В
процессе обучения решаются разнообразные
задачи. В одном случае надо добиться
прочного усвоения учащимися учебного
материала, в другом – сформировать
определенные умения и навыки, в третьем
– воспитать определенные качества
личности. Классно-урочная система не
позволяет максимально индивидуализировать
процесс обучения, так как одни учащиеся
впереди и работают без должной умственной
нагрузки, а другие – испытывают
затруднения в овладении учебным
материалом. Поэтому педагог, учитывая
это, должен регулировать и руководить
учебно-познавательной деятельностью
учащихся. Одним следует давать задания
повышенной сложности, другим –
дополнительные задания, направленные
на ликвидацию пробелов в знаниях, а
третьим – больше помогать в обучении,
чтобы они лучше усваивали учебный
материал.
Руководство
учебно-познавательной деятельностью
зачастую определяется стилем общения
педагога с учащимися. Выделяют три
основных стиля общения:
-
авторитарный
(императивный) стиль
характеризуется тем, что преподаватель
навязывает учащимся свою волю и не дает
им возможности проявлять инициативу.
В общении с ними он использует такие
способы воспитательного воздействия,
как приказ, выговор, угроза наказания,
называет их, как правило, по фамилиям
и очень часто повышает голос. -
демократический
стиль
характеризуется необходимой
требовательностью и доброжелательными
взаимоотношениями преподавателя и
учащихся, его стремлением к сотрудничеству,
использованием убеждения как метода
педагогического воздействия и
стимулирования их активности в учебной
и различных видах внеучебной деятельности.
Педагог с таким стилем общения отличается
выдержкой и педагогическим тактом,
высокой эмоциональной устойчивостью,
очень редко называет учеников по
фамилиям и повышает на них голос. -
либеральный
стиль
отличается тем, что педагог зачастую
формально относиться к выполнению
своих обязанностей, предоставляет
учащимся полную свободу, не реагирует
на нарушение ими дисциплины и таким
образом старается создать доброжелательные
отношения в коллективе.
Руководство
и регулирование учебно-познавательной
деятельности учащихся осуществляется
также на основе контроля за результатами
их обучением.
Вопросы
и задания для самоконтроля
-
Какие
познавательные действия должны совершить
учащиеся, чтобы овладеть учебным
материалом? -
Как
формируются у учащихся представления
и понятия? -
Какие
способы активного запоминания учебного
материала вы знаете? -
Что
формируется у учащихся в результате
применения знаний на практике? -
Почему
в процессе обучения необходимо
осуществлять повторение изученного
материала? -
Что
составляет процессуальные основы
обучения? -
Дайте
определения понятиям «методы обучения»,
методический прием», «средства
организации обучения». -
Назовите
основные методы обучения и раскройте
их функциональную направленность. -
В
какие группы можно объединить уроки?
Каковы дидактические основы их
построения. -
Что
такое экскурсия как форма организации
обучения. -
Какие
требования необходимо учитывать при
выполнении домашней работы? -
На
основе чего осуществляется руководство
учебно-познавательной деятельностью
учащихся.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности. Целесообразность организации обучения обеспечивает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.
Обучение как самый разработанный инструмент осуществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обучения понимается и как процесс обучения, и как учебный процесс (рис. 3.4).
Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учебный процесс представляет собой сложную систему организации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.
Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно-познавательной деятельностью школьников в целях реализации трехсторонней задачи процесса обучения:
а) активной целенаправленной передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений;
б) организации освоения и усвоения этого опыта;
в) формировании возможности и готовности применять этот опыт в различных ситуациях.
Важно заметить, что на первый взгляд процесс обучения прежде всего отражает внешний характер обучения, который предстает перед нами как совместная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и учеников, и ходе которой:
а) учитель организует и стимулирует деятельность обучаемых, корректируя ее ход и проверяя ее результаты и процессе предъявления различных видов информации;
б) ученики в процессе включения в организованные учителем виды деятельности овладевают не только содержанием и предусмотренными программами учебной деятельности знаниями, умениями и навыками, но и основами самоорганизации процессов общения на пути познания.
Однако в современной дидактической концепции становится все более важным учет тех аспектов деятельности учителя и учеников, которые отражают внутренний характер обучения — его воспитывающий и развивающий характер. Такое рассмотрение процесса обучения позволяет оценить многоуровневость работы учителя по организации учебной деятельности как единства воспитания и обучения, организуемого на основе учета психовозрастных особенностей общения школьников не только для полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков, но и для развития их духовных сил и творческих способностей (рис. 3.5).
Таким образом, двусторонний характер обучения в процессе обучения всегда содержит в себе взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающихся), т.е. собственно обучения, с одной стороны, и общения учителя и учеников, обучающих и обучаемых в процессе познания, т.е. собственно воспитания, — с другой.
Характер учебного процесса отличается от характера процесса обучения, поскольку включает в себя еще один активный компонент — содержание учебного материала. При протекании учебного процесса все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, которое включает в себя факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
Поэтому при рассмотрении учебного процесса мы вправе говорить о двусторонней связи между тремя главными его составляющими, образующими, в свою очередь, три вида связей между собой: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (рис. 3.6). Эти фи вида связей между преподаванием и учением, учением и учебным материалом, преподаванием и учебным материалом раскрывают ту внутреннюю динамику учебного процесса, от которой зависит успешность или неуспешность процесса обучения. От того, насколько эффективно учитель и процессе организации учебной деятельности учитывает и реализует эти три вида связей, зависит и эффективность целостного педагогического процесса. Реализация общей структуры учебного процесса может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном или воспроизводящем; продуктивном или творческом.
Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление в процессе установления связей, выделения главного и т.д., иногда приводящее к пониманию, но чаще направленное на запоминание. Особенностью репродуктивного варианта учебной деятельности является легкость замены ее трехступенчатости: понимание, усвоение и овладение, на иную последовательность: напоминание, усвоение, овладение. Очевидно, что репродуктивный вариант учебной деятельности выстроен с опорой не на процесс понимания, а на процесс запоминания, который требует постоянного упражнения в особой мнемической деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, а также системы повторения изученного. Структура организации репродуктивного процесса учебной деятельности приводит к формированию навыков механического воспроизведения автоматизированных навыков, в то время как навыки творчества остаются не реализованными (рис. 3.7).
Продуктивный вариант учебной деятельности (рис. 3.8) содержит в себе ряд новых элементов и состоит также из трех этапов, но каждый из этапов включает в себя разнообразные формы деятельности, связанные с последовательно формируемыми аспектами творчества на ориентировочном этапе — выдвижение и проверка гипотез, на исполнительском этапе — перебор и оценка вариантов, на контрольно-систематизирующем этапе — логическое и интуитивное предвосхищение.
На каждом из трех этапов учебная деятельность последовательно ориентирована на отработку необходимых этапов разнообразной учебной деятельности: ориентация в заданных условиях, исполнение поставленной задачи, осмысление полученного опыта деятельности. Структура каждого из этапов предполагает последовательное выполнение действий, представленных на схеме организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности.
Как следует из схемы, при организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности задейство-
ваны и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок на основе подлинного понимания, поэтому деятельность здесь всегда носит поисковый, творческий характер. Особенно активно стимулируются такие личностные качества, как самоанализ, саморазвитие и инициатива, происходит развитие прогностических, конструктивных и проективных способностей личности ученика.
Управление познавательной
деятельностью учащихся на уроках
“Обучение и воспитание должно развивать
разум ребенка,
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его
не может быть ни достойною, ни счастливою”.
К.Д. Ушинский
Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта,
направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной
действительности, а также конкретных знаний.
Для школьников познавательная деятельность
протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация
познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся
осуществлять преобразование учебного материала с целью овладения новыми
знаниями.
Именно управление познавательной деятельностью, а не
передача знаний, является механизмом обучения.
Что же такое управление?
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности
действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется
и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной
деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо,
работа между участниками.
Современная
дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления
познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной
среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления:
имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся),
субъект управления (преподаватель), где вырабатываются управляющие воздействия,
поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.
Рассмотрим процесс управления познавательной
деятельностью. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее
спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения.
В принципе, этот процесс должен давать
однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели
обучения. Однако в реальном процессе обучения по разным причинам возможны
различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых
предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?
· Представляет учебный материал, в том числе и для
самостоятельной работы;
· Наблюдает за деятельностью учащихся;
· Контролирует ее ход;
· Корректирует усвоение.
Другими словами, учитель теперь
управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи.
Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная
деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а упорядоченная и целенаправленная
деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.
Наблюдая за поведением учащегося при его работе
с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения , например,
о доступности материала, об
усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс
под конкретные характеристики учащегося.
О значении обратной связи в обучении известно
давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям. Обратная связь должна нести сведения не только о
правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность
осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого.
В самом деле, учебный процесс организуется ведь
не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем
познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно,
контролировать надо содержание формируемых действий.
Возможны два способа управления
учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное)
управление.
При разомкнутом управлении слежение,
контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому
за относительно продолжительный период обучения (несколько занятий, изучение
определённой темы и т.д.) Понятно, что за это время может быть изучено
достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему
познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в
том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения
пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так
из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.
При замкнутом, или немедленном,
управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению
осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и
усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать
индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или
подчинять индивидуальность групповым усреднениям.
Эффективное учение возможно только при
немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут
своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того,
психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что если время реакции на
важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка
трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.
Управление учащимися на уроке — это управление познавательной
деятельностью.
Остановимся далее на особенностях
управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.
Состояние внимания учащихся на
уроке — важнейшее условие продуктивности
познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть
поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между
излагаемым материалом и наблюдением за учениками.
Для управления вниманием учащихся необходимо:
1) уметь определять в каждый момент
урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;
2) поддерживать внимание, опираясь на его
закономерности;
3) устранять ситуативные причины снижения
концентрации внимания, отвлечения внимания;
4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим
подробнее предложенную схему.
1. Для определения состояния внимания учащихся в
каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии.
Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от
состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он
невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со
знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не
входит в его поле внимания.
Поведенческий критерий используется чаще: появление
шума в классе, посторонних движений (в состоянии внимания доминантный очаг
подавляет постороннюю деятельность); особая мимика внимания, направление
взгляда (как правило, объект внимания фиксируется взглядом).
2. Для поддержания внимания используются
закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание: интенсивность
раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания.
Следовательно, учителю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи,
паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально
насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ,
использование жестов. Считается, например, если учитель делает несколько шагов
навстречу классу, внимание усиливается, если отходит к доске — ослабевает.
Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры
изложения.
Содержательные приемы поддержания внимания
основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма
изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности,
технических средств обучения). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у
учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный
цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое
наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость,
соответствие актуальным потребностям субъекта.
Управление произвольным вниманием учащихся основано
на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), поддерживается за
счет волевых усилий. Развитие произвольности психических функций имеет важное
значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицательных
эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Снижение степени волевых
усилий возможно за счет появления интереса к деятельности, осознания ее
значимости, ценности для личности. Такое внимание носит название
послепроизвольного. Использование его в практике учебной деятельности
достаточно эффективно.
3. Ситуативные причины отвлечения внимания могут быть
как внешними, так и внутренними. Внешние причины: изложение материала, не
соответствующее закономерностям внимания. Например, в начальных классах
длительность поддержания продуктивного внимания — 20-25 минут, поэтому в
середине урока необходима какая-то форма отдыха, эмоциональная пауза или смена
деятельности. Если не учитывать эту закономерность детского внимания, неизбежны
трудности продолжения урока.
К внешним причинам относится неблагоприятная среда
(душное помещение, наличие посторонних раздражителей). Словесные раздражители
(крики, пение, шепот) резко снижают сосредоточенность внимания, поэтому лучше
во время объяснения материала не отвлекать внимания учащихся, особенно младшего
школьного возраста, замечаниями. Можно найти другие приемы управления
вниманием: пауза, несколько шагов навстречу «нарушителям» и т.д.
Внутренние причины отвлечения внимания:
функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение). Наряду
с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности
внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, легко
отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у
старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает
непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость,
интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени
интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.
Младшим школьникам легче сосредоточиться на
деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность
рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с
практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь
на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов
должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них
произвольное внимание.
Для обеспечения полноты и яркости восприятия,
развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения
материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы,
графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной
наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное
описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение.
В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый
воспитательный эффект.
В процессе обучения особая нагрузка ложится на
память. От уровня развития памяти зависит успешность учения
школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти
детей. Память — наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие
развития памяти — упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от
мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания — один из приемов развития
памяти.
Можно придумывать вместе с детьми
различные способы, запоминания.
1. Ассоциации — установление связей запоминаемого
с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для
стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:
Что напоминает вам это слово? На что похоже это
уравнение? Что напоминает эта картина?
2. Выделение опорных пунктов. Сущность способа
заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. «зацепок», «крючков»,
в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические
персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова,
формулы и т.д.
3. Приемы группировки. Группировка — .разбиение
материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т.д.
Способы управления познавательной деятельностью
учащихся
Организуя на уроке познавательную деятельность
детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу,
познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В
процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает
детей друг с другом. Оказывается, что одни ученики привыкли к постоянной
похвале, их всегда ставят в пример, а другие — к постоянному неуспеху. В
результате формируется неадекватная самооценка: у первых — завышенная, у вторых
— заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно детей с равными
возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное
сравнение) или ребенка с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с
ним происходят (интраличностное сравнение).
Существенным компонентом познавательной
деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма
организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до
конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо
помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в
качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и
привлекательности.
Игр
имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их
применять на уроке.
Я использую на уроках
математики такие задания как:
·
фокусы
с разгадыванием задуманных чисел;
·
задания
с магическими квадратами;
·
логические
разминки;
·
игра
“Веселый мяч”.
На
уроках русского и родного языка решение шарад, ребусов, кроссвордов
способствуют
активизации познавательного интереса и мыслительной деятельности
обучающихся.
Чтобы развивать память учащихся на уроках русского языка
с первым классом разучиваем четверостишия, а с третьим классом выполняем
письмо по памяти.
Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваивают учебный
материал, повышается интерес к предмету.
Научить детей трудиться и мыслить – основная задача
школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке.
Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение
на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои
дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и
комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя
подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят
разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого
ученика.
Развивая познавательную активность, воспитывая
стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего
мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности
младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому
небезразлична судьба своих учеников.
Труд учителя — тяжелый труд, но труд радостный,
когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний,
научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть
спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.
Памятка для учителей
Приемы управления
познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;
б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;
в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии.
2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу;
б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа
литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.
Памятка для учителей
Приемы управления познавательной
деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;
б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;
в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии.
2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу;
б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов,
анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.
ДОКЛАД
на тему :
“Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке”
Выступила: учительница
начальных
классов Амирова Г.Н.
2016
год.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Верхне — Ольшанская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»
Доклад
учителя немецкого языка
Зиновьевой Светланы Дмитриевны
2014 год
«Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
А. Гин
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
· умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критический мыслить;
· видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
· четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
· быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Что же такое управление? Управление — процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
· целеполаганием учащихся;
· мотивацией их деятельности;
· формированием умений учащихся;
· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
· созданием проблемных ситуаций;
· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.
Формы познавательной деятельности учащихся.
1. Индивидуально – обособленная форма. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.
2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно — иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.
3. Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.
4. Коллективная форма познавательной деятельности.Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я.А. Коменский, — спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».
Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания
Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.
Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу.
Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.
Сангвиники — серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.
Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.
Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.
Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.
Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.
Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.
«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» — Стивен Кинг.
Памятка для учителей
Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны — включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации — в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности — создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости — создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием — задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием — обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием — учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
прием натурализации — выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным — простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
7.4. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся
В процессе обучения решаются разнообразные задачи. В одном случае надо добиться прочного усвоения учащимися учебного материала, в другом – сформировать определенные умения и навыки, в третьем – воспитать определенные качества личности. Классно-урочная система не позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, так как одни учащиеся впереди и работают без должной умственной нагрузки, а другие – испытывают затруднения в овладении учебным материалом. Поэтому педагог, учитывая это, должен регулировать и руководить учебно-познавательной деятельностью учащихся. Одним следует давать задания повышенной сложности, другим – дополнительные задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а третьим – больше помогать в обучении, чтобы они лучше усваивали учебный материал.
Руководство учебно-познавательной деятельностью зачастую определяется стилем общения педагога с учащимися. Выделяют три основных стиля общения:
* авторитарный (императивный) стиль характеризуется тем, что преподаватель навязывает учащимся свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. В общении с ними он использует такие способы воспитательного воздействия, как приказ, выговор, угроза наказания, называет их, как правило, по фамилиям и очень часто повышает голос.
* демократический стиль характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательными взаимоотношениями преподавателя и учащихся, его стремлением к сотрудничеству, использованием убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и различных видах внеучебной деятельности. Педагог с таким стилем общения отличается выдержкой и педагогическим тактом, высокой эмоциональной устойчивостью, очень редко называет учеников по фамилиям и повышает на них голос.
* либеральный стиль отличается тем, что педагог зачастую формально относиться к выполнению своих обязанностей, предоставляет учащимся полную свободу, не реагирует на нарушение ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе.
Руководство и регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется также на основе контроля за результатами их обучением.