Организация службы охраны труда на предприятии
Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Основными задачами службы охраны труда являются:
- Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
- Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
- Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
- Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
- Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагается ряд функций, например:
- Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
- Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
- Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
- Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
- Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
- Осуществление контроля за:
- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- проведением специальной оценки условий труда и др.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий.
Структуру службы охраны труда и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
Опубликовано:2015-08-13 14:24 |
Обновлено:2015-08-13 14:24
Добавить в «Нужное»
Охрана труда работников 2023: шпаргалка, как организовать и что нового
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). В консультации мы расскажем, какие именно мероприятия должны проводить работодатели и на что ориентироваться при их проведении. Сразу скажем, что в этой области Минтрудом и Правительством утверждено довольно много рекомендаций, которые удобно использовать в качестве ориентира и основы при разработке собственных инструкций и положений.
Чем устанавливаются требования охраны труда работников
Любой работодатель обязан обеспечивать своим работникам условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.
Требования охраны труда устанавливаются (ст. 209, 212 ТК РФ):
- законодательством;
- локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
При установлении требований нужно ориентироваться на то, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются (ст. 209.1 ТК РФ):
- предупреждение и профилактика опасностей. То есть работодатель постоянно должен проводить мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения этих уровней;
- минимизация повреждения здоровья работников. Это означает, что работодатель должен предусмотреть меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
Основные требования охраны труда
Работодатель должен обеспечивать следующие требования в сфере охраны труда, установленные разными положения Трудового кодекса:
- обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при осуществлении технологических процессов и эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
- соблюдать режим труда и отдыха работников. Он устанавливается ПВТР или трудовым договором (ст. 100 ТК РФ);
- соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
- приобретать за свой счет и выдавать работникам СИЗ и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в установленном порядке, если работники трудятся во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. СИЗ это спецодежда, спецобувь, средства защиты от падения с высоты и т.п. (ст. 221 ТК РФ);
- иметь средства коллективной защиты;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
- при возникновении угрозы жизни и здоровью работников приостанавливать производство работ, эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений до ликвидации угроз;
- расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве и профзаболевания;
- вести учет обстоятельств, приведших к микроповреждениям (микротравмам). При этом надо руководствоваться Рекомендациями по учету микроповреждений (микротравм) работников, утв. Приказом Минтруда от 15.09.2021 № 632н.
Инструкция или Положение по охране труда
Работодатели обязаны организовать систему управления охраной труда или СУОТ (ст. 217 ТК РФ). Для этого разрабатывается и утверждается локальный нормативный акт, например, Положение об охране труда или Положение о СУОТ или Инструкция по охране труда. При разработке можно ориентироваться на Примерное положение о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н.
Перечислим, какие положения необходимо прописать в Положении:
- организационная структура управления организации, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц. В частности, Трудовой кодекс устанавливает, что при производственной деятельности и численности работников больше 50 человек соблюдение требований охраны труда должна обеспечивать служба охраны труда или специалист по охране труда. При меньшей численности решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда работодатель принимает сам. В отсутствие такой службы или специалиста функции работника, осуществляющего контроль за соблюдением требований охраны труда, выполняет руководитель или назначенный им сотрудник (ст. 223 ТК РФ);
- документы, используемые в рамках СУОТ, процедура их создания, утверждения, ведения и т.п.;
- мероприятия, обеспечивающие функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда. Перечень таких мероприятий будет зависеть от вида деятельности организации, ее размеров. Это, в частности, следующие мероприятия (ст. 214, 218 ТК РФ):
- управление профессиональными рисками на рабочих местах;
- улучшение условий и охраны труда;
- спецоценка условий труда;
- проведение медосмотров и освидетельствований работников;
- обучение по охране труда
- обеспечение работников СИЗ и т.д.
Примерный перечень таких мероприятий можно найти в Приложении к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н (подробнее расскажем в следующем разделе).
Можно создать в организации комитет или комиссию по охране труда, включив туда представителей работодателя и работников. Комитет (комиссия) будут работать в соответствии с положением, которое нужно утвердить приказом (распоряжением) работодателя. При утверждении такого положения можно использовать Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минтруда от 22.09.2021 № 650н (ст. 224 ТК РФ).
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда нужно реализовывать ежегодно (ст. 225 ТК РФ).
Мероприятия по улучшению охраны труда 2023
Как мы сказали выше, существует Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение к Приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н). Посмотрим, какие мероприятия являются общеприменимыми для большинства работодателей:
- проведение спецоценки условий труда, выявление и оценка опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
- внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
- приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки;
- устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
- механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;
- модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью исключения или снижения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок дезинфекции, аэрирования, кондиционирования воздуха с целью обеспечения теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
- устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
- приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, систем фильтрации (очистки) водопроводной воды;
- проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) СИЗ, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда;
- проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи;
- реализация мероприятий, направленных на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах, в частности компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях или организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, ЛФК с работниками).
А в зависимости от специфики деятельности могут проводиться такие мероприятия:
- установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
- обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, дерматологическими средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение хранения СИЗ, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ;
- приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.
Что такое управление профессиональными рисками
Управление профессиональными рисками – это комплекс мероприятий, направленных на:
- выявление опасностей. Это можно делать самостоятельно или с привлечением независимой организации нужной компетенции (п. 24 Примерного положения, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н). Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36 (ст. 218 ТК РФ);
- оценку уровня профессионального риска;
- регулярный анализ опасностей;
- снижение и недопущение повышения уровней профессионального риска;
- контроль и пересмотр выявленных рисков.
Опять же, все эти мероприятия должны быть прописаны в локальном нормативном акте, например в отдельном разделе Положения о СУОТ. При разработке мер управления рисками можно ориентироваться на пп. 89 – 93 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. Приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926.
Обучение работников в области охраны труда: инструктажи и проверка знаний
Отдельно скажем, что работодатель обязан организовать обучение по охране труда, в частности, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также обязан проводить инструктажи по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это касается абсолютно всех работников, а не только производственного персонала (ст. 219 ТК РФ).
Ориентироваться при этом надо на Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.
Финансирование мероприятий по охране труда
В общем случае мероприятия по охране труда работодатели финансируют самостоятельно. Причем в Трудовом кодексе прописаны нормативы такого финансирования – не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 225 ТК РФ). Перекладывать расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на плечи работников недопустимо.
Вместе с тем, предусмотрена процедура последующего возмещения произведенных работодателем расходов на определенные цели за счет средств Социального фонда России. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены Приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н. Там прописано, что:
- расходы по охране труда финансируются за счет суммы страховых взносов на травматизм, начисленных за текущий год;
- установлены ограничения по финансированию за счет взносов (в общем случае не более 20 – 30% суммы взносов за прошлый календарный год);
- за счет взносов финансируются лишь определенные мероприятия (проведение спецоценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение определенных СИЗ, проведение обязательных периодических медосмотров работников и т.д.);
- для получения возмещения из СФР должны выполняться определенные условия и необходима подача определенных документов в установленные сроки.
Изменения в сфере охраны труда с 2023 г.
Изменение 1. С 1 января 2023 г. работодатели при разработке правил и инструкций по охране труда должны руководствоваться Основными требованиями, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.
Изменение 2. С 1 марта 2023 г. работодатели должны сообщать о том, что они хотят проводить обучение охране труда своими силами. Так, по новым правилам, если организация или предприниматель собираются обучать работников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи, применению СИЗ, то они должны сообщить об этом в Минтруд. Делается это через личный кабинет в информационной системе ведомства. Минтруд включит данных работодателей в специальный реестр. А при прекращении деятельности по обучению нужно снова уведомить Минтруд. Тогда он исключит работодателя из спецреестра (Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464).
Изменение 3. С 1 марта 2023 г. применяются новые Правила расследования и учета профзаболеваний, установленные Постановлением Правительства от 05.07.2022 № 1206.
Изменение 4. С 1 сентября 2023 г. начнут применяться новые (Приказы Минтруда от 29.10.2021 № 766н, 767н):
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств;
- Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
Правда, будет действовать переходный период – до 31.12.2024 можно будет выдавать СИЗ по прежним типовым нормам.
Изменение 5. С 1 сентября 2023 г. вносятся изменения в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (Постановление Правительства от 30.12.2022 № 2540).
Ответственность за невыполнение требований охраны труда
Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законах и иных НПА, предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. В общем случае за нарушение требований грозит:
- организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.;
- предпринимателю – штраф от 2 000 до 5 000 руб.;
- должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб.
Кроме того, есть отдельные штрафы за нарушение специальных требований, к примеру, за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте или за ее непроведение грозит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.;
- предпринимателю – штраф от 5 000 до 10 000 руб.;
- должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Необеспечение работника СИЗ обернется (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- для организации – штрафом от 130 000 до 150 000 руб.;
- для предпринимателя – штрафом от 20 000 до 30 000 руб.;
- для должностного лица организации – штрафом в размере от 20 000 до 30 000 руб.
Соблюдение государственных нормативных требований охраны труда проверяет государственная инспекция труда (ст. 216.1 ТК РФ).
Также возможна госэкспертиза условий труда, которая проводится по обращению работника, считающего, что нарушены качество проведения спецоценки условий труда или правильность предоставления гарантий и компенсация за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 213 ТК РФ).
План мероприятий по организации охраны труда
Каждой компании необходимо определиться с комплексом мероприятий по охране труда, которые ей необходимо проводить согласно законодательным актам РФ в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Подобные процедуры — своего рода внутренний план действий компании по охране труда персонала.
ВНИМАНИЕ! С 01.04.2021 года обновлен перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры.
Подробности см. здесь.
С 1 марта 2022 года действуют новые требования к системе охраны труда на предприятии. Подробнее — здесь.
План поможет определиться с дальнейшими действиями, рассчитать финансовые затраты на организацию охраны труда (если они необходимы). Планирование деятельности по охране труда также позволяет сравнить фактические результаты с прогнозными значениями, выявить недочеты и определить дальнейшую стратегию по улучшению безопасности труда работающего персонала.
Итак, на этапе организации работы по охране труда на предприятии важно:
- организовать систему управления охраной труда в компании;
- создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда;
- принять положение об охране труда в организации;
- издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц);
- утвердить должностные инструкции ответственных лиц.
Об обязанностях, которые отразятся в таких инструкциях, читайте в материале «Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)».
Система управления охраной труда на предприятии
Определившись с направлением действий в области охраны труда, руководству стоит задуматься о том, как ею управлять. Во главе системы управления охраной труда (СУОТ) находится руководитель компании. По сути, в его задачи входит организация охраны труда на предприятии. Сущность СУОТ заключается во взаимосвязи производственной среды, средств и предметов труда, персонала с целью формирования безопасных условий для осуществления рабочего процесса.
При помощи СУОТ должны быть реализованы следующие функции предприятия в области охраны труда:
- обеспечение безопасности персонала при работе со средствами труда;
- обучение сотрудников производственной культуре (соблюдению правил техники безопасности при работе на оборудовании и с механизмами, использованию необходимых средств защиты);
- проведение аттестации рабочих мест (если это необходимо согласно действующему законодательству);
- отбор персонала при принятии на работу согласно квалификационному уровню;
- соблюдение санитарных (гигиенических) норм в рабочих зонах;
- проведение инструктажей по охране труда.
О том, с какой периодичностью проводятся инструктажи, читайте в статье «Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте».
Для того чтобы реализовать вышеперечисленные функции, руководителю необходимо создать специализированную службу (отдел) или добавить в штатное расписание должность соответствующего специалиста.
Руководители и рядовые сотрудники предприятий обязаны проходить обучение по охране труда. Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали, как это происходит на практике. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Служба охраны труда на предприятии
В компании, где численность персонала составляет больше 50 человек, должна быть создана специальная служба или принят на должность специалист по охране труда (к примеру, инженер). Об этом говорится в ст. 223 ТК РФ. Если в организации трудится меньше 50 человек, решение о том, кто будет заниматься вопросами охраны труда, остается за руководителем. Вариантами здесь могут быть:
- принятие руководителем этих функций на себя;
- делегирование этих полномочий иному работнику;
- привлечение организации или физлица со стороны.
Как возложить функции отсутствующего в штате специалиста по охране труда на руководителя организации или другого работника, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по кадровым вопросам. Это бесплатно.
Главный вопрос, который обычно стоит перед работодателями: что лучше — отдельная служба или один специалист? Руководители нередко сходятся во мнении, что содержать целый отдел инженеров по охране труда невыгодно с финансовой точки зрения. С другой стороны, обеспечение безопасности труда персонала и обучение его технике безопасности — долг работодателя.
Прежде чем принимать решение, следует принять во внимание несколько факторов:
- Масштабы деятельности предприятия.
Чем оно крупнее, тем сильнее потребность в создании специализированной службы. Если предприятие имеет подразделения, его руководству стоит задуматься о создании разветвленной службы по охране труда. А вот на малом предприятии будет достаточно отдельного специалиста.
- Особенности производственной деятельности и действующего законодательства.
На законодательном уровне установлена обязанность предприятия по проведению аттестации ряда рабочих мест и оформлению соответствующей документации. С большим объемом работы один специалист, скорее всего, не справится.
Как правило, должность специалиста по охране труда на предприятии называется «инженер по охране труда». Глава специализированной службы обычно именуется главным инженером по охране труда или начальником отдела (службы) охраны труда.
Какие квалификационные требования предъявляются к подобным должностям?
Данный вопрос регулируется рядом нормативных документов, например, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с ним специалисты данного профиля ранжируются по определенным категориям.
I квалификационная категория:
- высшее образование;
- отсутствие требований к рабочему стажу для магистра;
- стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 2 лет.
II квалификационная категория:
- высшее образование;
- стаж работы в сфере охраны труда для специалиста не менее 1 года.
Без квалификационной категории:
- высшее образование и диплом специалиста;
- без требований к опыту работы.
Начальник службы по охране труда или главный инженер должен иметь высшее образование и работать в должности инженера по охране труда категории I не менее двух лет.
В установленном порядке производится проверка эффективности системы охраны труда на предприятии. Подробнее читайте в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
Документы по охране труда на предприятии
После того как создана система управления охраной труда, сформирован отдел или принят на работу соответствующий специалист, важно разработать документальную базу.
В ее состав могут входить:
- Нормативно-правовые документы:
- ТК РФ;
- закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
- Внутренние локальные акты, принятые на предприятии:
- положение об охране труда;
- должностные инструкции специалистов по охране труда;
- положение об отделе охраны труда;
- инструкции по охране труда для каждой должности на предприятии;
О том, какой может быть такая инструкция для бухгалтера, читайте в статье «Инструкция по охране труда бухгалтера — образец».
- распорядительная документация: приказы, распоряжения руководителя относительно проведения аттестации, принятия на работу специалистов, возложении ответственности за охрану труда на предприятии, назначении лиц, отвечающих за проведение инструктажа и обучение технике безопасности персонала, и др.
- Прочие документы:
- журнал проведения вводного (первичного) инструктажа для вновь принятых сотрудников;
- журнал по инструктажу непосредственно на рабочем месте;
- программы проведения подобных инструктажей;
- личные карты о прохождении обучения и т. д.
- Документы по аттестации, разработанные совместно с внешней аттестующей компанией:
- протоколы;
- экспертное заключение;
- карты аттестации конкретного рабочего места и др.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали об особенностях составления инструкций по охране труда. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.
Конечно, выше приведен только примерный перечень документов. Каждое предприятие должно самостоятельно определиться с составом необходимой документации исходя из особенностей своей деятельности и требований законодательства.
В Путеводителе по Кадровым вопросам от «КонсультантПлюс» собраны образцы всех распорядительных документов, журналов и положений. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
Пожалуй, главным приказом по охране труда в компании является приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за охрану труда. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке компании.
В приказе необходимо:
- закрепить главное ответственное за охрану труда лицо в целом по предприятию;
- если предприятие имеет подразделения, участки либо территории, указать лиц, ответственных за безопасность на них;
- отметить, что на время отсутствия ответственных лиц по причине отпуска, болезни или другим уважительным причинам будут назначены лица, временно исполняющие их обязанности;
- указать, какими документами ответственные лица должны руководствоваться в своей деятельности.
Приказ подписывается руководителем организации. С содержанием приказа упомянутые в нем лица должны быть ознакомлены под роспись.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда на предприятии, вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже:
Скачать образец приказа по охране труда на предприятии
ВАЖНО! Работник, не прошедший в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускается (абз. 17 ст. 214 ТК РФ). Работодатель обязан отстранить его от работы. По общему правилу на период отстранения заработная плата не начисляется (ч. 1, ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Подробности см. в материале «Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)».
ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работники предприятия информируются о системе и условиях охраны труда.
Особенности охраны труда на производственных предприятиях
Производственные предприятия имеют некоторые особенности организации системы охраны труда. Прежде всего, производство предполагает наличие вредных и опасных факторов из-за применения оборудования, механизмов, токсичных и воспламеняющихся материалов и др.
О том, какие именно факторы включены в перечень вредных и опасных, читайте в статьях:
- «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)»;
- «Что относится к опасным производственным факторам».
На производственных предприятиях проводится аттестация рабочих мест с целью выявления степени влияния вредных и опасных факторов на физическое здоровье человека. Согласно действующему законодательству для проведения замеров приглашается сторонняя независимая аттестующая компания. В ее обязанности входит составление отчетной документации после завершения процедуры. В частности, протоколов, на основании которых внутренняя комиссия предприятия разрабатывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда. В состав такой комиссии должны входить специалисты по охране труда предприятия.
Вредные и опасные факторы могут наблюдаться не только на производстве, но и в офисе. При их наличии в установленном порядке проводятся медосмотры работников.
В целом при аттестации производственных мест акцентируется внимание на следующем:
- биохимических факторах;
- наличии полей и других излучений с ионизацией и без нее;
- акустике, к примеру уровне шума;
- уровне освещенности;
- уровне вибраций;
- степени травмоопасности;
- микроклиматических условиях;
- тяжести и напряженности трудовой деятельности;
- важности применения барьерных средств для защиты.
На основании составленных карт выявляются те рабочие места, на которых занимающие их сотрудники имеют право на компенсации или определенные льготные условия, например:
- надбавку к заработной плате;
- дополнительные дни к основному отпуску, но не менее 7 дней;
- более ранний выход на пенсию (к примеру, работники металлургии с «горячим» стажем выходят на пенсию в 50 лет);
- сокращение часов в рабочей неделе.
Руководству производственного предприятия необходимо помнить, что аттестация рабочих мест — это не столько обязанность, вмененная ему государством, сколько залог безопасности труда персонала.
Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о практическом алгоритме создания системы управления охраной труда на предприятия. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.
Итоги
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение
обязанностей в сфере охраны труда между должностными
лицами работодателя)
17. Распределение обязанностей <1> в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.
———————————
<1> Обязанности работодателя и его должностных лиц сформулированы в настоящем Типовом положении на основании требований статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации, а работника — в соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
18. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
19. В качестве уровней управления могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень работодателя в целом.
20. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
21. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.
22. На уровнях управления, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно работников;
б) руководителей трудовых коллективов (бригадира, мастера);
в) руководителей производственных участков, их заместителей;
г) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;
д) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
23. На уровне управления, указанном в подпункте «в» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) руководителей производственных участков, их заместителей;
б) руководителей производственных цехов (структурных подразделений), их заместителей;
в) специалистов по охране труда структурных подразделений (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
24. На уровне управления, указанном в подпункте «г» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) руководителей служб и структурных подразделений филиала, их заместителей;
б) руководителей производственных участков структурных подразделений филиала, их заместителей.
25. На уровнях управления, указанных в подпунктах «д» и «е» пункта 19 настоящего Типового положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно самого работодателя, его представителей или назначенного им единоличного исполнительного органа;
б) заместителей руководителя организации по направлениям производственной деятельности;
в) заместителя руководителя, ответственного за организацию работ по охране труда.
26. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору, или работодателя — индивидуального предпринимателя (лично), руководителя организации, другого уполномоченного работодателем работника, осуществляющих функции службы охраны труда, штатных специалистов по охране труда (далее — служба (специалист) охраны труда).
В случае привлечения по гражданско-правовому договору организации или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда работодатель должен информировать такие организацию или специалиста о тех факторах, которые влияют (или могут влиять) на безопасность и здоровье работников.
27. Управление охраной труда должно осуществляться при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии).
28. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» положения о СУОТ, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
29. В качестве обязанностей в сфере охраны труда могут устанавливаться следующие:
а) работодатель самостоятельно <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, руководителями структурных подразделений и службой (специалистом) охраны труда;
определяет ответственность своих заместителей, руководителей структурных подразделений и службы (специалиста) охраны труда за деятельность в области охраны труда;
обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;
организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);
обеспечивает соблюдение установленного порядка <1> обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
———————————
<1> Утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209).
допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
организует проведение специальной оценки условий труда;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
обеспечивает лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам <1>;
———————————
<1> Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13795) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 245н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2010 г., регистрационный N 17201) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284); приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 46н «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13796).
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
б) работодатель через своих заместителей, руководителей структурных подразделений <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
в) работник <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;
проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность ограждений, предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств, средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, переходов, площадок, лестничных устройств, перил, а также отсутствие их захламленности и загроможденности;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
г) служба (специалист) охраны труда <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212 и 217 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает функционирование СУОТ;
осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
д) руководитель структурного подразделения работодателя <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 213, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении работодателя;
обеспечивает функционирование СУОТ;
несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда;
распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
организует проведение подготовки по охране труда;
организует выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
организует обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующего контингента работников структурного подразделения;
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников структурного подразделения в соответствии с требованиями охраны труда;
организует в структурном подразделении безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
обеспечивает наличие и функционирование в структурном подразделении необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает наличие в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию;
е) начальник производственного участка <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
несет персональную ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах производственного участка;
организует выдачу работникам производственного участка специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
обеспечивает исправное состояние оборудования и инструментов, оснащение рабочих мест необходимыми защитными и оградительными устройствами;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда на производственном участке;
принимает меры по предотвращению аварий на производственном участке, сохранению жизни и здоровья работников производственного участка и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе мер по оказанию пострадавшим первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших на производственном участке, и профессиональных заболеваний работников производственного участка, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует руководителя структурного подразделения об авариях, несчастных случаях, происшедших на производственном участке, и профессиональных заболеваниях работников производственного участка;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
ж) мастер, бригадир производственной бригады <1>:
———————————
<1> В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 — 223, 225, 227 — 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
обеспечивает соответствие условий труда требованиям охраны труда, правильную эксплуатацию оборудования и инструментов, не допускает загроможденности и захламленности рабочих мест, проходов и проездов;
проверяет состояние оборудования и инструментов на рабочих местах членов производственной бригады и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков;
контролирует правильное применение членами производственной бригады выданной специальной одежды, специальной обуви, других средств защиты;
не допускает работника к выполнению работ при отсутствии и неправильном применении специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты;
принимает меры по отстранению от работы работников, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, с соответствующим документальным оформлением указанного факта, сообщает об этом руководителю структурного подразделения работодателя;
организует выдачу членам производственной бригады специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в производственной бригаде;
принимает меры по предотвращению аварий на производственном участке, сохранению жизни и здоровья членов производственной бригады и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
обеспечивает сохранение обстановки на рабочем месте, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения фиксирует сложившуюся обстановку, а в случае возможного развития аварии принимает необходимые предупредительные меры по обеспечению безопасности членов производственной бригады;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших с членами производственной бригады, и профессиональных заболеваний членов производственной бригады, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует руководителя структурного подразделения работодателя об авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производственном участке;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
несет ответственность за невыполнение членами производственной бригады требований охраны труда.
СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Система включает:
- организационную структуру;
- деятельность по планированию;
- распределение ответственности;
- процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования»).
Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.
Традиционный подход к управлению охраной труда.
Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:
- постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;
- формулировать цели и политику в области ОТ;
- разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
- осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;
- оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:
- уточнение целей и политики организации в области ОТ;
- разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;
- подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;
- оценка, учет и контроль основных рисков;
- анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний;
- координация работ, направленных на предупреждение аварий;
- расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.
Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.
Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит:
- взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления;
- формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму;
- формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов;
- координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах – незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом – по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам – ежеквартально.
Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:
- готовит предложения по улучшению работы СУОТ;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;
- организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;
- оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;
- информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.
Профком также участвует:
- в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
- в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;
- в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.
Деятельность уполномоченных по ОТ осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 35).
Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются:
- травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения;
- результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- техническое состояние оборудования, зданий и сооружений;
- санитарно-гигиенические УТ;
- предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы.
Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.
Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.
Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.
Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:
- повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих;
- аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;
- нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;
- лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;
- механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;
- комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.
В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).
В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации.
Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием ОТ.
Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ – это соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.
Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими.
Новые принципы управления охраной труда. В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. Академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.
В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям.
Научные разработки Академии труда и социальных отношений направлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.
Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10–30 тяжелых травм, около 100–300 легких травм (с потерей трудоспособности на 1 день и более), 1–3 тыс. микротравм и 10–30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10–30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.
Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области ОТ организации, для составления программ мероприятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.
Изменилась также оценка работы руководителей высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.
Высшее руководство организации отвечает за политику в области ОТ, проявляет лидерство в решении проблем ОТ и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области ОТ и, т. о., формирует культуру ОТ в своей организации.
С документами (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.
Роль руководителей среднего уровня – обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.
Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.
Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.
Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:
- изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;
- изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
- выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
- выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
- определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и др. подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;
- анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
- изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;
- выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;
- проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.
План опроса:
- Изучение существующей практики управления ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов.
- Изучение всех производственных операций и определение проблем в области ОТ.
- Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями).
- Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.
Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2–3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.
Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).
Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности». Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.
ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000–2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000–1996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.
Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию:
- Руководство по СУОТ – это своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
- Стандарты – более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).
- Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
- Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).
К активным факторам относятся:
- обеспечение выполнения нормативных требований ОТ;
- соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам;
- динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ;
- проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации;
- своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.;
- организация рационализаторской работы;
- эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ;
- финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют:
- на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ;
- связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации;
- связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.
К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
- дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
- премирование работников за длительную безаварийную работу;
- выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
- выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
- выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
- введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:
- несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;
- аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;
- пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
- др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.