Руководство работой в детском доме

Памятка для воспитателя детского дома.

«Воспитатель – это проводник, хорошо знающий, все изгибы и повороты трудной каменистой тропинки; он показывает дорогу юному путнику, впервые собравшемуся в путь. Он только показывает дорогу, осилить же её должен сам путник. И проводник и юный путник делят все радости и невзгоды трудного подъёма по каменистой тропинке. Их роднит общий труд, их волнует общее чувство гордости»

                                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление.

 Воспитателям детского дома приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство, и равнодушие самых близких людей, так как  воспитанники детских домов, в основном, — дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенно  сложно повернуть психолого-педагогическую работу в правильное русло в таких учреждениях, как детские дома, интернаты и пр. Сложность заключается даже не в том, что там живут и учатся «трудные дети», проблема кроется в самих воспитателях: в их стереотипах, чувствах и желаниях. Поэтому, для правильной ориентировки на осуществление педагогической деятельности нужно следовать нескольким простым правилам.

1. Помните, что детки здесь самые обычные. В общем и целом, они мало чем отличаются от ребят, которые живут в полноценных семьях. У них так же есть познавательные и коммуникативные интересы, свои желания и намерения. Не стоит, приходя на работу или практику, рисовать себе картинку, какие там ходят угрюмые и несчастные дети. Не стоит жалеть их, думая, что у них нет ничего светлого за плечами, а их будущее таинственно и обманчиво. Тем более, не стоит показывать им свою жалость. Дети отлично распознают и понимают наши эмоции, и, поэтому подобная жалость может сыграть вам же во вред. В итоге, ребенок просто начнет манипулировать вами, на 100% зная, что он получит того, чего хочет.

2. Не забывайте, что каждый воспитанник детского дома прячет в душе огромную боль и излечить ее полностью почти невозможно. Каждый ребенок, который, так или иначе, оказался в детском доме, прошел через что-то ужасное, поэтому психолого-педагогическая работа должна быть мягкой и ненавязчивой. Она не должна обременять вас и надоедать детям.

3Помните, педагогов здесь и без вас хватает. К этим ребятам каждый год приходят десятки психологов, педагогов и социальных работников, поэтому не обижайтесь и не пугайтесь, если дети отнесутся к вам негативно. Поймите их правильно, им просто надоело, что к ним постоянно пытаются залезть в душу без их согласия. И если вы столкнетесь с подобной проблемой, не отчаивайтесь, ибо все в ваших руках! Повернув работу в нужное русло, уже через полчаса дети будут вам улыбаться, а к следующему занятию будут радостно приветствовать вас и кидаться на шею.

4. Если вы понравились детям, то они будут постоянно вам это демонстрировать. Как правило, они пытаются обнять или сесть поближе к педагогу, как-то проявить себя, выделиться, чтобы воспитатель его заметил. Бояться этого не стоит. Так же, как и пресекать. Это может сильно оскорбить чувства ребенка. Но, в то же время, нельзя заниматься «панибратством», позволять детям обращаться с вами, как со сверстником.

5. Начните свою работу с игрового тренинга. Когда вы в первый раз приходите в группу, первое, что вы должны сделать — это познакомиться со всеми детьми. Знакомство нужно проводить в неформальной форме, чтобы дети смогли расслабиться и, в то же время, настроится, на работу с вами. На первом же занятии, выстроенном в подобной форме, вы увидите большинство проблем, которые существуют в группе. Сразу найдутся лидеры и изгои, начнут выявляться коммуникативные и личностные проблемы многих детей.

6. В каждой группе есть очень сложные детки. Как правило, их не много, но повозиться с ними придется подольше. Если хоть один ребенок ведет себя замкнуто, старается стать для вас незаметным, не идет на контакт, вам следует провести с ним индивидуальную работу. А если понадобится, то и не одну.

7. Работать с детьми из детских домов нужно комплексно. Это значит, что воспитательная деятельность должна проходить сразу по всем направлениям, начиная от умственного и заканчивая психологическим.

8. Для того, чтобы вскрыть все проблемы ребенка и помочь ему в их решении, нужно узнать как можно больше о его биографии. И, в — первую очередь, о семье. Подобные сведения лучше всего почерпнуть из документации и из рассказов других воспитателей и психологов, работавших с ребенком до вас.

9. Желательно, чтобы ребенок сам рассказал о своей семье и о том, как он попал в детский дом. Для этого нужно проводить индивидуальную беседу. При этом, реальная тема и цель беседы должна быть скрыта от ребенка. Ее нужно завуалировать подо что-то нейтральное, например, можно взять тему «Твое отношение к школе» или что-то в этом роде. Далее, с помощью косвенных вопросов, педагог должен вывести ребенка на разговор о семье. И, как правило, это делается очень быстро и совершенно незаметно для маленького рассказчика.

10. Если же ребенок все же не хочет открываться вам, не заставляйте его. В этом случае, педагогу придется обойтись сведениями из других источников.

Вот, в принципе, и все. Здесь нет ничего сложного. И если вы сможете придерживаться всех этих правил, ваша педагогическая работа станет намного проще и веселее. Главное, она должна нравиться, а остальное пойдет как по маслу. Удачи вам, в ваших нелегких педагогических открытиях!

ПАМЯТКА

«Обязанности воспитателя детского дома

по организации режимных моментов».

1. общие положения.

    1. 1.1. Воспитатель работает по графику смен, утвержденному администрацией. Запрещается менять смены без согласования с администрацией.

1.2. Воспитателю запрещается отлучаться из детского дома по личным делам, а также, не поставив в известность администрацию и вахтера.

1.3. При временной нетрудоспособности (выход на больничный), воспитатель должен в тот же день поставить в известность администрацию для решения вопроса о его замещении.

1.4. Воспитатель может быть привлечен к работе в выездном лагере на каникулярный период (по его письменному согласию).

1.5. Воспитатель планирует свою работу в соответствии с требованиями, принятыми в детском доме. Ежемесячно предоставляет план работы группы и отчёт о проделанной работе заместителю директора по УВР.

1.6. Воспитатель несёт ответственность за организацию безопасной жизнедеятельности группы.

1.7. От воспитателя зависит успеваемость воспитанников группы. Воспитатель должен встречаться с классными руководителями и учителями-предметниками своих воспитанников, контролировать посещаемость, поведение воспитанников в школе, их успеваемость, своевременно принимать меры по предупреждению неуспеваемости и пропусков занятий.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

2.1. Принимая смену, воспитатель должен:

— получить информацию о поведении воспитанников своей группы (обо всех случаях нарушения дисциплины, заболевших и т.д.);

— проверить помещения группы с целью безопасной организации смены;

— пройти с обходом все комнаты, проверив аккуратность заправки кроватей, порядок в шкафах, тумбочках и т.д.;

— уточнить или изменить план работы на данный день.

2.2. Воспитатель всегда должен знать, где находятся его воспитанники (уходить за пределы детского дома они могут только с разрешения воспитателя). Если воспитатель обнаружил исчезновение воспитанника, он должен провести первоначальные розыскные действия (проверить вместе с ребятами возможные места нахождения, обзвонить родственников, друзей) и поставить в известность администрацию.

2.3. При ухудшении самочувствия ребенка, получения им травмы воспитатель должен немедленно проинформировать об этом медицинских работников детского дома, при их отсутствии — самостоятельно вызвать «Скорую помощь».

2.4. Организуя питание, воспитатель:

сопровождает воспитанников в столовую;

во время приема пищи контролирует и обучает культуре поведения в столовой;

— после приема пищи организует и контролирует уборку (убрать за собой грязную посуду в установленное место, протереть стол).

2.5. Организуя самоподготовку, воспитатель:

— отвечает за выполнение всех домашних заданий воспитанниками, контролирует приготовление домашних заданий, оказывает необходимую помощь;

— во время самоподготовки контролирует выполнение гигиенических условий: заранее проветрить помещение, контроль осанки, проведение физкультурных пауз;

— обучает приемам рационального выполнения домашних заданий, учит учиться;

— должен заранее принять выполненные уроки, если на время самоподготовки у воспитанников приходится время занятий в кружках, секциях и т.д.;

— отвечает за готовность воспитанников к школе (внешний вид, подготовленность учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей и т.д.).

2.6. Организуя дежурство, воспитатель:

— контролирует качество уборки спальных комнат;

— убранную спальню вместе с дежурным сдает комиссии во главе с дежурным медицинским работником, который ежедневно выставляет оценку за качество уборки;

— один раз в неделю организует проведение генеральной уборки в группе;

— организует и контролирует уборку территории, закрепленной за группой.

2.7. При проведении текущих мероприятий (воспитательных часов, а также массовых мероприятий различной направленности) воспитатель:

— осуществляет планирование конкретных мероприятий на каждый день с указанием цели, охвата воспитанников и времени проведения этих мероприятий;

— определяет конкретные виды помощи в работе Актива группы;

— ежедневно проводит индивидуальную работу с учащимися;

— контролирует посещаемость кружков, секций, других объединений дополнительного образования — от воспитателя зависит сохранение контингента в кружках и спортивных секциях;

— привлекает к подготовке и проведению мероприятий специалистов разных уровней;

— определяет дни анкетирования, опросов, бесед. Полученные результаты воспитатель использует в групповой и индивидуальной работе с учащимися, в проведении мероприятий;

— при проведении обще детдомовских мероприятий организует сбор детей своей группы и контролирует культуру их поведения во время проведения мероприятия;

— занять воспитанников, не принимающих участие в основном мероприятии, можно путем вовлечения в чтение художественной литературы, рисование, просмотр телевизионных передач, организовать настольные или другие игры, самообслуживающий труд.

2.8. Воспитатель:

— ежедневно контролирует выполнение воспитанниками гигиенических процедур;

— контролирует внешний вид (опрятность, аккуратность), при необходимости выдает чистую одежду, гигиенические принадлежности;

— в банные дни организовывает и контролирует помывку детей в бане, смену грязного белья на чистое, наличие мыла и мочалки, учит правильно мыться, производит смену постельного белья.

2.9. Организуя отход воспитанников ко сну, воспитатель:

— проверяет наличие всех воспитанников, организует и контролирует выполнение гигиенических процедур, мытьё ног;

— контролирует порядок в спальнях.

2.10. Заканчивая смену, воспитатель:

— передает всех детей помощнику воспитателя. При обнаружении исчезнувших воспитанников действует в соответствии с Инструкцией «О порядке взаимодействия с полицией и прокуратурой при самовольных уходах воспитанников из детского дома»;

— записывает количество детей в табель учёта и в журнал установленной формы;

— сдаёт ключи на вахту под роспись.

2.11. В течение недели должно быть предусмотрено время на самообразование, участие в работе семинаров, педагогических советов, методических объединений, составление методических разработок.

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Альбина Викторовна Роготнева
Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях

Предисловие

Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество.

С.Н. Рубинштейн

Часто ли мы с Вами задумываемся над вопросом, почему наши дети порой сопротивляются нашим педагогическим усилиям? Чего они на самом деле хотят, а чего нет? На эти вопросы однозначно, пожалуй, не ответишь. Ясно, что их желания обусловлены различными факторами и обстоятельствами: это возраст, среда, атмосфера в коллективе, способности, склонности и еще многое другое. В отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов, оказавшихся сиротами при живых родителях, можно добивать: их поведение сопряжено с такими факторами, как ожесточенность, агрессия, потеря доверия к миру взрослых. Кто из Вас не ощущал чувства беспомощности и растерянности, отчаяния и бессилия перед этими много пережившими за свою короткую жизнь детьми? Сложность их характеров, недоверие к нам, взрослым, заставляют искать те средства, методы и приемы, которые помогли бы зажечь огонек надежды в их глазах.

Это пособие не является рецептурным справочником на все случаи жизни. Оно предполагает самостоятельность педагога и творческую интерпретацию. С его помощью можно вовлечь ребят в интересную, значимую для них деятельность, раскрыть перед ними прекрасный мир Искусства и Природы, научить бережно относиться ко всему, что их окружает. При поощрении творческого начала и стимуляции образного компонента мышления не только нет признаков групповой агрессии (что характерно для воспитанников детских домов и интернатов), но и формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого, повышается терпимость друг к другу и окружающим. Дети, еще, казалось бы, вчера колючие и недоверчивые, отчаявшиеся нащупать твердую почву под ногами, находят друзей среди взрослых и сверстников, обретают веру в свои силы и возможности.

Живопись, музыка, поэзия, спорт, рукоделие – это те средства, которые помогут Вам вовлечь детей в особый мир, дадут Вам шанс стать для них интересной личностью. Нельзя упустить из виду, что в интеллектуальном багаже детей есть не только знания, приобретаемые в школе. У них есть увлечения, которые часто «конкурируют» со школьными обязанностями. Все это поможет вам опереться на те интересы и увлечения ребят, которые подвигнут их к «разумному, доброму, вечному», заставят по-новому взглянуть на традиционные школьные предметы: историю, биологию, географию, литературу…

В пособии даны лишь общие ориентиры, с помощью которых любой педагогический коллектив сможет разработать программу совместной деятельности, учитывая конкретные условия и возможности своего учреждения.

Цель деятельности педагога – психологическая, педагогическая реабилитация, коррекция и компенсация различных внутриобразовательных и внеобразовательных трудностей, адаптация образования к индивидуальным особенностям и личностным качествам ученика.

Создание комфортной внутришкольной среды позволяет сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации. Гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных методик в образовательном процессе повышает познавательный интерес учащихся и создают ситуацию успешности в обучении. А ситуация успеха есть «главный нерв гуманизации обучения и воспитания» (А.С. Белкин). Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

В данном пособии представлен опыт организации и проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий и коллективных творческих дел с применением нетрадиционных методов, ориентированных на создание комфортного образовательного пространства, необходимого для творчества.

В настоящее время в России на фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – труднорешимая проблема. Ее социальные корни глубоки и ранимы. Целый ряд факторов повлиял на ослабление внутрисемейных связей: характерный признак последних лет – распространение социального сиротства, определяемого ухудшением жизни российских семей, падением нравственных устоев, изменением отношения к детям вплоть до отказа от воспитания и полного вытеснения их из семьи. До сих пор остается малоизученной и непонятной природа аномального материнского поведения – отказ от своего ребенка.

Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает ряд различных явлений. Это и недостаточная забота матери о ребенке, и воспитание ребенка в детском доме, и временная разлука ребенка с матерью по каким-либо обстоятельствам, а также недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, заменяющему ему мать. Теплота материнской заботы и ее постоянство – непременное условие возникновения у ребенка доверия к миру. Тип личности, формирующийся у детей, с рождения оказавшихся в условиях материнской депривации, можно представить себе следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. По мнению многих исследований, самые тяжелые и трудно компенсируемые последствия – это последствия материнской депривации. Она порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям, самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Ребенок, растущий в детском доме (школе-интернате), как правило, не владеет навыками продуктивного общения. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Внутри своей группы воспитанники детских домов и школ-интернатов могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста. Такое поведение формируется по многим причинам, но прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительской любви.

Можно отметить также, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты не формируются у воспитанников детского дома и по отношению к их родным братьям и сестрам. Наблюдения за воспитанниками показывают, что между ними родственная привязанность очень слаба, а в процессе общения их отношения находятся на низком уровне. Они не заботятся друг о друге, не проявляются доброжелательности и заинтересованности, им нечем заняться друг с другом.

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка, искажая его представления о себе, формируя неправильное отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.

Для воспитанников детских домов и школ-интернатов характерна односторонность и бедность мотивационных предпочтений, которые обусловлены особенностями общения со взрослыми: самым главным оказывается желание ребенка заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание, похвалу. В этом проявляется депривация потребности в положительном эмоциональном контакте со взрослыми. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы, наряду с повседневными заботами, волнуют многие проблемы, выходящие далеко за рамки их личного опыта.

Вся жизнь детей в детском доме полностью регламентирована взрослыми. У них отсутствует осознанный выбор деятельности, нет возможности для самостоятельной организации своего свободного времени. Потребность в самоутверждении и желание проявлять самостоятельность толкает их на игнорирование правил и моральных норм, неподчинение взрослым. В самостоятельной жизни, где строго регламентированный порядок сменяется полной свободой, подросток теряется, т. к. привык не создавать для себя нормативы деятельности, а нарушать. Желая испытать то, что ему раньше запрещали, он не в силах устоять перед неблагоприятным влиянием окружающей среды и оказывается в числе наркоманов, алкоголиков, бомжей. Генеральная прокуратура выявила, что каждый третий молодой человек или девушка – воспитанники детских домов или школ-интернатов – становится бомжем, наркоманом; каждый пятый становится преступником, каждый десятый совершает самоубийство.

В последние годы в жизни интернатных учреждений происходят существенные перемены: появляются детские дома, в которых живут разновозрастные дети от 2 до 18 лет, группы формируются с учетом родственных связей (т. е. родные братья и сестры разного возраста находятся в одной группе). Детские дома становятся более открытыми: в гости к воспитанникам могут приходить их друзья, одноклассники, волонтеры и другие люди, которые хотят принять участие в судьбе детей-сирот. Рушится традиционное построение режима работы, когда главными были дела, общие для всего коллектива. Определенная автономность группы при этом подходе предполагает, что в разработке распорядка дня участвуют члены группы, а не весь коллектив учреждения. При этом остается крайне важным соблюдение принципа соотношения в режиме работы общеколлективных и групповых дел, а в группе – групповых и индивидуальных.

Позиция воспитателя заметно меняется: функции контроля перестают быть доминирующими, а на первый план выходит дружеское участие и помощь в осмыслении окружающей жизни, уважение прав ребенка: его право на свободное время, на добровольное участие в коллективной жизни, на общение, на участие в решении внутренних вопросов группы и всего учреждения. Главная задача воспитателя – создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, взаимопомощи, взаимоответственности. Особенно важно формировать позитивные отношения между воспитанниками и педагогами прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство родителей. Они раздражительны, конфликтны. В результате между детьми складываются недоброжелательные, неприязненные отношения, перерастающие во враждебность.

Современная практика показывает, что в благоприятной человеческой среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители. Но без взаимодействия специалистов: дефектолога, психолога, медика, воспитателя-реабилитатора – невозможно решить задачи современного сиротства. Остроактуальное понятие «реабилитационная педагогика», к сожалению, в настоящее время нельзя еще отнести к привычным для рядового педагога. Для него скорее понятно, что такое физическая реабилитация больного после тяжелой болезни, социальная реабилитация инвалида, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Само слово «реабилитация» ассоциируется в нашем сознании в первую очередь с деятельностью медицинских работников. Но появление этого термина не случайно, так же как и не случайно тесное взаимодействие педагогики и медицины.

Достижение положительных результатов педагогической реабилитации может обеспечиваться только через оказание разносторонней квалифицированной помощи детям. Это тесное взаимодействие всех специалистов, совокупность медико-педагогических приемов специальной коррекции как в обучении, так и в воспитании. Необходимость приобретения знаний в области реабилитационной педагогики, пусть медленно, начинает осознаваться педагогами, руководителями учреждений и органов образования. Задача воспитателя-реабилита-тора – возвратить ребенку веру в себя и свои силы, воспитать в нем чувство полноценности собственной личности, помочь максимально реализовать свой физический и духовный потенциал.

Самое важное условие для здорового развития ребенка – его основополагающее доверие к миру и окружающим людям. А это возможно, если ребенок чувствует заинтересованность, доброе, теплое к нему отношение, поддержку со стороны тех, кто составляет его «тыл».

Чрезвычайно важной социально-психологической характеристикой личности человека являются устойчивые представления личности о себе, которые обозначаются понятием «Я– концепция». «Я-концепция» формируется у человека под воздействием отношения к нему других людей. Положительная «Я-концепция» (я способен, я любим, я значим) способствует положительному проявлению личности и успеху в жизни. Отрицательная «Я-концепция» мешает успеху и способствует изменению личности в отрицательную сторону. Таким образом, формирование положительной «Я-концепции» является непременным условием полноценного развития личности. Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в развитии у ребенка (подростка) положительного отношения к себе, другим людям, своей деятельности, окружающему миру. Эту задачу можно осуществить лишь в условиях социального взаимодействия, активной деятельности ребенка, где он, преодолевая определенные трудности, является соавтором совместной деятельности и переживает ситуацию успеха при решении проблем.

Содержание методического пособия направлено на специально организованную работу и создание в окружающей среде тех элементов, предпосылок, которые будут стимулировать формирование личности ребенка, учитывая зону его ближайшего развития.

Стратегия конструирования педагогической деятельности

На сегодняшний день особенно актуальна проблема гуманизации и демократизации всей жизни учреждений общественного воспитания. Над этой проблемой работают многие ученые-психологи, педагоги, физиологи: А.Н. Толстых, А.М. Прихожан, В.Ф. Базарный, Б.А. Куган, В.А. Поварницына, С.А. Левин, В.С. Мухина и др.

Однако гуманизация жизни детей, подчеркивают исследователи, – это не вседозволенность, а такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку жить полноценно, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым.

А.С. Макаренко считал, что режим работы является важнейшим средством организации и осуществления воспитательной системы. С помощью режима коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя возможность каждому ребенку наполнять эти рамки внутренним содержанием.

Результаты изучения состояния учебно-воспитательной и методической работы в учреждениях общественного воспитания в последние годы показывают, что во многих из них отсутствуют:

• осмысленное целеполагание и планирование образовательного процесса на диагностической основе;

• консолидация сил медиков, психологов и педагогов с целью оказания детям и подросткам квалифицированной помощи;

• эффективное планирование работы методического объединения.

Перечисленные недостатки в организации жизнедеятельности воспитанников обусловлены низким уровнем теоретических знаний работников детских домов и школ-интернатов, снижением у педагогов интереса к повышению профессиональной компетенции.

В практике часто можно наблюдать такую картину: педагог добросовестно относится к своей работе, часто проводит с детьми различные мероприятия: трудовые дела и экскурсии, КВНы и спортивные игры, тематические вечера и развлечения и т. п. Однако по истечении времени выясняется, что дети выросли невоспитанными ни в нравственном, ни в эстетическом, ни в физическом отношении. В чем причины?

Анализ подобных ситуаций подсказывает вывод, что для получения положительных результатов воспитания огромное значение имеет не только ЧТО делают педагоги с воспитанниками, но и КАК. Не зная, КАК действовать, невозможно справиться даже с самым маленьким делом.

Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Сконструировать воспитательный процесс – значит как можно более полно представить себе и документально отразить свои замыслы и планы в виде творческих тем, направлений, целей, задач, разработок и др. Только таким образом можно упорядочить взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса и избежать стихийных и формально бездумных действий.

Затруднения при конструировании воспитательной работы связаны с тем, что у многих руководителей и педагогов учреждений общественного воспитания весьма расплывчатые и туманные представления о том, что им вообще нужно делать, ради каких целей и ценностей действовать.

Воспитание успешно в том случае, если оно системно, если воспитательная система конкретного учреждения носит авторский характер, являясь выражением «глубоко осознанной потребности педагогического коллектива»[1]1

  Караковский А.В. Стать человеком. – М., 1993.

[Закрыть]

.

Когда мы говорим о проблемах воспитания, то встает вопрос о его целях и его современном содержании. На какие идеалы и ценности ориентироваться сегодня педагогу, как действовать без привычных идеологических установок, по которым раньше разрабатывались программы деятельности? В.А. Караковский предлагает педагогам ориентироваться в своей работе на организацию совместной деятельности, способствующей освоению детьми абсолютных общечеловеческих ценностей: Земля, Семья, Отечество, Культура, Знание, Мир, Труд, Человек. «Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми»[2]2

  Там же.

[Закрыть]

. Ориентация на ценности высокого уровня должна развивать в человеке положительные черты характера: доброту, милосердие, порядочность, скромность, трудолюбие и т. д.

Именно развитие человеческих качеств и человеческих способностей, их совершенствование является целью педагогической деятельности. Но, не владея методикой воспитательной работы, нельзя решить педагогические проблемы на уровне современных требований. Любому педагогу-практику важно представлять особенности методических знаний, которые имеют определенную специфику и отличаются от знаний, теоретических и эмпирических. Теоретические знания, как нам известно, содержат обобщения, выводы о закономерностях воспитательного процесса, а эмпирические описывают протекание процесса в тех или иных конкретных ситуациях, условиях. Методические знания служат для того, чтобы раскрывать способы и порядок организации деятельности, воспитательного процесса. Имея необходимое научное обоснование, они (методические знания) должны быть представлены в таком виде, в котором ими было бы удобно пользоваться педагогу-практику.

Е.В. Титова выделяет два основных значения, которые может принимать понятие «методика»: 1) отрасль педагогической науки (систематизированные знания об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов); 2) определенный способ осуществления педагогической деятельности (алгоритм конструирования и реализации какой-либо деятельности)[3]3

  Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М., 1993.

[Закрыть]

.

Методикой будет являться не любая стихийно складывающаяся последовательность действий, а лишь конструктивный способ деятельности, который должен обязательно привести к заранее осмысленному и намеченному результату. Результативность – одно из основных свойств алгоритма, и его применение имеет своей конечной целью получение результата.

Таким образом, о методике как способе осуществления педагогической деятельности можно говорить лишь в том случае, если педагог не просто «проводит» какие-то мероприятия с детьми, а направляет свои усилия на достижение осознанного и заданного результата, руководствуясь при этом ее (методики) признаками: стратегией, тактикой, логикой, техникой.

В данный момент речь пойдет о стратегии воспитательной работы. Она закладывается педагогом на уровне общей и частной методики, когда выдвигаются педагогические цели, конструируется общая программа работы с коллективом, разрабатывается перспективный план и проявляется в конкретной методике, т. е. на уровне конкретных педагогических ситуаций. Стратегия обеспечивает ориентированность деятельности педагога на конечный результат и потому может считаться первым и главным признаком методики.

О наличии стратегии в работе педагога можно судить по следующим моментам. Если педагог:

• умеет правильно формулировать собственные педагогические цели и задачи, соотносить их с целями своего учреждения и с социальным заказом общества;

• выдвигает на определенный период реально достижимые цели и задачи;

• умеет в строгом соответствии с поставленными целями и задачами, соблюдая логическую последовательность, определить содержание и формы воспитательной работы;

• знает, на решение какой перспективной задачи направляет свои усилия в каждом организуемом режимном моменте, мероприятии, занятии.

Организация развивающего образовательного процесса в учреждениях общественного воспитания требует от педагога высокой профессиональной компетентности по многим проблемам, в том числе и по проектированию собственной педагогической деятельности. Основная проблема видится в отсутствии у педагогов умений в программировании реально необходимых и осуществимых дидактических задач.

Принцип индивидуального подхода, провозглашенный дидактикой, осуществить никому не удается. Только с помощью психолого-педагогических наблюдений определяется наиболее вероятная личностная направленность ребенка, выявляются его возможности и способности к определенным видам деятельности, и на этой основе выстраивается эффективная программа педагогических воздействий.

Только раннее выявление индивидуальных задатков ребенка и последующее интенсивное их развитие способны воспитать творчески самостоятельную личность, ответственную за свой успех в жизни. Результаты развивающего обучения – яркое тому подтверждение[4]4

  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986; Теория развивающего обучения. – М., 1996; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968.

[Закрыть]

.

Программа личностного развития каждого ребенка, к сожалению, не всегда реализуется в практике работы учреждений общественного воспитания. Эта проблема является одной из увеличивающих количество неудачников и несостоявшихся людей среди выпускников детских домов и интернатов.

В учреждениях общественного воспитания, педагоги дополнительного образования (руководители кружков и секций) как правило, не имеют планов работы, ограничиваясь списком детей, посещающих их кружок, и списком случайно подобранных мероприятий. А ведь именно эти педагоги (по большому счету) призваны решать коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, помогать выявлять склонности и способности детей, наблюдать за динамикой развития каждого в процессе личностно значимой для него деятельности, так как ребенок приходит на занятия кружка добровольно, под влиянием собственного интереса, именно здесь наиболее ярко могут проявиться его дарования. Если педагог не ведет наблюдения за деятельностью ребенка и на основе этих наблюдений не планирует содержание работы, не выстраивая педагогические задачи, то какой толк от такой кружковой деятельности?

Педагоги, которые вдумчиво относятся к своей деятельности, знают, что самое трудное при конструировании воспитательного процесса – это грамотная постановка педагогических задач. Но, к сожалению, анализ планов воспитательной работы говорит о том, что таких педагогов единицы. И хотя каждому известно, что результаты в воспитательной работе достигаются только тогда, когда точно знаешь, что тебе нужно добиться, тем не менее при планировании реального педагогического процесса эта истина забывается. В результате воспитательные задачи и работа существуют сами по себе и ничто общее их не связывает.

Наиболее типичные и распространенные причины формального отношения педагогов к постановке задач следующие:

– неосознание необходимости целеполагания как обязательного этапа профессиональной деятельности;

– отсутствуие понимания, что такое цель, задача, для чего они нужны;

– невладение технологией постановки задач, неумение их точно формулировать;

– нехватка профессионализма, чтобы судить о том, насколько верно и точно поставлены задачи.

Задача (цель) – это вероятностное представление о результатах деятельности. Это идея, сформулированная на языке решения. Процесс постановки педагогических задач требует серьезных размышлений, глубокого анализа потребностей и условий. Педагогу необходимо постоянно соотносить и координировать потребности общества (образовательного учреждения) и свои собственные: профессиональные, гражданские, человеческие.

Что касается условий, то они могут быть связаны как с социальными факторами и материальным обеспечением образовательного учреждения, так и с возрастными и индивидуальными особенностями развития воспитанников, уровнем развития коллектива, собственным профессиональным уровнем педагога.

Грамотная постановка задач предполагает наличие у педагога умений:

– видеть в динамике воспитательный процесс на перспективу;

– вычленять главное, логически выстраивать задачи с учетом взаимозависимости и соподчинения;

– точно формулировать мысль.

Педагогическая задача диагностична, если она соответствует следующим важным критериям: 1) конкретность, 2) реальность, 3) достижимость. Каждая педагогическая задача должна быть сформулирована так, чтобы было ясно, чего конкретно педагог планирует достичь за данный период времени. Педагогу важно учесть, имеются ли реальные условия и возможности для решения поставленной задачи, можно ли решить задачу именно за тот срок, на который она ставится.

Грамотно поставленные задачи помогут педагогу

– качественно спланировать свою деятельность;

– найти надежные ориентиры в конкретных педагогических ситуациях;

– выявить результаты работы при анализе;

– почувствовать удовлетворение и самодостаточность от эффективно решенных педагогических проблем.

Целенаправленную, четко организованную деятельность невозможно обеспечить без плана. Предлагаемое перспективное тематическое планирование поможет педагогам при организации образовательного процесса в учреждениях общественного воспитания. В основу перспективного планирования были положены рекомендации ведущих специалистов и ученых.

Только на основе комплексной диагностики возможно отследить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер коррекционного и воспитательного воздействия. При этом важно учитывать, что ребенок растет, развивается, его нарушения сглаживаются, иногда усиливаются, вызывая вторичные проявления. Поэтому при наблюдении за динамикой развития ребенка в процессе его обучения и воспитания должны быть обеспечена согласованность действий всех специалистов. Решение педагогических задач на современном уровне требует оказания ребенку многоплановой помощи с учетом его индивидуально-личностных особенностей. Педагогу необходимо иметь некий алгоритм конструктивной деятельности, который приведет его к заранее осмысленному и намеченному результату.

Алгоритм предлагаемого перспективного тематического планирования обеспечивает согласованность действий всех специалистов учреждения, помогает педагогам осуществлять свою деятельность на основе четкой постановки конкретных целей и задач и определении характера коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. Кроме того, работа по алгоритму повышает интерес педагога к приобретению теоретических знаний, самоанализу, осознанию своих сильных и слабых сторон.

Содержание

  • 1 Воспитатели: какие они?
  • 2 Работники детского дома: добрые, спокойные, терпеливые
  • 3 Жесткость и сила в работе воспитателя детского дома
  • 4 Быстрые, ловкие, гибкие работники детского дома: кто они?
  • 5 Эмоциональные, сострадательные, артистичные работники детского дома
  • 6 Другие работники детского дома: модели поведения и характеры
  • 7 Работники детского дома работают с душой

Автор: Елена Вахрушева, педагог-психолог

Начало в статье «Дом ребёнка. Взгляд изнутри»

Так сложилось в нашем обществе, что детей-сирот мы считаем обделенными, ведь родителей им заменяют воспитатели. И многим кажется, что они недостаточно любят детей, что они не столь ласковы и заботливы, как родные родители. Какие же на самом деле работники детских домов? Об этом рассказывает сотрудник Дома ребенка с многолетним опытом.

В Домах ребёнка и детских домах работают энтузиасты, которые любят детей. Посторонние люди там надолго не задерживаются. Но воспитатели, так же как и родители, тоже бывают разные. Есть добрые и ласковые и есть строгие. Есть очень эмоциональные и есть деловитые. Ниже расскажем о них подробнее.

В Доме ребенка на сто детей работает примерно столько же сотрудников. Работники детского дома – это не только педагоги и воспитатели, но и логопеды, врачи, медсёстры, няни, психологи, невропатологи, окулисты, психиатры, массажисты, натуропаты, повара, прачки и другой обслуживающий персонал.

Дети Дома ребенка распределены в группы по возрастам – грудные, средние, старшие – и по состоянию здоровья – специализированные (инвалидные). В группах от 10 до 15 детей. В каждой группе 4-5 воспитателей, логопед, врач, 2 медсестры, 2 няни, массажист.

Работники детского дома проводят с детьми занятия по развитию речи, рисованию, лепке, ознакомлению с окружающим, сенсорике, гимнастике, конструированию, музыкальные занятия, занятия с логопедом, психологом. Каждую неделю детей вывозят на экскурсии: в парк, на озеро, в лес, в цирк, в кукольный театр и т.д.

У детей достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, книг, карандашей, фломастеров, музыкальных и двигательных игрушек. Много пособий и игр для занятий воспитатели изготавливают своими руками.

воспитатель детского дома

Воспитатели: какие они?

Воспитателей в Доме ребенка много, около 30 человек. Это основная группа сотрудников, которые находятся в тесной связи с детьми. Работа воспитателей детского дома очень деликатна и драгоценна. Ведь вся жизнь ребенка зависит от неё.

Функции воспитателя очень важны, так как они способствуют формированию нового человека на Земле, который пока ничего не знает, но несёт в себе огромный потенциал. Ребёнок в будущем может стать несчастным, если его потенциал не разовьётся. Дети будут счастливы только тогда, когда – благодаря воспитателям и в дальнейшем учителям – они станут тем, кем они были задуманы.

Какие люди чаще всего становятся работниками детского дома? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, помогающей понять психику человека.

Работники детского дома: добрые, спокойные, терпеливые

Чаще всего в Доме ребенка работают люди с анальным вектором. Представители этого вектора – замечательные люди. Это отличные семьянины. Любят детей. Спокойные, уравновешенные, доброжелательные. Женщины покладистые, неторопливые, понятливые. У них хватает терпения ухаживать за малышами.

А уход-то все больше горшки, мокрые колготки, купание, подмывание, кормление, градусники, таблетки. Эти воспитатели чистоплотные, аккуратные, у них везде идеальный порядок. Детки чистые и опрятные. Они работают добросовестно, их уважают сотрудники и руководство. Почти все они дорабатывают в Доме ребенка до пенсии.

Но если эти люди фрустрированы или их вектор нереализован, они могут быть жестокими, обижать и наказывать детей.

Жесткость и сила в работе воспитателя детского дома

Однажды был такой случай. Я недавно пришла работать и наблюдала за поведением детей в старшей группе (2-3 года). В группе чистота и порядок, тишина. Дети не плачут, не дерутся, не отбирают друг у друга игрушки, как бывает в других группах. Удивительно. Но мне посоветовали внимательнее понаблюдать за воспитателем.

В следующий раз я долго наблюдала – ничего необычного, стандартная работа воспитателя детского дома. И вдруг я заметила: когда ребёнок вёл себя неправильно, она окликала его. Положив ногу на ногу, со спущенным тапком, женщина выразительно качала ею. Это был знак. Ребёнок понимал его и вёл себя смирно. Видимо, знал, что такое тапочек. Я пыталась поговорить с этой воспитательницей, но она всё отрицала. А вскоре её проводили на пенсию. С почётом.

На педсовете мы подняли эту тему. Зашёл разговор о том, что иногда можно слегка шлёпнуть ребенка, если он расшалился. «Мы ведь тут как мамочки, а матери шлёпают своих детей», — сказала одна воспитательница.

социальный работник

Тогда я ещё не владела Системно-векторной психологией и ответила так: «Родная мать, если даже и шлёпнет разок ребенка, то потом сто раз его обнимет и поцелует. А если у нас каждая шлёпнет по разу, но ни одна не погладит, не поцелует, не возьмёт на руки, то что получается? Сплошное избиение ребенка». За рукоприкладство у нас увольняли с работы.

Я, конечно, знала, что детей бить нельзя – ни дома, ни тем более в детских учреждениях. Но только благодаря Системно-векторной психологии я поняла, насколько это опасно. Это очень плохо отражается на развитии детей. У них теряется чувство защищённости и безопасности. Впоследствии у них может развиться комплекс жертвы. В другом случае такой битый ребёнок может стать тираном или садистом.

Быстрые, ловкие, гибкие работники детского дома: кто они?

Воспитатели с кожным вектором совсем другие. Они быстрые, скорые, ловкие, легко приспосабливаются к ситуации. У них в группе строгая дисциплина. Частые запреты: нет, нельзя, не лезь, не прыгай, не кричи, не реви. Часто торопят детей: быстрей, не копайся, шевелись, бегом. Они не очень-то вникают в тонкости и нюансы воспитания.

Но нужно не запрещать детям, а объяснять. Дети заслуживают всяческого уважения. Воспитателям нравится послушный ребёнок – так легче контролировать и доминировать. Слово «нет» не несёт никакого позитива. Нужно говорить ребёнку чаще «да». Если давать детям больше свободы делать, действовать, двигаться, испытывать свои возможности, ребёнок будет лучше развиваться, соображать и чувствовать себя в группе.

Также и торопить ребенка не стоит. Куда торопиться в Доме ребенка? Ведь дети – дома! Системно-векторная психология объясняет, что есть такие дети, которых торопить вообще нельзя. Это дети с анальным вектором. Они живут в своём замедленном ритме, это их природа.

Люди с кожным вектором любят успех, славу, деньги. Любят соревноваться с другими и побеждать. Но так как в Доме ребенка платят немного и славы достичь трудно, эти люди надолго здесь не задерживаются.

Хотя некоторые кожные девочки после прихода в Дом ребенка быстро сориентировались. У них быстрый ум и гибкое мышление. Выучились на логопеда или психолога и вскоре открыли своё дело. Другие остались в Доме ребенка логопедами. А это уже совсем другое, не то что обычная работа воспитателя детского дома или нянечки – мыть деток и штанишки менять.

работник детского дома

Эмоциональные, сострадательные, артистичные работники детского дома

Представители зрительного вектора очень эмоциональны. Приходят в Дом ребенка по зову сердца. Умеют налаживать эмоциональные связи с детьми и сотрудниками. К работе подходят творчески. Сострадательны, любят детей. Много играют с ними, бегают, прыгают, смеются, поют. Часто привязываются к какому-нибудь ребёнку. Восхищаются им, балуют его. Могут усыновить ребенка.

Но если вектор не развит – не могут справиться с воспитанием. Много страхов, слёз, жалоб. Часто истощаются от своей сверхэмоциональности. Не всегда справляются с поведением детей в группе. Начинают кричать на них, дёргать, пугать. Но в группе могут создать что-либо красивое: раскрасить стены сюжетами из мультиков, сделать поделки, слепить игрушки и т.д.

Не многие работники детского дома знают, что пугать детей очень опасно, чревато последствиями. От страха у ребенка может резко упасть зрение. У детей, особенно со зрительным вектором, присутствует страх смерти, страх быть съеденным Бабой Ягой или хищником. Они всегда боятся разных монстров, привидений и ещё много чего. Всё это часто погружает детей в ужас. Вот почему должна быть филигранной работа воспитателя детского дома. Кроме этого, нужно читать детям правильные сказки.

Несколько зрительных воспитателей и врачей сильно привязались к детям и усыновили их. Но им пришлось уйти с работы и переехать в другой город, чтобы никто не знал, что ребёнок усыновлённый. Хотя нынче психологи советуют, что не нужно скрывать факт усыновления – всё равно дети рано или поздно узнают об этом, и проблем становится больше.

Другие работники детского дома: модели поведения и характеры

Люди со звуковым вектором к нам практически не попадают. Чаще всего они не любят детей, не замечают близких. Отчужденные, все в себе. Любят одиночество. Другие их раздражают. Они решают глобальные проблемы в своём уме, постоянно ищут смысл жизни. Больше их можно обнаружить среди отказников, чем среди сотрудников Дома ребенка.

Есть ещё очень интересные люди с кожно-зрительной связкой. Они любят детей, умеют наладить с ними эмоциональные связи. И дети их обожают, особенно подростки. Но их чаще можно встретить в школе, интернате или, по крайней мере, в детском саду. В Дом ребенка они попадают редко: им у нас скучно, негде развернуться.

Это очень творческие люди. Среди них много артистов, певцов, художников. Развитая кожно-зрительная женщина будет заниматься Домами ребенка на уровне меценатства, помогать на более высоком уровне, как, например, Чулпан Хаматова, которая помогает больным деткам.

У таких людей действительно – зов души. Но им нужен размах. Одного ребёночка маловато. Они понимают, что значит «все дети наши».

детского дома

Кожно-зрительные артисты проводят концерты и благотворительные акции в помощь детям Домов ребенка и детских домов. Там они реализуют свои природные свойства, в том числе и себя на сцене показывают, и организовывают мероприятие.

Сейчас это стало частым явлением среди артистов, что очень радует. Благодаря и им тоже, наше общество стало уделять больше внимания детям, инвалидам, малоимущим людям. Может, наконец, что-то сдвинется в наших сердцах, головах и душах.

Работники детского дома работают с душой

Зарплата у сотрудников Домов ребенка небольшая, работа трудная, и работают там, в основном, люди с добрым сердцем, с Богом в душе, любящие детей и своё дело.

Зная Системно-векторную психологию, можно намного лучше понимать природу ребенка. А также более точно и правильно подбирать педагогический, медицинский и обслуживающий персонал для Дома ребенка и других детских учреждений.

Заинтересовавшимся лицам рекомендую посетить бесплатные онлайн-лекции по Системно — векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно -векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика


4 Окт, 2016

Комментариев:

12

Просмотров:

13340


Деятельность педагога по осуществлению комплекса
учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома

              Детские
дома являются основной формой воспитания детей и обеспечивают благоприятные
условия для позитивной социализации детей-сирот, поэтому деятельность педагогов
нашего дома направлена на решение одной из основных задач – создание
благоприятных условий, приближенных к домашним,

способствующих
разностороннему воспитанию и развитию воспитанников.

          Преимуществом
детских домов является твердый режим дня, постоянный и

целесообразный
педагогический контроль, наличие возможностей для

практического
соединения воспитания и обучения с трудовой деятельностью, для всемерного
расширения кругозора воспитанников и их умственного развития.

         Наши дети
учатся общению, умению жить в незнакомой обстановке,

воспитанники учатся
самостоятельно находиться вне детского дома. Учение – ведущий вид деятельности.
Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности
– производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Учебная
деятельность зависит от взглядов воспитанников на роль учебы в их жизни, от
уровня развития мотивации.

Развитие мотивационной
сферы – сложный и длительный процесс.Задача воспитателя – воспитывать,
развивать ребенка, стимулировать его, создавать своеобразные «ситуации успеха».

              Учебно-воспитательный
процесс выстроен согласно программе и плану

учебно-воспитательной
работы детского дома. В этом плане отражены все направления деятельности
педагога, в том числе и учебная деятельность.Особое внимание в организации
учебной деятельности в детском доме уделяется повышению уровня выполнения
домашнего задания,

        Ведущие
направления работы воспитателя по организации учебной

деятельности:

1. Регулярная проверка
дневников. Постоянно контролировать успеваемость,

своевременно и
эффективно реагировать на замечания из школы.

2. Проведение цикла бесед
с целью формирования общественных навыков и помощи воспитанникам в овладении
знаниями.

3. Ведение работы по повышению учебной
мотивации учащихся, адекватного их отношения к школе, создание в группе
микроклимата борьбы за  качество,поощрение стремления к знаниям.

4. Включение в план
работы мероприятий по развитию познавательных

интересов и
познавательной активности. В перспективном планировании –

посещение школы,
уроков, беседы с учителями.

5. Методически
правильная организация самоподготовки с использованием

дополнительной
литературы,

Воспитатели учат детей
умению обращаться со словарем, энциклопедиями,

справочниками, работе
с каталогами, оглавлением, работать с интернетом

       Хорошие
результаты зависят от рационального образа жизни, выполнения

режима дня.

Правильный режим дня
обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической работы,
способствует разумному чередованию труда и отдыха, исключает вредные
перегрузки. Рационально    организованный порядок дня повышает
работоспособность, сохраняет и укрепляет здоровье детей.Систематическая
повторяемость режимных моментов изо дня в день вырабатывает у воспитанников
определенные привычки и навыки, которые со временем становятся нормой их
поведения.

— Умение организовать
рабочее место.

— Умение планировать
текущую работу.

— Умение организовать
себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять

самоконтроль и
самоанализ учебной деятельности.

— Сотрудничать при
решении учебных задач (умение объяснять, оказать

помощь, принять помощь
товарища и т.д.).

       Воспитанникам
детского дома требуется педагогическая поддержка, причем

не только в учебной
деятельности, но и в самоутверждении в коллективе

сверстников, в
реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо

личных проблем.

          Основными
задачами воспитателя в учебной деятельности являются:

ü
— оказание
всемерной помощи воспитанникам в овладении знаниями;

ü
— создание в
группе микроклимата борьбы за качество учебы;

ü
— участие в
развитии познавательных интересов и познавательной деятельности воспитанников
группы.

             Педагогический
коллектив нашего детского дома осуществляет тесное

взаимодействие со
школами (классными руководителями, учителями-

предметниками).
Воспитатели посещают школу, имеют постоянную информацию о результатах учебной
деятельности в отдельности каждого ребенка.

            Совместное
обсуждение их и общение с учителем дает возможность

продолжать учебную
работу в том же направлении, что и в школе. Единство

требований учителей и
воспитателей, слаженная работа педагогов, отработанная

система помогают добиваться
желаемых результатов. Уменьшаются пропуски

уроков без
уважительной причины, успеваемость учащихся,воспитанников детского дома,
сохраняется на уровне 100%, качество знаний повышается

         В условиях
детского дома роль родителей выполняют воспитатели, которые

контролируют и
помогают учителям в обучении детей. Подавляющее большинство  воспитанников –
социальные сироты, категория детей, которые приходят в детский дом из семьи,
где они не чувствовали переживание «мы». В новую социальную общность детского
дома и школы они входят с трудом. Отсюда – проблемы и трудности, возникающие у
детей различного возраста в связи с обучением в школе.

            Дети
детского дома чаще попадают в категорию так называемых «трудных».

Они учатся неравномерно,
теряют интерес к учебе, у них снижена мотивация

учения. Так называемые
«трудные» дети – это головная боль многих педагогов, не

знающих, что с ними
делать. В самом деле, как быть с теми, кто слишком активен,

обделен родительским
вниманием, страдает замедленным развитием и различными неврозами? И поэтому наш
педагогический коллектив стремится организовать жизнь воспитанников так, чтобы,
выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и
психологически готовыми к взрослой жизни.

             Дети
по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Как

правило, наши
воспитанники ищут внешние причины собственных ошибок:

необъективность
учителя, непосильные задания, необоснованная требовательность воспитателей,
агрессивность воспитателей и т.д.Такая позиция чревата тем, что воспитанник
может озлобиться, замкнуться, у него может сложиться представление о
непреодолимости преград, неизбежности трудностей, и, как следствие, появиться
неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем. Немногие
дети ищут причины затруднений в себе, своих знаниях, чертах характера, манере
поведения. В этом случае у таких учащихся проявляется стремление самому
справиться с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым.

            Цель
самоподготовки – научить воспитанников самостоятельно работать.

Самостоятельность
учащихся в учебной работе воспитывается постепенно, это

длительный и
кропотливый процесс. От того, как будут складываться в 5-6 классах

навыки и приемы самостоятельной
работы детей, в значительной степени зависит

успех их дальнейшей
учебной деятельности в последующих классах. Воспитатели обращают серьезное
внимание именно на формирование первоначальных навыков во время подготовки
воспитанниками домашних заданий.

           Чем
лучше руководство педагога в процессе самостоятельной учебной работы учащихся,
тем прочнее у них навыки такой работы, тем легче воспитаннику в старших классах
работать самостоятельно без контроля и постоянной помощи воспитателя
.

        Одна из
главных задач воспитателя при проведении самоподготовок воспитывать у детей
сознательное отношение к выполнению заданий, учить

рациональному
распределению времени на то или иное задание, своевременность.

        Мы сталкиваемся
с тем, что наших воспитанников надо терпеливо, настойчиво учить учиться. Во
время самоподготовок обнаружился тот факт, что

некоторые дети не
понимают, что надо делать, другие все делают небрежно; одни нуждаются в помощи
в силу запущенности, другие просто не научены работать самостоятельно.

      При организации
самоподготовки необходим дифференцированный подход к различным группам
воспитанников: т.е. одни воспитанники получают полную самостоятельность, другие
приобретают свободу действий лишь после выполнения определенных заданий, третьи
работают всё время под контролем воспитателя.

Есть опыт: для
самоподготовки делить группу  на несколько групп, старшими в них назначаются
лучшие ученики, которые контролируют выполнение заданий. Такие дети обычно
заканчивают приготовление уроков раньше, их проверяет воспитатель, после чего
они приступают к проверке работы воспитанников своей группы.

Консультанты из числа
учащихся играют немаловажную роль в рациональной

организации
самоподготовки, работая под руководством воспитателя. Создание

групп с полной
самостоятельностью является не только хорошим средством

повышения
ответственности и развития инициативы у детей, но и позволяет

воспитателю
осуществить индивидуальный поход к остальным воспитанникам.

       Учебно-воспитательный
процесс мы выстраиваем согласно программе и плану

учебно-воспитательной
работы детского дома, в которых отражены все направления деятельности педагога,
в том числе и учебная деятельность.

Налажена тесная связь
с учителями-предметниками, классными руководителями, посещаются школы с целью
владения информацией о результатах учебной деятельности каждого воспитанника в
отдельности,

Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного
процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового,
патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие
культуры поведения.

Воспитательная
работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей,
разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды
  и окружающей
действительности.

В
основу системы воспитания  положены принципы:

ü   
принцип
гуманистического воспитания;

ü   
принцип
личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме
прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной
и интересной жизни коллектива детского дома, в работе объединений по интересам,
в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

ü   
принцип
здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к
своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у
воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

ü   
принцип
природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных
особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой
природы;

ü   
принцип
деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка
деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

ü   
принцип
толерантности.

ü   
принцип
учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

ü   
принцип
комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической
деятельности.

ü   
принцип
интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может
развиваться вне социального
    окружения,  он активный
его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.

основные  направления
воспитательной работы

Учебно —
познавательная деятельность

Цель: Формирование
положительной мотивации учебной деятельности у
воспитанников
детского дома. Формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и
навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной
самореализации в условиях информационного общества.

Задачи:

      
целенаправленно и систематически развивать мыслительную операцию, память,
внимание;

       развивать у
воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности;

       коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях;

      
совершенствовать развитие речи на слух, пополнять словарный запас;

       вырабатывать
сознательное отношение к учёбе, как к основному труду учащихся;

       прививать
интерес к учению;

       создать
условия для развития любознательности, познавательного интереса у
воспитанников;

       организация
учебной деятельности воспитанников для подготовки к
 урокам в
школе;

Основные направления работы  по
учебно-познавательной деятельности:

ü   
постоянный контроль за
успеваемостью;

ü   
тесная взаимосвязь со
школой,
  через посещение собраний и уроков,
бесед с классными руководителями;

ü   
организация
самоподготовки воспитанников в группе;

ü   
коррекция пробелов в
знаниях воспитанников;

ü   
ориентирование
воспитанников на повышение уровня обученности, с целью в дальнейшем получения
престижного образования;

ü   
проведение викторин,
олимпиад и других мероприятий.

Трудовое
воспитание и профориентация

Цель :

·                    
развитие системы
навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональными умениями и
ознакомление с миром профессий;

·                    
формирование и развитие
у обучающихся качеств личности, способной успешно адаптироваться в современном
обществе.

Задачи работы по трудовому
воспитанию:

       соблюдение
личной гигиены;

       организация
личной жизни и индивидуальной деятельности, вырабатывание умений и навыков по
их обеспечению;

       воспитание у
учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края;

       формирование
комплексного навыка соблюдения гигиены жилища, представлений о своём доме, его
интерьере, умений пользоваться бытовыми приборами для уборки помещений и
территории детского дома;

      
вырабатывание знаний умений и навыков, необходимых при проведении
косметического ремонта помещений детского дома и оборудования на участке
детского дома;

       развитие
трудовых навыков в процессе работы в столовой и других помещениях;

       обучение
воспитанников шитью, вязанию, мальчиков работе со слесарным столярным
инструментом, ремонту мебели, садово-огородного инвентаря;

      
стимулирование детского труда через
 их на работу по линии
центра занятости населения;

        подготовка к
сознательному выбору профессии
;

       воспитание
уважения к людям труда.

Основными направлениями работы являются:

·                    
работа по профориентации
воспитанников;

·                    
труд по самообслуживанию;

·                    
хозяйственно-бытовой труд;

·                    
сельскохозяйственный труд;

·                    
технический труд.

Патриотическое и гражданское
воспитание

Настоящий
патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость
гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического
воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Цель
:
формирование
и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они
живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание
патриотических качеств личности.

Задачи
работы по патриотическому воспитанию:

       формировать
патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

       формировать
нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

       формировать
гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

       формировать
внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

       вести
постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в
современной действительности.

Основными
направлениями работы являются:

·                    
формирование
духовно-нравственных качеств личности школьника;

·                    
воспитание
общечеловеческих, национально-культурных, охватывающих основные аспекты
социокультурной жизни и самоопределения личности;

·                    
воспитание правовой
культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

·                    
формирование
социально-активной позиции воспитанников;

·                    
оказание помощи
воспитанникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них
коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

·                    
усиление значимости
досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности.

Формирование здорового образа жизни

Цель
работы по формированию здорового образа жизни:

·                    
охранить и укрепить
физическое и психологическое
  здоровье      воспитанников, укрепить основы  здорового образа жизни, успешно социализировать воспитанников в
общество;

·                    
формирование у
воспитанников стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих
физических способностей.

Задачи
работы по формированию здорового образа жизни:

       создание
условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

       выявление  одарённых
воспитанников, обладающих уникальными
  физическими
способностями, содействие их полному
  раскрытию;

       привлечение
к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и воспитанников с
ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные
шансы на победу для всех участников;

       воспитание
негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда
здорового образа жизни;

       установление
тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями посёлка по вопросам профилактики
заболеваний.

Основными
направлениями работы являются:

·                    
вовлечение
воспитанников в секции учреждений дополнительного образования района, в
соответствии с их интересами,
  наклонностями и способностями;

·                    
проведение
разнообразных спортивных праздников и состязаний
  Дней здоровья в детском доме;

·                    
привлечение
воспитанников к участию в спортивных праздниках в районе;

·                    
подготовку и проведение
тематических воспитательских часов, бесед;

·                    
организацию экскурсий, 
походов, прогулок;

·                    
организацию интересного
и плодотворного досуга, в том числе в каникулярное время;

·                    
мониторинг состояния здоровья
учащихся;

·                    
формирование системы
знаний о здоровьесбережении.

Основы семейного воспитания в
условиях детского дома.

Основные цели программы:

·                    
воспитание ребёнка,
способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить
полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили
их судьбу (не пополнили детские дома- профилактика сиротства);

·                    
подготовка
воспитанников к взрослой жизни, обучение умению ориентироваться в различных
 жизненных ситуациях;

·                    
заместить не мать и
отца, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что знают и
умеют дети из благополучных семей.

Задачи работы по основам семейного воспитания
в условиях детского дома:

       расширять
знания, формировать у воспитанников представления о семье и её функциях и
значении в жизни каждого человека;

       дать
теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего
хозяйства;

       расширять
теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве жилища;

       дать понятие
об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней
экономикой, формировать разумные потребности;

       расширять
знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека и дать им
представление о значении родителей в умственном развитии детей через
ознакомление с природой.

Основными направлениями работы являются:

·                    
мониторинг знаний
воспитанников о семье и её функциях;

·                    
формирование и
расширение знаний воспитанников о семье, её функциях, домашней экономике и
бюджете через проведение воспитательских часов, практических занятий и др.

·                    
ознакомление с жизнью и
бытом благополучной семьи, через определение детей в гостевые семьи на выходные
и каникулярные дни.

Экологическое воспитание

Цель экологического образования состоит:

·                    
в развитии
экологической культуры поведения воспитанников
  в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Данная цель предполагает решение следующих
задач:

       создание
педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе
принципа гуманного мироотношения;

       расширение и
углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Этика поведения

Цель:

·                    
воспитание человека
ответственного за своё поведение и поступки;

Данная цель предполагает решение следующих
задач:

       формирование
и развитие этических норм жизни, как регулятора поведения людей;

       формирование
качеств личности, составляющих культуру человека, его поведение;

       формирование
правовых норм жизни человека.

Основными направлениями работы являются:

·                    
проведение бесед,
тренингов и других мероприятий по формированию норм поведения в семье,
обществе;

·                    
воспитательские
мероприятия по изучению
 и закреплению правовых норм жизни.

Эстетическое воспитание

Осуществляется
через работу творческих объединений воспитанников детского дома (кружки)
проведение общедетдомовских
 праздников и
мероприятий, посещение кружков «Умелые руки», «ИЗО»
 и другие в
учреждениях дополнительного образования района

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лекарственный препарат канефрон инструкция по применению
  • Хлорофиллипт спиртовой инструкция по применению для горла детям полоскания
  • Таро безумной луны инструкция на русском
  • Дкс 1121 руководство
  • Пикамилон 50 мг инструкция по применению детям дозировка