Руководство рао если

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

Контакты

Пресс-служба: pressa@rao.ru
Адрес: 125993, ГСП-3,
г. Москва, ул. Б. Бронная,
д. 6А, стр. 1


copyright 2023. Все права защищены

Васильева Ольга Юрьевна  академик РАО, и.о. президента РАО

     Васильева Ольга Юрьевна

академик РАО, президент РАО

Басюк Виктор Стефанович  заместитель президента РАО

Басюк Виктор Стефанович

член-корреспондент РАО, главный учёный секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО

Галажинский Эдуард Владимирович, академик РАО, врио президента РАО

Галажинский Эдуард Владимирович

академик РАО, и.о. вице-президента РАО

Емельянов Андрей Андреевич

заместитель президента РАО

Онищенко Геннадий Григорьевич  заместитель президента РАО

Онищенко Геннадий Григорьевич

академик РАН, заместитель президента РАО

Стриханов Михаил Николаевич академик РАО, и.о. вице-президента РАО

Стриханов Михаил Николаевич

академик РАО, и.о. вице-президента РАО

Филиппов Владимир Михайлович академик РАО, и.о. вице-президента РАО

Филиппов Владимир Михайлович

академик РАО, и.о. вице-президента РАО

Цветкова Лариса Александровна

академик РАО,  и.о. вице-президента РАО

Несмотря на заверения государства о господдержке телекабельной отрасли и приостановке любых проверок пострадавших от пандемии бизнесов, мы раз за разом фиксируем нарушения этих заверений. Так, мы уже рассказывали о «своевременных» и совершенно незаслуженных штрафах Роскомнадзора для операторов. А в последнее время участились жалобы на действия Российского авторского общества (РАО), запросы от которого в массовом порядке получают вещатели, несмотря на вышеупомянутые обещания государства и здравый смысл. Ведомство проводит мониторинг практически всего вещательного рынка и, как обычно, двигает им отнюдь не праздное любопытство. 

Мы обратились к экспертам крупнейшей международной юридической компании Morgan Lewis*, консультирующей целый ряд крупнейших телеканалов, с просьбой рассказать о полномочиях, правах и обязанностях РАО, а также о законности их притязаний в спорах с вещателями. На вопросы «Кабельщика» ответили партнер Анастасия Дергачёва, юристы Анастасия Киселёва и Алена Нескоромюк.

   Анастасия Дергачева       Анастасия Киселева        Алена Нескоромюк

Что защищает авторское право, а что – смежное право?

Как авторское, так и смежное право — это неотъемлемые составляющие права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов на произведения, которые соответствуют двум критериям: были созданы творческим путем и выражены в объективной (осязаемой) форме. Произведениями и, соответственно, объектами авторского права являются, например, лекции, романы, картины, музыкальные произведения.

Смежное право возникло как производное от авторского. По функциональной направленности смежное право защищает право на доведение произведений (объектов авторского права) до сведения аудитории, например, посредством исполнения, создания фонограммы или сообщения в эфир.

Таким образом, например, музыкальный трек как объект интеллектуальной собственности содержит в себе как объекты, которые защищает авторское право: музыку и текст песни, так и объекты смежного права: исполнение певца и музыканта, фонограмму, созданную студией звукозаписи.

Какие существуют основные отличия, а возможно и противоречия в области очистки авторских прав на телевидении в РФ и других странах?

Система «очистки» прав как на территории РФ и, например, в Европе, в целом, схожа. «Очистка» осуществляется путем заключения лицензионного договора напрямую с правообладателями или с обществами, которые управляют авторскими и смежными правами на коллективной основе. В России коллективное управление авторскими правами осуществляет Российское авторское общество (РАО), а смежными правами (права исполнителей и изготовителей фонограмм) – Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Если взять в качестве примера Великобританию, то там также существуют общества, управляющие авторскими и смежными правами: Performing Right Society for Music Limited (PRS for Music) и Phonographic Performance Limited (PPL).

РАО и ВОИС осуществляют взаимодействие и предлагают заключение договоров по принципу «одного окна». В Великобритании для упрощения получения лицензий в 2018 году было создано PPL PRS Ltd – совместное предприятие PRS for Music и PPL, которое уполномочено выдавать единую лицензию, так называемую «TheMusicLicence», покрывающую одновременно право на использование объектов авторских и смежных прав, для таких пользователей как, например, кафе, рестораны, музеи, фитнес-клубы. Однако лицензирование для целей теле- и радиовещания по-прежнему осуществляются PRS for Music и PPL по отдельности, а не их совместным предприятием.

Но, например, в США очистка прав усложняется наличием нескольких организаций, осуществляющих коллективное управление правами, число которых ежегодно продолжает расти. Наиболее крупными из них являются ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), Broadcast Music, Inc. и SESAC (Общество по защите авторских прав европейских музыкальных авторов и композиторов), каждая из которых имеет свой реестр произведений. Поскольку авторами одного музыкального трека могут быть несколько авторов текста или композиторов, которые передали свои права разным организациям, то в таких ситуациях пользователям приходится заключать лицензионный договор с каждой из организаций (ASCAP, Broadcast Music, Inc. и SESAC). 

Есть ли в России различие между правами и обязанностями по авторским правам между каналами мультиплекса и платными каналами?

Нет, положения Гражданского кодекса Российской Федерации об авторском праве не содержат исключений или различий в отношении прав и обязанностей для каналов мультиплекса и платных каналов. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении (например, телепрограмме или телефильме) имеют право на вознаграждение при любом публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю.

РАО уже много лет приходит и к каналам, и к операторам с требованием заключить с ним (РАО) контракт и платить им деньги. Насколько законно это требование? Если да, каким образом должно определяться вознаграждение авторскому обществу со стороны телеканалов и операторов? Интересно также, каким образом этот вопрос регулируется в других странах.

По правилам Гражданского Кодекса РАО, действительно, вправе требовать заключения лицензионных договоров от лиц, которые используют в своей деятельности музыкальные произведения,  (в случае, когда такие лица не заключили лицензионные договоры напрямую с правообладателями) или договоров о выплате вознаграждения. Но авторы не обязаны уведомлять РАО о заключении договоров напрямую с пользователями. Поэтому на практике соответствующим пользователям приходится информировать РАО о договорных отношениях напрямую с автором в том случае, если РАО обращается к пользователю с требованием о выплате вознаграждения.

Кто именно должен заключать договор с РАО – телеканал или оператор – прямо не урегулировано в Гражданском кодексе.  На практике, ответ на него во многом зависит от того, какой тип договора заключен между телеканалом и оператором, и как стороны согласовали обязанности по очистке прав в соответствующем договоре.

Вознаграждение, которое должно уплачиваться авторскому обществу, рассчитывается пользователем самостоятельно, исходя из ставок, критериев и минимальных сумм вознаграждения, которые установлены РАО и доступны публично. В частности, ставки авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир, по кабелю и через спутник определяется исходя из процентного соотношения хронометража используемых произведений с общим хронометражем и рассчитывается от суммы доходов за квартал. При этом РАО установлены размеры минимальных квартальных платежей в зависимости от численности населения на территории вещания. Например, если хронометраж используемых произведений составляет более 60% от общего объема вещания, то ставка за сообщение произведений в эфир или по кабелю составляется 3% от квартальных доходов, но не менее 150 тысяч рублей в квартал, если численность населения территории вещания составляет свыше 4 миллионов человек.

В Великобритании, к примеру, порядок определения авторского вознаграждения различается в зависимости от того, проведен ли анализ телеканала Британским исследовательским советом по вещанию (BARB) или нет. Для телеканалов, в отношении которых анализ проведен, ставки устанавливаются на индивидуальной основе («on a case-by-case basis») с учетом процентного соотношения музыкальных произведений от общего объема вещания, процентного соотношения объема созданного самостоятельно или приобретенного контента от общего объема вещания, показателей просмотра канала, а также количества стран (не считая Великобританию), которым будет доступен канал. Для тех каналов, вещание которых по большей части состоит из музыкальных клипов или музыкальных программ, платеж составит 6% от годового валового доход, при этом минимальный платеж составляет 17 737 фунтов стерлингов в год.

На данный момент у большинства каналов в лицензионных контрактах написано, что все права на территорию Российской Федерации очищены, однако за авторские права должен платить оператор. Как так? Почему канал сам не очищает авторские права?

Законодательство РФ устанавливает, что право на авторов музыкальных произведений возникает в связи с публичным исполнением, сообщением в эфир и по кабелю.  Соответственно, очищать авторские права обязано лицо, которое использует соответствующий объект интеллектуальной собственности. В отношении музыкальных произведений на телеканалах, такое использование путем сообщения в эфир или по кабелю, а также путем ретрансляции осуществляют не сами каналы, а операторы связи, которые обладают соответствующими лицензиями на оказание услуг связи и заключили лицензионные договоры с телеканалами. Эта позиция была поддержана в ряде судебных решений  (см., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2017 N С01-236/2017 по делу N А65-11742/2016).

Операторы часто настаивают на том, чтобы в контракте было написано, что все права, включая авторские, были очищены каналом. Может ли это реально сделать канал?

В первую очередь, надо отметить, что «очистить» права раз и навсегда, заключив договор с автором музыкального произведения, невозможно. Право на получение вознаграждения при публичном исполнении, передаче в эфир и по кабелю, сохраняется у автора музыкальной композиции даже в том случае, если такая композиция была специально написана для этой телепрограммы. Но действительно технически возможен вариант, при котором договор с РАО будет заключать телеканал. Например, в случае, когда между телеканалом и оператором связи заключается не лицензионный договор, а договор об оказании услуг связи, телеканал как раз и будет являться лицом, которое использует объекты интеллектуальной собственности, и которое, соответственно, обязано очистить авторские права. Оператор связи, при этом, будет выступать в более технической роли, и оказывать, например, услуги по доставке сигнала. На сайте РАО размещены ставки авторского вознаграждения, подлежащего уплате телеканалом. Ставки зависят от способа доведения произведений до конечного потребителя, то есть будет ли это сообщение в эфир, по кабелю или через спутник, и рассчитываются как процент от квартального дохода в зависимости от процентного соотношения хронометража используемых произведений от общего объема вещания.

Кроме того, вне зависимости от того, кто будет являться ответственным за очистку прав, следует избегать ситуации, при которой за один и тот же факт использования будет производиться двойная оплата, то есть и оператором связи, и телеканалом.

Если на канале вообще не используются произведения российских авторов, может к нему предъявить претензии РАО (или к оператору по поводу такого канала)?

РАО ведет достаточно активную деятельность по заключению партнерских договоров с иностранными организациями, управляющими правами на коллективной основе, и вправе защищать права иностранных авторов. В настоящий момент РАО заключило 194 договора о взаимном представительстве интересов со 122 иностранными авторско-правовыми организациями в 70 странах мира. В связи с этим РАО вправе представлять интересы более 2 миллионов зарубежных правообладателей. Реестр произведений зарубежных правообладателей доступен публично на сайте РАО.

Если канал использует музыку только собственного автора (сотрудника) или так называемую музыку с открытой лицензией (бесплатную), он может не платить РАО?

В случае создания музыки сотрудником телеканала в рамках трудовых отношений и должностных обязанностей, исключительное право на такое служебное произведение будет принадлежать каналу как работодателю, при этом право сотрудника на получение вознаграждения сохраняется. 

Если сотрудник создал музыкальное произведение вне рабочего времени или вне рамок своих должностных обязанностей, каналу необходимо будет обеспечить соответствующее правовое основание для использования такого произведения, а также выплатить вознаграждение.

Решение вопроса о том, обязан ли работодатель платить РАО, будет зависеть от того, как сформулированы положения об интеллектуальной собственности в трудовом договоре и должностной инструкции сотрудника (в том числе о выплате вознаграждения).

При наличии недостатков в регламентации взаимоотношений между сотрудником и работодателем, а также при отсутствии выплат со стороны работодателя, автор праве обратиться к РАО для реализации и защиты своих прав на получение вознаграждения.

В отношении произведений, созданных автором и используемых на основании открытой лицензии (с полным соблюдением предоставленных прав и ограничений), РАО не вправе требовать заключения лицензионного договора и выплаты вознаграждения.

Если на канале идет музыка Чайковского или другого классика, должен ли канал ли платить РАО и кто в итоге получит эти деньги? Наследники? Или исполнители? Или деньги просто остаются у РАО? Если просто у РАО, то по какому праву?

Исключительное право автора на произведение сохраняется в течение всей его жизни и семидесяти лет с 1 января года, следующего за годом его смерти. После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться без согласия и без выплаты вознаграждения. РАО не осуществляет управление правами на произведения, перешедшие в общественное достояние. Но важно учитывать, что авторские права (к примеру, права композитора) и смежные права (права исполнителя, права звукозаписывающей компании) не являются в этом смысле взаимозависимыми, и при отсутствии/прекращении авторских прав смежные права могут продолжать действовать.

Если на канале идет музыка живущего ныне композитора, РАО передает деньги ему? Существует ли какая-то отчётность? Как композитор узнает, сколько собрали с операторов или каналов именно за его произведение?

РАО вправе осуществлять управление правами, полученными как на договорной, так и бездоговорной основе. По общему правилу, автор заключает с РАО договор о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, а также регистрирует произведение для распределения и выплаты авторского вознаграждения.

Информацию о ставках авторского вознаграждения, о суммах собранного вознаграждения, порядке его распределения и произведенных удержаниях автор может проверить в личном кабинете на сайте РАО. Ставки авторского вознаграждения варьируются в зависимости от способа использования произведений. Выплата авторского вознаграждения за использование произведений осуществляется регулярно, но не реже 4 раз в год после удержания налогов, комиссий РАО и отчислений в специальные фонды; порядок и размер удержаний устанавливается РАО в одностороннем порядке.

Размер удержаний РАО зависит от того, является ли автор индивидуальным предпринимателем, самозанятым или просто физическим лицом. С октября 2019 года комиссии с авторского вознаграждения были повышены в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд согласно официальной позиции РАО. Так, размер комиссий в отношении автора – физического лица вне зависимости способа использования произведения с октября 2019 года составляет 45%. В отношении индивидуальных предпринимателей (а также юридических лиц) и самозанятых размер комиссии зависит от способа использования произведений. Например, при использовании произведений на телевидении РАО удерживает 30% вознаграждения.

Как вообще автор узнает, что его представляет РАО? Насколько мы понимаем, есть авторы, с которыми у РАО заключены договоры, а есть те, которые «не выразили несогласия» по сотрудничеству с РАО, и РАО их представляет может быть даже без их ведома.

Несмотря на то, что основным принципом для получения прав авторов и управления ими является заключение договора с автором, РАО как аккредитованная организация согласно п. 3 ст. 1244 ГК РФ вправе осуществлять бездоговорное коллективное управление правами. По факту, РАО осуществляет свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего всех авторов (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 11277/12 по делу N А40-74258/11-51-639).

Поскольку государственная аккредитация на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов может быть получена только одной организацией, и такой организацией является РАО, то невозможна ситуация, при которой права автора осуществляют несколько организаций (как это было ранее). Автор, который не заключал договор с РАО и не хочет, чтобы РАО управляла его правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления РАО его правами путем направления письменного уведомления.

_____________________________________

* По версии рейтинга Media Law International, Морган Льюис признана одной из лучших международных юридических фирм по всему миру (Tier 1) в праве телекоммуникаций и медиа. Юристы Морган Льюис представляют интересы издательств, киностудий и различных компаний в индустрии развлечений. Фирма имеет значительный опыт сопровождения проектов в области телевещания и предоставления телевизионных сервисов и услуг. Команда Морган Льюис также регулярно консультирует клиентов по вопросам, связанным с новыми технологиями распространения телевизионных программ.  

Вопрос — ответ

01. Наша организация приобрела с правом собственности ЗРИ у организации, находящейся на территории Российской Федерации. Как отразить в отчетности это событие? 

Все сведения, связанные с обращением со ЗРИ отражаются в форме 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках».

Код операции в данном случае будет 38 – получение учетной единицы и права собственности на нее.

В графах «Право собственности на ЗРИ» должны быть отражены сведения, соответствующие вашей организации.

Например,

Организация, которая приобрела с правом собственности ЗРИ

Код формы собственности

Код ОКПО правообладателя

ФГУП «ХХХ» код ОКПО 11223344

1

11223344

АО «ХХХХ» код ОКПО 12345678

4

12345678

02. У одного из эксплуатируемых в организации ЗРИ истек назначенный срок службы. Источник был переведен в РАО и передан специализированной организации. Как правильно составить отчет?

В соответствии с п. 20 НП-067-16 по истечении назначенного срока службы (срока эксплуатации) ЗРИ (в том числе встроенного в прибор или установку) осуществляется его снятие с учета с одновременной постановкой на учет как РАО (при выполнении критериев отнесения к РАО).

Таким образом, в отчетах в СГУК РВ и РАО должны быть отражены следующие операции:

41 — перевод РВ (в данном случае ЗРИ) в РАО (одновременное снятие с учета ЗРИ в форме 1.1 и постановка на учет РАО в форме 1.5);

26, 27 либо 28 — передача в специализированную организацию.  Выбор кода операции передачи определяется условиями договора между организацией, передающей отработавший ЗРИ и специализированной организацией.

В соответствии с п.47 НП-067-16 организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ и РАО в организации-получателе должна снять их со своего учета в течение двух рабочих дней той же датой, которой организация-получатель поставила их на учет.

Следует помнить, что для операций установлены сроки представления отчетов:

Для операции с кодом 41 это 10 суток, т.е. отчет необходимо отправить не позднее чем через 10 суток после перевода ЗРИ в РАО. Если дата перевода в РАО и дата передачи источника специализированной организации различаются не более чем на 10 суток, то можно представить сведения в одном отчете.

Если же эти даты различаются более чем на 10 суток, то не позднее чем через 10 дней после перевода ЗРИ в РАО следует отправить отчет об этом событии (по одной строке в двух отчетах 1.1 и 1.5 с кодом операции 41).

А затем после получения уведомления о постановке на учет РАО от специализированной организации необходимо снять с учета РАО и отправить второй отчет (одна строка с кодом операции 28 или 27 в форме 1.5). 

03. На территории нашей организации специализированная организация произвела замену ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы, встроенного в прибор на новый, который был заблаговременно приобретен с правом собственности.  Как отразить в отчетности это событие?  

В форме 1.1

Для отражения факта изъятия ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы из прибора при помощи специализированной организации необходимо воспользоваться операцией с кодом 54 – зарядка (загрузка)/разрядка (выгрузка) подрядной организацией.

При заполнении графы 19 следует указать код ОКПО специализированной организации.

При заполнении граф 21-23 указываются наименование, тип и номер прибора (установки), УКТ или иной упаковки, в которую размещен ЗРИ.

Затем ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы, при выполнении критериев отнесения к РАО, необходимо перевести в РАО при помощи кода операции 41 .

Факт размещения нового ЗРИ в прибор также необходимо отразить с помощью кода операции 54.

При заполнении графы 19 следует указать код ОКПО специализированной организации.

При заполнении граф 21-23 указываются наименование, тип и номер прибора (установки), УКТ или иной упаковки, в которую размещен новый ЗРИ.

 В форме 1.5

Отразить факт перевода ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы в РАО при помощи кода операции 41 (при выполнении критериев отнесения к РАО).

04. Как отражается в отчетности событие, связанное с продажей ЗРИ другой организации, находящейся на территории Российской Федерации?

Все сведения, связанные с обращением со ЗРИ отражаются в форме 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках».

При передаче ЗРИ с правами собственности другому юридическому лицу, осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации необходимо воспользоваться кодом операции 28.

В соответствии с п.47 НП-067-16 организация-отправитель после получения уведомления о постановке на учет РВ и РАО в организации-получателе должна снять их со своего учета в течение двух рабочих дней той же датой, которой организация-получатель поставила их на учет.

При снятии с учета в графах «Право собственности на ЗРИ» указывается для организации, продающей ЗРИ, сведения о праве собственности ЗРИ снимаемого с учета.

Например, АО «ХХХ» код ОКПО 11223344 передало АО «ХХХХ» код ОКПО 12345678 ЗРИ с правами собственности. Как заполнить графы 14-15 в форме 1.1 каждой организации.

Сведения об организациях

Код формы собственности

Код ОКПО правообладателя

Организация, которая продала с правом собственности ЗРИ

АО «ХХХ» код ОКПО 11223344

4

11223344

Организация, которая приобрела с правом собственности ЗРИ

АО «ХХХХ» код ОКПО 12345678

4

12345678

05. Что указывать в графе «ОКПО перевозчика», если операция с учетной единицей не связана с транспортированием?

В графе «Код ОКПО перевозчика» ставится символ «-» без кавычек.

06. Какие сведения необходимо указывать о пункте хранения в графах 18 и 19 в форме 1.5 «Сведения о радиоактивных отходах в виде отработавших закрытых  источников ионизирующего излучения, за исключением кондиционированных» при передаче отработавших закрытых радионуклидных источников (ОЗРИ) специализированной организации? 

В этих графах указываются наименование и код пункта хранения, из которого был изъят ОЗРИ для передачи в специализированную организацию. Для каждого источника заполняется отдельная строка.  

Если место сбора и/или временного хранения РАО не является ПХ РАО, то в ячейке указывается наименование, номер производственного помещения (площадки, транспортного средства), в котором находится место сбора и/или временного хранения РАО, а в примечании к ячейке следует указывать, что в данном месте производится только сбор и временное хранение РАО в соответствии с лицензией.

07. Наша организация перевела в РАО изделия из обедненного урана. Просим разъяснить, как определить активность РАО в виде изделий из обедненного урана? 

При постановке на учет РАО, образовавшихся из ИОУ, следует использовать форму 1.6. При расчётах следует использовать следующие значения удельной активности радионуклидов в РАО такого вида:

удельная активность альфа–излучающих нуклидов – 1,25E+04 Бк/г;

удельная активность бета–излучающих нуклидов – 2,50E+04 Бк/г.

При кодировании РАО, образовавшихся из ИОУ, третий символ кода РАО соответствует идентификатору 5 – альфа-, бета-, гамма-излучающие радионуклиды без трансурановых.

08. Надо ли представлять отчетность в СГУК РВ и РАО организациям, имеющим закрытые радионуклидные источники типа ИБИРЗН-63, входящие в состав хроматографов? 

В соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» НП–067–16 (пункт 3) учету и контролю в СГУК РВ и РАО подлежат РВ в составе ЗРИ, в том числе входящих в состав приборов (изделий, установок), «если их начальная (паспортная) активность больше или равна минимально значимой активности, указанной в таблице № 1 приложения № 1 к настоящим Правилам».

В связи с этим источники ИБИРЗН–63 (начальная активность никеля-63 – 12Е+8 Бк), входящие в состав газосигнализаторов и хроматографов, подлежат учету и контролю в СГУК РВ и РАО, и данные по ним представляются в отчете по форме 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках».   

Если эти источники будут переведены в РАО, то данные по ним представляются с кодом операции 41 (перевод в РАО) в двух формах: 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках» и 1.5 «Сведения о радиоактивных отходах в виде отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, за исключением кондиционированных». 

09. Как заполнить форму 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках», если в паспорте на ЗРИ приведена активность на дату, отличную от даты изготовления источника? 

Если в паспорте (сертификате) приведена активность на дату, отличающуюся от даты выпуска ЗРИ, то в примечании к графе 9 формы 1.1 указывается дата измерения активности.

10. Инвентаризация РВ:

  • Как часто организации должны проводить плановую инвентаризацию по РВ? 
  • Дата инвентаризации может быть любой или она определена для всех организаций одна и та же? 
  • Должны ли организации по результатам плановой инвентаризации представлять оперативный отчет в РИАЦ? 

В соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП–067–16) организации должны проводить плановую инвентаризацию РВ не реже одного раза в 12 календарных месяцев.

Дата проведения инвентаризации устанавливается распоряжением руководителя организации с учетом требований нормативных документов в области использования атомной энергии.  

Результаты инвентаризации (плановой или внеплановой), оформленные по формам и в соответствии с требованиями приказа от 07.12.2020 №1/13-НПА, направляются в РИАЦ не позднее 10 дней с момента утверждения руководителем организации акта инвентаризации (документа, сопровождающего эту операцию). 

11. Могут ли даты операций, приведенных в отчете, выходить за границы указанного отчетного периода? 

Даты операций, приведенных в отчете, не должны выходить за границы указанного отчетного периода, за исключением операции «инвентаризация», для которой дата операции (дата, на которую была проведена инвентаризация) может находиться вне диапазона дат периода отчета, в этом случае дата утверждения акта инвентаризации должна войти в отчетный период.

12. Уточните, пожалуйста, является ли исправленный отчет корректирующим, если период исправленного отчета не совпадает с периодом регламентного отчета. 

Если период отчета, содержащего исправленные данные, отличается от периода ранее направленного отчета, то исправленный отчет считается регламентным (т.к. за этот период по этой форме отчет ранее не представлялся). В сопроводительном письме к исправленному отчету следует написать, что ранее присланный отчет (с указанием его формы и периода) следует считать недействительным и аннулировать. 

13. Как представлять в форме 1.5 «Сведения о радиоактивных отходах в виде отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, за исключением кондиционированных» сведения о паспорте на отработавшие ЗРИ, если паспорт отсутствует? 

В случае отсутствия паспорта (сертификата) ЗРИ, следует руководствоваться порядком определения характеристик отработавшего ОЗИИИ, передаваемого на захоронение или переработку в случае отсутствия его паспорта, утвержденным приказом Госкорпорации «Росатом» от 11.01.2018 № 1/1-НПА.

14. Отсутствуют измеренные данные по массе, объему или суммарной активности РАО. Как заполнить отчет?

В этом случае следует привести оценочные сведения по массе, объему или суммарной активности РАО и указать их в скобках.

15. Что нужно указывать в графах «номер документа» и «дата документа», если документом, сопровождающим операцию с РАО, является журнал?

Если документом, сопровождающим операцию с РАО, является журнал, то в графе «номер» следует указать номера журнала, а в графе «дата» указать дату записи в журнале. 

16. Как определить статус РАО?

Статус РАО введен для идентификации собственника РАО. Особенности возникновения права собственности на РАО определяются ст. 9 Федерального закона от 11.07.2011 № 190 ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Радиоактивные отходы, образовавшиеся после 15.07.2011, находятся в собственности организации, в результате деятельности которой они образовались (в этом случае статус РАО – код ОКПО организации), кроме РАО, содержащих ядерные материалы, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности (в этом случае статус РАО – 2).

РАО, образовавшиеся до дня вступления в силу Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть до 15.07.2011 и прошедшие первичную регистрацию РАО и мест их размещения, относятся к накопленным. Следовательно, статус таких РАО – 1.

Например,

Образование РАО

Код «Статус РАО»

В результате деятельности организации ХХХ (код ОКПО 77777777) 01.01.2020 образовались РАО.

77777777

В результате деятельности организации ХХХ (код ОКПО 77777777) 01.01.2010 образованы РАО, по которым был составлен акт первичной регистрации.

1

В результате деятельности организации ХХХ (код ОКПО 77777777) 01.01.2020 образовались РАО, содержащие ЯМ, которые могут находится исключительно в федеральной собственности.

2

Во время мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения города по указанию надзорных органов организацией ХХХ (код ОКПО 77777777) изъяты РАО.

6

17. В каком документе устанавливаются критерии отнесения отходов к радиоактивным?

Критерии отнесения отходов к радиоактивным установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10 2012 № 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов». 

18.  Как определить категорию РАО?

Категория РАО определяется в зависимости от удельной активности и видов радионуклидов, содержащихся в отходах.  Для классификации РАО следует использовать таблицу 3.12.1 ОСПОРБ-99/2010.

Категория отходов

Удельная активность, кБк/кг

Тритий

Бета- излучающие радионуклиды
(исключая тритий)

Альфа- излучающие радионуклиды
(исключая трансурановые)

Трансурановые радионуклиды

Твердые отходы

Очень низкоактивные

до 107

до 103

до 102

до 101

Низкоактивные

от 107 до 108

от 103 до 104

от 102 до 103

от 101 до 102

Среднеактивные

от 108 до 1011

от 104 до 107

от 103 до 106

от 102 до 105

Высокоактивные

более 1011

более 107

более 106

более 105

Жидкие отходы

Низкоактивные

до 104

до 103

до 102

до 101

Среднеактивные

от 104 до 108

от 103 до 107

от 102 до 106

от 101 до 105

Высокоактивные

более 108

более 107

более 106

более 105

В случае, когда по приведенным в таблице характеристикам радионуклидов радиоактивные отходы относятся к разным категориям, для них устанавливается наиболее высокое из полученных значение категории отходов.

Твердые радиоактивные отходы, содержащие природные радионуклиды, относятся к очень низкоактивным радиоактивным отходам. Жидкие радиоактивные отходы, содержащие природные радионуклиды, относятся к низкоактивным радиоактивным отходам.   

Отработавшие закрытые радионуклидные источники, не подлежащие дальнейшему использованию, рассматриваются как отдельная категория РАО.

Пример 1. Твердые РАО содержат только бета-излучающие радионуклиды. При этом удельная активность основных из них составляет: цезия-137 – 1,34 Е+05 Бк/г; кобальта-60 – 2,8 Е+03 Бк/г. К какой категории следует отнести эти РАО?

Ответ: среднеактивные. 

Пояснение: категория этих РАО определяется по графе «бета-излучающие радионуклиды» таблицы 3.12.1 ОСПОРБ-99/2010. 

Пример 2. Жидкие РАО содержат уран- 238 (удельная активность 2,3 Е+02 Бк/г). К какой категории следует отнести эти РАО?

Ответ: среднеактивные РАО. 

Пояснение: так как уран-238 является альфа-излучающим радионуклидом, категория этих РАО определяется по графе «альфа-излучающие радионуклиды (исключая трансурановые)» таблицы 3.12.1 ОСПОРБ-99/2010. 

19.Что такое трансурановые радионуклиды?

Трансурановыми радионуклидами называют радиоактивные изотопы химических элементов с атомными номерами более 92. Такие химические элементы расположены в таблице Периодической системы Д.И.Менделеева после урана. 

Интер РАО —
Центр управления закупками

Оказываем качественные услуги по осуществлению централизованных закупок для Группы «Интер РАО».

Раздел
«Закупки»

В данном подразделе Вы можете ознакомиться с закупочными процедурами, которые актуальны в настоящее время. Используйте расширенный поиск и дополнительные фильтры, чтобы уточнить запрос.

О компании

Перейти в раздел

Ключевая задача компании заключается в повышении эффективности закупок на предприятиях электроэнергетики, доступности электроснабжения и внедрении инновационных технологий.

Мы являемся центром компетенций в области снабжения, постоянно развиваем методологическую базу управления закупками на примере действующих в мировом сообществе стандартов управления.

3,5 тыс. +

закупок проводится ежегодно для Группы «Интер РАО»

10 тыс. +

поставщиков ежегодно участвуют в закупках

7 млрд +

руб. экономии на закупках
для Группы «Интер РАО»

152 млрд +

руб. проведено торгов и закупок иными способами

Перейти в раздел

Информация о закупках

Единое окно по взаимодействию с поставщиками

Наши новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как врезать ручку в межкомнатную дверь своими руками пошаговая инструкция
  • Новостат инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Гбо 4 поколения диджитроник руководство по эксплуатации
  • West travel clock инструкция на русском
  • Должностная инструкция провизора технолога составляется с учетом профессионального стандарта