Руководство преподавателем самостоятельной работы студентов

Омутнинский колледж педагогики, экономики и права

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ  

Омутнинск

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов в Омутнинском колледже педагогики, экономики и права» на основе деятельностного и  компетентностного подходов к реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3 поколения.

Содержание

  1. Пояснительная записка        
  2. Цели самостоятельной  работы студентов        
  3. Виды   практических работ для самостоятельной работы студентов        
  4. Приёмы самостоятельной работы студентов.        
  5. Инструктаж к проведению самостоятельных работ.        
  6. Коррективный контроль.        
  7. Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом        
  8. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов и обучающихся.        

.        

1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач профессионального образования является формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

В настоящее время большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний, совершенствованию профессиональной деятельности, повышение уровня самообразования и самообучения.

Материал для самостоятельной работы студентов должен строиться преподавателем по следующим позициям:

1. В первую очередь необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

— формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

— формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

— формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя колледжа.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Методы самостоятельной работы студентов:

— наблюдение за единичными объектами;

— сравнительно-аналитические наблюдения;

— учебное конструирование (урока, занятия);

— решение учебных и профессиональных задач;

— работа с различными источниками информации;

— исследовательская деятельность;

-проектная деятельность;

-научно-практическая деятельность;

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.

2. Цели самостоятельной  работы студентов

1.Для овладения и углубления знаний используются виды работ:

— составление различных видов планов и тезисов по тексту;

— конспектирование текста;

— составление тезауруса;

— ознакомление с нормативными документами;

— создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

— работа с конспектом лекции;

— повторная работа с учебным материалом;

— составление плана ответа;

— составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

— подготовка ответов на контрольные вопросы;

— аналитическая обработка текста;

— подготовка сообщения, доклада;

— тестирование;

— составление кроссворда;

— формирование плаката (бюллетеня);

— составление памятки.

4. Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

— проведение анкетирования и исследования.

Средства обучения – основа  самостоятельной работы.

Средства обучения, необходимые для организации самостоятельной работы.

1.        Дидактические средства (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2.        Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника, мультимедия);

3.        Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов  (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

3. Виды   практических работ для самостоятельной работы студентов

1. Составить опорный конспект  по теме…

2. Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать собственное мнение…

4. Продолжить фразу…

5. Дать определения следующим терминам…

6. Составить опорный конспект своего ответа.

7. Написать реферат.

8. Составить отчёт по теме…

9. Разработать алгоритм последовательности действий…

10. Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11. Заполнить таблицу, используя…

12. Заполнить блок-схему…

13. Составить тезаурусное поле по теме…

14. Смоделировать конспект урока по теме…

15. Смоделировать домашнее задание.

16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей.

17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

18. Составить тематический кроссворд, сканворд…

19. Составить план текста, конспект.

20.Решить  ситуационные  задачи.

21.Подготовиться  к семинару, деловой игре.

22. Создать презентацию по заданной теме.

23. Подготовиться к научно-практической конференции.

4. Приёмы самостоятельной работы студентов.

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

— конспектирование;

— составление плана учебного текста;

— составление тестов;

— аннотирование;

— составление тематического тезауруса;

— выделение проблемы и нахождение путей её решения;

— самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

— определение алгоритма практических действий (план, схема).

2. Опорный конспект.

 Целесообразно дать  студентам представление об изучаемой теме на первом уроке, оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт  педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

3. Тесты

Основное достоинство тестовой формы контроля – простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

•        На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов

•        На соотнесение: найдите общее и различия в   изучаемых объектах.

•        На проверку рефлексии: установите соответствие

Тесты 2 уровня

•        Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

Определение с пропущенным словом

Подтекстовые слова и фразы

•        Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, составление логической цепочки и т.д.)

•        Задания на решение конкретной ситуации.

Требования к тестам, предъявляемым студентам

1.        Задания должны быть типичными для данной дисциплины;

2.        Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более 60 минут);

3.        Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;

4.        Задание по содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

5.        Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;

6.        Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть

4.Семинар

Форма проведения семинара очень гибкая.

На семинарах решаются следующие задачи:

— углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;

— развитие навыков самостоятельной работы;

— ознакомление со спецификой работы с литературой;

— профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы проведения семинарских занятий:

— вопросно-ответный семинар;

— развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;

— заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;

— семинар – диспут;

— теоретическая конференция;

— семинар – имитационная игра;

— комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное обучение.

— практико-ориентированные задачи:  выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п.), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).

— профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).

Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

5. Инструктаж к проведению самостоятельных работ.

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.

Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.

В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

6. Коррективный контроль.

Использование приёмов, направленных на корректирование  деятельности студентов:

— уточнение сути задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;

— предупреждение о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;

— предложение сообщить или показать промежуточные результаты;

— предложение студентам самим контролировать свои действия.

Варианты критериев оценки самостоятельной работы студентов педагогом

Вариант 1

1.Уровень усвоения студентом учебного материала;

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении ситуационных задач;

3. Уровень сформированности общеучебных умений;

4. Обоснованность и чёткость изложения материала;

5. Оформления материала в соответствии с требованиями;

6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.

7. Показатели творческой деятельности:

— видение новой проблемы в знакомой ситуации;

— самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

-видение возможных путей решения данной проблемы;

— построение принципиально нового способа решения проблемы;

Вариант  2 Оценка основных общеучебных  умений и навыков:           

  1. Конспектировать, составлять план, тезировать                                
  2. Цитировать материал.                                
  3. Подготовить реферат, доклад, сообщение                                
  4. 4..        Выступить с рефератом, докладом, сообщением                             
  5. Быстро читать с различными целями (для усвоения важных деталей, для критической оценки, для долговременного запоминания).
  6. Вести исследовательскую деятельность.                                      
  7. Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное.                       
  8. Систематизировать и классифицировать явления.                              
  9. Соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения.                
  10. Строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала.                                
  11. Наблюдать.                                
  12. Делать обоснованные выводы.                                
  13. Критически оценивать информацию, давать ей оценку.                       
  14. Использовать полученные знания в действии.                                
  15. Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её.                                
  16. Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности.     

7. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов и обучающихся.

При  анализе общей структуры учебной дисциплины, МДК преподаватель заранее определяет:

— фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;

— задания, направленные на формирование общеучебных умений;

— задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;

— формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Алгоритм разработки материала для самостоятельной работы студентов:

1. Информационно- поисковый блок:

— структура теоретического материала;

— содержание аспектов и логики представления каждой темы;

— необходимые требования к осмыслению изученного;

2. Справочно-консультативный блок:

— рекомендации и комментарии;

— алгоритм действий;

— памятки;

— конкретные примеры;

— понятийный аппарат;

— опорные конспекты;

— интернет-ресурсы;

3. Практико-ориентировочный блок:

— вопросы для самопроверки изученного материала;

— практические задания и упражнения по плану: целевая установка, содержание задания, форма представления, время отчётности, критерии оценки;

4. Контрольно-оценочный блок:

— задания обязательные и по выбору;

— задания для самопроверки;

-задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки;

-лист контроля выполнения заданий;

— лист самоаттестации.

8. Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов и обучающихся

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

Методические
рекомендации на тему

«Организация
самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная
работа студентов играет важную роль в воспитании  сознательного отношения самих
студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки
к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто
приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная
работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд
трудностей. Главная трудность связана с  необходимостью самостоятельной
организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с
отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками,
умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать
индивидуальные  особенности своей умственной деятельности и физиологические
возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к
самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из
основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их
самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития
общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится
заниматься самообразованием — повышать уровень своих знаний путем
самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:


систематизации и закрепления полученных
теоретических знаний и
практических
умений студентов;

углубления и
расширения теоретических знаний;

формирования умений использовать
нормативную, справочную
документацию и
специальную литературу;

развития познавательных способностей и
активности студентов: творческой

инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления,
способностей к саморазвитию
,
самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

Виды и формы
самостоятельной работы

В учебном процессе
организации образования выделяют два вида самостоятельной работы:

— аудиторная;

 — внеаудиторная.

Аудиторная
самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае
студенты обеспечиваются преподавателем необходимой  учебной литературой, дидактическим
материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная
самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без
его непосредственного участия.

Самостоятельная
работа включает в себя:

— подготовку к
аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным, семинарским занятиям)
и выполнение соответствующих заданий;

— самостоятельную
работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с
перспективно-тематическими планами;

— подготовку к
практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

— выполнение
письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

— подготовку ко
всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

— подготовку к
итоговой государственной аттестации;

— работу в
предметных кружках;

— участие в работе
факультативов, семинаров и конференций и т.д.

Методы
самостоятельной работы студентов:


наблюдение за единичными объектами;


сравнительно-аналитические наблюдения;


учебное конструирование;


решение учебных и профессиональных задач;


работа с различными источниками информации;


исследовательская деятельность.

Наблюдение
за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с
целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические
наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление
в учебную деятельность.

Конструирование
заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном
материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после
изучения темы достоверные выводы.

Решение
задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний
студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное
и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа
с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а
именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и
работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская
деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности
подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Направления
 самостоятельной  работы студентов

1. Для
овладения и углубления знаний:


чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов
Интернет);


составление различных видов планов и тезисов по тексту;


конспектирование текста;


ознакомление с нормативными документами;


работа со словарями и справочниками;


учебно-исследовательская работа;


использование компьютерной техники, Интернета;


создание презентации.

2. Для
закрепления  знаний:


работа с конспектом лекции;


повторная работа с учебным материалом;


составление плана ответа;


составление различных таблиц.

3. Для
систематизации учебного  материала:


подготовка ответов на контрольные вопросы;


аналитическая обработка текста;


подготовка сообщения, доклада, реферата;


тестирование;


составление кроссворда;


формирование плаката;


составление памятки.

4. Для
формирования практических и профессиональных умений.

— решение
задач и упражнений по образцу;

— вычерчивание и
описание схем;

— выполнение
расчетно-графических схем;

— решение
ситуационных и профессиональных задач;


проведение анкетирования и исследования.

Типы
самостоятельной работы:


воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность
по образцу в аналогичной ситуации;


реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного
способа действия в частично измененной ситуации;


эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового
опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;


творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов
исследовательской деятельности.

Средства
обучения для организации самостоятельной работы

1. Дидактические
средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний
 (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники
задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2. Технические
средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры,
аудиовидеотехника);

3. Средства,
которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические
указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации
индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и
применение средств обучения – это та сторона
педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство,
творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

Виды
  практических заданий для самостоятельной работы студентов

1.
Составить опорный конспект  по теме…

2.
Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать
собственное мнение…

4.
Продолжить фразу…

5.
Дать определения следующим терминам…

6.
Составить опорный конспект своего ответа.

7.
Написать реферат.

8.
Составить отчёт по теме…

9.
Разработать алгоритм последовательности действий…

10.
Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11.
Заполнить таблицу, используя…

12.
Заполнить блок-схему…

13.
Смоделировать конспект урока по теме…

14.
Смоделировать домашнее задание.

15.
Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем
теме.

16.
Составить тематический кроссворд.

17.
Составить план текста, конспект.

18. Решить
 ситуационные  задачи.

19. Подготовиться
 к семинару, деловой игре.

Приёмы
самостоятельной работы студентов

1.
Работа с учебником.

Для
обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных
особенностей студентов, можно предложить им следующие приёмы обработки
информации учебника:


конспектирование;


составление плана учебного текста;


аннотирование;


выделение проблемы и нахождение путей её решения;


самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;


определение алгоритма практических действий (план, схема).

2.
Опорный конспект.

Зачастую
педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце
темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее,
даже с психологической точки зрения, дать  студентам представление об
изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой
опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

И
тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того,
что будет завтра.

Опорный
конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать
его при повторении, при организации самостоятельной работы студентов.

Опорный
конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический
материал, но и даёт  педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении
материала.

3.
Тесты.

Тесты
воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым

снимается целый ряд
психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны
для обычных форм контроля знаний студентов.

Основное
достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой
осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме,
позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных
формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора
одного или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

— На проверку
качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из
перечисленных способов …;

— На соотнесение:
найдите общее и различия в   изучаемых объектах;

— На проверку
рефлексии: установите соответствие …;

Тесты 2 уровня

— Задания на
подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических
изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

— Задания на
конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика,
написание формулы и т.д.)

— Задания на
решение конкретной ситуации.

Требования к
тестам, предъявляемым студентам:

1. Задания должны
быть типичными для данной дисциплины;

2. Объём задания
должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3. Задание по
сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения
студентами на соответствующем этапе обучения;

4. Задание по
содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело
только один эталон;

5. Сложность
заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в
овладении профессией;

6. Формулировка
содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что
он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть.

4.Семинар.

Форма проведения
семинара очень гибкая.

На семинарах
решаются следующие задачи:

— углубление,
конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;


развитие навыков самостоятельной работы;


профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы
проведения семинарских занятий:


вопросно-ответный семинар;


развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение
письменных рефератов;


заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;


семинар – диспут;


теоретическая конференция;


семинар – имитационная игра;


комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное
обучение.


практико-ориентированные задачи:  выступают средством формирования у
студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения
профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения
умений и навыков, специфичных для данной профессии (знания содержания
предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной
структуры, личностно-ориентированные ситуации (нахождение нестандартного
способа решения);


профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений
определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения
профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на
различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде
производственных поручений (заданий).

Задачное
обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и
контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

6. Подготовка
доклада.

Доклад — это
сообщение по заданной теме, с целью внести знания из  дополнительной
литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить
навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к
научному познанию.

Тема доклада
должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации
должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа студента
над докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и
проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает
умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы
слушателей,  отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать
выводы в заключении.

Студент обязан
подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и
в срок.

7. Подготовка
мультимедиа-презентации.

Презентация – это
устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной
компьютерной презентацией. Компьютерная презентация — мультимедийный
инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения
выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации
описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе
Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо
уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам
докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс
работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко
разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания
презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап –
непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь
на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по
выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на их основании
составить компьютерную презентацию.

Дополнительная
информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном
материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию.

После подборки
информации студенту следует систематизировать материал.

Элементами,
дополняющими содержание презентации, являются:

1. Иллюстративный
ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики,
таблицы, диаграммы, видеоролики.

2. Звуковой ряд.
Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

3. Анимационный
ряд.

4. Цветовая гамма.
Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой
и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд.
Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием.
Выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

6. Специальные
эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь
усиливали главное.

Правила
организации материала в презентации:

1. Главную
информацию — в начало.

2. Тезис слайда —
в заголовок.

3. Анимация — не
развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и
удержать внимание слушателей.

Компьютерная
презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.

Время на
выступление составляет 15 минут.

8. Подготовка и
защита реферата.

Реферат
представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного
доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме,
обзор литературы определенного направления.

Его задача –
обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов,
почерпнутых из литературы.

Процесс работы над
рефератом включает в себя следующие этапы:

1.Выбор тематики
реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как
сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы
необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной
литературе.

Выбор темы должен
быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора.
Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем,
который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке
задач работы.

2.Изучение
литературы.

3.Составление
плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в
работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает
последовательность его изложения.

План обучающийся
составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.

4.Процесс
написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план,
можно приступать непосредственно к написанию реферата.

Излагать материал
в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания
литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным
языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют
общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и
аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном
исполнении) – разборчивым, без  стилистических и грамматических ошибок.

5.Оформление и
защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми правилами и
сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.

 Защита
тематического реферата может проводиться на выделенном одном  занятии в рамках
часов учебной дисциплины или по одному реферату при  изучении соответствующей
темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата
студентом предусматривает

• доклад по
реферату не более 5-7 минут

• ответы на
вопросы оппонента.

На защите
запрещено чтение текста реферата.

Организация самостоятельной работой студентов

При предъявлении видов заданий на самостоятель­ную работу рекомендуется использовать дифференцированный
подход к сту­дентам. Перед выполнением студентами самостоятельной рабо­
ты преподаватель проводит инструктаж по выполнению
задания, который
включает цель задания, его содержание, сроки
выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам
работы, критерии оценки.  В
процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении
задания.

Полнота
инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более
подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ
включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как
делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные
инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой
последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный
алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному
пути, не допуская произвольных шагов.

Во время выполнения студентами внеаудиторной
самостоятельной
работы и при необходимости преподаватель может
проводить консультации за
счет общего бюджета времени, отведенного на
консультации.

       Самостоятельная работа может
осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики
самостоятельной
работы, уровня сложности, уровня   умений
студентов.

Материал
для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по
следующим принципам:

 1.
Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом
на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и
как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть
использовано в преобразованном виде.

2.
Определить способы логической и методической обработки материала.

3.
Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4.
Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями,
уровнем знаний и познавательной деятельности.

5.
Подготовиться для решения следующих задач:


формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;


формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;


формирование умений вычленять главное.

6. При
подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из
сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя
предполагаемые ответы обучаемых.

7.
Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к
сложному, от частного к общему.

Потребности
побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов
познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя техникума.

Систематическое
усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный
интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов,
формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Организация
контроля самостоятельной работы обучающихся

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на
обязательные
учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную
самостоятельную работу студентов
по
дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с
представлением изделия или продукта творческой деятельности студента
.

Контроль
самостоятельной работы студентов предусматривает:

1. Соотнесение
содержания контроля с целями обучения;

2. Объективность
контроля;

3. Дифференциацию
контрольно-измерительных материалов.

Формами контроля
самостоятельной работы являются:

1. Просмотр и
проверка выполнения самостоятельной работы студентом.

2. Организация
самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение
результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение
письменного опроса.

5. Проведение
устного опроса.

6. Организация и
проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и
проведение собеседования с группой.

8. Проведение
семинаров

9. Защита отчетов
о проделанной работе.

10. Организация
конференций.

Критериями оценки
результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

— уровень освоения
учебного материала;

— уровень умения
использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных
задач;

— уровень
сформированности общеучебных умений;

— уровень умения
активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся
информацию, изучать ее и применять на практике;

— обоснованность и
четкость изложения материала;

— уровень умения
ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

— уровень умения
четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение
и его последствия;

— уровень умения
определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

— уровень умения
сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;

— оформление
материала в соответствии с требованиями.

Педагогическое
сопровождение самостоятельной работы студентов.

При
 анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:


фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;


задания, направленные на формирование общеучебных умений;


задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие
специальных умений, индивидуальных способностей студентов;


формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах,
бригадно-групповая).

В рабочей
программе должны быть обозначены основные виды самостоятельной работы,
отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить
место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое
для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при
использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая
соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Памятка
преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

1.
Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного
процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2.
Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными
участниками процесса познания.

3.
Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации
учения студентов.

4.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко
сформулированной.

5.
Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий
комплекс заданий студентам.

6. В
ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и
продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При
организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную
связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

К видам самостоятельной работы в
институте относятся:

  • систематическое чтение и конспектирование
    литературы по вопросам специализации;

  • подготовка к семинарским, методическим
    и практическим занятиям, составление
    конспектов и планов для выступлений;

  • написание рефератов по разделам
    спецкурса;

  • подбор материала и написание курсовой
    работы;

  • самостоятельное углубленное изучение
    узловых вопросов учебной программы,
    недостаточно освещенных в учебных
    пособиях;

  • обработка и анализ экспериментальных
    данных, полученных вовремя экспериментов
    и наблюдений для научно-исследовательских
    работ в рамках студенческого научного
    кружка;

  • самостоятельное выполнение заданий
    по программе во время пребывания на
    спортивных сборах;

  • составление индивидуального плана
    тренировки;

  • ведение дневника тренировки и карточки
    самоконтроля;

  • анализ содержания и результатов
    тренировки по отдельным периодам;

  • самостоятельная работа (вне занятий)
    по повышению спортивного мастерства,
    развитию необходимых качеств и
    совершенствованию элементов техники.

Преподаватели должны оказывать
соответствующую помощь студентам в
организации, руководстве и контроле их
самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы студентов

Преподаватели знакомят студентов со
списком литературы по программному
материалу, с методикой работы над
литературой, реферированием, написанием
аннотаций, порядком и методикой
составления конспектов лекций,
методических и практических занятий,
конспектов и планов для проведения
занятий и выступлений, написанием
тезисов докладов и рефератов. Преподаватели
дают задания по составлению планов
тренировки, их выполнению и анализу, по
работе в условиях сборов. Кафедра
организует консультации по вопросам
самостоятельной работы, приглашает
студентов на обсуждение рефератов, в
которых освещаются проблемные материалы,
на выставки рекомендованной литературы,
пропагандирует наглядные пособия
(альбомы, стенды, таблицы, кинофильмы,
диапозитивы). В пользование студентам
представляет библиографические списки
(или карточки), аннотации литературы по
программе и учебнику, текстуальные
лекции по отдельным темам программы.

На кафедру приглашаются специалисты
по отдельным дисциплинам для чтения
лекций и консультаций по вопросам
исследований, обработки полученных
результатов, оригинальных методик
исследования и др.

Кафедра организует дискуссии по проблемам
методики обучения и тренировки, приглашает
студентов на эти дискуссии.

На семинарских и практических занятиях
студенты готовят рефераты по новейшим
данным теории и практики бокса с
последующим обсуждением. Преподаватели
прививают студентам навыки анализа
проведенного боя.

Большое значение имеет помощь и
руководство преподавателей при написании
курсовой работы.

В конце первого курса обучения студентам
сообщают тематику курсовых работ и
знакомят с требованиями, с методикой
самостоятельной работы над литературными
источниками и подбором фактического
материала.

Преподаватель систематически проверяет
конспекты по лекционному и практическому
курсам, планы подготовки к выступлениям
на семинарских занятиях, рефераты,
тезисы к докладам, реферирование и
конспектирование литературы, поэтапное
выполнение курсовой работы, задания во
время пребывания на сборе, самостоятельные
формы повышения спортивного мастерства
и т. д.

Особое внимание следует уделять контролю
подготовки студентов к занятиям,
качественной работе над рекомендованной
литературой.

Студенты заочного обучения особенно
нуждаются в организации, помощи и
контроле их самостоятельной работы по
программе курса специализации и отдельным
заданиям преподавателя.

Кафедры организуют консультации (устные
и письменные) по специализации, подготовке
к экзаменам и выполнению курсовых работ.

Требования к выполнению домашних заданий
и самостоятельной работе студентов
заочного обучения должны быть несколько
повышены, учитывая, что большинство из
них не являются спортсменами, практически
не участвуют в учебно-спортивных
мероприятиях, где они могли бы почерпнуть
новое в методике обучения и тренировки
боксеров

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Омелаенко Н.В.

1


1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Для повышения качества обучения студентов необходимо использовать одну из главных форм обучения в вузе – самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает самостоятельное изучение материала в учебно-методическом комплексе для самостоятельной работы, в учебно-методических материалах и разнообразные формы контроля. Существуют различные подходы к методике и организации самостоятельной работы. Наиболее важным является приобретение новых знаний, которые направлены на их применение в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа как средство обучения выполняет ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую. В её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая определяет весь процесс. Для активизации СРС в вузе важно ознакомить студентов с методами самостоятельной работы. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает умения и навыки мыслительной деятельности. Для проявления творческих способностей личности очень важна соответствующая система обучения воспитания, основанная на определенных педагогических требованиях. Творческая деятельность всегда направлена на получение новых знаний и профессионального опыта. Статья имеет теоретико-методологический характер и позволяет обобщить существующие в науке концептуальные подходы к данной проблеме.

самостоятельная работа студентов

методика организации самостоятельной работы

функции самостоятельной работы

структура

активизация СРС

высшая форма организации СРС

научно-исследовательская работа студентов

формирование творческого мышления

1. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс- групп», 2006. – 15 с.

2. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144.

3. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 544 с.

4. Петухова Т.П., И.Д. Белоновская, М.И. Глотова, М.С. Пашкевич. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 80–85.

5. Рубаник А., Г. Большакова, Н. Тельных. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект – Пресс, 1995. – 271 с.

7. Стрельникова О.И. К вопросу об организации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 44–46.

8. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317.

9. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

Особая роль в подготовке будущих специалистов и повышении качества учебного процесса принадлежит самостоятельной работе, которая даёт возможность студентам приобщиться к творческим видам деятельности и развить свои интеллектуальные способности.

Под самостоятельной работой студента понимают работу по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [2, с. 139].

В настоящее время существуют различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Одни исследователи рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие раскрывают сущность данного феномена только по внешним признакам. Третьи определяют самостоятельную работу по таким признакам, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов [8, с. 314].

Из этого следует, что самостоятельная работа является не только формой, но и средством обучения, поскольку она формирует определенные навыки и умения студентов, выполняя при этом ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую [1, с. 4].

Развивающая функция повышает культуру умственного труда, приобщает к творческим видам деятельности, обогащает интеллектуальные способности студента.

Информационно-обучающая включает в себя учебную деятельность студентов на аудиторных занятиях.

Ориентирующая и стимулирующая придают процессу обучения профессионально ориентированный характер.

Целью воспитательной функции является формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста.

Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

В качестве признаков самостоятельной работы выделяют следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса; время выполнения заданий; проявление умственного напряжения; сознательность, самостоятельность и активность студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь процесс обучения [8, с. 314].

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [3, с. 102].

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть выполнены следующие условия:

– мотивированность учебного задания;

– четкая постановка познавательных задач;

– алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов её выполнения;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы, сроков её представления;

– определение видов консультационной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации);

– критерии оценки, отчетности и т.д.;

– виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы.

Репродуктивный уровень включает в себя чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио- и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала.

В познавательно-поисковый входит подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, подготовка к деловым играм и т.д.

Творческий уровень – уровень самостоятельной работы – предполагает написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней самостоятельной работы.

В зависимости от степени трудности различают четыре типа самостоятельной работы студента [7, с. 44].

Первый тип формирует умение выполнять задания по образцу. Второй помогает воспроизводить информацию по памяти. Третий направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Необходимым условием успешной самостоятельной работы является сочетание всех вышеперечисленных типов и уровней работы.

При организации самостоятельной работы студентов следует учитывать разный уровень подготовки обучающихся и разный стиль учебной деятельности. При подборе заданий преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [9, с. 140].

– Объём каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

– все задания должны быть одинаковой сложности;

– каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа способствует повышению уровня мотивации, развитию познавательной деятельности студентов, заинтересованности в выполнении совместной работы, благодаря взаимному контролю. Это подтверждает исследование «Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга», проведенное Т.П. Петуховой, И.Д. Белоновской, М.И. Глотовой, М.С. Пашкевич в 2012 г. Мониторинг показал наиболее значимые и интересные формы самостоятельной работы, которые отметили студенты. Это работа в команде над проектами, решение типовых и комплексных задач (по дисциплинам физико-математического блока), работа с ресурсами библиотек и сетью Интернет (по дисциплинам гуманитарного блока).

К дополнительным формам самостоятельной работы студенты предложили учебно-познавательную деятельность: выезды на предприятия, экскурсии, применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировку во время учебы на предприятиях и в организациях. Далее были предложены формы самостоятельной работы, ориентированные на коллективное творческое взаимодействие участников образовательного процесса: интеллектуальные конкурсы, научные семинары-дискуссии, межвузовские проекты, коллективные проекты в сети Интернет [4, с. 82].

Существуют различные формы отчета о проделанной самостоятельной работе [5, с. 120]:

– оценка устного ответа на практическом занятии или семинаре;

– решение задач по физико-математическим дисциплинам;

– конспект по теме, выполненный самостоятельно, по определенным и выбранным студентом источникам;

– выполнение и защита контрольных и курсовых работ;

– отчет о прохождении производственной практики;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний, выполненная в форме электронных тестов;

– сдача зачетов, экзаменов по дисциплине;

– защита дипломных работ;

– статьи и тезисы, написанные для публикации в сборниках научно-исследовательских конференций.

В педагогической литературе описаны разнообразные формы активизации СРС. Наиболее действенными их них являются следующие [3, с. 108–109].

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и её элементов.

7. Выдача студентам методических указаний, содержащих алгоритм выполнения заданий.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материл, методические указания и задачи для их решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое её распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам с оказанием им всяческой помощи.

14. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию умений и навыков мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация и др. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты учатся работать со статьями, с монографиями, авторефератами, со справочной литературой, обращаются к Интернет-источникам. Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта [6, с. 161].

К основным критериям творческой деятельности относятся: новизна процесса творческой деятельности (новый метод, прием, способ действия); иррациональное мышление и интуиция; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Различают четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которая поможет решить проблему; фаза созревания, когда работает только подсознание; фаза озарения, когда решение появляется совсем неожиданно; фаза контроля или проверки полученных результатов.

В педагогической и психологической литературе описываются условия (ситуативные и личностные), стимулирующие или тормозящие творческую деятельность.

Отмечается, что отрицательно влияют на творческую активность такие ситуативные факторы, как недостаток времени, повышенная тревожность, нетерпение, проявленное при желании найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в собственных силах и др.

Личностные факторы, которые оказывают негативное воздействие на творческий процесс: соглашательство, низкая самооценка или самоуверенность, доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, высокая тревожность и др. Личностные черты, которые положительно влияют на творчество, следующие: уверенность в своих силах, преобладание эмоций радости, склонность рисковать, отсутствие боязни показаться странным, отсутствие конформности, наличие богатого воображения, хорошее чувство юмора.

Учитывая ситуативные и личностные факторы, педагогу необходимо применять соответствующую систему обучения и воспитания, направленную на выявление и дальнейшее развитие творческих способностей личности, которая может быть основана на следующих педагогических требованиях [6, с. 169].

1. Не подавлять интуицию студента, которая может быть проверена логикой.

2. Формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить задачу.

3. В процессе обучения опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные подавляют проявление творческого мышления.

4. Стимулировать студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Поощрять склонность к рискованному поведению, поскольку склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру обучаемого в свои способности к открытиям.

11. Для развития творческого мышления следует обучать эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем научно-исследовательская деятельность.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов потому, что она обогащает студентов новыми знаниями, учит их находить собственные решения в любых нестандартных ситуациях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в вузе необходимо обучить студентов методам самостоятельной работы и обеспечить их необходимым правильно составленным учебно-методическим материалом, в котором представлены разнообразные формы СРС.

Для развития научно-исследовательской работы нужно умело сочетать передовые формы обучения и воспитания студентов, которые будут направлены на получение новых знаний и опыта.


Библиографическая ссылка

Омелаенко Н.В. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3.
– С. 538-542;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669 (дата обращения: 18.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих процесса обучения, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и, в конечном счете, способность решать профессиональные задачи.

Для того чтобы самостоятельная работа студента в ходе изучения дисциплины была эффективной, необходимо соблюдение ряда условий, к которым можно отнести следующие:

  • сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;
  • обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
  • контроль за ходом самостоятельной работы и наличие мер, поощряющих студентов за ее качественное выполнение.

Данная проблема актуальна и приступая к работе, определила следующие параметры:

Цель: обосновать необходимость методического руководства самостоятельной работой студентов при изучении дисциплины «Теория и методика математического развития».

Объект: Образовательный процесс.

Предмет: Самостоятельная работа студентов.

Задачи:

– изучить основные подходы к организации самостоятельной исследовательской деятельности;

– организация самостоятельной, исследовательской деятельности студентов в рамках проблем, тем по дисциплине «Теория и методика математического развития»;

– написание курсовых работ, ВКР студентами по темам дисциплины.

Гипотеза: Организация самостоятельной работы студентов стимулирует приобретение и закрепление знаний, стимулирует студентов к работе с необходимой методической литературой, вырабатывает профессиональные навыки.

Самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

По дисциплине «Теория и методика математического развития» задания к разным темам объединены и представлены в рабочей программе дисциплины. Это задания к семинарам, практическим занятиям и самостоятельной работе под руководством преподавателя с методическими рекомендациями по их проведению.

Во все изучаемые темы включены задания для самостоятельной работы студентов.

Приведу некоторые примеры организации самостоятельной работы по отдельным темам дисциплины «Теории и методики математического развития».

Раздел 1. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Общие основы математики как науки

  1. Работа над математическими понятиями.
  2. Разработка рабочей тетради «Множество для мальчиков».
  3. Разработка презентации сообщения по теме «Методика обучения детей математике в дошкольной педагогической литературе».
  4. Работа с журналами «Дошкольное воспитание», составление картотеки статей по математическому обучению детей.
  5. Разработка памятки «О проблеме корректного использования математических понятий и терминов в работе с дошкольниками».

Тема 1.2. Математическое развитие дошкольника

  1. Работа над количественными понятиями: математическое развитие, математическое образование, математические способности, свойства и качества математического мышления, математическая информация, интеграция, формы и методы математического развития на основе интегративного подхода.
  2. Подбор образовательных ситуаций, игр, проектов математической направленности на основе интегративного подхода.
  3. Разработка стендового материала «Математика в ДОУ».

Тема 1.3. Организация работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении

  1. Доказать необходимость сочетания в педагогическом процессе разных форм обучения математике.
  2. Составить методичку (проект) использования в практике работы Палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша (Геоконта, квадрата Воскобовича и др.)
  3. Составить проект уголка занимательной математики в возрастной (на выбор) группе.

Раздел 2. Математическое развитие детей

Тема 2.1. Математическое развитие детей раннего возраста

  1. Оформить наглядное пособие для комплексного решения математических задач в группе 3-го года жизни.
  2. Подобрать содержательные материалы к планированию образовательной деятельности по математике в группах раннего возраста.

Тема 2.2. Развитие количественных представлений у дошкольников

  1. Подбор конспектов на понятия «много – один» и др.
  2. Подбор конспектов на формирование понятия чисел – цифр.
  3. Подбор конспектов на обучение решению арифметических задач.
  4. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на количественные и числовые понятия.
  5. Оформление рабочей тетради диагностики сформированности количественных, счетных, вычислительных представлений.

Тема 2.3. Общее понятие о величине и измерении

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о размере предметов и их сравнение по признаку «Величина».
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о величине в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о величинах в разных возрастных группах).

Тема 2.4. Общее понятие о форме

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о геометрических фигурах, их свойствах.
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о геометрических фигурах, о формах предметов в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах, форме предметов).

Тема 2.5. Особенности развития пространственных представлений

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие пространственных ориентировок в разных возрастных группах.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений анализа пространства дошкольниками).

Тема 2.6. Развитие временных представлений у дошкольников

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие временных представлений у дошкольников разных возрастных групп.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений ориентироваться во времени (дошкольный возраст).

Раздел 3. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

Тема 3.1. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

  1. Оформление рабочей тетради (показатели готовности детей к изучению математики в первом классе).
  2. Подбор информационно-дискуссионного материала для работы с родителями.
  3. Подбор игрового занимательного математического материала для занятий с детьми дома.

Раздел 4. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

Тема 4.1. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

  1. Оформление портфолио «математическое развитие дошкольника».
  2. Повторение материала к дифференцированному зачету.

Организация учебной самостоятельной исследовательской работы в курсе изучения тем помогает студентам акцентировать внимание на главном.

Выполнение ими заданий обогащает их информационный запас, формирует профессиональные умения способствует формированию систематизированных знаний по дисциплине

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Витафон инструкция по применению цена от простатита
  • Стиральная машина индезит узкая инструкция по применению на русском языке
  • Как сделать электронную почту на компьютере пошаговая инструкция с фото
  • Питомец из юрского периода артемии инструкция
  • Витамины алфавит классик отзывы инструкция по применению