командиром

(штаба, служб) при
планировании

4.1 Годовое планирование

           Годовое планирование повседневной
деятельности в соединении и части проводится, опираясь на сочетание методов
последовательной и параллельной работы командиров и штабов различного      
уровня, которое заключается в том, что общий замысел командира воинской части
(соединения) выдается одновременно всем уровням управления, что дает
возможность начинать и вести работу параллельно. Однако окончательное
оформление и утверждение планирующих документов осуществляется последовательно
сверху вниз.

·
занятия и мероприятия боевой готовности;

·
 мобилизационной готовности;

·
боевого дежурства;

·
 эксплуатации вооружения и техники;

·
подготовки офицеров, штабов и подразделений;

·
 воспитательной и культурно-досуговой работы;

·
организации внутренней службы и поддержания твердой
воинской дисциплины работы с кадрами.

               При осуществлении
планирования главное свое внимание и усилия командир сосредоточивает на
разработке основного планирующего документа – плана подготовки воинской части на
год.

                Основная роль командира
воинской части в разработке годового плана заключается в организации
информационной подготовки планирования, т. е:

1.   уяснении задач,

2.   оценке обстановки и результатов анализа состояния воинской части,

3.   выработке замысла решения на планирование,

4.    определении задач штабу и группе планирования.

Исходными данными для выработки
замысла являются
:

·
результаты тщательного и глубокого анализа
состояния боевой готовности воинской части и ее подразделений;

·
требования приказов и организационных указаний
старших начальников, Главного командования вида войск, Министра обороны;

·
программы боевой подготовки, положения,
наставления, курсы, планы старших начальников.

Основными
документами для уяснения замысла и требований старших начальников являются
приказ Министра обороны о задачах на очередной год и организационные указания
Главнокомандующего вида войск.

Результаты анализа состояния боевой готовности части и свои предложения
командиру готовятся штабом и службами заблаговременно при подготовке к
подведению итогов за текущий год. На основании глубокого изучения этих
документов и материалов, предложений штаба, служб, своих заместителей командир
должен уяснить требования старших начальников и основные недостатки в боевой
готовности своей части, определить главные задачи и основные способы (средства,
мероприятия) их достижения для поддержания и повышения боевой готовности.

               
Свой замысел, а также указания о порядке и сроках планирования командир
воинской части доводит до группы или групп планирования, созданных в управлении
части, и до подчиненных командиров.

                
С учетом указаний командира группа планирования, основу которой составляют
офицеры  штаба во главе с его начальником и начальники служб, приступает к
разработке вариантов годового плана. Для разработки годового плана широкое
применение в войсках получил метод программно-целевого планирования, сущность
которого заключена в самом названии (для каждой цели, задачи – своя программа
достижения).

                 
Допустим, что в своем решении командир определил одной из главных задач на год
повышение полевой и маршевой выучки подразделений до таких параметров, которые
бы обеспечили выполнение плана развертывания на позиции с сокращением нормативного
времени. Рубежом выполнения задачи, проверки и совершенствования маршевой и
полевой выучки назначил август месяц при полевом выходе части. Основными
мероприятиями для выполнения поставленной задачи определил: полевой выход,
тактические занятия и учения с основными подразделениями, тренировки по
управлению на марше и при ведении противодиверсионной борьбы, длительный марш
при доподготовке водителей, штабные тренировки.

                
На основании этого решения для каждой задачи (цели) группа планирования
составляет так называемое программно-целевое дерево с целью или задачей в
вершине «дерева», как показано на схеме № 3. При его составлении группа
планирования исходит из следующих соображений (рассмотрю это на примере
маршевой выучки).

  Маршевая выучка
частей и подразделений состоит :

·
из умения командиров организовать марш и управлять
на марше;

·
умения водителей водить машины в любых условиях и
быстро устранять технические неисправности;

·
знания водителями команд и сигналов управления и
умения быстро их выполнять;

·
умения командиров и подразделений организовать
всестороннее обеспечение марша.

Для поучительного и эффективного проведения
марша необходимо провести соответствующую подготовку техники, маршрутов,
подразделений (формирований), обеспечивающих марш.

Выбрав основные
направления подготовки командиров, водителей, подразделений, техники, маршрутов
и позиций и формы подготовки (занятий и мероприятий), командир определяет этапы
и тематику каждого занятия. По существу это одно из направлений боевого
слаживания, по этому обычно назначают следующие этапы:

·
одиночная подготовка и слаживание мелких
подразделений (формирований);

·
слаживание основных подразделений и органов
управления;

·
непосредственная подготовка к полевому выходу;

             Такие «программно-целевые
деревья» составляются для каждой главной задачи года, а затем они анализируются
и на этой основе уточняются тематика и учебные вопросы всех основных видов
занятий (тактико-специальных, тактико-строевых занятий, тактических и
тактико-специальных учений, штабных тренировок, всей командирской подготовки).
Все мероприятия разделяются на группы, подлежащие включению непосредственно в
план подготовки воинской части, в планы командирской подготовки, в план
подготовки подразделений в планы работы служб.

              Установив необходимый перечень
мероприятий и занятий, штаб и начальники служб должны провести расчеты
потребных материальных и финансовых затрат; сравнить их с имеющимися в наличии
или нормативными;  добиться баланса потребных и наличных (нормативных)
ресурсов. Только после этого вырабатываются варианты плана подготовки воинской
части, которые докладываются командиру,

              Командир выбирает и утверждает
оптимальный вариант плана подготовки на год. На основе утвержденного плана штаб
организует занятия с начальниками служб, подчиненными командирами и завершает
разработку всех остальных планирующих документов. Перед представлением их на
утверждение командиру начальник штаба совместно с начальниками служб проводит
сверку всех документов, их согласованность по цели, тематике, времени.

4.2 Месячное планирование

              Организованность и ритмичность
повседневной деятельности обеспечиваются в первую очередь качеством месячного
планирования.

               Основным документом месячного
планирования повседневной деятельности воинской части является календарный
план основных мероприятий.

               Планирование, подготовка к подведению
итогов и постановке задач проводится в воинской части, как правило, в последнюю
декаду месяца. Командир начинает эту работу, на три-пять дней раньше.
Содержание и порядок работы командира, его заместителей и начальников служб,
штаба при месячном планировании, последовательность и взаимодействие между ними
показаны на схеме № 4.

             В плане личной работы командира на каждый
месяц, как правило, в последние дни второй декады он предусматривает время на
подготовку указаний штабу для планирования повседневной деятельности части на
следующий месяц.

             Для подготовки указаний
командир использует следующие исходные данные:

· из плана подготовки воинской
части на год – мероприятия и занятия на следующий месяц, рассматривает какие
мероприятия последующих одного-двух месяцев могут требовать начала их
заблаговременной подготовки;

· фактическое выполнение планов
текущего и предыдущих месяцев, прогноз на выполнение оставшихся мероприятий
текущего месяца;

· требования приказов, директив
и указаний старших начальников, подлежащих исполнению в следующем месяце,
внезапно возникшие задачи;

· состояние внутренних
(воинской части) и внешних (внешней среды) факторов обстановки, влияющих на
выполнение задач.

                Анализируя и обобщая эту исходную
информацию, командир определяет главные задачи на месяц. Их должно быть
немного: для части три-четыреа для соединения – четыре-пять.
Они должны быть конкретными и указывать, что следует сделать, подготовить и
обеспечить. Зачастую задачами месяца становятся подготовка и проведение
основных мероприятий годового плана, например, качественно подготовить и
провести очередной этап боевого слаживания, подготовить и провести тактическое
учение (регламент) и т.д.

             Определив главные задачи, командир
внимательно продумывает и выбирает основные мероприятия, проведение которых
позволяет выполнить главные задачи. Например, для подготовки очередного этапа
боевого слаживания, основным содержанием которого будут тактико-строевые
занятия и групповые упражнения, необходимо будет обеспечить хорошую подготовку
руководителей занятий и учебной материально-технической базы. Для этого,
по-видимому, целесообразно будет провести одно или несколько показных и
инструкторско-методических занятий, провести качественное планирование и
подготовку занятий их руководителями, организовать целенаправленную подготовку
учебной материально –

 технической базы. В случае проведения тактического
учения необходимо будет организовать подготовку посреднического аппарата,
маршрутов и полевых позиций, техники и т. д. Таким образом, он составляет
перечень основных мероприятий. Опыт показывает, что для большинства главных
задач на месяц достаточно проведения двух-трех подготовительных мероприятий,
иногда и меньше.

          Затем, исходя из принятой в части
организации, с учетом типового месяца, другой имеющейся у него информации
командир ориентировочно распределяет основные мероприятия по неделям, назначает
руководителей, ответственных за их подготовку и проведение, и в удобной для
него форме дает указание начальнику штаба на планирование.

           К этому времени штаб совместно с
начальниками служб готовит исходные данные для планирования на следующий месяц,
которые они составляют на основе анализа годовых планов подготовки и работы
служб, текущей обстановки. Получив указания командира, штаб разрабатывает уже
по установленной форме проект календарного плана основных мероприятий, в
котором отражаются главные задачи, основные мероприятия привязываются к
календарю и составляют разделы – боевая и мобилизационная готовность, боевое
дежурство, командирская подготовка, подготовка штаба, подготовка подразделений,
воспитательная и культурно-досуговая работа, внутренняя служба и поддержание
воинской дисциплины. Вырабатываются предложения по назначению руководителей
подготовки и проведения мероприятий. Подготовив проект плана, начальник штаба
представляет его командиру, если есть необходимость – вносит изменения по его
указанию и доводит его до начальников служб и командиров подразделений для
параллельной работы по составлению расписаний, планов работы служб на месяц.

            На основе утвержденного календарного плана
основных мероприятий на месяц командир разрабатывает свой личный план работы на
месяц.

             В это время штаб совместно с
заместителями командира и начальниками служб готовит материалы для проведения
итогов за текущий месяц и постановки задач на следующий месяц.

             В предусмотренный календарным планом на
текущий месяц день командир собирает своих заместителей и начальников служб,
командиров подчиненных частей (подразделений) и других лиц ( по необходимости)
для подведения итогов выполнения плана за текущий месяц и доведения главных
задач, основных мероприятий и порядка их выполнения, своего личного плана
работы.

             Только после этого все основные
должностные лица полка представляют командиру на утверждение планы работы
служб, расписания занятий (календарные планы основных мероприятий) и составляют
собственные личные планы работы.

ВЫВОДЫ

        Планирование повседневной деятельности
воинской части – важнейшая предпосылка успешного решения ею задач. Только
высокое качество планирования обеспечивает организованность, ритмичность и
эффективность повседневной деятельности. Из всех видов большую роль в
обеспечении организованности и ритмичности работы играет месячное планирование.

             Высокое качество планирования
обеспечивается соблюдением принципов:

· централизации и
последовательного осуществления сверху донизу;

· ориентирования на конечный
результат;

· соответствия способов, сил и
средств характеру и объему задач;

· приоритета главных задач и
основных мероприятий;

· сбалансированности планов и
взаимосогласованности их по задачам, месту, времени, уровню управления;

· четкости и однозначности
распределения ответственности.

Обязательности условием высокого качества планирования является личное
руководство и участие командира в процессе планирования. Командир обязан
лично вырабатывать замысел плана, определить главные задачи и основные
мероприятия, организовать их выполнение.

  В организации выполнения плана повседневной деятельности воинской части
решающее значение имеет качество личной работы командира в течение каждого
месяца. Первое и важнейшее условие эффективной работы командира – плановость
в работе
. Средством обеспечения плановости работы является разрабатываемый
командиром личный план работы на месяц. Командир, не чувствующий потребности
работать планово, планировать свою личную работу, никогда не добьется успеха.

       Непременным условием целенаправленной, согласованной и дружной
работы органов управления, подразделений и всего личного состава воинской части
является своевременное доведение командиром до подчиненных главных задач и
основных мероприятий на каждый период повседневной деятельности, непрерывное
руководство выполнением планов и оказание помощи подчиненным, объективная и
справедливая оценка результатов работы каждого подразделения и каждого
военнослужащего. Эти действия и работа командира в совокупности 
составляют основы управления – организаторской работы и руководства выполнения
задач.

Месяцы мероприятий

апрель

май

июнь

июль

август

Подготовка солдат сержантов

Отработка нормативов по ведению и
обеспечению боевых действий  в полевых условиях

Отработка спец

упражнений и 500-км марш

Подготовка офицеров

Теоретическое
и практическое обучение по тематике полевого выхода

Отработка вопросов и нормативов по
тематике полевого выхода на сборах.

Подготовка командиров

Тренировка по управлению на марше

Подготовка полка

Перевод техники на летнюю эксплуатацию

Подготовка средств и запасов, обеспечивающих
жизнедеятельность полка в полевых условиях

Планирование и подготовка учебных занятий
в полевых условиях

КШТ по приведению полка ВСБГ

Подготовка спец формирований

Тренировки с комендантским нарядом и тактические
занятия со спец формированиями

ТСтрЗ и ТЗ с подразделениями дивизионов

ТСтрЗ ТЗ с дивизионами

Порядок работы командира, штаба  и начальников служб по
планированию повседневной деятельности

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Повседневная жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, безопасность военной службы, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и охрану здоровья военнослужащих. Она организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.

Выполнение требований внутренней службы развивает у военнослужащих чувство ответственности, самостоятельность, аккуратность и добросовестность. Взаимопонимание, доброжелательность и готовность помочь друг другу способствуют укреплению войскового товарищества и сплочению воинских коллективов, позволяют не только выполнять задачи в повседневной деятельности, но и выдерживать тяжелые испытания в боевой обстановке.

3. Требования внутренней службы обязан знать и добросовестно выполнять каждый военнослужащий.

В начале прохождения военной службы военнослужащий нуждается в особом внимании. Строгий контроль со стороны командиров (начальников) и их личный пример помогают военнослужащему быстрее осознать требования внутренней службы.

4. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения — командир подразделения. При размещении в одном помещении нескольких подразделений, командиры которых не имеют общего непосредственного начальника, приказом командира воинской части руководство внутренней службой возлагается на командира одного из этих подразделений. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты — старшина роты.

Ответственность за состояние внутренней службы в подчиненных войсках возлагается на всех прямых начальников. Они обязаны оказывать подчиненным воинским частям и подразделениям помощь в организации и обеспечении выполнения требований внутренней службы и систематически проверять ее состояние.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виброцил спрей для детей от 1 года инструкция по применению
  • Общее руководство деятельности народных дружин осуществляют
  • Должностная инструкция экономиста в детском доме
  • Мини дв мануал инструкция на русском
  • Амиодарон инструкция по применению цена 200мг