Руководство про мат

#статьи

  • 24 фев 2022

  • 0

Помогает ли мат управлять людьми и можно ли материться на работе? Гайд о нецензурном

Законна ли брань на рабочем месте? Что делать, если матерится персонал? Правда, что мат снимает стресс? Разбираемся с экспертами.

Иллюстрация: Альберто Блинчиков для Skillbox Media

Дарья Чепурнова

Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.

Для кого-то мат — это оскорбление, которому не место в корпоративной культуре. Кто-то считает, что без ругательств команда не будет работать. А в некоторых отраслях матом не ругаются, а разговаривают.

Чтобы написать эту статью, мы опросили юристов, менеджеров и HR-специалистов. Теперь мы готовы ответить на пять главных вопросов о мате на рабочем месте:

  • что говорит закон — можно ли материться на работе;
  • что делать, если сотрудник или руководитель матерятся и вам это не нравится;
  • как часто в компаниях ругаются и матом и зависит ли это от отрасли;
  • как нецензурная лексика влияет на людей;
  • когда можно использовать мат, а когда этого делать не стоит.

По словам управляющего RTM Group, эксперта в области кибербезопасности и права Евгения Царева, ситуация двоякая. Нецензурная лексика считается нарушением общественных норм. Но нет законов, запрещающих материться на рабочем месте.

Ненормативная лексика на работе прямо запрещена законодательством в двух случаях:

  • если её используют для оскорбления;
  • если она запрещена локальными нормативными актами.

Если нецензурной бранью оскорбляют коллегу, руководителя, подчинённого — это гражданско-правовое нарушение.

Евгений Царев объясняет: нарушение подпадает под статью 5.61 КоАП РФ «Оскорбление». Наказание для физических лиц по статье — штраф от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч.

Можно обратиться в суд, чтобы нарушителя оштрафовали, а можно дополнительно заявить о моральном вреде. Тогда вы можете просить компенсации. Решение о вине ответчика и наказании для него принимает суд.

Фото: Pimen / Shutterstock

Судебная практика различна: в некоторых случаях ответчиков признают виновными и заставляют компенсировать моральный ущерб. Либо суд может решить, что грубое высказывание использовали в приемлемой форме. Что будет учитывать суд, мы разберём в следующем разделе статьи.

Кроме того, работодатель может запретить мат локальным нормативным актом. Обычно в типовых правилах внутреннего трудового распорядка есть требования общего характера. Например, «недопустимо употребление грубых, резких выражений при общении с коллегами, клиентами и контрагентами». Такие формулировки предполагают, что материться на работе нельзя.

Эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании «Кадриум» Евгений Полубояров дополняет: работников нужно под подпись ознакомить с актом, запрещающим мат. Тогда к ним можно применять дисциплинарное взыскание по статье 193 ТК РФ. Дисциплинарное взыскание — это замечание или выговор, которые вносят в личное дело сотрудника.

Название локального акта неважно, объясняет юрист частного права Владислав Ким. Это может быть кодекс деловой этики, устав поведения или что‑то ещё. Важно, чтобы документ ясно доносил до сотрудника, что мат на работе — это дисциплинарный проступок.

Также нужно, чтобы в трудовом договоре и должностной инструкции было закреплено, что работник обязан соблюдать требования локального акта.

Мы уже выяснили, что сотрудника можно привлечь к дисциплинарному взысканию. На работодателя можно пожаловаться в трудовую инспекцию или подать в суд.

Компания не сможет наказать работника, если нет локального нормативного акта, запрещающего мат. То же самое, если работника с актом не ознакомили, напоминает управляющий RTM Group Евгений Царев.

Соучредитель компании «Кадриум» Евгений Полубояров объясняет, как провести процедуру по статье 193 ТК РФ:

  • получить основание для процедуры: докладные от руководителя, пострадавшего или иных работников, ставших свидетелями;
  • потребовать от виновника объяснительную записку;
  • на основании докладной и объяснительной подготовить приказ о дисциплинарном взыскании — выговоре или замечании.

«Есть судебные дела, где работники пытались оспорить взыскание. Но если всё сделано правильно, суд встаёт на сторону работодателя», — говорит эксперт.

Уволить работника за оскорбление или единичный случай нецензурной брани нельзя, добавляет юрист частного права Владислав Ким. Мат не является однократным грубым нарушением, достаточным для увольнения по статьям 192 и 81 ТК РФ.

Но если сотрудник продолжает материться на работе, его можно уволить. Обычно к увольнению прибегают после двух-трёх выговоров.

Фото: nimito / Shutterstock

Если в ваш адрес матерится руководитель, можно обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда по статье 152 ГК РФ. По словам Евгения Царева, в таком случае истец должен доказать:

  • то,что оскорбления принесли ему нравственные страдания;
  • то, что ответчик нарушил его права;
  • причинно-следственную связь между нарушением прав и причинённым моральным вредом;
  • вину ответчика.

Суды рассматривают подобные дела индивидуально. Учитывают степень вины ответчика, степень и характер нравственных страданий и другие обстоятельства.

Юрист частного права Владислав Ким говорит, что также можно обратиться к руководителю обидчика или в трудовую инспекцию. Главное — надлежащим образом зафиксировать факт неправомерного и неэтичного поведения. Например, записать оскорбления на диктофон или снять на видео.

Некоторые эксперты предлагают сначала обсудить ситуацию. «Людям стоит открыто говорить, если их что-то не устраивает. Это нужно для эффективной коммуникации в компании. Если вы начальник, которого смущает лексика кого-то из подчинённых, просто скажите об этом вежливо и деликатно. То же самое — в ситуации, когда вы подчинённый», — советует руководитель HR‑отдела TutorOnline Ольга Водчиц.

Мы опросили менеджеров и HR-специалистов, насколько мат распространён в российской корпоративной культуре. Большинство экспертов единодушны: это зависит от отрасли.

Исполнительный директор EmailMatrix Павел Ефременко говорит, что в отраслях с физическим трудом и низкоквалифицированными работниками мат часто становится частью корпоративной культуры.

Чем выше уровень образования в компании, тем меньше мата, солидарен эксперт в области корпоративного управления и цифровых технологий Юрий Мышинский. Поэтому в цехе, на автомойке, на ферме мата больше, чем в условном офисе «Яндекса» или «Сбера».

Основатель и СЕО сервиса курьерской доставки Take’N’Go Николай Хорт говорит, что регулярно сталкивается с крепкими выражениями и не видит в них чего-то ужасного. «Бывают разные коллективы и разные бизнесы. В офисе банка, где принимают клиентов, я бы удивился нецензурной лексике. Внутри курьерской службы регулярно происходят ситуации, которые обычным языком не описать. Там мат ожидаем», — говорит он.

В строительстве мат используют повсеместно. Управляющий компании «Строй‑Стафф» Иван Фомин говорит: «Боюсь, без мата все стройки остановятся. Практически на всех совещаниях матерятся для связки слов. Я знаю случай, когда на совещании был не просто мат, а драка: не могли решить вопрос. Поэтому, если на тебя матерятся в строительстве, матерись в ответ или меняй сферу деятельности, если это ранит твою нежную натуру».

Фото: nenets / Shutterstock

Основатель Visotsky Consulting Александр Высоцкий комментирует так: «Моё наблюдение: если люди работают с материальными, твёрдыми предметами, то мат допустим в общении с ними. В офисе он зачастую оскорбителен и приводит только к падению авторитета и увольнению. В консалтинге, чтобы добиваться результатов, нужна духовная и творческая энергия, а мат может вывести из равновесия».

Популярность мата зависит не столько от отрасли, сколько от положения в компании, считает директор по персоналу Ольга Осипова: «Материться могут и в офисе, и в цехе. Я бы сказала, что есть чёткая привязка к уровню сотрудников. В управлении рабочими и персоналом, пришедшим на массовые вакансии, могут использовать мат».

Есть ещё одна закономерность: чем ценнее кадры, тем меньше в компаниях используют нецензурные выражения. Серийный предприниматель в сфере HoReCa и FoodTech Нина Макогон объясняет: кадровый голод побуждает компании уважать сотрудников и создавать правила корпоративного поведения.

«После пандемии ресторанный бизнес стал донором для других сфер, количество сотрудников сильно уменьшилось. Поэтому их стали беречь. Если пять-десять лет назад шеф-повар мог посылать подчинённого на все четыре стороны, то теперь руководитель несколько раз подумает, прежде чем повысить голос. Ведь если сотрудник уйдёт, понадобится много усилий, чтобы найти нового», — говорит она.

Иногда мат используют завуалированно. PR-директор Motive agency&production Ольга Копцева поясняет: «В отраслевой среде сотрудники часто выражают бурные эмоции с помощью сленга или узкоспециализированных терминов, понятных только им. У айтишников можно услышать „клудж“, „педалить“, у пиарщиков — „инфоцыгане“, „хейтеры“, у риелторов — „мусорщики“. Непосвящённому человеку лексика кажется корректной, но на самом деле она может содержать двойной подтекст».

Есть много исследований, доказывающих пользу мата на рабочем месте. Важно, что в них оценивали влияние мата, который использовали не для оскорблений, а для «связки слов» или описания какой-то ситуации. Опрошенные нами эксперты говорят, что мата всё равно лучше избегать.

Сначала приведём несколько исследований:

  • Исследователи Иегуда Барух и Стюарт Дженкинс из Университета Восточной Англии в Великобритании обнаружили, что неоскорбительный мат помогает снять стресс и способствует развитию личных отношений между сотрудниками. Ведь если человек матерится в повседневной жизни и сдерживается на работе, это служит барьером в общении с коллегами.
  • Учёные из Университета Виктории в Веллингтоне выяснили, что команды, в которых участники шутят и матерятся, — самые сплочённые и продуктивные. Обычно они заняты в производстве и информационных технологиях.
  • Эксперимент, проведённый в Британском университете Кила, подтвердил, что иногда мат полезен для здоровья. В экстренных ситуациях вовремя сказанное резкое слово уменьшает дискомфорт и повышает терпимость к боли. Люди, которые матерились, держали руки в ледяной воде в два раза дольше, чем те, кто не использовал нецензурную лексику.

Однако эксперты считают, что использовать мат постоянно нецелесообразно.

Исполнительный директор EmailMatrix Павел Ефременко считает, что не стоит переоценивать положительное влияние мата. «Подчеркнуть важность сказанного и добавить мотивации можно и без нецензурных выражений», — говорит эксперт. Основатель Visotsky Consulting Александр Высоцкий тоже считает, что управлять людьми с помощью мата неэффективно. По его словам, сфер, в которых мат неприятен сотрудникам, становится всё больше.

Фото: Elitprod / Shutterstock

Нецензурная лексика негативно влияет на сотрудников и компанию, убеждён эксперт в области корпоративного управления и цифровых технологий Юрий Мышинский. По его словам, если мат и поможет, то это будет краткосрочный эффект. Это сработает один раз, но потом «всё покатится в никуда».

Руководитель HR-отдела TutorOnline Ольга Водчиц комментирует: «Мат действительно может облегчить боль, разрядить эмоции. Но мы говорим о корпоративной политике и этике. Хочется верить, что физическая и моральная боль — это не рутина для сотрудников. Матом можно нечаянно оскорбить человека, спровоцировать всплеск агрессии. Многие воспринимают брань как сигнал опасности».

Основатель HR-стартапа MyResume Борис Сысоев считает, что частое употребление нецензурной лексики расхолаживает коллектив и стирает границы между сотрудниками. Работники начинают чувствовать, что в общении с другими всё дозволено. Потом мат становится нормой и демотивирует команду.

Директор по персоналу Ольга Осипова комментирует: «Мат — эмоциональная форма речи. Сильные эмоции воздействуют на определённые части мозга, которые снижают умственные способности в моменте. Простым языком: если сотрудники будут меньше материться, они могут лучше работать. Поэтому в интересах работодателя поддерживать чистоту речи».

Эксперт по управлению изменениями Александр Салецков тоже против мата. «В межличностных отношениях мат — это агрессия, враждебность, ограниченность, неуважение и хамство. Кроме того, он забивает мышление, делает его примитивным. Матерящиеся сотрудники не могут предлагать улучшения в своей работе, а тем более придумывать прорывные идеи», — говорит он.

Опрошенные нами эксперты единодушны: всё зависит от ситуации. Важно, с кем и при каких условиях общается человек.

Медиаисследователь, CEO агентства Breaking Trends Юлия Загитова считает, что использование мата зависит от степени близости в общении с человеком: «Последние пару лет коммуникации проходят с девизом „Уважаем чужие границы“. Поэтому, если другой человек полностью избегает матерных слов, тем самым показывая свои границы, в его присутствии другой не будет использовать матерные слова. Это экологично по отношению к собеседнику».

Использование мата зависит от ситуации и собеседника — солидарна руководитель HR-отдела TutorOnline Ольга Водчиц. Она провела неформальный опрос в рабочем чате, и коллектив согласился: важен контекст. «На мой взгляд, главное условие эффективной коммуникации — чтобы всем участникам общения было комфортно. Риторика, которая кого-то обижает, вызывает чувство неловкости или агрессии, недопустима», — говорит Ольга.

Фото: ALEXSANDER ZUBKOV / Shutterstock

Мат — особенность русского менталитета, считает основатель HR-стартапа MyResume, специалист по отбору и развитию персонала Борис Сысоев. Но в корпоративной культуре он должен быть уместным и не повсеместным.

«На мой взгляд, мат уместен в нейтрально-позитивном формате — например, выразить радость, когда команда достигла важной цели. Но я однозначно против нецензурных выражений при постановке и обсуждении рабочих задач. Тем более мат нельзя использовать для оскорбления и унижения», — говорит он.

ТК РФ прямо не запрещает материться на работе. Однако оскорбление нецензурными словами — это административное правонарушение. Чтобы сотрудники не матерились, нецензурную лексику нужно запретить локальным актом.

Если сотрудник матерится, к нему можно применить дисциплинарное взыскание. Если матерится руководитель, можно обратиться в суд, к его руководству или в трудовую инспекцию.

Популярность мата зависит от отрасли. На производстве его больше, в офисах — меньше.

Есть разные мнения о нецензурной лексике. Исследования показывают, что она помогает снизить стресс и сплотить сотрудников, но только если её не используют для оскорблений. Опрошенные эксперты выступают против мата. Они предлагают не переоценивать его положительное влияние.

Научитесь: Профессия Управление персоналом 2.0
Узнать больше

Русский мат: инструкция применению

Виктория Клюйко

Нецензурная лексика присутствует в жизни человечества с незапамятных времен. Современный же человек встречает её буквально почти на каждом шагу. Увы, сегодня не так важно к какой части общества мы себя относим. Наблюдать использование брани – для нас обыденное дело.

Подвигнул меня высказать свое мнение документальный фильм «Грязные слова. Правда и мифы: русский язык и мат» (2020) . Удивительно, как просмотр таких чистых, откровенных фильмов (несмотря на жанр документалистики) способен поселить в зрителе надежду одухотворения общества и будто очистить его самого. С первых секунд и на протяжении всего видео авторы вторят нам о том, что русский язык прекрасен, что на нем скажут лучшие мысли о будущем; показывают истинную цель великого могучего и мифы о нем, созданные человеком в качестве попытки оправдания своих упущений. После просмотра чувствуешь гордость, что являешься носителем именно русского языка.

И вот, пока мы осязаем эту гордость, статьи в Яндексе по запросу “нецензурная лексика” заставляют вернуться к тезису, высказанному выше: наблюдать использование брани – обыденное дело. Так, второй ссылкой после Википедии мы наблюдаем объемный материал журнала “Тинькофф” [1]. Заголовок, на мой взгляд, кричащий. Вся статья, по сути, инструкция к применению матерщины. Например, в публикации присутствуют такие подзаголовки, как «Где материться простому человеку», «Как материться в книгах, песнях, музеях и кино», «Как материться в СМИ» и т. д. Также стоит обратить внимание на автора текста – Андрей Бушин. Под его именем красуется следующий статус: «матерится правильно». К этому мы еще вернемся.

Статья имеет правовой подтекст, однако не будем опускать тот факт, что издание “Тинькофф” имеет аудиторию, состоящую не только из предпринимателей и госслужащих (т. е. взрослое образованное деловое население), но и людей, которые считают журнал источником образования.

Вводим в поисковике «образование это». Первое же определение, которое предлагает нам сайт Википедии (большего не требуем) гласит: «Образоваание  – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений <…> процесс или продукт формирования ума, характера…». Вот Андрей Бушин приобрел знания и умения, а затем посчитал, что навыки требуют распространения.

Не будем принижать значимость подобной информации. Все-таки, если общество столкнулось с такой проблемой, как повсеместная нецензурная брань, и не может этого искоренить, возможно, ухищрения ее использования, попытки преобразования ее в созвучные слова смогут улучшить ситуацию. Да, если мы имеем ввиду низшие слои населения – т.н. люмпенов. Ведь радостно, когда человек не думающий, не имеющий манер и воспитания, пытается скрыть привычку нецензурно выражаться посредством игры слов. Радостно, но лишь в нашем воображении. Ведь такие люди не читают Тинькофф.Журнал, а если и заходят в Интернет, то не для получения знаний и навыков.

Другое дело, ребенок, столкнувшийся с матом и пытающийся узнать, что такое ненормативная лексика. В первых же источниках он получает инструкцию к ее применению, а не предупреждение о снижении качества личности в случае ее употребления. Вот и наблюдаем мы все чаще, как дети, не успевшие «вылезти из памперсов» выдают «благую» брань, а горе-родители, смеясь, записывают эти феномены на камеру и выкладывают в соцсети. И так формируется поколение, а затем и общество.

Начинающие журналисты, рекламщики, читая такие тексты, по сути, получают советы по производству «интересного» контента. И этот контент пользуется спросом. И так формируется поколение. И так формируется общество.

Заинтересовавшись темой отношения к брани нашего населения, я все же решилась ввести в поисковой строке Яндекса запрос «русский мат». Удивителен для меня был тот факт, что первая страница поиска предлагает к прочтению текст зарубежного СМИ — «DW» (Deutsche Welle). Здесь мы наблюдаем интервью с небезызвестным Гасаном Гусейновым.[2] Из лида узнаем: «доктор наук, российский филолог, профессор Высшей школы экономики и Базельского университета». Речь пойдет о введении закона о запрете использования нецензурной лексики в сфере искусства. Вероятно, столь образованный человек скажет нам о том, что закон справедлив, что язык искусства должен быть возвышен и чист. Однако наши ожидания не оправдались.

Высказывания Гусейнова категоричны, а порой совершенно противоречивы. В начале читаем: «С тем же успехом можно запретить в больнице жар и начать всякого, кто осмелился не удержать температуру тела на уровне 36,6, лечить аспирином» (превосходная аналогия от профессора и филолога), – а затем: «Мат в повседневности – это выражение глубокой фрустрации, чувства гражданской никчемности».

Прочтя интервью, просто не понимаешь, что хочет донести читателю (казалось бы) доктор наук и как он относится к явлению нецензурной лексики в целом. На простые вопросы журналиста – «Как вы оцените в целом целесообразность закона?» и «Неужели все настолько плохо, что возникла необходимость принятия такого закона?» – Гусейнов отвечает то одобрением, то порицанием. Читатель по отдельным фразам понимает, о чем говорит интервьюируемый, но не может соединить эти высказывания воедино. После прочтения в мыслях остается лишь абсурд – доктор филологических наук не может объяснить, как он относится к одному из явлений языка.

И так формируется поколение. И так формируется общество.

Исходя из всего, что было сказано, приходишь к печальному выводу: закон не сможет пересилить отсутствие воспитания граждан, не сможет их перевоспитать. Найдутся журналисты, которые «матерятся правильно» и дают советы, как избежать наказания. Найдутся профессора и доктора филологических наук, которые даже не смогут дать совет, направить, потому что мнение о проблеме у них размытое.

Менять стоит образование подрастающего поколения, высшее образование. Менять подход к воспитанию детей. Менять взгляды общества посредством лучшей литературы, лучших кинолент, лучших произведений искусства. А лучшее всегда возвышенно.

Что закрывать звездочками?

В русском языке, в отличие от многих западноевропейских, обсценная лексика табуирована. Для средств массовой информации Роскомнадзор составил специальный список слов, которые нельзя использовать. Запомнить легко — там всего четыре корня: «…Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».

Как выглядит матерщинник?

Судя по устойчивым выражениям в нашем языке, это какой-то неотесанный детина. Это я заметила еще в совсем юном возрасте. Пусть у вас на ногах белые гольфы, а на голове — бантик, пусть ваше любимое занятие — прыгать через скакалку, но стоит вам явиться к взрослым с вопросом (вызванным исключительно лингвистическим интересом и умением читать слова в лифте) «А что такое «х***** [плохой]?», ваши банты превратятся в ничто. Вас сравнят с портовым грузчиком, пьяным сапожником или с сантехником. А вам, между прочим, всего шесть лет.

Но унитаз, пьяный матрос и что-то х***** [нехорошее] навсегда неполиткорректно сплетутся в вашем сознании.

Когда я, уже будучи взрослой, рассказывала родным, что в моей глянцевожурнальной редакции летучки проводятся на изысканной смеси английского, французского, русского литературного языков и русского мата, они удивлялись, а перед моим мысленным взором на голове главреда вырастала засаленная кепка сантехника, а в руке у него появлялся вантуз.

Чтобы как-то оправдать в первую очередь пьяных матросов, а во вторую — главных редакторов, в университетах всего мира провели массу исследований. В целом они говорят о том, что человек, который использует в речи обсценную лексику, во всех отношениях более приятный. Во всяком случае с ним, в отличие от человека, который избегает нецензурных выражений и не сразу находит рифму к слову «звезда», хочется познакомиться.

Бранная лексика, по подсчетам психологов из Массачусетского колледжа гуманитарных наук, составляет примерно 0,5% от общего количества слов, которые человек произносит за день. Эксперты также замечают, что анализ того, как ругается средний человек, — мало что дает, — нужно изучать конкретные примеры, поскольку личностные особенности важнее. Хотя привычка экспрессивно выражаться свойственна людям разных полов, социально-экономических статусов и возрастов, всё же чаще всего ей подвержены мужчины и подростки.

Из черт пятифакторной модели личности частота употребления нецензурной брани положительно коррелирует с экстравертностью, открытостью новому опыту и невротичностью, отрицательно — с доброжелательностью и добросовестностью. А вышеупомянутые психологи из Массачусетса утверждают, что любовь к крепкому словцу отрицательно коррелирует с религиозностью и сексуальной тревогой.

Если упростить и вместо всех этих корреляций нарисовать в голове два портрета, две крайности, — матерщинника и человека, который никогда не употребляет обсценную лексику, то мы увидим с одной стороны общительного, смелого и немного эмоционально нестабильного хулигана, а с другой — школьную отличницу с косой, стыдливую и прилежную.

Сильные слова и сильные стороны

Выводы ученых-экспериментаторов тоже колеблют почву под убеждением, что сквернословы — неприятные люди: человек, который использует в своей речи ругательства, больше нравится слушателям. Во всяком случае, он кажется более убедительным и вызывает больше доверия.

Любопытен эксперимент, проведенный психологами из Университета Северного Иллинойса. Почти сотне студентов показали один и тот же спич, правда, в одном версии докладчик вел себя пристойно, в двух других он употреблял бранные выражения. На авторитет выступающего это никак не повлияло, но ролик, где парень нецензурно выражался, больше впечатлил публику — это раз. Второе интересное открытие: его идеей (речь шла о снижении платы за обучение) слушатели прониклись сильнее.

То есть, если вставить пару острых словечек в свою речь на собрании ТСЖ, можно прозвучать как-то значимее, авторитетнее.

То, что кто-то может намеренно использовать ругательства, чтобы произвести впечатление, — не новость. Глядя на Дональда Трампа, понимаешь, что в его политической стратегии без этого не обошлось. Об этом пишет в книге «Ругаться полезно: удивительная наука сквернословия» Эмма Бирн, английская исследовательница в области искусственного интеллекта. Она проводит черту между запланированной и отрепетированной бранью, что называется, на камеру, и спонтанной, которая звучит в тот момент, когда мы, сидя в кругу друзей, внезапно вспоминаем, что вчера был дедлайн. Феномен, которому бы очень удивилась ваша бабушка: кто-то употребляет хулительные слова специально, чтобы ей понравиться. Так, например, выражение «мать твою» сорвалось с языка у Трампа не случайно — это часть продуманной риторической стратегии.

Исследовательница отмечает, что и те слова, которые мы произносим во время дружеских посиделок — особенно когда наша любимая футбольная команда пропускает гол — в какой-то мере создают приятную, душевную атмосферу. Она считает, что крепкие выражения помогают нам завоевывать доверие и создавать чувство товарищества. Бирн ссылается на исследования, проведенные в Австралии и Новой Зеландии.

Те ребята, которые в офисе обмениваются ядреными фразами, сообщили, что больше доверяют друг другу.

Работает это так: решаясь поделиться с кем-то словом, которое в утренних передачах заменяют звуком «пип», мы ходим по краю. То есть головой мы понимаем, что сейчас ляпнем что-то довольно шокирующее. Но в то же время у нас есть основания полагать, что адресат не грохнется в обморок, не хлопнет дверью, а радостно кивнет в ответ или посмеется. Так мы, с одной стороны, рискуем, а с другой — показываем, что уже хорошо знаем человека, понимаем его модель психического, или, проще говоря, считаем своим парнем.

Честное слово

Другое объяснение тому, что нам нравятся люди, которые отказались от эвфемизмов, таково: мы просто считаем их честными. С одной стороны, это странно. Раз бранная лексика — это табу, то те, кто матерится, плевать хотели на нормы приличия, и наверняка им легче нарушать и другие правила социального взаимодействия. Но оказалось совсем наоборот. Американские ученые провели крупное исследование: они опросили сотни респондентов, а также изучили речевое поведение десятков тысяч людей в социальных сетях.

В результате была выявлена устойчивая положительная корреляция между привычкой ругаться и честностью, причем и в живом общении, и в виртуальном пространстве.

Похоже наше сознание воспринимает грубые, не прошедшие внутреннюю цензуру реплики как интуитивные и потому искренние.

Старшина словарного запаса

Как можно отговорить кого-то произносить бранные выражения? Например, сообщить ему, что матерщина — признак дурачины. Скажем, человек употребляет плохие слова, потому что ему хороших не хватает. Бедная речь, скудные синонимические ряды, семь бед — один ответ. И тот из трех букв. Дотошные ученые разрушили и этот стереотип. И опять всё вышло наоборот: чем богаче ваш язык, тем более ядреной словесной конструкцией вы охарактеризуете неприятное происшествие.

Читайте также

Ёкарный бабай! В чем польза мата, как матерщинников воспринимают другие и почему у разных народов запрещены разные слова

Исследование 2015 года обнаружило связь между тем, насколько человек свободно владеет английским языком и тем, насколько свободно он использует ненормативную лексику. В отличие от большинства научных изысканий это легко повторить в домашних условиях. Сначала измеряется беглость речи: испытуемый должен за одну минуту назвать как можно больше слов на «С» или любую другую букву алфавита. Слова должны быть реально существующими, если ответчик несет чепуху и ссылается на словарь Даля, необходимо проверить, действительно ли там есть слово «сбузыкать». В общем, чем больше респондент произнесет слов, тем богаче его лексикон. А затем за одну минуту нужно перечислить как можно больше ругательств (необязательно, чтобы они начинались на одну букву).

И стоит ли удивляться, что по результатам исследования психологов эти два показателя — словарный запас и умение бойко ругаться — оказались плотно спаяны.

Это говорит о том, что использование ненормативной лексики не является признаком как языковой бедности, так и низкого интеллекта.

Как достичь мастерства

Еще одна немаловажная черта любителя обсценной лексики — эмоциональность. Это тоже привлекательно: людям нравится видеть проявления эмоций, и чем сильнее их накал, тем неохотнее мы покидаем театр.

Хотя экспрессивная окраска свойственна матерной речи в целом, существуют и специальные исследования, в которых доказательно устанавливается связь между бранью и повышенным эмоциональным возбуждением. В одном из них испытуемым предлагали играть в компьютерные игры. Первой группе достался медитативный гольф на зеленых лужайках, второй — шутер от первого лица (это когда игрок видит своего персонажа не со спины, а будто бы сам держит в руках винтовку). После десятиминутной перестрелки или топтания на газоне с клюшкой ученые проверили у всех участников уровень беглости бранной речи. Победили ребята, игравшие в шутер, что позволило исследователям сделать вывод: эмоциональный накал помогает нам быстрее находить нужные выражения, легко подбирать подходящее острое словцо.

Осторожнее, товарищ Гендер

Пока всё выглядит так, будто бы мат позволит вам стать звездой вечеринки. Однако здесь есть одна тонкость: то, как будет воспринято выступление оратора, зависит от его пола.

В 2001 году Р. О’Нил из Университета штата Луизиана провел исследование: он читал волонтерам расшифровку записанных речей, где спикеры время от времени произносили слово fuck. Если он сообщал, что речь принадлежала мужчине, всё было нормально, но когда выяснялось, что fuck прозвучал в женском выступлении, отношение респондентов менялось.

Участники оценивали женское сквернословие как более оскорбительное, даже если по другим параметрам никаких различий в выступлениях не было.

Налицо серьезный дисбаланс, который находит свое отражение и в языке: женских обсценных формул не так много, как мужских, причем в большинстве своем они имеют негативное значение. Например, И. Г. Яковенко отмечает, что «женская парадигма носит окраску чего-то убогого, ложного, имеющего отношение к несчастью, воровству, лжи („…“ [конец], „…“ [украсть], „…“ [врун]), в то время как мужская парадигма мата отсылает к табуации или опасности».

Видимо, женщинам всё-таки немного труднее воспользоваться всеми преимуществами, которые дает ненормативная лексика. Во всяком случае, дамам, рассчитывающим на президентский пост, не стоит использовать ее в своих выступлениях.

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

О вреде мата написано очень много. Давно-давно прочёл статью одного писателя, не помню уже его фамилию. Он с благородным гневом обрушился на мат. Долго и убедительно он доказывал насколько это гадко и мерзко. В заключение он привёл единственный ему известный случай полезности мата.

Перескажу этот случай и я. Едет товарный поезд, но в нём везут людей. Не помню почему, но по ту сторону вагона оказался человек. Он держится из последних сил. Вот-вот сорвётся и погибнет. Мужчины в вагоне пытаются открыть дверь и его втащить. Но дверь заклинило, и она не поддаётся. Мужчины уже выдохлись и мысленно уже смирились с потерей, но продолжают возиться. И тут произошло неожиданное.

Скромненькая тихенькая девчушка как крикнет: «Эх вы, мужики, мать вас, перемать! Ану взялись!». И произошло чудо. В мужчин открылась дикая сила. Мышцы напряглись в едином порыве, дверь отлетела, и человека спасли. Потом в девушку спрашивали, ну как же она решилась такое сказать. А она покраснела, потупилась и от стыда не могла ни слова произнести.

Далее автор говорит, что это исключение, лишь подтверждающее то правило, что мат вреден.

Тут автор попал в точку, сам того не подозревая. Суть в том, что мат и рассчитан для исключительных случаев. В России матерные слова ещё называют бранными. Вот стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и, пошатываясь, опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак-переэтак!!». И происходит чудо. В тебе открывается дикая сила. И засвистел твой меч, как лопасти вертолёта, и покатились головы твоих врагов с изумлённым выражением на лицах. Ты потом и сам удивляешься. Вот, что такое мат, вот зачем он нужен.

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

Вот предлагают для борьбы с матом ввести матерные слова в обычный обиход, перестать считать их матерными. И что будет? А вот что. Стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и пошатываясь опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак. А потом ещё переэтак». А чуда не происходит. Нет уже в этих словах энергии. Звучат эти слова как: что-то погода испортилась. Нет у тебя скрытого резерва. И берут тебя тёпленького и насилуют твою жену у тебя на глазах, и уводят твоих детей в рабство. Низведение матерных слов до обычных разряжает народ, делает его вялым и дряблым.

Именно это сейчас и происходит, правда в других формах. Россиянками и украинками забиты бордели Востока и Запада. Да и внутри страны изнасиловать славянку, что сигарету выкурить. А вспомните, как весь чеченский народ поднялся против освобождения русского полковника, подозреваемого в изнасиловании чеченки. При этом чеченские юноши и юноши других народов, сохранивших запреты предков не матюкаются свободно на улицах. Они энергию запретов используют для завоевания места под солнцем. И у них это хорошо получается.

Точно так же наши предки и выстояли в таких переделках, что другие народы и представить не могут. Они строго соблюдали правило: крепкое слово должно быть к месту сказано. И создали сверхдержаву, которую мы теперь сдаем по дешевке и сами сдаёмся. Зато мы свободны ругаться во всю ивановскую. Не долго же нам наслаждаться этой свободой.

Свободно матюкаясь ты ослабляешь свой народ дважды. Во-первых, ты ослабляешь себя, являясь частичкой народа. Во-вторых, окружающие тебя люди терпят твое хамство. Ты унижаешь этих людей, а ведь они представители твоего народа. Ты приучаешь их и себя терпеть унижения. Ох, скоро дотерпимся.
А прислушаться, о чём же ты говоришь? Может об экстремальных ситуациях, из которых ты выходил с честью? Как бы не так. Ты говоришь о сереньких событиях своей серенькой жизни. И вместо того, чтобы разукрасить эту жизнь, ты маскируешь её серость Крепкими выражениями.

Как это не дико звучит, но мат играет такую же роль как национальные и религиозные святыни. То есть на осквернение национальных, религиозных святынь и на оскорбление матом мужчина должен реагировать одинаково: убивать обидчика. Наше общество настолько больно, что только в тюрьмах соблюдаются эти нормы морали. Вот там попробуй сказать: … твою мать.

Будь моя воля, я бы приказал прилюдно пороть славян начиная с себя за матюки в общественных местах. Однако это полумеры. Толку от них не будет, если другие нации будут свободно употреблять русский мaт. Поэтому гораздо более сильные наказания ввёл бы за использование чужих запретных слов. Например, ругаются русский с азербайджанцем. Русский чихвостит азербайджанца своим матом, азербайджанец отвечает своим матом. И не дай бог кому-то из них перейти на чужой мат. Вот тут наказание должно быть сильнее, чем за убийство. При всей спорности этих предложений представьте на минутку, что они внедрены в жизнь. Представили, как бы подтянулось общество?

Вот! заряжайте ваши конденсаторы — они еще пригодятся!

Русский МАТ

Антология

(для специалистов — филологов)

Нужно знать язык народа, носителя великого и могучего…

«— Мы матом не ругаемся, мы им разговариваем…» — из интервью с трактористом.

Вместо послесловия

Книга сия составлена не для раззадоривания народной смуты или усугубления душевного упадка, не в пользу усиления скверноматерности или грубости.

Книга сия составлена не для изведения стыда или принижения скромности, не в пользу оправдания пороков или поощрения гадостей.

Книга сия составлена не как вызов добронравию или моральному послушанию, не для осквернения добродетели или глумления над святостью.

Книга сия составлена единственно из той мысли, что народное слово, история и обычаи, через него сказанные, должны поведаны и оставлены потомкам.

Вступительная статья.

Предлагаемое читателю издание является в достаточной мере спорным, так как оно посвящено таким словам, употребление которых в «приличном обществе» является с позиции культуры русской речи недопустимым. Однако нашей целью не является выдача категоричных рекомендаций типа «эти слова нельзя произносить ни в коем случае», или «эти слова давно пора легализировать, сделать их употребление в средствах массовой информации свободным». Многолетний опыт филолога подсказывает: в языке ничего нельзя разрешать или запрещать, он живет и развивается по своим законам; оттого, что небольшая часть его носителей знают, как надо говорить правильно, произношение некоторых слов, если оно не подчиняется общим законам и тенденциям русского языка, не становится верным.

Вопросы «чистоты языка» во многом объясняются социальными тенденциями, доминирующими в обществе на определенном этапе. Так, долгое время говорить красиво и правильно не считалось престижным, особенно среди элитарных кругов советского общества: лидеры нашего государства демонстрировали свою «близость к народу»; человек, говоривший на безупречном русском языке, воспринимался с определенным оттенком иронии. Тенденции современного российского общества также, к сожалению, не вдохновляют профессора-руссиста — как и в 20-30-ые годы в средствах массовой информации, наиболее адекватно представляющих современный русский разговорный язык, бушуют две неуправляемые стихии: блатной жаргон, изобилующий матерщиной, и молодежный сленг, напичканный американизмами. С точки зрения социо-психологии, языковые личности, представляющие эти социальные группы, наиболее замкнуты, ограничены в общении с себе подобными, стремятся в наибольшей степени противопоставить свою речь официальной кодифицированной.

Для того, чтобы наш русский язык начал приближаться к лучшим его образцам, надо, чтобы в обществе возобладали тенденции «здорового консерватизма», только тогда простая цветочница Элиза Дулитл задумается над тем, как и что она говорит.

Вторая важная проблема, которая возникает в связи с постановкой вопросов использования мата, — это проблема эстетического осмысления табуированной лексики в некоторых произведениях литературы, кино, театра и под. Ее решение — это привилегия ряда серьезных исследований по культурологии и контексту, эволюции эстетических взглядов и под. История культуры знает немало случаев, когда одно и то же понятие считалось и приличным, и неприличным в контексте определенных эпох, определенных культур, например, слово любовь в значении «плотская любовь» в средние века.

В представленной книге собраны факты употребления матерных слов, содержащиеся как в произведениях устного народного творчества, так и вырванные из живого разговорного языка. Как быть с их оценкой? Безусловно, употребление данной лексики речь не украшает, однако урезывать, умалчивать отдельные факты живого языка филолог не имеет права.

Чл. — корр. РАН,

доктор филологических наук,

профессор А. М. Шахнарович

Предисловие

Конечно, мат может и часто бывает похабен и груб. Однако это не значит, что он должен быть умолчан — непубликуем и неисследуем. Наверное, в мире нет ничего однозначного, как ядовитый цветок может быть прекрасен, так и «грязный» мат является элементом национальной духовности, отражая ее сложность и самость.

А. Пушкин как-то заметил — цензуру тогда можно будет в полной мере полагать отмененной, когда опубликуют «матерные» стихи Ивана Баркова. В соответствии с пушкинским критерием мы можем считать цензуру действительно отмененной — указанные стихи Баркова публиковались уже не раз. И не только его, но и других известных (и не очень) поэтов. И не только поэзия, но и проза. Опубликованное в последние годы позволяет обдумать происходящее и самый феномен мата.

Задача настоящей антологии — дать по возможности органичную и объективную картину художественного и обиходного матоупотребления, наряду с попыткой анализа данного процесса. Безусловно, это издание никак не претендует на полное достижение поставленных целей. Это лишь первый опыт.

Несколько слов о содержании антологии. Уникальным является материал первого и шестого разделов — подобного рода вещи никогда ранее не публиковались, хотя представляют собой огромную ценность как в культурном, так и в научном плане. Второй раздел полностью состоит из произведений, уже опубликованных ранее.

В третий раздел включены тексты, которые увидят свет впервые. Вероятно, особо надо оговориться о » Луке Мудищеве» — здесь приводится самый полный вариант из уже опубликованного, хотя, конечно, он еще не может считаться каноническим.

Основная часть седьмого и значительная часть восьмого разделов также публикуется впервые.

Конечно, ни один из разделов нельзя полагать исчерпывающим — это задача, повидимому вообще невыполнимая.

Предлагаемая вниманию книга позволяет взглянуть на русский мат как на целостное и многогранное явление. Думаю, она будет с пониманием встречена читателем.

Ф.Ильясов

В обыденном общении и литературном творчестве значительной частью мат употребляется не в качестве ругательства как такового, а служит для передачи вполне «мирных» идей и намерений. Например, когда говорят «бля», чаще всего не имеют в виду обругать собеседника блядью, а используют эту формулу, что называется, «для связки слов». Подобное матоупотребление мы называем вторичным матом, или матом второго рода, и предлагаемый вниманию словарь является толковым словарем вторичного мата.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по установке fortin evo all на русском
  • Флемоксин солютаб 250 мг инструкция для детей цена аналоги
  • Флемоксин солютаб 250 мг инструкция для детей цена аналоги
  • Инструкция х терра 705 на русском
  • Cipia таблетки инструкция по применению взрослым от чего