Валентина Николаевна Норина
Эксперт по предмету «История России»
преподавательский стаж — 38 лет
Задать вопрос автору статьи
Задачи финансовой реформы и её этапы
Финансовая реформа 1862 г сыграла большую роль в приспособлении государственного аппарата к условиям буржуазного развития. Её проведение было обусловлено необходимостью упорядочить государственные финансы, поскольку до реформы отдельные ведомства имели свой бюджет и свою кассу, что не обеспечивало сосредоточение средств в руках центральной власти, затрудняло учет доходов и расходов, контроль за которыми практически отсутствовал.
Реформа включала несколько этапов:
- на первом этапе нужно было ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств и ввести единый государственный бюджет и единую общегосударственную кассу;
- на втором этапе реформы отменялась государственная кредитная монополия;
- на третьем этапе изменялась налоговая система.
На первом этапе реформы важно было установить гласность бюджета, ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств, укрепить порядок в расходовании средств.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Сведения о государственных расходах и доходах с 1862 г стали публиковать в печати, а деньги государства концентрировались в Государственном банке на счетах казначейства. Государственный банк России был учрежден в 1860 г.
Рисунок 1. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Через 4 года произошла реорганизация государственного контроля, основная функция которого заключалась в проверке целесообразности расходов ведомств и состоянии финансов.
Отчеты государственного контроля об исполнении бюджета страны с 1866 г стали публиковаться для всеобщего ознакомления. Все учреждения, кроме Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, сети коммерческих банков, отвечали потребностям капиталистического развития.
«Финансовая реформа 1862 г.» 👇
До реформы основным источником доходов был «питейный сбор», дававший около 40% доходной части бюджета. Этот доход был мал по сравнению с тем, что получали откупщики водочных изделий.
Суть была в том, что государство с аукциона продавало откупщикам право продажи водки, вносивших в бюджет всю сумму сразу. Устанавливая монопольные цены в свою пользу, они получали огромные деньги. Этими действиями государство вызывало огромную ненависть народа.
Свободная торговля водкой была введена в 1863 г с упразднением винных откупов, но с уплатой акцизного сбора в пользу казны.
Вторая монополия государства на водку вводилась в конце XIX века с продажей в казенных лавках.
Упразднен был архаичный соляной налог, подушная подать с душ крестьян и мещан, и для крестьян и землевладельцев заменена поземельным налогом.
Остальные налогоплательщики должны были платить подоходный налог. Налоговая система, таким образом, становилась всесословной.
Однако основные доходы государству приносили косвенные налоги, своей тяжестью ложившиеся на народные низы.
На крестьян также распространены были натуральные повинности, приносившие немалые средства государству.
Статью государственных расходов по бюджету составляли затраты на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, включая полицию, царский двор, уплату процентов по государственным долгам. Для сравнения, если расходы на содержание вооруженных сил составляли более 35% бюджета, то расходы по Министерству просвещения составляли 1,6% государственного бюджета страны.
Проведение финансовой реформы 1862 г.
Должность государственного контролера в это время занимал В.А. Татаринов, начавший проведение финансовой реформы. Суть реформы заключалась в преобразованиях государственной финансовой системы России.
Задача реформирования – повышение эффективности и планомерности государственных расходов, усиление контроля над ними, борьба с казнокрадством.
Решение о введении гласности бюджета состоялось ещё до утверждения сметных правил, и 4 января 1862 г Император повелел опубликовать на текущий год государственную роспись доходов и расходов.
Нашлись и такие, кто испугался нововведения, потому что государственная роспись всегда держалась в глубочайшей тайне. Консерваторы считали, что это был шаг к революции.
Татаринов В.А. по поручению Александра II разрабатывал положение о единстве кассы, что тоже вызывало большое беспокойство в бюрократических кругах. Параллельно проходило реформирование контрольного ведомства, при котором в 1863 г была создана Временная ревизионная комиссия, преобразованная в 1883 г в Департамент гражданской отчетности.
Комиссия проводила ревизию по подлинным документам денежных оборотов всех государственных учреждений Петербурга.
Руководители ведомств резко возражали, поэтому предварительный контроль не был установлен, поскольку Император встал на сторону своих министров.
Государственный контроль над бюджетом страны в целом стал осуществляться с 1866 г. – составлялись ежегодные отчеты по исполнению государственной росписи и её финансовых смет.
Отчеты регулярно публиковались в печати. Все мероприятия по преобразованию позволили смягчить произвол и расточительность в расходовании средств, характерных для дореформенной России.
К сожалению, во многом не удалось довести их до конца. Отсутствие в законодательстве единого кодифицированного положения о правах и обязанностях Государственного контроля и отказ от предварительного контроля существенно снизили эффективность ревизионной работы.
Далеко не на все государственные учреждения распространялась система контроля, ряд ведомств не подлежали ревизии, поскольку были наделены статусом неприкосновенности – это были:
- Министерство императорского двора и уделов;
- Кабинет его императорского величества, императорская канцелярия;
- Учреждения императрицы Марии;
- Канцелярия по кредитной части Министерства финансов, государственные кредитные учреждения;
- Доходы и расходы Святейшего Синода;
- Расходы Министерства иностранных дел.
Ревизии не подвергались также статьи расходов Императора.
Татаринов прилагал большие усилия, чтобы расширить сферу компетенции Государственного контроля и повысить его роль в системе управления, усилить влияние на выработку и проведение экономической политики России.
Бюджет страны стал хронически дефицитным после Крымской войны, и Татаринов обращал внимание императора на недостатки в работе государственного аппарата, вскрывал злоупотребления и выдвигал конкретные предложения.
Он требовал ограничить непомерные расходы по всем министерствам и дать его ведомству новые полномочия.
Значение финансовой реформы 1862 г.
Замечание 1
Финансовые реформы 1860-х годов являлись буржуазными реформами и ставили перед собой цель преобразования финансовой системы России для вступления ее на путь капитализма.
Рисунок 2. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все государственные ведомства обязаны были составлять сметы, для чего была специально установленная форма, в разных параграфах которой надо было подробно указывать все статьи расходов.
Все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, которое подчинялось Министерству финансов.
Средства с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями из касс расходились по разным ведомствам и шли в оплату расходов.
В течение 1865 г органы государственного финансового контроля создавались и на местах – это были контрольные палаты.
Изменения коснулись и торговли – винный откуп заменялся акцизными марками, а налогообложение делилось на косвенные и прямые налоги.
Денежная реформа 1862 г была отложена, потому что для размена бумажных денег у государства не хватило золотых и серебряных запасов.
Сама финансовая система, созданная В.А. Татариновым, вплоть до Октябрьской революции не претерпела каких-либо существенных изменений.
Государственная система финансов в стране стала более прозрачной и эффективной. Денежные средства строго учитывались и не тратились на ненужные вещи, чиновники несли ответственность за каждый потраченный рубль.
Замечание 2
Государство, благодаря новой системе, смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Денежная реформа Михаила Михайловича Сперанского
В конце 1809 г. было предложено множество проектов реформы денежного обращения. Среди них были и письма к Александру I товарища министра финансов Д.А. Гурьева, человека близкого тогда к М.М. Сперанскому.
В специальный финансовый комитет, возглавляемый Александром I, вошли гофмейстер Д.А. Гурьев, государственный казначей Б.Б. Кампенгаузен, товарищ министра юстиции М.М. Сперанский и экономист, ректор Петербургского университета М.А. Балутьянский. В его работе также участвовали морской министр граф Н.С. Мордвинов и государственный казначей Ф.А. Голубцов. Однако именно М.М. Сперанский составил четкий план действий и, в отличие от других членов комитета, требовал его последовательного выполнения.
Предпринятые на основании этого «Плана финансов на 1810 год» реформы известны как «реформы Сперанского». В 1810 г. они проводились по двум основным направлениям.
Первое — признать ассигнации государственным долгом и выкупить их с последующим уничтожением для поднятия курса. Средства для проведения этой реформы предполагалось получить от займов под проценты и продаж государственных земель, лесов и крестьян. Для тех же целей решено было «расширить круг обращения ассигнаций», распространив их в Прибалтике и Западных губерниях, где раньше они хождения не имели и в налоги не принимались. Однако эти меры никакого влияния на повышение курса ассигнаций не оказали ни в 1810, ни в 1817-1822 гг., когда выкуп ассигнаций был возобновлен.
Второе направление — упорядочение монетной системы. Манифестом от 20 июня 1810 г. «главной непременной и законной мерой и монетной единицею всех монет, обращавшихся в государстве» объявлен был серебряный рубль (несколько измененный по весу и пробе, однако с тем же содержанием серебра 18 грамм) была несколько изменена разменная серебряная монета, но все серебро старых выпусков оставалось законным платежным средством.
В числе мероприятий, предусмотренных реформой Сперанского, было снижение весовой нормы медных монет, остававшихся разменным средством при ассигнациях. Манифестом от 20 августа 1810 г. было решено чеканить медные монеты по весовой норме в 24 руб. (вместо 16 руб.) из пуда меди. Одновременно было изменено внешнее оформление этих монет, а набор номиналов был сокращен с пяти (5, 2,1 копейка, деньга и полушка) до трех (2 и 1 копейки и деньга): медный пятак перестали чеканить в связи с началом выпуска серебряного 5-копеечника, а необходимость в чеканке полушек отпала вследствие существенного снижения покупательной способности медных монет.
выполнить накрутку подписчиков вк за деньги без списаний и бана поможет prtut
Оформление монет подчинялось строго служебным целям — оно несло информацию о номинале, чистоте пробы, месте и времени чеканки. С 1801 по 1810 г. на серебряных рублях помещалась надпись: «Государственная российская монета». На лицевой стороне медных монет Александра I помещался герб, на оборотной — обозначение номинала, дата и знак монетного двора.
В результате реформы сложилась система с серебряным рублем в основе, разменной серебряной и медной монетой, золотой монетой , продаваемой за свободную цену и ассигнациями, признанными государственным долгом, но уже обязательными к приему для частных лиц (правда, как и ранее, по свободному курсу). Среди неосуществленных планов было учреждение специального «Государственного банка на серебре».
В своей записке в 1839 г. М.М. Сперанский вообще не упоминает о медном обеспечении ассигнаций, считая, что с 1786 г. «сила ассигнаций опиралась уже и единственно на приеме их в подать», и объясняет резкое падение курса в 1810 г. последствиями выпуска в 1808 г 95 млн. руб. И все же, вероятно, резкое падение курса надо связать с отказом от медного обеспечения ассигнаций, после которого они действительно стали иметь только податно обеспечение, что было важнейшим фактором, определившим их судьбу с 1810 по 1843 г. Если бы причина столь резкого падения курса была только в чрезмерных выпусках, то сумарная стоимость ассигнаций в обращении не сокращалась бы так быстро. Но даже если опираться на более благоприятные для этой теории данные самого Сперанского, то масса ассигнаций в пересчете на серебро, в 1807 г. равная 258 млн. руб., в 1810 г. составила 192 млн. руб. До 1807 г. ассигнационная масса в пересчете на серебро постоянно росла., после войны 1812-1814 гг. она увеличилась только до 187 млн. руб. при выпуске 184 млн. (в пересчете на серебро — 46 млн. руб.).
Ассигнационный банк в ходе реформы 1810 г. был передан в ведение министра финансов, при этом функции банка стали ограничены выпуском ассигнаций взамен ветхих, разменом ассигнаций на медную монету; из прежних функций сохранился учет векселей, вся другая коммерческая деятельность была прекращена. Ценности, серебряная и золотая монета, хранившиеся в банке, переданы казначейству и перевезены в Петропавловскую крепость.
В 1810 г. были внесены и другие изменения в русскую денежную систему, но они непосредственного отношения к реформе Сперанского уже не имели. Было изменено внешнее оформление (при сохранении лигатурной массы и пробы сплава) всех серебряных монет, а из перечня номиналов был исключен полуполтинник, вместо которого стали чеканить 20-копеечник. Что же касается золотых монет, то их выпуск возобновился лишь в 1817 г.; при этом стали чеканить только 5-рублевики из сплава 88-й пробы с гербовым орлом особого рисунка.
При Александре I в 1807 г. возобновил работу Петербургский монетный двор, располагавшийся раньше в бастионах Петропавловской крепости, а теперь — в специально построенных для него корпусах (также на территории крепости); соответственно Банковский двор был в том же году демонтирован. А в 1810 г. на базе Адмиралтейских Ижорских заводов был открыт Колпинский монетный двор, чеканивший до 1821 г. медные монеты.
Подробнее об источнике: см. Денежное обращение России М., 2010
Обновлено: 19.05.2023
Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.
Предпосылки финансовых реформ
Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.
Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ. Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.
Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.
Содержание финансовых реформ
Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.
В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.
В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.
Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.
Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.
Итоги и значение финансовых реформ
Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.
Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.
Цели и задачи реформы
Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:
- Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
- Упорядочение бюджета.
- Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Таблица: Основные мероприятия финансовой реформы Александра 2
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств. |
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:
- Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
- Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
- Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
- Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.
Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.
Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.
Финансовые реформы Александра 2 подразумевают под собой комплекс мер, которые направлены на организацию принципа реформирования имеющейся финансовой системы. Главная задача – выход на новый экономический этап развития страны.
Цель преобразований
Принятие решения в 1861 году внедрить крестьянскую реформу предоставила возможность освободить местное население от прямой зависимости с последующим созданием нового экономического этапа стремительного развития, остро нуждающегося в дополнительном государственном финансировании. Средства требовались на первоочередные выкупные операции – крестьянам необходимо заплатить за земельные наделы, выданные помещиками.
Ежедневно нехватка бюджета увеличивалась. Решение о выпуске дополнительных средств повлекло к ослаблению валюту и развитию кризиса.
В 1860 году принимается решение создать Государственный банк, главная задача которого заключается в проведении выкупных операций за счет внушительных займов. Крестьяне получили право на долгосрочные кредиты до 50 лет для беспрепятственного выкупа земельных наделов. Наблюдается замедленный процесс погашения долговых обязательств, что влечет стремительный рост внутреннего госдолга.
Суть и основные события
А.В. Татаринов – главный идеолог намеченных реформ. Является разработчиком государственных нововведений, призванных обеспечить стремительных выход из затяжного экономического кризиса. Главная задача реформы заключается в попытках переосмыслить сложившуюся систему управления финансовым портфелем, включая:
- упорядочить бесперебойное функционирование Государственного банка;
- искоренить признаки коррупции;
- наладить сотрудничество между Государственным банком и крестьянами.
До внедрения государственных реформ наблюдалось хаотическое настроение с ярко-выраженными злоупотреблениями полномочий высшего руководящего звена. Татаринов осуществлял разработку новых законопроектов, отталкиваясь от опыта европейских экономически развитых стран.
В 1862 году впервые внедряются правила, согласно которым корректирует порядок разработки государственно сметной документации. Исключить хищение с одновременным непрерывным контролем расходов позволила четко спланированная должная инструкция для руководящего звена из системы финансового управления. Составлением сметы занимались уполномоченные представительства Министерства финансов с последующим утверждением на государственном совете.
Изменения наблюдаются в торговой сфере. Принято решение разработать акцизную марку на алкогольную продукцию с последующим расширением на табачные изделия. Для этого создается уполномоченный акцизный орган. В результате наблюдается снижение коррупции и фальсификата.
Итоги, плюсы и минусы
Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.
Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.
ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г
Финансовая реформа 1860-1864 г.
Цели, основные положения реформы,плюсы и минусы.
- Преобразование финансовой системы страны
- Осуществление чёткого контроля за бюджетными средствами
- Создание условий для перехода финансовой системы на путь капитализма
Основные положения:
- Осуществление контроля за бюджетными средствами. С этой целью все финансовые ведомства должны ежегодно составлять сметы расходов, общие сметы государства утверждались министром финансов, затем Государственным советом, а после — императором.
- Все деньги , не израсходованные министерствами за год, возвращались в государственную казну, а не оставлялись в министерствах ,как это было раньше.
- С 1864 года все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов.
- 1863- отмена подушной подати для мещан. Она заменена налогом на городскую недвижимость.
- В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
- 1865- введение поземельного налога, который обязаны были платить все собственники земли.
- С 1866 года вводились акцизы на винные изделия и табак
- Появление прямых (окладные сборы) и косвенных ( неокладные сборы) налогов.
- Проведён ряд кадровых изменений, были назначены более энергичные, образованные люди.
Плюсы реформы:
- Финансовая система стала более эффективной и прозрачной
- Вёлся строгий учёт всех государственных средств
- Усилилась ответственность чиновников за каждый потраченный рубль
- Совершенствовалась налоговая система
- Постепенно государство стало выбираться из экономического кризиса.
- Большую роль играл Государственный банк, созданный ещё в 1860, выдававший кредиты для развития промышленности и сельского хозяйства.
Минусы реформы:
- Контроль за деятельностью финансовых органов был недостаточно организован. Часто он ограничивался проверкой документов, а не фактическим положением дел.
- Оставались пережитки прошлого — подушная подать ( она была отменена лишь для мещан)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Powered by Warp Theme Framework
Финансовые реформы Александра 2
Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства.
Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджетная система России характеризовалась такими чертами: Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну.
Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели.
Был низкий уровень сметной дисциплины. Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. Много вреда принесла действовавшая система экономических капиталов.
По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали.
Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Но на практике эта премия чаще всего была премией за плохую работу.
Министерства не успевали сделать все то, что им положено было сделать за год, у них образовывался остаток. А заинтересованности в том, чтобы все сделать, у них тоже не было, поскольку то, что осталось, доставалось им в виде премии. Нередко возникала такая ситуация, когда приходилось брать займы за границей, в то время как деньги в стране были, но они были на счетах министров, они были неприкосновенны.
А самым плохим в бюджетной системе 1-й половины 19 века было отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных денег. С 1811 года в России существовало специальное контрольное ведомство, Ревизионное ведомство, нечто вроде современной Счетной палаты.
Государственный контроль был поставлен довольно независимо, подчинялся только царю. Но ревизионный контроль и его чиновники не имели права знакомиться с финансовой и хозяйственной деятельностью учреждений по подлинным документам, а могли знакомиться только по так называемым генеральным отчетам.
Генеральные отчеты в конце года составляло каждое министерство, где расписывалось куда пошли деньги и в каком количестве. Это было крайне неэффективно, так как проверяющие могли знать о деятельности учреждений только то, что они сами о себе говорили.
Это все равно, что следователь будет слушать только то, что говорит обвиняемый и больше ничего.
Кроме того, у государственного контроля не было местных органов, он был только в СПб. Между тем, немалое количество денежных сумм расходилось на местах, в губерниях, уездах, а там контроля не было вообще, т.е. там был самоконтроль.
Еще во время Крымской войны группа чиновников государственного контроля была командирована заграницу с тем, чтобы ознакомиться с постановкой ревизионного дела в других странах. Были составлены обширные отчеты об этой командировке. И с конца 1850-х годов вопрос о финансовых преобразованиях: реорганизации контрольной службы, наведение порядка в бюджетной сфере – стало предметом обсуждения.
Кроме крестьянской реформы ни одно из преобразований не встречало такого противодействия как финансовая реформа. Главным государственным контролером был назначен Татаринов. Ему пришлось преодолевать очень сильное сопротивление. Против него в едином строю выступали почти все министры.
Не следует все воспринимать примитивно, что его противники были людьми, которые только и мечтали о том, чтобы набить себе карманы за счет государства. Дело было в другом.
Они не хотели мириться с тем, что теперь придется отчитываться перед государственным контролем в том, на что тратить деньги, они привыкли сами решать, что важно, а что неважно.
Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами.
На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля.
Эти меры позволили наладить порядок. Особенное раздражение губернаторов вызвало создание контрольных палат как независимых инстанций. Когда после того эта мера была принята, ее чуть было не свели на нет.
4 апреля 1866 года состоялось покушение Каракозова на Александра 2. После этого стал обсуждаться вопрос о том, что общество распустилось, надо усилить власть губернаторов. На заседании Комитета министров был поднят этот вопрос. Противники реформы государственного контроля (финансовой реформы) решили этим воспользоваться.
Они приняли решение о фактическом подчинении контрольных палат губернаторам. Все представления к наградам, очередным чинам и должностям чиновников государственного контроля должны были идти только через губернаторов. Понятно, что чиновники никак не могли быть объективными при проверке деятельности губернаторов.
Министры такое решение приняли, воспользовавшись тем, что Татаринов был в Москве. А Александр 2, не разобравшись, утвердил.
Но Татаринов вернулся и увидел, что эта мера губит все дело контрольной реформы. Он доложил свои соображения Александру 2, и тот понял, что поступил опрометчиво. После этого были внесены коррективы: контрольные палаты остались независимыми от губернаторов.
Не все, что было задумано, Татаринов мог осуществить. Не удалось ввести принцип фактического контроля. Государственный контроль осуществлялся по документам. А фактический контроль осуществлялся реально. Например, по бумагам следует, что деньги отпущены на строительство здания для губернского правления, и здание построено. А вдруг этого здания нет, а только на бумаге существует.
Эффективной деятельности мешало и то, что денежные начеты на должностных лиц, которые своими действиями нанесли ущерб государству, можно было делать только с согласия начальников. А начальники не давали разрешения.
Была реорганизована налоговая система. Она стала более справедливой. К середине 19 века она была несправедливой. Из налоговых поступлений больше ¾ платили крестьяне и мещане в рамках подушной подати. Между тем наиболее зажиточные категории населения, дворянство и купечество, меньше 20%. Т.е. финансовое благополучие государства обеспечивали не самые богатые люди.
Финансовая реформа 1862 г сыграла большую роль в приспособлении государственного аппарата к условиям буржуазного развития. Её проведение было обусловлено необходимостью упорядочить государственные финансы, поскольку до реформы отдельные ведомства имели свой бюджет и свою кассу, что не обеспечивало сосредоточение средств в руках центральной власти, затрудняло учет доходов и расходов, контроль за которыми практически отсутствовал.
Реформа включала несколько этапов:
- на первом этапе нужно было ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств и ввести единый государственный бюджет и единую общегосударственную кассу;
- на втором этапе реформы отменялась государственная кредитная монополия;
- на третьем этапе изменялась налоговая система.
На первом этапе реформы важно было установить гласность бюджета, ликвидировать финансовую самостоятельность министерств и ведомств, укрепить порядок в расходовании средств.
Сведения о государственных расходах и доходах с 1862 г стали публиковать в печати, а деньги государства концентрировались в Государственном банке на счетах казначейства. Государственный банк России был учрежден в 1860 г.
Рисунок 1. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Через 4 года произошла реорганизация государственного контроля, основная функция которого заключалась в проверке целесообразности расходов ведомств и состоянии финансов.
Отчеты государственного контроля об исполнении бюджета страны с 1866 г стали публиковаться для всеобщего ознакомления. Все учреждения, кроме Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, сети коммерческих банков, отвечали потребностям капиталистического развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Суть была в том, что государство с аукциона продавало откупщикам право продажи водки, вносивших в бюджет всю сумму сразу. Устанавливая монопольные цены в свою пользу, они получали огромные деньги. Этими действиями государство вызывало огромную ненависть народа.
Свободная торговля водкой была введена в 1863 г с упразднением винных откупов, но с уплатой акцизного сбора в пользу казны.
Вторая монополия государства на водку вводилась в конце XIX века с продажей в казенных лавках.
Упразднен был архаичный соляной налог, подушная подать с душ крестьян и мещан, и для крестьян и землевладельцев заменена поземельным налогом.
Остальные налогоплательщики должны были платить подоходный налог. Налоговая система, таким образом, становилась всесословной.
Однако основные доходы государству приносили косвенные налоги, своей тяжестью ложившиеся на народные низы.
На крестьян также распространены были натуральные повинности, приносившие немалые средства государству.
Статью государственных расходов по бюджету составляли затраты на содержание вооруженных сил, государственного аппарата, включая полицию, царский двор, уплату процентов по государственным долгам. Для сравнения, если расходы на содержание вооруженных сил составляли более 35% бюджета, то расходы по Министерству просвещения составляли 1,6% государственного бюджета страны.
Проведение финансовой реформы 1862 г.
Должность государственного контролера в это время занимал В.А. Татаринов, начавший проведение финансовой реформы. Суть реформы заключалась в преобразованиях государственной финансовой системы России.
Задача реформирования – повышение эффективности и планомерности государственных расходов, усиление контроля над ними, борьба с казнокрадством.
Решение о введении гласности бюджета состоялось ещё до утверждения сметных правил, и 4 января 1862 г Император повелел опубликовать на текущий год государственную роспись доходов и расходов.
Нашлись и такие, кто испугался нововведения, потому что государственная роспись всегда держалась в глубочайшей тайне. Консерваторы считали, что это был шаг к революции.
Татаринов В.А. по поручению Александра II разрабатывал положение о единстве кассы, что тоже вызывало большое беспокойство в бюрократических кругах. Параллельно проходило реформирование контрольного ведомства, при котором в 1863 г была создана Временная ревизионная комиссия, преобразованная в 1883 г в Департамент гражданской отчетности.
Комиссия проводила ревизию по подлинным документам денежных оборотов всех государственных учреждений Петербурга.
Руководители ведомств резко возражали, поэтому предварительный контроль не был установлен, поскольку Император встал на сторону своих министров.
Государственный контроль над бюджетом страны в целом стал осуществляться с 1866 г. – составлялись ежегодные отчеты по исполнению государственной росписи и её финансовых смет.
Отчеты регулярно публиковались в печати. Все мероприятия по преобразованию позволили смягчить произвол и расточительность в расходовании средств, характерных для дореформенной России.
К сожалению, во многом не удалось довести их до конца. Отсутствие в законодательстве единого кодифицированного положения о правах и обязанностях Государственного контроля и отказ от предварительного контроля существенно снизили эффективность ревизионной работы.
Далеко не на все государственные учреждения распространялась система контроля, ряд ведомств не подлежали ревизии, поскольку были наделены статусом неприкосновенности – это были:
- Министерство императорского двора и уделов;
- Кабинет его императорского величества, императорская канцелярия;
- Учреждения императрицы Марии;
- Канцелярия по кредитной части Министерства финансов, государственные кредитные учреждения;
- Доходы и расходы Святейшего Синода;
- Расходы Министерства иностранных дел.
Ревизии не подвергались также статьи расходов Императора.
Татаринов прилагал большие усилия, чтобы расширить сферу компетенции Государственного контроля и повысить его роль в системе управления, усилить влияние на выработку и проведение экономической политики России.
Бюджет страны стал хронически дефицитным после Крымской войны, и Татаринов обращал внимание императора на недостатки в работе государственного аппарата, вскрывал злоупотребления и выдвигал конкретные предложения.
Он требовал ограничить непомерные расходы по всем министерствам и дать его ведомству новые полномочия.
Значение финансовой реформы 1862 г.
Финансовые реформы 1860-х годов являлись буржуазными реформами и ставили перед собой цель преобразования финансовой системы России для вступления ее на путь капитализма.
Рисунок 2. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все государственные ведомства обязаны были составлять сметы, для чего была специально установленная форма, в разных параграфах которой надо было подробно указывать все статьи расходов.
Все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, которое подчинялось Министерству финансов.
Средства с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями из касс расходились по разным ведомствам и шли в оплату расходов.
В течение 1865 г органы государственного финансового контроля создавались и на местах – это были контрольные палаты.
Изменения коснулись и торговли – винный откуп заменялся акцизными марками, а налогообложение делилось на косвенные и прямые налоги.
Денежная реформа 1862 г была отложена, потому что для размена бумажных денег у государства не хватило золотых и серебряных запасов.
Сама финансовая система, созданная В.А. Татариновым, вплоть до Октябрьской революции не претерпела каких-либо существенных изменений.
Государственная система финансов в стране стала более прозрачной и эффективной. Денежные средства строго учитывались и не тратились на ненужные вещи, чиновники несли ответственность за каждый потраченный рубль.
Государство, благодаря новой системе, смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.09.2021
Валентина Николаевна Норина
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Читайте также:
- Аннотация к книге горе от ума кратко
- Судебная реформа военная реформа кратко
- Wolfenstein the new order сюжет кратко
- Гистология кратко к экзамену
- Храм василия блаженного описание внутри кратко
ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. Александр II. Реформы 1860-1870- годов. Финансовая реформа 1860-1864 г
Финансовая реформа 1860-1864 г.
Цели, основные положения реформы,плюсы и минусы.
- Преобразование финансовой системы страны
- Осуществление чёткого контроля за бюджетными средствами
- Создание условий для перехода финансовой системы на путь капитализма
Основные положения:
- Осуществление контроля за бюджетными средствами. С этой целью все финансовые ведомства должны ежегодно составлять сметы расходов, общие сметы государства утверждались министром финансов, затем Государственным советом, а после — императором.
- Все деньги , не израсходованные министерствами за год, возвращались в государственную казну, а не оставлялись в министерствах ,как это было раньше.
- С 1864 года все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов.
- 1863- отмена подушной подати для мещан. Она заменена налогом на городскую недвижимость.
- В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.
- 1865- введение поземельного налога, который обязаны были платить все собственники земли.
- С 1866 года вводились акцизы на винные изделия и табак
- Появление прямых (окладные сборы) и косвенных ( неокладные сборы) налогов.
- Проведён ряд кадровых изменений, были назначены более энергичные, образованные люди.
Плюсы реформы:
- Финансовая система стала более эффективной и прозрачной
- Вёлся строгий учёт всех государственных средств
- Усилилась ответственность чиновников за каждый потраченный рубль
- Совершенствовалась налоговая система
- Постепенно государство стало выбираться из экономического кризиса.
- Большую роль играл Государственный банк, созданный ещё в 1860, выдававший кредиты для развития промышленности и сельского хозяйства.
Минусы реформы:
- Контроль за деятельностью финансовых органов был недостаточно организован. Часто он ограничивался проверкой документов, а не фактическим положением дел.
- Оставались пережитки прошлого — подушная подать ( она была отменена лишь для мещан)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Powered by Warp Theme Framework
Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства.
Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджетная система России характеризовалась такими чертами: Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну.
Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели.
Был низкий уровень сметной дисциплины. Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. Много вреда принесла действовавшая система экономических капиталов.
Обратите внимание
По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали.
Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Но на практике эта премия чаще всего была премией за плохую работу.
Министерства не успевали сделать все то, что им положено было сделать за год, у них образовывался остаток. А заинтересованности в том, чтобы все сделать, у них тоже не было, поскольку то, что осталось, доставалось им в виде премии. Нередко возникала такая ситуация, когда приходилось брать займы за границей, в то время как деньги в стране были, но они были на счетах министров, они были неприкосновенны.
А самым плохим в бюджетной системе 1-й половины 19 века было отсутствие должного контроля за расходованием бюджетных денег. С 1811 года в России существовало специальное контрольное ведомство, Ревизионное ведомство, нечто вроде современной Счетной палаты.
Государственный контроль был поставлен довольно независимо, подчинялся только царю. Но ревизионный контроль и его чиновники не имели права знакомиться с финансовой и хозяйственной деятельностью учреждений по подлинным документам, а могли знакомиться только по так называемым генеральным отчетам.
Генеральные отчеты в конце года составляло каждое министерство, где расписывалось куда пошли деньги и в каком количестве. Это было крайне неэффективно, так как проверяющие могли знать о деятельности учреждений только то, что они сами о себе говорили.
Это все равно, что следователь будет слушать только то, что говорит обвиняемый и больше ничего.
Кроме того, у государственного контроля не было местных органов, он был только в СПб. Между тем, немалое количество денежных сумм расходилось на местах, в губерниях, уездах, а там контроля не было вообще, т.е. там был самоконтроль.
Еще во время Крымской войны группа чиновников государственного контроля была командирована заграницу с тем, чтобы ознакомиться с постановкой ревизионного дела в других странах. Были составлены обширные отчеты об этой командировке. И с конца 1850-х годов вопрос о финансовых преобразованиях: реорганизации контрольной службы, наведение порядка в бюджетной сфере – стало предметом обсуждения.
Кроме крестьянской реформы ни одно из преобразований не встречало такого противодействия как финансовая реформа. Главным государственным контролером был назначен Татаринов. Ему пришлось преодолевать очень сильное сопротивление. Против него в едином строю выступали почти все министры.
Важно
Не следует все воспринимать примитивно, что его противники были людьми, которые только и мечтали о том, чтобы набить себе карманы за счет государства. Дело было в другом.
Они не хотели мириться с тем, что теперь придется отчитываться перед государственным контролем в том, на что тратить деньги, они привыкли сами решать, что важно, а что неважно.
Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». В чем суть реформы? Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения.
Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами.
На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля.
Эти меры позволили наладить порядок. Особенное раздражение губернаторов вызвало создание контрольных палат как независимых инстанций. Когда после того эта мера была принята, ее чуть было не свели на нет.
4 апреля 1866 года состоялось покушение Каракозова на Александра 2. После этого стал обсуждаться вопрос о том, что общество распустилось, надо усилить власть губернаторов. На заседании Комитета министров был поднят этот вопрос. Противники реформы государственного контроля (финансовой реформы) решили этим воспользоваться.
Они приняли решение о фактическом подчинении контрольных палат губернаторам. Все представления к наградам, очередным чинам и должностям чиновников государственного контроля должны были идти только через губернаторов. Понятно, что чиновники никак не могли быть объективными при проверке деятельности губернаторов.
Совет
Министры такое решение приняли, воспользовавшись тем, что Татаринов был в Москве. А Александр 2, не разобравшись, утвердил.
Но Татаринов вернулся и увидел, что эта мера губит все дело контрольной реформы. Он доложил свои соображения Александру 2, и тот понял, что поступил опрометчиво. После этого были внесены коррективы: контрольные палаты остались независимыми от губернаторов.
Не все, что было задумано, Татаринов мог осуществить. Не удалось ввести принцип фактического контроля. Государственный контроль осуществлялся по документам. А фактический контроль осуществлялся реально. Например, по бумагам следует, что деньги отпущены на строительство здания для губернского правления, и здание построено. А вдруг этого здания нет, а только на бумаге существует.
Эффективной деятельности мешало и то, что денежные начеты на должностных лиц, которые своими действиями нанесли ущерб государству, можно было делать только с согласия начальников. А начальники не давали разрешения.
Налоговая реформа
Была реорганизована налоговая система. Она стала более справедливой. К середине 19 века она была несправедливой. Из налоговых поступлений больше ¾ платили крестьяне и мещане в рамках подушной подати. Между тем наиболее зажиточные категории населения, дворянство и купечество, меньше 20%. Т.е. финансовое благополучие государства обеспечивали не самые богатые люди.
А в первой половине 1870-х годов были приняты меры, которые сделали распределение налогового бремени более справедливым.
В 1863 году было отменено взимание подушной подати с мещан. Вместо подушного сбора в городах был введен налог на городскую недвижимость, облагая этими налогами всех владельцев недвижимости, в том числе и дворян, которые раньше налогов не платили.
В 1875 году был введен государственный поземельный налог. Его платили все собственники земли, в том числе и помещики.
С другой стороны, привлечение к платежам лиц, которые раньше вообще не платили налогов, способствовало росту поступлений в государственное казначейство.
Важное место имело создание в 1860 году Государственного банка. Гос. банк создавался вместо большого количества государственных кредитных учреждений. Он должен был централизовать все дело государственного кредита. Задачи гос. банка:
он должен был кредитовать промышленность и сельское хозяйство, но это задача на будущее, поскольку в 1860 году денег у него не было.
банк занимался преимущественно скупкой и продажей государственных ценных бумаг.
Банк не получил права выпуска бумажных денег.
Впоследствии банк играл чрезвычайно важную роль в экономической жизни России.
Обратите внимание
Среди мер, которые были приняты властями, большое значение имела отмена винных откупов. Еще до того как началось трезвенное движение, Александр 2 дал указание приступить к подготовке соответствующих преобразований.
Подготовка шла медленно, так как откупщики всеми силами противились ликвидации. Говорили, что сенатору, который руководил комиссией, готовившей реформы, ему предложили взятку в размере 1 миллиона рублей, чтобы он тормозил дело.
Говорят, что когда Александр 2 узнал про это, он предложил ему свои 1 миллион рублей.
В конце концов в 1861 году вышел закон в соответствии с которым с 1 января 1863 года винные откупа упразднялись. Вместо них вводилась свобода производства и торговли спиртными напитками.
Владельцы промышленных предприятий, производивших алкоголь, должны были ежегодно выплачивать патентный сбор и акциз. Размер акциза определялся количеством произведенного продукта.
Владельцы торговых заведений должны были платить патентный сбор. Эта система просуществовала до середины 1890-х годов.
Реформы Александра Второго 2
Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет
Кафедра Экономики и Финансов
Специальность Экономика и управление на предприятии
Реферат
по дисциплине «Отечественная История»
Реформы Александра Второго
Выполнил:
студент 1 курса
группы
Проверил:
Доцент кафедры истории и культурологи, кандидат исторических
наук
Каменчук Николай Иосифович
Иваново, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
Глава 1. личность императора александра николаевича и первые годы его царствования……………..…………………………..…………4
Биография Александра………………………………………………………4
Первые годы царствования…………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70Х ……………………………….……….6
Необходимость реформ………………………………………………………6
Земская реформа………………………………………………………………7
Городская реформа…………………………………………………………..11
Судебная реформа……………………………………………………………12
Военная реформа…………………………………………………………….17
Реформы в области просвещения, печати и церкви……..……………..…33
Финансовая реформа……..………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………46
Введение
Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России.
«Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I.
Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство. От царя ждали ответа. Александр дал его.
Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии.
Важно
Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством.
Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование императора Александра II, как новую эпоху в русской жизни.
В первой главе я обратила внимание на личность Александра Николаевича и первые годы его правления. Без биографии и понимания личности человека судить о его поступках невозвозможно.
Вторая глава посвящена «Великим реформам» 1863-1874 годов. Предпосылки их создания, развитие и взгляд.
И, наконец, в заключение я подвела итоги реформ Александра II.
Глава 1. личность императора александра николаевича и первые годы его царствования
Биография Александра II.
Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы
Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.
Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт
В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными
делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года — и
Синода.
При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19
февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было
освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок
общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года
судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и
законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала
гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году
вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной
службы с низших сословий. В это время были созданы высшие
общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и
Киеве), основаны 3 университета — Новороссийский (1865 г.), Варшавский
(1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об
освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а
также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и
ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после
подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно
перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских
циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в
стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил
своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и
подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено
покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен
Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому — Уссурийский (1860 г.). В 1864
году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были
захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую
область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин
Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США
Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике
России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878
гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось
провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила
часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и
денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были
присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.
1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной
в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в
Петропавловском соборе.
Первые годы царствования.
На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему
предстояло войти в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации,
26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На
три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки,
начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание
разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим
заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам
польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и
набор между последними приказано производить на общих основаниях; был
разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь
преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование
Александра II.
Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать
последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении
внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза»,
руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом
приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать
войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он
продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем
политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось
впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на
практике это оказалось не так:»повеяло мягкостью и терпимостью,
характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные
стеснения с печати;университеты вздохнули свободнее. . . «, говорили, что
«государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. «В
действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом
бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения
всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах
программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему
сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания
войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую
фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и
совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует
в судах ; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и
всякой полезной деятельности . «
Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы.
Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса».
Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.
Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.
Глава 2. великие реформы 60-70х годов
Необходимость реформ.
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки
Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением
Реформы Александра 2: плюсы, минусы и итоги
Период правления Александра II ознаменовался политическими реформами, которые без преувеличения стали судьбоносными для Российской империи.
Необходимость таких политических преобразований была вызвана тяжелым положением России, в связи с поражением в Крымской войне, наличием крепостного права, тормозящего развитие экономики государства.
В перечень основных реформ входят:
- Крестьянская.
- Финансовая.
- Реформирование системы местного самоуправления.
- Переустройство судебных органов.
- Образовательная реформа.
- Военные реформы.
Положительные результаты реформирования
Самой существенной является крестьянская реформа, которая в 1861 году открыла список преобразований и отменила крепостное право.
Получение личной свободы и возможности брать в аренду земельные наделы, способствовало развитию рынка труда. Крестьяне приобрели право свободного выбора профессии.
Земля передавалась в пользование общине, и все права имеет местное самоуправление.
Совет
Суть земской реформы (1864 год) состояла в том, что решение вопросов местного хозяйства, взыскания налогов, утверждение бюджета передается выборным уездным и губернским управам.
Эти выборочные учреждения должны были заниматься обеспечением и развитием начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания. Естественным продолжением реформы местного самоуправления является городская, которая заменила сословные управления городами, выбранными думами.
Плюсами реформирования земства можно считать повышение уровня образования за счет открытия огромного количества земских школ. Значительно улучшилась система здравоохранения.
Строительство в больших количествах земских больниц, школ привело к образованию «третьего элемента» из врачей, учителей, агрономов. Кроме того, создание инфраструктуры в ближайших населенных пунктах, строительство дорог, медучреждений, школ способствовало ускоренному развитию промышленности.
Начало образовательной реформы было положено императором уже в первые годы его правления. Реформирование коснулось не только университетской среды, но затрагивало также и средний уровень образование.
Кроме классических гимназий, широкое распространение в шестидесятых годах XIX века получили реальные училища. Новые правила дали возможность получать образование крестьянским детям.
Созданная система женского образования обеспечила широкий доступ женщин к образованию. Новый закон о печати снизил уровень цензуры.
Судебная реформа, предусматривающая создание системы судов из мировых и общих, обеспечила более эффективное судопроизводство. Внедрение суда присяжных, публичность и гласность судебных заседаний с участием адвокатов, независимость судей оказали сильное влияние на прогресс в общественной жизни и всего государственного строя.
Минусы реформ Александра II
Несмотря на положительный эффект от внедрения реформ, касающихся практически всех сторон жизни России шестидесятых — семидесятых годов XIX столетия, они не были лишены недостатков и существенных просчетов. Проведение крестьянской реформы не дало крестьянам главного – земли.
Кабальные условия выкупа земли для большинства бывших крепостных были грабительскими и способствовали резкому расслоению деревенских общин. Земская реформа считается по духу и характеру буржуазной.
Однако присутствие на заседаниях в основном представителей высших звеньев общества позволяло игнорировать интересы низших сословий