Наталья Валерьевна Ворошилова
Эксперт по предмету «Экономика»
Задать вопрос автору статьи
Понятие «промышленность»
Для удовлетворения своих потребностей человек всегда должен был трудиться.
Определение 1
Труд – это сознательная деятельность человека, направленная на создание определенных благ, с целью удовлетворения своих личных или общественных потребностей.
Трудовая деятельность начала формироваться параллельно с развитием человека. Возрастали человеческие потребности – усложнялся и трудовой процесс. Постепенно сформировались условия для разделения труда. Наряду с земледелием, животноводством, охотой и собирательством начали развиваться различные ремесла. Именно ремесла явились прообразом сложной сферы хозяйственной деятельности, которую сегодня мы знаем под названием «промышленность».
Определение 2
Промышленность – это часть народнохозяйственного комплекса в идее совокупности предприятий, которые занимаются разработкой природных ресурсов, их переработкой, производством энергии и материалов, выпуском средств производства и товаров широкого потребления.
Современная промышленность – это сложная система предприятий, отраслей и межотраслевых образований. Она имеет территориальную и отраслевую структуру.
Определение 3
Территориальной структурой называется распределение предприятий по территории страны или отдельного региона.
Отраслевой структурой называется разделение промышленного комплекса на отдельные отрасли.
По характеру производства промышленность делят на добывающую и обрабатывающую. Современный промышленный комплекс включает следующие отрасли:
- энергетику;
- металлургию (черную и цветную);
- машиностроение и металлообработку;
- химическую и нефтехимическую промышленность;
- лесную и деревообрабатывающую промышленность и лесохимию;
- легкую промышленность;
- пищевую промышленность.
«Реформа промышленности СССР 1965 года» 👇
Каждая из этих отраслей делится на ряд более мелких подразделений (подотраслей). Но это деление условно. В современном производстве на одном предприятии сочетаются этапы различных отраслей. Поэтому часто формируются межотраслевые комплексы.
Общая характеристика состояния промышленности СССР в средине ХХ века
История формирования отечественной промышленности имеет давние корни. Начала она создаваться еще в средине века. Но особенно активно появление заводов и фабрик связано с деятельностью Петра І.
Он старался вывести Россию в ряд ведущих государств Европы. Для обеспечения петровских планов страна нуждалась в своих заводах, в своих товарах. Но феодальная система не способствовала развитию капиталистических отношений. И лишь с отменой крепостного права начался второй этап развития промышленности на территории Российской империи.
К началу ХХ века Россия уже обладала мощным экономическим потенциалом. Но значительная часть предприятий принадлежала иностранному капиталу, а в сельском хозяйстве сохранилось много феодальных пережитков. Все это тормозило развитие промышленности страны.
В советское время особое внимание уделялось первоочередному развитию тяжелой промышленности и энергетики. Политика индустриализации и коллективизации способствовала быстрому росту производительности труда. Происходило экономическое развитие всех регионов страны.
Создание мощной индустрии способствовало обеспечению победы советского народа в Великой Отечественной войне. Благодаря организованной эвакуации много предприятий и почти 10 млн человек были эвакуированы из Европейской части страны на Урал и в Сибирь. Там была создана новая промышленная база Советского Союза. Она послужила опорой в деле восстановления разрушенного войной хозяйства.
Но в развитии советской экономики вообще и промышленности в частности наметились и отрицательные тенденции. Длительное время руководство промышленностью носило директивный и волюнтаристский характер. К началу 60-х годов ХХ века промышленность СССР насчитывала более 300 отраслей, включавших более 50 тыс. предприятий и организаций. Прежние методы руководства не позволяли эффективно использовать имеющиеся ресурсы и интенсифицировать развитие промышленности.
Руководством страны было признано, что существующая планово-административная система не способствует росту заинтересованности предприятий в повышении эффективности труда, внедрению новшеств и интенсификации производства. Данные процессы происходили в условиях усиления экономической конкуренции с развитыми странами Западной Европы и США.
Необходимость и суть реформы промышленности 1965 года
Учитывая сложившееся положение, в стране была развернута экономическая дискуссия. Она показала необходимость организационных и методологических изменений в советской промышленности и в методах экономического руководства. Встал вопрос о необходимости проведения экономической реформы.
После отстранения от власти Н. С. Хрущева было принято решение реформировать экономическую систему СССР и повысить научный уровень в управлении хозяйством. Руководство проведением реформы возлагалось на Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина (поэтому реформу 1965 года называют иногда «косыгинской»). Реформа проводилась путем принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эти постановления касались изменений в отраслях и методах руководства хозяйством.
Основными направлениями реформы были:
- ликвидация органов территориального хозяйственного управления и планирования (советов народного хозяйства);
- провозглашение предприятия основной хозяйственной единицей;
- восстановление системы отраслевого управления промышленностью (отраслевые министерства и ведомства);
- сокращение директивных плановых показателей;
- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий;
- усиление роли хозяйственного арбитража;
- придание ключевого значения интегральным показателям экономической эффективности – прибыли и рентабельности;
- реформирование ценовой политики (она должна была обеспечивать рентабельность производства).
Подводя краткий итог, можно сказать, что реформа характеризовалась применением экономических методов управления хозяйством и расширением экономической самостоятельности предприятий. При этом предусматривалось применение методов материального стимулирования предприятий и работников.
Дальнейшее развитие реформы проявилось в 70-е годы в коррекции и совершенствовании планирования и внедрения хозрасчета. К сожалению, из-за наличия консервативно настроенного руководства партии и правительства и изменения политической ситуации в мире и в стране реформы были «свернуты» и не достигли планируемых задач.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Содержание:
Развитие промышленности в России связано с царствованием Петра I, которое обусловлено массовым строительством заводов и фабрик различной направленности и его горячим желанием вывести свое государство на передовые позиции обрабатывающих держав Европы.
И если до 20 века развитию промышленности препятствовала феодальная система в государстве, то в начале 20 века российское государство уже обладало мощным экономическим потенциалом за счет политики коллективизации и индустриализации, которая позволяла осуществлять экономическое развитие всех регионов страны одновременно.
Стоит отметить, что благодаря созданной мощной промышленности советские люди смогли победить во Второй мировой войне, но, несмотря на всю мощь советской промышленности, она не смогла развиваться дальше, так как волюнтаристский характер руководителей производства не позволял производству идти по пути интенсивного развития.
Функционировавшая в то время планово-административная система не способствовала интенсификации труда, конкурировала только с развитыми западноевропейскими странами и Америкой.
История и суть реформы
Предпосылкой для предстоящей промышленной реформы стала стагнация промышленности СССР, после которой Хрущев решил реформировать экономическую систему Союза.
Промышленная реформа 1965 г. заключалась в предоставлении автономии промышленным предприятиям, усилении роли экономического арбитража, роспуске советов народного хозяйства, создании промышленных ведомств и полном реформировании ценовой политики.
Следует отметить, что проведенная реформа позволила применить экономические методы в управлении промышленными предприятиями и предоставила им полную автономию.
Концепция промышленности
Человеку всегда приходилось работать, чтобы удовлетворить свои потребности.
Работа — это сознательная деятельность человека, направленная на создание определенных товаров для удовлетворения своих личных или социальных потребностей.
Параллельно с развитием человека стала формироваться деятельность по работе. Человеческие потребности росли, как и трудовой процесс. Постепенно формировались условия для разделения труда. Помимо сельского хозяйства, животноводства, охоты и собирательства, развивались различные ремесла. Ремесла были прототипом сложной экономической деятельности, которую мы сегодня знаем как «промышленность».
Промышленность является частью национального экономического комплекса в смысле совокупности предприятий, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов, их переработкой, добычей энергии и материалов, производством средств производства и товаров народного потребления.
Современная промышленность представляет собой сложную систему предприятий, отраслей и отраслевых ассоциаций. Она имеет территориальную и секторальную структуру.
Территориальная структура — это распределение предприятий по территории страны или одного региона.
Отраслевая структура представляет собой разделение промышленного комплекса на отдельные отрасли.
В зависимости от вида производства, отрасль делится на добывающую и обрабатывающую. Современный промышленный комплекс включает в себя следующие отрасли промышленности:
- Энергия;
- Металлургия (черная и цветная);
- Машиностроение и металлообработка;
- Химическая и нефтехимическая промышленность;
- Деревообрабатывающая и деревообрабатывающая промышленность и химия древесины;
- Легкая промышленность;
- Пищевая промышленность.
Каждая из этих отраслей разделена на ряд более мелких подразделений (подотраслей). Однако, это разделение условно. В современном производстве операции различных отраслей объединены в одном предприятии. Поэтому часто образуются разветвленные комплексы.
Необходимость и суть промышленной реформы 1965 г.
В связи с этой ситуацией в стране развернулась экономическая дискуссия. Она выявила необходимость организационно-методических изменений в советской промышленности и методах хозяйствования. Был поднят вопрос о необходимости экономических реформ.
После отстранения Н.С. Хрущева от власти было решено реформировать экономическую систему СССР и повысить научный уровень в управлении экономикой. Руководство реформой было поручено Председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину (поэтому реформу 1965 года иногда называют «Косыгинской»). Реформа была проведена путем принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эти указы касались изменений в областях и методах управления экономикой.
Основными направлениями реформы были:
- упразднение территориальных органов экономического управления и планирования (советов народного хозяйства);
- Провозглашение предприятия основной экономической единицей;
- Восстановление системы отраслевого управления отраслью (отраслевые министерства и ведомства);
- Сокращение целей планирования;
- Расширение экономической самостоятельности предприятий;
- Усиление роли экономического арбитража;
- Придание центрального значения интегральным показателям экономической эффективности — прибыли и рентабельности;
- Реформа ценовой политики (она должна обеспечить рентабельность производства).
Подводя итог, можно сказать, что реформа характеризовалась применением методов экономического управления и расширением экономической самостоятельности предприятий. В то же время было обеспечено использование методов материального стимулирования предприятий и работников.
Дальнейшее развитие реформы проявилось в 1970-х годах в корректировке и совершенствовании планирования и внедрения учета расходов. К сожалению, из-за консервативного руководства партии и правительства и меняющейся политической ситуации в мире и стране, реформы были «повернуты вспять» и не достигли намеченных целей.
Общие черты состояния промышленности в СССР в середине ХХ века
История возникновения отечественной промышленности имеет давние корни. Она начала появляться в середине века. Но появление фабрик и заводов особенно активно связано с деятельностью Петра I.
Он стремился вывести Россию в число ведущих европейских стран. Чтобы осуществить планы Петра, стране нужны были ее заводы и товары. Но феодальная система не способствовала развитию капиталистических отношений. И только с отменой крепостного права начался второй этап промышленного развития Российской империи.
В начале ХХ века Россия уже имела мощный экономический потенциал. Но большая часть предприятий принадлежала иностранному капиталу, а в сельском хозяйстве было много феодальных остатков. Все это препятствовало развитию промышленности страны.
В советское время приоритет отдавался развитию тяжелой промышленности и энергетики. Политика индустриализации и коллективизации способствовала быстрому росту производительности труда. Экономическое развитие происходило во всех регионах страны.
Создание эффективной промышленности способствовало победе советского народа в Великой Отечественной войне. Благодаря организованной эвакуации многих предприятий и почти 10 миллионов человек были эвакуированы из европейской части страны на Урал и в Сибирь. Создана новая промышленная база Советского Союза. Он служил опорой в восстановлении разрушенной войной экономики.
Но в развитии советской экономики в целом и промышленности в частности были негативные тенденции. Долгое время управление промышленностью носило директивный и волюнтаристский характер. В начале 1960-х годов советская промышленность насчитывала более 300 отраслей, в том числе более 50 тысяч предприятий и организаций. Предыдущие методы управления не позволяли эффективно использовать имеющиеся ресурсы и активизировать развитие отрасли.
Руководство страны осознало, что существующая система планирования и управления не способствует росту заинтересованности предприятий в повышении эффективности труда, внедрении инноваций и интенсификации производства. Эти процессы происходили в условиях усиливающейся экономической конкуренции с развитыми странами Западной Европы и США.
- Социальная ориентация экономики — характер, основные черты, источники и принципы
- Построение сетевого графика — модель, концепция, применение и структура
- Проблема альтернативной стоимости — рациональность и определения
- Промышленность в СССР — виды и особенности
- Формы инфляции — понятие, виды, определение и сущность
- Концепция альтернативной стоимости — суть, помещение и необходимость выбора
- Роль оценки бизнеса — характер, определение, цели и этапы
- Экономическая система — концепция, структура и параметры для сравнения
КОСЫ́ГИНА РЕФО́РМА 1965, совокупность мер, направленных на повышение эффективности экономики. Осуществлялась по инициативе и под рук. пред. СМ СССР А. Н. Косыгина. В разработке реформы участвовали Н. К. Байбаков, А. В. Бачурин, Л. И. Абалкин, А. И. Анчишкин, Л. М. Гатовский, Р. А. Белоусов, В. С. Немчинов, Л. В. Канторович, С. С. Шаталин и др.
Осн. цели и направления реформы были сформулированы в решениях Пленума ЦК КПСС (сент. 1965), постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 4.10.1965 и в утверждённом тогда же СМ СССР «Положении о социалистическом государственном предприятии». Гос. комитеты по отраслям пром-сти и совнархозы были упразднены, вместо них образованы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства. Территориальный принцип в организации материально-технич. снабжения был сохранён. Предполагались существенное расширение самостоятельности и прав предприятий, переход к стимулированию их деятельности в зависимости от показателей не только количественного, но и качественного, экономически эффективного роста, что должно было внести в экономич. организацию элементы состязательности ради достижения лучших результатов и даже определённой конкуренции. В качестве гл. показателя эффективности работы предприятия вводился показатель объёма реализованной продукции (вместо объёма валовой продукции) и прибыли, что, как ожидалось, должно было способствовать учёту спроса населения и производств. потребителей на разнообразную, современную и качественную продукцию. Предусматривалось сокращение числа обязат. плановых показателей.
Реформой предполагалось образование фондов экономического стимулирования предприятий (материального поощрения; социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; развития произ-ва) в зависимости от темпов роста реализации продукции и уровня расчётной рентабельности (отношение расчётной прибыли, образуемой при вычете из общей прибыли платы за основные и оборотные средства, к среднегодовому размеру этих средств) по нормативам, установленным для групп предприятий, близких по своим производственно-технологич. и экономич. характеристикам. Фонды поощрения на предприятиях планировалось формировать в значит. мере за счёт дополнит. обязательств по увеличению объёмов произ-ва и прибыли, в т. ч. за счёт сокращения издержек произ-ва, снижения численности работающих, самостоят. реализации на сторону излишних основных фондов. Реформа системы оптовых цен должна была выправить многочисл. сложившиеся ещё в период социалистич. индустриализации деформации в ценах, тем самым обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение их затрат и формирование достаточной прибыли. Впоследствии реформа цен была дополнена реформой амортизационной политики и практики, с учётом важности политики амортизирования как для ценообразования, так и для стимулирования технич. прогресса.
Первоначально реформа в осн. своих направлениях была достаточно активно и с одобрением воспринята как хозяйственниками, так и всей экономич. общественностью, внеся значит. оживление в науч. мысль и практику. Она способствовала вскрытию и использованию внутр. резервов предприятий (при прежней хозяйств. системе в этом не были заинтересованы ни руководители, ни коллективы). К 1970 на новые условия работы перешло св. 90% предприятий ведущих отраслей пром-сти, а также 40% совхозов. Пятилетка реформы, по данным офиц. статистики, стала лучшей из всех пятилеток: объём пром. произ-ва вырос на 50%, производительность труда – на 39%, среднегодовые темпы прироста нац. дохода составили 7,7%. Однако вскоре выявились внутр. несовершенства, противоречия реформы, не предвиденные её авторами. Отраслевая система управления через министерства, главки, объединения (которых со временем становилось всё больше) искусственно разрывала единую народно-хозяйственную систему, не позволяя осуществлять программно-целевое управление ресурсами и тем самым выхолащивая одно из гл. преимуществ плановой экономики – концентрацию ресурсов на решающих направлениях. Кроме того, в отраслевой системе управления зачастую игнорировались территориальные проблемы, не обеспечивалось рациональное сочетание отраслевого и территориального аспектов управления экономикой. Капиталовложения и материальные ресурсы распределялись в большинстве случаев уравнительно, что приводило к распылению сил и средств, их длительному омертвлению, многочисл. долгостроям, срывало планы технич. перевооружения предприятий и отраслей, несмотря на крупные закупки совр. оборудования за рубежом.
Практика реформы вскрыла её глубинные проблемы, состоявшие в попытке соединить противоречивые, взаимоисключающие элементы рыночной и адм. системы организации экономики. Не оказались жизнеспособными и системы стимулирования по групповым нормативам, т. к. в реальной экономич. жизни предприятия различались по множеству производств., технологич., экономич., географич. и многих др. признаков. Реформа в её центр. звене, в хозяйств. механизме на уровне предприятия, не преодолела гл. проблемы планово-командной организации экономики – отторжения ею технич. прогресса. При фактич. отсутствии рынка и его атрибутов (конкуренции, перелива капитала и пр.) и господстве командных начал фонды развития средств произ-ва не смогли стать ресурсом и механизмом технологич. модернизации, а показатели прибыли и реализации продукции – сыграть решающую роль в повышении эффективности произ-ва. Цены, утверждаемые разветвлённой системой бюрократич. структур, при отсутствии подлинно рыночных механизмов их формирования также не могли стать ориентирами и регуляторами хозяйств. деятельности и (наряду с др. компонентами реформы) не могли предотвратить постепенной экономич. стагнации. Прежде всего по этим причинам, а также из-за противодействия парт.-гос. номенклатуры, не видевшей своего места в реформируемой экономич. системе, уже через 3–4 года эффективность К. р. стала снижаться и вскоре реформа была свёрнута, за исключением отдельных, в сущности формальных, элементов (сохранение фондов поощрения, платы за фонды и др.).
Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР — реформа экономической политики Советского Союза, проводимая в рамках Золотой Пятилетки 1966—1970 годов, которая продолжила ранее начатую Никитой Хрущёвым политику частичной децентрализации управления предприятиями и «расширение самостоятельности» путём введения для последних показателя прибыльности и прибыли, большей свободы в распоряжении последней[1][2], освобождение или смягчение ряда плановых показателей, установленных Госпланом[3], а также личное стимулирование труда работников[4][5]. В СССР реформа известна как Косыгинская реформа, на Западе — иногда как реформа Либермана[6]. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин являлся главным инициатором и руководителем проведения реформы[4]. Разработка осуществлялась под руководством экономиста Евсея Либермана в период 1963—1965 годов[7].
Предыстория
Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 году промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций)[8], и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новшеств[9].
Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда»[10] и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС[источник не указан 2719 дней]. Поддержку предложениям Либермана высказали экономисты В. С. Немчинов, С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.
Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов[11], подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила название либерманизм.
Как альтернатива реформе в среде интеллигенции «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 года развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ)[12].
Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана[источник не указан 2966 дней].
Реформа
Основные положения
Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 1960-х годов «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и секторы народного хозяйства:
- «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)[13]
- «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
- «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.[14]
- «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
- «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)[15]
- «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)[16]
- «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)[17]
- «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)[18]
- «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)[19]
- «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)[20]
- «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)[21]
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп следующих мероприятий.
- Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
- Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
- Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
- Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
- Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5—2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в статье 16 Конституции СССР 1977 года:
Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Реализация
Распределение прибыли предприятий до и после реформы
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки (1966—1970 годы). К осени 1967 года по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 года — 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1970 годах национальный доход в СССР рос в среднем на 7,8% ежегодно[22]. Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления на предприятиях, развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий. Объём промышленного производства вырос на 50 %[23]. Было построено около 1900[23] крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти.
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения[24].
Годы | Валовой общественный продукт | Национальный доход |
---|---|---|
1961—1965 | 6,5 | 6,5 |
1966—1970 | 7,4 | 7,7 |
1971—1975 | 6,4 | 5,7 |
1975—1979 | 4,4 | 4,4 |
Год | Валовая продукцияШаблон:Единица измерения? | Численность персонала | Основные производственные фонды |
---|---|---|---|
1965 | 148 | 123 | 186 |
1970 | 163 | 115 | 152 |
1975 | 137 | 108 | 151 |
1979 | 116 | 107 | 134 |
Щёкинский эксперимент
В августе 1967 года на Щёкинском химическом комбинате был начат экономический эксперимент по проверке основных положений реформы, получивший известность как Щёкинский эксперимент.
Суть эксперимента заключалась во внедрении на предприятии элементов хозрасчёта с целью повышения производительности труда. В частности, предприятию был определён стабильный фонд зарплаты на 1967—1970 годы, а вся экономия этого фонда при повышении производительности труда и при сокращении числа работников оставалась в распоряжении коллектива предприятия[25]. За два года такой работы число рабочих на комбинате сократилось на 870 человек, за 10 лет объём выпускаемой продукции вырос в 2,7 раза, производительность труда в 3,4 раза, почти в 4 раза повысилась рентабельность, расходы заработной платы на рубль товарной продукции снизились с 13,9 до 5 копеек[25]. Через некоторое время эксперимент фактически прекратился — в 1976 году комбинат добился 143 % использования проектной мощности, но с планом не справился, что привело к лишению тринадцатой зарплаты и потере выплачиваемой надбавки[25]. Этот опыт получил одобрение ЦК и в 1967—1969 годах щёкинский эксперимент был внедрён на многих предприятиях[25]. Так, в составе Дальневосточного морского пароходства на начало 1975 года на 140 судах было высвобождено 730 человек, но сказался износ: пароходство за пятилетку сократилось на 20 судов, а поступило лишь три современных судна[25].
Развитие реформы
В 1970-е годы Совет Министров и Госплан СССР приняли решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе с принесением в жертву инновационного развития), обеспечивающие наиболее высокие показатели по т.н. «валовой выручке», поскольку именно этот показатель присутствовал в государственном плане.
Постановлением СМ СССР «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» от 21 июня 1971 года были восстановлены, начиная с 9-го пятилетнего плана 1971—1975 годов, директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
В 1970-е годы многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух- и трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно, были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
В 1970 году существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 году — 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), например: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.
Были отмечены и негативные тенденции: быстрый износ основных средств без их своевременного обновления, уклон интереса к «сиюминутной» выгоде без заинтересованности в реализации стратегических целей, повышение криминализации отношений как внутри предприятий, так и между ними (расцвет «цеховиков»).
Постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» от 12 июля 1979 года вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции, учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль. Его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.
В пореформенный период в экономике СССР происходил выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, — что было характерно для 1930—1940-х годов.
1961—1965 | 1966—1970 | 1971—1975 | 1976—1979 | |
---|---|---|---|---|
Прирост национального дохода | 37 | 45 | 32 | 19 |
Среднегодовой темп прироста | 6,5 | 7,7 | 5,7 | 4,4 |
Производительность общественного труда | 31 | 39 | 25 | 14 |
Среднегодовой темп прироста | 5,6 | 6,8 | 4,6 | 3,3 |
Занятые в материальном производстве (прирост) | 10,2 | 6,0 | 6,4 | 3,9 |
Среднегодовой темп прироста | 2,00 | 1,20 | 1,25 | 0,95 |
Динамика фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов) | 0,86 | 0,98 | 0,87 | 0,89 |
Динамика материалоёмкости (отношение общественного продукта к национальному доходу) за период | 1,00 | 0,99 | 1,03 | 1,00 |
Во второй половине 1960-х — 1970-е годы реформа подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ). К ним относились директор Центрального экономико-математического института АН СССР Н. П. Федоренко, А. И. Каценелинбойген, С. С. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым. Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать конструктивную экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-математического планирования и учёта. Впервые СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967 году. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Институте США и Канады, аппарате ЦК КПСС. Оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Институт экономики АН СССР: профессора Я. А. Кронрод и Н. А. Цаголов, Л. И. Абалкин.
Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970 году[27]. Политизируя вопрос, сторонники СОФЭ ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий[28].
Свёртывание реформы
Структура внешней торговли СССР в 1970 г.
Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 года[29]. По воспоминаниям заместителя Косыгина Н. К. Байбакова, особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и его замом Н. А. Тихоновым[30]. Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР, с одной стороны, и Министерством обороны — с другой. Маршал Д. Ф. Устинов выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков.
Неблагоприятным фактором для развития реформ мог также быть рост поступлений от экспорта нефти (так, открытое в 1965 году Самотлорское нефтяное месторождение было пущено в эксплуатацию через четыре года, а нефтяной кризис 1973 года поднял цены на нефть во много раз), позволивший консервативному крылу советского руководства маскировать экономические проблемы СССР, в частности покрывать дефицит продовольствия за счёт поставок по импорту: закупок кормового зерна в Канаде и мороженой говядины и китового мяса в Австралии[источник не указан 1858 дней].
А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 году: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду»[31].
Итоги
Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970—1980-е годы, следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:
- исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг);
- необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений;
- социальные программы 1970-х годов (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)[32]
- затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде;
- крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева—Гречко—Горшкова[33];
- кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.).
В ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному экономическому росту, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.
Наработки реформы 1965 года использовались при подготовке экономической реформы 1987—1988 годов, в том числе Закона «О государственном предприятии».
Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон в книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные», проанализировав реформы, пришли к выводу, что они были обречены на неудачу с самого начала. Первая причина этого состоит в том, что цены в плановой экономике были слабо связаны с реальной стоимостью товаров и услуг, а значит, невозможно было оценить и стоимость инноваций, без которых не происходит экономического развития. Вторая причина заключается в привязанности премиального фонда к размеру общего фонда заработной платы. Это привело к тому, что предприятия не хотели снижать фонд заработной платы, что означало отсутствие стимулов к механизации и автоматизации труда, которые неизбежно ведут к сокращению персонала. По мнению авторов, для достижения устойчивого экономического роста необходимо наличие у широких слоев населения стимулов к инновациям, которые обеспечивают непрерывность технологического прогресса, а это связано со свободой мысли и нестандартными идеями — то, чего советская власть допустить никак не могла. Потому причина провала не в сворачивании реформ или несовершенстве выбранных Косыгиным методов, а в принципиальной невозможности устойчивого развития при советской политической системе[34].
См. также
- Экономическая реформа 1957 года в СССР
- Эксперимент в Акчи
Примечания
- ↑ Постановление Совмина СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 04.10.1965 № 729. www.libussr.ru. — «… 12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности.
Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.». Дата обращения: 24 апреля 2018.
- ↑ Совет Министров СССР «Об утверждении положения о социалистическом государственном производственном предприятии» от 04.10.1965 № 731. www.libussr.ru. — «14. Прибыль предприятия (а для предприятия, планом которого не предусмотрено получение прибыли, — экономия от снижения себестоимости) распределяется в соответствии с его балансом доходов и расходов (финансовым планом) и в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
…
Прибыль, полученная от реализации товаров широкого потребления и изделий производственного назначения, изготовляемых из отходов производства, полностью остаётся в распоряжении предприятия (фонд ширпотреба) и используется в порядке, установленном Советом Министров СССР.». Дата обращения: 24 апреля 2018. - ↑ Постановление Совмина СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 04.10.1965 № 729. www.libussr.ru. — «4. … В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, следующими показателями:
по производству:
общий объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель — объем отгруженной продукции;
важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатели качества продукции;
по труду — общий фонд заработной платы;
по финансам:
общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);
платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;
по капитальному строительству:
общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;
ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счёт централизованных капитальных вложений;
по внедрению новой техники — задания по освоению производства новых видов продукции и по внедрению новых технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;
по материально-техническому снабжению — объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.». Дата обращения: 24 апреля 2018. - ↑ 4,0 4,1 Administrator. Восьмая пятилетка 1966—1970 Сайт о СССР. www.greatflags.su. Дата обращения: 24 апреля 2018.
- ↑ Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» от 04.10.1965 № 729. www.libussr.ru. Дата обращения: 24 апреля 2018.
- ↑ Liberman Reforms (англ.), Seventeen Moments in Soviet History (1 September 2015). Дата обращения 24 апреля 2018.
- ↑ Administrator. 8 пятилетка в промышленности и Косыгинская реформа. Сайт о СССР. www.greatflags.su. — «В основу хозяйственной реформы были положены разработки группы экономистов под руководством Е. Г. Либермана». Дата обращения: 24 апреля 2018.
- ↑ История социалистической экономики СССР. Т .7. — М., 1979. — С. 93.
- ↑ Материалы XXII съезда КПСС. — М., 1961. — С. 387.
- ↑ Либерман Е. Г. План, прибыль, премия. // Правда. — 1962. — 9 сентября. (Статья была многократно перепечатана в региональных СМИ.)
- ↑ В 1963 году — на предприятиях «Большевичка» (Москва), «Маяк» (Горький), шахтах Западного угольного бассейна (УССР).
- ↑ Виктор Михайлович Глушков
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. — М., 1968. — С. 640—645.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. — М., 1968. — С. 643.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 6. — М., 1968. — С. 376—388.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 6. — М., 1968. — С. 408—411.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 6. — М., 1968. — С. 462—466.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 6. — М., 1968. — С. 466—469.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 6. — М., 1968. — С. 469—472.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 7. — М., 1970. — С. 20 — 24.
- ↑ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 7. — М., 1970. — С. 431—447.
- ↑ Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. — М.: Просвещение, 2013. — С. 300.
- ↑ 23,0 23,1 Орлов А. С. Пособие по истории отечества. — М.: Простор, 2000
- ↑ Либерман Е. Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. — М., 1970. — С. 22 — 27.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 http://ihaefe.org/files/publications/full/kovalenko-20years.pdf
- ↑ История социалистической экономики СССР. Т. 7. — М., 1979. — С. 155.
- ↑ Глаголев В. С. Афера с СОФЭ: история одной экономической дискуссии // Российский кто есть кто. — 2005. — № 6. — С. 64—65.
- ↑ Павлов В. Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа. // Родина. — 1995. — № 11. — С. 68—70.
- ↑ Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было центральным пунктом реализовывавшейся с января 1965 года программы директора Экономического института АН ЧССР Ота Шика.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокinj
не указан текст - ↑ В. И. Андриянов. Косыгин. — М.: Молодая гвардия, 2003.
- ↑ Выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления за десятилетие 1965—1975 годов возросли с 41,9 до 90,1 млрд руб., или в 2,15 раза, в том числе пенсии — 2,31 раза, социальное страхование — 2,4 раза, пособия — 2,63 раза, стипендии — 2,44 раза. (Народное хозяйство СССР в 1975 г. Статистический ежегодник. — М., 1976. — С. 534.)
- ↑ Егоров Ю. Самый большой флот в мире
- ↑ Аджемоглу, Робинсон, 2016, с. 172—184.
Литература
- Косыгина реформа 1965 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Ольсевич Ю. Я., Грегори П. Плановая система в ретроспективе: анализ и интервью с руководителями планирования СССР. — М., 2000.
- Упущенный шанс или последний клапан? (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.) / Под науч. ред. Р. М. Нуреева. — М.: КНОРУС, 2017. — 352 с.
- Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты = Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty (2012). — М.: АСТ, 2016. — 693 с. — ISBN 978-5-17-092736-4.
Ссылки
- История несостоявшейся реформы
- Пихорович В. Д. Невостребованная альтернатива рыночной реформе 1965 года
- Нерешение актуальных задач отечественной элитой в середине XX века по О. А. Матвейчеву
КОСЫГИНСКАЯ РЕФОРМА НАГЛЯДНО ДОКАЗАЛА ПОЛНУЮ БЕСПЕРПЕСПЕКТИВНОСТЬ ПОПЫТОК СОВМЕЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛ.
российский историк и блогер Иван Правдолюбов
Косыгинская реформа – так называют стартовавшую в 1965 году реформу экономики Советского Союза. Организатором её стал тогдашней Председатель Совета Министров СССР (по-западному, премьер-министр) Алексей Николаевич Косыгин (отсюда и название реформы). На данную реформу руководство страны во главе с её лидером Л.И.Брежневым возлагало большие надежды, но она в главной своей части провалилась. Почему её постигла такая судьба я, уважаемые читатели, вам сейчас и расскажу.
Для чего вообще понадобилась косыгинская реформа? Причины её кроются в последствиях экономических реформ, которые в СССР успел провести предшественник Брежнева – Н.С.Хрущёв. (Последний был отправлен в отставку в 1964 году). Кратко расскажу об этих реформах и их последствиях…
Во-первых, Хрущёв ликвидировал принадлежавшие ещё со сталинских времён государству машинно-тракторные станции (МТС), обрабатывавшие колхозные поля, а всю имевшуюся в них сельхозтехнику (трактора, комбайны и др.) обязал колхозы выкупить по завышенным (!!!) ценам. В итоге колхозы остались без финансовых средств, влезли в долги, что привело к снижению количества производимой ими сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, Хрущёв почему-то решил, что Советскому Союзу пойдёт на пользу отказ от такого краеугольного камня сталинской экономической модели, как централизованное управление промышленностью. Окрылённый этой идиотской идеей он ликвидировал почти все союзные, союзно-республиканские, республиканские отраслевые министерства и создал региональные советы народного хозяйства, а если сокращённо — совнархозы. (Строго централизованное управление было сохранено лишь в отношении оборонных отраслей). Советской промышленности такая управленческая децентрализация на практике какого-либо устойчивого положительного эффекта не дала, но зато породила большую управленческую неразбериху и, как следствие, снижение эффективности самой промышленности.
В-третьих, Хрущёв, явно не от большого ума, ликвидировал в стране индивидуально-трудовую деятельность и все производственные (промысловые) артели (то есть другой важнейший элемент сталинской экономической модели), которые гибко реагировали на быстро меняющийся спрос советских граждан, касаемый предметов бытового потребления. По указанной причине данный спрос попыталась удовлетворить крупная советская промышленность. Однако из-за своего планового характера она была весьма неповоротливой. Ввиду этого модной одежды, обуви, мебели и других остро востребованных населением товаров ширпотреба в стране стало хронически не хватать (что неудивительно, ведь мода она скоротечна). Зато магазины стали быстро затовариваться немодной продукцией (она была малоинтересна покупателям и потому пылилась на полках магазинных складов!!!).
В-четвёртых, советская экономика носила в значительной степени экстенсивный характер. То есть темпы её развития зависели большей частью от государственных капиталовложений (то есть чем существенней были капиталовложения, тем выше были темпы экономического роста). Однако отказ Хрущёва от сталинской экономической модели привёл к тому, что советскую экономику стало лихорадить, в результате чего средств для капиталовложений оказалось не так уж много. В связи с этим у советского руководства (и прежде всего у самого Косыгина) возникла мысль, а не перевести ли советскую экономику с экстенсивного пути развития, на интенсивный? Тогда капиталовложений потребовалось бы меньше, а экономика всё равно успешно бы росла за счёт внутренних ресурсов! (Наивные советские руководители… В истории нет примеров, когда при малых капиталовложениях экономика бы бурно развивалась!!!).
Все перечисленные выше проблемы, по замыслу советского руководства, и должна была решить косыгинская реформа.
Главным разработчиком проекта реформы стал экономист-теоретик, профессор Харьковского инженерно-экономического института Евсей Григорьевич Либерман (поэтому косыгинская реформа ещё имеет другое название – реформа Либермана). В 1962 году он опубликовал в газете «Правда» статью «План, прибыль, премия». В ней Либерман предлагал начать применять в советской экономике такие показатели, как прибыль и рентабельность.
Статья попалась на глаза Косыгину, она ему понравилась и реформе был дан зелёный свет…
Что сделала косыгинская реформа?
Во-первых, в сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию были повышены в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. (Это часть реформы – была именно косыгинской придумкой, Либерман к ней отношения не имел).
Во-вторых, было восстановлено централизованное управление всей экономикой, для чего вновь воссоздавались упомянутые выше отраслевые министерства. (Это тоже придумал сам Косыгин).
В-третьих, были введены следующие новшества (они составляли сердцевину реформы, вот их-то автором как раз и был Либерман).
Так, количество плановых показателей, спускаемых предприятиями из центра, снижалось с 30 до 9 (по общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейших видов продукции в натуральном измерении; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений и некоторых других).
Кроме того, расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Они обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счет собственных средств (!!!) осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения.
Помимо этого, предприятиям предоставлялась возможность формировать за счет получаемой ими прибыли ряд фондов: 1) фонд развития производства; 2) фонд материального поощрения; 3) фонд социально-культурного назначения и жилищного строительства. Использовать данные фонды предприятия могли по своему усмотрению.
Отныне оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную государством рентабельность производства.
Чем в своей основе являлась косыгинская реформа? Она была попыткой внедрить в социалистическую экономику элементы рыночной (то бишь капиталистической) экономики (упомянутые выше прибыль и рентабельность). Этим советское руководство, состоящее из коммунистов (!!!), всерьёз рассчитывало улучшить социалистическую экономику, придать ей больший динамизм. Предполагалось, что естественное желание трудовых коллективов предприятий получить как можно более высокую прибыль подтолкнёт их к сокращению своей штатной численности, более бережливому отношению к используемым ресурсам (материалам, электроэнергии и т.д.), к заинтересованности выпустить как можно больше и как можно более востребованной (!!!) людьми продукции.
На формирование веры Косыгина (а именно он был главным толкачом реформы) в возможность успешного синтеза элементов социалистической и капиталистической экономик несомненно повлияла популярная в то время среди советской диссидентствующей интеллигенции буржуазная по своей сути теория конвергенции, согласно которой в мире происходит постепенный и естественный процесс сближения социализма и капитализма, впитывание каждой из этих систем лучших качеств противоположной системы. Официально в Советском Союзе теория конвергенции порицалась (что было совершенно верно, так как последующий ход истории доказал её ложность). Однако фактически многие советские руководители данной теории тайно симпатизировали. К числу её симпатизантов относился и Косыгин (об этом уже после смерти последнего поведал общественности его зять – философ и социолог Д.Г.Гвишиани).
Ну, а к чему в итоге привела косыгинская реформа? А привела она к следующему…
Экономическая поддержка колхозов, восстановление централизованного управления промышленностью, конечно, дали положительные результаты. Но главное в реформе заключалась не в этих нововведениях, а в претворении в жизнь идей Либермана. Но как раз они нанесли экономике не пользу, а прямой и довольно весомый вред! Судите, уважаемые читатели, сами…
Как в ходе реформы государством определялась оптовая цена выпускаемой предприятиями продукции? Государство учитывало себестоимость произведенной ими продукции и поверх этой себестоимости накидывала несколько процентов рентабельности – вот вам и оптовая цена. Что в этом плохого? А то, что предприятия очень скоро (уже где-то через годик) смекнули, что самый простой способ увеличивать прибыль – вздувать оптовую цену за счет увеличения себестоимости продукции, для чего надо расходовать как можно больше материалов, электроэнергии, рабочих рук и т.д., на повышенную себестоимость государство опять накинет процент рентабельности и в итоге повысится как оптовая цена, так и полученная после реализации продукции прибыль. (Образно говоря, это выглядело примерно так: допустим, в 1966 году себестоимость продукции предприятия составила 100000 рублей, с учётом пятипроцентной рентабельности оптовая цена составила 105000 рублей, а валовая прибыль 5000 рублей; в 1967 году себестоимость продукции возросла уже до 110000 рублей, с учётом всё той же пятипроцентной рентабельности оптовая цена составила 105500 рублей, а валовая прибыль 5500 рублей, то есть валовая прибыль увеличилась на 500 рублей, по сравнению с валовой прибылью прошлого года). Вот вам и перевод экономики с экстенсивного, на интенсивный путь развития! Хотели как лучше, а получилось как всегда!
Таким образом, медленно, но неуклонно стали расти цены на выпускаемую предприятиями продукцию. (А вот до реформы, в соответствии с канонами сталинской экономической модели, было всё наоборот: прибыль совсем не заботила предприятия, они были ориентированы государством на другое — на постоянную борьбу за снижение себестоимости выпускаемой продукции; чем меньше была себестоимость, чем выше были премии у работников предприятия, поскольку появлялся больший зазор между себестоимостью и устанавливаемой государством оптовой ценой. То есть до реформы — предприятиям экономически выгодней было производить продукцию как можно дешевле, а не дороже. Круто!!!).
Ну это ещё было полбеды… Предприятия стали практически всю достававшуюся им прибыль направлять не в фонд развития производства, а вбухивать в фонд материального поощрения. В итоге на фоне постоянного ползучего роста оптовых цен на выпускаемую продукцию и повышение заработных плат работников предприятий в стране стала раскручиваться инфляция, что в условиях твёрдых розничных цен стало приводить к исчезновению многих товаров с прилавков магазинов, то есть к увеличению товарного дефицита в стране.
Ну, а более быстро реагировать на стремительно меняющийся спрос населения предприятия не стали. А зачем, когда можно всё большую и большую прибыль получать без лишних хлопот? Не исключено, что такое похабное отношение к производству у предприятий изменилось бы, если бы им самим разрешали полностью устанавливать оптовые цены на выпускаемую ими продукцию. Но как раз этого права косыгинская реформа предприятиям не предоставила (а если бы предоставила, то это уже был бы практически полный (!!!) капитализм).
Осознав, какие негативные экономические последствия влечёт косыгинская реформа, руководство страны в 1970 году стало её притормаживать, постепенно возвращая в производственный план предприятий всё большее количество пунктов, а также изымая из их фондов излишки прибыли. Но полностью косыгинская реформа так и не была отменена, потихоньку продолжая гадить вплоть до начала горбачёвских реформ. (Более того, упоминание прибыли как экономического рычага и стимула развития советской экономики было включено в статью 16 Конституции СССР 1977 года!!!).
Кстати, в наше время часто пишут и говорят, что косыгинская реформа была загублена бюрократами от КПСС, которые, мол, не хотели работать по-новому. Чушь! Сам Косыгин без лишнего шума стал неспешно свёртывать свою реформу, когда понял, что она вредит экономике страны!
А что следовало бы сделать советскому руководству для исправления пагубных последствий экономических реформ Хрущёва? Да просто полностью восстановить сталинскую экономическую модель! Однако, к сожалению, советское руководство в силу своей малообразованности не понимало какой колоссальный положительный потенциал имела данная модель. Этот потенциал мог быть ещё более усилен, если бы сталинский тип экономики был усовершенствован системой автоматизированного управления экономикой СССР — ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации), проект которой был разработан академиком Виктором Михайловичем Глушковым, а также конструктивной экономико-математической моделью социалистической экономики – СОФЭ (системы оптимального функционирования экономики), проект которой был разработан научными сотрудниками Центрального экономико-математического института Академии наук СССР (Николаем Прокофьевичем Федоренко, Ароном Иосифовичем Каценелинбойгеном и др.). Однако проекты ОГАС и СОФЭ были Косыгиным отвергнуты из соображений экономии бюджетных средств (ему понравилось высказывание Либермана о том, что предлагаемая последним реформа стоит ровно столько, сколько стоит бумага, на которой напечатан её проект). Впрочем, ОГАС и СОФЭ – это уже интереснейшие темы для других статей!
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк! Если вы желаете получать уведомления о моих новых статьях, сделайте соответствующую подписку на сайте «Эрудит».
Иван Правдолюбов
6 ноября 2021 года
P.S. Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов Интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
ПОСЛЕСЛОВИЕ: ДАМЫ И ГОСПОДА, НА САЙТЕ «ЭРУДИТ» РАЗМЕЩЕНА ДРУГАЯ МОЯ СТАТЬЯ, В КОТОРОЙ Я АНАЛИЗИРУЮ СТАЛИНСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ. НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА СТАТЬЯ ТАК: «СТАЛИНСКАЯ ЭКОНОМИКА — БЫЛА БЫ ЕЁ МОДЕЛЬ ПОЛЕЗНА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?». РЕКОМЕНДУЮ ПРОЧИТАТЬ! ЕЁ МОЖНО НАЙТИ
!!!
С уважением, Иван Правдолюбов