Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
-
Аварийно-спасательные работы
Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
-
Неотложные работы
Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;
Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
Второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
При ликвидации последствий ЧС техногенного характера осуществляют следующие мероприятия:
- поиск пострадавших;
- определение масштабов, степени и характера повреждений зданий и сооружений;
- определение мест аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих проведение спасательных работ;
- отключение поврежденных участков магистральных и разводных коммунально-энергетических и технологических сетей;
- расчистка магистральных маршрутов движения;
- расчистка подъездных путей к объекту ведения работ;
- расчистка площадок для расстановки техники на объекте ведения работ;
- обрушение (укрепление) строительных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или затрудняющих проведение спасательных работ;
- фиксация завалов от смещения;
- высвобождение пострадавших (погибших) из-под завалов;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи и врачебной помощи на месте;
- эвакуация пострадавших в стационарные лечебные учреждения;
- оборудование мест для свалки строительного мусора;
- регистрация погибших (или их захоронение)
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Другие статьи
Эта статья полезна?
65,2% посетителей считают статью полезной
Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций далее – ЧС), локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Профессиональные аварийно-спасательные (аварийно-восстановительные) формирования муниципального образования (далее – АСФ) допускаются к выполнению АСДНР, на которые они аттестованы в установленном порядке.
К проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) допускаются также граждане в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
При проведении АСДНР особое внимание обращается на строгое соблюдение личным составом АСФ требований законов, должностных инструкций и правил техники безопасности (охраны труда).
Для выполнения АСДНР используются следующие средства:
— аварийно-спасательные машины;
— аварийно-спасательное имущество и снаряжение, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
— огнетушащие вещества;
— системы и устройства специальной связи и управления;
— медикаменты, инструменты и оборудование для оказания неотложной первой помощи пострадавшим;
— вспомогательная, специальная техника и иные средства.
Успешное выполнение АСДНР основано:
— на эффективной организации всех работ, в том числе своевременном сосредоточении на месте ЧС необходимых сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением;
— на мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, личном опыте участников АСДНР;
— на строгом выполнении требований правил техники безопасности и охраны труда;
— на дисциплинированности участников АСДНР.
Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, первой и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Неотложные работы включают в том числе:
— прокладку путей колоннам в зоне ЧС;
— укрепление или обрушение зданий, угрожающих обвалом;
— ремонт и восстановление поврежденных или разрушенных линий связи, коммунально-технических и энергетических сетей для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ;
— обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся взрывоопасных предметов.
АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляются силами и средствами АСФ, администрации муниципального образования под общим руководством руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – руководитель АСДНР). При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Состав сил и средств АСФ администрации муниципального образования, привлекаемых к проведению АСДНР, определяется исходя из сложившейся обстановки и специфики выполняемых работ. Финансирование АСДНР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальными правовыми актами муниципального образования.
Организация АСДНР
Организация проведения АСДНР, как правило, включает три этапа.
На первом этапе предусматривается:
— оповещение об опасности;
— проведение разведки и рекогносцировки объекта (территории);
— анализ информации о ЧС, принятие решения;
— локализация источника ЧС;
— локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях, прекращение воздействия аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ) в целях обеспечения безопасных условий проведения аварийно-спасательных работ;
— проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших, оказанию им первой помощи и выводу (выносу) их в безопасное место;
— эвакуация (отселение) населения из зоны ЧС (при необходимости).
На втором этапе предусматриваются:
— выдвижение и ввод основных сил и средств на объект (территорию);
— непосредственное проведение АСДНР;
— всестороннее обеспечение действий сил в зоне ЧС;
— жизнеобеспечение пострадавшего и эвакуированного (отселенного) населения в местах эвакуации (отселения).
На третьем этапе предусматриваются:
— вывод сил и средств после завершения работ и возвращение их в места постоянной дислокации;
— возвращение эвакуированного (отселенного) населения в места постоянного проживания.
Технология проведения АСДНР
До ввода аварийно-спасательных сил и средств на объект (территорию) проводится общая и специальная разведка в зоне чрезвычайной ситуации, которая включает: наземную, воздушную, водную, радиационную, химическую, инженерную, медицинскую, бактериологическую, биологическую, ветеринарную и другие виды разведки.
Общая разведка проводится для определения общего характера и ориентировочного объема разрушений и поражений в зоне ЧС.
Специальная разведка проводится в целях получения более полных и точных сведений о состоянии людей, характере разрушения зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического комплекса, о заваленных защитных сооружениях и наиболее безопасных путях подхода к объектам работ.
Разведка проводится силами и средствами разведывательных групп объектов и звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования (далее – звено ТП РСЧС).
Разведка должна установить:
— место возникновения ЧС;
— границы района бедствия и направление его распространения;
— степень зараженности окружающей среды (воды, почвы, воздуха);
— общую обстановку в районе ЧС;
— характеристику разрушения и предварительные потери;
— места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их
— места очагов пожаров;
— наличие опасных участков для проведения АСДНР (угроза возможного взрыва, обрушения конструкций, наличие электросетей, наличие АХОВ);
— необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения АСДНР;
— состояние маршрутов для ввода сил и места расстановки аварийно-спасательной техники;
— состав и численность спасательных групп;
— наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов в зоне ЧС и за ее пределами;
— места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, мест отдыха и жизнеобеспечения сил, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
— безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
— виды возможных опасных факторов, сложившихся на территории (объекте) при возникновении ЧС, способы их локализации и ликвидации.
Состав разведывательных групп устанавливается решением руководителя АСДНР в зависимости от стоящих задач, площади, зоны ЧС и объема предстоящих работ. Обычно состав разведывательных групп 3 – 5 человек. Разведка проводится пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и специальных приборов.
Для проведения специальной разведки привлекаются специалисты, хорошо знающие особенности территории объекта (местности).
После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с целью определения объемов и способов ведения АСДНР, а также проводится расчет необходимых сил и средств. Объект (территория) разбивается на участки по видам проведения работ. На каждый участок назначается руководитель проведения соответствующих работ. Между руководителем АСДНР и руководителями на участках работ устанавливается устойчивая телефонная или радиосвязь.
Для обеспечения непрерывности управления силами и средствами в зоне чрезвычайной ситуации приводятся в готовность (развертываются) органы управления (подвижные пункты управления) объектов и звена ТП РСЧС.
К рекогносцировке привлекаются руководители объектов, руководители аварийно-спасательных работ на участках работ, начальники АСФ. При отсутствии времени на рекогносцировку проведение АСДНР возможно непосредственно после проведения разведки.
Технологические приемы и способы проведения АСДНР зависят от состояния объекта (территории), на котором произошла ЧС, и наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей, основной задачей аварийно-спасательных работ является поиск и спасение пострадавших. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все работающие на данном участке. Поиск пострадавших проводится с использованием информации от непосредственных свидетелей, специально подготовленных и обученных собак, специального инструмента и приборов, а также путем простукивания и прослушивания завалов.
К способам поиска пострадавших относятся:
— органолептическое обследование участка работ (визуальное обследование, прочесывание, зондирование, поиск по следам, поиск с использованием транспортных средств);
— кинологический;
— технический (акустические приборы, тепловизоры, радиопоисковые и оптико-волоконные зонды);
— опрос, свидетельство очевидцев;
— изучение отчетной и проектной документации.
При проведении аварийно-спасательных работ по спасению пострадавших используются следующие технологические приемы:
— убираемые конструкции не должны приводить к уплотнению завалов, чтобы исключить поражение живых людей, которые могут находиться под завалами;
— перед подъемом конструкций (плит, столбов, ригелей, швеллеров и других) проводится тщательная уборка мелкого мусора (кирпичей, обломков железобетона, досок и прочего), находящегося на конструкции и вокруг нее;
— при сборе мелкого мусора используются емкости или контейнеры, чтобы освободить объект работы от мусора, а не заниматься его перемещением с одного места на другое;
— при проведении аварийно-спасательных работ за опасными элементами разрушенной конструкции устанавливается постоянное наблюдение.
Инженерная техника для разборки завалов над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях, с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально должен использоваться электрический, гидравлический и пневматический инструмент, а также инженерная и специальная техника.
В ходе проведения спасательных работ в завалах и других сложных условиях, при необходимости, назначаются микропаузы («минуты тишины»), продолжительностью 2 – 3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших. При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня для спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителем АСДНР с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
В целях сохранения жизни и поддержания здоровья людей, пострадавших от ЧС, заблаговременно создаются неснижаемые запасы материально-технических средств, продовольствия и медицинского имущества для всестороннего жизнеобеспечения пострадавших.
АСДНР прекращаются по приказу руководителя АСДНР. По окончании АСДНР весь личный состав, участвовавший в работах, проходит санитарную обработку.
Порядок вывода техники и личного состава из района ликвидации чрезвычайной ситуации определяется руководителем АСДНР.
Руководство АСДНР
Общее руководство по организации и проведению АСДНР возлагается на руководителя АСДНР. Руководителем АСДНР является руководитель участка проведения работ, которому подчиняются все задействованные силы. Он несет ответственность за организацию проведения АСДНР и обеспечение безопасности людей, участвующих в работах.
Руководитель АСДНР обязан:
— провести комплексную разведку на месте ЧС и оценить обстановку для проведения АСДНР;
— определить штаб руководства на период проведения АСДНР;
— добиться привлечения к АСДНР необходимой строительной и специальной техники;
— организовать взаимодействие с соответствующими уполномоченными органами для обеспечения сбора вещественных доказательств и определения мест ограниченного доступа спасателей и техники;
— поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
— указать места расстановки аварийно-спасательной техники в зоне ЧС;
— организовать развертывание пунктов сбора пострадавших, оказания первой помощи и обеспечение предметами первой необходимости;
— определить места сбора и хранения личных вещей пострадавших, организовать комендантскую службу в зоне ЧС, охрану общественного порядка и материальных ценностей;
— непрерывно следить за изменением обстановки в ходе проведения АСДНР, принимать соответствующие решения, привлекать в установленном порядке дополнительные силы и средства, а также организовывать их встречу и расстановку по местам и видам работ;
— по окончании работ заслушать доклады руководителей АСФ, после чего лично убедиться в завершении работ по ликвидации последствий ЧС;
— определить порядок убытия АСФ, а также участников взаимодействия из зоны ЧС.
При необходимости привлечения дополнительных сил и средств для ликвидации последствий ЧС руководитель АСДНР должен учитывать:
— динамику развития ЧС, воздействие определенных факторов на ведение аварийно-спасательных работ;
— требуемое количество сил и средств для проведения АСДНР;
— необходимость привлечения специальных сил и средств с учетом особенности ЧС.
При необходимости внесения изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель работ должен принять решение о перегруппировке сил и довести его до руководителей АСФ.
В случае крайней необходимости руководитель АСДНР вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:
— проведения эвакуационных мероприятий;
— остановки деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
— проведения АСДНР на объектах и территориях, находящихся в зоне ЧС;
— ограничения доступа людей в зону ЧС;
— разбронирования, в установленном порядке, резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением ценностей государственного материального резерва;
— использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
— привлечения к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
— привлечения на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
— принятия других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2020.
Другие статьи по теме
Организация и
ведение АСДНР
АСДНР
организуются и проводятся в целях
спасания людей и имущества, локализации
ЧС и подавления или доведения до
минимально возможного уровня воздействия
поражающих факторов источника ЧС при
всестороннем обеспечении проводимых
работ. АСДНР
включают в себя:
прием
и обработку вызовов;
выезд
и следование в зону ЧС;
развертывание
сил и средств, предназначенных для
ликвидации ЧС;
разведку
зоны ЧС;
поиск,
спасение пострадавших в зоне ЧС, оказание
им первой помощи и подготовка к эвакуации
в безопасные районы;
локализацию
ЧС;
выполнение
специальных работ и документальное
подтверждение их завершения;
сбор
и возвращение сил и средств к месту
дислокации.
Прием
и обработка вызовов осуществляется
оперативным дежурным (дежурным
диспетчером) подразделения АСС,
аттестованного на проведение АСДНР, и
включает в себя:
прием
от заявителя и фиксирование в журнале
учета вызовов информации об угрозе
возникновения или возникновении ЧС;
оценку
полученной информации и принятие решения
о направлении в зону ЧС сил и средств,
предусмотренных расписанием выезда
(планом привлечения сил и средств);
подачу
сигнала «ТРЕВОГА»;
выдачу
должностному лицу, возглавляющему
дежурную смену или караул подразделения
АСС, аттестованного на проведение АСДНР,
путевки о выезде на ЧС, а также плана
(карточки) или выписки из плана ликвидации
ЧС при их наличии;
передачу
в установленном порядке имеющейся
информации об объекте, на котором
произошла ЧС, и направлении сил и средств
РСЧС в зону ЧС.
При
приеме информации от заявителя о ЧС
оперативный дежурный (дежурный диспетчер)
должен по возможности установить:
адрес
и иные сведения о месте, где произошла
ЧС; наличие и характер опасности жизни
и здоровью людей; особенности объекта,
на котором произошла ЧС; фамилию, имя,
отчество заявителя, номер телефона
заявителя;
иные
сведения о ЧС, которые могут повлиять
на успешное выполнение основной задачи.
Подача
сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу
после установления адреса или иных
сведений о месте, где произошла ЧС, и
принятия решения о выезде. Обработка
вызова должна быть завершена за возможно
короткое время и не должна задерживать
выезд и следование сил и средств РСЧС
в зону ЧС.
После
обработки вызова в зону ЧС в установленном
порядке должны быть направлены силы и
средства РСЧС в соответствии с имеющимися
планами привлечения сил и средств и
иными документами.
Дополнительная
(уточненная) информация о ЧС должна
незамедлительно передаваться оперативным
дежурным (дежурным диспетчером) по
имеющимся каналам связи должностному
лицу, возглавляющему подразделение
АСС, аттестованное на проведение АСДНР,
в том числе и во время следования в зону
ЧС.
Выезд
и следование в зону ЧС включают в себя
сбор личного состава по сигналу «ТРЕВОГА»
и его доставку на автомобилях и иных
специальных транспортных средствах в
зону ЧС.
Выезд
и следование в зону ЧС должны осуществляться
в возможно короткое время, что достигается:
быстрым
сбором и выездом личного состава
подразделения АСС, аттестованного на
проведение АСДНР (в течение времени, не
превышающего нормативное);
движением
специальных автомобилей по кратчайшему
маршруту с предельно возможной и
обеспечивающей безопасность скоростью,
в том числе с использованием специальных
сигналов и отступлением при необходимости
и в установленном порядке от правил
дорожного движения;
знанием
особенностей района выезда.
Для
сокращения времени следования специальных
автомобилей в зону ЧС на маршрутах их
следования в необходимых случаях и в
установленном порядке может ограничиваться
дорожное движение. Следование в зону
ЧС может быть приостановлено только по
распоряжению оперативного дежурного
(дежурного диспетчера).
В
случае вынужденной остановки специальных
автомобилей, в том числе связанной с
неисправностью (включая ДТП), руководитель
подразделения АСС, аттестованного на
проведение АСДНР, обязан:
немедленно
сообщить о случившемся оперативному
дежурному (дежурному диспетчеру);
оставить
на месте остановки для устранения
технической неисправности (ожидания
сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя
специального автомобиля;
принять
меры по доставке личного состава и
специального оборудования в зону ЧС.
При
следовании в зону ЧС по железной дороге,
водным или воздушным транспортом старший
начальник в пути следования обязан:
обеспечить
сохранность специальной техники и
оборудования;
организовать
размещение, питание и отдых личного
состава;
при
наличии времени организовать изучение
личным составом обстановки в зоне ЧС и
уточнить их действия при проведении
АСДНР.
Развертывание
сил и средств РСЧС,
предназначенных для ликвидации ЧС, —
это размещение личного состава,
специальной техники и оборудования в
зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации
ЧС либо решением руководителя работ
по ликвидации
ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.
Развертывание
сил и средств РСЧС проводится в
соответствии с нормативными правовыми
актами, регламентирующими действия
сил, предназначенных для проведения
АСДНР, а также инструкциями по эксплуатации
специализированной техники и оборудования
и рекомендациями (указаниями) по
ликвидации различных видов ЧС с учетом
первоочередного проведения работ на
решающем направлении.
При
развертывании сил и средств и последующем
проведении АСДНР для обеспечения
безопасности участников ликвидации
ЧС, возможности маневрирования прибывающей
специальной техникой и оборудованием,
установки резервной специальной техники,
оборудования и развертывания дополнительных
объектов обеспечения АСДНР могут быть
проведены необходимые действия по
эвакуации транспортных средств,
ограничению или запрещению доступа
посторонних лиц в зону ЧС и движения
транспорта на прилегающей к нему
территории. До прибытия соответствующих
служб органов внутренних дел эти действия
выполняются личным составом в порядке,
определяемом руководителем работ
по ликвидации
ЧС.
При
ведении разведки необходимо установить:
наличие
и характер угрозы людям, их местонахождение,
пути, способы и средства спасения
(защиты), а также возможность защиты
(эвакуации) имущества;
основные
характеристики поражающих факторов
источника ЧС и пути их распространения;
возможность
вторичных проявлений поражающих факторов
источника ЧС, в том числе обусловленных
особенностями местности, технологии и
организации производства на объекте,
где произошла ЧС;
наличие
и местонахождение ближайших средств,
пригодных для ликвидации ЧС, возможные
технологии их использования;
наличие
в зоне ЧС объектов повышенной опасности
(электроустановок под напряжением,
взрывчатых, химических веществ и пр.),
возможность и целесообразность их
нейтрализации или вывода из зоны ЧС;
состояние
строительных конструкций в зоне ЧС, их
особенности, влияющие на ход ведения
АСДНР;
возможные
пути ввода сил и средств для проведения
АСДНР и иные данные, необходимые для
выбора решающего направления действий;
необходимость
оказания пострадавшим экстренной
медицинской и психологической помощи;
достаточность
сил и средств, привлекаемых к проведению
АСДНР.
Личным
составом, участвующим в разведке, в
зависимости от обстановки выполняются
и другие необходимые действия.
При
проведении разведки зоны ЧС необходимо
использовать документацию и сведения,
представляемые должностными лицами,
знающими местность, объемно-планировочные
и конструктивные особенности зданий и
сооружений, технологические процессы
производства, инженерные системы
противоаварийной и противопожарной
защиты.
Разведку
проводит руководитель работ
по ликвидации
ЧС, другие лица по его поручению, а также
должностные лица, возглавляющие АСДНР
на порученном им участке работы.
При
организации разведки
руководитель работ
по ликвидации
ЧС:
определяет
направления разведки и лично проводит
ее на наиболее сложном и ответственном
направлении;
устанавливает
количество и состав групп разведки,
ставит перед ними задачи, определяет
применяемые средства и порядок связи,
а также необходимое для разведки
специальное оборудование и снаряжение;
устанавливает
меры безопасности личного состава при
проведении разведки и организует
контроль за их выполнением;
устанавливает
порядок передачи полученной в ходе
разведки информации.
По
прибытии в зону ЧС сил и средств РСЧС
руководитель работ
по ликвидации
ЧС организует и возглавляет группу
(группы) разведки. Количество и состав
групп разведки определяются с учетом
оперативной обстановки в зоне ЧС.
Личный
состав, ведущий разведку, обязан:
иметь
при себе необходимые средства
индивидуальной защиты, спасания, связи,
проведения специализированных видов
работ, освещения, а также инструмент
для вскрытия и разборки конструкций;
вести
работы по спасанию людей;
оказывать,
при необходимости, первую помощь
пострадавшим при ЧС;
принимать,
при возможности, одновременно с разведкой
зоны ЧС меры по защите пострадавших и
имущества всеми доступными средствами;
соблюдать
требования техники безопасности, правила
работы в средствах индивидуальной
защиты органов дыхания и зрения, а также
со средствами проведения специализированных
видов работ;
докладывать
в установленном порядке о результатах
разведки.
Спасение
людей при ЧС является важнейшим видом
АСДНР и представляет собой совокупность
мер по перемещению людей из зоны
воздействия поражающих факторов
источника ЧС и их вторичных проявлений
или защите людей от воздействия этих
факторов, в том числе с использованием
средств индивидуальной защиты и защитных
сооружений (укрытий).
Спасение
людей при ЧС должно проводиться с
использованием всех возможных форм,
способов и методов, а также технических
средств, обеспечивающих наибольшую
безопасность как пострадавших, так и
участников проведения АСДНР.
Если
поражающие факторы источника ЧС угрожают
жизни и здоровью людей, а также существует
вероятность распространения этих
факторов, либо для ликвидации поражающих
факторов источника ЧС предусматривается
применение опасных для жизни людей
веществ и составов, то проводится
эвакуация людей из опасной зоны.
Порядок
и способы спасания людей определяются
руководителем работ
по ликвидации
ЧС в зависимости от обстановки в зоне
ЧС и состояния людей. При проведении
АСДНР должны учитываться состояние
основных и запасных путей эвакуации,
техническая оснащенность зоны ЧС
системами оповещения, аварийного
освещения, а также характерные особенности
поражающих факторов источника ЧС.
Основными
способами спасания
людей и имущества являются:
перемещение
их в безопасное место, в том числе с
использованием специальных технических
средств;
защита
от воздействия поражающих факторов
источника ЧС.
Для
спасания людей выбираются наиболее
безопасные пути и способы. Перемещение
спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий
ликвидации ЧС и состояния пострадавших.
Защита
спасаемых людей от воздействия поражающих
факторов источника ЧС в случае
невозможности их перемещения в безопасное
место осуществляется с использованием
средств индивидуальной защиты органов
дыхания и зрения, а также посредством
подачи специальных веществ и материалов,
препятствующих распространению,
снижающих воздействие поражающих
факторов источника ЧС или удаляющих их
из зоны ЧС.
Для
спасания людей и имущества применяются
следующие основные средства:
аварийно-спасательное
оборудование и устройства;
спасательные
устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы и индивидуальные спасательные
устройства);
надувные
и амортизирующие устройства; аппараты
защиты органов дыхания; летательные
аппараты; плавательные средства;
стационарные
и ручные пожарные лестницы; автолестницы
и автоподъемники;
иные
доступные средства спасания, в том числе
приспособленные.
В
ходе АСДНР оказание первой помощи
пострадавшим осуществляется в соответствии
с нормативными правовыми актами,
регламентирующими действия сил,
предназначенных для проведения АСДНР.
С этой целью могут применяться средства
индивидуальной защиты органов дыхания
и зрения, средства первой помощи, а также
иные, в том числе приспособленные,
средства.
До
прибытия в зону ЧС медицинского персонала
первую помощь пострадавшим в установленном
порядке оказывает личный состав
подразделений, проводящих АСДНР.
Спасение
людей и имущества при ЧС при достаточном
количестве сил и средств проводится
одновременно с другими видами АСДНР.
Если сил и средств недостаточно, то они
используются только для спасания людей,
при этом другие виды АСДНР не ведутся
или приостанавливаются.
Спасательные
работы при проведении АСДНР прекращаются
после тщательного осмотра всех мест
возможного нахождения людей и
соответствующих докладов руководителей
спасательных групп (отделений).
Выбор
способа предотвращения распространения
и уменьшения воздействия поражающих
факторов источника ЧС определяется
поставленной задачей, характером ЧС,
используемым способом проведения
ликвидации ЧС, физико-химическими
свойствами веществ и другими
обстоятельствами.
Применение
выбранного способа осуществляется в
соответствии с нормативными правовыми
актами, регламентирующими действия
сил, предназначенных для проведения
АСДНР, а также рекомендациями (указаниями)
по ликвидации различных видов ЧС с
учетом наличия и состояния материальных,
культурных и иных ценностей, конструктивных
особенностей зданий (сооружений),
поведения строительных конструкций и
необходимости обеспечения безопасности
находящихся в зоне ЧС людей, в том числе
личного состава формирований, проводящих
АСДНР.
Основные
способы предотвращения распространения
и уменьшения воздействия поражающих
факторов источника ЧС:
снижение
воздействия, изоляция поражающих
факторов источника ЧС посредством
использования соответствующих веществ
и (или) иных средств;
механическое
воздействие на предметы, обладающие
признаками поражающих факторов источника
ЧС;
химическая
нейтрализация, торможение действия
поражающих факторов источника ЧС с
помощью соответствующих веществ и (или)
иных средств;
прекращение
технологического процесса.
Предотвращение
распространения и уменьшение воздействия
поражающих факторов источника ЧС может
достигаться комбинированным применением
перечисленных способов.
Организация
АСДНР, способы и технология их выполнения
зависят от характера и масштабов ЧС, а
также от сложившейся обстановки и должны
соответствовать нормативным правовыми
актам, регламентирующим действия сил,
предназначенных для проведения АСДНР.
Способы
ведения АСДНР должны отвечать следующим
основным требованиям:
максимальная
рациональность проводимых работ;
осуществление
работ в возможно короткие сроки;
обеспечение
относительной безопасности спасаемых
и спасателей.
Технология
производства АСДНР избранными способами
определяется руководителями подразделений
(групп спасателей) непосредственно на
месте работ на основе детального изучения
обстановки, положения и состояния
пораженных объектов, наличия и характера
поражающих факторов источника ЧС и
имеющихся возможностей. Группировка
сил (состав смен), ведущих АСДНР,
определяется в соответствии с характером
и объемом поставленных задач.
При
массовых разрушениях, большом количестве
пострадавших основные усилия направляются
прежде всего на спасение людей,
соответственно основу группировки
каждой смены составляют спасательные
подразделения, усиленные инженерно-техническими
и инженерно-дорожными подразделениями,
используемыми для расчистки завалов,
проходов, обеспечения освещения участков
работ и т. д.
При
возникновении ЧС, связанных с загрязнением
(заражением) местности и объектов
химически опасными или радиоактивными
веществами, основные усилия должны
сосредоточиваться на спасении
пострадавших, защите населения в зоне
загрязнения (заражения), локализации и
ликвидации источника поражения.
В
первую очередь в зону ЧС вводятся
подразделения разведки, дегазации и
дезактивации и инженерно-технические,
а также подразделения специальной и
санитарной обработки. Спасательные
подразделения действуют в тесном
взаимодействии с ними. Развертывается
пункт обеззараживания техники и
санитарной обработки личного состава.
При
наводнении местности основные усилия
сосредоточиваются на спасении пострадавших
и эвакуации населения из зоны затопления,
а также на локализации ЧС.
В
первую очередь в зону ЧС вводятся
переправочно-десантные, инженерно-технические
подразделения, подразделения дорожной
техники для оборудования причалов,
спуска десантно-переправочных средств
и спасательные подразделения. Автомобильные
подразделения могут привлекаться к
обеспечению эвакуационных мероприятий.
При
ландшафтных (лесных и торфяных) пожарах
основу группировки составляют
пожарно-спасательные и обеспечивающие
подразделения, а также подразделения,
усиленные личным составом для выполнения
вспомогательных работ. Привлекаются
автомобильные подразделения для вывоза
населения из опасных районов.
Для
обеспечения выполнения основных задач
могут проводиться специальные работы.
К основным специальным работам относятся:
организация связи в зоне ЧС; освещение
зоны ЧС; вскрытие и разборка конструкций;
подъем (спуск) на высоту (с высоты);
выполнение защитных мероприятий;
оказание первой помощи пострадавшим;
восстановление работоспособности
технических средств; пиротехнические,
водолазные, робототехнические и другие
работы. Данные работы выполняются с
применением специальной техники,
технологий и знаний.
Сбор
сил и средств РСЧС в зоне ЧС предусматривает:
проверку
наличия личного состава;
сбор
и проверку комплектности специальной
техники и оборудования согласно табелю
оснащения;
размещение
и крепление специальной техники и
оборудования на специальных автомобилях;
принятие
мер по приведению в безопасное состояние
средств ликвидации ЧС;
уборку
(откачку) использованных при ликвидации
ЧС веществ.
О
завершении сбора сил и средств РСЧС в
зоне ЧС и их готовности к возвращению
в подразделения руководитель спасательного
подразделения докладывает руководителю
работ по
ликвидации
ЧС и (или) оперативному дежурному
(дежурному диспетчеру). Возвращение сил
и средств на место постоянной дислокации
проводится с разрешения руководителя
работ по
ликвидации
ЧС.
При
возвращении на место постоянной
дислокации руководитель подразделения
оформляет и направляет руководителю
работ по
ликвидации
ЧС в установленном порядке документальный
отчет о проведенных работах.
При
действиях в условиях химического
заражения, радиоактивного загрязнения,
пожаров, а также аномальных температур
окружающего воздуха работа организуется
с учетом необходимости сохранения
работоспособности личного состава
подразделений АСС и возможностей
специальной техники и оборудования.
Режим
работы при этом должен устанавливаться
с учетом времени защитного действия
изолирующих средств и средств
индивидуальной защиты органов дыхания
и зрения, а также закономерностей
изменения работоспособности человека
при работе в определенных условиях.
При
планировании круглосуточного ведения
АСДНР продолжительность рабочих циклов,
включая перерывы на отдых, не должна
превышать 6 часов и устанавливается в
каждом конкретном случае на основе
показателей, характеризующих устойчивую
работоспособность в течение заданного
времени.
Смена
подразделений происходит по истечении
установленного времени работы. Время
и порядок смены определяются руководителем
подразделения, осуществляющего АСДНР.
В
целях обеспечения непрерывности АСДНР
смена личного состава проводится
непосредственно на рабочих местах.
Техника сменяемых подразделений и
формирований при необходимости передается
прибывшим подразделениям на месте
работы.
Во
время смены старшим на объекте (участке)
работ является руководитель сменяемого
подразделения. Он обязан передать
объекты (участок) работ руководителю
прибывшего подразделения, сообщив ему
все необходимые данные о месте, условиях
ведения работ, местах нахождения
пострадавших, об организации связи и
т. п.
По
завершении передачи объектов (участка)
работ сменяемые силы и средства выводятся
на указанный пункт сбора, приводятся в
готовность к дальнейшим действиям,
после чего следуют в район отдыха
(дислокации).
Решение
об окончании АСДНР принимает руководитель
работ по
ликвидации
ЧС с последующим оформлением и утверждением
актов выполнения АСДНР.
АСДНР
проводятся в условиях высокой
психологической и физической нагрузки,
повышенного риска, прямой опасности
для жизни и здоровья участников ликвидации
ЧС и должны выполняться в соответствии
с установленными требованиями безопасности
и правилами охраны труда.
АСДНР
на территориях и предприятиях, на которые
разработаны в установленном порядке
планы предупреждения и ликвидации ЧС,
должны осуществляться с учетом
особенностей, определяемых этими
планами.
Отступления
от установленных правил охраны труда
при проведении АСДНР в условиях
непосредственной угрозы жизни и здоровью
участников ликвидации ЧС допускаются
только в исключительных случаях и, как
правило, на добровольной основе.
С
возникновением крупных аварий, катастроф,
стихийных и иных бедствий или с
установлением признаков опасного
радиоактивного, химического,
бактериологического (биологического)
заражения окружающей природной среды
и других видов опасности (наводнений,
пожаров, ураганов и других) органы
управления ГОЧС, функциональных подсистем
(служб ГО), оперативные и дежурно-диспетчерские
службы и другие органы управления, силы
РСЧС приводятся в готовность.
Готовность
органов управления ГОЧС к действиям
заключается в их способности организованно,
в установленные сроки, развернуть
систему управления и обеспечить
председателю комиссии по ЧС руководство
подчиненными силами.
Действия
органов управления и сил РСЧС зависят
от характера, масштабов ЧС и специфических
условий.
Методы
работы органов управления ГОЧС при
возникновении ЧС должны обеспечивать:
четкую и согласованную работу органов
управления и их структурных подразделений;
принятие своевременного и обоснованного
решения начальником ГО (председателем
комиссии по ЧС); качественную отработку
вопросов планирования и управления;
предоставление возможно большего
времени подчиненным для подготовки их
к действиям. В работе органов управления
применяются методы параллельной и
последовательной работы.
Знание
порядка организации работы органов
управления РСЧС в различных режимах
функционирования системы позволит
будущим специалистам эффективно
участвовать в решении задач в области
защиты населения и территорий, как в
роли специалистов, так и руководителей
коллективов.
Контрольные
вопросы:
-
Общие положения
по организации оперативного (экстренного)
реагирования на ЧС. -
Права и обязанности
участников АСДНР при ликвидации ЧС. -
Ответственность
за состояние готовности оперативных
подразделений, сил и средств к реагированию
на ЧС. -
Организация
мероприятий оперативной подготовки. -
Этапы организации
мероприятий по готовности к оперативному
(экстренному) реагированию на чрезвычайные
ситуации. -
Общие положения
по созданию оперативных групп. -
Содержание АСДНР.
-
Организация приема
и обработки вызовов. -
Организация выезда
и следование в зону ЧС. -
Организация
развертывания сил и средств, предназначенных
для ликвидации ЧС. -
Организация
разведки зоны ЧС. -
Организация
поиска, спасения пострадавших в зоне
ЧС, оказания им первой помощи и подготовки
к эвакуации в безопасные районы. -
Организация
локализации ЧС. -
Организация
выполнения специальных работ и
документальное подтверждение их
завершения. -
Организация сбора
и возвращения сил и средств к месту
дислокации.