Руководство развитием познавательных интересов это

Сущность
познавательной активности и педагогическое руководство формированием
познавательного интереса детей дошкольного возраста

Педагоги
дошкольных учрежде­ний в своей профессиональной деятельности нередко встречают
пассивных детей, которым с трудом удается включаться в работу и следствием
отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформирован­ности
знаний, умений и навыков.

Низкая
познавательная активность становится большой проблемой, ведь она, эта
активность, выступает пред­посылкой психофизического развития ребенка.
Взаимосвязь очевидна — чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее
результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.

Что
же такое познавательная актив­ность? Можно ли руководить формиро­ванием
познавательного интереса?

Проблема
активизации познава­тельной деятельности и формирования познавательной
активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как
важнейшая соци­альная задача. Это обусловлено тем, что на современном этапе
развития Российского государства становится все более очевидной связь между
преоб­разованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта
жизнедеятельности.

В
педагогической науке активность определяется:

• как черта
личности, которая ха­рактеризует отношение ребенка к познавательной
деятельности (го­товность, стремление, осуществле­ние, выбор наиболее оптимальных
путей для достижения цели);

• как
формирование личности в целом, ее основных черт, пока­зывающих отношение субъекта
к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий,
эмоций).

Один
из видов такой активности — это познавательная активность. Ее предметом
является самое значительное свойство человека: познавать окру­жающий мир с
целью проникновения в его многообразие, отражать в со­знании сущностные
стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость,

Характерными
чертами этого слож­ного и значимого для человека явления являются:

многосторонность как активное познавательное отношение ко мно­гим предметам и явлениям;

глубина, характеризующаяся ак­тивностью не только к фактам, качествам и
свойствам, но и к Сущности, причинам, взаимным связям явлений,

динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют
собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются,
применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в ею умственной
деятельности;

действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на
ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в по­явлении
волевого усилия для до­стижения цели

Дошкольный
возраст (от 3 до 7 лет) считается сензитивным периодом развития познавательной
активности личности. Но это не означает, что познавательная активность
формируется самостоятельно. Известно, что ребе­нок — существо социальное Среда
для него выступает условием и источником развития. Отношения ребенка с окру­жающим
миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руковод­ством
взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями.
И здесь собственная актив­ность детей непосредственно связана с активностью,
идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от
современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность
ребенка, наличия дующих личностных параметров:

• способности к
активной и раз­носторонней профессиональной и социально-культурной деятель­ности,

• тактичности,
чувства эмпатии, тер­пеливости и терпимости в отно­шениях с детьми и взрослыми,
готовности принимать и поддер­живать их, а при необходимости и защищать,

• умения
обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение,

• знания
особенностей психичес­кого развития детей,

• способности к
собственному само­развитию и самовоспитанию.

Формирование
познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления
творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий
потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые
называют признаками творческой личности:

• способность
замечать и формули­ровать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд
оче­видное, избегать поверхностных формулировок,

• умение
вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реаль­ности, увидеть
перспективу,

• способность
отказаться от ори­ентации на авторитеты,

• умение
представить знакомый объ­ект с совершенно новой стороны, в новом контексте,

• способность к
ассоциациям (бы­строе и свободное переключение мыслей, способность вызвать в
сознании образы и создавать из них новые комбинации);

• готовность
памяти (овладение до­статочно большим объемом систематизированных знаний, упорядо­ченность
и динамичность знаний) и способность к обобщению,

• креативность,
то есть способность превращать совершаемую деятель­ность в творческий процесс.

Фундаментальная
роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с
активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю.
Прежде все­го, это необходимость осознания вели­чайшей ответственности за
счастливое детство ребенка, его судьбу, что предъ­являет к педагогу ряд
специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные
качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:

информационную,
предполагаю­щую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко,
логично излагать материал и до­биваться понимания, пользоваться различными
методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала:

побудительную,
предусматрива­ющую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности,
переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки,
закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом,

конструктивно-организаторскую,
включающую в себя ряд уме­ний: планировать педагогический процесс, подбирать
материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой,
трудовой) деятельности и т д., организовывать выполнение режи­ма в разных
возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве
средства воспитания личности ребенка;

диагностическую,
содержащую умения определять особенности физического и психического со­стоянии
детей и учитывать это и собственной деятельности, осу­ществлять учет и контроль
эффек­тивности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие
знаний, умений и навыков поведения требованиям

программы,
видеть связи раз­вития ребенка с использовани­ем различных методов
учебно-воспитательной работы;

координирующую,
предполагаю­щую наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с
родителями и коллегами, уча­ствовать в педагогическом про­свещении родителей,
раскрывать им содержание, методы обще­ственного воспитания, побуждать родителей
к активному участию в работе дошкольного образователь­ного учреждения;

коммуникативную,
требующую от педагога высоких нравствен­ных качеств и черт характера,
проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда добро­желательным,
тактичным, приветливым и вежливым

Познавательная
активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:

• интерес к
предмету,

• эмоциональное
отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е.
разнообразие эмоций, вызывае­мых этим предметом),

• действия,
направленные на ис­следование свойств предмета, понимание его функционального
назначения.

Для
эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного
возраста необ­ходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать
активность

Интеллектуальная
и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна
Однообразие ин­формации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из
характеристик воспитания детей дошкольною возрас­та является ее динамичность,
поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельность
на другие: с аудиальной — на зрительную, кинестетическую и т. д.

Среди
всех познавательных психиче­ских процессов ведущим является мышление. Оно тесным
образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их
характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения — это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого
позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:

      
метод неожиданных решений, основанный на том, что педа­гог
предлагает новое нестерео­типное решение той или иной задачи, которое
противоречит имеющемуся опыту детей;

      
метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что
заставляет детей задавать вопро­сы, направленные на получение дополнительной
информации;

      
метод, стимулирующий проявле­ние творческой самостоятель­ности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;

      
метод «преднамеренных оши­бок» (по Ш. А. Амонашвили), когда
педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Содержание
занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым.
Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не
создает радости интеллектуальной победы.

Для того чтобы у
ребенка появилось желание что-либо самостоятельно по­знавать, необходимо
создать в группе определенную предметно-развиваю­щую среду. На всех типах
занятий долж­ны использоваться самые разнообраз­ные, увлекательные для
дошкольников приемы и методы дидактические игры, упражнения, беседы,
использование на­глядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные
рассказы и ситуации.

Важную
роль в деятельности пе­дагога, формирующего познаватель­ную активность
дошкольника, играет постоянное обновление содержания, способов, форм
самостоятельной ра­боты, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения
чего-то нового, особенного.

Не
следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра,
поэтому в качестве «канвы» занятия необходимо использование игровой
деятельности.

Во
время проведения занятий не­обходимо учитывать распределение нагрузки на
память, мышление, вни­мание детей и использовать разно­образные приемы для
предупреждения утомляемости.

Организуя
интеллектуально-позна­вательную деятельность, важно помнить о том, что знания и
умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным
положительным отноше­нием, обычно не становятся активным достоянием ребенка,
потому среди упоминаемых ранее качеств и характе­ристик педагога так важны
находчивость, мобильность, эмоциональность, опти­мизм, инициативность и
способность к импровизации. Таким образом, если надо сохранить и развить интерес
детей к получению знаний, то психологиче­скую инерцию необходимо искоренять.

Большое
влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с
детьми и стиль общения. Если обстановка психологиче­ски комфорта, благоприятна,
то легче дается выполнение дела, а недобро­желательность, наоборот, сковывает и
парализует. Поэтому необходимо так выстраивать взаимоотношения с вос­питанниками,
чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный пар­тнер в условиях
сотрудничества. Этого помогут достичь следующие приемы обращение к ребенку
только по имени, нахождение на уровне глаз ребенка во время общения, опора на
похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во
время занятий, акцент на позитивное построение фраз.

Таким
образом, познаватель­ная активность — это сложное личностное образование, кото­рое
складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознатель­ность,
усидчивость, воля, мо­тивация, прилежание и т.д.), и объективных (окружающие
условия, личность педагога, приемы и ме­тоды обучения и воспитания).  Следовательно,
стратегия педа­гога, создающего насыщенную познавательно-развивающую ат­мосферу,
должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников
обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего
знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая
деятель­ность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в
постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учета всех
моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачива­ния
профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и
приемы по развитию познавательной актив­ности) перспективы дальнейшего развития
воспитанников, несо­мненно, будут иметь положитель­ную динамику.

Литература

1. Волков Б. С.,
Волканова Н. В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до
поступления в школу М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Коротаева Е.
К. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение – М.: «КСП», Институт
психологии РАН, 1997.

3. Лобанова Е.
А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной
активности дошкольников: Учебно-методическое пособие. -Балашов. Изд-во
«Николаев», 2005.

Оглавление

Стр.

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса

5

1.1. Сущность познавательного интереса

5

1.2. Психолого-педагогические  особенности  формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

10

Глава 2. Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников

16

2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников

16

2.2. Средства формирования познавательного интереса

21

Заключение

27

Список литературы

28

Введение

Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения.

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать. В начальном образовании формирование познавательного интереса  имеет свои особенности. Например, такой особенностью стало формирование познавательного интереса и становления самосознания.  Ребенок осознает себя в новой роли ученика (Я – ученик!). На этом этапе закладываются основы представления о мире, человеке, его деятельности.

Формирование познавательного интереса как одна из важнейших целей фигурирует в таких базовых документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе» [16].

В Стандарте решается вопрос о сформированной мотивации к обучению и интереса к познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Это так же способствует развитию личности ученика.  

Этой проблемой занимались множество педагогов, как например, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский и множество других.

Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема исследования: «Формирование познавательного интереса у младших школьников».

Объект исследования: интерес к познавательной деятельности.

Предмет исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников.

Цель исследования: выявить условия формирования познавательного интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность познавательного интереса.
  2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
  3. Выявить  методы и приемы обучения, влияющие на формирования познавательного интереса.
  4. Изучить средства, способствующие формированию познавательного интереса.

Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса

1.1. Сущность познавательного интереса

Перед тем, как мы познакомимся с понятием «познавательный интерес», объясним, что собой представляет понятие «интерес».

Интерес (от латинского «быть внутри») — многозначное определение:

Интерес — особое внимание к чему-нибудь;

Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Различают несколько видов интересов:

  1. Интересы художественные,
  2. Спортивные,
  3. Технические,
  4. Познавательные и т.д.

Предметом нашего исследования являются интересы познавательные. Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес изучается с различных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривают множество психологов и педагогов.

 Г.И. Щукина пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлений окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. У нее интерес выступает как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам

С.Л. Рубинштейн считает: «Познавательный интерес это сложное отношение, которое носит двусторонний характер» [7, c. 524].

Познавательный интерес не является отдельным психическим процессом. Под познавательным интересом понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Познание и развитие человека идет через интерес.

Щукина Г.И. выделяет основные характерные особенности познавательного интереса: [18, с. 6]

  1. «Поисковый» характер — человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения.
  2. Окрашивание эмоциями мыслительной, интеллектуальной деятельности (чувства).
  3. Волевой характер — стремление к продуктивной деятельности.

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес является потребностью ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающем мире. Познавательная активность на ранних этапах развития проявляется в виде любопытства. Первым двигателем познавательных процессов является любопытство.  

К.Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям. Главным источником побуждения младших школьников к труду и умственной деятельности является интерес. Так же важную роль в формировании познавательного интереса играют вопросы учителя. Грамотно составленные, имеют определенную структуру, заставляют мыслить точно, последовательно, самостоятельно, экономно распределять ресурсы для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения. Вопросы учителя выполняют несколько функций:  информационную, организационную, контролирующую, мотивационную, стимулирующую.

Проблема познавательно интереса остается одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения — одна из центральных в системе. Интерес определяет социальное становление человека. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию ребенка, интересы являются главной движущей силой педагогики. Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.

Современная педагогика рассматривает познавательный интерес как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку — интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время познавательный интерес относится не только к дидактике, но и провозглашается важным предметом исследования теории воспитания. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей.

Познавательный интерес — многогранный объект научного познания. Находясь на стыке исследования психологии, дидактики и теории воспитания, он имеет богатую историю своего развития.

Многие исследователи истоки проблемы интереса к учению находят в обращении к педагогическим теориям прошлого. Прежде всего, это великие системы зарубежных педагогов Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и другие. Чешский педагог Я.А. Коменский, впервые обратившись к интересу как к педагогическому понятию, считал, что «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Интерес к знаниям является ядром воспитательной концепции великого гуманиста.

Современные педагоги говорят о формировании интереса к познанию как слитной задачи теории и практики воспитания.

В ходе формирования познавательного интереса происходит переход интереса с одной стадии своего развития на другую. Ученые объяснили, что в ходе перехода стадий предыдущие не исчезают. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [6, с. 379]. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно. Дети в начале обучения быстро запоминают яркий и интересный материал. Подтверждением могут быть слова Д.Б. Эльконина, который отмечал, что познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала [5, с. 118].

Таким образом, мы определили сущность познавательного процесса. Узнали, что  интерес делится на виды, где особое место отводится познавательному интересу. Познавательный интерес изучается  с разных сторон учеными. Имеет много определений, но все ученые говорят об одном, что познавательный интерес — это сложный процесс отношений человека и явлений окружающей действительности.

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах начальной школы.

Когда ребенок идет в школу, жизнь у него резко меняется. Меняется социальный статус, ведущей деятельностью – учение, а важной обязанностью — учиться. Учение — это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Основной деятельностью становится учение, т.е. получение знаний, умений и навыков. Школьник включается в новый для него коллектив. На первых этапах учебы ребенку помогают учиться родители, либо мотивация работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив — желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. 

После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Обучение – это главный способ получения систематического образования. Обучение является специфическим процессом познания. Главный инструмент познания – мышление [18, с. 312-322].

В младшем школьном возрасте развиваются характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), которые связаны с поступлением в школу.

Внимание  – основа развития других познавательных процессов. Ушинский К.Д. считает, что эта «дверь», через которую проходят всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание – произвольное и неустойчивое у младших школьников. Из-за неустойчивого внимания у детей не только усиливается утомляемость, но и понижается уровень успеваемости, с большей сложностью формируется познавательный интерес. В учебный материал необходимо включать  содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Воображение – при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. С помощью воображения ученик представляет перед собой задачи и цели и потом их добивается. Так же воображение помогает решать творческие задачи. Дети с низким уровнем развития воображения тяжелее справляются с учебным материалом, т.е. познавательный интерес формируется с затруднением.

Мышление – основной познавательный процесс. В начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Развитие мышления способствует лучшему пониманию и усвоению школьного  материала. Ребенок постепенно начинает рассуждать логически, пользоваться разными понятиями. Все это способствует формированию познавательного интереса.

Речь — тесно связна с мышлением, поэтому речь тоже усовершенствуется, меняет свои функции. Словарный запас становится шире. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь [7, с. 141].

Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания [19, с. 320].

Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

Познавательный интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга — все способствует и эффективности учения, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Становление личности  является одним из главных условий формирования познавательного интереса.

Щукина выделяет ряд черт  влияния познавательного интереса на формирование личности [18]:

— уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

— характером (многосторонними, широкими интересами, локальными — стержневыми);

— местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

— своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера).

И еще одним главным условием формирования познавательного интереса является осуществление максимальной опоры на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок и т.д.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от правильной  организации учебной работы. Учителю необходимо помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие.

Для младшего школьника характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями, которые по-разному влияют на развитие и изменение формирования познавательного интереса:

Учащиеся начальной школы очень импульсивны, т.е. склонны незамедлительно действовать под влиянием побуждений, не осмыслив и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Эта черта отрицательно влияет на формирования познавательного интереса, т.к. перед тем как, что-то сделать дети не обдумывают свои шаги, что вредит познавательному развитию.

Также возрастной особенностью является недостаточность воли — младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Как и предыдущая черта, тоже является минусом в характере младшего школьника, т.к. начатое дело они могут не довести до конца, если на их пути окажется какая-нибудь преграда это понижает развитие формирования познавательного интереса.  

Нередко наблюдается капризность и упрямство. Основная причина недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования выполняются, он ни в чём не видел отказа. Эта форма протеста мешает формированию познавательного интереса, т.к. ребенок категорически не хочет учиться, слушать учителей и развиваться, пока не  выполнят его пожелание и не получит должного внимания.

Младшие школьники очень эмоциональны.   

В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко раскрыто в содержании знаний.

Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Перепады настроения, ярко окрашенные эмоции могут сыграть как положительную роль, так и отрицательную в формировании познавательного интереса. Ребенок может очень сильно заинтересоваться чем-нибудь, а через некоторое время входе изменения настроения разочароваться в этой деятельности и перейти к другой.

С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Основными показателями развития познавательного интереса детей является: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности, интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально–познавательная активность.

Щукина выделила в  развитии познавательного интереса младших школьников несколько основных этапов [18]:

Любопытство — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Любознательность — когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности.

Таким образом, изучив психолого-педагогические особенности младших школьников,  мы  пришли к выводу о том, что происходит много психологических изменений. Интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые отношения с взрослыми и сверстниками. В характере выделяется много особенностей,  влияющих на формирование познавательного интереса.

Глава 2. Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников

2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников

Метод – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов решения задач образования. 

Метод — это не только инструмент учителя, но и, по словам, А.С. Макаренко, это  инструмент прикосновения к личности ученика. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Главное  в процессе обучения обеспечение возникновения  положительных эмоций, использование методов и приемов, влияющих на обучение.

В мире накоплено учеными большое количество методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса.  

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения обеспечивают  активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

С помощью активных методов обучения можно сформировать устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе.

Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению.  Анализ отрывков из художественной литературы. Ситуация занимательности вызывает эмоциональные переживания путем применения приема удивления, которые вызывают глубокие эмоциональные переживания у учеников к предмету. Это так же положительно влияет на формирования познавательного интереса.  Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.  

К методам и приемам формирования познавательного интереса относится не только активный метод обучения и ситуация занимательности, но и другие.

Например, ценным методом формирования интереса к учению можно назвать  метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Что ускоряет и упрощает понимание тем. И сопутствует быстрому формированию познавательного процесса.

Так же ещё одним методом стимулирования  познавательного интереса относиться метод создания ситуаций познавательного спора. Что способствует повышению интереса к теме. Формирует здоровую конкуренцию, которая поможет в будущем школьнику. Соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.  Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса.

Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.

Основным источником интересов к самой учебной  деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в искусстве, литературе.

В качестве приема  формирования познавательного интереса используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

К методам формирования познавательного интереса относится учебное сотрудничество, которое повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:

•        создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;

•        организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости;

•        вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи [17, с. 162-163]

Так же к методам стимулирования познавательного интереса можно отнести эвристический метод обучения.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу.  В этом методе организуется активный поиск познавательных задач.   Подразумевается творческая деятельность учащихся, но под контролем учителя. Познавательный интерес формируется в определенных рамках.

Так же для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы часто связаны с демонстрацией.

Рассказ имеет большое значение при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, он  помогает понять и усвоить смысл заключенных в повествовании нравственных оценок и норм поведения [12, с. 355]. Рассказ способствует формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что вызывает повышение эффективности обучения и способствует формированию познавательного интереса.

Беседа используется с давних времен. Этот метод постепенно подводит учащихся к получению новых знаний  [12, с. 356].

Метод работы с книгой. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой — это, пожалуй, основной метод обучения, как в школе, так и в после школьный период обучения или самообразования. Например, учитель использует учебник.

С целью выработки умений и навыков, учитель дает учащимся разнообразные задания, стараясь обеспечить систему упражнений в выполнении соответствующих действий. При этом, он ведет учащихся ко всё большей степени самостоятельности, организуя  работу творческого характера. При любом методе работа учащихся должна быть организована так, чтобы не допускалось усвоение знаний без понимания усваиваемого. При правильной постановке обучения каждый метод максимально используется для развития познавательных способностей учащихся – их восприятия, мышления, памяти, воображения. Каждый метод требует активности учителя и учащихся.

Применяя различные методы и приемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практике познавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемами умственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развития способностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружит учащихся умениями приобретать знания путем самообразования.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, а домашнее задание выполнялось с удовольствием,  необходимо уходить по мере возможности от информационно-практического метода к проблемно-поисковому. В проблемно-поисковом методе большая часть работы отводится детям, что способствует развитию познавательного интереса.

Используется преподавателями и  метод дифференциации. Все дети разные у всех свой уровень успеваемости, следовательно, не каждый ребенок может выполнить сложное задание. А решение задач, одно из важных средств активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения.

Таким образом, были выявлены и раскрыты наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников.

2.2. Средства формирования познавательного интереса

К эффективным средствам формирования познавательных интересов младших школьников относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания.

Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Цель творческой деятельности — является активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Это способствует формированию познавательного интереса. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная творческая познавательная деятельность учащихся.

Особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, где? происходило знакомство со склонением имён существительных. Учитель предлагает детям просклонять в тетрадях существительные: “сосна”, “земля”, “Юра”, “стол”, “конь”, “окно”, “степь”. Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.

— Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён существительных.

С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I – ому склонению, ко II – ому склонению, к III – ему склонению.

Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. Так, на уроке обобщающего повторения по теме “Падежи имён существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги. Предлагаются вопросы:

В форме, каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на один вопрос?

С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?

С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?

Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.

Сказочный герой — герой из сказки, земляничное варенье — варенье из земляники, южный ветер — ветер с юга и т.д.

На всех этапах познавательного интереса школьников важное место занимает работа с книгой. Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине.

3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, составить сценарий, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру.

Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование было живым, динамичным.

Познавательный интерес учащихся в обучении, какой бы характер он не носил, какой бы активный он ни был, всегда должен направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому материалу.

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным заданиям. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи.

Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Так, например, на уроке по теме “Личная гигиена” можно включить игру – кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ребенка на парте должен лежать кроссворд и загадки. Также в процесс проведения урока можно включить игры-загадки.

В качестве дидактического средства, у учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда, вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить её. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий.

Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.

Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной активности школьника — стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами.

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Единственным плодотворным путем развития – раскрытие задатков.

В заключение, хотелось еще раз повторить то, что выделяется множество средств формирования познавательного интереса. К ним относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания. Все эти средства помогают формированию познавательного интереса.

Заключение

В нашей работе ставились и были решены следующие задачи:

1) Определена сущность познавательного интереса, под которым понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь.

2) Изучены  психологические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников. Интенсивно развиваются все познавательные процессы (внимание, воображение, мышление, и речь), что способствует формированию познавательного интереса у младших школьников.  Характерны для младших школьников новые отношения с взрослыми и сверстниками.

3)  Изучены  методы и приемы, влияющие на формирование познавательного интереса. Методы реализуются через совокупность приемов. Главное  в процессе обучения обеспечение возникновения  положительных эмоций,  использование методов и приемов  влияющих на познавательный интерес обучения. Для формирования познавательного интереса используется большое количество методов: активные методы, познавательные игры, познавательный спор и другие.  

4) Изучены средства, способствующие формированию познавательного интереса. К эффективным средствам относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания. Основой формирования познавательного интереса является творческая деятельность.

Таким образом, цель исследования достигнута – нами выявлены условия формирования познавательного интереса у младших школьников:

1) Развитие познавательных интересов должно проходить в доступной форме; 2) Познавательный  интерес зависит от правильной  организации урока.

Список литературы

  1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова / Под ред. Т.Д. Марцинковская. – Москва: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
  2. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
  3. Бордовская Н. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. Бордовская, С. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 624 с.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – Москва, 1966. – 395 с.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. — 349 с.
  6. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа №1, 2011. – С. 156
  7. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Маркова. – Москва, 2012. – 140 с.
  8. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова // Психология. – 2009. – №5. — С. 112-115
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнов. – Москва: Просвещение 2008. – 456 с.
  10. Рафисова П.Э. Активизация познавательной деятельности учащихся / П.Э. Рафисова // Открытый урок (http://festival.1september.ru/articles/583097/)
  11. Санжаровская Л. Психология эмоций. Интерес / Л. Санжаровская // Практическая психология на каждый день — (http://sanjarovskaja.ru/psyhologiya -emotsiy-interes/)
  12. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2002. – 576 с.
  13. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд. перераб., доп. – Москва, 2013. – 333 с.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2011. – 384 с.
  15. Дронюк И.В. Формирование познавательного интереса в системе М / И.В. Дронюк // Родительский центр – (http://filippok.tomsk.ru/statya-dronyuk-i-v-formirovanie-poznavatelnogo-interesa-v-sisteme-m)
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт
  17. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. — Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.
  18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина — Москва: Изд-во «Педагогика», 1971. – 456 с.

Библиографическое описание:


Шимшек, О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников / О. П. Шимшек, И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29613/ (дата обращения: 20.05.2023).



Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: познавательный интерес, поисковая деятельность, активность, игровые технологии, проблемно-игровые методы.

Какие бы требования не выдвигало нам современное общество, каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным, эрудированным, креативным, остроумным, любознательным. Произошедшее реформирование в системе образования привело к изменению содержания, формы, технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Федеральный государственный стандарт ставит ребенка в ситуацию «Думай, рассуждай, ищи решения». Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого и устойчивого интереса. На сегодняшний день мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний, дети должны уметь находить информацию, рассуждать, доказывать.

Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности [1]. Познавательный интерес — иными словами — интересно знать, систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес носит поисковый характер, активизирует ребенка на поиски ответа интересующего вопроса. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Любознательность проявляется у ребенка в вопросах, которые он задает. Все дети по своей природе почемучки, но как достичь устойчивого и постоянного познавательного интереса у каждого ребенка — нелегкая задача для педагога. При правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной деятельности познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности ребенка.

Познавательный интерес пронизывает все виды деятельности ребенка, поэтому педагогики и родители должны создать такие условия, в которых любая деятельность будет обеспечивать появление и наличие устойчивого интереса. Обязательным условием развития познавательного интереса у дошкольников является обогащенная предметно-пространственная среда. Дошкольная педагогика давно изучает влияние пространственной среды на развитие ребенка. (С. Л. Новоселова, Л. И. Новикова, Л. Ф. Обухова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова Е. А. Флерина и другие). Прежде всего, она должна быть комфортной и безопасной, а также насыщенной и полифункцинальной, что даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. В первую очередь — это наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущее место. Дошкольники, умеющие самостоятельно добывать знания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровых методов исключается диктатура воспитателя, нет определенного правильного ответа или объяснения педагога, ребенок вынужден самостоятельно находить пути достижения цели, хотя помощь педагога не отвергается, но она частична и не значительна. Педагог должен обеспечить активность ребенка в деятельности, что достигается через мотивацию, участие ребенка в интересных действиях, использования экспериментирования, решения творческих задач и т. п. Проблемная ситуация рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство и как средство овладения исследовательскими действиями. Исследовательская деятельность также используется для развития познавательного интереса. Она включает: наблюдения, эксперименты, опыты. Многие дошкольные образовательные учреждения и центры развития организуют лаборатории, умные комнаты, центры активности в которых дети проводят различные виды познавательной деятельности. Они должны быть оснащены природными материалами: песок, глина, камни, различные семена; микроскопами, термометрами, часами, магнитами, линейками, веревками и другими предметами, предназначенными для проведения различных исследований, а также различными развивающими игровыми пособиями, современными информационно-коммуникативными средствами.

Очень важно объединить исследовательскую работу с другими видами детской деятельности: наблюдениями, игровой деятельностью, чтением художественной литературы, творческими заданиями, которые помогут осмыслить и закрепить результаты экспериментов. В качестве результатов исследовательской деятельности выступает познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремленность и настойчивость). Одним из эффективных методов развития детского познавательного интереса является метод проектной деятельности. Он считается одним из главных, для решения данной задачи.

В основе проекта всегда лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проведения проектов повышается детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из различных проблемных ситуаций. Анализируя все перечисленное можно прийти к выводу, что развитие познавательной активности и познавательного интереса у дошкольников — одна из значимых проблем современной педагогики, и только под умелым руководством педагога, систематической и разносторонней построенной работой возможно решение данной задачи.

Литература:

  1. Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — Сургут: РИО СурГПИ, 2005. -137 с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. -128 с.
  3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. — 2003. — № 3. — С. 4–12.
  4. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-144 с.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006. — 240 с.
  6. Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
  7. Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, ребенок, дошкольник, исследовательская деятельность, познавательная активность, решение, устойчивый интерес.

В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:

  • С. Л. Рубинштейн. «Это особая избирательная тенденция личности на процесс познания, характер которой выражается в какой-либо определенной области».
  • Ф. Н. Гоноболин. «Это желание человека обращать внимание на что-то определенное, узнавать конкретные предметы и действия».
  • Г. И. Щукина. «Специальное выборочное, наполненное сильными впечатлениями и устремлениями, отношение личности к окружающему миру, его объектам, действиям процессам».
  • И. Ф. Харламов. «Чувственно окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации, придающая деятельности человека увлекательный характер».

Из предложенных формулировок становится понятно, что пусть ученые и вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно обогащают его.

Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно.

Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.

Познавательный интерес и его развитие

Основы развития познавательного интереса

Развитие познавательного интерес можно разложить на базовые уровни:

  • Любопытство.
  • Любознательность.
  • Фактически познавательный интерес.
  • Творческая заинтересованность.

В этих уровнях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интерес

Определение 1

Любопытство – естественно обусловленная реакция человека на все внезапное, интригующее, притягивающее интерес. Оно представляет начальную форму познавательного интереса и обусловлено сугубо внутренними жизненными обстоятельствами. На данной ступени отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство часто становится отправной точкой в его развитии.

Определение 2

Любознательность – следующая ступень познавательной заинтересованности. Здесь ученик проявляет стремление к глубокому познанию вопроса, пониманию смысла изучаемого. Ученик, как правило, активен на уроках, задает вопросы педагогу, принимает активное участие в дискуссиях, читает дополнительную литературу по изучаемой теме.

Определение 3

Фактически познавательный интерес формируется в ходе работы. Он проявляется в желании глубоко проанализировать предмет изучения, вникнуть в суть познаваемого. При этом активность исходит от самой личности, а не со стороны, что обусловливает отсутствие угасания заинтересованности по завершению деятельности и побуждение к более глубокому погружению в изучаемый материал

На данной ступени интерес пробуждается к деятельности, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу дает возможность развития расширенной самостоятельности, при изучении конкретного материала.

Определение 4

Творческий познавательный интерес это степень заинтересованности личности, при которой пробуждается стремление к самостоятельному, творческому, поисковому осуществлению деятельности.

Условия формирования познавательного интереса

Опираясь на накопленный опыт, всевозможные исследовательские труды можно с уверенностью утверждать о существовании специфических условий, содействующих формированию, развитию и укреплению познавательной заинтересованности. К таким условиям можно отнести: 

  • Создание ситуаций, требующих решения познавательных задач, активного поиска, предположений, рассуждений. Формирование условий мыслительного напряжения, противоречивости суждений, конфликтов различных позиций, требующих самостоятельного разбирательства, принятия решения, занимания определенной позиции.
  • Организация и осуществление учебной деятельности соответственно возрастным особенностям детей и уровню их развития.
  • Создание положительной эмоциональной обстановки, оказывающей влияние на воспитанников в процессе работы и общения.

Данные условия совмещают в себе комплекс функций обучения, оказывают целенаправленное и косвенное воздействие на формирование познавательной заинтересованности.

Пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:

  • Личность учителя.
  • Суть преподаваемого материала.
  • Многообразность методов и способов обучения.

С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:

  • Стремиться обеспечивать вниманием каждого ученика, поддерживая «обратную связь» с классом, что позволит своевременно корректировать педагогический процесс, устранять недочеты, исправлять ошибки, давать необходимые пояснения.
  • Оценивать работу учащихся в совокупности, а не за отдельно взятый ответ.
  • Проявлять активность в развитии достоинств и положительных качеств личности учеников.
  • Развивать качества познавательного цикла, к которым относится фантазия, внимание, быстрота реакции и прочие.
  • Проявлять активность в стремлении комбинировать знания, связывая предметы своего курса с другими дисциплинами, что позволит расширить кругозор учащихся.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как наносить втирку на ногти на гель лак пошаговая инструкция
  • New aspiret отсасыватель инструкция по применению
  • Руководства стим sea of thieves
  • Посудомоечная машина beko dfs 5830 инструкция
  • Гепамед инструкция по применению взрослым для лечения