Руководство работы студента включает

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Омелаенко Н.В.

1


1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Для повышения качества обучения студентов необходимо использовать одну из главных форм обучения в вузе – самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает самостоятельное изучение материала в учебно-методическом комплексе для самостоятельной работы, в учебно-методических материалах и разнообразные формы контроля. Существуют различные подходы к методике и организации самостоятельной работы. Наиболее важным является приобретение новых знаний, которые направлены на их применение в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа как средство обучения выполняет ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую. В её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая определяет весь процесс. Для активизации СРС в вузе важно ознакомить студентов с методами самостоятельной работы. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает умения и навыки мыслительной деятельности. Для проявления творческих способностей личности очень важна соответствующая система обучения воспитания, основанная на определенных педагогических требованиях. Творческая деятельность всегда направлена на получение новых знаний и профессионального опыта. Статья имеет теоретико-методологический характер и позволяет обобщить существующие в науке концептуальные подходы к данной проблеме.

самостоятельная работа студентов

методика организации самостоятельной работы

функции самостоятельной работы

структура

активизация СРС

высшая форма организации СРС

научно-исследовательская работа студентов

формирование творческого мышления

1. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс- групп», 2006. – 15 с.

2. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144.

3. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 544 с.

4. Петухова Т.П., И.Д. Белоновская, М.И. Глотова, М.С. Пашкевич. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 80–85.

5. Рубаник А., Г. Большакова, Н. Тельных. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект – Пресс, 1995. – 271 с.

7. Стрельникова О.И. К вопросу об организации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 44–46.

8. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317.

9. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

Особая роль в подготовке будущих специалистов и повышении качества учебного процесса принадлежит самостоятельной работе, которая даёт возможность студентам приобщиться к творческим видам деятельности и развить свои интеллектуальные способности.

Под самостоятельной работой студента понимают работу по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [2, с. 139].

В настоящее время существуют различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Одни исследователи рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие раскрывают сущность данного феномена только по внешним признакам. Третьи определяют самостоятельную работу по таким признакам, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов [8, с. 314].

Из этого следует, что самостоятельная работа является не только формой, но и средством обучения, поскольку она формирует определенные навыки и умения студентов, выполняя при этом ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую [1, с. 4].

Развивающая функция повышает культуру умственного труда, приобщает к творческим видам деятельности, обогащает интеллектуальные способности студента.

Информационно-обучающая включает в себя учебную деятельность студентов на аудиторных занятиях.

Ориентирующая и стимулирующая придают процессу обучения профессионально ориентированный характер.

Целью воспитательной функции является формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста.

Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

В качестве признаков самостоятельной работы выделяют следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса; время выполнения заданий; проявление умственного напряжения; сознательность, самостоятельность и активность студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь процесс обучения [8, с. 314].

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [3, с. 102].

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть выполнены следующие условия:

– мотивированность учебного задания;

– четкая постановка познавательных задач;

– алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов её выполнения;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы, сроков её представления;

– определение видов консультационной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации);

– критерии оценки, отчетности и т.д.;

– виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы.

Репродуктивный уровень включает в себя чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио- и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала.

В познавательно-поисковый входит подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, подготовка к деловым играм и т.д.

Творческий уровень – уровень самостоятельной работы – предполагает написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней самостоятельной работы.

В зависимости от степени трудности различают четыре типа самостоятельной работы студента [7, с. 44].

Первый тип формирует умение выполнять задания по образцу. Второй помогает воспроизводить информацию по памяти. Третий направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Необходимым условием успешной самостоятельной работы является сочетание всех вышеперечисленных типов и уровней работы.

При организации самостоятельной работы студентов следует учитывать разный уровень подготовки обучающихся и разный стиль учебной деятельности. При подборе заданий преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [9, с. 140].

– Объём каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

– все задания должны быть одинаковой сложности;

– каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа способствует повышению уровня мотивации, развитию познавательной деятельности студентов, заинтересованности в выполнении совместной работы, благодаря взаимному контролю. Это подтверждает исследование «Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга», проведенное Т.П. Петуховой, И.Д. Белоновской, М.И. Глотовой, М.С. Пашкевич в 2012 г. Мониторинг показал наиболее значимые и интересные формы самостоятельной работы, которые отметили студенты. Это работа в команде над проектами, решение типовых и комплексных задач (по дисциплинам физико-математического блока), работа с ресурсами библиотек и сетью Интернет (по дисциплинам гуманитарного блока).

К дополнительным формам самостоятельной работы студенты предложили учебно-познавательную деятельность: выезды на предприятия, экскурсии, применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировку во время учебы на предприятиях и в организациях. Далее были предложены формы самостоятельной работы, ориентированные на коллективное творческое взаимодействие участников образовательного процесса: интеллектуальные конкурсы, научные семинары-дискуссии, межвузовские проекты, коллективные проекты в сети Интернет [4, с. 82].

Существуют различные формы отчета о проделанной самостоятельной работе [5, с. 120]:

– оценка устного ответа на практическом занятии или семинаре;

– решение задач по физико-математическим дисциплинам;

– конспект по теме, выполненный самостоятельно, по определенным и выбранным студентом источникам;

– выполнение и защита контрольных и курсовых работ;

– отчет о прохождении производственной практики;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний, выполненная в форме электронных тестов;

– сдача зачетов, экзаменов по дисциплине;

– защита дипломных работ;

– статьи и тезисы, написанные для публикации в сборниках научно-исследовательских конференций.

В педагогической литературе описаны разнообразные формы активизации СРС. Наиболее действенными их них являются следующие [3, с. 108–109].

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и её элементов.

7. Выдача студентам методических указаний, содержащих алгоритм выполнения заданий.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материл, методические указания и задачи для их решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое её распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам с оказанием им всяческой помощи.

14. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию умений и навыков мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация и др. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты учатся работать со статьями, с монографиями, авторефератами, со справочной литературой, обращаются к Интернет-источникам. Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта [6, с. 161].

К основным критериям творческой деятельности относятся: новизна процесса творческой деятельности (новый метод, прием, способ действия); иррациональное мышление и интуиция; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Различают четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которая поможет решить проблему; фаза созревания, когда работает только подсознание; фаза озарения, когда решение появляется совсем неожиданно; фаза контроля или проверки полученных результатов.

В педагогической и психологической литературе описываются условия (ситуативные и личностные), стимулирующие или тормозящие творческую деятельность.

Отмечается, что отрицательно влияют на творческую активность такие ситуативные факторы, как недостаток времени, повышенная тревожность, нетерпение, проявленное при желании найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в собственных силах и др.

Личностные факторы, которые оказывают негативное воздействие на творческий процесс: соглашательство, низкая самооценка или самоуверенность, доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, высокая тревожность и др. Личностные черты, которые положительно влияют на творчество, следующие: уверенность в своих силах, преобладание эмоций радости, склонность рисковать, отсутствие боязни показаться странным, отсутствие конформности, наличие богатого воображения, хорошее чувство юмора.

Учитывая ситуативные и личностные факторы, педагогу необходимо применять соответствующую систему обучения и воспитания, направленную на выявление и дальнейшее развитие творческих способностей личности, которая может быть основана на следующих педагогических требованиях [6, с. 169].

1. Не подавлять интуицию студента, которая может быть проверена логикой.

2. Формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить задачу.

3. В процессе обучения опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные подавляют проявление творческого мышления.

4. Стимулировать студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Поощрять склонность к рискованному поведению, поскольку склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру обучаемого в свои способности к открытиям.

11. Для развития творческого мышления следует обучать эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем научно-исследовательская деятельность.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов потому, что она обогащает студентов новыми знаниями, учит их находить собственные решения в любых нестандартных ситуациях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в вузе необходимо обучить студентов методам самостоятельной работы и обеспечить их необходимым правильно составленным учебно-методическим материалом, в котором представлены разнообразные формы СРС.

Для развития научно-исследовательской работы нужно умело сочетать передовые формы обучения и воспитания студентов, которые будут направлены на получение новых знаний и опыта.


Библиографическая ссылка

Омелаенко Н.В. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3.
– С. 538-542;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669 (дата обращения: 21.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Самостоятельная
работа студентов (СРС) наряду с аудиторной
представляет одну из форм учебного
процесса и является существенной его
частью. Для ее успешного выполнения
необ­ходимы планирование и контроль
со стороны преподавателей, а также
планирование объема самостоятельной
работы в учебных планах специальностей
профилирующими кафедрами, учебной
частью, методическими службами учебного
заведения.

Самостоятельная
работа – это планируемая работа
студентов, выполняемая по заданию и при
методическом руководстве преподавателя,
но без его непосред­ственного участия.

СРС предназначена
не только для овладения каждой
дис­циплиной, но и для формирования
навыков самостоятельной работы вообще,
в учебной, научной, профессиональной
деятель­ности, способности принимать
на себя ответственность, само­стоятельно
решить проблему, находить конструктивные
реше­ния, выход из кризисной ситуации
и т. д.

Согласно новой
образовательной парадигме независимо
от специализации и характера работы
любой начинающий специа­лист должен
обладать фундаментальными знаниями,
профес­сиональными умениями и навыками
деятельности своего про­филя, опытом
творческой и исследовательской
деятельности по решению новых проблем,
опытом социально-оценочной деятель­ности.
Две последние составляющие образования
формируются именно в процессе
самостоятельной работы студентов.

Высшая школа
отличается от средней специализацией,
методикой учебной работы и степенью
само­стоятельности обучаемых.
Преподаватель лишь организует
по­знавательную деятельность студентов.
Студент сам осуществ­ляет познание.
Самостоятельная работа завершает задачи
всех видов учебной работы. Никакие
знания, не подкрепленные са­мостоятельной
деятельностью, не могут стать подлинным
достоянием человека. Кроме того,
самостоятельная работа имеет воспитательное
значение: она формирует самостоятельность
не только как совокупность умений и
навыков, но и как черту ха­рактера,
играющую существенную роль в структуре
личности современного специалиста
высшей квалификации.

Ее формы разнообразны
– это различные типы домашних заданий.
В вузах составляются графики самостоятельной
работы на семестр с приложением
семестровых учеб­ных планов и учебных
программ. Графики стимулируют, организуют,
заставляют рационально использовать
время. Работа должна систематически
контролироваться преподавателями. При
распре­делении заданий студенты
получают инструкции по их выпол­нению,
методические указания, пособия, список
необходимой литературы.

В вузе существуют
различные виды индивидуальной
самостоятельной работы – подготовка
к лекциям, семинарам, лабо­раторным
работам, зачетам, экзаменам, выполнение
рефератов, заданий, курсовых работ и
проектов, а на заключительном эта­пе
– выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа более эффективна,
если она парная или в ней участвуют 3
чело­века. Групповая
работа усиливает фактор мотивации и
взаим­ной интеллектуальной активности,
повышает эффективность по­знавательной
деятельности студентов благодаря
взаимному кон­тролю.

При группо­вой
индивидуальной работе происходит
групповая самопровер­ка с последующей
коррекцией преподавателя. Это второе
звено самостоятельной учебной деятельности
обеспечивает эффектив­ность работы
в целом.

Соотношение
времени, отводимого на аудиторную и
само­стоятельную работу, во всем мире
составляет 1:3,5. Такое соот­ношение
основывается на огромном дидактическом
потенциале этого вида учебной деятельности
студентов.

Сложившие­ся
образовательные формы учебной деятельности
студентов в вузе – лекции, практические,
лабораторные занятия, семина­ры –
обусловливают формы самостоятельной
работы и виды домашних заданий. Система
контроля также закладывает осно­вы
для ее ориентации.

На лекции
преподаватель рекомендует студентам
литерату­ру и разъясняет методы работы
с учебником и первоисточника­ми. В
этом плане особые возможности представляют
вводные и установочные лекции, на которых
раскрывается проблематика темы, логика
овладения ею, дается характеристика
списка лите­ратуры, выделяются разделы
для самостоятельной проработки.

Семинарские и
практические задания должны быть
рассчита­ны на совершенствование
умений поиска оптимальных вариан­тов
ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная
работа выполняется с использованием
опор­ных дидактических материалов,
призванных корректировать ра­боту
студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами
кафедр разрабатываются:

1. Система заданий
для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов
и докладов.

3. Инструкции и
методические указания к выполнению
лабораторных работ, тренировочных
упражнений, домашних заданий и т. д.

4. Темы курсовых
работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной
и дополнительной литературы.

Условия, обеспечивающие
успешное выполнение самостоятельной
работы:

1. Мотивированность
учебного задания (для чего, чему
способ­ствует).

2. Четкая постановка
познавательных задач.

3. Алгоритм, метод
выполнения работы, знание студентом
способов ее выполнения.

4. Четкое определение
преподавателем форм отчетности, объ­ема
работы, сроков ее представления.

5. Определение
видов консультационной помощи
(консульта­ции – установочные,
тематические, проблемные).

6. Критерии оценки,
отчетности и т. д.

7. Виды и формы
контроля (практикум, контрольные работы,
тесты, семинар и т. д.).

В целом же ориентация
учебного процесса на самостоятель­ную
работу и повышение ее эффективности
предполагает:

  • увеличение
    числа часов на СРС;

  • организацию
    постоянных консультаций и консультационной
    службы, выдачу комплекта заданий на
    СРС сразу или по­этапно;

  • создание
    учебно-методической и материально-техни­ческой
    базы в вузах (учебники, учебно-методические
    пособия, ком­пьютерные классы),
    позволяющей самостоятельно освоить
    дисциплину;

  • доступность
    лабораторий и мастерских (для
    самостоятель­ного выполнения
    лабораторного практикума);

  • организацию
    постоянного (лучше рейтингового)
    контроля, что позволяет свести до
    минимума традиционные процеду­ры
    контроля и за счет сессионного времени
    увеличить бюд­жет времени СРС;

  • отмену
    большей части сложившихся форм
    практических и лабораторных занятий
    с целью высвобождения времени на
    самостоятельную работу и обслуживание
    консультационных пунктов.

Сложность руководства
и организации самостоятельной работы
студентов объясняется целым рядом
факторов, главными из которых являются:

  • частая смена
    приоритетов;

  • отсутствие
    современных стабильных учебников и
    пособий по наукам;

  • слабость фонда
    библиотек по проблемам дисциплины;

  • специфика этой
    работы (вне расписания, вне стен учебного
    заведения);

  • отсутствие единства
    в организационных и методических
    требованиях к самостоятельной работе.
    В частности, нет законодательно
    установленных нормативов по самостоятельной
    работе, хотя в практике такие усредненные
    нормативы сложились.

Роль преподавателя
в организации и руководстве самостоятельной
работой включает в себя:

1) обучение
самостоятельной работе в ходе лекций,
практических, семинарских занятий, на
консультациях;

2) управление
самостоятельной работой: разработка и
доведение заданий на самостоятельную
работу, оказание помощи в повышении
эффективности и качества работы;

3) контроль за
самостоятельной работой: как
непосредственный, так и опосредованный,
через контрольно-проверочные мероприятия;

4) коррекция
самостоятельной работы: групповая и
индивидуальная.

Таким образом,
только сочетание методических и
организаторских усилий педагога,
постоянная коллективная и индивидуальная
забота и потребность обеспечат эффективную
и качественную самостоятельную работу
студентов. Организация самостоятельной
работы студентов по дисциплинам
направлена на разработку системы
мероприятий по обучению и воспитанию,
формирующих самостоятельность мышления
студентов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В современных условиях изменения, происходящие в процессе обучения и подготовки специалистов предполагают разработку концепции самообразования.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. 

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  1. углублять, расширять профессиональные знания студентов и формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  2. научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  3. развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  4. развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы — управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.
Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. 

В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (тренировочный);
  2. реконструктивный;
  3. творческий.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, на этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования.

 Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
  2. Обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы (требования, консультации).
  3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы является соблюдение этапности в ее организации и проведении.

Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.
Первый этап – подготовительный, он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное её планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный, на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно — деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля; взаимообмен и взаимопроверку.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль самостоятельной работы может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

  1. подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
  2. реферирование статей, отдельных разделов монографий;
  3. изучение учебных пособий;
  4. выполнение контрольных работ;
  5. написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
  6. участие студентов в составлении тестов;
  7. выполнение исследовательских и творческих заданий;
  8. написание курсовых и дипломных работ;
  9. создание наглядных пособий по изучаемым темам.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может использовать различные формы изучения материала:

  1. Освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;
  2. Закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  3. Применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  4. использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, (написание выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы должны соответствовать имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Он может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности –это образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы;
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий;
  4. Организация контроля самостоятельной работы требует от преподавателя выполнения ряда методических рекомендаций.

Определяя объем и содержание домашнего задания, необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней работы (внеурочной деятельности студентов: проведение тематических экскурсий, конференций, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа)

Необходимо проводить смену видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 — 20 минут, это гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, конспектирование, проведение опыта. В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному и обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Овладение технологией педагогического проектирования — важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс — значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов. Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Список литературы     

  1. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980, 240 с
  3. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. — Иркутск, 1992. – 227 с.
  4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих процесса обучения, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и, в конечном счете, способность решать профессиональные задачи.

Для того чтобы самостоятельная работа студента в ходе изучения дисциплины была эффективной, необходимо соблюдение ряда условий, к которым можно отнести следующие:

  • сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;
  • обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
  • контроль за ходом самостоятельной работы и наличие мер, поощряющих студентов за ее качественное выполнение.

Данная проблема актуальна и приступая к работе, определила следующие параметры:

Цель: обосновать необходимость методического руководства самостоятельной работой студентов при изучении дисциплины «Теория и методика математического развития».

Объект: Образовательный процесс.

Предмет: Самостоятельная работа студентов.

Задачи:

– изучить основные подходы к организации самостоятельной исследовательской деятельности;

– организация самостоятельной, исследовательской деятельности студентов в рамках проблем, тем по дисциплине «Теория и методика математического развития»;

– написание курсовых работ, ВКР студентами по темам дисциплины.

Гипотеза: Организация самостоятельной работы студентов стимулирует приобретение и закрепление знаний, стимулирует студентов к работе с необходимой методической литературой, вырабатывает профессиональные навыки.

Самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

По дисциплине «Теория и методика математического развития» задания к разным темам объединены и представлены в рабочей программе дисциплины. Это задания к семинарам, практическим занятиям и самостоятельной работе под руководством преподавателя с методическими рекомендациями по их проведению.

Во все изучаемые темы включены задания для самостоятельной работы студентов.

Приведу некоторые примеры организации самостоятельной работы по отдельным темам дисциплины «Теории и методики математического развития».

Раздел 1. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Общие основы математики как науки

  1. Работа над математическими понятиями.
  2. Разработка рабочей тетради «Множество для мальчиков».
  3. Разработка презентации сообщения по теме «Методика обучения детей математике в дошкольной педагогической литературе».
  4. Работа с журналами «Дошкольное воспитание», составление картотеки статей по математическому обучению детей.
  5. Разработка памятки «О проблеме корректного использования математических понятий и терминов в работе с дошкольниками».

Тема 1.2. Математическое развитие дошкольника

  1. Работа над количественными понятиями: математическое развитие, математическое образование, математические способности, свойства и качества математического мышления, математическая информация, интеграция, формы и методы математического развития на основе интегративного подхода.
  2. Подбор образовательных ситуаций, игр, проектов математической направленности на основе интегративного подхода.
  3. Разработка стендового материала «Математика в ДОУ».

Тема 1.3. Организация работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении

  1. Доказать необходимость сочетания в педагогическом процессе разных форм обучения математике.
  2. Составить методичку (проект) использования в практике работы Палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша (Геоконта, квадрата Воскобовича и др.)
  3. Составить проект уголка занимательной математики в возрастной (на выбор) группе.

Раздел 2. Математическое развитие детей

Тема 2.1. Математическое развитие детей раннего возраста

  1. Оформить наглядное пособие для комплексного решения математических задач в группе 3-го года жизни.
  2. Подобрать содержательные материалы к планированию образовательной деятельности по математике в группах раннего возраста.

Тема 2.2. Развитие количественных представлений у дошкольников

  1. Подбор конспектов на понятия «много – один» и др.
  2. Подбор конспектов на формирование понятия чисел – цифр.
  3. Подбор конспектов на обучение решению арифметических задач.
  4. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на количественные и числовые понятия.
  5. Оформление рабочей тетради диагностики сформированности количественных, счетных, вычислительных представлений.

Тема 2.3. Общее понятие о величине и измерении

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о размере предметов и их сравнение по признаку «Величина».
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о величине в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о величинах в разных возрастных группах).

Тема 2.4. Общее понятие о форме

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о геометрических фигурах, их свойствах.
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о геометрических фигурах, о формах предметов в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах, форме предметов).

Тема 2.5. Особенности развития пространственных представлений

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие пространственных ориентировок в разных возрастных группах.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений анализа пространства дошкольниками).

Тема 2.6. Развитие временных представлений у дошкольников

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие временных представлений у дошкольников разных возрастных групп.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений ориентироваться во времени (дошкольный возраст).

Раздел 3. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

Тема 3.1. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

  1. Оформление рабочей тетради (показатели готовности детей к изучению математики в первом классе).
  2. Подбор информационно-дискуссионного материала для работы с родителями.
  3. Подбор игрового занимательного математического материала для занятий с детьми дома.

Раздел 4. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

Тема 4.1. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

  1. Оформление портфолио «математическое развитие дошкольника».
  2. Повторение материала к дифференцированному зачету.

Организация учебной самостоятельной исследовательской работы в курсе изучения тем помогает студентам акцентировать внимание на главном.

Выполнение ими заданий обогащает их информационный запас, формирует профессиональные умения способствует формированию систематизированных знаний по дисциплине

Проектирование
дидактического руководства
самостоятельной познавательной деятельностью студентов

Педагогическое руководство – система планирования,
организация, контроль, стимулирование, управление и самоуправление деятельности
– является основным направлением в формировании самостоятельности студентов

 
          Педагогическое руководство – это не только успешное выполнение педагогом
учебно-воспитательных задач, но и формирование системы планирования, контроля,
стимулирования, управления деятельностью студентов во всех сферах.

 
          Педагогическое руководство самостоятельной работой осуществляется при
изучении дисциплин профессиональных циклов путем включения студентов в НИР. В
педагогическом руководстве самостоятельной работой нуждаются студенты всех
курсов, но особенно оно важно для 1-2 курсов.

 
          Успехи студентов в учебной деятельности зависят как от
преподавателей, так и от быстрой адаптации студентов к студенческой жизни.
Педагог  должен научить первокурсников готовиться к занятиям, подбирать
литературу, конспектировать, развивать самостоятельность.

 
          Основной базой руководства самостоятельной работой студентов со
стороны преподавателей являются учебные занятия: лекции, семинарские и
практические занятия, консультации, различные виды практики, курсовые и
дипломные работы. Весьма важными формами СРС  во внеучебное время являются
студенческие конференции.

 
          Задача обучения состоит в создании таких условий, которые позволили
бы основным подсистемам обучаемого достичь зрелости уже в техникуме. Одним из
таких условий можно считать организацию самостоятельной работы студента.

             В
современной дидактике и психологии существует большое число разнообразных
подходов к трактовке понятия «активности», что затрудняет формирование единой
точки зрения. Познавательная активность и самостоятельность часто
отождествляются. Однако это не совсем верно. Самостоятельность и активность –
понятия не идентичные. Они тесно взаимосвязаны и в реальном процессе обучения
постоянно сопутствуют друг другу. Обычно в любых самостоятельных действиях проявляются
элементы активности, направляющие личность к самостоятельности.

 
          Из всего многообразия в толковании понятия «активность» можно
выделить два основных: во-первых, оно рассматривается как деятельность,
во-вторых – как черта личности. Эти подходы не следует противопоставлять друг
другу. Полезнее найти точки соприкосновения и рассматривать их в диалектическом
единстве.

 
          Активность, состоящая в стремлении к эффективному овладению знаниями
и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение
учебно-познавательной деятельности, выступает как условие и средство достижения
этой цели. Одной из важнейших составляющих цели обучения специалиста является
формирование ведущих качеств его личности и в первую очередь, как
познавательная самостоятельность. Значит, в основе формирования
самостоятельности лежит ее активность.

 
          В то же время активность, будучи условием познания, сама формируется в
процессе познавательной деятельности, постепенно превращаясь в устойчивое
стремление к познанию, т.е. чертой личности и в свою очередь влияет на качество
деятельности. Таким образом, активность студента в обучении выступает как черта
личности и как качество ее деятельности, т.е. выступает в двуедином качестве.
По отношению к познавательной самостоятельности она является необходимым
условием. Как будет организовано включение студентов в познавательную
деятельность на лекции, практическом и лабораторном занятии будет зависеть
успешность формирования и развития их познавательной самостоятельности.

 
          Активность студента состоит в актуализации освоенных знаний и
способов познавательной деятельности и в «эффекте включенности», в поиске
научной истины при разрешении учебных проблем. Чтобы возбудить активность
студента в познавательной деятельности, преподавателю нужно специально
организовывать ситуации интеллектуальной активности, творческого напряжения, в
которых на передний план выступает актуализация знаний и способ деятельности.
Этот процесс функционирования (актуализация) знаний может протекать у студента на
различных уровнях и не всегда завершается включенностью студента в поиск
научной истины.

             Легко
и быстро актуализируются приобретенные ранее знания и умения, если педагог
преднамеренно ставит студентов в ситуацию припоминания именно тех ранее
усвоенных знаний, которые необходимы для дальнейшего восприятия и осмысления
нового материала (целенаправленная актуализация).

 
          Как общечеловеческие процесс познания учебный процесс оперирует
ощущениями, восприятиями, понятиями, суждениями, умозаключениями и пр. познавательными
процессами и логическими формами мышления. Но в то же время учебный процесс
находится в иной, специально созданной для обучения системе научного познания.

 
          Познавательная деятельность студента в процессе обучения сближается с
исследовательской  и приобретает учебно-исследовательский характер.

            Как
всякая черта личности, познавательная самостоятельность формируется на основе
разнообразных психологических процессов. Проявляясь в решении различного рода
учебных и практических задач, она теснейшим образом связана с мышлением.

Любое самостоятельное применение студентами усвоенных
знаний в качестве инструмента познания, метода объяснения различных более
частных явлений, перенос усвоенных способов деятельности в различные ситуации
уже предполагает  процесс мышления, в котором происходит развитие самого
мышления. Это самая элементарная ступень учебного познания, которой мышление и
знания вступают в первоначальную взаимосвязь. Активность студентов в этом не
велика, а познавательная самостоятельность может быть сформулирована только на
самом низком уровне как воспроизводящая самостоятельность. В ситуациях, когда
необходима избирательная актуализация ранее усвоенных знаний, уровни
взаимообусловленности мышления и знаний более высокие. В этих случаях из всех
имеющихся знаний студентами актуализируются именно те, которые осознаются в
соответствии с последовательностью предпринимаемых действий и способов их
выполнения в ходе решения задач. Активность студента возрастает еще больше,
если соответствие условий задачи, ее требований и знаний обнаруживает
познавательное противоречие, осознание которого студентами и представляет собой
«эффект включенности» в поиске научной истины. Такой навык вырабатывается не
сразу, а лишь на уровне активности и возможен только в условиях создания
проблемной ситуации и решения вытекающих из нее проблем. В этом случае мышление
студента продуктивно, оно сопровождается, как правило, широким межсистемным
переносом знаний, опирающимся на внутрипредметные и межпредметные связи. Познавательная
самостоятельность при этом формируется на более высоких уровнях
(частично-поисковая и творческая самостоятельность).

 
          В познавательной деятельности студентов во всех формах учебных
занятий должны разумно сочетаться воспроизводящие и творческие процессы,
репродуктивная и продуктивная деятельность, положительно влияющие на
эмоциональное состояние и работоспособность студентов. Это позволит создать
оптимальные условия для усвоения знаний и способов деятельности и применения их
в различных ситуациях, т.е. в конечном итоге будет способствовать формированию
познавательной самостоятельности студентов.

             Сочетание
непродуктивной и продуктивной деятельности определяется спецификой содержания,
логической структурой учебного материала, методами его познания,
закономерностями психического развития личности, а также уровнем
образовательной подготовки студентов к моменту изучения данной личности.

             Степень
самостоятельности обучающихся при выполнении различных видов работ связана с
характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем
усложняется и имеет свои высшие проявления в творческих самостоятельных
работах, требующих инициативы, реализации собственных замыслов, выражений своих
мыслей, постановки новых задач и самостоятельного решения при помощи вновь
добытых знаний.

 
          Проблема активации познавательной деятельности может быть эффективна
при условии рассмотрения внутренней активности, внутренних побудительных сил
как результата процесса обучения в целом.

 
          Поиск путей совершенствования процесса обучения, а вместе с этим и
путей повышения эффективности самостоятельной работы осуществляется по двум
основным направлениям: первое направление связано с активизацией
исполнительской деятельности; второе предполагает широкую организацию
творческой познавательной деятельности.

 
          Управление самостоятельной познавательной деятельности
рассматривается как двусторонний процесс, в котором управляющие функции
выполняются преподавателем и самими обучающимися, и этот процесс определяется и
осуществляется поэтапно. Система приемов управления самостоятельной
деятельностью должна быть направлена на учет познавательных возможностей и
формирование положительных мотивов деятельности, на усвоение новых знаний и
умений, на воспитание новых качеств личности. Особенность этих приемов состоит
в том, что исходя из требований общей теории управления, они отражают уровень
самостоятельной познавательной деятельности.

 
          Проблема формирования самостоятельности личности – это проблема
перехода от управления внешнего к управлению внутреннему, к самоуправлению.
Структура самоуправления (как любого управления) включает планирование,
руководство и контроль, которые в самостоятельной деятельности выступают как
самоуправление, саморуководство, самоконтроль. Такой подход дает возможность
определить основной путь формирования самостоятельности: путь перехода от
деятельности субъекта под руководством другого человека к деятельности под
собственным руководством.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство гулага фото
  • Аджови инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Адаптационное руководство это
  • Мини мануал как поставить хакинтош
  • Стратегия защиты в конституционном суде россии практическое руководство скачать